Территориальная целостность российской федерации и международно-правовое оформление государственной границы. Государственная граница определение Границы государства могут проходить

  • Международное право прав человека
    • Формирование международного права прав человека как отрасли международного права, его понятие
    • Принципы и источники международного права прав человека
    • Универсальные международно-правовые нормы о защите прав человека
    • Система органов ООН по защите прав человека
    • Региональный международно-правовой механизм защиты прав человека
    • Защита прав человека в системе международных судебных учреждений
  • Международное право окружающей среды
    • Сущность международного права окружающей среды
    • Понятие и предмет международного права окружающей среды
    • Принципы международного права окружающей среды
    • Источники международного права окружающей среды
    • Международные организации и их роль в сфере охраны окружающей среды
    • Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Правовая природа, цели и задачи, структура
    • Роль международных конференций в международном праве окружающей среды
    • Морская среда как объект международно-правовой охраны
    • Вода как объект охраны в международном праве окружающей среды
    • Охрана воздушной среды, климата и озонового слоя Земли
    • Животный и растительный мир в международном праве окружающей среды
    • Международно-правовое регулирование обращения с опасными и токсическими отходами
    • Охрана окружающей среды во время вооруженных конфликтов
  • Право международной безопасности
    • Право международной безопасности на современном этапе
    • Понятие и принципы права международной безопасности
    • Источники права международной безопасности
    • Современная система права международной безопасности
    • Разоружение и ограничение вооружений
  • Международное гуманитарное право
    • Понятие, принципы и источники международного гуманитарного права
    • Правовое регулирование начала военных действий
    • Участники вооруженных конфликтов
    • Театр войны
    • Международное гуманитарное право о защите жертв войны
    • Защита гражданских объектов
    • Запрещенные методы и средства ведения войны
    • Международно-правовое регулирование окончания военных действий и состояния войны
    • Нормы международного гуманитарного права и российское законодательство
  • Население в международном праве
    • Понятие населения
    • Гражданство и международное право
    • Правовой статус бипатридов и апатридов
    • Правовое положение иностранных граждан
    • Режим нелегальных мигрантов
    • Право убежища
    • Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права
    • Источники и методы регулирования международного экономического права
    • Система и принципы международного экономического права
    • Субъекты международного экономического права
    • Международные организации в области экономического сотрудничества
    • Подотрасли международного экономического права
  • Право внешних сношений
  • Право международных организаций
    • Понятие, история возникновения, признаки и виды международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их деятельности
    • Порядок принятия и юридическая сила решений международных организаций
    • Органы международных организаций: классификация, порядок формирования
    • Правосубъектность и реализация функций международных организаций
    • Членство в международных организациях
    • ООН: устав, цели, принципы, членство
    • Специализированные учреждения ООН
    • Международные организации, входящие в систему ООН
    • Региональные международные организации
    • Международно-правовое регулирование защиты сотрудников международных организаций
    • Международные неправительственные организации
  • Территория в международном праве
  • Международное морское право
    • Понятие и принципы международного морского права
    • Международно-правовой статус и режим морских пространств
    • Морские пространства, находящиеся под суверенитетом прибрежного государства
    • Морские пространства, находящиеся под юрисдикцией прибрежного государства
    • Международные морские пространства
    • Морские пространства с особым правовым статусом
  • Международное воздушное право
    • Определение международного воздушного права
    • Источники международного воздушного права
    • Основные принципы международного воздушного права
    • Правовой статус и правовой режим воздушного пространства
    • Международно-правовые основы полетов в воздушном пространстве
    • Управление воздушным движением
    • Правовое регулирование международных воздушных сообщений
    • Правовой статус летательных аппаратов
    • Правовой статус экипажа летательного аппарата
    • Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность летательных аппаратов
    • Оказание помощи летательным аппаратам
    • Административные формальности при международной аэронавигации
    • Международные авиационные организации
    • Ответственность в международном воздушном праве
  • Международное космическое право
    • Понятие, объекты, субъекты и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Правовой статус космических объектов
    • Международно-правовой режим геостационарной орбиты
    • Правовой статус космонавтов
    • Мирное и безопасное использование космического пространства
    • Дистанционное зондирование Земли
    • Право интеллектуальной собственности в международных космических проектах
    • Охрана космического пространства и земной среды от техногенного космического загрязнения
    • Взаимодействие международного и национального космического права
    • Ответственность в международном космическом праве
    • Международное сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства
  • Международное ядерное право
    • Понятие международного ядерного права
    • Принципы и источники международного ядерного права
    • Правовое регулирование разработки, испытания, размещения ядерного оружия
    • Международно-правовая защита от радиоактивного заражения
    • Ответственность за ядерную деятельность
    • Контроль в международном ядерном праве
  • Международное уголовное право
    • Понятие международного уголовного права
    • Принципы и источники международного уголовного права
    • Понятие и виды международных преступлений
    • Понятие и виды транснациональных преступлений
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Выдача (экстрадиция) преступников и передача осужденных для отбывания наказания в государство гражданства
    • Роль международных организаций в области борьбы с преступностью
    • Международная уголовная юстиция
    • О международном уголовно-процессуальном праве
  • Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества
    • Научно-техническое сотрудничество: понятие и принципы
    • Источники правового регулирования международного научно-технического сотрудничества
    • Виды международного научно-технического сотрудничества и формы его осуществления
    • ООН и международное научно-техническое сотрудничество
    • Региональное международное научно-техническое сотрудничество

Государственные границы

Государственные границы - это фактические или воображаемые линии на сухопутном, водном, воздушном пространствах и недрах, которые определяют пределы действия государственного суверенитета. Главная задача государственных границ - определить пространственные пределы территориального верховенства государства, а также обозначить принадлежащую ему территорию как материальную основу жизнедеятельности общества. Четкое разграничение государственных территорий сопредельных государств на основе взаимного согласия и в соответствии с нормами международного права является залогом предотвращения многих конфликтов между государствами и их стабильного взаимовыгодною сотрудничества. Россия, Беларусь, Молдова, Украина, как и многие другие независимые суверенные государства, уделяют этому вопросу повышенное внимание, потому что правомерно зафиксированные и признанные государственные границы, с одной стороны, подтверждают право государства на определенную территорию, а с другой - обеспечивают стабильность в межгосударственных отношениях.

Современное международное право запрещает односторонние, тем более насильственные, действия по изменению границ. Декларация принципов Хельсинкского заключительного акта СБСЕ 1975 г. провозглашает принцип нерушимости границ. Это, однако, не означает, что государства ни при каких обстоятельствах не могут решать вопросы об изменении границ. Данные вопросы должны решаться в строгом соответствии с основными принципами и нормами международного права, т.е. на основе ясно выраженного согласия заинтересованных государств.

Существуют сухопутные, водные и воздушные границы государства.

Линия прохождения сухопутной границы определяется в договорах с сопредельными государствами и на основании этих договоров обозначается на местности. Обычно сухопутные границы проводятся с учетом географических особенностей местности (горные массивы, реки и т.п.). Такие границы именуются орографическими (от гр. oros - гора и grapho - описание). Границы также могут проводиться по прямой, соединяющей соответствующие точки. Это так называемые геометрические границы. Линия границы может совпадать с параллелями и меридианами, данный тип определения государственной границы именуется астрономическим . Африканские государства широко использовали геометрический и астрономический методы при определении линии государственной границы. По астрономическому методу установлена граница между КНДР и Республикой Корея (38-я параллель с.ш.). Часто в международной практике встречается комбинированный тип линии прохождения государственной границы, т.е. на определенных участках местности используется орографическая граница, а на других - геометрическая (астрономическая). Примером может служить граница между штатом Аляска (США) и Канадой.

Водные границы делятся на речные, озерные, границы других водоемов и морские. На реках границу сопредельные государства чаще всего проводят по тальвегу - линии наибольших глубин судоходной реки; также граница может проводиться полиции главного фарватера или по середине русла несудоходной реки, реже по линии одного из ее берегов.

На озерах и других водоемах, как правило, линию границы проводят по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера, водохранилища и т.п.

Морской границей государства является внешний предел его территориальных вод либо линия размежевания территориальных вод смежных или противолежащих государств или то и другое вместе. Внешний предел территориальных вод определяется национальным законодательством государств в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» установил ширину территориальных вод России в 12 морских миль, что соответствует ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Воздушная граница государства - это воображаемая вертикальная плоскость, основанием которой являются сухопутная и водная границы. Верхний предел воздушной границы, отделяющий государственную территорию от международной территории общего пользования - космоса, не определен конвенционно. В нормах российского законодательства также нет конкретики на этот счет. Существует обычная норма международного права, в соответствии с которой верхний предел воздушной границы государства находится на высоте 100-110 км над уровнем моря, поскольку именно на такой высоте находятся минимальные перигеи орбит искусственных спутников Земли.

Процесс определения линии прохождения границы между сопредельными государствами непростой и состоит из двух этапов: делимитации и демаркации.

Делимитация - это договорное определение линии прохождения государственной границы, осуществляемое с помощью крупномасштабных карт, где в подробностях изображены населенные пункты, рельеф, гидрография и другие особенности местности. При делимитации договаривающиеся стороны сопровождают подробным описанием нанесенную на карту линию границы. Карта с изображенной на ней линией границы является составной частью договора о делимитации границы и подлежит парафированию и подписанию, а также скрепляется гербовыми печатями договаривающихся сторон. В договорах о де лимитации имеются обязательства сторон о демаркации границы.

Демаркация - это обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договором о делимитации границы и приложенными к нему картами и описаниями. Практические вопросы демаркации границы решает специально создаваемая для этого смешанная правительственная комиссия сопредельных государств. Комиссия определяет линию прохождения границы на конкретных участках местности, составляет протокол-описание демаркируемой границы, карту с ее обозначением и протокол на каждый пограничный знак. По окончании своей деятельности смешанная комиссия подписывает демаркационные документы, которые вступают в силу после их утверждения в соответствии с законодательством пограничных государств.

В связи с тем, что в мире «все течет, все изменяется», то через определенное время может возникнуть необходимость уточнения линии прохождения границы между сопредельными государствами (из-за тектонических процессов или стихийных бедствий). Этот процесс называется редемаркацией границы. Он сводится к проверке правильности в настоящее время ранее демаркированной границы. При этом ремонтируются или восстанавливаются пограничные знаки, может производиться замена одного типа знаков на новые, устанавливаться дополнительные. Редемаркация осуществляется смешанными комиссиями, которые формируются по договоренности между приграничными государствами. По окончании своей работы смешанная комиссия составляет новый протокол описания границы с приложением к нему соответствующих карт и схем. В 1967-1972 гг. была проведена редемаркация границы между СССР и Турцией в районе реки Араке.

В январе 2003 г. между Российской Федерацией и Украиной был подписан Договор о российско-украинской государственной границе. Он является базовым документом, который определяет линию прохождения государственной границы между РФ и Украиной, включая реки и озера, а также принципиальный подход в решении вопросов, связанных с Черным и Азовским морями и Керченским проливом. Линия прохождения государственной границы обозначена на географических картах в результате совместной работы по делимитации границы, проделанной российской и украинской комиссиями по делимитации. 11 сентября 2008 г. в Российской Федерации была одобрена Концепция реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы (Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1309-р). В этом документе обозначены основные проблемы в данной сфере, определены задачи, конкретные мероприятия, механизмы и этапы реализации намеченного.

Стабильность государственных границ - один из основных факторов стабильности международных отношений в целом. В связи с этим в международном праве существует обычная и договорно-правовая норма о том, что правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных договором границ и пограничного режима (ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.), т.е. государство-преемник обязано соблюдать договоры о границах государства-предшественника. К этим договорам также неприменимо правило о коренном изменении обстоятельств (п. 2 ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Даже при наступлении таковых данные договоры должны соблюдаться.

В целях обеспечения неприкосновенности границ сопредельные государства устанавливают посредством норм внутригосударственного и международного права определенный режим, включающий порядок пропуска и передвижения через границу, проведения работ, урегулирования инцидентов и т.д. Вопросы, связанные с режимом российской границы, регулируются Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» и соответствующими международными договорами.

От режима государственной границы следует отличать пограничный режим, т.е. специальный порядок, устанавливаемый государством в своих приграничных районах. Обычно в этих районах действуют специальные правила въезда, проживания, временного пребывания, передвижения, производства работ, учета и содержания морских и речных судов, их плавания и др. В случае необходимости командование пограничных войск может вводить дополнительные режимные ограничения в пограничных зонах. Основные правила пограничного режима в России предусмотрены в Законе «О государственной границе Российской Федерации».

Государства в одностороннем порядке или на основе взаимности могут смягчать правила пограничного режима для содействия контактам между родственниками, живущими по разные стороны границы, и развитию приграничных торгово-экономических и культурных связей.

Сопредельные государства для упрочения добрососедских отношений и быстрого и эффективного урегулирования пограничных инцидентов по взаимной договоренности могут создавать институт пограничных представителей (пограничных комиссаров) . Их функции, права и обязанности, порядок сношений, иммунитеты и пр. определяются в договорах о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов. Обычно пограничные представители назначаются из офицерского состава пограничных войск на определенные участки границы и имеют компетенцию препятствовать нелегальному переходу границы: расследовать случаи нарушения границы; расследовать и разрешать претензии о компенсации вследствие всякого рода нарушений режима границы; согласовывать порядок возвращения имущества, оказавшегося на территории сопредельной стороны. Особо серьезные случаи нарушения границы рассматриваются на дипломатическом уровне.


Государственная граница – это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства). Для определения границ определенных территорий государства заключают международные договоры. Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам. На реках государственные границы определяются по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наибольших глубин), если река судоходная, либо по середине русла, если река несудоходная. На озерах государственная граница представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера. Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море.


Процесс установления границ включает в себя две стадии:


1) делимитацию – это определенное в договоре общее направление прохождения границы и нанесение ее на карту;


2) емаркацию – это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных пограничных знаков. Эта деятельность осуществляется специально создаваемыми комиссиями из представителей определенных государств.


Режим государственной границы определяется как совокупность международно-правовых и внутригосударственных норм.


Режим государственной границы включает следующие вопросы:



Все государства обязаны содержать свои границы в таком состоянии, при котором прохождение через них является ясным и видимым, а пограничные знаки и просеки должны соответствовать требованиям демаркационных документов;


2) пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами.


Переход государственной границы лицами и пересечение ее транспортными средствами могут осуществляться только в пунктах перехода границы, открытых для международного и двустороннего движения;


3) пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных через государственную границу предполагает осуществление пограничного контроля, а при необходимости – таможенного, иммиграционного, са-нитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитар-ного и других видов контроля;


4) ведение на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности. Данная деятельность не должна причинять ущерб территории сопредельного государства;


5) разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением правил.


Пограничный режим – это правовой статус прилегающих к государственной границе территорий государства.



  • Государственная граница – это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод...


  • Геометрическая граница государственной границы


  • Геометрическая граница – это прямая линия, которая объединяет две обусловленные на местности точки государственной границы и пересекает местность без учета рельефа.


  • Государственная граница – это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие.


  • Таможенная граница и государственная граница в ряде случаев могут как совпадать, так и не совпадать...


  • В КП есть понятие государственной территории и государственных границ , определяющих ее параметры.


  • ...неприкосновенность - нерушимость государственных границ страны в) обороноспособность - совокупность
    Государственная измена относится к особо тяжким преступлениям. Статья 276.

Тема 5: Территория в международном праве

  1. Понятие и виды территории в международном праве.
  2. Государственные границы.
  3. Состав и юридическая природа государственных территорий.
  4. Международные реки и каналы, и их правовой режим.
  5. Территория с особым международным режимом.
  6. Правовой режим Арктики и Антарктики.

Понятие и виды территорий в международном праве.

Институт территории является одним из древнейших в международном праве.

Территория – это просторы Земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и небесные тела, которые в нем находятся.

Классификация территорий по правовому режиму:

1. Государственная территория – пространство, в рамках которого конкретное государство осуществляет свой суверенитет (территориальное верховенство). Государство устанавливает соответствующий правопорядок, что дает возможность использовать в своих интересах, как территорию, так и ее материальные компоненты;

2. Международная территория (МТОП – Международная Территория Общего Пользования) - пространство за пределами государственной территории, которое не принадлежит ни одному из государств, а находиться в совместном пользовании мирового сообщества, а его правовой режим определяется исключительно нормами международного права. На международную территорию не распространяется суверенитет какого – либо государства (Антарктика, Открытое море, Район морского дна, космос);

3. Территория со смешанным режимом регулирования – это территория, на которой действует одновременно и номы международного права и нормы национального законодательства прибрежных государств. Делится на 2-е категории:

a. Прибрежная и исключительная экономические зоны, континентальный шельф;

b. Международные реки, проливы и каналы;

4. Территория с особым международным режимом – это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира (в случае их установления). В состав этих территорий могут входить: территории 1-й категории (государства) либо все 3 категории одновременно. Входит Архипелаг Шпицберген (Свальбард), Аланские острова, Додеканезские острова, острова Пантеллерия, Панамский и Суэцкий каналы, Луна.

Конвенция о континентальном шельфе 29.04.1958 г.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г.

Конвенция ООН по морскому праву 1992 г.

Договор по Антарктике 1959 г.

Государственные границы.

Государственная граница – это фактическая или воображаемая линия на сухопутном, водном, воздушном пространствах и недрах, которые определяет пределы действия государственного суверенитета. Главная задача государственных границ – определение пространственных пределов территориального верховенства государства, а также обозначить принадлежащую ему территорию как материальную основу жизнедеятельности общества.


Границы бывают:

1. Сухопутные границы – линии, которые отделяют сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории другого государства. Они проводятся с учетом географических особенностей местности;

2. Морские границы – Международная конвенция по морскому праву 1982 года определила предельную ширину территориальных вод, которая ровняется 12 морских милям, которые исчисляются от линии наибольшего отлива. Морской границей государства является внешний предел его территориальных вод.

3. Водные границы – делятся на речные, озерные и границы других водоемов. Речные границы устанавливаются по договоренности между прилежащими государствами, а чаще всего по тальвегу – линии наибольшей глубины судоходных рек, посредине главного фарватера или посередине несудоходной реки. На озерах или других водоемах линию границы проводят по воображаемой прямой, соединяющей выход сухопутной границы к берегам водоема.

4. Воздушные границы – воображаемая вертикальная плоскость, основанием которой является сухопутная или водная граница (высота 100 – 110 километров);

5. Границы недр – воображаемый конус к ядру.

Процесс определения линии прохождения государственной границы между 2-я сопредельными государствами проходит в 2 этапа:

1. Делимитация – это договорное определение линии прохождения государственной границы с использованием крупномасштабных карт, где в подробностях нанесены все особенности рельефа местности и населенные пункты. Подписывается договор, к которому прикладываются карты;

2. Демаркация – проведение государственной границы на местности с обозначением ее специальными знаками. Все вопросы решает специально созданная для этого смешанная комиссия сопредельных государств;

Редемаркация – реставрация государственной границы на местности, если она при определенных обстоятельствах была нарушена.

Правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных договором границ и пограничного режима (ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г.), т.е. государство – преемник обязано соблюдать договоры о границе государства – предшественника.

Сопредельные государства устанавливают определенный режим пропусков и передвижения через свою государственную границу.

Закон Украины «О государственной границе Украины» от 1991 года.

Пограничный режим – это специальный порядок, устанавливаемый государством в своих пограничных районах (правила проживания, временного пребывания, въезда, выезда, передвижения, производственных работ).

Основания для изменения границ:

1.Осуществление народами и нациями своего права на самоопределение:

· Создание новых независимых государств

· Объединение нескольких государств

· Разделение уже существующего государства

2. Обмен участками территории между сопредельными государствами с целью установить более удобное прохождение линии государственной границы на местности.

3. Небольшие изменения положения линии границы при ее редемаркации (проверка и восстановление линии государственной границы.)

Основания изменения государственной территории:

a. Вооруженная борьба

b. Решение парламента

c. Плебисцит

1944 г. – Отделение Исландии от Дании.

1945 г. – провозглашение независимости Монголии от Китая

1993 г. – выход Эритреи из состава Эфиопии

2001 г. – отделение Восточного Тимора от Индонезии

Цессия – это передача части территорий одного государства другому на основе соглашения между ними. Осуществляется на возмездных началах. Причины: Географические особенности (1867г.- Россия – Аляска – США – 1519 тыс. кв.км. за 7,2 млн. $). Для сравнения – площадь Украины – 603,7 тыс.кв.км.

Возможна двойная цессия или обмен территориями (1951 г.- СССР и Польша – Люблинское воеводство ПНР, а Львовская обл. СССР.)

А. Понятие и виды территорий в международном праве.

Территория - это физическое пространство с определённым правовым режимом. Соответственно, одна и та же физическая территория может иметь разный правовой режим. И наоборот - один и тот же правовой режим может распространяться на несколько видов физических территорий. Правовой режим определяется нормами. Норм всего два вида - международные и национальные.

Следовательно, вывод: три вариант правовых режимов. 1) Там, где больше международного. 2) Там, где больше национального. 3) Поровну и международного, и национального.

Территории в международном праве делятся на три большие группы: 1. Государственные территории. В них больше национального права. 2. Территории со смешанным режимом. В них и того, и того поровну. К ним относятся континентальный шельф и экономическая зона. 3. Международные территории. Там больше международного.

Б. Государственные территории.

В государственные территории включаются: 1) Сухопутная территория (материк и острова). 2) Внутренние воды. 3) Территориальные воды. 4) Воздушное пространство. 5) Недра.

Государственная территория ограничена границей. Воздушная граница государства проходит на высоте 100 километров. Международные договоры играют вспомогательную роль в регулировании правового статуса территории государства.

В. Государственная граница.

Государственная граница - это линия и проходящая поверх по ней плоскость, которая определяет пределы государственного суверенитета. Граница устанавливается в два этапа. Первый этап. Делимитация. Это определение прохождения границы по карте. Когда государства заключают международные договоры о границе, то они прилагают к этому договору карты - с указанием градусов, минут, секунд и прочего.

Второй этап. Демаркация. Стороны создают двустороннюю комиссию, которая на месте определяет прохождение границы.

Существует такое понятие, как "режим государственной границы".

Режим государственной границы включает в себя порядок пересечения границы товарами, транспортными средствами и лицами, режим приграничной территории (около границы устанавливается пограничная зона - она до 5 километров; в этой зоне главными являются пограничные власти, они решают, кто и как может въезжать, где, чего и как).

Способы разрешения пограничных инцидентов. Для этого предусмотрена должность пограничного комиссара (пограничного представителя), он решает эти вопросы.

Режим пограничной зоны в свою очередь регулирует порядок въезда и выезда в зону, и режим ведения хозяйственной деятельности в пограничной зоне (где можно пахать, чего, как и почему).

Международные договоры устанавливают изъятия из национальной юрисдикции. Так, по общему правилу преступления, совершённые на территории государства, подлежат его юрисдикции. У РФ есть международные договоры, которые регулируют вопросы уголовной ответственности за преступления, совершённые на иностранных судах в российских портах.

Порт - это внутренние воды государства. По международным договорам Россия будет осуществлять свою юрисдикцию в отношении преступлений на иностранных невоенных судах, если:

1) последствия преступления распространяются на прибрежное государство (иными словами, если матрос этого судна набил морду нашему гражданину, то можно привлекать, а если другому матросу, своему - то какой смысл вмешиваться в это РФ); 2) если преступление связано с наркотиками; 3) когда просит вмешаться капитан судна или консул.

Преступления, совершённые в порту, считаются преступлениями, совершёнными на территории государства. Но существуют три изъятия - мы их записали.

Иностранное судно, нарушающее правила пребывания в российских территориальных или внутренних водах, может преследоваться государственными судами - военными, полицейскими, таможенными - до тех пор, пока оно не скроется в территориальных водах своего или третьего государства. Однако преследование должно быть непрерывным и начинаться сразу после нарушения.

В. Режим государственной границы Российской Федерации.

Государственной границей РФ является граница РСФСР, закреплённая действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР.

Режим гос. границы РФ включает правила содержания границы, пресечения границы лицами и транспортными средствами; перемещения и пропуска через границу грузов, товаров и животных; ведения на границу либо вблизи неё на территории России хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил. Режим гос. границы устанавливается ФЗ и межд. договорами России.

Пресечение гос. границы на суше лицами и ТС осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы.

В интересах безопасности России, а также по просьбе иностранных государств решением Правительства РФ пресечение Государственной границы на отдельных её участках может быть временно ограничено или прекращение с уведомлением властей заинтересованных государств.

Пограничный режим служит интересам создания необходимых условий охраны государственной границы РФ.

Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью России, российским берегам пограничных рек, озёр и иных водоёмов, и в пределах территорий островов на указанных водоёмах. На въездах в приграничную зону устанавливаются предупреждающие знаками. исходя из характера отношений России с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться.

Г. Территории со смешанным режимом.

К ней относится континентальный шельф и экономическая зона. Эти территории регулируются и международными нормами, и национальным правом. Они не являются государственной территорией. Следовательно, начинаются шельф и зона начинаются там, где заканчивается государства - после государственной границы. Прибрежное государство на шельфе имеет суверенные права.

Суверенные значит, что только у этого государства и ни у кого другого. Но не суверенитет - суверенитет заканчивается там, где кончается государства, здесь не суверенитет, а суверенные права. Суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов этих территорий. Природные ресурсы - нефть, газ, рыба, крабы.

Под государственной границей понимают линию, проведенную на карте и установленную на местности, территориально ограничивающую распространение юрисдикции государства.

Виды государственных границ:

  • 1) по источнику существования: исторические (существуют на основании международно-правового обычая) и договорные (на основании международного договора)
  • 2) в зависимости от территории: сухопутные, водные, воздушные (высота воздушной границы у всех государств - 100-110 км над уровнем моря)
  • 3) по способу установления: орографические (границы, которые проведены с учетом рельефа местности), геометрические (территория государства выглядит как квадрат или прямоугольник, в основном в Африке), географические (в зависимости от прохождения параллелей и меридиан).

Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам.

На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наибольших глубин), если река судоходная, либо по середине русла, если река несудоходная. На озерах она представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера.

Линия внешнего предела территориального моря будет государственной границей на море. Стоит заметить, что она устанавливается государством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их разграничения между смежными или расположенными друг против друга государствами).

Процесс установления государственных границ включает две стадии:

  • 1) делимитация - договорное установление линии государственной границы, осуществляемое на карте и дополняемое подробным описанием. Создается делимитационная комиссия, составляется протокол, создается текст международного договора о государственной границы, который подлежит обязательной ратификации.
  • 2) демаркация - определение и обозначение линии границы на местности в соответствии с договором о делимитации границ и приложенными к ним картами.

Договор о государственной границе, ратификационные грамоты, материалы делимитационных и демаркационных комиссий передаются на хранение генеральному секретарю ООН.

Государственная граница может быть изменена на основании международного договора.

Правовой режим государственной границы определяется государством самостоятельно с учетом его международных соглашений.

Режим государственной границы включает следующие вопросы.

  • 1. Содержание государственной границы, т. е. порядок сохранения и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров, проверок прохождения государственной границы.
  • 2. Пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами и перемещение через нее товаров, грузов и животных.
  • 3. Пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных.
  • 4. Ведение на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности (охота, рыболовство, лесное, сельское или горное дело и т.д.).
  • 5. Разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Защита и охрана государственной границы осуществляются в соответствии с национальным законодательством государства и международными договорами.

Правовые способы изменения государственной территории (соответственно и государственных границ):

  • 1) Возвращение незаконно отторгнутой территории;
  • 2) Отторжение территории как санкции за агрессию;
  • 3) Изменение территории в результате национально-освободительной борьбы;
  • 4) Обмен территориями;
  • 5) Воссоединение или отделение территории по итогам референдума;
  • 6) Цессия, или уступка территории: дарение, продажа;
  • 7) Концессия, или временная уступка территории.

Территориальный спор - международный спор между двумя или несколькими государствами по поводу юридической принадлежности определённой территории. Каждая из сторон в споре утверждает, что данная территория является её собственностью, так как она осуществляла либо осуществляет свою власть на данной территории. Территориальный спор считается таковым, когда все из спорящих сторон признали его существование. В общем случае, однако, по мнению Международного суда ООН, выраженному в решении по конкретному делу, "Недостаточно одной стороне в спорном деле заявить, что спор её с другой стороной существует. Простого заявления недостаточно для доказательства наличия спора, так же как и простого отрицания недостаточно для доказательства того, что такого спора не существует".

Признание государством существования территориального спора по поводу некоторой территории одновременно представляет собой признание того, что юридическая принадлежность данной территории точно или окончательно не установлена