Закон о бессрочной приватизации. Положения о приватизации жилищного фонда в российской федерации Закон о приватизации жилья февраль

Сейчас для граждан, не приватизировавших жилье, в котором они проживают по договору социального найма, остро стоит вопрос о продлении бесплатной приватизации . Законодатели, учитывая данную ситуацию и вновь возникший ажиотаж перед запланированным на 1 марта 2017 года окончанием программы бесплатной приватизации жилья, приняли закон № 14-ФЗ от 22.02.2017 г., согласно которому приватизация продлевается в очередной раз, но уже бессрочно (т.е. на постоянной основе).

Ранее (в 2016 году) В Государственную Думу РФ направлялся ряд законопроектов, предусматривающих продление срока приватизации еще на один год. Эти инициативы Госдумой были отклонены , что позволяло сделать вывод о том, что приватизация для всех больше не будет продлена (такого мнения придерживалось Правительство РФ).

Однако в связи с позицией руководства страны (премьер-министра Дмитрия Медведева и президента Владимира Путина ) был принят закон, которым отменялось положение Жилищного кодекса (ЖК) РФ о завершении бесплатной приватизации 1 марта 2017 г.

Руководство страны несколько раз переносило срок для оформления перехода муниципальной собственности гражданам на небольшой срок, стараясь стимулировать граждан на оформление квартир в собственность. Более того - ранее утверждалось, что бесплатная приватизации не может быть бессрочной, в связи с чем при ее окончании предполагался платный порядок приобретения граждан.

Принятие законопроекта о продлении приватизации

13 января 2017 года законопроект № 77072-7 по внесению изменений к ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

Согласно ему предлагалось, что приватизация продлевается до 01.01.2020, но только для определенных категорий граждан РФ .

Остальные группы граждан, не указанные в законопроекте, после установленного законом срока (01.03.2017) не смогли бы бесплатно перевести в собственность жилье.

Однако, после принятия законопроекта в первом чтении (27.01.2017), к нему было предусмотрено 22 поправки. Известно, что его авторами, а именно Сидякиным А.Г. (первый зампред профильного комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству) и Качкаевым П.Р. (зампред профильного комитета) при рассмотрении поправок было предложено продлить приватизацию для всех категорий граждан до 2019 года либо бессрочно .

При обсуждении данных поправок, 6 февраля на встрече депутатов от фракции «Единая Россия» и представителей от профильного комитета с премьер-министром Д.А. Медведевым было принято решение продлить бесплатную приватизацию для всех граждан РФ без ограничения ее сроков .

7 февраля законопроект с соответствующими поправками был внесен на рассмотрение Госдумы, а днем позже принят во втором чтении . Третье чтение было проведено 10 февраля, на заседании которого и было принято решение о принятии соответствующего закона .

Через 5 дней документ был одобрен Советом Федерации и направлен Президенту Российской Федерации В.В. Путину. Так, 22 февраля им был подписан Федеральный закон от 22.02.2017 № 14-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» , после чего он был опубликован и вступил в силу.

Однако, при обсуждении увеличения сроков проведения бесплатной приватизации законодателями предлагалась такая возможность только для следующих категорий граждан:

  • проживающих на территориях Республики Крым и городе федерального значения Севастополя;
  • граждан, подлежащих переселению из аварийного или подлежащего сноса жилья, признанного таковым до 01.01.2012;
  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию действия срока действия договора найма предоставленного им специализированного помещения.

В пояснительной записке, прилагаемой к законопроекту, указывались причины продления для каждой из вышеуказанных групп.

  1. Приватизация продлена для жителей Крыма в связи с тем, что разрабатывалась нормативная база , регламентирующая процесс перехода жилых помещений в собственность граждан, проводилась инвентаризация жилого фонда .
  2. В отношении граждан, нуждающихся в переселении, приватизация продлена в связи с тем, что после получения нового жилья они не смогут воспользоваться правом на получение жилья в собственность, что поставит их в неравное положение с теми, кто уже переселился до окончания установленного срока.
  3. Детям-сиротам такое право предоставлено для получения занимаемого жилья после истечения договора бесплатно .

Также в продлении бесплатной приватизации жилья нуждаются жители и военных городков, и , предоставленных промышленными предприятиями.

Причины неприватизации жилья до 2017 года

Бесплатная приватизация в РФ началась еще в 1992 году. Закончиться указанный процесс должен был в 2007 году, однако . Ранее премьер-министра РФ Дмитрий Медведев заявлял, что приватизация не может продлеваться бесконечно. В обосновании данному утверждению приводились доводы о том, что этот процесс длится очень долго и те, кто хотел оформить жилье в собственность уже это сделали.

Кроме того, согласно статистике почти весь жилищный фонд, подлежащий приватизации уже оформлен в собственность граждан (по данным Министерства строительства и ЖКХ РФ - более 85% ), в связи с чем социальный фонд не формируется. Формирование фонда социального жилья невозможно осуществить, что приводит к откладыванию сроков предоставления жилья тем лицам, которые находятся в очереди на его получение.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2

Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3. Утратила силу

Статья 3.1

В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Исключена

Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.

Статья 6

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 8

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Утратила силу

Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 9.1

Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 10. Утратила силу

Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ

ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Статья 11

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Статьи 12 - 15. Утратили силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 16

Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 17

Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Граждане изначально проживают в квартирах, которые юридически находятся в праве собственности государства или отдельной организации. По этой причине понятие приватизации является актуальным среди граждан РФ.

Процедура позволяет жильцам полноценно распоряжаться жилой площадью: осуществлять продажу, обмен, передавать в наследство и прочее. Что говорит закон и какие особенности процедуры ожидают лиц, желающих приватизировать жилое помещение?

Общие положения

В 1991 году на территории Российской Федерации было введено понятие «приватизация». Приватизация жилой площади, в соответствии с Законом «О приватизации жилищного фонда РФ» последней редакции 2020 года, представляет собой бесплатную передачу в право собственности граждан, занимаемого ими жилья.

Согласно установленным нормам, граждане имеют право приватизировать лишь те жилые помещения, которые относятся к государственному жилищному фонду, предоставленные в пользование на основании оговора социального найма.

Более того, лица, осуществляющие приватизацию обязаны включать несовершеннолетних граждан, которые соответствуют следующим критериям:

  • проживают на приватизируемой жилой площади;
  • имеют право пользования квартирой;
  • проживают отдельно, но имеют право на пользование помещением.

Главной задачей приватизации является создание комфортных условий для свободного выбора способа удовлетворения жилищных потребностей гражданами РФ. Кроме того, процедура позволяет оптимизировать использование жилых помещений за счет личной заинтересованности жильцов.

Получая право собственности на жилую площадь, граждане получают следующие возможности:

  • разумно вкладывать свои денежные средства;
  • осуществлять накопление недвижимого имущества;
  • стать активным участником оборота на рынке недвижимого имущества;
  • свободно владеть и распоряжаться своим имуществом.

Как приватизировать квартиру?

Законодательные нормы РФ не ограничивают граждан в праве приватизации квартиры. Потенциальными владельцами жилья считаются лица, выступающие в качестве нанимателей по договору социального найма и члены их семьи, прописанные в данном помещении.

