Государственный контроль и надзор за стандартами. Стандартизация. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. Кафедра: «инструментальные и метрологические системы»

Правовые основы, задачи и организация госнадзора. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляются в России на основании Закона РФ «О стандартизации» и составляют часть государственной системы стандартизации.

На современном этапе государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.

К основным задачам госнадзора можно отнести: предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и Закона "О единстве измерений" всеми субъектами хозяйственной деятельности; предоставление информации органам ис­полнительной власти и общественным организациям по результатам проверок. Проводят госнадзор должностные лица Госстандарта и подведомственных ему центров стандартизации и метрологии, получивших статус территориальных органов госнадзора, - государственные инспекторы.

Главный государственный инспектор России - Председатель Госстандарта РФ, а главные государственные инспекторы республик в составе РФ и других субъектов Федерации - руководители центров стандартизации и метрологии, т.е. территориальных органов госнадзора. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляют также и другие организации. В частности, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) про­водит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров. Такие обязательные требования стандартов, как совместимость и взаимозаменяемость, не входят в компетенцию Госторгинспекции. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществ­ляет государственный экологический контроль. Государствен­ной санитарно-эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением санитарного законода­тельства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.

Проверкам в процессе госнадзора подвергается продукция (на всех стадиях ее жизненного цикла), в том числе подлежа­щая обязательной сертификации и импортируемая; услуги на­селению, виды работ, которые подлежат обязательной серти­фикации; техническая документация на продукцию; деятель­ность испытательных центров, лабораторий и органов по сер­тификации.

Субъекты хозяйственной деятельности обязаны не препят­ствовать, а оказывать содействие государственным инспекторам во всех их действиях, составляющих процедуру госнадзора: сво­бодный доступ в служебные производственные помещения, привлечение к работе специалистов и имеющихся на предпри­ятии технических средств, отбор проб и образцов 1 и т.п. Про­верка осуществляется как лично инспектором, так и создавае­мыми под его руководством комиссиями.


Права и обязанности государственных инспекторов опреде­лены Законом "О стандартизации". Им предоставлены доста­точно широкие права, как представителям государственных органов управления, в силу чего они находятся под защитой государства.

Государственный инспектор имеет право:

▪ свободного доступа в служебные и производственные помещения проверяемого предприятия (организации), получать всю необходимую документацию, проводить от­бор проб и образцов, выдавать предписания об устране­нии выявленных отклонений, запрещать или приоста­навливать поставку (реализацию) продукции, не соответ­ствующей обязательным требованиям государственных стандартов, а также в случае отказа от предъявления ее к проверке;

▪ по результатам проверок облагать нарушителей обяза­тельных требований стандартов штрафами. Строгое нака­зание применяется и к невыполняющим запрет на реали­зацию - штраф в размере стоимости реализованной продукции. Запрет на реализацию продукции или услуг при их несоответствии обязательным требованиям рос­сийских нормативных документов распространяется и на импортную продукцию (услугу), тем более, если они не прошли сертификацию в соответствии с российским за­конодательством;

▪ направить необходимые материалы в арбитражный суд, ор­ганы прокуратуры или суд, если выданные им предписания или постановления не выполняются предприятием - объ­ектом госнадзора.

Государственным инспекторам предоставлены широкие, но если они не выполняют возложенные на них обязанности, относятся к ним ненадлежащим образом или замечены в разглашении государственных (коммерческих) секретов, то несут ­ответственность в установленном законом порядке. Госинспектор всегда должен помнить, что он защищает интересы как государства, так и потребителя.

В 1995 г. в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях были внесены изменения, в соответствии с которыми должностные лица подвергаются штрафу, если в процессе проверки устанавливается нарушение организацией обязательных требовании государственных стандартов, относящихся как к продукту так и к обеспечению единства измерений, а также правил обязательной сертификации. Соблюдение обязательных требований к продукции определено Законом “О стандартизации” и не зависит от того, в каком нормативном документе они содержатся (ГОСТ Р, стандарт отрасли или ТУ).

Инспекторами госнадзора выявляется немало нарушений. Так, в течение 1998 г. проверив 12 тыс. предприятий, инспекторы вынуждены были применить штрафы по отношению к юридическим и физическим лицам в размере около 40 млн. руб. Кроме того, был обнаружен большой объем опасной для потребления продукции на сумму около 3,2 млрд. руб., реализация которой была запрещена.

В перспективе госнадзор предусматривает не только штрафные санкции, но и меры поощрения. Одной из них является премия Правительства РФ в области качества продукции. Кроме того, реализуется программа "100 лучших товаров", призванная не только стимулировать российские предприятия, но и создавать им известность, привлекать внимание потребителей к отечественной продукции.

Госнадзором названы основные причины, которые приво­дят к невыполнению обязательных требований стандартов: от­клонение от норм технологии производства, слабая измеритель­ная и испытательная база, неудовлетворительная организация контроля. Эти причины во многом зависят от состояния мет­рологических служб на предприятиях. Метрологический надзор полностью подтверждает это: более 30% средств измерений на проверенных более чем 13 тыс. предприятий были признаны непригодными к применению. Поверка же средств измерений выявила ошибки в показаниях около 14% приборов. Такие крас­норечивые данные говорят, по-видимому, о том, что только же­сткость госнадзора и. расширение полномочий госинспекторов не смогут заставить предприятия выполнять их предписания и нормы стандартов.

Специалисты Госстандарта России отмечают, что эффек­тивность госнадзора в значительной степени снижена в силу следующих причин: современная концепция государственного контроля и надзора не учитывает международный опыт и опи­рается на опыт бывшего Советского Союза; не созданы четкая оргструктура, формы и методы, меры правовой и социальной защиты должностных лиц; оставляют желать лучшего названные в Законе "О стандартизации" источники финансирования.

Рассмотренные выше положения о госнадзоре регламентиру­ются Законом "О стандартизации". Но некоторые права предос­тавлены Госстандарту России Законом РФ "О защите прав потреби­телей" (ст. 42 и 43). Объемы полномочий по применению мер пресечения к нарушителям требований нормативных докумен­тов практически совпадают в обоих законах. Существенное от­личие состоит в том, что нормы Закона "О защите прав потребителей" относятся к нарушениям требований безопасности товаров и услуг, предназначенных для личного потребления, а закон "О стандартизации" распространяется как на потреби­тельские товары, так и на продукцию производственного на­значения.

Правила проведения госнадзора. Основная форма государст­венного контроля и надзора - выборочная проверка. В про­цессе проверки проводятся испытания, измерительный кон­троль, технический осмотр, идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов. Госстандарт России устанавливает приоритетные направления госнадзора, которые прежде всего учитываются при его плани­ровании. В дополнение к ним проверки могут быть назначены в связи с целевыми заданиями Госстандарта, для информирования Госреестра России о продукции, которая прошла сертификацию, или об аккредитации испытательных лабораторий и др.

Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляет государственный инспектор или комиссия, возглавляемая им. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификацкации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.

Планирование проверки включает обязательный подготовительный период, в течение которого анализируются результаты предыдущих проверок, в том числе и проводимых другими контролирующими органами. Это сопряжено с рассмотрением подробной информации о намечаемом к проверке субъекте хозяйственной деятельности, в частности, результатов внутреннего контроля за соблюдением требований стандартов.

Контролю подвергается образец (или проба), отбираемый в соответствии с установленной в стандарте на данную продукцию методикой. Идентификация и технический осмотр продукции проводятся государственным инспектором с привлечением специалистов предприятия, а испытания образцов (проб) осуществляют сотрудники проверяемого субъекта хозяйственной деятельности под наблюдением государственного инспектора. Результаты испытания образцов распространяются на всю партию продукции, от которой они отобраны. При отсутствии у проверяемого предприятия испытательной базы испытания должны проводиться в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах).

Если контроль касается продукции, которая подлежит обязательной сертификации, госинспектор проверяет наличие и подлинность выданного ранее сертификата соответствия, правильность применения знака соответствия до начала испытаний образца.

Проверка соблюдения правил обязательной сертификации касается аккредитованных испытательных центров (лабора­торий). Проверяющая комиссия устанавливает: наличие лицен­зии на право осуществления сертификационных испытаний и аттестата аккредитации испытательного центра (лаборатории), со­ответствие видов испытуемой продукции профилю лаборатории, состояние нормативной базы и испытательного оборудования, со­блюдение программы и методик испытаний. Если проверяется ра­бота органа по сертификации, то комиссия прежде всего убежда­ется в правомочности работы органа и наличии необходимого фонда нормативных документов на сертифицируемую продук­цию. Кроме того, контролируется правильность оформляемой документации (сертификатов соответствия) и ее регистрации, а также обоснованность отказов в выдаче сертификатов, если это имело место.

По результатам испытаний оформляется протокол испыта­ний, а проведенные проверки заканчиваются составлением ак­та. Акт проверки - весьма важный документ, так как на его основании госнадзор выдает проверяемому субъекту предписа­ния или постановления о применении мер воздействия за на­рушения, обнаруженные в ходе контрольных проверок. Акт подписывают и проверяющая и проверяемая стороны, причем последняя имеет право отказаться признать результаты, а также изложить в письменной форме свое особое мнение.

Акт направляется: руководству проверенной организации; в Ростест-Москва для подготовки обобщенной информации; в Госстандарт РФ (в случае необходимости определения штраф­ных санкций).

В 1998 г. с целью совершенствования работы госнадзора вве­дена система показателей его эффективности, которая включает социальную, экономическую и технологическую составляющие. Каждая из них может быть подсчитана по данным автоматизиро­ванной информационной системы АИС "Госнадзор".

Социальный эффект характеризуется следующими показателями:

▪ предотвращенный ущерб у потребителей от приобретения опасных и недоброкачественных товаров (млн. руб.),

▪ защита жизни и здоровья людей от применения опасной продукции (натур, ед.),

▪ количество потребителей, защищенных от опасных и не­ доброкачественных продукции и услуг (чел.).

Экономический эффект определяется:

▪ поступлением средств в доходную часть федерального бюд­жета - штрафы (млн. руб.),компенсацией затрат из федерального бюджета на проведе­ние госнадзора,

▪ упущенной выгодой (млн. руб.), которая определяет доход или иное благо, не полученное лицом вследствие причине­ния ему вреда либо нарушения его права неисполнением обязательства, по которому оно было кредитором. Обычно, представляет собой неполученную прибыль и подлежит возмещению как составная часть убытков или безвозврат­ных потерь.

По российскому законодательству в состав убытков включают недополученные кредитором доходы, которые были бы получены при исполнении должником обязательства.

Этот показатель относится непосредственно к субъектам хо­зяйственной деятельности, не соблюдающим требования стандар­тов, а косвенно касается инвесторов (кредиторов), связанных с кредитованием производственной деятельности.

Упущенная выгода складывается из стоимости запрещенной продукции, штрафных санкций и затрат субъектов хозяйственной деятельности на исправление брака (несоответствий), которые, по данным зарубежной практики, составляют в среднем 12% от объема запрещенной к реализации продукции.

Технологический эффект характеризуется тремя показателями:

▪ уровнем выявления нарушений (%),

▪ уровнем устранения нарушений (%),

▪ интенсивностью надзора (количество проверок на одного инспектора в год).

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов осуществляется в России на основании Закона РФ « О стандартизации» и составляют часть государственной системы стандартизации.

К основным задачам госнадзора можно отнести:

  • предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и Закона РФ «О единстве измерений» всеми субъектами хозяйственной деятельности;
  • представление информации органам исполнительной власти и общественным организация по результатам проверок.

Кто проводит контроль?

Проводят госнадзор должностные лица Госстанадарта и подведомственных ему центров стандартизации и метрологии, получивших статус территориальных органов госнадзора, - государственные инспекторы .

Также - , качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров.

Проверке в процессе госнадзора подвергается продукция (на всех стадиях ее жизненного цикла):

  • в том числе подлежащая обязательной сертификации и импортируемая;
  • услуги населению, виды работ, которые подлежат обязательной сертификации;
  • техническая документация на продукцию;
  • деятельность испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации.

Обязанности хоздеятельности

Субъекты хозяйственной деятельности обязаны не препятствовать, а оказывать содействие государственным инспекторам во всех их действиях, составляющих процедуру госнадзора.

Государственный инспектор имеет право:

  • свободного доступа в служебные и производственные помещения проверяемого предприятия (организации) , получать всю необходимую документацию, проводить отбор проб и образцов, выдавать предписания об устранении выявленных отклонений, запрещать или приостанавливать поставку (реализацию) продукции, не соответствующей обязательным требованиям государственных стандартов, а также в случае отказа от предъявления ее к проверке;
  • по результатам проверок облагать нарушителей обязательных требований стандартов штрафами. Строгое наказание применяется и к не выполняющим запрет на реализацию – штраф в размере стоимости реализованной продукции. Запрет на реализацию продукции или услуг при их несоответствии обязательным требованиям российских нормативных документов распространяется и на импортную продукцию (услугу), тем более, если они не прошли сертификацию в соответствии с российским законодательством;
  • направить необходимые материалы в арбитражный суд , органы прокуратуры или суд, если выданные им предписания или постановления не выполняются предприятием – объектом госнадзора.

