Существующие уровни образования. Структура и ступени системы образования. Основное общее образование

Социология исследует и внутреннюю структуру системы образования, прежде всего в плане преемственности отдельных ступеней и звеньев. Причем здесь основополагающая идея - непрерывность. В современном обществе, строго говоря, нет ни законченного, ни полного, ни, тем более, высшего образования. Эти термины только означают достигнутый человеком определенный уровень образования. Современный человек, в принципе, должен учиться всю свою жизнь. Можно выделить формальное образование - школа, вузы аспирантура, докторантура и неформальное - учебное телевидение, Интернет, самообразование, клубы по интересам, культурные учреждения.

Дошкольное образование.

Оно представлено системой дошкольных учреждений, которые в лучшие для отечественной системы образования годы посещали более половины детей. Детский сад призван помогать семье в воспитании. Главные и первые педагоги ребенка - его родители, которые чаще всего не имеют необходимых знаний.

Существует гипотеза, что именно на этой ступеньке воспитания и образования ребенка общество несет самые главные потери.

Л. Толстой заметил: «От меня до шестилетнего ребенка - один шаг, от новорожденного до шестилетнего - громадное расстояние». Все основные задатки и способности ребенка формируются именно в этом возрасте, дальше следует развитие, шлифовка этих качеств ребенка. Обычное для современной школы соотношение: один одаренный ребенок на десять школьников. По данным американских социологов и педагогов, если применить весь педагогический арсенал в дошкольном возрасте, то восемь ребятишек из десяти будут учиться в школе на уровне одаренных детей.

Школа.

Следующая ступень - школа, начальная - 3-4 года обучения, основная - 5 лет обучения, средняя школа - еще два года обучения. Школа - основной базисный институт в современной системе образования, величайшее достижение цивилизации. Действительно, знание алфавита вводит человека в храм духовной культуры. Обратите внимание, что первые школы, университеты в самых различных странах появлялись при храмах: например, церковно-приходские школы, Греко-латинская академия в России.

Первобытное стадо людей превращается в общество после появления фигуры учителя. Без доверия к нему, веры в его способности нельзя строить Храм науки. Авторитет учителя, его материальное и социальное положение в обществе напрямую определяют качество образования. Если самая одаренная молодежь не идет в аспирантуру, то на десятки лет вперед задается уровень академической науки в стране. Это тоже интереснейшие социологические проблемы образования.

Вообще, соотношение образования и профессиональной деятельности - интереснейшая философско-социологическая проблема. Системе образования вряд ли под силу отслеживать образовательные запросы общества, оперативно реагировать на них. Когда образование не используется во всем его богатстве, возникает мнение о его академичности, необходимости сокращения учебных программ. Завтра обнаруживается недостаточность полученных знаний, начинают утверждать о несостоятельности системы образования, необходимости проведения реформ.

Образование, черпая свое содержание в процессах человеческой деятельности, должно нести в себе некий опережающий момент. Прежде всего, потому, что его получают в основном люди в молодом возрасте и запас знаний призван обеспечивать будущее развитие общества, его производства и культуры. Кроме того, в знаниях, прежде всего гуманитарных, содержится неразменный фонд человеческой цивилизации, который является основанием для саморазвития человека, его полноценной жизнедеятельности.

Очень много вопросов социологического характера в работе общеобразовательной школы возникает в сельской местности, в районах Крайнего Севера, в особенности в деятельности школ- интернатов. Крайне сложна проблема билингвизма и обучения детей малочисленных народов на родном языке.

Внешкольное образование.

Параллельно развивается система внешкольного образования. К ней мы относим всевозможные внешкольные учреждения: музыкальные, спортивные школы, станции юных туристов, натуралистов, центры технического и художественного творчества. Их деятельность обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка, подростка. И, конечно, всегда возникает вопрос об оптимуме, целесообразности, чтобы не перегрузить, не искалечить ребенка. Особенно если у чадолюбивых родителей он один, да еще есть бабушка с дедушкой.

Интересует социологов также оптимальное сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки. Надо ли в школе учить профессии или ограничиться политехническим образованием? Должны ли ученики заниматься на уроках производительным трудом, надо ли за него платить?

Профессиональное образование.

Следующая ступень - профессиональная школа, представленная техникумами, профтехучилищами, теперь еще и колледжами, вузами различного типа. Главная проблема - профессиональный выбор при переходе от общеобразовательной к профессиональной школе. Что определяет профессиональный выбор, как, через какие каналы можно повлиять на него? Большинство социологических исследований образования сосредоточено именно здесь. Дело в том, что общественные потребности в профессиональной подготовке и личные устремления школьников не всегда совпадают.

Реально в ВУЗы России поступают не более 20 процентов выпускников школ. В результате происходит крушение жизненных планов, иллюзий.

В настоящее время все большее развитие получает система последипломного образования - аспирантура, докторантура, получение второй специальности, институты и факультеты повышения квалификации, стажировки и т. п. Здесь тоже много интересных для социологии вопросов. Достаточно сказать, что, по данным социологов, до 60 процентов выпускников вузов меняют свою профессию по самым различным причинам. Возникают очень непростые вопросы: как помочь в профессиональном совершенствовании по новой специальности, какой набор фундаментальных знаний надо давать студенту, чтобы такой переход был менее болезненным, и т. д.

В современных российских условиях высшая школа меняет структуру подготовки специалистов под мощным давлением новых социально-экономических условий и факторов, становится массовым второе высшее образование. В высших и средних специальных учебных заведениях открываются новые специальности и специализации, связанные с такими сферами социальной жизни, как управление, бизнес, финансы, экология и т. д.

В настоящее время новая проблема для высшей школы - невостребованность, безработица среди лиц с высшим образованием. Безработица стала «умной». Так, в 1998 году каждый десятый безработный имел высшее образование. Наиболее неблагоприятно конъюнктура на рынке труда складывается в отношении инженерных вузов: спрос (и без того невысокий) падает, дефицит специалистов отсутствует.

В ближайшем будущем трудно ожидать резкого изменения в этой сфере. Экономический анализ приводит к трудным для высшей школы выводам: снижение объемов производства ведет к снижению спроса на квалифицированный труд, а это обусловливает сокращение объемов подготовки специалистов. Особенно в части инженерно- и естественнонаучного образования. По оценкам специалистов (А. А. Овсянников и др.), спад объемов производства, резкое сокращение масштабов научной деятельности и ее престижности стимулируют свертывание классической и отраслевой науки. Хотя престиж - иметь ученую степень, не занимаясь профессионально научной деятельностью,- высок. Это стало модным.

Принципиально новой для отечественного высшего профессионального образования является формирующаяся многоступенчатая система: бакалавр, специалист, магистр. Привлекает ее гибкость, возможность для молодых людей включаться в профессиональную деятельность на разных ступенях получения образования, интеграции средних и высших профессиональных учебных заведений. Однако нельзя не видеть и бездумное копирование американской модели некоторыми усердными реформаторами. Иногда в так называемых элитарных или международных колледжах, в основном гуманитарного профиля, появляется большой объем естественнонаучных предметов. Да, в американских университетах, особенно исследовательских, и так называемых колледжах либеральных наук есть такие учебные планы. Но не стоит забывать, что в американские университеты приходят более 60 процентов выпускников средней школы и университеты просто вынуждены выравнивать общенаучную подготовку студентов младших курсов, в том числе и по родному английскому языку. Другое дело Россия, где в вузы на основе строгого конкурсного отбора поступают не более пятой части выпускников средней школы, и, общепризнанно, с более основательной общенаучной подготовкой.

Негосударственные учебные заведения.

Новым явлением, требующим серьезного социологического анализа, являются нетрадиционные формы образования, в том числе и частные учебные заведения. Новые формы образования выступают в виде независимых структур или специальных подразделений государственных учебных заведений. Сравнение типологических групп студентов государственных и частных учебных заведений показывает их существенные отличия. Понятно, что среди родителей учащихся частных учебных заведений больше предпринимателей, крупных руководителей, которые могут обеспечить оплату за обучение своих детей. Здесь больше студентов, которые совмещают учебу с работой - вплоть до самостоятельного предпринимательства. Такие студенты материально хорошо обеспечены, они не привыкли себе отказывать ни в чем, они уверены в своем профессиональном выборе, хорошо осведомлены в специфике будущей профессиональной деятельности, они выше, чем «бюджетные» студенты, оценивают значимость хорошего образования, свободного владения иностранными языками и т. п. В ближайшее время в отечественной социологии наверняка будут проведены исследования по качеству подготовки студентов в государственных и частных профессиональных учебных заведениях.

Социологи подчеркивают готовность части российского населения инвестировать личные средства в сферу образования, и особенно для получения специальностей, пользующихся повышенным спросом на рынке труда. Это имеет принципиально важное значение в условиях острейшего дефицита бюджетных ресурсов. Система образования в России - та сфера деятельности, которая готова принять инвестиции и дать необходимую отдачу. Она менее, чем другие сферы деятельности, нуждается в модернизации и вполне конкурентоспособна на мировом образовательном рынке.

Таким образом, деятельность социальных институтов образования направлена на удовлетворение важных социальных потребностей. От того, насколько успешно он развивается, во многом зависит будущее любого общества.

Каждый год выпускники 9 и 11 классов сталкиваются с необходимостью делать выбор между существующими учебными заведениями для продолжения дальнейшего обучения, получения образования. Некоторые юноши и девушки знают о том, что есть несколько ступеней профессионального образования, но не всем известны различия между этими уровнями, достоинства разнообразных учебных заведений.

Начальное профобразование (НПО)

Первой ступенью в области подготовки специалистов является начальное профессиональное образование. Учреждения, которые предоставляют его, готовят работников квалифицированного труда - служащих и рабочих. Профессии предоставляются самые разнообразные. Например, можно найти такие учебные заведения, в которых учат на автомехаников, секретарей-референтов, бухгалтеров, радиомехаников, портных и т. д.

Начальное профессиональное образование зачастую для абитуриентов привлекательно тем, что оно не требует длительного обучения. Учащиеся, поступающие после 11 класса, обычно проходят 1- или 2-годичную подготовку на выбранной программе. Выпускники 9 классов учатся чуть дольше. Однако не во всех учебных заведениях предлагается столь краткосрочное обучение. В некоторых учреждениях наблюдается сегодня смещение к профилю техникумов. Обучающимся в таких образовательных организациях предлагаются более глубокие знания. По этой причине продолжительность обучения на этой ступени профессионального образования может быть дольше - 3 или 4 года.

Учреждения начального профобразования

В системе начального профобразования работает несколько типов образовательных учреждений - это профессиональное училище и лицей. В училище обучающимся предлагаются программы, на которых можно получить конкретные профессии, квалификации. На одних направлениях дополнительно предоставляется среднее (полное) общее образование, а на других - нет.

Профессиональные училища считаются основным типом начального профобразования. Это то звено образовательной системы нашей страны, которое массово выпускает рабочих и служащих. Однако некоторые абитуриенты делают выбор не в пользу училищ, а в пользу профессиональных лицеев. Эти учреждения реализуют интегрированные образовательные программы начального и среднего профессионального образования и ступень общего образования. В лицеях обучающиеся обретают знания, которые должны были получить в 10-11 классах в школе, и профессии повышенного уровня квалификации.

Среднее профобразование (СПО)

Второй ступенью профессионального образования считается среднее профобразование. Учреждения, предлагающие его, сегодня являются очень востребованными среди выпускников школ. Некоторые учебные заведения многофункциональны. Они предлагают не только программы СПО, но и программы начального, дополнительного профобразования.

В последние годы СПО развивается в нескольких направлениях, что является немаловажным плюсом для абитуриентов:

  1. Учебные заведения активно используют в своей образовательной деятельности современные технологии. Обучающимся предлагаются совершенно новые занятия, интересные методики обучения.
  2. Совершенствуются специальности, профессиональные стандарты в образовании. В ссузах появляются совершенно новые направления, корректируются старые, которые в итоге начинают отвечать требованиям времени.
  3. Некоторые ссузы входят в состав вузов. Это позволяет учреждениям СПО предлагать более качественное образование, ведь учебный процесс строится с вовлечением материально-технической базы университетов, академий, институтов, с привлечением профессорско-преподавательского состава.

Типы учреждений СПО

В России существуют 2 типа учебных заведений среднего профобразования - это техникум и колледж. Техникумом называется основной тип среднего специального учебного заведения с программами СПО. Колледж - это образовательное учреждение повышенного типа. Оно занимается углубленными программами среднего профобразования.

Колледжи наиболее популярны среди абитуриентов, считаются более престижными. Эти учебные заведения по структуре образовательного процесса, формам и методам преподавания приближены к вузам.

Высшее профессиональное образование (ВПО)

В перечень основных ступеней профессионального образования входит высшее образование. В вузы могут поступить не все выпускники школ. Дорога в эти учебные заведения открыта только лицам, имеющим среднее (полное) общее образование или среднее профобразование. В вузы также могут поступать те люди, которые уже имеют высшее образование и желают получить еще одну специальность, усилить в будущем свои конкурентные преимущества на рынке труда.

Данная ступень профессионального образования решает несколько очень важных задач. Каждый вуз:

  • удовлетворяет потребности людей в разностороннем развитии личности посредством получения образования;
  • обеспечивает общество квалифицированными специалистами, научно-педагогическими кадрами высшей квалификации;
  • развивает науку и искусство путем выполнения научных исследований и осуществления творческой деятельности;
  • работает в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководящих работников.

Виды высших учебных заведений

В России вузы представлены 3 основными видами - университетами, академиями, институтами. Конкретный вид определяется каждые 5 лет по результатам государственной аккредитации. Учитываются следующие характеристики:

  • спектр реализуемых образовательных программ;
  • наличие возможности продолжать послевузовское образование в аспирантуре, докторантуре;
  • проведение научных исследований;
  • выполнение научно-методической работы;
  • качественный состав научно-педагогических кадров.

Наивысшую позицию на рассматриваемой ступени профессионального образования в России занимают университеты. Это более развитые образовательные организации. Вторая позиция принадлежит академиям, а третья - институтам.

Неполное высшее образование и бакалавриат

А теперь назовем ступени высшего профессионального образования. В нем принято выделять несколько уровней. Самый первый уровень - это неполное высшее образование. Для него не создано каких-то определенных программ, направлений подготовки. О неполном высшем образовании говорят тогда, когда студенты, отучившись не менее 2 лет и успешно пройдя промежуточную аттестацию, бросают учебу.

Второй уровень - это бакалавриат. Образовательные программы, предлагаемые на нем, имеют срок обучения не менее 4 лет. В процессе учебы студенты получают знания об обществе, истории, культуре, овладевают основами профессиональных знаний.

Некоторые люди считают бакалавриат неполным высшим образованием. На самом деле это не так. Бакалавры - это полноценные специалисты. Они могут трудоустраиваться на такие должности, на которых требуется высшее образование. При желании можно продолжать учебу на более высших уровнях профессионального образования. Такое решение рекомендуется принимать всем выпускникам вузов, ведь с квалификацией бакалавра, к сожалению, некоторые престижные вакансии недоступны.

Ко второй ступени высшего профессионального образования в России можно также отнести специалитет со сроком обучения не менее 5 лет. На образовательных программах студенты получают более глубокие профессиональные знания.

Третий уровень высшего профобразования - магистратура. Квалификацию магистра можно получить после освоения образовательной программы бакалавриата или специалитета. Обучение длится не менее 2 лет. В течение этого периода студенты получают глубокие знания в конкретной области.

Послевузовское образование

В высших учебных заведениях предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования. Это ступень, на которой люди продолжают получать образование, имея диплом вуза. Послевузовское профессиональное образование направлено на подготовку кадров, ориентированных на преподавательскую деятельность, проведение научных исследований.

В системе послевузовского профобразования выделяют обучение в очной или заочной аспирантуре. Аспиранты подготавливают диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Существует несколько специализированных форм подготовки:

  • ассистентура-стажировка (система подготовки педагогических и творческих работников по творческо-исполнительским специальностям);
  • ординатура (система повышения квалификации врачей в медицинских высших учебных заведениях);
  • адъюнктура (так называется аспирантура в вузах Вооруженных Сил РФ, МВД, МЧС, органов по контролю за оборотом психотропных веществ и наркотических средств).

Дополнительное профессиональное образование (ДПО)

Очень важная ступень в профобразовании - это ДПО. В него принято включать повышение квалификации, профессиональную переподготовку. Предлагают соответствующие программы профессионального образования университеты на своих факультетах, академии, институты и центры повышения квалификации. У всех учреждений дополнительного образования единая цель - повышать профессиональные знания у обучающихся, совершенствовать их деловые качества, подготавливать к выполнению новых трудовых функций.

Повышением квалификации называют углубление и обновление имеющихся профессиональных знаний. Этот процесс реализуется благодаря краткосрочному тематическому обучению (курсам по продолжительности не менее 72 часов), тематическим и проблемным семинарам, длительному обучению (свыше 100 часов). Профессиональной переподготовкой называют процесс получения дополнительной квалификации.

Самообразование

В систему профобразования включают еще самообразование. Его называют видом дополнительного профессионального образования. При самообразовании человек управляет своей образовательной деятельностью, проектирует свое образовательное пространство. Данный вид ДПО осуществляется в тесной взаимосвязи с другими видами образования.

В заключение стоит отметить, что абитуриенты, спрашивая о том, сколько ступеней включает в себя профессиональное образование, даже не подозревают о том, что оно является многоступенчатым. У некоторых людей оно начинается в училищах и лицеях, а заканчивается в университетах, академиях и институтах. При этом все уровни профессионального образования пронизаны самообразованием.

Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - один из основных документов, регулирующих отношения в сфере образовния.

Общее образование , как один из видов образования в нашей стране, направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Уровни общего образования в России:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование (1-4 классы);
3) основное общее образование (5-9 классы);
4) среднее общее образование (10-11 классы).

Таким образом, общее образование можно разделить на дошкольное и школьное образование .

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ направлено на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Закон "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет право граждан на получение дошкольного образования и государственные гарантии его предоставления, однако оно не является обязательным и не устанавливается в качестве условия приема в начальную школу.

Обучение в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ формируются нравственные убеждения, эстетический вкус и здоровый образ жизни, высокая культура межличностного и межэтнического общения. Учащиеся овладевают основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, у них развиваются склонности, интересы, способности к социальному самоопределению.

Среднее общее образование (СТАРШАЯ ШКОЛА ) направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Обучение в школе сопровождается промежуточными и итоговыми аттестациями . По окончании 9 и 11 классов проводятся государственные итоговые аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ .

Общее образование в нашей стране может быть получено в осуществляющих образовательную деятельность организациях (детские сады, школы), а также вне этих организаций (в форме семейного образования и самообразования). При этом лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию (ГИА) в аккредитованной образовательн0й организации.

При этом обучающиеся, их родители (законные представители) вправе обращаться за получением образовательных услуг от образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей по своему выбору на платной основе.

Государственные и муниципальные образовательные организации вправе оказывать платные образовательные услуги, которые не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой из бюджетов всех уровней (федерального, субъектов РФ или местного). Таким образом, к платным относятся услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами, и оговоренные в уставе образовательной организации.

Структура образовательной системы в России.

Структура образовательной системы России, общие принципы ее функционирования и развития, а также основные социальные характеристики определены Федеральным законодательством Российской Федерации в сфере образования. В настоящее время в него входят:

1) Федеральный закон «Об образовании» (редакция 1996 г.);

2) Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.);

3) Федеральная программа развития образования;

4) Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

Согласно основному закону, российская образовательная система являет собой совокупность:

1) образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

2) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты;

3) органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Термин «образовательная программа» подразумевает цельную программу определенного уровня образования.

Существует иерархическая лестница уровней образования в России, построенная на базе соответствующих образовательных программ, которая включает одиннадцать ступеней, относящихся к шести уровням образования: Образование как система представляет собой совокупность учреждений разного типа и уровня.

7.4.Уровни образования. Образование (1. дошкольное, 2. школьное, 3. дополнительное, 4. среднее специальное, 5. высшее, 6. послевузовское), являясь процессом, которой показывает структуру и особенность развития в целом всей системы образования.

Примером может служить сеть музыкальных школ, которые обучают по дополнительным программам музыкального образования. Дети имеют возможность учиться в музыкальной школе параллельно с обучением в общеобразовательной школе. У студентов и учащихся пользуются большой популярностью самые различные курсы дополнительного образования, такие как компьютерные, экономические, курсы иностранных языков, которые они изучают на факультативной основе, и т. д Таким образом, основу российской системы образования составляет сочетание основной и дополнительной образовательных программ.

7.5.Типы образовательных учреждений. Второй элемент, который является составляющим образования России, – система различного типа и вида образовательных учреждений.

Образовательным, согласно закону «Об образовании», является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. учреждение, которое решает одну или несколько обучающих задач. Существуют некоторые особенности установленных норм.

1. По принадлежности к организационно-правовым формам образовательные учреждения могут являться государственными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и т. п.) и муниципальными.



2. Каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает учебно-методическую документацию, которая определяет организацию всего учебного процесса, является образовательной программой в целом, ее разделение на часы по учебным дисциплинам и годам обучения. Существует единственный нормативный документ в этой сфере, которого необходимо придерживаться при составлении учебных программ, – это ГОСТ. Все другие документы являются рекомендуемыми к исполнению и носят характер необязательных, координирующих учебно-методическую работу образовательных учреждений.

3. Каждое образовательное учреждение, которое намеревается определить своей задачей образовательную деятельность и приступить к обучению школьников или студентов, должно получить лицензию на право ведения образовательной деятельности определенного уровня и возможность выдавать документы об образовании государственного образца. Выдача такой лицензии производится после того, как образовательное учреждение успешно проходит этапы аттестации и последующей государственной аккредитации.

Образовательные учреждения в зависимости от уровня и направленности обучающих программ могут разделяться по типам и видам.

Тип образовательных учреждений связан в основном с принятой классификацией образовательных программ, которые делятся на: на основные, дополнительные, общеобразовательные и профессиональные.

Вид образовательных учреждений зависит от направленности реализуемых этим образовательным учреждением образовательных программ, и, как правило, каждый вид имеет свое отличительное название. Можно привести пример общеобразовательных школ, среди которых появились лицеи и гимназии; образовательные учреждения среднего профессионального образования разделяются на училища, техникумы, колледжи. Среди вузов имеются университеты, консерватории, академии, институты и т. д.

Третий элемент в образовательной системе – это органы управления образованием. Согласно Конституции Российской Федерации, общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что по предметам совместного ведения Российская Федерация и субъекты Российской Федерации издают, кроме федеральных законов, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ними (статья 76 Конституции Российской Федерации). На уровне Российской Федерации действуют:

1) федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

2) федеральные ведомственные органы управления образованием.

Таким федеральным центральным органом является Министерство образования, а федеральными ведомственными – федеральные министерства и федеральные ведомства, являющиеся по существу учредителями образовательных учреждений. Под руководством Министерства образования или других федеральных министерств находятся свыше 95 % всех государственных вузов. Только негосударственные вузы не относятся к ведению государственных (муниципальных) органов власти и управляются непосредственно учредителем.

7.6. Отличительных особенностей современной систем образования. Одна из отличительных особенностей современной систем образования - переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность последнего заключается в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования. В условиях поддержки образования со стороны государства и общества система образования должна обеспечить и эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых. Особенностью системы образования как отрасли народного хозяйства является наличие у нее значительной нерыночной составляющей. Нерыночный сектор в образовании обеспечивает поддержание социально-экономической стабильности, социального прогресса, удовлетворение потребности в таком жизненном благе, как образование. Но наряду с этим, в условиях отсутствия какой-либо серьезной конкуренции в нерыночном секторе образовательной системы, ей становится характерна такая негативная сторона, как ограниченность основных видов ресурсов и невозможность их привлечения в достаточном объеме. В этой связи система образования сегодня рассматривается с позиций наиболее эффективных инвестиций в будущее благосостояние общества - инвестиций в человеческий капитал

За последние десять лет система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов в области образования, других нормативных документов.

В соответствии с Законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» развивается автономия образовательных учреждений. Учебные заведения получили широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей их образовательными и иными услугами. В рамках этого процесса к настоящему времени статус юридических лиц получили около 85 % учреждений общего среднего образования.

Становление автономии образовательных учреждений сопровождается развитием их вариативности. Так, в составе учреждений дошкольного образования общей численностью 53,9 тысяч единиц сложился широкий спектр их видов: с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников - 2,3 тыс.; компенсирующего вида - 1,6 тыс.; ухода и оздоровления - 1,3 тыс.; комбинированного вида - 8,5 тыс.; центры развития ребенка - 0,5 тыс. Вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов.

В системе общего образования получили широкое развитие школы с углубленным изучением предметов - около 15 % от общего количества средних (полных) школ; лицеи - 2 %; гимназии - 3 %.

В начальном профессиональном образовании сформировались учебные заведения повышенного типа, в основном, профессиональные лицеи, осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров рабочих. Они составляют 23,9 % от общего числа учебных заведений этого уровня.

В процессе обновления системы государственных учреждений среднего профессионального образования развились новые виды учебных заведений - колледжи, доля которых составляет около 40% от всего количества учреждений данного уровня. В колледжах ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, требующей от работников высокого уровня интеллектуального развития.

В составе высших учебных заведений получил развитие университетский сектор - 50 % от общего числа государственных вузов. Около 30 % составляет доля академий.

Развитие вариативности учебных заведений профессионального образования сопровождалось преодолением сложившейся ранее их отраслевой направленности, вступившей в противоречие с новыми запросами, обусловленными структурными сдвигами экономики, развитием региональных рынков труда.

В значительной мере расширилась сама сеть профессиональных образовательных учреждений. Лицеи, техникумы, колледжи, вузы, их структурные подразделения стали значительно более доступными жителям даже самых отдаленных районов страны. Постепенно формируется система открытого (дистанционного) образования.

Одним из существенных изменений в деятельности образования стало развитие вариативности образовательных программ, что способствует возможности выбора обучаемым уровня и вида образования и большей ориентации образования на требования рынка.

С развитием вариативности образовательных программ значительно расширился спектр издаваемой учебной литературы. Возникла и усиливается конкуренция авторов и авторских коллективов, возросла возможность отбора наиболее качественных материалов для издания.

Значительным импульсом для развития образования стала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило возможность выбора обучающимся уровня и вида образования, с другой, в условиях ограниченности бюджетных средств, позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития. Практика показала, что даже в сегодняшних сложных социально-экономических условиях население готово оплачивать свое образование. Так, размеры платного приема в государственные вузы составили в 2000 году свыше 40% от общих размеров приема. Значительную роль в расширении возможностей получения желаемого образования начали играть негосударственные образовательные учреждения высшего образования.

В настоящее время число их составляет около 700, а контингент студентов около 500 тыс. человек или почти 10 % от общего контингента студентов вузов.

В результате число студентов в вузах страны составляет в настоящее время около 4800 тыс. человек, или 327 человек на 10 тысяч населения.

Помимо личных средств обучаемых, в систему образования начали поступать значительные объемы финансовых средств из других внебюджетных источников. Все это привело к формированию системы многоканального финансирования образования, дающей возможность образовательным учреждениям частично компенсировать недостаточное бюджетное финансирование.

Одним из результатов перестройки деятельности профессионального образования явилось значительное изменение структуры подготовки кадров по отдельным профессиям, направлениям, специальностям. Эти изменения были обусловлены усилением ориентации образования как на личные потребности обучаемых в получении профессии, специальности, так и на спрос рынка труда в специалистах гуманитарного профиля, сферы сервиса, информационных технологий. Произошла интеграции ряда специальностей в более крупные. В начальном профессиональном образовании ранее существовавшие 1200 профессий рабочих объединены в 293 интегрированных. В среднем профессиональном образовании на основе интеграции число специальностей уменьшилось на 12%. В высшем образовании 35 специальностей (около 10% от общего количества) объединены в рамках направлений профессиональной подготовки. Более подробно динамика этих изменений показана ниже, при характеристике состояния отдельных уровней образования.

Получила развитие интеграция образовательных и научных учреждений, производственных предприятий различного вида учебно-научно-производственные комплексы. Это позволило начать системно решать задачи преемственности образовательных программ разного уровня, усилить связь образования, науки и промышленности, более полно и эффективно использовать имеющиеся материально-техническую базу, преподавательские кадры, финансовые ресурсы. Особенное значение начинает приобретать формирование университетских комплексов, восстанавливающих и развивающих проверенный временем российский и зарубежный опыт организации системы образования.

Сформировалась основная законодательная и нормативно-правовая база образования. Утверждены типовые положения всех основных видов образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты начального, среднего и высшего профессионального образования.

Принятые федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам образования, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации в основном обеспечивают правовое регулирование сферы образования, хотя по отдельным направлениям (нормативы финансирования, обеспечение самостоятельности в использовании финансовых средств, льготы и преференции образовательным учреждениям и финансирующим образование лицам и др.) требуется существенное дополнение существующего правового поля в интересах развития сферы образования.

Складывается и уже активно функционирует система общественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями и секторами, учебными заведениями: родительские комитеты, попечительские советы, учебно-методические объединения, научно-методические советы, Российский союз ректоров, советы ректоров вузов субъектов Российской Федерации, региональные советы директоров средних специальных учебных заведений, Ассоциация «Роспрофтехобразование», Ассоциация технических университетов, Ассоциация негосударственных вузов, попечительские советы и др.

Происходящие в образовании изменения отражаются в сложившейся к настоящему времени системе образовательной статистики, которая содержит многие сведения, характеризующие состояние, а также количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования. Отчасти в ней нашли свое отражение новые явления и процессы в сфере образования (создание негосударственных учреждений, платное обучение в государственных учебных заведениях, появление новых видов учебных заведений, формирование многоуровневой системы подготовки специалистов и др.). Постепенно вводятся показатели, отвечающие международным требованиям.

Тем не менее, сегодняшняя образовательная статистика характеризует главным образом количественные аспекты системы образования и образовательной деятельности, и слабо ориентирована на оценку качества образовательной деятельности и ее результативность. В ней не нашла адекватного отражения кардинально изменившаяся ситуация в управлении, организационной структуре, финансировании сферы образования. В тоже время, многосторонняя, объективная оценка процессов модернизации образования требует реализации соответствующих систем мониторинга и статистики образования.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

· общеобразовательные (основные и дополнительные);

· профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

· дошкольного образования;

· начального общего образования;

· основного общего образования;

· среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

· начального профессионального образования;

· среднего профессионального образования;

· высшего профессионального образования;

· послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Так образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности.