Правовое регулирование деятельности владельцев объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к профессиональным сетевым организациям. Земельные отношения в электросетевом хозяйстве Обеспечение технологического присоединения к бесхозяйным объектам эле

"...объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование;..."

Источник:

Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 29.06.2012) "Об электроэнергетике"

  • - см. Производящее хозяйство...
  • - см. Хозяйственно-культурный...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - англ. balance о/ the national economy; нем. Volkswirtschaftsbilanz...

    Энциклопедия социологии

  • - система балансовых таблиц, отражающих основные экономические показатели, темпы и пропорции воспроизводства в условиях нерыночной экономики...

    Большой экономический словарь

  • - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами предприятия...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - народный гигиеническо-врачебный журнал для грамотных людей всех сословий, выход. под редакцией Н. Глинского и В. Дерикера в СПб., в 1862 г. ежемес...
  • - заменяет, в выборочных лесах, понятие об О. рубки. См. Выборочное хозяйство...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - на известную лесную дачу представляет свод предположений о работах в каждом из составляющих дачу насаждений...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Содержание. История возникновения С. хозяйств в Англии, Германии и России. - Наиболее выдающиеся С. хозяйства - России, Германии, Франции. - Литература...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - имени К. Д. Памфилова, научно-исследовательский центр по жилищно-коммунальному хозяйству. Основана в 1931. Находится в Москве. Состоит в ведении Министерства коммунального хозяйства РСФСР...

    Большая Советская энциклопедия

  • - наиболее общая взаимосвязанная система экономических показателей, характеризующая уровень развития экономики, масштабы и темпы воспроизводства, территориальные и отраслевые пропорции...

    Большой энциклопедический словарь

"Объекты электросетевого хозяйства" в книгах

Тема 4 ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО. ТИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА. СТАНОВЛЕНИЕ ТОВАРНОГО ХОЗЯЙСТВА ОРГАНИЗОВАННОГО РЫНКА

Из книги Экономическая теория. Учебник для вузов автора Попов Александр Иванович

Тема 4 ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО. ТИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА. СТАНОВЛЕНИЕ ТОВАРНОГО ХОЗЯЙСТВА ОРГАНИЗОВАННОГО РЫНКА 4.1. Товарное хозяйство: условия возникновения и основные черты. Типы общественного хозяйства: натуральное хозяйство, товарное хозяйство. Модели регулируемой

Превращение СССР из страны мелкокрестьянского хозяйства в страну самого крупного и механизированного сельского хозяйства в мире.

Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич

Превращение СССР из страны мелкокрестьянского хозяйства в страну самого крупного и механизированного сельского хозяйства в мире. К концу второй пятилетки коллективизация сельского хозяйства была завершена. Метод коллективизации оказался в высшей степени

Объекты информационные и объекты физические

Из книги Философия случая автора Лем Станислав

Объекты информационные и объекты физические Как, собственно, понимать, что «передача информации - статистический процесс»? Отчего мы неоднократно возвращались к этому аспекту процессов передачи информации и повторно употребляли изжитый термин «стохастический» или

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

2. Успехи социалистической индустриализации. Отставание сельского хозяйства. XV съезд партии. Курс на коллективизацию сельского хозяйства. Разгром троцкистско-зиновьевского блока. Политическое двурушничество.

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

2. Успехи социалистической индустриализации. Отставание сельского хозяйства. XV съезд партии. Курс на коллективизацию сельского хозяйства. Разгром троцкистско-зиновьевского блока. Политическое двурушничество. Уже к концу 1927 года определились решающие успехи политики

2. Дальнейший подъем промышленности и сельского хозяйства в СССР. Досрочное выполнение второй пятилетки. Реконструкция сельского хозяйства и завершение коллективизации. Значение кадров. Стахановское движение. Подъем народного благосостояния. Подъем народной культуры. Сила советской революции.

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

2. Дальнейший подъем промышленности и сельского хозяйства в СССР. Досрочное выполнение второй пятилетки. Реконструкция сельского хозяйства и завершение коллективизации. Значение кадров. Стахановское движение. Подъем народного благосостояния. Подъем народной культуры.

7. ПОНЯТИЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА КАК СИСТЕМЫ

Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

7. ПОНЯТИЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА КАК СИСТЕМЫ Мировое хозяйство – совокупность национальных хозяйств, истоки в австро-венгерской школе XIX в. Совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и

Объекты OS/400 и системные объекты MI

Из книги Основы AS/400 автора Солтис Фрэнк

Объекты OS/400 и системные объекты MI Несколько типов объектов имеются и в OS/400, и в MI. Типы объектов OS/400 перечислены в таблице 5.1. Для сравнения, в таблице 5.2 приведены системные объекты MI. Помните, что в каждой новой версии AS/400 добавляются новые функции и даже новые объекты.

Объекты DataSet с множеством таблиц и объекты DataRelation

Из книги Язык программирования С# 2005 и платформа.NET 2.0. автора Троелсен Эндрю

Объекты DataSet с множеством таблиц и объекты DataRelation До этого момента во всех примерах данной главы объекты DataSet содержали по одному объекту DataTable. Однако вся мощь несвязного уровня ADO.NET проявляется тогда, когда DataSet содержит множество объектов DataTable. В этом случае вы можете

Из книги Земельный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства 1. Гражданам,

Из книги Земельный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства 1. Гражданам,

Из книги Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации автора Тихомиров М Ю

Статья 81 Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства 1. ФЗ от 11.06.2003г. "О

12. ДОНЕСЕНИЕ ВОЛОЖИНСКОГО ОКРУЖНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОБЛАСТНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ВИЛЕЙКЕ МОЛОДЕЧНЕНСКОЙ ОБЛ. ОБ ОГРАБЛЕНИИ И УНИЧТОЖЕНИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ГРУППОЙ ДИРЛЕВАНГЕРА

Из книги Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) автора Краснова Марина Алексеевна

12. ДОНЕСЕНИЕ ВОЛОЖИНСКОГО ОКРУЖНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОБЛАСТНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ВИЛЕЙКЕ МОЛОДЕЧНЕНСКОЙ ОБЛ. ОБ ОГРАБЛЕНИИ И УНИЧТОЖЕНИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ГРУППОЙ ДИРЛЕВАНГЕРА Воложин, 25 июля 1943 г.22-го сего месяца мне сообщил

ЛЕСОСБЕРЕЖЕНИЕ, УЛУЧШЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ДВОРЯНСКАЯ ДЕНЕЖНАЯ ССУДА (“Сельское хозяйство”, журнал, издаваемый при Московском обществе сельского хозяйства, 1861 г., март, том I, № 3-й. Москва)

Из книги Статьи автора Лесков Николай Семенович

ЛЕСОСБЕРЕЖЕНИЕ, УЛУЧШЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ДВОРЯНСКАЯ ДЕНЕЖНАЯ ССУДА (“Сельское хозяйство”, журнал, издаваемый при Московском обществе сельского хозяйства, 1861 г., март, том I, № 3-й. Москва) Известное дело, что какую специальную, а наипаче сельскохозяйственную

Вопрос 1. На каких основах базируются функционирование и жизнеспособность отечественной электроэнергетики?

Ответ. Базируются на технологической и экономической основах. Технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть (ЕНЭС), территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.

Э к о н о м и ч е с к о й основной функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничном рынках.

Вопрос 2. Какие методы государственного регулирования и контроля применяются в электроэнергетике?

Ответ. В соответствии с Федеральным законом (ФЗ) «Об электроэнергетике» (ст. 20, п. 2) применяются следующие методы государственного регулирования и контроля:

государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами;

государственное антимонопольное регулирование и контроль, в том числе установление единых на территории РФ правил доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии; управление государственной собственностью в электроэнергетике; лицензирование отдельных видов деятельности в сфере электроэнергетики, предусмотренных законодательством РФ; техническое регулирование в электроэнергетике; государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами электроэнергетики требований ФЗ «Об электроэнергетике» и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики, в том числе технических регламентов, устанавливающих требования к безопасной эксплуатации объектов по производству электрической и тепловой энергии.

Правительство РФ устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии, в том числе и его уровня и т. д., утверждает правила заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничном рынках электроэнергии (мощности), а также осуществляет технический контроль и надзор в электроэнергетике.

Вопрос 3. Что представляет собой недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии?

Ответ. В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» от 27.12.2004 г. № 861 предусматривается обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Вопрос 4. Что представляет собой электрическая сеть?

Ответ. Представляет собой совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящую из подстанций, распределительных устройств (РУ), токопроводов, воздушных (ВЛ) и кабельных (КЛ) линий электропередачи, работающих на определенной территории.

Вопрос 5. Какие лица относятся к субъектам электроэнергетики?

Ответ. Относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе:

производство электрической и тепловой энергии;

поставки (продажу) электрической энергии;

энергоснабжение потребителей;

предоставление услуг по передаче электрической энергии; предоставление услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

сбыт электрической энергии;

организацию купли-продажи электрической энергии.

Вопрос 6. Что понимается под объектами электроэнергетики?

Ответ. Понимаются имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

Вопрос 7. Что относится к объектам электросетевого хозяйства?

Ответ. Относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Вопрос 8. Что представляет собой электроэнергетическая система?

Ответ. В соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), представляет собой электрическую часть энергосистемы и питающихся от нее приемников электрической энергии, объединенных общностью процесса производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии.

Вопрос 9. Что представляет собой естественная монополия?

Ответ. В соответствии с ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ представляет состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимыми субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие.

Вопрос 10. Какое отключение считается веерным?

Ответ. Считается обусловленное технологическими причинами ограничение (полное или частичное) режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, по причинам, не связанным с исполнением потребителем электрической энергии своих договорных обязательств или техническим состоянием его энергетических установок.

Вопрос 11. Чем приемник электрической энергии отличается от потребителя электрической энергии?

Ответ. К приемнику электрической энергии относятся аппарат, агрегат и др., предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии, а к потребителю электрической энергии относится электроприемник или группа электроприемников, объединенных технологическим процессом и размещающихся на определенной территории.

Вопрос 12. Какой объем организационных работ требуется выполнить для подключения потребителя электрической энергии к электросетям и заключения договора энергоснабжения?

Ответ. Требуется выполнить следующий объем работ:

получить согласие балансодержателя ВРУ на подключение мощности (ВРУ – вводно-распределительное устройство, представляющее собой совокупность конструкций, аппаратов и приборов, устанавливаемых на вводе питающей линии в здание или в его обособленную часть, а также на отходящих от него линиях);

получить ТУ и/или разрешение электросетевой компании на присоединение мощности и выполнить их;

оформить и согласовать с заинтересованными организациями (с балансодержателем сети, электросетевой и энергосбытовой компаниями) акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (АРБП);

разработать проект электроснабжения и согласовать его в части учета электроэнергии с энергосбытовой организацией и в полном объеме – с территориальным органом Ростехнадзора (если мощность электроустановки меньше 10 кВт, то достаточно разработать схему электроснабжения и согласовать ее только с энергосбытовой компанией в части учета электроэнергии);

получить от Ростехнадзора акт допуска электроустановки в эксплуатацию, для чего необходимо оформить документацию согласно перечню, приведенному в ответе на вопрос 191, и представить электроустановку к осмотру инспектору Ростехнадзора;

оформить и заключить с энергосбытовой компанией договор энергоснабжения.

В общей сложности потребителю электрической энергии необходимо оформить и заключить д в а договора (договор технологического присоединения к электросети с электросетевой компанией и договор энергоснабжения с энергосбытовой компанией), разработать д в а проекта (внешнего и внутреннего электроснабжения), провести согласования разработанной технической документации (АРБП, проектов (схем) электроснабжения и др.) с семью организациями (табл. 1), получить от Ростехнадзора акт допуска электроустановки в эксплуатацию и т. д. (Не много ли надзорных организаций для одного потребителя?)

Перечисленные этапы работ можно представить в виде табл. 1.

Таблица 1

Комплекс работ по оформлению и заключению договора энергоснабжения


Вопрос 13. Каковы сроки выполнения перечисленных выше работ?

Ответ. Практика разработки, оформления и согласования перечисленной выше документации в системе московских организаций (энергосбытовой, электросетевой, архитектурно-планировочной и т. д.) показывает, что срок выполнения этих работ колеблется в широких пределах и при благоприятных обстоятельствах составляет от 5 до 7 месяцев (не менее). К этому необходимо добавить время на проведение проектных, монтажных и наладочных работ (разработка и согласование проекта (схемы) электроснабжения, проведение монтажных работ, проведение измерений сопротивления изоляции проводов и кабелей и проверка устройств защитного заземления и зануления и др.).

Вопрос 14. В каких случаях возникает необходимость в оформлении (переоформлении) договора энергоснабжения?

Ответ. Возникает в следующих случаях:

при смене собственника (арендатора) помещения (здания, сооружения);

при изменении названия и реквизитов организации;

при необходимости увеличения существующей мощности сверх пределов, разрешенных энергоснабжающей организацией;

при монтаже новой или реконструкции действующей электроустановки;

по письменному указанию энергосбытовой организации, например, в случае ее реорганизации (так, по письменному уведомлению ОАО «Мосэнергосбыт» всем потребителям этой системы было предписано переоформить договоры энергоснабжения, заключенные до 1 апреля 2005 г. Текст уведомления приведен в прил. 2).

Вопрос 15. Какими основными законодательными документами следует руководствоваться при оформлении договора энергоснабжения?

Ответ. Следует руководствоваться:

ГК РФ, часть вторая, параграф 6 «Энергоснабжение», часть первая ст. 15 и другие статьи, касающиеся оформления договоров поставки и взаиморасчетов;

ФЗ «Об электроэнергетике» от 20.03.2003 г. № 35-ФЗ;

ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ;

Правилами учета электрической энергии;

Положением об основах организации энергосбытовой работы с потребителями энергии (утверждено Правлением РАО «ЕЭС России» 14.02.2000 г.) и др.