Процедура, в соответствии с общепринятым порядком, доступна при соблюдении следующих принципиально важных условий:

  • наличие гражданства РФ;
  • проживание в квартире на основании договора социального найма;
  • право на приватизацию квартиры не было ранее реализовано;
  • наличие согласия на приватизацию жилой площади всех лиц, имеющих права на данную квартиру.

Обратите внимание. Для приватизации жилого помещения необходимо согласие всех потенциальных владельцев жилья, включая лиц в возрасте от 14 до 18 лет. Интересы детей до достижения четырнадцати лет представляют их родители.

Приватизация квартиры с долгами

Нередко граждане задаются вопросом о том, можно ли приватизировать квартиру с задолженностью по коммунальным платежам. Федеральный закон не содержит данных о том, что наличие долгов является основанием для отказа в приватизации. Соответственно приватизация жилой площади с задолженностью осуществляется в общем порядке.

Как показала практика, граждане сталкиваются с неправомерными действиями работников ЖЭКа, которые по причине задолженности по коммунальным платежам отказываются выдавать документы, необходимые для приватизации квартиры.

Если сотрудники государственной службы откажут гражданам в реализации их права на приватизацию, последние могут обратиться в судебные органы. Для подачи иска рекомендовано потребовать от работников ЖЭКа письменный отказ о предоставлении необходимых документов.

Видео: Нововведения

Как приватизировать муниципальное жилье?

Помещения, которые включены в жилищной фонд, в соответствии с общепринятыми нормами, подлежат приватизации гражданами РФ.

Однако, законодательные акты содержат перечень муниципального жилья, на которое запрещено оформлять право собственности:

  • комнаты в общежитиях;
  • квартиры, расположенные в аварийных домах;
  • жилая площадь, находящаяся на территории военного городка;
  • имущество служебного предназначения.

Служебное жилье

Служебное жилье представляет собой жилую площадь, которая принадлежит государственному учреждению или конкретной организации. Такой вид квартир предоставляется служащим и другим работникам для временного проживания на основании договора найма.

Приватизация служебного жилья – право организации или государственного учреждения, а не его обязанность. Поэтому работнику следует подать соответствующее заявление и ожидать ответа от организации. В случае положительного решения гражданин может начать процедуры оформления приватизации квартиры.

В перечень граждан, которые могут претендовать на приватизацию служебного жилья, входят следующие:

  • депутаты;
  • чиновники;
  • военнослужащие;
  • работники МЧС и полиции;
  • сотрудники таможенной службы;
  • представители лесного и рыболовного хозяйства;
  • учителя;
  • медики.

Процедура приватизации жилищного фонда

Процесс приватизации объектов жилищного фонда строго регламентирован законодательными актами РФ.

Для приобретения права собственности на жилую площадь гражданам необходимо следовать пошаговому алгоритму действий:

  • подготовка пакета документов;
  • подача заявления в государственную структуру;
  • подписание соглашения о передачи в право собственности квартиры;
  • регистрация право собственности в Росреестре.

Сбор документов

Для приватизации жилого помещения, гражданам необходимо обратиться в местные органы исполнительной власти, которые специализируются на учете и контроле государственной собственности.

Документ должен содержать следующие данные:

  • личная и информация о заявителе;
  • данные о помещении;
  • просьба о передачи в собственность жилой площади;
  • согласие на приватизацию всех зарегистрированных и проживающих в помещении лиц;
  • дата и подпись.

Дополнительно, гражданам необходимо подготовить пакет документов.

Среди них необходимо выделить следующее:

  • документация, удостоверяющая личность граждан, принимающих участие в процедуре приватизации;
  • заявление на приватизацию жилой площади;
  • документ, подтверждающий право заявителя на пользование помещением (договор социального найма, ордер, выписка и прочее);
  • технический пас порт жилой площади;

Обратите внимание. При необходимости технический паспорт на жилье можно заказать в БТИ. В том случае, если в помещение на самовольной основе осуществлялась перепланировка, ее необходимо узаконить, обращаясь в указанную государственную структуру.

  • выписка по лицевому счету квартиры;
  • выписка из домовой книги, содержащая данные о количестве прописанных в помещении людей;
  • справка по форме №2, подтверждающая неучастие лиц в приватизационном процессе ранее (документ выдается в БТИ);
  • письменное согласие на приватизацию заявителя и всех членов семьи, проживающих на жилой площади.

Процесс приватизации служебного жилья предполагает подготовку других документов, среди них следующее:

  • заявление на приватизацию квартиры;
  • оригинал ордера на помещение;
  • кадастровый паспорт;
  • соглашение о найме ведомственной жилой пощади;
  • документы, удостоверяющие личность всех граждан, прописанных на территории квартиры.

Обратите внимание. Указанный перечень документации не является исчерпывающим. В зависимости от специфики ситуации, представитель государственной службы может запросить дополнительные документы.

Подписание договора

На рассмотрение заявления о приватизации отводиться два месяца. По завершении указанного срока органы государственной власти заключают с гражданами договор на передачу в право собственности жилой площади.

Обратите внимание. В соответствии с установленными нормами граждане не должны уплачивать государственную пошлину за приватизацию помещения.

Договор в обязательном порядке должен быть подписан двумя сторонами и иметь штамп государственной службы, оформлявшей приватизацию.

Более того, документ должен содержать следующую информацию:

  • условия и данные о приватизируемом объекте (адрес, площадь помещения и прочее);
  • права и обязанности лиц, возлагаемые по причине возникновения права собственности.

Получив право собственности на жилую площадь, граждане имеют право пользоваться и распоряжаться квартирой любым законным способом, однако на них возлагается обязательство оплачивать налог за недвижимое имущество.

Регистрация права собственности

Право собственности на квартиру имеет юридическую силу лишь после регистрации в Едином государственном реестре.

Для осуществления процедуры, гражданам необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление о регистрации права собственности на помещение;
  • документы, удостоверяющие личность всех участников процесса приватизации;
  • договор, подтверждающий передачу жилой площади;
  • акт о приеме-передачи помещения;
  • квитанция о внесении государственной пошлины в размере 2 тысяч рублей.

Таким образом, приватизация жилых помещений является одним из способов приобретения собственной квартиры гражданами РФ. Процедура приватизации строго регламентирована законодательными актами, а соответственно для приобретения права собственности на жилье лицам необходимо соблюдать порядок оформления процедуры.

17.10.19 30 253 6

Пошаговая инструкция по приватизации

Квартиру, в которой живут по договору социального найма, можно оформить в собственность - приватизировать.

Анастасия Корнилова

приватизировала квартиру

Расскажу, какие есть плюсы и минусы у приватизации жилья, какие нужны документы и как правильно это сделать.

Что такое приватизация и для чего она нужна

Приватизация - это передача государственного имущества в личную собственность. Имущество может быть любое - не только квартира или комната, но также земля и нежилые помещения. Благодаря приватизации появляется право собственности на жилье, а значит, такое имущество можно продать, подарить, обменять на другое имущество, оставить в наследство или передать в залог для получения кредита. С неприватизированным имуществом таких действий совершать нельзя - им можно только пользоваться.

Например, если жить по договору социального найма в государственной или муниципальной квартире, распоряжаться ею по собственному усмотрению нельзя. Если приватизировать - квартира станет личной собственностью, и ее можно будет не только продать или завещать, но и использовать в качестве вклада, например, при заключении договора о переселении в социальный приют для пожилых людей или оформлении ренты.

