Развитие многофункциональных центров в рф. Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Мфц возьмут на себя функции загсов

20 июня на панельной сессии «Перспективы развития МФЦ. Взгляд регионов” V Всероссийского Форума центров государственных и муниципальных услуг особое внимание было уделено предложениям и замечаниям руководителей, специалистов региональных Центров МФЦ, которые действительно трудятся «на передовой”, часто общаются на местах непосредственно с заявителями, сталкиваются со всеми недочетами и пробелами в законодательстве в процессе работы и таким образом обладают богатым практическим опытом и имеют возможность вносить ценные и конструктивные идеи по совершенствованию и развитию системы.

В качестве основного докладчика на тему «МФЦ – центр компетенций по работе граждан с цифровыми сервисами. Центр передовых технологий оказания услуг» выступил директор ГКУ Московской области «Московский областной МФЦ» Михаил Анисимов. В своем выступлении эксперт затронул вопрос о роли МФЦ в государственной задаче цифровой трансформации. По его мнению, главная задача – это обеспечение безболезненного перехода в новый формат взаимодействия с государством – цифровой, то есть полное сопровождение и консультирование заявителя на этапе подачи документов в электронном виде.

Директор ГАУ Республики Дагестан «МФЦ в Республике Дагестан» Магомедэмин Арсланалиев привел в пример успешный опыт Республики Дагестан по цифровизации предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и предложил основные направления, которые должны войти в Концепцию МФЦ 2.0.

Директор ГАУ «МФЦ Республики Саха (Якутия)» Таисия Батуева рассказала об опыте участия МФЦ в процессах трансформации и реинжиниринга механизмов оказания государственных и муниципальных услуг, где возглавляемый ею Центр зачастую становится инициатором изменений и одним из основных участников процесса цифровизации госуслуг в регионе.

По ее данным, силами МФЦ было проведено около 900 мероприятий, в том числе встречи с населением, выезды в крупные организации и учебные учреждения, организация акций и дней открытых дверей, где особой популярностью пользуются такие акции, как «Прописка за 1 день с порталом «Госуслуг»» и «Оформление загранпаспорта нового поколения». Руководитель МФЦ Якутии также проинформировала о том, что в 2016 году был организован специализированный сектор электронных услуг, где, помимо мест самостоятельной работы, организован компьютерный класс с 10 рабочими местами и прикрепленными специалистами-консультантами, где люди, испытывающие сложности в оформлении услуг на порталах получают профессиональную методическую поддержку при оформлении электронных услуг. Она констатировала, что с момента открытия, сектор электронных услуг пользуется высоким спросом среди граждан, ежедневно его посещают более 160 человек. Кроме этого, МФЦ Якутии ежемесячно проводит курсы по повышению компьютерной грамотности населения.

«Благодаря проводимым мероприятиям, нам удалось за 2 года увеличить количество оформленных через единый портал госуслуг в 6 раз, через региональный портал – в 50 раз (информация по состоянию на ноябрь 2018г.), а количество зарегистрированных в единой системе идентификации и аутентификации граждан старше 14 лет выросло с 30% по итогам 2016 года до 78% по итогам 2018 года», — заявила Таисия Батуева. При этом, как утверждает эксперт, при существенном увеличении количества оформляемых в электронной форме услуг, увеличилось и качество их получения — количество услуг, оказанных с нарушением сроков предоставления снизилось с 21% в 2017 году до 1,9% в 2018 году, а доля положительных решений по оформленным заявлениям, увеличилась с 44,9% в 2016 году до 81,8% в 2018 году.

Важно отметить, что при подготовке к панельной сессии были проанализированы предложения более 50 субъектов РФ по развитию направления «МФЦ – центр компетенции по работе с цифровыми сервисами». В завершение дискуссии было принято решение внести предложения о наделении специалистов МФЦ правом в интересах заявителя на основании его решения без доверенности направлять в органы власти заявление на предоставление услуг и комплект необходимых документов, подписанные ЭП уполномоченного сотрудника МФЦ, через портал Госуслуг, о предоставлении помощи заявителям штатными «специалистами по цифровым сервисам». Кроме того, в Концепции развития МФЦ 2.0 было предложено предусмотреть функционирование МФЦ нового формата – Цифровых МФЦ, где будут полностью отсутствовать классические окна приёма заявителей, а всё взаимодействие с государством будет осуществляться только в цифровом формате. Также внесено предложение о создании Единой брендовой концепции Цифровых МФЦ, а также единого стандарта обслуживания в таких МФЦ по всей стране.

Яна Байгожаева, Пресс-центр V-го Всероссийского Форума центров государственных и муниципальных услуг

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ МФЦ

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 года N 747-р

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый План мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг Ярославской области на 2016 - 2018 годы.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области - директора департамента экономики и стратегического планирования Ярославской области Троицкую Е.Н.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Исполняющий обязанности
Председателя
Правительства области
А.Л.КНЯЗЬКОВ

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ПРИНЦИПУ "ОДНОГО ОКНА" В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 - 2018 ГОДЫ

Утвержден
постановлением
Правительства области
от 08.08.2016 N 922-п

(в редакции Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Наименование мероприятия

Вид документа
(результат)

Срок исполнения

Ответственный исполнитель
(в установленном порядке)

I. Общие мероприятия по обеспечению предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в МФЦ Ярославской области

Обеспечение возможности получения заявителем государственных услуг органов исполнительной власти области в любом МФЦ Ярославской области вне зависимости от места проживания, регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (по выбору заявителя)

доклад в Министерство экономического развития Российской Федерации

по отдельному плану
(начиная с 2017 г.)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

Доработка АИС МФЦ и обеспечение ее подключения к электронным сервисам ТФОИВ в целях организации взаимодействия в электронной форме в части предоставления государственных услуг, входящих в перечни, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления"

заключены дополнительные соглашения, предполагающие взаимодействие между ГАУ ЯО "МФЦ" и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов в электронном виде;

IV квартал 2016 г.
(по отдельному плану)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ",
ТФОИВ

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Доработка АИС МФЦ и обеспечение ее подключения к электронным сервисам ОИВ и ОМСУ

заключены дополнительные соглашения, предполагающие взаимодействие между ГАУ ЯО "МФЦ", ОИВ и ОМСУ, обеспечено взаимодействие в электронном виде с помощью электронных сервисов

IV квартал 2016 г.
(по отдельному плану)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Подключение АИС МФЦ к АИС мониторинга деятельности МФЦ

обеспечено подключение АИС МФЦ к АИС мониторинга деятельности МФЦ

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

информация о деятельности МФЦ передается в АИС мониторинга деятельности МФЦ

на постоянной основе

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Разработка технологических схем государственных услуг, предоставляемых ОИВ, а также технологических схем муниципальных услуг

технологические схемы, одобренные региональной комиссией по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг

III квартал 2017 г.
(по отдельному плану)

ДИС,
ОИВ, предоставляющие государственные услуги

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Заключение дополнительных соглашений к соглашениям о взаимодействии между ГАУ ЯО "МФЦ" и ТФОИВ в части установления приложений, содержащих технологические схемы предоставления государственных услуг

заключены дополнительные соглашения

в течение 2 месяцев со дня утверждения технологических схем предоставления государственных услуг

ГАУ ЯО "МФЦ",
ТФОИВ

Обеспечение возможности оценки гражданами качества полученных в МФЦ государственных и муниципальных услуг во всех объектах сети МФЦ

оценки из всех объектов сети МФЦ передаются на постоянной основе в информационно-аналитическую систему "Автоматизированная информационная система мониторинга качества государственных услуг"

на постоянной основе

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Внедрение механизма оценки гражданами эффективности деятельности должностных лиц, ответственных за функционирование и развитие сети МФЦ, с учетом качества предоставления МФЦ государственных и муниципальных услуг

обеспечена возможность оценки эффективности деятельности должностных лиц, ответственных за функционирование и развитие сети МФЦ, в соответствии с действующим законодательством

II квартал 2018 г.

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Проведение регионального конкурса "Лучший многофункциональный центр Ярославской области"

определены победители регионального конкурса "Лучший многофункциональный центр Ярославской области"

IV квартал
(ежегодно)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Разработка и утверждение программы информационного освещения деятельности МФЦ в Ярославской области

программа информационного освещения деятельности МФЦ в Ярославской области;

I квартал
(ежегодно)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Информирование граждан специалистами МФЦ о возможности получения государственных и муниципальных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг, официальных сайтах ОИВ. Обеспечение функционирования в МФЦ центров обслуживания, производящих регистрацию, восстановление доступа и подтверждение личности пользователей в ЕСИА

отчет АГУ о мониторинге работы специалистов МФЦ

ежеквартально

ГАУ ЯО "МФЦ"

Внедрение единого фирменного стиля в рамках проведения плановых ремонтных работ в филиалах ГАУ ЯО "МФЦ"

внедрен единый фирменный стиль во всех филиалах ГАУ ЯО "МФЦ"

по отдельному плану

ГАУ ЯО "МФЦ"

Утверждение плана-графика организации предоставления государственных и муниципальных услуг в ГАУ ЯО "МФЦ" в целях расширения перечней государственных услуг, предоставляемых ОИВ, и муниципальных услуг, предоставляемых ОМСУ

доклад в региональную комиссию по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг;
протокол региональной комиссии по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг

I квартал
(ежегодно)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Подготовка предложений по повышению материального стимулирования сотрудников МФЦ

направление предложений в департамент финансов Ярославской области

II полугодие
(ежегодно)

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Обучение и повышение квалификации специалистов МФЦ и привлекаемых организаций по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг

обеспечено обучение специалистов МФЦ и привлекаемых организаций в соответствии с утвержденным планом обучения

на постоянной основе

ГАУ ЯО "МФЦ"

Реализация мероприятий, направленных на увеличение поступления в областной бюджет доходов от уплаты государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и документов, необходимых для их совершения, в МФЦ

доклад в региональную комиссию по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг

на постоянной основе

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Утверждение перечня платных услуг для физических и юридических лиц, предоставляемых в филиалах ГАУ ЯО "МФЦ"

утвержденный перечень платных услуг для физических и юридических лиц, предоставляемых в филиалах ГАУ ЯО "МФЦ"

I квартал 2017 г.

