17 видов разрешенного использования земельных участков. Основной, условно разрешенный и вспомогательный классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Земли запаса и оопт

В целях обеспечения градостроительной деятельности и оформле- ния земельных отношений до принятия правил землепользования и застройки города Москвы постановляет: 1. Утвердить Перечень видов разрешенного использования зе- мельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве (приложение). 2. Признать утратившим силу пункт 2 постановления Правитель- ства Москвы от "О порядке разработки, оформления и утверждения градостроительных планов земельных участ- ков на территории города Москвы". 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубли- кования в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в по вопросам гра- достроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш. П.п.Мэр Москвы С.С.Собянин Приложение к постановлению Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. N 228-ПП Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве __________________________________________________________________ N Наименование видов разрешенного Кодовые Номера групп п/п использования земельных участков обозначения видов и объектов капитального - индексы разрешенного строительства видов использования разрешенного земельных использования участков для земельных государствен- участков и ной объектов кадастровой капитального оценки земель строительства __________________________________________________________________ 1 2 3 4 __________________________________________________________________ 1. УЧАСТКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЩЕСТВЕН- НО-ДЕЛОВЫХ ОБЪЕКТОВ, в т.ч.: 1.1. Участки размещения администра- 1001 тивно-деловых объектов: 1.1.1. Объекты размещения администра- 1001 01 1.2.17 тивно-управленческих учреждений, некоммерческих организаций, не связанных с проживанием населе- ния, общественных организаций и объединений, организаций и уч- реждений обеспечения безопас- ности 1.1.2. Объекты размещения некоммерчес- 1001 02 1.2.17 ких организаций, связанных с проживанием населения 1.1.3. Объекты размещения научных, 1001 03 1.2.7 исследовательских, творческих, проектных, медиа-организаций, инновационных центров 1.1.4. Объекты размещения финансо- 1001 04 1.2.7 во-кредитных учреждений и орга- низаций 1.1.5 Объекты размещения организаций 1001 05 1.2.7 и учреждений страхования 1.1.6. Объекты размещения организаций 1001 06 1.2.17 и учреждений пенсионного обес- печения 1.1.7. Объекты размещения офисных по- 1001 07 1.2.7 мещений, деловых центров с нес- колькими функциями 1.1.8. Объекты размещения коммерческих 1001 08 1.2.7 организаций, связанных с прожи- ванием населения 1.1.9. Объекты размещения коммерческих 1001 09 1.2.7 организаций, не связанных с проживанием населения 1.1.10. Объекты размещения помещений 1001 10 1.2.7 технопарков малого и среднего бизнеса 1.1.11. Объекты размещения помещений 1001 11 1.2.7 бизнес-инкубаторов 1.2. Участки размещения учебно-обра- 1002 зовательных объектов: 1.2.1. Объекты размещения учреждений 1002 01 1.2.17 высшего образования, в т.ч. совмещающих учебный процесс с научно-исследовательской дея- тельностью 1.2.2. Объекты размещения учреждений 1002 02 1.2.17 среднего профессионального об- разования 1.2.3. Объекты размещения учреждений 1002 03 1.2.17 образования для взрослых 1.3. Участки размещения культур- 1003 но-просветительных объектов: 1.3.1. Объекты размещения досуговых и 1003 01 1.2.7 клубных организаций 1.3.2. Объекты размещения зрелищных 1003 02 1.2.7 организаций 1.3.3. Объекты размещения учреждений и 1003 03 1.2.17 организаций просвещения, в т.ч. публичных библиотек, музеев, выставок, учреждений дополни- тельного образования и др. 1.3.4. Объекты размещения помещений и 1003 04 1.2.17 технических устройств парков культуры и отдыха, зоопарков, ботанических садов и т.п. 1.3.5. Объекты размещения культовых и 1003 05 1.2.17 религиозных организаций 1.3.6. Объекты размещения помещений и 1003 06 1.2.7 технических устройств, обеспе- чивающих деятельность учрежде- ний, предприятий, организаций средств массовой информации и печати 1.4. Участки размещения торгово-бы- 1004 товых объектов: 1.4.1. Объекты размещения организаций 1004 01 1.2.5 розничной торговли продовольст- венными, непродовольственными группами товаров 1.4.2. Объекты размещения организаций 1004 02 1.2.5 оптовой торговли 1.4.3. Объекты размещения организаций 1004 03 1.2.5 общественного питания 1.4.4. Объекты размещения учреждений и 1004 04 1.2.5 организаций бытового обслужи- вания, в т.