Предназначение и задачи гражданской обороны. Предназначение и задачи гражданской обороны Что я знаю о гражданской обороне

И и опасностей возникающих при военных действиях — является актуальной проблемой государства и общества.

Катастрофы и стихийные бедствия являются постоянно действующими факторами на развитие экономики и политическую ситуацию. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде. Экономические затраты на ликвидации их последствий достигают сотен миллиардов долларов.

Для России защита населения и территорий от ЧП актуальная по ряду причин:

  • Возрастание риска технических аварий из за НТП
  • Увеличение плотности населения, рост последствий и глобального изменения климата
  • Снижение профессионализма рабочих, падение производственной дисциплины, изношенность производственных фондов

Актуальная проблема государства и общества — защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие их.

По мере развития общества и НТП возрасла роль государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, катарстроф и техногенных аварий. Для успешной борьбы с этими опасными явлениями необходима целенаправленная государственная политика. С этой целью во всем мире создано и активно функционирует большое число международных и государственных организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Их задача обеспечить национальную безопасность государства и его жителей. Созданная в России () удачно вписалась в систему государственного управления и стала востребована обществом.

Развитие РСЧС имеет большую историю и включает несколько этапов. Защита гражданского населения в ходе вооруженной борьбы всегда была одной из важнейших задач. В России пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне прежде всего при ведении военных действий стало уделяться уже в ходе Гражданской войны.

Гражданская оборона

Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальные и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В 1932 году создана местная противоздушная оборона (МПВО). Основная задача МПВО — сведение к минимуму возможных потерь и разрушений и защита населения и территорий от воздействия обычных средств поражения (авиация).

Во время ВОВ МПВО выполняла следующие задачи:
  • Строительство убежищ и укрытий
  • Ведение аварийно-восстановительных работ
  • Ликвидация последствий бомбардировок
  • Обучение населения способам защиты от воздушных нападений
  • Эвакуация населения

Создание МВПО обеспечило в годы ВОВ успешную защиту населения и объектов народного хозяйства.

В 1961 году в связи с появлением ядерного оружия защита населения и территорий стала еще более актуальной задачей. МПВО было преобразовано в граждансную оборону . Система гражданской обороны должна была обеспечить надлежащую защиту населения и территорий от поражающих факторов нового оружия массового поражения.

До 1986 года задачами МПВО-ГО было:
  • Подготовка средств индивидуальной и коллективной защиты населения
  • Ведение спасательных и аварийно-восстановительных работ только в условиях военного времени.

Предупреждение и ликвидация ЧП природного и техногенного характера в мирное время как задача перед гражданской обороной не ставились.

Начиная с 1974 года гражданская оборона начала принимать участие в решении задач мирного времени (тушение лесных поражов, предупреждение стихийных бедствий и крупных аварий).

В 1986 году случилась катастрофа на Чернобыльской АЭС. Она принесла много человеческих жертв. Система граждаской обороны не была готова к решению таких задач и было принято решение о реорганизации системы гражданской обороны.

Поскольку предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций связана с проблемами национальной безоспасности в 1990 году был создан Российский корпус спасателей , в 1991 году преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям . После ряда преобразований в 1994 году был преобразован в Министрество Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) .

Реально задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера начали решаться после принятия 18 апреля 1992 г. Правительством РФ Постановления “О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях”, которая в 1995 г. после принятия федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Таким образом, МЧС России решала проблемы организации защиты населения и террриторий в ЧС различного характера, а была ориентирована на решение зазадч защиты от природного и техногенного характера. За гражданской обороной была сохранена функция планирования и выполнения мероприятий по защите населения и территорий при угрозе и в случае нападения противника, предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций военного времени.

Гражданская оборона

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.98 г.).

В современных условиях гражданская оборона является одним из важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время.

С 1992 г. в России начался новый этап развития гражданской обороны. Впервые принятый федеральный закон «О гражданской обороне» определил основные ее задачи:
  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие их, в том числе медицинское обслуживание, включая срочное оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие их;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и иному заражению;
  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

При ведении военных действий гражданская оборона и Вооруженные силы имеют фактически одну общую цель — совместное обеспечение защиты тыла страны, который в широком понимании представляет всю, не занятую противником и не входящую в зону военных действий территорию государства с его людскими и материальными ресурсами. Но, в отличие от Вооруженных сил, гражданская оборона применяет в целях снижения людских и материальных потерь чисто гражданские, присущие ей одной, большей частью пассивные методы и средства.

