Административной ответственности ч. Общая характеристика Уголовного кодекса Украины

Позитивная административная ответственность это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

Традиционная (ретроспективная) административная ответственность – это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности

1) является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;

2) регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;

3) нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;

4) фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

5) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);

6) реализуется посредством применения мер административных наказаний;

7) к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);

8) привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);

9) к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;

10) меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

17.2. Принципы, цели, функции и основания административной ответственности

Принципы административной ответственности следующие: принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Цели административной ответственности:

1) защита правопорядка;

2) воспитание граждан в духе уважения к закону;

3) восстановление социальной справедливости;

4) предупреждение совершения новых правонарушений. Функции административной ответственности:

1) штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);

2) воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;

3) компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

17.3. Законодательство об административной ответственности

Законодательство об административной ответственности система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

Система законодательства об административных правонарушениях.

2) законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Задачи законодательства об административных правонарушениях:

Защита личности;

Охрана прав и свобод человека и гражданина;

Охрана здоровья граждан;

Охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Защита общественной нравственности;

Охрана окружающей среды;

Охрана установленного порядка осуществления государственной власти;

Защита общественного порядка и общественной безопасности;

Защита собственности;

Защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;

Защита общества и государства;

Предупреждение административных правонарушений.

Действие законодательства об административной ответственности различается:

1) во времени;

2) в пространстве;

3) по кругу лиц.

во времени:

1) лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;

2) закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;

3) закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:

1) общего действия (распространяется на все субъекты);

2) специального действия. Виды специальных субъектов:

Несовершеннолетние;

Должностные лица;

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;

Иностранные граждане и лица без гражданства;

Юридические лица Российской Федерации;

Иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).

17.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, – установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, – 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Невменяемость – состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Обстоятельства освобождения от административной ответственности – установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

— это реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением , государственная оценка нарушения административно-правовой нормы , нормы из способов административного принуждения .

Административная ответственность как способ административного принуждения характеризуется следующими отличительными признаками:

  1. основанием привлечения к административной ответственности является совершенное административное правонарушение;
  2. административная ответственность устанавливается не только для физических, но и для юридических лиц ;
  3. основания административной ответственности (составы административных правонарушений) устанавливаются Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных правонарушениях;
  4. административная ответственность наступает для физического или юридического лица всегда после совершения им административного правонарушения, когда в полной мере установлена вина данного лица;
  5. полномочиями по привлечению к административной ответственности наделяются судьи судов общей юрисдикции, судьи арбитражных судов , органы (должностные лица) исполнительной власти , комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав , административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ;
  6. в отличие от уголовной ответственности административная ответственность менее строгая. Она не влечет серьезных правовых последствий, лишений для правонарушителя (например, судимости или увольнения с работы, ликвидации юридического лица);
  7. порядок привлечения к административной ответственности детально регламентирован административно-процессуальными нормами, содержащимися в Кодексе РФ об административных правонарушениях;
  8. в отличие от процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности процедура привлечения лица к административной ответственности является более сложной, а по сравнению с уголовным процессом отличается большей оперативностью, быстротой и простотой;
  9. обжалование действий и решений органов (должностных лиц), связанных с привлечением к административной ответственности, осуществляется в судебном или административном порядке.

Понятие, функции и принципы института административной ответственности

Как институт административного права административная ответственность оказывает определенное воздействие на общественные отношения в сфере административно-правового регулирования.

Наиболее существенные направления и стороны воздействия указанного института административного права на общественные отношения представляют собой функции административной ответственности:

  1. охранительная (компенсационная) функция, которая заключается в вытеснении и ликвидации общественных отношений, не соответствующих административно-правовым нормам; ее содержание включает в себя установление для лица, совершившего административное правонарушение , таких ограничений и лишений, которые призваны компенсировать вред, причиненный охраняемому правом общественному отношению;
  2. предупредительная (превентивная) функция, которая заключается в предотвращении совершения административных правонарушений и делится на частную превенцию и общую превенцию (содержание первой состоит в том, что административная ответственность направлена на предотвращение совершения в дальнейшем административных правонарушений лицом, совершившим админи-стративное правонарушение; содержание второй включает в себя выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и предотвращение совершения административных правонарушений другими субъектами права).

Административная ответственность как институт административного права строится на некоторых основополагающих идеях (принципах).

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения составляют три взаимосвязанных действия:

  1. изъятие у правонарушителя вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения;
  2. реализация этой вещи через специализированный магазин;
  3. передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятой вещи.

В настоящее время возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения применяется за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 20.8 и ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ, а именно — за нарушение правил хранения, ношения, уничтожения, коллекционирования и экспонирования оружия и патронов к нему, а также правил использования оружия и патронов к нему. возмездному изъятию при совершении указанных правонарушений подлежат огнестрельное оружие и патроны к нему.

В силу ч. 2 ст. 3.6 КоАП РФ возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ) состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства вещи, которая явилась орудием совершения либо предметом административного правонарушения.

Положения гл. 4 КоАП РФ устанавливают следующие общие правила назначения административных наказаний.

1. Административное наказание назначается в пределах, установленных КоАП РФ и законом субъекта РФ об административных правонарушениях , т.е. не ниже и не выше установленного соответствующей нормой размера (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

2. Административное наказание по общему правилу не может быть назначено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения или по истечении двух месяцев со дня обнаружения длящегося административного правонарушения. При этом под длящимся административным правонарушением согласно разъяснению Верховного Суда РФ , данному в постановлении Пленума этого органа от 24 марта 2005 г. № 5, следует понимать такое действие или бездействие, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Примером длящегося административного правонарушения является осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем подлежащего лицензированию вида деятельности без соответствующей лицензии. в судебной практике не признается длящимся административным правонарушением неисполнение лицом возложенной на него обязанности к определенному установленному заранее сроку , например, непредставление к установленному сроку декларации, отчетности в компетентный административный орган.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения, с которого начинает исчисляться срок давности привлечения лица к административной ответственности , как разъяснил верховный суд РФ, является день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об этом административном правонарушении, выявило факт его совершения.

За некоторые виды административных правонарушений , в частности, за нарушение таможенного, антимонопольного, валютного законодательства, законодательства об охране окружающей среды , о налогах и сборах, о рекламе, о товарных знаках, о защите прав потребителей, об использовании атомной энергии, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ и некоторых других видов законодательства, административное наказание может быть назначено в течение одного года со дня совершения соответствующего правонарушения или в течение одного года со дня обнаружения длящегося административного правонарушения.

3. При назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

4. При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

5. Назначение административного наказания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой ему было назначено административное наказание (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

6. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).

7. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).

8. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье , органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, преду-сматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ).

В нормах федерального законодательства об административной ответственности закреплены факторы и условия, являющиеся обстоятельствами, которые исключают или ограничивают, смягчают или отягчают административную ответственность, а также факторы и условия, являющиеся обстоятельствами, кото-рые позволяют освободить правонарушителя от административной ответственности.

Установленные законодателем обстоятельства, исключающие, смягчающие, отягчающие, ограничивающие административную ответственность и освобождающие от административной ответственности, являются особыми условиями применения мер такой ответственности.

Обстоятельствами, исключающими административную ответственность, являются установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях и принятыми в соответствии с ним законами факторы и условия, при наличии которых физическое или юридическое лицо, в действиях или бездействии которого имеются признаки административного правонарушения, не подлежит административной ответственности.

Не подлежат административной ответственности:

  1. физические лица, не достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ);
  2. физические лица, находившиеся во время совершения противоправного действия (бездействия) в состоянии невменяемости, т.е. в состоянии, при котором лицо не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП РФ);
  3. физические и юридические лица, в отношении которых истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ;
  4. физические и юридические лица, действовавшие в состоянии крайней необходимости , т.е. действовавшие для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства , если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ); примерами совершения административных правонарушений в условиях крайней необходимости в судебной практике являются вынужденное осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности, отдельных видов работ в аварийных и иных чрезвычайных ситуациях без предварительного получения соответствующих специальных разрешений (лицензий);
  5. юридические лица в случае, если по смыслу нормы КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях данная норма относится и может быть применена только к физическому лицу (ст. 2.10 КоАП РФ).

Обстоятельствами, смягчающими административную ответст-венность, являются установленные КоАП РФ и принятыми в соответствии с ним законами факторы и условия, при наличии которых орган или должностное лицо, уполномоченные рассмотреть дело об административном правонарушении, могут назначить менее строгие меры административной ответственности из тех, которые предусмотрены соответствующей статьей КоАП РФ или статьей закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, согласно ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ признаются:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним ;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Перечень обстоятельств, смягчающих применение мер административной ответственности, является открытым, и поэтому судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответст-венность, являются установленные КоАП РФ факторы и условия, при наличии которых орган или должностное лицо, уполномоченные рассмотреть дело об административном правонарушении, могут назначить более строгие меры административной ответственности из тех, которые предусмотрены соответствующей статьей КоАП РФ или законом субъекта об административных правонарушениях, если указанные факторы и условия не предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения. Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, закреплен в ст. 4.3 КоАП РФ и является исчерпывающим, т.е. не подлежит расширительному толкованию:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Обстоятельствами, ограничивающими административную ответственность, являются установленные КоАП РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами факторы и условия (обстоятельства), при наличии которых физическому или юридическому лицу, в действиях или бездействии которого имеется состав административного правонарушения, меры административной ответственности назначаются в особом порядке.

1. Должностным лицам назначаются меры административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Индивидуальные предприниматели и лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческих и некоммерческих организациях , несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (ст. 2.4 КоАП РФ).

2. Иностранные граждане , пользующиеся дипломатической неприкосновенностью, несут административную ответственность за совершенное административное правонарушение в соответствии с нормами Международного права (ч. 2 ст. 2.6 КоАП РФ).

3. Несовершеннолетние (лица в возрасте от 16 до 18 лет) несут ответственность за административные правонарушения по решению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

4. Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане , сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы. Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органов по общему правилу несут ответственность за совершенные ими административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами , регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах (ст. 2.5 КоАП РФ).

За нарушение законодательства о выборах и референдумах , санитарно-эпидемиологического законодательства, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей среды, таможенных правил, правил режима государственной границы , пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и органов государственной власти субъектов РФ»).

Решение о привлечении к административной ответственности прокурора, совершившего административное правонарушение, принимается на основании проверки, проводимой соответствующими органами прокуратуры (ст. 42 Закона РФ «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г.).

Решение по вопросу о привлечении судьи, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности принимается:

  • в отношении судьи Конституционного Суда РФ , Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного суда республики , краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ;
  • в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей, соответствующего Верховного суда республики, краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора РФ.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ (ст. 1.6 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.).

На мировых судей распространяются гарантии неприкосновенности, установленные Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 11 ноября 1998 г.).

Обстоятельствами, позволяющими освободить лицо от административной ответственности, являются факторы и условия, при наличии которых орган или должностное лицо, уполномоченные рассмотреть дело об административном правонарушении, могут освободить физическое или юридическое лицо, в деянии которого имеется состав административного правона-рушения, от административной ответственности и объявить ему устное замечание.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности этого правонарушения, ограничившись при этом устным замечанием в адрес данного лица.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 и в п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10, малозначительным административным правонарушением признается такое действие или бездействие, которое формально содержит признаки состава какого-либо административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенной угрозы охраняемым мерами административной ответственности общественным отношениям.

В судебной практике малозначительными признаются, в частности, административные правонарушения, выражающиеся в незначительном превышении установленного срока исполнения возложенной на лицо публичной обязанности, в несущественном нарушении требований, предъявляемых к оформлению определенной документации и в иных подобных случаях.

Административная ответственность представляет собой применение административных взысканий за совершение административного правонарушения.

Статья 2.4 КоАП РФ

(извлечение)

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Сидах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Административная ответственность выражается в применении государственными органами и их должностными лицами мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях и к организациям за нарушение законности.

Административная ответственность имеет специфические особенности .

  • 1. Устанавливать административную ответственность могут органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции – и органы исполнительной власти.
  • 2. Если при дисциплинарной ответственности между начальником, применяющим меры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).
  • 3. Большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет, – достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административноправовых актов.
  • 4. Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность.

Правонарушитель должен претерпеть нежелательные последствия морального (предупреждение), материального (штраф) и физического (административный арест) характера.

Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений. В результате привлечения к административной ответственности на правонарушителя оказывается воздействие в виде государственного осуждения, осуществляемого уполномоченным органом, возлагающим взыскание.

Административной ответственности присущ всеобщий характер, который проявляется в следующем: 1) установленные правила обязательны для всех граждан, их несоблюдение влечет административную ответственность; 2) ответственность возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) но рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий.

Административную ответственность характеризует множественность органов, полномочных ее устанавливать: это федеральные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Органами, применяющими административную ответственность, являются административные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; главы органов местного самоуправления; органы внутренних дел, государственного пожарного надзора, железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта и иные органы исполнительной власти.

Административная ответственность не влечет судимости.

КоАП РФ содержит общие правила наложения наказаний за административные правонарушения. Наказания налагаются с учетом характера правонарушения, личности правонарушителя, его имущественного положения, обстоятельств, отягчающих либо смягчающих административную ответственность.

Статья 4.1 КоАП РФ

  • 1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
  • 2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
  • 3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность...

Наказание может быть наложено не позднее двух месяцев после совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Субъектом административной ответственности может быть лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста 16 лет.

С учетом конкретных обстоятельств и личности правонарушителя комиссией по делам несовершеннолетних лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Например, Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в числе разнообразных мер воздействия установлена индивидуальная профилактическая работа.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Существуют особенности административной ответственности некоторых субъектов: военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Виновным в совершении административного проступка может быть признано и юридическое лицо.

Мерами административной ответственности являются ад- министраіивные взыскания, которые применяются в целях за­щиты правопорядка, воспитания лица, совершившего админис­тративное правонарушение, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

Применение восстановительных мер КоАП не относит к административной ответственности.

Видами административных взысканий являются: а) преду­преждение; б) штраф; в) возмездное изъятие предмета, явившего­ся орудием совершения или непосредственным объектом админи­стративного правонарушения: г) конфискация предмета, явивше­гося орудием совершения или непосредственным объектом адми­нистративного правонарушения; д) лишение специального права, предоставляемого данному гражданину (права управления транс­портными средствами, права охоты); e) исправительные работы;

ж) административный арест.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме и является наиболее мягкой ме­рой наказания. Оно применяется за совершение незначитель­ных административных правонарушений (например: за непри­нятие землепользователями мер гю борьбе с сорняками, за на-

рушение правил пользования жилыми помещениями). Преду­преждение. как и любое другое административное взыскание, налагается путем издания письменного постановления о нало­жении административного взыскания Устное предупреждение в адрес гражданина со стороны соответствующих должностных лиц (хотя бы и с использованием слова «предупреждаю») не мо­жет рассматриваться в качестве взыскания и вызывать право­вых последствий.

Штраф - взыскание имущественного характера в денежной форме в доход государства, наиболее распространенное среди других взысканий, предусмотренное за все виды администра­тивных правонарушений и налагаемое в установленных законо­дательством случаях и пределах. Штраф, налагаемый на граж­дан за административные правонарушения, не может превы­шать 300-кратного размера минимальной заработной платы, а на должностных лиц - 500-кратного размера минимальной зара­ботной платы. Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть ме­нее ОД минимальной заработной платы.

Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только того предмета, который является орудием совершения или непосредственным объектом совершенного администра­тивного правонарушения. Изъятый предмет реализуется, а вы­рученная от реализации сумма передается бывшему собствен­нику, за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Данная мера административной ответственности применяется законодателем лишь в случаях нарушения правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте, хране­ния или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов и при уклонении от реализации огнестрельного гладкоствольно­го охотничьего оружия и боевых припасов.

Конфискация состоит.в принудительном безвозмездном об­ращении предмета, явившегося орудием совершения или непо­средственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лшль предмет, находящийся в личной собственности нарушителя.

Конфискация вещей и предметов по делам об администра­тивных таможенных правонарушениях производится независи­мо от времени совершения или обнаружения административно­го правонарушения.

Осуществление конфискации предметов в административ­ном порядке противоречит Конституции, согласно которой при­нудительное отчуждение имущества допускается лишь по поста­новлению суда.

Лишение специального права, предоставленного граждани­ну (права управления транспортными средствами, права охо­ты), применяется на срок до пяти лет за грубое или системати­ческое нарушение порядка пользования этим правом.

Срок лишения такого права не может быть менее 15 дней Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются такими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Исправительные работы применяются на срок до двух ме­сяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, со­вершившего административное правонарушение, и с удержани­ем до 20 процентов его заработка в доход государства. Исправи­тельные работы назначаются районным (городским) судом (су­дьей) правонарушителям, имеющим постоянную работу. Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней

Административный арест назначается районным (город­ским) судом (судьей) лишь в исключительных случаях за от­дельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток.

Порядок применения мер административной ответст­венности. Общие правила наложения взыскания за админист­ративные правонарушения, которыми обязаны руководство­ваться все органы и должностные лица при применении мер ад- министративной ответственности, сформулированы в гл. 4 КоАП. Взыскание за административное правонарушение при­меняется лишь к лицу, в действиях козорого установлен состав проступка, и в пределах, установленных нормативным актом. Законодатель обязывает, чтобы органы и должностные лица при наложении взыскания учитывали характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, иму­щественное положение, обстоятельства, смягчающие и отяго­щающие ответственность.

B КоАП даны перечни обстоятельств, смягчающих и отяг­чающих ответственность.

Примерный перечень обстоятельств, смягчающих от­ветственность, включает; чистосердечное раскаяние винов­ного; предотвращение виновным вредных последствий право­нарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влияни­ем сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонару­шения несовершеннолетним; совершение правонарушения бе­ременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возра­сте до одного года.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответствен­ность, является закрытым, исчерпывающим. Отягчающими обстоятельствами признаны: продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однород­ного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось адми­нистративному взысканию: совершение правонарушения ли­цом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовер­шеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийно­го бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; со­вершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо) при наложении взыскания в зависимости от характера административного правонарушения может не признать последнее обстоятельство отягчающим.

Административное взыскание может быть наложено не по­зднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаруже­ния. B случае отказа в возбуждении уголовного дела либо пре­кращения уголовного дела, но при наличии в действиях наруши­теля признаков административного правонарушения админист­ративное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Освобождение от административной ответственнос­ти. Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Однако для наступления административной ответственности необходимо также наличие состава административного правонарушения, который включа­ет четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. При отсутствии хотя бы одного из эле­ментов состава административного правонарушения админист­ративная ответственность исключается. Например, не подле­жит административной ответственности лицо, которое во вре­мя совершения противоправного действия либо бездействия на­ходилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать се­бе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства ду­шевной деятельности, слабоумия или иного болезненного со­стояния.

  • ГЛАВА 7 ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  • ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • ГЛАВА 3 ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОСОБЫЙ ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ
  • ГЛАВА 4 СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ НЕНАДЛЕЖАЩИМ ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
  • ГЛАВА 5 СДЕЛКИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО. ПОНЯТИЕ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ
  • ГЛАВА 7 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР. ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
  • ГЛАВА 8 ПОНЯТИЕ НАСЛЕДОВАНИЯ. ЗАВЕЩАНИЕ И ПОРЯДОК УЧАСТИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ЕГО ПРАВОВОМ ОФОРМЛЕНИИ
  • ГЛАВА 9 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРАВАМИ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ГЛАВА 10 ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА СЕМЕЙНОГО ПРАВА. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ УСЫНОВЛЕНИЯ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СЕМЬИ И РЕГУЛИРОВАНИЮ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  • ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
  • ГЛАВА 2 МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
  • ГЛАВА 3 ТРУДОВОЙ ДОГОВОР. ПОРЯДОК ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ
  • ГЛАВА 4 РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  • ГЛАВА 5 ОПЛАТА ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОКЛАДЫ И ЕДИНАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА
  • ГЛАВА 6 ДИСЦИПЛИНА ТРУДА. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  • ГЛАВА 7 ПРАВА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  • ГЛАВА 2 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • ГЛАВА 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
  • ГЛАВА 4 ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ
  • Г ЛАВА 7 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. СТРУКТУРА ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РФ
  • РАЗДЕЛ IX ОСНОВЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА ГЛАВА 1 УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
  • РАЗДЕЛ X МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО ГЛАВА 1 МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  • ГЛАВА 5 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ГЛАВА 6 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
  • ГЛАВА 7 ПРАВОНАРУШЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • ГЛАВА 8 УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОБЛЕМА ВРАЧЕБНОЙ ОШИБКИ
  • ГЛАВА 9 ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  • ГЛАВА 10 СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ДЕЛАМ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ДОЛЖНОСТНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
  • ГЛАВА 11 ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ДОЛЖНОСТНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
  • ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ОТ 22 ИЮЛЯ 1993 Г. ? 5487-1
  • КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2001 Г. ? 195-ФЗ
  • ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2001 Г. ? 197-ФЗ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 18 ИЮНЯ 2001 Г. ? 77-ФЗ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 2 ЯНВАРЯ 2000 Г. ? 29-ФЗ О КАЧЕСТВЕ И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30 МАРТА 1999 Г. ? 52-ФЗ О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 8 ЯНВАРЯ 1998 Г. ? 3-ФЗ О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 17 СЕНТЯБРЯ 1998 Г. ? 157-ФЗ ОБ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 22 ИЮНЯ 1998 Г. ? 86-ФЗ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 23 ФЕВРАЛЯ 1995 Г. ? 26-ФЗ О ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСАХ, ЛЕЧЕБНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ И КУРОРТАХ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ЗАКОН РФ ОТ 9 ИЮНЯ 1993 Г. ? 5142-I О ДОНОРСТВЕ КРОВИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ЗАКОН РФ ОТ 22 ДЕКАБРЯ 1992 Г. ? 4180-I О ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ЗАКОН РФ ОТ 2 ИЮЛЯ 1992 Г. ? 3185-I О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ;
  • ЗАКОН РФ ОТ 28 ИЮНЯ 1991 Г. ? 1499-I О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • РУКОВОДСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО МЕДИЦИНСКОМУ ПРАВУ (ПРАКТИКУМ) ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО; (ПЛАНЫ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ)
  • ГЛАВА 3 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТА
  • ГЛАВА 4 ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА (ГЛОССАРИЙ)
  • ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ГЛАВА 4 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    Единственным основанием наступления административной ответственности является совершение административного правонарушения, под которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об адми- нистративных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Административное правонарушение должно обладать всеми

    перечисленными юридическими признаками (противоправность, виновность) и в его состав должны входить предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

    Объектом административного правонарушения является совокуп- ность общественных отношений, на которые направлены противоправные действия (бездействие). Это могут быть права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства и т.д.

    Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, нарушившем установленное правило и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность; к объективной стороне относятся также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и другие обстоятельства.

    Субъектом правонарушения является тот, кто совершил адми- нистративное правонарушение, - физические и юридические лица. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности только для лиц, достигших 16-летнего возраста. Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет его к прекращению. Вместе с тем, предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством

    (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

    Субъективная сторона административного правонарушения выражается в вине. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность. Законом предусмотрены две формы вины административного правонарушения: умысел и неосторожность (ст. 2.2 КоАП РФ). Так, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало (прямой умысел) либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел). Содержание неосторожной вины состоит также из двух элементов: легкомыслия - это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить, и небрежности - непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступ- ление указанных в законе последствий.

    Административное наказание - это мера ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения. Оно является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения.

    Административное наказание к физическому лицу должно применяться в пределах цивилизованных стандартов, не должно иметь целью унижение человеческого достоинства и причинение человеку физических страданий. Эти установки соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступившей в силу в 1987 г., а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

    Административное наказание, применяемое в отношении юридического лица, не должно иметь целью нанесение вреда его деловой репутации.

    В статье 3.2 КоАП РФ систематизированы виды административных наказаний, которые могут устанавливаться и применяться к лицам, совершившим административное правонарушение.

    Административные наказания подразделяются на две основные группы: основные и дополнительные.

    Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Так, предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных.

    Остальные административные наказания (возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства) могут применяться и как основные, и как дополнительные наказания, усиливая потенциал воздействия основного наказания. Вместе с тем дополнительное наказание может быть назначено судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, только в том случае, если это наказание предусмотрено в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ.

    Необходимо отметить, что перечень указанных административных наказаний является закрытым, исчерпывающим, поскольку определение видов административных наказаний составляет прерогативу только федерального законодателя, т.е. перечень видов административных наказаний может быть изменен лишь путем внесения изменений в ст. 3.2 КоАП РФ в установленном порядке.

    Таким образом, в настоящее время могут применяться следующие виды административных наказаний:

    Предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ) - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях альтернативно с административным штрафом.

    Предупреждение должно быть вынесено в письменной форме. Оно применяется преимущественно к лицам, виновным в соверше- нии незначительных административных правонарушений (например, управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, ст.

    12.3 КоАП РФ).

    Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. В частности, лицо, которому назначено это администра- тивное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, к нему может быть применено более строгое административное наказание.

    Административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ) - наиболее распространенный вид административного наказания; он представляет собой денежное взыскание с нарушителя определенной суммы, установленной в конкретном составе административного правонарушения. Основной показатель правоограничений, составляющих содержание данного вида наказания, - величина административного штрафа.

    В связи с этим административный штраф может выражаться в величине, кратной, например, минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения; стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин и т.д.

    Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП РФ) является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудий совершения или явившихся предметом административного правонарушения. Таким образом, изъятию не подлежат предметы и орудия, не являющиеся собственностью правонарушителя.

    Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения являются их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

    Возмездное изъятие указанных орудий и предметов в соответствии с требованиями ст. 35 Конституции РФ (согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда) может быть назначено только судьей (например, в случае нарушения

    правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами или нарушения правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему - ч. 2, 3 ст. 20.8 КоАП РФ).

    Вместе с тем законодатель устанавливает некоторые ограничения в применении данного вида наказания. Так, возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

    Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ) состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

    Конфискация налагается только по решению суда и может быть установлена исключительно в случаях, прямо указанных в норме КоАП РФ об ответственности за конкретное административное правонарушение (например, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) - ч. 2 ст. 14 КоАП РФ).

    Кодексом определены некоторые категории лиц, к которым данный вид административного наказания не может быть применен. Так, конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

    Лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ) заключается в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом. Данный вид наказания устанавливается исключительно судьей за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ). В настоящее время назначаются: лишение права управления транспортом, самоходной машиной или другими видами техники (ст. 9.3); лишение права управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11.7 и др.); управления автомототранспортными средствами (ст. 12.8 и др.) и т.д.

    Срок лишения специального права не может быть менее 1 месяца и более 2 лет. Однако законом предусмотрены определенные ограничения в назначении наказания в виде лишения специального права. Так, лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия (ДТП), участником которого он являлся.

    Административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ) - одно из самых строгих наказаний, назначаемых судом лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. В частности, данное наказание фигурирует в санкциях статей об ответственности за неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (ст. 17.3); неповиновение законному требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране государственной границы Российской Федерации (ст. 18.7); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3); мелкое хулиганство (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества - ст. 20.1).

    Заключается административный арест в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или пра- вового режима контртеррористической операции - до 30 суток.

    Данный вид наказания не может применяться к беременным, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.

    Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ) заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации.

    Устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами. Конкретные составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотрена возможность применения такого наказания, содержатся, например, в ст. 18.1 КоАП РФ (ч. 2) - нарушение режима государственной границы Российской Федерации; в ст. 18.8 - нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации и т.д.

    Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ) является новым для отечественного законодательства об административных правонарушениях видом административного наказания. По своей сути дисквалификация представляет собой ограничение конституционного права на осущест-

    вление предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом.

    Заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осущест- влять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей на срок от 6 месяцев до 3 лет.

    Применяется данный вид наказания, например, за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное адми- нистративное правонарушение (ст. 5.27 КоАП РФ); за фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 и т.д.).

    Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) заключается во временном прекращении (на срок до 90 суток) осуществления отдельных видов деятельности (работ) или оказания услуг виновными физическими и юридическими лицами.

    Применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной ава- рии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (например, в соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ данный вид наказания применяется за нарушение зако- нодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).

    Медицинское право: учебный комплекс для вузов / Сергеев Ю.Д. - 2008. - 784 с.

  • РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
  • ГЛАВА 2 КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН СТРАНЫ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
  • ГЛАВА 4 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  • ГЛАВА 7 ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
  • ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ
  • ГЛАВА 3 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ГЛАВА 4 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  • ГЛАВА 5 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
  • ГЛАВА 6 КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В СФЕРЕ САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПО РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