«Наставление по технической службе в части пожарных автомобилей, пожарных машин, приспособленной техники и вспомогательных автомобилей. Особенности эксплуатации автомобиля зимой Особенности эксплуатации пожарных и аварийно спасательных автомобилей

Особенности эксплуатации автомобилей в зимний период


Эксплуатация автомобилей в зимний период имеет следующие особенности:
1) затрудняется пуск холодного двигателя;
2) увеличивается изнашивание двигателя как в процессе пуска, так и при работе;
3) возникает опасность замерзания воды в системе охлаждения и в топливопроводах, а также электролита в аккумуляторной батарее;
4) увеличиваются потери мощности на преодоление сопротивлений вращения валов и шестерен коробки передач и главной передачи и увеличивается изнашивание этих агрегатов;
5) понижается проходимость автомобиля (по Снегу и при гололеде).

Все перечисленные факторы, если не применять специальных мер, приводят к уменьшению долговечности и эксплуатационной надежности автомобиля, ухудшению условий труда шоферов и значительному повышению всех затрат, связанных с эксплуатацией автомобилей.

Для надежного пуска автомобильного двигателя коленчатому валу необходимо сообщить определенное минимальное число оборотов (пусковые обороты). В зависимости от типа двигателя и Способа смесеобразования пусковые обороты составляют (при температуре от 0 до 5 °С): для карбюраторных двигателей 30-50 об/мин-, для дизельных двигателей с непосредственным впрыском 100-150 об/мин; для дизельных двигателей с вихревой камерой и предкамерных со свечой накаливания 180- 200 об/мин и для дизельных предкамерных двигателей без свечи накаливания 240-250 об/мин.

В карбюраторных двигателях при пусковых оборотах образуется горючая смесь требуемого состава (а = 0,8-1,3), повышается напряжение на электродах запальных свечей до величины, обеспечивающей пробой искрового промежутка свечей, и сообщается коленчатому валу такое число оборотов, при котором двигатель после первых вспышек работает устойчиво.

Для образования горючей смеси, воспламеняющейся от запальной свечи, необходимо во всасывающем тракте двигателя создать определенное разрежение. При малом числе оборотов коленчатого вала смесь будет слишком обеднена вследствие недостаточного разрежения в диффузоре и ухудшения испаряемости бензина.

Малое число оборотов коленчатого вала и обусловленное им ухудшение процесса смесеобразования создают значительные трудности при пуске холодного двигателя.

Рис. 1. График агрегатного состояния топлива во время пуска двигателя: 1 - общий расход топлива; 2 - количество топлива р жидкой пленке; 3 - количество топлива, попадающего в цилиндр в распыленном виде

Облегчить пуск двигателя в зимних условиях можно за счет некоторого обогащения горючей смеси специальной регулировкой карбюратора и применением легкоиспаряющегося бензина, содержащего низкокипящие угловодороды.

Для надежного воспламенения горючей смеси необходимо также, чтобы напряжение на электродах запальных свечей достигло определенного значения. Величина этого напряжения зависит от емкости и степени зарядки аккумуляторной батареи, скорости размыкания контактов прерывателя и температуры смеси в цилиндрах двигателя.

Минимальные пусковые обороты зависят также от температуры (рис. 2), качества применяемого топлива (рис. 3), числа цилиндра двигателя, степени сжатия и пр.

Скорость прокручивания коленчатого вала при пуске двигателя и разгон при первых вспышках до скорости, обеспечивающей устойчивую работу, определяются сопротивлением проворачиванию коленчатого вала.

Рис. 2. График зависимости минимальных пусковых оборотов карбюраторных двигателей от температуры: 1 - M3MA-407; 2 - ЗИЛ -130; 3 - ЗИЛ -Э75; 4 - 3M3-53; 5 - Урал-376

Рис. 3. График зависимостй величины минимальных пусковых оборотов двигателя ЗИЛ -130 от температуры и качества бечзина: 1- бензин А-76 северный; 2 - бензин А-76 стандартный; 3 -бензин «Экстра»; 4 - бензин А-76 утяжеленный

Рис. 4. График зависимости момента сопротивления и скорости вращ’ения коленчатого вала от вязкости масла при пуске двигателя ГАЗ -51: 1 - число оборотов двигателя в мин; 2 - момент сопротивления

Рис. 5. График изменения усилия, необходимого для буксировки автомобиля ЗИЛ -150, в зависимости от сорта и температуры масла в силовой передаче:

Некоторые исследователи считают, что для пуска авто-мобильного двигателя без подогрева максимальная вязкость масла не должна превышать 80-90 ст. Следовательно, если на автоле 10 селективной очистки пуск двигателя без подогрева осуществить при температуре -6 °С, то на масле АКЗ п-6 - при температуре -27 °С.

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать

Особенности эксплуатации техники и вооружения в летний период.

Подготовка пожарной техники к эксплуатации в летний и зимний периоды осуществляется по приказу начальника. Летний и зимний периоды, в зависимости от климатических зон определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перед наступлением летнего и зимнего периодов с водителями и личным составом организуются занятия, на которых изучаются:

– порядок подготовки и правила эксплуатации машин в предстоящий период;

– эксплуатационные материалы и правила их применения;

– особенности управления техникой в предстоящий период эксплуатации;

– способы и средства повышения проходимости техники и правила их применения;

– меры безопасности при прогреве двигателя и при обращении с ядовитыми охлаждающими жидкостями.

К обучению водителей привлекаются руководители подразделений ГПС, старшие водители и наиболее подготовленные водители.

При подготовке пожарной техники к эксплуатации в летний и зимний периоды всем пожарным автомобилям проводится сезонное техническое обслуживание с учетом требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации пожарного автомобиля и его шасси и пункта 250 Приказа МЧС России от 18.09.2012 года № 555 «Об МТО системы МЧС России».

Сезонное обслуживание

Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке пожарных автомобилей к эксплуатации в холодное и теплое время года.
Сезонное облуживание, как правило, совмещается с очередным техническим обслуживанием. Как caмостоятельный вид технического обслуживания СО проводится в районах очень холодного климата.

Соблюдение требований безопасности при выполнении работ с техникой

Техническое состояние пожарных автомобилей должно отвечать требованиям инструкций заводов-изготовителей. Безаварийная и безопасная работа обеспечивается своевременным и квалифицированным их обслуживанием водителями и мотористами, которые несут ответственность за исправное состояние закрепленных за ними автомобилей, спецузлов и агрегатов.

Двери кабины водителя и боевого расчета, а также дверцы отсеков кузова пожарных автомобилей должны быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.

Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным в отсеках и на платформах пожарных автомобилей, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких автомобилей должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.

С целью постоянного содержания пожарных автомобилей в исправном состоянии приказом начальника подразделения ГПС назначается ответственный для осуществления контроля за безопасной эксплуатацией автомобиля. Осмотр пожарных автомобилей производится закрепленными за ними водителями при заступлении на боевое дежурство.

К управлению пожарными автомобилями и работе со спецагрегатами допускаются водители, прошедшие специальную подготовку, обучение безопасным методам работы на электроустановках, имеющие группу допуска по электробезопасности на ниже третьего и получившие свидетельство установленного образца, выданное квалификационной комиссией территориального органа управления ГПС. К работе на пожарных автомобилях с электроэнергетическими агрегатами допуска лица, прошедшие обучение безопасным методам работы на электроустановках и имеющие группу допуска по электробезопасности не ниже третьего.

К работе на мотопомпах допускаются лица, прошедшие подготовку мотористов пожарных мотопомп и получившие свидетельство установленного образца.

Электронная защита электросиловой установки пожарного автомобиля газодымозащитной службы должна обеспечивать мгновенное отключение (не бо­лее 0,05 с) силового питания в случаях пробоя изоляции электроинструмента или понижения ее сопротивления. В случае неисправности генератора электросиловой установки или появления признаков, указывающих на выход его из строя, подключается распределительный щит автомобиля к внешней электросети. Расстояние от места подключения до автомобиля на должно превышать 50м. Параметры токоприемников должны соответствовать параметрам электросети: напряжение – 220 – 230 В, частота тока – 50Гц.

Эксплуатация пожарной техники

Ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание и испытание пожарных автомобилей, ПТВ, оборудования и снаряжения возлагается на руководителей подразделений ГПС, которые обязаны обеспечить проведение технического обслуживания и испытаний, согласно техническим условиям, ГОСТ, а также Наставлению по технической службе ГПС, принятому в установленном порядке.

При ТО пожарных автомобилей на пожаре водитель обязан:

– устанавливать пожарный автомобиль на расстояние, безопасное от воздействия огня (теплового излучения), и не ближе 1,5 – 2,5 м от задней оси до водоисточника;

не допускать резких перегибов на всасывающих рукавах, при этом всасы­вающая сетка должна быть полностью погружена в воду и находиться ниже уров­ня воды (не ниже 200 мм);

– смазывать при работе насоса через каждый час его подшипники и сальники (поворотом на 2 – 3 оборота крышек колпачковых масленок при открытых крани­ках);

проверять, не подтекает ли вода через соединения и сальники насоса, выкидные вентили, а также из системы охлаждения двигателя (основной и дополни­тельной), а также масло из двигателя коробки передач и коробки отбора мощности и жидкость из узлов и систем гидравлических приводов;

– следить, чтобы температура воды в системе охлаждения двигателя была 80 -95 град. С, а также за давлением масла в двигателе. При. средних оборотах последнего давление должно быть не менее 2,0 кг/см2;

– промывать чистой водой в случае подачи пены все внутренние полости насоса и проходные каналы пеносмесителя;

– открыть краники и выпустить воду из рабочей полости насоса, после чего краники закрыть.

