Размер областного стандарта нормативной площади жилого помещения. Федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. С изменениями и дополнениями от

20. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).

21. Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

22. Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые в соответствии с требованиями частей 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации из расчета на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, могут быть установлены раздельно по поселениям одного субъекта Российской Федерации, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам, для следующих групп получателей субсидий, указанных в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации:

а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде и члены жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, которым жилое помещение предоставлено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до приобретения ими права собственности на такое жилое помещение;

б) собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны вносить взносы на капитальный ремонт;

в) собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации не обязаны вносить взносы на капитальный ремонт, и собственники жилых домов.

22(1). Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые раздельно по поселениям одного субъекта Российской Федерации, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам, устанавливаются в зависимости от:

а) стоимости коммунальных услуг в отопительный и межотопительный периоды, определяемой в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в случае если органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке не принято решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. Сезонные региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг применяются для расчета и предоставления субсидий начиная с установленного органом местного самоуправления соответственно дня начала или окончания отопительного периода;

б) совокупной платы граждан за коммунальные услуги по электроснабжению, газоснабжению, отоплению, горячему и (или) холодному водоснабжению, водоотведению, обращению с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования, определяемой с использованием установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов на электрическую энергию, газ, тепловую энергию, горячую и (или) холодную воду, водоотведение, единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и нормативов потребления коммунальных услуг, нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а также предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), устанавливаемого в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении";

(см. текст в предыдущей редакции)

в) минимальных размеров взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, установленных для муниципального образования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

22(2). Определение регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в отношении платы за жилое помещение осуществляется исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".

22(3). По решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации для расчета субсидий в отношении отдельных социально-демографических групп населения вместо регионального стандарта нормативной площади жилого помещения может применяться фактическая площадь жилого помещения, занимаемого получателем субсидии, относящимся к соответствующей социально-демографической группе населения.

23. При среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:

где:

С1 - размер субсидии (в рублях);

ССЖКУр - размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в рублях);

n - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя, определяемых в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил;

МДДр - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах);

24. При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:

где:

С2 - размер субсидии (в рублях);

К - поправочный коэффициент, рассчитанный по формуле:

где:

ПМ - величина прожиточного минимума семьи заявителя (в рублях), определяемая в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил.

25. Если заявителю и (или) членам его семьи предоставлены льготы или меры социальной поддержки в виде скидок в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при расчете размера субсидии соответствующий размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг умножается на коэффициент, рассчитанный по формуле:

где:

Кл - коэффициент;

РПс - размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом предоставленной скидки;

РПп - размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги без учета предоставленной скидки.

26. Величина прожиточного минимума семьи заявителя определяется с учетом действующих в субъекте Российской Федерации на момент обращения за субсидией прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп по формуле:

где:

ПМ - величина прожиточного минимума (в рублях);

ПМтн - величина прожиточного минимума для трудоспособного населения;

ПМп - величина прожиточного минимума для пенсионеров;

ПМд - величина прожиточного минимума для детей;

nтн - количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе трудоспособного населения;

nп - количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе пенсионеров;

nд - количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе детей.

27. Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.

Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы или их копии, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные ежемесячно в течение срока получения последней субсидии.

(см. текст в предыдущей редакции)

27(1). Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня представления получателем субсидии документов, указанных в пункте 27 настоящих Правил, производит сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий. При этом сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий, использующих для отопления жилого помещения в качестве основного вида топлива твердое топливо (при наличии печного отопления), электроэнергию (при наличии электрических отопительных приборов) или газ (при наличии газовых отопительных приборов), а также получателей субсидий, осуществляющих в установленном порядке оплату коммунальной услуги отопления только во время отопительного периода по факту потребления тепловой энергии с использованием показаний приборов учета, производится уполномоченным органом суммарно за 2 срока предоставления субсидий подряд по окончании второго срока предоставления субсидий, в течение которого заканчивается отопительный период. В случае если субсидия на второй срок подряд не предоставлялась, сравнение производится за один период предоставления субсидии после его окончания.

Что такое региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи?

Размер регионального стандарта (далее - РС) максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - МДД) устанавливается с учетом прогнозного уровня социально-экономического развития Республики Татарстан исходя из следующих показателей:

уровень жизни населения; стоимость продовольственных, непродовольственных товаров, услуг (без учета стоимости жилищно-коммунальных услуг) и налогов в составе минимального потребительского бюджета; величина среднемесячного денежного дохода на душу населения; величина прожиточного минимума в расчете на душу населения. В Республике Татарстан РС МДД установлен в размере 21%.

Могут ли региональные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг меняться в течение года?

В целях отслеживания соответствия фактических размеров региональных стандартов (далее - РС) утвержденным, во исполнение постановления Кабинета Министров РТ от 21.08.2006 № 427, Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам организована работа по осуществлению ежеквартального мониторинга РС с представлением отчетов в Кабинет Министров РТ.

Обоснованное изменение фактических значений уровня жизни населения, стоимости жилищно-коммунальных услуг, обеспеченности населения жилой площадью, определяемое на основе мониторинга РС, является основанием для досрочного пересмотра размеров РС в том случае, когда отклонение утвержденных РС от фактических значений, полученных в результате мониторинга, составляет более 10 процентов.

Досрочный пересмотр размеров РС может производиться не чаще одного раза в год. Не допускается пересмотр размеров РС в течение финансового года без одновременного внесения изменений в закон о бюджете Республики Татарстан на текущий финансовый год.


В России действует довольно непростая система региональных жилищных стандартов. Это стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья, стандарт нормативной площади жилого помещения и стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг. Как они устанавливаются, и какие проблемы в связи с этим возникают?

В настоящее время в программе жилищных субсидий используются три вида региональных стандартов :

  1. стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (стандарт ММД);
  2. стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий и стоимости жилищно-коммунальных услуг (стандарт НП);
  3. стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг (стандарт СЖКУ).

Необходимо уточнить, что при установлении органом местного самоуправления перечисленных выше местных стандартов при начислении субсидий используются именно местные, а не региональные стандарты, однако такого рода информация практически недоступна, поэтому в дальнейшем мы будем использовать региональные стандарты (табл.1).

1. Региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (стандарт ММД)

Судя по данным табл.1, ни один субъект РФ не установил размер стандарта МДД выше соответствующего федерального стандарта – 22%, хотя законодательного запрета на это нет. На уровне федерального значения 22% стандарт МДД установлен в 60 регионах. В остальных 20 регионах размер этого стандарта ниже федерального. Лидируют 2 федеральных округа: Уральский, в котором 50% субъектов федерации установили более низкий региональный стандарт МДД, и Центральный – почти 40%. Диапазон более низких по сравнению с федеральным региональных стандартов МДД составляет от 10% в Москве и Чукотском АО до 21% в Республике Татарстан, Тюменской области и Ханты-Мансийском АО.

Решение об удержании стандарта на федеральном уровне органы власти субъектов федерации принимают в основном по двум причинам: отсутствие достаточных средств собственно в региональных бюджетах и нежелание потерять субсидии из Федерального фонда софинансирования социальных расходов (ФФССР) на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ, связанных с предоставлением гражданам субсидий. Эти причины взаимосвязаны. Практика показывает, что во многих субъектах объем запланированных бюджетных средств превышает сумму предоставленных субсидий, т.е. существует реальная возможность увеличить число участников программы, но региональный стандарт не пересматривается из-за опасений последующего уменьшения субсидирования региона из ФФССР. Такая позиция, на наш взгляд, не совсем верна.

Таблица 1. Региональные стандарты максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Для доказательства этого тезиса рассмотрим более подробно предусмотренный порядок субсидирования.

Для каждого субъекта РФ ежегодно устанавливается определенный уровень возмещения расходов на предоставление гражданам субсидий. Средства выделяются ежеквартально в объеме, который рассчитывается по определенной формуле, которая содержит коэффициент соответствия размера регионального стандарта МДД размеру федерального стандарта. Если коэффициент соответствия равен 1 (условие равенства федерального и регионального стандартов), то при прочих равных условиях региональный бюджет получит из ФФССР объем средств, соответствующий установленной доле. Например, субъекту РФ установлен уровень возмещения расходов на предоставление гражданам субсидий в размере 20%. Если этот субъект предоставил субсидии на сумму 500000 тыс. руб., то при коэффициенте соответствия 1 региону возмещаются расходы в объеме: 500000 тыс. руб. × 0,2 × 1 = 100000 тыс. руб. На первый взгляд кажется, что при уменьшении регионального стандарта МДД, например, до 15% (соответственно, коэффициент соответствия будет меньше: 15/22≈0,68, в этом диапазоне для дальнейших расчетов он принимается равным 0,65), объем возмещения составит: 500000 тыс. руб. × 0,2 × 0,65 = 65000 тыс. руб. Судя по приведенным расчетам, из федерального бюджета будет недополучено 35000 тыс. руб. Однако такой вывод будет справедлив при сохранении объема предоставленных субсидий на прежнем уровне, что не будет выполнено, т.к. снижение регионального стандарта приведет к расширению круга участников программы и увеличению объемов субсидирования граждан, допустим, до 800000 тыс. руб. Соответственно, объем возмещения из ФФССР также вырастет: 800000 тыс. руб. × 0,2 × 0,65 = 104000 тыс. руб., т.е. на 4000 тыс. руб. больше, чем при региональном стандарте МДД 22%. Таким образом, вывод о нецелесообразности снижения регионального стандарта должен быть экономически обоснован с точки зрения увеличения количества участников программы и объемов выданных субсидий.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день удержание регионального стандарта на уровне федерального значения объясняется не столько недостатком бюджетных средств, что было характерно для более ранних этапов развития системы жилищных субсидий, сколько нежеланием региональных администраций тратить свои бюджетные средства. Некоторые субъекты федерации, даже решившись потратить на субсидии свои дополнительные средства, стараются при этом не допустить возникновения ситуации упущенной выгоды, т.е. устанавливают такие условия предоставления субсидий, которые обеспечивают возмещение расходов из федерального бюджета на прежнем или более высоком уровне (в нашем случае максимальный объем возмещения может составить 800000 тыс. руб. × 0,2 × 1 = 160000 тыс. руб.).

В целях сохранения объемов бюджетного финансирования программ субсидий региональные администрации могут использовать дифференциацию региональных стандартов МДД . Судя по имеющимся данным, в 38 субъектах РФ (48% от представивших информацию в Минрегион России) установлена дифференциальная шкала регионального стандарта МДД. На практике это означает, что для отдельных категорий граждан применяются более низкие значения размера регионального стандарта. Чаще всего дифференциация осуществляется в зависимости от среднедушевого дохода семьи (чем ниже доходы, тем ниже и МДД) или от социального статуса гражданина (для отдельных социальных групп населения: пенсионеров, многодетных семей, пользователей льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и др. значение стандарта МДД ниже, чем для остальных граждан).

Углубленный анализ данных табл.1 позволяет сделать следующие выводы:

  1. в 29 субъектах РФ региональный стандарт МДД установлен в размере 22% без дифференциации;
  2. в 31 субъекте РФ региональный стандарт МДД установлен в размере 22% и дифференцируется по различным основаниям;
  3. в 13 субъектах РФ региональный стандарт МДД установлен в размере ниже 22% без дифференциации;
  4. в 7 субъектах РФ региональный стандарт МДД установлен в размере ниже 22% и дифференцируется по различным основаниям.

В применении дифференциации стандарта МДД лидируют Сибирский федеральный округ, где 85% субъектов РФ применяют дифференцированный стандарт МДД, Уральский федеральный округ – 67% и Приволжский федеральный округ – 54%. Например, в Сибирском федеральном округе общие региональные стандарты МДД соответствуют федеральному (22%) в 11 субъектах РФ (85%). При этом в ряде субъектов РФ дифференциация позволяет снизить МДД до 13% при среднедушевом доходе семьи от 0 до 1,2 размера прожиточного минимума; до 14% – если среднедушевой доход находится в диапазоне от 1,2 до 1,4 размера прожиточного минимума; до 15% – в диапазоне от 1,4 до 1,6 и т.д. При доходе более 2,8 размера прожиточного минимума МДД составляет максимально возможное значение – 22%.

Другой пример – дифференциация по социальной принадлежности. В северо-Западном федеральном округе 9 из 10 субъектов РФ, участвовавших в обследовании, установили региональный стандарт на федеральном уровне. При этом в ряде субъектов РФ стандарт снижен до 13% для многодетных семей, семей, в которых проживают неработающие граждане, имеющие право на получение трудовой пенсии, и для неработающих одиноко проживающих граждан, имеющих право на получение трудовой пенсии; до 15% для семей и одиноко проживающих граждан, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. Для остальных категорий стандарт остается на уровне 22%. Минимальное значение регионального дифференцированного стандарта – 0% – установлено для семей, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума и право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Количество категорий граждан с целью их дополнительной социальной поддержки регионы определяют самостоятельно, на практике их количество может составлять от 1 до 10 и более.

Таким образом, дифференциация региональных стандартов МДД, с одной стороны, позволяет усилить степень защищенности граждан программой субсидий на местах, но при этом значительно увеличиваются издержки, связанные с администрированием программы. Всего в 51 субъекте РФ (64%) применяются более мягкие по сравнению с федеральным стандартом МДД условия предоставления жилищных субсидий.

Еще одним следствием дифференциации является «эффект исключения», когда дифференциация регионального стандарта МДД приводит к тому, что установленный его максимальный размер (22%) используется при расчете субсидий в исключительных случаях или вообще не используется. Рассмотрим механизм возникновения этого эффекта. При уровне доходов, превышающих прожиточный минимум, даже одиноко проживающие граждане (и тем более семьи из двух и более человек) на субсидию претендовать не могут, и реально действующий предельный размер стандарта МДД уменьшается приблизительно до 15%, хотя в официальных документах и официальной статистике он зафиксирован на уровне 22%.

В результате сложной дифференциации число получателей и объем бюджетных средств на субсидии увеличивается гораздо существеннее, чем при простом установлении размера регионального стандарта МДД на несколько процентов ниже федерального значения. За счет дифференциации величина основного максимального значения регионального стандарта МДД для отдельных категорий граждан, а иногда и для всех получателей субсидий, может быть снижена в несколько раз, вплоть до нулевого значения. Эффект исключения усиливается в субъектах РФ, где установлены региональные стандарты МДД на уровне ниже 22% и одновременно эти стандарты дифференцированы в зависимости от среднедушевого дохода населения. В настоящее время таких регионов 7: 3 в Центральном федеральном округе, 2 – в Уральском, 2 – в Северном.

Таким образом, в зависимости от поставленных задач можно достичь таких результатов дифференциации стандарта МДД, при которых:

  • незначительное количество участников программы получит субсидии, рассчитанные по более низкому значению стандарта МДД, чем для подавляющего большинства получателей субсидий;
  • большая часть участников программы получит субсидии, рассчитанные по более низкому значению стандарта МДД, чем для оставшейся, относительно небольшой, части получателей субсидий;
  • подавляющее большинство и, как исключение, все участники программы получат субсидии, рассчитанные по низкому значению стандарта МДД, а максимальное значение установленного регионального стандарта не будет использоваться в расчетах.

2. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий и стоимости жилищно-коммунальных услуг (стандарт НП)

В настоящее время федеральные законодательные и иные нормативные правовые акты не устанавливают федеральный стандарт нормативной площади жилого помещения, такого рода стандарты устанавливаются только на региональном уровне. Подавляющее большинство субъектов РФ установили региональные стандарты НП в размере ранее действовавшего федерального стандарта социальной нормы площади жилья: 33 кв. м – для одиноко проживающих граждан; 21 кв. м – на одного члена семьи из двух человек; 18 кв. м – на одного члена семьи из трех и более человек. Однако средневзвешенный размер площади жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи для семей различной численности, как правило, с этим стандартом не согласуется, как и не согласуется он и с установленными региональными стандартами НП.

В целях увеличения числа участников программы и размера субсидии некоторые субъекты РФ установили размеры региональных стандартов НП выше ранее принятой социальной нормы, не изменив при этом степени их дифференциации в зависимости от численности семьи. Например, для семьи их трех человек устанавливалась норма площади в размере 21 кв. м на человека. Практика показывает, что увеличение стандарта НП в меньшей степени привлекает новых участников программы, чем снижение стандарта МДД, а главным образом увеличивает размер субсидии. Вместе с тем необходимо отметить, что у последнего показателя есть объективный предел – фактические платежи граждан за жилое помещение и коммунальные услуги.

Более прогрессивным представляется подход Республики Татарстан, где за основу был взят существующий уровень жилищной обеспеченности семей в зависимости от их численности, и была более детально проведена дифференциация нормативной площади в зависимости от численности семьи. Так, для одиноко проживающих граждан и семей из двух человек стандарт выше, для семей из трех человек – ниже, а для четырех и более человек – значительно ниже, что соответствует сложившемуся в республике средневзвешенному удельному размеру площади жилых помещений.

Отметим еще некоторые тенденции развития системы жилищных субсидий в регионах России, затрагивающие порядок определения регионального стандарта НП. До вступления в силу Жилищного кодекса РФ при расчете субсидии принимались фактические расходы, ограниченные социальной нормой площади жилья. Разница между этими расходами и установленной максимально допустимой долей доходов семьи составляла субсидию, и семьи всегда проводили часть платежей за ЖКУ из собственных средств. В новых условиях при предоставлении субсидии расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рассчитываются исходя из размеров региональных стандартов. За расходы семьи должны быть приняты расходы, приходящиеся не на фактическую площадь, а на площадь в соответствии с региональным стандартом, которая может оказаться несколько больше. Если при этом семья живет в доме, уровень благоустройства которого значительно ниже среднего, то субсидия может превысить начисленные жилищно-коммунальные платежи, она полностью покроет расходы семьи.

Таким образом, действующее федеральное законодательство предполагает вероятность того, что наименее обеспеченные граждане с плохими жилищными условиями будут полностью освобождены от платы за жилое помещение и коммунальные услуги, поэтому существует риск, что в случае, если региональный стандарт окажется ниже некоторой эффективной величины, это явление станет массовым, система утратит принцип адресности, резко увеличатся административные издержки по ежемесячной сверке фактических платежей с размером рассчитанных субсидий для ограничения последних до фактических расходов.

Для улучшения государственной поддержки без изменения стандартов МДД некоторые субъекты РФ установили для отдельных категорий граждан дополнительный к региональному стандарту норматив площади жилого помещения . Например, такой норматив может быть установлен для семей из двух и более человек, для семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, для семей определенного состава (семья пенсионеров, многодетная семья), семей, имеющих в своем составе граждан, относящихся к определенным категориям (инвалидов и др.) и др. Очевидно, что в этом случае число участников программы увеличивается даже при условии сохранения высоких значений регионального стандарта МДД.

3. Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг (СЖКУ)

Так же, как и в предыдущем случае, федеральный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг не устанавливается, эта сфера регулируется на региональном уровне. На конец 2006 г. из 80 рассматриваемых регионов стандарты СЖКУ установили 69 субъектов РФ, причем в Северном федеральном округе это сделали лишь 54% субъектов РФ, в Уральском – 67%, в Южном – 73% (табл.2).

Таблица 2. Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг в разрезе федеральных округов.


Этот стандарт является единственным из трех региональных стандартов, к установлению которого законодательство предъявляет определенные требования (ст. 159 ЖК РФ, п. 22 Правил предоставления субсидий), в соответствии с которыми стандарты СЖКУ должны устанавливаться:

1. для муниципальных образований в разрезе городских и сельских поселений. Это требование выполнили только 34 субъекта РФ, которые продифференцировали свои стандарты до уровня городских и сельских поселений. В 29 субъектах РФ стандарты СЖКУ установлены на уровне муниципальных районов, в 4 – на уровне муниципальных районов с выделением некоторых городских и сельских поселений;

2. на основе выбранного дома, соответствующего средним условиям в муниципальном образовании (возможно установление двух домов со средними условиями – многоквартирного дома и жилого дома). Здесь важно соответствие средним, наиболее типичным, а не различным условиям в муниципальном образовании. Это означает, что на уровне одного муниципального образования следует установить один или два (для многоквартирных домов и жилых домов) стандарта СЖКУ. Это требование выполнили 37 субъектов РФ. В то же время в 32 субъектах РФ установлено боле двух стандартов, что не соответствует требованиям законодательства;

3. исходя из цен, тарифов и нормативов, установленных органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления (в соответствии с их полномочиями), по которым наниматели по договору социального найма, проживающие в установленном доме со средними условиями, оплачивают ЖКУ. Для тех муниципальных образований, которые при расчете размера платы за коммунальные услуги используют тарифы, включающие две и более составляющие, органы государственной власти субъекта РФ устанавливают размеры стандарта СЖКУ для различных сезонных (временных) периодов. При этом для расчета ежемесячно перечисляемой субсидии применяется стандарт, установленный для соответствующего периода. Судя по имеющимся данным, 3 субъекта РФ при расчете субсидии вместо стандарта СЖКУ используют стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья, предназначенный для определения размеров финансовой помощи местным бюджетам из регионального бюджета.

Ряд субъектов РФ для одного муниципального образования установил несколько региональных стандартов СЖКУ в зависимости от различных тарифов на тепловую энергию для разных источников тепловой энергии. На практике размер субсидии в старых домах, отапливаемых старыми котельными, будет выше по сравнению с рассчитанным по стандарту, но это не решает проблему высоких, но неэффективных тарифов на тепловую энергию, т.к. для граждан, не получающих субсидии, высокая стоимость тепла сохраняется, а модернизация теплового хозяйства становится неочевидной. В данном случае представляется целесообразным перенаправить бюджетные средства от программы жилищных субсидий на программу модернизации теплового хозяйства.

Более глубокая дифференциация стандартов СЖКУ (например, есть субъекты РФ, где для одного муниципального образования установлено до 14 домов со средними условиями, на базе которых приняты стандарты СЖКУ) приводит к удорожанию администрирования программы, т.к. каждый дом должен быть однозначно отнесен к какой-либо категории. Ситуация усложняется, когда цены на содержание и ремонт жилого помещения различны даже в домах с одинаковым уровнем благоустройства или цена в новом доме с полным набором благоустройства оказывается ниже, чем в старом, требующем постоянного текущего ремонта. В ближайшем будущем, когда конкретные цены на каждый многоквартирный дом будут устанавливать собственники на собрании или муниципалитет по результатам конкурса, глубокая дифференциация будет противоречить федеральному законодательству, что особенно актуально в связи с передачей полномочий по предоставлению субсидий на региональный уровень.

Итак, региональные стандарты СЖКУ правильно установлены только 17 субъектами РФ, что составляет только 25% от числа субъектов, установивших стандарты СЖКУ, и 21% – от тех, кто представил сведения в Минрегион России. Наиболее успешным в этом плане является Центральный федеральный округ (28% и 28%) и Южный федеральный округ (38% и 27%).

1. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

2. Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

3. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

4. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного .

5. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

6. При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1-3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.

7. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

8. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Утратила силу.

11. Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг, в том числе стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений, которые в соответствии с настоящим Кодексом уплачивают взносы на капитальный ремонт, и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.

12. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 159 ЖК РФ

1. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является мерой по реализации гарантий социальной защиты при осуществлении гражданами права на жилище. Оплата жилых помещений и коммунальных услуг предусматривает выполнение гражданами денежных обязательств, вытекающих из договоров, являющихся основаниями пользования жилыми помещениями, без скидок на суммы рассчитанных субсидий и суммы предоставленных «натуральных» льгот. При этом гражданам, имеющим низкие доходы, в соответствии с комментируемой статьей предоставляются адресные субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а отдельным категориям граждан могут предоставляться денежные компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (см. комментарий к ст. 160 ЖК).

2. Комментируемая статья устанавливает порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

3. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — субсидии) в странах с рыночной экономикой являются одним из основных инструментов социальной защиты граждан с низкими доходами при оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В Российской Федерации данный институт действует с 1993 г. На начало 2011 г. получателями субсидий являлись почти 10% российских семей. Основным принципом предоставления субсидий стало возмещение разницы между нормативным уровнем платежей, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, с одной стороны (региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг), и некоторым максимально допустимым с точки зрения общества уровнем расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (измеряется как процент от совокупного дохода семьи), с другой стороны.

4. Важным принципом предоставления субсидий является независимость размера субсидии от фактических расходов на цели оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.

В ч. 1 комментируемой статьи указывается, что при расчете субсидии используются величины регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, применяемой для расчета субсидий (аналог понятия «социальная норма площади жилья», использовавшегося ранее в Законе об основах федеральной жилищной политики), и регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, а для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

5. Размер субсидий для семей со среднедушевым доходом выше установленного прожиточного минимума определяется как разница между установленным для муниципального образования размером регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг и величиной, соответствующей региональному стандарту максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

6. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается по правилам ч. 6 комментируемой статьи.

7. Размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, должен устанавливаться раздельно для семей разного состава, а также для одиноко проживающих граждан.

8. Региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи измеряется в процентах; на сегодня установленная в регионах величина этого показателя составляет от 10 (г. Москва) до 22% в большинстве регионов, установивших региональный стандарт численно равным так называемому федеральному стандарту, используемому только для целей межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации (см. Постановление Правительства РФ от 29 августа 2005 г. N 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»). Жилищный кодекс РФ не содержит запрета на установление регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан выше 22%, но органы государственной власти субъектов Федерации такие решения не принимают. В ряде регионов указанный региональный стандарт дифференцируется в зависимости от принадлежности граждан к различным социальным группам или от уровня их доходов.

9. Жилищный кодекс РФ сохранил используемый до его введения в действие порядок определения размера субсидий для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума с использованием поправочного коэффициента. При этом размер субсидий определяется как разница между установленным для муниципального образования размером регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг и величиной, соответствующей максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, умноженной на поправочный коэффициент, равный отношению среднедушевого дохода в семье к прожиточному минимуму. Таким образом, законодатель осуществил перераспределение средств на оказание помощи в оплате жилых помещений и коммунальных услуг в пользу граждан, имеющих доходы ниже установленного прожиточного минимума, как нуждающихся в особой защите со стороны государства.

10. Следует подчеркнуть, что стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий (устанавливается субъектом Федерации), может численно не совпадать с нормой предоставления жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемой органом местного самоуправления (ст. 50 ЖК), тем более с фактическим размером предоставленного жилого помещения. Представляется, что на практике эти нормативы должны быть достаточно близки, что потребует согласованного принятия решений органами государственной власти субъекта Федерации и органа местного самоуправления.

11. В ч. 2 комментируемой статьи дается закрытый перечень категорий граждан, имеющих право на получение субсидии в зависимости от основания пользования жилым помещением. По сравнению с категориями граждан, которым право на получение субсидий предоставлялось в соответствии с Законом об основах федеральной жилищной политики, перечень, содержащийся в ч. 2 комментируемой статьи, расширен. Категории пользователей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и нанимателей по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда являются новыми. К категории собственников относятся в том числе члены товариществ собственников жилья и члены жилищных кооперативов, полностью выплатившие паевые взносы за жилые помещения. К категории членов жилищных кооперативов, как и ранее, относятся граждане, не выплатившие полностью паевой взнос за жилое помещение.

12. Фактически правом получения субсидий обладают почти все граждане, проживающие в жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов, включая граждан, проживающих по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями в домах таких жилищных фондов. Именно поэтому в п. 1 ч. 2 комментируемой статьи используется понятие «пользователи жилых помещений». К категории пользователей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов ЖК РФ относятся:

— наниматели жилых помещений по договорам социального найма и найма (гл. 8), а также наниматели по договорам найма специализированных жилых помещений: служебных жилых помещений (ст. 104), жилых помещений в общежитиях (ст. 105), жилых помещений маневренного фонда (ст. 106), жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения (ст. 107), жилых помещений фонда вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами (ст. 108);

— члены семьи нанимателей жилых помещений, проживающие с ними и имеющие равные с нанимателем права и обязанности (ч. ч. 1 — 3 ст. 69 и ч. 6 ст. 100);

— бывшие члены семьи нанимателей жилых помещений, продолжающие проживать в занимаемом жилом помещении и сохраняющие такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи (ч. 4 ст. 69);

— граждане отдельных категорий, которым для их социальной защиты предоставляются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов по договорам безвозмездного пользования (ст. 109);

— поднаниматели жилых помещений, предоставленных нанимателям по договорам социального найма (ст. 77).

13. Существенной новеллой ЖК РФ является распространение права на субсидию на граждан, проживающих по договору найма в частном жилищном фонде. Это уравнивает права граждан и способствует повышению социальной и территориальной мобильности населения России, а также легализации отношений по найму жилья в частном жилищном фонде. Сам же размер субсидии не зависит от правового положения пользователя жилого помещения и определяется по одинаковым для всех правилам ч. ч. 1 и 6 комментируемой статьи.

14. Анализ положений ЖК РФ позволяет определить категории граждан, которым субсидии не предоставляются. Это, в частности, иностранные граждане, если международными договорами РФ не предусмотрено иное (ч. 12 ст. 159 ЖК); временные жильцы, проживающие безвозмездно в жилых помещениях у нанимателей по договору социального найма (ст. 80 ЖК); поднаниматели жилых помещений, предоставленных нанимателям по договорам найма в домах частного жилищного фонда (ст. 685 ГК); ссудополучатели по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда (гл. 36 ГК); отказополучатели, которым право пользования жилым помещением предоставлено по завещательному отказу (ст. 33 ЖК); получатели ренты, проживающие в жилом помещении на основании договора пожизненного содержания с иждивением (ст. 34 ЖК).

15. В соответствии со ст. 80 ЖК РФ временные жильцы не обладают самостоятельным правом пользования жилым помещением. Поэтому необходимость в субсидировании их расходов отсутствует. Ссудополучатели по договору безвозмездного пользования жилыми помещениями в частном жилищном фонде, отказополучатели, пользующиеся жилыми помещениями по завещательному отказу, и получатели ренты, проживающие в жилых помещениях на основании договоров пожизненного содержания с иждивением, а также поднаниматели жилых помещений частного жилищного фонда не указаны в ч. 2 комментируемой статьи в качестве получателей субсидий.

16. Субсидии предоставляются на основании заявительного принципа. Размер субсидии зависит от количества членов семьи, постоянно проживающих совместно с гражданином, обращающимся за субсидией. Число таких граждан определяет величину нормативной площади жилого помещения для семьи конкретного размера. Основные принципы определения количества членов семьи предусматриваются соответствующими разделами ЖК РФ: ч. 1 ст. 69 — для нанимателей жилых помещений, ч. 1 ст. 31 — для собственников жилых помещений. Расходы на оплату жилых помещений и коммунальных услуг членов семьи, проживающих отдельно от имеющих право на субсидии граждан, при наличии оснований могут субсидироваться на основании отдельного заявления (например, при раздельном проживании супругов).

17. Следует подчеркнуть, что состав семьи граждан, проживающих совместно, не тождествен совокупности граждан, доход которых должен учитываться при расчете совокупного дохода семьи. В соответствии с п. 33 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи супругом (супругой), родителями или усыновителями несовершеннолетних детей и несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

18. Первоначально ЖК РФ устанавливал, что субсидии предоставляются гражданам органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением. Текст ч. 3 комментируемой статьи претерпел изменения в связи с изменением законодательства РФ о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Положение подп. 25 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которым ранее к предметам ведения субъекта Федерации было отнесено только предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты субсидий в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» признано утратившим силу с 1 января 2008 г., в связи с чем с этого момента организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отнесена к предметам ведения субъекта Федерации.

19. На основании ЖК РФ в Правилах предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указано, что решения о предоставлении субсидий принимаются органами исполнительной власти субъекта Федерации или управомоченными ими государственными учреждениями. В случае передачи законом субъекта Федерации отдельного государственного полномочия предоставление субсидий может осуществляться органами местного самоуправления, которые вправе уполномочить осуществлять предоставление субсидий муниципальные бюджетные или автономные учреждения. В настоящее время в большинстве субъектов Федерации функции предоставления субсидий осуществляют структурные подразделения органов государственной власти субъектов Федерации, занимающиеся вопросами социальной защиты населения на территориях муниципальных образований.

20. В ч. 4 комментируемой статьи устанавливается обязательство предоставляющих субсидии органов перечислить сумму субсидии до наступления у гражданина обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного . Этим механизм предоставления субсидий отличается от действовавшего ранее в отдельных субъектах Федерации компенсационного механизма, при котором сначала гражданин несет полные расходы, а потом часть или все его расходы компенсируются денежной выплатой.

21. Жилищный кодекс РФ (ст. 155) сохранил срок внесения платы за жилые помещения и коммунальные услуги, установленный ранее в ЖК РСФСР, — до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, однако дал возможность установить договором управления многоквартирным домом (см. комментарий к ст. 155 ЖК) иной срок внесения платы. То есть существует легальная возможность установления таким договором более раннего срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Одной из основных проблем развития института профессионального управления многоквартирными домами является временной разрыв между периодом осуществления затрат, связанных с обеспечением предоставления услуг по содержанию жилого помещения и коммунальных услуг, как правило, до начала месяца, в котором будут оказаны соответствующие услуги, и периодом сбора с потребителей платежей, являющихся источником возмещения указанных затрат.

Факт установления договором управления более раннего срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги влечет за собой обязательства соответствующих бюджетов по обеспечению своевременного перечисления средств субсидий гражданам.

22. Согласно комментируемой статье субсидии перечисляются непосредственно гражданам. Таким образом, более не допускается перечисление бюджетных средств организациям, осуществляющим содержание и ремонт многоквартирных домов и предоставляющим коммунальные услуги. При передаче непосредственно гражданам права распоряжения бюджетными ресурсами, выделяемыми на субсидирование жилищно-коммунального комплекса, проявляется преемственность нормативного регулирования отношений в связи с оплатой жилых помещений и коммунальных услуг.

23. Основным механизмом реализации положения о предоставлении субсидий гражданам в денежной форме является перечисление средств на банковские счета граждан.

Принятое во исполнение ч. 7 комментируемой статьи Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 предусматривает только денежную форму предоставления субсидий путем перечисления на банковские счета или вклады до востребования в выбранных получателями субсидий банках, либо путем выплаты (доставки) средств через организации связи, либо путем выплаты из кассы уполномоченного органа. При этом федеральное законодательство не устанавливает какого-то специального режима банковских счетов, на которые перечисляются субсидии.

24. Невыполнение получателем субсидии своих обязательств может служить основанием для приостановки и последующего прекращения предоставления субсидии. Детально эта процедура урегулирована в разделе VIII Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Возникновение у получателя субсидии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг само по себе не может являться основанием для прекращения ее предоставления. В этом случае получатель субсидии может заключить с кредитором по денежному обязательству соглашение по ее погашению. Соглашение по ее погашению должно заключаться не с органом государственной власти или государственным учреждением, предоставляющим субсидию, а с лицом, перед которым граждане имеют обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (см. комментарий к ч. 1 ст. 65, ч. ч. 5 — 8 ст. 155 ЖК). Но в случае невыполнения такого соглашения предоставление субсидии может прекращаться. Органы, предоставляющие субсидии, обязаны осуществлять необходимые меры контроля за своевременностью и полнотой внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также за исполнением гражданином, имеющим задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, своих обязательств по ее погашению.

25. В соответствии с ч. ч. 1 и 6 комментируемой статьи при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и при расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

26. Для установления размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг органам государственной власти субъекта Федерации необходимо определить уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры жилых индивидуальных или многоквартирных домов, которые соответствуют средним условиям в каждом муниципальном образовании на территории субъекта Федерации. Представляется целесообразным учитывать при таком выборе позицию органов местного самоуправления. В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 (п. 22), для одного муниципального образования может устанавливаться региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов.

27. Под уровнем благоустройства дома, учитываемым при определении домов, которые соответствуют средним условиям в каждом муниципальном образовании, целесообразно понимать наличие в многоквартирном и индивидуальном жилом доме инженерных систем подачи в жилые помещения холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, газа, отведения из жилых помещений сточных вод, а также наличие печного отопления, газового оборудования (установок), работающего с использованием баллонов со сжиженным газом, водоразборных колонок и т.п.

От уровня благоустройства зависит перечень видов предоставляемых гражданам коммунальных услуг, стоимость которых войдет в региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг. Под конструктивными и техническими параметрами жилых индивидуальных или многоквартирных домов целесообразно понимать этажность, материал стен, кровли, оборудование лифтом, мусоропроводом и т.п.

28. Расчет размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг производится исходя из цен и тарифов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в тех конкретных домах, которые приняты в качестве соответствующих средним условиям в каждом муниципальном образовании (см. комментарий к ст. 156 ЖК). Жилищный кодекс РФ не предусматривает возможность расчета размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг усредненных (так называемых средневзвешенных) цен и тарифов.

При этом порядок расчета размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг заключается в суммировании стоимости содержания и ремонта жилого помещения в «среднем (типичном) для данного муниципального образования доме» и стоимости всех видов коммунальных услуг.

29. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг дифференцируется по муниципальным образованиям субъекта Федерации (п. 2 ч. 10 комментируемой статьи). При этом органами государственной власти субъектов Федерации могут устанавливаться одно значение стандарта для нескольких муниципалитетов с совпадающими условиями проживания граждан в «среднем» доме, тарифами и размерами платы за жилое помещение или различные стандарты для каждого муниципального образования.

30. Жилищный кодекс РФ и Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 не содержат запрета устанавливать несколько размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг для одного муниципального образования. Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг для нескольких принимаемых за «средние» домов целесообразно устанавливать в случае, если в муниципальном образовании четко выделяются разные типы жилья, резко различающиеся по условиям оплаты, например индивидуальные жилые и многоквартирные дома. Другими словами, это может оказаться целесообразным в случае, когда оказывается затруднительно описать средние (типичные) условия для данного муниципального образования. В этом случае стандарты стоимости целесообразно устанавливать для «средних» домов из числа относящихся к каждому из типов в соответствии с п. 22 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

31. В комментируемой статье дано детальное перечисление полномочий Правительства РФ по установлению порядка предоставления субсидий. Часть 7 комментируемой статьи содержит поручение Правительству РФ установить порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановления и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан. Жилищный кодекс РФ не предусматривает полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по изданию нормативных правовых актов по вопросам порядка и условий предоставления субсидий. Во исполнение комментируемой статьи принято Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18 июня 2007 г. N 379 и от 24 декабря 2008 г. N 1001). В отличие от ранее действовавшего законодательства по законам, имеющим силу в наши дни, органы государственной власти не наделены компетенцией устанавливать порядок и условия предоставления субсидий. В связи с этим региональные правовые акты по этому вопросу применяться не могут. Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п. 71) указывают, что высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации устанавливается только порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий их получателям. Это соответствует бюджетным полномочиям субъектов Федерации.

32. В качестве источников финансирования предоставления субсидий комментируемая статья устанавливает бюджеты субъектов Федерации. При планировании средств бюджета субъекта Федерации необходимо использовать статистическую информацию о распределении населения муниципальных образований относительно уровней среднедушевых доходов и планируемых на новый финансовый год для использования при предоставлении субсидий размеров региональных стандартов. Средства начисленных гражданам субсидий не должны перечисляться из региональных бюджетов в местные бюджеты (за исключением случая передачи с регионального на муниципальный уровень соответствующего государственного полномочия).

33. В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи Правительством РФ устанавливается порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу, и гражданам, проживающим в закрытых военных городках. Указанный порядок определяется в разделе IX «Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий» Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с которым финансирование расходов на предоставление субсидий гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При этом субсидии гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу, предоставляются федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходят военную службу, а гражданам, проживающим в закрытых военных городках, — органами местного самоуправления или уполномоченными ими муниципальными учреждениями.

34. В связи с тем, что Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ относит предоставление субсидий к полномочиям субъекта Федерации, финансирование расходов на обеспечение предоставления субсидий должно также осуществляться из региональных бюджетов. К таким расходам следует относить расходы на оплату оргтехники и ее обслуживание, на компьютерные программы, оплату услуг связи, информационно-разъяснительную работу, выплату заработной платы и оплату других подобных расходов.

35. В ч. 10 комментируемой статьи до признания ее утратившей силу с 1 января 2009 г. устанавливался порядок расчета размера субвенции на предоставление субсидий из бюджета субъекта Федерации местным бюджетам.

36. Комментируемая статья допускает возможность улучшения программы предоставления субсидий для граждан органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 11 комментируемой статьи орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов муниципальные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, в целях улучшения положения граждан, получающих субсидии и при наличии возможностей. В этом случае финансирование дополнительных расходов на предоставление субсидий в указанном порядке осуществляется за счет средств местного бюджета.

37. По смыслу ч. 11 комментируемой статьи органы местного самоуправления могут реализовать свое право одним из следующих способов или их комбинацией:

— установить муниципальный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, большего размера, чем соответствующий региональный стандарт;

— установить муниципальный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи меньшего размера, чем соответствующий региональный стандарт;

— для того же дома, для которого установлен региональный стандарт, установить муниципальный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг большего размера, чем соответствующий региональный стандарт.

Поскольку такое право предоставлено органам местного самоуправления федеральным законом, то разрешения органов государственной власти субъектов Федерации или какого-либо согласования с ними не требуется. Для реализации органом местного самоуправления такого права издания региональных актов также не требуется. При этом субсидии с использованием соответствующих муниципальных стандартов предоставляются теми же лицами, которые указаны в комментарии к ч. 3 настоящей статьи.

38. Жилищный кодекс РФ предусматривает как общее правило право на получение субсидий физическими лицами, являющимися гражданами РФ. В качестве исключения ч. 12 комментируемой статьи допускает возможность предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами РФ. В остальных случаях субсидии иностранным гражданам не предоставляются.

Статья 24. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг

1. На территории края региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - региональный стандарт нормативной площади жилого помещения), устанавливается в размере 20 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек.

2. Для проживающих в коммунальных квартирах и общежитиях региональный стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в размере 12 квадратных метров жилой площади, рассчитанной как сумма площадей жилых комнат, на каждого проживающего члена семьи.

3. Для одиноко проживающего человека региональный стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в размере 33 квадратных метров общей площади жилья.

4. На семью из двух человек региональный стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в размере 42 квадратных метров общей площади жилья, в том числе на одного члена семьи - в размере 21 квадратного метра общей площади жилья.

5. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения увеличивается на 10 квадратных метров жилой площади или на 17 квадратных метров общей площади, но не более фактически занимаемой общей площади жилого помещения:

1) инвалидам, имеющим право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

2) гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, которым в установленном законом порядке предоставлено право на дополнительную жилую площадь;

3) ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам;

4) участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и приравненным к ним лицам;

5) семье из двух человек, если оба члена семьи являются пенсионерами по возрасту;

6) неполной семье, в которой имеется ребенок в возрасте до 18 лет;

7) семье из двух человек, в которой женщина находится в отпуске по беременности и родам, а второй член семьи обучается с отрывом от производства.

6. Семьям, указанным в пунктах 5 - 7 части 5 настоящей статьи, увеличение регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, предусмотренное абзацем первым части 5 настоящей статьи, производится в случае, если они не имеют права на получение льгот при оплате жилья и коммунальных услуг, установленных федеральным и краевым законодательством. Данное увеличение производится в целом на семью.

7. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

8. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, устанавливаемый настоящей статьей, применяется также при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных краевыми законами, в случаях, определенных краевыми законами.