Культурно духовные права. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Духовно-культурные права и свободы создают условия и возможности для повышения образовательного, культурного и духовного уровня человека, способствуют его всестороннему и гармоничному развитию.

В Конституции РФ определены следующие основные духовно-культурные права и свободы:

  • – право на образование (ч. 1 ст. 43);
  • – свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44);
  • – право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44);
  • – право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);
  • – свобода совести (ст. 28).

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование . Данное право является комплексным и обеспечивается закрепленной в ст. 43 Конституции РФ группой более частных прав и гарантий, к которым относятся: а) гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2); б) право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3); в) обязательность основного общего образования, получение которого обеспечивают государство и родители или лица, их заменяющие (ч. 4); г) установление в Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов, поддержка государством различных форм образования и самообразования (ч. 5).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" конкретизирует положения Конституции РФ, определяет механизм реализации данного права.

В соответствии со ч. 1 ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания .

Свобода творчества и преподавания конституционно гарантируется целым рядом более частных прав и обязанностей: правом на охрану интеллектуальной собственности; правом на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Творчество непосредственно связано со способностями. В ст. 10 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. определяется, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества – одна из важнейших духовных свобод, означающая, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. В частности, в ч. 5 ст. 29 Конституции РФ запрещается цензура, чем гарантируется свобода не только массовой информации, но и других видов творчества.

Свобода творчества гарантируется и тем, что на этот вид деятельности не распространяются ограничения, предъявляемые к занятиям определенного рода. Например, согласно ч. 3 ст. 97 Конституции РФ депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Свобода творчества не может быть абсолютной, так как возможно злоупотребление ею. С целью защиты интересов и прав других лиц, обеспечения нравственности и безопасности общества, российская Конституция и законодательство содержат определенные ограничения данной свободы.

В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ упоминаются отдельные виды творчества (литературное, художественное, научное и техническое), а также закрепляется положение о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом.

Интеллектуальная собственность – это результат интеллектуальной творческой деятельности, имеющей как духовную, так и рационально-материальную основы.

Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям . Культурная жизнь выражается в разнообразной деятельности. Широкий спектр форм культурной жизни предопределяет и многообразие способов участия в ней, предполагающего реализацию возможностей каждого человека приобщиться к культуре, получить соответствующее образование, вступить в какую-либо творческую группу, заниматься творческой деятельностью и т.п.

Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального парода Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации". Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном названным Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

К числу духовных свобод можно отнести свободу совести и вероисповедания , особенностью которой является одновременная ее принадлежность к личным свободам.

Реализация свободы совести и свободы вероисповедания способствует духовному развитию человека, формированию его как личности с определенной системой нравственно-религиозных воззрений.

Конституция РФ в ст. 28 фиксирует несколько важных элементов, раскрывающих содержание категории свободы совести. Нередко совесть и ее свобода отождествляются лишь с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. Однако совесть в более широком понимании означает, что религиозная нравственность, хотя и составляет ядро, тем не менее не исчерпывает ее содержания. В философско-этическом понимании совесть есть особое духовное свойство каждого человека, которое состоит во врожденном ощущении, познании и восприятии добра и зла. В связи с этим суть свободы совести в юридическом смысле заключается в том, что человек в своей жизни свободен в выборе той или иной нравственно-духовной, в том числе религиозной, основы. Он вправе сам определять систему ценностей, составляющую основу его жизнедеятельности (если она, конечно, не наносит вреда другим людям), может исповедовать или не исповедовать то или иное вероучение, придерживаться или не придерживаться той или иной религии.

Составной частью свободы совести является свобода вероисповедания. Понятие "свобода вероисповедания" связано с многообразием религиозных взглядов, получающих свое выражение в принятии или непринятии тех или иных учений, исторически сложившихся как на территории России, так и вне ее. Православие, католичество, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм, а также различные секты данных и иных религий, имеющие своих приверженцев, представляют собой конкретные вероисповедания, возможность беспрепятственного приобщения человека по своему добровольному выбору к какому-либо из них и составляет сущность свободы вероисповедания.

Важным обстоятельством для правоприменительной деятельности является то, что свобода совести и вероисповедания не может быть ограничена даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).

Социально-экономические права и свободы являеются правами человека второго поколения. Экономический блок этих прав фактически является развитием естественных, личных прав человека – дает своеобразную удочку тому, кто уже обладает статусом свободного человека, без экономических и социальных прав личные права человека, включая ключевое – право на человеческое достоинство – лишаются механизмов реализации и поддержания человека. Социально-эккономические права в совокупности определяют условия жизни человека, использование им своих способностей, автономность человека и экономические связи людей в обществе, а также степень его социальной защищенности. Следует сказать, что социальная часть прав человека варьируется, но не может быть меньше минимума, закрепленного в международном праве.

Социально-экономические права подчиняются тем же принципам, что и все права человека:

равенства всех и каждого,

недопущение дискриминации по какому-либо признаку,

полнота обладания правами свободами человека.

К социально-экономическим правам относят:

 право частной собственности и право, т.е. владения, распоряжения и пользования своим имуществом (ст. 35, 36 Конституции РФ),

 право наследования (ст. 35 Конституции РФ),

 свобода предпринимательской деятельности – т.е. разрешенной законной деятельности, сопряженной с риском направленной на извлечение прибыли (ст. 34 Конституции РФ),

 свобода промысленности и торговли – отсуствие внетрунних барьеров для обмена товаров и движения денежных средств (ст. Конституции РФ)

 право на труд – т.е. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию (ст. 37 Конституции РФ),

 право на равное вознаграждения за равный труд,

 право на забастовки,

 право на безопасные условия труда (ст. 37 Конституции РФ),

 право на отдых (ст. 37 Конституции РФ),

 право на достаточный жизненный уровень, включая питание, жилищные условия, одежду, право на непрерывное улучшение условий жизни,

 право на жилище, на его предоставления отдельным категориям граждан (ст. 40 Конституции РФ),

 на наивысший достижимый уровень здоровья, его здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ),

 право на охрану и поддержку семьи, материнства, детства (ст. 38 Конституции РФ),

 право на получение социального обеспечения по старости, ивалидности, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и т.д. (ст. 39 Конституции РФ).

Культурные права представляются собой реализацию права человека на развитие, не толкьо физическое, но и духовное, интеллектуальное, социальное. К ним относят:

 право на образование (ст. 43 Конституции РФ),

 свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ),

 право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ),

 право на пользование национальным языком, на выбор языка воспитания, общения, творчества (ст. 26 Конституции),

 право пользования результатами научного прогресса,

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРНЫЕ - особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К К.п.ч. относятся право на образование , свобода преподавания (академическая ), свобода творчества , право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Таким образом, К.п.ч. включают как социальные (), так и личные () права и свободы. В РФ закреплены в ст. 43 и 44 Конституции РФ.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

    КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Юридическая энциклопедия

    культурные права человека - особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К К.п.ч. относятся право на образование, свобода преподавания (академическая свобода), свобода… … Большой юридический словарь

    Особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни. В международном праве закреплены во Всеобщей декларации прав человека… …

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРНЫЕ - КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА … Юридическая энциклопедия

    - (см. КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые п … Википедия

    Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права … Википедия

    Впервые упоминались с приходом демократии в 1958 году (краткий 3 летний период демократизации, 1945 8). Некоторые правозащитные организации, критикуют правительство Венесуэлы по вопросам соблюдения прав человека, включая ситуацию со свободой… … Википедия

    Возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. Формула «Люди рождаются свободными и равными» подразумевает, что человеку принадлежат от рождения определенные права, что он не обязан ими никакой… … Философская энциклопедия

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, равные возможности людей удовлетворять свои основные потребности. Согласно национальным и международным правовым нормам права человека даны всем людям, они обеспечивают развитие личности и ее полноценное участие в жизни общества,… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Международные акты о правах человека. Сборник документов , . Цель сборника - ознакомить читателя с наиболее полным сводом международных актов о защите прав человека, принятых на универсальном и региональном уровнях. Сборниксостоит из трех частей. Часть…
  • Вчера наступает внезапно. Психодрама и культура повседневности , Е. Л. Михайлова. Эта книга - едва ли не первая попытка рассмотреть помогающие практики как зеркало, в котором отражаются культурные, исторические и социальные процессы. Человек, прибегающий к помощи…

Культурные правомочия граждан в РФ – это специфическая система правомочий и свобод, образующих собой обеспеченные конституцией или законом возможности индивида в области культурной и научной жизни.

Культурные правомочия и свободы формируют условия и возможности для повышения образовательного, культурного и духовного уровня индивида, способствуют его всестороннему и гармоничному становлению.

В Конституции страны закреплены следующие ключевые культурные правомочия и свободы:

– правомочие на образование (ч. 1 ст. 43);

– свобода литературного, художественного, научного, технического и иных разновидностей творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44);

– правомочие на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44);

– правомочие на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);

– свобода совести (ст. 28).

Основы международных стандартов правомочия на образование определены в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В данных источниках оговариваются условия полной реализации правомочия на образование, обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего, профессионально ‒ технического и высшего образования; свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями. Конкретные личности и учреждения правомочны формировать частные учебные заведения и руководить ими исключительно при условии соответствия образования в них минимуму предписаний, предусмотренных государством.

Международно ‒ правовые положения закрепляют также приоритетные цели образования:

Полное развитие человеческой личности и ее достоинства;

Уважение к правомочиям и свободам личности;

Обязательность образования;

Формирование возможностей быть полезными субъектами свободного социума;

Способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в сфере образования ориентирована на предоставление всем равенства возможностей в приобретение образования без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по свойству расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждении, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения».

Для этого государства обязуются:

а) предусмотреть начальное образование обязательным и бесплатным; среднее – общедоступным, а высшее – доступным на базе полного равенства и в зависимости от способностей каждого;

б) гарантировать во всех государственных учреждениях в равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения;

в) поощрять приобретение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии .

Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, «безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности»

На основании с ч. 1 ст. 43 Основного Закона страны каждый имеет правомочие на образование. Представленное правомочие выступает комплексным и гарантируется предусмотренной в ст. 43 Основного Закона страны группой более частных правомочий и гарантий, к которым относятся:

а) гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2);

б) правомочие индивида на конкурсной основе бесплатно приобрести высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3);

в) обязательность основного общего образования, приобретение которого обеспечивают государство и родители или субъекты, их заменяющие (ч. 4);

г) закрепление в государстве федеральных государственных образовательных стандартов, поддержка государством отдельных форм образования и самообразования (ч. 5).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» детализирует предписания Основного Закона страны, устанавливает механизм осуществления указанного правомочия.

На основании ч. 1 ст. 44 Основного Закона страны каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и иных разновидностей творчества, преподавания.

Свобода творчества и преподавания конституционно гарантируется целым комплексом более частных правомочий и обязанностей: правомочием на охрану интеллектуальной собственности; правомочием на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Творчество конкретно взаимосвязано со способностями. В ст. 10 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. закрепляется, что каждый индивид имеет правомочие на все разновидности творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества – одна из существенных духовных свобод, означающая, что государство должно реализовывать минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны указанной свободы. В частности, в ч. 5 ст. 29 Основного Закона государства запрещается цензура, чем гарантируется свобода не только массовой информации, но и иных разновидностей творчества.

Свобода творчества обеспечивается и тем, что на данную разновидность деятельности не распространяются ограничения, предъявляемые к занятиям конкретного рода. К примеру, согласно ч. 3 ст. 97 Основного Закона страны депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности.

Свобода творчества не может быть безграничной, так как возможно злоупотребление ею. С целью охраны интересов и правомочий иных субъектов, обеспечения нравственности и безопасности социума, национальная Конституция и законодательство объединяют конкретные ограничения указанной свободы .

В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ указываются определенные разновидности творчества (литературное, художественное, научное и техническое), а также предусматривается предписание о том, что интеллектуальная собственность защищается законом.

Интеллектуальная собственность – это итог интеллектуальной творческой деятельности, имеющей как духовную, так и рационально – материальную основы.

В соответствии с ч. 2 ст. 44 Основного Закона страны каждый имеет правомочие на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Культурная жизнь проявляется в разной деятельности. Широкий комплекс форм культурной жизни обуславливает и разнообразие способов участия в ней, предполагающего осуществление возможностей каждого индивида приобщиться к культуре, приобрести определенное образование, вступить в какую – нибудь творческую группу, заниматься творческой деятельностью и другие.

Гражданам нашей страны гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа государства на основании Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации». Каждый имеет правомочие на беспрепятственное приобретение сведений об объекте культурного наследия в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, в границах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов страны.

К группе духовных свобод можно определить свободу совести и вероисповедания, специфической чертой которой выступает одновременная ее принадлежность к личным свободам.

Осуществление свободы совести и свободы вероисповедания способствует духовному становлению личности, формированию ее как индивида с конкретной системой нравственно – религиозных воззрений.

Основной Закон государства в ст. 28 закрепляет несколько существенных компонентов, выражающих содержание сущности свободы совести. Нередко совесть и ее свобода отождествляются только с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. При этом совесть в более широком представлении обозначает, что религиозная нравственность, хотя и образует ядро, тем не менее не исчерпывает ее содержания.

В философско – этическом представлении совесть представляет особое духовное качество каждого индивида, которое состоит во врожденном ощущении, познании и восприятии добра и зла. По данной причине сущность свободы совести в юридическом понимании выражается в том, что индивид в своей жизни свободен в выборе той или другой нравственно – духовной, в том числе религиозной, основы. Он правомочен сам устанавливать комплекс ценностей, образующий основу его жизнедеятельности (если она, безусловно, не наносит вреда иным лицам), может исповедовать или не исповедовать то или другое вероучение, придерживаться или не придерживаться той или другой религии.

Составной долей свободы совести выступает свобода вероисповедания. Категория «свобода вероисповедания» взаимосвязана с разнообразием религиозных взглядов, получающих свое проявление в принятии или непринятии тех или других учений, исторически сформировавшихся как на территории страны, так и вне ее. Православие, католичество, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм, а также разные секты указанных и других религий, имеющие своих приверженцев, выражают собой определенные вероисповедания, возможность беспрепятственного приобщения индивида по своему добровольному выбору к какому – нибудь из них и образует сущность свободы вероисповедания .

Сущность исповедания любого вероучения закрепляется в деятельности в соответствии со своими внутренними установлениями религиозных организаций, что обеспечено Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125 – ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Существенным обстоятельством для правоприменительной деятельности выступает то, что свобода совести и вероисповедания не может быть ограничена даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).

Таким образом, культурные правомочия обеспечивают духовное становление личности, помогают каждому субъекту стать полезным членом политического, духовного, социального и культурного прогресса. К ним относятся: правомочие на образование, правомочие на доступ к культурным ценностям, правомочие свободно участвовать в культурной жизни социума, правомочие на творчество, правомочие на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие.

Культурные права и свободы - это юридические возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями (право на пользование достижениями культуры, право на образование, свобода научного и художественного творчества и т.п.).

Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений. Свобода творчества является стержнем культурных прав и свобод. Она реализуется в творческой деятельности, создании культурных ценностей и их интерпретации.

Выделяются отдельные виды творчества : литературное, художественное, научное и техническое. Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования "без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения". Для этого государства обязуются: а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее – общедоступным, а высшее – доступным на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; б) обеспечить во всех государственных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения; в) поощрять получение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии.

Важной составляющей правового статуса личности является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества , гарантированная ст. 44 Конституции РФ. Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, "безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности".

Важнейшими правовыми актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенных Конституцией свобод, являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992 г.), федеральные законы от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах", Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., от 26 мая 1996 г. "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

Содержание и гарантии осуществления культурных прав были развиты и дополнены в ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, 1980, 1982). В них, в частности, отмечено, что развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа; одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют все нации, национальные меньшинства, этнические группы; каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; государства должны принимать меры по демократизации культуры, обеспечению прав на культуру и гарантиям участия в ее результатах без каких-нибудь ограничений; государства должны защищать свободу творчества, оказывать содействие творческим работникам, обеспечивать их право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору.

Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации – ЮНЕСКО. Здесь главной действующей структурой, принимающей жалобы, является Комитет по конвенциям и рекомендациям. Комитет на каждой сессии представляет Исполнительному совету ЮНЕСКО доклады, содержащие информацию о рассмотренных жалобах и сделанных рекомендациях. Под компетенцию ЮНЕСКО подпадает защита права на образование, права на использование научных достижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, и др.