ТО по возвращении с пожара (учения) проводится закрепленным за автомобилем водителем и личным составом караула под руководством начальника караула, в малочисленных частях – командиром отделения на посту технического обслуживания подразделения ГПС.

С наступлением холодов напорные патрубки и сливные краники насоса держать открытыми, закрывая их только при работе насоса и проверке его на “сухой” вакуум.

ТО пожарной техники производится в помещениях или постах, обеспеченных естественной и принудительной вентиляцией.

При проведении ТО должны выполняться следующие требования:

  • все крепежные и регулировочные операции необходимо выполнять в последовательности, указанной в технологических картах;
  • последовательность выполнения обязательного объема работ должна исключать возможность одновременной работы сверху и снизу у того или иного узла (агрегата) автомобиля;
  • после установки пожарного автомобиля на смотровой канаве на рулевом колесе укрепляют табличку “Двигатель не запускать – работают люди”. Перед съездом с канавы, эстакады, напольного подъемника необходимо убедиться в отсутствии предметов или людей на пути движения автомобиля;
  • при установке автомобиля на пост технического обслуживания следует затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке передач, под колеса положить не менее двух упоров (башмаков);
  • при поднятии (вывешивании) одного колеса (оси) рядом с домкратом ставится упор, а под колеса другого моста ставятся “башмаки”. Перед началом обслужи­вания на механизме управления подъемником вывешивают табличку “Не трогать – под автомобилем работают люди”. Запрещается поднимать или вывешивать пожарный автомобиль за буксирные крюки.

Во избежание самопроизвольного опускания гидравлического подъемника его плунжер в рабочем (поднятом) положении должен надежно фиксироваться упором (штангой).

Для определения необходимости в обслуживании или ремонте пожарного автомобиля, агрегата, механизма или прибора применяют нормативные значе­ния диагностических параметров.

К работе на диагностических стендах с приспособлениями и приборами допускаются операторы, имеющие соответствующий допуск для работы на них, прошедшие специальный инструктаж по охране труда и изучившие правила экс­плуатации диагностического оборудования.

Пульты управления, аппаратные шкафы, блоки барабанов, роликов и другое электротехническое оборудование поста диагностики должны быть на­дежно заземлены.

Перед ремонтом, техническим обслуживанием или монтажом узлов с электрооборудованием со стендов необходимо снимать (отключать) напряжение.

При подготовке к работе необходимо проверить крепление всех узлов и деталей; наличие, исправность и крепление защитных ограждений и заземляющих проводов; исправность подъемных механизмов и других приспособлений: достаточность освещения рабочего места и путей движения пожарного автомобиля.

Во время работы стендов запрещается:

  • работать при снятых защитных кожухах, щитах, ограждениях;
  • открывать пульт управления,
  • доводить частоту оборотов вращения ротора электрической машины выше допустимого значения.

Пожарные автомобили при проведении диагностики устанавливаются и закрепляются на стенде только оператором. Закрепление пожарного автомобиля на стенде осуществляется фиксирующим устройством и “башмаками”, которые подкладываются под оба передних или оба задних колеса. Во время работы пожарного автомобиля на стенде отработанные газы из глушителя пожарного автомобиля должны принудительно отводиться через местный отсос с помощью на­кидного шланга через газоотвод или бесшланговым отсосом. Выезд пожарного автомобиля со стендов осуществляет оператор при опущенном пневмоподъемнике или застопоренных барабанах, при этом датчики приборов должны быть отключены и сняты с агрегатов. Заборник отработанных газов должен быть отведен в сторону.

Один раз в месяц необходимо открывать люки, крышки электрических машин и продувать сжатым воздухом контактные кольца, щетки и щеткодержатели для удаления медиографитовой пыли. В конце смены следует обесточить стенд рукояткой блок – предохранитель – рубильник, закрыть краны топливных баков, топливомеров, перекрыть вентиль подачи сжатого воздуха.

При длительных перерывах в работе необходимо слить топливо из стеклянных расходомеров и резиновых трубопроводов.

При стендовом диагностировании запрещается:

  • находиться в смотровой канаве и стоять на пути движения пожарного автомобиля в момент заезда его на стенд и съезда со стенда;
  • работать на стенде без полной фиксации пожарного автомобиля;
  • находиться посторонним-лицам в смотровой канаве вовремя диагностирования пожарного автомобиля, стоять на беговых барабанах (роликах);
  • касаться вращающихся частей трансмиссий пожарного автомобиля и тормозной установки во время работы стендов;
  • вскрывать задние стенки пультов управления и регулировать устройства и приборы стенда при включенном рубильнике электроснабжения;
  • производить диагностирование пожарных автомобилей при неисправном электрооборудовании стенда;
  • производить диагностирование на ходу пожарного автомобиля при неподключенном заборнике отработанных газов и выключенной приточно-вытяжной вентиляции;
  • включать различного рода соединительные муфты до полной остановки электротормозного стенда и беговых барабанов и разливать или разбрызгивать бензин при подключении прибора для замера расхода топлива;
  • производить контроль диагностических параметров, связанных с раскруткой проверяемого пожарного автомобиля на стенде, без нахождения оператора за рулем пожарного автомобиля.

Помещения диагностики (пост) оборудуются огнетушителями, аптечками первой помощи, бачками (фонтанчиками) для питьевой воды.

На постах диагностирования вывешиваются правила по охране труда, а также плакаты по безопасным приемам работы.

Недопустимо испытание тормозных механизмов на ходу внутри помещения. Для их испытания необходима специально выделенная площадка или стенд, на котором:

  • работа двигателя проверяется при включенном тормозе и нейтральном положении рычага переключения передач (при этом включается вентиляция и используются газоотводы);
  • операцию по регулировке сцепления на пожарных автомобилях с карбюраторными двигателями должны выполнять двое работающих, один из которых должен проворачивать коленчатый вал с помощью пусковой рукоятки;
  • труднодоступные точки на пожарном автомобиле следует смазывать с помощью наконечников, соединенных с пистолетами гибкими шлангами, или наконечников с шарнирами.

При проверке уровня масла в агрегатах для освещения следует применять только переносные лампы. Применять для этой цели открытый огонь запрещается.

При ТО разрешается пользоваться только исправным и соответствую­щим своему назначению инструментом.

При проведении ТО запрещается:

  • Наращивать ключи другими ключами или трубками, использовать прокладки между зевом ключа и гранями болтов и гаек, ударять по ключу при отвертывании или завертывании;
  • – применять рычаги или надставки для увеличения плеча гаечных ключей;
  • – выбивать диски кувалдой, производить демонтаж колеса путем наезда на него автомобилей и т.п.;
  • – обслуживать трансмиссию при работающем двигателе;
  • – работать на станках и оборудовании без их заземления;
  • – пользоваться электроинструментом с неисправной изоляцией токоведущих частей или при отсутствии у них заземляющего устройства;
  • – выполнять какие-либо работы на пожарном автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.);
  • – подкладывать под вывешенный пожарный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы;- производить работу без специальных упоров (козлов), предохраняющих от самопроизвольного опускания пожарного автомобиля или его отдельных частей, при работах, требующих поднятия пожарного автомобиля с помощью домкратов, талей и прочих подъемных механизмов;
  • выполнять техническое обслуживание пожарного автомобиля при работающем двигателе, за исключением случаев проверки регулировки двигателя и тормозов.

При крепежных операциях следует пользоваться преимущественно накидными или торцевыми ключами, а в труднодоступных местах при ограничен­ном угле поворота целесообразно использование ключей с храповым механизмом. Не следует вращать ключи вкруговую, так как возможны их срывы.

Шиномонтажные работы производить только специальным съемником в предназначенном для этого месте. Накачивание смонтированной шины разрешается производить в специальном ограждении или с применением других устройств, предохраняющих выскакивание замочного кольца и не допускающих раз­рывы покрышки, что может нанести травму производителю работ.

При работах, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, а рычаг коробки передач установить в нейтральное положение, освободить рычаг стояночного тормоза, а после их выполнения затянуть стояночный тормоз и вновь включить низшую передачу.

На агрегатно-механическом участке для выполнения монтажно-демонтажных работ при ремонте агрегатов используют стенды, соответствующие своему назначению. Корпуса электродвигателей, станков и оборудования, а также пульты управления надежно заземляются. Паяльные лампы, электрический и пневматический инструмент выдается только служащим (рабочим), прошедшим инструктаж и знающим правила обращения с ним.

При снятии и постановке рессор необходимо предварительно разгрузить их путем поднятия рамы и установки ее на козлы. Подъемники и домкраты испытываются служащими (рабочими), за которыми они закреплены, один раз в 6 месяцев статической нагрузкой больше предельно допустимой по паспорту на 10% в течение 10 мин. с грузом в верхнем крайнем положении. У гидравлических домкратов падение давления жидкости к концу испытания не должно быть более 5%. Результаты испытаний заносятся в журнал испытаний ПТВ.

ПТВ

ПТВ предназначено для поиска, спасания людей при пожарах и аварийных ситуациях, с ними связанных, и их эвакуации в безопасное место. Это оборудование должно обеспечивать безопасную работу личного состава подразделении ГПС, сохранение жизни и здоровья спасаемых, отвечать требованиям соответст­вующих ГОСТ и технических условий.

ПТВ разделяется по признаку назначения и выделяется в следующие группы:

оборудование, средства спасания людей и материальных ценностей из высотных зданий и сооружений;

оборудование для защиты органов дыхания, для обеспечения вентиляции и нормализации воздушной среды;

немеханизированный инструмент и пожарный инвентарь;

механизированный инструмент, оборудование для вскрытия и разборки различных конструкций;

оборудование для сбора и перекачки жидкостей.

Ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание и испытание ПТВ возлагается на командира отделения и водителей, за­крепленных за пожарным автомобилем.

ПТВ размещается в пожарном автомобиле по рекомендациям завода-изготовителя так, чтобы оно надежно крепилось, легко снималось и исключало возможность получения травм при его снятии и укладке.

Исправность определяется при ТО, испытаниях и периодических освидетельствованиях, а также при каждом приеме заступающим караулом. Запрещается эксплуатация ПТВ в неисправном состоянии.

Виды, периодичность и перечни основных операций ТО и испытания ПТВ установлены инструкциями заводов-изготовителей.

ТО производится с целью обеспечения постоянной технической готовности и безопасной эксплуатации ПТВ, предупреждения возникновения неисправностей, их выявления и своевременного устранения. Испытания производятся перед постановкой, в боевой расчет и периоди­чески в процессе эксплуатации. Порядок и сроки испытаний должны соответство­вать требованиям ТУ и ГОСТ на данное оборудование. Результаты испытаний заносятся в журнал испытаний ПТВ.

ТБ при обращении с ядовитыми техническими жидкостями.

Общие требования охраны труда при работе с этилированным бензином:

1.1. Инструкция предназначена для лиц, выполняющих работы с этилированным бензином.

1.2. К работе с этилированным бензином допускаются лица, обученные по данной инструкции, знающие характер оправляющего действия этилированного бензина, получившие необходимые практические навыки работы с ним.

1.3. Приказом руководителя подразделения ГПС назначаются ответственные лица по приему, отпуску и хранению этилированного бензина. Работающие на складах должны получить инструктаж по правилам охраны труда и пожарной безопасности с соответствующей записью в «Журнале инструктажей».

1.4. Заправка пожарных автомобилей ГСМ должна производиться только при по­мощи шлангов от бензоколонок или автозаправщиков. Заправка из канистр, ведер и других емкостей запрещается.

1.5. Площадка для заправки пожарных автомобилей должна иметь твердое покрытие из противостоящих воздействию нефтепродуктов и масел материалов. Уклон пло­щадки должен быть не менее 0,02 м, но не более 0,04 м.

1.6. Этилированный бензин, способен вызывать тяжелые отравления. Запрещается использовать его для мойки рук, деталей, чистки одежды, всасывать бензин и продувать трубопроводы и приборы системы питания ртом. Перевозить и хранить бензин только в закрытой таре с надписью “этилированный бензин – яд”.

1.7. Запрещается оставлять порожнюю тару из-под топлива и смазочных материа­лов в помещениях для обслуживания автомобилей.

2 Требования охраны труда перед началам работ.

2.1. Проверить исправность вентиляции.

22. Проверить используемое оборудование: применяемые при этом насосы, топливопрово­ды, бензоколонки, шланги и пистолеты должны быть исправными, герметичными, не допус­кающими подтекания бензина и иметь заземление.

  1. Проверить наличие на шлангах бензоколонок раздаточных пистолетов.

2.4. Проверить наличие и исправность видимого заземления на механизмах, оборудовании и. трубопроводах.

  1. Требования охраны труда при хранении этилированного бензина :

3.1. Этилированный бензин следует хранить в помещениях из огнестойких конструкций с соблюдением правил пожарной безопасности.

  1. Склады этилированного бензина должны быть оборудованы молниеотводами, иметь вентиляцию.
  2. Помещения складов и насосной станции во избежание появления взрывоопасных концентраций паров бензина должны систематически проветриваться.

3.4. Курение и проведение огневых работ на складах запрещается. На складе хранения должны быть информационные знаки согласно ГОСТ 12.4.026-76.

3.6. Хранить этилированный бензин можно только в исправных резервуарах с плотно закрывающимися крышками (пробками). При этом на таре должна быть несмываемая надпись крупным шрифтом “ЭТИЛИРОВАННЫЙ БЕНЗИН. ЯД”

3.7. Хранение на складах этилированного бензина, предметов и вещей, не имеющих отношения к нему, запрещается.

3.8. Этилированный бензин в таре должен храниться в крытых складских поме­щениях в один ярус на деревянных подкладках (поддонах), пробки металлической тары должны завинчиваться специальными ключами, исключающими возможность искрообразования. Укладка бочек должна производиться осторожно, пробками вверх, без ударов их одной о другую. Не допускается хранение в помещении складов пустой тары, спецодежды, обтирочного материала.

3.9. Запрещается открывать пробки металлической тары при помощи молотков зубил и других инструментов, не предназначенных для этого.

  1. Требования охраны труда при приеме и отпуске этилированного бензина :

4.1. Операции по переливу, приему и отпуску этилированного бензина должны быть ме­ханизированы. Применяемые при этом насосы, топливопроводы, бензоколонки, шланги и пистолеты должны быть исправными, герметичными, не допускающими подтекания бензина и иметь заземление.

  1. Заправку автомобилей этилированным бензином разрешается производить из бензоколонки со шлангами, снабженными раздаточными пистолетами.
  2. Сливные краны и шланги должны содержаться в полной исправности, а их состояние и крепление должны исключать подтекание и расплескивание бензина.

4.4. При перекачке этилированного бензина проверять наличие и исправность видимого заземления на механизмах, оборудовании и трубопроводах.

4.5. Во время заправки пожарных автомобилей личный состав подразделений ГПС должен находиться вне кабины машины. Заправка должна производиться при помощи насосов или мерной емкости в специально оборудованных для этого местах, избегая пролива нефтепродуктов или их подтекания. Все пролитые нефтепродукты должны быть засыпаны песком (опилками) и немедленно убраны

5.1. Пролитый бензин удалять с применением песка, опилок, хлорной извести или теплой воды. Участки кожного покрова, на которые попал этилированный бензин, промываются керосином, а затем теплой водой с мылом. Запрещается оставлять порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов в помещениях для обслуживания автомобилей.

5.2. При порыве шланга бензоколонки немедленно прекратить подачу топлива.

5.3. При возникновении пожара отключить электроэнергию общим рубильником, принять все возможные меры по тушению пожара.

5.4. При неисправности электрооборудования, электрического освещения необходимо вызвать электромонтёра.

  1. Требования охраны труда по окончании работы.

6.1. Выключить все механизмы.

6.2. Произвести осмотр, в случае выявления нарушений принять мер к их устранению.

6.3. Отключить электроэнергию.

6.4. Вымойте руки теплой водой с мылом или пастой.

Общие требования охраны труда при работе с аккумуляторными батареями.

Общие требования охраны труда при работе с аккумуляторными батареями:

1.1. К выполнению работ с аккумуляторными батареями допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам и приемам работы, инструктаж по охране труда и допущенные приказом начальника части.

1.2. Ответственность за выполнение правил ТБ при зарядке аккумуляторов несет начальник дежурного караула.

  1. Требования охраны труда перед началом работ:

2.1. Надеть исправную, предусмотренную нормами положенности спецодежду (защитные очки, резиновые пер­чатки, резиновые сапоги, резиновый передник)

2.2. Внимательно осмотреть рабочее место, привести его в порядок и убрать, все мешающие работе предметы. Рабочий инструмент, приспособления и вспомогательные материалы расположить в удобном и безопасном для использования порядке, проверить их исправность

2.3. Убедиться в наличии 3-10% раствора питьевой соды или борной кислоты.

  1. Требования охраны труда во время работы ;

3.1. При снятии и установке аккумуляторных батарей следить, чтобы не произошло замыкание клемм металлическими частями.

3.2. Не касаться одновременно двух клемм аккумуляторных батарей металлическими предметами во избежание короткого замыкания

3.3. Проверку напряжения аккумуляторных батарей производить только вольтметром.

3.4. Использовать переносные электролампы напряжением до 36 В. Шнур лампы должен быть заключен в защитный шланг.

3.5. Производить переливание серной кислоты только с помощью специального сифона.

3.6. Осуществлять приготовление электролита в специально отведенном помещении в свинцовой, фаянсовой или эбонитовой ваннах, при этом серную кислоту необходимо вливать в дистиллированную воду, помешивая раствор.

3.7. Заливку и доливку серной кислоты и приготовление электролита производить в защитных очках, резиновых перчатках, сапогах и резиновом переднике.

3.8. Доливать электролит следует охлажденным до 25°С +/- 5 о С

3.9. При зарядке аккумуляторных батарей не наклоняться близко во избежание ожогов брызгами электролита вылетающих из заливных отверстий.

  • -Приготавливать электролит в стеклянной посуде, лить дистиллированную воду в серную кислоту.
  • Работать с серной кислотой без защитных очков, резиновых перчаток, резиновых сапог и резинового передника
  • -Входить в аккумуляторную с открытым огнем курить;
  • -Пользоваться в аккумуляторной электронагревательными приборами (электрическими плитками, кипятильниками, паяльниками и т.д.);
  • -Проверять аккумуляторные батарей коротким замыканием клемм;
  • -Хранить, принимать пишу и питьевую воду в помещении аккумуляторной.
  1. Требования охраны труда в аварийных ситуациях:

4.1.При неисправности электрооборудования, электрического освещения необходимо вызвать электромонтёра.

4.2. При возникновении пожара отключить электроэнергию общим рубильником, принять все возможные меры по тушению пожара.

4.3. В случае разлива серной кислоты на пол, стеллажи, соединительные провода и т.д. немедленно убрать; ветошью смоченной в нейтрализирующем растворе.

4.4. В случае попадания серной кислоты на кожу или глаза, немедленно смыть ее обильной струей холодной воды, затем промыть 3% раствором питьевой соды или борной кислоты и доложить начальнику дежурного караула.

  1. Требования охраны труда по окончании работы :

5.1. После зарядки аккумуляторных батарей выключить зарядное устройство, очистить аккумуляторные батареи и клеммы от электролита и протереть насухо.

5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать инструмент в отведенное место.

5.3. Снять спецодежду, средства защиты и убрать в место хранения.

5.4. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, хорошо прополоскать рот.

  1. Требования к аккумуляторным батареям.

6.1. Щелочь, кислота, дистиллированная вода, используемые в аккумуляторной, должны храниться раздельно в стеклянной плотно закрытой посуде. На всех сосудах с электролитом, дистиллированной водой и нейтрализую­щими растворами должны быть сделаны соответствующие надписи (указаны наименования).

6.2. При работе с кислотными аккумуляторными батареями необходимо:

использовать переносные электролампы напряжением до 36 В. Шнур лампы должен быть заключен в шланг;

– производить переливание кислоты только посредством специального сифона;

– осуществлять приготовление электролита в специально отведенном помещении в свинцовой, фаянсовой или эбонитовой ваннах, при этом серную кислоту необходимо вливать в дистиллированную воду, помешивая раствор;

– производить перевозку и переноску бутылей с серной кислотой и электролитом в корзинах или деревянных клетях.

6.3. Транспортировку аккумуляторных батарей разрешается производить только на специальных тележках. По окончании работ в аккумуляторной необходимо тщательно вымыть с мылом лицо и руки.

– приготавливать электролит в стеклянной посуде, лить дистиллированную воду в серную кислоту, работать с кислотой без предохранительных очков, резиновых перчаток, сапог и резинового передника;

– входить в аккумуляторную с открытым огнем, курить;

– устанавливать в аккумуляторной выключатели, предохранители и штепсельные розетки, а также выпрямительные устройства, мотор-генераторы, электродвигатели и т.д.;

– пользоваться в аккумуляторной электронагревательными приборами (электрическими плитками и т.д.);

– проверять аккумуляторные батареи коротким замыканием клемм;

– хранить и принимать пищу и питьевую воду в помещении аккумуляторной.

Требования к складам ГСМ, пенообразователя, порошкам.

  1. 1. Склады горючих и смазочных материалов, пенообразователя и порошка – это отдельно стоящие помещения, предназначенные для хранения ГСМ и огнетушащих веществ. Склады должны быть размещены и оборудованы с учетом требований пожарной безопасности и производственной санитарии.

2. Приказом руководителя подразделения ГПС назначаются ответственные лица за состояние, хранение, учет и использование ГСМ, пенообразователя и порошка. Работающие на складах должны получить инструктаж по правилам охраны труда и пожарной безопасности с соответствующей записью в Журнале инструктажей.

  1. Заправка пожарных автомобилей ГСМ должна производиться только при помощи шлангов от бензоколонок или автозаправщиков. Заправка из канистр, ведер и других емкостей запрещается.

Во время заправки пожарных автомобилей личный состав подразделений ГПС должен находиться вне кабины машины. Заправка должна производиться при помощи насосов или мерной емкости в специально оборудованных для этого местах, избегая пролива нефтепродуктов или их подтекания. Все пролитые неф­тепродукты должны быть засыпаны песком (опилками) и немедленно убраны.

  1. Площадка для заправки пожарных автомобилей должна иметь твердое покрытие из противостоящих воздействию нефтепродуктов и масел материалов. Уклон площадки должен быть не менее 0,02 м, но не более 0,04 м.
  2. Особую осторожность необходимо проявлять при работе с этилирован­ным бензином, способным вызывать тяжелые отравления. Запрещается использо­вать его для мойки рук, деталей, чистки одежды, всасывать бензин и продувать трубопроводы и приборы системы питания ртом. Перевозить и хранить бензин только в закрытой таре с надписью “этилированный бензин – яд”. Пролитый бен­зин удалять с применением песка, опилок, хлорной извести или теплой воды. Участки кожного покрова, на которые попал этилированный бензин, промываются керосином, а затем теплой водой с мылом. Запрещается оставлять порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов в помещениях для обслуживания автомобилей.
  3. ГСМ в таре должны храниться в крытых складских помещениях в один ярус на деревянных подкладках (поддонах), пробки металлической тары должны завинчиваться специальными ключами, исключающими возможность искрообразования. Укладка бочек должна производиться осторожно, пробками вверх, без ударов их одной о другую. Не допускается хранение в помещении складов пустой тары, спецодежды, обтирочного материала,

7. При заправке пожарного автомобиля пенообразователем личный состав подразделения ГПС должен быть обеспечен защитными очками (щитками для защиты глаз). Для защиты кожных покровов используются рукавицы и непромокаемая одежда. С кожных покровов и слизистой оболочки глаз пенообразователи смывается чистой водой или физиологическим раствором (2%-ный раствор бор­ной кислоты). Заправка пожарных автомобилей порошком и пенообразователем должна быть механизирована. При невозможности механизированной заправки, в исключительных случаях, может осуществляться заправка пожарных автомобилей вручную. В случае заправки пожарных автомобилей вручную необходимо применять мерные емкости, навесные (съемные) лестницы или специальные передвижные площадки. Порядок заправки автомобиля порошком и загрузка цистерны с помощью вакуумной установки и вручную определен соответствующими инструкциями.

  1. Вакуумная установка, предназначенная для заправки пожарных автомобилей порошком, должна быть смонтирована в проветриваемом помещении.
  2. При ее использовании для заправки пожарного автомобиля порошком необходимо:

– проверить крепление электродвигателя, электропроводов и вакуум-насоса, состояние полумуфты;

– включать вакуумную установку только после подсоединения шланга загрузки порошка к крышке люка цистерны.

  1. При загрузке порошка в цистерну вручную личный состав подразделений ГПС должен работать в респираторах и защитных очках.
  2. Доставка пенообразователя и порошков на склады подразделений ГПС должна осуществляться наиболее безопасными и удобными для погрузки и разгрузки способами, исключающими опасность травматизма, загрязнения тела, дыхательных путей человека и окружающей территории. Емкости для хранения пе­нообразователя должны быть выполнены с антикоррозийной защитой и оборудованы удобной и безопасной сливо-наливной аппаратурой. В помещениях складов вывешивается инструкция по охране труда при работе с порошками. Заправка по­рошком должна быть механизирована.
  3. Запрещается:

– заправка пожарных автомобилей порошком в помещении гаража при работающем двигателе, соединение вакуумной установки с коммуникациями пожарного автомобиля, металлическими трубами или шлангами с металлической спиралью, так как при нарушении изоляции проводов работающие могут быть поражены электрическим током;

– открывать пробки металлической тары при помощи молотков, зубил и других инструментов, не предназначенных для этого;

– использование промежуточных емкостей для заправки пожарных автомобилей пенообразователем;

– применение вблизи места заправки открытого огня и курение во время заправки.

Требования охраны труда при работе с пенообразователями

Требования охраны труда при работе с пенообразователями.

  1. Общие положения:

1.1. По степени воздействия на организм человека пенообразователи относятся к III классу опасности (вещество умеренно опасное). Пенообразователь при кон­такте вызывает раздражение кожных покровов и слизистой оболочки глаза.

1.2. Водные растворы пенообразователя безвредны.

1.3. Помещения, в которых проводятся работы с пенообразователем, должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.

1.4. Ответственность за соблюдение правил охраны труда при заправке пожарного автомобиля пенообразователем несет начальник дежурного караула, в его отсутствие помощник начальника караула.

  1. Перед началом работы

2.1. Перед началом проведения работ по заправке пожарного автомобиля пенообразователем личный состав должен получить инструктаж по правилам охраны труда и пожарной безопасности с соответствующей записью в Журнале инструктажей.

2.2. Личный состав перед заправкой пожарного автомобиля пенообразователем должен быть обеспечен защитными очками (щитками для защиты глаз), для защиты кожных покровов рукавицами и непромокаемой одеждой.

2.3. Убедиться в достаточной освещенности рабочего места.

  1. При заправке пожарного автомобиля пенообразователем необходимо:

3.1.Исключить возможность попадания пенообразователя на кожные покровы, слизистую оболочку глаз и в желудочно-кишечный тракт.

3.2. Заправка пожарных автомобилей пенообразователем должна быть механизирована. При невозможности механизированной заправки, в исключительных случаях заправка может осуществляться вручную.

3.3. При заправке пожарного автомобиля вручную, необходимо применять мерные емкости. Навесные (съемные) лестницы или специальные передвижные площадки.

  1. При попадании пенообразователя на кожный покров и оболочку глаз.

4.1. Промыть места попадания пенообразователя чистой водой или физиологическим раствором (2% раствором борной кислоты).

4.2. Доставить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение для оказания медицинской помощи.

  1. При заправке пожарного автомобиля пенообразователем запрещается:

5.1. Открывать пробки металлической лары при помощи молотков, зубил и другого инструмента не предназначенного для этого;

5.2. Использовать промежуточные емкости для заправки пожарных автомобилей пенообразователем:

5.3. Применение вблизи места заправки открытого огня и курения во время заправки.

  1. По окончании работы:
  • Тщательно промыть водой оборудование, защитную одежду, руки, лицо.
  • Пролитый пенообразователь засыпать опилками и убрать, после чего смыть с пола водой.
  • Емкости с пенообразователем должны быть постоянно закрыты.

Тушение пожаров в условиях низких температур осложняется возможность пробоев в работе насосно рукавных систем, пожарной техники и противопожарного водоснабжения, скованность движений и обмораживание л/с.

Бесперебойная подача воды к месту работы пожарных подразделений сопряжена со значительными трудностями: во первых, снижением температуры в водопроводе до 0,5-1°С, в открытых водоемах, реках и озерах до 0 о С, во вторых, опасностью замерзания воды в рукавных линиях, особенно в начальный период работы насоса. При температуре воздуха -40 о С и ниже температуры стенок рукавов близки к температуры окружающего воздуха, и движущаяся по ним вода быстро охлаждается, превращаясь иногда в пастообразующую ледяную массу, закупоривающую рукавную линию и ствол.

Кроме этого, переохлаждение организма у л/с при работе приводит к скованности движений и обмораживанию. Допустимая температура переохлаждения тела человека составляет около 25 о С, после которого оживление человека сомнительно. В этих условиях действия личного состава должны быть направлены на ускорение развертывания сил и средств подразделений. Для этой цели необходимо:

1) при работе пожарных насосов:

    забор воды с открытых водоисточников целесообразно производить с больших глубин, где температура воды немного выше чем у поверхности (это дает возможность увеличить расстояние подачу воды к месту пожара);

    при запуске насоса необходимо в начале открывать задвижку напорного патрубка которому неприсоединена рукавная линия. Подачи воды на излив позволяет водителю пожарного автомобиля убедиться в устойчивой работе пожарного насоса. Через 15 - 20 сек. необходимо увеличить число оборотов вала насоса, и плавно открывая задвижку патрубка с присоединенной напорной рукавной линией, одновременно закрывать задвижку напорного патрубка без рукавной линии (такой порядок запуска насоса исключает возможность замерзания воды в напорной рукавной линии в случае обрыва водяного столба);

    из трубопровода вакуумной системы пожарного автомобиля необходимо полностью слить воду. Для этого следует после запуска насоса и подачи воды в напорную линию включать газоструйный вакуум аппарат (не включая крана вакуумной системы насоса) и произвести отсос воды в вакуумной линии; чтобы вакуум аппарат включился целесообразно сбавить газ на время переключения газораспределительной заслонки вакуум аппарата;

    при этом нужно полностью открыть дроссельную заслонку карбюратора двигателя (рычаг "Газа" подать на себя до отказа) и в зависимости от вида и количества стволов, присоединенных к рукавной линии установить требуемый напор в насосе (по мановакууметру), плавно прикрывая задвижку напорного патрубка;

    после установки соответствующего режима работы двигателя с насосом, закрыть двери насосного отделения и наблюдения за показаниями приборов вести через смотровое окно;

    при длительном прекращении подачи воды отсоединить всасывающие и напорные рукава и удалить полностью воду из насоса при помощи сливных краников;

    перед использованием насоса после длительной стоянки осторожно повернуть коленчатый вал двигателя заводной рукояткой при включенном насосе;

    при стоянке автомобилей, не используемых на пожаре, периодически подогревать двигатель.

2) при прокладке и замене рукавных линий:

    рукавные линии прокладывать преимущественно больших диаметров, по возможности из прорезиненных рукавов;

    при наружных пожарах практиковать прокладку только магистральных линий непосредственно к стволам, избегая установки разветлений;

    прокладывать резервные сухие магистральные рукавные линии в первую очередь к стволам, работающим на решающем направлении, предохраняя их от подмочки;

    избегать прокладки длинных рукавных линий, для чего в первую очередь использовать ближайшие к месту пожара водоисточники, устанавливая на них возможно большее количество автонасосов и автомобилей с более мощными пожарными насосами. Работающие автомашины использовать на максимальную мощность;

    не допускать зигзагообразной прокладки рукавных линий. Прокладку линий производить по возможности прямолинейно, без изгибов и заломов вдоль поребрика тротуаров или по самим тратуарам;

    во всех случаях для защиты рукавов на проезжей части дорог применять рукавные мостки, в случае недостатка мостков использовать доски, жерди и т.п., что может предохранить рукава от повреждений при переездах транспорта;

    рукавные линии по сугробам прокладывать из скаток или с рукавных катушек, установленных на заранее изготовленные специальные лыжи;

    все образующиеся на рукавах свещи и протечки должны немедленно устранятся путем наложения рукавных зажимов;

    при замене поврежденных рукавов или наращивания рукавов подачу воды не прекращать, а наращивание линии или замену рукавов производить, уменьшив напор в линии.

    для предохранения от замерзания рукавных линий следует обязательно производить засыпку соединительных головок снегом, если имеется возможность применять на пожаре древесные опилки и другие утепляющие материалы;

    следует практиковать отогревание соединительных головок паяльной лампой или факелом, подкладывать под соединительные головки подкладки из теплоизоляционного материала (доски, тряпки и т.п.) во избежание соприкосновения соединительных головок с землей;

    для отогревания насосов и рукавных линий по возможности использовать горячую воду, путем заливки ее в цистерну, работающего автомобиля и подсоса ее в полость насоса и рукавные линии;

    следует учитывать, что разветления являются наиболее чувствительной к замерзанию частью рукавной линии, поэтому при наружной установки разветвлений принимать меры к утеплению их снегом, опилками и т.п. материалами, устанавливать их внутри зданий, преимущественно на парадных и черных лестничных площадках и в коридорах. На весь период работы стволов у разветвлений выставлять пожарных для непрерывного за ними наблюдения;

    при временном прекращении подачи воды насос не выключать, а закрыв вентили напорных патрубков, продолжить работу двигателя с насосом на малых оборотах или, открыв вентиль свободного патрубка, пустить воду на слив;

    при работе автонасосов обязательно использовать все напорные патрубки, за исключением случаев, когда автонасосы установлены на маломощных магистралях;

    следить за тем, чтобы у подготовленных для подачи воды с водоемов всасывающие сетки, во избежание их преждевременного обледенения, спускались воду лишь после полученного распо­ряжения о подаче воды.

Перечисленные требования помогут избежать образование льда в пожарных рукавах путем подогрева воды непосредственно насосом. Сущность подогрева воды этим способом заключается в том что при работе насоса на максимальных оборотах и не при неполном открытии задвижки напорного патрубка вода нагревается от трения о рабочее колесо и стенки корпуса насоса. При этом степень нагрева воды зависит от количества воды, подаваемым насосом в рукавную линию, напора, развиваемого насосом, и температурой окружающего воздуха.

Замерзание воды в рукавных линиях при температуре окружающего воздуха до -35 °С не должно быть, если по ним поступает вода с расходом не менее 1,5 л/с для рукавов 51 мм, 3 л/с для рукавов 66 мм, 4,5 л/с для рукавов 77 мм и 6 л/с для рукавов 89 мм на расстояние до ствола не более 300 м.

В этих случаях подача воды должна производится только по одной магистральной линии, т.к. увеличение количества магистральных линий приводит к увеличению суммарного расхода воды, в следствии чего ее нагрев в насосе получается не значительным;

3) при работе стволов:

    при наружных открытых пожарах и достаточном количестве воды применять стволы с большим расходом воды (стволы "А", лафетные);

    при внутренних пожарах для более рационального использования воды для избежания излишней проливки ее, используют стволы с малым расходом воды (преимущественно стволы "Б"). Шире использовать вывод стволов из помещений через окна и двери наружу при временной ненадобности их работы, в некоторых случаях для этой цели можно использовать действующие внутри зданий канализационные приемники. При выводе стволов наружу соблюдать особую осторожность для предотвращения подмочкой ущербы соседним зданиям, эвакуированному имуществу, личному составу, работающей пожарной техники;

    избегать перекрытия стволов и разветвлений;

    не допускать применение перекрывных стволов и стволов-распылителей;

    при необходимости изменения позиции стволов не прекращать подачу воды.

    для работы со стволами, как правило, назначать не менее двух пожарных (ствольщик и подствольщик), периодически заменяя их между собой.

4) После тушения

    избегать спуск воды (при удалении ее) по лестничным клеткам;

    замерзшие рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами;

    замерзшие соединительные головки, разветвления и стволы в отдельных случаях допускается отогревать паяльными лампами или факелами;

    в случае сплошного промерзания рукавных линий, сборку таковых производить без сгибов и переломов рукавов, при этом отправка их в сушку производится в грузовых автомобилях с прицепами или на санях с подсанками, укладывая рукава во всю длину, не допуская перелома рукавов;

    сборку рукавных линий производить под напором 1-1.5 атмосфер, не приостанавливая подачу воды. Сборку линий начинать от стволов. Размыкание последующих рукавов производить только после того, когда последний разомкнутый рукав будет освобожден от воды и скатан. Скатку рукавов в исключительных случаях допустимо заменить сборкой заломами рукава длинной в 3-5 метров. Для сборки рукавов привлекать максимальное количество личного состава;

    перед окончанием работы насоса открыть спускные краники, убедиться, что через них проходит вода, после чего остановить насос, отсоединить напорные и всасывающие рукава, открыть клинкеты напорных патрубков, удалить всю воду из полости центробежного насоса и водокольцевого (если такой имеется);

    после работы насоса и выпуска воды из него, включить газоструйный аппарат и удалить воду из трубопровода;

    после работы по подаче воздушно-механической пены промыть насос, трубопроводы, клинкеты и пеносмесители. При наличии отстоя пенообразователя в баке, последний промыть водой.

Основной задачей тыла в условиях зимнего времени является обеспечение бесперебойная подача воды на пожар, работа всех средств сил пожаротушения, поэтому все заботы начальни­ка тыла должны быть направлены к сохранению от замерзания как водоисточников, так и техники. Поэтому в своей работе начальник тыла обязан:

    строго следить за выполнением личным составам частей всех указаний по предохранения от замерзания автонасосов, рукавных линий, разветвлений, пеногенераторов, водоисточников;

    уделять особое внимание наблюдению за сохранением от замерзания действующих рукавных линий, их отогреву в случае необходимости, а также процессу сборки таковых;

    при отсутствии на естественных или искусственных водоемах заблаговременно устроенных прорубей, в процессе пожаротушения выделить необходимое количество личного состава для быстрого их устройства, с таким расчетом чтобы работа протекала беспрерывно и была выполнена в кратчайший срок;

    в целях предохранения от замерзания как гидрантов, на которых установлены колонки, так и в утепленных водоемах, надлежит как колодцы гидрантов, так и горловины утеплительных устройств или проруби на водоемах, утеплять снегом, соломой, матами и другими подручными материалами;

    для обеспечения быстрого использования прилегающих к месту пожара гидрантов принять меры к заблаговременной их подготовки путем открывания крышек, удаления смерзающегося утеплителя, очистки от льда и футляра, вплоть до отогревания гидрантов паром и горячей водой.

При невозможности по какой либо причине произвести установку пожарной колонки, в исключительных случаях допускается использование гидрантов как водоемов путем заполнения их водой(утоплением шарового клапана);

    около водоисточников у места работы нескольких автонасосов иметь всегда резервные автонасосы для замены в случае выхода из строя работающих;

    при значительном удалении от места пожара водоисточников необходимо организовать подачу воды или в перекачку, или путем подвоза к пожару автоцистернами. Для пополнения последних необходимо выделять автонасосы. Подвоз воды автоцистернами должен быть организован таким образом чтобы подача воды на пожар из цистерны протекала беспрерывно и подъезжающие цистерны не смогли повредить работающие выкидные рукавные линии;

    по окончанию работы с открытых водоемов или гидрантов принять меры к их проверке и немедленному последующему утеплению;

    резерв личного состава размещать в теплых помещениях (в автобусах);

    организовать периодически подмену работающих, давая им возможность отдохнуть и обогреться;

    организовать на пожаре медицинское наблюдение за личным составом;

    предусмотреть обогрев личного состава и переодевание его в сухую одежду;

    обеспечить доставку личного состава в пожарные части в закрытых теплых автомобилях.

Для обеспечения полной готовности и способности пожарных подразделений для основной работы в зимних условиях является необходимым:

    заблаговременный учет всех условий работы на пожарах зимой;

    своевременное обучение личного состава к действиям и приемам работы зимой;

    принятие мер к предотвращению обмораживания, обмерзания и обледенения личного состава при его работе на открытом воздухе;

    проведение специальных мероприятий по содержанию и использованию пожарных машин и оборудования как в помещениях частей, так и на пожарах;

    подготовка и осуществление специальных мероприятий по использованию всех типов водоисточников в зимнее время.

При тушении пожара при сильном ветре РТП обязан:

    производить тушение мощными струями;

    обеспечивать в минимально короткое время охват, начиная с флангов, струями воды всего горящего объекта;

    создать резерв сил и средств для тушения новых очагов пожара;

    организовать наблюдение и защиту объектов расположенных с подветренной стороны, путем выставления постов и направление дозоров, придав им необходимые силы и средства;

    в особо угрожающих случаях создавать на основных путях распространения огня противопожарные разрывы вплоть до разборки отдельных строений и сооружений.

Климатические и географические условия различных районов, время года и суток, погода оказывают большое влияние на боевую готовность и маневренность машин, надежность их работы и сроки службы до очередного ремонта. Для того чтобы полностью использовать высокие боевые и технические возможности машин, необходимо соответствующим образом готовить их к работе в особых условиях, точно соблюдать установленные правила эксплуатации техники при высоких и низких температурах в летний и зимний периоды и знать особенности работы машин в сложных условиях местности и климата.

Сроки подготовки техники к каждому периоду эксплуатации устанавливаются приказом по военному округу. На основании этого приказа в частях организуется работа по подготовке личного состава, машин, средств технического обслуживания и парков к предстоящему периоду эксплуатации.

Летний и зимний периоды эксплуатации машин определяются температурой наружного воздуха. Переход на зимний период осуществляется при среднесуточной температуре ниже +5°С.

Особенностями зимнего периода эксплуатации являются: низкие температуры окружающего воздуха, наличие снежного покрова и в ряде районов сильные ветра. Продолжительность зимы в средней полосе России 4–6 месяцев. Средние температуры воздуха в январе достигают –20 °С, в северо-восточных районах Сибири зимний период более продолжителен, а температуры в январе достигают от –20° до –40 °С.

Сильные морозы сковывают водоемы, болота, реки. Они становятся проходимыми для гусеничных машин. Однако во многих районах наличие снежного покрова ограничивает движение техники. В средней полосе на открытой местности глубина снега достигает 0,8–1 метр, а в лесу – 1,5 метра, в северо-восточных районах он достигает 6–8 метров. Глубокий снежный покров не только затрудняет движение, но и скрывает препятствия. Естественно, что в таких условиях, чтобы не застрять, машины могут двигаться только по дорогам.

В некоторых районах страны, таких как Забайкалье, Нижнее Поволжье, часто бывают сильные ветры, скорость которых превышает 10 м/с, а в северо-восточных – 30 м/с. Низкие температуры, наличие снежного покрова, сильный ветер снижают боевые возможности машин, так как затрудняется запуск двигателя и поддержание его в готовности к немедленному использованию; усложняется вождение машин и наблюдение за местностью; увеличивается продолжительность обслуживания машин, так как ухудшаются условия работы экипажа и его работоспособность.



Многие на собственном опыте знают, что чем ниже температура окружающего воздуха, тем больше требуется времени на подготовку машин к эксплуатации. Прежде всего, затрудняется запуск двигателя. Происходит это по следующим причинам:

Ухудшается воспламенение топлива;

Увеличивается сопротивление вращению коленчатого вала двигателя;

Затрудняется создание необходимого давления масла в узлах трения.

Ухудшение воспламенения дизельного топлива обусловлено двумя причинами: ухудшением условий самовоспламенения топлива и увеличением момента сопротивления проворачиванию коленчатого вала.

Топливо в цилиндрах дизельного двигателя воспламеняется за счет значительного повышения температуры воздуха в цилиндрах при его сжатии. Для обеспечения нормального воспламенения топлива температура воздуха в цилиндрах в конце такта сжатия должна быть не ниже 415 °С. Зимой в цилиндры засасывается холодный воздух, скорость проворачивания коленчатого вала уменьшается и процесс сжатия протекает медленнее, поэтому больше тепла отнимается холодными стенками цилиндров, воздух в конце такта сжатия уже не может нагреться до необходимой температуры.

Ухудшается и прокачиваемость топлива, его распыл и испаряемость в камерах сжатия из-за увеличения вязкости топлива. Все это также затрудняет самовоспламенение рабочей смеси и приводит к жесткой работе двигателя, проявляющейся в виде стуков.

Следовательно, для обеспечения запуска двигателя зимой необходимо применять специальное зимнее дизельное топливо ДЗ (а некоторых районах – арктическое) и обеспечить достаточные пусковые обороты двигателю.

С понижением температуры вязкость масла увеличивается в десятки и сотни раз. Например, если вязкость масла МТ-16п при 50 °С принять за 1, то при
0 °С она увеличивается в 40, а при –20 °С – более чем в 500 раз. Вследствие этого резко возрастает момент, потребный для вращения коленчатого вала, и перемещение поршней в цилиндрах.



Сопротивление вращению коленчатого вала происходит еще потому, что вследствие различия в величинах коэффициентов линейного расширения металлов уменьшаются зазоры в подшипниках и искажается их форма.

Если при температуре охлаждающей жидкости 20 °Сдля запуска двигателя достаточно проворачивать коленчатый вал со скоростью 140–150 об/мин, то уже при температуре 0 °С для этого требуется скорость около 220 об/мин,а так как момент сопротивления двигателя проворачиванию из-за повышения вязкости холодного масла при этих условиях возрастает почти в два раза, для обеспечения необходимых пусковых оборотов от стартера потребуется значительно большая мощность, которая достигается увеличением потребляемого стартером тока. При положительных температурах этот ток не превышает 600 А,апри –
15 °С достигает 1 600 А.

Большие разрядные токи уменьшают отдаваемую аккумуляторами емкость, вредно отражаются на состоянии аккумуляторов и могут вызвать разрушение обмоток стартера, подплавление, сваривание контактов реле стартера и другие неисправности.

При низких температурах снижается и работоспособность аккумуляторных батарей. Так, при снижении температуры электролита на 1 °С емкость аккумуляторов понижается на 1 %.

Падение напряжения аккумуляторов вызывает снижение развиваемого стартером крутящего момента, а уменьшение емкости при стартерном режиме сокращает возможное количество прокруток коленчатого вала даже прогретого двигателя (со 170 прокруток при положительной температуре электролита до 40 при –20 °С), а прокрутка стартером не разогретого двигателя при –14 °С вообще невозможна.

Необходимо помнить, что в не полностью заряженных аккумуляторах напряжение уменьшается гораздо быстрее.

Разряженные аккумуляторы могут полностью выйти из строя вследствие замерзания электролита, приводящего к разрушению банок и пластин. Поэтому при зимней эксплуатации не разрешается разряжать аккумуляторы более чем на 25 %.

При низких температурах повышается износ агрегатов и механизмов танка. Особенно сильно изнашивается двигатель при запуске, основной причиной этого является недостаточная подача масла к трущимся поверхностям, так как из-за увеличения вязкости холодного масла резко падает производительность масляного насоса. Поэтому и установлен ступенчатый режим разогрева двигателя на различных оборотах, при котором обеспечивается подача смазки к трущимся деталям в достаточном количестве. Каждому танкисту необходимо помнить, что каждый запуск холодного (не разогретого) двигателя при температуре воздуха 0 °С соответствует по величине вызываемого им износа примерно 3 часамработы двигателя под нагрузкой, а при более низких температурах износ при запуске значительно увеличивается. Поэтому запускать холодный двигатель при температуре воздуха 5 °С и ниже без предварительного разогрева категорически запрещается.

Уменьшение момента сопротивления, обусловленного увеличением вязкости масла, достигается с использованием маловязких масел (например, масла
М-16 ИХП 3) и разогревом двигателя перед запуском с помощью подогревателя.

Разогревать двигатель подогревателем нужно до такой температуры, чтобы обеспечивалась достаточная подача масла к подшипникам коленчатого вала. Показателем нормального разогрева является давление масла перед запуском. При недостаточной подаче масла подшипники будут перегреваться и возможно их подплавление. Для двигателя типа В-2 маслозакачивающим насосом необходимо создать перед запуском давление не ниже 2 кгс/см.

Очень важным является также поддержание при низких температурах оптимального теплового режима работы двигателя. Работа на пониженных тепловых режимах (при температуре ОЖ ниже 80–90 °С) сопровождается большими износами гильз цилиндров и поршневых колец. Износ этих деталей объясняется следующим.

В дизельном топливе содержится 0,2 % сернистых соединений. Сгорая, они образуют окислы серы. Из части этих окислов и паров воды, которые появляются при сгорании топлива, образуется серная кислота. Причем ее образуется тем больше, чем ниже температура двигателя. Под воздействием этой кислоты усиливается коррозия гильз цилиндров.

Продолжительная работа двигателя на пониженном тепловом режиме менее 55 °С может привести к осмолению деталей двигателя и его поломке.

На стенках цилиндров, особенно в зоне поршневых колец и клапанов, откладываются смолистые, очень вязкие продукты, они появляются вследствие разложения и окисления несгоревшего топлива и масла, проникающего в камеры сгорания. Осмоление ухудшает подвижность поршневых колец в канавках поршней и вызывает потерю компрессии, при сильном осмолении возможно зависание клапанов в направляющих втулках и даже заклинивание поршней в цилиндрах.

Характерными признаками осмоления являются:

Наличие смолистых веществ в масляных фильтрах и выпускных патрубках;

Трудность проворачивания коленчатого вала при запуске;

Черный цвет отработанных газов;

Выбрасывание смолистых веществ из выпускных патрубков.

В этом случае останавливать двигатель нельзя, а необходимо прогреть его до температуры 90 °С под нагрузкой и только после этого остановить.

Для предотвращения осмоления двигатель необходимо разогревать перед запуском до температуры ОЖ не ниже 80 °С, сокращать время прогрева за счет завершения прогрева в движении на низших передачах, выдерживать оптимальный тепловой режим работы, не допуская переохлаждения двигателя.

Застывание смазки в агрегатах силовой передачи приводит к повышенному износу деталей, особенно зубьев шестерен. Это объясняется ухудшением условий смазки и значительным увеличением усилий для проворачивания валов, а следовательно, и к увеличению нагрузок на агрегаты и механизмы. Усилие, потребное для трогания танка с места после длительной стоянки зимой, возрастает почти в четыре раза, так как при температуре –30 °С только на проворачивание валов и шестерен агрегатов силовой передачи затрачивается до 30 % мощности двигателя.

Вследствие замерзания смазки в ступицах опорных катков и направляющих колес ухудшается смазка подшипников, при движении по мерзлому грунту увеличивается сила ударов на детали ходовой части. При остановках, особенно во время ночных заморозков после дневных оттепелей, возможно примерзание гусениц к грунту, что резко увеличивает усилия, необходимые для трогания танка с места, а трогание рывком может привести к обрыву гусениц и даже повреждению бортовых передач.

10.2. Порядок разогрева и пуска двигателя
при низких температурах

При температуре окружающего воздуха +5 °С и ниже, при работе на бензине +20°С и ниже двигатель перед пуском необходимо разогреть.

РАЗОГРЕВ – это комплекс мероприятий, с помощью которых двигатель подготавливается к пуску.

Для разогрева двигателя необходимо:

Закрыть выходные жалюзи, а на входные положить утеплительные коврики;

Пустить подогреватель;

При температуре окружающего воздуха до –20 °С двигатель разогреть по штатному термометру до температуры ОЖ 80–115 °С;

Не включая подогреватель, нажатием копки МЗН ДВИГ. создать максимально возможное давление в системе смазки двигателя.

Если давление не ниже 2 кг/см 2 , выключить подогреватель и приступить к пуску двигателя.

Если давление отсутствует, а температура достигла предельной величины 110–115 °С, необходимо отключить подачу топлива краном подогревателя и, не выключая выключатель МОТОР, прокачивать ОЖ в системе, пока ее температура не снизится до 40–50 °С, после чего снова привести подогреватель в действие. Повторно разогреть двигатель до 110–115 °С и вновь попытаться создать давление в системе смазки не ниже 2 кг/см 2 .

Если после 5–6 попыток включения МЗН-2 давление не создается, то необходимо провернуть коленчатый вал двигателя воздухом, стартер-генератором (3–5 сек.) или комбинированным способом без подачи топлива с одновременным включением МЗН-2. Маслозакачивающий насос разрешается держать включенным не более 1 мин. При отсутствии давления процесс разогрева повторить.

Двигатель считается разогретым и готовым к пуску, если температура ОЖ в конце разогрева не ниже 80 °С, и при включении кнопки МЗН-2 в системе смазки создается давление не ниже 2 кг/см 2 .

Пуск двигателя осуществляется в обычном порядке сжатым воздухом или стартер-генератором. Однако в условиях низких температур (при –20 °С и ниже) запуск двигателя рекомендуется осуществлять комбинированным способом.

Для этого необходимо:

Нажать кнопку МЗН ДВИГ., создать давление в системе не ниже 2 кг/см 2 ;

Нажать кнопку СТАРТЕР и включить выключатель откачки масла ИЗ КП, удерживать не менее двух минут при работающем двигателе;

Установить обороты холостого хода и зафиксировать их.

Пускать двигатель комбинированным способом при температуре выше
20 °С разрешается без включения выключателя ОТКАЧКА МАСЛА ИЗ КП.

Порядок прогрева двигателя

ПРОГРЕВ –это мероприятия, проводимые после пуска для подготовки двигателя к работе на всех режимах.

Прогревать двигатель при закрытых выходных жалюзи, на холостом ходу, постепенно переходя с 800 об/мин на режим 1500–1700 об/мин до тех пор, пока температура масла в системе смазки двигателя не достигнет 30 °С. После достижения этой температуры масла разрешается движение машины на низших передачах. Не рекомендуется без необходимости длительная работа двигателя на холостом ходу.

Двигатель считается прогретым и готовым к нормальной эксплуатации на всех передачах при температуре ОЖ и масла не ниже 55 °С.

Длительная работа двигателя (свыше 30 мин.) при температуре ОЖ ниже 65 °С приводит к осмолению поршневой группы двигателя.

Для ускорения прогрева в условиях низких температур рекомендуется накрывать сетку входных жалюзи утеплительным ковриком.

Подогрев двигателя

ПОДОГРЕВ – это мероприятия, позволяющие поддержать машину в готовности к движению при ее остановках на длительное время. Подогрев осуществляется следующим образом:

Выбрать для стоянки горизонтальную площадку, по возможности защищенную от ветра;

Установить машину в соответствии с указаниями по постановке машины на стоянку вне утепленного помещения;

При понижении температуры НОЖ до +40 °С откинуть брезент у правого борта, открыть лючок подогревателя (выпуск отработанных газов) и привести в действие подогреватель;

Подогреть двигатель до температуры НОЖ 80–90 °С, выключить подогреватель, закрыть его лючок и закрыть борт брезентом.

Подогреватель вводить в действие периодически, каждый раз, когда температура НОЖ понизится до +40 °С.

Если система заправлена водой, то подогреватель приводить в действие через каждые 30 мин., доводя температуру воды до 80–90 °С.

Перед началом движения снять брезент, уложить его на штатное место, пустить двигатель и прогреть его.

10.3. Особенности технического обслуживания БТТ
в зимнее время

В зимних условиях эксплуатация танка затрудняется вследствие понижения температуры, наличия снежного покрова, обледенения грунта, снегопадов, метелей.

Ухудшаются условия работы всех агрегатов и механизмов, они быстрее изнашиваются, особенно двигатели, возрастает расход топлива, снижается отдаваемая аккумуляторами емкость, усложняются условия работы экипажа, увеличивается время на подготовку машин к движению. Глубокий снежный покров ухудшает проходимость машин и может привести к перегрузкам двигателя и агрегатов силовой передачи.

В зимнем периодепри эксплуатации машин соблюдать следующие правила:

­ строго выполнять установленный порядок разогрева, запуска, прогрева и подогрева двигателя;

­ начинать движение плавно, без рывков, чтобы не повредить агрегаты силовой передачи; после трогания двигаться на первой передаче для разогрева агрегатов силовой передачи;

­ после движения по рыхлому снегу или в метель при необходимости очищать воздухоочистители от скопившегося в них снега (воды);

­ при техническом обслуживании машин масло (смазку) в агрегатах и узлах при необходимости заменять или пополнять сразу же после возвращения машин в парк, пока агрегаты и узлы и находящееся в них масло (смазка) не остыли;

­ если система охлаждения двигателя заправлена водой и при перерывах в эксплуатации она сливается, то после слива воды через систему проливать низкозамерзающую охлаждающую жидкость, после чего сливные клапаны (краны) оставлять открытыми на все время стоянки машины;

­ для поддержания работоспособности и предотвращения размораживания аккумуляторные батареи, установленные на машине, утеплять защитными чехлами, не допускать разрядки батарей более 25 % их емкости; при температуре воздуха ниже –15 °С аккумуляторные батареи снимать с машин и хранить в отапливаемых помещениях, кроме случаев, когда особыми указаниями предусматривается их хранение непосредственно в машинах.

В условиях особо низких температур аккумуляторные батареи необходимо снимать и хранить в тепле и не допускать разряда свыше 25 % их емкости.

В зимнее время машины необходимо обслуживать сразу же после их эксплуатации, пока агрегаты, механизмы, узлы и смазка в них разогреты.

При заправке топливом и маслом следить, чтобы в системы не попал снег, что может привести к образованию ледяных пробок в трубопроводах и к неисправностям систем смазки и питания двигателя топливом.

Нельзя ставить танк в таком месте, где гусеницы могут примерзнуть к грунту, не допускать попадания снега и воды внутрь танка, так как это может привести к примерзанию тяг и тормозных лент.

Смазочный инвентарь надо готовить к работе заблаговременно, хранить его желательно в теплом помещении, а машину технического обслуживания нужно перед обслуживанием танков хорошо протопить.

При больших потерях антифриза в системе охлаждения необходимо проверять его плотность, систему охлаждения дозаправить до нормы.

Если система охлаждения заправлена водой, необходимо следить за своевременным сливом воды после эксплуатации и строго соблюдать правила разогрева двигателя при заправке водой.

10.4. Объем работ по подготовке личного состава
и БТВТ к эксплуатации в зимних условиях,
оформление документации

Использование машин без аварий и поломок, качество их обслуживания зависят от уровня знаний и практических навыков экипажей и должностных лиц различной категории. Для расширения их знаний и закрепления практических навыков в части проводят сборы в период подготовки машин к эксплуатации в зимних условиях. Непосредственно перед выполнением работ на машинах по переводу их на зимнюю эксплуатацию проводятся сначала сборы с офицерским составом и прапорщиками в течение 2–3 дней, а затем после их завершения – двухдневные сборы с экипажами машин.

Как правило, сборы с офицерами проводятся в два этапа.

Первый этап: подготовка руководителей, проводящих занятия с экипажами машин (из числа ЗКВ батальонов).

Второй этап: проводится со всеми офицерами и прапорщиками части за
3–5 дней до начала выполнения работ на машинах по переводу их на зимнюю эксплуатацию.

В ходе этого этапа изучаются особенности эксплуатации машин в зимнее время, уточняется объем работ на машинах и обязанности должностных лиц по обеспечению безаварийной эксплуатации БТВТ. Анализируются итоги эксплуатации машин в зимний период, проводится проверка готовности руководителей занятий.

По окончании сборов с офицерами и прапорщиками организуются двухдневные сборы с личным составом. В ходе этих сборов должны быть отработаны следующие вопросы:

Особенности эксплуатации машин в зимних условиях;

Физико-химические свойства ГСМ, применяемых на машинах;

Объем работ и порядок проведения сезонного обслуживания;

Меры безопасности при выполнении работ по переводу на режим зимней эксплуатации;

Правила включения подогревателя, порядок разогрева двигателя и содержание его на подогреве, меры пожарной безопасности в процессе эксплуатации подогревателя.

На практических занятиях в период сборов экипажами отрабатывается каждая операция ТО с показом руководителя занятия правильных приемов работы и использования инструментов.

В заключительной части сборов у экипажей принимается зачет по правилам эксплуатации машин и мерам безопасности с подписью в ведомостях.

О выполнении операций ТО при подготовке машин к зимней эксплуатации делаются отметки в соответствующих разделах формуляра машины.

При подготовке машин к зимней эксплуатации в части разрабатываются следующие документы:

Приказ о подготовке личного состава, БТВТ, парков к зимней эксплуатации;

План мероприятий по подготовке личного состава, БТВТ, парков к зимней эксплуатации;

Расписание занятий сборов офицеров и экипажей;

График контроля выполнения основных мероприятий по переводу машин на сезонную эксплуатацию;

План проведения осмотра БТВТ части (после завершения работ);

Приказ по части по итогам подготовки личного состава, БТВТ, к зимней эксплуатации.

В батальонах и ротах также составляются планы мероприятий по подготовке материальной части к эксплуатации в зимний период, с детальным указанием выполняемого объема работ по времени. Кроме того, составляются планы перемещения специализированных постов и бригад.

В танковой (мотострелковой) роте составляются:

План-график выполнения работ помашинно;

План-задание экипажу на каждый день;

Списки личного состава с их подписями по ознакомлению с правилами обращения с ГСМ.

Объем работ по подготовке машин к сезонной эксплуатации определяется Техническим описанием и инструкцией по эксплуатации. Подготовка машин к сезонной эксплуатации осуществляется экипажами под руководством командиров подразделений. В помощь экипажам привлекаются специалисты ремонтной роты и ОРВБ соединения. При этом создаются посты и бригады для выполнения наиболее сложных работ.

Готовность машин к сезонной эксплуатации проверяется всеми должностными лицами части и подразделений на осмотрах, которые организуются и проводятся командиром части согласно УВС не менее двух раз в год.

При подготовке танка к эксплуатации в зимних условиях необходимо провести очередное техническое обслуживание № 1 или № 2 и дополнительно:

Заменить в баках летнее топливо зимним, а в особо холодных районах арктическим, запустить двигатель и поработать 10–15 мин. для выработки летнего топлива из системы;

Слить отстой из внутренних топливных баков;

Слить воду и заправить в систему охлаждения НОЖ марки 40 или 65;

Переключатель ВОДА-АНТИФРИЗ установить в положение «АНТИФРИЗ»;

Установить зимнюю трассу питания двигателя воздухом;

Обслужить воздухоочиститель;

Проверить работу сигнализатора предельного сопротивления воздухоочистителя;

Слить воду из бачков систем гидропневмоочистки (ГПО);

Проверить работоспособность подогревателя пуском и работой в течение 2–3 мин.;

Проверить исправность и работу обогревателя боевого отделения;

Проверить полноту откачки масла с бортовой коробки передач и гитары;

Проверить работу фильтра-поглотителя;

Слить конденсат с отстойника воздушной системы;

Проверить исправность брезента и утеплительного коврика, при необходимости отремонтировать.

Эксплуатация пожарной техники в зимних условиях

Зимой подразделениям пожарной охраны приходится сталкиваться со специфическими трудностями, оказывающими влияние на боевые действия частей. Эти трудности вызываются следующими обстоятельствами: низкой температурой воздуха; снежным покровом различной плотности; значительным промерзанием почвы; гололедицей, метелью, туманом; разностью температур очага пожара и окружающего наружного воздуха, способствующей образованию значительных воздушных потоков.

Эти обстоятельства могут способствовать выходу из строя пожарной техники, затрудняют передвижение пожарных автомобилей и в ряде случаев исключают возможность использования водоисточников.

Выезд пожарной части к месту пожара в зимних условиях усложняется состоянием дорог, так как возможно их обледенение или сильный занос снегом. Движение пожарных машин при гололедице опасно и для людей и для автомобилей, особенно при торможении или на поворотах. При снежных заносах автомобиль не всегда в состоянии преодолеть тот или иной участок пути, не говоря уже о том, что боковые очертания проезжей части дороги скрываются из поля зрения водителя. Во время метели или тумана значительно сокращается видимость, что также создает опасность аварии.

Нередко затрудняется боевое развертывание пожарных частей. Например, большие снежные заносы затрудняют доступ к зданиям, водоисточникам и т. п. Иногда затрачивается много времени на отыскивание водоисточников и очистку подступов к ним для установки пожарного автонасоса. Снежный покров затрудняет прокладку рукавных линий и замедляет доставку необходимого оборудования к месту пожара.

Низкая температура создает угрозу замерзания не только гидрантов, но и водопроводных магистралей.

В недостаточно утепленных гаражах трудно завести двигатели пожарных автомобилей, а это приводит к задержке выезда на пожары. Иногда замерзают вода и пенообразователь. вывозимые в емкостях пожарных автонасосов и автоцистерн.

Передвижение по обледенелым кровлям зданий и сооружений опасно для пожарных.

После тушения пожара трудно свертывать рукавные линии, производить уборку и укладку оборудования.

Особые условия работы зимой требуют от частей пожарной охраны заблаговременной и тщательной подготовки.

Основными элементами этой подготовки являются:

а) учет всех условий работы на пожарах зимой;

б) обучение личного состава частей работе в зимних условиях;

в) проведение мероприятий по содержанию и использованию боевой пожарной техники;

г) обеспечение использования всех типов водоисточников в зимнее время.

Среди этих мероприятий особое место занимает эксплуатация пожарной техники, поскольку от ее состояния зависит успех тушения пожаров.

Раздел I. Мероприятия по предупреждению замерзания пожарного оборудования

§ 1. Утепление гаражей и их содержание в зимнее время

§ 2. Оборудование сушильных башен и помещений для сушки рукавов и их эксплуатация в зимних условиях

§ 3. Подготовка автомобилей к зимней эксплуатации, особенности содержания машин в гаражах

§ 4. Применение антифризов