Законные основания

В СССР такой договор заключался с гражданином, когда он получал ордер на заселение в квартиру. Сейчас такой договор заключают, если государство признало человека малоимущим и поставило на учет как нуждающегося в жилом помещении.

Какое жилье можно приватизировать

Закон запрещает приватизировать жилые помещения в аварийном состоянии, а также в общежитиях и в домах закрытых военных городков. Еще нельзя приватизировать служебные жилые помещения. Но бывают исключения: например, можно приватизировать служебное жилье, если оно располагалось в совхозе или колхозе.

Следовательно, все остальные квартиры, которые сдаются по договору социального найма и располагаются в обычных домах, могут передаваться в собственность зарегистрированных в них людей.

Кто может приватизировать квартиру

Все, кто проживает в квартире по договору соцнайма, в том числе несовершеннолетние дети, могут стать собственниками этого жилья.

Несовершеннолетние дети. Если ребенок проживает в квартире и зарегистрирован в ней, он в обязательном порядке участвует в приватизации. Детей до 18 лет можно исключить из участников приватизации только по разрешению органов опеки и попечительства.

Например, отец приватизирует свою квартиру, а ребенок проживает вместе с матерью, но зарегистрирован в квартире отца. В этом случае у ребенка есть право на долю в этой квартире при приватизации.

Совершеннолетние жильцы могут отказаться от доли в праве собственности на квартиру - написать отказ от приватизации. В этом случае человек сохраняет свое право на бесплатную приватизацию - по закону это разрешено только один раз. Но есть исключение - если человек участвовал в приватизации до совершеннолетия, он может еще раз приватизировать бесплатно какое-либо жилье уже после совершеннолетия.

Плюсы и минусы приватизации

Основное преимущество приватизации - вы бесплатно получаете право собственности на квартиру и можете распоряжаться жильем по своему усмотрению. Например, вот что можно сделать с приватизированной квартирой.

Оставить в наследство. Приватизированную квартиру можно передать по наследству, в том числе по завещанию. Быть зарегистрированным в наследуемой квартире или состоять в близком родстве с наследодателем будущему наследнику необязательно.

Неприватизированную квартиру передать по наследству нельзя. Члены семьи нанимателя могут и дальше жить в ней после его смерти: один из них станет ответственным нанимателем взамен умершего и заключит новый договор соцнайма.

Но это не наследование. Право постоянной регистрации и проживания в квартире будет только у тех членов семьи, которые на момент смерти ответственного нанимателя были зарегистрированы и жили в этой квартире.

Неприватизированная квартира тоже может быть унаследована - если гражданин собрал все документы, подал заявление на приватизацию, но умер прежде, чем с ним оформили договор. Существуют решения, когда и без подачи заявления со стороны наследодателя суды устанавливали его волю на приватизацию и признавали такую квартиру наследством.

Если никто из родственников не был прописан вместе с умершим нанимателем, договор социального найма прекратят и квартиру вернут в муниципальную собственность.

Поэтому если нужно, чтобы родные и близкие сохранили права на неприватизированную квартиру, кто-то из них обязательно должен там проживать и быть зарегистрирован.

Знаем все о недвижимости

Разбираем сложные ситуации с покупкой и продажей жилья, рассказываем о законах, которые касаются владельцев недвижимости

Зарегистрировать новых жильцов. В собственной квартире можно регистрировать кого угодно. В неприватизированной квартире с регистрацией дела обстоят так:

  1. Супругов, родителей и совершеннолетних детей можно зарегистрировать с письменного согласия членов семьи, которые тоже проживают в квартире.
  2. Других граждан - с письменного согласия всех проживающих в квартире и наймодателя: муниципалитета. Еще муниципалитет обычно устанавливает учетную норму площади на человека - например, в Краснодаре минимум 10 м², а в Санкт-Петербурге - 9 м² в отдельных квартирах и 15 м² в коммуналках. Если после заселения на каждого проживающего придется площадь меньше учетной нормы, наймодатель не разрешит зарегистрировать нового жильца.
  3. Исключение делается только для несовершеннолетних детей. Их регистрируют вместе с родителями независимо от того, позволяет площадь квартиры зарегистрировать нового жильца или нет.

Продать, подарить, передать в залог, обменять на другое имущество, сдать в аренду. Можно закрыть дверь, сняться с регистрации, переехать в другой город или другую страну и жить там много лет - никто не скажет, что человек не пользуется собственной квартирой, а значит, не нуждается в ней.

Теоретически с неприватизированной квартирой это может стать поводом, чтобы жилье изъяли и передали другим нуждающимся.

Сделать перепланировку. В приватизированной квартире можно отгородить кладовку или перевести квартиру в нежилое помещение и сдавать под офис.

В муниципальном жилье сносить стены и совмещать санузел будет крайне сложно: придется сначала получить согласие наймодателя. И уж точно вам не разрешат переводить квартиру в статус нежилого помещения. Чтобы так сделать, сначала надо приватизировать жилье, а только потом переводить в нежилой фонд.

Сократить расходы. За квартиру, которую человек берет у муниципалитета или государства внаем, в дополнение к коммунальным платежам надо вносить еще и ежемесячную плату за пользование жилым помещением. Например, для москвичей с 2016 года установлена плата в размере 27,14 Р за квадратный метр общей площади жилого помещения в многоквартирном жилом доме с лифтом и мусоропроводом. То есть если приватизировать квартиру в Москве площадью 41 м², ежемесячные расходы сократятся на 1112 рублей.

Если занимать однокомнатную квартиру в Москве общей площадью 42 м² по договору соцнайма, придется платить 13 680 Р в год. Налог на такую же приватизированную квартиру с рыночной стоимостью 2,9 млн рублей при ставке 0,1% и вычете 20 м² - 1519 Р в год.

Плюсы очевидны. Но есть и минусы приватизации.

Нанимателям квартир по договору соцнайма можно не тратиться: все расходы по капитальному ремонту самой квартиры и всего дома несет наймодатель - муниципальное образование.

Еще любую квартиру могут изъять для муниципальных и государственных нужд: например, если на этом месте будут строить стадион или дорогу. Такое изъятие власти компенсируют разными способами: например, предоставляют другое жилье или выплачивают денежную компенсацию. Компенсация в случае с неприватизированной квартирой может оказаться более выгодной, поскольку нанимателей переселяют с учетом установленной нормы на человека.

Документы для приватизации

Перечень документов в федеральном законодательстве не установлен. Каждый регион самостоятельно утверждает этот список.

Где получить документы на приватизацию. Заявление можно заполнить по месту подачи - в МФЦ.

Решения органов опеки и попечительства, решения и приговоры суда, справка об освобождении, документ, подтверждающий отбывание наказания, выписка из личного дела военнослужащего выдаются в соответствующих органах - опеки и попечительства, суде, исправительном учреждении или архиве военной части.

Договор социального найма на квартиру, ордер или выписка из распоряжения органа исполнительной власти должны быть на руках у социального нанимателя. Если утеряны, надо обратиться в архив через МФЦ.

Документ о гражданстве РФ - в многофункциональном миграционном центре.

Документ, подтверждающий неиспользованное право на участие в приватизации по прежнему месту жительства, - в органе местного самоуправления или организации технической инвентаризации - БТИ.

Технический паспорт и поэтажный план надо заказать в БТИ.


Сколько времени действительны документы. У всех документов разный период действия. Например, у ордера или договора соцнайма нет ограничений по сроку действия. Технический паспорт и поэтажный план на квартиру тоже не ограничены по сроку законом, но на практике в некоторых регионах могут попросить их обновить. Выписка из лицевого счета и справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам действительны в течение месяца.

Лучше заранее взять в МФЦ перечень документов, которые требуются в вашем регионе, и сразу уточнить конечную дату их действия. Так можно сориентироваться, какие документы получить первыми, а какие непосредственно перед подачей заявления, чтобы не пришлось один и тот же документ запрашивать несколько раз.

Порядок приватизации квартиры

Шаг первый - подать заявление на передачу квартиры в собственность и приложить пакет документов в уполномоченный орган. Это может быть департамент имущественных отношений, комитет по управлению городским имуществом, департамент по управлению государственной собственностью - в каждом населенном пункте он называется по-разному . Узнать, кому адресовать заявление, можно в МФЦ или на официальном сайте местной администрации.

Подать заявление на приватизацию квартиры можно лично или через представителя в МФЦ. В некоторых регионах, например в Москве, заявление принимают в электронной форме через интернет.


В результате либо откажут в заключении договора, если на это есть законные основания, либо отдадут на подпись договор передачи квартиры в собственность.

Совершеннолетние участники договора подписывают его самостоятельно или передают полномочия доверенному лицу. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет подписывают договор с согласия законных представителей - родителей или опекунов. За несовершеннолетних участников договора младше 14 лет подписи ставят законные представители - родители или опекуны.


Шаг третий - передать подписанный договор в Росреестр для государственной регистрации перехода права собственности на квартиру. Когда договор зарегистрируют, его выдадут в МФЦ с отметкой о государственной регистрации перехода права собственности на приватизированную квартиру. К договору будет прилагаться бумажная выписка из ЕГРН.

Как подать документы

Документы для приватизации можно подать лично или через госуслуги. Расскажу, как устроены эти способы.

Приватизация лично через МФЦ. Нужно прийти в один из территориальных центров. В какой именно - не важно, можно выбрать тот, который удобнее расположен. На месте заполнить заявление по образцу или подписать заполненное приемщиком документов, приложить к заявлению пакет документов. Заявление должны подписать все участвующие в приватизации лица.

Сотрудник МФЦ примет документы и выдаст документ-опись с ориентировочной датой, когда можно прийти за результатом. Если заявление удовлетворят, в следующий визит можно подписать договоры о передаче квартиры в собственность. На получение должны прийти все участники приватизации с паспортами и подписать договор в присутствии работника МФЦ.

Подписанный договор следует подать также в МФЦ или в отделение Росреестра, чтобы зарегистрировать право собственности. Сроки регистрации такие:

  • 7 рабочих дней, если подавать в Росреестр;
  • 9 рабочих дней, если через МФЦ.

Приватизация через госуслуги. Подать напрямую заявление через госуслуги можно не во всех регионах. Для подачи заявления следует найти услугу приватизации через поиск, заполнить заявление и приложить документы. Если понадобится, орган власти, который рассматривает документы, пришлет уведомление на электронную почту и попросит лично явиться с документами.


Стоимость приватизации квартиры

Чаще всего сама приватизация бесплатная. Но придется заплатить госпошлину 2000 Р за государственную регистрацию права собственности. Если квартиру приватизируют сразу несколько человек в долевую собственность, госпошлина делится между всеми участниками приватизации. То есть если в приватизации участвует пять человек, пошлина на человека составит 400 Р : 2000 Р / 5 .

Сроки приватизации

Предварительный сбор документов в среднем занимает полтора-два месяца. Заявление с приложенным пакетом документов рассматривают не более двух месяцев, переход права и регистрацию права собственности оформляют около 10 дней. В результате общий срок приватизации - 3,5-4,5 месяца .

Когда могут отказать в приватизации

Отказать в приватизации могут, если:

  1. Заявитель предоставил неполный пакет документов.
  2. В приложенных документах обнаружились несоответствия.
  3. Квартира входит в состав специального жилищного фонда.
  4. Квартира не принадлежит муниципалитету.
  5. Квартира находится в аварийном доме.
  6. Человек уже принимал участие в приватизации.
  7. В договоре не указаны несовершеннолетние дети, и нет согласия органов опеки и попечительства.

Если отказ связан с неполным пакетом документов, нужно получить недостающие бумаги и приложить их к заявлению.

Если при проверке обнаружат несоответствия, их придется устранить.

Например, если в договоре найма и в техническом паспорте указана разная площадь, придется получить справку в БТИ, что эта разница связана с технической ошибкой. Дело в том, что прежние и нынешние средства измерения отличаются - у современных погрешность меньше, поэтому в площади может быть расхождение.

Если квартира входит в состав специального жилищного фонда или не принадлежит муниципалитету, остается надеяться, что через какое-то время ситуация изменится: например, жилой дом все-таки передадут в собственность муниципалитета. Тогда можно подать новое заявление.

Если квартира находится в аварийном доме, придется дождаться переселения и приватизировать уже новое жилье.

Если человек уже участвовал в приватизации, квартиру может приватизировать кто-то другой из прописанных родственников. Но в этом случае человек получит долю в квартире, только если родственник, оформляющий приватизацию, согласится подарить или продать ему часть жилья.

Если причина отказа - отсутствие в договоре несовершеннолетних детей, нужно получить разрешение органа опеки и попечительства на приватизацию без них или включить детей в число сособственников. Второй вариант намного проще, но если соберетесь продавать эту квартиру до совершеннолетия детей, придется получать разрешение на продажу в органах опеки и попечительства.

Особенности приватизации квартиры в Москве и Санкт-Петербурге

В Москве можно подать документы не только через МФЦ, но и на официальном сайте мэра Москвы. Перечень документов, порядок их подачи и получения результата можно найти там же.

В Санкт-Петербурге процедуру приватизации и необходимый перечень документов можно посмотреть на региональном сайте госуслуг. Право приватизировать жилье имеют граждане РФ, которые зарегистрированы по месту жительства в Санкт-Петербурге , а также те, кто временно отсутствует, но сохраняет право на жилую площадь: например, отбывает наказание в исправительных учреждениях.

Объекты приватизации в Санкт-Петербурге - это отдельные квартиры и комнаты в коммунальных квартирах. Но не получится приватизировать жилье в следующих случаях:

  1. Если оно находится в аварийном состоянии или в закрытых военных городках.
  2. Если это специализированные дома: например, маневренный фонд, специальные дома для одиноких престарелых и др.
  3. Если оно располагается в домах, которые относятся к объектам производственного назначения, а также в школах, больницах, на территории пансионатов, домов отдыха, пионерских лагерей, детских дошкольных учреждений.
  4. Если его занимают граждане, которые состоят в списках на получение другого жилого помещения на всю семью в порядке улучшения жилищных условий, и они не освободили занимаемое жилое помещение.

В Санкт-Петербурге приватизировать жилье можно через Горжилобмен или МФЦ. В Горжилобмене специалисты помогают оформить полный пакет документов, в том числе зарегистрировать право собственности после подписания договора о передаче жилья в собственность.

Особые случаи

Особенности приватизации с участием детей. Если в квартире зарегистрированы и проживают несовершеннолетние, они обязательно должны получить долю в праве на квартиру. Лишить детей возможности участвовать в приватизации можно только с разрешения органов опеки и попечительства. Однако они дадут согласие, только если ребенку предоставят в собственность другое жилье - не хуже этой квартиры и не меньшей площади.

Если в квартире живут только несовершеннолетние, приватизация возможна только с участием органов опеки и попечительства.

Если ребенку еще нет 14 лет, квартира может быть передана ему в собственность по заявлению родителей, усыновителей или опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или по инициативе этих органов.

Если в квартире живет несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет, он сам должен написать заявление с согласия родителей, усыновителей или попечителей, а также органов опеки и попечительства.

Особенности долевой или совместной приватизации. Совместная приватизация существовала до 31 мая 2001 года. Хотя сейчас такой способ передачи жилья не используется, некоторые квартиры, приватизированные до этой даты, все еще находятся в совместной собственности.

В результате в закон о приватизации внесли уточнение, что в случае смерти одного из участников совместной собственности на квартиру, приватизированную до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на квартиру, в том числе доля умершего. Доли при этом признаются равными.

Если в квартире зарегистрированы и проживают несколько человек и они все хотят участвовать в приватизации, квартира будет передана им в общую долевую собственность.

Каждый из них должен будет подписать соответствующее заявление, а после - договор. При этом договор о передаче квартиры в собственность будет составлен в стольких экземплярах, сколько человек участвует в приватизации.

Учтите, что совершеннолетним гражданам в приватизации можно участвовать только один раз. Поэтому, если у вас в перспективе будет возможность приватизировать другое жилье целиком или в большей доле, возможно, стоит отказаться от участия в приватизации квартиры на всю семью.

Особенности военной приватизации. Приватизировать квартиру, расположенную в закрытом военном городке, нельзя. Однако и с приватизацией квартир, расположенных в обычных населенных пунктах, у военнослужащих нередко возникают проблемы. Это связано с тем, что Минобороны не всегда своевременно передает дома со своего баланса на муниципальный. Поэтому военнослужащие вынуждены решать вопрос о приватизации жилья в судебном порядке.

Как правило, суды идут навстречу и удовлетворяют подобные требования. Например, в Самаре суд удовлетворил требование военнослужащего о признании за ним и его семьей права собственности на квартиру. До этого Департамент управления имуществом отказал военнослужащему в подготовке документов для приватизации, поскольку жилое помещение не состояло в реестре муниципального имущества. Суд признал за истцом и его семьей право общей долевой собственности на квартиру.

Приватизация, если есть долг по коммунальным платежам. Задолженность по коммунальным платежам не препятствует приватизации квартиры. Однако паспортисты в ТСЖ или УК нередко превышают полномочия и отказываются выдавать выписку из лицевого счета, которую необходимо приложить к пакету документов, пока есть задолженность.

В этом случае можно либо погасить долг, либо через суд обязать ТСЖ выдать документ.

Приватизированная квартира при разводе. Если квартира была приватизирована на обоих супругов, после развода у каждого останется его доля. Если квартира была в совместной собственности, после развода каждому супругу будет выделена доля. Если нет других сособственников, квартиру поделят пополам.

Если квартиру приватизировали на одного из супругов, а второй отказался от своего права приватизации, отказавшийся супруг сохраняет право пользования квартирой, даже если он уже развелся с собственником жилья.

Поэтому покупателям таких квартир следует учесть, что вместе с квартирой они могут приобрести неожиданного соседа, который имеет право жить в квартире и сохранять регистрацию.

Запомнить

  1. Если живете в квартире по договору социального найма, сравните плюсы и минусы приватизации вашей квартиры.
  2. Если приватизировать квартиру выгоднее, чем оставаться просто нанимателем, выясните, не входит ли она в перечень жилья, не подлежащего приватизации.
  3. Если квартиру можно приватизировать, определитесь, кто из зарегистрированных и проживающих в ней членов семьи будет участвовать в приватизации. Несовершеннолетних детей нужно включить обязательно или получить разрешение органа опеки и попечительства на приватизацию без них.
  4. Выясните точный перечень документов в вашем муниципалитете, соберите их по списку и пройдите всю процедуру.
  5. Не забудьте, что после того как вы станете собственником жилья, появится обязанность платить налог на имущество.

Новый закон не определяет название органа, осуществляющего продажу федерального имущества. В соответствии со ст. 10 ее осуществляют специализированное учреждение и назначенные им представители (по ранее действовавшему закону — это Российский фонд федерального имущества, фонды имущества субъектов РФ). В основном система продавцов осталась без изменений, только теперь это регулируется законодательством, а не постановлением Правительства РФ. Согласно п. 5 упомянутой статьи порядок деятельности назначенных специализированным учреждением представителей устанавливается в соответствии с ГК РФ, другими федеральными законами и заключенными в соответствии с планами приватизации договорами между специализированным учреждением и такими представителями. Отбор представителей производится на конкурсной основе. Их деятельность финансируется за счет отчислений денежных средств, полученных в результате продажи федерального имущества.

Право собственности на государственное или муниципальное имущество, которое приватизируется на коммерческом конкурсе, теперь переходит к победителю такого конкурса после выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий в отношении объекта приватизации. Победитель коммерческого конкурса не вправе до перехода к нему права собственности на объект приватизации отчуждать его или распоряжаться им иным образом. Установлены значительные ограничения имущественного и неимущественного характера в случаях, когда объектом приватизации являются акции открытого акционерного общества.

Первый и второй из перечисленных способов приватизации применялись и раньше. Однако такие преобразования и внесение имущества в качестве вклада не признавались приватизацией. А когда органами прокуратуры такие факты выявлялись, то принимались меры прокурорского реагирования. Характерный пример — иск Генеральной прокуратуры РФ к Госкомимуществу России, компании "Стар Текнолоджи Системе Лимитед", АОЗТ "Лензолото" и Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики РФ о признании недействительной регистрации АОЗТ "Лензолото".

Новый закон о приватизации

Исковые требования были удовлетворены, в частности, потому, что преобразование государственного производственного объединения "Лензолото" происходило с одновременным привлечением иностранного инвестора и незаконной передачей имущества госпредприятия в частную собственность акционерному обществу в качестве вклада.

Президентом России был подписан Федеральный закон от 22.02.2017 № 14-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Введенные изменения в законодательстве установили бессрочную бесплатную приватизацию жилья для российских граждан.

Приватизация жилья - это переход права собственности на жилье от государства к гражданам. Этой юридической процедуре подлежат жилые помещения, которые закреплены за государственными предприятиями или находятся в муниципальной и государственной собственности.
Бесплатная приватизация началась в девяностых годах и неоднократно продлевалась государством, ранее планировалось завершить бесплатную приватизацию жилья 1 марта 2017 года.
Приватизировав жилье, собственник приобретает возможность распоряжаться своим имуществом: продать, подарить, завещать, заложить для получения кредита.

Новый закон о приватизации госимущества: что изменится

При этом возникает бремя расходов: уплата налога, возрастает размер оплаты коммунальных платежей, т.к. с момента приватизации собственник становится участником содержания и ремонта общедомовых конструкций.
Первоначально, если вы решили приватизировать объект недвижимости, следует узнать, подлежит ли оно приватизации. Согласно статье 4 Федерального закона от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда", некоторые группы жилых помещений не подлежат приватизации (например, те, которые находятся в аварийном состоянии). Для приватизации жилого помещения необходимо получить согласие всех зарегистрированных в квартире лиц.
В соответствии с вступившим в силу 1 января 2017 года законом "О государственной регистрации недвижимости" общий срок государственной регистрации прав составляет 7 рабочих дней с момента приема документов регистрирующим органом.
Зарегистрировать права на недвижимость можно и в электронном виде: на сайте Росреестра в разделе электронных услуг. Следует напомнить, что потребуется наличие усиленной квалифицированной электронной подписи. Такую подпись можно получить в удостоверяющих центрах, адреса центров также есть на сайте Росреестра.

Новый закон о приватизации

Ю. Насонов, Старший прокурор отдела по надзору за исполнением налогового законодательства управления Генеральной прокуратуры РФ.

3 августа 1997 г. вступил в силу Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации". Его принятие обусловлено изменениями, которые произошли в государстве в 1992 — 1996 гг., нашедшими отражение в Конституции РФ, Гражданском кодексе, законах "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и др. Ранее действовавшие законы "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и др. утратили силу.

Новый закон о приватизации состоит из преамбулы, трех глав и 31 статьи. Впервые в законодательном порядке установлены цели нового закона, организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в РФ посредством приватизации государственного и муниципального имущества для повышения эффективности экономики, а также в целях ее социальной ориентации, улучшения платежного баланса РФ, осуществления протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям. Ранее действовавший закон такой нормы не содержал.

Закон (ст. 1) установил новое понятие приватизации государственного и муниципального имущества: возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц (в законе 1991 г. использовался термин "приобретение". Таким образом, безвозмездное отчуждение государством имущества не будет признаваться приватизацией). Определены и отношения, на которые действие нового закона не распространяется (ст. 3). В частности, им не регулируется приватизация земли, природных ресурсов, объектов социального и культурного назначения, а также отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Ранее действовавшее законодательство о приватизации регулировало не только приватизацию государственного, но и муниципального имущества. Теперь произведено разграничение общественной собственности на федеральную, государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную. Новый закон не регламентирует процедуру приватизации муниципальной собственности и полномочия государственных органов по управлению муниципальным имуществом, поскольку это — право органов местного самоуправления. Закон установил лишь общие и для государственной и муниципальной собственности способы приватизации.

Значительно изменены требования к Государственной программе приватизации, которая в соответствии со ст. 4 должна утверждаться Федеральным законом "О государственной программе приватизации". Кроме того, Правительство РФ ежегодно до 1 апреля обязано предоставлять Федеральному Собранию страны отчет о реализации Программы за прошедший год.

В ней существенно изменена система классификации объектов приватизации. Введено новое понятие — имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления. В Государственной программе должен быть определен перечень государственных унитарных предприятий, которые намечается преобразовать в открытые акционерные общества, а также прогнозный список открытых акционерных обществ или акций, находящихся в федеральной собственности, которые надлежит продать. В Программе также определяются обоснование выбора указанных предприятий и открытых акционерных обществ, намечаемые способы и сроки их приватизации, предполагаемые ограничения, размеры подлежащих продаже пакетов акций открытых акционерных обществ и прогноз начальной цены таких пакетов акций. В указанные перечни включаются государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, балансовая стоимость основных фондов которых на дату включения в программу приватизации превышает пять миллионов минимальных размеров оплаты труда. Также в перечни включаются открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации и производящие продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства. Впервые введен запрет на продажу не включенных в перечни акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации и производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства. Таким образом, Федеральный закон усилил государственный контроль за продажей государственного имущества, определил приоритет государственных интересов.

Введена новая статья, определяющая специальное право ("золотую акцию") Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований на участие в управлении акционерными обществами, имеющими стратегическое или важное социально — экономическое значение для государства и муниципальных образований. Законодатель обязывает (ст. 5) открытое акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), уведомлять государственные либо муниципальные органы о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня. Здесь законодательство о приватизации дополняют положения Закона "Об акционерных обществах". Представители РФ, ее субъектов, муниципальных образований имеют право на участие в общем собрании акционеров, а также на вето при принятии общим собранием акционеров решения: о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества в новой редакции; о реорганизации открытого акционерного общества; о ликвидации открытого акционерного общества; о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; об изменении уставного капитала открытого акционерного общества; о заключении акционерным обществом крупных сделок.

Действие специального права "золотой акции" не ограничено сроком и продолжается вплоть до его отмены Правительством РФ, органами государственной власти субъектов.

Усилена роль государства и при представлении интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований по пакетам акций открытых акционерных обществ: представителями государства по закрепленным пакетам акций могут быть государственные и муниципальные служащие и иные лица. При этом государственные и муниципальные служащие не могут получать в открытых акционерных обществах вознаграждение в денежной или иной форме, также покрывать за их счет и счет третьих лиц представительские расходы, связанные с выполнением своих функций. Вместе с тем не отменен Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой", согласно которому представителями государства в органах управления общества могут быть не только государственные служащие, но и иные граждане. При заключении договоров на предоставление интересов государства в хозяйственном обществе с гражданином определяется размер вознаграждения, получаемого представителем государства.

Ранее действовавший закон о приватизации определял органы, осуществляющие управление государственным имуществом и приватизацию, их полномочия (Госкомимущество РФ и территориальные комитеты). Продажу объектов приватизации, в том числе ценных бумаг, призваны были осуществлять фонды имуществ (Российский фонд федерального имущества). В новом законе не говорится о Госкомимуществе России как федеральном органе исполнительной власти, имеющем полномочия по управлению государственным имуществом (в соответствии с Конституцией РФ они в компетенции Президента РФ и Председателя Правительства РФ). В то же время в законе дан перечень функций, которые обязан выполнять федеральный орган по управлению. Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления муниципальных образований предоставлено право самостоятельно определять структуры органов, в компетенции которых находятся полномочия по управлению государственной собственностью республики, края, области и муниципальными объектами. Ранее действовавший закон о приватизации обязывал местные органы создавать соответствующие комитеты по управлению имуществом.

Статьей 7 Федерального закона предусмотрено создание в субъектах РФ территориальных подразделений федерального органа по управлению государственным имуществом. Территориальные агентства по управлению имуществом Госкомимущества России действовали и раньше. Их полномочия выполняли комитеты по управлению государственным имуществом субъектов РФ. Представляется, такая практика сохранится, поскольку создание новых органов потребует значительных средств.

Новый закон не определяет название органа, осуществляющего продажу федерального имущества. В соответствии со ст. 10 ее осуществляют специализированное учреждение и назначенные им представители (по ранее действовавшему закону — это Российский фонд федерального имущества, фонды имущества субъектов РФ).

В основном система продавцов осталась без изменений, только теперь это регулируется законодательством, а не постановлением Правительства РФ. Согласно п. 5 упомянутой статьи порядок деятельности назначенных специализированным учреждением представителей устанавливается в соответствии с ГК РФ, другими федеральными законами и заключенными в соответствии с планами приватизации договорами между специализированным учреждением и такими представителями. Отбор представителей производится на конкурсной основе. Их деятельность финансируется за счет отчислений денежных средств, полученных в результате продажи федерального имущества.

Снято существовавшее ранее ограничение на участие в приватизации в качестве покупателей общественных объединений.

Наиболее существенная новелла нового закона — ст. 13, регулирующая порядок распределения денежных средств, полученных в результате приватизации государственного и муниципального имущества (в частности, сроки их перечисления в бюджеты). В случае несвоевременного их перечисления Госналогслужба вправе производить списание в бесспорном порядке указанных средств со счетов продавцов. Определена материальная ответственность продавца государственного имущества за несвоевременное перечисление денежных средств, полученных в результате приватизации, установлены пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой процентной ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Изменены способы приватизации (ст. 16). Теперь их семь (вместо четырех). Из ранее действовавших сохранены: продажа на аукционе (в том числе продажа акций), коммерческий конкурс с инвестиционными и (или) социальными условиями и выкуп арендованного государственного или муниципального имущества. Существенно изменен и механизм применения этих способов приватизации. В частности, при продаже объекта приватизации по коммерческому конкурсу с социальными условиями на покупателя возлагаются обязательства социального характера, исчерпывающий перечень которых определен законом: сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест; переподготовка или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников; ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально — культурного, коммунально — бытового или транспортного обслуживания населения либо на прекращение их использования; реализация мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан.

Право собственности на государственное или муниципальное имущество, которое приватизируется на коммерческом конкурсе, теперь переходит к победителю такого конкурса после выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий в отношении объекта приватизации.

Приватизация жилья, ее продление. Закон о приватизации жилья. Сроки приватизации жилья в России

Победитель коммерческого конкурса не вправе до перехода к нему права собственности на объект приватизации отчуждать его или распоряжаться им иным образом. Установлены значительные ограничения имущественного и неимущественного характера в случаях, когда объектом приватизации являются акции открытого акционерного общества.

Введены новые способы приватизации: преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности; внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ; отчуждение акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, владельцам государственных и муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право их приобретения.

Первый и второй из перечисленных способов приватизации применялись и раньше. Однако такие преобразования и внесение имущества в качестве вклада не признавались приватизацией. А когда органами прокуратуры такие факты выявлялись, то принимались меры прокурорского реагирования. Характерный пример — иск Генеральной прокуратуры РФ к Госкомимуществу России, компании "Стар Текнолоджи Системе Лимитед", АОЗТ "Лензолото" и Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики РФ о признании недействительной регистрации АОЗТ "Лензолото". Исковые требования были удовлетворены, в частности, потому, что преобразование государственного производственного объединения "Лензолото" происходило с одновременным привлечением иностранного инвестора и незаконной передачей имущества госпредприятия в частную собственность акционерному обществу в качестве вклада.

Теперь само преобразование государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, а также внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ законодательство определяет как приватизацию.

В качестве отдельного способа приватизации предусмотрен выкуп акций открытых акционерных обществ работниками преобразуемых в них государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Установлен запрет на погашение внешних и внутренних долговых обязательств путем передачи кредиторам государственного и муниципального имущества, равно как и обмен государственного и муниципального имущества на иное имущество (деньги, товары) и услуги.

Обеспечение долговых обязательств государства приватизированным имуществом не предусматривалось и ранее действовавшим законодательством. Однако запрет не устанавливался. Это позволило Минфину России, Госкомимуществу (сейчас — Мингосимущество), Российскому фонду федерального имущества на основании Указа Президента РФ "О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности" организовать аукционы о передаче в залог акций крупнейших предприятий (таких, как РАО "Норильский никель", АО "ЮКОС" и др.) взамен кредитов банковско — промышленных групп. Полученные кредиты возвращены не были, что позволяло кредиторам реализовать на конкурсной основе заложенные акции. Так, один из кредиторов — ОНЕКСИМ банк — реализовал на конкурсной основе акции РАО "Норильский никель", что не могло бы осуществиться при наличии запрета погашения долговых обязательств государства государственным и муниципальным имуществом.

Введена статья "Социальные гарантии работникам открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий", в которой определены гарантии сохранения действия коллективных трудовых договоров, заключенных между администрацией государственного предприятия и его работниками. В законе 1991 г. такое положение отсутствовало.

В новом законе впервые определяется перечень положений, которые должны в обязательном порядке содержаться в договоре купли — продажи объектов приватизации: сведения о продавце и покупателе, наименование объекта приватизации, его местонахождение, состав и цена имущества, условия аренды (пользования) земельного участка, количество, категория (тип) и цена акций открытых акционерных обществ, порядок передачи имущества, форма и сроки платежа, обязательства по дальнейшему использованию имущества, инвестиционные и (или) социальные условия, на которых это имущество было приобретено покупателем, порядок прекращения их действия.

В ст. 29 установлено, что ничтожными с момента заключения и не влекущими правовых последствий являются все договоры купли — продажи государственного и муниципального имущества, которые не содержат стоимостной оценки приватизируемого имущества.

Из числа подлежащих продаже акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, которыми владеет специализированное учреждение, осуществляющее продажу федерального имущества (РФФИ), право голоса на общих собраниях акционеров может иметь не более 25% акций плюс одна акция от общего числа акций указанного открытого акционерного общества. Другие его акции, которыми владеет специализированное учреждение, независимо от их числа в соответствии с новым законом являются неголосующими и не учитываются при определении кворума и при подсчете голосов на общих собраниях акционеров (в законе 1991 г. эта величина ограничивалась 20%).

Значительно расширен круг субъектов, которые вправе ставить вопрос о расторжении незаконных сделок приватизации.

В случае, если приватизация государственного или муниципального имущества осуществлялась в нарушение законов и иных нормативных правовых актов, а также условий договоров купли — продажи, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, соответствующие органы по управлению имуществом, продавцы имущества, покупатели, органы прокуратуры РФ вправе в судебном порядке предъявить иски (возбудить дела) о расторжении сделок приватизации государственного или муниципального имущества, применении мер ответственности, признании указанных сделок недействительными, применении последствий недействительности ничтожной сделки, ставить вопрос об устранении нарушений законодательства о приватизации и о привлечении к ответственности виновных лиц.

Изменены основания для признания сделок приватизации недействительными. К ним относятся: нарушение положений закона, иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок приватизации государственного или муниципального имущества; приобретение указанного имущества лицом, не имеющим на это права; использование незаконных средств платежа; наличие сговора между продавцом имущества и покупателем, в том числе о занижении цены имущества; предоставление покупателю льгот и преимуществ перед другими покупателями; иное основание, предусмотренное законодательством РФ.

Договоры купли — продажи государственного или муниципального имущества, не содержащие его стоимостной оценки, признаются ничтожными с момента их заключения и не влекут правовых последствий. Осуществление приватизации способами, не указанными в Федеральном законе, не допускается, а соответствующие сделки приватизации признаются ничтожными с момента их заключения и не влекут правовых последствий.

Если основания для признания сделок приватизации в прокурорской правоприменительной практике особых трудностей не вызывали, то вопрос привлечения к ответственности за нарушения законодательства о приватизации практически не решался. В законе 1991 г. (ст. 31) была установлена административная ответственность за конкретные нарушения.

Определялось, что порядок и сроки рассмотрения дел о перечисленных в нем правонарушениях регламентируются Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Однако в Кодексе не регламентирован порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства о приватизации. В результате нарушения были, а к ответственности виновные не привлекались. Не решает эту проблему и новый закон. В ст. 30 определено, что за нарушение федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ о приватизации физические и юридические лица несут ответственность в случаях и в порядке, которые предусмотрены гражданским, административным и уголовным законодательством РФ.

Бессрочная приватизация жилья после 1 марта 2017 года — одна из главных тем начала года. Бесплатную приватизацию жилья несколько раз продляли, и каждый раз говорилось о том, что новое продление — последнее, и людям стоит поспешить с приватизацией своих квартир, если они это так и не сделали. Будет ли приватизация бессрочной, каковы последние новости на этот счёт.

Законопроект о бессрочной приватизации жилья был без проблем рассмотрен Государственной Думой во всех трёх необходимых чтениях, и на сегодняшний день готовый закон фактически готов — 15 февраля его одобрил Совет Федерации, дело за подписью президента. Учитывая то, что президент ранее положительно высказался об идее бессрочной бесплатной приватизации квартир и то, что без его одобрения законопроекты не проходят через Думу и Совет Федерации с такой скоростью, с какой прошёл законопроект о бесплатной приватизации, думается, что окончательная президентская подпись — дело решённое.

Как действует закон о приватизации?

Таким образом, ответ на вопрос, который по-прежнему волнует очень многих, будет ли приватизация бессрочной, однозначно будет утвердительный.
На настоящий момент до сих пор не приватизировано около полумиллиона единиц жилья, из которых 300 тысяч находятся в аварийном состоянии, и именно это — бич бесплатной приватизации всех двадцати с лишним лет, что она проводится. Учитывая то, что воспользоваться своим правом на то, чтобы бесплатно приватизировать жильё, гражданин России может только один раз в течение жизни, нет никакого смысла приватизировать аварийное и ветхое жильё до того, как произойдёт расселение подобных домов. А на то, чтобы расселить эти дома, у государства денег не находится — всё уходит на другие, более важные и нужные цели.
1 марта 2017 года было очередным последним сроком, когда должна была закончиться бесплатная приватизация жилья, и жители ветхих домов могли фактически остаться за бортом этой программы. То же самое касается и тех, кто до сих пор не приватизировал своё жильё из-за семейных разногласий или просто в силу собственной легкомысленности. Бессрочная приватизация жилья после 01.03.2017 года избавит многих людей от нервотрёпки и прибавит хотя бы немного какой-то уверенности в завтрашнем дне.
Для государства такая мера также не столь плоха — неприватизированные квартиры принадлежат ему достаточно формально, зато с них бюджет не получает налогов на недвижимость и тратит средства на взносы по капремонту и прочим платежам, которые обязан вносить собственник. Со временем это бремя будет снято с государства и возложено на жильцов.
Плюсы для простых людей также очевидны. Конечно, можно продолжать проживать в государственной квартире, но, не имея на неё прав собственности, невозможно ни продать её, ни обменять, а главное — нельзя завещать её и передать по наследству. С такой точки зрения платежи за капремонт и налоги, конечно, становятся новой обузой, но всё же они не столь велики на фоне тех преимуществ, которые получает новый собственник.
Напомним также, что в 2017 году действует и новый закон о деприватизации жилья, согласно которому собственник может отказаться от квартиры и вернуть её государству, что избавит его от определенных обременений. Нужно только учитывать, что второго шанса приватизировать квартиру не будет, и подобный шаг должен быть полностью осознаваем и продуман.

Изменения в закон о приватизации

Будет ли продлена бесплатная приватизация жилья

В России 1 марта 2017 года вновь заканчивается срок, отведенный законом для реализации гражданами своего права на бесплатную приватизацию жилья. Тем, для кого этот вопрос имеет принципиальное значение, пора торопиться. Остальные делают ставки: будет ли очередное продление?

Как известно, право россиян бесплатно оформить в собственность занимаемую квартиру, принадлежащую государству, предусмотрено в Федеральном законе от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Первоначально этот аттракцион неслыханной щедрости государство собиралось закрыть в 2004 году. Потом продлевали, причем несколько раз, последний - в феврале 2016 года, когда и был установлен нынешний крайний срок.

Перспективы продления

Попробуем заглянуть в будущее и спрогнозировать, будет ли вновь продлен срок бесплатной приватизации в России. Для этого сначала вспомним, какова была аргументация законодателя при предыдущем переносе. Отметим, что законопроект тогда был внесен в Госдуму 16 февраля 2016 года, то есть всего за две недели до дедлайна, а уже 29 февраля президент подписал закон. Это, наверное, рекорд законотворческой деятельности.

Необходимость пролонгации объяснялась так: значительная часть граждан, занимающих жилые помещения в аварийном и ветхом жилье и ожидающих расселения, лишится после 1 марта 2016 года возможности воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию. При этом граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, получив свое жилье после 1 марта 2016 года, также не смогут воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию. Таким образом, одни граждане будут поставлены в неравное положение с другими, получившими и приватизировавшими жилье до указанной даты.

Что сейчас? В Госдуму уже внесены два законопроекта, по сути, об одном и том же - один в июне, на закате работы прежнего состава Думы, второй в октябре, на заре работы депутатов нового созыва. Первый предлагает продлить срок бесплатной приватизации еще на год, второй (внесенный аж двадцатью депутатами) - сразу на два, до 1 марта 2019 года.

Мотивировка примерно та же, что и в феврале 2016-го. Пояснительные записки к обоим законопроектам, почти слово в слово, говорят об ущемлении прав жителей аварийного фонда, вины которых в том, что их не переселяют в новое жилье, никакой нет.

По законопроекту, внесенному 5 октября 2016 года, последнее решение Совета Госдумы было принято 8 ноября: назначить ответственный комитет, собрать отзывы и замечания до 12 декабря, после чего подготовить законопроект к рассмотрению.

В числе противников очередного продления срока бесплатной приватизации особенно ярко проявило себя Министерство строительства и ЖКХ. Заместитель главы Минстроя Олег Бетин заявил, что министерством подготовлен законопроект об окончании бесплатной приватизации жилья в России. «Наступил период, когда массовую приватизацию надо останавливать, оставить для детей-сирот, тех, кто остался без родителей, и дать им возможность выбора социального найма или передачи в собственность через определенный период времени», - заявил Олег Бетин.

В общем, ситуация, судя по всему, опять разрешится только в последний момент. А посему каждый решает для себя. И все же гражданам, которые все-таки решили приватизировать жилье, стоит заняться этим вопросом до наступления времени «Ч».

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3. Утратила силу.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Исключена.

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Утратила силу.

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 10. Утратила силу.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Статьи 12 — 15. Утратили силу.

Статья 16.

Новый закон о приватизации вступил в силу

Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Статьи 19 — 20. Утратили силу.

Раздел III. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ (СТАТЬИ 21 — 26)

Утратил силу.

Председатель
Верховного Совета РСФСР
Б. Ельцин