ч. приемные пункты предприятий, обозначенные в пункте 3 настоящего перечня как объекты с индексами 3004 05, 3004 06 1.4.5. Объекты размещения организаций 1004 05 1.2.5 обслуживания туристов, за иск- лючением гостиниц и прочих мест временного проживания 1.4.6. Объекты размещения помещений и 1004 06 1.2.11 технических устройств пасса- жирских терминалов, вокзалов, причалов, станций, остановок транспорта, в т.ч. скоростного внеуличного транспорта, транс- портно-пересадочных узлов, дис- петчерских пунктов наземного общественного транспорта, пунк- тов контроля безопасности дви- жения 1.4.7. Объекты размещения гостиниц и 1004 07 1.2.6 прочих мест временного прожива- ния 1.4.8. Объекты размещения помещений и 1004 08 1.2.9 технических устройств общест- венных туалетов 1.5. Участки размещения лечебно-оздо- 1005 ровительных объектов: 1.5.1. Объекты размещения стационарных 1005 01 1.2.17 лечебно-профилактических учреж- дений (в т.ч. клинических) без специальных требований к разме- щению 1.5.2. Объекты размещения стационарных 1005 02 1.2.17 лечебно-профилактических учреж- дений со специальными требова- ниями к размещению (инфекцион- ных и других специализированных больниц, в т.ч. клинических) 1.5.3. Объекты размещения амбулаторно- 1005 03 1.2.17 поликлинических учреждений без стационарных отделений, объекты размещения молочных кухонь 1.5.4. Объекты размещения станций ско- 1005 04 1.2.17 рой и неотложной помощи 1.5.5. Объекты размещения медицинских 1005 05 1.2.17 лабораторий, учреждений сани- тарно-эпидемиологической службы, учреждений судебно-медицинской экспертизы и др. 1.5.6. Объекты размещения санаторно- 1005 06 1.2.8 курортных учреждений 1.5.7. Объекты размещения аптек, мага- 1005 07 1.2.5 зинов оптики, магазинов меди- цинских товаров и оборудования 1.5.8. Объекты размещения ветеринарных 1005 08 1.2.17 клиник с содержанием животных, питомников и приютов для без- надзорных и бесхозных животных 1.5.9. Объекты размещения ветеринарных 1005 09 1.2.17 лабораторий, ветеринарных цент- ров, участковых ветеринарных лечебниц, ветеринарных участ- ков, ветеринарных клиник без содержания животных 1.6. Участки размещения спортивно- 1006 рекреационных объектов: 1.6.1. Объекты размещения помещений и 1006 01 1.2.17 технических устройств крытых спортивных сооружений ограни- ченного посещения 1.6.2. Объекты размещения помещений и 1006 02 1.2.17 технических устройств крытых спортивных сооружений массового посещения 1.6.3. Объекты размещения помещений и 1006 03 1.2.17 технических устройств открытых спортивных сооружений массового посещения 1.6.4. Объекты размещения помещений и 1006 04 1.2.17 технических устройств крытых физкультурно-оздоровительных комплексов 1.6.5. Объекты размещения помещений и 1006 05 1.2.17 технических устройств открытых спортивных сооружений ограни- ченного посещения 1.7. Участки размещения социально- 1007 реабилитационных объектов: 1.7.1. Объекты размещения учреждений и 1007 01 1.2.17 организаций нестационарного со- циального обслуживания 1.7.2. Объекты размещения специализи- 1007 02 1.2.17 рованных реабилитационных уч- реждений для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедея- тельности 1.7.3. Объекты размещения специализи- 1007 03 1.2.17 рованных стационарных учрежде- ний социальной защиты населения 2. УЧАСТКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫХ ОБЪЕК- ТОВ, в т.ч.: 2.1. Участки размещения одноквартир- 2001 ных жилых домов: 2.1.1. Объекты размещения жилых и не- 2001 01 1.2.2 жилых помещений, инженерного оборудования коттеджей с участ- ками, усадеб 2.1.2. Объекты размещения жилых и не- 2001 02 1.2.2 жилых помещений, инженерного оборудования малоэтажных таун- хаусов, блокированных жилых до- мов 2.1.3. Объекты размещения жилых и не- 2001 03 1.2.2 жилых помещений, инженерного оборудования личных подсобных хозяйств 2.2. Участки размещения многоквар- 2002 тирных жилых домов: 2.2.1. Объекты размещения жилых и не- 2002 01 1.2.1 жилых помещений, инженерного оборудования многоквартирных жилых домов 2.2.2. Объекты размещения жилых и не- 2002 02 1.2.1 жилых помещений, инженерного оборудования городских особня- ков и малоквартирных элитных жилых домов 2.2.3. Объекты размещения жилых поме- 2002 03 1.2.1 щений в жилых комплексах с обс- луживающими функциями 2.2.4. Объекты размещения жилых поме- 2002 04 1.2.1 щений в жилых домах-комплексах с объектами малого бизнеса 2.2.5. Объекты размещения общежитий 2002 05 1.2.1 2.3. Участки размещения учебно-воспи- 2003 тательных объектов: 2.3.1. Объекты размещения учреждений 2003 01 1.2.17 дошкольного воспитания 2.3.2. Объекты размещения учреждений 2003 02 1.2.17 начального и среднего общего образования 2.3.3. Объекты размещения учреждений 2003 03 1.2.17 дошкольного, начального и сред- него общего образования с пос- тоянным проживанием 2.3.4. Объекты размещения учебно-про- 2003 04 1.2.17 изводственных комбинатов 2.3.5. Объекты размещения учреждений 2003 05 1.2.17 кружковой деятельности и учреж- дений для организации досуговой работы с населением по месту жительства, в т.ч. детского творчества 3. УЧАСТКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДС- ТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ, в т.ч.: 3.1. Участки размещения коммунально- 3001 складских объектов: 3.1.1. Объекты размещения предприятий 3001 01 1.2.9 по ремонту и техническому обс- луживанию общественных и личных транспортных средств 3.1.2. Объекты размещения автопарков и 3001 02 1.2.9 депо транспортных средств, по- мещений дорожно-эксплуатацион- ных служб 3.1.3. Объекты размещения складских 3001 03 1.2.9 предприятий 3.1.4. Объекты размещения предприятий 3001 04 1.2.9 по первичной переработке, рас- фасовке сельскохозяйственной продукции и техническому обслу- живанию сельхозпроизводства, в т.ч. распределительные комплек- сы оптовой торговли продоволь- ствием 3.1.5. Объекты размещения предприятий 3001 05 1.2.9 растениеводства, питомников и оранжерей садово-паркового хо- зяйства 3.1.6. Объекты размещения предприятий 3001 06 1.2.9 по переработке отходов произ- водства и потребления 3.1.7. Объекты размещения мусороперег- 3001 07 1.2.9 рузочных прессовальных и сорти- ровочных станций 3.1.8. Объекты размещения снегоприем- 3001 08 1.2.9 ных и снегоплавильных камер 3.2. Участки размещения промышленно- 3002 производственных объектов: 3.2.1. Объекты размещения промышленных 3002 01 1.2.9 предприятий II и III класса вредности 3.2.2. Объекты размещения промышленных 3002 02 1.2.9 предприятий IV и V класса вред- ности 3.2.3. Объекты размещения помещений и 3002 03 1.2.10 технических устройств теплоэ- лектроцентралей (ТЭЦ), госу- дарственных электростанций (ГЭС), районных тепловых стан- ций (РТС) мощностью 200 Гкал/час и выше, теплоэлектрос- танций (ТЭС), электроподстанций открытого типа 3.2.4. Объекты размещения помещений и 3002 04 1.2.10 технических устройств электро- подстанций закрытого типа, рай- онных тепловых станций мощ- ностью до 200 Гкал/час, повыси- тельных и понизительных тепло- вых насосных станций 3.2.5. Объекты размещения промышленных 3002 05 1.2.9 предприятий V класса вредности 3.2.6. Объекты размещения промышленных 3002 06 1.2.9 предприятий III класса вреднос- ти 3.2.7. Объекты размещения промышленных 3002 07 1.2.9 предприятий I класса вредности 3.3. Участки размещения специальных 3003 объектов: 3.3.1. Объекты размещения помещений и 3003 01 1.2.9 технических устройств водопро- водных станций (водозаборных и очистных сооружений), общего- родских водозаборных сооружений промышленного водопровода (во- дозаборных сооружений и насос- ных станций) 3.3.2. Объекты размещения помещений и 3003 02 1.2.9 технических устройств водопро- водных регулирующих узлов, по- высительных водопроводных на- сосных станций, водозаборных узлов с артезианскими скважина- ми и резервуарами 3.3.3. Объекты размещения помещений и 3003 03 1.2.9 технических устройств городских канализационных очистных соору- жений, насосных станций и регу- лирующих резервуаров 3.3.4. Объекты размещения помещений и 3003 04 1.2.13 технических устройств пунктов перехода ВЛЭП в КЛЭП 3.3.5. Объекты размещения помещений и 3003 05 1.2.13 технических устройств контроль- но-распределительных пунктов (КРП) на газопроводах высокого давления Р=5,5 Мпа, газораспре- делительных станций (ГРС) и го- ловных газорегуляторных пунктов (ГГРП) на газопроводах высокого давления Р=1,2 Мпа, узлы расче- та расхода газа 3.3.6. Объекты размещения помещений и 3003 06 1.2.13 технических устройств антенных полей 3.3.7. Объекты размещения помещений и 3003 07 1.2.9 . технических устройств кладбищ 3.3.8. Объекты размещения помещений и 3003 08 1.2.9 технических устройств кремато- риев 3.3.9. Объекты размещения помещений 3003 09 1.2.13 тюрем, исправительных колоний 3.3.10. Объекты размещения помещений и 3003 10 1.2.13 технических устройств специаль- ного назначения, в т.