Общее руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет правительство, которое обеспечивает проведение единой государственной политики в вопросах гражданской обороны. Непосредственное управление гражданской обороной возложено на МЧС России. Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.

Структура гражданской обороны на объекте экономики

Гражданская оборона на объекте экономики организуется с целью защиты персонала и проживающего вблизи объекта экономки населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Начальником ГО объекта экономики служит его руководитель. Он несет ответственность за организацию ГО на своем объекте и постоянную готовность ее сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ. Начальник ГО объекта подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится объект, а в оперативном отношении — вышестоящему начальнику ГО по месту расположения объекта. На крупных предприятиях предусматривается штатный заместитель начальника ГО, который в мирное время является основным организатором всех ее подготовительных мероприятий.

Приказом начальника ГО назначаются заместители по рассредоточению и эвакуации рабочих и служащих, инженерно-технической части и материально-техническому снабжению.

Заместителем начальника ГО объекта по рассредоточению и эвакуации обычно назначается заместитель руководителя по общим вопросам. Он является председателем эвакуационной комиссии, обязанности которого следующие: разработка плана рассредоточения рабочих и служащих, организация подготовки мест в загородной зоне и перевозка туда людей, доставка рабочих смен к месту работы, руководство службой общественного порядка.

Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части — главный инженер предприятия, который непосредственно руководит основными службами (аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытия), а также осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению — заместитель руководителя объекта по этим вопросам. Он руководит службой материально-технического снабжения.

На всех объектах создаются штабы по делам ГО и ЧС, которые комплектуются из должностных лиц. Начальник штаба ГО, являясь заместителем начальника ГО объекта, имеет право от его имени отдавать приказы и распоряжения. Он организует устойчивое управление и систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирований, контролирует выполнение всех мероприятий ГО.

это комплекс мер, проводимых в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

ГО), 1) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основными задачами в области ГО и защиты населения являются: обучение населения способам защиты от опасностей; оповещение населения об опасностях; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; первоочередное обеспечение пострадавшего населения; борьба с пожарами; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению); обеззараживание (обезвреживание) населения, техники, зданий, территорий; восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО. Подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время. Ведение ГО начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях. Руководство организацией и ведением ГО осуществляет Правительство РФ. Государственную политику в области ГО осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области ГО. В федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях - их руководители, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятии по ГО и защите населения. Органами, осуществляющими управление ГО, являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО; территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и главные управления МЧС России по субъектам РФ; структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области ГО; структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО. Силы ГО составляют войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы. К выполнению задач в области ГО могут привлекаться воинские части и подразделения ВС РФ, других войск и воинских формирований в порядке, определенном Президентом РФ. Предшественницей ГО была основанная в 1932 местная противовоздушная оборона (МПВО), которая в 1961 была преобразована в ГО СССР, введена должность начальника ГО СССР, создан штаб ГО. В 1971 руководство ГО было возложено на Минобороны СССР, повседневное - на начальника ГО СССР - заместителя министра обороны СССР. В 1992 управление ГО было возложено на ГКЧС РСФСР, ему были переданы войска ГО, силы и средства ГО. Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям РСФСР был преобразован в Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР. 2) (по терминологии МОГО), гуманитарные действия, направленные на защиту гражданского населения от опасностей и помощь ему в устранении непосредственных последствий военных действий или бедствий и на создание условий выживания населения.

Одной из основных потребностей человека является состояние безопасности и стабильности. А в современном мире наличествует множество факторов, событий и угроз, мешающих людям чувствовать себя защищенно и стабильно.

Именно поэтому во всем цивилизованном обществе существуют определенные законы и правила, в соответствии с которыми живет все население. В сфере безопасности наиболее ярким таким понятием и системой мероприятий, закрепленных на законодательном уровне, является определение гражданской обороны.

Исходя из этого, всем гражданам государства необходимо понимать, каковы же цели и задачи гражданской обороны, в чем ее суть.

