Представительная демократия. Депутат не обязан работать на благо избирателей

Способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами

1. Порядок выборов определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют
++/ответ/++ избирательное право
источники избирательного права
структуру избирательного права
избирательную систему

2. Порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится пропорционально полученному ими количеству голосов, - это
++/ответ/++ пропорциональная избирательная система
мажоритарная система абсолютного большинства

мажоритарная система

3. Порядок формирования и численный состав парламентов республик в составе РФ определяется: 1) конституциями республик; 2) законами республик о выборах; 3) Президентом РФ; 4) Правительством РФ
++/ответ/++ 1, 2
1, 2, 3, 4
1, 2, 3
3, 4

4. Право законодательной инициативы принадлежит: 1) Президенту РФ; 2) Совету Федерации; 3) членам Совета Федерации; 4) депутатам Государственной Думы; 5) Правительству РФ
++/ответ/++ 1, 2, 3, 4, 5
1, 2, 4, 5
1, 2, 5
1, 2, 3, 4

5. Право избираться в выборные органы государства и местного самоуправления - это
++/ответ/++ пассивное избирательное право
активное избирательное право
избирательное право (в объективном смысле)
избирательное право (в субъективном смысле)

6. Представительный и законодательный орган РФ, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, различающихся по своему статусу, кругу полномочий и способу формирования, - это
++/ответ/++ Федеральное Собрание РФ
законодательные (представительные) органы субъектов РФ
Счетная палата РФ
Правительство РФ

7. Президент РФ: 1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; 2) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; 3) принимает решение об отставке Правительства РФ; 4) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется Федеральным законом; 5) осуществляет управление федеральной собственностью
++/ответ/++ 1, 2, 3, 4
1, 2, 3
3, 4, 5
1, 2, 3, 4, 5

8. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном
++/ответ/++ Федеральным конституционным законом
Постановлением Правительства РФ
Указом Президента РФ
Федеральным законом

9. Связанность деятельности депутата волей избирателей, выражаемая институтом наказов избирателей депутатам, подотчетностью депутата избирателям и возможностью отзыва депутата избирателями, - это
++/ответ/++ императивный мандат
общий мандат
специальный мандат
свободный мандат

10. Система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, то есть более половины от общего их числа, - это
++/ответ/++ мажоритарная система абсолютного большинства
пропорциональная избирательная система
мажоритарная система
мажоритарная система относительного большинства

11. Система органов государственной власти состоит из: 1) органов законодательной власти; 2) органов исполнительной власти; 3) органов судебной власти; 4) средств массовой информации
++/ответ/++ 1, 2, 3
1, 4
2, 3
1, 2, 3, 4

12. Систему органов прокуратуры составляют: 1) Генеральная прокуратура РФ; 2) прокуратуры республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов, автономной области; 3) прокуратуры городов; 4) прокуратуры районов
++/ответ/++ 1, 2, 3, 4
4
1, 2, 4
1, 2, 3

13. Совокупность органов, образуемая в соответствии с принципом разделения властей в установленном Федеральным законом порядке, осуществляющих государственную власть в субъекте Российской Федерации - это
++/ответ/++ система органов государственной власти субъекта РФ
виды органов государственной власти РФ
структура органов государственной власти РФ
органы государственной власти РФ

14. Способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местного значения через представительные (выборные) органы власти, местную администрацию - это
++/ответ/++ местное самоуправление
структура местного самоуправления
финансовая система местного самоуправления
гарантии местного самоуправления

15. Статус столицы Российской Федерации устанавливается
++/ответ/++ Федеральным законом
распоряжением Правительства РФ
Указом Президента РФ
Федеральным конституционным законом

прямой представительный плебисцитарный демократия

Различают институты представительной и непосредственной демократии, в зависимости от формы волеизъявления народа. В советской правовой литературе принято было считать представительную форму правления ведущей.

Согласно действующей Конституции РФ народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 3), а представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание -- парламент Российской Федерации (ст. 94). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако их существование признается и гарантируется (ст. 12).

Что означает представительство народа? Испокон веков содержание института народного представительства заключалось в представлении парламентом (выборным полномочным представительным органом) определенных интересов, воли либо всего народа, либо населения, проживающего на определенной территории, либо части населения (сословное представительство).

Представительство народа -- понятие условное. Возможно, оно перестало бы быть таковым, если бы всех депутатов избирал народ в целом, и депутаты не являлись одновременно представителями какой-либо партии (а в парламентах демократических государств таких депутатов большинство). На самом же деле за депутата голосует не весь народ, а избиратели лишь одного округа, которые учитывают не только личные качества кандидата, но и его партийную принадлежность, ориентир на ту или иную предвыборную программу.

Правовое положение парламентария (депутата) во многом определяется природой его мандата.

Депутатский мандат (от лат. mandatum -- поручение) -- документ, удостоверяющий законность полномочий депутата. В более широком смысле депутатский мандат представляет собой весь объем полномочий, прав и обязанностей депутата, а также форму взаимоотношений депутата с избирателями. Различают два вида депутатского мандата: императивный и свободный мандат.

Императивный мандат, существовавший в СССР и РСФСР, означает, что депутат рассматривается как непосредственный представитель той части населения, которая его избрала. Отсюда вытекает ответственность депутата перед избирателями, имеющими право давать наказы депутатам и отзывать их в установленных законом случаях, т. е. связанность волей избирателей в течение всей депутатской деятельности.

Отзыв депутата избирателями практически не исключает ситуации, когда депутат, получивший на выборах относительное большинство голосов, может быть лишен мандата голосами других избирателей вообще не голосовавших или голосовавших за других кандидатов. Институт отзыва не согласуется также с идеями плюрализма в парламентской деятельности, так как может быть направлен против парламентского меньшинства, что не соответствует условиям функционирования представительной системы в демократическом обществе.

Современное конституционное право России устанавливает свободный депутатский мандат, поскольку депутат Государственной Думы, независимо от того, избран он по одномандатному или федеральному избирательному округу, рассматривается как представитель всего народа, обязанный действовать в общегосударственных интересах. Это означает, что при выражении своей позиции депутат не связан с волей своих избирателей, не может быть ими отозван. Однако это вовсе не означает оторванности депутата от своих избирателей. Депутат должен поддерживать связь с избравшими его гражданами, информировать их о своей деятельности, вести прием избирателей и т.п., иначе он вряд ли сможет получить поддержку населения дующих выборах.

Мандат члена Совета Федерации имеет некоторые особенности, связанные с природой данной палаты Федерального Собрания. С одной стороны, он не избирается населением непосредственно, а как уже отмечалось, избирается (назначается) органами государственной власти конкретного субъекта Российской Федерации, и призван представлять его интересы. В этой связи член Совета Федерации очень жестко связан «наказами» органа, его избравшего(назначившего) и не обладает такой свободой волеизъявления, как депутат Государственной Думы, иначе его полномочия могут быть досрочно прекращены.С другой стороны, Совет Федерации в целом призван защищать не только интересы субъектов РФ, но и общенациональные интересы, которые должны быть приоритетными для членов Совета Федерации.

Таким образом, интересы народа не есть нечто данное, как в тоталитарных государствах, где политический монополист сам определяет «интересы народа».Видимо, парламент и существует для того, чтобы издавать законы на основе баланса интересов социальных, национальных и территориальных групп населения, выявлять и раскрывать волю народа, представлять ее в своей воле так, как он ее воспринял. Выявляя через свою волю народа, представительный орган вносит свой вклад в оптимизацию управленческого процесса в гражданском обществе. Высокая степень соответствия между векторами этих воль обеспечивается рядом государственных и иных социально- политических механизмов гражданского общества, уменьшает оторванность представительного выборного органа от суверена, обладающего полнотой публичной власти, обеспечивая подлинность и стабильность самоуправленческого процесса. При несоответствии действительной воли представительного органа воле народа в решении конкретного вопроса должен вступить в действие механизм прямой демократии, в рамках которого выявится подлинная воля народа относительно разрешения данного вопроса. Такой механизм может быть заложен в виде референдума, назначаемого президентом или иным органом власти по требованию граждан (населения). В случае полного несоответствия воли представителей воле народа относительно общей политики государства или его органа возможен роспуск представительного органа или одной из его палат. Если установленный режим в целом не соответствует желаниям и надеждам народа, если воля и интересы правителей противоречат воле и интересам народа, то последний волен забрать у государства, принадлежащую ему изначально государственную власть и направить ее для установления нового типа правления или нового персонального состава прежних государственных структур. Такая возможность реализуется через право народа на восстание. Необходимо признать за народом не одно только право устанавливать тот или другой образ правления, но и всю полноту верховной власти, считая самоуправление народа естественной его принадлежностью.

Итак, представительная демократия -- это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство -- важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Федеральное Собрание состоит из граждан-парламентариев. В одной из палат они называются членами Совета Федерации, в другой – депутатами Государственной Думы. Основы правового положения парламентариев Федерального Собрания регулируются Конституцией РФ (ст.97,98, отчасти ст.109 и др.) и Федеральным законом «О статусе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Общемировая практика знает два подхода к определению характера депутатского мандата. Императивный мандат означает связанность деятельности депутатов волей избирателей. Это выражается в существовании института наказов избирателей и в возможности отзыва депутата избирателями, если он не оправдывает их доверия.

Свободный мандат означает, что депутат считается представителем всей нации, а потому не может быть юридически связан волей избирателей, следовательно, институт досрочного отзыва депутата отсутствует.

В Конституции РФ нет прямого указания на характер мандата наших парламентариев, но так как институт отзыва депутатов Государственной Думы отсутствует, можно сделать вывод о том, что он ближе к свободному мандату.

Парламентарии – члены коллегиальных органов. Поэтому важнейшей формой их деятельности является участие в заседании соответствующей палаты. Вместе с тем они участвуют в работе соответствующих комитетов и комиссий палат, согласительных комиссий, в выполнении поручений палат и их органов, в парламентских слушаниях. Они вправе обращаться с депутатским запросом. Депутатский запрос – это обращение парламентария или группы парламентариев к органам исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, к высшим должностным лицам и к руководителям органов местного самоуправления с требованием о предоставлении информации по вопросам, входящих в компетенцию этих органов.

Парламентарии имеют преимущественное право выступать по вопросам своей деятельности в средствах массовой информации, право на прием в первоочередном порядке должностными лицами, право на получение всей официальной информации.

Федеральный закон предусматривает установление дополнительных социальных и материально-финансовых гарантий депутатской деятельности.

Однако важнейшей гарантией деятельности парламентариев является их неприкосновенность, которая закрепляется ст.98 Конституции. Они не могут быть задержаны, арестованы и подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности конкретных парламентариев решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Парламента.

В российском конституционном праве не употребляется термин парламентский индемнитет (неответственность). Тем не менее в федеральном законе о статусе парламентариев говорится, что они не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанные мнения, позицию при голосовании, другие действия, соответствующие статусу парламентария, в том числе и после того, как они перестанут быть парламентариями.

Наряду с правами законодательство закрепляет за парламентариями и обязанности, среди них: постоянная связь депутатов Государственной Думы с избирателями, представление в соответствующую палату декларации о своих доходах и об изменении своего имущественного положения, соблюдение правил депутатской этики.

Олег Александрович, как вы оцениваете итоги выборов 13 сентября, перемены в Законодательном собрании и распределение руководящих постов в комитетах на первой сессии 6-го созыва?

Можно сказать, что итоги выборов отражают ту расстановку сил в городе и области, которая сложилась на сегодняшний день. Каких-то неожиданностей не произошло, победили те кандидаты, которые смогли убедить своих избирателей, что именно они в состоянии решить насущные вопросы, волнующие людей.

У выборов 13 сентября были и свои особенности, которые отличали их от предыдущих выборных кампаний. Во-первых, они были самыми масштабными - 13 сентября мы выбирали не только депутатов Законодательного собрания, но и депутатов городского Совета. Во-вторых, выборы впервые проходили в сентябре, а основная часть предвыборной кампании пришлась на летний период, что не очень-то удобно, поскольку это период наименьшей политической активности избирателей.

Что касается перемен в составе Законодательного собрания, то я бы отметил, что произошло заметное обновление депутатского корпуса, хотя костяк его остался прежним: из 76 депутатов 30 человек получили депутатский мандат впервые. Считаю позитивным фактором, что среди депутатов 9 человек - женщины. Относительно руководства комитетами скажу, что оно избирается самими членами комитетов, как правило, его доверяют наиболее опытным и сведущим депутатам, которые к тому же должны уметь отстаивать свою точку зрения перед руководством Законодательного собрания и на сессиях.

Вас можно поздравить с избранием заместителем председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам!

Спасибо. Вообще-то я никогда ни к каким должностям не стремился. Думаю, что коллеги сделали такой выбор потому, что в составе комитета я работаю уже третий созыв подряд, достаточно хорошо знаю проблемы, которые предстоит решать, опыт накоплен, прямо скажем, немалый.

Вы уже неоднократно избираетесь депутатом по одному и тому же одномандатному округу. Способствует ли это решению проблем, которые приходится решать депутату на территории округа?

Свой избирательный округ в Законодательном собрании Новосибирской области я представляю с 2001 года. За это время детально разобрался в существующих на округе проблемах, наладил тесное взаимодействие с общественностью округа, муниципальными и областными органами исполнительной власти, отчетливо представляю, какие проблемы и как необходимо решать для того, чтобы людям жилось лучше.

- Как Вы относитесь к такой форме работы, как институт наказов избирателей?

Глубоко убежден, что выполнение наказов избирателей - важнейшее направление взаимодействия депутата с обществом, своего рода компас, который безошибочно указывает на самые наболевшие проблемы, решение которых больше всего волнует граждан. Никто лучше самих людей не знает, что именно необходимо сделать в первую очередь для улучшения их условий жизни. Задача депутата отстоять интересы своих избирателей, добиться, чтобы максимальное число наказов было принято исполнительной властью и получило бюджетное финансирование.

Не менее важно проконтролировать, чтобы все наказы были выполнены надлежащим образом, поскольку чиновники из корыстной заинтересованности часто вступают в сговор с подрядными организациями и сквозь пальцы смотрят на допущенный брак, наплевав на мнение жителей, принимают работы с многочисленными недоделками.

В прошлом созыве на моем округе при выполнении наказов было допущено 87% брака. В качестве депутата я отказался согласовывать такое «выполнение» наказов. С привлечением общественности, старших по домам, специалистов мною была проведена проверка, ее материалы были направлены в мэрию, а затем и в прокуратуру, которая подтвердила представленные данные.

После этого я неоднократно обращался к главе района с требованием устранить допущенный брак, а после того, как эти обращения не дали результата, я дважды официально ходатайствовал перед мэром о снятии его с занимаемой должности. К сожалению, есть и такие депутаты, которые послушно подмахивают любые согласования, лишь бы не ссориться с властью. На округе, который я представляю, такого не будет никогда.

Как Вы прокомментируете новый областной закон «О наказах избирателей», который был принят на последней сессии прошлого созыва Законодательного собрания?

В числе первых я вместе с другими коллегами забил тревогу о том, что наказы областных депутатов не выполняются по причине отсутствия финансирования из областного бюджета. Чтобы привлечь внимание к этому больному вопросу, даже предлагал официально признать закон о наказах недействующим. По моей инициативе областным правительством было принято решение о выделении на каждый областной избирательный округ так называемого депутатского фонда в размере двух миллионов рублей ежегодно, именно на эти средства на нашем округе по решению Совета общественности было установлено 26 детских игровых площадок.

Инициатива принятия новой редакции закона о наказах исходила от областного Министерства юстиции, поскольку прежний закон вступал в противоречие с федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому вопросы муниципального значения не могут финансироваться из региональных бюджетов.

Согласно новому областному закону о наказах, областные депутаты могут принимать только те наказы, которые имеют областное значение, все прочее передается в ведение городских депутатов. С одной стороны, это правильно: никто не имеет права нарушать федеральное законодательство. Но в то же время нельзя забывать и о том, что Законодательное собрание области относится к представительной ветви власти, а областные депутаты по закону обязаны представлять интересы своих избирателей. Людей же в первую очередь волнуют не столько мегапроекты, сколько те проблемы, которые находятся у них под боком и не дают возможности нормально организовать повседневную жизнь.

Считаю, что областные депутаты должны отвечать за все наказы, которые дают им избиратели. Уверен, что при желании можно найти компромисс и организовать финансирование так, чтобы все было в строгом соответствии с федеральным законом. Буду добиваться этого в Законодательном собрании.

В состав Вашего округа входит как территория многоэтажной застройки, так и частный сектор. Отличаются ли по содержанию наказы их жителей?

Жителей частного сектора в первую очередь беспокоят вопросы водоснабжения и водоотведения, газификации, электроснабжения, благоустройства дорог и тротуаров. К огромному сожалению, муниципалитетом в этой сфере практически ничего не делается, муниципальная программа благоустройства частного сектора не принята, финансирование не выделено. Из года в год говорят об отсутствии средств в городском бюджете.

Считаю такой подход в корне неправильным. Нельзя мириться с тем, что огромное число жителей нашего города живет в допотопных условиях, лишенных элементарных удобств городской жизни. Депутаты горсовета просто обязаны решать эти насущные вопросы. Денег никогда не будет столько, сколько требуется. Следует определить приоритеты и неукоснительно двигаться в направлении их обязательного выполнения. Если потребуется софинансирование из областного и федерального бюджетов, а оно обязательно потребуется, уверен, что депутаты Законодательного собрания поддержат своих муниципальных коллег.

- Какие главные направления работы Вы определили для себя на ближайшие пять лет?

Стоящие перед депутатом задачи очень многочисленны. Если говорить о самых главных, назову следующие. Проблемы ЖКХ, а также вопрос о постоянном росте тарифов на жилищно-коммунальные услуги - вот одна из самых больных проблем всего общества, которая затрагивает буквально каждого. Люди просто устали от того, что вопросы содержания и эксплуатации многоквартирных домов решаются либо из рук вон плохо, либо вообще не решаются, они не хотят и не могут мириться с бесконечным ростом тарифов.

Другие вопросы, относящиеся к числу приоритетных, это благоустройство внутриквартальных территорий, организация парковочных мест и автостоянок, создание условий для отдыха граждан, а также для занятий спортом и физкультурой детей, подростков и молодежи.

Огромное значение имеет строительство детских дошкольных учреждений, на сегодняшний день ситуация в этой сфере просто критическая.

Уже давно на первый план выдвинулись вопросы экологии, создания благоприятных для людей условий проживания. В их число в качестве первоочередных входят организация надлежащей уборки придомовых и муниципальных территорий, ликвидация всех несанкционированных свалок, перенос от городской черты полигона ТБО, постоянные возгорания на котором отравляют воздух левобережья и всего города. Сюда же следует отнести организацию зеленых парковых зон, а также реконструкцию сливного коллектора на озере Юго-Западного жилого массива, чтобы жители округа получили возможность без угрозы для здоровья купаться в водоеме и отдыхать на его берегах в летнее время.

Какое место в этой работе занимает взаимодействие с общественностью, какова роль возглавляемого Вами «Славянского фонда»?

Самое тесное взаимодействие с общественностью - это первоочередная задача любого депутата. На моем избирательном округе все принципиальные решения по любому вопросу принимаются исключительно Советом общественности округа, в состав которого входят члены советов домов, старшие по подъездам, председатели уличных комитетов, представители образовательных, культурных, спортивных и общественных организаций и учреждений. Этот общественный орган открыт для всех, кто хочет приложить свои усилия для улучшения жизни жителей округа. На решения Совета общественности округа я опираюсь и в своей законотворческой деятельности в Законодательном собрании.

«Общественный благотворительный Славянский фонд», который официально существует с 1996 года, а фактически работает на округе с 1992 года, координирует общественную работу и выступает в роли организатора очень большого числа мероприятий. Это проведение в течение всего года как государственных, так и народных праздников, различных массовых культурных акций, военно-патриотических мероприятий, спортивных турниров и состязаний. Это проведение смотров-конкурсов на лучший дом и двор, поздравления юбиляров, награждения активистов-общественников, оказания помощи многодетным семьям и социально незащищенным категориям граждан, а также тем, кто в силу тех или иных причин оказался в трудной жизненной ситуации.

Всегда помню и никогда не забываю о том, что всем, чего мне удалось добиться в качестве депутата, я обязан общественности округа, всем своим избирателям, их помощи и поддержке.

- Какие важные решения удалось инициировать в Законодательном собрании?

Из большого числа инициатив, с которыми мне довелось выступать в течение прошлого созыва, выделю наиболее важный вопрос, касающийся работы над Законом Новосибирской области № 360-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области». При принятии этого закона мною были внесены 11 поправок, которые были приняты на сессии Законодательного собрания. Еще одну поправку мне пришлось выносить на сессию, минуя комитет, в одиночку. Она касалась создания механизма защиты средств граждан, собранных на капремонт, от инфляции. Поскольку для ее реализации требовались расходы из областного бюджета, под давлением исполнительной власти эта поправка не была принята.

Тогда я выступил с инициативой обратиться в Правительство РФ и Государственную Думу с предложением разработать такой механизм на федеральном уровне, а также разработать государственную программу льготного долгосрочного кредитования капремонта с погашением процентной ставки за счет государства.

Такое обращение было принято Законодательным собранием и направлено в федеральный центр. В мае пришли ответы из Госдумы и Правительства о том, что эти предложения признаны целесообразными, и по ним ведется работа с целью их реализации.

Очень приятно, что два с половиной года борьбы, которую мне пришлось вести в стенах Законодательного собрания, принесли свои плоды. Когда на федеральном уровне предложенные мной меры будут приняты, каждый многоквартирный дом получит возможность, выйдя из «общего котла», которым сегодня распоряжаются чиновники, взять беспроцентный кредит на 25 лет и провести именно тот капремонт, в котором он нуждается. Многие проблемы капремонта будут решены, а выплата беспроцентного кредита, взятого на большой срок, окажется не столь обременительной для рядовых граждан.

Если это будет реализовано, а такая уверенность существует, буду считать, что не зря трудился и смог принести ощутимую пользу своим избирателям.

Занятие № 1
Вопрос №1. Конституционное право регулирует:
1) Сферу гражданско-правовых и политических отношений в обществе
2) Отношения власти и подчинения
3) Базисные отношения во всех сферах общественной жизни.
1 2 3

Вопрос №2. Базовые общественные отношения регулируемые конституционным правом касаются
1) Поведения человека в обществе и принципов политического устройства общества
2) Принципов отношения человека и государства, устройства государства и организации государственной власти.
3) Государственного регулирования прав и свобод человека и устройства государственной власти.
1 2 3

Вопрос №3. Отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства и организации гос. власти путём закрепления в Конституции и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организации системы гос. власти и местного самоуправления - это…
1) Конституционное право.
2) Муниципальное право.
3) Наука конституционного права.
1 2 3

Вопрос №4. Конституционно-правовыми институтами называются:
1) Решения Конституционного суда РФ регламентирующие применение Конституции.
2) Совокупность нормативных документов регулирующих основные положения Конституции.
3) Совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих относительно самостоятельные блоки общественных отношений.
1 2 3

Вопрос №5. Конституция РФ принята:
1) 11 июля 1992 года
2) 7 ноября 1993 года
3) 12 декабря 1993 года
1 2 3

Вопрос №6. Совокупность внешних форм выражения нормативно правовых актов посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу государственно-правовые нормы, характеризуемая такими качествами как взаимосвязь и иерархия это
1) Система источников конституционного права.
2) Внешняя форма выражения правовых норм юридически обязательного характера.
3) Форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права.
1 2 3

Вопрос №7. Источниками Конституционного права России являются
1) Конституция РФ, Постановления Пленума ВС РФ.
2) Акты органов местного управления.
3) Решения Конституционного суда РФ содержащие толкование Конституции РФ.
1 2 3

Вопрос №8. Предметом Конституционного права являются:
1) Основные права человека и гражданина.
2) Общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства.
3) Основы конституционного строя РФ и организации гос. власти.
1 2 3

Вопрос №9. Основным источником конституционного права является
1) Постановления пленума Верховного Суда РФ.
2) Указы Президента РФ.
3) Конституция РФ.
1 2 3

Вопрос №10. Федеральные Конституционные законы принимаются
1) Только по вопросам предусмотренным Конституцией РФ.
2) Только по вопросам Государственного устройства РФ.
3) Только по вопросам основ правового статуса граждан РФ.
1 2 3

Вопрос №11. На подинституты основные принципы отношений человека и государства и основные принципы устройства государства и организации государственной власти делится институт:
1) Основ конституционного стоя.
2) Права и свободы человека и гражданина.
3) Система органов государственной власти и местного самоуправления.
1 2 3

Вопрос №12. Конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан это:
1) Социально-экономические права и свободы.
2) Политические права.
3) Основные обязанности.
1 2 3

Занятие № 2

Вопрос №1. Организация высших органов государственной власти и порядок их образования это-
1) Организацию политической сил в государстве.
2) Форма правления.
3) Система сдержек и противовесов.
1 2 3

Вопрос №2. Территориальная организация гос.власти, соотношение государства как целого с его частями это -
1) Форма государственного устройства.
2) Разграничение предметов ведения.
3) Основные права и обязанности органов гос.власти и способы их взаимодействий с гражданами.
1 2 3

Вопрос №3. Политический режим государства характеризуется:
1) Степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности, методами и приемами с помощью которых осуществляется гос. власть.
2) Степенью присвоения и монополизации власти в определенном государстве.
3) Количеством политических партий в государстве.
1 2 3

Вопрос №4. Политический режим основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей, одной безраздельно господствующей идее и организовать политическую власть так, чтобы она помогала реализации этой идее это-
1) Авторитаризм.
2) Тоталитаризм.
3) Демократия.
1 2 3

Вопрос №5. Российская Федерация существует в форме:
1) Полупарламентарной республики.
2) Президентской республики.
3) Полупрезидентской республики.
1 2 3

Вопрос №6. Одной из характеристик демократического государства является:
1) Стремление воплотить господствующую идею в жизнь.
2) Легитимность государственной власти.
3) Возможность присвоения власти.
1 2 3

Вопрос №7. Диктатура - это:
1) Форма организации государства, которая соответствует воле народа этого государства.
2) Правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют власть в определенном государстве, используя ее без ограничения.
3) Политический режим, который основан на личной или классовой диктатуре, гос. сласть сконцентрирована в руках одного человека (группы лиц) или в одном государственном органе, при снижении роли других институтов государства.
1 2 3

Вопрос №8. Государственно-правовое объединение, которое обеспечи-вает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-юридическую самостоятельность это-
1) Федерация.
2) Унитарное государство.
3) Конфедерация.
1 2 3

Вопрос №9. Верховенство государственной власти, ее единство и независимость это-
1) Властные полномочия.
2) Суверенитет государства.
3) Высшие государственные органы.
1 2 3

Вопрос №10. Совокупность государственных учреждений посредством которых реализуются функции государства это-
1) Государственная власть.
2) Государственные органы.
3) Государственный аппарат.
1 2 3

Вопрос №11. Формой власти народа является:
1) Государственная власть.
2) Местное самоуправление.
3) Ответ 1 и 2.
1 2 3

Вопрос №12. Свобода политических мнений и политических действий это-
1) Политический плюрализм.
2) Политическая свобода.
3) Политическое многообразие.
1 2 3

Занятие № 3

Вопрос №1. Основанием возникновения основных прав и свобод граждан РФ является
1) Принадлежность к гражданству РФ.
2) Обладание определенным статусом (рабочего, собственника имущества и пр.)
3) Основные права и свободы в РФ касаются всех людей.
1 2 3

Вопрос №2. Основные права и свободы закрепляются в -
1) Федеральных конституционных законах.
2) Указах Президента РФ.
3) Конституции РФ.
1 2 3

Вопрос №3. Основным личным правом человека является -
1) Право частной собственности.
2) Право свободного передвижения, выбирать место пребывания и жительства.
3) Право на жизнь.
1 2 3

Вопрос №4. Политические права и свободы в РФ принадлежат:
1) Гражданам РФ.
2) Каждому человеку.
3) Гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства.
1 2 3

Вопрос №5. Условием принудительного отчуждения имущества для государственных нужд является:
1) Предварительное уведомление об изъятии имущества.
2) Предварительное и равноценное возмещение.
3) Предоставление аналогичного имущества в пользование.
1 2 3

Вопрос №6. Важнейшей обязанностью любого человека проживающего в РФ является.
1) Защита отечества.
2) Соблюдение Конституции и законов.
3) Участие в выборах.
1 2 3

Вопрос №7. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому:
1) От рождения.
2) С момента совершеннолетия.
3) Дееспособному гражданину.
1 2 3

Вопрос №8. Основные права и свободы гражданина Российской Федерации могут быть утрачены только вместе с утратой:
1) Дееспособности (ограничение или лишение).
2) Гражданства
3) Документа удостоверяющего личность.
1 2 3

Вопрос №9. Конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан это:
1) Политические права.
2) Основные обязанности.
3) Избирательные права.
1 2 3

Вопрос №10. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее:
1) Президент РФ.
2) Многонациональный народ РФ.
3) Органы государственной власти.
1 2 3

Вопрос №11. Право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность относиться к правам:
1) Личным
2) Национальным
3) Политическим
1 2 3

Вопрос №12. Право на охрану государством достоинства личности относится к правам:
1) Социально-экономическим
2) Личным
3) Политическим
1 2 3

Занятие № 4

Вопрос №2. Референдум РФ проводится:
1) В субъекте РФ.
2) На всей территории РФ.
3) Ответ 1 и 2.
1 2 3

Вопрос №3. Право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления это-
1) Субъективное избирательное право.
2) Объективное избирательное право.
3) Избирательная система.
1 2 3

Вопрос №4. Избрание вышестоящих представительных органов государственной власти нижестоящими это-
1) Многостепенные выборы.
2) Прямые выборы.
3) Одноэтапные выборы.
1 2 3

Вопрос №5. Избрание кандидата, который получил наибольшее число действительных голосов по сравнению с другими кандидатами при условии, что избирательный кворум был обеспечен это-
1) Мажоритарная система относительного большинства.
2) Система пропорционального представительства.
3) Мажоритарная система абсолютного большинства.
1 2 3

Вопрос №6. Возраст активного избирательного права составляет:
1) 21 год.
2) 18 лет.
3) 20 лет.
1 2 3

Вопрос №7. Возрастной ценз для избрания президентами республик в составе РФ составляет:
1) 35 лет.
2) 40 лет
3) 30 лет.
1 2 3

Вопрос №8. Возрастной ценз для избрания депутатом Государственной Думы составляет.
1) 18 лет.
2) 21 год.
3) 25 лет.
1 2 3

Вопрос №9. В выборах участвуют.
1) Лица отбывающие наказание в местах лишения свободы, по вступившему в законную силу приговору суда.
2) Лица, находящиеся под стражей до вступления в законную силу приговора суда.
3) Иностранные граждане и лица без гражданства.
1 2 3

Вопрос №10. Общественное объединение, целью создания которого является политическая деятельность, участие в избирательных компаниях это:
1) Общественное движение.
2) Общественный фонд.
3) Политическая партия.
1 2 3

Вопрос №11. Решение принятое на местном референдуме:
1) Нуждается в утверждении главой муниципального образования.
2) Не нуждается в утверждении органами государственной власти.
3) Не подлежит официальному опубликованию.
1 2 3

Вопрос №12. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды кандидатов и избирательных объединений со стороны:
1) Международных организаций и международных общественных движений.
2) Благотворительных организаций и религиозных объединений.
3) Ответ 1 и 2.
1 2 3

Занятие №5

Вопрос №1.Структура института местного самоуправления включает:
1)Организацию государственной власти в муниципальных образованиях.
2)Организацию местного самоуправления и основные положения о местном самоуправлении.
3)Конституционно-правовые основы организации органов гос.власти субъектов РФ.
1 2 3
Вопрос №2.Самостоятельное осуществление гос.власти находящимися в составе
РФ национально-государственными образованиями в пределах компетенции,
устанавливаемой федеральными органами гос.власти при участии соответствующей
автономной единицы-это
1)Автономия
2)Суверенитет нации
3)Местное самоуправление
1 2 3
Вопрос №3.Органы местного самоуправления:
1)Входят в систему органов государственной власти.
2)Не входят в систему органов государственной власти.
3)Частично входят в систему органов государственной власти.
1 2 3
Вопрос №4.Структура органов местного самоуправления определяется(в соответствии с конституцией РФ)
1)Населением самостоятельно
2)Главой местной администрации
3)Президентом РФ
1 2 3
Вопрос №5.Срок полномочий депутата,члена выборного органа местного самоуправления
выборного должностного лица местного самоуправления:
1)Не может быть меньше 1 года
2)Не может быть больше 3 лет
3)Не может быть меньше 2 лет
1 2 3
Вопрос №6.Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления подотчётны:
1)Представительному органу местного самоуправления
2)Населению
3)Ответ 1и2
1 2 3
Вопрос №7.Местное самоуправление осуществляется гражданами:
1)Путём референдумов.
2)Путём выборов и других форм прямого волеизъявления.
3)Ответ 1и2
1 2 3
Вопрос №8.Правовой статус органов местного самоуправления устанавливается:
1)Органами государственной власти.
2)Населением самостоятельно.
3)Конституцией РФ и федеральными законами.
1 2 3
Вопрос №9.Вопросы отнесённые законодательством к ведению органов
местного самоуправления могут рассматривать и решать:
1)Органы гос.власти когда эти вопросы связаны с обеспечением государственной и
общественной безопасности,общественного порядка,охраны здоровья населения,
защиты прав и свобод граждан.
2)Органы местного самоуправления.
3)Ответ 1 и 2
1 2 3
Вопрос №10.Местное самоуправление
1)Обязано выполнять решения органов государственной власти.
2)Не обязано выполнять решения органов государственной власти.
3)Обязано выполнять решения органов государственной власти
после утверждения главой местной администрации.
1 2 3
Вопрос №11.Имущество принадлежащее на праве собственности
городским и сельским поселением являются:
1)Муниципальной собственностью.
2)Собственностью субъектов РФ.
3)Федеральной собственностью.
1 2 3
Вопрос №12.Городские,сельские поселения и другие муниципальные образования
выступают в отношениях регулируемых гражданским законодательством-
1)На равных началах с гражданами и юридическими лицами.
2)С преимущественных позиций по отношению к юридическим лицам.
3)С преимущественных позиций по отношению к гражданам.
1 2 3
Занятие № 6

Вопрос №1. Верховную государственную власть в России осуществляют
1) Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ и суды РФ.
2) Президент РФ, Государственная дума РФ, Конституционный суд РФ.
3) Президент РФ, Верховный суд РФ, Конституционный суд РФ, Правительство РФ.
1 2 3

Вопрос №2. Судьи Верховного суда назначаются на должность:
1) Государственной думой РФ.
2) Президентом РФ.
3) Советом Федерации.
1 2 3

Вопрос №3. К судам общей компетенции относятся:
1) Верховный суд РФ, Верховные суды республик в составе РФ, суды краевые, областные, окружные, городов федерального значения, городские и районные суды и система военных судов.
2) Только Верховный суд РФ, городские суды, а также городские и районные суды и система военных судов.
3) Только Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные, окружные, городские суды, а также городские и районные суды и система военных судов.
1 2 3

Вопрос №4. Система судебных органов субъектов РФ (за исключением конституционных) устанавливается:
1) Федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.
2) Международно-правовыми договорами.
3) Федеральным законодательством.
1 2 3

Вопрос №5. Генерального прокурора РФ назначает:
1) Совет Федерации по представлению Президента РФ.
2) Государственная дума по представлению Президента РФ.
3) Президент по представлению Председателя Правительства
1 2 3

Вопрос №6. Депутатские объединения, сформированные на основе общей партийной принадлежности это-
1) Депутатские группы.
2) Депутатские фракции.
3) Депутатские союзы.
1 2 3

Вопрос №7. Связанность деятельности депутата волей избирателей, выражаемая институтом наказов избирателей депутатам, подотчетностью депутата избирателям и возможностью отзыва депутата избирателями это-
1) Общенациональный мандат.
2) Императивный мандат.
3) Контрольный мандат.
1 2 3

Вопрос №8. Государственная власть в РФ осуществляется на основе конституционного принципа:
1) Обладания государственного органа властными полномочиями.
2) Государственного закрепления порядка создания государственного органа.
3) Разделения властей.
1 2 3

Вопрос №9. Президент принадлежит к:
1) Исполнительной власти
2) Законодательной власти.
3) Ни к одной из ветвей власти, а обеспечивает их функционирование.
1 2 3

Вопрос №10. Прокуратура РФ
1) Входит в систему исполнительной власти.
2) Входит в систему судебной власти.
3) Не входят ни в одну из ветвей власти.
1 2 3

Вопрос №11. Органы законодательной власти РФ и органы законодательной власти ее субъектов
1) Образуют единую систему законодательной власти.
2) Не образуют единую систему законодательной власти.
3) Связаны как целое с частным.
1 2 3

Вопрос №12. Государственные органы субъектов РФ-
1) Обладают всей полнотой государственной власти в пределах своего ведения и полномочий.
2) Обладают всей полнотой государственной власти наравне с федеральными органами.
3) Не обладают самостоятельностью в осуществлении государственной власти.
1 2 3

Занятие № 7

Вопрос №1. Возможность главы государства не подписывать закон, а передать его на повторное рассмотрение парламента это-
1) Право отлагательного вето.
2) Контрассигнатура.
3) Право обжалования.
1 2 3

Вопрос №2. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина является:
1) Многонациональный народ РФ.
2) Президент РФ.
3) Правоохранительные органы.
1 2 3

Вопрос №3. Президент РФ избирается на срок:
1) 4 года.
2) 5 лет
3) 4,5 года.
1 2 3

Вопрос №4. Ценз оседлости для избрания президентом РФ составляет:
1) 5 лет.
2) 10 лет.
3) 15 лет.
1 2 3

Вопрос №5. Возрастной ценз для избрания Президентом РФ составляет:
1) не менее 25 лет.
2) не менее 45 лет
3) не менее 35 лет.
1 2 3

Вопрос №6. Администрацию Президента РФ формирует:
1) Президент РФ.
2) Председатель Правительства РФ.
3) Государственная дума.
1 2 3

Вопрос №7. Чрезвычайное положение в РФ или отдельных ее местностях может вводить:
1) Министерство обороны РФ.
2) Правительство РФ.
3) Президент РФ.
1 2 3

Вопрос №8. Президент РФ издает:
1) Постановления и распоряжения.
2) Распоряжения и Указы.
3) Указы и постановления.
1 2 3

Вопрос №9. Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента:
1) Избрания Президентом.
2) Принесения присяги.
3) Утверждения в должности Советом Федерации.
1 2 3

Вопрос №10. В случаях когда Президент РФ временно не в состоянии выполнять свои обязанности их временно исполняет:
1) Спикер Государственной думы РФ.
2) Председатель Верховного Суда РФ.
3) Председатель Правительства РФ.
1 2 3

Вопрос №11. Повторные выборы Президента РФ проводятся:
1) Не позднее чем через 3 месяца со дня первоначальных выборов.
2) Не позднее чем через 4 месяца со дня первоначальных выборов.
3) Не позднее чем через 5 месяцев со дня первоначальных выборов.
1 2 3

Вопрос №12. Вновь избранный глава государства вступает в должность:
1) На 30 день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов.
2) Непосредственно после официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов.
3) На 45 день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов.
1 2 3

Занятие № 8

Вопрос №1. Совет Федерации может рассмотреть принятый Государственной Думой федеральный закон в течении:
1) 21 дня
2) 10 дней
3) 14 дней
1 2 3

Вопрос №2. Представительным и законодательным органом РФ (в соответствии с Конституцией РФ) является:
1) Совет Федерации.
2) Президент РФ.
3) Федеральное собрание.
1 2 3

Вопрос №3. Согласительная комиссия может быть создана:
1) Для преодоления разногласий по федеральному закону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации.
2) Для преодоления разногласий по принятому федеральному закону, в процессе его исполнения.
3) Для преодоления разногласий в Государственной Думе в процессе принятия федерального закона.
1 2 3

Вопрос №4. Потребовать изменения или принятия новой Конституции могут:
1) Законодательные органы субъектов Федерации.
2) Председатель Конституционного суда РФ.
3) Группа численностью не менее 1/10 членов Совета Федерации.
1 2 3

Вопрос №5. Не могут быть пересмотрены федеральным собранием положения глав Конституции:
1) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
2) Устройство государства.
3) Местное самоуправление.
1 2 3

Вопрос №6. Федеральным органом законодательной власти является:
1) Правительство РФ, Президент РФ.
2) Конституционный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ.
3) Федеральное собрание РФ.
1 2 3

Вопрос №7. Государственная дума состоит из:
1) 350 депутатов.
2) 400 депутатов.
3) 450 депутатов.
1 2 3

Вопрос №8. Государственная Дума РФ
1) Представляет все население РФ.
2) Состоит из депутатов, представляющих все субъекты РФ.
3) Состоит из назначаемых в установленном порядке должностных лиц.
1 2 3

Вопрос №9. Депутат Государственной Думы:
1) Осуществляет свои полномочия на профессиональной основе.
2) Является государственным служащим.
3) Считается занимающимся другой оплачиваемой деятельностью.
1 2 3

Вопрос №10. Заседание Совета Федерации считается правомочным если на нем присутствует не менее:
1) 1/2 от общего числа депутатов.
2) Не менее 2/3 от общего числа депутатов.
3) Не менее 1/3 от общего числа депутатов.
1 2 3

Вопрос №11. Заседания Совета Федерации проводятся:
1) Не реже 1 раза в месяц.
2) Не реже 1 раза в любые три следующие друг за другом недели.
3) Не реже 1 раза в две недели.
1 2 3

Вопрос №12. Вспомогательный орган Федерального Собрания, осуществляющий контроль за исполнение федерального бюджета это-
1) Бюджетная комиссия.
2) Министерство финансов РФ.
3) Счетная палата РФ.
1 2 3

Занятие № 9

Вопрос №1. Систему федеральных органов исполнительной власти возглавляет:
1) Президент РФ.
2) Правительство РФ.
3) Федеральное собрание.
1 2 3

Вопрос №2. Органы исполнительной власти РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти РФ
1) По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ
2) В пределах исключительного ведения РФ
3) В пределах исключительного ведения субъектов РФ
1 2 3

Вопрос №3. Решение об отставке Правительства РФ принимает:
1) Председатель Правительства РФ.
2) Совет Федерации.
3) Президент РФ.
1 2 3

Вопрос №4. Правительство возглавляет:
1) Президент РФ.
2) Председатель Правительства.
3) Кабинет министров.
1 2 3

Вопрос №5. Правительство РФ осуществляет:
1) Исполнительную власть.
2) Судебную власть
3) Законодательную и исполнительную власть.
1 2 3

Вопрос №6. Органы исполнительной власти (за исключением глав исполнительной власти) формируются-
1) Выборным путем.
2) Невыборным путем.
3) Возможны оба варианта.
1 2 3

Вопрос №7. По объему полномочий органы исполнительной власти подразделяются на -
1) Органы общей компетенции и органы специальной компетенции.
2) Органы правоустанавливающие и органы правоизменяющие.
3) Ведомственные и подведомственные.
1 2 3

Вопрос №8. Федеральных министров назначает:
1) Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
2) Президент РФ с согласия Государственной Думы.
3) Председатель Правительства РФ с согласия Государственной Думы.
1 2 3

Вопрос №9. Определение политического курса Правительства РФ, обеспечение его единой системы и контроль за деятельностью его органов осуществляет:
1) Президент РФ.
2) Федеральное Собрание РФ.
3) Само Правительство РФ.
1 2 3

Вопрос №10. Совместная деятельность Правительства и Президента РФ регламентирована решениями:
1) Правительства РФ.
2) Президента РФ.
3) Ответ 1 и 2.
1 2 3

Вопрос №11. Меры по обеспечению реализации внешней политики РФ осуществляет:
1) Президент РФ.
2) Правительство РФ.
3) Федеральное собрание РФ.
1 2 3

Вопрос №12. Деятельность Правительства Регулируется:
1) Федеральным конституционным законом.
2) Федеральным законом.
3) Законом.