Вопрос 16. Какими основными положениями следует руководствоваться при оформлении договора об оказании услуги по присоединению к электрической сети?

Ответ. Следует руководствоваться:

ГК РФ, часть первая, подраздел 2 «Общие положения о договоре»; ФЗ «Об электроэнергетике»;

постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям»;

приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ) от 15.02.2005 г. № 22-э/5 «Об утверждении Методических указаний по определению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям» и др.

Вопрос 17. Действуют ли Правила пользования электрической и тепловой энергией, утвержденные приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 06.12.1981 г. № 310?

(До сих пор некоторые энергосбытовые компании включают в договоры энергоснабжения штрафные санкции к потребителям на основании этих правил. Например, в типовой договор ОАО «Калужская сбытовая компания» включен п. 6.2: «При нарушении Покупателем режима ограничения потребления электрической энергии покупатель производит оплату превышения установленного ограничения в 10-кратном размере»).

Ответ. Приказом Минтопэнерго России от 10.01.2000 г. № 2 указанные Правила были признаны недействующими на территории России с 1 января 2001 г. как вошедшие в противоречие с действующим законодательством.

Вопрос 18. В каких случаях может быть ограничена или прекращена подача электроэнергии?

Ответ. Ограничение или прекращение подачи электроэнергии может иметь место в следующих случаях:

при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения;

при применении данной меры к неплательщикам.

В первом случае основополагающим документом является «Положение об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения» (утверждено постановлением Правительства РФ от 22.06.1999 г. № 664), а также ГК РФ (ст. 546, пп. 2, 3).

Во втором случае основным документом является «Положение об основах организации энергосбытовой работы с потребителями энергии» (утверждено Правлением РАО «ЕЭС России» 14.02.2000 г.).

Вопрос 19. Каким правительственным документом определяется порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок), регламентируется процедура технологического присоединения и устанавливаются требования по выдаче ТУ для присоединения к электрическим сетям?

Ответ. Определяются «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям» (постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861).

Вопрос 20. В чем заключается суть Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям?

Ответ. Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц, регламентируют процедуру технологического присоединения, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования по выдаче индивидуальных ТУ для присоединения к электрическим сетям и критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.

Вопрос 21. На кого распространяется действие Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям?

Ответ. Распространяется на лица, энергопринимающие устройства которых были ранее присоединены к электрической сети и которые заявили о необходимости пересмотра (увеличения) величины присоединенной мощности.

Вопрос 22. Что представляет собой территориальная сетевая организация?

Ответ. Представляет собой коммерческую организацию, оказывающую услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к

Вопрос 23. Что относится к услугам по передаче электрической энергии?

Ответ. Относится комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами.

Вопрос 24. Какие процедуры устанавливает «Положение об основах организации энергосбытовой работы с потребителями энергии»?

Ответ. Устанавливает процедуры энергосбытовой деятельности в дочерних (зависимых) АО РАО «ЕЭС России» и определяет порядок их работы как энергоснабжающих организаций с потребителями энергии, а также регулирует порядок ограничения и прекращения подачи энергии абонентам по иным основаниям, чем ненадлежащее исполнение ими своих обязательств по оплате энергии.

Вопрос 25. Какие функции осуществляют энергосбытовые организации?

Ответ. Осуществляют в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.

Энергосбыт является обособленным подразделением АО-энерго, исполняющим функцию непосредственного взаимодействия с абонентами по вопросам реализации энергии.

Вопрос 26. Что представляет собой договорная работа энергосбытовой организации?

Ответ. Представляет собой планомерную и упорядоченную деятельность Энергосбыта по юридическому оформлению финансовых и экономических взаимоотношений с потребителями энергии с целью создания наиболее комфортных условий для потребителей, обеспечения соблюдения принципов публичности договора энергоснабжения и создания условий для эффективной продажи энергии потребителям (абонентам).

Вопрос 27. В каких формах Энергосбытом ведется договорная работа?

Ответ. Ведется в следующих формах:

заключения договора с потребителем, ранее не имевшим договора с какой-либо энергоснабжающей организацией или если прежде действующий договор был расторгнут по инициативе потребителя (вновь заключаемый договор);

перезаключения договора энергоснабжения на новый срок или на новых условиях и (или) изменения существенных условий действующего договора энергоснабжения, в том числе в случаях истечения срока действия договора энергоснабжения либо изменения положений законодательных актов;

заключения договора с потребителем, заключенный с которым прежде договор энергоснабжения был расторгнут по инициативе энергоснабжающей организации (повторный договор).

Вопрос 28. При каких условиях абонент может передавать электроэнергию, принятую от энергоснабжающей организации, субабоненту?

Ответ. Субабонентом является юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, имеющие границу балансовой (эксплуатационной) принадлежности электрических сетей с основным абонентом и получающие электроэнергию по отдельному договору.

Абонент может передавать электроэнергию субабоненту только с согласия энергоснабжающей организации.

Вопрос 29. Каков порядок оформления технологического присоединения к электросетям и заключения договора энергоснабжения владельцем нежилого помещения?

Ответ. Порядок и процедура такого оформления определяется действующими законодательными и правовыми нормативными документами и уточняется внутриведомственными распоряжениями с учетом местных условий. Например, распоряжением Правительства Москвы от 30.04.2002 г. № 618-РП установлено, что владелец нежилого помещения должен:

получить от электросетевой компании ТУ (разрешение) на присоединение мощности;

оформить в Ростехнадзоре разрешение на использование электроэнергии в термических целях;

обеспечить выполнение проекта электрооборудования нежилого помещения проектной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;

согласовать проект электрооборудования нежилого помещения с Энергосбытом в части учета электроэнергии и с Ростехнадзором в полном объеме;

выполнить за счет собственных средств и силами лицензированной организации электромонтажные и пусконаладочные работы;

получить от Ростехнадзора акт допуска электроустановки в эксплуатацию;

заключить договор энергоснабжения с Энергосбытом.

Вопрос 30. Что представляет собой юридическое лицо?

Ответ. В соответствии с ГК РФ (ст. 48, п. 1) представляет собой организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Вопрос 31. По каким причинам возникло в настоящее время ограничение возможности присоединения потребителей к электрическим сетям?

Ответ. Основной причиной такого ограничения является дефицит мощности, т. е. разность между требуемой мощностью энергосистемы при нормальных показателях качества электроэнергии (ПКЭ) и рабочей мощностью в данный момент времени с учетом перетоков мощности.

Например, в Московской энергосистеме в настоящее время дефицит мощности составляет 4,5 тыс. МВт, а новая генерирующая мощность, которая будет введена в строй через два года, сократит этот дефицит всего на 500 МВт (по материалам газеты «Энергетика и промышленность России». № 5. 2006).

Вопрос 32. К каким нежелательным последствиям может привести снижение уровня качества электроэнергии?

Ответ. Уровень качества электроэнергии, поставляемой потребителям энергоснабжающими организациями, определяет надежность, экономичность и безопасность работы электроустановок, устойчивость протекания технологических процессов производства. Согласно ГК РФ (ст. 469, пп. 1, 2) продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

Любое отклонение хотя бы одного из ПКЭ, например, уровня напряжения, от стандартизированного по ГОСТ 13109-97 значения приводит к невосполнимым убыткам, связанным с ростом потерь электроэнергии в электросетях, ухудшением пропускной способности и удорожанием эксплуатации электросетей, сокращением срока службы электрооборудования, снижением производительности технологического оборудования, браком продукции, недопустимыми погрешностями в приборах учета электроэнергии и др.

Методы определения количественных значений таких убытков приведены в .

Вопрос 33. К каким нежелательным последствиям может привести превышение потребителем разрешенной ему мощности?

Ответ. Может привести:

к снижению частоты в энергосистеме сверх допустимых пределов с последующим возникновением (угрозой возникновения) аварийной ситуации;

к отклонению напряжения (увеличению потерь напряжения);

к возрастанию тока, потерь активной и реактивной мощности, что ухудшит пропускную способность и приведет к удорожанию эксплуатации электрических сетей.

Вопрос 34. Что представляет собой система электроснабжения общего назначения?

Ответ. В соответствии с ГОСТ 13109-97 представляет собой совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей (приемников электрической энергии).

Вопрос 35. Какие услуги оплачивает потребитель при оформлении и заключении договора энергоснабжения?

Ответ. В общем случае оплачиваются услуги следующих организаций:

АПО за разработку ситуационного плана;

территориальной организацией геолого-геодезических и картографических работ за изготовление геоподосновы кабельной трассы в схеме внешнего электроснабжения объекта потребителя;

электросетевой организации за оказание услуги по присоединению к электрической сети (согласно договору возмездного оказания услуг по ликвидации технологического ограничения);

органа Ростехнадзора (его автономного инженерно-технического центра) за согласование проекта электроснабжения;

органа Ростехнадзора за повторный вызов инспектора Ростехнадзора;

Ростехнадзора в целом за сертификацию качества и безопасности электрической энергии, за разработку документов по вопросам аккредитации лицензионных и сертификационных центров (лабораторий) по видам топливно-энергетических ресурсов, участие в работе комиссий по аккредитации сертификационных центров (лабораторий) по проведению сертификационных испытаний, экспертизу материалов, представляемых организациями на аккредитацию, и т. д.;

Ростехнадзора за обучение и участие в повышение квалификации кадров энергетики, а также за участие в комиссиях по проверке знаний норм и правил работы в электроустановках ответственных за электрохозяйство, работников, их замещающих, и специалистов по охране труда, контролирующих электроустановки;

Отдела подземных сооружений (ОПС) за согласование проекта кабельной трассы;

энергосбытовых организаций за оформление документов для потребителей (например, справки об отсутствии задолженности по оплате за потребленную электроэнергию), а также за выполнение услуг по включению, замене, проверке и др. приборов учета электроэнергии (например, в системе ОАО «Мосэнергосбыт» данный вид платной услуги утвержден приказом от 18.04.2006 г. № ПО/01-261/6);

энергосбытовых организаций за проверку качества электрической энергии и выявление причин, влияющих на некачественное энергоснабжение, и помощь в их устранении.

Вопрос 36. Что представляют собой технические регламенты, и действительно ли при завершении их разработки и внедрении они заменят собой действующие нормы и правила работы в электроустановках?

Ответ. Технический регламент представляет собой документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (в том числе для обеспечения электрической безопасности, единства измерений, взрывобезопасности и т. д.). Технические регламенты в законодательном порядке предусматривают проведение сертификации и упорядочивают систему надзора (контроля) за деятельностью предприятий и организаций. В техническом регламенте предполагается вместо произвольного набора многочисленных требований иметь только один документ (технический регламент), в котором исчерпывающим образом изложены все требования в данной сфере деятельности, расширить которые уже будет невозможно.

Более подробные сведения о технических регламентах и сертификации электроэнергии приведены в .

Вопрос 37. В чем состоит одна из основных идей ФЗ «О техническом регулировании»?

Ответ. Состоит в разделении требований к товару (в частности, к электрической энергии) на две части:

на безопасность людей и животных, за которую несет ответственность государство через свои законодательные акты;

на потребительское качество товара (электрической энергии), за которое отвечают коммерческие (энергоснабжающие) организации и требования к которому диктует потребительский рынок.

Чтобы поднять ответственность рынка на законодательный уровень, вводятся технические регламенты, которым придан статус федеральных законов.

Вопрос 38 (без ответа). Территориальная сетевая организация помимо органа управления и соответствующих служб (службы присоединения и перспективного развития, отдела работы с потребителями, сектора учета и распределения электроэнергии и др.) имеет районные филиалы. Например, только в ОАО «Московская городская электросетевая компания» насчитывается 23 таких филиала.

Почему в этих филиалах (районах) нет единой структуры (например, в одних районах имеется должность начальника участка, в других районах такой должности нет), единых требований и единой процедуры оформления АРБП, единых часов приема посетителей, а также единых требований к согласованию проектов кабельных трасс?

Аналогичная картина наблюдается и в городских отделениях ОАО «Мосэнергосбыт», и в управлениях АПО.

Поднимаемый здесь вопрос об объектах электросетевого хозяйства (их еще называют электросетевыми объектами, что тоже правильно и не противоречит законодательству) имеет очень важное значение в деятельности электросетевых организаций, уставной целью деятельности которых является эксплуатация именно таких электросетевых объектов (будем дальше именовать их для удобства чтения и понимания – ЭСО).

Но еще большую важность этот вопрос имеет для неспециализированных организаций, да и для граждан тоже, имеющих такие ЭСО в собственности или на так называемом «балансе».

Вынужденно обладая такими ЭСО (в их число преимущественно входят трансформаторные подстанции, воздушные и подземные кабельные линии электропередачи, хотя есть и другие объекты, но их значительно меньше), их собственники (или «балансодержатели») часто встречаются с трудностями не столько технического, сколько финансово-экономического характера. Хотя технических трудностей тоже хватает, но вынуждены обращаться за юридической помощью обладатели ЭСО для разрешения большей частью финансово-экономических проблем.

Проблемы же возникают, действительно, серьезные. В их основе лежат самые обычные технические условия, выданные еще в давние времена электросетевыми компаниями (в то время их так еще и не называли) этим нынешним «счастливым» обладателям ЭСО (или их правопредшественникам). Исполняя данные технические условия и выстраивая свои ЭСО для собственного электроснабжения, многие их собственники вначале даже и не представляли себе какие трудности их ожидают.

В подавляющем большинстве случаев конфликты обладателей ЭСО с электросетевыми компаниями начинались с договора технического обслуживания ЭСО, который собственник ЭСО вынужден был заключать с электросетевой компанией в момент завершения его (ЭСО) строительства и пуска в эксплуатацию. Не заключать такой договор собственник ЭСО, находящийся в тот момент буквально в кабальных условиях, никак не мог, поскольку не получил бы в Энергонадзоре (нынешнем Ростехнадзоре) акт допуска ЭСО в эксплуатацию.

Решая сиюминутную проблему запуска ЭСО в эксплуатацию, его обладатель фактически закладывал тем самым себе же «мину замедленного действия». Как показывает практика осуществления технического обслуживания (оставим здесь без обсуждения вопрос его качества) по заключенным таким образом договорам, оно (обслуживание) совершенно неожиданно для собственника ЭСО оборачивалось еще и неправомерными подключениями к обслуживаемому ЭСО других посторонних потребителей электроэнергии. Причем эти подключения часто производились электросетевыми компаниями без ведома и согласия собственников ЭСО.

Порой об этих несогласованных подключениях собственники ЭСО узнавали значительно позже таких подключений. И если раньше такие факты либо молча и безропотно «проглатывались» ими (собственниками), то сейчас, в силу рыночных отношений, по таким поводам разгораются серьезные конфликты.

Обостряются эти конфликты с электросетевыми компаниями, как правило, с момента прекращения собственником ЭСО оплаты по договору его технического обслуживания. В основание отказа собственник ЭСО совершенно справедливо указывает на достижение электросетевой компанией двойного положительного экономического эффекта по имеющемуся договору технического обслуживания. Такой эффект действительно имеет место, так как электросетевая компания мало того, что получает хоть какую-то оплату (то есть, получает прибыль) за осуществление (если еще осуществляет) технического обслуживания ЭСО, так еще организует через этот ЭСО переток электроэнергии для других потребителей. И благодаря такому перетоку электросетевая компания получает дополнительные и порой весьма существенные доходы. Как ни парадоксальны такие ситуации, но они довольно часто встречаются.

Другим вариантом такого же неблагоприятного экономического положения собственника ЭСО является чрезмерная обременительность содержания ЭСО как по финансовым затратам, так и в силу технической сложности. Естественно, что особую тяжесть это представляет для физических лиц – собственников ЭСО.

Конечно, у определенной части таких собственников ЭСО наблюдается практика самостоятельного подключения к своим ЭСО других потребителей электроэнергии и взымания с них за это как «платы за подключение и выделения мощности», так еще и платы за энергоснабжение. Но эта тема для отдельного обсуждения.

Также отдельно возможно обсуждать и группу тех собственников ЭСО, упорно отказывающихся от оплаты электросетевым компаниям за техническое обслуживание ЭСО и накапливающих задолженность, но считающих достаточным продолжение беспрепятственного перетока электроэнергии через ЭСО другим потребителям.

Продолжая же вести речь только о тех доведенных до отчаяния собственниках ЭСО, кто пытается избавиться от своих ЭСО, не желая нести бремя их содержания, можно отметить, что их предложения ограничиваются, как правило, предложениями «передать ЭСО безвозмездно на баланс» местным электросетям. В основном это те собственники ЭСО, у которых в силу разных обстоятельств даже не осталось своих энергопотребляющих объектов, которым требуется электроснабжение. Но продолжая сохранять право собственности на ЭСО, их собственники («балансодержатели») фактически несут финансовое бремя обеспечения электроэнергией посторонних для них лиц. И таких случаев достаточно, судя по обращениям на специализированные сайты и форумы от таких собственников ЭСО за помощью и консультациями.

Вместе с тем, имевшая место в прошлом (в дорыночные времена), практика «передачи имущества с баланса на баланс» в настоящее время прекращена в отношении коммерческих организаций, то есть тех организаций, целью которых является извлечение прибыли. Под такой передачей понимается безвозмездная сделка дарения имущества, которая в соответствии с пп.4 п.1 ст.575 ГК РФ запрещена коммерческим организациям (а все без исключения электросетевые компании являются именно такими коммерческими организациями).

В силу законодательного запрещения электросетевые компании имеют в настоящее время право приобретать ЭСО у их собственников исключительно только на возмездных условиях, то есть, заключая с этими собственниками договоры купли-продажи или аренды этого имущества.

Однако, несмотря на существующие законодательные ограничения какие-то электросетевые компании все же продолжают практику безвозмездного приема ЭСО, и при этом еще и требуют от их собственников дополнительных финансовых вложений в различных суммах, якобы для возмещения затрат этих электросетевых компаний по уплате налогов (НДС, на прибыль и т.п.). Такие парадоксальные ситуации с определенной частотой случаются, о чем можно узнать на специализированных сайтах и форумах. Вот, например, один из таких случаев: http://www.energovopros.ru/voprosy-i-otvety/elektrosnabzhenie/chastnaja-podstancija-elektroset/26647/

Поэтому для тех собственников ЭСО, имеющих твердое намерение избавиться от бремени их содержания и не рассчитывающих на продажу, правильным решением будет являться обращение в муниципальные органы с заявлением о передаче своих ЭСО в муниципальную собственность. Такое право собственников предусмотрено действующим законодательством, а именно, ст.236 ГК РФ, которая предоставляет собственникам имущества право на отказ от права собственности на их имущество.

На муниципальные же органы в связи с этим возлагается обязанность приступить к процедуре признания отчуждаемого собственником ЭСО бесхозяйным в соответствии со ст.225 ГК РФ. Причем эта обязанность предусмотрена не только указанной правовой нормой, но и п.4 ст.14 Закона РФ «Об общих принципах местного самоуправления» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

Уже в период разрешения вопроса о признании ЭСО бесхозяйным имуществом (на это закон дает 1 год) муниципальный орган может передать их местной электросетевой компании. По истечению же года эти ЭСО могут быть переданы разными способами, зависящими от статуса (организационно-правовой формы) электросетевой компании. Если электросетевая компания является муниципальным унитарным предприятием (МУП), то ЭСО став муниципальным имуществом, просто передаются распоряжением муниципального органа в хозяйственное ведение этого МУП. Если же электросетевая компания является обычным хозяйственным обществом (то есть ООО или АО), в котором не участвует муниципальное образование, то передача возможна на условиях договора аренды или купли-продажи.

Краснопольский С.О., соискатель кафедры коммерческого права юридического факультета СПбГУ.

В рамках реализации плана по реформированию электроэнергетики на смену вертикально-интегрированным компаниям пришли новые субъекты, осуществляющие различные виды деятельности в области электроэнергетики: генерирующие, сбытовые и сетевые компании.

Каждому виду деятельности в области электроэнергетики соответствует свой тип профессионального участника рынка. Так, деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется профессиональными участниками рынка - сетевыми организациями.

Однако помимо сетевых организаций - профессиональных участников рынка - услуги по передаче электрической энергии зачастую оказывают организации, которые в силу технологических особенностей или исторической данности имеют присоединенных к своим сетям потребителей электрической энергии (субабонентов) и, как правило, вынуждены осуществлять передачу им электрической энергии наряду со своей основной предпринимательской деятельностью.

В процессе развития законодательства и судебной практики в области электроэнергетики возник ряд вопросов: подпадают ли данные субъекты под понятие "сетевые организации", обязательно ли для них оказание услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению, какие нормы о сетевых организациях можно распространить на данных владельцев, а какие относятся только к сетевым организациям как профессиональным участникам рынка?

С принятием 26 марта 2003 г. Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <1> (далее - Закон "Об электроэнергетике") и последующего пакета постановлений Правительства РФ, регулирующих розничный рынок электроэнергии, получили нормативно-правовое закрепление такие виды деятельности, как деятельность по купле-продаже электрической энергии и деятельность по оказанию услуг по ее передаче. "Отношения, включаемые в предмет договора энергоснабжения, - пишет С.А. Свирков, - в соответствии с новым законодательством регулируются посредством нескольких договоров: договора купли-продажи (поставки) электроэнергии на розничном рынке; договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям; договора об оказании услуг по передаче электроэнергии" <2>.

<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.
<2> Свирков С.А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М.: Статут, 2006. С. 29.

Благодаря применению различных видов договоров в электроэнергетике отношения между абонентами и субабонентами получили адекватное правовое регулирование в виде отдельного договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Хотя закон не запрещает и потребителю осуществлять продажу приобретенной им электроэнергии присоединенным к его сетям субабонентам (в такой ситуации он будет выступать в роли энергосбытовой компании), в этом нет ни для потребителя, ни для субабонента какого-либо экономического смысла. Потребитель в любом случае не сможет предложить своему субабоненту цену на электрическую энергию ниже цены гарантирующего поставщика, у которого субабонент может напрямую покупать электрическую энергию. Но вот чего субабонент не может обеспечить самостоятельно, так это передачу электрической энергии через опосредованное присоединение потребителя. Таким образом, следует согласиться с Ю.Ю. Захаровым в том, что "проблема взаимоотношений с субабонентами лежит не в плоскости операций по купле-продаже электроэнергии, а в отношениях по ее передаче по сетям" <3>.

<3> Захаров Ю.Ю. Правовые проблемы энергоснабжения субабонентов // Хозяйство и право. 2007. N 2. С. 66.

При определении статуса организаций, имеющих присоединенных к своим сетям потребителей электрической энергии или владеющих объектами электросетевого хозяйства в новом конкурентном розничном рынке электрической энергии, законодатель использует понятие "иной владелец объектов электросетевого хозяйства" , предусматривая определенные отличия в правовом регулировании деятельности таких субъектов от деятельности профессиональных сетевых организаций.

По общему правилу в соответствии с абзацем первым пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 <4>, собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это плату. Аналогичная норма закреплена в абзаце третьем пункта 4 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике".

<4> Собрание законодательства РФ. 2004. N 52 (часть 2). Ст. 5525.

Таким образом, в случае если владелец объектов электросетевого хозяйства на основании заключенного им договора о технологическом присоединении осуществил присоединение потребителя, но не намерен заключать договор оказания услуг по передаче, он просто обеспечивает беспрепятственный переток электрической энергии по принадлежащим ему электрическим сетям, не вступая в соответствующие договорные отношения, но и не взимая плату за передачу. Следовательно, общим правилом для организаций, владеющих объектами электросетевого хозяйства, является то, что они не оказывают на договорных основаниях услуги по передаче электрической энергии . Это обстоятельство подчеркивает статус рассматриваемых владельцев как не относящихся к профессиональным участникам рынка услуг по передаче.

Данная норма вызывает обоснованную критику ряда специалистов. "Во-первых, - отмечает С.А. Свирков, - не требует доказательства законность осуществления присоединения, во-вторых, названные правила не содержат критериев установления технической возможности подобного бесплатного "перетока" электроэнергии" <5>.

<5> Свирков С.А. Передача электрической энергии через опосредованное присоединение // Хозяйство и право. 2008. N 1. С. 90.

Однако с учетом приведенной критики положения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг все же следует признать обоснованными, поскольку имеется указание на то, что обязанность обеспечить беспрепятственный переток электрической энергии у потребителя возникает только в отношении лиц, технологически присоединенных к его сетям.

Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел заявление ЗАО "Центр малого бизнеса "Гидравлика" о признании недействующим первого абзаца пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг. Отказывая в удовлетворении заявления, суд указывает: с учетом системной связи с пунктами 4, 5 Правил под потребителем следует понимать лиц, технологически присоединенных в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно).

Ограничения для собственников объектов электросетевого хозяйства, не оказывающих услуг по передаче электрической энергии, установлены пунктом 4 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике" в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Каких-либо иных ограничений, кроме установленных названным Законом, оспариваемая норма не содержит <6>.

<6> Решение Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2008 N ГКПИ08-1221.

Следует согласиться с таким подходом. Лицо, намеревающееся отстаивать свое право на "беспрепятственный переток", должно доказать, что им было надлежащим образом и на законных основаниях осуществлено технологическое присоединение к сетям потребителя.

Поскольку рассматриваемые владельцы объектов электроэнергетики (электросетевого хозяйства) не являются профессиональными участниками рынка по передаче электрической энергии (их сфера деятельности, как правило, относится к иным областям предпринимательства), развитие существующей сетевой инфраструктуры, создание условий для присоединения новых потребителей не входят в их компетенцию. Учитывая это обстоятельство, законодатель по-разному формулирует условия, на которых производится технологическое присоединение к сетям сетевой организации и к сетям иных владельцев объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пункту 1 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

В соответствии же с пунктом 4 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике" владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к своим сетям иного владельца объекта электроэнергетики (иного потребителя) при условии соблюдения выданных ранее технических условий.

Таким образом, очевидно, что, в отличие от сетевой организации, для которой договоры технологического присоединения являются публичными, на владельца объектов электросетевого хозяйства не распространяется обязанность технологического присоединения энергопринимающих устройств к своим электрическим сетям. Такое технологическое присоединение для иного владельца объектов электросетевого хозяйства является правом, а не обязанностью.

Однако, как показывает практика, судами не принимаются во внимание и не учитываются данные положения законодательства. Анализируемым правоотношениям дается принципиально иная оценка.

Арбитражный суд Воронежской области удовлетворил требование ООО "Автолитмаш" к ОАО "Воронежпресс" о понуждении к заключению договора технологического присоединения принадлежащего ООО "Автолитмаш" оборудования к электрическим сетям ОАО "Воронежпресс". При этом технические условия были выданы не ОАО "Воронежпресс", а ОАО "Воронежэнерго", то есть третьим лицом.

Апелляционной и кассационной инстанциями данное решение оставлено в силе.

В Постановлении кассационной инстанции указано, что в соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

К таким случаям в силу статьи 426 ГК РФ отнесено заключение публичного договора. Отказ коммерческой организации от заключения подобного договора при наличии возможности предоставления потребителю товара, работы или услуги не допускается (часть 3 статьи 426 ГК РФ).

Согласно части 1 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике" любые юридические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил присоединения. Отказ в технологическом присоединении при выполнении такими лицами указанных условий не допускается.

Из материалов дела усматривается, что 07.10.2003 ОАО "Воронежэнерго" выдало технические условия на энергоснабжение ООО "Автолитмаш", которые выполнены, и энергопринимающее технологическое оборудование истца соответствует предъявляемым требованиям, что не оспаривается ответчиком и подтверждается третьим лицом.

В силу изложенных обстоятельств судом области сделан правомерный вывод об обоснованности требований истца о понуждении ОАО "Воронежпресс" к заключению спорного договора <7>.

<7> Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.03.2005 по делу N А14-10028-2004/353/12.

По иску ООО "Олимп" (далее - потребитель) к ООО "Ниткан-Покровск" (далее - общество) о понуждении к заключению договора передачи электроэнергии на принадлежащую потребителю часть нежилого здания арбитражный суд, удовлетворяя требование истца, указывает следующее.

Судебные инстанции пришли к выводу, что общество для потребителя является сетевой организацией.

В соответствии с разделом IX Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг сетевая организация обязана заключить с потребителем договор на передачу электроэнергии.

С учетом данных положений Правил судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что договор передачи электроэнергии является публичным договором на оказание услуг. Необоснованное уклонение или отказ сетевой организации от заключения договора могут быть обжалованы потребителем услуг в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации <8>.

<8> Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.09.2008 по делу N А57-6503/07-21.

Неверной в приведенных решениях, по мнению автора, является квалификация соответствующих владельцев объектов электросетевого хозяйства в качестве сетевых организаций. Это влечет за собой ошибочный вывод о признании заключаемых ими договоров технологического присоединения и оказания услуг по передаче электрической энергии публичными.

В первом приведенном деле суд ссылается не на пункт 4 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике", устанавливающий порядок технологического присоединения к сетям иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, а на пункт 1 указанной статьи, который регулирует заключение данного договора с сетевыми организациями. Во втором деле суд использует особую квалификацию: он признает владельца объекта электросетевого хозяйства сетевой организацией не как таковой, а для отдельно взятого потребителя. Представляется, что такой подход противоречит законодательству об электроэнергетике и не учитывает особенности регулирования деятельности иных владельцев объектов электросетевого хозяйства.

Отчасти следует согласиться с С.А. Свирковым и Ю.Ю. Захаровым, которые полагают, что причина подобной судебной практики объясняется некорректным определением понятия сетевой организации, данным в законодательстве.

В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (в редакции Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 <9>) сетевые организации определены как организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии, а также осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

<9> Собрание законодательства РФ. 2006. N 37. Ст. 3876.

Поскольку иные владельцы объектов электросетевого хозяйства вправе и осуществлять технологические присоединения, и оказывать услуги по передаче электроэнергии, формально они подпадают под понятие "сетевая организация". Однако ни наличие, ни фактическая реализация данных прав не должны приводить к заключению о соответствии данных субъектов понятию "сетевая организация" и распространению на них правил о публичности, присущей профессиональным сетевым организациям.

Ранее понятие сетевой организации включало в себя такой признак, как осуществление соответствующих видов деятельности в качестве основных. "С учетом новой редакции Правил доступа, - указывает Ю.Ю. Захаров, - фактически любой потребитель электроэнергии может быть признан сетевой организацией и, соответственно, не вправе отказать в предоставлении доступа к своим сетям любому обратившемуся к нему лицу" <10>. С.А. Свирков пишет: "Смысл расширения понятия сетевой организации очевиден: таким образом создаются дополнительные возможности понуждения субъектов, для которых передача электроэнергии не была основным видом деятельности, к заключению договора на передачу электроэнергии" <11>.

<10> Захаров Ю.Ю. Указ. соч. С. 69.
<11> Свирков С.А. Передача электрической энергии через опосредованное присоединение // Хозяйство и право. 2008. N 1. С. 91.

Отличие сетевой организации в том, что она является профессиональным участником рынка, систематически оказывающим соответствующие услуги, которые в свою очередь составляют основную часть оборота компании. И именно для сетевой организации как профессионального участника рынка договоры технологического присоединения и оказания услуг по передаче электрической энергии являются публичными, поскольку эти компании созданы для осуществления данной деятельности и не вправе отказывать или оказывать предпочтение тем или иным потенциальным потребителям.

В то же время совершенно другая ситуация с иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, которые создавали и строили свои объекты для собственных производственных и прочих нужд, и, даже если и имеют определенный резерв по транзитной мощности, не используют его для своего последующего развития. "Для специализированной сетевой организации сетевая деятельность служит основным источником получения прибыли, - пишет Ю.Ю. Захаров, - а для потребителя оборачивается ограничением его производственной деятельности, возложением дополнительных, не свойственных ему обязательств" <12>.

<12> Захаров Ю.Ю. Указ. соч. С. 73.

Учитывая данные замечания, следует все же согласиться с тем, что нужно достаточно четко отличать сетевые организации от иных владельцев объектов электросетевого хозяйства. Для этого понятие сетевой организации необходимо дополнить указанием на то, что соответствующая деятельность должна осуществляться ею в качестве основной. При этом критерий для определения деятельности субъекта как основной уже дан в Положении об особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2006 N 355 <13>. В соответствии с пунктом 4 названного Положения субъект признается лицом, осуществляющим деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, и на него не распространяется правило о разделении по видам деятельности в электроэнергетике, если объем электрической энергии, ежемесячно передаваемой по принадлежащим хозяйствующему субъекту электрическим сетям другим лицам, не превышает объема ежемесячного потребления хозяйствующим субъектом электрической энергии для удовлетворения собственных производственных нужд.

<13> Собрание законодательства РФ. 2006. N 24. Ст. 2608.

Однако расширительная формулировка понятия сетевых организаций не является единственной причиной ошибочной судебной практики. Подобные судебные решения принимались и до внесения рассматриваемых изменений в понятие сетевой организации. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, признавая организацию иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, не относящимся к сетевым организациям, констатирует наличие у нее обязанности по заключению договора оказания услуг по передаче электроэнергии, а также обязанности по выдаче технических условий и осуществлению технологического присоединения в силу публичности рассматриваемых договоров <14>.

<14> Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.10.2007 N Ф04-6717/2007(39328-А45-23).

В данном случае суд, ссылаясь на публичность договора, не учитывает особых характеристик субъекта, к которому может быть обращено требование о его заключении.

Рассматривая вопрос о публичности договоров, заключаемых владельцами объектов электросетевого хозяйства, необходимо также учитывать правила статьи 426 ГК РФ, признающие публичным договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. "К числу публичных, - пишет М.И. Брагинский, - относятся договоры, в которых контрагентами потребителя выступают не все коммерческие организации (и точно так же не все индивидуальные предприниматели), а только те из них, которые по роду своей предпринимательской деятельности выполняют определенную публичную функцию" <15>.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

<15> Договорное право. Кн. 1: Общие положения. 2-е изд. / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. М.: Статут, 2005. С. 255.

Независимо от того, как сформулировано понятие сетевой организации, потребитель - владелец объектов электросетевого хозяйства не будет относиться к профессиональным участникам рынка услуг по передаче электрической энергии, его деятельность на этом рынке является скорее вынужденной, но никак не относящейся к основной. Следовательно, и распространение на него норм о публичности соответствующих договоров, предполагающих право любого лица требовать их заключения, недопустимо.

В то же время необходимо учитывать и то обстоятельство, что допущение полной свободы договоров технологического присоединения для владельцев объектов электросетевого хозяйства создает предпосылки для злоупотребления данным правом, когда владельцы объектов электросетевого хозяйства будут игнорировать не обременяющие их предложения о технологическом присоединении, что может стать некоторым ограничением в общем развитии экономики.

Давая оценку возникающим между сторонами отношениям по обеспечению владельцем объектов электросетевого хозяйства безвозмездного беспрепятственного перетока электрической энергии через принадлежащие ему сети, следует согласиться с мнением целого ряда исследователей, что "это ограничение права собственности на объекты электросетевого хозяйства, установленное законом в целях защиты интересов потребителей и предоставляющее им право пользования указанным имуществом, относится к законным сервитутам" <16>. Действительно, с точки зрения квалификации прав, возникающих у третьего лица (субабонента) в отношении имущества потребителя, их следует определять как ограниченное пользование соответствующими объектами электросетевого хозяйства потребителя (пункт 1 статьи 274 ГК РФ).

<16> Метельская В., Шевцов С. Установление сервитутов на инженерные коммуникации // Хозяйство и право. 2008. N 4. С. 138.

В соответствии со статьей 277 ГК РФ сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком. Учитывая это обстоятельство, дела о технологическом присоединении к сетям иных владельцев объектов электросетевого хозяйства также должны рассматриваться с учетом положений статей 274 - 276 ГК РФ, предусматривающих регулирование отношений по установлению сервитутов.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Данные нормы, в отличие от норм о публичном договоре, наиболее подходят для регулирования рассматриваемых отношений между двумя равноправными субъектами предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 274 ГК РФ в случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Изложенная позиция в той или иной степени уже получила свое отражение в судебной практике.

По иску ООО "Рефанд+" к ООО "Инвестаренда Сервис" о понуждении к заключению договоров на пользование электрической энергией и на подачу тепловой энергии арбитражный суд указал, что при отсутствии иной возможности подключения к сетям энергоснабжающих организаций, кроме как через сети ответчика, истец вправе требовать установления частного сервитута в области градостроительства в отношении принадлежащих ответчику инженерных коммуникаций с последующим заключением договоров с энергоснабжающими организациями, но не требовать понуждения ответчика к заключению договоров, являющихся предметом рассмотрения по данному делу <17>.

<17> Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.11.2006 по делу N А55-1457/2005-46(7).

Однако в любом случае должна быть установлена невозможность присоединения потребителя иным образом, например, к сетям ближайшей территориальной сетевой организации, дана оценка возможным затратам на организацию альтернативного технологического присоединения и степени обременения имущества лица, в отношении которого такое обременение (по технологическому присоединению) устанавливается.

В случае же признания договора технологического присоединения для иных владельцев объектов электросетевого хозяйства публичным право требовать заключения такого договора ничем не обусловлено. От заявителя не требуется никаких доказательств и обоснований ни экономической, ни технической необходимости технологического присоединения именно к сетям соответствующего потребителя - владельца объектов электросетевого хозяйства.

Таким образом, следует как в законодательстве, так и на практике четко разграничивать профессиональные сетевые организации и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства; учитывать особенности правового регулирования иных владельцев объектов электросетевого хозяйства в электроэнергетике, признавая за ними право, а не обязанность по осуществлению ими технологического присоединения к своим сетям; применять при рассмотрении дел о технологическом присоединении к сетям иных владельцев объектов электросетевого хозяйства положения статей 274 - 276 ГК РФ о сервитутах, а также дополнить Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861, специальными критериями и условиями, при которых допускаются требования третьих лиц к иным владельцам объектов электросетевого хозяйства, не относящимся к профессиональным сетевым организациям.

Обратились в МОЭСК по подключению электричества на участок в деревне по «программе 550 руб.»

Получил «письмо счастье» ТУ со стоимостью подключения в 1 млн. руб.

Причина: Расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет более 500 метров .

При этом:

1. Ранее меня на месяц, собственники других участков получили ТУ на 550 руб. (одни из них перед моим участком, другие за моим участком).

2. Рядом с участком (ок. 150-200 м.) стоят «электрифицированные» коттеджи с воздушной линией электропередач 0,4 кв.

Думал, что ошиблись в СО или просто тупо отписались, подал заявление об уточнении расстояния к объектам электросетевого хозяйства, приложил схему местности с указанием расстояния до столбов воздушной линии электропередач (портал росреестра и яндекс-карты) + фотографии участка и ближних опор линии электропередач. Ещё указал участки, которые получили ТУ на 550 руб.

Через день позвонили, сказали получать новый Договор и ТУ. Приехал получать, выдали то же самое: плати 1 млн. руб. так как удаленность более 500 м.

В МОЭСК посоветовали ехать в районную РЭС, т. к. они делают замеры и на основе их замеров выдают ТУ.

Был на приеме в районном РЭС, где показали схему расположенного ТП (трансформаторной подстанции) как ближайшего объекта электросетевого хозяйства СО. Вышла удаленность ок. 510-515 метров от моего участка до ТП.

По соседям получившим «ТУ на 550 руб.», сказали, что когда к ним обращаются по подключению, то они льготное ТУ иногда дают, если удаление будет до 600 м. Но если видят, что обращений много и мощностей (напряжения) для новых подключаемых будет не хватать, то пишут ТУ как у меня. «Обнадежили» что уже, таких как я, шесть заявок по новым участкам набежало.

По «электрифицированным» коттеджам на удалении ок. 150-200 м. сказали, что это не их хозяйство. Эти товарищи выступали инвесторами, оплатили ТУ по подключению их к сетям МОЭСК и в своих договорных отношениях с МОЭСК прописали что «электросетевое хозяйства» от них до злосчастной трансформаторной подстанции в их собственности (так как возводили за свой счет) и запретили через их оборудование присоединять новых потребителей.

В итоге вышло, что у меня есть три варианта:

1. Оплачивать ТУ полностью или ждать что, таких как я, будет больше и 1 млн. делить на всех новых «счастливчиков».

2. Ждать подключения тех, кто уже подписал «ТУ на 550 руб.». К осени их подключат и подавать заявку уже с учетом их подключения.

3. Ждать решения МОЭСК по «электрифицированным» коттеджам, так как вроде руководство знает об этой проблеме и по ним вроде принимается какое-то решение.

Между прочим приятно удивило, что время ожидание в МОЭСК и в районной РЭС было не более 15 минут. И переговоры были не «получите, распишитесь, до свидания, пишите МО, ни чего не знаем», а всё «перепроверили, объяснили, показали, рассказали, посоветовали».

Подводя итог вышеперечисленного, прошу помочь советом по следующим вопросам:

1. Не получится так, что после подключения тех, кто уже подписал «ТУ на 550 руб.» ответят, что линия электропередач не является объектом электросетевого хозяйства СО а т. к. до ТП 510 м. то плати 1 млн?

2. Как признать новые возводящиеся линии электропередач к объектам электросетевого хозяйства СО?

3. Как установить или признать, что линия электропередач 0,4 кв. «электрифицированных» коттеджов относится к объектам электросетевого хозяйства СО?

4. Или хотя бы что линия электропередач 0,4 кв. до «первого» коттеджа относится к объектам электросетевого хозяйства СО

Кто что посоветует заранее спасибо.