Региональные цсм. Задачи федеральных органов исполнительной власти и государственных региональных центров метрологии (в составе ЦСМ). Метрологические службы юридических лиц

1. Деятельность по обеспечению единства измерений основывается на законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений и осуществляется:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому надзору;

2) подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, государственными научными метрологическими институтами и государственными региональными центрами метрологии;

3) Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, руководство которыми осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений;

4) метрологическими службами, а также аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Основными задачами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому надзору, являются:

1) разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области обеспечения единства измерений, а также координация деятельности по нормативно-правовому регулированию в данной области;

2) организация взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения единства измерений;

3) реализация государственной политики в области обеспечения единства измерений;

4) координация деятельности по реализации государственной политики в области обеспечения единства измерений;

5) осуществление федерального государственного метрологического надзора и координация деятельности по его осуществлению.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому надзору, осуществляет Правительство Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Основными задачами государственных научных метрологических институтов являются:

1) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок и осуществление научно-технической деятельности в области обеспечения единства измерений;

2) разработка, совершенствование, содержание, сличение и применение государственных первичных эталонов единиц величин;

3) передача единиц величин от государственных первичных эталонов единиц величин;

4) участие в разработке проектов нормативных документов в области обеспечения единства измерений;

5) проведение обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;

6) создание и ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем документов и сведений;

7) участие в международном сотрудничестве в области метрологии.

5. Государственные научные метрологические институты могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.

5.1. Государственные региональные центры метрологии создаются в форме федеральных бюджетных учреждений или федеральных автономных учреждений для выполнения работ и (или) оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на территории Российской Федерации.

6. Основными задачами государственных региональных центров метрологии являются:

1) совершенствование, содержание и применение государственных эталонов единиц величин, используемых для обеспечения прослеживаемости;

2) участие в оказании государственных услуг по обеспечению единства измерений в соответствии с областью аккредитации;

3) проведение поверки средств измерений, входящих в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, а также других средств измерений в соответствии с установленной областью аккредитации;

4) передача единиц величин от государственных эталонов единиц величин.

9. Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке, испытанию и внедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных образцов, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.

10. Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных справочных данных, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.

11. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляют деятельность в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Государственные научные метрологические институты и их задачи

Государственная метрологическая служба Российской Федерации

Утверждение типа, поверка, калибровка СИ

Тип стандартных образцов или тип средств измерений , применяемых в сфере ГРОЕИ, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа СИ устанавливаются показатели точности, интервал между поверками СИ, а также методика поверки данного типа средств измерений. Решение об утверждении типа принимает федеральный орган исполнительной власти (Ростехрегулирование) на основании положительных результатов испытаний в целях утверждения типа. Утверждение типа удостоверяется свидетельством об утверждении типа. На каждый экземпляр СИ утвержденного типа наносится знак утверждения их типа. Сведения об утвержденных типах вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Средства измерений, предназначенные для применения в сфере ГРОЕИ, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке , а в процессе эксплуатации - периодической поверке . Поверку СИ осуществляют аккредитованные юридические лица и индивидуальные предприниматели. Правительство РФ устанавливает перечень СИ, поверка которых осуществляется только аккредитованными государственными региональными центрами метрологии. Результаты поверки СИ удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Знак поверки наносится на средство измерений в месте, доступном для просмотра, или на свидетельство о поверке. СИ, не предназначенные для применения в сфере ГРОЕИ, могут подвергаться поверке в добровольном порядке.

Калибровке могут подвергаться в добровольном порядке средства измерений, не предназначенные для применения в сфере ГРОЕИ. Калибровка СИ выполняется с использованием рабочих эталонов, прослеживаемых к государственным первичным эталонам или к национальным эталонам иностранных государств.

Виды государственного метрологического надзора включают в себя:

1) надзор за выпуском, состоянием и применением С.И., аттестованных методик для выполнения измерений соблюдением метрологических правил и норм;

2) за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

3) за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Государственная метрологическая служба (ГМС) представляет собой сеть государственных метрологических органов и предназначена для управления деятельностью метрологических органов по обеспечению единства измерений.

В состав ГМС входят, как уже отмечалось, государственные научные метрологические центры (НИИ), региональные центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), департаменты органов исполнительной власти.

В России в настоящее время имеется более восьмидесяти региональных центров метрологии (центров по стандартизации, метрологии и сертификации), осуществляющих поверку СИ в соответствии с установленной областью аккредитации, совершенствование, содержание и применение государственных эталонов единиц величин, используемых для прослеживаемости других эталонов единиц величин и СИ к государственным первичным эталонам единиц величин.

Региональные центры метрологии являются хранителями вторичных и рабочих эталонов, которые получают (подтверждают) свои размеры от эталонов национальных метрологических институтов. Далее центры передают размеры единиц исходным эталонам различных организаций, осуществляя, таким образом, передачу размеров единиц в стране.

Метрологические службы предприятий в основном построены по отраслевому признаку. Разные отрасли имеют свои особенности, но в целом задачи этих служб подобны. Отметим главные из них:

Обеспечение единства и требуемой точности измерений на предприятиях отрасли;

Создание и внедрение современных методов (методик), СИ, СО, эталонов, поверочных схем;

Осуществление метрологического контроля и надзора, в том числе совместно с Росстандартом;

Повышение уровня метрологического обеспечения на предприятиях отрасли.

В зависимости от объема производства, задач, которые стоят перед производством, и требований к продукции по его метрологическому обеспечению, состав метрологической службы предприятий может быть различен. На небольших предприятиях метрологическая служба может быть представлена одним метрологом, а на других – метрологическими отделами во главе с Главным метрологом предприятия. Главный метролог предприятия, как правило, назначается руководством предприятия по согласованию с Главным метрологом отрасли. Руководящими документами метрологических служб предприятия и метрологов предприятия являются стандарты (например ), положения, рекомендации, методические указания и инструкции, которые определяют порядок работы служб и метрологов.

11.3.4. Организация метрологических служб на предприятиях атомной отрасли

Производственный процесс на предприятиях атомной отрасли, который постоянно поддерживает высокое качество продукции, характеризуется огромным парком измерительной техники (свыше 5 млн. единиц СИ). В ГК «Росатом» большое внимание уделяют вопросам организации метрологического обеспечения в соответствии с федеральным законом .

Для координации работ в области ОЕИ и требуемой точности измерений в Росатоме создана Метрологическая служба (Приказ Руководителя Росатома №15 от 19. 02. 2007г.) и введено в действие «Положение о Метрологической службе агентства по атомной энергии » (далее по тексту – Положение), назначен Главный метролог отрасли и определена Центральная головная организация метрологической службы Росатома (ОАО «ВНИИНМ» – Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов им. академика А.А. Бочвара) .

Положение определяет основные задачи, функции, права и порядок образования и организации работы метрологических служб на предприятиях и в организациях отрасли.

Метрологическая служба ГК «Росатом» создана в целях выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора. Указанные цели направлены на выполнение в ГК «Росатом» достоверных и высококачественных измерений.

Положением определено, что работы по метрологическому обеспечению относятся к основным видам деятельности, а подразделения МС предприятий создаются приказами руководителей предприятий как самостоятельные структурные единицы, возглавляемые Главным метрологом (главным прибористом), и относятся к основным производственным (для промышленных предприятий) или к основным тематическим (для научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций) подразделениям.

К основным задачам метрологической службы ГК «Росатом» относятся:

Обеспечение единства и требуемой точности измерений;

Достижение, поддержание и дальнейшее развитие высокого уровня техники измерений;

Определение основных направлений деятельности по проблемам метрологического обеспечения исследований, разработки, производства, измерений, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и объектов атомной техники;

Создание и внедрение современных методик и СИ, информационно-измерительных систем и комплексов, эталонов единиц величин, современного поверочного и калибровочного оборудования, СО состава и свойств веществ и материалов, необходимых надежных стандартных и справочных данных о свойствах элементов, веществ и материалов атомной техники, создание и ведение баз данных;

Осуществление надзора за состоянием и применением СИ методиками выполнения измерений, анализа, испытаний, контроля, СО состава и свойств веществ и материалов, эталонами единиц величин, источниками ионизирующих излучений, соблюдением метрологических норм и правил, нормативных документов по ОЕИ;

Создание программ по метрологическому обеспечению.

Организационная структура метрологической службы ГК «Росатома» (рис. 11-1) включает в себя:

Главного метролога Росатома с возложением обязанностей Главного метролога Росатома на заместителя начальника Управления атомной науки и техники;

Службу Главного метролога Росатома включающую, в себя кураторов по вопросам метрологического обеспечения, назначаемых в управлениях, концернах и акционерных обществах, осуществляющих метрологическую деятельность;

Центральную головную организацию метрологической службы Росатома (ЦГОМС) – рабочий орган Главного метролога;

Подкомитет ПК-5 «Метрологическое обеспечение в атомной отрасли»техического комитета по стандартизации № 322 «Атомная техника»;

Метрологические службы предприятий ядерного энергетического комплекса (МС ЯЭК) Росатома, возглавляемую метрологической службой Высотехнологического научно-исследовательского института неорганических материалов им. академика А.А. Бочвара (МС ВНИИНМ) – головной организацией МС ЯЭК;

Метрологические службы предприятий ядерного оружейного комплекса (МС ЯОК) Росатома, возглавляемую метрологическая служба Российского Федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (МС РФЯЦ-ВНИИЭФ) – головной организацией МС ЯОК;

Головные организации метрологических служб по видам деятельности в составе МС ЯЭК;

Базовые организации метрологических служб в составе МС ЯЭК и МС ЯОК;

Метрологические службы предприятий и организаций, прикрепленные к головным и базовым организациям метрологической службы ГК «Росатом»;

Рис.11-1. Организационная структура метрологической службы ГК «Росатом»

Служба главного метролога выполняет большой комплекс работ, имеет большие права, в частности, координирует деятельность головных и базовых метрологических организаций, осуществляет контроль за их деятельностью, метрологический контроль и надзор, организует и проводит работы по аккредитации головных и базовых организаций 1 , а также лабораторий радиационного и аналитического контроля и т.д.

Выделение головных и базовых организаций по вопросам метрологического обеспечения отрасли связано сложностью и многофункциональностью почти всех предприятий атомной отрасли. Например, основная задача Электростальского машиностроительного завода (ОАО МСЗ) заключается в изготовлении топливных сборок для АЭС и транспортных энергетических установок. Однако на МСЗ имеется радиохимической цех по переработке бракованных изделий, производство ряда химических элементов, испытательные стенды и оборудование, система обращения с РАО, огромный парк дозиметрической, радиометрической и спектрометрической аппаратуры и т.д. Эта разнородная деятельность связана с спецификой соответствующего метрологического обеспечения, которое координируется соответствующей головной организацией и поддерживается с помощью базовой организацией 2 .

Отличие деятельности головных ибазовых организаций метрологической службы состоит в том, что задачаголовной организации заключается в выработке и проведении единой технической политики и координации работ в ОЕИ и требуемой точности измерений в отрасли или иных областях деятельности, на прикрепленных к ней предприятиям, а задача базовой организации –выполнение работ по ОЕИ и требуемой точности измерений при проведении исследований, разработок, испытаний в производстве и эксплуатации закрепленных за нейгрупп продукции или закрепленныхобластях деятельности (предприятий) .

Г оловные организации по видам деятельности в составе метрологических служб ЯЭК:

ФГУП Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ ВНИИЭФ);

Научно-исследовательский центр метрологии технологического филиала (НИЦМ ТФ) ГК «Росоатом»;

ФГУП Научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП);

ОАО ГНЦ Научно-исследовательский институт атомных реакторов (ГНЦ НИИАР);

ФГУП Научно-исследовательский институт – научно-производственное объединение «Луч» (НИИ НПО «Луч»);

ФГУП ГНЦ РФ «Физико-энергетический институт» им. А.И. Лейпунского (ГНЦ РФ ФЭИ);

ФГУП Центральный научно-исследовательский институт атомной информации («Цнииатоминформ»);

ОАО Уральский электрохимический комбинат (УЭХК).

Б азовые организации в составе метрологических служб ЯЭК и метрологических служб ЯОК:

ОАО Машиностроительный завод (МСЗ);

ОАО Государственный специализированный проектный институт (ГСПИ);

ОАО ГНЦ РФ «Физико-энергетический институт» (ГНЦ РФ ФЭИ);

ОАО Союзный научно-исследовательский институт приборостроения (СНИИП);

ПО «Маяк» - Производственное объединение «Маяк»;

ФГПУ Федеральный научно-производственный центр «ПО «Старт» им. М.В. Проценко - («ПО «Старт»;

ОАО ПО «ЭХЗ» Производственное объединение Электрохимический завод (ЭХЗ).

Метрологические службы многих предприятий и организаций прикреплены к головным и базовым организациям МС Росатома

Среди головных и базовых организаций выделено ряд организаций, которым, совместно с Росстандартом, предоставлено право аккредитации. Например, СНИИП имеет право совместно с ВНИИФТРИ и ОАО ВНИИМ им. А.А. Бочвара осуществлять функции центра по аккредитации поверочных и калибровочных лабораторий в области измерений ионизирующих излучений.

Метрологическая служба предприятия, научно-исследовательской, проектно-конструкторской, технологической организации и учреждения включает отдел (службу) главного метролога и (ила) другие структурные подразделения, которая создается для выполнения задач по ОЕИ и метрологическому обеспечению исследований, разработки, испытаний и эксплуатации продукции или иных областей деятельности, закрепленных за предприятием. В составе этих служб могут создаваться самостоятельные калибровочные лаборатории, которые осуществляют калибровку СИ для собственных нужд или для других организаций отрасли.

Метрологические службы предприятия проводят свою работу в тесном взаимодействии с основными структурными подразделениями предприятия.

К основным задачам этой службы относятся:

Обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня метрологического обеспечения производства;

Внедрение в практику современных методов и СИ, направленное на повышение уровня научных исследований, эффективности производства, технического уровня и качества продукции, а также иных работ, выполняемых предприятием;

Организация и проведение калибровки и ремонта СИ, находящихся в эксплуатации, своевременное представление СИ на поверку;

Проведение метрологической аттестации методик выполнения измерений, а также участие в аттестации средств испытаний и контроля;

Проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других НД;

Проведение работ по метрологическому обеспечению подготовки производства;

Участие в аттестации испытательных подразделений, в подготовке к аттестации производств и сертификации СК;

Осуществление метрологического надзора за состоянием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для калибровки СИ, соблюдением НД по ОЕИ.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с «Положением о метрологической службе предприятия », которое разрабатывается на основе Устава предприятия и в соответствии с требованиями Типового положения (ПР 50-732-93). Это Положение утверждается руководителем предприятия.

МС предприятия могут быть аккредитованы на право поверки и (или) калибровки СИ.

Метрологическое обеспечение АС в стране регулируется ГОСТ Р 8.565 – 96 «ГСИ. Метрологическое обеспечение эксплуатации атомных станций. Основные положения », разработанный на основе ряд стандартов атомной отрасли серии ГОСТ 25804 (1-8) . В этом ГОСТ метрологическое обеспечение эксплуатации АС определяется как деятельность, направленная на установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения требуемых единства и точности измерений на АС.

В ГОСТ определяются организационные формы метрологического обеспечения, в целом соответствующие Положению .

Метрологическое обеспечение эксплуатации АС должно быть предусмотрено на этапах: разработки оборудования, технических средств и процедур для АС; проектирования; строительства; ввода в эксплуатацию; эксплуатации и вывода из эксплуатации АС (п.5.1. ГОСТ Р 8.565), т.е. на всех этапах жизненного цикла АС и для всех организаций, оказывающих услуги АС на этих этапах. Метрологическое обеспечение должно сопровождаться работами по метрологической экспертизе проектной, конструкторской и технологической документации, связанной с получением или использованием измерительной информации.

Как уже говорилось ранее, как и на любом другом предприятии, в структуре АС должно быть создано самостоятельное подразделение метрологии (отдел, цех, лаборатория) во главе с главным метрологом АС, который должен осуществлять функции контроля и надзора за состоянием измерений на АС, независимо от руководителей других подразделений АС, подчиняясь непосредственно главному инженеру АС.

Примечание. На предприятиях атомной отрасли создаются различные автоматизированные системы, предназначенные для обработки метрологических данных в реальном масштабе времени. Например, на МСЗ успешно функционирует система СУДАК (система автоматизированного управления данными аналитического контроля). Она предназначена для оперативного контроля требований ОСТ 10289 по сходимости, воспроизводимости, погрешности измерений, контролю стабильности измерительного процесса с выдачей корректирующих рекомендаций. Система СУДАК состоит из двух подсистем: 1) «Химанализ, микроструктура, плотность и доспекаемость таблеток» и 2) «Механические испытания и металлография» .

Следует, однако, отметить, что в последние годы недостаточно внимания уделялось в отрасли обновлению нормативной базы и технических средств по ОЕИ. Об этом говорили ряд ведущих специалистов на 5-ой отраслевой конференции «Метрологическое обеспечение измерений в Госкорпорации «Росатом» .

Для решения задач по приведению метрологического обеспечения отрасли в соответствие с современными требованиями по МСС , а также в связи с вступление России в ВТО 3 , в ГК «Росатом» разработана «Программа формирования нормативного обеспечения задач развития метрологического обеспечения отрасли». Параллельно была также разработана программа «Об особенностях деятельности в области использования атомной энергии». Программа содержит перечень документов, необходимых к разработке и/или пересмотру по следующим направлениям деятельности:

Стандартизация в области разработки НД по метрологии;

Система аккредитации ГК «Росатом»;

Метрологическая экспертиза документации;

Отраслевая система калибровки СИ;

Квалификационные требования к персоналу метрологических служб;

Методики измерений, испытаний и контроля;

СО и эталоны;

Метрологический надзор;

Межлабораторные сравнительные испытания;

Системы измерений в учете и контроле ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

В данном перечне направления выстроены по приоритетам и выделены наиболее «больные» места, т.е. направления, где НД, отвечающие современным требованиям, отсутствуют.

Необходимо разработать около 60 НД в период с 2012 по 2014 годы. Координатором и заказчиком работ по реализации Программы является ГК «Росатом» .

Примечание. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом разрабатывается постановление Правительства «Об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии». На ГК «Росатом» фактически возлагается новая государственная функция: обеспечение единства измерений в области ИАЭ.

Приведем основные особенности ОЕИ при осуществлении деятельности в области ИАЭ, положенные в основу проекта Постановления 4:

Приоритет ЯРБ объектов ИАЭ и международных обязательств в области ЯРБ;

Неизвлекаемость ряда СИ, эталонов единиц величин, СО, а также неснимая их загрязненность;

Дозовые нагрузки на персонал, занятый на объектах ИАЭ, в том числе и при ОЕИ;

Применение специфических СИ, методик (методов) измерений, СО и эталонов единиц величин, присущих только объектам ИАЭ;

Особый режим учета и обращения ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

Особый режим охраны и антитеррористической защиты объектов ИАЭ, ограниченный доступ на объекты ИАЭ;

Высокотехнологичность и наукоемкость деятельности по использованию атомной энергии;

Необходимость международной признаваемости процедур, связанных с ОЕИ в области ИАЭ.

С целью обеспечения качества измерений и приведения измерительных лабораторий отрасли в соответствии с требованиями НД, в ГК «Росатом» разработан и внедрен в 2011 г. Регламент оценки состояния измерений в организациях ГК «Росатом», в котором учтены положения НД государственной и отраслевой систем ОЕИ по оценке состояния в лабораториях . Регламент устанавливает цели, порядок организации и проведения оценки состояния измерений в испытательных и измерительных (в том числе аналитических) подразделениях, лабораториях предприятий и организаций ГК «Росатом» и распространяется на подразделения, выполняющие измерения при:

Контроле показателей качества сырья, полуфабрикатов, веществ, материалов и изделий в процессе производства, испытаний, выпуска, приемки, хранении, переработки и утилизации;

Контроле параметров технологических процессов;

Дореакторных, реакторных и послереакторных исследований материалов и изделий;

Контроле объектов окружающей среды, охраы труда и промышленной санитарии;

Контроле параметров ЯРБ;

Контроле за соблюдением требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;

Учете и контроле ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов.

Оценка состояния измерений проводится комиссией непосредственно в лаборатории. Содержание работ по оценке состояния измерений и критерии проверки в лабораториях состояния измерений и условий, необходимых для выполнения измерений или подтверждения проведения измерений с требуемой точностью, определяется ОСТ В 95 2593-89 (для ЯОК) и ОСТ 95 10398-2000 (для ЯЭК) . Результаты работы комиссии оформляются актом. При положительном заключении комиссии по оценке состояния измерений в лаборатории (подразделении) выдается соответствующее свидетельство, подписанное руководством и главным метрологом ГК «Росатом».

Статья 21. Федеральные органы исполнительной власти, государственные научные метрологические институты, государственные региональные центры метрологии, метрологические службы, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению единства измерений

1. Деятельность по обеспечению единства измерений основывается на законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений и осуществляется:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому надзору;

2) подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, государственными научными метрологическими институтами и государственными региональными центрами метрологии;

3) Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, руководство которыми осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений;

4) метрологическими службами , а также аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Основными задачами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому надзору, являются:

1) разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области обеспечения единства измерений, а также координация деятельности по нормативно-правовому регулированию в данной области;

2) организация взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения единства измерений;

3) реализация государственной политики в области обеспечения единства измерений;

4) координация деятельности по реализации государственной политики в области обеспечения единства измерений;

5) осуществление федерального государственного метрологического надзора и координация деятельности по его осуществлению.

3. Распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому надзору, осуществляет Правительство Российской Федерации.

4. Основными задачами государственных научных метрологических институтов являются:

1) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок и осуществление научно-технической деятельности в области обеспечения единства измерений;

2) разработка, совершенствование, содержание, сличение и применение государственных первичных эталонов единиц величин;

4) участие в разработке проектов нормативных документов в области обеспечения единства измерений;

5) проведение обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;

6) создание и ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем документов и сведений;

7) участие в международном сотрудничестве в области метрологии.

5. Государственные научные метрологические институты могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.

5.1. Государственные региональные центры метрологии создаются в форме федеральных бюджетных учреждений или федеральных автономных учреждений для выполнения работ и (или) оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на территории Российской Федерации.

6. Основными задачами государственных региональных центров метрологии являются:

1) совершенствование, содержание и применение государственных эталонов единиц величин, используемых для обеспечения прослеживаемости;

2) участие в оказании государственных услуг по обеспечению единства измерений в соответствии с областью аккредитации;

3) проведение поверки средств измерений, входящих в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, а также других средств измерений в соответствии с установленной областью аккредитации;

4) передача единиц величин от государственных эталонов единиц величин.

7. Государственные региональные центры метрологии могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.

8. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли осуществляет научно-техническую и метрологическую деятельность по воспроизведению национальной шкалы времени и эталонных частот, по определению параметров вращения Земли, а также по обеспечению потребности государства в эталонных сигналах времени и частоты, в информации о параметрах вращения Земли и точном значении московского времени и календарной дате.

9. Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке, испытанию и внедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных образцов, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.

10. Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных справочных данных, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.

11. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляют деятельность в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.