Тех портал смэв 3. Единая система межведомственного электронного взаимодействия (смэв). Дополнительные источники данных о видах сведений

О решении

СМЭВ (Система электронного межведомственного взаимодействия) - федеральная информационная система, которая позволяет органам власти разного уровня и банкам запрашивать и предоставлять в электронном виде сведения о гражданах, организациях, в том числе в рамках оказания им государственных и муниципальных услуг. Технологический портал СМЭВ расположен по адресам https://smev.gosuslugi.ru , https://smev3.gosuslugi.ru .

СМЭВ имеет два поколения: СМЭВ 2 и СМЭВ 3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года №1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия» с 1 января 2015 года запрещена разработка электронных сервисов согласно Методическим рекомендациям по работе в СМЭВ 2. С 2017 года началось активное отключение существующих сервисов СМЭВ 2 и переход на работу с сервисами версии СМЭВ 3. В 2018 году планируется следующий этап перехода.

Система "Универсальный кабинет (СМЭВ)" дает возможность органам власти любого уровня и банкам обмениваться информацией с другими участниками через СМЭВ федерального и регионального уровня, не вникая в сложности процесса взаимодействия с ним. В системе реализована поддержка работы с сервисами СМЭВ 2 и СМЭВ 3.

Схема взаимодействия Системы "Универсальный кабинет (СМЭВ)":

Система "Универсальный кабинет (СМЭВ)" предоставляет графический и программный интерфейс для создания запросов на получение сведений от различных поставщиков информации (Росреестр, ПФР, ФНС и т.д.). Полученные запросы обрабатываются и конвертируются в форматы, требуемые СМЭВ и поставщиками. Выполняется отправка запросов, согласно правилам СМЭВ. СМЭВ передает запросы поставщикам. Поставщики сведений обрабатывают запросы и в регламентное время подготавливают и отправляют ответы обратно в СМЭВ. Универсальный кабинет получает ответы поставщиков от СМЭВ. Полученные данные обрабатываются и отображаются в интерфейсе или передаются сторонней ИС посредством программного интерфейса. Доступен и обратный способ взаимодействия, когда с помощью системы "Универсальный кабинет" выполняется предоставление сведений по запросам, полученным от других участников взаимодействия.

Возможности системы "Универсальный кабинет (СМЭВ)":

  • Для работы в графическом интерфейсе системы "Универсальный кабинет (СМЭВ)" необходим только интернет браузер. На ПК пользователя не требуется установка никаких плагинов, расширений, JRE и т.п. Не используются апплеты и т.п. На рабочем месте можно использовать любые ОС - Windows, Linux и т.д.
  • Создание запросов и просмотр ответов в удобных и функциональных WEB формах. В полях форм на создание запросов присутствуют различные проверки и маски, упрощающие ввод данных и минимизирующие ошибки. Присутствует возможность скачать ответы в форматах PDF, HTML и XML. Примеры форм запросов и ответов .
  • Наличие программного интерфейса для отправки запросов и получения ответов. Программный интерфейс реализован по технологии REST API. Прозводится обмен XML-сообщениями установленного формата. Все входные и выходные данные REST API валидируются по XML-схемам. Внутренние схемы обмена для всех поставщиков выполненны в одном стиле и имеют общие части для различных ведомств. XML-схемы удобны в работе и содержат все необходимую разработчику информацию, без необходимости поиска нужной информации в Паспорте сервиса. Для сравнения: схема запроса СНИЛС из ПФР в СМЭВ 2 , схема аналогичного сервиса запроса СНИЛС в СМЭВ 2, предоставляемая системой "Универсальный кабинет (СМЭВ)" через внутренний API .
  • Просмотр запросов, полученных от других участников взаимодействия и формирование ответов на них в интерфейсе системы "Универсальный кабинет (СМЭВ)". Автоматическое назначение запроса на конкретное подразделение на основании типа запроса. Возможность переназначения запроса на другое подразделение. Контроль сроков подготовки ответов на запросы.
  • Ведение адресного ряда по ФИАС . В системе реализовано автоматическое обновление ФИАС для использования актуальной информации и обеспечения синхронизации с поставщиками сведений.
  • Просмотр запросов и ответов в исходном виде (XML запросы и ответы, отправляемые и получаемые от СМЭВ). При наличии такой возможности (к примеру, если пользовательские данные передаются непосредственно внутри XML, а не в виде Base64-строки) XML представляется в читаемом виде (есть выравнивание, подсветка тегов, из просмотра исключается длинные нечитаемые Base64-строки и т.п.).
  • Обработка запросов, отправленных с Единого портала государственных услуг через СМЭВ. Возможность делегирования таких запросов сторонней системе.
  • Подписание запросов в СМЭВ при помощи ключа электронной подписи, установленного непосредственно на сервере Системы.
  • Проверка на валидность электронной подписи в полученных ответах от поставщиков.
  • Просмотр созданных пользователями запросов в графическом интерфейсе, с возможностью фильтрации по различным полям.
  • Статистика отправки запросов в различных разрезах (ведомства, сервисы, виды сведений) и формах (дашборды , отчеты , OLAP кубы). Доступна возможность выгрузки отчетов в Excel файл.
  • Уведомление пользователей по электронной почте о поступлении ответов на запросы или о наличии новых входящих запросов.

Система "Универсальный кабинет (СМЭВ)" является собственной разработкой . ГК Экстрим обладает всеми необходимыми лицензиями ФСБ и ФСТЭК для реализации юридически значимого взаимодействия с использованием СМЭВ.

Реализованные сервисы

Название сервиса Вид Ведомство Версия Идентификатор или SID Примечание
Запрос на получение данных лицевого счета застрахованного лица по страховому номеру индивидуального лицевого счета Исходящий ПФР СМЭВ 2 SID0003623

Будет отключен 14.01.2019. Вместо него будет действовать СМЭВ 3 сервис "Получение данных лицевого счета по представленному страховому номеру индивидуального лицевого счета (СНИЛС) в системе обязательного пенсионного страхования" уже реализованный в Системе (VS00179v002-PFR001

Http://kvs.pfr.com/data-by-snils/1.0.2)

Запрос на получение страхового номера застрахованного лица Исходящий ПФР СМЭВ 2 SID0003619 Будет отключен 01.07.2018. Вместо него будет действовать СМЭВ 3 сервис "Получение данных лицевого счета по представленному страховому номеру индивидуального лицевого счета (СНИЛС) в системе обязательного пенсионного страхования" уже реализованный в Системе (VS00182v002-PFR001 http://kvs.pfr.com/snils-by-data/1.1.2)
Сервис предоставления сведений о размере выплат застрахованного лица по линии Пенсионного фонда Российской Федерации Исходящий ПФР СМЭВ 2 SID0004000 Отключен 03.09.2018. Вместо него будет действовать СМЭВ 3 сервис "Получение сведений о размере выплат за период (включая пенсию, доплаты, устанавливаемые к пенсии, социальные выплаты и выплаты по уходу)" уже реализованный в Системе (VS00116v001-PFR001 http://kvs.pfr.com/bap-for-period/1.0.1)
Сервис передачи сведений о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы Исходящий ПФР СМЭВ 2 SID0003818 Будет отключен 14.01.2019. Вместо него будет действовать СМЭВ 3 сервис "Передача сведений о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы" (VS00115v003-PFR001 http://kvs.pfr.com/salary-data/1.0.3)
Получение данных лицевого счета по представленному страховому номеру индивидуального лицевого счета (СНИЛС) в системе обязательного пенсионного страхования Исходящий ПФР СМЭВ 3 VS00179v002-PFR001 (http://kvs.pfr.com/data-by-snils/1.0.2)
Предоставление страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) по данным лицевого счета застрахованного лица Исходящий ПФР СМЭВ 3
Предоставление страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС) застрахованного лица с учётом дополнительных сведений о месте рождения, документе, удостоверяющем личность Исходящий ПФР СМЭВ 3 VS00648v001-PFR001 (http://kvs.pfr.com/snils-by-additionalData/1.0.1)
Получение сведений о размере выплат за период (включая пенсию, доплаты, устанавливаемые к пенсии, социальные выплаты и выплаты по уходу) Исходящий ПФР СМЭВ 3
Изменение реестра локальных МСЗ Исходящий ПФР СМЭВ 3
Информация о данных в хранилище СМЭВ (Передача сведений об изменении реестра фактов назначения МСЗ) Исходящий ПФР СМЭВ 3
Запрос СНИЛС с учетом дополнительных сведений Исходящий ПФР СМЭВ 3 VS00115v003-PFR001 (http://kvs.pfr.com/salary-data/1.0.3)
Изменение локальных МСЗ Исходящий ПФР СМЭВ 3 VS00645v003-PFR002_3T (urn://egisso-ru/msg/10.05.I/1.0.4)
Передача сведений об изменении реестра фактов назначения МСЗ Исходящий ПФР СМЭВ 3 VS00644v002-PFR002_3T (urn://egisso-ru/msg/10.10.I/1.0.3)
Сведения, содержащиеся в акте освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства Входящий ПФР СМЭВ 2 SID0003891
Общедоступные сведения/выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП Исходящий ФНС России СМЭВ 2 SID0003525 Отключен 30.04.2018. Вместо него действуют СМЭВ 3 сервисы "Выписки из ЕГРЮЛ по запросам органов государственной власти" (VS00051v003-FNS001 urn://x-artefacts-fns-vipul tosmv-ru/311-14/4.0.5), Выписки из ЕГРИП по запросам органов государственной власти (VS00050v003-FNS001 urn://x-artefacts-fns-vipip-tosmv-ru/311-15/4.0.5) уже реализованные в Системе
Выписки из ЕГРЮЛ по запросам органов государственной власти Исходящий ФНС России СМЭВ 3
Выписки из ЕГРИП по запросам органов государственной власти Исходящий ФНС России СМЭВ 3
Сведения о наличии (отсутствии) задолженности Исходящий ФНС России СМЭВ 2 SID0003793 Отключен 30.04.2018. Вместо него действует СМЭВ 3 сервис Предоставление сведений о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (VS00026v001-FNS001(urn://x-artefacts-fns-zadorg/root/548-04/4.0.4) уже реализованный в Системе
Предоставление сведений о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов Исходящий ФНС России СМЭВ 3
Среднесписочное количество работников Исходящий ФНС России СМЭВ 2 SID0003524 Отключен 12.12.2017. Вместо него действует реализованный в Системе СМЭВ 3 сервис "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год" уже реализованный в Системе (VS00043v002-FNS001 urn://x-artefacts-fns-SRCHIS/082-2/4.0.1)
Электронный сервис «Предоставление Сведений из декларации о доходах физических лиц 3-НДФЛ» Исходящий ФНС России СМЭВ 2 SID0003521 Отключен 03.07.2018. Вместо него будет действовать СМЭВ 3 сервис "Сведения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц" (VS00112v001-FNS001)
Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год Исходящий ФНС России СМЭВ 3
Получение сведений о доходах физических лиц по справкам 2-НДФЛ Исходящий ФНС России СМЭВ 3 VS00111v003-FNS001 (urn://x-artefacts-fns-ndfl2/root/260-10/4.1.1)
Сведения, содержащиеся в договорах социального (коммерческого) найма жилого помещения Входящий ФНС России СМЭВ 2 SID0003833
Сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыске Исходящий МВД России СМЭВ 2 SID0003456 Будет отключен 14.01.2019. Вместо него будет действовать СМЭВ 3 сервис "Сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, сведения о нахождении в розыске" уже реализованный в Системе (VS00262v001-MVDR02 urn://ru/mvd/ibd-m/convictions/search/1.0.2)
Сведения о получении, назначении, неполучении пенсии и о прекращении выплат Исходящий МВД России СМЭВ 2 SID0004003
Сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, сведения о нахождении в розыске Исходящий МВД России СМЭВ 3
Сервис предоставления услуг Росреестра в электронном виде Исходящий Росреестр СМЭВ 2 SID0003564
Прием обращений в ФГИС ЕГРН, прием заявлений (также прилагаемых к заявлению документов) на предоставление услуг Росреестра и получение результатов оказания услуг Исходящий Росреестр СМЭВ 3 VS00376v004-RRTR02 (urn://x-artefacts-rosreestr-gov-ru/virtual-services/egrn-statement/1.1.2)
Внесение изменений в Единый Государственный Реестр Недвижимости в рамках межведомственного информационного взаимодействия Исходящий Росреестр СМЭВ 3 VS00375v002-RRTR02 (urn://x-artefacts-rosreestr-gov-ru/virtual-services/change-egrn-info/1.1.1)
Сведения, содержащиеся в разрешении на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства Входящий Росреестр СМЭВ 2 SID0003841 (на примере Свердловской области)
Решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое, нежилого помещения - в жилое Входящий Росреестр СМЭВ 2 SID0003840 (на примере Свердловской области)
Сведения, содержащиеся в реестре похозяйственных книг Входящий Росреестр СМЭВ 2 SID0003840 (на примере Свердловской области)
Документ, подтверждающий принадлежность земельного участка к определенной категории земель Входящий Росреестр СМЭВ 2 SID0003837 (на примере Свердловской области)
Документ, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка Входящий Росреестр СМЭВ 2 SID0003838 (на примере Свердловской области)
Заключение органа местного самоуправления поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства Входящий Росреестр СМЭВ 2 Сервис Федеральной службы исполнения наказаний по предоставлению находящихся в расположении ФСИН России сведений в электронном виде Исходящий ФСИН России СМЭВ 2 SID0003444

Сведения о нахождении гражданина в местах лишения свободы и об отсутствии у него заработка

Исходящий ФСИН России СМЭВ 3
Исходящий ФСС России СМЭВ 2 SID0003414 Будет отключен 31.12.2018. Вместо него будет действовать СМЭВ 3 сервис "Сведения о размере ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" уже реализованный в Системе (VS00240v002-FSSR01 http://fss.ru/smev-3/socstrah_registration/1.0.1)
Сведения о размере ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Исходящий ФСС России СМЭВ 3
Cведения о размере получаемой пенсии и других выплат, учитываемых при расчете совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) Исходящий Финансово-экономическое управление ФСБ СМЭВ 2 SID0003534
Сведения о размере пенсии застрахованного лица Исходящий ФТС России СМЭВ 2 SID0003898 Отключен 02.07.2018. Вместо него будет действовать СМЭВ 3 сервис "Предоставление сведений о размере пенсии застрахованного лица " (VS00084v001-CUST01 urn://x-artefacts-fts-pension-insured-ru/root/1.0.1)
Получения сведений о размере начисленных сумм социальных пособий для учета в совокупном доходе заявителя Исходящий МСП Свердловской области СМЭВ 2 SID0003916 (на примере Свердловской области)
Универсальный сервис приема заявлений с ЕПГУ Входящий ЕПГУ СМЭВ 2 SID0003893 (на примере Свердловской области)
Согласование маршрута транспортного средства осуществляющего перевозки крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов Входящий Росавтодор СМЭВ 2 SID0003842 (на примере Свердловской области)
Сведения о согласовании маршрута движения транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов Входящий Ространс-надзор СМЭВ 2 SID0003839 (на примере Свердловской области)

Внедрения

Система "Универсальный кабинет (СМЭВ)" успешно внедряется с 2012 года. На текущий момент насчитывается более 30 успешных внедрений на территории Свердловской области и других регионах Российской Федерации.

04.07.2016, Пн, 10:55, Мск, Текст: Наталья Рудычева

Как известно, с начала 2015 года официально введена в эксплуатацию третья версия Системы электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ). О том, какие работы по модернизации уже имеющихся решений необходимо провести государственным ведомствам в связи с переходом на новую версию СМЭВ 3.х и как организовать их для того, чтобы эффективно осуществлять межведомственное взаимодействие, в интервью CNews рассказал Ренат Шакирзянов, руководитель направления СМЭВ компании RedSys.

CNews: В чем основное отличие СМЭВ 3 от предыдущей версии?

Ренат Шакирзянов: На мой взгляд, основным отличием с точки зрения технологии стал переход с синхронного взаимодействия на асинхронное. Поясню на примере. В предыдущей версии СМЭВ 2.x обмен данными между участниками межведомственного взаимодействия происходил следующим образом. Одно ведомство отправляло запрос другому и сразу же ожидало результат обработки запроса. Опыт эксплуатации показал, что это приводит к тому, что в утренние и дневные часы возникают пиковые нагрузки, а в ночные часы, наоборот, оборудование простаивает.

Новые асинхронные технологии СМЭВ 3.x позволяют снизить пиковые нагрузки на инфраструктуру благодаря формированию очереди, сообщения из которой обрабатываются постепенно. Ведомство само определяет, когда и с какой интенсивностью обработать запросы в очереди. Понятно, что при этом страдает оперативность их исполнения, но также падает и пиковая нагрузка, что позволяет снизить требования к инфраструктуре – оборудованию, сетям и т.д.

Отдельно хотелось бы отметить, что асинхронное взаимодействие позволяет обеспечить гарантированную доставку запросов, тем самым обеспечивая более высокий уровень качества взаимодействия.

Еще одно важное отличие – создание единого сервиса СМЭВ, через который взаимодействуют все ведомства вместо того, чтобы разрабатывать собственные сервисы. Теперь они формируют вид сведений – перечень информации, которую они хотят либо предоставить, либо получить, и через единый сервис публикуют его для всех остальных потребителей и поставщиков.

Также одним из существенных преимуществ новой версии СМЭВ является увеличение объема передаваемых файлов. Ранее в одном сообщении можно было передавать до 5 МБ вложений, сейчас же это показатель увеличен до 1 ГБ. Это новшество позволяет вывести межведомственное взаимодействие на новый уровень.

CNews: Какие новые задачи приходится решать вашей компании в этой связи?

Ренат Шакирзянов: Среди наших клиентов несколько крупных федеральных ведомств, для которых мы создавали сервисы подключения к предыдущей версии СМЭВ. Сегодня нам необходимо реализовать взаимодействие в соответствии с новыми методическими рекомендациями. Речь идет о заказной разработке программного обеспечения – создании новых сервисов или модернизации уже имеющихся.

Ренат Шакирзянов: Поскольку требования к технологиям изменились, необходимо заново провести аналитическую часть работ

Поскольку требования к технологиям изменились, необходимо заново провести аналитическую часть работ. И в этот момент появляется возможность не только технологически изменить схему работы, но, возможно, и скорректировать бизнес-правила разработанных несколько лет назад сервисов, которые могли потерять свою актуальность. При этом как минимум в течение полугода старые и новые сервисы должны работать параллельно для того, чтобы их пользователи успели адаптировать к СМЭВ 3.x.

Например, в рамках подключения к СМЭВ одного из наших федеральных заказчиков несколько лет назад нами был разработан отдельный компонент, который обеспечивает взаимодействие между внешними системами и внутренними системами ведомства в формат СМЭВ 2.x, взяв на себя функции преобразования форматов. Сегодня, в связи с появлением новых методических рекомендаций, мы создаем аналогичное решение для СМЭВ 3.x. Для того, чтобы изменения не затронули бизнес-процессы заказчика, нами разработаны механизмы, которые позволяют работать с одними и теми же сведениями как в СМЭВ 2.x, так и в СМЭВ 3.x, преобразовывать их во внутренний формат и передавать в соответствующую функциональную систему ведомства на обработку. В случае, когда ведомство само формирует запрос, наше решение понимает, какой вид сведений ему требуется, определяет их формат – СМЭВ 2.x или СМЭВ 3.x в зависимости от формата, который использует поставщик сведений, а затем отправляет необходимый запрос. Таким образом, мы создали механизм, который позволяет работать одновременно в СМЭВ 2.x и в СМЭВ 3.x без доработки функциональных систем внутри ведомства с возможностью поэтапного перехода поставщиков и потребителей сведений в соответствии с их готовностью.

CNews: Как давно ваша компания разрабатывает подобные сервисы?

Ренат Шакирзянов: Нашакоманда разработчиков занимается разработкой сервисов СМЭВ для федеральных органов исполнительной власти уже много лет – практически с момента старта проекта. В процессе их тестирования мы также плотно взаимодействуем с региональными органами власти. Сегодня в нашей команде около 30 человек.

Мы очень внимательно подходили к формированию команды, приглашали в нее не только специалистов системных интеграторов, но и сотрудников ведомств. Думаю, что сегодня у нас один из самых опытных коллективов, работающих в этом направлении. Мы участвуем во многих пилотных проектах и помогаем законодателям разрабатывать методические рекомендации и выявлять нестыковки внутри разных документов.

Богатый опыт работы позволяет нам минимизировать затраты на разработку и сопровождение сервисов и видов сведений, а также на перевод оказания услуг в электронный вид. Например, законодательством предусмотрена разработка для каждой услуги отдельного вида сведений. Но существуют услуги, которые незначительно отличаются друг от друга. И в этом случае было бы целесообразно их унифицировать. Однако при этом нельзя забывать о том, что в случае изменения хотя бы одной из них придется перерегистрировать в СМЭВ все оставшиеся. Поэтому каждый такой случай уникален, и, выбирая между унификацией и разделением сервисов, надо соблюдать баланс между простотой разработки и поддержки и удобством дальнейшего использования.

CNews: Какие технологии используются при создании сервисов взаимодействия со СМЭВ 3.0.?

Ренат Шакирзянов: Для разработки наших решений мы используем технологии Java EE. Java EE позволяет создавать и развертывать переносимые, надежные, масштабируемые и безопасные серверные приложения на Java.

В основе нашего приложения лежит Spring Framework. Это универсальный фреймворк с открытым исходным кодом для Java-платформы. Он позволяет решать основные задачи, которые должно выполнять любое современное приложение: работать с СУБД на Java-платформе, используя JDBC- и ORM-средства; координировать различные API управления транзакциями и настраивать управление транзакциями для объектов Java; создавать каркас web-приложений.

Для интеграции различных приложений внутри системы мы используем открытый кроссплатформенный java-фреймворк Apache Camel.

CNews: Как осуществляется поддержка решения?

Ренат Шакирзянов: В компании RedSys существует выделенный сервисный центр, в состав которого входит служба HelpDesk, горячая линия 24x7, дежурная смена, а также подразделения, занимающиеся поддержкой оборудования и программного обеспечения.

Для каждого ведомства мы организуем систему мониторинга работы сервисов, позволяющую в режиме реального времени контролировать их доступность, скорость и показатели работы. Это позволяет своевременно предупреждать возникновение проблем.

CNews: Какие дополнительные сервисы вы можете предложить ведомствам?

Ренат Шакирзянов: Уже сегоднямы предлагаем решения, позволяющие контролировать, имеет ли право конкретное ведомство получать те или иные сведения. В планах – внедрить уже разработанный ранее механизм разграничения прав не только по видам сведений, но и по передаваемым данным. Т.е. одно ведомство при наличии соответствующего доступа может получить данные по конкретному гражданину, а другое ведомство, не имеющее доступ, получит отказ. Таким образом, мы сможем регулировать допуск к информации ограниченного использования.

Также в состав нашего решения входит аналитический модуль, позволяющий собрать статистическую информацию по количеству и качеству оказания государственных услуг в электронном виде и межведомственному взаимодействию.

В последнее время к СМЭВ подключается всё большее количество региональных участников, а это не только органы власти различных уровней, это и многофункциональные центры, и финансово-кредитные организации. Объем межведомственного взаимодействия с каждым годом растет, и нам необходимо расширять и поддерживать наше решение, чтобы наши партнеры могли расширять перечень государственных услуг, оказываемых в электронном виде, и повышать качество и скорость их оказания.

В материале представлен алгоритм поиска видов сведений СМЭВ 3. Рассматриваются источники информации о ВС: интерфейс Технологического портала СМЭВ, План перехода на использование Методических рекомендаций 3.х, Единый отчет СМЭВ. Описывается процесс проверки работоспособности продуктивной версии ВС.

Проблема поиска вида сведений в СМЭВ

Разработчики СМЭВ в качестве основного инструмента поиска видов сведений СМЭВ 3 предлагают использовать веб-интерфейс, расположенный на Технологическом портале по адресу https://smev3.gosuslugi.ru . При этом пользователю предоставляется возможность поиска только по названию вида сведений, в то время как для предыдущей версии Техпортала был предусмотрен гораздо более широкий набор фильтров:

  • по владельцу сервиса (ведомству или организации)
  • по идентификатору
  • по ключевому слову в описании
  • по области применения
  • по доступности (общедоступный/ограниченно доступный)

Помимо отсутствия дополнительных фильтров процесс поиска может быть связан со следующими проблемами:

  • не все сервисы СМЭВ2 переводятся в СМЭВ3
  • при переходе со СМЭВ2 на СМЭВ3 поставщик может существенно изменить название сервиса (вида сведений), разбить один сервис на несколько ВС, или, наоборот, объединить сервисы (например, сервис СМЭВ2 ГИС ГМП в настоящий момент разбит на 10 видов сведений)
  • между выводом вида сведений в тестовую и продуктивную среду может пройти очень много времени (до 6 месяцев и более)
  • очень часто в тестовую и продуктивную среду выводят несколько версий одного и того же вида сведений
  • на Техпортале СМЭВ перестали публиковать актуальные данные о потребителях ВС
  • карточки видов сведений на Техпортале СМЭВ не индексируются поисковыми системами
  • наконец, в последнее время, в связи с необходимостью формального соблюдения плановых сроков, часто встречается практика установки «заглушек» на виды сведений в продуктивной среде (ВС выведен в продуктив, но либо не отвечает на продуктивные запросы, либо отвечает тестовыми данными)

Указанные проблемы усложняют поиск информации о виде сведений, а также затрудняю принятие решения о старте работ по подключению к ВС.

Дополнительные источники данных о видах сведений

План перехода на предоставление сведений с использованием единого электронного сервиса СМЭВ

На Технологическом портале СМЭВ опубликован документ «Приложение 2 к протоколу Плану перехода…», в котором представлен перечень ВС и сроки перевода электронных сервисов на исполнение Методических рекомендаций по работе с ЕСМЭВ версии 3. Этот документ является очень ценным по нескольким причинам.

Во-первых, в нем содержится однозначное соответствие между сервисами СМЭВ2 и видами сведений СМЭВ3.

Во-вторых, все сервисы и виды сведений сгруппированы по ведомствам (поставщикам).

В-третьих, в документе представлены даты вывода видов сведений в тестовую и продуктивную среду. Стоит, однако, учитывать, что данные сроки являются ориентировочными и могут сдвигаться. Формальный вывод вида сведений в продуктив также не свидетельствует о его работоспособности.

Самое главное — документ представляет собой файл в формате excel. В нем работает стандартный функционал поиска. То есть, можно поводить поиск по ведомству, названию сервиса СМЭВ 2 и вида сведений СМЭВ 3.

Минус документа заключается в том, что в нем содержится далеко не полный список видов сведений, а лишь те ВС, которым соответствуют сервисы СМЭВ2.

Единый отчет по СМЭВ

В Ситуационном центре электронного правительства публикуется документ «Единый отчет по СМЭВ». Доступ к нему предоставляется пользователям с учетной записью органа власти. Путь к документу: «Опубликованные отчеты» => «СМЭВ» => «Единый отчет по СМЭВ» => «СМЭВ. Единый отчет по СМЭВ: Отчёт №6_СМЭВ_Единый отчет по СМЭВ_». Отчет публикуется ежемесячно.

Документ представляет собой файл формата excel и содержит очень много полезной статистической информации. Среди прочего в нем есть вкладка «Невостребованные сервисы», на которой перечислены сервисы и виды сведений, к которым не поступают запросы. Таким образом, если вид сведений должен предоставлять востребованную информацию (1), уже выведен в продуктивную среду (2) и при этом включен в число «невостребованных» (3) — скорее всего, фактически он не работоспособен.

Файл «Статус ВС»

Недавно на главной страницы Технологического портала СМЭВ 3 появился информационный блок со ссылкой на сводный файл в формате excel с информацией о степени готовности всех видов сведений. Файл находится в открытом доступе. Найти его можно на главной странице техпортала : нужно открыть стандартный функционал поиска по содержимому страницы и найти фразу «отчет по статусу регистрации видов сведений». Под найденным текстом будет ссылка на актуальный вариант файла.

На 30.05.2018.

В файле содержится следующая информация:

  • полный перечень участников СМЭВ и их информационных систем (вкладка «Статус Участника»)
  • полный перечень видов сведений с указанием поставщика, соответствующего сервиса СМЭВ2 (при наличии), а также статуса вывода ВС в тестовую и продуктивную среду (вкладка «Статус ВС»)

Этот документ является наиболее важным источником данных для поиска нужного вида сведений.

Алгоритм поиска вида сведений

Использование сводных файлов с перечнем видов сведений вместо веб-интерфейса существенно облегчает процесс поиска нужного ВС.

Сам алгоритм поиска выглядит следующим образом:

  1. Переходим на Технологический портал СМЭВ и скачиваем актуальную версию файла «Статус ВС»
  2. Производим поиск ВС, используя стандартный функционал поиска:
    1. по названию или SID соответствующего сервиса в СМЭВ2
    2. по ведомству-поставщику
    3. по ключевому слову
  3. Если в списке представлено несколько версий одного ВС — стоит использовать самую последнюю
  4. При наличии доступа к файлу «Единый отчет СМЭВ» стоит проверить, не входит ли вид сведений в число невостребованных

Как упоминалось выше, вывод вида сведений в продуктивную среду не гарантирует его фактическую работоспособность. Поэтому до старта полномасштабных работ по подключению и интеграции с ВС стоит провести дополнительную проверку:

  1. Протестировать ВС в тестовой среде
  2. Получить доступ к ВС в продуктивной среде
  3. Вручную сформировать несколько боевых запросов по схеме ВС
  4. Используя бесплатный клиент к СМЭВ направить в адрес Вида сведений эти боевые запросы в продуктивной среде
  5. Дождаться содержательны ответов на запросы (само собой, ответы с кодами ошибки или ответы с тестовыми данными не являются содержательными)

Только наличие содержательных ответов на запросы в продуктивной среде позволяет судить о реальной работоспособности Вида сведений СМЭВ 3 и может служить сигналом к началу работ по интеграции с ВС.

Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Взаимодействие реализуется в рамках:

Что такое СМЭВ и для чего она нужна?

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) - федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетных фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.

СМЭВ предназначена для решения следующих задач:

Основные функции СМЭВ

Основными функциями СМЭВ являются:

    передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;

    обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;

    передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.

В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:

Технологическое обеспечение СМЭВ

Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением СМЭВ достигается путем использования:

    сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам;

    единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.

Как стать участником СМЭВ?

Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между Минкомсвязь России, являющимся оператором СМЭВ , и органом и организацией, являющейся участником СМЭВ. Минкомсвязь России осуществляет координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает её функционирование и ведение реестра электронных сервисов.

Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязь России от 27.12.2010 № 190).

Чтобы стать участником СМЭВ органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:

    Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.
    Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации необходимых сервисов и интерфейсов.

    Предоставить электронный сервис оператору узла СМЭВ, участником которого должна быть данная организация, для проведения регистрации и внесения в реестр электронных сервисов.
    Для этого необходимо официально обратиться к оператору узла СМЭВ и предоставить паспорт электронного сервиса, методику испытаний и руководство пользователя электронного сервиса, а также обеспечить доступность электронного сервиса для проведения его приемки.

    Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.


АИС МФЦ ДЕЛО

2. Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

3. Программные и технические средства, обеспечивающие возможность доступа к информационным системам через СМЭВ.

4. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

Взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами при предоставлении госуслуг с 1 января 2015 г. должно осуществляться исключительно с использованием единого электронного сервиса - третьей версии системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Также запрещается самостоятельная разработка новых сервисов. Об этом объявили в Минкомсвязи РФ.

Органам власти субъектов Российской Федерации рекомендовано перейти на единый электронный сервис с 1 января 2017 г., добавили в министерстве, сославшись на постановление Правительства РФ № 1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия».

«Обновленный сервис обеспечит единый формат взаимного обмена информацией, гарантированную доставку сообщений, механизм очередей электронных сообщений, позволяющий решить проблему перегруженности популярных сервисов, увеличение размера передаваемого сообщения с 5 МБ до 1 ГБ, а также интеграцию с главным удостоверяющим центром для проверки электронных подписей, - говорится в заявлении Минкомсвязи. - Новая версия системы предполагает взаимодействие между органами власти субъектов РФ, а не только с органами власти федерального уровня, как это было ранее».

Переход на последнюю версию СМЭВ планируется начать с самых востребованных сведений. Отключение остальных уже существующих сервисов пока производиться не будет, однако запуск новых, не соответствующих требованиям, прекратится с 1 января 2015 г.

В тестовом режиме последняя версия СМЭВ уже запущена в Москве, Мордовии, Башкортостане, Татарстане, Тюменской, Ярославской, Новосибирской областях и Приморье, говорится в сообщении Минкомсвязи.

Отметим, что со СМЭВ 3.0 начался переход инфраструктуры электронного правительства на свободное ПО. Для построения новой версии системы было выбрано свободное решение Apache ActiveMQ, тогда как предыдущая версия была построена на решении Oracle.

Как работает СМЭВ 3.0

Об особенностях работы новой версии СМЭВ в недавнем интервью рассказывал заместитель министра связи Алексей Козырев:

«Функциональность, которая сейчас реализована в СМЭВ 2.0, полностью останется.

В СМЭВ 3.0 добавится функциональность, связанная с очередью гарантированной доставки, позволяющей ведомствам взаимодействовать в асинхронном режиме и обеспечивать, таким образом, сглаживание пиковых нагрузок - стабилизацию системы.

В третьей версии создается технология, при которой для организации взаимодействия в СМЭВ по обмену сведениями не требуется каждый раз интегрироваться с их поставщиком на каких-то особых условиях.

Сейчас мы имеем огромное количество интеграционных проектов, в каждом из которых осуществляется двухстороннее тестирование интеграции, позволяющее убедиться в том, что электронное взаимодействие работает. На это уходят огромные деньги, огромное количество времени. Новая СМЭВ отличается от предыдущей версии тем, что она создает интеграционный стандарт, в рамках которого состав данных и вид сервиса, отдающего данные, можно менять с помощью настроек.

Также мы создаем систему автоматического тестирования.

Дело в том, что когда кто-то подключился к СМЭВ, выбрал нужные сведения и настроил свой адаптер, для того, чтобы он эти сведения забирал, необходимо убедиться в корректности этой настройки.

И сейчас, когда регионы выстраиваются в очередь к федеральным органам исполнительной власти («дайте нам протестировать корректность обмена сведениями с вами»), возникает эффект бутылочного горлышка. Поэтому, чтобы все можно было сделать силами своего собственного разработчика, не требуя с той стороны никаких действий.

Мы создаем автотест, который позволяет сформировать базу определенных ситуаций: как сервис реагирует при правильном запросе, как - при ошибочном. Он полностью ведет себя как «боевой» сервис и позволяет сделанную настройку протестировать.

Наконец, в новой СМЭВ реализована технология передачи больших объемов данных.

В настоящий момент действуют ограничения - пересылать можно вложения не более 5 МБ. И когда, например, Росреестр хочет передать вложение в виде документов с кадастровыми схемами, оно «не пролезает». Данная проблема будет решена за счет того, что в сообщение станет вкладываться ссылка на документ, который лежит в файловом хранилище, интегрированном со СМЭВ.

В СМЭВ 3.0 существенно более развита функциональность для региональных операторов - для субъектов, которые интегрируют свои региональные шины с федеральной.

Пока что у нас большую часть администраторских функций выполняет «Ростелеком», и точки входа в него (адреса электронной почты и пр.) выступают для региональных операторов интерфейсами. Сами функции при этом от них как бы закрыты.

Сейчас мы создаем специальный интерфейс, который на местах будет позволять видеть отчетность и доступность ресурсов, а также выполнять большинство функций оператора СМЭВ на уровне региона.

Сейчас у нас есть единая СМЭВ (федеральный уровень) и 83 региональных сегмента в каждом субъекте РФ (без учета Крыма и Севастополя) - такие логические СМЭВ.

Есть много видов взаимодействий на региональном уровне, которые должна обслуживать региональная СМЭВ. По факту мы сейчас видим, что в половине субъектов реализованы собственные интеграционные шины, выполняющие функции региональных СМЭВ.

Получается, что в этой конструкции региональный сегмент инфраструктуры электронного правительства (региональная СМЭВ) становится лишним, потому что он дублирует то, что регион и так на своем уровне делает.

Таким субъектам мы предоставим возможность интеграции с федеральной СМЭВ напрямую.

Новая система будет позволять региональной шине напрямую подключаться к федеральной СМЭВ. За счет этого существенно снизится нагрузка на эксплуатацию всей инфраструктуры. Для тех субъектов, у которых собственных региональных шин нет, мы также обеспечим возможность подключения региональных информационных систем к федеральной СМЭВ».