Постановление по делу об административном правонарушении. Постановление по делу об административном правонарушении Как привлечь гражданина к административной ответственности

Как уже было отмечено, административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения. В качестве целей такого преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной КоАП РФ:

Первоочередным в порядке привлечения лица к административной ответственности является установление факта нарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях, и фиксация этого факта в протоколе. Протокол не составляется в случаях, когда в соответствии с законодательством, штраф налагается и взимается, а предупреждение фиксируется на месте совершения правонарушения.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015). Справочно-информационная система - «Консультант Плюс». Интернет-ресурс:

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ четко определена обязательная информация, которая должна быть указана в постановлении по делу об административном правонарушении: Там же:

  • - должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • - дата и место рассмотрения дела;
  • - сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • - обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • - статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • - мотивированное решение по делу;
  • - срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное деяние. В санкциях статей, определяющих ответственность за отдельные виды административных правонарушений, предусматриваются вид наказания и допустимые его размеры. Необходимо также учитывать, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Административное право России: Учебное пособие. Под ред. В.Я. Кикотя, П.И.Кононова, И.Ш. Килясханова: - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. - 687 с.

Усмотрение судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, ограничено:

  • - выбором одного из альтернативных основных наказаний, предусмотренных санкцией статьи;
  • - применением или неприменением дополнительного наказания, предусмотренного санкцией статьи;
  • - индивидуализацией наказания в пределах его минимальных и максимальных размеров.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом к числу характеристик личности, указанных в КоАП РФ, которые позволяют определить, допустимо ли назначение на данное лицо административного наказания, и если допустимо, то какое, относятся: возраст, пол, наличие гражданства, род занятий, служебное положение, должностное положение, состояние здоровья и др.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Меры административной ответственности (административные наказания) можно охарактеризовать в зависимости от содержания тех ограничений и лишений, которые наступают для правонарушителей в результате их применения.

Предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ) является мерой административной ответственности, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме и применяется преимущественно к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, причинившего незначительный вред. Предупреждение в устной форме (замечание) административным наказанием не является.

Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ) заключается в краткосрочном содержании правонарушителя (физического лица) в условиях изоляции от общества в специально установленных местах, а именно -- в специальных приемниках для лиц, арестованных в административном порядке, функционирующих в системе органов внутренних дел.

Административный штраф (ст. 3.5 КоАП) РФ представляет собой денежное взыскание, налагаемое уполномоченным органом (должностным лицом) на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Он призван оказать воздействие на имущественные интересы правонарушителя.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП РФ) состоит в принудительном изъятии вещи, при помощи которой было совершено противоправное деяние (орудие административного правонарушения), либо вещи, по поводу которой совершено противоправное деяние (предмет административного правонарушения).

Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ) как мера административной ответственности заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, права входить в совет директоров (наблюдательный совет), права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также права осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, пре-дусмотренных законодательством РФ.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ) состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства вещи, которая явилась орудием совершения либо предметом административного правонарушения.

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения. Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статьей 24.5 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии одного из которых исключается производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.

3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.

В соответствии сост. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении

4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении .

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ.

ООПАЗ ГУ МВД России по Саратовской области

Эта инструкция поможет вам в случае, если вас привлекли к административной ответственности. Закон позволяет вам воспользоваться различными способами защиты – подать жалобу вышестоящему должностному лицу (или в вышестоящий орган) или в суд. На это у вас есть, как правило, 10 дней с момента вручения копии постановления, при этом процедура обжалования не облагается государственной пошлиной – т. е. не требует каких-либо затрат. Изучив инструкцию и воспользовавшись образцами заявлений, вы сможете самостоятельно защитить свои права. Процесс оспаривания привлечения вас к административной ответственности на самом деле не так сложен, но всё же мы рекомендуем по возможности обращаться к квалифицированным юристам.

Подробное о некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, смотрите в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с последующими изменениями).

Процедура привлечения граждан к административной ответственности включает два этапа: возбуждение дела об административном правонарушении (составление протокола об АП) и рассмотрение дела об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП).

Чем отличается протокол от постановления?

Протокол

Протокол об административном правонарушении является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Иными словами, протокол – это версия события по мнению полицейских и квалификация ваших действий в соответствии с законом. Протокол – это обычное доказательство.

Протокол об административном правонарушении не может быть предметом обжалования (в порядке главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве (КАС РФ)). Сам по себе протокол не нарушает ничьих прав и не возлагает на лицо, в отношении которого составлен, никаких обязанностей. Но важно, чтобы в протоколе была отражена ваша позиция: в том случае если вы не согласны с утверждением о том, что совершили нарушение.

Постановление

Постановление об административном правонарушении как раз и является основанием для привлечения вас к ответственности. Иными словами постановление – это документ, который содержит выводы о вашей виновности или невиновности в совершении правонарушения.

Как привлекают к административной ответственности?

Составленный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела передается на рассмотрение должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении или в суд (ст. 22.1 КоАП РФ) – на этой стадии решается вопрос о привлечении гражданина к административной ответственности.

Возможны два варианта:

1. начальник отдела МВД или его заместитель самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности;

2. все материалы полиция передаст в суд, который будет принимать решение по существу.

Именно на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении у гражданина самые высокие шансы для успешной защиты. Именно поэтому крайне важно участвовать в этом процессе. В случае, если по делу будет принимать решение начальник отдела полиции лично, информация о месте и времени его рассмотрения должна быть обязательно указана в протоколе, если материалы передадут судье, вас должны вызвать повесткой, однако на практике вас могут вызвать в полицию и вручить повестку в суд.

Важно: требуйте у сотрудника полиции выдать вам копию протокола об административном правонарушении. Не подписывайте протокол до тех пор, пока вам не вручили его копию. Если, несмотря на это, вам все равно откажутся ее предоставлять – письменно запросите его в отделе полиции.

Кому обжаловать привлечение к административной ответственности?

Постановление о привлечении к административной ответственности обжалуется:

Вышестоящему должностному лицу (если его вынес зам. начальника отдела МВД – то начальнику отдела);

В вышестоящий орган (постановление начальника отдела МВД обжалуется начальнику Управления МВД по городу);

В суд (если постановление вынесли в полиции, то в районный суд, если районный суд – в суд субъекта).

Общие положения

Порядок и сроки обжалования по делу об административном правонарушении предусмотрены главой 30 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (в некоторых случаях – в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений, ст.30.3 КоАП РФ).

Важно: пропуск срока подачи жалобы не лишает гражданина права на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Этот срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Если вы пропустили срок подачи заявления, обязательно укажите в жалобе уважительные причинные и отразите просьбу о восстановлении срока.

Гражданин может воспользоваться на свое усмотрение лишь одним способом защиты. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит и в суд, и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу будет рассматривать суд (п.2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Если вы ошибетесь в определении уполномоченного органа или суда при обжаловании постановления, ваша жалоба будет направлена на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (п.4 ст. 30.2 КоАП РФ).

Кроме того, при обжаловании постановления по административному правонарушению отсутствует государственная пошлина (п.5 ст. 30.2 КоАП РФ). Иными словами, вам не надо ничего платить, вы можете просто пожаловаться.

При этом вы можете подать жалобу не только лично, но и по почте. В этом случае датой подачи жалобы на постановление будет являться день, когда вы направили почтовое отправление.

Обжалование в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу

Постановление об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано(пп.3 п.1 ст.30.1 КоАП РФ):

– в вышестоящий орган;

– вышестоящему должностному лицу.

При этом такая жалоба может быть подана в орган или должностному лицу, которым вынесено постановление по делу. Жалоба может быть подана также непосредственно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать (п.3 ст.30.2 КоАП РФ).

После поступления жалобы со всеми материалами дела в государственный орган или должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу, она подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления (п.1 ст. 30.5 КоАП РФ)

Решение вышестоящего должностного лица по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд (п.1 ст.30.9 КоАП РФ). Это означает, что после того, как вас, к примеру, привлек к ответственности полицейский, а его руководитель оставил постановление в силе – вы можете еще минимум дважды обратиться в суд.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Обжалование в суде

Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а в случае, если решение принималось судом – в вышестоящий суд. Выбор суда, в который необходимо обжаловать постановление о привлечении вас к ответственности, зависит от того, кто вынес данное решение:

– должностное лицо (к примеру, начальник полиции) – в районный суд (пп. 2, 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ);

– мировой суд – в районный суд (пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ); районный суд – в суд субъекта (к примеру, областной суд, пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ).

При этом такая жалоба может быть подана как непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать, так и судье, в отдел полиции, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу (ст. 30.2 КоАП РФ).

Как только жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит со всеми материалами дела в суд, правомочный ее рассматривать, она подлежит рассмотрению в двухмесячный срок (п.1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Согласно ст.29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению в следующие сроки:

1) 15 дней со дня получения материалов дела и протокола об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении;

2) 2 месяца со дня получения дела об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению судьей.

Примечание: в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, сроки направления или рассмотрения жалобы могут меняться.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке ст. 30.14 КоАП РФ. Такие жалобы подаются сначала в президиум суда субъекта, а после – в Верховный суд Российской Федерации.

Как будет рассматриваться ваша жалоба?

В обязательном порядке вас должны вызвать в суд (несудебный орган) для рассмотрения вашей жалобы. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (пп.8 п.2 ст. 30.6 КоАП РФ). При этом в полной мере исследуются все материалы дела, заслушиваются объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении. При необходимости могут быть также заслушаны показания других лиц. В процессе вы сможете заявлять ходатайства, давать отводы, опрашивать свидетелей, представлять свои доказательства и ходатайствовать об их истребовании в случае, если вы не можете получить их самостоятельно.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих решений (ст. 30.7 КоАП РФ):

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения: это значит, что суд/должностное лицо посчитал, что вы совершили правонарушение и все оформлено корректно;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление: например, вам снизили сумму штрафа. Увеличить ее не могут.

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу: вы ни в чем не виноваты или истекли сроки давности, в общем – наказания не будет;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение: вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, государственным органом, должностным лицом. Вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново в другом суде/другим органом.

Порядок привлечения к административной ответственности детальным образом раскрывается в нормах законодательства. В статье расскажем обо всех стадиях рассмотрения дела - с момента обнаружения нарушения до вынесения постановления.

Законодательство, регулирующее основания и порядок привлечения к административной ответственности

Основной правовой акт, в котором детально прописаны основания и порядок привлечения к административной ответственности — это КоАП РФ. Он состоит из общей и особенной частей.

Общая часть посвящена порядку рассмотрения дел, а особенная содержит составы различных правонарушений, сгруппированные по объектам посягательства (например, против воинского учета, против порядка управления и т. д.).

Кроме того, на региональном уровне могут приниматься законы субъектов, устанавливающие свои составы нарушений. Однако содержание таких актов не может противоречить КоАП РФ. В противном случае привлечение к ответственности будет признано незаконным. При этом регионы не могут устанавливать новые виды наказаний, поскольку меры ответственности закрепляет исключительно федеральный законодатель.

Основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении

Процедура привлечения к административной ответственности начинается с возбуждения дела. Процесс производства детально прописан в разделе IV КоАП РФ, а процедура возбуждения дел — в главе 28 (одна из глав данного раздела).

Производство может быть начато в одном из следующих случаев:

  1. Обнаружение лицом, которое имеет право привлекать к ответственности, данных, указывающих на то, что правонарушение совершено.
  2. Поступление в адрес уполномоченного привлекать к ответственности лица информации от гос. органов и общественных организаций, указывающей на то, что было совершено нарушение.
  3. Поступление в адрес лица, которое обладает правом возбудить дело, сообщений от граждан или организаций о совершенном кем-либо деянии.
  4. Фиксация нарушения на автоматическую камеру.
  5. Подтверждение заявления собственника машины о том, что он не совершал нарушение, снятое на автоматическую камеру, поскольку не управлял авто.

Кто может возбудить дело

В России существует огромное количество гос. органов: различные подразделения полиции, антимонопольная служба, пожарная служба, госинспекция труда и т. д. Каждый орган может начать производство только по отдельным статьям КоАП РФ, ему подведомственным. Это логично, что пожарный не может остановить водителя и привлечь его за нарушение правил дорожного движения.

По общему правилу, которое отражено в ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, кто рассматривает дела, тот их и возбуждает. Информация о том, кто рассматривает дела, содержится в гл. 23 КоАП РФ. Поскольку видов государственных органов, рассматривающих дела, и статей КоАП РФ очень много, перечислять их нецелесообразно — достаточно ознакомиться с указанной главой.

Судьи вправе лишь рассматривать, но не возбуждать дела.

В различных частях ст. 28.3 КоАП РФ законодатель дополнительно перечислил гос. органы, которые могут возбуждать дела, но не всегда наделены правом рассматривать их. Это обусловлено, в частности, тем, что по некоторым статьям КоАП РФ дела может рассматривать исключительно судья, в то время как возбуждаются они другими органами.

Протокол об административном правонарушении как основание для дальнейшего производства по делу

Факт возбуждения дела должен быть отражен в процессуальном документе. Наиболее часто в качестве него выступает протокол, порядок составления которого определен ст. 28.2 КоАП РФ.

Протокол включает информацию о том:

  1. Когда и где совершено нарушение.
  2. Кто является составителем документа.
  3. Какие граждане признаны свидетелями, а какие — потерпевшими.
  4. По какой статье привлекается нарушитель.

Кроме того, в протоколе описывается объективная сторона нарушения, а также присутствует графа для объяснений подозреваемого в совершении нарушения. Допускается также внесение иных данных.

ВАЖНО! Протокол обязательно составляется либо в присутствии подозреваемого в совершении нарушения лица, либо с его надлежащим извещением. Если эти правила не соблюдены, это безусловное нарушение порядка привлечения к административной ответственности и основание для отмены постановления.

Не знаете свои права?

Образец жалобы на протокол об административном правонарушении, а также порядок ее составления можно найти

Кто имеет право рассматривать административное дело

После того как протокол подписан, дело назначается к рассмотрению, а лица, указанные в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ извещаются об этом. Рассмотрение дела без извещения — основание для отмены постановления (что подтверждается судебной практикой, например постановлением ВС РФ от 22.12.2016 № 19-АД16-16).

Перечень органов, которые могут рассмотреть дело, как уже упоминалось, содержится в гл. 23 КоАП РФ. Их можно условно разделить на следующие категории:

  1. Судьи. Рассматривают дела о наиболее общественно опасных нарушениях.
  2. Комиссии по делам несовершеннолетних. Привлекают к ответственности не достигших 18-летнего возраста (подробнее об ответственности несовершеннолетних можно прочесть и ) .
  3. Сотрудники различных государственных органов. Например, сотрудники полиции, которые рассматривают большинство дел по гл. 12 КоАП РФ (в сфере безопасности дорожного движения).

Самый простой способ понять, кто имеет право рассматривать дело, — посмотреть наказание за нарушение.

Если могут назначить арест, приостановление деятельности, выдворение или дисквалификацию, дело всегда рассматривают судьи. Они же рассматривают дела в случае, если проводилось административное расследование либо когда нарушение совершено не в России. Если признаков, которые свидетельствуют о том, что дело рассматривает только судья, нет, необходимо открыть гл. 23 КоАП РФ и найти в ней информацию о том, кто конкретно имеет право вынести постановление.

Процедура подготовки к рассмотрению дела

После того как протокол составлен, тот, кто будет рассматривать дело, должен разрешить следующие вопросы:

  1. Имеет ли право конкретный субъект рассмотреть дело (или оно будет передано по подведомственности).
  2. Существуют ли причины, по которым дело не может быть рассмотрено (например, когда судья — родственник нарушителя).
  3. Насколько верно с точки зрения закона составлен протокол.
  4. Есть ли основания прекратить производство по делу (весь список таких обстоятельств можно найти в ст. 24.5 КоАП РФ).
  5. Хватает ли собранных материалов, чтобы рассмотреть дело.
  6. Заявлены ли ходатайства, требующие разрешения; имеются ли отводы, требующие рассмотрения.

Как только все эти вопросы разрешены, правоприменитель переходит к рассмотрению дела.

Определение о назначении дела к рассмотрению принимается, когда дело полностью подготовлено. Процедура рассмотрения общая для любых субъектов, уполномоченных назначать наказания, и регламентирована ст. 29.7 КоАП РФ.

Алгоритм таков:

  1. Объявляется, кем будет рассмотрено дело и какое; озвучивается статья, по которой привлекается лицо.
  2. Проверяется, явилось ли привлекаемое лицо на процесс.
  3. Проверяется, могут ли защитники и законные представители представлять интересы доверителя или родственника.
  4. Выясняется, извещены ли участники процесса.
  5. Разъясняются права и обязанности прибывших лиц.
  6. Разрешаются ходатайства и отводы.
  7. Оглашается протокол о привлечении к административной ответственности .
  8. Заслушиваются объяснения явившихся лиц.
  9. Исследуются доказательства.
  10. Выносится постановление.

Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения дела

Предусмотрено два вида постановлений, которые могут быть приняты после разрешения дел (ст. 29.9 КоАП РФ). Один из самых распространенных исходов — привлекаемое лицо признается виновным и ему назначается наказание. Основание для привлечения к административной ответственности — наличие состава административного правонарушения (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона).

В случае если имеется хотя бы одно основание, прописанное в ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу должно быть прекращено. В частности, производство прекращается, если нет состава нарушения либо истек срок давности. Прекращение производства по делу предполагает полное завершение процедуры. Наказание в этом случае не назначается.

Когда лицо считается привлеченным к административной ответственности

Человек считается привлеченным к ответственности не в момент оглашения ему постановления, а лишь после вступления данного постановления в законную силу.

У привлеченного лица есть 10 суток с момента получения копии постановления на его обжалование. В этот период постановление считается не вступившим в законную силу, то есть не исполняется и не порождает юридических последствий для привлеченного лица (если наказание не исполняется немедленно, например, арест).

После того как постановление вступило в силу, оно подлежит исполнению. Порядок исполнения зависит от вида наказания. Например, штраф должен быть уплачен в течение 60 суток с момента вступления в силу постановления. В противном случае неплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 20.25 КоАП РФ.

Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних

Несовершеннолетние могут быть привлечены к ответственности с учетом некоторых особенностей:

  1. Привлекаются только в том случае, если им исполнилось 16 лет (подробнее — в статье «С какого возраста могут привлечь к административной ответственности» ).
  2. Дела рассматривает специальный орган — комиссия по делам несовершеннолетних.
  3. Наказание в виде административного ареста не назначается.
  4. Наказание в виде штрафа с несовершеннолетних назначается, только если у них есть заработок. В противном случае штраф уплачивают родители.
  5. Несовершеннолетие — это обстоятельство, смягчающее административную ответственность.
  6. Дело рассматривается с участием законных представителей и прокурора.

Могут ли привлечь к административной ответственности беременных женщин, военнослужащих, пенсионеров, инвалидов

Правила привлечения перечисленных категорий лиц к ответственности общие. Такие лица могут привлекаться к административной ответственности, однако не ко всем видам наказания.

В частности:

  1. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам с детьми до 14 лет, инвалидам групп I и II, военнослужащим и призванным на военные сборы.
  2. Обязательные работы не могут быть назначены беременным, женщинам с детьми до 3 лет, инвалидам групп I и II, военнослужащим и призванным на военные сборы.
  3. Наказание в виде лишения водительского удостоверения не может назначаться инвалидам групп I и II (существуют статьи-исключения, например, если водитель ездит пьяным, его могут лишить прав).

Пенсионный возраст не является основанием для освобождения от наказания. Дополнительно следует отметить, что несовершеннолетие, беременность, наличие малолетнего ребенка — смягчающие административную ответственность обстоятельства.

Таким образом, порядок привлечения к ответственности подробно регламентирован в положениях КоАП РФ. Привлекать имеют право как должностные лица гос. органов, так и комиссии по делам несовершеннолетних и судьи.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего