Банкротство автономного учреждения. Банкротство казенного учреждения. Признаются ли банкротом некоммерческие организации

Несостоятельность, то есть невозможность исполнить денежные обязательства пред контрагентами или государством, может возникнуть у юридического лица любой организационно-правовой формы. Но банкротство некоторых из них имеет свои особенности, связанные со спецификой имущественных отношений между учредителями и созданными ими предприятиями.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это

  1. Унитарные предприятия, государственные и муниципальные, относятся, согласно Гражданскому кодексу, к тому типу юридических лиц, учредители которых не являются их участниками ().

    Это отличает их от корпоративных организаций. Помимо ГУП и МУП к унитарным организациям относятся также учреждения, фонды и АНО.

  2. Второй особенностью МУП является право на имущество. В отличие от других юрлиц, МУП не является собственником (). Он получает имущество на праве хозяйственного ведения. Собственником же будет являться муниципалитет, то есть публично-правовое образование.

Орган управления в МУП единоличный - это его руководитель. Он назначается собственником, а точнее уполномоченным им органом. Руководитель подотчетен учредителю.

Но все решения, касающиеся распоряжения имуществом, исключая недвижимость, он принимает самостоятельно.

В то же время, МУП по своим обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом. А собственник (муниципалитет) несет субсидиарную с МУП ответственность только в том случае, когда собственного имущества предприятия окажется недостаточно. Это определяет особенности применения процедур банкротства к таким юридическим лицам.

Видео: ЖКХ

Законодательство

  1. Процессы создания, реорганизации и ликвидации МУП регулируются Гражданским кодексом () и специальным законом.

Зависит ли от вида организации

Банкротом может признано практически любое юридическое лицо. Исключением являются учреждения, казенные предприятия, политически партии и религиозные организации (). Их ликвидация производится в ином порядке.

Несостоятельность должна быть признана решением арбитражного суда. Для этого придется обратиться к нему с заявлением.

Сделать это могут несколько категорий лиц ():

  • сам должник;
  • его кредиторы;
  • работники должника;
  • государственные органы.

После вынесения решения о банкротстве, к должнику применяются различные предусмотренные законом процедуры.

Их цель - как можно более полно удовлетворить требования всех кредиторов. Завершается банкротство ликвидацией юридического лица.

Закон устанавливает особые правила проведения банкротства для некоторых категорий должников-юрлиц.

К таким исключениям из общего правила, согласно относятся:

  • градообразующие предприятия;
  • сельхозпроизводители;
  • финансовые организации;
  • стратегические предприятия;
  • субъекты естественных монополий;
  • застройщики.

А вот ГУП и МУП в эти исключения из общего правила не вошли. Но, тем не менее, особенности банкротства этих предприятий существуют. Они связаны с правами собственника этих юридических лиц.

Процедура признания несостоятельным муниципального предприятия

К основным стадиям банкротства, согласно закону, относятся:

  • наблюдение;
  • санация;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • заключение мирового соглашения.

Как уже упоминалось, банкротства МУП происходит по общим правилам. Основанием для признания предприятия несостоятельным является заявление, поданное в арбитражный суд.

Но до этого возможно проведение таких процедур как наблюдение и санация (финансовое оздоровление).

Они предшествуют принятию решения о банкротстве и направлены на улучшение финансового положения МУП и восстановления его платежеспособности.

Если эти меры не помогли, то вводится внешнее управление.

Оно также направлено на восстановление платежеспособности должника. Для этого руководитель МУП отстраняется, а вместо него все решения принимает внешний управляющий ().

Он назначается арбитражным судом из числа профессиональных специалистов - арбитражных управляющих ().

В зависимости от того, насколько успешной была деятельность внешнего управляющего, суд выносит решение о:

  • прекращении производства по делу о банкротстве;
  • заключении мирового соглашения;
  • введении следующей процедуры - конкурсного производства.

С момента введения конкурсного производства уже не идет речь о сохранении предприятия.

Ее цель - максимально полное удовлетворение требований кредиторов.

С этой целью выявляется и оценивается все оставшееся у МУП имущество, которое затем будет реализовано, а средства пойдут на погашение долгов.

Критерии признания

МУП, также как и любое юридическое лицо, для того, чтобы быть признанным несостоятельным должно отвечать следующим признакам ():

  • не имеет возможности исполнять требования кредиторов, выплачивать зарплаты и пособия, а также вносить обязательные платежи в бюджет в течение трех месяцев;
  • размер задолженности составляет не менее 300 тысяч рублей.

Такие МУП, как управляющие компании в сфере ЖКХ, могут иметь и еще один признак наступления несостоятельности.

Помимо задолженности перед поставщиками воды, газа, электроэнергии и государством, он теряют способность исполнять свои обязательства перед потребителями-гражданами.

То есть предоставлять им коммунальные услуги надлежащего качества.

Основания для принудительной ликвидации

  1. Если заявление о признании себя банкротом подает само предприятие-должник, речь идет о плановом банкротстве. Это право предоставляется ему законом.

    При возникновении обстоятельств, указывающих на наступление несостоятельности, МУП как и любое юридическое лицо может им воспользоваться. С соблюдением надлежащего порядка принятия решения.

  2. Если же заявление о введении в отношении МУП процедуры банкротства исходит от его кредиторов, работников, или как в случае банкротства управляющей компании ЖКХ от потребителей коммунальных услуг, то это уже принудительная ликвидация. Ее порядок такой же, как и при плановом банкротстве.

Основанием для подачи заявления являются просроченные обязательства перед заинтересованными лицами, а именно:

Если сумма такой задолженности превысила указанную в законе, а срок погашения долгов истек более трех месяцев назад, то это повод требовать признания МУП несостоятельным. Та сторона, которая полает в суд заявление о банкротстве имеет право предложить в дальнейшем кандидатуру арбитражного управляющего.

Ключевое отличие от обычной организации

Главным отличием МУП является то, что его руководитель не входит в число собственников-учредителей. Следовательно, его право принимать решение о плановом банкротстве, находится под вопросом. Даже если финансовая ситуация такова, что банкротство видится неминуемым.

Для предупреждения возникновения несостоятельности руководитель МУП обязан направить сведения о том, что возникли признаки приближающегося банкротства собственнику имущества, то есть местной администрации (). Именно она обладает правом принять решение о подаче заявления в арбитражный суд.

После того, как такое решение будет принято, руководитель предприятия-должника обязан обратиться арбитражный суд с заявлением (). Сделать это он должен в кратчайший срок. Который, впрочем, ограничен месяцем с момента принятия решения собственником имущества.

Если руководитель не исполнит эту, предусмотренную законом, обязанность, он будет нести ответственность. Она заключается в обязанности возместить те убытки, которые возникнут в связи с этим нарушением (). Собственник же будет нести в таком случае субсидиарную ответственность ().

Вопросы

Рассмотрим детально все встречающиеся в практике вопросы.

Что с имуществом

Согласно закону, МУП отвечает по своим обязательствам, включая долги, своим движимым имуществом. То есть удовлетворение требований кредиторов осуществляется из него до определенного момента. До тех пор, пока не будет принято решение об открытии конкурсного производства.

То есть муниципальное образование утрачивает право собственности на ту недвижимость, что была передана МУП.

Иногда всего имущества, имеющегося у МУП, не хватает для полного удовлетворения требований кредиторов. Муниципальное образование обязано добавить недостающие средства только в том случае, если именно оно выступало инициатором банкротства (). В ином случае местные власти не отвечают по обязательствам МУП.

Судебная практика


Автономные учреждения имеют самую большую степень финансовой свободы: они могут самостоятельно выбирать способ размещения заказа и держать счета в коммерческих банках. Бюджетные учреждения несколько ограничены в части выбора способа размещения заказов, и обязаны держать счета только в Федеральном казначействе. «В законе о бюджетных учреждениях есть норма, которая устанавливает жесткое требование к финансовой стабильности этого учреждения.

Банкротство муниципального предприятия

Кроме того, общие вопросы по процедуре признания МУП несостоятельным отвечать по своим обязательствам освещаются в 65-ой статье Гражданского кодекса.

ФЗ №127, выпущенный 26 октября 2002 года и носящий название «О несостоятельности», детально определяет особенности и порядок прохождения муниципальным унитарным предприятием процедуры банкротства. Содержание 65-ой статьи Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что, если юридическое лицо не является религиозной организацией, казённым предприятием, учреждением или политической партией, к нему применим общий порядок процедуры признания несостоятельности.

Банкротство бюджетного учреждения

Многое так и не будет изменено. К примеру, счета учреждений по-прежнему открываются в казначействе, на все закупки распространяется действие закона N 94-ФЗ, недвижимым имуществом новое бюджетное учреждение не может распоряжаться без согласия собственника.

Тем не менее «страшилок» гуляет по стране великое множество. И они будоражат власти на местах. Чтобы развеять мифы, на днях в Госдуме прошел семинар-совещание, посвященный обсуждению правового статуса государственных и муниципальных учреждений.

В чём особенности банкротства некоммерческих организаций

Ранее некоммерческие организации не могли проходить через процедуру банкротства, однако с недавнего времени их тоже может коснуться несостоятельность.

Поправки в закон были внесены только в 2012 году. Процедура банкротства регламентирована в ФЗ «О несостоятельности», который был принят в 2002 году 26 октября. На основании этого закона не все организации некоммерческого типа могут признаваться банкротами.

Возможно ли банкротство некоммерческой организации?

  • справки, подтверждающие банкротство некоммерческой организации – неспособность оплатить задолженность;
  • учредительная документация предприятия;
  • бухгалтерский баланс за последний отчетный квартал;
  • перечень кредиторов и сумма долга каждому из них.
  • отказать в признании несостоятельным;
  • ввести такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление или мировое соглашение;
  • признать банкротом и начать процесс конкурсного производства;
  • закрыть дело о банкротстве.

Продолжительность финансового оздоровления – 2 года (статья 80 ФЗ № 127).

В процессе ее осуществления начальство некоммерческой организации остается на рабочих местах, однако их действия ограничиваются.

  • продолжительность – полтора года, суд может принять решение продлить еще на 6 месяцев;
  • руководитель складывает свои полномочия;
  • за планом внешнего управления следит арбитражный управляющий;
  • введения моратория для выполнения условий кредиторов.

Можно ли обанкротить бюджетное учреждение

Чаще всего это обусловлено их ведомственной принадлежностью к министерству обороны, МЧС и т.д. О приближающемся банкротстве организации всегда можно понять по активизации деятельности ее руководства.

Под угрозой признания учреждения несостоятельным, его первые лица начинают заниматься распродажей имущества. Это является решением собственника, а действующий руководитель лишь исполняет его волю.

Банкротство автономного учреждения

Автономные учреждения, исходя из всего вышеперечисленного, не должны подвергаться процедуре банкротства. Это происходит, не смотря на то, что автономное учреждение несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом и чисто теоретически, конечно же, может оказаться банкротом.

В связи с этим возникает спорная ситуация, потому что возможность признания организации

1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо).


Казенное предприятие является разновидностью государственных унитарных предприятий. Казенные предприятия создаются в распорядительном порядке на базе федеральной собственности по решению Правительства РФ. Правительство РФ утверждает устав федерального казенного предприятия, принимает решение о его реорганизации и ликвидации.

Особенности правового положения казенных предприятий, режима имущества, передаваемого таким предприятиям на праве оперативного управления, установлены в настоящее время Постановлениями Правительства РФ «Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия» и «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)».

Тема 3

Унитарное – коммерческая организация, имущество которой является собственностью её учредителя, остаётся неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям) между её работниками (ст. 113 ГК РФ). В форме унитарного предприятия создаются только государственные и муниципальные.

Правовое положение казенных, режим имущества, передаваемого таким на праве оперативного управления, установлены в настоящее время Законом РФ от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (в ред.

КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ это

унитарные государственные (федеральные) предприятия, обладающие правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество. К.п. могут создаваться только на базе федеральной собственности по решению федерального правительства в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных (п. 1 ст. 115 ГК РФ). К ним, в частности, относятся предприятия. осуществляющие производство некоторых видов оборонной\’продукции, и предприятия исправительных учреждений.

Банкротство казенного предприятия

1. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.

Правовое положение казенных предприятий

Основы правового положения казенных предприятий установлены нормами ГК РФ, Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»1 (далее Закон об унитарных предприятиях).

Казенное предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. В соответствии с указанным Законом, унитарной признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником.

Ответственность руководителя должника

Ответственность учредителей и руководителей должника при банкротстве

Каждый руководитель живет с постоянным ощущением ответственности. С внесением поправок в Закон о банкротстве теперь и руководитель и собственник несут ответственность по всем обязательствам организации.

Учредители (участники) юридического лица не отвечают по его обязательствам, а компания, в свою очередь, не несет ответственности за обязательства учредителя или собственника.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ, Статья 65

Статья 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица 1. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Статья 7

Целью создания любого юридического лица является ограничение имущественных рисков его учредителя (учредителей) размерами переданного такому юридическому лицу (закрепленного за ним) имущества. Согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ одним из признаков юридического лица является обособленность его имущества от имущества учредителя (учредителей). На этом основании юридическое лицо, во-первых, несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, как переданным юридическому лицу учредителем (учредителями), так и приобретенным в процессе хозяйственной деятельности, а во-вторых, не отвечает по обязательствам своего учредителя (учредителей) (п.

Закона о несостоятельности «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом». Из этого следует, что основанием для признания должника банкротом является невозможность удовлетворения любых требований кредиторов в течение определенного срока, если задолженность достигает установленного законодательством размера. Под должником, согласно той же ст. 2 Закона о несостоятельности, понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо.

Можно ли обанкротить частное образовательное учреждение

ГК). В некоторых сделках одной из сторон могут участвовать только специализированные коммерческие организации. Например, только кредитные организации могут являться стороной, принимающей денежные средства и осуществляющей операции по счету в договорах банковского вклада (ст.
834

Внимание

ГК) и банковского счета (ст. 845 ГК). Только банки, иные кредитные учреждения и страховые организации вправе выдавать банковскую гарантию (ст. 368 ГК) и т.д. Необходимо отметить, что имеющиеся ограничения участия в хозяйственном обороте для некоммерческих организаций весьма незначительны и позволяют им принимать активное участие в гражданско-правовых отношениях.


Следовательно, по части возможностей совершения различных сделок правоспособность некоммерческой организации по существу мало отличается от правоспособности коммерческого юридического лица.

Лица, не подлежащие банкротству

Важно

Особенно это касается учреждений автономной правовой формы администрирования. У них по новому законодательству:

  • расширены права по распоряжению имуществом;
  • упрощен порядок пользования бюджетными средствами;
  • появилась возможность привлечения внебюджетных источников;
  • возникают новые связи и ответственность перед новыми партнерами;
  • меняется форма взаимодействия с учредителем, которым является государство.

Может ли обанкротиться бюджетное учреждение? Возможно ли, что бюджетные учреждения, получив привилегии от государства, разорятся, пойдут с молотка, будут отданы в частные руки? Сам закон N 83-ФЗ и другие нормативные акты РФ категорически исключают такие риски.


Хотя, на этапе принятия закона, по этому поводу были серьезные споры специалистов. Ни одно дело о банкротстве в судебной практике пока не зафиксировано.

Банкротство бюджетных учреждений

Данная норма защищает права кредиторов бюджетного учреждения.Однако, как уже было сказано выше, собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.Таким образом, законодательством не предусмотрено никаких гарантий прав кредиторов автономных учреждений при его ликвидации.Учитывая изложенное, автономное учреждение не может быть признано банкротом, при этом в случае недостаточности имущества при его ликвидации его обязанности перед кредиторами в силу п. 1 ст. 61 ГК РФ считаются прекращенными.Ю.М.ЛермонтовМинфин России15.03.2010 Вопрос: Поскольку, по мнению ООО, генеральный директор ненадлежаще исполнял возложенные на него обязанности, вследствие чего у общества возникла задолженность перед налоговым органом по налоговым платежам, данное общество, руководствуясь ст.

Банкротство некоммерческих организаций

В пользу распространения на некоммерческие организации процедур несостоятельности можно указать на общую тенденцию расширения круга субъектов несостоятельности, проявляющуюся в российском законодательстве, и постепенный отход от прямой зависимости между осуществлением предпринимательской деятельности и возможностью признания должника банкротом. Так, ранее действовавший Закон РФ от 19 ноября 1992 г.

О несостоятельности (банкротстве) предприятий» допускал применение процедур банкротства только к юридическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, каковыми на тот момент являлись предприятия. ГК отступил от данного принципа, признав субъектами несостоятельности фонды и потребительские кооперативы.

Следует отметить, что правило о признании банкротами в зависимости от характера и целей деятельности ГК установил не только в отношении юридических лиц, но и граждан.

Можно ли обанкротить бюджетное учреждение

Бюджетное подразделение может относиться к одной из трёх регламентированных законом форм:

  • автономная;
  • бюджетная;
  • казенная.

Это не означает, что одни учреждения получают преимущества перед другими. По финансовым результатам своей деятельности они могу изменять эту форму.

Хорошо сработало бюджетное учреждение по итогам финансового года, оно становится автономным. Сработали плохо – переходят в разряд казенных. И наоборот.


Законом предусматривается усиление ответственности первых руководителей за результаты коммерческой деятельности вверенных им предприятий и учреждений. Например, если задолженность учреждения бюджетной формы выше установленного норматива, то законом предусматривается императивное требование увольнения руководителя.
Особенности и отличия форм новых бюджетных учреждений Самая финансово независимая – автономная форма (АУ).

Возможно ли банкротство некоммерческой организации?

Для этого применяются следующие меры:

  • взыскание задолженности по дебиторской части;
  • закрытие производства, не приносящего прибыль;
  • распродажа имущества, не влияющего на деятельность организации;
  • смена профиля производства.

Продолжительность финансового оздоровления – 2 года (статья 80 ФЗ № 127). В процессе ее осуществления начальство некоммерческой организации остается на рабочих местах, однако их действия ограничиваются.
Прежде чем заключить какую-либо сделку, понадобится согласие административного управляющего. Документы, необходимые для проведения процедуры:

  • график погашения долгов (разрабатывает учредитель организации);
  • схема финансового оздоровления (информация о том, откуда будут браться средства для погашения задолженности).

Процесс считается завершенным, когда все долги выплачены.

Банкротство автономного учреждения

Банкротство – это несостоятельность должника выполнять свои долговые обязательства. Им может быть и юридическое лицо, и лицо физическое.

Признать должника банкротом может по законам РФ только Арбитражный суд. Сделать это возможно при выполнении трёх основных условий:

  • наличие денежного долга от 100000 рублей для предприятий и учреждений, от 10000 рублей для граждан и предпринимателей;
  • если должник на протяжении трех месяцев не выполняет обязательства по займу;
  • сумма задолженности должна быть большей, чем стоимость имущества должника.

Банкротство предприятий и учреждений в России Банкротство предприятий и учреждений в Российской Федерации регламентируются законами о банкротстве.

До недавнего времени банкротом можно было признать любое юридическое лицо, предприятие или учреждение любой формы собственности, кроме казенных.

Возможно ли банкротство некоммерческих организаций?

Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.Согласно ст.
Большинству некоммерческих организаций имущество принадлежит на праве собственности.Лишь один вид некоммерческих организаций - учреждение - обладает имуществом на праве оперативного управления и имеет весьма ограниченные возможности им распоряжаться.Можно сделать вывод, что практически у всех некоммерческих организаций есть экономические предпосылки для применения к ним процедур несостоятельности.Поскольку некоммерческие организации активно участвуют в гражданском обороте, необходимо обеспечить как интересы их кредиторов, в том числе работников организации, так и интересы самой организации на случай наступления неплатежеспособности. Можно ли обанкротить бюджетное учреждение Некоммерческая организация участвует в различных имущественных отношениях и может выступать в роли должника и кредитора.

Банкротство – это несостоятельность должника выполнять свои долговые обязательства. Им может быть и юридическое лицо, и лицо физическое. Признать должника банкротом может по законам РФ только Арбитражный суд.

Сделать это возможно при выполнении трёх основных условий:

  • наличие денежного долга от 100000 рублей для предприятий и учреждений, от 10000 рублей для граждан и предпринимателей;
  • если должник на протяжении трех месяцев не выполняет обязательства по займу;
  • сумма задолженности должна быть большей, чем стоимость имущества должника.

Банкротство предприятий и учреждений в России

Банкротство предприятий и учреждений в Российской Федерации регламентируются законами о банкротстве. До недавнего времени банкротом можно было признать любое юридическое лицо, предприятие или учреждение любой формы собственности, кроме казенных.

8 мая 2010 года был принят «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

По этому закону проводится реформа бюджетных учреждений, главной особенностью которой является предоставление им права заниматься коммерческой деятельностью, и получаемую от неё прибыль использовать по своему усмотрению.

Это расширяет права учреждений, даёт им большую финансовую свободу и способствует развитию и улучшению качества оказываемых населению услуг.

Федеральный Закон N 83-ФЗ. Особенности его применения

В соответствии с этим законом все бюджетные учреждения РФ могут иметь различную степень финансовой свободы. Она будет зависеть от эффективности управления дирекции предприятий своими денежными ресурсами.

Бюджетное подразделение может относиться к одной из трёх регламентированных законом форм:

  • автономная;
  • бюджетная;
  • казенная.

Это не означает, что одни учреждения получают преимущества перед другими. По финансовым результатам своей деятельности они могу изменять эту форму. Хорошо сработало бюджетное учреждение по итогам финансового года, оно становится автономным. Сработали плохо – переходят в разряд казенных. И наоборот.

Законом предусматривается усиление ответственности первых руководителей за результаты коммерческой деятельности вверенных им предприятий и учреждений.

Например, если задолженность учреждения бюджетной формы выше установленного норматива, то законом предусматривается императивное требование увольнения руководителя.

Особенности и отличия форм новых бюджетных учреждений

Самая финансово независимая – автономная форма (АУ). Она даёт возможность предприятиям самим формировать заказы для своей деятельности и позволяет открывать счета в коммерческих банках.

Бюджетная форма (БУ) ограничивает свободу размещения заказов и разрешает иметь счет только в Федеральном казначействе.

Казенная организационная форма (КУ) учреждения имеет самую жесткую регламентацию хозяйственной деятельности. Её финансирование осуществляется в полном соответствии с бюджетом. Обычно к ней относятся учреждения министерства обороны и государственной пенитенциарной системы и все доходы, полученные КУ

Все три эти формы предполагают одно: собственником их является государство в лице Федеральной власти либо муниципальной. И либерализация их финансовой деятельности совсем не исключает финансирование их из бюджета.

Бюджет по-прежнему остается главным источником нормального функционирования таких организаций. Закон лишь создал условия для более гармоничного их развития.

Изменился только порядок участия государства в финансировании учреждений. Лишь для казенных он остался прежний. А предприятия автономной и бюджетной формы по новому закону финансируются в форме субсидий на основе Госзадания.

Бюджетное учреждение

Что относится к бюджетным учреждениям? По российскому законодательству это организации, которые создали сами органы государственной власти для научно-технических, культурных, социальных и прочих некоммерческих видов деятельности.

Они финансируются из средств бюджета государственного или местного и бывают двух типов:

  • государственные;
  • муниципальные.

С появлением нового закона, регламентирующего их деятельность, возникли опасения, что директора при получении финансовой свободы заиграются в самостоятельность. И это может привести их к банкротству. Особенно это касается учреждений автономной правовой формы администрирования.

У них по новому законодательству:

  • расширены права по распоряжению имуществом;
  • упрощен порядок пользования бюджетными средствами;
  • появилась возможность привлечения внебюджетных источников;
  • возникают новые связи и ответственность перед новыми партнерами;
  • меняется форма взаимодействия с учредителем, которым является государство.

Может ли обанкротиться бюджетное учреждение?

Возможно ли, что бюджетные учреждения, получив привилегии от государства, разорятся, пойдут с молотка, будут отданы в частные руки? Сам и другие нормативные акты РФ категорически исключают такие риски. Хотя, на этапе принятия закона, по этому поводу были серьезные споры специалистов. Ни одно дело о банкротстве в судебной практике пока не зафиксировано. Значит механизм, заложенный в законах, работает. В чем же он состоит?

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть 4, статья 61) банкротство бюджетных учреждений невозможно. Они являются государственными учреждениями и не могут быть учреждениями частными.

Распоряжаться их собственностью может только учредитель, а учредителем в данном случае является государство либо в лице федеральной власти, либо власти местной, муниципальной.

Хозяйственную деятельность учреждений бюджетной и казенной формы управления государство может контролировать посредством Федерального казначейства, где они только и имеют право держать счета. А механизм смены этой формы и персональной ответственности руководителя за ухудшение результатов способствует мобилизации внутренних ресурсов и недопущению скатывания до уровня банкрота.

Алгоритм, дающий возможность не допустить банкротство муниципального бюджетного учреждения форм БУ и КУ, состоит в следующем:

  • контроль за состоянием финансовой дисциплины БУ и КУ через казначейство;
  • персональная ответственность руководителя и жесткое наказание – снятие с работы;
  • возможность перевода учреждения из одной его формы в другую.

Как не допустить банкротства автономного учреждения?

Законом специально оговаривается понятие крупных сделок. Совершение их возможно лишь с согласия учредителя. Любая сделка, которая может сорвать выплату зарплат работникам учреждения, считается крупной. Ведь зарплаты – самая большая статья расходов бюджетных учреждений.

Государство, через системы субсидий финансируя АУ, тоже является для него кредитором. Постановление 257 Правительства РФ от 29 мая 2004 года дает возможность контролировать движение финансов автономных учреждений и позволяет вовремя предотвратить ситуацию, угрожающую ему банкротством. Казначейство сообщает о проблеме учредителю, а тот уже принимает меры.

Государство, являясь учредителем АУ, определяет состав ценного имущества, которое в случае банкротства может быть отчуждено в пользу кредиторов. Оно не может решать, на какие нужды можно потратить заработанные учреждением деньги, но имеет достаточное влияние, чтобы не допустить его банкротства.

Смена формы бюджетного учреждения

По результатам финансовой работы любое новое бюджетное учреждение может быть переведено с одной формы управления на другую.