Понятие и суть гражданской обороны

Гражданская оборона государства (ГО) - это специально разработанная система действий и мероприятий, выражающихся в защите населения, культурных и материальных ценностей страны от возникающих в результате военных манипуляций или чрезвычайных происшествий опасностей. А также в подготовке и обучении людей в данной области.

Одной из функций государства является обеспечение безопасности населения. Для ее выполнения страны предпринимают различные действия по ведению и организации ГО.

Основные задачи гражданской обороны заключаются в своевременной помощи, защите от нападения врага, катастроф техногенного или природного характера и других опасностей крупных масштабов.

Руководство современной гражданской обороной на общем уровне осуществляется правительством и президентом страны. В Российской Федерации, помимо вышеуказанных органов власти, гражданской обороной занимаются также в регионах страны и в ее муниципальных образованиях. В каждом из которых устанавливаются свои руководители.

Цели и задачи

Можно выделить следующие задачи гражданской обороны:

  • обучение жителей населённых пунктов правильному поведению во время проведения военных действий или возникновения стихийных бедствий;
  • оповещение людей о наличии опасности или о ее возможном появлении;
  • вывоз населения, культурных или материальных ценностей в безопасные места;
  • предоставление жителям средств, необходимых для индивидуальной защиты, медикаментов и медицинского обслуживания;
  • обнаружение и проведение всех необходимых мер по ликвидации заражения радиацией, химическим или биологическим оружием территорий;
  • наведение порядка на территориях, где проводились военные действия или произошло стихийное бедствие, в том числе восстановление работ коммунальных служб, привлечение их к данному процессу;
  • проведение процедур обеззараживания, санитарной обработки зданий, техники, строений;
  • борьба с возгораниями, возникшими в результате военных или стихийных катастроф;
  • проведение мероприятий по всем видам маскировки;
  • обеспечение постоянной боевой готовности всех имеющихся сил и средств государства;
  • захоронение трупов людей, ставших жертвами войны или

Также можно выделить следующие задачи в области гражданской обороны, которые должны быть выполнены со стороны государства:

  • проведение комплекса мер, позволяющих укрепить устойчивость которые способствуют улучшению функционирования ГО во время чрезвычайных ситуаций;
  • специальное обучение, подготовка и переквалификация в случае необходимости сил гражданской обороны и управленцев ГО;
  • строительство фонда защитных сооружений для безопасности населения (например, бомбоубежищ);
  • контроль и координация деятельности организаций, занимающихся прогнозированием, предупреждением и ликвидацией последствий экологических и техногенных катастроф;
  • создание и поддержание в полной готовности всех систем оповещения населения, систем выявления и наблюдения за химической, радиационной и биологической обстановкой;
  • поиск потерпевших бедствие космических кораблей, самолетов, подводных лодок и судов;
  • обучение жителей самостоятельному изготовлению средств индивидуальной защиты, приемам по спасению от массового поражения оружием (ядерным), ведению ими спасательно-аварийных работ.

Таким образом, назначение и задачи гражданской обороны достаточно хорошо прописаны законодательством, но на практике зачастую происходят сбои в системе. В результате чего страна несет большие потери населения, не говоря уже об огромных материальных ценностях.

Законы, регулирующие гражданскую оборону РФ

Решение задач по гражданской обороне, само ее понятие и суть в Российской Федерации регулируется ФЗ № 28 "О гражданской обороне". ФЗ был принят еще в 1998 году, а последние изменения в него были внесены в декабре 2013-го, уже при ныне действующем руководстве страны.

Данный закон устанавливает понятие гражданской обороны, основные задачи и особенности. А также в нем определены компетенция органов государственной власти и права, ответственность, в сфере ГО.

Помимо основного ФЗ об обороне, законодатель прописывает некоторые нюансы ГО в других нормативно-правовых актах и постановлениях Правительства. При этом все ФЗ, касающиеся ГО, не противоречат Конституции РФ и Гражданскому Кодексу.

Система

После того как было рассмотрено в общем виде, что такое гражданская оборона, понятие и задачи ее в целом, следует перейти к углубленному рассмотрению ГО в РФ. Начиная с ее системы.

В систему ГО входят:

  • органы управления и обеспечения гражданской обороны;
  • денежные и материальные (продовольствие, медикаменты, средства защиты) фонды и резервы;
  • комплексы управления, оповещения и связи, необходимые в случае возникновения опасности;
  • иные средства и силы, нужные для того, чтобы были выполнены задачи гражданской обороны.

Гражданская оборона образует собственную структуру не только исходя из территориальных принципов, но и из производственных. Ее основным звеном является экономический объект. Например, завод, университет и т. д.

Так, территориальная особенность формирования гражданской обороны заключается в ее организации на разных местностях, в разных субъектах, краях, областях, городах и станицах РФ, согласно административному делению страны.

Производственный же принцип состоит в организации обороны в отдельных ведомствах, министерствах, предприятиях и объектах разных значений.

Из полученной информации становится понятным, что представляет собой гражданская оборона. Структура и задачи ее тесно связаны между собой. Так как каждое звено ГО выполняет ряд функций, которые входят в его компетенцию, то вместе данные части системы образуют мощный, эффективно работающий механизм.

Гражданская оборона может выполнить сложные задачи глобального характера только при тесном взаимодействии различных ветвей власти на всех ее уровнях, а также начальства и подчиненных различных организаций и предприятий. Поэтому очень важным является рассмотрение как всех звеньев гражданской обороны отдельно каждого, так и их взаимосвязь в процессе выполнения намеченных целей.

Силы ГО

В главе пятой ФЗ "О гражданской обороне" закреплены силы гражданской обороны. К ним относятся воинские формирования федерального значения, противопожарная и аварийно-спасательная службы и нештатные формирования, которые осуществляют основные задачи гражданской обороны.

Порядок действий вооруженных сил закреплен законодательством РФ, а их вовлечение в процесс военных действий, предупреждения или устранения последствий чрезвычайных ситуаций определяется Президентом РФ. Нештатные же формирования привлекаются в процесс согласно плану гражданской обороны, по указу должностного лица, являющегося руководителем гражданской обороны на той территории, где это необходимо.

Также в ФЗ указаны основы деятельности специальных формирований и органа исполнительной власти, который уполномочен решать задачи гражданской обороны РФ. А именно:

  • На вооружении государственных организаций в рассматриваемой области находятся специальная техника и оружие (стрелковое и холодное).
  • Военным спасательных формирований выдаются специальные удостоверения, определенного образца, которые подтверждают их статус. А также военные имеют международные знаки, обозначающие их принадлежность к силам гражданской обороны.
  • Социальная помощь, финансирование и сама деятельность сил ГО осуществляется по законам РФ. При этом денежные средства выделяются на разных уровнях (федеральном, региональном и местном) в зависимости от того, какие формирования финансируются.

В военное время вооруженные силы РФ начинают осуществлять свою деятельность с момента объявления военного положения президентом страны, а в мирное время при возникновении эпидемий, аварий техногенного вида, катастроф или бедствий стихийного характера.

Руководство

Руководство ГО в РФ в соответствии с законом осуществляется Правительством страны. Государственную политику в этой же области проводит федеральный орган исполнительной власти на основании полномочий, которыми его наделил президент. На уровне субъектов государства и муниципальных образований правление гражданской обороной осуществляют главы исполнительной власти субъектов и муниципалитетов соответственно. Начальники полностью ручаются и отвечают за организацию и проведение мероприятий по охране и защите населения.

Для того чтобы своевременно, на соответствующей территории и в полной мере были выполнены задачи в области гражданской обороны, в РФ законодательно закреплены следующие органы правления гражданской обороной:

1. Орган исполнительной власти в области ГО федерального значения.

Данный орган власти осуществляет соответствующее регулирование всех нижестоящих по уровню органов и организаций. Обладает специальными разрешительными, надзорными и контрольными функциями, для того чтобы были обеспечены цели и задачи гражданской обороны.

2. Территориальные исполнительные органы власти ГО.

Это региональные центры по ликвидации следствий стихийных бедствий, помощи в момент в целом уполномоченные решать любые задачи гражданской обороны на территории отдельного субъекта или муниципального образования. Такие органы комплектуются военнослужащими воинских формирований федерального органа власти, а также руководящими лицами состава противопожарной службы федерального уровня и гражданским персоналом.

Руководство территориальных органов назначается и снимается с должности начальством федерального исполнительного органа. Освободить их от занимаемой должности вправе также Президент РФ.

3. Структурные подразделения органов власти федерального значения исполнительного характера.

4. (работники).

Полномочия Президента и Правительства РФ в сфере ГО

Помимо того что ФЗ-28 поясняет назначение и задачи гражданской обороны, определяет ее понятие и особенности, он также отдельной главой прописывает компетенцию органов государственной власти в данной области.

Так, во второй главе ст. 5 указано, что Президент РФ уполномочен:

  • определять основы единой политики в сфере гражданской обороны;
  • утверждать и вводить в действие План ГО, как на всей территории РФ, так и в отдельных ее субъектах;
  • утверждать численность, состав, структуру спасательных воинских формирований, положение об их организации и изменениях.

В соответствии со ст. 6 Правительство РФ для того, чтобы были выполнены задачи гражданской обороны, имеет право и обязано:

  • обеспечивать проведение единой политики в области обороны;
  • руководить общим ведением и гражданской обороны;
  • издавать различные нормативно-правовые акты в области обороны и организовывать разработку ФЗ;
  • определять порядок отнесения местности к группам гражданской обороны;
  • устанавливать порядок эвакуации людей, материальных и культурных ценностей из зоны опасности;
  • устанавливать регламент обучения граждан в области обороны;
  • определять порядок создания укрытий и убежищ, а также накопления, использования и хранения различных защитных средств, продовольствия, медикаментов.

Полномочия исполнительных органов власти в сфере ГО

В соответствии со ст. 7 органы исполнительной власти в сфере ГО могут и должны:

  • принимать нормативно-правовые акты в данной сфере, доводить до сведения информацию, содержащуюся в них, компетентным организациям, контролировать их соблюдение и выполнение;
  • разрабатывать план гражданской обороны, при этом согласовав его с федеральным органом власти;
  • проводить мероприятия и процедуры по гражданской обороне, создавать необходимые силы и средства защиты;
  • проводить комплекс мероприятий предназначенных для сохранения объектов, крайне важных для функционирования экономики и сохранения жизни людей;
  • создавать и следить за постоянной готовностью комплекса технических устройств управления гражданской обороны, а также за системами оповещения населения;
  • создавать и следить за сохранностью запасов провизии, медикаментов и иных необходимых средств.

Гражданские организации ГО

Для того чтобы защитить население от опасностей, помимо государственных органов, также существуют формирования ГО на уровне предприятий. В такие гражданские организации ГО могут вступать все совершеннолетние граждане, не достигшие пенсионного возраста, кроме беременных, инвалидов, матерей маленьких детей (до 8 лет) и некоторых других категорий граждан.

ФЗ-28 также выделяет задачи гражданских организаций гражданской обороны и их полномочия. А именно:

  • планирование и организация мероприятий по обороне;
  • осуществление обучения собственных работников в области обороны;
  • создание и хранение собственных запасов ценных во время бедствия средств, медикаментов, провизии.

Организации 1-го и 2-го и некоторые 3-го класса опасности (производство радиационной или ядерной опасности, гидротехнические сооружения) обязаны создать и держать в постоянной готовности аварийно-спасательные нештатные формирования. А 1-й и 2-й классы опасности еще и локальные системы оповещения об опасности.

Другие особенности гражданской обороны РФ

Также можно добавить, что все задачи гражданской обороны РФ, в зависимости от общей внутренней и внешней обстановки, выполняются в нескольких режимах:

  1. Повседневная деятельность - выполнение целей и задач в мирное время, при отсутствии катастроф природного и техногенного характера.
  2. Повышенная готовность - действия при явной угрозе развязывания войны, при ухудшении обстановки химического, радиационного, сейсмического или производственного характера.
  3. Режим чрезвычайной ситуации - объявление войны, военного положения, фактическое свершение аварии, катастрофы.

Несколько слов касаемо того, как в общем развивалась и менялась гражданская оборона. Задачи ГО всегда выполнялись и преобразовывались в зависимости от того, какой вид опасности угрожал стране в тот или иной период.

Например, в 30-е годы 20-го столетия была создана система противовоздушной обороны местного значения. Именно в связи с появлением и усилением бомбардировки в это время со стороны агрессора (немецких оккупантов). С помощью данной системы были обезврежены множество авиабомб, потушено огромное количество пожаров и предотвращено аварий промышленного характера.

В середине 20-го века появилась угроза ядерного оружия, поэтому в данное время страна наращивала ядерный потенциал для собственной защиты. Регулярно проводилось обучение населения средствам и действиям, необходимым для защиты от ядерного взрыва.

Сегодня государство в большей степени подвержено террористическим нападениям банд-формирований. А также серьезным стихийным бедствиям (пожарам, наводнениям). Соответственно, все силы государства и народа положены на борьбу с ними. Для этих целей в РФ с января 1994 года существует МЧС.

Заключение

Выше были рассмотрены термин "гражданская оборона", определение и задачи ее в современном мире. Исходя из полученной информации, можно сделать вывод, что в РФ сегодня существует вполне эффективная законодательная база в области ГО. Тем не менее, из года в год случаются различные ситуации, из которых становится понятно, что проблем в данной сфере все-таки очень много. Из-за неслаженности, халатности и попустительства руководящих лиц и членов органов исполнительной власти страна терпит большие убытки и теряет множество жизней своих граждан.

В связи с этим стоит выделить основные направления в развитии гражданской обороны:

  1. Государственное определение приоритетов в финансировании и выполнении мероприятий ГО.
  2. Упор компетентных органов на систематическое обучение основам безопасности как внештатных формирований и органов гражданской обороны, так и простого населения страны.
  3. Ужесточение наказания за ненадлежащее выполнение своих обязанностей должностными лицами в области гражданской обороны.

Система гражданской обороны представлена в виде комплекса особых мероприятий. Они направлены на обеспечение подготовки и защиты населения, культурных и материальных ценностей на территории государства от разного рода опасностей, которые возникают при ведении или вследствие военных действий. Деятельность органов, осуществляющих данные мероприятия, регулирует Закон "О гражданской обороне". Он был принят 12 февраля 1998 года. Далее рассмотрим подробнее, что такое гражданская оборона.

Характеристика

Гражданская оборона Российской Федерации выступает в качестве составного элемента общего комплекса защитных мероприятий, проводимых государством. Деятельность выполняется как в мирное, так и в Гражданская оборона страны обеспечивает защиту от современных средств, которые использует противник при нападении. В задачи структуры входят также неотложные и спасательные аварийно-восстановительные работы в очагах поражения при возникновении чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Основные элементы

Управление гражданской обороны - служба, контролирующая проведение комплекса защитных мероприятий. Подразделения не только реализуют поставленные задачи в ходе чрезвычайных ситуаций в военное или мирное время. Закон "О гражданской обороне" предписывает также осуществление подготовки средств и сил, а также обеспечение действий организаций при выполнении аварийно-спасательных и иных неотложных работ. Организации ГО представляют собой особые формирования. Они создаются на базе подразделений по территориально-производственному принципу. Эти организации не включены в состав Вооруженных Сил. Однако в их распоряжении находится специальная техника, имущество. Эти организации подготовлены особым образом, что позволяет им обеспечивать защиту населения от опасностей, которые могут возникнуть во время военных действий либо вследствие таковых. Территория ГО - местность, на которой располагаются объекты гражданской обороны. В частности, это населенные пункты, имеющие особое стратегическое либо экономическое государственное значение. Объекты гражданской обороны характеризуются высокой степенью опасности возникновения ЧС в военный и мирный период.

Руководящий аппарат

Говоря о том, что такое гражданская оборона, необходимо отметить, что данный комплекс находится в ведении государства. Руководство ГО осуществляет Правительство. Государственная политика в области ГО проводится Федеральным Он уполномочен на решение задач непосредственно Президентом. Руководство ГО в Федеральных осуществляется их начальниками. Деятельность подразделений на территориях субъектов и муниципальных образований координируют их главы и административный аппарат. Руководители исполнительных органов местного и федерального значения, подразделений и организаций ГО несут личную ответственность за организацию и реализацию мероприятий по защите населения.

Структура

Вопрос "что такое гражданская оборона" можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, как выше было сказано, ГО представляет собой комплекс мероприятий. А с другой стороны, что такое гражданская особая структура, которая включает в себя различные органы и подразделения. В частности, к ним относят:


Задачи

Гражданская оборона (безопасность населения во многом зависит от деятельности рассматриваемой нами структуры) предполагает проведение определенных мероприятий, направленных на защиту и подготовку людей. Эти мероприятия входят в круг задач ГО. В частности, гражданская оборона России включает в себя:


Службы

Гражданская оборона России обеспечивается подразделениями:

  • Областей.
  • Краев.
  • Республик.
  • Субъектов.
  • Автономных округов и областей.
  • Городов.
  • Районов.

Решения о формировании служб ГО принимают Правительство, руководители организаций согласно их полномочиям. Положения утверждаются соответствующими должностными лицами.

Средства и силы ГО

Гражданская оборона РФ осуществляется воинскими формированиями, которые специально созданы для выполнения поставленных задач. Вооруженные Силы и прочие военные подразделения осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными положениями о ГО. Привлечение частей и формирований к реализации поставленных задач осуществляется в порядке, утвержденном Президентом. Деятельность регулируется соответствующими нормативными актами. Все указанные формирования представляют собой средства и силы ГО.

Основы деятельности

Гражданская оборона РФ обеспечивается военными формированиями, в распоряжении которых находится специальная техника, а также холодное и огнестрельное оружие. Военнослужащим выдаются соответствующие удостоверения установленного образца. Документы подтверждают их статус. Также на форме присутствуют международные знаки отличия ГО. Сотрудники могут проходить службу в соответствующем Федеральном исполнительном подразделении, имеющем специальные полномочия на решение вопросов по обеспечению защиты населения. Деятельность войск ГО осуществляется с момента объявления военного положения, фактического начала боевых действий, объявления Президентом состояния войны, а также в мирный период во время стихийного бедствия, эпизоотии, эпидемии, при катастрофе, крупной аварии, угрожающих здоровью населения и требующих выполнения аварийно-спасательных и прочих работ неотложного характера.

Организации ГО

Порядок их образования устанавливается Правительством. В состав организаций ГО могут зачисляться граждане России: женщины 18-55 лет, мужчины 18-60 лет. Исключение составляют следующие категории:


Невоенизированные формирования

Они представляют собой особые группы гражданских лиц. Их численность определяется руководящими документами. Невоенизированные формирования оснащаются имуществом и техникой, которые положены в соответствии с табелем. Данные группы именуются как "Спасательные (сводные) команды". Невоенизированные формирования классифицируются по:

  • Подчиненности - территориальные и объектовые.
  • Назначению - общего, специализированного и специального типа.
  • Степени готовности - повышенной и повседневной.

В каждой области функционирует отдельный батальон гражданской обороны. В зависимости от МО выделяет те или иные средства и силы, МВД - пожарные отряды или команды, Минздрав - бригады, комплектующиеся больничным и поликлиническим персоналом.

Сигналы

Они различаются в зависимости от ситуации. В мирное время сигнал один: "Внимание всем!" Далее следует текст, который разрабатывается в штабе ГО. В военный период используются сигналы; "Радиационная опасность", "Химическая тревога", "Отбой воздушной тревоги", "Воздушная тревога". В последнем случае личный состав невоенизированных формирований в рабочее время осуществляет деятельность в соответствии с приказаниями командиров. В нерабочее время служащие занимают укрытия - специальные сооружения гражданской обороны.

Права населения при защите от ЧС и в области ГО

Граждане России, согласно ФЗ и прочим нормативно-правовым актам, регулирующим сферу ГО, могут и должны:

  • Проходить обучение методам защиты от опасностей, которые возникают при боевых действиях или в их результате.
  • Содействовать органам госвласти и уполномоченным подразделениям в решении задач по обеспечению гражданской обороны.

Население имеет право:


Обязанности населения

Граждане России должны:

  • Соблюдать законы и прочие нормативно-правовые акты федерального, субъектного значения в области обороны территорий и населения.
  • Изучать приемы оказания неотложной помощи, правила использования индивидуальных и коллективных средств защиты.
  • Соблюдать правила безопасности в процессе повседневной рабочей деятельности и в быту, не допускать нарушений технологической и производственной дисциплины, а также экологических требований, способных привести к ЧС.
  • Выполнять все установленные правила при риске или возникновении чрезвычайной ситуации.

Перспективы развития ГО

В достаточно обозримом будущем структура будет выстраиваться в соответствии с принципом мобильности. Это значит, что органы управления, сельское хозяйство, промышленность и прочие экономические отрасли должны быть готовы к быстрому переходу на деятельность в соответствии с планами военного периода. Предположительно, гражданская оборона примет в большей степени территориальный, нежели ведомственный характер. Это означает, что каждый регион будет более самостоятельным и станет решать задачи преимущественно своими силами.

В заключение

Чтобы соответствовать уровню современных требований, следует непрерывно совершенствовать структуру пунктов и органов управления, добиваться оснащения новым техническим оборудованием. Кроме того, необходимо постоянно улучшать методы и организацию деятельности всех сотрудников, обобщать и развивать теоретический и практический опыт, повышать подготовку руководящего аппарата.

Главный приоритет при любых чрезвычайных ситуациях – это здоровье и безопасность людей. Катастрофы, природные катаклизмы, техногенные факторы, военные действия нельзя полностью исключить как фактор влияния, не принимая во внимание их возможную опасность для персонала и других людей, проживающих в окрестностях предприятия, а также близлежащих территорий. Именно по этой причине на любом экономическом объекте необходима организация комплекса мер, которые нужно будет незамедлительно принять в случае подобных обстоятельств.

Рассмотрим, как организовать гражданскую оборону на экономическом объекте, каким навыкам необходимо обучить сотрудников и как их контролировать, какие документы для этого необходимы, отметим степень ответственности работодателя за порядок обучения ГО своего персонала.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной .

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

С чего начать организацию ГО на экономическом объекте

Все вопросы, касающиеся ГО, ложатся непосредственно на плечи руководителя, так как по закону именно он или его заместитель является в случае возникновения опасной внештатной ситуации начальником штаба гражданской обороны. Именно он и будет ответствен за должную организацию и слаженные действия персонала, его прерогатива – принимать управленческие решения и издавать приказы относительно людей и ценных активов, а также организации всех видов действий и мероприятий, посвященных ГО.

Необходимая документация

  1. В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
    • главные задачи ГО для данного экономического объекта;
    • меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
    • действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
    • формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
    • регламент аварийных и спасательных работ;
    • контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
    • согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
    • материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
    • другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)
  2. ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.

  3. План мероприятий по ГО – главный рабочий документ штаба. В нем прописан комплекс мер поддержания безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях для мирного времени и отдельно – для военного, с учетом конкретных характеристик предприятия, на котором он будет применяться. Приложениями к этому плану могут быть:
    • отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
    • план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
    • инструкции по остановке основных узлов предприятия;
    • схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
    • ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
    • бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
    • перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
    • порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.
  4. Законодательные основы обучения персонала

    Знания и навыки в области ГО персонал должен получить в обязательном порядке, как гласят Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Чему нужно обучить персонал касательно ГО

    Проходить такое обучение обязаны все работающие лица, трудоустроенные в сфере обслуживания и производства. Для этого существуют специально разработанные МЧС России программы, на основе которых организации составляют и принимают приказом руководителей собственные образовательные планы. Согласно последней версии основной программы, принятой в 2013 году, работников необходимо научить:

  • что предпринимать при оповещающем сигнале;
  • какими способами можно защититься от разных видов опасностей при ЧС;
  • оказывать первичную медпомощь;
  • правильно использовать средства защиты, как индивидуальные, так и коллективные;
  • адекватно применять меры противопожарной безопасности;
  • исполнять основные приемы аварийно-спасательных работ;
  • предпринимать предусмотренные меры для защиты населения и сбережения материальных ценностей в обстоятельствах ЧС.

Как часто нужно обновлять знания по ГО

Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:

  • персонал, являющийся уполномоченным в сфере ГО (начальник штаба, его заместитель, работники, непосредственно отвечающие за ГО, личный состав специальных формирований) должен проходить обязательную переподготовку не менее чем 1 раз в пятилетку;
  • остальное трудящееся население должно совершенствовать знания и умения в сфере гражданской обороны каждый год.

ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО).

Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.