Действие административно правовых норм. Курс лекций по «Административному праву». Условия применения действия обратной силы уголовного закона

Основанием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений служит юридический факт. Юридические факты делятся на события и действия.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъектов. Действия могут быть:

  • - правомерные ;
  • - неправомерные .

Правомерные действия соответствуют требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные (деликты) - не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки).

Вопрос о действии административно-правовых норм, то есть, об их юридической силе имеет самостоятельную юридическую значимость.

Общим правилом является то, что административно-правовые нормы вступают в силу, то есть, начинают действовать, с момента доведения их до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте.

Действие норм права обычно рассчитано на неопределенное время , но могут предусматриваться и временные условия их действия, например, на период действия чрезвычайного положения на определенной территории. Общим правилом является то, что нормативный акт обратной силы не имеет, а исключения оговариваются в самом акте.

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Исходя из этого, различают нормы, действующие на территории Российской Федерации, субъектов Федерации или региона; нормы межотраслевого и отраслевого характера; нормы (и акты) локального (внутриорганизационного) характера.

По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) - это так называемые специальные субъекты.

Итак, административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь силу в отношении различного круга лиц. При проведении видовой классификации этих норм условия действия их в пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных министерств и ведомств). Возможен их «выход» и за государственные границы Российской Федерации. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граждан, находящихся в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами - членами Союза Независимых Государств (СНГ).

В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.

Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, может быть введен мораторий на выборы глав краевой, областной администрации, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения).

Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания нормативных актов, в которых они содержатся (например, указов Президента или постановлений Правительства Российской Федерации), либо в срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-правовых норм до исполнителей.

В связи с распадом Советского Союза сложилась ситуация, когда в Российской Федерации практически действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Законы и другие правовые акты, содержащие административно правовые нормы и действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу новой Конституции России, применяются в части, не противоречащей этой Конституции.

Принципиальное значение для действия административно - правовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции Российской федерации 1993 года: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (т.е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Структура административно-правовой нормы. Классификация административно-правовых норм.

Структура административно-правовой нормы:

  • гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;
  • диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
  • санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.

Особенности структуры административно-правовой нормы.

1. Административно-правовая норма так же, как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру (внутреннее строение). Составляющие части административно-правовой нормы:

гипотеза - условия действия административно-правовой нормы; V диспозиция - предписания, запреты и дозволения;

санкция - меры административного или дисциплинарного воздействия.

Не во всех случаях четко выражена гипотеза. В некоторых случаях она излагается в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершения административного правонарушения и т. п.);

Структура многих административно-правовых норм не содержит санкций, в этих случаях санкции предусматриваются другими актами. На пример, административно-правовые нормы, регулирующие управленческую деятельность, исходят из того, что отношения между вышестоящими и нижестоящими административно-управленческими работниками строятся на началах дисциплинарной власти. В данном случае санкции содержатся в нормах общего характера, которые относятся к институту государственной службы. В нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений, закреплены конкретные административные санкции;

Для административно-правовых санкций характерно многообразие: административные санкции, дисциплинарные, административно-материальные, административно-процессуальные; санкции в административном праве разделяют на абсолютно - определенные и относительно - определенные.

Классификация:

2) По предмету регулирования: - материальные - регулируют сущность управленческих отношений (административно-правовой статус участников, правовой режим функционирования ИВ); - процессуальные - определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления.



3) По соподчиненное: - нормы-законы (конституционные, текущих законов РФ и субъектов Федерации); - подзаконные нормы.

4) По методу воздействия на поведение субъектов: - обязывающие - предписывают субъектам совершать определенные положительные действия в предусмотренных условиях (т. е. обязательные предписания); - уполномочивающие - предусматривают возможность адресата по своему усмотрению действовать в рамках требований нормы. - запрещающие - содержат запрет на совершение определенных действий в конкретных условиях; могут быть общими (в отношении административных правонарушений) и специальными; - поощрительные - обеспечивают должное поведение адресата путем материального, морального стимулирования.

5) По пределу действия АПН: 1. Во времен и: - срочные (заранее определен срок их действия, например чрезвычайное положение); - бессрочные (срок не определен, утрачивают силу в результате официального изменения или отмены). 2. В пространстве: - общефедеральные: действуют в пределах Украины, иногда за границей (поведение граждан за границей); - местные (локальные); - межтерриториальные (акты, действующие в условиях чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных образований); - специальные (определенный регион). 3. По кругу лиц: - правила в отношении всех субъектов управленческих отношений; - для отдельных категорий субъектов (отдельные виды юридических лиц).

Чтобы определить временные рамки действия нормы, нужно выяснить, когда она начала действовать и когда ее действие прекратилось. А для решения вопроса о вступлении нормы в силу следует знать два обстоятельства: 1) дату ее вступления в силу; 2) пределы ее действия после вступления в силу.

По общему правилу, конституционный закон, а значит, и содержащаяся в нем норма вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, если законодатель не установит иной срок. Нередко в постановлении о вступлении закона в силу оговаривается разное время начала действия разных норм (статей, пунктов), содержащихся в одном законе.

Нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в Украинской газете, если иное не предусмотрено законодательством. Они вступают в силу со дня опубликования или с указанной в акте даты после дня опубликования (а акты, расширяющие права, и ранее).

Акты иных органов исполнительной власти, по общему правилу, вступают в силу немедленно, если не назван иной срок.

Значит, норма административного права начинает действовать на основе общего правила (через 10, 7 дней после опубликования, немедленно) или со специально названного срока.

Можно различать три варианта пределов действия:

Перспективное – на факты, отношения, возникшие после вступления ее в силу (например, норма, усиливающая наказание); немедленное – на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления ее в силу;

С обратной силой – на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до ее вступления в силу, но с более ранней даты (например, норма, которая устраняет, смягчает ответственность).

Возможны три варианта установления пределов прекращения действия старой нормы. Она: 1) переживает себя, если продолжает регулировать отношения, которые возникли на ее основе, и после даты вступления в силу новой; 2) немедленно с даты утраты ею силы прекращает действие на все отношения, которые ранее регулировала; 3) досрочно прекращает действие на правоотношения, которые раньше регулировались ею, а впоследствии стали регулироваться новой нормой с обратной силой.

Вариант 1.

1.Нормативный правовой акт, в отличие от других источников (форм) права,

1) принимается компетентным государственным органом (должностным лицом)

2) обеспечивается силой общественного мнения

3) фиксирует решение суда по конкретному делу

4) отражает представление общества о справедливости

2. Правонарушением является

1) наложение взыскания начальником на подчинённого

2) разглашение государственной тайны

3) коллекционирование старинных монет

4) нарушение слова, данного другу

3. Административным проступком является

1) безбилетный проезд в автобусе

2) убийство двух лиц

3) отказ вернуть долг соседу

4) опоздание на учёбу

4. Не подготовившись к контрольной работе по математике, двое учащихся 11 класса решили сорвать её проведение. Они позвонили в полицию, сообщив, что в школе заложена бомба. Действия учащихся являются

1) гражданским проступком

2) преступлением

3) административным проступком

4) дисциплинарным нарушением

5. Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя?

1) административное

2) конституционное

3) гражданское

4) уголовное

1) норма морали

2) социальная норма

3) норма права

4) политическая норма

7. Нарушением трудового права является

1) производство и распространение наркотиков

2) увольнение за неявку на работу при наличии больничного листа

3) неявка избирателя на избирательный участок для голосования

4) подделка денежных знаков

8. Правонарушение — это

1) противоправное, виновное, об-ще-ствен-но опас-ное деяние, при-чи-ня-ю-щее вред обществу

2) поведение, на-ру-ша-ю-щее при-ня-тые в дан-ном об-ще-стве эти-че-ские правила

3) деяние, на-ка-за-ни-ем за ко-то-рое яв-ля-ет-ся ли-ше-ние свободы

4) общественное отношение, участ-ни-ки ко-то-ро-го имеют определённые права и юри-ди-че-ские обязанности

9. В приведённом пе-реч-не дей-ствий дис-ци-пли-нар-ным про-ступ-ком является

1) не-вы-пол-не-ние правил, преду-смот-рен-ных уста-вом школы

2) рас-про-стра-не-ние нар-ко-ти-че-ских ве-ществ на школь-ной дискотеке

3) отказ усту-пить место по-жи-ло-му че-ло-ве-ку в транспорте

4) кража до-ку-мен-тов и бу-маж-ни-ка у прохожего

10.Среди пе-ре-чис-лен-ных пра-во-на-ру-ше-ний пре-ступ-ле-ни-ем является

1) си-сте-ма-ти-че-ское опоз-да-ние на работу

2) без-би-лет-ный про-езд в автобусе

3) пе-ре-ход улицы в не-по-ло-жен-ном месте

4) рас-про-стра-не-ние наркотиков

11. Инна сдала в химчистку шубу. Но приёмщик не предупредил её о том, что, возможно, после химчистки может немного измениться окрас меха. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

1) трудового права

2) уголовного права

3) административного права

4) гражданского права

12.Гражданин А. заключил с транспортной компанией договор о перевозке мебели из его городской квартиры на дачу. Данные правоотношения регулируются нормами права

1) трудового

2) административного

3) уголовного

4) гражданского

13.Молодые люди угнали чужую машину. Их действия являются

1) административным проступком

2) уголовным преступлением

3) дисциплинарным проступком

4) гражданским проступком

14.Гражданка продает свою квартиру дальней родственнице. Куда гражданкам необходимо обратиться, чтобы заверить договор купли-продажи?

1) в юридическую консультацию

2) к мировому судье

3) к нотариусу

4) к адвокату

15. Гражданин поливал на балконе цветы и уронил горшок с цветком на капот стоявшего перед домом автомобиля. Нормы какой отрасли права регулируют отношения гражданина с владельцем автомобиля?

1) конституционного права

2) административного права

3) гражданского права

4) финансового права

16. Согласно рос-сий-ским нор-мам тру-до-во-го права, до-пус-ка-ет-ся за-клю-че-ние тру-до-во-го до-го-во-ра с не-со-вер-шен-но-лет-ни-ми гражданами, при усло-вии пись-мен-но-го со-гла-сия родителей, с

17.Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?

А. Юридическая ответственность призвана восстанавливать нарушенные права граждан, пострадавших от правонарушения.

Б. Юридическая ответственность выражается в том, что в отношении лица, вина которого доказана, применяются меры государственного принуждения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. Установите соответствие между проступками и видами юридической ответственности. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите цифры в соответствии с буквами

20. Работа с текстом.

Юридические нормы, как мы уже знаем, — «кирпичики», исходные элементы всего здания права данной страны. Отрасли — наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т. д. В своей совокупности эти отрасли и составляют право в целом — систему права данной страны. Отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.

При указании на отрасль права можно отметить целый ряд её признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет», т. е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений: конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «своё законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом; гражданскому праву — гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом.

И всё же главная особенность каждой отрасли — наличие особого юридического режима («метода регулирования»), который характеризует то, как, каким способом — через дозволения, запрещения, обязывания — осуществляется юридическое регулирование. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям — уголовное; к обязываниям — административное. Квалифицированный юрист-практик знает, что обозначение юридических дел в качестве уголовных, трудовых, семейных свидетельствует о том, что в данном случае действует особый юридический порядок. Например, гражданин заключил с организацией соглашение о производстве работы, а потом возник конфликт, и юридическому органу нужно рассматривать «дело». Какое дело? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое было заключено соглашение. Трудовой договор? Просто соглашение на выполнение подрядных работ? В первом случае (трудовой договор) вступает в действие трудовое право. Если же заключено подрядное соглашение, то тут уже другой юридический режим, устанавливаемый и поддерживаемый не трудовым, а гражданским правом.

(По С. С. Алексееву)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какое определение отрасли права дано в тексте? Объясните связь терминов «норма права», «законодательный акт», «отрасль права».
3. Какие три признака отрасли права рассмотрены автором?
4. В тексте приведены примеры некоторых отраслей права. Назовите любые три отрасли и, опираясь на знание обществоведческого курса, определите для каждой её предмет.

Правоотношения, правонарушение и юридическая ответственность.

Вариант 2.

1.Право, в отличие от морали,

1) охраняется силой государства

2) опирается на представления о добре и зле

3) регулирует общественные отношения

4) опирается на общественное мнение

2. Механизм государственного принуждения, действующий в отношении правонарушителей, это

1) дееспособность

2) правоотношение

3) правовое сознание

4) юридическая ответственность

3. Бабушка с внуком, гуляя в лесу, на-рва-ли букет цветов, ко-то-рые занесены в Крас-ную книгу. Нормы какой от-рас-ли права ре-гу-ли-ру-ют данную ситуацию?

1) уголовного права

2) административного права

3) гражданского права

4) трудового права

4. Какая отрасль права регулирует вопросы родительских обязанностей?

1) гражданское право

2) трудовое право

3) семейное право

4) административное право

5. Отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения граждан и фирм

1) семейное право

2) административное право

3) трудовое право

4) гражданское право

6. Правило поведения человека в правовой ситуации, которое должно обязательно выполняться

1) норма морали

2) социальная норма

3) норма права

4) политическая норма

7. Какой из приведённых при-ме-ров яв-ля-ет-ся при-ме-ром нормы кон-сти-ту-ци-он-но-го права?

1) Пассажиры обя-за-ны опла-чи-вать про-езд в об-ще-ствен-ном транспорте.

2) Незнание офи-ци-аль-но опуб-ли-ко-ван-но-го за-ко-на не осво-бож-да-ет от от-вет-ствен-но-сти за его несоблюдение.

3) Производители несут от-вет-ствен-ность за ка-че-ство предо-став-лен-но-го по-ку-па-те-лям товара.

4) Граждане обя-за-ны со-блю-дать пра-ви-ла об-ще-ствен-но-го по-ряд-ка в пар-ках и заповедниках.

8. Какой из приведённых при-ме-ров ил-лю-стри-ру-ет правонарушение?

1) Граж-да-нин К. дал взят-ку долж-ност-но-му лицу.

2) Иван вы-сту-пил со сви-де-тель-ски-ми по-ка-за-ни-я-ми в суде.

3) Антон на-пи-сал за-яв-ле-ние в ОВД о го-то-вя-щем-ся преступлении.

4) Юлия по-лу-чи-ла по-вест-ку как кан-ди-дат в при-сяж-ные заседатели.

9. Что из пе-ре-чис-лен-но-го от-но-сит-ся к при-зна-кам правонарушения?

1) за-дер-жа-ние со-труд-ни-ком полиции

2) воз-буж-де-ние уго-лов-но-го дела

3) за-клю-че-ние следователя

4) об-ще-ствен-ная опас-ность деяния

10. Василий заключил договор на строительство дачного домика, но работники строительной фирмы нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

1) административного права

2) трудового права

3) уголовного права

4) гражданского права

11. Гражданин приобрёл для домашнего пользования стиральную машину. Сервисная служба магазина доставила, установила и подключила стиральную машину, а также передала гражданину гарантийный талон. Отношения гражданина с магазином регулируются нормами права

1) гражданского

2) трудового

3) конституционного

4) административного

12. Гражданки торговали у станции метро собранными в лесу ландышами. Известно, что эти цветы занесены в Красную книгу. Какое правонарушение совершили гражданки?

1) уголовное преступление

2) дисциплинарный проступок

3) административное правонарушение

4) гражданский проступок

13.Вернувшись с работы домой, гражданин обнаружил, что его квартира ограблена. Куда необходимо обратиться гражданину?

1) к нотариусу

2) к мировому судье

3) в органы внутренних дел

4) к адвокату

14. Гражданка М. за-клю-чи-ла до-го-вор купли-продажи не-дви-жи-мо-сти и при-об-ре-ла на вто-рич-ном рынке у граж-да-ни-на Т. двух-ком-нат-ную квар-ти-ру пло-ща-дью 60 кв. м. Что из пе-ре-чис-лен-но-го ниже яв-ля-ет-ся объ-ек-том дан-но-го правоотношения?

1) приобретённая граж-дан-кой М. квартира

2) Гражданка М.

3) право про-жи-вать в дан-ной квартире

4) текст заключённого договора

15. Во время лет-них каникул, стар-ше-класс-ник Кон-стан-тин хотел устро-ить-ся на работу, чтобы ма-те-ри-аль-но по-мочь семье. Тру-до-устрой-ство по об-ще-му основанию, со-глас-но Тру-до-во-му ко-дек-су РФ, воз-мож-но с возраста

16. Гражданин В., яв-ля-ясь на-след-ни-ком вто-рой очереди, пре-тен-ду-ет на на-след-ство умер-ше-го брата. Нормы ка-ко-го права ста-нут ос-но-вой для раз-би-ра-тель-ства дела в суде?

1) кон-сти-ту-ци-он-но-го

2) граж-дан-ско-го

3) административного

4) государственного

17.Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

А. Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.

Б. Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18.Установите со-от-вет-ствие между ви-да-ми юридической от-вет-ствен-но-сти и от-рас-ля-ми права: к каж-дой позиции, дан-ной в пер-вом столбце, под-бе-ри-те соответствующую по-зи-цию из вто-ро-го столбца.

19.Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

20. Работа с текстом.

В первобытном обществе общественный порядок поддерживался всеми членами общества на основе жёстких запретов, традиций и обычаев. Социальные нормы были встроены в социальный порядок жизни. Посредством этих норм (образцов) закреплялся и воспроизводился данный тип общественных связей, осуществлялась передача опыта первобытной социальности.

В зависимости от дифференциации общественной жизни, с переходом в архаическом обществе к различным формам обмена деятельностью возникает проблема осмысления и обоснования (оправдания) социальных норм. Усложняется само понятие социальной нормы, поскольку нужно сопоставить различные образцы, правила и предписания, выработать определённые стандарты и стереотипы. В отличие от образца, регулирующего весь процесс взаимодействия, норма представляет собой принцип, допускающий вариативность поведения. Тем самым осуществляется взаимная оценка различных социальных норм. Этот оценочный момент становится важным мотивом выполнения или невыполнения социальной нормы.

Социальные нормы являются способом добровольного и осознанного взаимодействия, сотрудничества людей. На их основе возможно прогнозирование поведения взаимодействующих сторон, что делает более устойчивыми общественные связи, повышает меру стабильности общества, соотносит интересы индивидов и общества в целом.

В развитых обществах социальные нормы становятся мерой и инструментом измерения человека и человеческой деятельности.

С ориентацией на социальные нормы человек воспитывает в себе определённые личностные качества. Через усвоение социальных норм происходит социализация индивидов, однако самореализация не сводится к усвоению социальных норм.

  1. Составьте план текста. Для этого вы-де-ли-те ос-нов-ные смыс-ло-вые фраг-мен-ты тек-ста и оза-главь-те каж-дый из них.
  2. Укажите две функции, ко-то-рые выполняли, по мне-нию авторов, со-ци-аль-ные нормы в пер-во-быт-ном обществе.
  3. Какие ха-рак-те-ри-сти-ки со-ци-аль-ных норм сви-де-тель-ству-ют об их усложнении? Ис-поль-зуя текст, ука-жи-те три из них.
  4. Какие три вида со-ци-аль-ных норм, по мне-нию авторов, под-дер-жи-ва-ли об-ще-ствен-ный по-ря-док в пер-во-быт-ном обществе? При-ве-ди-те два при-ме-ра таких норм.

Административно-правовые нормы имеют определенные пределы действия во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие административно-правовых норм в пространстве определяет территорию их распространения. По общему правилу данные нормы распространяют действие на всю территорию государства. Действие норм права, издаваемых государством, возможность их реализации на всей его территории являются одним из важных признаков государственного суверенитета.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В соответствии с ч. 2 названной статьи РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Административно-правовой статус континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ определен соответственно Федеральными законами от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

На основании норм международного права к территории государства относятся также морские и речные суда под Государственным флагом, находящиеся в открытом море, военные корабли и военные летательные аппараты (независимо от их места нахождения), территории посольств.

Действие административно-правовых норм в пределах территории государства обусловлено статусом органа, принявшего соответствующую норму, а также статусом нормативного правового акта, содержащего данную норму.

Так, в соответствии с Конституцией РФ можно обозначить пределы действия:

Конституция РФ, в том числе содержащиеся в ней нормы административно-правового характера, действуют на всей территории РФ. Данное положение вытекает из содержания ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы действуют на всей территории РФ. Часть 1 ст. 76 Конституции РФ предусматривает, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Данные нормативные правовые акты принимаются Федеральным Собранием РФ и подписываются Президентом РФ.

Указы и распоряжения Президента РФ действуют на всей ее территории. В соответствии с ч. 2 ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Однако действие указов Президента РФ может охватывать отдельные территории РФ, например в случае введения там режима чрезвычайного положения. В этих случаях, действуя на ограниченной территории де-юре, де-факто указ Президента РФ будет распространять действие и сохранять обязательность на всей территории РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ действуют на всей ее территории и, согласно ч. 2 ст. 115 Конституции РФ, обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Акты федеральных органов исполнительной власти действуют на всей территории РФ, если иное не будет предусмотрено в самих актах.

Законы субъектов РФ, акты их глав, правительств ограничены в действии территорией соответствующего субъекта РФ. Нормы, принимаемые органами местного самоуправления и имеющие административно-правовую направленность, также ограничены в действии территорией соответствующего муниципального образования.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях действие административно-правовых норм может выходить за рамки государственной границы РФ. В качестве примера обратимся к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В соответствии со ст. 9 названного Закона вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный гражданин, в частности:

выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность.

При этом названный Закон не ставит обязательным условием, что данная деятельность должна совершаться только на российской территории. Таким образом, российская административно-правовая норма может быть применена к деянию иностранного гражданина, совершенному на территории иностранного государства, и непосредственно повлиять на административно-правовой статус этого гражданина в РФ.

Действие административно-правовых норм по кругу лиц определяет тот круг субъектов, который обязан руководствоваться предписаниями этих норм и распространяется на всех граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридические лица, органы исполнительной власти, государственных служащих, находящихся (расположенных) на территории РФ. Как пример можно указать нормы большинства федеральных законов. Вместе с тем специфика конкретных общественных отношений может ограничивать действие нормативного правового акта определенными группами субъектов, выводя из круга правового регулирования данного акта иные группы субъектов. Так, действие Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих ассоциаций (союзов). В свою очередь, статус религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Действие административно-правовых норм во времени позволяет определить, во-первых, порядок вступления нормы в силу, т.е. тот момент, начиная с которого сформулированное в норме правило поведения становится общеобязательным, во-вторых, период действия административно-правовой нормы, своего рода ее продолжительность жизни, и, в-третьих, условие применения нормы к конкретному общественному отношению.

Административно-правовые нормы могут вступать в силу следующим образом:

на основе общих установленных законодательно или в соответствии с иными нормативными правовыми актами правил и сроков, по которым законы РФ, другие нормативные правовые акты вступают в силу на ее территории. Так, порядок вступления федеральных конституционных законов, а также федеральных законов в настоящее время определен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В соответствии со ст. 6 названного Закона федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. В качестве примера федерального закона, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, мы можем привести Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В этой связи действует общий порядок, установленный Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

в соответствии со специальным нормативным правовым актом, определяющим порядок вступления в силу другого нормативного правового акта. В качестве характерного примера можно привести Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которым КоАП РФ был введен в действие с 1 июля 2002 г. Соответственно, с этой даты вступили в силу административно-правовые нормы, составляющие содержание КоАП РФ;

в соответствии с указанием в самом тексте нормативного правового акта о времени вступления в силу отдельных содержащихся в нем норм. На практике нередки ситуации, когда сам нормативный правовой акт в целом вступает в силу, а для отдельных содержащихся в нем норм предусмотрен более поздний срок вступления в силу. Так, например, Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» вступил в силу со дня его официального опубликования. Однако в отношении ст. 21 названного Закона было оговорено, что данная статья вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования;

с момента принятия соответствующего нормативного правового акта, наличие которого обусловливает вступление в силу данной правовой нормы. Так, в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» содержатся нормы, определяющие военную службу (ст. 6) и правоохранительную службу (ст. 7). Названный Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, однако ст. 19 Закона оговорено, что:

определение военной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в ст. 6 Закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие вопросы прохождения военной службы;

определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в ст. 7 Закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе.

Как правило, действие административно-правовых норм не ограничено определенными сроками. Они действуют до их официального изменения (путем внесения изменений в соответствующий законодательный акт) либо до их отмены (путем внесения поправок в соответствующий нормативный правовой акт, сопровождающихся исключением соответствующей нормы, либо путем отмены самого нормативного правового акта в целом). В некоторых случаях административно-правовые нормы могут иметь определенный срок их действия, известный уже в момент их принятия. Например, на определенный срок принимаются нормы, определяющие режим чрезвычайного положения, - продолжительность их действия определена сроком, на который введен режим чрезвычайного положения.

Таким образом, можно выделить следующие возможные варианты прекращения действия административно-правовых норм:

истечение срока, на который был принят нормативный правовой акт, содержащий конкретную норму;

внесение изменений в нормативный правовой акт, направленных на исключение конкретной нормы либо принятие новой редакции правовой нормы;

объявление об утрате нормативным правовым актом юридической силы. Так, ч. 3 ст. 115 Конституции РФ предусмотрено, что постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Конституционный Суд РФ вправе признать не соответствующим Конституции РФ и соответственно не подлежащим применению как сам нормативный правовой акт, так и его отдельные положения;

принятие нового нормативного правового акта равной или большей юридической силы, регулирующей тот же круг общественных отношений. В этом случае возможны различные варианты, связанные с прекращением действия административно-правовых норм. Наиболее оптимальным видится такой вариант, когда в тексте нового нормативного правового акта содержится прямое и недвусмысленное указание на утрату силы конкретных нормативных правовых актов.

В некоторых случаях в нормативные правовые акты включаются специальные положения, определяющие порядок действия содержащихся в них норм. Например, в КоАП РФ входит специальная ст. 1.7, определяющая действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве. В соответствии с данной статьей:

лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения;

закон, смягчающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет;

производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Предыдущая

Термин «уголовное право» в современной юридической литературе употребляется для обозначения трех относительно самостоятельных явлений: во-первых, отрасли национального права, во-вторых, отрасли юридической науки и, в-третьих, учебной дисциплины. Уголовное право - как отрасль права, представляет собой кодифицированную совокупность правовых норм, установленных законодательной властью, регулирующих охранительные уголовно-правовые отношения, общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся при предупреждении преступлений, при обстоятельствах, исключающих преступность деяния и определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступлением, основания и условия уголовной ответственности, устанавливающих наказания и иные меры уголовной ответственности, а также принудительные меры безопасности и лечения в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Раскройте задачи уголовного права

Исходя из той социальной роли уголовного права, которая проявляется в его функциях, действующее уголовное законодательство Беларуси в ст. 2 Уголовного кодекса определяет, что задачами уголовного права являются охрана «мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, прав юридических лиц, природной среды, общественных и государственных интересов, конституционного строя Республики Беларусь, а также установленного правопорядка от преступных посягательств», способствование «предупреждению преступных посягательств, воспитанию граждан в духе соблюдения законодательства Республики Беларусь».

Перечислите и раскройте содержание принципов уголовного права

Принципами уголовного закона и уголовной ответственности согласно ст. 3 УК являются: 1) законность; 2) равенство граждан перед законом; 3) неотвратимость ответственности; 4) личная виновная ответственность; 5) справедливость; 6) гуманизм.
Принцип законности означает, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовной ответственности иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом Республики Беларусь. Нормы кодекса подлежат строгому толкованию. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.
Принцип равенства граждан перед законом означает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Принцип неотвратимости ответственности означает, что каждое лицо, признанное виновным в совершении преступления, подлежит наказанию или иным мерам уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности или наказания допускается лишь в случаях, предусмотренных уголовным кодексом.
Принцип личной виновной ответственности означает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те совершенные им общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, предусмотренные уголовным кодексом, в отношении которых установлена его вина, то есть умысел или неосторожность. Уголовная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается.
Принцип справедливости означает, что наказание и иные меры уголовной ответственности должны быть справедливыми, то есть устанавливаться и назначаться с учетом характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.
Принцип гуманизма означает, что уголовный кодекс служит обеспечению физической, психической, материальной, экологической и иной безопасности челрвека. Лицу, совершившему преступление, должны быть назначены наказание или иная мера уголовной ответственности, необходимые и достаточные для его исправления. Наказание и иные меры уголовной ответственности не имеют своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Дайте определение уголовного закона

Под уголовным законом понимается принятый в соответствии с Конституцией нормативный акт, регламентирующий уголовно-правовые отношения, то есть отношения по поводу преступления и ответственности за него. Единственным уголовным законом, действующим на территории страны, является Уголовный кодекс Беларуси (ст.1 УК)
Приговоры, определения и постановления судов, принимаемые по конкретным уголовным делам, источником уголовного права не являются. Не являются также источником уголовного права разъяснения по вопросам судебной практики, даваемые Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь.
Уголовный закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый Национальным собранием Республики Беларусь и закрепляющий принципы, задачи и общие положения уголовного права, определяющий, какие общественно опасные деяния являются преступлением, основания и условия уголовной ответственности, виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Структура Уголовного кодекса Республики Беларусь
По структуре уголовный закон делится на Общую часть и Особенную часть. Общая часть содержит нормы (статьи 1-121 УК), устанавливающие задачи и принципы уголовного права, регулирующие действие уголовного закона, определяющие признаки преступления, обстоятельства, исключающие преступность деяния, цели уголовной ответственности, виды наказания, порядок его назначения, порядок применения принудительных мер безопасности и лечения, особенности ответственности несовершеннолетних.
Особенная часть содержит исчерпывающий перечень конкретных преступлений (статьи 122-466 УК). Взаимосвязь Общей и Особенной частей кодекса заключается в том, что нормы Общей части распространяются на все статьи части Особенной. Все противоречия между ними должны разрешаться в пользу Общей части, так как она содержит основополагающие понятия и принципы признания деяния преступными и применения уголовной ответственности к виновному.
В свою очередь части делятся на разделы, в которых группируются нормы, регулирующие широкую группу однородных отношений. Разделы включают в себя главы. В главах заключены нормы, объединённые более узким содержанием правоотношений. Главы состоят из статей, посвящённых отдельным институтам уголовного права либо составам преступлений.

Понятие уголовно-правовой нормы

Уголовно-правовая норма представляет собой установленное государством и закреплённое в Уголовном кодексе правило должного поведения, устанавливающее запрет на совершение определенных действий либо предписывающее совершение того или иного деяния. Иначе говоря, уголовно-правовая норма – это властное веление, предписание государства, обращенное к гражданам, в котором определяется какие деяния запрещено совершать под угрозой уголовного наказания. Речь, прежде всего, идет о нормах Особенной части уголовного права, то есть об уголовно-правовых нормах в собственном смысле этого слова. Именно в них определяется преступность и наказуемость деяний, представляющих опасность для господствующих в обществе отношений. Структура норм Общей части различна и подчинена задачам наиболее полного раскрытия основных положений о преступлении и уголовной ответственности. Структура норм Особенной части одинакова: каждая статья имеет диспозицию и санкцию, либо несколько диспозиций и санкций, сгруппированных в части статьи.
Диспозиция - часть нормы права, в которой называются или описываются признаки состава преступления.
Санкция - часть нормы права, в которой указывается мера ответственности за преступление, указанное в диспозиции.

Укажите виды диспозиций и санкций

Существуют следующие виды диспозиций:
Простая диспозиция - это диспозиция, в которой дается лишь наименование преступления.
Описательная диспозиция - это диспозиция, в которой содержится описание признаков того или иного преступления.
Бланкетная диспозиция - это диспозиция, в которой для определения признаков данного преступления делается ссылка на другие нормативные правовые акты.
Ссылочная диспозиция - это диспозиция, в которой для определения признаков данного преступления делается ссылка на другую статью или часть статьи УК, где называется преступление или дается описание его признаков.
Диспозиция с альтернативными действиями - это диспозиция, в которой указывается несколько видов общественно опасных деяний, каждое из которых образует преступление.
Смешанная диспозиция - это диспозиция, в которой содержатся признаки двух или более видов диспозиций.
Существуют следующие виды санкций:
- относительно определенная;
- альтернативная.
Относительно определенная санкция — такая санкция, в которой определен только один вид наказания и его низший и высший пределы или только высший предел.

Назовите принципы действия уголовного закона

Основополагающие идеи, которые закреплены в нормах отрасли права и определяют его содержание в целом, образуют его принципы. Действие уголовного закона основывается на собственных принципах, которые подразделяются в соответствии со следующими направлениями: действие уголовного закона в пространстве (территориальный принцип, принцип гражданства, универсальный принцип, реальный принцип), действие уголовного закона во времени (вступление уголовного закона в силу, прекращение действия закона, обратная сила закона), действие уголовного закона по кругу лиц (в силу ст. 6 УК гражданин Республики Беларусь или постоянно проживающее в стране лицо без гражданства, совершившие преступления вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответственности по Уголовному кодексу Республики Беларусь, если совершенные ими деяния признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены, и если они не понесли уголовную ответственность в этом государстве. При осуждении указанных лиц наказание назначается в пределах санкции статьи УК республики, но не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено преступление).

Действие уголовного закона во времени

Согласно ст. 9 УК преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
Понятие действия уголовного закона во времени слагается из трех основных моментов:
а) вступление уголовного закона в силу;
б) прекращение действия закона;
в) обратная сила закона.
Закон: устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Со дня вступления в силу закона, устраняющего преступность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается преступным.
Если новый уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбывает наказание, суд назначает наказание в соответствии с санкцией нового уголовного закона, руководствуясь ст. 62 УК.
Закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего это деяние, обратной силы не имеет.

Основания прекращения действия уголовного закона

Прекращение действия уголовного закона означает, что его нормы не могут применяться к деяниям, которые в нем зафиксированы, и, следовательно, по данному закону за эти деяния не может наступать уголовная ответственность. Основаниями прекращения действия уголовного закона являются: отмена уголовного закона; замена ранее действующего уголовного закона другим вновь принятым; истечение срока действия, на который закон был принят (временный характер).

Условия применения действия обратной силы уголовного закона

Обратную силу можно считать исключением из общего правила действия уголовного закона во времени, согласно которому преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
Обратную силу имеют только более мягкие законы, т.е. если они:
устраняют преступность деяния;
смягчают наказание;
иным образом улучшают положение лица, совершившего преступление.
Более мягкий уголовный закон распространяется на лиц, совершивших деяние до введения его в действие, включая и лиц, которые отбывают наказание либо уже отбыли наказание, но еще имеют судимость.
Законом, устраняющим преступность деяния, признается закон, который полностью исключил уголовную ответственность за деяние, признаваемое ранее преступлением, либо сузил (ограничил) признаки, позволяющие признавать то или иное деяние преступным
Законом, смягчающим наказание, признается закон, если, например, он снижает верхний или нижний пределы наказания, установленного в санкции статьи Особенной части УК
Законом, иным образом улучшающим положение лица, совершившего преступление, признается закон, который, например, расширяет перечень категорий лиц, в отношении которых не может быть применено то или иное наказание.

Раскройте содержание принципа действия уголовного закона в пространстве

Действие уголовного закона в пространстве — это вопрос определения территории, на которой применяется уголовный закон. Данный вопрос решается уголовным законом на основании специальных принципов. Этими принципами являются: территориальный принцип, принцип гражданства, универсальный принцип, реальный принцип.
На территории Беларуси действует исключительно национальное уголовное право. К территории страны относятся суша, внутренние воды, недра и воздушное пространство в пределах государственной границы. К территории государства приравниваются военные корабли и воздушные суда, независимо от их нахождения; гражданские и морские суда, приписанные к портам Республики Беларусь, находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве; здания посольств и автомашины послов под флагом Республики Беларусь.

Территориальный принцип

В силу ст. 5 УК лицо, совершившее преступление на территории Республики Беларусь, подлежит ответственности по Уголовному кодексу Республики Беларусь.
Преступление признается совершенным на территории Республики Беларусь, если оно начато, или продолжалось, или было окончено на ее территории, или совершено в пределах Республики Беларусь в соучастии с лицом, совершившим преступление на территории иностранного государства.
Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Республики Беларусь, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь, подлежит уголовной ответственности по Уголовному кодексу Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международным договором, подписанном Республикой Беларусь. По УК республики уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь независимо от места его нахождения.
Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам Республики Беларусь неподсудны по уголовным делам судам Республики Беларусь, в случае совершения этими лицами преступлений на территории Республики Беларусь разрешается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права.

Принцип гражданства

Принцип гражданства применяется в тех случаях, если гражданин Республики Беларусь совершает преступление за границей. Он предусмотрен частью 1 статьи 6 УК, которая устанавливает, что граждане Республики Беларусь (а также лица без гражданства, постоянно проживающие на территории страны), несут уголовную ответственность по белорусскому Уголовному кодексу за преступления, совершенные вне пределов Беларуси. При этом необходимо, чтобы а) совершенное деяние признавалось преступным не только в нашей стране, но также в том государстве, на территории которого оно совершено, и б) виновный не привлекался к уголовной ответственности в этом государстве.

Укажите правовые акты, регламентирующие выдачу лица, совершившего преступление, в зависимости от гражданства

Экстрадиция — это передача лица, совершившего преступление, иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности за действия, совершённые, как правило, на территории иностранного государства. Согласно общему правилу, белорусский гражданин не может быть выдан иностранному государству (ст. 7 УК). Иные лица могут быть выданы согласно международным договорам для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания.
Нашей страной в рамках Союза Независимых Государств (СНГ) заключено соглашение – Минская Конвенция 1993 года – «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам». Она регулирует выдачу преступников. Аналогичные соглашения в двухстороннем порядке заключены нашей страной с Польшей, Литвой, Латвией, Венгрией, Китаем, Индией, иными странами.
Государства мира, и Республики Беларусь в силу своего суверенитета тоже, могут предоставлять лицам, обвиняемым иностранными государствами в совершении преступлений, право убежища, если имеются основания считать, что уголовное преследование осуществляется по политическим, религиозным, расовым мотивам (ст.12 Конституции). В таком случае экстрадиция не применяется.

Реальный принцип

Реальный принцип наступления уголовной ответственности по национальному законодательству Республики Беларусь предусмотрен для тех случаев, когда иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Беларуси, совершают вне пределов Республики Беларусь особо тяжкие преступления против интересов нашей страны (ч.2 ст.6 УК). Это преступления против государства, против общественной безопасности, против жизни людей. Для применения реального принципа требуется, чтобы виновное лицо не было осуждено в иностранном государстве.

Универсальный принцип

Универсальный принцип распространяет действие Уголовного кодекса Республики Беларусь на всех лиц, независимо от их гражданства и места совершения ими преступления (ч. 3 ст. 6 УК), даже если в государстве по месту совершения преступления их действия уголовно не наказуемы. Лица могут привлекаться к ответственности по белорусским законам за геноцид, преступления против безопасности человечества и другие, указанные в ч.3 ст.6 УК, а также на основании международных договоров за терроризм, незаконный оборот наркотиков, захват заложников, торговлю людьми, фальшивомонетничество, «отмывание» доходов и другие преступления.
Универсальный принцип действует, если лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Республики Беларусь.

Сказать спасибо: