Административно правовые отношения определение. Административно-правовые отношения, их особенности то структура. Структура административного правоотношения

Основные и неосновные административные правоотношения

Административно-правовые отношения классифицируются по многим критериям.

Первоначально выделяются две группы административных правоотношений:

а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия (субъект-объект), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности, их можно обозначить как властеотношения; иногда они именуются как основные;

б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственно управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением; характеризующиеся как неосновные правоотношения;

Первые из названных выражают сущность управления, вторые связаны с этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым можно отнести отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между должностными лицами-руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности и т.п.

Вторая группа характеризуется тем, что такие отношения хотя и возникают непосредственно в сфере государственного управления, однако не преследуют целью непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. К примеру, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанные между собою соподчиненностью. Так два министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов и т.д.

Субординационные и координационные административные правоотношения

Выделяют так же субординационные и координационные административно-правовые отношения. Субординационными называют те отношения, которые построены на авторитарности (властности) юридических волеизъявлений субъекта управления. Координационными связями называют те, в которых названная авторитарность отсутствует.

Координация входит в перечень основных проявлений государственно-управленческой деятельности, т.е. фактически совпадает с ее юридически властными проявлениями. К примеру, Министерство природы Российской Федерации координирует деятельность министерств и ведомств по вопросам охраны окружающей природной среды, причем принимаемые этим органом решения обязательны для иных исполнительных органов Российской Федерации.

Наиболее значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. Таким образом, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные горизонтальные правоотношения в административном праве

Вертикальными признаются правоотношения, которые выражаю суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Часто они возникают между соподчиненными сторонами. Властной стороной выступает соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган государственного управления).

Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствует юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Такие отношения в сфере государственного управления встречаются довольно редко, по сравнению с вертикальными. Разновидностями таких отношений могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам.

Внутриаппаратные и внеаппаратные правоотношения

По составу участников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные и внеаппаратные. В внутриаппаратных отношениях соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных органах. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы и их структурные подразделения, а также должностные лица. Сюда же можно отнести отношения органов исполнительной власти с подчиненными им организациями, а также отношения администраций организаций, деятельность которых регулируется административным правом (воинские части, вузы и др.) с их служащими, учащимися и т.д. Во втором случае выступают отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные). В принципе это и отношения по управлению государственными предприятиями и учреждениями, так как они не являются субъектами исполнительной власти. Вторая сторона такого рода отношений фактически выступает в роли “третьего лица”.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права. Это такие управленческие отношения как:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере “ внутренней ” жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.

Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, - финансовое право. Поэтому необходимо в определении предмета административного права внести следующее уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Российской Федерации.

Административно-правовое отношение – это урегулирован­ное административно-правовой нормой управленческое обще­ственное отношение, в котором стороны выступают как носите­ли взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантиро­ванных административно-правовой нормой.

Признаки административно-правовых отношений:

    возникновение на основе норм административного права;

    возникновение в сфере деятельности исполнительной власти;

    наличие обязательного субъекта, наделенного государствен­но-властными полномочиями;

    участники этих отношений наделены субъективными права­ми и юридическими обязанностями;

    правовые отношения имеют много разновидностей;

    реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей обеспечены возможностью государственного принуждения;

    споры, возникающие между сторонами административно-пра­вовых отношений, разрешаются, как правило, в администра­тивном (внесудебном) порядке.

Административно-правовые отношения могут возникать между:

Органами государственного управления (например, исполкомом и РОВД);

Органом государственного управления и общественной организацией (например, РОВД и штабом ДНД);

Между органами государственного управления и гражданами (например, между РОВД и гражданином).

Следовательно, субъектами административно-правовых отношений являются:

Органы государства;

Государственные учреждения;

Предприятия и организации;

Институты гражданского общества и их представители;

Граждане, иностранцы и лица без гражданства.

Объектом административно-правовых отношений являются действия (поведение) людей, с помощью которых реализуются права и обязанности, предусмотренные для данного правоотношения.

Характерные особенности административно-правовых отношений.

1. Они складываются только в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, в процессе государственного управления.

2. Одной из сторон (субъектом) обязательно выступает государственный орган или его полномочный представитель.

В отличие от гражданско-правовых, административно-правовые отношения не могут возникнуть между гражданами.

3. Административно-правовые отношения возникают по инициативе любой из сторон – и органа управления, и гражданина, и других.

Особенностью их возникновения является то, что согласие второй стороны не является обязательным условием (в отличие от гражданско-правовых отношений договорного характера). Это значит, что административные правоотношения могут возникнуть и вопреки желанию одной из сторон. Поэтому, например, когда гражданин подает заявление или жалобу, соответствующий орган обязан принять ее к рассмотрению, независимо от того, есть или нет желания это сделать.

4. Между сторонами (субъектами) административно-правовых отношений могут возникать споры, поэтому особенностями этих отношений является то, что, как правило, споры разрешаются в административном порядке, а не в судебном порядке.

Так, если гражданин не согласен с административной комиссией, наложившей на него штраф за нарушение паспортных правил, он имеет право подать жалобу в исполком, при котором образована административная комиссия.

5. Ответственность наступает не перед второй стороной, что характерно, например, для гражданско-правовых отношений, а перед государством.

Виновная сторона отвечает перед уполномоченным на то органом управления (должностным лицом). Так, например, мелкий хулиган, оскорбительно пристававший к гражданам, несет ответственность не перед последним, а перед государством в лице милиции, стоящей на страже общественного порядка. Такой порядок ответственности понятен, ибо нарушаются интересы государства в области (сфере) государственного управления.

    Государственная служба и государственные служащие.

В юридической литературе в понятие «государственная служ­ба» вкладывается вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе в целях выполнения задач и функ­ций государства. Как социальное явление государственная служба – это ис­торически сложившаяся, устойчивая форма организации совмест­ной деятельности лиц, находящихся на службе у государства, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов, их компетенции.

В Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» дано следующее определение этого понятия: государственная служба – профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функции государ­ственных органов.

Государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государ­ственной деятельности, поэтому можно выделить несколько ви­дов государственной службы.

В органах ветвей власти: служба в органах законодательной власти; служба в органах исполнительной власти; служба в органах судебной власти.

В зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуще­ствляется: служба в органах внутренних дел; служба в прокуратуре; служба в таможенных органах; служба в налоговых органах и т.д.

В зависимости от места органа в системе государствен­ных органов: служба в республиканских органах; служба в местных органах.

Основные принципы государственной службы: верховенство Конституции Республики Беларусь, служение народу Республики Беларусь; законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, гарантия их реализации, гуманизм и социальная справедливость; гласность, профессионализм и компетентность государственных служа­щих; подконтрольность и подотчетность государственных служа­щих; добровольность поступления граждан на государственную службу и др.

Важным элементом системы государственной службы яв­ляется понятие «государственная должность». В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленном по­рядке первичная структурная (организационная) единица, отра­жающая содержание и объем полномочий занимающего лица.

Под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законода­тельством порядке государственную должность, наделенный со­ответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республи­канского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Административно-правовой статус государственных служа­щих характеризуется тем, что они имеют право на: письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения; получение в установленном порядке от граждан, государствен­ных органов, иных организаций информации и других мате­риалов, необходимых для исполнения служебных обязаннос­тей; повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета повышение в должности, классе государственного служащего; заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом законодательными актами и др.

Государственный служащий обязан: поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конститу­ции Республики Беларусь и иных актов законодательства; исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интере­сов физических и юридических лиц; соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики и т.д.

Государство должно обеспечивать нормальные условия для осуществления государственными служащими их служебных обязанностей и прав. Установлена уголовная ответственность за сопротивление представителю власти, за оскорбление пред­ставителя власти, за некоторые другие противоправные действия, препятствующие выполнению государственными служащими их служебных обязанностей либо унижающие их честь и достоин­ство.

Понятие административно-правовых отношений

Это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых норм.

Норма административного права - это предпосылка и необходимое условие возникновения административно-правового отношения. Без административно-правовой нормы не может возникнуть административно-правовое отношение , но, с другой стороны, административно-правовая норма может существовать сама по себе, не вызывая до поры до времени возникновения административно-правового отношения .

Существуют, например, административно-правовые нормы о чрезвычайном положении, о реквизиции, но до наступления определенных условий и обстоятельств они не применяются и не порождают административно-правовых отношений.

Особенности административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения наряду со всеми присущими любому правоотношению атрибутами имеют и некоторое своеобразие, отражающее их отраслевые особенности . Они отличаются от всех других правоотношений, прежде всего своим содержанием, тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования.

Административно-правовые отношения могут существовать только в качестве правовых, в отличие от семейно-брачных, товарообменных, трудовых отношений, которые складываются и существуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. Государство их лишь опосредует, направляет в нужную сторону, формулируя нормы и формулируя отрасли частного права. Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами административного права.

Особенностью административно-правовых отношений также является их чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер. Всякий гражданин становится участником административно-правовых отношений буквально с момента рождения, далее его административная правосубъектность постоянно расширяется и углубляется, и даже после смерти гражданина административно-правовые нормы и отношения оберегают память о нем в законодательстве о погребении, порядке ликвидации мест захоронения, перезахоронения останков и т.д.

Виды административно-правовых отношений

Существуют многочисленные виды административно-правовых отношений по различным классификационным основаниям.

По своему характеру - материальные и процессуальные

По характеру взаимоотношений участников этих отношений - вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов) административно-правовые отношения.

По характеру порождающих их юридических фактов - отношения, порождаемые правомерными действиями и неправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое не правомерным действием - на реализацию ее санкции) административно-правовые отношения.

По продолжительности действия - бессрочные , срочные и краткосрочные административно-правовые отношения.

По объему и месту в системе административно-правового регулирования - общие , отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня.

Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Поскольку административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем они обладают особенностями, которые свойственны им как административно-правовым отношениям.

Элементами структуры административно-правовых отношений являются:

Субъекты (участники);

Объекты (то, по поводу чего возникли отношения);

Следовательно, под структурой (составом) административно-правовых отношений принято понимать совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты (их должно быть как минимум два), объект (объекты) правоотношения, содержание правоотношения и юридические факты.

Субъекты административно-правовых отношений — это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом.

Под объектом административно-правовых отношений в настоящее время большинство ученых понимает то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей.

Особенности административно-правовых отношений:

Это властные отношения, т.е. они обусловлены неравенством участников отношений;

Это результаты опосредования управленческих отношений административно-правовыми нормами ;

Для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;

Возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти ;

Могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие второй стороны необязательно;

Споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном Административном порядке;


При нарушении требований административно-правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;

По своей сути — организационные, т.е. направлены на тонизацию совместной деятельности людей и их коллективов.

1. Административно-правовые отношения по характеру правовой связи между субъектами:

а) вертикальные административные правоотношения (могут быть в форме организационной, функциональной подчинённости или межотраслевой координации). Это административно-правовые отношения, которые носят субординационный характер. Они имеют место там, где одна сторона подчинена другой. Это взаимоотношения, существующие между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти

б) горизонтальные административные правоотношения.

(при издании совместных актов; при организации деятельности консультативно-совещательных органов; проведение совместных мероприятий) это те административно-правовые отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически-власт-ные веления одной стороны, обязательные для другой. Конечно, тако-го рода правоотношения не столь распространены в сфере государст-венного управления, как вертикальные.

2. Административно-правовые отношения по юридическому содержанию:

а) Материальные административно-правовые отношения. Это такие правоотношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права. В этих нормах, как правило, отражена властная природа административного права.

б) Процессуальные.

К процессуальным административным правоотношениям относят те отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением дел и регулируются административно-процессуальными нормами, в сфере исполнения функций государственно-властными структурами. Например: рассмотрение и разрешение заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами.

3. Административно-правовые отношения по способу защиты:

а) Административные правоотношения, защищаемые в административном порядке и в судебном порядке.

б) Правоотношения, защищаемые только в суде.

4. Административно-правовые отношения по составу участников :

Внутриаппаратные

Внешнеаппаратные

5. Административно-правовые отношения по цели :

Регулятивные

Административные правоотношения: понятие, основные признаки, структура, виды

Административно-правовые отношения – общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами.

Стороны участвуют в них как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях выражен государственный интерес, т.е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие отношения возникают, изменяются или прекращаются в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и (или) подзаконными административно-правовыми нормами.

Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру , а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).

Субъект – это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций.

Объект управления – другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны.

Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию - субъективному праву одного участника правоотношения – всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.

Административно-правовое отношение предполагает такое поведение его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется.

Особенности административно-правовых отношений:

Административно-правовые отношения в отличие от иных правовых отношений (прежде всего, гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть-подчинение». Подобная их оценка имеет определенные основания, т.к. для административно-правовых отношений характерно отсутствие юридического равенства сторон. Административно-правовое отношение невозможно без участия в нем соответствующего представителя исполнительной власти (исполнительного органа, должностного лица), обладающего такими полномочиями, каких нет у другой стороны.

Природа государственно-управленческой деятельности, в процессе которой реализуется исполнительная власть, непременно требует наличия особого субъекта, способного быть наделенным властью и возможностями ее практического применения.

В административно-правовом отношении одной из сторон всегда является официальный и полномочный субъект исполнительной власти (исполнительный орган, должностное лицо). А это означает, что, несмотря на то, что в правовых отношениях подобного рода практически могут участвовать самые различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона. Из этого, в частности, вытекает и следующая особенность административно-правовых отношений: они не могут возникать между гражданами или негосударственными объединениями.

Административно-правовые отношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными чертами государственно-управленческой деятельности, а именно: управление всегда предполагает соподчиненность воль. Практически это означает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. С одной стороны – авторитет или господствующая воля субъекта управления, а с другой - подчинение ей воли всех иных участников регулируемых управленческих отношений. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть (авторитет) является средством волевого регулирования управленческих процессов, в которых участвуют люди, наделенные волей и сознанием.

Таким образом, объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти

Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных правовых актов, поскольку действуют по поручению государства.

Для административных правоотношений характерна предусматриваемая действующим правом возможность выступать в роли одного из элементов общего механизма правового регулирования или юридического (в данном случае административно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету иных отраслей российского права (например, зачисление на работу, т.е. возникновение трудовых правоотношений, оформляется управленческим актом администрации и т.д.).

Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан и т.п. Особенностью же их является то, что возникать они могут вопреки желанию или согласию второй стороны. Условиями возникновения являются также: наличие административно-правовых норм, которыми определены права, обязанности и ответственность сторон; их дееспособность; юридический факт.

Выражают организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляемую определенными органами государства и должностными лицами с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.

Для разрешения различного рода административно-правовых споров установлен, как правило, административный, т.е. внесудебный, порядок, суть которого заключается в том, что полномочный исполнительный орган (должностное лицо) рассматривает спор и в пределах своих полномочий принимает одностороннее юридически-властное решение по данному спору. Граждане и нижестоящие звенья системы исполнительных органов используют для разрешения спорных ситуаций институт административного обжалования, в рамках которого оценка правомерности оспариваемых действий – прерогатива специально уполномоченного, компетентного исполнительного органа.

Действующее законодательство в целях усиления гарантий законности рассмотрения административных споров нередко предусматривает судебный порядок их разрешения.

Нарушение требований административно-правовой нормы квалифицируется как действие, направленное против публично-правового (государственного) интереса. Соответственно ответственность наступает перед государством в лице полномочного исполнительного органа (должностного лица), который самостоятельно и в одностороннем порядке воздействует на виновную сторону (будь то физическое или юридическое лицо), применяя установленные меры административной или дисциплинарной ответственности.

Виды административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения – общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами.

Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по ряду критериев: по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников; по конкретным целям (предназначению) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотношений.

В зависимости от особенностей взаимоотношений участников различаются:

Вертикальные (субординационные) правоотношения, возникающие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (например, между иерархически подчиненными главами администраций).

Горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например, между федеральными министерствами и государственными комитетами).

Правоотношения между органами исполнительной власти и не подчиненными им участниками отношений, не входящими в систему органов исполнительной власти (граждане, администрация негосударственных предприятий, учреждений и организаций и т.д.)

По конкретным целям (назначению) управленческие отношения делятся на две группы:

Внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные)

Внешние, т.е. связанные с непосредственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.

Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием и комплектованием аппаратов управления, организацией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т.п., - вспомогательные, они носят обеспечивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают руководители органов управления и их структурных подразделений, а другой – остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов.

Главные же, определяющие – внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию по повседневному руководству хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, используя свойственные этим органам методы и средства.

Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделяются на:

Материальные (административно-правовые),

Административно-процессуальные,

Административно-договорные.

Административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров, являются горизонтальными. Например, это отношения в рамках производства по жалобам и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях. Соответствующее законодательство обеспечивает процессуально равное положение сторон в таких отношениях.

Горизонтальными могут быть признаны отдельные отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, договоры (соглашения) между различными субъектами исполнительной власти и по поводу объема полномочий по ее практической реализации).

Административно-правовые отношения по способу защиты подразделяются на:

Защищаемые в административном порядке;

Защищаемые в судебном порядке.