Обязанности госинспектора

Государственным инспекторам предоставлены широкие права, но если они не выполняют возложенные на них обязанности, относятся к ним ненадлежащим образом или замечены в разглашении государственных (коммерческих) секретов, то несут ответственность в установленном законом порядке. Госинспектор всегда должен помнить, что он защищает интересы, как государства, так и потребителя.

В 1995 г. в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях были внесены изменения, в соответствии с которыми должностные лица подвергаются штрафу, если в процессе проверки устанавливается нарушение организацией обязательных требований государственных стандартов, относящихся как к продукту, так и к обеспечению единства измерений, а также правил обязательной сертификации.

Поощрения в области качества продукции

Госнадзор предусматривает и меры поощрения. Одной из них является премия Правительства РФ в области качества продукции. Кроме того, реализуется программа «100 лучших товаров», призванная не только стимулировать российские предприятия, но и создавать их известность, привлекать внимание потребителей к отечественной продукции.

Основные причины невыполнения стандартов

Госнадзором названы основные причины, которые приводят к невыполнению обязательных требований стандартов:

  • отклонение от норм технологии производства
  • слабая измерительная и испытательная база
  • неудовлетворительная организация контроля

Эти причины во многом зависят от состояния метрологических служб на предприятиях.

Правовые основы, задачи и организация госнадзора. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляются в России на основании Закона РФ "О стандартизации" и составляют часть государственной системы стандартизации.

На современном этапе государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания .

К основным задачам госнадзора можно отнести: предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и Закона "О единстве измерений" всеми субъектами хозяйственной деятельности; предоставление информации органам исполнительной власти и общественным организациям по результатам проверок. Проводят госнадзор должностные лица Госстандарта и подведомственных ему центров стандартизации и метрологии, получивших статус территориальных органов госнадзора, - государственные инспекторы.

Главный государственный инспектор России - Председатель Госстандарта РФ, а главные государственные инспекторы республик в составе РФ и других субъектов Федерации - руководители центров стандартизации и метрологии, т.е. территориальных органов госнадзора. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляют также и другие организации. В частности, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров. Такие обязательные требования стандартов, как совместимость и взаимозаменяемость, информационная совместимость, не входят в компетенцию Госторгинспекции. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов осуществляет государственный экологический контроль. Государственной санитарно-эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.

Проверкам в процессе госнадзора подвергается продукция (на всех стадиях ее жизненного цикла), в том числе подлежащая обязательной сертификации и импортируемая; услуги населению, виды работ, которые подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию; деятельность испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации.

Субъекты хозяйственной деятельности обязаны не препятствовать, а оказывать содействие государственным инспекторам во всех их действиях, составляющих процедуру госнадзора: свободный доступ в служебные производственные помещения, привлечение к работе специалистов и имеющихся на предприятии технических средств, отбор проб и образцов 1 и т.п. Проверка осуществляется как лично инспектором, так и создаваемыми под его руководством комиссиями.

Права и обязанности государственных инспекторов определены Законом "О стандартизации". Им предоставлены достаточно широкие права, как представителям государственных органов управления, в силу чего они находятся под защитой государства.

Государственный инспектор имеет право свободного доступа в служебные и производственные помещения проверяемого предприятия (организации), получать всю необходимую документацию, проводить отбор проб и образцов, выдавать предписания об устранении выявленных отклонений, запрещать или приостанавливать поставку (реализацию) продукции, не соответствующей обязательным требованиям государственных стандартов, а также в случае отказа от предъявления ее к проверке.

По результатам проверок государственный инспектор имеет право облагать нарушителей обязательных требований стандартов штрафами. Строгое наказание применяется и к невыполняющим запрет на реализацию - штраф в размере стоимости реализованной продукции. Запрет на реализацию продукции или услуг при их несоответствии обязательным требованиям российских нормативных документов распространяется и на импортную продукцию (услугу), тем более, если они не прошли сертификацию в соответствии с российским законодательством.

Государственный инспектор имеет право направить необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд, если выданные им предписания или постановления не выполняются предприятием - объектом госнадзора. Государственным инспекторам предоставлены широкие права, но если они не выполняют возложенные на них обязанности, относятся к ним ненадлежащим образом или замечены в разглашении государственных (коммерческих) секретов, то несут ответственность в установленном законом порядке. Госинспектор всегда должен помнить, что он защищает интересы как государства, так и потребителя.

В 1995 г. были внесены изменения в Российский Кодекс об административных правонарушениях, в соответствии с которыми должностные лица подвергаются штрафу, если в процессе проверки устанавливается нарушение организацией обязательных требований государственных стандартов, относящихся как к продукту, так и к обеспечению единства измерений, а также правил обязательной сертификации. Соблюдение обязательных требований к продукции определено Законом "О стандартизации" и не зависит от того, в каком нормативном документе они содержатся (ГОСТ Р, стандарт отрасли или ТУ).

Инспекторами госнадзора выявляется немало нарушений. Так, по итогам проверок 1995 г. (их было проведено около 40 тыс.) из более 10 тыс. предприятий половина работала с нарушением обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации. Анализ нарушений по отраслям промышленности показывает, что в машиностроении, радиоэлектронной и легкой промышленности предприятий-нарушителей оказалось соответственно 59, 58, 57%.

Госнадзором названы основные причины, которые приводят к невыполнению обязательных требований стандартов: отклонение от норм технологии производства, слабая измерительная и испытательная база, неудовлетворительная организация контроля. Эти причины во многом зависят от состояния метрологических служб на предприятиях. Метрологический надзор полностью подтверждает это: более 30% средств измерений на проверенных более чем 13 тыс. предприятий были признаны непригодными к применению. Поверка же средств измерений выявила ошибки в показаниях около 14% приборов. Такие красноречивые данные говорят, по-видимому, о том, что только жесткость госнадзора и увеличение полномочий госинспекторов не смогут заставить предприятия выполнять их предписания и нормы стандартов.

На сегодняшний день специалисты Госстандарта РФ, а также многих производственных предприятий считают, что концепция новой редакции основополагающих стандартов уже начинает отставать от жизни и требуется ее очередная корректировка. Как отмечалось выше, она уже началась введением в перечень действующих в РФ нормативных документов нового для нашей практики - технического регламента.

Основной объем работы по госнадзору приходится на территориальные органы, госинспекторы которых главной целью своей деятельности считают добиваться от изготовителей продукции (услуг) осознания и повышения ответственности за качество и безопасность производимой их предприятиями продукции. Механизмом, позволяющим осуществлять эту задачу, служит разделение процедуры проверок на две стадии: при обнаружении несоответствий госинспектор выдает предписание о приостановке (или запрете) реализации продукции до устранения причин нарушений, а затем проводит окончательную проверку. Таким образом, доведение продукта до требований стандарта во многом зависит от предприятия-изготовителя, но, конечно, если оно имеет соответствующие условия, а обнаруженные недочеты не связаны с состоянием и возможностями действующего технологического процесса или испытательной (измерительной) базы.

По результатам госнадзора за 1995 г. отмечалось, что субъекты хозяйственной деятельности, как правило, выполняют предписания, благодаря чему значительно уменьшается ущерб, наносимый потребителю некачественными товарами. За указанный год предотвращен ущерб от приобретения покупателями небезопасных товаров на сумму более 480 млрд. руб. Около 70% предприятий устранили нарушения требований стандартов, выявленные госнадзором.

Специалисты Госстандарта России отмечают, что эффективность госнадзора в значительной степени снижена в силу следующих причин: современная концепция государственного контроля и надзора не учитывает международный опыт и опирается на опыт бывшего Советского Союза; не созданы четкая оргструктура, формы и методы, меры правовой и социальной защиты должностных лиц; оставляют желать много лучшего названные в Законе "О стандартизации" источники финансирования.

Рассмотренные выше положения о госнадзоре регламентируются Законом "О стандартизации". Но некоторые права предоставлены Госстандарту России Законом РФ "О защите прав потребителей" (ст. 42 и 43). Объемы полномочий по применению мер пресечения к нарушителям требований нормативных документов практически совпадают в обоих законах. Существенное отличие состоит в том, что нормы Закона "О защите прав потребителей" относятся к нарушениям требований безопасности товаров и услуг, предназначенных для личного потребления, а закон "О стандартизации" распространяется как на потребительские товары, так и на продукцию производственного назначения.

Правила проведения госнадзора. Основная форма государственного контроля и надзора - выборочная проверка. В процессе проверки проводятся испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация , другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов. Госстандарт России устанавливает приоритетные направления госнадзора, которые прежде всего учитываются при его планировании. В дополнение к ним проверки могут быть назначены в связи с целевыми заданиями Госстандарта, для информирования Госреестра России о продукции, которая прошла сертификацию, или об аккредитации испытательных лабораторий и др.

Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляет государственный инспектор или комиссия, возглавляемая им. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.

Планирование проверки включает обязательный подготовительный период, в течение которого анализируются результаты предыдущих проверок, в том числе и проводимых другими контролирующими органами. Это сопряжено с рассмотрением подробной информации о намечаемом к проверке субъекте хозяйственной деятельности, в частности, результатов внутреннего контроля за соблюдением требований стандартов.

Контролю подвергается образец (или проба), отбираемый в соответствии с установленной в стандарте на данную продукцию методикой. Идентификация и технический осмотр продукции проводятся государственным инспектором с привлечением специалистов предприятия, а испытания образцов (проб) осуществляют сотрудники проверяемого субъекта хозяйственной деятельности под наблюдением государственного инспектора. Результаты испытания образцов распространяются на всю партию продукции, от которой они отобраны. При отсутствии у проверяемого предприятия испытательной базы испытания должны проводиться в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах).

Если контроль касается продукции, которая подлежит обязательной сертификации, госинспектор проверяет наличие и подлинность выданного ранее сертификата соответствия, правильность применения знака соответствия до начала испытаний образца.

Проверка соблюдения правил обязательной сертификации касается аккредитованных испытательных центров (лабораторий). Проверяющая комиссия устанавливает: наличие лицензии на право осуществления сертификационных испытаний и аттестата аккредитации испытательного центра (лаборатории); соответствие видов испытуемой продукции профилю лаборатории, состояние нормативной базы и испытательного оборудования, соблюдение программы и методик испытаний. Если проверяется работа органа по сертификации, то комиссия прежде всего убеждается в правомочности работы органа и наличии необходимого фонда нормативных документов на сертифицируемую продукцию. Кроме того, контролируется правильность оформляемой документации (сертификатов соответствия) и ее регистрации, а также обоснованность отказов в выдаче сертификатов, если это имело место.

По результатам испытаний оформляется протокол испытаний, а проведенные проверки заканчиваются составлением акта . Акт проверки - весьма важный документ, так как на его основании госнадзор выдает проверяемому субъекту предписания или постановления о применении мер воздействия за нарушения, обнаруженные в ходе контрольных проверок. Акт подписывают и проверяющая и проверяемая стороны, причем последняя имеет право отказаться признать результаты, а также изложить в письменной форме свое особое мнение.

Контроль за соблюдением стандартов

Контроль за соблюдением требований национальных стандартов осуществляют центральный и региональные органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, его региональные лаборатории государственного контроля и надзора. Контроль соблюдения требований стандартов организациё осуществляют нормоконтролёры, технические контролёры и другие должностные лица, уполномоченные руководителем организации для проведения этой работы в соответствии со стандартами организациями, положениями о подразделениях и должностными инструкциями.


Основные категории документов в области стандартизации показаны на рисунке 1.1. Рисунок содержит те категории документов, которые регламентированы Федеральным законом «О техническом регулировании» и Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» как как «документы по стандартизации» .

1) межгосударственные стандарты (ГОСТ);

2) национальные стандарты (ГОСТ Р);

3) стандарты организаций (СТО);

5) общероссийские классификаторы;

6) своды правил.

Важнейший технический документ, имеющий статус закона, Федеральный закон «О техническом регулировании» выносит в отдельную категорию - технические регламенты (ТР).

Технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Определение технического регламента здесь дано в сокращении. Полное определение, соответствующее закону приведено в п. 1.1 данного учебного пособия. В отличие от стандартов, технические регламенты устанавливают обязательные для исполнения требования .

Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, их имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, обеспечения единства измерений. Содержание и применение ТР, их виды, порядок разработки, применения, изменения и отмены технических регламентов определены Федеральным законом «О техническом регулировании».

Межгосударственные и национальные стандарты (ГОСТ и ГОСТ Р) устанавливаются на продукцию массового и крупносерийного производства, на нормы, требования, понятия, определения и другие объекты межотраслевого применения. При этом межгосударственные стандарты действуют на территории всех стран СНГ.



Стандарты организаций (СТО) разрабатывают предприятия и организации, распространяя их на нормы, правила и другие объекты, применяемые на данном предприятии. СТО не должны противоречить ГОСТам.

Правила по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации (П) устанавливают обязательные для применения положения, порядки, методики выполнения различных технических работ.

Рекомендации (Р) , в том числе рекомендации межгосударственные (РМГ) по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации содержат добровольные для применения организационно-технические положения, порядки, методики выполнения работ, а также правила выполнения этих работ .

Методические инструкции (МИ) и руководящие документы (РД) содержат методические рекомендации и инструкции по выполнению различных организационно-технических работ.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации являются обязательными для применения при создании государственных информационных систем и ресурсов.

Своды правил используются в том случае, если к отдельным объектам технического регулирования отсутствуют требования технических регламентов или национальных стандартов .

Существуют также такие категории стандартов, которые после вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» утратили юридическую силу стандарта.

Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывались на объекты стандартизации отраслевого применения, на которые отсутствовали государственные стандарты. ОСТы являлись обязательными для всех предприятий данной отрасли. В настоящее время ОСТы можно рассматривать как рекомендации для разработки новых национальных стандартов и стандартов организаций.

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия при отсутствии необходимости в создании стандарта на выпускаемую продукцию. Обычно ТУ разрабатывают на новую продукцию или продукцию с ограниченной программой выпуска. В настоящее время ТУ не имеют статуса документа по стандартизации . Однако ТУ сейчас получили статус доказательственного материала при декларировании соответствия .

Стандарты общественных объединений, научно-технических и инженерных обществ (СТО) разрабатывались на принципиально новые виды продукции, передовые производственные процессы и методы контроля, нетрадиционные принципы управления производством. СТО являются рекомендациями для разработки новых национальных стандартов и СТП.

Международные стандарты (МС) разрабатывают международные организации по стандартизации, обычно ИСО или МЭК. В РФ МС имеют статус рекомендаций для разработки национальных стандартов (ГОСТ Р), а сами статуса стандарта не имеют.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Тульский государственный университет»

Кафедра: «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ И МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ»

Пояснительная записка

к курсовой работе

по дисциплине: «Метрология, стандартизация и сертификация»

Преподаватель

Якушенков А.В.

Тула 2009

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАЗРАБОТКЕ

1.Разработать теоретическую часть.

2.Разработать расчетную часть в соответствии с индивидуальным заданием.

Методические материалы кафедры ИМС и указанная в них литература

РЕЦЕНЗИЯ

на курсовую работу

по дисциплине:

«Метрология, стандартизация и сертификация»

на тему:

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов .

Расчет параметров посадки . Расчет размерных цепей . Обработка результатов многократных измерений .

Работа представленная на рецензию содержит:

* пояснительную записку на 40 листах.*

Теоретическая и расчетная части работы выполнены в полном (необоснованно сокращенном) объеме и не содержат (содержит отдельные, содержит грубые) ошибок.

Работа выполнена в хорошем стиле изложения с использованием достаточного (не достаточного) количества литературных источников.

Электронный вариант работы соответствует напечатанному.

По существу излагаемого материала к представленной работе замечаний нет.

В целом, работа соответствует требованиям, предъявляемым к работам данного вида, и заслуживает оценки

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Резюмируя изложенное, по моему мнению, работу следует рекомендовать для защиты.

АННОТАЦИЯ

В данной работе рассмотрены основные аспекты государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов.

По заданным номинальным значениям составляющих размеров и значению замыкающего размера установлены допуски и предельные отклонения составляющих размеров размерной цепи. Проверена правильность назначения допусков и предельных отклонений. Расчеты произведены теоретико-вероятностным методом и методом полной взаимозаменяемости.

Рассчитаны параметры посадки 45 ; написаны все виды обозначения предельных отклонений размеров на конструкторских и рабочих чертежах.

Результаты многократных измерений обработаны с применением правила «трех сигм» и критерия Пирсона. Результат измерений представлен в виде доверительного интервала, соответствующего уровню доверительной вероятности P = 0.92.

  • Введение
  • 1. Теоретическая часть
  • 1.1 Государственный контроль и надзор за соблюдением требований гос. стандартов
  • 1.2 Контрольные вопросы
  • 2. Практическая часть
  • 2.1 Расчет параметров посадки
  • 2.2 Расчет размерных цепей
  • 2.3 Обработка результатов многократных измерений
  • Заключение допуск потребитель здоровье норма
  • Бланк регистрации исправлений
  • Перечень условных обозначений и символов
  • Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях государственный контроль за соблюдением государственных стандартов приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания. Одной из его основных задач следует считать предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации. Таким образом, рассматриваемая тема охватывает многие аспекты хозяйственной и производственной деятельности современного человека.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов

Государственный контроль и надзор проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области стандартизации, подтверждения соответствия (сертификации), качества и безопасности продукции (товаров), работ и услуг.

Государственный контроль и надзор проводится:

У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление, реализацию (поставку, продажу), использование (эксплуатацию), транспортирование, хранение и утилизацию продукции; выполняющих работы и оказывающих услуги;

В органах по сертификации, осуществляющих деятельность по подтверждению соответствия;

В испытательных лабораториях (центрах), осуществляющих испытания продукции, работ и услуг для целей подтверждения соответствия.

По содержанию контроль и надзор идентичны. Различие заключается в полномочиях субъектов, их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осуществляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом промышленном предприятии или предприятии сферы услуг. Это же касается других государственных органов, которым дано право административного надзора в определенной области деятельности, -- комитетов, федеральных служб, инспекций в области экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, лекарственных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, горного дела и промышленности, воздушных, морских и речных судов, архитектуры и строительства, торговли, ветеринарии и др.

Правовой основой Государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов (далее -- Госнадзор) являются законы Российской Федерации: «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», «О защите нрав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора».

Государственный контроль и надзор и области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации включает и себя:

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам.

2. Государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией.

3.Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности.

4. Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

5.Государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат:

Техническая (конструкторская, технологическая, эксплуатационная, ремонтная и пр.) документация на продукцию, работы и услуга;

Системы управления качеством;

Работы по подтверждению соответствия (сертификации) продукции, работ и услуг органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами).

Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

Обязательных требований на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;

Правил обязательной сертификации;

Правил подтверждения соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям путем принятия декларации о соответствии.

Государственный контроль и надзор осуществляется в порядке, определяемом Госстандартом России с учетом положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», следующими органами и организациями, составляющими систему государственного контроля:

1. Госстандартом России в лице структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и проведения государственного контроля и надзора.

2. Федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Госстандарта России (центры стандартизации, метрологии и сертификации).

3. Организациями со статусом государственного научного метрологического центра, находящимися в ведении) Госстандарта России и осуществляющими государственный метрологический контроль (государственные научные метрологические центры).

Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный контроль и надзор от имени органов стандартизации, метрологии и сертификации, являются:

1. Председатель Госстандарта России -- главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.

2. Заместитель председателя Госстандарта России и руководитель структурного подразделения, в обязанности которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля и надзора (заместители главного государственного инспектора Российской Федерации).

3. Руководители центров стандартизации, метрологии и сертификации -- главные государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации и их заместители, назначаемые и освобождаемые от должности председателем) Госстандарта России.

4. Работники указанного структурного подразделения Госстандарта России -- государственные инспекторы.

5. Работники структурных подразделений центров стандартизации, метрологии и сертификации -- государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации.

Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляют государственный инспектор или комиссия, им возглавляемая. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.

Госстандарт России координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» контроль и надзор за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)-

К таким органам относятся, например,

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров;

Государственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществляет государственный экологический контроль; ...

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет надзор pа соблюдением сани гарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, и том числе и импортируемой.

Государственный контроль и надзор осуществляется в соответствии с планами, утверждаемыми главным государственным инспектором Российской Федерации, главными государственными инспекторами субъектов (регионов) Российской Федерации.

Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных проверок.

Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся в случаях:

Проверки исполнения выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний по результатам государственного контроля и надзора;

Получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о несоблюдении обязательных требований, предъявляемых к продукции, работам и услугам, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

Обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав, связанные с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить обратившееся с жалобой лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Государственные инспектора имеют право:

Доступа в служебные и производственные помещения юридического лица или индивидуального предпринимателя с соблюдением установленного законодательством порядка;

Получать от юридического лица или индивидуального предпринимателя документы, необходимые для проведения государственного контроля и надзора;

Использовать технические средства и привлекать специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении государственного контроля и надзора;

Проводить в соответствии с нормативными документами по стандартизации отбор проб (образцов) продукции, работ и услуг для контроля соответствия их обязательным требованиям;

Получать копии документов, необходимых для проведения государственного контроля и надзора и оформления его результатов.

Руководитель (иное должностное лицо) юридического лица или индивидуальный предприниматель обеспечивает государственным инспекторам необходимые условия для проведения государственного контроля и надзора в соответствии с действующим законодательством.

При проведении государственного контроля и надзора проводятся:

Отбор образцов (проб) продукции и (или) документов; технический осмотр продукции, работ и услуг;

Исследования (испытания), экспертизы и другие виды контроля продукции, работ и услуг, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;

Проверка наличия системы качества и данные о сертификации этой системы;

Оценка соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям;

Проверка наличия каталожных листов на продукцию, прошедших учетную регистрацию.

Отбор образцов (проб) из партии продукции, предназначенной для мероприятий по контролю и надзору, осуществляет государственный инспектор в присутствии представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя и участников проверки и оформляет акт отбора образцов.

Технический осмотр продукции, работ и услуг проводится непосредственно государственным инспектором с привлечением специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя. Результаты технического осмотра оформляют протоколом установленной формы.

Необходимость проведения испытаний определяет государственный инспектор (руководитель проверки). Испытания проводятся на испытательной базе юридического лица или индивидуального предпринимателя в присутствии государственного инспектора либо в аккредитованной испытательной лаборатории. Испытания продукции проводятся в соответствии с установленными в стандартах и других нормативных документах требованиями на методы контроля и испытаний продукции. Испытания образцов (проб) продукции оформляются протоколом по форме, принятой в испытательной лаборатории (центре). Результаты испытаний отобранных образцов (проб) распространяют на проверяемую партию продукции.

По результатам проверки главные государственные инспектора и государственные инспектора в пределах предоставленной им законодательством компетенции выдают обязательные для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предписания.

В случае выявления нарушений обязательных требований, правил обязательной сертификации государственным инспектором составляется протокол об административном правонарушении на юридическое лицо, руководителя юридического лица, иное должностное лицо юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

1.2 Контрольные вопросы

1. Государственный контроль и надзор за соблюдениями обязательных требований проводятся на стадиях:

1.1 изготовления и утилизации продукции, 2

1.2 подготовки продукции к производству и ее изготовления, 2

1.3 реализации, эксплуатации, хранения и транспортирования, 2

1.4 разработки продукции, 2

1.5 на всех перечисленных стадиях, 5

2. Осуществляется ли государственный контроль в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют?

2.2 нет, осуществляется только надзор, 5

2.3 в зависимости от ситуации, 2

2.4 да, кроме военных объектов, 2

2.5 нет, кроме объектов транспортного назначения, 2

3. Осуществляется ли государственный надзор в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют?

3.2 нет, только контроль, 2

3.3 в зависимости от ситуации, 2

3.4 нет, кроме военных объектов, 2

3.5 да, кроме объектов транспортного назначения, 2

4. При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат:

4.1 продукция, работы и услуги, 2

4.2 документация на продукцию, работы и услуги, 2

4.3 работы по сертификации продукции, работ и услуг органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), 2

4.4 все перечисленное выше, 5

4.5 ни один из перечисленных, 2

5. Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя проводятся не более чем:

5.1 один раз в два года,5

5.2 один раз в год, 2

5.3 два раза в год, 2

5.4 один раз в квартал, 2

5.5 один раз в месяц, 2

6. Могут ли служить обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав, связанные с невыполнением обязательных требований причиной проведения внеплановых мероприятий по государственному контролю и надзору?

6.1 могут во всех случаях, 2

6.2 только обращения, позволяющие установить обратившееся с жалобой лицо, 5

6.3 только в случае анонимных обращений, 2

6.4 в зависимости от степени нарушения требований стандартов, 2

6.5 не могут во всех случаях, 2

7. Имеют ли право государственные инспектора использовать технические средства и привлекать специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении государственного контроля и надзора?

7.1 да, имеют, 5

7.2 нет, не имеют, 2

7.3 имеют только в отсутствии собственных специалистов или тех средств, 2

7.4 имеют, но только при условии дополнительной оплаты по прейскуранту, 2

7.5 имеют, но только технические средства юридического лица или индивидуального предпринимателя, 2

8. В случае выявления нарушений обязательных требований, правил обязательной сертификации государственным инспектором на юридическое лицо, руководителя юридического лица, иное должностное лицо юридического лица или индивидуального предпринимателя составляется:

8.1 протокол об административном правонарушении, 5

8.2 протокол об уголовном правонарушении, 2

8.3 протокол допроса, 2

8.4 протокол аттестации, 2

8.5 фоторобот, 2

9. Необходимость проведения испытаний продукции определяет:

9.1 собственник продукции, 2

9.2 налоговый инспектор (участник проверки), 2

9.3 государственный инспектор (руководитель проверки), 5

9.4 производитель продукции, 2

9.5 кладовщик или его заместитель, 2

10. Правовой основой Государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов являются законы Российской Федерации:

10.1 «О техническом регулировании», 2

10.2 «Об обеспечении единства измерений», 2

10.3 «О защите нрав потребителей», 2

10.4 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора», 2

10.5 все перечисленные, 5

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Исходные данные

N A1

N A2

N A3

N A4

N A5

N A6

A ?

Задание

1. По заданным в таблице номинальным значениям составляющих размеров N Ai и значению замыкающего размера А? установить допуски и предельные отклонения составляющих размеров (прямая задача)

2. Проверить правильность назначения допусков и предельных отклонений составляющих размеров (обратная задача).

Примечание: расчеты провести методами полной взаимозаменяемости и теоретико-вероятностным методом.

2.1 Расчет параметров посадки

Для расчета дана посадка в системе вала (h) переходная (K).

1. Отклонения отверстия и вала по ГОСТ 25347-82:

EI = - 27 мкм

ei = - 25 мкм

Схема расположения полей допусков посадки

2. Предельные размеры:

D max = N + ES = 45 + 0,012 = 45,012 мм

D min = N + EI = 45 - 0,027 = 44,973 мм

d max = N + es = 45 + 0 = 45 мм

d min = N + ei = 45 - 0,025 = 44,975 мм

3. Допуски отверстия и вала:

TD = D max - D min = 45.012 - 44.973 = 0,039 мм

Td = d max - d min = 45 - 44.975 = 0,025 мм

4. Натяги и зазоры:

i max = d max - D min = es - EI = 0 - (-0.027) = 0.027 мм

S max = D max - d min = 45.012 - 44.975 = 0,037 мм

i max < S max

5. Средний зазор:

6. Допуск посадки:

Ts = i max - i min = 0.027 + 0,037 = 0,064 мм

7. Обозначение предельных отклонений размеров на конструктивных чертежах:

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

а) условное обозначение полей допусков:

б) числовые значения предельных отклонений

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

в) условное обозначение полей допусков и числовых значений предельных отклонений:

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

8. Обозначение размеров на рабочих чертежах

2.2 Расчет размерных цепей

Задача №1 . Назначим допуски и отклонения составляющих размеров с таким расчетом, чтобы обеспечить значение замыкающего размера, равное А? =. Расчет проведем методом полной взаимозаменяемости. ES ? =1.2 мм EI ? =0 мм.

1. Согласно заданию:

А? min = N A ? + EI ? = 0 мм

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

5. Осуществим увязку допусков, для чего исходя из величины T Д, рассчитаем допуски составляющих размеров.

Средняя степень точности a c определяется:

гдеT ? - допуск замыкающего размера

i j - значение единицы допуска, мкм

6. Такому числу а с соответствует точность, лежащая между 11 и 12 квалитетами. Поэтому назначим допуски (мм) на размеры по 11 и 12 квалитету:

Для охватываемых размеров - h11

T 2 = 0.22 мм (ES = 0,22 мм, EI = 0 мм)

T 3 = 0.25 мм (ES = 0.25 мм, EI = 0 мм)

T 5 = 0.11 мм (ES = 0.11 мм, EI = 0 мм)

T 6 = 0.25 мм (ES = 0.25 мм, EI = 0 мм)

Для остальных размеров - JS12

T 1 = 0.21 мм (ES = 0.105 мм, EI = -0.105 мм)

T 4 = 0.21 мм (ES = 0.105 мм, EI = -0.105 мм)

7. Произведем проверку правильности назначения допусков составляющих размеров:

8. Осуществим увязку средних отклонений, для чего примем следующий характер расположения полей допусков составляющих размеров:

A 1 = A 4 = 26 Js12 (±0.105) мм

A 2 = 90 H11(+0.22) мм

A 3 = 144 H11(+0.25) мм

A 5 = 14 H11(+0.11) мм

А 6 = 168 H11(+0.25) мм

Найдем среднее отклонение замыкающего размера и сравним его с заданным:

Е С? = 0 - 0,11 - 0,125 + 0 + 0,055 + 0,125 = - 0,055 мм

Так как полученное значение не совпадает с заданным, то произведем увязку средних отклонений за счет среднего отклонения А 2 , принятого в качестве увязочного. Величину среднего отклонения размера A 2 найдем из уравнения:

0,6 = 0 + E C 2 - 0.125 + 0 + 0.055 + 0.125

E C 2 = 0.6 - 0.055 = 0.545 мм

Предельное отклонение A 2:

ES 2 = 0.545 + 0.5 0.22 = 0.655 мм

EI 2 = 0.545 - 0.5 0.22 = 0.435 мм

Таким образом,

T 2 = ES 2 - EI 2 = 0.11 мм

Задача №2. Найдем предельные значения замыкающего размера А? при назначенных ранее составляющих размерах. Расчет произведем методом полной взаимозаменяемости.

Сведем данные для расчета в таблицу:

Обозн . Р азм е ров

Размер, мм

о j

N j

Е сj

T j

о j · N j

о j ·Е сj

¦ о j ¦· T j

26 Js12 (±0.105)

26 Js12 (±0.105)

N Д = +26 -90 -144 +26 +14 +168 = 0 мм

Е С? = 0 - 0,545 - 0,125 + 0,055 + 0,125 = 0,49 мм

T Д = 0,21 + 0,11 + 0,25 + 0,21 + 0,11 + 0,25 = 1,14 мм

А? max = 0 + 0,49 + 0,5 1,14 = 1,06 мм

А? min = 0 + 0,49 - 0,5 1,14 = - 0,08 мм

Сравниваем полученные результаты с заданными:

А? max расч. = 1,06 < А? max задан. = 1,2 мм

А? min расч. = -0.08 < А? min задан. = 0 мм

Условие не выполняется для А? min .

Проверим процент ошибки:

Полученное значение не превышает установленных 10%, следовательно изменения предельных отклонений составляющих размеров не требуется.

Задача №3. Назначим допуски и отклонения составляющих размеров с таким расчетом, чтобы обеспечить значение замыкающего размера, равное А? =0 +1 , 2 . Расчет проведем теоретико-вероятностным методом.

Детали, входящие в сборочный комплект, имеют следующие значения номинальных размеров:

1. Согласно заданию:

T Д = ES ? - EI ? = 1.2-0 = 1.2 мм

А? max = N A ? + ES ? = 0 + 1.2 = 1.2 мм

А? min = N A ? + EI ? = 0 мм

2. Составим график размерной цепи:

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

3. Составим уравнение размерной цепи:

А? = о 1 ·А 1 + о 2 ·А 2 + о 3 ·А 3 + о 4 ·А 4 + о 5 ·А 5 + о 6 ·А 6

4. Произведем проверку правильности назначения номинальных значений составляющих размеров:

N Д = 26 - 90 - 144 + 26 + 14 + 168 = 0

Поскольку N Д = 0, номинальные размеры назначены правильно.

5. Осуществим увязку допусков, для чего, исходя из величины T Д, рассчитаем допуски составляющих размеров.

Такому числу а с соответствует точность, лежащая между 12 и 13 квалитетами. Поэтому назначим допуски на размеры А 1 , А 2 , А 4 , А 5 , по 12 квалитету, а на размеры А 3 , А 6 , по 13 квалитету:

6. Произведем проверку правильности назначения допусков составляющих размеров:

Полученная сумма допусков оказалась меньше заданного допуска замыкающего размера. Для того, чтобы полностью использовать заданный допуск замыкающего размера, расширим допуск размера А 6 , найдя его из уравнения:

7. Увяжем средние отклонения за счет размера А 6 , для чего примем следующие расположения полей допусков составляющих размеров

Е сj +б i ·T i/2

о j ·(Е сj +б i ·T i /2)

По уравнению

Найдем среднее отклонение размера A 6

Откуда Е сб. =0,839 мм

8. Предельные отклонения размера А 6:

ES 6 = 0.839 + 0.5 0.465 = 1.0715 ? 1,076 мм

EI 6 = 0,839 - 0,5 0,465 = 0,6065 ? 0,607 мм

Таким образом,

Задача №4. Найдем предельные значения замыкающего размера А? при значениях составляющих размеров, полученных в результате решения задачи_3 .назначенных ранее составляющих размерах. Расчет проведем теоретико-вероятностным методом.

Об о знач.

Размер

о j

Е сj

Т i

б i

б i ·T i /2

Е сj i ·T i/2

о j ·(Е сj i ·T i /2)

1. Номинальное значение замыкающего размера:

N Д = 26 - 90 - 144 + 26 + 14 + 168 = 0 мм

2. Среднее отклонение замыкающего размера:

Е с? = = 0 + 0,154 + 0,216 + 0 - 0,072 + 0,902 = 1,2

3. Допуск замыкающего размера:

4. Предельные отклонения замыкающего размера:

А? max = N ? + E c ? + T ? /2 = 0 + 1.2 + 1.327/2 = 1.864 мм

А? min = N ? + E c ? - T ? /2 = 0 + 1.2 - 1.327/2 = 0,536 мм

Таким образом,

2.3 Обработка результатов многократных измерений

1. Определяем значения среднего арифметического, стандартного отклонения S Х измеряемой величины и среднего арифметического.

2. Проверка наличия грубых промахов.

Воспользуемся правилом «трех сигм»:

Расположим результаты измерений по возрастанию, т. е. в вариационный ряд и проверим наличие «выбросов» за рассчитанные предельные значения.

Табл. 1. Вариационный ряд

x i

x i

x i

x i

x i

x i

x i

x i

x i

x i

Ни один из результатов не выходит за границы интервала, следовательно, с вероятностью 0,9973 гипотеза об отсутствии грубых промахов принимается.

3. Проверка гипотезы о виде закона распределения вероятности результатов измерения.

Для выдвижения гипотезы построим гистограмму.

X нач = 41,855; X кон = 42,725

Тогда ширина ДX интервала составит:

Сохраним большее, чем в результатах наблюдений количество знаков после запятой в значении ширины ДX, чтобы значения результатов измерений не совпали с границей какого-либо интервала гистограммы при подсчете частоты попадания результатов в тот или иной интервал. Рассчитаем границы интервалов и подсчитаем число результатов, попавших в каждый из них. Результаты сведем в таблицу 2 и построим по ней гистограмму.

Табл. 2. Исходные данные для построения гистограммы

№ и н тервала

Начало интервала

Конец интерв а ла

Число п о паданий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

По табл. 2 построим гистограмму, по виду которой можно предположить, что распределение вероятности результата измерения - нормальное.

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

Проверим правдивость этой гипотезы с помощью критерия Пирсона. Все расчеты сведем в табл. 3. Нормированные значения границ интервалов рассчитаем по формуле:

Значение критерия Пирсона в j-том интервале рассчитаем по формуле

где, -- теоретическая и эмпирическая вероятности попадания результата измерения в j-й интервал.

Табл. 3. Расчет критерия ч 2 Пирсона

Границы

интервалов

mj

mj

объед

F(zj)

Pj

? ч^2

100

1

2, 211346

По последнему столбцу рассчитаем значение -- критерия:

?2, 211

Определим табличное (критическое) значение критерия Пирсона, задавшись доверительной вероятностью, равной 0,95. Число степеней свободы r с учетом объединения интервалов составит. То...

Подобные документы

    Понятие и сущность надзора и контроля. Органы государственного надзора и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства. Полномочия государственной инспекции труда. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2012

    Общая характеристика системы государственных органов, осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства. Задачи и полномочия федеральной инспекции труда, иных надзоров, федеральных и региональных органов исполнительной власти.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2014

    Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Юридическая сущность и виды надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства; определение полномочий и обязанностей соответствующих государственных органов. Характеристика административных правонарушений хозяйствующих субъектов в сфере труда.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2011

    Федеральная служба по труду и занятости. Применение Ростехнадзором норм по охране труда работников в организациях и на объектах промышленной сферы. Перечень полномочий Государственной трудовой инспекции. Осуществление проверок и составление актов.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2010

    Теоретический анализ понятия и содержания принципа законности в решении задач уголовного судопроизводства. Соблюдение требований закона на различных стадиях производства в судовом процессе. Судебный контроль и прокурорский надзор за соблюдением законов.

    реферат , добавлен 03.05.2009

    Понятие контроля и надзора в области трудовых прав граждан. Полномочия Федеральной инспекции труда. Проведение проверок, судебная защита. Государственный, прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2014

    Осуществление государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан. Права и обязанности инспекторов труда. Установление общих требований к безопасности и охране труда на производстве. Социальная защита населения.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2015

    Сущность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Органы, осуществляющие надзор и контроль. Общая характеристика ряда регулирующих инстанций, их основные функции и деятельность. Ответственность за невыполнение законодательства о труде.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2009

    Система сертификации и стандартизации товаров и услуг: сущность, задачи, законодательное регулирование. Особенности обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов.