Международная защита прав человека кратко конспект. Нарушение и защита прав человека план-конспект урока по праву (10 класс) на тему. Лица, находящиеся под защитой

Тема: «Международная защита прав человека»

Цели занятия:

1 .Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм Международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству.

2. Помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях Международного гуманитарного права.

3. Продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.

Учебник: «Обществознание» (базовый уровень) для 11 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова издательство М: «Просвещение» 2006 год.

Основные понятия:

Международное гуманитарное право; жертвы вооруженного конфликта; международный и немеждународный вооруженные конфликты; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях, лица, прекратившие принимать участие в военных действиях

ПЛАН УРОКА

1. Жестокое лицо войны.

2. Сущность международного гуманитарного права.

3. Международная защита прав человека.

ХОД УРОКА

Сегодня мы изучаем тему: «Международная защита прав человека». Война.…Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путём мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий.

Мировое сообщество вступает в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от тяжелого наследия прошлых веков – вооруженных конфликтов. Путь ко всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира в одночасье, то необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права.

Как известно ООН возникла в ответ на агрессию против человечности . Всталанеобходимость поощрять и развивать уважение к правам и основным свободам человека.

1. Жестокое лицо войны.

Вспомните определение понятия «война»-…
Что интересует, что хотели бы узнать дополнительно?

Учащиеся задают вопросы:

Кто участвует? Какое оружие можно применять? Какое отношение должно быть к военным (людям с оружием), гражданским, медперсоналу, военным объектам, раненым, военнопленным.

Словарь

ВОЕННОПЛЕННЫЕ - участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.

ГРАЖДАНСКИЕ ЛИЦА - лица, не входящие в состав вооруженных сил.

ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ - раненые, больные, военнопленные.

ЛИЦА, НЕПОСРЕДСТВЕННО НЕ УЧАСТВУЮЩИЕ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ - медицинский персонал, гражданское население, духовный персонал.

ВОЕННЫЙ ОБЪЕКТ - объект, который в силу своего расположения, назначения, использования вносит эффективный вклад в военные действия (военный завод, ж/д вокзал, аэропорт).

КОНВЕНЦИЯ - международное соглашение, договор по конкретному вопросу, имеющий обязательную силу для тех государств, которые присоединились к нему.

Международное гуманитарное право представляет собой совокупность правовых норм основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение силовых средств в вооруженных конфликтах.

Учащимся предлагается раскрасить полоски бумаги тем цветом, которым, на их взгляд, наиболее точно передает цвета войны. Далее учащиеся определяют, какие цвета являются доминирующими и что они передают. Потом они называют слова, отражающие сущность войны (учитель эти слова записывает на доске).

Можно попросить привести примеры из курса истории и материалов СМИ, свидетельствующие о жесткости войны.

Ознакомление со статистическими данными (развитие военного искусства и вооружений и связь с ростом числа погибших в каждой последующей войне).

Вывод этой части урока: во все времена вооруженные конфликты причиняли человечеству страдания. Всегда война – это трагедия и, осознавая это, человечество всегда стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые войной.

2. Сущность международного гуманитарного права.

Деятельность учащихся: постановка проблемы совместимости понятий «война» и «право». Высказывание И. Канта к размышлению: «Право наций в ходе военных действий – это самая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?»

Дать определение терминам: международное право и покровительствуемое лицо.

После записи определений поставить задачу «Почему эта отрасль права (МГП) получила именно такое название?»

Обсуждение отличий МГП и международных прав человека (например, Декларация прав человека).

Вывод этой части урока : МГП призвано регулировать поведение участников вооруженных конфликтов с целью смягчения последствий этих конфликтов.

3. Международная защита прав человека.

Работа в группах. Класс делится на три группы. Работа ведется поэтапно.

1 этап. Задание группам: не обращаясь к источникам, сформулировать правовые положения, защищающие права и свободу человека средствами ООН (1 группа), Европейской региональной системой защиты прав человека (2 группа), Европейским судом по правам человека (3 группа). Записать в тетрадь.

2 этап . Учитель предлагает группам найти соответствующие источники в Интернете (Европейская система защиты человека, Международные преступления, Женевская конференция).

3 этап. Учащиеся сопоставляют положения о защите прав человека, самостоятельно выработанные и выписанные из источника.

4 этап. Представление классу результатов работы.

5 этап. Первичная проверка результатов работы.

Главные идеи темы. Подумайте над эпиграфом к изученному материалу.

Обсудим, какой из предложенных эпиграфов подходит к изученной теме.

«Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту»

«Хочешь мира – блюди справедливость»

« Война – незаживающая рана, которую получил мир»

«Мы должны быть рабами закона, чтобы стать свободными»

Информация о домашнем задании.

Поразмышлять над вопросом: « Как вы думаете, является ли актуальным ознакомление школьниками с МГП?» Обоснуйте вашу точку зрения.

Рефлексия

В конце урока можно предложить учащимся продолжить следующие фразы, например, «я узнал на уроке…..», «меня удивило, что…..», «мне кажется…..».

Урок по предмету « Право »

в 10 классе

Нарушение и защита

прав человека

Тотрова Лариса Казбековна,

учитель истории и обществознания

Тип урока : урок открытия новых знаний с элементами исследовательской и практической работы.

Цели урока :

ü на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека;

ü охарактеризовать основные виды нарушений и определить механизм защиты прав человека;

ü закрепить навыки правовой защиты личности с помощью решения практических задач.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания об основных видах нарушений и способах защиты прав человека.

Развивающая: развивать умения и навыки исследовательской работы, работы с правовыми источниками, анализировать события прошлого и настоящего на конкретных примерах.

Воспитательная: воспитывать уважение к законам, формировать гражданскую позицию.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, извлечения из международных конвенций по защите прав человека.

Формы и методы : беседа; представление результатов исследовательской работы; анализ правовых источников; практическая работа (решение конкретных задач); сравнение; обобщение; рефлексия.

Основные понятия : геноцид; апартеид; расизм; дискриминация.

Ожидаемые результаты : расширение объема знаний по теме; закрепление навыков работы с документами; закрепление навыков исследовательской работы; закрепление навыков решения практических задач; научить защищать свои права всеми возможными законными способами.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учителя, подготовка учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока - «Нарушение и защита прав человека» (слайд 1)

Эпиграфом к уроку я выбрала слова знаменитого римского философа Цицерона:

«Мир - это свобода, ».

Давайте определим цель нашего сегодняшнего урока (ответы учащихся).

Итак, цель урока – охарактеризовать основные виды нарушений и определить механизм защиты прав человека (слайд 2).

И я предлагаю вам сформулировать главный вопрос урока (ответы учащихся).

«Как защитить свои права?» (слайд 2).

На прошлых занятиях мы говорили об истории возникновения основных прав и свобод, поколениях прав человека и анализировали основные положения Всеобщей декларации прав человека

Повторение пройденного материала:

1) Откуда мы узнаем о правах человека? Где они записаны?

2) Какие группы прав человека мы знаем?

3) Приведите примеры прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека.

Сегодня мы с вами продолжим работать с источниками международного права и расширим свои знания в области прав человека.

На уроке мы будем работать по следующему плану:

1. Виды нарушений прав человека.

2. Нарушение прав человека: уроки истории.

3.Факты нарушений прав человека в современном мире.

4. Защита прав человека в России.

5. Международная защита прав человека (слайд 3).

4. Открытие новых знаний.

Нарушения прав человека разнообразны. Выделяют несколько видов массового нарушения прав человека. Рассмотрим их (слайд 4). Обратимся к правовым источникам.

Предлагаю вам проанализировать извлечения из Международной конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (ст. 1,2,4), Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него (ст. 1,2), Международной конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 1,2,5).

Геноцид (от греч. γένος - род, племя и лат. caedo - убиваю) - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

· убийства членов этой группы;

· причинения тяжкого вреда их здоровью;

· мер, рассчитанных на предотвращение деторождения;

· принудительной передачи детей;

· предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы (слайд 5).

Апартеи́д (африкаанс apartheid - «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) – крайняя форма дискриминации цветного населения, существовавшая в Южно-Африканской Республике во второй половине 20 века (слайд 5).

Расизм - совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас; расизм включает идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми (слайд 6).

Дискриминация - (лат. Discriminatio - различение) ограничение прав и обязанностей человека по определённому признаку.

В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса , национальность , гражданство , родство , пол , религиозные убеждения , возраст , инвалидность , род занятий и т.д. (слайд 6).

В истории мы найдем множество примеров массового нарушения прав человека, которые привели к самым трагическим последствиям. Обратимся к прошлому (слайд 7).

Учащиеся представляют свои исследовательские проекты по теме «Нарушение прав человека: уроки истории».

Давайте обобщим результаты вашей работы.

Самой тяжелой формой нарушения прав человека является геноцид (слайд 8).

· Истребление и депортация армян в Османской империи в 1895-1923 гг.

· Истребление нацистской Германией во время Второй мировой войны евреев, цыган и славян.

· Истребление в годы Второй мировой войны профашистским хорватским режимом Павелича сербов.

· Истребление режимом Пол Пота и Иенг Сари в 1975-1979 годах в Камбодже до трёх миллионов камбоджийцев.

· Истребление иракскими войсками курдского населения северного Ирака -1987-1989 годов.

· Геноцид в Руанде 1994 года - массовая резня в Руанде, представители племени хуту истребили 800 тысяч членов племени тутси.

· Резня в Сребренице (1995) - массовое убийство боснийских мусульман боснийскими сербами (слайд 9).

Самые страшные преступления против человечества совершались во время Второй мировой войны (слайд 10 – видеофрагмент об узниках фашистских концлагерей).

В годы Второй мировой войны фашисты уничтожили: 11 млн. человек на оккупированных территориях СССР; 6 млн. евреев; 200 тыс. цыган (слайд 11).

Но, к сожалению, люди не извлекли уроков из этой страшной войны. Преступления против человечества продолжают совершаться в разных точках земного шара.

В 1975-1979 годах в Камбодже было уничтожено 3 млн. человек. В Руанде 1994 года истреблено 800 тыс. В окрестностях г.Сребреница в 1995 г. было уничтожено по приблизительным подсчетам от 8 до 10 тыс. человек (слайд 12).

Одной из форм нарушений прав человека является расизм (слайд 13).

Расизм в США. Чернокожие в Америке:

· не допускались к участию в выборах

· не могли учиться вместе с белыми

· должны были занимать специально

· отведенные места в транспорте и т.д.

В 60-е годы 20 века в США развернулось движение за гражданские права чернокожего населения. Расовая дискриминация была запрещена (слайд 14).

Примером массового нарушения прав человека является политика апартеида, проводимая в ЮАР во второй половине 20 века (слайд 15).

Апартеид в ЮАР:

Предписывал народам банту проживать в специальных резервациях

Лишил чернокожих жителей почти всех гражданских и политических прав

Запретил межрасовые браки

Ввел раздельный общественных транспорт, школы, больницы и т.д. (слайд 16).

К сожалению, примеры массового нарушения прав человека мы находим и в современной жизни, в нашей стране (слайд 17).

Примером тому могут служить этнические чистки в Чечне - насильственные действия, направленные против мирного, в основном этнически нечеченского (русского, украинского, армянского и т. д.), населения в Чеченской Республике и осуществляемые по этническому признаку с момента прихода к власти Джохара Дудаева в 1991 г.

В Чечне с 1991 по 1999 годы было убито более 21 тыс. русских (не считая погибших в ходе военных действий), захвачено более 100 тыс. квартир и домов, принадлежащих представителям нечеченских этносов, более 46 тыс. человек были фактически превращены в рабов.

В 2002 году президент России Владимир Путин заявил, что в «результате этнических чисток в Чечне погибло до 30 тыс. человек, а возможно, и больше» (слайд 18).

5 февраля 2000 года российскими военными были расстреляны 56 мирных жителей в посёлке Новые Алды и прилегающих районах города Грозного. Большинство убитых карателями жителей были чеченцы, а некоторая часть из них - русские.

Россия проиграла все процессы по этому делу перед Европейским судом по правам человека. Российский ОМОН действовал предельно жестоко, расстреливая детей, женщин и стариков, а затем сжигая огнеметом ещё живых людей (слайд 19).

Пытки и издевательства над заключенными в американских военных тюрьмах Абу-Грейб и Гуантанамо вызвали шок во всем мире. «Они заставляли нас ходить на четвереньках, как собак, и тявкать. Мы должны были гавкать, как собаки, а если ты не гавкал, то тебя били по лицу без всякой жалости. После этого они нас бросали в камерах, забирали матрасы, разливали на полу воду и заставляли спать в этой жиже, не снимая капюшонов с головы. И постоянно все это фотографировали»,- вспоминал один из узников тюрьмы Гуантанамо (слайд 20).

Сейчас идет настоящая война в Ливии. Каждый день мы узнаем о новых жертвах среди мирных жителей (слайд 21).

Что вам известно о событиях в Ливии? Каково ваше мнение о событиях, которые происходя там? Какие права человека нарушаются в ходе войны? (ответы учащихся).

Помимо массовых нарушений прав человека мы можем привести примеры из повседневной жизни обычных граждан (слайд 22).

Решение задач (слайд 23).

Давайте подведем промежуточные итоги. Как бы вы продолжили фразу: «Права человека нарушаются тогда, когда…» (слайд 24 - рефлексия).

А теперь давайте поговорим о механизме защиты прав человека (слайд 25).

Система защиты прав человека в нашей стране включает в себя следующие формы:

1. Судебная защита: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный

Суд РФ, суды субъектов федерации, районные (городские) суды, мировые судьи.

2. Несудебная защита: Институт Уполномоченного по правам человека в РФ; Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Прокуратура РФ; Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ; правоохранительные органы.

3. Неправительственные правозащитные организации: Межрегиональный центр прав человека; общество «Мемориал»; Антифашистский центр; Комитет солдатских матерей (слайд 26).

Как вы думаете, что можно предпринять, если человек не получил ожидаемого результата в своей стране? (ответы учащихся) У каждого есть возможность обратиться за защитой своих прав в международные органы по защите прав человека (слайд 27).

К ним относятся:

· Европейский суд по правам человека

· Комитет по правам человека ООН

· Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

· Совет по правам человека ООН (Комиссия по правам человека ООН)

· Управление Верховного комиссара ООН по правам человека

· Бюро демократических институтов и прав человека (ОБСЕ)

· Комиссар Совета Европы по правам человека (слайд 28).

Итак, подведем итоги. Сегодня на уроке мы узнали… (слайд 29), (ответы учащихся).

Вернемся к главному вопросу нашего урока: как защитить свои права? (слайд 30)

(ответы учащихся)

В качестве домашнего задания учащимся предлагается заполнить таблицу (слайд 31), привести примеры нарушений прав человека и определить, способы защиты нарушенных прав.

Учитель объявляет об окончании урока и благодарит учащихся за работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по предмету « Право »

в 10 классе

Нарушение и защита

прав человека

Тотрова Лариса Казбековна,

учитель истории и обществознания

Тип урока : урок открытия новых знаний с элементами исследовательской и практической работы.


Цели урока :

  • на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека;
  • и определить механизм защиты прав человека;
  • закрепить навыки правовой защиты личности с помощью решения практических задач.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания об основных видах нарушений и способах защиты прав человека.

Развивающая: развивать умения и навыки исследовательской работы, работы с правовыми источниками, анализировать события прошлого и настоящего на конкретных примерах.

Воспитательная: воспитывать уважение к законам, формировать гражданскую позицию.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, извлечения из международных конвенций по защите прав человека.

Формы и методы : беседа; представление результатов исследовательской работы; анализ правовых источников; практическая работа (решение конкретных задач); сравнение; обобщение; рефлексия.

Основные понятия : геноцид; апартеид; расизм; дискриминация.

Ожидаемые результаты : расширение объема знаний по теме; закрепление навыков работы с документами; закрепление навыков исследовательской работы; закрепление навыков решения практических задач; научить защищать свои права всеми возможными законными способами.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учителя, подготовка учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя.

2. Объявление темы, постановка цели.

Тема нашего урока - «Нарушение и защита прав человека» (слайд 1)

Эпиграфом к уроку я выбрала слова знаменитого римского философа Цицерона:

« Мир - это свобода, основанная на признании прав всякого человека ».

(слайд 1)

Давайте определим цель нашего сегодняшнего урока (ответы учащихся).

Итак, цель урока – охарактеризовать основные виды нарушений и определить механизм защиты прав человека (слайд 2).

И я предлагаю вам сформулировать главный вопрос урока (ответы учащихся).

«Как защитить свои права?» (слайд 2).

3. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

На прошлых занятиях мы говорили об истории возникновения основных прав и свобод, поколениях прав человека и анализировали основные положения Всеобщей декларации прав человека

Повторение пройденного материала:

1) Откуда мы узнаем о правах человека? Где они записаны?

2) Какие группы прав человека мы знаем?

3) Приведите примеры прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека.

Сегодня мы с вами продолжим работать с источниками международного права и расширим свои знания в области прав человека.

На уроке мы будем работать по следующему плану:

1. Виды нарушений прав человека.

2. Нарушение прав человека: уроки истории.

3.Факты нарушений прав человека в современном мире.

4. Защита прав человека в России.

5. Международная защита прав человека (слайд 3).

4. Открытие новых знаний.

Нарушения прав человека разнообразны. Выделяют несколько видов массового нарушения прав человека. Рассмотрим их (слайд 4). Обратимся к правовым источникам.

Предлагаю вам проанализировать извлечения из Международной конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (ст. 1,2,4), Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него (ст. 1,2), Международной конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 1,2,5).

Геноцид (от греч. γένος - род, племя и лат. caedo - убиваю) - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

  • убийства членов этой группы;
  • причинения тяжкого вреда их здоровью;
  • мер, рассчитанных на предотвращение деторождения;
  • принудительной передачи детей;
  • предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы (слайд 5).

Апартеи́д (африкаанс apartheid - «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) – крайняя форма дискриминации цветного населения, существовавшая в Южно-Африканской Республике во второй половине 20 века (слайд 5).

Расизм - совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас; расизм включает идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми (слайд 6).

Дискриминация - (лат. Discriminatio - различение) ограничение прав и обязанностей человека по определённому признаку.

В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса , национальность , гражданство , родство , пол , религиозные убеждения , возраст , инвалидность , род занятий и т.д. (слайд 6).

В истории мы найдем множество примеров массового нарушения прав человека, которые привели к самым трагическим последствиям. Обратимся к прошлому (слайд 7).

Учащиеся представляют свои исследовательские проекты по теме «Нарушение прав человека: уроки истории».

Давайте обобщим результаты вашей работы.

Самой тяжелой формой нарушения прав человека является геноцид (слайд 8).

  • Истребление и депортация армян в Османской империи в 1895-1923 гг.
  • Истребление нацистской Германией во время Второй мировой войны евреев, цыган и славян.
  • Истребление в годы Второй мировой войны профашистским хорватским режимом Павелича сербов.
  • Истребление режимом Пол Пота и Иенг Сари в 1975-1979 годах в Камбодже до трёх миллионов камбоджийцев.
  • Истребление иракскими войсками курдского населения северного Ирака -1987-1989 годов.
  • Геноцид в Руанде 1994 года - массовая резня в Руанде, представители племени хуту истребили 800 тысяч членов племени тутси.
  • Резня в Сребренице (1995) - массовое убийство боснийских мусульман боснийскими сербами (слайд 9).

Самые страшные преступления против человечества совершались во время Второй мировой войны (слайд 10 – видеофрагмент об узниках фашистских концлагерей).

В годы Второй мировой войны фашисты уничтожили: 11 млн. человек на оккупированных территориях СССР; 6 млн. евреев; 200 тыс. цыган (слайд 11).

Но, к сожалению, люди не извлекли уроков из этой страшной войны. Преступления против человечества продолжают совершаться в разных точках земного шара.

В 1975-1979 годах в Камбодже было уничтожено 3 млн. человек. В Руанде 1994 года истреблено 800 тыс. В окрестностях г.Сребреница в 1995 г. было уничтожено по приблизительным подсчетам от 8 до 10 тыс. человек (слайд 12).

Одной из форм нарушений прав человека является расизм (слайд 13).

Расизм в США. Чернокожие в Америке:

  • не допускались к участию в выборах
  • не могли учиться вместе с белыми
  • должны были занимать специально
  • отведенные места в транспорте и т.д.

В 60-е годы 20 века в США развернулось движение за гражданские права чернокожего населения. Расовая дискриминация была запрещена (слайд 14).

Примером массового нарушения прав человека является политика апартеида, проводимая в ЮАР во второй половине 20 века (слайд 15).

Апартеид в ЮАР:

  • предписывал народам банту проживать в специальных резервациях
  • лишил чернокожих жителей почти всех гражданских и политических прав
  • запретил межрасовые браки
  • ввел раздельный общественных транспорт, школы, больницы и т.д. (слайд 16).

К сожалению, примеры массового нарушения прав человека мы находим и в современной жизни, в нашей стране (слайд 17).

Примером тому могут служить этнические чистки в Чечне - насильственные действия, направленные против мирного, в основном этнически нечеченского (русского, украинского, армянского и т. д.), населения в Чеченской Республике и осуществляемые по этническому признаку с момента прихода к власти Джохара Дудаева в 1991 г.

В Чечне с 1991 по 1999 годы было убито более 21 тыс. русских (не считая погибших в ходе военных действий), захвачено более 100 тыс. квартир и домов, принадлежащих представителям нечеченских этносов, более 46 тыс. человек были фактически превращены в рабов.

В 2002 году президент России Владимир Путин заявил, что в «результате этнических чисток в Чечне погибло до 30 тыс. человек, а возможно, и больше» (слайд 18).

5 февраля 2000 года российскими военными были расстреляны 56 мирных жителей в посёлке Новые Алды и прилегающих районах города Грозного. Большинство убитых карателями жителей были чеченцы, а некоторая часть из них - русские.

Россия проиграла все процессы по этому делу перед Европейским судом по правам человека. Российский ОМОН действовал предельно жестоко, расстреливая детей, женщин и стариков, а затем сжигая огнеметом ещё живых людей (слайд 19).

Пытки и издевательства над заключенными в американских военных тюрьмах Абу-Грейб и Гуантанамо вызвали шок во всем мире. «Они заставляли нас ходить на четвереньках, как собак, и тявкать. Мы должны были гавкать, как собаки, а если ты не гавкал, то тебя били по лицу без всякой жалости. После этого они нас бросали в камерах, забирали матрасы, разливали на полу воду и заставляли спать в этой жиже, не снимая капюшонов с головы. И постоянно все это фотографировали»,- вспоминал один из узников тюрьмы Гуантанамо (слайд 20).

Сейчас идет настоящая война в Ливии. Каждый день мы узнаем о новых жертвах среди мирных жителей (слайд 21).

Что вам известно о событиях в Ливии? Каково ваше мнение о событиях, которые происходя там? Какие права человека нарушаются в ходе войны? (ответы учащихся).

Помимо массовых нарушений прав человека мы можем привести примеры из повседневной жизни обычных граждан (слайд 22).

Решение задач (слайд 23).

Давайте подведем промежуточные итоги. Как бы вы продолжили фразу: «Права человека нарушаются тогда, когда…» (слайд 24 - рефлексия).

А теперь давайте поговорим о механизме защиты прав человека (слайд 25).

Система защиты прав человека в нашей стране включает в себя следующие формы:

1. Судебная защита: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный

Суд РФ, суды субъектов федерации, районные (городские) суды, мировые судьи.

2. Несудебная защита: Институт Уполномоченного по правам человека в РФ; Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Прокуратура РФ; Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ; правоохранительные органы.

3. Неправительственные правозащитные организации: Межрегиональный центр прав человека; общество «Мемориал»; Антифашистский центр; Комитет солдатских матерей (слайд 26).

Как вы думаете, что можно предпринять, если человек не получил ожидаемого результата в своей стране? (ответы учащихся) У каждого есть возможность обратиться за защитой своих прав в международные органы по защите прав человека (слайд 27).

К ним относятся:

  • Европейский суд по правам человека
  • Комитет по правам человека ООН
  • Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей
  • Совет по правам человека ООН (Комиссия по правам человека ООН)
  • Управление Верховного комиссара ООН по правам человека
  • Бюро демократических институтов и прав человека (ОБСЕ)
  • Комиссар Совета Европы по правам человека (слайд 28).

5. Обобщение новых знаний, подведение итогов.

Итак, подведем итоги. Сегодня на уроке мы узнали… (слайд 29), (ответы учащихся).

Вернемся к главному вопросу нашего урока: как защитить свои права? (слайд 30)

(ответы учащихся)

6. Организация домашнего задания, оценивание работы учащихся на уроке.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается заполнить таблицу (слайд 31), привести примеры нарушений прав человека и определить, способы защиты нарушенных прав.

Учитель объявляет об окончании урока и благодарит учащихся за работу.


Тема: «Международная защита прав человека»

Цели занятия:

1 .Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм Международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству.

2. Помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях Международного гуманитарного права.

3. Продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.

Учебник: «Обществознание» (базовый уровень) для 11 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова издательство М: «Просвещение» 2006 год.

Основные понятия:

Международное гуманитарное право; жертвы вооруженного конфликта; международный и немеждународный вооруженные конфликты; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях, лица, прекратившие принимать участие в военных действиях

ПЛАН УРОКА

1. Жестокое лицо войны.

2. Сущность международного гуманитарного права.

3. Международная защита прав человека.

ХОД УРОКА

Сегодня мы изучаем тему: «Международная защита прав человека». Война.…Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путём мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий.

Мировое сообщество вступает в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от тяжелого наследия прошлых веков – вооруженных конфликтов. Путь ко всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира в одночасье, то необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права.

Как известно ООН возникла в ответ на агрессию против человечности . Всталанеобходимость поощрять и развивать уважение к правам и основным свободам человека.

1. Жестокое лицо войны.

Вспомните определение понятия «война»-…
Что интересует, что хотели бы узнать дополнительно?

Учащиеся задают вопросы:

Кто участвует? Какое оружие можно применять? Какое отношение должно быть к военным (людям с оружием), гражданским, медперсоналу, военным объектам, раненым, военнопленным.

Словарь

ВОЕННОПЛЕННЫЕ - участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.

ГРАЖДАНСКИЕ ЛИЦА - лица, не входящие в состав вооруженных сил.

ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ - раненые, больные, военнопленные.

ЛИЦА, НЕПОСРЕДСТВЕННО НЕ УЧАСТВУЮЩИЕ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ - медицинский персонал, гражданское население, духовный персонал.

ВОЕННЫЙ ОБЪЕКТ - объект, который в силу своего расположения, назначения, использования вносит эффективный вклад в военные действия (военный завод, ж/д вокзал, аэропорт).

КОНВЕНЦИЯ - международное соглашение, договор по конкретному вопросу, имеющий обязательную силу для тех государств, которые присоединились к нему.

Международное гуманитарное право представляет собой совокупность правовых норм основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение силовых средств в вооруженных конфликтах.

Учащимся предлагается раскрасить полоски бумаги тем цветом, которым, на их взгляд, наиболее точно передает цвета войны. Далее учащиеся определяют, какие цвета являются доминирующими и что они передают. Потом они называют слова, отражающие сущность войны (учитель эти слова записывает на доске).

Можно попросить привести примеры из курса истории и материалов СМИ, свидетельствующие о жесткости войны.

Ознакомление со статистическими данными (развитие военного искусства и вооружений и связь с ростом числа погибших в каждой последующей войне).

Вывод этой части урока: во все времена вооруженные конфликты причиняли человечеству страдания. Всегда война – это трагедия и, осознавая это, человечество всегда стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые войной.

2. Сущность международного гуманитарного права.

Деятельность учащихся: постановка проблемы совместимости понятий «война» и «право». Высказывание И. Канта к размышлению: «Право наций в ходе военных действий – это самая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?»

Дать определение терминам: международное право и покровительствуемое лицо.

После записи определений поставить задачу «Почему эта отрасль права (МГП) получила именно такое название?»

Обсуждение отличий МГП и международных прав человека (например, Декларация прав человека).

Вывод этой части урока : МГП призвано регулировать поведение участников вооруженных конфликтов с целью смягчения последствий этих конфликтов.

3. Международная защита прав человека.

Работа в группах. Класс делится на три группы. Работа ведется поэтапно.

1 этап. Задание группам: не обращаясь к источникам, сформулировать правовые положения, защищающие права и свободу человека средствами ООН (1 группа), Европейской региональной системой защиты прав человека (2 группа), Европейским судом по правам человека (3 группа). Записать в тетрадь.

2 этап . Учитель предлагает группам найти соответствующие источники в Интернете (Европейская система защиты человека, Международные преступления, Женевская конференция).

3 этап. Учащиеся сопоставляют положения о защите прав человека, самостоятельно выработанные и выписанные из источника.

4 этап. Представление классу результатов работы.

5 этап. Первичная проверка результатов работы.

Главные идеи темы. Подумайте над эпиграфом к изученному материалу.

Обсудим, какой из предложенных эпиграфов подходит к изученной теме.

«Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту»

«Хочешь мира – блюди справедливость»

« Война – незаживающая рана, которую получил мир»

«Мы должны быть рабами закона, чтобы стать свободными»

Информация о домашнем задании.

Поразмышлять над вопросом: « Как вы думаете, является ли актуальным ознакомление школьниками с МГП?» Обоснуйте вашу точку зрения.

Рефлексия

В конце урока можно предложить учащимся продолжить следующие фразы, например, «я узнал на уроке…..», «меня удивило, что…..», «мне кажется…..».

PAGE_BREAK-- Защита публичных свобод.
Термин «публичные свободы» обозначен в статье 34 Конститу­ции Франции, гласящей, что закон устанавливает нормы, касающие­ся «основных гарантий, предоставляемых гражданам для осущест­вления публичных свобод». Поскольку, таким образом, свобода возведена в принцип, закон устанавливает не столько свободы, сколько гарантии, необходимые для пользования ими, ибо ограни­чение свободы кого-либо из людей может стать гарантией свободы других людей (ст. 4 Декларации); следовательно, закон может и ограничивать пользование свободами; это конституционное право на установление ограничений варьируется по-своему объему в за­висимости от объективной сущности каждой из свобод. В этом от­ношении уместно проводить некоторые разграничения.
Государственный Совет Франции дает такое определение. Тер­мин «публичные свободы» - это, прежде всего, свободы личности, а также основные свободы, которые не ограничиваются только од­ним индивидом, а проявляются вовне. В частности, свобода собра­ний, свобода ассоциаций, свободу объединений, свободу печати и вообще право на распространение мыслей, свободу совести и куль­тов, свободу образования" Думаю, что это определение публичных свобод можно использовать и применительно к Конституции РФ.
Итак, «Каждому гарантируется свобода совести, свобода ве­роисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (Ст. 28 КРФ) На мой взгляд, законодатели несколько увлекшись красивой деклараци­ей прав людей религиозных, забыли о разумном ограничении данной свободы. Как, скажем, это было сделано в (ст. 29 КРФ) или в ст. 10 Декларации 1789 года: «Никого нельзя беспокоить из-за его мнений, даже религиозных,если их проявление не нару­шает общественного порядка, установленного законом ». Это пос­леднее добавление весьма существенно: оно, безусловно, ограничи­вает право личности на свободу совести, но лишь в той мере, в какой эта свобода может стать социально опасной.
Кроме того, защиту свободы совести можно обнаружить и в ст. 59, ч. 3: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также и в иных случаях, установленных федеральным за­коном имеет право на замену её альтернативной гражданской служ­бой». Но, как известно, пока отсутствует федеральный закон об альтернативной службе. Сравнение: во Франции сложилась обратная ситуация - защита этого права в Конституции отсутствует, но оно вполне успешно применяется, так соответствующая норма существу­ет в Кодексе Национальной Службы.
Защита свободы объединений и собраний. «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессио­нальные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». (Ст. 30 КРФ)
«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мир­но, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». (Ст. 31 КРФ)
Этими двумя статьями защищается свобода объединений и соб­раний. Делать какие-либо комментарии к тексту данных статей не представляется необходимым. На мой взгляд, они надежно защищают от произвола государственных властей, а требование «собираться мирно, без оружия» преследует цель защиты прав и свобод других личностей, составляющих общество, в частности их право на жизнь.
Вывод:В результате сравнения Конституции РФ с Конституци­ей Франции, Конституцией старого демократического государства мы можем ясно и четко увидеть тот факт, что регламентация сферы вмешательства законодателя с целью ограничения публичных сво­бод, что говорит о более высокой степени защиты публичных прав и свобод.
Защита свободы выражения мыслей и мнения
«Свободное сообщение другим своих мыслей и мнений есть одно из драгоценных правчеловека ; поэтому всякийгражданин мо­жет свободно говорить, писать, неся ответственность за злоупот­ребление этой свободой в случаях, установленных законом. «(Ст. 11 Декларации 1789 года). Чаще всего это право называют „свобо­дой информации“. Я выделил два термина, последовательно упот­ребленные в данной статье: „одно из драгоценных правчеловека ; каждый гражданин, поэтому может свободно высказываться, писать, печататься“. Ст. 34 Конституции Франции в свою очередь предус­матривает только основные гарантии, предоставляемыегражданам для осуществления публичных свобод; поэтому эти гарантии могут не признаваться за иностранцами в той мере, в какой установле­ние этих гарантий также означает ограничение возможности поль­зоваться свободами; причем эти ограничения могут, таким обра­зом, быть более строгими для иностранцев, естественно с оговор­кой о соблюдении международных соглашений. Теперь сравним это с Конституцией РФ.
»Каждому гарантируется свобода мысли и слова. «(Ч.1 ст.29 КРФ)
"Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным спосо­бом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, оп­ределяется федеральным законом» (ч.4 ст. 29 КРФ).
«Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запре­щается. «(Ч.5 ст. 29 КРФ).
Думаю, что любой человек сразу заметит отличие в защите свободы выражения мыслей и мнений Конституции РФ от Конституции Франции: она гарантирует свободу информации каждому, тогда как в Конституции Франции это право дифференцировано.
Также в Конституции РФ выделяется свобода массовой инфор­мации и запрещение цензуры, что отсутствует в таком классичес­ком документе, как Декларация 1789 года.
Защита права на равенство
Все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запре­щаются любые формы ограничения прав граждан по признакам соци­альной, расовой, национальной, языковой или религиозной принад­лежности.
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. «(Ст. 19 Конституции РФ).
Сразу же возникает вопрос, зачем дублировать понятие „пол“ во второй части статьи понятиями „мужчина и женщина“ в третьей? Неужели они означают различные признаки? По-моему, нет. Дело, видимо, в другом. Во-первых, это связано с историей развития права на равенство (до начала 20 века женщины не были равны в правах с мужчинами), во-вторых, в политических целях, равенство прав мужчины и женщины подчеркнуто.
Ст. 1 Декларации 1789 года гласит: „Люди рождаются и оста­ются свободными и равными в правах“.
Преамбула Конституции 1946 года установила, что „закон га­рантирует женщине во всех областях равные права и мужчиной“.
Принцип равенства всех граждан перед законом нашел свое отражение в ст. 6 Декларации, а также в ст. 2 Конституции Франции, установив, что последняя „обеспечивает равенство перед законом всем гражданам без различия происхождения, расы или ре­лигии.“
Ст. 6 Декларации закрепляет гражданам равный доступ к должностям: „Все граждане равны перед законом и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обеспечены их добродетелями и способностями“.
Ст. 3 Конституции 1958 года гласит, что выборы всегда яв­ляются всеобщими, равными и тайными».
Ст. 13 Декларации гласит: «Общие взносы должны быть равномерно распределены между всеми гражданами сообразно их возмож­ностям».
«Никто не может быть ущемлен в труде и в профессии по при­чине своего происхождения, своих взглядов или своего вероиспо­ведания»(Абзац 5 Преамбулы 1946 года).
В ст. 2 Конституции Франции говорится о том, что всем обеспечивается равный доступ к образованию.
Таким образом, мы можем увидеть, что принцип равенства за­ложен в обе Конституции. Имеются, правда, некоторые структурные отличия. В Конституции Франции принцип равенства фигурирует во многих статьях, тогда как Конституция РФ утверждает его ст. 18 и все остальные статьи следует рассматривать с учетом ст. 18. Закрепляя принцип равенства, Конституция тем самым ограничивает возможность злоупотребления этим принципом. Само это право яв­ляется одним из неотъемлемых прав человека и гражданина и вос­ходит к естественным правам.
Россия претендует сейчас на роль социального государства и поэтому, в отличие от Франции, Конституция РФ закрепляет общео­бязательность основного общего образования. Это мера хорошая, однако, необходимо признать, что она противоречит либеральным принципам.
Защита права на собственность
Согласно Декларации 1789 года собственность - «естествен­ное и неотъемлемое право» (ст. 2). И в то же время - »право неп­рикосновенное и священное. «(Ст. 17). Преамбула Конституции 1946 года ограничивается подтверждением Декларации. Самого определе­ния понятия «собственность» в Конституции Франции нет.
«Право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государс­твенных нужд может быть произведено только при условии предва­рительного и равноценного возмещения.
Право наследования гарантируется.»(ст. 35 КРФ)
На мой взгляд, Конституция РФ гораздо более четко защищает интересы собственника. Дело в том, что французская Конституция накладывает ряд ограничений, которые, по моему мнению, ущемляют интересы личности во благо общества. Правда это объясняется тем, что Франция, также как и Россия провозглашается социальным государством. (Ст. 2 КФ). Но встает философский вопрос, в какой мере интересы личности должны ограничиваться в угоду обществу? Но вернемся непосредственно к ограничениям. Во-первых, абзац 9 Преамбулы Конституции 1946 года гласит, что «Всякое имущество, всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или принимает черты национальной общественной службы или фактической монопо­лии, должно стать коллективной собственностью». Безусловно, что норма хорошая в целом. Но имеет и свои побочные эффекты. В частности, она лишает стимулов деятельность крупных талантли­вых бизнесменов, которые являются личностями.
Согласно ст. 17 Декларации 1789 года лишение права собс­твенности может также произойти при наличии «общественной необ­ходимости», которая должна быть установлена в законных рамках и при условии справедливого и предварительного возмещения. Опять же, понятие «общественная необходимость» весьма расплывчато, следовательно, не исключена возможность злоупотребления, то есть нарушения права собственности. Такие же сомнения вызывает и статья 34 Конституции Франции, в которой речь идет о национа­лизации имущества. Национализация является мерой принудитель­ной, а, следовательно, противоречащей ст. 17 Декларации.
Вывод: Режим частной собственности по Конституции РФ тяго­теет более к либеральным принципам, нежели к принципам социаль­ного государства, тогда как в Конституции Франции мы можем ви­деть сильный уклон в сторону именно социального государства. Хорошо это или плохо? Так ставить вопрос нельзя. Ибо все зави­сит от оценочных критериев. Поэтому мне больше нравится режим частной собственности, закрепленный в российской Конституции, то есть интересы собственника для меня все-таки важнее интере­сов общественного блага, но не во всех случаях, ибо каждое пра­вило всегда имеет исключение.
Защита права на неприкосновенность личности
Согласно статье 2 Декларации 1789 года неприкосновенность личности относится к разряду естественных и неотъемлемых прав человека. «Целью всякого политического объединения является за­щита естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».
По объективным причинам в Конституции РФ 1993 года этот вопрос освещен более подробно. Ст. 22 гласит: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Арест, заключение под стражу и содержание под стражей до­пускаются только по судебному решению. До судебного решения ли­цо не может быть задержано на срок более 48 часов».
Такое определение приемлемо, ибо неприкосновенность - колы­бель всех гражданских учреждений и, надо заметить, что Деклара­ция 1789 года в этом вопросе нисколько не устарела. Более того, она закрепляет право на сопротивление угнетению, которое от­сутствует в Конституции РФ 1993 года. Можно конечно говорить, что этот принцип - пережиток смутных времен, однако, на мой взгляд, он имеет смысл и сейчас, особенно для России, потому что у нас отсутствуют демократические традиции и стабильность общества низкая.
Стоит также обратить внимание на то, что монархические го­сударства, развивавшиеся в средние века, тоже ставили цель за­щиты права личности на неприкосновенность. Не ради этого ли мо­нархия узурпировала у нации или у народа суверенные права?
Безусловно, государство упорядочивает общество, предостав­ляя гражданам, право на неприкосновенность и, прежде всего, обес­печивает функционирование правосудия как основы этого права. Но, кроме того, государство обеспечивает за гражданами материальные предпосылки такой неприкосновенности, что согласно Преамбуле Конституции 1946 года, а также Конституции РФ гарантирует инди­виду сохранение его личности, имущества, а также защиту закон­ных прав и интересов.
Поэтому, рассматривая вопрос о защите права на неприкосно­венность личности, я считаю, что его можно разбить на четыре пункта:
- право на правосудие;
- материальная безопасность лиц и имущества;
- юридическая защита личности;
- юридическое обеспечение реализации прав.
Защита права на правосудие.
Личность вправе обращаться в суд; перед лицом правосудия все равны. Это следствия из принципа равенства, которые были изложены выше.
Правосудие есть не идеал справедливости, ибо степень спра­ведливости правосудия зависит от условий времени, места, гос­подствующих воззрений и верований. Правосудие есть система, преследующая общеполезные цели, как организация процесса, поз­воляющая обеспечить соблюдение права. Следовательно, правосудие есть один из аспектов обеспечения защиты неприкосновенности граждан, их имущества, а также защиты охраняемых законом прав и интересов.
Международные нормы и стандарты в области прав человека устанавливаются путем соглашений между государствами, но не создают непосредственно прав и свобод человека. Эти нормы обязательны только для государств и между государствами. Осуществление, претворение в жизнь этих норм и стандартов является долгом и обязанностью государств-участников международных договоров прав человека, в случае ратификации которых, они (государства) обязуются привести свое национальное законодательство в соответствие с обязательными нормами. Международная защита прав человека, осуществляемая международно-правовыми средствами, основываясь на общепризнанном принципе уважения к правам человека, служит хотя и важной, но все же вспомогательной мерой. Реальное обеспечение прав человека остается в основном внутренним делом каждого государства. Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека осуществляется в том порядке и теми органами государства, какие предусмотрены его внутренним законодательством. Международные правовые документы имеют различную юридическую силу. Ряд договоренностей носит характер деклараций, а их положения являются лишь нормами, рекомендациями. Например, Всеобщая Декларация прав человека не создает обязательных норм поведения стран-участниц, в ней содержатся только 30 рекомендаций, но она оказывает большое влияние на отношения между государствами. И более того, многие ее статьи входят в современные Конституции различных государств, в том числе и в Конституцию Российской Федерации 1993 г.
продолжение
--PAGE_BREAK--

Право, 10 класс

Урок №16. Защита прав человека в государстве

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Какие суды существуют в РФ?

2. Что нужно знать тому, кто хочет обратиться в суд за защитой нарушенных прав?

Глоссарий по теме:

Правосудие - рассмотрение и разрешение судом отнесенных к его компетенции дел.

Юрисдикция - полномочия государственных органов разрешать правовые споры и дела о правонарушениях, оценивать действия лица с точки зрения их правомерности, применять юридически санкции к правонарушителям.

Подсудность - свойство дела, определяемое его признаками, зависимости от которых оно должно рассматриваться конкретным судом.

Судебная инстанция - звено (орган) в судебной системе с определённой компетенцией.

Апелляция - одна из форм обжалования судебного решения в вышестоящий суд, который имеет право пересмотреть дело по существу.

Кассация - 1) обжалование и опротестование судебных постановлений (за исключением постановлений Верховного суда РФ) вступившего в законную силу 2) пересмотр, отмена судебного решения вышестоящей инстанцией по причинам нарушения закона или несоблюдения правил судопроизводства низшей инстанцией.

Исковое заявление - письменный документ, который потерпевший направляет в суд с целью защиты своих прав и интересов.

Истец - лицо, обратившееся в суд за защитой своих прав и интересов.

Ответчик - лицо, привлекаемое к рассматриваемому в суде делу в связи с предъявленным ему истцом требованием.

Доказательство - любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие правонарушения.

Ключевые слова : Судебная система; правосудие; суды общей юрисдикции; военные суды; мировые судьи; Верховный Суд РФ; арбитражные суды; Конституционный Суд РФ.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – 167-190 c. – (Инновационная школа).

На уроке мы узнаем , что из себя представляет судебная система РФ

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов судебной системы РФ

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

Судебная система РФ - совокупность государственных органов - судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.

К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудию можно отнести:

Принцип законности (Осуществление правосудия только судом);

Принцип единства судебной системы РФ;

Принцип осуществления правосудия только судом;

Принцип равенства всех перед законом и судом;

Принцип независимости судей (подчинение их только закону);

Принцип презумпции невиновности;

Принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда;

Принцип состязательности сторон (в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности.);

Принцип открытости судопроизводства;

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

Принцип обязательности судебных решений;

Принцип государственного или национального языка в судах.

Систему судов РФ можно описать следующим образом:

1. Конституционные суды в РФ:

Конституционный суд РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

Верховный суд РФ.

Суды субъектов РФ.

Городские (районные) суды.

Мировые суды.

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

Военная коллегия Верховного суда РФ.

Военные (флотские) окружные суды РФ.

Гарнизонные суды РФ.

3. Арбитражные суды в РФ.

Федеральные арбитражные суды округов.

Арбитражные суды округов.

К федеральным судам относятся:

Конституционный суд РФ.

Верховный суд РФ.

Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

Районные суды.

Военные и специализированные суды.

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды).

Арбитражные апелляционные суды.

Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

Конституционные (суды) субъектов РФ.

Мировые судьи

В РФ выделяется четыре судебной инстанции:

Суд первой инстанции - рассматривает дело по существу.

Суд кассационной инстанции - проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд апелляционной инстанции - проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.

Суд надзорной инстанции - проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве :

1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами - судами. Суды в Российской Федерации в совокупности образуют судебную систему;

2) судебная власть, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным Судом РФ. Это высший орган судебной власти по защите Конституции РФ. Его основная задача - следить, чтобы вес издаваемые в стране законы и нормативные правовые акты не противоречили нормам Конституции РФ.

К компетенции Конституционного Суда РФ относится:

Проверка соответствия Конституции РФ нормативных правовых актов всех ветвей государственной власти (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и пр.);

Рассмотрение споров о компетенции между органами власти Российской Федерации и её субъектов;

Толкование Конституции РФ;

Проверка конституционности законов по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод.

В Конституционном Суде РФ защищаются общие публичные интересы, а не только отстаиваются права конкретного человека.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, разделённых на две палаты. Председатель Суда и председатели палат избираются из числа судей Конституционного Суда РФ на основе тайного голосования. Судьи назначаются Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ.

Судьёй Конституционного Суда РФ может быть гражданин Российской Федерации в возрасте от 40 до 70 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее 15 лет и обладающий высокими моральными качествами. Полномочия судьи не ограничены определённым сроком. В субъектах Федерации имеются свои конституционные (в республиках) и уставные {в других субъектах) суды, призванные обеспечивать соответствие принимаемых в субъектах Федерации законов конституциям и уставам.

Все граждане имеют право обратиться в Конституционный Суд РФ, если их конституционные права нарушены в действующих законах. Граждане, не достигшие 16 лет или недееспособные, не могут самостоятельно обратиться в такой суд. От их имени с жалобой должны обращаться законные представители.

Систему судов общей юрисдикции, осуществляющих судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам, разрешению экономических споров, возглавляет Верховный Суд РФ. На уровне субъектов Федерации действуют верховные (в республиках), областные, краевые суды, суды автономных округов, автономной области и городов федерального значения. Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции.

Районный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории судебного района.

Кроме того, существуют Военные суды. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках.

Вышестоящим по отношению к судам субъектов Федерации является Верховный Суд РФ. Он осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, разъясняет вопросы судебной практики и имеет право законодательной инициативы. Кроме того, он выступает как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным, экономическим и иным делам.

В составе Верховного Суда работают 170 судей, отобранных специальной квалификационной коллегией. Вместо Военной коллегии в Верховном Суде РФ создана Судебная коллегия по делам военнослужащих. Вместо Дисциплинарного судебного присутствия, которое было самостоятельным судебным органом, создана Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ. Верховный Суд имеет полномочия по разрешению экономических споров.

Решения судов могут пересматриваться. Заинтересованные лица в соответствии с законом вправе обжаловать то, с чем они не согласны. Для этого предусмотрены апелляция и кассация.

Разбор типового тренировочного задания

Распределите предложенные примеры по столбцам.

Определите полномочия конституционного суда РФ