ч. обеспе- чения военной безопасности 3.3.11. Объекты размещения помещений и 3003 11 1.2.9 технических устройств очистных сооружений поверхностного сто- ка, прудов-регуляторов 3.4. Участки размещения жилищно-ком- 3004 мунальных объектов: 3.4.1. Объекты размещения помещений и 3004 01 1.2.10 технических устройств кварталь- ных тепловых станций (КТС), теплоэлектростанций малой мощ- ности (мини-ТЭС) 3.4.2. Объекты размещения помещений и 3004 02 1.2.10 технических устройств распреде- лительных пунктов (РП), распре- делительных трансформаторных пунктов (РТП), трансформаторных подстанций (ТП), соединительных пунктов (СП), центральных и ин- дивидуальных тепловых пунктов (ЦТП, ИТП), автономных источни- ков теплоснабжения (АИТ), теп- ловых камер - павильонов, газо- регуляторных пунктов (ГРП) на газопроводах давлением менее 1,2 Мпа, индивидуальных артези- анских скважин, канализационных насосных станций малой произво- дительности, блок-станций и звуковых трансформаторных подс- танций (БС, ЗТП) 3.4.3. Объекты размещения аварийно- 3004 03 1.2.9 эксплуатационных и спасательных служб, пожарных депо 3.4.4. Объекты размещения помещений и 3004 04 1.2.9 технических устройств автомати- ческих телефонных станций (АТС) и концентраторов абонентского доступа (КАД) 3.4.5. Объекты размещения предприятий 3004 05 1.2.5 по ремонту бытовой аппаратуры и приборов, а также различного оборудования непроизводственно- го и бытового назначения 3.4.6. Объекты размещения предприятий 3004 06 1.2.5 по производству, ремонту, стир- ке, чистке, крашению, иной об- работке бытовых изделий из тка- ни, кожи, меха и других матери- алов 3.4.7. Объекты размещения автозапра- 3004 07 1.2.5 вочных, газонаполнительных станций, автомоек 3.4.8. Объекты размещения стоянок, 3004 08 1.2.3 помещений гаражей боксового типа 3.4.9. Объекты размещения помещений и 3004 09 1.2.3 технических устройств многоэ- тажных и подземных гаражей, стоянок 3.4.10. Объекты размещения помещений и 3004 10 1.2.3 технических устройств подземных гаражей, стоянок 3.4.11. Объекты размещения помещений и 3004 11 1.2.13 технических устройств тяговых подстанций 3.5. Участки размещения объектов 3005 транспортной инфраструктуры: 3.5.1. Объекты размещения помещений и 3005 01 1.2.11 технических устройств аэропор- тов, аэродромов, а также иных помещений и технических уст- ройств, связанных с эксплуата- цией воздушного транспорта 3.5.2. Объекты размещения помещений и 3005 02 1.2.13 технических устройств линейных объектов железнодорожного и скоростного внеуличного транс- порта, конечных станций, тяго- вых подстанций, технических служб обеспечения эксплуатации железнодорожного и скоростного внеуличного транспорта 3.5.3. Объекты размещения помещений, 3005 03 1.2.13 технических устройств и соору- жений технической инфраструкту- ры железнодорожного транспорта, грузовых и сортировочных стан- ций 3.5.4. Объекты размещения помещений и 3005 04 1.2.11 технических устройств речных портов, речных вокзалов, прича- лов, пристаней, гидротехничес- ких и иных сооружений (включая гидроузлы), обеспечивающих экс- плуатацию водного транспорта 3.5.5. Объекты размещения помещений и 3005 05 1.2.13 технических устройств транс- портных сооружений магистраль- ной улично-дорожной сети, техни- ческих служб обеспечения экс- плуатации магистральной улич- но-дорожной сети 4. УЧАСТКИ СМЕШАННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ, в т.ч.: 4.1. Участки смешанного размещения 1000 1.2.5/1.2.6/ общественно-деловых объектов 1.2.7/1.2.8/ различного вида, указанных в 1.2.9/ пункте 1 настоящего перечня 1.2.11/1.2.17 4.2. Участки смешанного размещения 2000 1.2.1/1.2.2/ жилых объектов различного вида, 1.2.17 указанных в пункте 2 настоящего перечня 4.3. Участки смешанного размещения 3000 1.2.3/1.2.5/ производственных объектов раз- 1.2.7/1.2.10/ личного вида, указанных в пунк- 1.2.11/1.2.13 те 3 настоящего перечня 4.4. Участки смешанного размещения 1200 1.2.1/1.2.2/ общественно-деловых и жилых 1.2.5/1.2.6/ объектов, указанных в пп.1,2 1.2.7/1.2.8/ настоящего перечня 1.2.9/1.2.11/ 1.2.17 4.5. Участки смешанного размещения 1300 1.2.3/1.2.5/ общественно-деловых и произ- 1.2.6/1.2.7/ водственных объектов, указанных 1.2.8/1.2.9/ в пп.1,3 настоящего перечня 1.2.10/1.2.11/ 1.2.13/1.2.17

Все земли разбиты на участки, у которых помимо , есть также определенный вид разрешенного использования (ВРИ).

Этот термин, используемый в законодательных актах РФ, (Земельном и Градостроительном кодексе), существует для того, чтобы определять, какую деятельность можно вести на участке .

Например, нельзя выбрать любое место в городе или за городом и построить там магазин, торговый центр или начать выращивать помидоры и картошку.

Виды разрешенного использования земельного участка (ВРИ ЗУ), согласно действующего классификатора, указаны в документе градостроительного зонирования «Правила землепользования и застройки» (ПЗЗ) города (где также указаны размеры участка и расположенных на нем построек, ограничения по использованию и расчетные показатели).

Каждый земельный участок имеет три вида разрешенного использования, согласно Градостроительному кодексу РФ, ст. 37 :

  • основной,
  • условный,
  • вспомогательный.

Чтобы структурировать и классифицировать информацию о ВРИ, в 2014 году был принят приказ 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

В 2015 году были внесены изменения , действующие на сегодняшний день.

До этого четких правил по формулировке видов разрешенного использования не существовало, и они не имели классификации.

Некоторые названия были довольно «размытыми» и не несли четкого смысла.

Владелец участка выбирает деятельность согласно основному или вспомогательному ВРИ сам, без дополнительных разрешений . На условный ВРИ владелицу необходимо получить разрешение.

Подытожим: классификатор разрешенного использования земельных участков — это документ, содержащий перечень всех видов разрешенного использования. Многие из них приобрели более конкретную формулировку смысла, не предполагающую другие варианты его трактовки.

Перечень видов разрешенного использования по классификатору

В текущем варианте классификатора описаны 13 групп видов использования с числовым обозначением (1,2,3 … 13). У каждого из них под номерами 1.1., 1.2 и т.д. расписано подробно его содержание . Полный текст классификатора, содержащий таблицу ВРИ и их коды, можно найти по ссылке .

Рассмотрим подробнее разделы классификатора видов разрешенного использования земельных участков.

Сельскохозяйственное

Разделу присвоен код 1. Имеет 18 подпунктов содержания от 1.1 до 1.18.

Этот вид подразумевает деятельность, связанную с ведением сельского хозяйства :

  1. растениеводство
  2. животноводство,
  3. пчеловодство,
  4. рыбоводство.

В основном он описывает ВРИ земель.

Под первым пунктом — растениеводство — имеется в виду выращивание:

  • сельскохозяйственных культур и овощей;
  • чая и лекарственных трав;
  • цветочных, плодовых и ягодных культур;
  • льна и конопли.

Также на участке этого вида разрешаются :

  • научные и селекционные работы,
  • хранение, производство и переработка с\х продукции;
  • размещение питомников, построек для хранения техники и оборудования;
  • разведение животных.

Один из подпунктов вида – ведение хозяйства без возведения каких-либо построек (полевые участки личного подсобного хозяйства).

Подробнее обо всех ВРИ сельскохозяйственных земель читайте в .

Жилая застройка

Имеет 7 подпунктов содержания с кодами от 2.0 до 2.7.1, описывающих ВРИ .

На таких участках предполагается размещение жилых домов разного вида и типа (от индивидуальных жилых домов с участком до многоквартирных домов в 20 этажей).

Вид «Жилая застройка» не подразумевает здания с временным проживанием людей (гостиницы, дома отдыха, оздоровительные заведения, помещения для проживания рабочих, тюрьмы и т. д.).

Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)

Разрешено строить жилые дома не выше 3-х этажей , в которых можно жить постоянно.

Также этот код участка предусматривает выращивание на нем:

  • сельскохозяйственных культур,
  • плодовых деревьев,
  • ягод,

размещение:

  • подсобных помещений,
  • гаражей.

Подпунктом 2.1.1 вынесена малоэтажная многоквартирная жилая застройка. То есть – дома не выше 4-х этажей для постоянного проживания нескольких семей.

На этой территории также предусмотрено выращивание культур и дополнительное строительство, к которому, помимо гаражей и подсобных помещений, добавляются:

  • встроенные и пристроенные магазины;
  • объекты обслуживания (химчистки, парикмахерские);
  • детские и спортивные площадки.

Для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ)

Те же условия использования участка, как и ИЖС (2.1) – жилые дома постоянного проживания не выше 3х этажей, выращивание культур и деревьев, вспомогательные постройки и гаражи.

Добавляется лишь возможность разведения животных и размещение построек для их содержания.

Блокированная жилая

Дома на несколько семей , называемые таунхаусами, с общей придомовой территорией. Квартиры имеют общие стены с соседями.

Также разрешено:

  • выращивание деревьев,
  • ягод,
  • размещение гаражей,
  • детских и спортивных площадок.

Передвижное жилье

Имеет код 2.4. Включает в себя:

  • палаточные городки,
  • жилые вагончики и прицепы,

которые можно подключить к инженерным сетям .

Среднеэтажная

Имеет код 2.5.

Многоквартирные дома не выше 8 этажей

Многоэтажная

Имеет код 2.6.

Многоквартирные дома от 9 этажей и выше , пригодные для постоянного проживания.

Пункты 2.5 и 2.6. предполагают также размещение элементов благоустройства:

  • лавочки и урны, кустарники;
  • детские и спортивные площадки;
  • подземные и наземные парковки;
  • магазины и прачечные.

Подробнее о видах разрешенного использования земель населенных пунктов читайте .

Обслуживание жилой застройки

Подразумеваются строительство некоторых объектов из кода 3.0 и 4.0 :

  • кафе и столовые;
  • объекты соцобеспечения;
  • парковки и гаражи;
  • мастерские ремонта;
  • парикмахерские и больницы;
  • школы, детские садики, университеты;
  • библиотеки, театры, церкви и т.д.)

ВАЖНО: в некоторых случаях, участку может быть присвоен весь код 2.0. Это значит, что на территории возможно любое строительство и любая деятельность из всего вышеперечисленного.

Общественное использование объектов капитального строительства

3.1 до 3.10.2 .

Подразумевается строительство :

  • коммунальных объектов;
  • объектов соцобслуживания;
  • больниц и поликлиник;
  • детских садов, школ и университетов;
  • исследовательских центров;
  • развлекательных, религиозных объектов и т. д.

Предпринимательство

Имеет 10 подпунктов содержания с кодами от 4.1 до 4.10

Здания, построенные с целью получения дохода :

  • магазины и торгово-развлекательные центры;
  • кафе, клубы и рестораны ;
  • гостиницы, аквапарки;
  • паркинги, автосервисы и др.

Отдых (рекреация)

Имеет 5 подпунктов содержания с кодами от 5.1 до 5.5 .

Предполагают строительство:

  • парков и скверов;
  • спортивных и туристических объектов;
  • зданий для наблюдения и ухода за природой .

Производственная деятельность

Имеет 11 подпунктов содержания с кодами от 6.1 до 6.11

Размещение производственных территорий и помещений:

  • капитальное строительство с целью добычи полезных ископаемых и их переработки,
  • возведение заводов и фабрик .

Размещение объектов транспорта

Имеет 5 подпунктов содержания с кодами от 7.1 до 7.5.

Строительные объекты, представляющие собой пути сообщения и сооружения для перевозки грузов или людей, следующих видов транспорта:

  • железнодорожного,
  • автомобильного,
  • водного,
  • воздушного,
  • трубопроводного.

Обеспечение обороны и безопасности

Имеет 4 подпункта содержания с кодами от 8.0 до 8.3 .

Размещаются следующие строительные объекты :

  • воинские формирования, полигоны, военные институты;
  • инженерные сооружения на границах РФ (таможенный контроль);
  • здания органов внутренних дел и спасательных служб.

Деятельность по особой охране и изучению природы

Имеет 3 подпункта содержания с кодами от 9.0 до 9.2.

Строительные объекты предназначенные для осуществления деятельности по сохранению и изучению природного мира , ухода за ним. Также объекты курортной деятельности, используемые для оздоровления и лечения людей за счет природных ресурсов:

  • минеральные воды,
  • лечебные грязи и др.

Участки, в которых не допускается сельскохозяйственная и любая другая деятельность , кроме:

  • охранной,
  • курортной,
  • историко-культурной.

Использование лесов

Вид использования имеет 4 подпункта содержания с кодами от 10.1 до 10.4.

Подразумевается строительство объектов для:

  • заготовки, обработки и вывозу древесины и др. лесных ресурсов (грибы, ягоды);
  • выращивания древесины (лесные плантации) и др. лесных ресурсов;
  • хранения собранного природного ресурса (временные склады).

Водные объекты

11.0 до 11.2.

К этому виду относятся территории:

  • рек, озер, болот, морей и т. д.;
  • примыкающие к водоемам участки.

Используются для водопользования и строительства водных объектов, например водохранилищ.

Земельные участки (территории) общего пользования

Вид использования имеет 3 подпункта содержания с кодами от 12.0 до 12.2.

