Госзакупки в Крыму: тотальный переход на российские законы. Упрощенный порядок госзакупок в крыму будет действовать до конца года Закон по тендерам в крыму

Для проведения госзакупок в Крыму необходимо знать ряд особенностей. Несмотря на то, что законодательство на полуострове приводят в соответствие с российским, пока в новых правилах госзакупок разобрались далеко не все. Разберем их основные особенности.

Контролирующий орган в сфере закупок

Куда обращаться за разъяснениями по госзакупкам в Крыму?

За закупки в Крымском федеральном округе отвечает Комитет конкурентной политики. Вот его официальный сайт kkp.rk.gov.ru .

В Севастополе это зона ответственности Управления госзаказа – sevzakaz.ru .

На какие нормативно-правовые акты опираться для госзакупок в Крыму?

На полуострове рекомендовано, но пока не строго обязательно применять к закупкам 44-ФЗ , а вот 223-ФЗ уже действует в полной мере. Положения 44-ФЗ применяются к закупкам в Крыму только со следующего года, то есть с 1 января 2017 года.

А до этого времени, то есть до 31 декабря 2016 года, заказчики и уполномоченные органы вправе осуществлять закупки как в порядке, прописанном в 44-ФЗ , так и указанном в местных нормативно-правовых актах.

В этот же срок, до 31 декабря 2016 года, власти в Крыму и Севастополе вправе установить обязанность планирования закупок на основании положений Федерального закона.

То есть пока можно применять к закупкам местные нормативно-правовые акты. В Крыму региональные заказчики пользуются постановлением Совета министров от 4 февраля 2015 г. № 25 и установленным там порядком. В Севастополе Российский Закон о контрактной системе используют уже сейчас.

Где нужно размещать данные о закупках крымских заказчиков?

До 2017 года заказчики публикуют информацию на сайте www.zakup-rk.ru . Но с 1 января 2017 года они уже должны размещать планы-графики в единой информационной системе. То есть план-график на 2017 год уже должен появиться на сайте www.zakupki.gov.ru . Кстати, в Севастополе заказчики уже сейчас пользуются сайтом госзакупок РФ.

Планы-графики и планы закупок для заказчиков Крыма

Размещать данные в ЕИС крымские заказчики должны со следующего года, а в Севастополе это делают уже сейчас. Обратите внимание, на то, что в сфере закупок существуют понятия «план закупок» и «план-график закупок» . Это разные вещи. План закупок составляется на срок действия бюджета. В нем необходимо обосновать, каким образом объект закупки послужит достижению указанных целей. План-график же составляется на год.

В нем нужно объяснить начальную цену контракта и обосновать способ определения поставщика. План закупок включает, к примеру, наименование объекта закупки, его обоснование и сроки осуществления сделки. В плане-графике должны быть в частности доптребования к участникам, способ определения поставщика и информация о банковском обеспечении закупки.

Заказчикам Севастополя при создании плана следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552, Постановлением Правительства Севастополя от 27.11.2015 № 1115-ПП и статьей 17 Закона № 44-ФЗ.

В Крыму – тем же Постановлением Правительства, Постановлением Совета министров Республики от 23 марта 2015 г. № 124 и статьей 17 Закона № 44-ФЗ.

Что касается плана-графика, то планировать закупки заказчики на полуострове должны по правилам Закона № 44-ФЗ уже сейчас. Эта обязанность прописана в местных нормативно-правовых актах.

Какие способы определения поставщиков можно и нужно применять?

Если заказчикам Севастополя доступны все способы закупок, предусмотренные Законом 44-ФЗ, то для заказчиков Республики Крым их число пока ограничено двумя – это открытый конкурс и запрос предложений. Способы прописаны в разделе 8 Порядка, который утвердило Постановление Совета министров от 4 февраля 2015 г. № 25.

Какие электронные площадки госзакупок использовать?

С 2011 года в России для проведения госзакупок должны использоваться электронные аукционы по госзакупкам. Сегодня существует пять площадок, которые имеют статус национальных операторов электронных торгов . Например, торговая площадка госзакупки ЗАО "Сбербанк-АСТ" несколько лет назад Правительство РФ выбрало для электронных торгов государственными и муниципальными заказчиками в рамках нового порядка размещения госзаказа. Сейчас сбербанковская площадка госзакупки используется также коммерческими структурами. Другие операторы это ЗАО «ММВБ-Информтехнологии», ОАО «ЕЭТП», ГУП «Агентство по госзаказу РТ» и ООО «РТС-тендер».

Ответственность за нарушение в сфере закупок

3 июля 2016 вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Теперь за включение в планы несоответствующих целям объектов закупки, нарушение порядка общественного обсуждения закупок и срыв сроков утверждения планов и планов-графиков грозит административная ответственность . В документе прописаны и размеры штрафов – от 5 до 30 тысяч рублей.

Итак, мы разобрали основные трудности, с которыми может столкнуться заказчик при планировании закупки в Крыму и Севастополе. Будьте готовы к тому, что люди, с которыми вам нужно будет сотрудничать, могут не конца знать новые правила и тонкости.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

Пройдите аккредитацию на Электронной Площадке. Получение аккредитации - это простая и бесплатная процедура, но занимает около одного рабочего дня.

При необходимости, пройдите обучение работе с торгами на Электронной Площадке.

Убедитесь в актуальности всех документов, необходимых для участия в торгах.

При необходимости, подготовьте документы и информацию, предусмотренные пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 44-ФЗ.

Выберите способ предоставления обеспечения заявки на участие в торгах. Воспользуйтесь нашими решениями.

Вы подали заявку на участие в аукционе?

Ожидайте уведомления о допуске к торгам! На этом этапе рассматриваются первые части заявок.

Допущены к торгам?

Поздравляем! Планируйте свое участие в аукционе.

Организатор торгов отклонил Вашу заявку и Вы не согласны с данным решением?

Аукцион! Выигрывает тот, кто предлагает наиболее выгодные условия и цену.

В случае, если в течение 10 минут с начала торгов ни одним из участников не подано ни одного ценового предложения, такой аукцион признается несостоявшимся.

Если предложенная победителем торгов цена на 25% меньше Начальной Максимальной Цены (НМЦ), такой участник обязан подтвердить свою репутацию и предоставить обеспечение в большем размере.

Если победитель аукциона уклоняется от заключения контракта, информация об этом направляется в Реестр Недобросовестных Поставщиков (РНП).

Ожидайте результатов аукциона, отслеживайте соблюдение сроков:

В течение 30 минут после завершения торгов - публикация Протокола Проведения Электронного Аукциона (ППЭА) на Электронной Площадке.

Не более 3 рабочих дней с даты публикации Протокола Проведения Электронного Аукциона (ППЭА) на Электронной Площадке - рассмотрение Заказчиком 2 частей заявок, а также формирование Протокола Подведения Итогов (ППИ).

Не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания Протокола Подведения Итогов (ППИ) - размещение заказчиком ППИ на Электронной Площадке и в Единой Информационной Системе (ЕИС)

Вы победитель? Поздравляем! Предоставьте Заказчику обеспечение исполнения контракта и подпишите контракт

Подписание контракта возможно не ранее 10 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС).

Строго соблюдайте сроки. Соотношение рабочих и выходных дней не принципиально:

Не более 5 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС) - Заказчик публикует проект контракта.

Не более 5 дней с момента публикации Заказчиком проекта контракта - Победитель публикует протокол/проект контракта. Победитель, не отправивший протокол разногласий или не отправивший подписанный проект контракта по истечении 13 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС), признается уклонившимся от подписания контракта.

Соотношение рабочих и выходных дней принципиально:

Не более 3 рабочих дней с даты публикации победителем в Единой Информационной Системе (ЕИС) протокола разногласий, Заказчик публикует доработанный проект контракта (или в отдельном документе отказ целиком или полностью учесть замечания в протоколе разногласий победителя).

Не более 3 рабочих дней с момента публикации Заказчиком в Единой Информационной Системе (ЕИС) доработанного проекта контракта - победитель публикует протокол/проект контракта + предоставляет подтверждение обеспечения исполнения контракта.

Симферополь, 7 июл — РИА Новости (Крым). Упрощенный порядок государственных закупок в Республике Крым будет действовать до конца года параллельно с Федеральным законом № 44 о контрактной системе госзакупок. Об этом сегодня на брифинге в Симферополе сообщил глава Республики Сергей Аксенов. По его словам, упрощенный порядок предусмотрен постановлением Совета Министров РК "Об утверждении Порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Республики Крым", действие которого продлено до конца нынешнего года.

В то же время, отметил Аксенов, государственные предприятия республики будут работать и в рамках 44 Федерального закона.

"Мы максимально стараемся государственные организации перевести на работу в рамках 44-ФЗ, где не требуется временной период, где нет горящего порядка. А там, где нарушаются сроки, и мы понимаем, что не успеем освоить деньги и выполнить работы в срок, будет применяться 25-й порядок, который будет действовать до конца года", — отметил Аксенов.

Федеральный закон №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" был принят Госдумой РФ 5 апреля 2013 года. В декабре минувшего года в закон были внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 июля 2015 года заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения Республики Крым и Севастополя размещают в единой информационной системе информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на оставшийся период 2015 года и 2016 год. Такой же порядок с 1 января 2016 года устанавливается для муниципальных образований Республики Крым и города Севастополя.

Совет Министров Крыма 4 февраля 2015 года принял постановление № 25 "Об утверждении Порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Республики Крым", которое предусматривает упрощенную процедуру государственных закупок за бюджетные средства.

В частности, в соответствии с постановлением, заказчики вправе заключить контракт без применения способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных в том числе и 44-ФЗ и без соблюдения установленных порядков их применения по отношениям, связанным с закупкой товаров, работ, услуг: для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите; а также участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями; по доставке и выплате пенсий, помощи на погребение и других социальных выплат; закупкой услуг связи; проектных и ремонтно-строительных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Симферополь-Евпатория-Мирное и ряда других.

Как сообщает корреспондент ТАСС Алексей Коновалов , упрощенная процедура госзакупок в Крыму будет законодательно продлена. Об этом в пятницу заявил глава республики Сергей Аксенов . По его словам, это решение было принято на заседании межправительственной комиссии 23 марта, где обсуждались объемы реализации Федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя (ФЦП).

«В Госдуме пройдет законопроект, который по упрощенной процедуре позволит нам контрактоваться по всем направлениям. То есть будет та же процедура, которая в прошлом году действовала», - сказал Аксенов .

Он отметил, что несовершенство 44 ФЗ не позволяет крымским компаниям полноценно участвовать в закупках, что тормозит реализацию ФЦП.
«Процедура упрощенная будет касаться только Крыма. К сожалению, 44 закон не совершенен. Он не позволяет порядочным крымским компаниям участвовать в конкурсных процедурах», - добавил Аксенов . По его словам, для недопущения сбоев в реализации ФЦП будет увеличена штатная численность сотрудников в профильных ведомствах.

«Будет принято решение об увеличении штатной численности наших органов, которые будут заниматься реализацией ФЦП. Будет, добавлю, 100 человек - в управлении капстроительства, минземимущества. Чтобы они выполняли специфические задачи», - сказал Аксенов .

Окажутся полностью интегрированными в российскую

Весь этот год на территории федерального округа действовал так называемый переходный период: госзакупки осуществлялись в соответствии с Постановлением Совета министров № 190 от 9 июля 2014 года. Сама процедура работ или услуг представляла собой смесь украинского и российского законодательств.

Что было: отсрочка для 44-ФЗ

С момента присоединения полуострова в марте 2014-го все крымско-севастопольское хозяйство должно было срочно перестроиться на российский закон о контрактной системе (44-ФЗ). Который, кстати, сам только-только начал свое действие. Как быстро интегрировать в российскую систему госзакупок субъекты, которые еще вчера жили по законам другого государства, - это, пожалуй, и был главный

Практически моментально тогда на не самое понятное состояние госзакупок в новоиспеченном регионе РФ отреагировала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В ведомстве предложили не распространять в полной мере закон о контрактной системе на участников тендерного рынка, имеющих крымскую «прописку».

Глава ФАС Игорь в 2014-м занял четкую позицию по введению так называемого «усеченного госзаказа» - внедрять сначала элементы российской контрактной системы в крымские закупки, чтобы юридические лица полуострова смогли поэтапно и безболезненно (как для так и для поставщиков) подключиться к системе отечественных госзакупок.

Позиция ФАС была услышана: был срочно разработан законопроект, который давал Крыму право на переходный период, а участникам госзакупок предоставлялись некоторые послабления. «До присоединения Крыма к РФ на полуострове, можно сказать, не было ничего похожего на российскую контрактную систему: не было электронных аукционов, отличалось функционирование украинского комитета конкурсных торгов от работы российских заказчиков, - комментирует - Законодательство Украины в области закупок (в частности закон «Об осуществлении государственных закупок») сильно отстало от российского».

Также в Крыму довольно низок был уровень интеграции крымских заказчиков в Рунет. «Поэтому в Крымском ФО переходного периода - вполне логичное и правильное решение», - делает вывод Нина Кожурова.

Что есть: объем закупок Крыма

Пусть и «усеченные», но крымские госзакупки, по мнению тендерных экспертов, уже повлияли на общий объем госконтрактов, заключенных в соответствии с 44-ФЗ. Так, за три квартала текущего года в рамках действия закона о контрактной системе госзаказчики разместили 2,1 млн тендеров. Всего заключено 2,3 млн контрактов. Оба показателя превышают аналогичные в 2014 году (на 17 и 23% соответственно).

Согласно данным модуля «Аналитика» системы bicotender.ru, за 10 месяцев 2015 года в Крымском федеральном округе было проведено 17 823 гостендеров. Это гораздо меньше, чем в любом другом федеральном округе РФ. Так, в соседнем Южном ФО с 1 января этого года количество совершенных закупок равно 213 тыс. Вообще, Крымский ФО пока сложно сравнивать с другими округами России - показатели сильно разнятся. Логичнее сравнить Крымский ФО с отдельно взятой областью - например, (с ней он имеет некоторые сходные показатели). Так, численность населения и области, и ФО равна примерно 2,3 млн человек, доля в общероссийском реестре и там и тут составляет чуть более 1%. Итак, в одной только за прошедший период текущего года было осуществлено 31 203 закупки, что почти вдвое больше, чем во всем Крымском федеральном округе.

Суммарная НМЦК по тендерам Крымского ФО пока составила 27,7 млрд рублей. Самым крупным стал тендер от международного детского центра «Артек» на работы по проектированию и реконструкции объектов. Сумма контракта равна 2,3 млрд рублей.

На втором месте по дороговизне - тендер от Ялтинской горбольницы № 1. За выполнение проектных, изыскательных и строительно-монтажных работ и поставку оборудования (за исключением изделий) в многопрофильном республиканском медцентре заказчик заплатил победителю тендера 976,7 млн рублей.

В обоих случаях способ определения закупки - единственный поставщик.

Лидерами по сумме заключенных контрактов в Крыму стали: конкурентной Республики Крым - 178 закупок на 4,8 млрд рублей (закупались лекарства, медоборудование, спецтранспорт, компьютеры и оргтехника), международный детский центр «Артек» - 308 закупок на 4,6 млрд (проектные и строительные работы, инженерные изыскания, организация питания, галантерейная продукция и ткани, организация праздников), 1 пожарно-спасательный отряд - 16 закупок на 1,2 млрд (запчасти и услуги автосервиса, ремонтные и строительные работы, печатные материалы, компьютеры и оргтехника), управление госзаказа - 689 закупок на 1,1 млрд (недвижимость, компьютеры, туристические услуги и гостиницы, запчасти и услуги автосервиса), Ялтинская горбольница № 1 - 98 закупок на 1 млрд (проектные работы, инженерные изыскания, и расходные материалы, медоборудование, продукты питания).

Если ранжировать по количеству закупок, то лидером стало Управление госзаказа, на втором месте - крымское пограничное Управление безопасности РФ, на третьем - республиканская больница им Н. А. Семашко, на четвертом - «Артек», пятая - войсковая часть № 28735.

Больше всего закупок было проведено в сфере строительства, недвижимости и архитектуры - 1925 на общую сумму 9,4 млрд рублей. Вторую строчку по объемам контрактов занимает медицина и фармакология - 3335 закупок на 4,4 млрд рублей. В продовольственной отрасли проведено 3180 закупок на 2 млрд.

Распределение вполне логичное: строительство и социальная сфера (в том числе медицина) значатся одними из приоритетных в Федеральной целевой программе (ФЦП) по развитию Крыма. А что касается продовольствия, то кушать хочется всегда.

Больше всего закупок было размещено посредством электронного аукциона - 58,7% от общего объема. 19,5% - закупки у единственного поставщика, 17,8% - запрос котировок.

Кстати, в Крыму и Севастополе конкуренция хоть и незначительно, но все-таки превышает средний показатель по субъектам России. Количество поставщиков на одну закупку в Крымском ФО - 2, в РФ - 1,8. Возможно, связано это с желанием подрядчиков из близлежащих регионов зайти на тендерный рынок новоиспеченного соседа.

Что будет: закон о контрактной системе в полную силу

С 1 января 2016 года (когда закончится крымский переходный период) все поставщики обязаны будут работать с которую им необходимо согласно российскому законодательству. «До полноценного вступления в силу 44-ФЗ на территории Крыма можно было использовать ЭП, оформленную по украинским законам. Для получения новой ЭП также необходима регистрация юридического лица по законам РФ. Лицо, на которое организация-участник закупки примет решение оформить ЭП для обязательно должно иметь паспорт РФ, ИНН и СНИЛС» - поясняет ведущий тендерный специалист Екатерина Дементьева.

Кроме того, все государственные и муниципальные служащие Крымского ФО за переходный период должны были получить высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере госзакупок. Еще несколько условий, которые с 1 января станут соблюдать все поставщики - наличие членства в СРО и необходимых лицензий, предоставление обеспечений, прописанных в 44-ФЗ, о закупках в единой информационной системе, а не на местном крымском портале, как было во время переходного периода. «Также в Крыму теперь в полную силу заработает контроль ФАС. Безусловно, это огромный плюс для участников закупок: до этого они могли обращаться с жалобами лишь в судебные инстанции, теперь же могут жаловаться непосредственно в местное УФАС», - говорит Екатерина Дементьева.

В следующем, 2016 году количество крымских тендеров и суммарная НМЦК вырастут. Судить об этом можно по объемам финансирования Крымского ФО в рамках ФЦП. Общий объем финансирования мероприятий программы на 2015 - 2020 годы (в ценах соответствующих лет) составляет 681,2 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 658,1 млрд, средств внебюджетных источников - 23 млрд рублей. Непосредственно в 2016 году на развитие Крымского ФО будет выделено 142,6 млрд рублей (против 116,3 в 2015-м). «Мы не имеем планов сокращения, будем работать по росписи программы», - заявил осенью в ходе рабочей поездки в Крым министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.

Кроме того, в Крыму не успели освоить весь объем средств по ФЦП, заложенных в 2015-м. По словам Улюкаева, в этом году обязательно освоят все средства, выделенные на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы. А вот со строительством не все так радужно. Например, точно не успеют завершить до конца 2015 года все работы, связанные с водохозяйственными объектами. «Можно предположить, что часть средств перейдет на 1-2 кварталы 2016 года. Соответственно, и объем заключенных контрактов будет выше, чем за тот же период текущего года», - прогнозирует тендерный эксперт Нина Кожурова.

Основными госзаказчиками ФЦП в 2016 году станут: Росавтодор (60 млрд рублей), Росавиация (907,5 млн), Росморречфлот (2,5 млрд), Росграница (332,5 млн), Министерство экономразвития (получившее полномочия Министерства по делам Крыма, изначально заявленного в программе, - 49 млрд), Минкомсвязь (111 млн), Россвязь (700 млн), (164 млн), Минэнерго (22,5 млрд), Минобрнауки (6,3 млрд).

Главные отрасли, в которых пройдут тендеры в следующем году - транспортный, энергетический и инженерный комплекс. Развитие соцсферы выражается в ФЦП в реализации строительства и реконструкции объектов здравоохранения. Соответственно, и главные госзакупки будут связаны со строительством фельдшерских пунктов, медцентров и больниц.