Определяющие признаки вопроса местного значения. Общая характеристика и классификация вопросов местного значения. Что такое вопросы местного значения

Главная > Учебно-методическое пособие

ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

1. Что такое вопросы местного значения?

Вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина (приведены в приложениях № 2 – 4).

На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся вопросы формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, распоряжение муниципальным имуществом, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем, предоставление жителям муниципального образования услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания, организация досуга населения, вопросы благоустройства и озеленения поселения, вывоза твердых бытовых отходов и ряд других вопросов (статья 14 Федерального закона).

При этом часть вопросов, таких как, например, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, решается жителями муниципального образования и органами местного самоуправления совместно, поскольку требует привлечения к работе специализированных организаций.

Вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения в населенных пунктах, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора население вправе и может решить самостоятельно. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления рассмотрены в главе 3 данного пособия. Активное участие в решении вопросов местного значения поселений принимает муниципальный район. В исключительных случаях вопросы местного значения вправе решать органы государственной власти. К таким случаям относятся: отсутствие органов местного самоуправления и невозможность их формирования в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией, неудовлетворительное финансовое состояние муниципального образования или в случае нецелевого использования бюджетных средств муниципальным образованием. Кроме того, поводом для государственного вмешательства в дела муниципального образования могут стать установленные в судебном порядке случаи нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, иных нормативных актов, допущенные со стороны органов местного самоуправления.

2. Как могут передаваться государственные

полномочия органам местного самоуправления?

Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями субъекта Федерации или федерального центра. Решение о передаче полномочий и порядок их финансирования закрепляются законом. Чаще всего государственные полномочия передаются органам местного самоуправления с целью экономии денежных средств и более эффективной реализацией переданных полномочий. В пример можно привести организацию тушения пожаров. Как свидетельствует мировая практика, эта функция государства более эффективно может быть реализована на муниципальном уровне. С учетом современного перехода пожарной службы в ведение субъектов Российской Федерации и демилитаризации пожарных частей, с 2008 года их можно было бы передать органам местного самоуправления. На исполнение государственных полномочий муниципалитет должен получать субвенции из бюджета субъекта Федерации или федерального бюджета, в зависимости от уровня переданных ему государственных полномочий. Кроме того, муниципалитет может использовать и свои средства на исполнение переданных функций, но только в том случае, если это предусмотрено уставом муниципального образования. Помимо финансовых средств органам местного самоуправления должны передаваться в пользование, управление или в собственность необходимые материальные средства. Муниципальное образование, в свою очередь, обязано обеспечить надлежащую реализацию делегированных ему полномочий. Для этого оно вправе издавать общеобязательные нормативные правовые акты и контролировать их исполнение. Органы государственной власти со своей стороны обязаны следить за исполнением переданных государственных полномочий, использованием органами местного самоуправления предоставленных материальных и финансовых средств. В случае нарушений со стороны органов местного самоуправления государственная власть вправе вынести предписание с требованием устранить допущенное нарушение. В случае дальнейшего ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления переданных государственных полномочий органы государственной власти вправе осуществлять эти полномочия самостоятельно.

3. По каким вопросам местного значения необходимо принимать нормативные правовые акты?

В Федеральном законе утвержден перечень вопросов, которые требуют принятия на уровне муниципального образования нормативно-правовых актов. К их числу относятся: 1) утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; 3) определение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; 4) определение порядка обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; 5) определение правил транспортного обслуживания населения в границах поселения; 6) определение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; 7) определение порядка охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения; 8) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; 9) установление правил сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; 10) установление правил благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения; 11) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, организация земельного контроля за использованием земель поселения; 12) установление правил оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения; 13) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. На уровне муниципального района к перечисленным вопросам можно добавить еще несколько, требующих принятия нормативных правовых актов: организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего образования, организацию оказания скорой медицинской помощи, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение местных нормативов градостроительного планирования межселенных территорий и др. Принятые по перечисленным вопросам нормативные правовые акты устанавливают правила поведения для населения муниципального образования и организаций, действующих на его территории. Отсутствие нормативного акта по любому из перечисленных вопросов свидетельствует о ненадлежащей работе депутатов и главы муниципального образования и может стать основанием для применения санкций по отношению к органам местного самоуправления. Непринятие на муниципальном уровне нормативных актов об утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов, порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, генеральном плане поселения, о правилах землепользования и застройки, нормативно-правового акта об утверждении местных нормативов градостроительного планирования поселений, организации благоустройства и озеленения территории поселения может вообще поставить под вопрос само существование муниципального образования. Важным вопросом для муниципального образования является и то, какой из органов местного самоуправления должен принимать тот или иной нормативный правовой акт – глава муниципального образования или представительный орган местного самоуправления. Указанное разграничение должно устанавливаться уставом муниципального образования, хотя часть функций уже распределена существующим законом. (Более подробно см. вопрос 10 главы 1.) Однако стоит обращать внимание и на то обстоятельство, что большинство вопросов местного значения регулируются федеральным законодательством, и оно в правоприменительной практике играет определяющую роль. Например, исполнение бюджета поселения должно осуществляться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, осуществляется на основе норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ) и иных законов, определяющих правовое положение муниципальной собственности. Вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом регулируются федеральными законами от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Порядок содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения устанавливается Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, а также правовыми актами субъектов Российской Федерации.

4. По каким вопросам местного значения необходимо принимать правовые акты, не имеющие

нормативного содержания?

Очень часто для решения вопросов местного значения необходимо принимать правоприменительные акты. К таким случаям можно отнести практически все вопросы местного значения, за исключением моментов утверждения муниципального бюджета и контроля за его исполнением или установления, изменения и отмены местных налогов и сборов поселения и некоторых других отдельных случаев. В большинстве своем вопросы местного значения, по которым требуется принятие правоприменительных актов, совпадают с теми вопросами местного значения, по которым необходимо принимать нормативные правовые акты. И это не случайно. Необходим механизм реализации того или иного нормативно-правового акта, в качестве такого механизма и выступает правоприменительный акт.

5. Какие полномочия даны органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения?

Органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения предоставлен ряд полномочий. Основные из них: 1) принятие устава муниципального образования, издание муниципальных правовых актов; 2) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа; 3) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;

4) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

5) осуществление международных и внешнеэкономических связей.

Кроме того, органы местного самоуправления поселений и городских округов имеют право на добровольной основе привлекать граждан к выполнению социально значимых работ. Например, в случае предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности или создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения. В добровольном порядке население может заняться благоустройством и озеленением территории поселения.

Федеральный закон специально отмечает, что полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются самостоятельно.

6. Как разрешаются споры о компетенции между

органами местного самоуправления?

Между поселениями и муниципальными районами могут возникать споры о компетенции органов местной власти того или иного уровня в решении некоторых вопросов. Поскольку в федеральном законодательстве нет механизма рассмотрения таких ситуаций, он должен быть прописан в законодательстве субъекта Российской Федерации. А задача по разрешению споров должна возлагаться на судебные органы, в частности, на Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации. Другим вариантом могут стать согласительные процедуры, организованные высшим должностным лицом субъекта Федерации или проводимые органами местного самоуправления самостоятельно. Формами согласительных процедур могут выступать постоянно действующие совещания и рабочие группы.

7. Что должны делать органы местного

самоуправления в случае, если они не могут решить вопрос самостоятельно?

На практике довольно часто бывают ситуации, когда органы местного самоуправления поселений в силу тех или иных причин не могут самостоятельно решать стоящие перед ними задачи. В этом случае они вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче части своих полномочий. При этом поселение должно гарантировать муниципальному району субвенции из своего бюджета на выполнение этих полномочий.

В соглашении между поселением и районом должны быть оговорены сроки передачи полномочия (срок действия соглашения), основания и порядок прекращения действия соглашения, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, финансовые санкции за неисполнение соглашения. Кроме того, в соглашении должно четко и понятно указываться, какое именно полномочие передается от одного муниципального образования другому.

С другой стороны, часть вопросов местного значения, отнесенных к ведению поселений, более успешно может решаться на уровне муниципального района. Таким полномочием, например, может выступать организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора или создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

В этом случае заключается аналогичное соглашение между поселением и муниципальным районом.

8. Каким образом устанавливается ответственность

органов местного самоуправления за неисполнение или не-надлежащее исполнение собственных правовых актов?

Право на установление административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления закреплено за органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Такие законы приняты практически во всех субъектах Российской Федерации. При этом, как правило, значительная часть норм, содержащих административную ответственность, имеет ссылку на правила или порядок, установленный органами местного самоуправления. Так что реализация региональных законов об административных правонарушениях напрямую зависит от деятельности органов местного самоуправления. К ответственности муниципалитет привлекают административные комиссии, формируемые ор-ганами местного самоуправления, а протоколы о совершении административного правонарушения составляют должностные лица органов местного самоуправления, определенные муниципальным правовым актом.

Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно определить: каким образом назначаются лица, уполномоченные составлять протоколы о совершении административных правонарушений, а также вопрос о том, кто формирует состав административной комиссии. На этот счет должен приниматься соответствующий муниципальный правовой акт. Кроме этого, на уровне поселения могут создаваться административные инспекции, которые также имеют право составлять протоколы о совершении административного правонарушения. Особенно актуален этот вопрос в поселениях, где недостаточно муниципальных служащих для проведения такой объемной работы.

Г лава 3

ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ

МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

1. Что такое местный референдум?

Как он проводится?

Референдум (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – принятие избирателями окончательного решения по тому или иному вопросу путем всенародного голосования. Референдум наряду с выборами является высшим и непосредственным выражением власти народа. Документально оформленные решения референдума обладают высшей юридической силой, являются актами прямого действия и не нуждаются в подтверждении другими правовыми актами. Права граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом, а порядок подготовки и проведения местного референдума – законом субъекта Российской Федерации. Принимать участие в местном референдуме имеют право совершеннолетние граждане Российской Федерации, проживающие в границах муниципального образования и обладающие избирательным правом. В соответствии с международными договорами Российской Федерации в местном референдуме могут принимать участие иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципалитета. Сейчас такой договор у России есть только с Республикой Белоруссия. Местный референдум осуществляется путем всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, ограничивающие права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции России. Кроме того, вопросы референдума не должны противоречить федеральному и региональному законодательству. Формулировки вопросов должны исключать возможность их множественного толкования, чтобы на них можно было дать лишь однозначный ответ. На местном референдуме могут решаться только вопросы местного значения, то есть опросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Это может быть вопрос об использовании муниципальных земель (например, о выделении земельного участка под какое-либо производство), проблемы благоустройства (например, вырубка лесов или парковых насаждений) и т.д. Также на референдуме могут приниматься решения по муниципальным правовым актам. Уставом же могут быть определены вопросы, которые в обязательном порядке должны выноситься на референдум. Инициаторами проведения референдума могут быть: – группа граждан, проживающих на территории муниципального образования; – политические партии и объединения, имеющие право участвовать в выборах; – представительный орган муниципального образования совместно с главой местной администрации. Если инициаторами проведения референдума являются органы местного самоуправления, то для его проведения представительному органу муниципального образования и главе местной администрации достаточно издать соответствующее решение или постановление. Какова процедура назначения референдума, если она происходит по инициативе граждан или избирательных объединений? В этом случае формируется инициативная группа численностью не менее 10 человек (для объединений инициативной группой является руководящий орган), которая обращается в муниципальную избирательную комиссию с ходатайством о регистрации группы. Со дня её обращения муниципальная избирательная комиссия считается муниципальной комиссией референдума. В ходатайстве должны содержаться вопросы, выносимые на референдум, уполномоченные представители группы, указаны паспортные данные членов инициативной группы с личными подписями. К ходатайству прилагается протокол собрания инициативной группы. А в случае, если выносится вопрос о принятии нормативно-правового акта, то и проект самого акта. Комиссия референдума рассматривает представленные документы на предмет их соответствия требованиям федерального и регионального законодательства и устава муниципалитета, и в положительном случае направляет их представительному органу муниципального образования, который проверяет соответствие выносимого вопроса (вопросов) требованиям законодательства. Если возражений от представительного органа нет, комиссия регистрирует инициативную группу и выдает ей соответствующее свидетельство. С этого момента группа может формировать фонд референдума и проводить агитацию в его поддержку. Органы местного самоуправления, органы государственной власти, должностные лица не могут проводить агитацию за или против принятия какого-либо решения на референдуме. Сроки регистрации группы могут варьироваться законом субъекта Федерации о местном референдуме. Например, в соответствующем законе Новосибирской области установлены такие сроки: 15 дней на рассмотрение документов комиссией референдума, 5 дней на направление документов в представительный орган. Последнему выделяется 20 дней на вынесение своего решения. И, наконец, 15 дней для окончательной регистрации группы. Таким образом, на регистрацию группы по проведению референдума в Новосибирской области может уйти до 55 дней. После регистрации инициаторы референдума должны собрать подписи 5% избирателей муниципалитета в поддержку его проведения. В подписном листе за проведение референдума должна быть указана формулировка выносимого на него вопроса (вопросов), фамилия, имя, отчество гражданина, поддерживающего проведение референдума, его год рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности, а также дата подписания. В законе Новосибирской области от 12 апреля 2004 года № 175-ОЗ «О местном референдуме Новосибирской области» установлено, что подписи должны быть собраны за 20 дней. После проверки подлинности подписей и достоверности сведений соответствующие документы направляются в представительный орган муниципалитета. В течение 30 дней со дня поступления документов депутаты обязаны назначить референдум. В противном случае он может быть назначен по решению суда на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти или прокурора. При этом со дня опубликования решения о назначении референдума до дня голосования не может быть менее 45 дней. Референдум проводится на территории всего муниципалитета. Помещения для голосования безвозмездно предоставляются главой муниципалитета. Финансирование мероприятий по организации местного референдума осуществляется за счет местного бюджета, агитация проводится за счет фонда референдума, созданного инициативной группой. Непосредственно за организацию и проведение референдума отвечает муниципальная комиссия референдума. Она формирует списки участников референдума, а также совместно с главой муниципального образования формирует участки референдума, обеспечивает информирование участников референдума, осуществляет иные меры по проведению референдума, контролирует соблюдение законодательства, устанавливает результаты референдума и отвечает за их публикацию.

По завершении голосования муниципальная комиссия референдума суммирует данные, поступившие от нижестоящих комиссий, производит подсчет голосов, составляет итоговый протокол и определяет результаты. На основании подсчета голосов комиссия может принять одно из четырех решений:

– о признании референдума недействительным, если выявлены нарушения, не позволяющие достоверно установить результаты волеизъявления участников; – о признании референдума несостоявшимся в случае, если в нем приняло участие менее половины зарегистрированных избирателей; – о непринятии вопроса (проекта), вынесенного на референдум, если за него проголосовало не более половины участников референдума; – о принятии вопроса (проекта), вынесенного на референдум. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию или обнародованию (как правило, в маленьких муниципальных образованиях). Принятое на местном референдуме решение не нуждается в дополнительном утверждении какими-либо органами власти или должностными лицами. Но если для его реализации дополнительно требуется издание нормативного правового акта, соответствующий орган местного самоуправления или должностное лицо обязан в течение трех месяцев принять такой акт. Непринятие этого акта в указанный срок может стать основанием для отзыва выборного должностного лица, увольнения главы администрации или роспуска выборного органа местного самоуправления. Исполнение решения, принятого на местном референдуме, возлагается на органы местного самоуправления и подлежит обязательному исполнению на территории муниципалитета. Решение о проведении местного референдума или принятое на нем решение может быть обжаловано в суде.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.

На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся вопросы формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, распоряжение муниципальным имуществом, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем, предоставление жителям муниципального образования услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания, организация досуга населения, вопросы благоустройства и озеленения поселения, вывоза твердых бытовых отходов и ряд других вопросов (статья 14 Федерального закона).

При этом часть вопросов, таких как, например, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, решается жителями муниципального образования и органами местного самоуправления совместно, поскольку требует привлечения к работе специализированных организаций.

Вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения в населенных пунктах, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора население вправе и может решить самостоятельно.

Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления рассмотрены в главе 3 данного пособия.

Активное участие в решении вопросов местного значения поселений принимает муниципальный район. В исключительных случаях вопросы местного значения вправе решать органы государственной власти. К таким случаям относятся: отсутствие органов местного самоуправления и невозможность их формирования в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией, неудовлетворительное финансовое состояние муниципального образования или в случае нецелевого использования бюджетных средств муниципальным образованием. Кроме того, поводом для государственного вмешательства в дела муниципального образования могут стать установленные в судебном порядке случаи нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, иных нормативных актов, допущенные со стороны органов местного самоуправления.

2. В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится «организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов». Просим разъяснить, какие виды медицинской помощи подразумеваются под термином «первичная медико-санитарная помощь в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях».

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I, первичная медико-санитарная помощь включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства (статья 38). Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 255. В настоящее время в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации идет подготовка нормативно-правовых актов, определяющих порядок оказания первичной медико-санитарной помощи и для других категорий граждан.

3. Как могут передаваться государственные полномочия органам местного самоуправления?

Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями субъекта Федерации или федерального центра. Решение о передаче полномочий и порядок их финансирования закрепляются законом.

Чаще всего государственные полномочия передаются органам местного самоуправления с целью экономии денежных средств и более эффективной реализацией переданных полномочий.

В пример можно привести организацию тушения пожаров. Как свидетельствует мировая практика, эта функция государства более эффективно может быть реализована на муниципальном уровне. С учетом современного перехода пожарной службы в ведение субъектов Российской Федерации и демилитаризации пожарных частей, с 2008 года их можно было бы передать органам местного самоуправления.

На исполнение государственных полномочий муниципалитет должен получать субвенции из бюджета субъекта Федерации или федерального бюджета, в зависимости от уровня переданных ему государственных полномочий. Кроме того, муниципалитет может использовать и свои средства на исполнение переданных функций, но только в том случае, если это предусмотрено уставом муниципального образования. Помимо финансовыхсредств органам местного самоуправления должны передаваться в пользование, управление или в собственность необходимые материальные средства.

Муниципальное образование, в свою очередь, обязано обеспечить надлежащую реализацию делегированных ему полномочий, для этого оно вправе издавать общеобязательные нормативные правовые акты и контролировать их исполнение.

Органы государственной власти со своей стороны обязаны следить за исполнением переданных государственных полномочий, использованием органами местного самоуправления предоставленных материальных и финансовых средств. В случае нарушений со стороны органов местного самоуправления государственная власть вправе вынести предписание с требованием устранить допущенное нарушение.

В случае дальнейшего ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления переданных государственных полномочий органы государственной власти вправе осуществлять эти полномочия самостоятельно.

4 . По каким вопросам местного значения необходимо принимать нормативные правовые акты ?

В Федеральном законе утвержден перечень вопросов, которые требуют принятия на уровне поселений нормативно-правовых актов. К их числу относятся:

1) утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) определение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения:

4) определение порядка обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

5) определение правил транспортного обслуживания населения в границах поселения;

6) определение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

7) определение порядка охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

8) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

9) установление правил сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

10) установление правил благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

11) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, организация земельного контроля за использованием земель поселения;

12) установление правил оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

13) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

На уровне муниципального района к перечисленным вопросам можно добавить еще несколько, требующих принятия нормативных правовых актов: организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего образования, организацию оказания скорой медицинской помощи, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение местных нормативов градостроительного планирования межселенных территорий и др.

Принятые по перечисленным вопросам нормативные правовые акты устанавливают правила поведения для населения муниципального образования и организаций, действующих на его территории. Отсутствие нормативного акта по любому из перечисленных вопросов свидетельствует о ненадлежащей работе депутатов и главы муниципального образования и может стать основанием для применения санкций по отношению к органам местного самоуправления.

Непринятие на муниципальном уровне нормативных актов об утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов, порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, генеральном плане поселения, о правилах землепользования и застройки, нормативно-правового акта об утверждении местных нормативов градостроительного планирования поселений, организации благоустройства и озеленения территории поселения может вообще поставить под вопрос само существование муниципального образования.

Важным вопросом для муниципального образования является и то, какой из органов местного самоуправления должен принимать тот или иной нормативный правовой акт глава муниципального образования или представительный орган местного самоуправления. Указанное разграничение должно устанавливаться уставом муниципального образования, хотя часть функций уже распределена существующим законом. Однако стоит обращать внимание и на то обстоятельство, что большинство вопросов местного значения регулируются федеральным законодательством, и оно в правоприменительной практике играет определяющую роль.

Например, исполнение бюджета поселения должно осуществляться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, осуществляется на основе норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ) и иных законов, определяющих правовое положение муниципальной собственности. Вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом регулируются федеральными законами от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 14 апреля 1995 года № 41 -ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Порядок содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения устанавливается Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения», нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, а также правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. По каким вопросам местного значения необходимо принимать правовые акты, не имеющие нормативного содержания?

Очень часто для решения вопросов местного значения необходимо принимать правоприменительные акты. Ктаким случаям можно отнести практически все вопросы местного значения, за исключением моментов утверждения муниципального бюджета и контроля за его исполнением или установления, изменения и отмены местных налогов и сборов поселения и некоторых других отдельных случаев.

Вбольшинстве своем вопросы местного значения, по которым требуется принятие правоприменительных актов, совпадают с теми вопросами местного значения, по которым необходимо принимать нормативные правовые акты. Иэто не случайно. Необходим механизм реализации того или иного нормативно- правового акта, в качестве такого механизма и выступает правоприменительный акт.

6. Просим дать разъяснение, входит ли в обязанности органов местного самоуправления создание муниципальной пожарной охраны, а также раскрыть содержание первичных мер пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 69-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится только обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Анализ текста ФЗ № 69-ФЗ (статьи 10, 11.1, 12.1, 13 и 19) не дает оснований считать создание муниципальной пожарной охраны обязательным для муниципальных образований. Муниципальная пожарная охрана может быть создана в качестве добровольной в порядке, предусмотренном статьей 13 ФЗ № 131-ФЗ.

Содержание понятия «первичные меры пожарной безопасности» раскрывается в статье 1 ФЗ № 69-ФЗ, в соответствии с которой под таковыми понимается «реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения». Согласно статье 19 ФЗ № 69-ФЗ, вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Одной из таких первичных мер пожарной безопасности может являться упомянутое выше создание в муниципальном образовании добровольной пожарной охраны. Как следует из статьи 13 ФЗ № 69-ФЗ, участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. Решение о привлечении граждан к выполнению социально значимых работ принимаются органами местного самоуправления в соответствии с частью 2 статьи 17 ФЗ № 131-ФЗ.

7. Какие полномочия даны органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения?

Органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения предоставлен ряд полномочий. Основные из них:

1) принятие устава муниципального образования, издание муниципальных правовых актов;

2) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

3) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями учреждениями;

4) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования:

5) осуществление международных и внешнеэкономических связей.

Кроме того, органы местного самоуправления поселений и городских округов имеют право на добровольной основе привлекать граждан к выполнению социально значимых работ. Например, в случае предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности или создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения. В добровольном порядке население может заняться благоустройством и озеленением территории поселения.

Федеральный закон специально отмечает, что полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются самостоятельно.

8. Как разрешаются споры о компетенции между органами местного самоуправления?

Между поселениями и муниципальными районами могут возникать споры о компетенции органов местной власти того или иного уровня в решении некоторых вопросов. Поскольку в федеральном законодательстве нет механизма рассмотрения таких ситуаций, он должен быть прописан в законодательстве субъекта Российской Федерации. А задача по разрешению споров должна возлагаться на судебные органы, в частности, на Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации. Другим вариантом могут стать согласительные процедуры, организованные высшим должностным лицом субъекта Федерации или проводимые органами местного самоуправления самостоятельно. Формами согласительных процедур могут выступать постоянно действующие совещания и рабочие группы.

9. Что должны делать органы местного самоуправления, в случае если они не могут решить вопрос самостоятельно ?

На практике довольно часто бывают ситуации, когда органы местного самоуправления поселений в силу тех или иных причин не могут самостоятельно решать стоящие перед ними задачи.

В этом случае они вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче части своих полномочий, При этом поселение должно гарантировать муниципальному району субвенции из своего бюджета на выполнение этих полномочий.

В соглашении между поселением и районом должны быть оговорены сроки передачи полномочия (срок действия соглашения), основания и порядок прекращения действия соглашения, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, финансовые санкции за неисполнение соглашения.

Кроме того, в соглашении должно четко и понятно указываться, какое именно полномочие передается от одного муниципального образования другому.

С другой стороны, часть вопросов местного значения, отнесенных к ведению поселений, более успешно может решаться на уровне муниципального района. Таким полномочием, например, может выступать организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора или создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугам и организаций культуры.

Вэтом случае заключается аналогичное соглашение между поселением и муниципальным районом.

10. Каким образом устанавливается ответственность органов местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение собственных правовых актов?

Право наустановление административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления закреплено за органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Такие законы приняты практически во всех субъектах Российской Федерации. При этом, как правило, значительная часть норм, содержащих административную ответственность, имеет ссылку на правила или порядок, установленный органами местного самоуправления. Так что реализация региональных законов об административных правонарушениях напрямую зависит от деятельности органов местного самоуправления. Кответственности муниципалитет привлекают административные комиссии, формируемые органами местного самоуправления, а протоколы о совершении административного правонарушения составляют должностные лица органов местного самоуправления, определенные муниципальным правовым актом.

Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно определить, каким образом назначаются лица, уполномоченные составлять протоколы о совершении административных правонарушений, а также вопрос о том, кто формирует состав административной комиссии. На этот счет должен приниматься соответствующий муниципальный правовой акт. Кроме этого на уровне поселения могут создаваться административные инспекции, которые также имеют право составлять протоколы о совершении административного правонарушения. Особенно актуален этот вопрос в поселениях, где недостаточно муниципальных служащих для проведения такой объемной работы.

Определившись с субъектами права на местное самоуправление, мы можем перейти к вопросу об их компетенции.

Принимая во внимание, что Российской Федерацией ратифицирована Европейская Хартия местного самоуправления, обратимся к ее положениям, касающимся компетенции местного самоуправления. В определении местного самоуправления, данном Европейской Хартией местного самоуправления (ч. 1 ст. 3), декларировано право органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в интересах местного населения. То есть к компетенции местного самоуправления отнесена часть обшей компетенции публичной власти, а именно та ее часть, которая связана с удовлетворением интересов населения муниципальных образований.

В соответствии с Конституцией РФ систему органов публичной масти составляют органы государственной власти (федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации) и не входящие в их структуру органы местного самоуправления. Компетенция публичной власти в России, согласно Конституции РФ, складывается из предметов ведения Российской Федерации; предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; предметов ведения субъектов Российской Федерации и вопросов местного значения (рис. 6).

Рис. 6.

Необходимо отметить, что в отношении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации применен термин «предметы ведения», а в отношении муниципальных образований -- «вопросы местного значения», причем у Российской Федерации и субъектов Российской Федерации существуют предметы совместного ведения, а муниципальные образования не имеют совместных вопросов местного значения. Когда мы говорим об исключительных предметах ведения, то имеем в виду некую замкнутую сферу деятельности, в пределах которой осуществляет свои полномочия только один уровень публичной власти. Соответственно, предметы совместного ведения -- сфера деятельности двух уровней публичной аласти (федерального и регионального), каждый из которых имеет собственные полномочия в этой сфере. Вопросы же местного значения, замкнутых сфер деятельности собой не представляют, так как в этих же сферах обладают полномочиями федеральные и (или) региональные органы государственной власти.

Исходя из того что названная Европейской Хартией местного самоуправления часть публичных дел, регламентируемая и управляемая органами местного самоуправления в интересах местного населения, в российском законодательстве именуется вопросами местного значения, самое простое и очевидное определение понятия «вопросы местного значения» может быть сформулировано с изменением порядка слов в предыдущем предложении: «Вопросы местного значения -- это часть публичных дел, регламентируемая и управляемая органами местного самоуправления в интересах местного населения».

Однако ценность любого определения состоит в наиболее полном раскрытии содержания определяемого понятия. А в данном нами определении нет ответов как минимум на три важных вопроса.

Например, какую часть публичных дел (какие конкретно дела) можно отнести к вопросам местного значения?

Не ответив на этот вопрос, мы не можем обеспечить самостоятельность местного самоуправления в пределах его компетенции, поскольку она не установлена.

Какими органами местного самоуправления (органами местного самоуправления каких муниципальных образований) регламентируются вопросы местного значения?

Мы уже выяснили, что в Российской Федерации существуют четыре категории муниципальных образований (поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения). Для каждой из них должна быть определена собственная компетенция (собственный перечень публичных дел или вопросов местного значения).

О каких интересах местного населения идет речь? Ведь у местного населения существует огромное количество интересов, которые могут реализовываться и самими гражданами, и федеральными органами государственной власти, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и органами местного самоуправления.

Исходя из принципа «подзаконности» местного самоуправления, ответы на эти вопросы должны содержаться в действующем законодательстве. Рассмотрим, как определены вопросы местного значения в Конституции РФ и федеральных законах.

Конституцией РФ установлено, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130), а «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения» (ст. 132).

Из формулировки в ст. 130 Конституции РФ не следует, что владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью относится к вопросам местного значения, так как данные права перечислены отдельно от них. С другой стороны, в соответствии со ст. 132, управление муниципальной собственностью относится к вопросам местного значения. Но что же такое управление муниципальной собственностью, как не распоряжение ею? Здесь, очевидно, имеется противоречие. Во всяком случае, к вопросам местного значения относятся формирование, исполнение и утверждение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка.

Определение понятия «вопросы местного значения» в Конституции РФ отсутствует, как отсутствует и полный перечень вопросов местного значения или хотя бы требования к его установление. Поэтому, опираясь на положения Конституции РФ, относящие установление общих принципов организации местного самоуправления к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72) и предусматривающие по предметам совместного ведения принятие федеральных законов и соответствующих им законов субъектов Российской Федерации, обратимся к соответствующим федеральным законам.

Первое определение понятия «вопросы местного значения» и их первоначальный перечень были даны в Законе о местном самоуправлении 1995 г., где вопросы местного значения обозначались как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

В более позднем одноименном законе 2003 г. вопросы местного значения -- это уже вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Общим в этих формулировках является то, что вопросы местного значения -- это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, т.е. понятие «интересы местного населения» некоторым образом уточняется и раскрывается через словосочетание «непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения». Вместе с тем взамен проблемы выяснения «интересов местного населения» мы получаем проблему выяснения «непосредственного обеспечения жизнедеятельности». Во-первых, необходимо определить, что такое «непосредственное обеспечение», во-вторых, неясно, что можно отнести к вопросам «жизнедеятельности населения», поскольку это слишком широкое понятие. И здесь мы опять же приходим к необходимости установления перечня вопросов местного значения.

В отношении этого вопроса между названными федеральными законами имеются различия. Если первый из них устанавливает, что вопросами местного значения являются вопросы, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, т.е. называет все возможные источники возникновения вопросов местного значения, окончательно закрепляемых уставом муниципального образования, не определяя границ регулирования в этой сфере разными уровнями законодательной (представительной) власти, то второй называет два источника (Конституция РФ и сам Федеральный закон).

Причем в обоих источниках содержится точный перечень вопросов местного значения, а в ст. 18 ч. 1 Закона о местном самоуправлении 2003 г. содержится положение, согласно которому «перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон». Смысл этих различий состоит в том, что ранее действовавшим Федеральным законом вопросы местного значения были сформулированы для всех муниципальных образований безотносительно к статусу, а последующее их разграничение между муниципальными образованиями осуществлялось законодательством субъектов Российской Федерации и окончательно закреплялось в уставах муниципальных образований, а ныне действующий Федеральный закон, определив категории муниципальных образований, установил для каждой из них собственный перечень вопросов местного значения и фактически запретил органам государственной власти субъектов Российской Федерации каким-либо образом изменять этот перечень.

Законом о местном самоуправлении 2003 г. введено еще одно понятие вопросы местного значения межпоселенческого характера.

Под ними понимается «часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно» (ст. 2 ч. 1). Смысл этого нововведения заключается в выделении тех вопросов местного значения, которые в ситуации разделения муниципальных образований на категории (поселения и муниципальные районы) решаются органами местного самоуправления муниципальных районов не в отношении населения, а в отношении поселений. Поясним это на примере.

В перечне вопросов местного значения муниципального района содержится такой вопрос, как «организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) образования» (п. 11ч. 1 ст. 15).

Этот вопрос решается органами местного самоуправления муниципального района в отношении граждан, конкретнее -- в отношении определенной категории населения (детей школьного возраста), и не является вопросом местного значения межпоселенческого характера. Если же мы рассмотрим коммунальную сферу, то к вопросам местного значения поселений относится «организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом» (п. 4 ч. 1 ст. 14), а к вопросам муниципального района -- организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений» (п. 4 ч. 1 ст. 15). Видно, что за электро- и газоснабжение населения (доведение соответствующих сетей и подачу энергоносителей до домов и квартир) отвечают органы местного самоуправления поселения, а за электро- и газоснабжение поселений (доведение сетей и подачу энергоносителей до поселений) -- органы местного самоуправления муниципальных районов.

Такой подход применен в отношении значительного количества вопросов местного значения при разграничении компетенции между поселениями и муниципальными районами. В общем случае, за исключением отдельных вопросов (как правило, требующих для решения значительных ресурсов и развитой инфраструктуры), выдерживается принцип: поселения для населения, муниципальные районы -- для поселений. Исключение составляют вопросы местного значения городских округов (к их компетенции отнесены и вопросы местного значения поселений, и вопросы местного значения муниципальных районов), а также вопросы местного значения внутригородских территорий городов федерального значения (определяются законами субъектов Российской Федерации -- городов федерального значения).

Перечни вопросов местного значения, если отвлечься от разграничения их между муниципальными образованиями с различным статусом, в обоих одноименных федеральных законах очень схожи, как схожи они и с полномочиями местных органов государственной масти советского периода. Это вызвано во многом тем (не считая теоретических обоснований), что за годы и десятилетия существования местной власти и в статусе местных органов государственной власти, и в статусе органов местного самоуправления их задачи, сфера ответственности, практика деятельности сложились и пока не требуют существенных изменений.

Имеется, конечно, так называемый принцип субсидиарности, согласно которому, в упрощенном изложении, на более высокий уровень публичной власти передаются те вопросы, которые явно не могут эффективно решаться на более низком уровне. То есть вопросы публичного характера по возможности должны решаться на уровне, наиболее приближенном к населению. Однако применение данного принципа связано с разрешением весьма спорной дилеммы «могут -- не могут», и в основном -- в отношении ресурсов (материальных, финансовых, кадровых и т.п.). Если наличие таких ресурсов в целом по стране зависит от уровня общего социально-экономического развития (объективная составляющая), то передача их муниципальным образованиям зависит скорее от политической воли органов государственной власти (субъективная составляющая). Поэтому принцип субсидиарности применяется фактически «по усмотрению» и, следовательно, вряд ли может служить надежной теоретической основой для формирования перечня вопросов местного значения.

Более простой и реализуемый подход -- отнести к вопросам местного значения те задачи публичной власти, которые связаны, во-первых, с удовлетворением ежедневных и постоянно существующих потребностей населения и, во-вторых, непосредственно с местом проживания. К таким, в частности, относятся жилище, отопление, освещение, водоснабжение, благоустройство территории, досуг, общее образование, первичная медицинская помощь и т.п. Исходя из положений действующего законодательства можно сказать, что такой подход и реализован в действительности.

Сами вопросы местного значения, определенные федеральным законодательством, не детализируя (тем более что в их перечни и формулировки постоянно вносятся изменения), можно условно разделить на несколько групп:

Экономика и финансы (муниципальное имущество, муниципальные земельные, лесные и водные ресурсы, местный бюджет, местные налоги и сборы);

Жизнеобеспечение населения (жилищные и коммунальные услуги, благоустройство, озеленение, транспорт, связь, торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, дорожная деятельность);

Социальная сфера (общее дошкольное и среднее образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, досуг, работа с детьми и молодежью);

Безопасность (общественный порядок, экология, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации, охрана на водных объектах).

Напомним, что вопросы местного значения не могут быть поставлены в один ряд с предметами ведения. Действительно, все перечисленные сферы деятельности органов местного самоуправления регулируются федеральным и (или) региональным законодательством, и почти во всех этих сферах федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают собственными полномочиями.

Чтобы понять, чем же тогда в юридическом смысле являются вопросы местного значения (правами, обязанностями, полномочиями), необходимо проанализировать их формулировки.

В Законе о местном самоуправлении 1995 г. при формулировании вопросов местного значения используются следующие слова и словосочетания: развитие, содержание, организация, осуществление, обеспечение, регулирование, создание условий, охрана, контроль, строительство, благоустройство, озеленение, организация обеспечения, сохранение, участие (ст. 6 ч. 2). В одноименном Федеральном законе 2003 г.--организация, содержание, строительство, обеспечение, создание условий, участие, сохранение, использование, популяризация, охрана, обеспечение условий для развития, оказание содействия, формирование, утверждение, выдача разрешений, резервирование, изъятие, осуществление, создание, развитие, содействие в развитии, расчет (ст. 14, 15, 16).

Справедливо ли считать, что вопросы местного значения подлежат обязательному решению со стороны органов местного самоуправления, т.е. составляют совокупность обязанностей муниципальных образований? Казалось бы, да, особенно если обратить внимание на такое слово, как «обеспечение». Но как отнестись, например, к вопросу организации газоснабжения населения, если в обозримом будущем нет и не предвидится никаких источников газоснабжения, включая системы транспортировки газа (и магистральные, и мобильные)?

Если же рассматривать вопросы местного значения только как совокупность вопросов, на которые у муниципальных образований в силу закона возникает право на их решение, то мы получим значительное количество муниципальных прав без каких-либо обязанностей. Это как раз может быть свойственно «чистому» самоуправлению, самоорганизации, где все делается самостоятельно и под свою ответственность, но мы уже выяснили, что местное самоуправление сегодня -- это уровень публичной власти, органы которой несут по закону ответственность и перед населением, и перед государством.

Можно было бы с большой долей объективности считать вопросы местного назначения полномочиями в установленных сферах, однако в Законе о местном самоуправлении 2003 г. есть отдельная статья -- «Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения» (ст. 17), что подразумевает невозможность рассматривать сами вопросы местного значения как полномочия. Кроме того, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения установлены и в большом количестве отраслевых законов.

Таким образом, анализ показывает, что в одних случаях эти слова и словосочетания означают конкретные действия или совокупность действий (содержание, осуществление, регулирование, охрана, контроль, строительство, благоустройство, озеленение, популяризация, формирование, расчет), причем действий разного рода (иногда прямые хозяйственные функции -- строительство, содержание и т.п., иногда действия регулятивного характера -- утверждение, регулирование и др., иногда осуществление административной функции -- выдача разрешений, изъятие и пр.); в других случаях -- формы деятельности или способы достижения результатов (организация, участие, содействие, создание условий).

Следовательно смысл, статус и содержание каждого из вопросов местного значения надо рассматривать индивидуально, применительно к конкретному муниципальному образованию, и никакой определенной характеристики вопросам местного значения дать невозможно, т.е. невозможно сразу ответить на вопрос, что же это такое: сферы деятельности, права, обязанности, полномочия, иное?

На самом деле, при всей неопределенности статуса вопросов местного значения, кажущейся (да и не только кажущейся) расплывчатости их формулировок, исходя из целей деятельности местного самоуправления все же можно сделать некоторые заключения.

Выделим две группы целей: стратегические цели и тактические. Стратегической целью является комплексное социально- экономическое развитие муниципальных образований. Тактической -- удовлетворение основных жизненных потребностей населения, связанных с местом проживания, формирование благоустроенной среды проживания населения.

В таком случае вопросы местного значения можно расценивать как задачи, решение которых направлено на достижение стратегической и тактической целей, а формулировки вопросов местного значения -- как указания на возможные (предпочтительные) формы и механизмы решения названных задач. Причем муниципальным образованиям в силу их природы как субъектов местного самоуправления и с учетом ответственности органов местного самоуправления перед населением должна быть предоставлена определенная свобода самостоятельного выбора приоритетов в решении задач, форм и механизмов их решения.

По совокупности признаков и содержательных характеристик вопросов местного значения можно дать следующее рабочее определение (рабочее, потому что оно может уточняться по мере углубления исследований проблемы и в связи с возможным внесением изменений и дополнений в законодательство).

Вопросы местного значения -- это вопросы обеспечения жизнедеятельности населения, составляющие часть компетенции публичной масти, закрепленную за муниципальными образованиями Конституцией РФ и Федеральным законом и решаемые населением муниципальных образований и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Вопросы местного значения – основа деятельности местного самоуправления

Сфера реализации местного самоуправления определяется в ч. 1 ст. 130 Конституции РФ через понятие «вопросы местного значения», содержание которого отчасти раскрывается в ч. 1 ст. 132: это вопросы муниципальной собственности, формирования, утверждения и ис­полнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, охраны общественного порядка и иные вопросы местного значения.

Материальный - вопросы должны были касаться непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образова­ния;

Формально-юридический - они должны быть отнесены к вопросам местного значения уставом муниципального образования в соответ­ствии с Конституцией РФ, федеральным законом, законами субъектов РФ.

Материальный критерий носит во многом оценочный характер. Поэтому Закон (ст. 6) содержал перечень соответствующих вопросов из 30 позиций, который не являлся исчерпывающим.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также исходит из сочетания материального и формального критериев при определении вопросов местного значения. Согласно ст. 2 вопросы местного значе­ния - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответ­ствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осу­ществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Важные подходы, связанные с конституционным истолкованием вопросов местного самоуправления, содержатся в решениях Конституционного Суда РФ. Правовая позиция, согласно которой из прямо­го предписания ст. 130 (ч. 1) Конституции РФ, устанавливающей, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, следует, что эти вопросы могут и должны решать именно органы местного самоуправления или население непосредственно, а не органы государственной власти, была выражена Конституционным Судом РФ в постановлениях по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 24 янва­ря 1997 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» /14/ и по делу о проверке конституционности ст. 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и ст. 31 Закона Республики Коми от 15 января 1998 г. «Об органах исполнительной власти в Республи­ке Коми». /13/ На органы же государственной власти, как следует из этой позиции, возлагается обязанность создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые и другие условия для ста­новления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.



В постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области /11/ был выражен ряд значи­мых для характеристики самостоятельности населения в решении во­просов местного значения позиций. Согласно постановлению из пря­мого предписания ст. 130 (ч. 1) Конституции РФ, устанавливающей, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, следует: вопросы местного значения могут и должны решать именно органы местного самоуправ­ления или население непосредственно, а не органы государственной вла­сти; «недопустимость же ограничения прав местного самоуправления и принадлежащих ему полномочий по вопросам местного значения составляет одну из основ конституционного статуса местного, самоуправления (ст. 12 и 130, ч. 1 ст. 132, ст. 133 Конституции РФ). В то же время она связана с регулированием прав и свобод человека и гражданина, относящимся к ведению Российской Федерации (п. «в» ст. 71 Конституции РФ), поскольку любое такое ограничение непо­средственно влияет на нормативно-правовое содержание и полноту права граждан на осуществление местного самоуправления». Из это­го делается вывод о недопустимости даже добровольной передачи хотя бы части полномочий по решению вопросов местного значения органам государственной власти. Подчеркнута в данном постановлении Кон­ституционного Суда РФ (п. 4 мотивировочной части) и невозможность упразднения местного самоуправления на какой-либо территории, даже если это решение принято на местном референдуме.

Вопросы местного значения - это те вопросы, которые в обязатель­ном порядке должны реализовываться органами местного самоуправления соответствующего типа муниципального образования, т. е., по сути, решение вопросов местного значения есть обязанность местной власти, а не только право. /15/



Еще из АП вы знаете, что термин компетенция хотя и имеет неоднозначное толкование, но обычно в компетенцию включаются полномочия и предметы ведения как сферы общественных отношений, в которых эти полномочия реализуются. Обычно понятие компетенции используется применительно к органам. А здесь несколько иначе стоит вопрос - мы говорим о компетенции ППО – МО.

Действительно в последнее время именно этот подход получил особое распространение как раз в МП. Именно потому что органы выступают от имени публичного субъекта, и здесь наверно вопросы компетенции вполне можно ставить применительно как раз к публичному субъекту. С таким подходом к компетенции мы может с вами встретиться уже в самой КРФ. Помните еще из КП, те конст. положения, в которых речь идет не просто о полномочиях органов, а о полномочиях РФ, субъектов РФ. Таким образом, нет большой проблемы и ошибки в том, что мы будем говорить о компетенции МО в целом как реализуемой главным образом через органы, так и возможно через формы прямой демократии, тем более в тех случаях, когда представительный орган вообще не образуется, а его функции выполняет сход. Именно на муниц. уровне особенно заметно, что публичный субъект может выступать в разных лицах, ипостасях.

Что же включается в компетенцию МО, характеризующих соответственно конституционно-правовой статус МО:

1. В первую очередь мы можем назвать то, что есть ядро этой компетенции – это вопросы местного значения и полномочия по ихрешению.

2. Но кроме того в компетенцию МО включаются и переданные гос. полномочия.

А почему гос. полномочия, которые принадлежат другому ППО, оказываются в компетенции МО? Правильно ли, что мы их включаем? Не смотря на то, что эти полномочия включаются и передаются от другого субъекта, и контроль за ними, как и ответственность остаются за тем субъектом, который передает, тем не менее переданные гос. полномочия становятся частью компетенции МО и оно несет в этой части ответственность за них. Именно этот подход красной нитью проходит в фз 131, то есть имея в виду, что МО должно отвечать требованиям ха выполнение не только собственных вопросов местного значения, но и выполнение гос. полномочий, переданных к муниц. субъекту. Это важная часть компетенции.

Вот эта часть компетенции МО – переданные гос. полномочия зачастую составляют половину и более компетенции МО, что конечно уже ставит вопрос вообще: а не перерождается ли МО в некий придаток гос-ва, коль скоро выполняет только переданные гос. полномочия в большей степени, чем собственные. С точки зрения МП в таком подходе можно усматривать уже нарушение самостоятельности МСУ.

3. Еще один круг полномочий, собственные полномочия - полномочия, которые принимаются добровольно МО. Такая конструкция применима и к другим ППО, которые добровольно могут принять на себя иные полномочия в том случае, если закон позволяет это сделать. Важным являются рамки закона - имеются ли законные основания для того, чтобы на себя добровольно принимать факультативные полномочия. Если они добровольно принимаются, то именно на этом этапе есть определенная свобода усмотрения у муниц. субъекта: принять или не принять на себя эти полномочия. Но если оно принято, то никакой свободы в исполнении этого полномочия не возникает, потому что если субъект принял на себя выполнение полномочий, он обязан его выполнять. Соответственно в отношении субъектов, которые пользуются соответствующими услугами возникает право требовать такого исполнения.

Вопросы местного значения

Мы уже отмечали не раз, что это элемент конституционно-правового статуса МО, что каждому любому типу МО вопросы местного значения присущи. Действительно в соответствующих положениях закона мы находим перечини вопросов местного значения в отношении разных типов МО, они различаются, но тем не менее у всех они присутствуют. Что они собой представляют?

Важно соотнести вопросы местного значения с предметом ведения , то, что обычно является элементом компетенции любого субъекта. Гриценко не стала бы ставить знак равенства между этими понятиями. Предмет ведения – это элемент компетенции гос-ва и гос. образования. Именно так и предложено в ст. 71, 72, 73 КРФ. Отсюда мы выводим эти самые предметы ведения: исключительные, совместные, в которых реализуются полномочия уже вот этими публичными субъектами.

Вместе с тем, вопросы местного значения с предметом ведения связаны. И это действительно определённые вопросы или задачи в каких-то сферах общественных отношений, но это не вся сфера в целом . То есть если предмет ведения – это сфера жизнедеятельности, сфера общественных отношений, которые в полном объеме относятся к соответствующему ведению субъекта публичного, то здесь мы сталкиваемся именно с частью вопросов в этой сфере. Любой вопрос местного значения не является всеобъемлющей сферой общественных отношений, это именно отдельные вопросы и задачи в этих сферах. На это обращалось внимание не раз и КС. Даже при формулировании достаточно широко тех или иных вопросов местного значения, все равно так или иные выясняется, что они имеют корни в предмете ведения гос-ва в ст. 71 или 72. Прежде всего конечно предмет ведения может и является государственным, то есть сфера общественных отношений все равно в ведении того или иного гос. субъекта. Ну конечно гос-во в целом, либо совместно ведение РФ и субъектов РФ, а МО получают ряд задач, вопросов в этой сфере, за которые они отвечают.

Гриценко в качестве примера приводит Постановление по читинскому делу. Читинский городской округ обращался с жалобой в КС по вопросу о том, кто же должен нести бремя расходов за предоставление доп. льгот соответствующим категориям граждан при уплате за теплоснабжение в том случае, если в рамках регулирования тарифов, которое осуществляет гос-во. Устанавливаются определенные минимальные тарифы, вместе с тем ниже этого низшего тарифа предоставляются льготы для определенных категорий граждан. Возникает межтарифная разница, она тоже устанавливается органом межтарифного регулирования, при этом эта межтарифная разница падает на плечи МО, которые за организацию теплоснабжения ответственны. Суд. практика идет по пути взыскания в пользу граждан межтарифной разницы, в пользу организаций теплоснабжения, которые предоставляют и получают меньше, чем установленный тариф. Конечно в данном случае КС показал, что данная сфера не является полностью исключительно сферой общественных отношений, которая только в муниц. ведении, а это вопрос более широкого ведения, который выходит на целый ряд вопросов или предметов ведения гос-ва. Что связано и с адм. зак-вом, и с тарифными регулированием. И это все те вопросы, которые закреплены за гос. субъектами.

То есть это один из примеров, который явно показывает, что мы не найдем ни одного вопроса местного значения, который полностью бы охватывал предмет ведения и вместе с тем он всегда связан с каким-либо предметом ведения и на него всегда выходит, будь то здравоохранение, образование, природопользование. Все эти вопросы конечно же более широки как сферы, и они относятся не только к муниц., но и к гос. ведению.

Еще один важный критерий, по которому мы эти задачи определяем как муниц., почему они вопросы местного значения. Зак-ль в определении, в самом понятийном аппарате уже ссылается на так называемые вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Конечно это оценочное понятие. Что значит непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения? И насколько тот или иной вопрос можно считать вопросом непосредственного жизнеобеспечения населения?

КС также пытался толковать это понятие. Гриценко приводит некоторые пояснения по этому критерию непосредственного жизнеобеспечения населения МО, продолженные КС. В частности ПКС по «благовещенскому делу» эта позиция кочует теперь в каждое новое постановление, принимаемое по вопросам компетенции МО. Что попытался сказать КС? Что это удовлетворение основных жизненных потребностей населения. Нельзя сказать, что это много прояснило. Ясно, что это те вопросы, которые связаны с коммунальным жилищным хоз-вом. Какие еще жизненные потребности можно выделить? Понятно, что во всех сферах они могут быть выделены. Получается, что и непосредственное жизнеобеспечение касается самых разных сфер жизнедеятельности, а значит, во всех этих сферах у МО должны быть свои вопросы местного значения.

Вот насколько уже это получается сделать законодателю – это большой вопрос. Далеко не все жизненные потребности покрываются вопросами местного значения, а многие из них просто выводятся уже в гос. сферу в полном объеме.

Что же такое полномочия как элемент компетенции МО? Это полномочия органов МСУ по решению вопросов местного значения. Значит конкретные права и обязанности в соответствующих вопросах, сферах. Слово «сфера» применяется уже не в смысле всеобъемлющей сферы, а сферы как раз той части вопросов, которые относятся к вопросам местного значения.

Полномочия как элемент компетенции в первую очередь уже употребляется применительно к органам. Хотя Гриценко повторяет, что тоже не всегда, часто мы встретим, когда речь идет о полномочиях МО, о полномочиях публичных субъектов. Судить не стоит зак-ля за такие оговорки, понятно, что речь идет о том, что публичный субъект все равно эти вопросы решает через различные функциональные способы. А какие это способы будут избраны уже зависит от него. И скорее всего это конечно через органы.

Классификации вопросов местного значения

Мы эти типы уже хорошо знаем. Единственное, у нас появляются новые типы МО - внутригородские районы городского округа. Поэтому и вопросы местного значения городских округов с внутригородским делением и без такового будут отличаться. Потому что во втором случае городской округ часть своих вопросов уже отдает для решения внутригородским районам. Здесь появляется уровневость, которая имеет не мало проблем. Потому что с одной стороны мы можем решить децентрализовано какие-то вопросы местного значения в городе, это даже удобно, а с другой стороны возникают проблемы разграничения собственности имущества, финансов. Может быть путаница в том, а кто и за что отвечает и куда идти гражданину и с каким вопросом.

Можно предложить самые разные сферы. Этот перечень достаточно условный, но более емко охватывающий все те вопросы жизнедеятельности, которые могут быть упомянуты: это и финансово-экономически сферы, и местная инфраструктура (все, что касается транспорта, дорог и коммунального обслуживания), и социальная сфера.

Вопросы охраны правопорядка и безопасности, по ним очень хорошо видно, насколько это сквозной вопрос. Сама по себе сфера универсальна: она относится к гос-ву в первую очередь, но и в вопросах местного значения мы наблюдаем как упомянутую непосредственно в КРФ. Поэтому конечно вопрос охраны общественного порядка и для муниц. органов является тем вопросом, который тоже в рамках большой сферы является вопросом местного значения.

В качестве критерия Гриценко назвала бы здесь комплексный критерий – способ осуществления и пределы ответственности. Анализируя соответствующий перечень, если в откроете ст. 14, 15, 16 ФЗ №131, то обратите внимание, что эти вопросы в соответствующих сферах заявляются как организация, например, того же теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения или как обеспечение какой-то сферы жизнедеятельности либо участие в решении тех или иных вопросов, участие в организации предоставления услуг в каких-то сферах или, например, содействие – тоже очень распространенная формула, которая характеризует определённый вопрос местного значения. Рассматривая ст. 14 ФЗ №131 вы можете соответствующие примеры найти.

Как вы думаете, создание условий для оказания услуг в сфере здравоохранения при том, что сама сфера сквозная, является в первую очередь той сферой, в которой ведают ОГВ и соответствующим отраслевым законом мы это можем увидеть и заметить, что основные вопросы, полномочия закрепляются за РФ, за субъектами РФ, но в определенной части создают условия для осуществления этой деятельности и МО. Например, создание условий для предоставления транспортных услуг, участие в профилактике терроризму, создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания. В чем же разница? Чем можно объяснить это различие формулировках, терминах и в пределах ответственности, в чем состоят полномочия в соответствующих сферах? Почему где-то участие, а где-то создание условий?

Если это участие, то как правило, речь идет о некой сфере, вопросе, который имеет публичное значение для не только данного субъекта, но и других ППО. Например, участие в профилактике терроризма, понятно, что здесь этот публичный субъект лишь участвует вместе с другими публичными субъектами, поскольку это вопрос фед. значения. А если речь идет о создании условий, то здесь ориентация на взаимодействие прежде всего с бизнесом, создание условий для оказания услуг. В этом случае муниципалы должны координировать действие в том числе и хозяйствующих субъектов, которые будут выполнять соответствующие задачи, просто потому что эти услуги не должны обязательно оказываться самим публичным субъектом, хотя возможно. Он должен создать условия, создать, например, соответствующее муниц. учреждение или предприятие для того, чтобы эти услуги оказывать. Либо передать соответствующую задачу, то есть создать условия для среднего и малого бизнеса, а может и для других хозяйствующих субъектов для оказания соответствующих услуг.

Эта формула распространенная именно для ориентации на различные формы реализации соответствующих задач. Здесь это взаимодействие и привлечение частного сектора. И содействие также в какой-то мере связано с созданием условия, но здесь акцент на то, что личное участие тоже будет, то есть сам муниц. субъект будет в этом как-то участвовать.

Критика со стороны муниц. наших представителей в отношении этих формулировок всегда звучит и наверно справедливо, потому что разобраться в нюансах, оттенках пределов ответственности и степени участия муниц. субъекта в решении задач достаточно сложно. Дискреция, усмотрение зак-ля достаточно широко. Хотя если речь об организации, то здесь действительно максимальная степень ответственности. Эта сфера полностью возложена на муниц. субъект, и как он организует, будет от него зависеть полностью. Здесь как раз, если даже нет возможности привлечь частного субъекта, все равно ответственность остается за МО, оно должно самостоятельно обеспечить реализацию соответствующей публичной задачи и предоставление публичной услуги.