Заявление о выдаче схемы расположения земельного участка. Обзор заявления об утверждении схемы расположения земельного участка. Утверждение схемы земельного участка не состоится при полном или частичном совпадения местоположения

Об утверждении порядка и способов подачи заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в...

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении порядка и способов подачи заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также требований к их формату


В соответствии с пунктом 5 статьи 39.11 , пунктом 2 статьи 39.14 и пунктом 6 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2003, N 27, ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; N 41, ст.3993; N 52, ст.5276; 2005, N 1, ст.15, 17; N 10, ст.763; N 30, ст.3122, 3128; 2006, N 1, ст.17; N 17, ст.1782; N 23, ст.2380; N 27, ст.2880, 2881; N 31, ст.3453; N 43, ст.4412; N 50, ст.5279, 5282; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.23, 24; N 10, ст.1148; N 21, ст.2455; N 26, ст.3075; N 31, ст.4009; N 45, ст.5417; N 46, ст.5553; 2008, N 20, ст.2251, 2253; N 29, ст.3418; N 30, ст.3597, 3616; N 52, ст.6236; 2009, N 1, ст.19; N 11, ст.1261; N 29, ст.3582, 3601; N 30, ст.3735; N 52, ст.6416, 6419, 6441; 2010, N 30, ст.3998; 2011, N 1, ст.47, 54; N 13, ст.1688; N 15, ст.2029; N 25, ст.3531; N 27, ст.3880; N 29, ст.4284; N 30, ст.4562, 4563, 4567, 4590, 4594, 4605; N 48, ст.6732; N 49, ст.7027, 7043; N 50, ст.7343, 7359, 7365, 7366; N 51, ст.7446, 7448; 2012, N 26, ст.3446; N 31, ст.4322; N 53, ст.7643; 2013, N 9, ст.873; N 14, ст.1663; N 23, ст.2881; N 27, ст.3440, 3477; N 30, ст.4080; N 52, ст.6961, 6971, 6976, 7011; 2014, N 26, ст.3377; N 30, ст.4218, 4225, 4235; N 43, ст.5799; официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru, 29.12.2014) и пунктами 5.2.25_2 , 5.2.25_3 и 5.2.25_4 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2867; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 18, ст.2257; N 19, ст.2344; N 25, ст.3052; N 26, ст.3190; N 38, ст.4500; N 41, ст.4777; N 46, ст.5488; 2010, N 5, ст.532; N 9, ст.960; N 10, ст.1085; N 19, ст.2324; N 21, ст.2602; N 26, ст.3350; N 40, ст.5068; N 41, ст.5240; N 45, ст.5860; N 52, ст.7104; 2011, N 9, ст.1251; N 12, ст.1640; N 14, ст.1935; N 15, ст.2131; N 17, ст.2411, 2424; N 32, ст.4834; N 36, ст.5149, 5151; N 39, ст.5485; N 43, ст.6079; N 46, ст.6527; 2012, N 1, ст.170, 177; N 13, ст.1531; N 19, ст.2436, 2444; N 27, ст.3745, 3766; N 37, ст.5001; N 39, ст.5284; N 51, ст.7236; N 52, ст.7491; N 53, ст.7943; 2013, N 5, ст.391; N 14, ст.1705; N 33, ст.4386; N 36, ст.4578; N 45, ст.5822; N 47, ст.6120; N 50, ст.6606; N 52, ст.7217; 2014, N 6, ст.584; N 15, ст.1750; N 16, ст.1900; N 21, ст.2712; N 37, ст.4954; N 40, ст.5426; N 42, ст.5757; N 44, ст.6072; N 48, ст.6871; N 49, ст.6957; N 50, ст.7100, 7123; N 51, ст.7446; официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru, 22.12.2014),

приказываю:

1. Утвердить порядок и способы подачи заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также требования к их формату.

Министр
А.В.Улюкаев

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации

регистрационный N 36232

Порядок и способы подачи заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также требования к их формату

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет:

порядок и способы направления в уполномоченные органы заявлений, предусмотренных положениями пункта 5 статьи 39.11 , пункта 2 статьи 39.14 и пункта 6 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2003, N 27, ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; N 41, ст.3993; N 52, ст.5276; 2005, N 1, ст.15, 17; N 10, ст.763; N 30, ст.3122, 3128; 2006, N 1, ст.17; N 17, ст.1782; N 23, ст.2380; N 27, ст.2880, 2881; N 31, ст.3453; N 43, ст.4412; N 50, ст.5279, 5282; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.23, 24; N 10, ст.1148; N 21, ст.2455; N 26, ст.3075; N 31, ст.4009; N 45, ст.5417; N 46, ст.5553; 2008, N 20, ст.2251, 2253; N 29, ст.3418; N 30, ст.3597, 3616; N 52, ст.6236; 2009, N 1, ст.19; N 11, ст.1261; N 29, ст.3582, 3601; N 30, ст.3735; N 52, ст.6416, 6419, 6441; 2010, N 30, ст.3998; 2011, N 1, ст.47, 54; N 13, ст.1688; N 15, ст.2029; N 25, ст.3531; N 27, ст.3880; N 29, ст.4284; N 30, ст.4562, 4563, 4567, 4590, 4594, 4605; N 48, ст.6732; N 49, ст.7027, 7043; N 50, ст.7343, 7359, 7365, 7366; N 51, ст.7446, 7448; 2012, N 26, ст.3446; N 31, ст.4322; N 53, ст.7643; 2013, N 9, ст.873; N 14, ст.1663; N 23, ст.2881; N 27, ст.3440, 3477; N 30, ст.4080; N 52, ст.6961, 6971, 6976, 7011; 2014, N 26, ст.3377; N 30, ст.4218, 4225, 4235; N 43, ст.5799; официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru, 29.12.2014) (далее - заявление), с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее -единый портал) и региональные порталы государственных и муниципальных услуг (далее - местный портал), или иных технических средств связи;

требования к формату заявлений и прилагаемых к ним документов, предоставляемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал и местные порталы, или иных технических средств связи.

II. Порядок и способы направления в уполномоченные органы заявлений с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал и местные порталы, или иных технических средств связи

2. Заявление в форме электронного документа представляется в орган, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации на принятие предусмотренного заявлением решения (далее - уполномоченный орган) по выбору заявителя:

путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет (далее - официальный сайт), в том числе посредством отправки через личный кабинет единого портала или местного портала;

путем направления электронного документа в уполномоченный орган на официальную электронную почту (далее - представление посредством электронной почты).

3. В заявлении указывается один из следующих способов предоставления результатов рассмотрения заявления уполномоченным органом:

в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении;

в виде бумажного документа, который направляется уполномоченным органом заявителю посредством почтового отправления;

в виде электронного документа, размещенного на официальном сайте, ссылка на который направляется уполномоченным органом заявителю посредством электронной почты;

в виде электронного документа, который направляется уполномоченным органом заявителю посредством электронной почты.

4. В дополнение к способам, указанным в пункте 3 настоящего Порядка, в заявлении указывается способ предоставления результатов рассмотрения заявления уполномоченным органом в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении, либо который направляется уполномоченным органом заявителю посредством почтового отправления, если результатом его рассмотрения является:

решение о предоставлении земельного участка;

решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

подписание со стороны уполномоченного органа договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения о перераспределении.

5. Заявление в форме электронного документа подписывается по выбору заявителя (если заявителем является физическое лицо):

электронной подписью заявителя (представителя заявителя);

усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (представителя заявителя).

6. Заявление от имени юридического лица заверяется по выбору заявителя электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью (если заявителем является юридическое лицо):

лица, действующего от имени юридического лица без доверенности;

представителя юридического лица, действующего на основании доверенности, выданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. При подаче заявлений к ним прилагаются документы, представление которых заявителем предусмотрено в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации .

Заявитель вправе самостоятельно представить с заявлением документы, которые в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4179; 2011, N 15, ст.2038; N 27, ст.3873, 3880; N 29, ст.4291; N 30, ст.4587; N 49, ст.7061; 2012, N 31, ст.4322; 2013, N 14, ст.1651; N 27, ст.3477, 3480; N 30, ст.4084; N 51, ст.6679; N 52, ст.6952, 6961, 7009; 2014, N 26, ст.3366; N 30, ст.4264; официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru, 31.12.2014) запрашиваются уполномоченным органом.

8. К заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего личность заявителя (удостоверяющего личность представителя заявителя, если заявление представляется представителем заявителя) в виде электронного образа такого документа.

Представления указанного в настоящем пункте документа не требуется в случае представления заявления посредством отправки через личный кабинет единого портала или местного портала, а также если заявление подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае представления заявления представителем заявителя, действующим на основании доверенности, к заявлению также прилагается доверенность в виде электронного образа такого документа.

9. Получение заявления и прилагаемых к нему документов подтверждается уполномоченным органом путем направления заявителю уведомления, содержащего входящий регистрационный номер заявления, дату получения уполномоченным органом указанного заявления и прилагаемых к нему документов, а также перечень наименований файлов, представленных в форме электронных документов, с указанием их объема (далее - уведомление о получении заявления).

10. Уведомление о получении заявления направляется указанным заявителем в заявлении способом не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления в уполномоченный орган.

11. Заявление, представленное с нарушением настоящего Порядка, не рассматривается уполномоченным органом.

Не позднее пяти рабочих дней со дня представления такого заявления уполномоченный орган направляет заявителю на указанный в заявлении адрес электронной почты (при наличии) заявителя или иным указанным в заявлении способом уведомление с указанием допущенных нарушений требований, в соответствии с которыми должно быть представлено заявление.

12. Примерные формы заявлений в электронной форме размещаются уполномоченным органом на официальном сайте с возможностью их бесплатного копирования.

III. Требования к формату заявлений и прилагаемых к ним документов, предоставляемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал и местные порталы, или иных технических средств связи

13. Заявления и прилагаемые к ним документы предоставляются в уполномоченный орган в форме электронных документов путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте, посредством отправки через единый портал или местный портал, направляются в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.

14. Заявления представляются в уполномоченный орган в виде файлов в формате doc, docx, txt, xls, xlsx, rtf, если указанные заявления предоставляются в форме электронного документа посредством электронной почты.

15. Электронные документы (электронные образы документов), прилагаемые к заявлению, в том числе доверенности, направляются в виде файлов в форматах PDF, TIF.

16. Качество предоставляемых электронных документов (электронных образов документов) в форматах PDF, TIF должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать реквизиты документа.

17. Документы, которые предоставляются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления в электронной форме, должны быть доступны для просмотра в виде, пригодном для восприятия человеком, с использованием электронных вычислительных машин, в том числе без использования сети Интернет.

18. XML-схемы, использующиеся для формирования XML-документов, считаются введенными в действие по истечении двух месяцев со дня их размещения на официальном сайте.

При изменении нормативных правовых актов, устанавливающих требования к представлению заявлений, уполномоченный орган изменяет форматы XML-схемы, обеспечивая при этом возможность публичного доступа к текущей актуальной версии и предыдущим версиям, а также возможность использования предыдущих версий в течение шести месяцев после их изменения (обновления).

19. Средства электронной подписи, применяемые при подаче заявлений и прилагаемых к заявлению электронных документов, должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 27.02.2015,
N 0001201502270011

Об утверждении порядка и способов подачи заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также требований к их формату

Название документа: Об утверждении порядка и способов подачи заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также требований к их формату
Номер документа: 7
Вид документа: Приказ Минэкономразвития России
Принявший орган: Минэкономразвития России
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.02.2015, N 0001201502270011
Дата принятия: 14 января 2015
Дата начала действия: 01 марта 2015

Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ) при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - Схема расположения) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений.

Согласно п. 10 ст.3.5 Закона № 317-ФЗ установлены случаи, когда согласование Схемы расположения не требуется при образовании земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности, в частности, в случаях образования земельного участка, расположенного в границах населенного пункта.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Согласно ч. 14 ст. 41 Закона 218-ФЗ, если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Законом № 137-ФЗ на распоряжение таким земельным участком.

В соответствии с п.п. 5 , 6 ч. 2 ст. 15 Закона №218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению:

Кадастрового инженера в случаях, установленных федеральным законом;

Иного лица в случаях, установленных федеральным законом.

В настоящее время осуществление государственного кадастрового учета возможно по заявлению кадастрового инженера в случае, предусмотренном подпунктом 5 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому государственный кадастровый учет и государственная регистрация права государственной или муниципальной собственности земельного участка, образованного в целях подготовки и организации аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка, могут быть осуществлены на основании заявления кадастрового инженера,

Полномочия иного лица обращаться с заявлением на осуществление государственного кадастрового учета также должны быть определены федеральным законом.

Пунктом 18 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях I - 3 статьи 15 Закона №218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 15 Закона № 218-ФЗ).

Дмитрий Рудых

Опытные получатели земли знают, что это способ получить участок без аукциона.

Власти часто «заворачивают» и переводят предварительное согласование в режим торгов.

Но справедливости ради надо признать, что в отказах зачастую виноваты сами заявители.

Допуская ошибки, они лишают себя возможности получить землю без торгов.

Иными словами,

приобрести участок через утверждение схемы земельного участка.

Давайте разберем основания, по которым чиновники могут отказать в утверждении схемы.

Попутно рассмотрим способы, как избегать отказов.

Утверждение схемы земельного участка имеет 5 оснований для отказа .

Все основания отказа утверждения схемы земельного участка изложены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.

Обратите внимание.

Помимо оснований отказа в утверждении схемы существуют основания отказа в предварительном согласовании и в предоставлении земельного участка.

В этой статье будут рассмотрены только основания отказа в утверждении схемы.

Основания отказа в предварительном согласовании и предоставлении участков будут описаны в других материалах. Если конечно данная статья будет востребована и наберет достаточно отзывов.

1. Утверждение схемы земельного участка застопорится если Схема не соответствует установленным требованиям.

Для начала уточним один нюанс.

Схема земельного участка может быть подготовлена в одном из 2-х видов.

В форме электронного документа схему можно сделать платно на сайте Росреестра.

На бумажном носителе схема готовится с помощью программы АРГО.

Ознакомительную версию программы АРГО можно скачать бесплатно на сайте разработчика.

Требования к электронной и бумажной версии схемы практически идентичны.

В этой статье рассмотрим требования к бумажному варианту схемы.

Потому что бумажный варинат дает определенное преимущество перед электронной версией.

В чем состоит преимущество?

Преимущество бумажной схемы над электронной формой заключается в следующем.

После получения вашей схемы, администрация должна опубликовать извещение о возможности предоставления участка.

К извещению должна прилагаться схема.

Если вы подаете схему в виде файла, то администрация точно ее опубликует, потому что это проще простого.

Из этого следует, что неограниченный круг лиц не только может прочитать извещение, но и по схеме определить местонахождение участка. А многие подыскивают себе участок исходя исключительно из территориального предпочтения.

Иными словами, любой желающий может ознакомиться с вашей схемой и узнать место расположения участка. Ему даже не надо поднимать зад с дивана.

Если подаете бумажный вариант схемы, то с ее публикацией у чиновников возникают небольшие сложности.

Потому что схему нужно перевести в электронный вид.

Частенько местные администрации не заморачиваются с переводом схемы из бумаги в файл для публикации.

Они просто указывают в извещении, что со схемой можно ознакомиться по такому-то адресу. Дополнительно указывают часы для ознакомления.

При такой ситуации не каждый поднимет свою любимую пятую точку. Многим лень идти в администрацию и знакомиться с бумажным вариантом схемы.

Данное обстоятельство, хоть и косвенно, но сужает круг потенциальных желающих подать заявку по вашей схеме.

А это повышает шансы проскочить 30-дневный период без встречных заявок. В результате это увеличивает шансы получить участок без торгов.

Все требования к схеме содержаться в Приказе Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. N 762.

Данный приказ подписал небезызвестный г-н Улюкаев А.В.

Полное название приказа приводить не стану.

Потому что оно очень длинное и трудно понимаемое даже с 3-ей попытки.

Какие требования к Схеме земельного участка?

При подготовке схемы размещения земельного участка учитывайте следующие документы.

  • Утвержденные документы территориального планирования.
  • Проекты планировки территории.
  • Землеустроительную документацию.
  • Положения об особо охраняемой природной территории.
  • Зоны с особыми условиями использования территории.
  • Земельные участки общего пользования и территории общего пользования, красных линиях.
  • Местоположение границ земельных участков.
  • Местоположение зданий, сооружений. В том числе, размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами, объектов незавершенного строительства.

Перечень достаточно внушительный, но не такой страшный, как может показаться.

Если цель получить участок под ИЖС, ЛПХ в границах населенного пункта, садоводство или КФХ, то начинайте с Правил землепользования и застройки населенного пункта.

В каждом населенном пункте должны действовать свои Правила землепользования и застройки.

На сайтах местных администраций должны публиковаться данные Правила.

Если по каким-то причинам Правил на сайте нет, то надо стучаться в кабинеты чиновников. И вежливо сообщать о нарушении закона. Не забудьте добавить, что нарушение неминуемо приведет к мерам прокурорского реагирования.

В качестве приложений к Правилам найдете карты территориального и/или функционального зонирования.

На картах увидите зоны с особыми условиями. Там же есть особо охраняемые зоны, территории общего пользования и другие территории планировки.

На этих зонах и территориях формировать участок для Схемы не нужно. В противном случае, утверждение схемы земельного участка будет омрачено отказом.

Разобраться с этими зонами не сложно. Они выделяются разными цветами и поэтому хорошо различимы.

Зная географическую структуру населенного пункта, достаточно просто понять, где запретные зоны расположены.

Затем изучите Правила землепользования и застройки с целью выяснить, как на картах обозначаются зоны, на которых допускается, допустим, ИЖС если цель получить участок под строительство дома.

Обычно зоны для индивидуальной жилищной застройки обозначают символами: Ж-1, Ж-2, или Ж-3. Но могут быть и другие обозначения, поэтому не пренебрегайте чтением Правил землепользования и застройки.

На этих зонах можно формировать Схему расположения земельного участка, если нет других оснований для отказа, которые рассмотрим далее.

Чтобы состоялось утверждение схемы земельного участка укажите в ней следующие данные.

  • условный номер земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
  • проектная площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
  • список координат характерных точек границы образуемого земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
  • изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее — графическая информация);
  • сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка;
  • в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

Когда я готовил данный материал, то осознал простую вещь.

Если текстом детально описывать каждый пункт из перечня, то вы просто уснете при чтении.

Понять, что должно быть в схеме, и как ее сделать за несколько минут, можно не читая скучный текст, а просматривая видео.

Вкратце изложу некоторые моменты, которые должны быть указаны в Схеме земельного участка.

Условный номер образуемого земельного участка.

Номер участка, который вы нарисуете на Схеме, состоит из двух частей.

  • номера кадастрового квартала, в котором участок будет расположен,
  • двух заглавных букв – ЗУ, которые являются аббревиатурой словосочетания – земельный участок.

Между номером кадастрового квартала и буквами ЗУ поставьте двоеточие.

Пример — 50:23:0030106:ЗУ.

Проектная площадь земельного участка.

Площадь земельного участка будет высчитана автоматически программой.

Как использовать бесплатную версию программы для составления Схемы, показано в .

Площадь участка указывается в кв.м.. а не в сотках.

Список координат характерных точек и границы земельного участка.

Для определения координат точек и границ участка достаточно сделать несколько кликов в программе.

На выбранной территории кликаете несколько раз по периметру выбранного вами участка земли и программа выдаст координаты каждой точки и нарисует границы участка.

Затем перенесите значения координат в шаблон вашей схемы.

В инструкции показано, как перенести значения координат точек на схему, чтобы она соответствовала всем требованиям.

Значения координат точек округлять до целых чисел не нужно.

Значения указываются с точностью до сотых долей, которые вам выдаст программа.

Подведем промежуточный итог.

Чтобы не получить отказ по причине несоответствия Схемы установленным требованиям целесообразно:

  • либо скрупулезно изучить Приказ Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. N 762,
  • либо использовать проверенную инструкцию по составлению схемы расположения земельного участка.

Есть еще третий вариант: заказать изготовление схемы кадастровому инженеру.

Важно только, чтобы он знал, какие требования предъявляются к схеме участка для предварительного согласования и не загнул высокую цену.

2. Утверждение схемы земельного участка не состоится при полном или частичном совпадения местоположения.

Если границы на совпадают с ранее согласованным участком, то утверждение схемы земельного под угрозой.

Почему так привлекательно получение участка путем утверждения схемы?

Если схему утвердили, и получено постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, то возникает право в течение 2 лет получить землю без торгов. Смотрите пункт 15 статьи 11.10 ЗК РФ.

Иными словами , утвержденная схема резервирует за вами участок с правом его получения без торгов после проведения межевания.

Указанное право на участок по ранее утвержденной схеме, является основанием отказа, которое мы сейчас рассматриваем.

Если отбросить занудные юридические формулировки, то смысл сводиться к следующему:

Если составленная схема полностью или частично совпадает с местоположением участка, по которому ранее была утверждена чужая схема, и 2-х летний срок еще не истек, то в утверждении новой схемы будет отказано.

Проще говоря: кто-то встал раньше и обул «общие» тапки.

Как избежать отказа в утверждении схемы земельного участка по причине совпадения границ?

Как частенько бывает в нашей стране, параллельно существуют две реальности.

  • Первая реальность изложена в законах (как должно быть);
  • Вторая реальность объективно существующая (как есть на самом деле).

Начнем с первой реальности.

Согласно пункту 20 статьи 11.10 Земельного кодекса, после утверждения схемы земельного участка администрация должна в течение 5 рабочих дней направить схему и постановление в орган регистрации прав, то есть в Росреестр.

Сведения о земельном участке, содержащиеся в схеме, должны быть отображены на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.

Иными словами, Росреестр должен отображать на публичной кадастровой карте границы всех участков, по которым были утверждены схемы.

При таком раскладе, избежать отказа по причине совпадения границ было бы проще простого, потому что при составлении схемы вы видите границы всех занятых участков, в том числе, тех, которые еще не сформированы, но по которым утверждены схемы.

Как все обстоит на самом деле?

Вторая реальность.

На публичной кадастровой карте не отображаются участки, по которым утверждены схемы расположения земельных участков. По крайней мере, я не находил ни одного.

Причина такого безобразия, на мой взгляд, в большей степени состоит не в том, что администрации не направляют в Росреестр утвержденные схемы. А в том, что Росреестр имеет по этому вопросу свою особую позицию.

Приготовьтесь узнать очередную чиновничью уловку по неисполнению требований Земельного кодекса.

Кто даже немного разбирается в юриспруденции или понимает иерархию нормативных актов, оценит изящество «отмазки», которую придумали в Федеральной кадастровой палате, чтобы не исполнять закон (Земельный кодекс).

Подведомственное Министерству экономического развития Федеральное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» выпустило письмо от 07 апреля 2015 года N 10-0946-КЛ.

В данном письме говорится: условный номер земельного участка, образованного в соответствии со схемой расположения земельного участка, и реквизиты решения, которым утверждена схема, вносятся в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости.

Развивая эту мысль, чиновники указывают, что сведения об участках, в отношении которых утверждены схемы, не могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости до внесения в кадастр сведений об объекте недвижимости и присвоении ему кадастрового номера.

Иными словами , сведения об утвержденных схемах не попадут в кадастр и соответственно не отобразятся на публичной кадастровой карте, пока участок не будет поставлен на учет.

Но даже ежику понятно, что когда участок поставлен на кадастровый учет, нет никакой практической необходимости вносить сведения из схемы. Потому что участок и так отображается на карте, как объект недвижимости с красными границами.

Знатоки и профессионалы могут возразить, так как государственный кадастр недвижимости, как отдельный федеральный информационный ресурс, уже не существует.

Да, с 2016 года,

кадастр недвижимости объединен с реестром прав в Единый государственный реестр недвижимости).

Но от этого объединения картина не поменялась.

На публичной кадастровой карте как не было сведений из утвержденных схем, так и нет.

Примечание.

На публичной кадастровой карте в разделе Дополнительные сведения есть опция Схемы расположения земельный участков.

Если я правильно понимаю замысел разработчиков ПКК, то при выборе данной опции на карте должны отображаться синим цветом границы участков. В отношении этих участков утверждены схемы.

Однако, многочисленные проверки, в том числе, в отношении участков, по которым я сам получал утвержденные схемы, показали, что ни синим, ни другим цветом границы участков по утвержденным схемам не отображаются.

Если в ваших ситуациях удавалось находить на ПКК контуры участков по утвержденным схемам, то поделитесь находкой в комментариях.

Буду очень признателен, как и сотни читателей сайта.

В видео я показал, что отображается на территориях, по которым утверждены схемы.

Таким образом, существующая система отображения сведений на ПКК, с высокой степенью вероятности, не позволит определить: занята ли выбранная вами территория по ранее утвержденной схеме или нет.

В этом вопросе, скорее всего, придется действовать практически вслепую.

Однако, не все так плохо.

В видео я показал

3 способа проверить — занят участок чужой схемой или свободен.

Часть 1-ая.

Часть 2-ая.

Способы, показанные в видео, не могут гарантировать 100 процентное выявление всех занятых чужими схемами участков.

Потому что всегда найдется чиновник, который не направит схему или так опубликует извещение, что его никогда не найдешь.

Тем не менее, некоторые утвержденные схемы можно вычислить, и не тратить время на участки, по которым будет отказано.

3. Нарушение требований к образуемым участкам дескредитирует утверждение схемы земельного участка.

Требования к образуемым и изменяемым земельным участкам изложены в статье 11.9 Земельного кодекса.

Статья небольшая и содержит всего 7 пунктов.

Некоторые из этих пунктов относятся к изменяемым земельным участкам.

Поэтому для составления схемы на свободной земле с целью первичного получения участка не применяются.

Рассмотрим данное основание отказа на примерах составления схемы под ИЖС.

Первое требование.

Соблюдайте предельные размеры земельных участков.

Предельные размеры земельных участков бывают 2-х видов.

  • Максимальный размер, выше которого площадь земельного участка не допускается;
  • Минимальный размер, меньше которого участок сформировать нельзя.

Где узнать предельные размеры земельных участков?

Градостроительные регламенты содержат предельные размеры земельных участков.

Звучит пугающее, но на самом деле достаточно просто.

Градостроительные регламенты являются частью Правил землепользования и застройки.

Где найти Правила я уже рассказывал при рассмотрении первого основания отказа в утверждении схемы.

Беглого просмотра Правила достаточно, чтобы найти фрагмент, в котором указаны предельные размеры земельных участков.

На картинке изображен фрагмент из Правил.

В таблице приведены предельные размеры земельных участков всех территориальных зон.

Для зоны Ж-1, которая предусматривает индивидуальное жилищное строительство, установлены следующие предельные размеры.

  • Минимальный размер площади – 600 кв.м.
  • Максимальный размер участка — 2000 кв.м.

Таким образом , для данного населенного пункта можно составлять схему под ИЖС с площадью участка от 6 до 20 соток.

Проще говоря, чтобы не получить отказ, нужно составлять схему с площадью участка в пределах указанных значений.

Примечание.

Существуют территории, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или не устанавливается.

Таких территорий достаточно много:

  • земли лесного фонда,
  • территории, покрытые поверхностными водами,
  • земли запаса,
  • земель особо охраняемых природных территорий,
  • и другие.

Как правило, на таких территориях индивидуальное жилищное строительство не допускается.

Поэтому данные случаи малоинтересны.

Тем не менее, нужно знать, что для территорий, где не действуют градостроительные регламенты, предельные размеры участков устанавливаются отдельными законами.

Второе требование.

Границы участка на схеме не должны пересекать границы муниципальных образований и/или населенных пунктов.

Соблюсти данное требование просто.

Достаточно не залазить за границы кадастрового квартала, в котором вы формируете схему участка.

Потому что границы кадастрового квартала не могут пересекать границы муниципальных образований и/или населенных пунктов.

Иными словами , соблюдая правило не пересечения границ кадастрового квартала, вы одновременно выполняете требование о недопустимости пересечения границ муниципальных образований и/или населенных пунктов.

В программе для подготовки схемы границы кадастрового квартала выделяются жирной линией, поэтому ошибиться трудно.

Формируйте на схеме границы участка исключительно внутри кадастрового квартала, и все будет в порядке.

Избегайте пересечения границ территориальных зон, лесничеств, лесопарков.

Указанное требование, по сути, очень близко к предыдущему, которое мы рассмотрели.

При получении участка под ИЖС особо нужно обращать внимание на недопустимость пересечения границ территориальных зон.

Потому что зоны, в которых допускается индивидуальное жилищное строительство, однозначно имеют границы.

Как определить границы территориальных зон для ИЖС?

Узнать границы достаточно просто.

Нужно посмотреть на карты зонирования.

Как правило, карты являются приложением к Правилам землепользования и застройки.

На скриншоте фрагмент карты муниципального образования г. Анапа.

Территориальные зоны, обозначенные на карте, различаются по цвету, и каждая имеет свои границы.

Зона под жилищную застройку выделена желтым цветом.

При выборе места расположения участка нельзя допускать пересечения границами участка границ территориальной зоны.

Соблюдайте данное требование и избежите отказа по третьему основанию.

4. Схема не соответствует утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации и положению об особо охраняемой природной территории.

Утвержденный проект планировки территории, так же как и все нормативные акты, является публичным документом. Проект планировки размещают на сайте администрации.

Утвержденный проект состоит из чертежей, карт и описания.

Зачем нужен проект планировки территории?

Проект планировки определяет красные линии и размещение объектов капитального строительства.

Кроме этого, проект планировки устанавливает границы территорий объектов культурного наследия.

Проект планировки учитывает схему границ зон с особыми условиями использования и другие параметры.

Если готовите схему для получения участка под ИЖС и выбранный участок находится близко к деловым и общественным центрам населенного пункта, выходит границей на проезжую часть, то целесообразно изучить проект планировки, чтобы как минимум не пересекать красные линии.

В маленьких населенных пунктах проект планировки вообще может отсутствовать.

Отсутствие проекта планировки исключает его нарушение при составлении схемы.

Что такое землеустроительная документация?

Начнем с определения: что такое землеустройство?

Землеустройство – это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, и т.д.

Полное определение землеустройства см. в статье 1закона «О землеустройстве» от 18.06.2001 N 78-ФЗ.

Из определения следует, что землеустройство это мероприятия, то есть действия властей.

Землеустроительная документация – это документы, полученные в результате проведения землеустройства.

Иными словами , землеустроительная документация это любой документ власти, полученный в результате вышеперечисленных мероприятий.

Приведем примеры землеустроительной документации.

Виды землеустроительной документации.

  • Схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации.
  • Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации.
  • Схема землеустройства муниципальных образований.
  • Схемы использования и охраны земель.
  • Карты (планы) объектов землеустройства.
  • Проекты внутрихозяйственного землеустройства.
  • Материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель.
  • Проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
  • Тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Вышеуказанный перечень является открытым.

Местные и региональные власти могут вводить свои виды землеустроительной документации.

Как избежать нарушения требований землеустроительной документации?

Для начала выясните какая в принципе землеустроительная документация действует в населенном пункте.

Я использую примеры для получения земли под ИЖС.

Как найти землеустроительную документацию?

На сайте администрации найдите поле «Поиск по сайту» и поочередно вводите виды документов.

Например: схема землеустройства; карта объектов землеустройства; материалы почвенных обследований и т.д.

Если поиска по сайту нет, то вводите название документов в любой поисковик, добавляя название населенного пункта.

Затем, просмотрите найденные документы чтобы выяснить: насколько они относятся к территории, на которой вы хотите составить схему участка.

Примечание.

Материалы почвенных, геоботанических и других обследований, а также оценки качества земель помогут не ошибиться с выбором участка.

Поэтому потратить полдня на выявление землеустроительной документации на сайте администрации, не большая цена за выбор участка с качественными почвами.

Положение об особо охраняемой природной территории.

Особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Особо охраняемые природные территории изымаются решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования.

Для этих территорий устанавливается режим особой охраны.

На сайтах местных администраций, в которых чиновники дружат с мозгами, есть специальные разделы по земельным вопросам.

В этих разделах, как правило, публикуются Правила землепользования и застройки, Положения об особо охраняемых природных территориях, проекты планировки территории, землеустроительная и другая документация.

Беглое прочтение данных документов позволяет определить, насколько документы относятся к той территории, где вы собрались получить участок.

Если никаких ограничивающих фактов вы не установили, то можно смело делать схему, соблюдая, в первую очередь, Правила землепользования и застройки.

5. Проект межевания территории на 100% исключает утверждение схемы земельного участка.

Для отдельных территорий местные власти могут утверждать проекты межевания.

Только администрация формирует участки на территориях с утвержденным проектом межевания.

Из этого следует вывод.

Если в кадастровом квартале действует проект межевания, то ищете участок в другом квартале.

Потому что утверждение схемы земельного участка зайдет в тупик.


Администрация нарезает одинаковые по размеру участки в кадастровых кварталах с утвержденными проектами межевания. Как правило, участки нарезают для предоставления на аукционах.

Участки сформированные блоками хорошо видны на публичной кадастровой карте. В таких блоках почти все участки одинаковой формы и размера.

Если видите на ПКК такие блоки, то можно предположить, что на территории действует проект межевания.

Как проверить есть ли утвержденный проект межевания?

Один из способов состоит в следующем.

Необходимо в любой поисковой системе напечатать номер кадастрового квартала.

Набирайте номер квартала, на территории которого хотите составить схему.

В результатах поиска нужно проверить наличие упоминания об утвержденном проекте межевания.

Такой же поиск желательно провести на сайте администрации.

Если нет упоминаний об утвержденнии проекта межевания территории, то с высокой вероятностью следует, что проекта межевания нет.

Однако нужно понимать, что интернет не дает 100-процентной гарантии.

Оптимистичная ситуация выглядит следующим образом.

В интернет нет упоминаний о проекте межевания.

На сайте администрации и на ПКК кадастровый квартал не содержит блоки красиво нарезанных участков.

Если картина такая, то можете делать схему участка.

Мы рассмотрели 5 оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Если остались вопросы: задавайте в комментариях.

Используйте готовые видео для составления схемы участка. Потому что предварительное согласование дает шанс получить земельный участок без торгов.

Желаю достойной жизни и успешного получения земли .

Метки: ,

Необходимость грамотно составить заявление об утверждении схемы расположения стала особенно актуальна после введения государственной программы по кадастровому учету земель.

Согласно проекту вся территория страны должна быть поделена на участки, с закрепленными границами и определенной принадлежностью.

Кроме того, что муниципалитеты получили указание навести порядок в земельных отношениях своих округов, программа отразилась и на обычных гражданах. Теперь сделки проводятся исключительно с теми наделами, границы которых зафиксированы в кадастре и ЕГРП.

Основой для необходимости официального оформления являются нормы Земельного кодекса. Саму процедуру утверждения схем описывают Приказы Минэкономразвития №7 и №762.

Поэтому знания о том, как составить схему земельного участка и утвердить её в исполнительных органах пригодятся каждому, кто собирается совершать сделки купли-продажи, аренды, дарения или передать надел по наследству. Также схема понадобится, если предстоит оформить уже имеющийся участок в собственность.

Перед тем, как участок отразится на едином кадастровом плане, владельцу земли необходимо провести ряд подготовительных работ. В них входят межевание и утверждение схемы расположения земельного надела. Документ:

  • повторяет на бумаге реальное расположение участка;
  • фиксирует его границы и площадь;
  • присваивает наделу номер, согласно нумерации в общей кадастровой карте;
  • содержит сведения о категории земель и их разрешенном использовании;
  • отражает имеющиеся на участке постройки.

Законодательство допускает составление документа гражданином самостоятельно. Для этого понадобится владение чертежными программами и доступ к публичным ресурсам Росреестра.

Как написать заявление об утверждении схемы расположения земельного участка?

На практике, за оформлением плана земельного надела чаще всего обращаются к кадастровым инженерам.

При оформлении документа необходимо учитывать:

  • текущее территориальное кадастровое планирование;
  • наличие на территории особо охраняемых зон;
  • статус размечаемого участка и категорию его использования;
  • земли, которые граничат с наделом;
  • нормы расположения построек.

Утверждением подготовленной схемы занимаются местные муниципалитеты и пункты опорной межевой сети ОМС, являющиеся представительствами Росреестра.

Именно они уполномочены распоряжаться землей, которая официально числится федеральной или региональной собственностью государства.

Как получить услугу

За получением разрешения на утверждение плана расположения надела можно обратиться лично, через представителя, почтой или по электронным каналам связи. Местом очного обращения могут стать:

  • отдел муниципалитета, отвечающий за земельные отношения;
  • территориальное отделение ОМС;

В электронном виде можно подать заявку через портал Госуслуги. Для получения решения необходимо заполнить заявление, и предоставить комплект документов.

Как написать заявление об утверждении схемы расположения земельного участка

Для такого заявления установлена определенная форма. Порядок заполнения:

  1. Составляется документ на имя руководителя отдела, который в субъекте отвечает за землеустройство. Например, это может быть начальник Земельного комитета или имущественных отношений.
  2. Обязательно указывается заявитель. Для физических лиц достаточно представить данные своего паспорта и ФИО. Юридические лица обязаны заполнить регистрационную информацию, включая наименование фирмы, её фактическое и юридическое местонахождения. В конце «шапки» заявитель оставляет контактные данные, чтобы исполнительные органы могли связаться с ним по необходимости.
  3. В содержательной части описывается просьба об утверждении приложенной схемы. Кроме того важно как можно подробнее описать рассматриваемый надел. Текст описания содержит: месторасположение участка; его адрес, если таковой присвоен; тип разрешенного использования; площадь выделенного объекта; все постройки, которые на нем имеются; для каких целей создан надел; существуют ли на нем обременения.
  4. В тексте указывается весь перечень документов, которые прилагаются к прошению.
  5. Заканчивается документ датой составления и росписью заявителя.

Образец заявления об утверждении схемы расположения земельного участка находится на порталах Росреестра и Госуслуг. В МФЦ получить форму поможет специалист организации.

Категория получателей

Услуга может быть предоставлена как самим заявителям, так и их представителям

Закон разделяет получателей услуги на несколько категорий. К ним относятся, как физические, так и юридические лица:

  • собственники, фактически владеющие землей, наделы которых не оформлены надлежащим образом и не включены в общий кадастровый план;
  • официальные владельцы объектов недвижимости, построенных на незарегистрированной должным образом земле;
  • владельцы участков, которые образовались в результате перераспределения земель их объединения, либо разделения;
  • претенденты на получение нового участка, который находится на балансе муниципалитета или государства;
  • владельцы, для которых установлены правовые предпосылки к изъятию их или органов местного самоуправления.

Услуга может быть предоставлена как самим заявителям, так и их представителям, по предъявлению доверенности.

Стоимость услуги

Утверждение плана участка производится на безвозмездной основе. Если при составлении схемы понадобится помощь кадастрового инженера, то на оплату его услуг стоит подготовить от 5 до 20 тысяч. Цена работ зависит от того, понадобиться ли специалисту:

  • выезжать на местность;
  • проводить полевые измерения;
  • составлять топографическую съемку и т.д.

Кроме того, на формирование расценок инженеров влияет регион проведения работ.

Сроки рассмотрения

Время, которое будет затрачено исполнительным органом на утверждение плана участка, во многом зависит от того, как долго проходит согласование с отделом управления лесным хозяйством.

По законодательству 10 дней выделяется на передачу туда документов. До 45 дней предусматривается для проверки границ надела. Сотрудники отдела лесных отношений за это время обязаны выяснить, не пересекает ли новый участок:

  • природоохранных зон;
  • заповедников;
  • лесопарков;
  • земель обороны и безопасности лесничества.

Подобный план согласования не всегда необходим. Тогда срок принятия решения зависит от региона, где будет проводиться утверждение.

В части субъектов РФ на принятие схемы специалистам отводится до 5 дней. В отдельных регионах срок значительно дольше и может доходить до месяца. Исчисление производится с момента подачи заявления.

Результат обращения

По истечении срока, отведенного на принятие решения, заявителю придет положительный или отрицательный ответ. Оба они оформляются письменно. При утверждении плана участка, полученный ответ должен содержать согласованные данные о:

  • площади надела;
  • номере участка, присвоенного ему в общей кадастровой базе;
  • размещении надела на кадастровой карте;
  • зафиксированных границах территории;
  • категории и ;
  • существующих на наделе постройках.

Утвержденная схема будет действительна на протяжении двух лет.

Основания для получения услуги/основания для отказа

Закон не обязывает каждого собственника земли утверждать схему своего участка

Закон не обязывает каждого собственника земли утверждать схему своего участка. Обратиться за утверждением схемы придется, если:

  • принадлежащая владельцу земля не числится в кадастровом реестре, при этом с ней предстоит какая-либо юридическая сделка;
  • собственник участка желает «прирезать» к существующему наделу дополнительную площадь;
  • гражданин намерен купить выбранный участок из закромов муниципальной собственности, при этом в кадастре надел на момент покупки не зафиксирован.

Отказать в услуге имеют право всего по нескольким основаниям. Самым распространенным является составление схемы, не учитывающее правовые критерии:

  • выделенный участок пересекает «чужие» границы;
  • надел уже учтен в плане межевания квартала;
  • территория, на которой расположен участок, муниципалитетом уже распланирована;
  • схема вступает в конфликт с существующими в Росреестре землеустроительными документами;
  • нарушены условия выделения участка;
  • имеются претензии к форме составления схемы.

Большинство отказов грозит тем, кто только планирует приобрести участок от государства. Чаще всего причиной отказа для желающих присоединить дополнительную землю к уже существующему наделу является:

  • превышение или недостаток площади участка, которую по закону может предоставить регион;
  • неверное определение границ надела, когда они выходят за пределы населенного пункта/муниципального образования, на территории которого находится большая часть участка;
  • несоответствие категории земель разрешенному использованию зданий, которые уже существуют на участке;
  • границы надела определены нерационально;
  • желание администрации сформировать на выбранной земле полноценный земельный надел для последующей продажи или использования по интересующему муниципалитет назначению.

Если отказ по мнению заявителя не является правомерным, закон позволяет обжаловать решение как в Росреестре, так и в судебном порядке.

Документы

Перечень необходимых для утверждения плана участка документов зависит от того, что побудило гражданина обратиться за получением услуги. Вне этого условия обязательны к предоставлению:

  • заявление с просьбой поставить ;
  • личный паспорт заявителя и его копия;
  • подготовленная схема надела.

Если гражданин фактически уже владеет участком, или является собственником прилегающего к его границам надела, необходимо предоставить документы, доказывающие законность обладания землей. К ним относятся:

  • выписки из ЕГРП;
  • основания получения участка, если он не числится в базе госреестре (договора купли-продажи, дарения, наследования, аренды и т.д.);
  • правоустанавливающие документы и их копии (ордера, справки о выделении земли и т.д.).

Если утверждением земли занимается представитель, то ему потребуется доверенность на ведение такой деятельности и документы, подтверждающие его личность.

Важно! Приняв заявление, специалист исполнительного органа обязан выдать расписку, с указанием всех документов, которые он получил на руки.

Таким образом, чтобы оформить участок, который , следует:

  • определить его границы;
  • составить схему надела, соответствующую законодательным требованиям;
  • собрать необходимые документы;
  • составить заявление об утверждении схемы расположения земельного участка;
  • подать прошение о внесении вновь образованного надела в кадастровую базу;
  • получить решение исполнительных органов;
  • в случае отказа, исправить ошибки и повторить все действия заново, обжаловать решение в суде, либо выбрать для себя другой муниципальный участок и провести процедуру в отношении него.

После включения надела в Кадастр и базу ЕГРП разрешено проводить с ним необходимые действия. Его можно зарегистрировать в собственность, приобрести или продать, взять/сдать в аренду, подарить или передать по наследству. Каждую из этих операций следует осуществлять с участием органов Росреестра.

Схема расположения земельного участка.