Разделение властей горизонтали и по вертикали. Вертикальная и горизонтальная организации (разделение) власти. Дисциплинарное взыскание должно быть наложено

  • ДЖ. ЛОКК О ПРОИСХОЖДЕНИИ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА. УЧЕНИЕ О РАЗДЕЛЕНИИ ВЛАСТЕЙ.
  • Используется ли принцип разделения властей в формировании и деятельности органов Европейского Союза?
  • Классификация и разделение рисков в проекте ГЧП. Технические риски
  • Конституционное закрепление принципа разделения властей
  • Международное разделение труда как материальная основа развития мирового хозяйства.
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ (англ. division of powers) - в праве принцип, согласно которому в правовом государстве должны сосуществовать самостоятельные и независимые друг от друга ветви (направления, функции) гос-ной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из которых осуществляется независимыми друг от друга органами. Идея Р.в., высказывавшаяся еще античными и средневековыми учеными (Аристотель, Марсилий Падуанский и др.), была сформулирована в качестве самостоятельного учения в середине XVIII в. Ш. Монтескье. Марксистско-ленинская теория отвергала теорию Р.в. как якобы игнорирующую классовую природу государства, что на практике привело к созданию тоталитарных режимов в России и практически во всех др. странах, пытавшихся реализовать на практике марксистско-ленинское учение.

    В современной России реализация принципа Р.в. получила свое выражение в признании его в качестве одной из основ конституционного строя РФ, в тех многочисленных положениях Конституции РФ*, которые закрепили систему и компетенцию гос-ных органов, принципы разграничения полномочий между ними. Так, согласно ст. 10, roc-ная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

    В государстве, где реализуется принцип Р.в., каждый гос-ный орган, осуществляющий одну из 3-х функций гос-ной власти, взаимодействует с др. гос-ными органами, и при этом они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. В РФ на федеральном уровне данная система реализуется след.им образом: законодательный орган (Федеральное Собрание) принимает законы, определяет нормативную базу деят-и всех органов гос-ной власти, влияет парламентскими способами на деят-ь исполнительной власти (вплоть до постановки вопроса о доверии Правительству РФ), в той или иной форме участвует в формировании Правительства РФ и федеральных судебных органов; Правительство РФ осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, разными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключений Правительства РФ на законопроекты



    51. Референдум: понятие, виды, правовое регулирование референдума РФ .

    Референдум – одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ.

    В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы: 1) конституционный; 2) обыкновенный.

    В зависимости от времени проведения референдумы делятся на: 1) превентивный (дозаконо-дательный); 2) утверждающий (послезаконодательный).

    По порядку проведения могут быть референдумы: 1) обязательные; 2) факультативные.

    Виды референдума в зависимости от территории: 1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ); 2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).



    Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции).

    Порядок проведения всероссийского референдума устанавливается ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФкЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября 2002 г.).

    Субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) установить круг вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, за исключением следующих вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федеральных органов власти: 1) досрочного прекращения или продления срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, приостановления осуществления ими своих полномочий, а также проведения досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо отсрочки этих выборов; 2) персонального состава органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления; 3) избрания депутатов и должностных лиц, утверждения, назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, а также дачи согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; 4) принятие или изменение бюджета субъекта, исполнения и изменения финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

    Муниципальные власти вправе в своих уставах указывать перечень вопросов, по которым может проводиться местный референдум. К этим вопросам могут быть отнесены только вопросы местного значения.

    Местный референдум проводится по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

    Вопросы, вынесенные на референдум (общероссийский, субъекта РФ или местный), должны быть построены таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ («да» или «нет»)

    52. Россия – демократическое государство. Формы представительной и непосредственной демократии. Идеологический и политический плюрализм.

    Демократический характер Российского государства находит свое выражение в таких структурных элементах конституционного строя, как народовластие, разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, местное самоуправление.

    Конституция закрепляет основы народовластия, которое осуществляется в следующих основных формах:

    непосредственной демократии , т.е. осуществления народом своей власти непосредственно, прежде всего, путем референдума и свободных выборов;

    представительной демократии , т.е. осуществления народом своей власти через избираемые им органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Референдум и выборы проводятся на трех уровнях: федеральном, региональном (субъектов Российской Федерации), местном.

    Неотъемлемым свойством (элементом) демократического государства является идеологическое и политическое многообразие, что закреплено в ст. 13 Конституции Российской Федерации.

    Идеологическое многообразие означает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Конечно, это не значит, что в обществе не должно быть вообще какой-либо стержневой идеологии. Такая идеология, которую разделяло бы и поддерживало большинство социальных слоев и групп российского общества, необходима.

    Идеологический вакуум, сложившийся на сегодняшний день в нашей стране, не способствует сплочению общества, зачастую подрывает духовные, нравственные основы, ведет к вседозволенности и идеологическому нигилизму.

    Политическое многообразие означает, во-первых, многопартийность, во-вторых, равенство общественных объединений перед законом, в-третьих, свободу деятельности общественных объединений, в-четвертых, запрещение создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    53. Россия – светское государство. Принципы взаимоотношений религиозных объединений и государства .

    Закрепление светского характера Российского государства (ст. 14 КРФ) означает, во-первых, отсутствие узаконенной, официальной религии - никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; во-вторых, отделение религиозных объединений от государства; в-третьих, равенство всех религиозных объединений перед законом.

    Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, устанавливается, что государство:

    · не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

    · не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов и органов местного самоуправления;

    · не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит данному Федеральному закону;

    · обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

    Религиозное объединение:

    · создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой;

    · не выполняет функций государственных органов и органов местного самоуправления;

    · не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

    · не участвует в деятельности политических партий и движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

    Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, деятельности политических партий, движений и других общественных объединений.

    Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной , исполнительной и судебной власти .

    Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

    Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации иГосударственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

    Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

    Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.

    Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

    Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

    В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.

    Вертикаль Власти

    Путин поставил перед собой цель - сохранить российское государство целым и неделимым, покончить с федеральной раздробленностью, «царьками на местах». С этой целью он кардинально реформировал структуру и формы регионального подчинения. Прежде всего, президент добился отмены выборов губернаторов - их теперь назначало главное лицо в государстве, т.е. он сам совместно с Законодательным Собранием субъекта Федерации.

    Была проведена реформа и Верхней Палаты: заседания губернаторов там были отменены. Их сменили представители каждого отдельно взятого региона. Это понизило значимость как самого Совета Федерации, так и губернаторов. Для усиления президентского контроля на местах, Россия была разделена на 7 федеральных округов. Во главе каждого стал назначенный Путиным полномочный представитель президента РФ.

    Таким образом, главе государства удалось выстроить жёсткую вертикаль власти - исполнительной, находящейся под его личным контролем, от налаженной работы которой очень многое зависит в государстве. Благодаря этому, без одобрения Путина теперь не решается ни один серьёзный вопрос жизнедеятельности того или иного региона страны.


    Таким образом, строптивые губернаторы были постепенно оттеснены со своих постов, их заменили верные Кремлю люди, над которыми дополнительно надзирал полпред президента в каждом округе. Хорошо понимая, что вертикаль власти - это ряд мер и действий, которые должны максимально повысить подотчётность и зависимость всех органов власти от руководящего центра, т.е. президента, Путин распространяет сферу своего влияния и на Госдуму.

    Горизонталь

    Исполнительная власть Исполнительная власть - власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнения принимаемых парламентом, т.е. законодательной властью законов.
    Законодательная власть Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
    Судебная власть Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

    План:
    1. Определение понятия государственной власти.
    2. Теоретические подходы к принципу разделения властей.
    3. Характеристика исполнительной, судебной и законодательной власти.
    4. Разделение государственной власти в РФ
    5. Особенности разделения государственной власти на Юге России

    1. Разделение ветвей государственной власти - принцип и механизм реализации государственной власти, при котором
    законодательная, исполнительная и судебные власти предоставляются различным органам соглас-но конституции; и характеризуется следующими признаками:
    власти все равны и автономны
    никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
    судебная власть действует независимо от политического влияния.

    2. Основные теории разделения властей (по Монтескье):
    Существуют 3 рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами.
    должна действовать система сдержек и противовесов (дабы власти контролировать действия друг друга).Определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной груп-пы.
    Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, стоит упомянуть труды Ж.. Руссо, который считал, что «законодательная, исполни-тельная и судебная власти - особые проявления единой власти народа»
    В связи с информатизацией общества в 20 веке в современной теории государства и права принято выделять еще одну ветвь власти – «четвертую власть» - средства массовой информации. Теория разделения властей явилась одним из основных гарантом прав и свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли широкое применение.

    3. Разделение властей реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали.
    По вертикали: представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государ-ственного управления различного уровня (центральные, региональные и местные органы власти).
    По горизонтали: реализуется на практике как разделение власти между 3 властными органами (ветвями) – законодательной, исполнительной и судебной.
    Законодательная власть – это делегированная народом, своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой среде.
    Функции:
    законодательная
    финансовая (утверждает госбюджет).
    распределительная (связанная с формированием высших исполнительных и судебных ор-ганов)
    функция контроля (за деятельностью исполнительной власти).
    Исполнительная власть – один из основных видов государственной власти, обеспечивающий реа-лизацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны. Особенностью исполнительной власти является то, сто она не только органи-зует выполнение решений законодательной, но и сама может издавать нормативные акты или вы-ступать с законодательной инициативой.
    Судебная власть – это один из видов власти, самостоятельно осуществляющий правосудие. Это специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляющаяся путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Судебная ветвь власти реализуется специальными государственными органами – судами.

    4. Высшим органом законодательной власти РФ является Федеральное собрание, состоящее из двух палат: нижней палаты – Государственной Думы, верхней – Совета Федерации. Для осущест-вления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания обра-зуют Счетную палату.
    Главой государства является Президент. Он избирается всенародным прямым голосованием на 4 год и не более двух сроков подряд.
    Систему органов исполнительной власти российского государства составляют федеральные орга-ны исполнительной власти. Высший из них – Правительство РФ и его институты.
    Высшими органами судебной власти в России выступают Конституционный Суд, Высший Арбит-ражный Суд, Верховный Суд.

    5. В настоящее время система органов государственной власти субъектов РФ, находящихся в пре-делах ЮФО функционирует с учетом единых принципов, устанавливаемых федеральным законо-дательством. В то же время обеспечивается возможность учета местных исторических, этнополи-тических и лингвистических особенностей, что позволяет выстраивать взаимоотношения между органами различных ветвей государственной власти наиболее эффективным образом. Существен-ное влияние на конструирование региональной властной системы оказывает сложный внутрипо-литический процесс, борьба местных элит за возможность принимать общественно важные реше-ния, доступ к властным ресурсам.

    Вертикальное разделение власти

    Комментарии

    Судебная власть в США осуществляется Верховным Судом и судами низших инстанций. Суды, как нам уже известно, учреждаются Конгрессом, на высшие судебные должности назначение осуществляет президент.

    Судебная власть распространяется на все дела, включая оценку конституционности действий законодательной и исполнительной власти. Таким образом, Верховный Суд США выполняет не только функции высшей судебной инстанции по гражданским и уголовным делам, но и функции Конституционного Суда.

    Такова структура горизонтального разделения власти в США (см. схему 7.6.1).

    Вертикальное распределение властных полномочий. Государственно-территориальное устройство США осуществлено на принципе федерализма. В конституции четко указаны все функции верхнего, федерального эшелона власти, а все остальные полномочия: гражданское и уголовное законодательство, образование и здравоохранение, охрана общественного порядка, контроль над использованием природных ресурсов, строительство коммуникаций (кроме почты) и др. переданы на уровень штатов и муниципалитетов (местной власти). У штатов имеются не только свои конституции и законы, но и другая атрибутика государственного суверенитета: флаги, гербы, гимны, символы. Но конституция США устанавливает верховенство федерального закона над законами штатов, что соответствует федеративному, а не конфедеративному территориально-государственному устройству страны (см. схему 7.6.2).

    Власть - это способность и возможность регулировать деятельность людей путем воздействия на их интересы. Политические и экономические интересы людей определяют содержание политической и экономической властей.

    Содержание (уровень, объем) власти - круг задач, решение которых возложено на власть. Жизнедеятельность людей объективно осуществляется на различных уровнях (поселение, город, регион, страна), поэтому содержание власти распределено между этими уровнями, а внутри уровней по функциям и видам деятельности. Организация власти - набор форм и методов, используемых органами власти для реализации своих задач.

    Многофункциональность власти определяет необходимость и принципы разделения власти . Принятая во всем мире система разделения власти основывается на выделении трех групп взаимосвязанных и пересекающихся структур: вертикального, горизонтального и функционального разделения.

    Вертикальное разделение власти в современной России:

    Сельские муниципальные образования и городские округа;

    Районные муниципальные образования и города;

    Региональный (областной, республиканский, краевой) уровень;

    Федеральный уровень.

    Два последних уровня определяют государственное управление. Три первых - местное управление. Каждый из властных уровней характеризуется границами, компетенцией (правами и обязанностями), аппаратом власти.

    Для муниципального уровня центральной проблемой является границ территории. При определении границы необходимо обеспечить однородность территории (территория, в рамках которой протекает однотипная жизнедеятельность, которую можно регулировать органам местного самоуправления). При этом важно оптимизировать границы с точки зрения оптимальности реализации функций и полномочий власти. С позиции этого требования особое значение имеет проблема определения границ городов, поскольку город - единственное социально-экономическое образование, которое способно расти территориально. Но увеличение границ городов связано с уменьшением территории сельских муниципальных образований.

    Горизонтальное разделение власти - организация власти в рамках одной территории (выполнение совокупности функций в рамках одного уровня вертикального разделения власти). Центральной проблемой горизонтального разделения власти является разделение компетенций по уровням, в частности - определение компетенций на уровень СМУ.

    Функциональное разделение власти - разделение власти внутри отдельного уровня в соответствии с горизонтальным разделением. Специализация органов власти на выполнении отдельных полномочий привела к выделению во всем мире трех независимых и самостоятельных в рамках законодательно определенных полномочий ветвей власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной.


    Законодательная власть строится путем выборов ее населением «снизу вверх», а ее полномочия убывают «сверху вниз». Исполнительная власть государства строится «сверху вниз». В ней возможна отмена вышестоящими органами решений ниже стоящих. Исполнительные органы МСУ не входят в государственную вертикаль. Статус муниципального служащего отличен от статуса государственного служащего. Взаимоотношения государственных и местных органов, представительных и исполнительных органов СМУ более сложные и многообразные. Эти вопросы будут рассмотрены в дальнейшем. Судебная власть строится по особым принципам (вертикальная соподчиненность, специализация судов и др.).

    Функциональное распределение власти требует согласования деятельности трех ветвей власти и государственной власти и МСУ. Согласование властных полномочий реализуется через возможность «вето» представительных органов на решения исполнительных органов, органов власти более высокого уровня вертикальной дифференциации на решения органов более низкого уровня. Обратное воздействие осуществляется через право опротестовать в судебных органах действий вышестоящих органов относительно интересов местного самоуправления. Государственные органы могут передать органам МСУ отдельные государственные полномочия с соответствующим ресурсным обеспечением.