Международная защита прав человека и процессы глобализации в современном мире. Влияние процессов глобализации на развитие прав человека Права человека в контексте глобализации

Глобализацию можно описать как объективный процесс, в основе которого лежат историческое и технологическое развитие, в частности - развитие транспорта, средств связи и информационных технологий, и который оказывает глубокое воздействие на все сферы экономической, политической, социальной и культурной жизни. Она представляет собой усиливающееся взаимопроникновение рынков, коммуникаций и идей сквозь государственные границы и олицетворяет растущую взаимозависимость сграи мира. В результате глобализации события, происходящие в одной части мира имеют последствия для людей проживающих других его частях. Можно выделить несколько аспектов глобализации. Некоторые исследователи рассматривают глобализацию как преимущественно экономический процесс и даже синоним глобального капитализма, другие сосредотачивают внимание па росте международных институтов и организаций, третьи указывают на транснациональные демографические и культурные потоки, четвертые отмечают возникновение глобального гражданского общества185. Процессы глобализации не могли не затронуть и измерения прав человека.

О воздействии глобализации на права человека можно творить двояко. С одной стороны, глобализация ускоряет процессы экономического развития. Кроме того, более космополитичная и открытая международная система должна расширить свободу индивидов и увеличить их возможности по реализации и защите своих прав. С другой стороны, преимущества от процессов глобализации распределяются неравномерно и некоторые ее аспекты представляют собой угрозу правам и свободам. Это ставит перед международным сообществом задачу усиления международного режима прав человека.

Следует также отметить, что в результате процессов глобализации государство перестает быть единственным источником защиты прав человека. Развитие систсм связи и транспорта в значительной степени снизили возможности правительств контролировать потоки информации, знаний и идей и расширили возможности групп людей со сходными убеждениями организовываться вне зависимости от государственных границ, что способствовало развитию международных неправительственных организаций и возникновению международного или глобального гражданского общества186.

4.1. Экономический аспект глобализации и права человека

Одним из наиболее значимых последствий глобализации является се воздействие на осуществление социальных, экономических и культурных прав. Так, в периферийных странах уменьшились возможности правительств осуществлять контроль за экономическим развитием своих стран. Во многих случаях глобализация привела к дерегулированию или «повышению гибкости» рынков рабочей силы, что па практике означало изменение или отмену законов о труде, препятствующих увольнению рабочих, снижение заработной платы, внесение изменений в системы социального обеспечения, использование временной рабочей силы, осуществление поднайма работников, экстернализацию работников второстепенных предприятий и т.д187.

В результате открытия рынков стран с централизованно планируемой экономикой и стран третьего мира наблюдается значительный рост мировой торговли. Однако конкретные последствия глобализации значительно отличаются в зависимости от того места, которое страна занимает на международной арене.

Как отмечает X. Бенгоа «Если для одних сгран, находящихся па периферии мирового капитализма, глобализация означает открытие рынков и создание новых экономических, социальных и культурных моделей, для других стран, расположенных в центре мирового капитализма, этот процесс влечет за собой экспорт их экономических, социальных, политических и культурных ценностей и их развитие»188. Таким образом, глобализация, с одной стороны влечет концентрацию в развитых странах, а с другой стороны усиливает внутреннее неравенство, причем, как в развитых, так и в периферийных странах.

Усиление неравенства внутри стран вызвано тем, что страны конкурируют друг с другом за предложение транснациональным корпорациям как можно более дешевой рабочей силы и низких социальных и экологических расходов. Такие корпорации размещают свои предприятия в местах с наименьшими уровнями заработной платы и налогов, а также с максимальными возможностями в плане выбросов загрязняющих веществ. Многие правительства оправдывают уменьшение бюджетных ассигнований на образование и здравоохранение необходимостью снижения налогов на предприятия с целыо сохранения рабочих мест189. Таким образом, существует тенденция, когда международный капитал пытается обосноваться в странах с низкими уровнями заработной платы, с неразвитой системой социального обеспечения, низкими налогами и низким уровнем защиты

окружающей среды.

Наиболее неблагоприятно последствия процессов глобализации проявились в области распределения дохода. Выгода от процессов глобализации распределяется крайне неравномерно: благами глобализации пользуется лишь меньшая часть населения Земли, в то время как большинство людей оказались отстраненными от ее преимуществ. Нередко в результате глобализации их жизненный уровень лишь снижается. Причиной такого положения является то, что большинство стран третьего мира осуществляют свою макроэкономическую политику в соответствии с требованиями глобального капитализма. Конкурируя друг с другом за привлечение иностранных инвестиций, они принимали следующие меры для создания благоприятных условий для таких инвестиций: дерегулирование рынков труда, позволяющее снизить себестоимость продукции на предприятиях, расположенных в принимающей стране; дерегулирование или устранение излишних препятствий для добычи природных ресурсов, а также снижение экологических требований; создание финансовых механизмов, обеспечивающих беспрепятственный вывоз капитала и прибылей, предоставление таможенных и налоговых льгот. Такое развитие повлекло негативные последствия для бедных слосв населения и усилило неравномерность распределения доходов190. В ряде случаев появляются даже новые формы рабства, означающие, по сути, полное отрицание всех прав человека. Вместе с тем, некоторые негативные последствия глобализации затронули развитые сграны. Процессы глобализации привели к перемещению предприятий и целых отраслей экономики в страны с низкой оплатой труда, что привело к сокращению рабочих мест в развитых странах и послужило дополнительным источником имущественного расслоения и нищеты.

Таким образом, в результате глобализации человечество сталкивается со следующими проблемами275: 1)

Рост рыночной экономики и се глобализация привели к одновременному появлению двух социальных явлений: концентрации богатства и социальной изоляции. В результате этого некоторые страны и целые регионы в ряде частей мира оказались оторванными от процесса развития, обмена технологиями, стремительных перемен, происходящих в мире. При этом процессы изоляции происходят на трех уровнях. Во- первых, территориальная изоляция на международном уровне, которая выражается в том, что если некоторые районы мира подключаются к новой глобализации, то многие другие районы и регионы мира оказываются в стороне от нее. Во-вторых, территориальная изоляция внутри каждой из стран, где в новых условиях регионы, ранее надлежащим образом взаимодействовавшие с остальной страной, начинают скатываться к изоляции. В-третьих, изоляция на уровне социальных групп, на которые разделено общество. То есть внутри обществ существуют социальные группы, которые отторгнуты от него. Причем расслоение по доходам в обществе влечет за собой всс большие нарушения связей между такими группами и остальной частью общества. 2)

Несправедливое распределение доходов всегда сопровождается нищетой, причем с концентрацией доходов в одних руках растет как относительная, так и крайняя нищета. 3) Несправедливое распределение доходов при одновременном росте экономики создает взрывоопасную социальную ситуацию и приводит к размыванию основ единства общества. Слабозащищсниыс и обездоленные слои общества утрачивают веру в демократию, что ведет к появлению авторитарных и антидемократических режимов, шовинистических национальных движений, ксенофобии т.д.

Вместе с тем, как отмечает X. Бенгоа, глобализация нищеты стимулирует процесс массового осознания «глобализации прав». «Для верхов глобализация происходит в области торговли, информатики и т.д., а для низов глобализация затрагивает нрава. Бедные слои населения, бедные страны видят социальные различия на телевизионных экранах, слышат призывы к эгалитаризму, и в результате усиливается глобализация запросов и «стандартов» общества. Этические нормы выходят за узкие границы отдельного района, страны или региона»2"6.

Интернационализация прав человека. С середины XX в. начинается
новый этап, давший интенсивный импульс распространению прав че-
ловека - этап интернационализации. Их форсированное международ-
ное развитие происходило по ряду причин, отчасти по политическим
мотивам, а также под влиянием гуманитарной катастрофы Второй ми-
ровой войны и в связи с крушением колониальной системы. Права
человека вновь стали лозунгом, под которым осуществлялась борьба с
тоталитарными идеологиями и государственными режимами, против
всякой диктатуры и неограниченного насилия.

В этот период права человека особенно динамично выходят за пре-
делы собственно европейского пространства и появляются в законо-
дательстве и отчасти в практике стран, освободившихся от колониаль-
ной и иной зависимости. Права человека и народов сопровождают
процесс деколонизации (1945-1960). Это не означает, что незападные
страны познакомились с данным институтом только в указанный пе-
риод. Колониализм много ранее наглядно демонстрировал европей-

! Миронов Б.Н. Указ. соч С. 175,182, 303.


152 Глава 3 Эволюционная динамика нрав человека

ский стандарт жизни, действие конституционно-демократических
прав, защищавших интересы собственников и достоинство каждого
гражданина, плюрализм политической жизни, ограничение роли ре-
лигии и т.п., в течение всего своего существования в этих странах.
В конце XIX в. благодаря усилиям национальной элиты, получившей
европейское образование и реально оценившей преимущества демо-
кратических инструментов, в них начались постепенные преобразова-
ния, которые ускорили свою динамику особенно зримо в период рас-
пада колониальной системы.

После Второй мировой войны отмечается активное правотворчест-
во в области прав человека во всем мире, национальные системы осу-
ществляют поиск оптимальных моделей, обращаются к международ-
ной практике, обмениваются собственным опытом. Правам человека
посвящаются первые статьи и пространные разделы конституций.
Так, практически треть от общего объема статей Конституции Италии
1947 г., Конституции Испании 1978 г., Конституции Венесуэлы 1999 г.
касаются прав человека, причем каталог последних выходит далеко за
пределы их классического перечня.

Национальные правовые системы фиксируют не только собствен-
ные наработки в деле защиты прав человека, но и широко используют
нормативный и доктринальный положительный опыт зарубежных
стран. Конституционные тексты, созданные в это время, заметно одно-
типны, законодатели пользуются унифицированными формулировка-
ми. Профессор В.В. Маклаков отмечает, что «появление какого-либо
нового вида прав в одной стране рано или поздно влечет появление
такого же или подобного вида в другой»". Использование как между-
народной практики, так и зарубежного опыта становится общеприня-
тым, что позволяет более конструктивно и сообща решать массу про-
блем по защите человека.



Однако при этом наблюдаются и другие тенденции: из норматив-
ных источников постепенно исчезают некоторые виды прав первого
поколения, например право на сопротивление угнетению, право на
восстание, право народов на государственное самоопределение, т.е. те,
которые с точки зрения правительств подвергают опасности консти-
туционный правопорядок в стране.

Государства, проводя кампании конституционализации прав на
общей основе, начинают сталкиваться с большими трудностями. За-
имствование друг у друга норм, юридических конструкций и техноло-

1 Конституции зарубежных государств Учебное пособие / Под рсд В В Маклако-
ва М, 1997 С VII


§ 3 Инюрнаиионалшация и мобилизация нрав чстовска 153

гий, оказывается, не гарантирует автоматического действия прав,
поскольку невозможно перенести в новую среду механизмы функцио-
нирования. Встала проблема гарантирования прав, т.е. кардинальной
трансформации общественных отношений в сторону их благоприятст-
вования действию прав. А это является долгим процессом, требующим
времени и терпения, результаты работы отодвигаются на какую-то пер-
спективу. Все это вызывает неудовлетворенность и соответствующую
критику против идеи прав человека в целом, охлаждение к ней.

Однако подобная позиция и выводы, как представляется, торопли-
вы и не объективны. Права человека по предназначению и функциям
являются вариантом организации жизнедеятельности общества (с ак-
центом и ставкой на индивида как основного субъекта - двигателя
общественных отношений, а также как объекта (бенефициария) вни-
мания и защиты). Они связаны с фундаментальными основами бытия
и требуют перестройки базовых социальных связей по определенному
формату. Грандиозность поставленной задачи, естественно, не может
привести к моментальным успехам.

Увеличение общих черт и принципиальных установок, усиление
сходства норм о правах, механизмов и процессов их защиты, а также
использование универсальных средств международно-правового
уровня постепенно сближает национальные правовые системы, фор-
мирует единое правовое пространство и интернационализирует сферу
прав человека.

Интернационализация прав человека означает «сближение, углуб-
ление, взаимодействие, взаимное влияние»", она осуществляется в
двух основных формах - гармонизации и унификации национальных
систем. Гармонизация происходит на базе общих принципов, а унифи-
кация - путем введения в правовые системы государств единообраз-
ных норм 2 . Интернационализация прав человека является следствием
стандартизации условий и образа жизни, чему активно способствуют
политическое и экономическое сотрудничество, средства массовой ин-
формации, обмен произведениями науки, литературы и искусства, де-
ятельность международных организаций, заключение международных
договоров, прямая рецепция и конвергенция правотворчества в сфере
прав.

Интернационализация прав человека оказалась возможной благо-
даря доброй воли государств, их правительств и народов сотрудничать
во имя развития всеобщего уважения достоинства человека. С этого

" ЛукашукИИ Глобализация, государство, право, XXI век М,2000 С 3
2 См там же С 44-45


154 Глава 3 Эволюционная динамика прав человека

момента становится широко известным понятие «классический пере-
чень прав человека», который характеризует содержание конституций
с позиции отражения ими идеи правочеловеческой защиты и позво-
ляющий поэтому относить режим государств к демократическим либо
ориентирующимся на демократию.

Интернационализация прав человека является следствием глав-
ным образом международного сотрудничества государств. Начало
этому этапу было положено созданием Организации Объединенных
Наций и принятием ее Устава как многостороннего договора, обязы-
вающего государства-члены соблюдать основные права и свободы ин-
дивида, не допускать какой-либо дискриминации (ст. 3,55).

Этот важный шаг стал возможным благодаря существованию дву-
сторонних международных соглашений более раннего периода, так или
иначе затрагивавших права человека, например Вестфальские догово-
ры 1648 г. о свободе вероисповедания, документы об отмене рабства
(Вашингтонский договор 1862 г., акты Брюссельских конференций
1867 и 1890 гг., Берлинские документы 1885 г., Женевская конвенция
1926 г.), нормы о законах и обычаях войны (Парижская декларация
1856 г., Женевские конвенции 1864 и 1906 гг., Гаагские конвенции
1899 и 1907 гг.), Конвенции о защите беженцев 1933 и 1938 гг. и др.

Интернационализации и прогрессу в области прав человека спо-
собствовало учреждение в 1864 г. Международного Комитета Красно-
го Креста, а в 1919 г. - Международной организации труда и Лиги
Наций. И хотя Лига Наций не ставила перед собой специальных задач
в сфере прав человека, но под ее эгидой были заключены чрезвычайно
важные соглашения, касающиеся борьбы с рабством и работорговлей,
пресечении торговли женщинами и детьми, защиты религиозных, эт-
нических и языковых меньшинств, защиты человека в период воору-
женных конфликтов и т.д. 1

Следует отметить, что, несмотря на осуществлявшееся в опреде-
ленных рамках контакты по проблемам прав человека, все-таки до
ООН цель создания единой, всесторонней международной защиты
прав не ставилась, индивидуальные права продолжали рассматривать-
ся как исключительно внутреннее дело государств. Сотрудничество
по отдельным вопросам прав человека началось с конца XIX в., а ин-
тернационализация прав как результат такого сотрудничества на по-
стоянной основе относится не ранее чем ко второй половине XX сто-
летия.

* См Права человека Учебник для вузов / Отв рсд ЕА Лукашева М, 1999
С 461-462


§ 3 Ишсрнаццоналнзация и ыобалмзация нрав человека 155

Интернационализация прав человека на международном уровне
сопровождалась развитием принципа всеобщего уважения к правам
человека, который послужил толчком для выработки ряда других ос-
новополагающих принципов: принципа равноправия и запрета дис-
криминации, принципа равенства прав мужчин и женщин, принципа
соблюдения основных прав в период чрезвычайных ситуаций и воору-
женных конфликтов и т.д. Принцип уважения прав человека сегодня
стал одним из основных в международном праве.

На Московском совещании Конференции по человеческому изме-
рению СБСЕ (сентябрь 1991 г.) было заявлено, что права человека
представляют непосредственный интерес всех государств-участников
и не относятся к числу исключительно внутренних дел того или иного
государства. Встречи на высшем уровне в Хельсинки (1992 г.) и на
уровне министров в Копенгагене (1997 г.) еще раз подтвердили заяв-
ление о приоритетности принципа уважения прав человека. Генераль-
ный секретарь ООН К. Аннан отмечал, что суверенитет государств
«никогда не предназначался для того, чтобы служить правительствам
лицензией на попрание прав человека и человеческого достоинства.
Суверенитет предполагает ответственность, а не просто власть»".

Отношения на международном уровне по правам человека укре-
пились в результате создания и деятельности межгосударственных
и общественных структур, которые организовывались специально
для сотрудничества в сфере прав человека либо включали права че-
ловека в число своих приоритетных направлений. Сегодня создана
и существует общая всемирная связь государств и народов, сотруд-
ничающих на базе общечеловеческих интересов и ценностей, т.е.
универсальная система прав человека. Действуют и региональные
системы, которые появились в силу общей социокультурной иден-
тичности тех или иных народов и отражают тенденции самоутверж-
дения цивилизаций.

Признанным лидером среди них стала ООН, которая «представля-
ет собой объединение суверенных государств, но права, для защиты
которых она существует, принадлежат народам, а не правительст-
вам» 2 . Механизм уважения и защиты прав в рамках ООН многообра-
зен. Координирующие функции выполняют главные органы (Гене-
ральная Ассамблея, ЭКОСОС), а также Генеральный секретарь и его
заместитель - Верховный комиссар ООН по правам человека. От-
дельные контрольные функции лежат на специализированных учреж-

* Аннан Кофи А Проблемы вмешательства ООН 1999 С 5
2 Там же С 13


156 Глава 3. Эволюционная динамика нрав человека

дениях (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО, др.), Комиссии по правам человека,
Комиссии по положению женщин, Комиссии по предупреждению
преступности и уголовному правосудию, Подкомиссии по поощрению
и защите прав человека. Управлении Верховного комиссара по делам
беженцев, Международном чрезвычайном фонде помощи детям и т.д.

Региональное сотрудничество по правам человека представлено
Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ -
ОБСЕ), Советом Европы, Европейским союзом, Организацией амери-
канских государств, Организацией африканского единства (Африкан-
ским Союзом), Содружеством Независимых Государств, Организа-
цией Исламская конференция.

Прекращение конфронтации между Востоком и Западом способ-
ствовало установлению диалога между странами, который получил
наименование «человеческое измерение». С его помощью отношения
в сфере прав человека были деидеологизированы.

Сотрудничество по правам человека на разных уровнях осущест-
вляется в многообразных формах, прежде всего, путем выработки еди-
ных стандартов, определяющих круг прав и свобод человека. К насто-
ящему времени принято более 100 универсальных договоров и свыше
200 региональных 4 . Среди них наибольшую значимость имеют доку-
менты, разработанные под эгидой ООН: Всеобщая декларация прав
человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социаль-
ных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о граждан-
ских и политических правах 1966 г. и два протокола к нему (Билль о
правах человека), Конвенция о предупреждении преступлений гено-
цида и наказании за него 1948 г., Конвенция о ликвидации всех форм
расовой дискриминации 1965 г., Конвенция против пыток и других
жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обраще-
ния и наказания 1984 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. (всего
более 90 соглашений, деклараций и других документов) 2 .

Не менее чем 90 национальных конституций, принятых после
1948 г., воспроизводят положения Всеобщей декларации прав челове-
ка и других документов Билля о правах 3 . Так, Конституция Аргенти-
ны 1833 г. в редакции 1994 г. записала: «Американская декларация
прав и обязанностей человека, Всеобщая декларация прав человека,

) См.: Словарь прав человека и народов / Отв ред. RA. Тузмухамсдов, В.И. Кузне-
цов. М., 1993. С. 118.

2 См.: Азаров Л., Ройтер В., Хюфпер К. Защита прав человека. Международные и
российские механизмы. М., 2000. С. 12.

3 См.: Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред.
Е.А. Лукашева. М., 2000. С. 266.


§ 3. Ингсрнацнонализация и глобализация прав человека 157

Американская конвенция о правах человека обладают конституцион-
ным рангом и должны толковаться как дополняющие права и гаран-
тии конституции» (п. 22 ст. 75). Положения Международного билля о
правах лежат в основе универсальной концепции прав человека.

Системы регионального нормативного уровня дополняют универ-
сальные положения, а в некоторых отношениях и повышают степень
требовательности к защищенности и эффективности реализации прав
и свобод. Регионализация в сфере прав началась как реакция на уни-
версальные стандарты, которые потребовали своей адаптации к спе-
цифике культур разных стран и цивилизаций.

В Европе, естественно, принято наибольшее количество таких
норм: в рамках Совета Европы действует Европейская конвенция о
защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейская соци-
альная хартия 1996 г.. Европейская культурная конвенция 1954 г.,
Конвенция о пресечении терроризма 1977 г., Рамочная конвенция о
защите национальных меньшинств 1997 г., Конвенция о защите чело-
веческого достоинства в связи с применением биологии и медицины
1997 г. и др.

В декабре 2000 г. Европейский Союз принял Хартию об основных
правах.

Наиболее значимыми документами по правам.человека СБСЕ -
ОБСЕ стали Хельсинкский Заключительный акт 1975 г., Итоговый
документ Венской встречи 1989 г., Парижская хартия для новой Евро-
пы 1990 г., документы Копенгагенского и Московского совещаний
Конференции по человеческому измерению 1990 и 1991 гг.

Стандарты прав человека разработаны и в договорной практике
участников Содружества Независимых Государств (СНГ), это: Кон-
венция о правах и основных свободах человека 1995 г., Соглашение о
помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г., Конвенция
об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшин-
ствам 1994 г. и т.п.

В других регионах мира действуют: Американская декларация
прав и обязанностей человека 1948 г., Американская конвенция о пра-
вах человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов
1981 г., Каирская декларация по правам человека в исламе 1990 г.,
Арабская хартия прав человека 1994 г. и др.

Закрепление в международных документах стандартов прав чело-
века имело важное значение, поскольку, во-первых, помогло сложить-
ся представлению о том, какие именно субъективные права следует
относить к категории прав человека, во-вторых, способствовало фор-
мированию универсальной и социокультурных концепций прав чело-
века, в-третьих, облегчило процесс интернационализации прав, и


158 Г iaea 3 Эволюционная динамика прав чс-ювска

в-четвертых, существенно воздействовало на улучшение ситуации с
правами человека во всем мире.

Создание универсальной концепции прав человека, ее отражение в
Международном билле, широкое использование института прав в
международной практике политических, экономических, межкультур-
ных отношений, их включение в планетарные стратегии решения все-
общих проблем, проникновение идей правочеловеческой защиты в за-
конодательство и государственно-правовую сферу практически всех
стран мира и превращение их на новой почве в фактор внутренней
жизни - свидетельства приобретения правами человека универсаль-
ного характера, их задействованности в поиске демократической мо-
дели объединения человечества.

Значимой формой сотрудничества в области прав человека стало,
принятие на себя государствами добровольных обязательств по меж-"
дународным договорам и желание их добросовестного исполнения в
рамках национальных правопорядков. Это предполагает приведение.
внутреннего законодательства в соответствие с международными тре-
бованиями, создание или реорганизацию деятельности государствен-
ных структур, совершенствование административных и судебных про-
цедур обеспечения и защиты прав человека, формирование и реализа-
цию государственных программ и проектов поддержки прав человека.

В последние годы действительно был достигнут некоторый про-
гресс в этой части. Были созданы также национальные учреждения
мониторинга в области прав человека. Государственные власти зани-
мались образованием и просвещением, формированием культуры
прав человека.

Культура прав человека - новая задача, поставленная в связи с
проблемами укрепления действия прав. Она - одно из главных усло-
вий реализации прав. Эксперты, участвовавшие в разработке Хартии
Европейского Союза об основных правах, отмечали по этому поводу:

«Основные права полезны лишь тогда, когда граждане знают об их
существовании и о возможности их использования. Следовательно,
решающее значение имеет провозглашение и предоставление данных
прав, что позволит каждому их узнать и воспользоваться ими; други-
ми словами, основные права должны быть видимыми»".

Создание разветвленной сети международных механизмов и про-
цедур за соблюдением принятых на себя государствами обязательств
превратилось в важное средство воздействия международного сооб-

* Affirmation dcs droits fondamentaux dans 1"Union curopeenne ll cst temps d"agir
Raport du groupe d"cxpcrts en maticre dc droits fondamentaux Bruxclles Commission
europccnnc 1999 P 11


§ 3 Итсрнацпопалнэация и глоба низания прав чстовека 159

щества на национальные власти с целью заставить последних пере-
ориентироваться во внутренней политике, а также повысить уровень
ответственности за деятельность в сфере прав человека.

Мерами контроля и обеспечения стали: рассмотрение конвенцио-
нальными и иными международными структурами периодических до-
кладов государств - членов тех или иных соглашений о прогрессе,
достигнутом ими за отчетный период; рассмотрение жалоб, петиций,
обращений отдельных лиц или групп на нарушение их прав; изучение
или расследование докладчиками, рабочими группами, миссиями экс-
пертов ситуаций, касающихся грубых, массовых и систематических
нарушений прав; создание международных программ консультатив-
ных услуг по оказанию помощи правительствам в законотворчестве, в
профессиональной подготовке, в предупреждении конфликтов и обу-
чению методам их разрешения; полномочия и деятельность междуна-
родных должностных лиц в сфере защиты прав человека; механизмы
и средства разрешения споров о толковании или выполнении обяза-
тельств по правам человека; привлечение к международной уголовной
ответственности физических лиц за грубые нарушения норм о правах,
и др.

Некоторые нарушения прав человека стали рассматриваться как
международные преступления, т.е. как тяжкие посягательства на до-
стоинство человека и его права. В 1945-1946 гг. понесли наказания по
приговорам Нюрнбергского и Токийского международных военных
трибуналов высшие должностные лица государств, развязавших пре-
ступную агрессию против народов. В 1993 и 1994 гг. созданы Между--
народные уголовные трибуналы для преследования лиц, ответствен-
ных за геноцид, этнические чистки и другие тяжкие преступления
против человечности в Югославии и Руанде. В 1998 г. создан для
функционирования на постоянной основе Международный уголов-
ный суд, принят его Статут, позволяющий привлекать к международ-
ной ответственности за геноцид, агрессию, преступления против чело-
вечества и военные преступления. Комиссией международного права
разработан проект Кодекса преступлений против мира и безопасности
человечества.

Наделение надгосударственных органов и лиц полномочиями при-
нимать решения от имени международного сообщества - свидетель-
ство приобретения институтом права человека новых качеств: с осо-
бым акцентом был поставлен вопрос о реальности прав, поскольку
теперь появился новый мощный механизм, которому можно пожало-
ваться на притесняющие граждан национальные власти. Интернацио-
нализация укрепила механизмы защиты прав, перевела разговор с их
признания на обеспечение


160 Глава 3. Эволюционная динамика нрав человека

Широкое распространение получило привлечение неправительст-
венных организаций для обсуждения вопросов прав человека на меж-
дународной арене. «Говорить в один голос» 1 , формировать мнение ми-
ровой общественности, консолидировать совместные усилия стало
широкой практикой во второй половине XX в., способствующей пони-
манию и решению общих задач человечества.

Теоретически и практически к концу XX в. получила развитие
концепция универсального сотрудничества в сфере прав человека. На
Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.) 170 уча-
ствовавших государств подтвердили свои обязательства по защите
прав человека, еще раз отметили, что обеспечение уважения прав че-
ловека остается их приоритетной целью. Принятая Программа дейст-
вий ориентирована в направлении от установления стандартов к их
реализации, ее усилия сконцентрированы на создании условий, необ-
ходимых для формирования всеобщей культуры прав человека.

Все эти тенденции и положительные сдвиги внушают определен-
ный оптимизм в части перспектив прав человека. Однако сохраняют-
ся и серьезные проблемы, замедляющие или даже блокирующие про-
гресс на этом поприще.

Профессор С.В. Черниченко приводит огромный перечень таких
проблем, возникающих только на международном уровне. Он считает,
что сохраняется опасность политизации вопросов прав человека при
их обсуждении на межгосударственной арене; несовершенство и рост
механизмов и процедур защиты прав усугубляются их хаотичностью,
дублированием, огромными финансовыми расходами, неэффектив-
ностью; отсутствуют критерии рассмотрения индивидуальных случа-
ев нарушения прав человека, когда заинтересованное государство воз-
ражает против этого; отсутствуют критерии, позволяющие опреде-
лить, совершаются ли в государстве грубые и массовые нарушения
прав; не решен вопрос о механизмах реагирования на неотложные
случаи нарушения прав; сохраняется тенденция рассмотрения про-
блем прав человека без учета социально-политической и экономичес-
кой ситуации в том или ином государстве; широкие слои населения и
должностные лица государств недостаточно информированы о ре-
зультатах обсуждения данных вопросов; международные органы
столкнулись с потоком жалоб, который не позволяет своевременно и
квалифицированно на них реагировать 2 .

1 Азаров А, Ройтер В., Хюфнер К. Указ. соч. С. 33.

2 См.: Черниченко С.В. ООН и права человека // Права человека в России: декла-
рации, нормы и жизнь. Материалы Международной научной конференции, посвящен-
ной 50-летию Всеобщей декларации нрав человека. М., 1999. С. 79.


§ 3. Интернационализация и глобализация прав человека 161

Итоги полувекового развития идеи прав человека, когда она стала
достоянием мирового сообщества, сегодня оцениваются крайне низко.
Отмечается, что задача обеспечения всеобщего уважения прав челове-
ка остается «трудноразрешимой», состояние положения дел с правами
в настоящем мире рисует «мрачную картину»", ООН не сумела пока
достичь заявленной цели остановить грубые нарушения прав, итоги
влияния Всеобщей декларации прав человека на правовое простран-
ство воспринимаются общественностью критически 2 , ситуация с пра-
вами человека скорее ухудшается, чем улучшается 3 .

Даже в государствах с устойчивой демократической системой, от-
мечает И.И. Лукашук, основная масса населения оказывает все мень-
шее влияние на политику государства, которая находится под контро-
лем крупного капитала. Право избирать и быть избранным, свобода
слова в значительной мере носят символический характер. Сложная
ситуация в странах, находящихся в процессе перехода к рыночной
экономике. Основные права человека закреплены в конституциях, но
для их реализации необходим соответствующий уровень экономичес-
кого, политического и культурного развития, который не достигается
в одночасье. В развивающихся странах отсутствуют необходимые ус-
ловия для прав человека; могут ли свобода слова, создание партий и
политическое участие считаться основными принципами в стране, где
доминируют безработица, нищета и антисанитария? 4

Но эта критика свидетельствует и о другом, не менее важном: об-
щественное сознание доросло до понимания высоких гуманитарных
проблем, стоящих перед человечеством, мировое сообщество взялось
з,а решение чрезвычайно сложной задачи навести порядок в общежи-
тии, помня о человеке не как о его средстве, а как общественной цели.
И.И. Лукашук сделал вывод о том, что для прав человека сегодня «со-
зданы определенные международно-правовые и государственно-пра-
вовые предпосылки...» и прогнозирует, что «утверждение прав челове-
ка приведет к существенным переменам в большинстве государств и в
их правовых системах» 5 .

Глобализация прав человека. С 70-х гг. XX в. права человека по-
степенно стали приобретать глобальные черты, что явилось отражени-

1 Атшн Кофи Л. Годовой доклад о работе Организации Объединенных Наций за
2001 год. С. 87.

2 См.: Терновая JI.O Международная культурология (Политические реалии XX
века и проблемы их духовного отражения). М., 1999. С. 104.

3 Лукашук И И. Указ. соч. С. 15.

4 См. там же. С. 16.
;> Там же. С. 17.


162 Глава 3 Эволюционная динамика нрав человека

ем известной стандартизации витальных и социальных потребностей
людей. Усиливающаяся сходность условий жизни, складывающиеся
общие экономическое, информационное, культурное пространства,
интернационализация и транснационализация связывают индивидов
с системами больших масштабов. «Интернационализация вступила в
завершающую фазу, - пишет Э.Г. Кочетов, - мир становится единым
не только с философской точки зрения, но и в реальности» 1 . Происхо-
дит смена цивилизационной парадигмы развития, планетарная жизнь
становится взаимозависимой, мироцельной. Мировое сообщество
вплотную подошло к появлению нового феномена - всемирной циви-
лизации, охватывающей все человечество. Права человека, являясь
отражением и активным рычагом этих процессов, перешли на следую-
щий уровень своего развития - уровень глобализации. Они демон-
стрируют свою достаточную зрелость для участия в проблемах «гло-
бальной гармонизации» 2 мира.

Если интернационализация прав человека проявилась в том, что
этот институт стал широко распространяться на планете, усваиваться
национальными правопорядками, развиваться на основе универсаль-
ных принципов, а равно в социокультурных модификациях, то глоба-
лизация прав человека отразила тенденцию связанности отдельного
со всеобщим - статус и социальное самочувствие индивида стали не
только зависеть, но и активно влиять на жизнь народов, цивилизаций
и человечества в целом, и наоборот. Так, законодательство о правах
человека в той или иной стране сегодня отличается очевидным при-
сутствием черт универсальности, нарушение прав отдельного челове-
ка или группы людей приобретает характер опасности планетарного
масштаба (например, экологические катастрофы, терроризм), права
человека стали «терпящей стороной», а равно инструментом разреше-
ния всех глобальных проблем.

Права человека как основа мира и фактор устойчивого развития. Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы могут быть полностью осуществлены (ст. 28 Всеобщей декларации прав человека 1948 года). Основным фактором, влияющим на современный социальный и международный порядок является глобализация (усиливающаяся интеграция экономик и обществ во всем мире).

Глобализация является не просто экономическим процессом, но и включает социальный, политический, экологический, культурный и правовой аспекты, которые оказывают воздействие на осуществление в полном объеме всех прав человека. Процессы, ассоциируемые с глобализацией, высвободили энергию, которая стремительно выводит мировую экономику на качественно новую траекторию развития. При этом степень и характер участия различных категорий стран в глобальных рынках существенно различны. Поэтому восприятие глобализации в значительной степени зависит от способности людей воспользоваться создаваемыми ею возможностями .

Поощрение и защита прав человека являются вопросом первостепенного значения для международного сообщества. В преамбуле Устава ООН 1945 года подчеркивается: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости...вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций» . С принятием Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека 1948 года права человека составляют существенную часть международного правопорядка. Признается универсальность этих прав и свобод. Правовой статус отдельных категорий индивидов подробно регулируется международными договорами (беженцы, трудящиеся-мигранты и др.). За индивидами признается право обращения в международные органы, включая суды, в случае нарушения их международно-признанных прав человека. Предусматривается международная уголовная ответственность физических лиц за международные преступления, вызывающие серьезную озабоченность всего международного сообщества. Тем самым индивиды становятся участниками некоторых международных отношений, регулируемых нормами международного права, в связи с чем в юридической литературе получает все большее распространение концепция специфической (или ограниченной) международной правосубъектности индивида.

Укрепление международного сотрудничества в области прав человека имеет существенное значение для обеспечения мира и устойчивого развития. Международное экономическое и социальное сотрудничество включает содействие всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии (ст. 55 Устава ООН). Усилия международного сообщества в деле обеспечения всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех способствуют стабильности и благосостоянию, которые необходимы для установления мирных и дружественных отношений между нациями, и улучшению условий мира и безопасности, а также социального и экономического развития . Права человека стали центральным элементом глобального диалога о мире, безопасности и развитии в деятельности Организации Объединенных Наций. В связи с этим договорные органы по правам человека и независимые эксперты по правам человека осуществляют постоянный мониторинг и расследования ситуаций в области прав человека с тематической и страновой точки зрения.

Международным сообществом признается, что права человека, верховенство права и демократия взаимосвязаны и подкрепляют друг друга и что они относятся к универсальным и неделимым основным ценностям и принципам Организации Объединенных Наций .

Экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права и право на развитие признаются универсальными, неделимыми, и взаимоукрепляющими правами каждого человека без дискриминации. Вместе с тем продолжаются споры вокруг предполагаемых культурных особенностей прав человека.

На национальном уровне расширяются права индивидов участвовать в принятии важных политических решений, влияющих на их жизнь на международном, национальном и местном уровнях. В большинстве конституций, принятых в последние десятилетия детально регулируются права и свободы человека и гражданина на основе международно-правовых актов, ратифицированных подавляющим большинством государств мира. Современное конституционное регулирование статуса личности содержит обычно четыре стороны: гражданство, основные права и свободы человека и гражданина, основные обязанности человека и гражданина и специальные права некоторых лиц, принадлежащих к отдельным категориям населения .

Конституция РФ определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ) .

Соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права. В теории международного права были разработаны две основные концепции по данному вопросу. Согласно монистической концепции международное и национальное право выступают в качестве отдельных элементов всеобщего правопорядка, в котором преимущество действия принадлежит международному праву. Дуалистическая концепция исходит из того, что международное и внутригосударственное право функционируют раздельно, и международное право применяется на внутригосударственном уровне только в том случае, если это урегулировано национальным правом.

В последние десятилетия получает распространение точка зрения, что многообразие видов международно-правовых норм и внутригосударственных механизмов реагирования делает невозможным определение соотношения международного и внутригосударственного права на основании единого теоретического подхода . Поэтому в юридической науке и практической деятельности государств и международных организаций различные юридические ситуации рассматриваются с позиций как дуалистической, так и монистической теории.

Наиболее важной в области прав человека является проблема взаимодействия международного права и конституционного права. Выделяют три основные подхода к определению связи международно-правовых и конституционно-правовых норм в области прав человека в конституциях: 1) закрепление принципа прямого действия норм международного права в области прав человека, а также в признании их особой юридической силы; 2) увязка действия международно-правовых норм в области прав и свобод с фактом заключения международных договоров; 3) непосредственная ссылка на ведущие международные акты в области прав и свобод .

Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Одновременно с этим в международном праве должны учитываться нормы внутригосударственного права, получившие всеобщее признание в национальных правовых системах (Решение Международного Суда ООН по делу о компании «Барселона трэкшн, лайт и пауэр лимитед» 1970 г.) .

Права человека как отрасль современного международного права. Международное право в области прав человека закрепляет обязанности государств по обеспечению и соблюдению основных прав человека без всякой дискриминации, как в обычных правовых условиях, так и в случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, а также устанавливает ответственность за нарушение основных прав человека.

В основе всей совокупности прав человека лежат следующие фундаментальные принципы: равенство; участие; подотчетность; недискриминация как на национальном, так и на международном уровнях; уважение многообразия; терпимость, а также международное сотрудничество и солидарность .

Формы международного сотрудничества в области прав человека. Всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод без ка-кого бы то ни было различия является основополагающей нормой международного права в области прав человека. Формами международного сотрудничества в рассматриваемой сфере являются кодификация и прогрессивное развитие международного права в области прав человека, содействие всеобщей ратификации и соблюдению международных договоров в области прав человека, консультационные услуги и техническое сотрудничество в области прав человека, содействие укреплению национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека, создание эффективных международных механизмов контроля за соблюдением прав человека, пресечение грубых нарушений прав человека и др.

Права и свободы человека - одна из вечных проблем развития человечества, прошедшая через тысячи лет, но неизменно находящаяся в центре внимания правовой и общественной жизни.

«Всемирная история, - писал Гегель, - это прогресс в сознании свободы, прогресс, как в смысле познания объективной истины, так и внешней объективизации достигнутых ступеней познания свободы в государственно-правовых формах».

Другими словами каждое последующее поколение человечества постигает всё новый и новый уровень понимания прав человека. И если, относительно ещё недавно говорили о так называемой «негативной свободе», обязывающей государство воздержаться от вмешательства в сферу личной свободы граждан, то сейчас уже говорят о коллективных правах (право на мир, на здоровую окружающую среду, право на общечеловеческое наследие).

Вообще развитие - это неотъемлемый атрибут любых динамических систем. Человек, общество, государство - это всё сложные динамические системы, в которых происходят постоянная детерминация тех или иных явлений. Соответственно помимо развития понимания прав человека в мире происходят и иные крупные процессы и изменения, оказывающие друг на друга непосредственное влияние.

Одним из таких процессов является «глобализация», который воспринимается всеми по-разному. Так, одни пророчат процветание, другие наоборот видят в нем закат человеческой истории. Однако те и другие отмечают, что глобализация - это сложный макромасштабный процесс, охватывающий все сферы жизни общества.

Рассмотрим некоторые аспекты влияния глобализации на права и свободы человека.

Одной из особенностей глобализации является постепенное «стирание» существующих государственных границ. Открытость государств приведет к появлению качественно нового мирового пространства, характеризуемого всеобщей восприимчивостью к любым проявлениям (положительным или отрицательным) жизнедеятельности человека.

Хорошо это или плохо однозначно ответить трудно, но основной причиной глобализации, является развитие человеческого разума, способствующее появлению научных достижений, перевернувших раннее существовавшие средства коммуникации и формы восприятия мира. Называемые же в качестве причин восстановление западным миром ведущей геополитической роли, глобальные проблемы человечества и другие, всё это, является лишь условиями, которые активизировали, в той или иной мере, процессы глобализации. Удержать развитие человеческого разума невозможно, кроме как уничтожить человечество, а значит, прекратить процесс глобализации может только гибель человечества. Пока существует человечество, существует идея глобализации. Таким образом, глобализация - это процесс естественный и неотвратимый, но в зависимости от доминирования тех или иных условий, развиваться он может в двух альтернативных направлениях: по пути постоянных конфликтов к крушению человеческой цивилизации, или путем справедливости и согласия к миру и развитию в новой эпохе.

По мнению Тойнби, это самый главный и трудный вопрос сегодняшнего дня. «Человечеству, - пишет он, - требуется незамедлительно выработать некие механизмы достижения справедливости, причем не только ради нас самих, но и ради нашей уверенности в самосохранении».

«Трудный путь достижения справедливости - каждому быть справедливым. Это тяжело, но этот путь, несомненно, открыт, и это путь, по которому идут святые». И первым шагом к святости, как отмечает Тойнби, является обретение некоторого чувства ответственности и действовать согласно ему путем сдерживания своих собственных эгоцентричных порывов. Вторым шагом будет осознание человеком новой роли хранителя своего брата.

Именно от осознания каждым человеком «новой роли хранителя своего брата», от понимания им высочайшей ценности прав и свобод любого человека, зависит будущее всего человечества.

По результатам проведенного мной осенью 2002 года в г. Ижевске анкетирования мужчин и женщин, в возрасте от 18 до 70 лет, стало видно, что из 131 человека, при вопросе, что является высшей ценностью государства, ответили:

  • 2,3% - государственный золотой запас;
  • 9,92% - нефтяные запасы;
  • 9,92% - национальные (религиозные) традиции;
  • 76,33% - права и свободы человека;
  • 1,53% - затруднились ответить.

Таким образом, мы видим, что более ѕ опрошенных в г. Ижевске мужчин и женщин считают права и свободы высшей ценностью государства.

К сожалению, такого понимания придерживаются не все. По мнению Керстена Книппа, люди в настоящий момент так ни о чём, менее едины, как о своих правах. Права человека не появляются в идеальном пространстве по ту сторону всех местных традиций, географии и исторического опыта.

Профессор Геттингенского университета (ФРГ) Али Якхеши задает вопрос, могут ли свобода слова, создание партий и политического участия считаться основными принципами в стране, где доминируют безработица, нищета и антисанитария? Он выступает против навязывания исламским странам западных стандартов. Должна быть найдена новая концепция прав человека, учитывающая различия в культуре государств.

Действительно, к началу XXI века социальная раздробленность населения планеты не уменьшилась, а наоборот увеличилась. Так, в настоящее время самая богатая (одна пятая) часть населения планеты имеет 86% мирового внутреннего продукта, при этом на долю самой бедной части (20% населения планеты) приходится всего 1%. Более половины населения Земли - свыше 3 млрд. человек страдают от недоедания. Пять миллионов детей умирают ежегодно от недоедания, а многие миллионы не способны учиться и овладевать профессиями из-за постоянного голода. Это не может благоприятно сказываться на понимании друг друга.

По данным Госкомстата Удмуртской Республики, в 2002 году в республике за чертой бедности проживало 510 000 человек (31,6%), в 2001 году за чертой бедности проживало 607 000 человек (37,4%).

По мнению Мартина и Шумана, по мере расширения в обществе экономической пропасти между бедными и богатыми первые все чаще видят политическое спасение в отделении и обособлении.

Культура, традиции, религия же каждой нации, является величайшей ценностью в мировой культурной обители, и изначально несут в себе положительное интегрирующее зерно.

И.А. Ильин сравнивал национальные культуры с «глубочайшими колодцами духа» и «священными огнями жизни», ибо «в них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания молитвы и мысли».

Далай Лама на Венской конференции по правам человека сказал: «В той мере, в какой дело касается прав человека, не имеет значения, является ли он человеком Востока или Запада, Юга или Севера, белым или черным, или желтым - все человеческие существа обладают одинаковыми правами с рождения до смерти. Мы все одинаковы».

Отсутствие же элементарных условий поддержания жизнедеятельности и развития человека, благоприятствуют проникновению в социум и завладению умами людей низких экстремистских идеологий.

Исходя из вышесказанного, увеличение социального разрыва между бедными и богатыми, игнорирование социальной поддержки наиболее незащищенных слоев населения планеты очень опасно, и способно привести к социальному бунту, к взрыву национализма, экстремизма, а это в глобальном мире может привести к краху человеческой цивилизации.

В этом отношении убыток суверенитета вследствие глобализации состоит в том, что ошибка наказывается сильнее.

Уровень прав и свобод человека, также непосредственно связан с уровнем развития гражданского общества.

Гражданское общество - правовое демократическое общество свободных индивидов, ориентированное на конкретного человека, создающее возможность всесторонней реализации его прав и свобод, путем выработки механизмов ограничения и контроля за деятельностью государства.

Под влиянием процессов глобализации происходит и изменение гражданского общества, оно переходит от рамок национального в рамки глобального. Суверенное же государство, обладающие верховенством власти и монополией принуждения на всей территории страны, в эпоху глобализации, теряет былую свободу в принятии решения. Большое влияние в мире начинают приобретать различные международные организации. Так, транснациональные корпорации, используя открытость границ и свои материальные возможности, выделяемые на разработку новейших образцов продукции, фактически вытесняют с рынков продукцию более мелких национальных компаний, что приводит к банкротству последних и как следствие, к увеличению числа безработных.

Для привлечения инвестиций транснациональных корпораций, государство вынуждено лавировать между интересами общества и интересами данных корпораций, создавая более благоприятные инвестиционные условия: низкие налоги, размер социального страхования, требования по охране окружающей среды. Фактически происходит ограничение не только государственной власти, но нарушение интересов людей, проживающих на территории данного государства.

По мнению, Дж. Сороса, рынки далеки от совершенства. Они способны удовлетворить лишь частные потребности, удовлетворение же общественных выходит за рамки их возможностей.

В таких условиях, главной задачей глобального гражданского общества, для обеспечения соблюдения прав и свобод человека, является выработка механизмов ограничения и контроля за деятельностью не только государства, но и различных транснациональных организаций.

Как отметил Ю. Хабермас: «В переходе от национально-государственного к космополитическому порядку, точно не знают, что опаснее: погибающий мир суверенных субъектов международного права, которые давно потеряли их невиновность, или неясное положение смеси супернациональных учреждений …».

Для решения данной задачи и создания надежного фундамента будущей мировой политической организации человечества, обеспечивающий защиту и реализацию прав и свобод человека, необходимо сотрудничество между государствами, наделенными властью своего народа и различными общественными объединениями.

В настоящий момент, к сожалению, уровень экономической глобализации, руководимый желанием получения максимальных прибылей, превосходит уровень глобализации в области защиты прав и свобод человека. Противодействовать этому также необходимо путем межнационального сотрудничества общественных объединений. Своеобразная правозащитная сеть, имеющая свои центры в каждом регионе мира, включающая в себя миллионы людей, решающих конкретные проблемы на местах, укрепит гражданское общество и создаст большое влияния для обеспечения прав и свобод человека в глобальном мире.

Как отметили Мартин и Шуман: «Мыслить глобально, а действовать локально - это, конечно, хорошо, но ещё лучше действовать сообща поверх границ».

С. Бабенко, старший помощник Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры.

В условиях глобализации среди тенденций развития прав человека выделяется их интернационализация, которая внешне выразилась прежде всего в том, что государства - члены ООН официально признали и документально зафиксировали важность и ценность прав человека не только на национальном, но и на международном уровне.

Свидетельством этого могут служить такие международно-правовые документы, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению прав и свобод, содержащихся в Декларации, и их всестороннему обеспечению и осуществлению как среди народов государств - членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией; Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., провозгласившая, что подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире; Международная конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него 1973 г., обязавшая государств - участников Конвенции принять любые меры законодательного или иного характера, необходимые для пресечения, а также предотвращения любого поощрения преступления апартеида и наказания лиц, виновных в этом преступлении.

С учетом современного состояния российского законодательства общепризнанные принципы и нормы международного права фактически не подлежат применению при производстве по уголовным делам в силу их неопределенности. Непосредственному применению в уголовном судопроизводстве подлежат лишь ратифицированные и официально опубликованные для всеобщего сведения международные договоры России. В связи с этим представляется целесообразным внести в УПК РФ изменения, которые конкретизировали бы конституционное положение об общепризнанных принципах и нормах международного права.

Первая попытка сформулировать общие правила для применения судами норм международного права по конкретным делам была предпринята Пленумом Верховного Суда РФ, в Постановлении которого от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" указано, что неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права может также являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Неправильное применение норм международного права может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма международного права, подлежащая применению, или, напротив, суд применил норму международного права, которая не подлежала применению, либо когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права. Эта формулировка фактически воспроизводит ст. 363 ГПК "Нарушение или неправильное применение норм материального права" и не дает ответа на вопросы практики.

Очевидно, что для формирования эффективного механизма применения европейских стандартов в области прав человека в российском уголовном процессе необходимо принятие специального федерального закона, основное содержание которого могли бы составить положения о порядке толкования так называемых конвенционных прав с целью официального установления соответствия или несоответствия российских законов положениям Европейской конвенции.

Еще одна тенденция, характерная для российской правовой политики, в арсенале которой есть институт амнистии и помилования, это гуманизация законодательства. Об этом институте высказываются противоречивые суждения, поскольку, когда в стране часто применяются акты об амнистии, это формирует в общественном сознании, особенно у потенциальных правонарушителей, чувство вседозволенности и безнаказанности за содеянное. Следует также помнить о том, что мы имеем дело с милосердием, осуществляемым в основном за счет жертв преступления, а не за счет преступивших закон.

Явно выраженную тенденцию к гуманизации, в основу которой положены "европейские стандарты", имеет исключение норм уголовного законодательства, предусматривавших в качестве санкции по отдельным статьям Особенной части УК конфискацию имущества. Главным аргументом сторонников исключения конфискации имущества из числа наказаний стал тот факт, что этого вида наказания нет во многих "развитых" странах, следовательно, его не должно быть и в российской системе наказаний.

Но механический перенос на российскую почву подходов иных правовых систем к решению тех или иных вопросов вреден. Да и подход мирового сообщества к конфискации имущества не столь однозначен. Например , отказ от конфискации имущества не согласуется с Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 9 декабря 1999 г.). В связи с чем отказ от конфискации имущества для российской уголовной политики как уголовного наказания вследствие колоссальных различий европейских и российских реалий представляется преждевременным.

Вызывает недоумение и поспешное, недостаточно продуманное реформирование целых институтов законодательства на западный манер. В качестве примера можно привести особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением (гл. 40 УПК) - широко распространенный за рубежом институт, известный под названием сделки о признании вины. Законодатель не последовательно, но достаточно настойчиво внедряет в российское уголовно-процессуальное законодательство институты или отдельные нормы англосаксонской системы права, в то время как преступность в нашей стране растет.

Анализ судебно-прокурорской практики свидетельствует о том, что российская уголовная политика отличается своей гуманностью в большей мере по отношению к лицам, совершившим насилие, а не предупреждает это насилие, не защищает права жертв. Принцип гуманизма не должен доминировать над иными принципами уголовного права, прежде всего - над принципом справедливости (ст. 6 УК). Тенденция гуманизации российского законодательства не должна противоречить концепции приоритетной охраны прав и свобод человека (ст. 2 УК).

Так, в январе 2007 г. в Ростовской области зарегистрирован рост числа выявленных преступлений на 19,8%, что составляет 7639 против 6377 за аналогичный период 2006 г. На 3,4% увеличилось количество тяжких и особо тяжких преступлений. На 60% увеличилось число учтенных изнасилований. За указанный период с 64,9% до 63,5% снизился показатель раскрываемости преступлений. При этом следует отметить наметившуюся тенденцию снижения с 71,8% за январь 2006 г. до 71,5% за аналогичный период 2007 г. показателей раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений.

Таким образом, слепая ориентация законодателя на европейские стандарты, в конечном счете, ослабляет защиту интересов личности, общества и государства, подрывая тем самым авторитет государственной власти. Это в очередной раз заставляет вернуться к вопросу о пересмотре в уголовно-правовой политике России принципиальных положений, в которых должна идти речь не о снисходительности со стороны государства, а об адекватности наказания за совершенное преступление.

Тенденция либерализации российского законодательства находит свое непосредственное выражение и в Конституции РФ, нормы которой, указывая на явное доминирование прав граждан над их обязанностями, свидетельствуют о тенденции превалирования прав. Так, в ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию и законы, заботиться о детях и их воспитании, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу и защищать Отечество (ст. ст. 15, 38, 43, 44, 57 - 59). В гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции только семь статей посвящено обязанностям граждан. Между тем на практике обязанности незримо "сопровождают" все права, корреспондируя им в соответствующих правоотношениях, т.е. в процессе реализации. Иначе права могут превратиться в "пустой звук". Ведь обязанности - это способ обеспечения прав.

Между этими двумя полюсами не должно быть резких расхождений и несогласованностей. Поскольку естественные права человека предполагают столь же естественные его обязанности, то эти два начала призваны взаимодействовать и уравновешивать друг друга.

К следующей тенденции развития прав человека следует отнести тенденцию расширения международного контроля за соблюдением прав человека с помощью судебных, а также негосударственных органов и организаций. В институциональном отношении Европейский суд по правам человека и Комитет ООН по правам человека не связаны между собой и действуют автономно, независимо друг от друга. Однако в функциональном плане, в плане решения однородных задач и выполнения сходных (контрольных) функций их можно рассматривать как составные части единой системы международного контроля за соблюдением прав человека.

В условиях глобализации государство как таковое стало терять положение монопольного защитника прав человека. Решение правозащитных задач вышло за рамки исключительной компетенции одного государства.

Вполне обоснованно утверждение о проявлении тенденции нарастания разрыва между теорией и практикой соблюдения прав человека. Общепризнан факт, что круг прав и свобод человека с момента их появления и вплоть до наших дней постоянно расширяется и пополняется все новыми их видами и разновидностями, большинство из которых официально признается и законодательно закрепляется.

Однако это только одна, формальная сторона явления, именуемого правами человека. Она весьма важна, в том числе для более четкой фиксации и констатации прогресса в развитии прав человека. Но более важной представляется качественная, не формальная, а реальная сторона, суть которой заключается не в формально-юридическом провозглашении прав человека, а в их жизненном, фактическом воплощении.

Важнейшая задача состоит в том, чтобы вернуть абстрактным, формальным конституционным установлениям их истинный смысл - "работающих" ценностей современности, сделать их обязательным достоянием повседневной общественной практики.