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

II. Мероприятия по организации деятельности МФЦ, ориентированных на предоставление государственных, муниципальных, дополнительных (сопутствующих) услуг субъектам МСП

Реализация пилотного проекта по организации деятельности МФЦ, ориентированных на предоставление государственных, муниципальных, дополнительных (сопутствующих) услуг субъектам предпринимательства (далее - пилотный проект "МФЦ для бизнеса")

отчет в Министерство экономического развития Российской Федерации

IV квартал 2016 г.

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ", департамент инвестиционной политики Ярославской области

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Заключение соглашений (дополнительных соглашений) с ОИВ, организациями, осуществляющими поддержку субъектов МСП, и иными организациями, предоставляющими услуги субъектам МСП

заключенные соглашения (дополнительные соглашения)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ", ОИВ, предоставляющие услуги субъектам МСП

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Дополнение АИС МФЦ информацией об услугах, которые будут предоставляться субъектам МСП в ходе реализации пилотного проекта "МФЦ для бизнеса"

АИС МФЦ содержит информацию об услугах, которые будут предоставляться субъектам МСП в ходе реализации пилотного проекта "МФЦ для бизнеса"

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Организация и проведение обучения специалистов ГАУ ЯО "МФЦ" в целях предоставления услуг субъектам МСП в ходе реализации пилотного проекта "МФЦ для бизнеса"

список специалистов и операторов ГАУ ЯО "МФЦ", предоставляющих услуги субъектам МСП и прошедших обучение

ГАУ ЯО "МФЦ",
ОИВ, предоставляющие услуги субъектам МСП

Информирование субъектов МСП области о реализации в 2016 году пилотного проекта "МФЦ для бизнеса", а также популяризация услуг, предоставляемых в ходе реализации пилотного проекта "МФЦ для бизнеса" в ГАУ ЯО "МФЦ", в средствах массовой информации, специальных изданиях для предпринимателей, иными способами

на сайте ГАУ ЯО "МФЦ", региональном портале по поддержке МСП размещена информация о реализации пилотного проекта "МФЦ для бизнеса"

ДИП, ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

в региональных средствах массовой информации опубликовано не менее 2 информационных материалов;
изданы и распространены информационные листовки и буклеты

по отдельному плану

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Доработка и подключение АИС МФЦ к электронному сервису информационной системы Корпорации МСП в целях обеспечения взаимодействия ГАУ ЯО "МФЦ" с Корпорацией МСП в электронной форме

заключено соглашение, предполагающее взаимодействие между ГАУ ЯО "МФЦ" и Корпорацией МСП в электронном виде;
обеспечено взаимодействие в электронном виде с помощью электронных сервисов

I квартал 2017 г.

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Организация и проведение обучающих (образовательных) программ и (или) программ повышения квалификации специалистов ГАУ ЯО "МФЦ" в целях предоставления услуг Корпорации МСП

список специалистов и операторов ГАУ ЯО "МФЦ", предоставляющих услуги Корпорации МСП и прошедших обучение

ГАУ ЯО "МФЦ"

Настройка системы электронной очереди ГАУ ЯО "МФЦ" с целью выделения отдельной категории получателей услуг "субъект МСП"

отчет в Корпорацию МСП

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Доработка сайта ГАУ ЯО "МФЦ" в части создания специализированного раздела для субъектов МСП, а также разработка виджета для размещения на сайте МФЦ

виджет разработан и размещен

ГАУ ЯО "МФЦ"

Список сокращений, используемых в таблице

Абзац исключен с 14 февраля 2017 года. - Постановление Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п

АИС - автоматизированная информационная система

ГАУ ЯО "МФЦ" - государственное автономное учреждение Ярославской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"

ДИП - департамент инвестиционной политики Ярославской области

ДИС - департамент информатизации и связи Ярославской области

(абзац введен Постановлением Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

ЕСИА - единая система идентификации и аутентификации

Корпорация МСП - акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства"

МСП - малое и среднее предпринимательство

МФЦ - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг

ОИВ - органы исполнительной власти Ярославской области

ОМСУ - органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области

ТФОИВ - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов

Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) - это государственное учреждение, уполномоченное на организацию предоставления государственных услуг городских и федеральных органов власти, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна» .

В основе реализации идеи МФЦ положен принцип «единого окна», при пользовании которым граждане, обращающиеся за оказанием услуг, значительно экономят свое время, освобождены от необходимости получения необходимых справок в нужных им учреждениях, а также от оплаты услуг посредников, помогающих получить необходимые справки. Гражданам, желающим воспользоваться услугами МФЦ, необходимо всего лишь подать заявление и получить необходимые результаты в установленные сроки - всю остальную работу, в том числе по межведомственным согласованиям, проводят специалисты-сотрудники МФЦ вкупе с соответствующими государственными и муниципальными органами власти.

К основным функциям МФЦ относятся следующие:

  • - работа с заявлениями граждан - физических лиц и организаций - юридических лиц - о предоставлении им государственных или муниципальных услуг;
  • - представление законных интересов как заявителей при взаимодействии МФЦ с организациями, имеющими непосредственное участие в предоставлении услуг - как государственных, так и муниципальных, а также взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления, так и вышеназванных органов при взаимодействии с заявителями;
  • - предоставление заявителям необходимой информации о процедуре предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о том, в каком состоянии на данный момент находится поданный заявителем запрос о предоставлении госуслуг, а также по другим вопросам, которые связаны с предоставлением государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ;
  • - сотрудничество с государственными органами и органами местного самоуправления, направленное на решение вопросов предоставления заявителям государственных и муниципальных услуг, а также работа с организациями, непосредственно участвующими в предоставлении заявителям госуслуг;
  • - выдача заявителям необходимого пакета документов по результатам обращения заявителя о предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ, если иное не предусматривается законодательством Российской Федерации;
  • - прием и обработка информации, полученной из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации запрашиваемых ими документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В качестве одной из основных проблем, возникающих в рамках формирования эффективного электронного правительства Российской Федерации на региональном уровне, в том числе в Краснодарском крае, можно назвать стратегическое развитие многофункциональных центров (далее - МФЦ), предоставляющих как государственные, так и муниципальные услуги в электронном виде своим конечным потребителям - физическим лицам (гражданам) и юридическим лицам (организации).

Основные задачи Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

В рамках стратегического развития МФЦ на региональном уровне можно выделить следующие основные задачи, подлежащие решению для обеспечения наиболее эффективной стратегии формирования и развития данных центров, предоставляющих электронные услуги:

  • 1) Мониторинг предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ с целью анализа текущей ситуации.
  • 2) Разработка методологии создания и развития МФЦ в Краснодарском крае.
  • 3) Разработка методологии создания и развития МФЦ в Краснодарском крае.
  • 4) Утверждение перечня услуг, организация предоставления которых целесообразно на базе МФЦ.
  • 5) Разработка типовых нормативных актов функционирования МФЦ.
  • 6) Определение оптимального количества создаваемых МФЦ в муниципальных образованиях Краснодарского края.
  • 7) Разработка материально-технического и программного обеспечения деятельности МФЦ.
  • 8) Разработка стандартов качества деятельности МФЦ при оказании государственных и муниципальных услуг.
  • 9) Организация системы обучения сотрудников МФЦ.
  • 10) Создание единой интегрированной информационной системы обеспечения деятельности МФЦ Краснодарского края.
  • 11) Разработка и совершенствование интернет-портала сети МФЦ Краснодарского края.
  • 12) Создание единого центра обработки данных на территории Краснодарского края.
  • 13) Внедрение системы контроля качества работы МФЦ.

Возможные пути решения стратегических задач планирования и развития многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края.

Решение проблемы стратегического развития многофункциональных центров, предоставляющих как государственные, так и муниципальные услуги в электронном виде, возможно за счет следующих основных методов:

  • 1. Проведение региональной административной реформы в сфере электронных услуг, позволяющей:
    • - снизить административные барьеры при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде на базе МФЦ;
    • - усовершенствовать систему лицензирования и аккредитации МФЦ, действующих в Краснодарском крае;
    • - усовершенствовать систему уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности в Краснодарском крае для получателей электронных услуг - юридических лиц (коммерческих организаций);
    • - внедрить систему оценки регулирующего воздействия;
    • - развить систему досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействий) органа, предоставляющего государственную услугу в электронном виде;
    • - усовершенствовать систему государственного и муниципального контроля и надзора за сферой оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде на базе МФЦ;
    • - оптимизировать предоставление (исполнение) государственных и муниципальных услуг (функций) (реинжиниринг);
    • - перейти на межведомственное и межуровневое электронное взаимодействие в органах государственной власти Краснодарского края и в органах местного самоуправления;
    • - осуществить перевод государственных услуг (муниципальных) услуг в электронный вид;
    • - упорядочить участие подведомственных организаций в оказании государственных услуг в электронном виде органами власти;
    • - развить систему участия гражданского общества в деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления);
    • - внедрить систему менеджмента качества в деятельность Правительства Краснодарского края (в том числе внедрение контрактов эффективности для чиновников).
  • 2. Создание единой нормативно-правовой базы на федеральном уровне.
  • 3. Создание и утверждение общего перечня государственных и муниципальных услуг для перевода в электронный вид.
  • 4. Формирование единой, общей методологии, способствующей оптимизации и переводу в электронный вид регламентированных для данных целей административных процессов оказания государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных функций.
  • 5. Определение и разграничение специфики процесса реализации в электронном виде государственных полномочий, напрямую связанных с:
    • а) обращением заявителей (государственные и муниципальные услуги);
    • б) контролем и надзором;
    • в) функциями государственного управления, не связанными в свою очередь напрямую с взаимодействием с физическими лицами (гражданами-заявителями) и юридическими лицами (организациями-заявителями).
  • 6. Установление системы индикаторов успешности перевода, общих для любых государственных услуг и специфичных для конкретных государственных и муниципальных услуг, например, регионального уровня.
  • 7. Формирование эффективного организационного механизма оптимизации, экспертизы и аудита административных процессов оказания государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных функций.
  • 8. Формирование перечня процедур изменений, вносимых в нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие исполнение полномочий органов государственной власти, оказывающих государственные и муниципальные услуги в электронном виде.
  • 9. Формирование системы мониторинга и независимой оценки результативности перевода административных процессов оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в электронный вид.

