Государственная служба иных видов что. Особенности различных видов государственной службы российской федерации. Характеристика системы и видов государственной службы в Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» из перечня видов государственной службы была исключена правоохранительная служба как отдельный вид государственной службы и предусмотрено, что система государственной службы будет состоять из государственной гражданской службы, военной службы и иных видов государственной службы, которые устанавливаются федеральными законами.

Следует отметить, что соответствующий законопроект был разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 30 апреля 2014 г. № Пр-954.

Необходимость внесения указанных выше изменений была связана с тем, что применение понятия «правоохранительная служба» являлось одной из существенных проблем Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 58-ФЗ).

Правоохранительная служба была включена в систему государственной службы. В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 58-ФЗ (статья утратила силу с 1 января 2016 года) правоохранительная служба определялась как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

При этом в пункте 1 статьи 19 Федерального закона № 58-ФЗ устанавливалось, что указанное определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы может применяться со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе (данная норма утратила силу). Работа над проектом федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» велась около 10 лет, но так и не была завершена.

В законодательстве Российской Федерации нет определения понятия «правоохранительный орган», то есть не определены критерии и признаки, которым он должен соответствовать. Также не поименованы государственные органы, которые являются правоохранительными.

В связи с этим были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон № 58-ФЗ, направленные на решение указанных выше проблем. Необходимо отметить, что законопроектом учитывался зарубежный опыт, который идет не столько по пути принятия общих законов, сколько по пути создания актов по каждому виду правоохранительной службы.

Государственная служба иных видов устанавливается федеральными законами и является видом федеральной государственной службы (пункт 3 статьи 2 Федерального закона № 58-ФЗ).

Перечни типовых должностей федеральной государственной службы иных видов утверждаются Президентом Российской Федерации (пункт 2 статьи 9 Федерального закона № 58-ФЗ). Пока такой перечень не составлен.

Предполагается, что в такой перечень войдут должности в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы в Российской Федерации , который ранее предусматривался в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина . В настоящее время вместо термина «правоохранительная служба» в законодательстве используется выражение «федеральная служба иных видов» (отличающихся от гражданской и военной) . В то же время данный термин продолжает использоваться в юридической доктрине для обозначения службы на должностях сотрудников в правоохранительных органах.

Гражданам, занимавшим должности правоохранительной службы, присваивались специальные звания и классные чины .

Государственные органы, где предусматривалась правоохранительная служба

Правоохранительная служба предусматривалась в следующих государственных органах (в некоторых одновременно с военной и государственной гражданской службами):

  • ГФС России (сотрудники, имеющие специальные звания, состоят в кадрах МВД);
  • ФТС России (оперативные сотрудники, дознаватели, а также руководящий состав таможен);
  • другие органы, к которым может быть прикомандирован государственный служащий правоохранительной службы.

Условия прохождения службы

Условия прохождения правоохранительной службы регулировались федеральными законами и иными нормативными актами, касающимися конкретных ведомств (например, закон «О полиции», закон «О прокуратуре» и т.д.). Какого-либо общего закона или иного нормативного акта о правоохранительной службе не существовало.

Можно выделить ряд общих условий прохождения правоохранительной службы:

  • Возраст поступающего на правоохранительную службу должен быть не менее 18 лет;
  • Поступающий на правоохранительную службу должен быть способен по своим личным качествам и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности;
  • Поступающий на правоохранительную службу должен не иметь судимости;
  • Государственный служащий правоохранительной службы не должен находиться в близком родстве или свойстве с другим государственным служащим связано с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • Государственный служащий правоохранительной службы должен иметь гражданство России.

Сходство с другими видами госслужбы

Правоохранительная служба занимает промежуточное положение между

студент Уральского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация:

В статье автор обращается к проблемам выделения в качестве самостоятельного вида и правовой регламентации «государственной службы иного вида», пришедшей на смену «правоохранительной службе». Анализируются трудности, обусловившие разработку и принятие проекта закона о государственной правоохранительной службе; изучаются различия и общие признаки соответствующей службы; высказываются опасения, связанные с существованием нескольких самостоятельных видов правоохранительной службы. Автором поставлены вопросы, законодательное разрешение которых необходимо для создания целостной и понятной системы государственной службы как совокупности ее видов.

Ключевые слова:

система государственной службы, виды государственной службы, правоохранительная служба, государственная служба иных видов, государственная служба, правоохранительная деятельность.

Государственная служба РФ значимый публично-правовой институт, призванный обеспечивать социально-экономические и политические преобразования в стране. Очередное реформирование данного института произведено в 2015 г., когда из Закона «О системе государственной службы РФ» (далее - Закон № 58-ФЗ) исчезло упоминание о правоохранительной службе как одном из видов государственной службы, а вместо него в ст. 2 появилось положение о «государственной службе иных видов» .

В заключении к законопроекту, отмечалось, что подобные изменения продиктованы необходимостью решения ряда накопившихся проблем в данной сфере: не был принят специальный закон, посвященный правоохранительной службе, тогда как применение положений о правоохранительной службе, содержащихся в Законе № 58-ФЗ, было поставлено в зависимость от принятия такого специального закона; в законодательстве отсутствовало определение понятия правоохранительного органа .

Ученые, неоднократно высказывались относительно того, какие трудности обусловили разработку и принятие проекта закона о государственной правоохранительной службе . По их мнению, перед законодателем, по сути, стояла задача создать универсальный закон, который бы регулировал большинство общих вопросов прохождения государственной службы, как – то единые условия, порядок прохождения службы, ее предельные сроки, размеры денежного содержания и т.д., в любом без исключения правоохранительном органе. В то же время, на практике, прохождение службы в каждом из соответствующих органов имеет свои существенные особенности, а при попытке выработать общие условия прохождения службы, законодатель натыкался на то, что созданные им общие условия входили в противоречие с названной спецификой прохождения службы в каком-то конкретном ведомстве. Еще одна причина, по которой не был принят закон о правоохранительной службе – не разработанность в теории права, отсутствие разъяснений на законодательном уровне по вопросу о «критериальных особенностях правоохранительных органов» .

Профессор С.П.Матвеев, указывая в т.ч. на значительные различия между правоохранительными органами и выполняемыми ими задачами, делает вывод о том, что на сегодняшний день нет и не может быть единой системы правоохранительных органов, чтобы разработать для них общий закон и потому формирование и выделение как одного из видов государственной службы - правоохранительной службы – невозможно .

Профессор С.Е.Чаннов, опираясь на ряд научных исследований, посвященных правоохранительной службе, наоборот, обозначил общие признаки, характеризующих такую службу, позволяющие, по его мнению, четко отличать ее от военной и государственной гражданской службы . Автор говорит о необходимости проведения дальнейшей серьезной аналитической работы, посредством которой надлежало бы выявить существенные различия в прохождении службы в тех или иных государственных правоохранительных органах, после чего можно было бы принимать решения о разработке отдельных законов по каждому виду (подвиду) правоохранительной службы. Интересен опыт сравнительного анализа двух законов - Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141‑ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - регулирующих особенности прохождения государственных службы в соответствующих органах, проведенный профессором, по результатам которого ученый заключает, что тексты этих законов почти на 60% слово в слово совпадают, а по смысловому своему содержанию совпадение законов доходит до 80%.

Существуют также вполне обоснованные опасения касательно возможного появления большого числа законодательных актов, закрепляющих особенности прохождения государственной службы в том или ином ведомстве, что приведет к размыванию границ государственной службы в целом .

Специалисты А.П. Ларькина и Л.Н.Свешникова считают, что если сейчас редакцию ст. 2 Закона № 58-ФЗ о видах государственной службы, не вернуть в ее первоначальный вид, и дополнительно не регламентировать отдельными законами подвиды всех обозначенных законодателем видов государственной службы, то «чехарда» по пересмотру видов государственной службы может стать бесконечной . В доказательство такого суждения, авторы приводят факт разработки проекта федерального закона «О судебной службе Российской Федерации» как попытки искусственного выделения из состава государственной гражданской службы судебной службы в качестве ее самостоятельного вида.

С наших позиций, формально законодатель прав в том, что он исключил из Закона № 58-ФЗ упоминание о правоохранительной службе, поскольку в условиях отсутствия закона о правоохранительной службе и возникших непреодолимых трудностей в его разработке, соответствующая норма оставалась просто «мертвой», не несущей никакой юридической нагрузки. Нельзя упрекнуть законодателя и в том, что он ввел в качестве «замещающей» категорию «государственная служба иных видов». Поскольку любую другую государственную службу, кроме военной и государственной гражданской, теперь можно отнести к третьему виду государственной службы, соответствующая система видов государственной службы приобрела завершенный вид.

Однако, в результате внесенных изменений, во-первых, у нас в законодательстве появилась новая формально неопределенная категория «государственная служба иных видов», о содержании которой, кроме того что она подразумевает собой существование какой-то иной службы – не государственной гражданской и не военной, и что каждый подвид такой службы регламентируется «своим» отдельным законом, мы больше сказать ничего не можем; во-вторых, законодатель не совсем ушел от использования в законах термина «правоохранительная служба», поскольку некоторые акты, в связи с внесением рассматриваемых изменений в Закон № 58-ФЗ, были дополнены схожим по смыслу термином «государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью» (1) и это несмотря на то, что при принятии законопроекта обращалось внимание на отсутствие в законодательстве определения «правоохранительная деятельность».

На наш взгляд, единственно возможным вариантом решения выявленных проблем могла бы стать реализация вышеприведенного предложения профессора С.Е. Чаннова об осуществлении серьезной аналитической работы по поиску существенных различий между видами (а точнее сказать, подвидами) правоохранительной государственной службы. Если бы законодатели все же бы таки смогли универсализировать нормы о прохождении службы в различных правоохранительных органах, то не было бы почти никакой неопределенности с третьим видом государственной службы – это была бы правоохранительная служба, все общие условия прохождения которой в разных ведомствах были бы урегулированы единым законом, а частные - разными. Но даже если бы законодатели и не смогли бы этого сделать, т.е. найти общий знаменатель для всех подвидов правоохранительной службы, то им следовало бы более четко определиться с тем, какое содержание они вкладывают в понятие государственной службы иных видов – и, если это совокупность отдельных подвидов государственной службы, то есть ли у такой совокупности что-то общее, что можно было бы урегулировать одним законом. И потом, раз законодатель ввел понятие «государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью», значит, ему надлежит определиться с тем, исчерпывается ли содержание категории «иные виды государственной службы» категорией «государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью», а если нет, то тогда еще какие подвиды государственной службы входят в третий вид государственный службы и каковы опять же признаки, по которым выделяется каждый из подвидов государственной службы «иных видов государственной службы». Без законодательных ответов на эти вопросы, мы никак не создадим в нашем государстве определенную, целостную, понятную систему государственной службы.

В этой же связи видится преждевременным реализация предложения ряда специалистов об упорядочивании государственной службы посредством издания Президентом РФ указов, которыми будут утверждены перечни типовых должностей федеральной государственной службы в т.ч. «иных видов государственной службы» . Сначала законодатели должны разрешить на уровне теории спорные вопросы, о которых шла речь выше, затем оформить свое решение законом, а уже потом следует принимать подзаконные акты.

Пока же на сегодняшний день для того что определиться с тем, какая конкретно государственная служба относится к третьему виду государственной службы, возможно опираться на подход, изложенный в работе проф. В. Ш. Шайхатдинова . По логике ученого, основным признаком государственной службы иного вида, является прохождение ее в государственном органе, связанном с правоохранительной деятельностью. Далее профессор, опираясь на признаки правоохранительной деятельности, выработанной в научной литературе, приходит к выводу, что многие органы подпадают под эти признаки и должности в таких органах могут замещать в т.ч. государственные служащие, проходящие службу не только «иных видов». Определяющим в решении вопроса о том, относится ли должность в том или ином органе к третьему виду государственной службы, по мнению профессора, служит анализ законов о каждом конкретном виде государственной службе в правоохранительном органе с акцентированием внимания на правовой статус лиц, замещающих соответствующую должность. Автор в своей работе на примере конкретных законов показывает, как реализуется его предложение.

Служба - это осуществление человеком определенных действий, направленных на исполнение закрепленных за ним трудовых обязанностей. Государственная служба - это применение гражданами своих трудовых профессиональных навыков в сфере реализации полномочий и задач госорганов различных уровней. Этот вид трудовой деятельности выполняется работниками, именуемыми госслужащими.

Госслужба РФ регламентирована, в первую очередь, Федеральным законом «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 года № 58-ФЗ. В соответствии с ним система госслужбы представлена следующими видами:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба.

Каждый вид государственной службы, в свою очередь, регламентирован и конкретизирован отдельным пакетом нормативных актов, принятых как на федеральном, так на региональном уровнях.

Принципы госслужбы

Основные принципы чего-либо - это руководящие положения, ведущие особенности устройства. Основные принципы устройства и осуществления функций всех видов государственной службы, входящих в общую систему, сформулированы в статье 3 закона «О системе госслужбы РФ».

К принципам устройства и функционирования госслужбы относятся:

  • федерализм, то есть одновременное единство системы госслужбы и разграничение полномочий ее органов;
  • соответствие законам (законность);
  • верховенство прав и свобод человека;
  • единый законодательный подход к организации госслужбы;
  • гласность и доступность госслужбы публичному контролю;
  • грамотность и подготовленность госслужащих на должном уровне;
  • некоторые другие.

Основные принципы устройства госслужбы РФ призваны обеспечить единообразие, постоянство и эффективность функционирования системы госслужбы.

Система государственной службы РФ

Слово «система» переводится с древнегреческого как что-то единое, составленное из элементов. То есть система - это однородная структура взаимодействующих друг с другом частей.

Система государственной службы Российской Федерации включает в себя все многообразие государственных органов власти различных уровней. Государственные органы власти РФ делятся на федеральные органы и органы госвласти субъектов федерации. При этом госорганы различных уровней как разграничены, так и связаны между собой. Реализуемые в рамках своих полномочий функции госорганов также призваны решать вопросы федерального и регионального значения. Кроме того, существуют вопросы совместного ведения федеральных и региональных органов.

Осуществляя свои трудовые функции в рамках должностных обязанностей, госслужащие ничего не производят в материальном плане, но от этого их деятельность не перестает быть менее значимой. Исполняя функции госорганов, госслужащие производят информацию и, в глобальном плане, осуществляют функционирование такой значительной общности людей, как государство.

Государственная гражданская служба

Государственная гражданская служба - это один из видов государственной службы РФ. Регулируется законом о государственной гражданской службе РФ. Представляет собой перманентное последовательное и качественное исполнение функций и задач госорганов людьми, работающими на соответствующих должностях (госслужащими).

Не знаете свои права?

В юридической научной литературе, касающейся института государственной службы, определено 6 признаков, присущих гражданской службе как виду государственной службы. Это:

  • особый вид управленческой деятельности (государственный);
  • структура госорганов, состоящих из госслужащих, призванных исполнять государственные функции и задачи;
  • единство правовых институтов, регулирующих реализацию государственной власти и управления, и социального института - круга лиц, профессионально осуществляющего эти функции в рамках своего правового положения;
  • взаимосвязь отношений государства, социума, права и гражданина;
  • механизм создания, осуществления и улучшения учреждений госвласти и управления.

Гражданская служба осуществляется в госаппаратах органов власти (представительной, судебной, исполнительной) и в других органах, исполняющих от имени государства его задачи и причисленных федеральным и региональным законодательством к органам госвласти.

Виды государственной гражданской службы

Из всех перечисленных ранее видов государственной службы гражданская служба воспроизведена наиболее обширно, потому что замыкает на себе как федеральные, так и региональные институты власти.

Итак, гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов федерации. Очевидно, что федеральная гражданская служба реализуется госслужащими в федеральных органах госвласти. Этот вид службы имеет отношение к решению вопросов, находящихся в компетенции Российской Федерации, а также в совместном ведении федерации и регионов.

Государственная гражданская служба субъектов федерации реализуется в пределах функций и полномочий конкретного региона. Кроме того, как уже упоминалось, она включает работу по принятию решений по вопросам совместного ведения.

Кроме перечисленных видов государственной службы, в гражданской службе можно обозначить так называемую специальную гражданскую службу, в которой можно выделить отдельные группы организаций и учреждений. Специальная гражданская служба нужна государству для решения отдельных задач, объединенных в различные группы. К специальной гражданской службе можно отнести работу органов таможни, налоговой, финансово-кредитных, дипломатических и иных организаций.

Военная служба

Военная служба - особый, по назначению и функциям, вид государственной службы. Военная служба, в отличие от гражданской, направлена на реализацию оборонных и охранительных функций государства. Основная задача военной службы - вооруженная защита государства от покушения других стран на конституционное устройство, независимость, территориальную целостность, ресурсы страны. Военная служба представляет собой реализацию гражданином своих профессиональных навыков на госслужбе путем замещения воинских и, в некоторых ситуациях, не воинских должностей. Военная служба в нашей стране возможна в 2 формах: на добровольных началах (по контракту) и по призыву.

Военная служба характеризуется, в первую очередь, особым статусом военнослужащих. Правовое положение военнослужащих регламентировано законами «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ и, конечно же, «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ.

Для военнослужащих определены:

  • особые условия работы (риск для жизни, ненормированный график, непостоянное место несения службы);
  • жесткие требования при приеме на службу (возраст, физическое и психическое здоровье, специальные знания);
  • специальная система званий и связанные с ней строгая дисциплина и субординация;
  • досконально регламентированные условия не только работы, но и жизни, формы одежды, правил поведения в той или иной ситуации;
  • особый порядок привлечения к юридической ответственности (свои органы судов, прокуратуры, исполнения наказания и т. п.).

Граждане несут военную службу в войсках, подчиненных Министерству обороны России, в войсках Министерства внутренних дел России, органах Федеральной службы безопасности, в отрядах Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, железнодорожных, пограничных и иных войсках.

Правоохранительная служба

Правоохранительную службу нужно отличать от остальных видов государственной службы и, в первую очередь, от военной службы. В чем же различие? Правоохранительная служба - это реализация гражданином своих профессиональных навыков путем замещения должностей в госорганах, организациях и учреждениях, исполняющих функции охраны безопасности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступности, защиты прав и свобод других граждан.

Из определения правоохранительной службы и анализа законодательства видно, что присутствует некоторая схожесть с другими видами государственной службы и, в частности, с военной. Но существуют и различия.

Сходство - в строгом (хотя и менее, чем в военной службе) регламенте профессиональной деятельности по реализации функций правоохранительной службы; в наличии званий и субординации, формы одежды; в особенных требованиях к физическому и психическому состоянию здоровья гражданина при приеме на работу и т. д.

Основное различие состоит в том, что военная служба, направленная на защиту государства, преследует целью охрану интересов общности людей и, в большинстве своем, интересов внешних. Правоохранительная служба нацелена на защиту внутренних интересов безопасности граждан. Можно сказать, что правоохранительная служба более индивидуальна в своем подходе по охране чьей-либо безопасности.

Муниципальная служба

Рассматривая виды государственной службы Российской Федерации, нельзя обойти вниманием муниципальную службу. В законе о системе госслужбы РФ среди видов госслужбы муниципальная служба отсутствует. Более того, не могут прийти к единому мнению по вопросу отнесения муниципальной службы к госслужбе и ученые.

По мнению одних исследователей, и государственная и муниципальная службы - это разновидности публичной службы, однако муниципальная служба видом госслужбы не является. Другие ученые считают, что муниципальная служба естественно включена в систему госслужбы России, и законодательное оформление этого факта - лишь дело времени.

В любом случае стоит знать, что и государственная, и муниципальная службы в своей деятельности переплетены очень тесно. Однако квалификационные требования при поступлении на муниципальную службу устанавливаются каждым муниципальным образованием самостоятельно. При приеме на муниципальную службу с гражданином заключается трудовой договор, а не служебный контракт. Вместе с тем, стаж муниципальной службы засчитывается как стаж госслужбы.

В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» из перечня видов государственной службы была исключена правоохранительная служба как отдельный вид государственной службы и предусмотрено, что система государственной службы будет состоять из государственной гражданской службы, военной службы и иных видов государственной службы, которые устанавливаются федеральными законами.

Следует отметить, что соответствующий законопроект был разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина от 30 апреля 2014 г. № Пр-954.

Необходимость внесения указанных выше изменений была связана с тем, что применение понятия «правоохранительная служба» являлось одной из существенных проблем Федерального закона от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №58-ФЗ).

Правоохранительная служба была включена в систему государственной службы. В соответствии со статьей 7 Федерального закона №58-ФЗ (статья утратила силу с 1 января 2016 года) правоохранительная служба определялась как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

При этом в пункте 1 статьи 19 Федерального закона №58-ФЗ устанавливалось, что указанное определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы может применяться со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе (данная норма утратила силу). Работа над проектом федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» велась около 10 лет, но так и не была завершена.

В законодательстве Российской Федерации нет определения понятия «правоохранительный орган», то есть не определены критерии и признаки, которым он должен соответствовать. Также не поименованы государственные органы, которые являются правоохранительными.

В связи с этим были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон №58-ФЗ, направленные на решение указанных выше проблем. Необходимо отметить, что законопроектом учитывался зарубежный опыт, который идет не столько по пути принятия общих законов, сколько по пути создания актов по каждому виду правоохранительной службы.

Государственная служба иных видов устанавливается федеральными законами и является видом федеральной государственной службы (пункт 3 статьи 2 Федерального закона №58-ФЗ).

Перечни типовых должностей федеральной государственной службы иных видов утверждаются Президентом Российской Федерации (пункт 2 статьи 9 Федерального закона №58-ФЗ). Пока такой перечень не составлен.

Предполагается, что в такой перечень войдут должности в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.