Территория государственной границы в международном праве. Государственные границы. Виды и способы установления государственных границ. Территориальные приобретения и изменения

режим охраны и защиты). В соответствии с Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 (с изменениями и дополнениями) охрана, защита границы предполагает функционирование трех правовых режимов: режима границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через границу. Режим Гг. - совокупность норм, устанавливающих правила содержания границы, которыми регулируются порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров; правила пересечения границы лицами и транспортными средствами (например, на путях международного железнодорожного транспорта, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами или решениями Правительства РФ); правила перемещения через границу грузов, товаров и животных в местах и в порядке, установленных международными договорами РФ, законодательством РФ; правила пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в установленных пунктах пропуска через границу. Они предусматривают проведение проверок законности пересечения (пограничный, таможенный, санитарный и другие виды контроля), выдачу разрешений на пересечение; правила ведения хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пересечением границы и иным образом затрагивающей инте- реськРФ; правила разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима Гг. Пограничный режим устанавливается в пограничной зоне, территориальном море РФ и ее внутренних водах, имеющих выход к границе. Он включает: правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне, которые предусматривают порядок выдачи гражданам пропусков, маршруты передвижения и иные условия пребывания; правила хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых мероприятий в пограничной зоне; правила учета и содержания российских маломерных судов и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения в территориальном море и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов; правила ведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в пограничной зоне. Режим в пунктах пропуска через Гг. включает: правила, устанавливающие порядок въезда (выезда) лиц, транспортных средств, товаров, животных в пунктах пропуска; правила пребывания в пунктах пропуска лиц и транспортных средств; правила захода, пребывания иностранных судов в портах (на рейдах) РФ, схода членов экипажа на берег, посещения судов. В пунктах пропуска могут вводиться дополнительные режимные ограничения, кроме перечисленных правил. Охрана и защита государственной границы возложена на пограничные войска и органы Федеральной пограничной службы (ФПС) РФ. Они имеют право: а) доставлять граждан в специальные помещения, задерживать их, подвергать личному осмотру и досмотру вещей; б) осматривать невоенные суда и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт; в) применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу, использовать служебных собак; г) проводить оперативно-розыскную деятельность; д) осуществлять иные полномочия. Органы ФПС осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 2249 КоАП РСФСР. М.В. Пучкова

Отличное определение

Неполное определение ↓

  • Понятие международного права
    • Понятие международного права и его особенности
    • Нормы международного права
      • Классификация норм международного права
      • Создание норм международного права
    • Международно-правовые санкции и международный контроль
    • Международные правоотношения
    • Юридические факты в международном праве
  • Господство (верховенство) права (Rule of Law) в современном международном праве
    • Происхождение концепции господства права
    • Юридическое содержание концепции господства права: цели, структурное наполнение, направленность регулятивного воздействия, связь с другими сопоставимыми по своей сущности концепциями
  • Принцип добросовестности как основа эффективности международного права
    • Юридическая сущность принципа добросовестности
      • Соотношение принципа добросовестности с другими принципами и институтами международного права
    • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом
      • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом - страница 2
  • Становление, общий характер, источники и система современного международного права
    • Становление и общий характер современного международного права
    • Источники международного права
      • Решения международных организаций в качестве источников международного права
    • Система международного права
    • Кодификация международного права
  • Субъекты и объект современного международного права
    • Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности
    • Государства - основные субъекты международного права
    • Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость
    • Международно-правовое признание как институт права
      • Декларативная и конститутивная теории о значении международно-правового признания
    • Юридическое положение личности в международном праве
    • Объект международного права и международного правоотношения
      • Объект международного права и международного правоотношения - страница 2
  • Основные принципы международного права
    • Понятие основных принципов международного права
    • Принципы, обеспечивающие поддержание международного права и безопасности
    • Общие принципы межгосударственного сотрудничества
    • Принцип добросовестности как общий принцип права и как один из основополагающих принципов современного международного права
  • Взаимодействие международного и внутригосударственного права
    • Сфера взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Влияние внутригосударственного права на международное право
    • Влияние международного права на внутригосударственное право
    • Доктрины соотношения международного и внутригосударственного права
  • Право международных договоров
    • Международный договор и право международных договоров
    • Структура международных договоров
    • Заключение международных договоров
    • Действительность международных договоров
    • Действие и применение договоров
    • Толкование международных договоров
    • Прекращение и приостановление действия международных договоров
  • Право международных организаций
    • Понятие и основные признаки международной организации. Классификация международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
    • Правосубъектность международных организаций
    • >Юридическая природа международных организаций и организация их деятельности
      • Права международных организаций
      • Характер юридических актов международных организаций
    • ООН как международная организация
    • Специализированные учреждения ООН
      • ЮНЕСКО и ВОЗ
      • Международная организация гражданской авиации, Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи
      • Всемирная метеорологическая организация, Международная морская организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности
      • Международный фонд сельскохозяйственного развития, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, МАГАТЭ
      • Всемирный банк
    • Региональные организации
      • Содружество Независимых Государств (СНГ)
  • Дипломатическое и консульское право
  • Право международной безопасности
    • Понятие нрава международной безопасности
    • Специальные принципы международной безопасности
    • Всеобщая система коллективной безопасности
    • Деятельность ООН по проведению Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций
    • Региональные системы коллективной безопасности
    • Разоружение - ключевая проблема международной безопасности
    • Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности
  • Права человека и международное право
    • Население и его состав, гражданство
    • Правовое положение иностранцев
    • Право убежища
    • Международное сотрудничество по вопросам прав человека
    • Международная защита прав женщин и детей
    • Международная защита прав меньшинств
    • Право человека на достойное жилище
      • Обязательства правительств в области обеспечения прав человека на достаточное жилище
      • Институт «признания» в области обеспечения права на достаточное жилище
      • Элементы жилищных прав
      • Возможности рассмотрения жилищных прав в судебном порядке
  • Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права и его источники. Субъекты международного экономического права
    • Международно-правовые основы экономической интеграции
    • Совершенствование системы международных экономических отношений и формирование нового экономического порядка
    • Специальные принципы международного экономического права
    • Основные сферы международных экономических отношений и их правовое регулирование
    • Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений
  • Территория в международном праве (общие вопросы)
    • Государственная территория
    • Государственная граница
    • Правовой режим международных рек
    • Демилитаризация территории
    • Правовой режим Арктики и Антарктики
  • Международное морское право
    • Понятие международного морского права
    • Внутренние морские воды и территориальное море
    • Прилежащие и экономические зоны
    • Правовой режим открытого моря
    • Понятие и правовой режим континентального шельфа
    • Правовой режим международных проливов и каналов
  • Международное воздушное право
    • Понятие международного воздушного права и его принципы
    • Правовой режим воздушного пространства. Международные полеты
    • Международные воздушные сообщения
  • Международное космическое право
    • Понятие и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
    • Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве
    • Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях
    • Значимость практических мер мирового сообщества по мирному использованию космического пространства
  • Международное право окружающей среды
    • Понятие международного права окружающей среды, его принципы и источники
    • Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды
    • Защита среды Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата, защита животного и растительного мира
    • Защита водной среды международных рек и окружающей среды полярных районов
    • Защита окружающей среды в процессе космической и ядерной деятельности
    • Международно-правовое регулирование обращения с вредными отходами
  • Международно-правовые средства разрешения международных споров
    • Сущность мирного урегулирования международных споров
    • Средства решения международных споров
    • Решение международных споров судом
      • Создание в рамках Организации Объединенных Наций нового Международного суда
      • Процедура рассмотрения споров
      • Органы и специализированные учреждения ООН, уполномоченные обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения
    • Решение споров в международных организациях
  • Международное право в период вооруженных конфликтов
    • Понятие права вооруженных конфликтов
    • Начало войны и его международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)
    • Средства и методы ведения войны
    • Нейтралитет в войне
    • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
    • Окончание войны и его международно-правовые последствия
    • Развитие как способ предотвращения конфликтов

Государственная граница

Государственная граница - это действительная или воображаемая линия, отграничивающая территорию одного государства от территории сопредельного государства. Трем средам государственной территории соответствуют сухопутные, водные и воздушные границы. Сухопутные и водные границы устанавливаются по соглашению между государствами; морские границы - законодательным актом прибрежного государства в соответствии с нормами международного права.

В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:

  • обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;
  • взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;
  • взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ; мирного разрешения пограничных вопросов.

Обычно установление государственных границ проходит две стадии: делимитация и демаркация. Делимитация - это определение положения и направления государственной границы по соглашению между сопредельными государствами или, например, в мирном договоре и нанесение этой линии на географическую карту, прилагаемую к договору о делимитации. Точное определение границ между соседними государствами является фактором мира и безопасности, добрососедских отношений. Демаркация - это установление линии государственной границы на местности на основании документа о делимитации и обозначение ее соответствующими пограничными знаками. С этой целью создаются смешанные комиссии на паритетных началах; они определяют и обозначают прохождение линии государственной границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков.

О всех действиях по демаркации составляются специальные документы: протокол-описание прохождения границы, карта с нанесением на нее линии границы, а также протоколы на каждый пограничный знак. Иногда возникает необходимость в редемаркации государственной границы, т.е. проверке, восстановлении, замене или установке новых пограничных знаков. Редемаркация осуществляется на основе специальных соглашений (чаще всего такие соглашения касаются проверки речных участков границы). Российская Федерация имеет такие соглашения с Польшей, Венгрией, Румынией и Турцией (проверка речных участков), с Чехией и Словакией (в порядке правопреемства от Чехословакии) и Монголией (проверка всей линии государственной границы).

На пограничных реках (Одер, Эльба, Амударья и др.) граница, как правило, устанавливается следующим образом; по судоходной реке - по фарватеру или тальвегу; по несудоходной реке - по середине реки. Однако по соглашению между государствами граница может быть установлена по-иному. На пограничных озерах линия государственной границы соединяет точки сухопутной границы, выходящие к берегам озера.

Прохождение государственной границы РФ устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами:

  1. на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясновидимым ориентирам;
  2. на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации;
  3. на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
  4. на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах - в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
  5. на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде.

Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

Для обеспечения неприкосновенности государственных границ устанавливается определенный режим. Режим государственной границы включает правила:

  • содержания государственной границы;
  • пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами;
  • перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных;
  • пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
  • ведения на государственной границе либо вблизи ее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности.

Режим границы России устанавливается Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации», Таможенным кодексом, Воздушным кодексом и другими актами, а также международными соглашениями с сопредельными государствами.

Для решения вопросов, связанных с поддержанием режима Государственной границы Российской Федерации, а также для урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки Государственной границы РФ из числа офицеров пограничных войск назначаются пограничные представители Российской Федерации. Российская Федерация заключила соглашения с сопредельными государствами (кроме США, Японии и КНР) по пограничным вопросам, в которых регулируются также права и обязанности пограничных представителей, которые в основном сводятся к следующему: принимать меры для предотвращения случаев нарушения пограничного режима; расследовать и разрешать все случаи нарушения пограничного режима, а также (в пределах их компетенции) претензии о возмещениях, явившихся следствием пограничных инцидентов. Более серьезные вопросы, касающиеся нарушения Государственной границы РФ, разрешаются в дипломатическом порядке.

Пограничные представители проводят свою работу, как правило, на совместных заседаниях на территории той стороны, по инициативе которой происходит заседание. Постановления, совместно принятые пограничными представителями, обязательны для сторон и окончательны. При выполнении своих служебных функций пограничные представители пользуются личной неприкосновенностью; неприкосновенны находящиеся при них служебные документы, а также помещения, транспорт.

Основные положения таможенных правил . Грузы и ценности перемещаются через государственную границу в соответствии с правилами, установленными Таможенным кодексом. Таможенный кодекс РФ является основным законодательным актом, регулирующим организацию и деятельность центральных и местных таможенных учреждений. Российские таможенные учреждения осуществляют контроль за соблюдением государственных таможенных правил, совершают таможенные операции, ведут борьбу с нарушениями таможенных правил и с контрабандой (ст. 2 Кодекса). Осуществляя такой контроль, таможенные учреждения РФ предотвращают незаконные провоз или пересылку грузов и предметов через Государственную Границу РФ, задерживаю! или конфискуют грузы и предметы, провозимые или пересылаемые с нарушением установленного порядка либо контрабандным путем, привлекают к ответственности в административном порядке лиц, совершивших нарушения таможенных правил или контрабанду, подготавливают или передают в следственные органы материалы о лицах, совершивших контрабанду, наказуемую в уголовном порядке.

Тема 5: Территория в международном праве

  1. Понятие и виды территории в международном праве.
  2. Государственные границы.
  3. Состав и юридическая природа государственных территорий.
  4. Международные реки и каналы, и их правовой режим.
  5. Территория с особым международным режимом.
  6. Правовой режим Арктики и Антарктики.

Понятие и виды территорий в международном праве.

Институт территории является одним из древнейших в международном праве.

Территория – это просторы Земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и небесные тела, которые в нем находятся.

Классификация территорий по правовому режиму:

1. Государственная территория – пространство, в рамках которого конкретное государство осуществляет свой суверенитет (территориальное верховенство). Государство устанавливает соответствующий правопорядок, что дает возможность использовать в своих интересах, как территорию, так и ее материальные компоненты;

2. Международная территория (МТОП – Международная Территория Общего Пользования) - пространство за пределами государственной территории, которое не принадлежит ни одному из государств, а находиться в совместном пользовании мирового сообщества, а его правовой режим определяется исключительно нормами международного права. На международную территорию не распространяется суверенитет какого – либо государства (Антарктика, Открытое море, Район морского дна, космос);

3. Территория со смешанным режимом регулирования – это территория, на которой действует одновременно и номы международного права и нормы национального законодательства прибрежных государств. Делится на 2-е категории:

a. Прибрежная и исключительная экономические зоны, континентальный шельф;

b. Международные реки, проливы и каналы;

4. Территория с особым международным режимом – это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира (в случае их установления). В состав этих территорий могут входить: территории 1-й категории (государства) либо все 3 категории одновременно. Входит Архипелаг Шпицберген (Свальбард), Аланские острова, Додеканезские острова, острова Пантеллерия, Панамский и Суэцкий каналы, Луна.

Конвенция о континентальном шельфе 29.04.1958 г.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г.

Конвенция ООН по морскому праву 1992 г.

Договор по Антарктике 1959 г.

Государственные границы.

Государственная граница – это фактическая или воображаемая линия на сухопутном, водном, воздушном пространствах и недрах, которые определяет пределы действия государственного суверенитета. Главная задача государственных границ – определение пространственных пределов территориального верховенства государства, а также обозначить принадлежащую ему территорию как материальную основу жизнедеятельности общества.


Границы бывают:

1. Сухопутные границы – линии, которые отделяют сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории другого государства. Они проводятся с учетом географических особенностей местности;

2. Морские границы – Международная конвенция по морскому праву 1982 года определила предельную ширину территориальных вод, которая ровняется 12 морских милям, которые исчисляются от линии наибольшего отлива. Морской границей государства является внешний предел его территориальных вод.

3. Водные границы – делятся на речные, озерные и границы других водоемов. Речные границы устанавливаются по договоренности между прилежащими государствами, а чаще всего по тальвегу – линии наибольшей глубины судоходных рек, посредине главного фарватера или посередине несудоходной реки. На озерах или других водоемах линию границы проводят по воображаемой прямой, соединяющей выход сухопутной границы к берегам водоема.

4. Воздушные границы – воображаемая вертикальная плоскость, основанием которой является сухопутная или водная граница (высота 100 – 110 километров);

5. Границы недр – воображаемый конус к ядру.

Процесс определения линии прохождения государственной границы между 2-я сопредельными государствами проходит в 2 этапа:

1. Делимитация – это договорное определение линии прохождения государственной границы с использованием крупномасштабных карт, где в подробностях нанесены все особенности рельефа местности и населенные пункты. Подписывается договор, к которому прикладываются карты;

2. Демаркация – проведение государственной границы на местности с обозначением ее специальными знаками. Все вопросы решает специально созданная для этого смешанная комиссия сопредельных государств;

Редемаркация – реставрация государственной границы на местности, если она при определенных обстоятельствах была нарушена.

Правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных договором границ и пограничного режима (ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г.), т.е. государство – преемник обязано соблюдать договоры о границе государства – предшественника.

Сопредельные государства устанавливают определенный режим пропусков и передвижения через свою государственную границу.

Закон Украины «О государственной границе Украины» от 1991 года.

Пограничный режим – это специальный порядок, устанавливаемый государством в своих пограничных районах (правила проживания, временного пребывания, въезда, выезда, передвижения, производственных работ).

Основания для изменения границ:

1.Осуществление народами и нациями своего права на самоопределение:

· Создание новых независимых государств

· Объединение нескольких государств

· Разделение уже существующего государства

2. Обмен участками территории между сопредельными государствами с целью установить более удобное прохождение линии государственной границы на местности.

3. Небольшие изменения положения линии границы при ее редемаркации (проверка и восстановление линии государственной границы.)

Основания изменения государственной территории:

a. Вооруженная борьба

b. Решение парламента

c. Плебисцит

1944 г. – Отделение Исландии от Дании.

1945 г. – провозглашение независимости Монголии от Китая

1993 г. – выход Эритреи из состава Эфиопии

2001 г. – отделение Восточного Тимора от Индонезии

Цессия – это передача части территорий одного государства другому на основе соглашения между ними. Осуществляется на возмездных началах. Причины: Географические особенности (1867г.- Россия – Аляска – США – 1519 тыс. кв.км. за 7,2 млн. $). Для сравнения – площадь Украины – 603,7 тыс.кв.км.

Возможна двойная цессия или обмен территориями (1951 г.- СССР и Польша – Люблинское воеводство ПНР, а Львовская обл. СССР.)

Государственные границы – это фактические или воображаемые линии на сухопутном, водном, воздушном пространствах и недрах, которыеопределяют пределы действия государственного суверенитета. Главная

задача государственных границ – определить пространственные пределы территориального верховенства государства, а также обозначить принадлежащую ему территорию как материальную основу жизнедеятельности общества. Четкое разграничение государственных территорий с определьных государств на основе взаимного согласия и в соответствии с нормами международного права является залогом предотвращения

многих конфликтов между государствами и их стабильного взаимовыгодного сотрудничества. Россия, Беларусь, Молдова, Украина, как и многие другие независимые суверенные государства, уделяют этому во-

просу повышенное внимание, потому что правомерно зафиксированные и признанные государственные границы, с одной стороны, подтверждают право государства на определенную территорию, а с другой – обеспечивают стабильность в межгосударственных отношениях.

Современное международное право запрещает односторонние, тем более насильственные, действия по изменению границ. Декларация принципов Хельсинкского заключительного акта СБСЕ 1975 г. провозглашает

принцип нерушимости границ. Это, однако, не означает, что государства ни при каких обстоятельствах не могут решать вопросы об изменении границ. Данные вопросы должны решаться в строгом соответствии с основными принципами и нормами международного права, т.е. на основе ясно выраженного согласия заинтересованных государств.

Существуют сухопутные, водные и воздушные границы государства.

Линия прохождения сухопутной границы определяется в договорах с сопредельными государствами и на основании этих договоров обозначается на местности. Обычно сухопутные границы проводятся с учетом географических особенностей местности (горные массивы, реки соединяющей соответствующие точки. Это так называемые геометрические границы. Линия границы может совпадать с параллелями и меридианами, данный тип определения государственной границы именуетсяастрономическим . Африканские государства широко использовали геометрический и астрономический методы при определении линии государственной границы. По астрономическому методу установлена граница между КНДР и Республикой Корея (38-я параллель с.ш.). Часто в международной практике встречаетсякомбинированный тип линии прохождения государственной границы, т.е. на определенных участках местности используется орографическая граница, а на других – геометрическая (астрономическая). Примером может служить граница между штатом Аляска (США) и Канадой.

Водные границы делятся на речные, озерные, границы других водоемов и морские. На реках границу сопредельные государства чаще всего проводят по тальвегу – линии наибольших глубин судоходной реки;

также граница может проводиться по линии главного фарватера или по середине русла несудоходной реки, реже по линии одного из ее берегов.

На озерах и других водоемах, как правило, линию границы проводят по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера, водохранилища и т.п.

Морской границей государства является внешний предел его территориальных вод либо линия размежевания территориальных вод смежных или противолежащих государств или то и другое вместе.

Внешний предел территориальных вод определяется национальным законодательством государств в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Федеральный закон

от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ ≪О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации≫установил ширину территориальных вод России в 12 морских миль, что соответствует ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Воздушная граница государства – это воображаемая вертикальная плоскость, основанием которой являются сухопутная и водная границы.

Верхний предел воздушной границы, отделяющий государственную территорию от международной территории общего пользования – космоса, не определен конвенционно. В нормах российского законодательства также нет конкретики на этот счет. Существует обычная норма международного права, в соответствии с которой верхний предел воздушнойграницы государства находится на высоте 100–110 км над уровнем моря, поскольку именно на такой высоте находятся минимальные перигеи орбит искусственных спутников Земли.

Процесс определения линии прохождения границы между сопредельными государствами непростой и состоит из двух этапов: делимитации и демаркации.

Делимитация – это договорное определение линии прохождения государственной границы, осуществляемое с помощью крупномасштабных карт, где в подробностях изображены населенные пункты,

рельеф, гидрография и другие особенности местности. При делимитации договаривающиеся стороны сопровождают подробным описанием нанесенную на карту линию границы. Карта с изображенной на ней

линией границы является составной частью договора о делимитации границы и подлежит парафированию и подписанию, а также скрепляется гербовыми печатями договаривающихся сторон. В договорах о делимитации имеются обязательства сторон о демаркации границы.

Демаркация – это обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договором о делимитации границы и приложенными к нему картами и описаниями. Практические вопросы демаркации границы решает специально создаваемая для этого смешанная правительственная комиссия сопредельных государств.

Комиссия определяет линию прохождения границы на конкретных участках местности, составляет протокол-описание демаркируемой границы, карту с ее обозначением и протокол на каждый пограничный знак. По окончании своей деятельности смешанная комиссия подписывает демаркационные документы, которые вступают в силу после их утверждения в соответствии с законодательством пограничных государств.

В связи с тем, что в мире ≪все течет, все изменяется≫, то через определенное время может возникнуть необходимость уточнения линии прохождения границы между сопредельными государствами (из-за тек-

тонических процессов или стихийных бедствий). Этот процесс называется редемаркацией границы. Он сводится к проверке правильности в настоящее время ранее демаркированной границы. При этом ремонтируются или восстанавливаются пограничные знаки, может производиться замена одного типа знаков на новые, устанавливаться дополнительные.

Редемаркация осуществляется смешанными комиссиями, которые формируются по договоренности между приграничными государствами.

По окончании своей работы смешанная комиссия составляет новый протокол описания границы с приложением к нему соответствующихкарт и схем. В 1967–1972 гг. была проведена редемаркация границы

между СССР и Турцией в районе реки Аракс.

В январе 2003 г. между Российской Федерацией и Украиной был подписан Договор о российско-украинской государственной границе.

Он является базовым документом, который определяет линию прохождения государственной границы между РФ и Украиной, включая реки и озера, а также принципиальный подход в решении вопросов, связанных с Черным и Азовским морями и Керченским проливом.

Линия прохождения государственной границы обозначена на географических картах в результате совместной работы по делимитации границы, проделанной российской и украинской комиссиями по делимитации. 11 сентября 2008 г. в Российской Федерации былаодобрена Концепция реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы (Распоряжение Правительст-

ва Российской Федерации № 1309-р). В этом документе обозначены основные проблемы в данной сфере, определены задачи, конкретные мероприятия, механизмы и этапы реализации намеченного.

Стабильность государственных границ – один из основных факторов стабильности международных отношений в целом. В связи с этим в международном праве существует обычная и договорно-правовая

норма о том, что правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных договором границ и пограничного режима (ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.), т.е. государство-преемник обязано соблюдать договоры о границах государства-предшественника. К этим договорам также неприменимо правило о коренном изменении обстоятельств (п. 2 ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Даже при наступлении таковых данные договоры должны соблюдаться.

В целях обеспечения неприкосновенности границ сопредельные государства устанавливают посредством норм внутригосударственного и международного права определенный режим, включающий порядок

пропуска и передвижения через границу, проведения работ, урегулирования инцидентов и т.д. Вопросы, связанные с режимом российской границы, регулируются Законом Российской Федерации от 1 апреля

1993 г. № 4730-I ≪О государственной границе Российской Федерации≫и соответствующими международными договорами.

От режима государственной границы следует отличать пограничный режим, т.е. специальный порядок, устанавливаемый государством в своих приграничных районах. Обычно в этих районах действуют

специальные правила въезда, проживания, временного пребывания, передвижения, производства работ, учета и содержания морских и речных судов, их плавания и др. В случае необходимости командование

пограничных войск может вводить дополнительные режимные ограничения в пограничных зонах. Основные правила пограничного режима в России предусмотрены в Законе ≪О государственной границе Российской Федерации≫.

Государства в одностороннем порядке или на основе взаимности могут смягчать правила пограничного режима для содействия контактам между родственниками, живущими по разные стороны границы, и развитию приграничных торгово-экономических и культурных связей.

Сопредельные государства для упрочения добрососедских отношений и быстрого и эффективного урегулирования пограничных инцидентов по взаимной договоренности могут создавать институт пограничныхпредставителей (пограничных комиссаров ). Их функции, права и обязанности, порядок сношений, иммунитеты и пр. определяются в договорах о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов. Обычно пограничные представители назначаются из офицерского состава пограничных войск на определенные участки границы и имеют компетенцию препятствовать нелегальному переходу границы; расследовать случаи нарушения границы; расследовать и разрешать претензии о компенсации вследствие всякого рода нарушений режима границы; согласовывать порядок возвращения имущества, оказавшегося на территории сопредельной стороны. Особо серьезные случаи нарушения

границы рассматриваются на дипломатическом уровне.

3. Способы территориальных изменений.

4. Международно-правовые механизмы разрешения территориальных проблем.

1. Понятие, юридическая природа и состав
государственной территории

Под территорией в международном праве понимается пространство земного шара с определенным правовым режимом. Это могут быть сухопутная или водная территории, недра, воздушное пространство и небесные тела.

По правовому режиму территории подразделяются на территории с международным режимом, территории со смешанным режимом и государственные.

Территории с международным режимом не принадлежат какому-либо государству в отдельности, а находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами. К территориям с международным режимом относятся: открытое море за пределами территориальных вод и воздушное пространство над ним, международный район морского дна, Антарктика, космическое пространство и небесные тела, включая Луну.

Территории со смешанным режимом не входят в состав государственных территорий, однако государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права. На территориях со смешанным режимом действуют нормы как международного права, так и зафиксированные национальным законодательством. К территориям со смешанным режимом принадлежат континентальный шельф и экономические зоны.

Государственной территорией принято считать такую территорию, которая находится под суверенитетом определенного государства. С точки зрения международного права, государственная территория выступает как пространство осуществления верховной власти государства, подчиненное его исключительному господству. В состав государственной территории входят:

1. Сухопутная территория, т. е. вся суша в пределах государственных границ, включая флору и фауну, естественные богатства, заключенные в недрах земли.

2. Водная территория, охватывающая внутренние (национальные) воды, включающая в себя морские воды, воды портов, воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если ширина не превышает 24 морских миль; территориальное море – полоса прибрежных морских вод, ширина которых не должна превышать 12 морских миль, а также недра дна территориального моря; воздушное пространство над сухопутной и водной территорией, а также территориальным морем.

Исключительность государственной власти в пределах границ государства выражается территориальным верховенством, которое является неотъемлемой частью государственного суверенитета, его материальным проявлением. Пределы действия территориального верховенства каждого государства ограничиваются его государственными границами. Территориальное верховенство предполагает, что:

власть государства является высшей и полной по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории: ей принадлежит принятие законов и правил, регулирующих режим государственной территории и отдельных ее составных частей, а также вопросы гражданства, перемещения, въезда в страну и выезда из нее;

государство обеспечивает всеми средствами неприкосновенность и целостность своей территории: никакая часть государственной территории не может быть отчуждена другому государству, кроме как в силу собственного свободного решения передающего ее государства;

государство вправе менять статус государственной территории и границ в соответствии с волеизъявлением народа без вмешательства извне;

государственная власть вправе применять все законные средства властного принуждения для применения законов;

на территории государства исключается действие публичной власти иностранного государства (исключения могут иметь место по согласию государства).

Компетенция государства в отношении его территории определяется также понятием «территориальная юрисдикция» (лат. jurisdictio – судопроизводство). Оно означает установленную законом или иным нормативным актом государства совокупность правомочий его судебных и административных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т. е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения его правомерности применять юридические санкции к правонарушителям. Наиболее ярко территориальность юрисдикции проявляется в уголовной юстиции, где действует принцип принадлежности юрисдикции того места, где совершено преступление.

2. Государственные границы. Виды и способы
установления государственных границ

Современное государство воспринимается только в пределах четко ограниченного пространства. Стабильность территории неразрывно связана с понятием «государственная граница», которая представляет собой линии, обозначенные на карте и на местности, и проходящие по этим линиям вертикальные поверхности до границы земного пространства с космосом, с одной стороны, и до центра земли и в глубь ее недр – с другой. Понятие «государственная граница» включает практически все аспекты существования государства: политический, оборонный, экономический, социальный и т.д.

Правовое оформление сохранности государственной территории осуществляется через процедуры ее международного признания и установления.

Международное признание границ . Международно-признан­ными государственными границами называют линии разграничения государственных территорий или линии отграничения территории государства от территории с другим правовым режимом, прохождение которых согласовано с сопредельным государством. Установление государственной границы представляет собой довольно длительный, включающий в себя комплекс двусторонних договоров, заключаемых с сопредельными государствами, процесс.

Для международного установления границы должны быть делимитированы и демаркированы. Кроме того, государства договариваются о режиме границы.

Делимитация государственной границы означает описание его в договоре либо максимально точное непосредственное обозначение линии ее прохождения на специальных картах, составляющих неотъемлемую часть межгосударственного договора.

Демаркация государственной границы есть процесс проведения и обозначения линии границы на местности, дополняемый соответствующим описанием в протоколах о демаркации границы.

В теории и практике современного международного права преобладает точка зрения, согласно которой установление границы предполагает окончательность и стабильность. Договоры о границах не содержат положений и условий об их денонсации, а также никаких отменительных условий. Односторонняя отмена договора о границах противоправна в своей основе. Коренное изменение обстоятельства, которое, согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (ст. 62), может служить основанием для прекращения других договоров, не распространяется на договоры, устанавливающие границы. Возникновение вооруженных конфликтов также не означает прекращение действия договоров о границах.

Более гибкими и менее стабильными являются договоры о режиме границы, а также соглашения о пунктах пропуска через государственную границу, о взаимных поездках граждан (безвизовом порядке въезда), об упрощенном порядке пересечения государственной границы жителями приграничных районов сопредельных государств, о водопользовании на пограничных реках, строительстве трансграничных объектов (мостов, трубопроводов, плотин, водохранилищ и пр.), судоходстве на пограничных реках, рыболовстве, создании совместных заповедников и по другим вопросам, представляющим общие интересы пограничных государств.

В вопросах договорного оформления государственных границ с бывшими советскими республиками Российская Федерация придерживается единого подхода – признание тех границ, которые существовали на момент распада СССР. Такой подход исключает предъявление каких-либо территориальных претензий одного государства к другому, облегчает окончательное решение территориальных вопросов.

3. Способы территориальных изменений

Принцип территориальной целостности – один из основных принципов современного международного права, закрепленный в Уставе ООН. Вместе с тем принцип суверенитета государства закрепляет за государствами право вносить территориальные изменения в пределах своих границ. Однако любые из них возможны лишь на основе признанных международным правом правовых процедур.

Одной из таких процедур являетсякондоминиум , посредством которого реализуется совместное владение (dominium – собственность, владение). Кондоминиум предполагает осуществляемое на основе равенства совместное управление одной и той же территорией. Правовым основанием кондоминиума служит договор (двусторонний или трехсторонний).

В международном праве понятие «кондоминиум» признается в качестве случая, когда часть территории, состоящая из суши и воды, находится в общем ведении двух или более государств, совместно осуществляющих суверенитет над этой территорией и ее населением». В период 1899–1951 гг. Великобритания и Египет осуществляли кондоминиум в отношении Судана. Великобритания заявила об аннулировании кондоминиума в 1956 г. При помощи кондоминиума был успешно разрешен территориальный спор по поводу Андорры между Францией и Испанией. Территория Андорры (465 кв. км) с 805 г. находилась в режиме кондоминиума Франции и Урхельского епископства Испании. В 1993 г. была принята Конституция Княжества Андорры, которая провозгласила Андорру независимым, демократическим государством с парламентским режимом. Президент Франции и Епископ Урхельский являются Соправителями, наделенными определенными полномочиями.

Унифицированного режима кондоминиума не существует. Однако можно выделить его такие основные признаки, как вхождение территории в состав обоих государств; двойное гражданство; многоязычие государственных языков; нахождение на территории кондоминиума вооруженных сил обоих государств; наличие соответствующих механизмов управления.

История международных отношений демонстрирует и другие способы изменения государственных территорий.

Цессия – уступкачасти территории одним государством другому на основе международного соглашения. Цессия также может проходить и путем взаимного обмена равноценными участками между пограничными государствами.

Аренда – временная передачаодним государством другому части своей территории на условиях, предусмотренных в договоре.

Передача территории на основе плебисцита (всенародного голосования).

Продажа территорий осуществляется на основе договора. Так, территория Аляски и прилегающих к ней островов общей площадью 1530 тыс. кв. км по договору, подписанному 30 марта 1867 г. в Вашингтоне, была продана с согласия российского императора Александра II Соединенным Штатам за 14 320 000 руб. (7 200 000 американских долларов). Сделка по приобретению Аляски состоялась по инициативе госсекретаря США Уильяма Х. Сьюарда. По его же инициативе, США приобрели Виргинские острова, Гавайю, Гренландию и Исландию. Многие американцы обвиняли Сьюарда в растрате государственных средств. В американской истории приобретение Аляски долгое время называли «глупостью Сьюарда», а саму Аляску – «ящиком для льда». Впоследствии приобретение Аляски было признано важнейшей из международных сделок.

Обмен территориями по соглашению сторон. Как правило, речь идет о небольших, равноценных по размеру участках. Пограничными участками государства обмениваются для более удобного расположения границы на местности или уточнения границ. Подобные обмены оформляются международными договорами и требуют последующей ратификации. Такие обмены состоялись в 1951 г. между СССР и Польшей, в 1954 г. – между СССР и Ираном.

4. Международно-правовые механизмы разрешения
территориальных проблем

В территориальном вопросе действует общепризнанный императивный принцип международного права – принцип мирного урегулирования территориальных проблем. Он предполагает такое процедурное решение, которое позволило бы достичь определенного компромисса, отвечающего интересам всех затронутых сторон. Степень достижения взаимовыгодного решения во многом зависит от остроты проблемы, наличия или отсутствия международной напряженности на соответствующих территориях. В зависимости от этих факторов возникают межгосударственные отношения, которые квалифицируются в международном праве как спор, спорная ситуация, территориальный конфликт.

В основе территориальных споров, как правило, лежит вопрос о юридической принадлежности определенных участков территории. Территориальный спор образуется из-за различных позиций сторон (разногласий) относительно существования или действия норм международного права, договорных или обычных, характеризующих юридическую принадлежность того или иного участка территории. Территориальный спор предполагает юридически обоснованную позицию одной стороны в отношении определенного положения границы или каких-либо прав на спорную территорию. Территориальный спор может выражаться в форме протеста одной стороны по поводу действий другой стороны в отношении спорной территории. Спор имеет место в том случае, когда одно государство предъявляет претензии к другому государству, которое отвергает эти претензии или принимает их частично.

Однако не все разногласия образуют территориальные споры. В частности, не образует территориальный спор односторонняя территориальная претензия, при которой заявившее эту претензию государство не оспаривает норм международного права, определяющих линию границы или принадлежность конкретной территории, но по каким-то причинам считает, что эта принадлежность должна быть изменена. Если подобные столкновения интересов не сопровождаются официальным предъявлением претензий друг к другу (хотя и могут выражаться в пограничных инцидентах, концентрации войск на границе и т.п.), они считаются спорными ситуациями.

В Уставе ООН для квалификации конфликтных отношений используются термины «спор» и «спорная ситуация». Вместе с тем очевидно, что совокупность обстоятельств, приведших к возникновению вначале спорной ситуации, а затем к спору, нередко перерастает в конфликт. Под «конфликтом» (от лат. слова conflictus) следует понимать такую степень противоборства двух (или более) сторон по поводу территориальных разногласий, когда обе стороны совершают определенные действия, направленные друг против друга. Конфликт следует отличать от односторонних действий, которые хотя и могут носить насильственный, агрессивный или какой-либо неприемлемый для другой стороны характер, но не всегда перерастают в противоборство. Международный конфликт определяется как противоборство или столкновение, возникшее на основе серьезных разногласий в ходе разрешения спора.

На споры и на спорные ситуации распространяется принцип их мирного разрешения независимо от того, угрожают они или нет международному миру и безопасности. В современном международном праве принцип мирного разрешения споров выступает в качестве нормы jus cogens. Он впервые был сформулирован в Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. Принцип мирного разрешения закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН, а также в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.

Принцип мирного разрешения международных споров предполагает, что государства обязаны разрешать свои взаимные споры как угрожающие, так и не угрожающие международному миру и безопасности, исключительно мирными средствами. Юридическое содержание этого принципа составляет совокупность прав и обязанностей государств, призванных мирно разрешить возникшую ситуацию. Согласно п. 1 ст. 1 Устава ООН государства – члены ООН принимают на себя обязательство «проводить мирными средствами» урегулирование и «разрешение международных споров и ситуаций».

Механизм реализации принципа мирного урегулирования и разрешения международных споров существует в виде системы средств такого урегулирования. Перечень этих средств содержится в г. VII Устава ООН «Мирное разрешение споров». Статья 33, п. 1 Устава предлагает сторонам, участвующим в любом споре, следующие способы его разрешения: переговоры, обследования, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. При разрешении территориальных споров государства – участники должны прибегать к этим или иным мирным средствам по своему выбору.

Двусторонние обсуждения территориальных проблем на переговорах и консультациях, которые могут вестись как официально, так и неофициально, являются самым эффективным средством. Именно такими являются переговоры между Россией и Японией по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. В совместной Токийской декларации о японо-российских отношениях от 13 октября 1993 г. подчеркивается, что решение вопросов по поводу указанных территорий может быть найдено при помощи переговоров с учетом исторических и юридических фактов. Одним из результатов ведущегося на протяжении ряда лет конструктивного диалога стало опубликование японской и российской сторонами в сентябре 1992 г. «Сборника документов по истории территориального размежевания между Японией и Россией», подготовленного министерствами иностранных дел Российской Федерации и Японии. В Сборнике приведены признаваемые обеими сторонами основные международно-правовые документы, касающиеся двустороннего территориального размежевания.

Территориальный спор или спорная ситуация могут привести к международным трениям и даже повлечь угрозу поддержанию международного мира и безопасности. О таких случаях любой член ООН может довести до сведения Совета Безопасности, который уполномочен расследовать такой спор и рекомендовать надлежащую процедуру для его разрешения или методы урегулирования. Статья 34 Устава ООН уполномочивает Совет Безопасности «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Государство, которое не является членом Организации, может довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любом споре, в котором оно является стороной, если оно примет на себя заранее в отношении этого спора обязательства мирного разрешения споров, предусмотренные настоящим Уставом. Согласно Уставу ООН (ст. 51 п. 3) при рассмотрении вопросов, касающихся спора, сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования.

Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд. При этом государства подают в суд заявления о признании юрисдикции суда. Решение суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу.

Контрольные вопросы и задания