Возможные методы решения стратегических задач планирования и развития многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края.

В качестве методов решения проблемы стратегического развития многофункциональных центров, предоставляющих как государственные, так и муниципальные услуги в электронном виде, можно предложить следующие:

  • 10. Определение регионов-лидеров в темпах открытия МФЦ.

Детальное рассмотрение путей и методов решения стратегических задач планирования и развития многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края.

Детальное рассмотрение некоторых методов решения проблемы стратегического развития многофункциональных центров, предоставляющих как государственные, так и муниципальные услуги в электронном виде:

1. Определение целей и задач перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде на базе МФЦ в Краснодарском крае.

Рисунок 3.1 - Цели и задачи перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В качестве основных целей и задач перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде на базе МФЦ в Краснодарском крае можно выделить следующие:

  • - реализация Стратегии развития информационного общества до 2015 года;
  • - участие в едином антикоррупционном плане РФ;
  • - участие в антикризисном правительственном плане;
  • - участие в Программе развития страны до 2020 года;
  • - инновационное развитие сферы информационных услуг;
  • - снижение бюрократических барьеров, вплоть до их полного уничтожения;
  • - возможность сделать процедуры оказания госуслуг в электронном виде «прозрачными»;
  • - стремление к 100%-ному переходу на оказание госуслугв электронном виде.
  • 2. Разработка плана перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде на базе МФЦ Краснодарского края.

Рисунок 3.2 - План перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде

Разработанный план перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде на базе МФЦ Краснодарского края имеет пять основных ступеней, осуществляемых поэтапно:

  • - I (2010 год) - размещение информации о услугах на портале МФЦ г. Краснодар;
  • - II (2011 год) - с портала МФЦ г. Краснодар можно скачать форму заявки на получение госуслуги;
  • - III (2012 год) - через портал МФЦ г. Краснодар можно подать заявку на получение госуслуги;
  • - IV (2013 год) - на портале МФЦ г. Краснодар можно отслеживать ход выполнения работ по заявке;
  • - V (2014 год) - госуслуга предоставляется в электронном виде.
  • 3. Разработка методики перехода на оказание услуг в электронном виде на базе МФЦ Краснодарского края.

Рисунок 3.3 - Методика перехода на оказание услуг в электронном виде

Разработанная методики перехода на оказание услуг в электронном виде на базе МФЦ Краснодарского края опирается в первую очередь на существующее на территории РФ законодательство - федеральные законы и распоряжения правительства, существующие межведомственные системы и каналы связи, а также саму сущность организации данного процесса с ее региональной и иной спецификой, намеченный календарный план.

Методика перехода на оказание услуг в электронном виде на базе МФЦ Краснодарского края выглядит следующим образом:

  • - планирование необходимых работ;
  • - внесение необходимых изменений в законы и подзаконные акты;
  • - модернизация информационных систем;
  • - осуществление процедуры электронного взаимодействия между органами власти;
  • - оказание электронных услуг.
  • 4. Разработка эффективных решений при переходе на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде на базе МФЦ Краснодарского края.

Рисунок 3.4 - Эффективные решения при переходе на оказание государственных и муниципальных услуг

Разработка эффективных решений при переходе на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде на базе МФЦ Краснодарского края связана, в первую очередь, с планом перехода на 100% оказание госуслуг в электронном виде, что связано в первую очередь, с глобальной информатизацией всего российского общества и наделено определенными преимуществами: единые информационные базы позволяют сократить время на ожидание в очередях, сбор и предоставление необходимого пакета документов, получение необходимой информации, согласование бумажных документов в различных инстанциях.

5. Определение места МФЦ в Единой системе государственных порталов и электронных услуг.


Рисунок 3.5 - Место МФЦ в Единой системе государственных порталов и электронных услуг

  • - Единый центр обработки данных непосредственно имеет связи с любыми порталами, осуществляющими деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг, а также иную деятельность по обработке, хранению, передаче и предоставлению информации, регламентированную федеральным законодательством Российской Федерации;
  • - региональные МФЦ имеют непосредственную связь с данным центром, филиалами МФЦ, центрами удаленного доступа, а также с так называемыми «тонкими клиентами» - центрами удаленного доступа - ЕРЦ, отделениями Сбербанка, почтовыми отделениями России;
  • 6. Разработка форм организации МФЦ, оказывающих государственные и муниципальные услуги, в том числе в электронном виде.

Рисунок 3.6 - Формы организации МФЦ, оказывающих государственные и муниципальные услуги

Разработка форм организации МФЦ, оказывающих государственные и муниципальные услуги, в том числе в электронном виде, осуществляется по нескольким направлениям:

  • - создание call-центров;
  • - создание МФЦ;
  • - разработка эффективного механизма досудебного обжалования решений различных инстанций, чья работа напрямую связана с оказанием государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Формы организации МФЦ также можно подразделить на условно-называемые места физического присутствия, куда заявитель обращается непосредственно, и удаленные рабочие места, например, мобильные МФЦ и различные специализации сотрудников - например, приходящие социальные работники.

Также в качестве форм организации МФЦ, существующих в данный момент, можно рассматривать использование мест массового пользования - там обычно устанавливаются инфоматы/мобильные киоски, и центры удаленного доступа - почтовые отделения связи, отделения Сбербанка, ЕРЦ.

В качестве одной из основных, личностно-ориентированных форм МФЦ можно рассматривать дополнительные сервисы МФЦ, такие как интернет-ресурс - портал МФЦ и мобильные приложения для пользователей МФЦ.

7. Разработка проекта модели взаимодействия системы МФЦ Краснодарского края.


Рисунок 3.7 - Проект модели взаимодействия системы МФЦ Краснодарского края

Разработка проекта модели взаимодействия системы МФЦ Краснодарского края сводится к следующему:

  • - Единый центр обработки данных непосредственно имеет связи с любыми порталами, осуществляющими деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг, а также иную деятельность по обрапботке, хранению, передаче и предоставлению информации, регламентированную федеральным законодательством Российской Федерации;
  • - региональные МФЦ имеют непосредственную связь с данным центром, филиалами МФЦ, центрами удаленного доступа, а также с так называемыми «тонкими клиентами» - центрами удаленного доступа - ЕРЦ, отделениями Сбербанка, почтовысми отделениями России;
  • - МФЦ непосредственно связаны с региональными порталами государственных услуг и Единым порталом государственных услуг.
  • 8. Разработка системы управления качеством деятельности МФЦ.

Рисунок 3.8 - Система управления качеством деятельности МФЦ

Система управления качеством деятельности МФЦ на региональном уровне включает в себя:

  • - оценку соответствия МФЦ установленным стандартам;
  • - оценку соответствия предоставления государственных и муниципальных услуг установленным стандартам;
  • - оценку качества оказания услуг на базе МФЦ.

Инструменты, с помощью которых возможна оценка системы управления качеством деятельности МФЦ на региональном уровне:

  • - социологические опросы;
  • - автоматизированная информационная система «Мониторинг Краснодарского края»;
  • - o№-li№e система обратной связи;
  • - call-центры.
  • 9. Разработка основных целевых показателей качества и доступности государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде на базе МФЦ Краснодарского края.

Рисунок 3.9 - Основные целевые показатели качества и доступности государственных и муниципальных услуг

10. Определение регионов-лидеров в темпах открытия МФЦ


Рисунок 3.10 - Регионы - лидеры в темпах открытия МФЦ

Проведенный в декабре 2013 года Министерством экономического развития РФ мониторинг, направленный на Определение регионов-лидеров в темпах открытия МФЦ, показал, что из 1004 открытых в России МФЦ 190 открыто в указанных субъектах РФ (по убыванию):

Резюмируя выше сказанное можно сделать вывод:

  • 1. Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) на сегодняшний день являются одной из наиболее совершенных и эффективных форм предоставления конечным пользователям - физическим и юридическим лицам - государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, действующих на базе российского законодательства по принципу единого окна.
  • 2. В качестве одной из основных проблем, возникающих в рамках формирования эффективного электронного правительства Российской Федерации на региональном уровне, в том числе в Краснодарском крае, можно назвать стратегическое развитие многофункциональных центров (далее - МФЦ), предоставляющих как государственные, так и муниципальные услуги в электронном виде своим конечным потребителям - физическим лицам (гражданам) и юридическим лицам (организации).
  • 3. Решение проблемы стратегического развития многофункциональных центров, предоставляющих как государственные, так и муниципальные услуги в электронном виде, возможно за счет следующих основных методов:
    • - проведение региональной административной реформы в сфере электронных услуг;
    • - создание единой нормативно-правовой базы на федеральном уровне;
    • - создание и утверждение общего перечня государственных и муниципальных услуг для перевода в электронный вид;
    • - формирование единой, общей методологии, способствующей оптимизации и переводу в электронный вид регламентированных для данных целей административных процессов оказания государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных функций;
    • - определение и разграничение специфики процесса реализации в электронном виде государственных полномочий;
    • - установление системы индикаторов успешности перевода, общих для любых государственных услуг и специфичных для конкретных государственных и муниципальных услуг, например, регионального уровня;
    • - формирование эффективного организационного механизма оптимизации, экспертизы и аудита административных процессов оказания государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных функций;
    • - формирование перечня процедур изменений, вносимых в нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие исполнение полномочий органов государственной власти, оказывающих государственные и муниципальные услуги в электронном виде;
    • - формирование системы мониторинга и независимой оценки результативности перевода административных процессов оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в электронный вид.

18.11.2016, Пт, 13:22, Мск , Текст: Антон Кураш

Сокращение финансирования и отсутствие независимого мониторинга эффективности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ): эти вопросы обсудили участники III Ионического семинара. Он был посвящен проблемам информатизации и качества госуслуг МФЦ. Некоторые из экспертов назвали следующий год определяющим для судьбы этого института в России. Основная угроза - дефицит новых направлений развития, и, как следствие, потеря интереса к МФЦ со стороны и граждан, и органов государственной власти.

В третий раз у побережья греческого острова Корфу прошел Ионический семинар, посвященный проблемам информатизации и развития МФЦ. Выбранный организаторами формат - форсайт-регата. В ней приняли участие эксперты, которые и обсудили будущее многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Неформальная обстановка и компетентный состав участников (эксперты МФЦ и органов государственной власти, а также представители ИТ-компаний «ЭОС», «Находка», «ЭйТи Консалтинг») позволил обозначить ряд текущих стратегических проблем, с которыми могут столкнуться центры в ближайшее время.

Одной из ключевых стала мысль о том, что курирующие сферу МФЦ федеральные органы в последнее время ослабили поддержку регионов. По мнению директора института развития государственных услуг Сергея Юркевича , в условиях кризиса МФЦ придется бороться за бюджет и политическую поддержку проекта со стороны глав регионов с другими структурами, занимающимися предоставлением госуслуг. А ведь после того, как было анонсировано выполнение МФЦ страны ряда показателей, заложенных в «майских указах» президента, снизилось и финансирование проекта, и интерес к нему со стороны чиновников.

В условиях нехватки средств многофункциональные центры все чаще вынуждены искать дополнительные способы финансирования. Например, в Южно-Сахалинске МФЦ занимаются заполнением анкет трудовых мигрантов при оформлении документов. Однако сама идея центров - оказание безвозмездной помощи населению - минимизирует перечень возможных источников дополнительного дохода.

Вероятно, новые возможности по монетизации деятельности МФЦ откроются в сфере работы с большими данными, но этот вопрос пока остается на уровне концептуальной идеи, поскольку для его реализации необходимо понять, кто и как будет приобретать данные, которыми располагает организация.

Помимо участия в деловой программе, участникам Ионического семинара присваивается судовая роль

Последствия некачественной автоматизации

Одной из главных проблем эффективности является интеграция автоматизированных систем МФЦ с ведомственными АИС. От решения этого вопроса зависит качество и своевременность оказания услуги вне офисов госорганов.

В этой связи наиболее освещаемыми в последнее время вопросами стали выдача водительского удостоверения и оформление загранпаспортов непосредственно в МФЦ, без привлечения сотрудников профильных управлений МВД. Распоряжением Правительства от 21.04.16 №747-р был утвержден соответствующий план развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Там и было оговорено расширение соответствующего перечня услуг. Позже отдельным постановлением (№755 от 03.08.16) был установлен и срок - 1 февраля 2017 г.

Но пока для реализации задуманного не предприняты главные организационные меры. В частности, не проведена интеграция информационных систем участвующих ведомств. Также нет понимания того, кто будет ответственен за закупку и настройку соответствующего оборудования для изготовления документов. Проект «Концепции программно-технических решений, обеспечивающих возможность оказания государственной услуги по оформлению и выдаче заграничных паспортов вне стационарных объектов ГС ПВДНП», подготовленный Минкомсвязи РФ предполагает, что до конца 2016 г. будут разработаны соответствующие ИТ-решения. Скорее всего, в течение ближайшего месяца станет понятна перспектива выполнения данной задачи, но пока информация на этот счет крайне скупа. На вопросы о том, каким будет взаимодействие информационных системы МВД и АИС МФЦ в части выдачи загранпаспортов, и будет ли к 1 февраля произведена интеграция двух систем, в Минкомсвязи РФ на момент выхода публикации не ответили.

В Минэкономразвития, говоря о взаимодействии МФЦ и МВД, говорят, что целевой моделью такого сотрудничества должен быть электронный формат. В ведомстве подчеркнули, что в министерстве внутренних дел планируется разработка отдельного сервиса СМЭВ для взаимодействия с МФЦ по вопросу замены водительских удостоверений. По итогам ввода его в эксплуатацию, системы МФЦ и МВД будут интегрированы. При получении услуги заявителю не нужно будет обращаться в подразделения ГИБДД, достаточно будет подать заявление в МФЦ и получить готовое водительское удостоверение. До окончания разработки сервиса взаимодействие между организациями будет осуществляться в бумажном формате. Впрочем, в МВД к моменту публикации также не сообщили никаких деталей грядущих инноваций.

Тем не менее, ситуация с электронным межведомственным взаимодействием вызывает у аналитиков скептические чувства. Есть основания предполагать, что не все технические и организационные меры будут отработаны к 1 февраля 2017 г. Например, взаимодействие МФЦ и ФНС при регистрации субъектов малого предпринимательства до сих пор происходит в бумажном виде. Показателен также пример взаимодействия с Росреестром: выдача выписок из единого реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП) осуществляется не путем интеграции региональных АИС МФЦ с ведомственной системой Росреестра, а посредством доступа сотрудника многофункционального центра непосредственно в систему регистрирующего органа ПК ПВД (программный комплекс «приема и выдачи документов»). С января 2017 г. ЕГРП будет объединен с государственным кадастром недвижимости. Прогнозировать, как скажется это объединение на работе по выдачи выписок в службах «одного окна» - пока сложно.

Командная работа создает атмосферу для продуктивного диалога

Мониторинг деятельности МФЦ

На семинаре была поднята проблема независимого мониторинга деятельности МФЦ. Сейчас именно отсутствие такой системы - независимой от органов власти и ориентированной на гражданина - препятствует развитию проекта в сторону большей эффективности, независимого роста и ориентации на население. По мнению Сергея Юркевича, без независимого мониторинга МФЦ из передового проекта, снимающего административные барьеры, превратится в одно из типичных ведомственных окон, качество услуг в которых является условным, и регулируется исключительно виденьем руководства.

Также эксперт считает, что решению многих проблем проекта помогло бы создание общей базы знаний для МФЦ по принципу открытой канадской межведомственной базы GCpedia. В частности, это помогло бы выстроить горизонтальное экспертное взаимодействие между МФЦ, обучение и интеграцию новых сотрудников, оптимизацию межведомственных регламентов. Но здесь у ряда присутствующих нашлись контраргументы: слишком уж различны подходы к оказанию услуг от региона к региону. А значит и общую базу знаний сложно сделать одинаково полезной для всех.

При этом все профессиональное сообщество отмечает проблему типизации требований к оказанию госуслуг. Озадачено этой темой и Минкомсвязи, которое в будущем году должно разработать единый общероссийский стандарт для определенного перечня социально-значимых услуг с целью их приведения к единой универсальной форме. О необходимости типизации административных регламентов, обеспечении интеграции АИС МФЦ с ЕПГУ и внедрении принципа экстерриториальности оказания госуслуг, как точках приложения усилий развития служб «одного окна», говорила Татьяна Паршина , начальник отдела реализации прикладных программ и межведомственного электронного взаимодействия Липецкой области.

Еще одной смелой идеей, высказанной экспертами, стало предположение о возможном возвращении процессов оказания госуслуг обратно в ведомства. Сценарий может быть реализован, если МФЦ в скором времени окажется не в состоянии вывести качество своей работы на должный уровень. Оказание госуслуг дотируется из госбюджета, а потому органы власти наверняка проявят интерес к сохранению этого финансирования. Такой сценарий, впрочем, кажется маловероятным: показатели МФЦ запрограммированы майскими указами президента и обратный процесс вряд ли возможен.

Что такое Ионический семинар

Ионический семинар - уникальная площадка, запущенная в 2014 г. Институтом развития государственных услуг совместно с Русским Морским Корпусом. В ходе семинара в формате форсайт-сессии обсуждаются актуальные вопросы госуправления. Главным отличием от других подобных мероприятий является то, что эксперты и представители органов государственной и муниципальной власти находятся вместе в недельном морском походе, который гарантирует открытое неформальное общение, обмен информацией и продолжение дискуссии уже за пределами регаты. Ни один из круглых столов не нуждается в раскачке аудитории, что очень важно для продуктивного диалога и поиска ответов на вопросы.

Создание сети центров предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои Документы» стало одним из самых успешных проектов в решении задачи построения сервисного государства на территории Российской Федерации. В МФЦ в полной мере реализуется принцип "одного окна", в соответствии с которым заявитель общается не с государственным служащим, а с сотрудником фронт-офиса, который принимает документы и при необходимости оказывает консультации по получению государственных услуг.

Первые многофункциональные центры на территории Российской Федерации были открыты в 2007 году. 16 субъектов Российской Федерации при поддержке Минэкономразвития России в пилотном режиме создали в районных центрах единые офисы предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых необходимые справки, документы и выписки выдавались сразу в одном офисе несколькими ведомствами. В 2008 году на территории страны действовало уже 18 центров госуслуг.

Впоследствии была разработана нормативная база, устанавливающая требования к МФЦ, правила их взаимодействия с органами власти, перечень услуг, предоставляемых в МФЦ. Поворотным моментом в развитии сети МФЦ стало издание указа Президента Российской Федерации № 601, который определил основные векторы развития сети многофункциональных центров на ближайшие пять лет.

В настоящее время сеть центров "Мои документы" насчитывает более 13 тысяч точек предоставления услуг по всей стране (2777 МФЦ и 10317 ТОСП по состоянию на 1 января 2018 года). "Одним окном" охвачено более 96% населения страны. В МФЦ было переведено большинство востребованных и социально значимых услуг, таких как выдача паспорта гражданина Российской Федерации, регистрационный учет по месту проживания, регистрация недвижимого имущества, выдача сертификата на материнский капитал и многое другое. Всего в центрах "Мои документы" оказывается около 30 федеральных и 150 региональных и муниципальных услуг, и их перечень постоянно расширяется. Например, в 2018 году у МФЦ появилась возможность оказывать услуги ЗАГС.

Центры "Мои Документы" являются полноценной и очень важной частью системы государственного управления России и повседневной жизни граждан, которые теперь могут получить нужные государственные услуги без многочасовых очередей и необходимости посещать разные ведомства. МФЦ не только позволили упростить процедуры оказания услуг населению, синхронизировать работу разных ведомств, но и обеспечили комфорт посетителей, снизили временные и финансовые затраты граждан: нормой стала электронная очередь, наличие колл-центра, уютного сектора ожидания, детского уголка и многое другое. Востребованность МФЦ подтверждается статистикой: в 2017 году заявители обратились в центры "Мои Документы" более 93 миллионов раз.

Документы:

PDF Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" DOCX Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376 "Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" DOCX Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 № 797 "О взаимодействии между МФЦ и ФОИВ, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления"