Принцип самостоятельности осуществления собственной компетенции местного самоуправления. Принципы и преимущества местного самоуправления Понятие и принципы местного самоуправления

Каждый принцип является обобщением длительной практики местного самоуправления правотворчества применения муниципального права изучения исторического и регионального опыта местного самоуправления и развития муниципального права. В теории муниципального права нет единой точки зрения по классификации принципов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи лежащие в основе организации и деятельности населения формируемых им органов самостоятельно...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Знание общих принципов местного самоуправления является одним из главных условий формирования представлений о муниципальном праве как особой отрасли права. Опираясь на общие принципы, специалист получает возможность систематизировать нормы муниципального права, преодолевать трудности толкования права, обусловленные проблемами в законодательстве. Каждый принцип является обобщением длительной практики местного самоуправления, правотворчества, применения муниципального права, изучения исторического и регионального опыта местного самоуправления и развития муниципального права.

В теории муниципального права нет единой точки зрения по классификации принципов местного самоуправления. Наша задача состоит в том, чтобы определить наиболее общие принципы, которые более полно раскрывают общее и особенное в муниципальном праве и усвоить их содержание, особенно обращая внимание на изучение муниципальной практики, в ходе которой реализуются эти принципы.

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

Конституция РФ, Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ », основывались на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении. Они закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в РФ. В пределах данных принципов происходит регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах РФ с учетом исторических и местных традиций.

Принципы местного самоуправления закреплены в законодательстве, уставах муниципальных образований, что придает им правовой характер. Их реализация обеспечивается системой организационных форм и методов муниципальной работы.

К общим принципам местного самоуправления относятся следующие:

а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

б) организационное обособление местного самоуправления ;

в) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

г) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

д) гласность деятельности местного самоуправления;

е) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

ж) законность в организации и деятельности местного самоуправления;

з) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, а также перед юридическими и физическими лицами за свою деятельность и др.

а) Самостоятельность решения населением вопросов местного значения.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, которое осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм местного волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Вопросы организации и осуществления местного самоуправления закреплены и регулируются уставом муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления.

Принцип самостоятельности предполагает обеспечение экономической самостоятельности местного самоуправления. В РФ она обеспечивается прежде всего, наличием муниципальной собственности (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов ).

Невмешательство органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм.

Самостоятельность муниципальных образований гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий. Пределы полномочий местного самоуправления устанавливаются Конституцией российской Федерации, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ их законами. Самостоятельность муниципальных образований в пределах их полномочий обеспечивается правом на судебную защиту.

б) Организационное обособление местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, государство признает местное самоуправления в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти.

Население непосредственно осуществляет свою власть, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ ).

Данный принцип призван, прежде всего, обеспечить возможность муниципальным образованиям самим определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление (ст. 131 Конституции РФ ). На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами.

Согласно Федеральному закону « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительные органы местного самоуправления имеют право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. Этот закон закрепляет обязанность органов государственной власти, государственных должностных лиц рассматривать направленные им обращения органов и должностных лиц местного самоуправления.

в) Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления обусловлено:

Федеральным устройством Российского государства;

многонациональностью нашего государства, самобытностью и особенностью исторических и иных местных традиций;

Разнообразием основных типов поселений.

В Российской Федерации около 9 основных типов поселений, всего с учетом подвидов более 80 специальных типов поселений. Структура и форма осуществления местного самоуправления в городских, сельских поселениях, на территории района и т.д. имеют свои особенности. При этом Конституция РФ устанавливает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, что местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

г) Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. В ст. 9 Европейской Хартии о местном самоуправлении указано, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им Конституцией или законом полномочий. В Конституции РФ и законодательстве о местном самоуправлении этот принцип также нашел свое отражение.

В муниципальной собственности находятся имущество органов местного самоуправления включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество.

При наделении органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием им должны в соответствии со ст. 132 Конституции РФ передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

Согласно этой же статьи органы местного самоуправления имеют право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

д) Гласность деятельности местного самоуправления. Гласность - это один из важнейших принципов демократического устройства. Данный принцип проявляется как право на информацию через свободу печати и слова, собраний, доступ к материалам и документам, демократическую деятельность средств массовой информации и т.д.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целом ряде своих норм устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе:

Информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления;

Доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими;

Отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации, организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию, и т.п.

Ограничение или отказ в доступе к информации может быть обусловлен:

Государственной тайной;

Экономическими (коммерческими) интересами местного самоуправления, отдельных физических и юридических лиц;

Судебным процессом или предварительным следствием, если только на ознакомление и получение указанных документов не будет дано разрешение компетентными органами;

Тайной частной жизни, личных дел человека, историей его болезни;

Иными в общем плане охраняемыми законом тайнами.

е) Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления. Органы, осуществляющие управление в системе местного самоуправления, могут действовать как на основе коллегиальности (т.е. представлять собой коллегиальные органы управления), так и на основе принципа единоначалия.

Коллегиальные начала в организации и деятельности представительного органа местного самоуправления проявляются в том, что данный орган является коллегиальным органом, численный состав которого определяется уставом муниципального образования, и свои решения принимает в коллегиальном порядке.

В работе депутатских комиссий, образуемых представительным органом, при подготовке проектов решений могут привлекаться представители заинтересованных предприятий, учреждений, организаций. Принцип коллегиальности проявляется еще и в том, что при подготовке и принятии решений представительным органом его депутаты имеют возможность заблаговременно ознакомиться с проектами решений, получить необходимую информацию, свободно высказывать свое мнение, предложения и замечания по обсуждаемому представительным органом вопросу.

Принцип единоначалия допускает возможность использования и коллегиальных начал (при подготовке проектов актов этих органов, выработке решений по наиболее важным вопросам управления местной жизнью т.д.).

ж) Принцип законности в организации и деятельности местного самоуправления.

Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Это означает, что организация и деятельность местного самоуправления должны осуществляться на основе закона и в рамках закона.

Основные критерии, предъявляемые к государственному контролю за деятельностью органов местного самоуправления (ст. 8 Европейской хартии о местном самоуправлении):

1. Любой административный контроль над органами местного самоуправления может осуществляться только в формах и в случаях, предусмотренных Конституцией или законом.

2. Любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов.

Надзор за исполнением законов органами местного самоуправления осуществляет прокуратура Российской Федерации, которая вносит протест на противоречащий закону правовой акт изданный органом местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления. Выносит представление об устранении нарушения закона.

Соблюдение законности в организации и деятельности местного самоуправления обеспечивается и судебными органами:

Обжалование решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан;

Обжалование решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право:

Прекратить полномочия соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Контроль за соблюдением законности в организации и деятельности местного самоуправления обеспечивается также представительным органом местного самоуправления и субъектами Российской Федерации. Последние, в случае противоречия устава муниципального образования Конституции и законам муниципальному образованию отказывают в государственной регистрации его устава.

з) Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц перед населением, государством, а также перед юридическими и физическими лицами за свою деятельность. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает основание ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением - утрата доверия населения.

Население имеет право выразить свое мнение к выборным органам или должностным лицам местного самоуправления, используя для этого различные формы прямой демократии, вплоть до отзыва депутата представительного органа муниципального образования, члена иного выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица.

Основанием для ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами являются действия органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан, причиняющие имущественный и иной ущерб физическим и юридическим лицам.

В этом случае ответственность наступает в судебном порядке.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определены основания ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

Общим основанием данного вида ответственности является: нарушение органами местного самоуправления и должностными лицами Конституции РФ, Конституции, устава субъекта РФ, а также устава муниципального образования.

Одной из форм проявления этой ответственности - прекращение полномочий представительного органа муниципального образования.

Решение о прекращении полномочий вправе принять только законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

Основанием для рассмотрения данного решения законодательным (представительным) органом субъекта РФ является заключение соответствующего суда субъекта РФ (Верховного Суда республики, краевого, областного или городского (города федерального значения) о признании несоответствия деятельности представительного органа муниципального образования Конституции РФ, Конституции, уставу субъекта РФ, уставу муниципального образования.

PAGE 9

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

307. Вопросы местного значения и распределение их по уровням местного самоуправления 10.6 KB
Свои функции органы государственной власти и органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей которые характеризуются как полномочия. Понятие вопросов местного значения использовано в Конституции РФ ст. 130 следует что решение вопросов местного значения является неотъемлемой частью местного самоуправления в ст.
290. Функции местного самоуправления 12.2 KB
Исходя из задач решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные функции местного самоуправления: а обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; б управление муниципальной собственностью финансовыми средствами местного самоуправления; в обеспечение комплексного социальноэкономического развития муниципального образования; г обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах отнесенных к ведению муниципальных...
289. Теории местного самоуправления 10.27 KB
Различия проявляются в организационных формах осуществления муниципального управления: на началах местного самоуправления; на началах государственного местного управления и в сочетании государственного управления с местным самоуправлением. Американская и Французская революции вызвали к жизни организованные и сравнительно единообразные системы местного самоуправления придав им функцию выражения и охраны прав и свобод человека и гражданина. теоретические основы местного самоуправления активно разрабатываются государствоведами и используются...
8408. 18.1 KB
Институт местного самоуправления в РФ.Понятие и соотношение терминов социального управления местного государственного управления и местного самоуправления. Правовая природа местного самоуправления и его основные юридические свойства. Структура органов местного самоуправления и их общая характеристика.
306. Компетенция местного самоуправления 14.82 KB
Таким образом органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Понятие и структура компетенции местного самоуправления. Компетенция определяется также как совокупность юридически установленных полномочий прав и обязанностей конкретного государственного органа органа местного самоуправления или должностного лица определяющего его место в системе государственных органов органа местного самоуправления3.
326. Экономические основы местного самоуправления 22.51 KB
Экономическая основа тесно связана с численностью населения и территориальной основой местного самоуправления. Наличие этих трех элементов в их тесной диалектической связи является важнейшим условием обеспечивающим реальную гарантию становления и развития местного самоуправления. Как институт муниципального права экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность правовых норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения связанные с формированием и управлением муниципальной собственностью средствами местных...
327. Территориальные основы местного самоуправления 27.64 KB
Как и нормы других муниципальноправовых институтов нормы посвященные территориальной организации местного самоуправления содержатся в федеральных и в региональных нормативных актах а также в уставах муниципальных образований. 12 предусматривала что территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. При такой модели невозможно изменить муниципальное устройство без изменения административного устройства; региональный закон предусматривает относительное...
301. Судебная защита местного самоуправления 11.23 KB
Судебная защита местного самоуправления занимает особое место среди юридических гарантий. Органы местного самоуправления как указано в ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления.
292. Понятие и система местного самоуправления 18.07 KB
Это воздействие осуществляется на основе особых принципов и в определенных формах в соответствии с функциями органов и должностных лиц местного самоуправления. В лекции рассматриваются эти вопросы а также раскрывается понятие системы местного самоуправления. Высказываемые суждения о сущности местного самоуправления его политикоправовой природе противоречивы и дискуссионны.
316. Представительные органы местного самоуправления 15 KB
Представительные органы являются ведущими в структуре органов местного самоуправления. Их ведущая роль обусловлена тем что: 1 депутаты избираются непосредственно членами местного сообщества на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; 2 представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования носящую общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть; 3 представительным органам подотчетна и подконтрольна деятельность всех других органов и должностных лиц местного...

Непомнящих Светлана Сергеевна

аспирант, ФГБОУ ВПО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского», г. Омск

E-mail:

На основании статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправ­ление. В названной статье указано, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Установление сферы собственного ведения местного самоуправления непосредственно связано с решением вопроса о сущности местного самоуправления, месте и роли последнего в структуре организации публичной власти в государстве.

Сущность местного самоуправления обусловлена его социальным предназначением. По мнению автора, сущность местного самоуправле­ния заключается в сочетании при его организации и осуществлении интереса населения муниципального образования, заинтересованного в создании надлежащих условий его жизнедеятельности и развитии территории, и общегосударственного интереса, направленного на обеспечение территориальной целостности, стабильности, поступательного развития и решение иных общегосударственных задач.

Являясь формой самоорганизации населения в границах территории муниципального образования и одним из уровней осуществления публичной власти в государстве, местное самоуправление организуется и осуществляется с учетом провозглашенных государством принципов и в рамках реализации населением, проживающим в этих границах, своей власти.

Как отмечает М.И. Либоракина, отвечая на две общественные потребности - в эффективном управлении и в развитии демократии, местное самоуправление создается не только в целях лучшей управляемости или приближения общественных услуг к населению, но и для гарантии свободы личности, развития гражданской самостоятельности и ответственности. Оно способствует развитию саморегулирования, которое является основой устойчивости общества и государства .

Следует согласиться с О.А. Саловым в том, что самостоятельность - это не только право, но и обязанность принимать те или иные решения. Если проблема отнесена к вопросу местного значения, органы местного самоуправления обязаны ее решить. Они несут всю полноту ответственности за реализацию возложенных на них полномочий .

В свою очередь, всякое полномочие органа публичной власти по решению того или иного вопроса включает в себя три компонента: нормативно-правовое регулирование, финансирование и непосредственное исполнение, то есть реальное предоставление тех или иных услуг. Для вопросов местного значения все эти три компонента закреплены за органами местного самоуправления .

Вопросы местного значения - это тот объем публичных дел, которые населением и (или) органами местного самоуправления в пределах территории муниципального образования могут и должны решаться самостоятельно.

Принцип самостоятельности осуществления собственной компетенции местного самоуправления раскрывается через организационную, функциональную, финансовую и экономическую самостоятельность ее субъектов в решении вопросов местного значения.

Самостоятельное решение этих вопросов предполагает, с одной стороны, потенциальную возможность самостоятельного (без привлечения иных лиц) решения поставленных проблем исходя из достаточности соответствующих полномочий, с другой, - наличие организационных, финансовых и материальных ресурсов для их решения. Вопросы местного значения объективно могут быть решены силами муниципального образования и должны быть решены им как единственно уполномоченным на решение этих вопросов субъектом.

Организационная самостоятельность означает наличие в системе местного самоуправления организационных ресурсов, необходимых и достаточных для решения вопросов местного значения. Речь идет о субъекте компетенции муниципального образования. Вопросы местного значения население муниципального образования вправе решать непосредственно и (или) опосредованно - через органы местного самоуправления. В последнем случае в муниципальном образовании должна быть создана система органов и должностных лиц, реализация полномочий которых в их совокупности позволила бы решить тот или иной вопрос местного значения.

Функциональная самостоятельность связана с достаточностью у субъектов компетенции властных полномочий для решения поставленных перед ними вопросов. Установление вопросов местного значения обязательно должно сопровождаться наделением субъектов, компетентных в решении этих вопросов, собственными полномочиями по их решению. В противном случае закрепление за местным самоуправлением вопросов местного значения становится юридической фикцией.

Финансовая самостоятельность обеспечивается наличием в распоряжении уполномоченного субъекта необходимых финансовых ресурсов и «гарантируется конституционным правом муниципальных образований самостоятельно формировать и использовать собственные материально-финансовые ресурсы» , за счет которых органы местного самоуправления могут организовать на территории муниципальных образований предоставление населению соответствующих публичных услуг.

Основные принципы, обеспечивающие финансовую самостоятельность муниципального образования, закреплены в статье 9 Европейской хартии местного самоуправления, принятой в Страсбурге 15 октября 1985 года и ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года .

Анализ содержащихся в данной статье норм позволяет прийти к выводу о том, что финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть, во-первых, достаточными, то есть соразмерными полномочиям, предоставленным этим органам конституцией и законами. Во-вторых, финансовые системы, на которых основываются ресурсы органов местного самоуправления, должны быть разнообразными и гибкими. Иными словами, доходы органов местного самоуправления должны быть стабильными, несмотря на изменение условий их деятельности. Наконец, в-третьих, органы местного самоуправления должны обладать собственными доходами.

В числе принципов, определяющих финансово-экономическую основу местного самоуправления, Е.С. Шугрина выделяет принцип достаточности ресурсов, принцип ограниченности ресурсов подведомственной органу власти территории, принцип инфраструктурной целостности .

Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления закрепил принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, в том числе касающиеся его экономических и финансовых основ.

Основной гарантией финансовой самостоятельности муниципального образования является местный бюджет.

Между тем несбалансированность местных бюджетов в течение ряда лет привела к ухудшению социально-экономического положения муниципальных образований, а также снижению уровня и качества предоставляемых населению муниципальных услуг .

Поэтому установление вопросов местного значения должно сопровождаться закреплением за муниципальными образованиями необходимых и достаточных источников доходов.

Органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, получать достаточные собственные финансовые средства, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Финансовые средства органов местного само­управления должны быть соразмерны предоставленным им по конституции или закону полномочиям. Защита более слабых в финансовом плане органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер .

При этом заинтересованность органов местного самоуправлении в увеличении собственных доходов в отсутствие условий, при которых будет обеспечена доходность местных бюджетов от собственных доходов, не приведет к повышению экономической самостоятельности местного самоуправления . Подлинной финансовой самостоятель­ности местного самоуправления в нашей стране будет способствовать только развитие инициативы и самостоятельности органов местного самоуправления в изыскании и привлечении в местные бюджеты финансовых ресурсов.

Экономическая самостоятельность связана с установлением достаточной материальной базы.

Будучи самостоятельной, местная власть несет ответственность за свою деятельность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами .

Самостоятельность местной власти проявляется также в обязательности для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий. Важное значение имеют конституционно установленные гарантии местного самоуправления, в том числе: право на судебную защиту; право на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти; запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

Список литературы:

  1. Бабун Р.В. Местное самоуправление и муниципальное управление: современные проблемы. Обнинск, 2010.
  2. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 36. - Ст. 4466.
  3. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М., 2002.
  4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
  5. Кузнецов С.П. Принципы построения местных бюджетов // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 10.
  6. Либоракина М.И. Проблемы и перспективы местного самоуправления: независимая экспертиза реформы. М., 2003.
  7. Мокрый В.С. О финансовом обеспечении местного самоуправления в условиях проведения реформы федеративных отношений и местного самоуправления и основных направлений совершенствования межбюджетных отношений // Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - № 12.
  8. Некенов А.В. О конституционном принципе финансовой самостоятельности местного самоуправления // Финансовое право. - 2004. - № 5.
  9. Салов О.А. Местное самоуправление сегодня. М., 2001.
  10. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001.
  11. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
  12. Шугрина Е.С. Муниципальное право / Учебник. М., 1999.

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, а также формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

Принципы местного самоуправления можно разделить:

  • на общие - это принципы, присущие всей системе государственной власти (например, в Российской Федерации - гласность, демократия, законность, народовластие и др.);
  • специальные - принципы, присущие местному самоуправлению.

В специальных принципах местного самоуправления находят отражение объективные закономерности и тенденции развития местной власти. Специальные принципы местного самоуправления:

  1. предопределяют построение и функционирование муниципальной власти;
  2. выступают теоретической основой муниципального строительства и тем самым помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки;
  3. служат критерием оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах местного самоуправления;
  4. отражают сущностные признаки и черты местного самоуправления и тем самым способствуют сохранению преемственности в развитии его институтов.

Принципы местного самоуправления получили правовое закрепление в Европейской хартии о местном самоуправлении, которая служит основой для муниципального законодательства стран - членов Совета Европы.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", основываясь на положениях Европейской хартии о местном самоуправлении, формулируют общие принципы, присущие всей системе местного самоуправления в нашей стране.

Ниже специальные принципы местного самоуправления охарактеризованы более подробно.

    Самостоятельность в организации и осуществлении местного самоуправления. Конституция Российской Федерации (статья 12) гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Население самостоятельно решает местные вопросы.

    В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Собственно, в этом и заключается суть местного самоуправления.

    Нормы муниципального права, закрепляя принцип самостоятельности местного самоуправления, выделяют следующие его основные черты:

    а) самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления; конкретные формы осуществления местного самоуправления, структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно;
    б) органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (однако обеспечение реальной хозяйственной самостоятельности муниципальных образований в Российской Федерации сегодня сталкивается с большими трудностями);
    в) муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность местного самоуправления, запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
    г) самостоятельность муниципальных образований в пределах их полномочий гарантируется нормами муниципального права. Пределы полномочий местного самоуправления устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, запрещается. Самостоятельность муниципальных образований в пределах их полномочий обеспечивается конституционным правом на судебную защиту.

    Статья 4 Европейской хартии о местном самоуправлении гласит, что органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий при осуществлении собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.

    Организационная обособленность местного самоуправления. Основное содержание этого принципа раскрывает статья 12 Конституции Российской Федерации: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Государство, таким образом, признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Данный принцип призван, прежде всего, обеспечить возможность муниципальным образованиям, "не нарушая более общих законодательных положений", - как провозглашает статья 6 Европейской хартии о местном самоуправлении, - самим "определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление". В соответствии с данным положением статья 131 Конституции Российской Федерации подтверждает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

    Рассматриваемый принцип предопределяет основы взаимоотношений муниципальных образований между собой, муниципальных органов и органов государственной власти, а также статус муниципальных служащих.

    Муниципальные образования должны обладать экономической и финансовой самостоятельностью в рамках, предписанных соответствующим разграничением предметов ведения между ними. На этой основе строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами:

    а) не допускается образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами;
    б) не разрешается осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами;
    в) должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих;
    г) решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

    Органы местного самоуправления вступают во взаимодействие с органами государственной власти:

    Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления.

    Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Европейская хартия о местном самоуправлении (статья 9) исходит из того, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им конституцией или законом. Этот важнейший принцип местного самоуправления получил свое правовое закрепление в Конституции Российской Федерации и законодательстве о местном самоуправлении. Без его реализации невозможно обеспечить самостоятельность, реальность и эффективность местного самоуправления.

    Конституция Российской Федерации (статья 8), гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признает и защищает муниципальную собственность наравне с другими формами собственности. В муниципальной собственности находятся имущество органов местного самоуправления, включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество.

    Статья 132 Конституции Российской Федерации предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

    Муниципальная собственность и местный бюджет - неотъемлемые атрибуты каждого муниципального образования. Органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов. Выполнение этих стандартов гарантируется государством, которое для этих целей оставляет в местных бюджетах определенную долю отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.

    Важной гарантией реализации рассматриваемого принципа являются конституционные положения (статьи 132 и 133) о финансировании осуществления отдельных государственных полномочий, которыми в соответствии с законом могут наделяться органы местного самоуправления, и о компенсации дополнительных расходов, возникших при реализации решений, принятых органами государственной власти. Однако существующий в Российской Федерации механизм финансового обеспечения муниципальной деятельности не дает местному самоуправлению необходимых финансовых гарантий.

    Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Сущность местного самоуправления проявляется не только в финансово-экономической и организационной самостоятельности муниципального образования, но и в том, что население берет на себя ответственность за решение вопросов местного значения - напрямую или через органы местного самоуправления. При этом наличие у муниципального образования выборных органов является обязательным. В соответствии с уставами муниципальных образований органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

    Указанный принцип призван обеспечить:

    Успех в решении вопросов, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования и находящихся в ведении муниципального образования в соответствии с его уставом, зависит, прежде всего, от того, насколько эффективно организована работа органов местного самоуправления, сколько инициативы и предприимчивости они проявляют в своей деятельности. Поэтому в случае неудовлетворительного решения указанных вопросов претензии населения муниципального образования должны быть обращены к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также к себе, ибо население самостоятельно формирует муниципальные органы и в соответствии с законом непосредственно решает вопросы местного значения.

    Реализация названного принципа предполагает использование населением муниципальных образований различных форм контроля над деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Эти формы закреплены в уставах муниципальных образований. Деятельность муниципальных органов должна исходить из интересов населения, его традиций.

    В уставе муниципального образования устанавливаются основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Население вправе выразить свое отношение к выборным органам местного самоуправления и выборным должностным лицам на местном референдуме, а также с помощью других форм прямого волеизъявления, например отзыва выборного должностного лица.

    Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Данный принцип выражается в том, что субъекты Российской Федерации законодательно закрепляют организационные основы и формы осуществления местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Многообразие указанных форм в нашей стране объясняется следующими причинами:

    а) на организацию местного самоуправления оказывает влияние федеративное устройство государства: в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Федерации и ее субъектов относится установление общих принципов организации местного самоуправления; руководствуясь этими общими принципами, субъекты Российской Федерации самостоятельно осуществляют более детальную регламентацию организации местного самоуправления;
    б) Российская Федерация - многонациональная страна, многие ее регионы отличаются самобытностью, в них существуют особые исторические и иные местные традиции. Все это не может не накладывать отпечаток на формы и способы организации и осуществления местного самоуправления в данных регионах;
    в) по данным Министерства регионального развития Российской Федерации, в нашей стране можно выделить 9 основных типов поселений; всего же с учетом их подвидов можно говорить о более 80 специальных типов поселений в России; такое многообразие не может не влиять на формы осуществления местного самоуправления;
    г) многообразие форм организации местного самоуправления связано с тем, что Конституция Российской Федерации предоставляет населению муниципального образования право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Муниципальное образование, в свою очередь, имеет право самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного самоуправления: структура и порядок формирования его органов; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; наименование и полномочия выборных лиц, других органов местного самоуправления, а также различные вопросы организации местного самоуправления, в том числе обусловленные проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества (с учетом исторических и иных местных традиций).
  1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Значение этого принципа в муниципальной деятельности обусловлено тем, что Конституция Российской Федерации признает человека, его права и свободы как высшую ценность (статья 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления (статья 18).

    Реализация прав и свобод гражданина во многом зависит от деятельности органов местного самоуправления, так как эта деятельность:

    а) обеспечивает решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения в области образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, землепользования, торгового, бытового, транспортного и других видов обслуживания населения - именно в данных областях местной жизни, отнесенных к ведению муниципальных образований, происходит реализация основных социально-экономических прав и свобод граждан;
    б) гарантирует охрану общественного порядка: оказывая содействие в проведении выборов в государственные органы власти, всероссийских референдумов, референдумов субъектов Российской Федерации, проводя муниципальные выборы и местные референдумы, органы местного самоуправления участвуют в создании необходимых условий для реализации личных и политических прав и свобод граждан на местном уровне;
    в) дает возможность каждому гражданину непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения;
    г) является гласной: нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования).
  2. Законность в организации и деятельности местного самоуправления. Принцип законности - один из основных конституционных принципов российской государственности. Статья 15 Конституции Российской Федерации утверждает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы нашей страны.

    Законность выступает важнейшей гарантией местного самоуправления, которое осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации (статья 133) устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, которые гарантированы ею и федеральными законами.

    Принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления. Речь идет только о контроле над тем, как органы местного самоуправления соблюдают правовые нормы, а не о целесообразности или качестве принимаемых муниципальными органами решений по вопросам местной жизни.

    В статье 8 Европейской хартии о местном самоуправлении формулируются основные критерии государственного контроля над деятельностью органов местного самоуправления:

    Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления обеспечивается с помощью прокурорского надзора и судебных органов. В судебном порядке могут быть обжалованы решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления. Кроме того, важными полномочиями по пресечению незаконной деятельности органа или выборного должностного лица местного самоуправления обладают законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Необходимо также иметь в виду, что соблюдение законности в процессе организации и деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований, обеспечивается благодаря контролю со стороны представительного органа местного самоуправления.

    При государственной регистрации устава муниципального образования субъекты Российской Федерации проверяют, соответствует ли он Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам субъекта Российской Федерации, и в случае того или иного противоречия отказывают муниципальному образованию в государственной регистрации его устава. Данный отказ может быть обжалован в судебном порядке.

    Гласность деятельности местного самоуправления. Гласность - важный элемент демократической системы управления обществом и государством. С ее помощью общество может контролировать управленческую деятельность, а граждане - влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

    Реализация принципа гласности в работе органов местного самоуправления означает, что деятельность последних носит открытый характер, а население систематически получает всю необходимую информацию по данной теме.

    Способы обеспечения гласности нашли правовое закрепление в нормах муниципального права и в практике местного самоуправления. Осуществление указанного принципа в деятельности органов местного самоуправления предполагает:

    а) информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления;
    б) возможность получения гражданами исчерпывающих сведений о содержании принятых этими органами решений;
    в) использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями: отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации, организация "горячих линий", когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию, и т.п. Эти формы применялись в свое время еще местными Советами и их исполнительными комитетами.

    Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Так, в Законе Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне" содержится перечень сведений, относимых к государственной тайне. Согласно статье 5 данного Закона, государственную тайну может составлять, в частности, информация о силах и средствах гражданской обороны, об объектах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа и др. Закон также устанавливает, какие сведения не подлежат засекречиванию: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и последствиях этих происшествий; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры; о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина и др.

    Важную роль в осуществлении принципа гласности на уровне местного самоуправления призваны играть средства массовой информации. Последовательное осуществление указанного принципа создает необходимые предпосылки и условия для участия граждан в контроле над работой муниципальных органов, в решении вопросов местного значения. В частности, органы местного самоуправления обязаны рассматривать внесенные гражданами проекты правовых актов по вопросам местного значения на открытом заседании с участием представителей населения. Результаты рассмотрения должны быть официально опубликованы (обнародованы).

    Практика местного самоуправления свидетельствует о том, что могут быть опубликованы и наиболее важные проекты решений по вопросам местного значения (например, проект устава муниципального образования). Это делается для максимально широкого обсуждения их населением.

    Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления. Органы, осуществляющие управление в системе местного самоуправления, могут действовать как на основе коллегиальности (т.е. представлять собой коллегиальные органы управления), так и на основе принципа единоначалия.

    Например, представительный орган местного самоуправления является коллегиальным, его численный состав определяется уставом муниципального образования, а решения принимаются в коллегиальном порядке. Уставы муниципальных образований закрепляют организационно-правовые гарантии коллегиальности принятия решений: это, прежде всего, требования кворума, необходимого для работы представительного органа, а также кворума, обязательного для принятия решения. Принцип коллегиальности проявляется и на стадии подготовки проектов решений (привлечение представителей заинтересованных предприятий, учреждений, организаций), в работе депутатских комиссий, образуемых представительным органом, и т.д. Соблюдение указанного принципа означает, что депутаты представительного органа должны иметь необходимые условия для активного и конструктивного участия в подготовке и принятии решений: возможность заблаговременно ознакомиться с проектами решений, получить необходимую информацию, свободно высказывать свое мнение, предложения, замечания по обсуждаемому представительным органом вопросу.

    Принцип единоначалия, на основе которого в системе местного самоуправления может быть построена деятельность органов управления, не отрицает и коллегиальных моментов, в частности, при подготовке проектов актов этих органов, выработке решений по наиболее важным вопросам регулирования местной жизни. Так, практика местного самоуправления показывает, что единоначальная деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии, которая образуется при этом должностном лице, состоит из руководителей структурных подразделений местной администрации или иных специалистов и выполняет совещательные функции.

    Государственная гарантия местного самоуправления. Статья 12 Конституции Российской Федерации говорит о признании и гарантиях прав местного самоуправления со стороны государства. В соответствии с этим положением государственные гарантии осуществления местного самоуправления определяются в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", других федеральных законах, конституциях, уставах и иных законах субъектов Российской Федерации.

    Осуществление рассматриваемого принципа означает, прежде всего, создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, законодательно гарантирует его финансовую, экономическую и организационную самостоятельность, утверждает принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти. Конституция Российской Федерации, законодательство о местном самоуправлении обеспечивают судебную защиту прав местного самоуправления, устанавливают запрет на ограничение его прав, гарантируемых вышеуказанными законами.

    Статья 132 Конституции Российской Федерации предусматривает материально-финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий, полученных в соответствии с законом, а статья 133 - компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

    Конституция Российской Федерации (статья 8) равным образом признает и защищает муниципальную собственность (наряду с частной, государственной и иными формами собственности).

Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только за счет закрепления в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и благодаря применению системы организационных форм и методов муниципальной работы, соответствующих данным принципам.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В этом - суть местного самоуправления.

Нормы муниципального права, закрепляя принцип самостоятельности местного самоуправления, выделяют следующие основные черты, характеризующие его содержание.

1. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Конкретные формы осуществления местного самоуправления, структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно. Эти и другие вопросы организации и осуществления местного самоуправления регулируются в уставе муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления.

2. Реализация данного принципа предполагает обеспечение финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Однако обеспечение реальной хозяйственной самостоятельности муниципальных образований сегодня сталкивается с большими трудностями: возрастает нагрузка и перекладывается ответственность на органы местного самоуправления в социально-культурной и коммунально-бытовой областях, так как передача муниципальным образованиям некогда ведомственных объектов этих сфер осуществлялась без учета реальных возможностей организации управления на местах, без должного финансирования. Органам местного самоуправления не хватает средств на содержание этих объектов, их модернизацию и поддержку. У многих сел вообще отсутствует материальная база.

И в то же время актами, принимаемыми на государственном уровне, на органы местного самоуправления по существу перекладываются невыполнимые без соответствующего материально-финансового обеспечения функции решения тяжелых проблем, порожденных общей ситуацией в стране (вынужденные переселенцы, беженцы, военнослужащие, уволенные в запас и т.д.).

3. Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность местного самоуправления, запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Муниципальные образования самостоятельно устанавливают общеобязательные правила по предметам своего ведения, принимают планы и программы развития муниципального образования. При этом решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законом.

4. Самостоятельность муниципальных образований гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий. Пределы полномочий местного самоуправления устанавливаются КонституциейРФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, их законами.

При этом ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, запрещается. Самостоятельность муниципальных образований в пределах их полномочий обеспечивается конституционным правом на судебную защиту.

Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти (ст. 4 Европейской Хартии местного самоуправления).

Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций

Основное содержание рассматриваемого принципа раскрывает ст. 12 Конституции РФ: органы, местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами. Закон об общих принципах организации местного самоуправления предусматривает, что:

а) образование органов местного самоуправления, назначение Должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 17);

б) осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 14);

в) должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих (ст. 1);

г) решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда (ст. 44).

Принцип организационного обособления местного самоуправления призван обеспечить возможность муниципальным образованиям, “не нарушая более общих законодательных положений”, самим “определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление” (ст. 6 Европейской Хартии местного самоуправления). В соответствии с данным положением ст. 131 Конституции РФ закрепляет, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии со ст. 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления должны определяться уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации.

Рассматриваемый принцип предопределяет основы взаимоотношений муниципальных образований между собой. Согласно ст. 6 Закона муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между ними. При этом подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

Указанный принцип не только обеспечивает организационную самостоятельность местного самоуправления, защиту от незаконного вмешательства государственных органов в деятельность органов местного самоуправления, но и устанавливает основы их тесного взаимодействия.

Органы местного самоуправления вступают во взаимодействие с органами государственной власти, реализуя отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться законом в соответствии со ст. 132 Конституции РФ, а также выполняя решения, принятые органами государственной власти, оказывая в соответствии с законом содействие государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне. Кроме того, органы местного самоуправления взаимодействуют с органами государственной власти формируя местные бюджеты, а также осуществляя свои полномочия в иных сферах местной жизни.

Закон наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации, а также закрепляет обязанность органов государственной власти, государственных должностных лиц рассматривать направленные им обращения органов и должностных лиц местного самоуправления.

Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления.

1. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Конкретные формы осуществления местного самоуправления, структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно. Эти и другие вопросы организации и осуществления местного самоуправления регулируются в уставе муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления;

2. Реализация данного принципа предполагает обеспечение финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Однако обеспечение реальной хозяйственной самостоятельности муниципальных образований сегодня сталкивается с большими трудностями: возрастает нагрузка и перекладывается ответственность на органы местного самоуправления в социально-культурной и коммунально-бытовой областях, так как передача муниципальным образованиям некогда ведомственных объектов этих сфер осуществляется без учета реальных возможностей организации управления на местах, без должного финансирования. Органам местного самоуправления не хватает средств на содержание этих объектов, их модернизацию и поддержку. У многих сел вообще отсутствует материальная база.

И в то же время актами, принимаемыми на государственном уровне, на органы местного самоуправления по существу перекладываются невыполнимые без соответствующего материально-финансового обеспечения функции решения тяжелых проблем, порожденных общей ситуацией в стране (вынужденные переселенцы, беженцы, военнослужащие, уволенные в запас, и т.д.).

3. Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность местного самоуправления, запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Муниципальные образования самостоятельно устанавливают общеобязательные правила по предметам своего ведения, принимают планы и программы развития муниципального образования. При этом решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законом.

4. Самостоятельность муниципальных образований гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий. Пределы полномочий местного самоуправления устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов, их законами.

При этом ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, запрещается. Самостоятельность муниципальных образований в пределах их полномочий обеспечивается конституционным правом на судебную защиту.

Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, как гласит статья 4 Европейской Хартии о местном самоуправлении, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.

3. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций

Основное содержание рассматриваемого принципа раскрывает статья 12 Конституции Российской Федерации: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Государство, таким образом, признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Принцип организационного обособления местного самоуправления призван прежде всего обеспечить возможность муниципальным образованиям, «не нарушая более общих законодательных положений», - как провозглашает статья 6 Европейской Хартии о местном самоуправлении, - самим «определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление». В соответствии с данным положением статья 131 Конституции Российской Федерации закрепляет, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Рассматриваемый принцип предопределяет основы взаимоотношений муниципальных образований между собой, муниципальных органов и органов государственной власти, а также статус муниципальных служащих.

Согласно статье б Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» от 28 августа 1995 г. муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между ними. При этом подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии со статьей 17 названного выше Закона должны определяться уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. закрепляет, что:

а) образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 17);

б) осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 14);

в) должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих (ст. 1);

г) решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда (ст. 44).