Встречается только в населенных пунктах и подразумевает размещение:

  • дорог и прилегающих территорий;
  • набережных, мест отдыха и рекреации;
  • кладбищ и земель запаса (в которых запрещена любая хоздеятельность ).

Участки под огородничество, садоводство и дачное хозяйство

Имеет 3 подпункта с кодами от 13.1 до 13.3.

В основном предполагает выращивание:

  • сельскохозяйственных культур,
  • плодовых и ягодных деревьев,

и возведение временных построек для хранения собранного урожая, обеспечения ухода за ним:

  • поливка,
  • прополка,
  • удобрение и т.п.

ВАЖНО!!! Согласно ФЗ от 2017 года, вводится разрешение на строительство домов постоянного проживания на этом участке.

Необходимо рассмотреть подробнее эти 3 подпункта.

Огородничество

Разрешает выращивание на участке:

  • сельскохозяйственных культур,
  • овощей,
  • ягод,
  • картофеля.

Что касается строительства — разрешено возведение лишь временных построек, не предназначенных для проживания.

Садоводство

Выращивание тех же культур, как и в предыдущем пункте. Отличие в видах строительства.

Садоводство предполагает возведения дома для отдыха , не делящегося на квартиры и не предназначенного для проживания, а также дополнительных хозяйственных построек.

Дачное хозяйство

Те же виды растений, но возможно строительство жилого дома (без деления на квартиры и не выше 3-х этажей) и хозяйственных построек.

ВАЖНО: огородничество и садоводство разрешается вести так же на землях сельскохозяйственного назначения, но либо без разрешения строительства вообще, либо разрешено строительство только нежилых вспомогательных объектов.

Основные отличия нового классификатора

В первом разделе (код 1.0) описаны все возможные виды сельскохозяйственного использования с описанием построек и сооружений.

Все виды ведения садового и дачного хозяйства вынесены в новый код 13 (13.1., 13.2., 13.3).

Крестьянско-фермерское хозяйство не упоминается вообще, а все виды жилого строительства приобрели более упорядоченную классификацию.

Какие ВРИ подходят для индивидуального строительства

Для индивидуального строительства, в соответствии с классификатором, подходят следующие участки .

Жилые здания постоянного проживания

На участках с кодом разрешенного использования:

  • 2.0. – жилая застройка;
  • 13.2. – ведение садоводства;
  • 13.3 – ведение дачного хозяйства (в соответствии с ФЗ N217 , который вступает в силу с 2019 года).

Сезонные жилые объекты

На участках с кодом:

  • 13.1. – ведение огородничества (только некапитальное строительство );
  • 13.2. – ведение садоводства;
  • 13.3. – ведение дачного хозяйства.

Нежилые здания, сооружения и постройки

На участках с кодом 1.0. – сельскохозяйственное использование (вспомогательные сооружения для ведения хозяйства), на участках с кодом 4.0 – предпринимательство (строительство нежилых зданий с целью получения прибыли).

ВРИ, указанные в документах ранее

В старом классификаторе видов разрешенного использования земельных участков (документ 2014 года) для строительства вспомогательных и жилых помещений подходят те же коды.

Отсутствуют лишь вновь введенные коды:

  • 13.1.,
  • 13.2.,
  • 13.3.

Классификатор не отменяет предусмотренного в градостроительном кодексе деления видов разрешенного земельных участков использования на основные, вспомогательные и условно разрешенные.

Так, например, в качестве основного может быть выделен укрупненный ВРИ – сельскохозяйственное использование. Значит, на участке можно будет заниматься любой деятельностью, описанной под кодом 1.1 -1.18.

ВАЖНО: если некоторые уже существующие постройки стоят на не предназначенной для них земле согласно новому классификатору – они все равно признаются законными. Владельцу не нужно переводить свой участок в другую категорию. (согласно статье 34, п. 11. ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ).

Виды использования, которые можно отнести к вспомогательным, так же содержатся в классификаторе под описанием содержания расширенного кода.

Например, код 2.5 «среднеэтажная жилая застройка», включает озеленение, гаражи, детски и спортивные площадки.

Будущие изменения

С 2014 года в документах наряду со старыми, появляются и новые виды разрешенного использования. Также, потребуют решения отдельные вопросы.

Например, в некоторых городах производственные зоны на картах зонирования обозначаются по отдельности, в зависимости от опасности детальности (вредных выбросов, возможности взрыва), а в классификаторе все сведено в единую производственную деятельность .

Эти и многие друге противоречия повлекут за собой изменения, потому что, в соответствии с уже упомянутым ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ (ст. 34, п 12), документы градостроительного зонирования до 1 января 2019 года должны быть изменен ы в соответствии с классификатором.

С 2019 года вступает в силу ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором решаются некоторые спорные вопросы и уточняются недостающие моменты.

Процесс изменений, можно сказать, только начался и будущее покажет практика.

Что еще влияет на присвоение участкам вида разрешенного использования:

Вид разрешенного использования является частью градостроительного регламента , который, в свою очередь, входит в Правила землепользования и застройки (наряду с картой градостроительного зонирования).

Все эти документы повлияли на создание классификации видов разрешенного использования земельных участков.

Таким образом, с принятием этого документа вид использования присваивается сразу всей зоне (которые выделены на карте зонирования) и включает в себя и основные, и вспомогательные, и условно разрешенные виды сразу.

Это является плюсом, так как у участка появляется большее количество возможностей использования , которые можно легко сменить .

Видео о классификаторе и порядке смены ВРИ

В данном видео рассказывается о том, зачем нужен классификатор и порядке действий для смены ВРИ (куда обращаться сроки и т.д):

Выводы

Перечислим по пунктам:

  1. действующий классификатор ВРИ земельных участков имеет 13 кодов с расширенным подробным описанием содержания каждого подпункта;
  2. он не отменяет деление на основные, вспомогательные и условно разрешенные виды, а делает его более легким;
  3. по нему можно выяснить, какие виды участков подходят для частного строительства, ведения сельского хозяйства и предпринимательства;
  4. С 2020 года по публичной кадастровой карте можно будет узнать ВРИ участка в соответствии классификатором;
  5. Тем не менее, в документе остаются вопросы, требующие пересмотра, и задачи, требующие решения.

Любая деятельность на земле четко определяется градостроительными документами .

Подобный контроль нужен, чтобы город развивался, был удобным и комфортным для жизни и для работы.

Введение классификатора ВРИ ЗУ структурировало и собрало воедино порядок назначения видов использования для земельных участков, отбросило двусмысленность и нечеткость формулировок.

Это облегчило задачи и для профессионалов (градостроителей, юристов, государственных служащих), и для людей, занимающихся строительством, предпринимательством, ведением дачного хозяйства и огородничества.

Вконтакте

Каждый участок земли приобретается в собственность или пользование с главной целью – получения пользы от его обработки. Под пользой практически каждый правообладатель понимает то, что ему ближе, что отражает возможность исполнения собственных желаний и намерений при обработке земли. В числе приоритетов могут быть следующие:

  1. Обработка земли с целью выращивания фруктов, овощей как для собственного потребления в пищу, так и для возможной реализации и получения прибыли.
  2. Разведение сада, как для удовлетворения эстетического вкуса хозяев, так и для возможной реализации плодов как оптом, так и в розницу.
  3. Использование земли под индивидуальное предпринимательство.
  4. Возведение капитального строения, которым может быть как частный дом, так и жилое здание с вариантами допустимой этажности.
  5. Развитие промышленных зон или нежилых деловых и торговых участков как в населённых пунктах, так и за их пределами.

Каждая из перечисленных целей, а также иные возможные цели обработки и приобретения ЗУ, отражаются в их целевом использовании, которое более дифференцированно, чем разделение земель на категории, отражает характеристики допускаемых работ в земельном и территориальном массиве.

Однако целевое назначение земель также имеет свои структурные образования, которые предоставляют стандартный набор условий для правообладателей при пользовании участками.

То есть фактическое использование земли должно опираться на представленные виды разрешения, к которым относятся:

  • основной вид;
  • условно-разрешённый;
  • дополнительный.

Основной вид использования ЗУ определяет регламент его использования. Например, в определённых зонах градостроительный регламент предусматривает исключительно строительство двухэтажек, а в других – коттеджей.

Фактическое и разрешённое использование земель должны совпадать, в противном случае – договор пользования может быть аннулирован, а правообладатель оштрафован.

Если участок используется на правах собственности – владелец имеет возможность согласовать собственные интересы в эксплуатации участка с интересами хозяйствующего субъекта.

Объективно, участки должны использоваться так, чтобы между правообладателями осуществлялось взаимодействие и соответствующая гласная или негласная договорённость. Дело в том, что каждый персональный участок объединяется с другими межевыми границами, которые относятся к совместно используемым землям.

Между ними проложены земли, где проходит транспортное и иное сообщение . Инженерные коммуникации и участки, обременённые публичным сервитутом – это далеко не полный перечень земель, в пользовании которыми должен быть установлен порядок.

В силу этого основной вид разрешения вменяет в ответственность гражданам соблюдать установленный порядок. Его специфика заключается в том, что в местах общественного пользования землями, например на автобусных остановках или вблизи линий электропередач и т.п., не санкционированы те или иные действия субъектов пользования.

Но практически каждый из них осведомлён о том, каким образом они используются совместно.

То есть ЗУ, используемые совместно, в соответствии с видом разрешённого использования, опираются на установленный порядок . Как правило, если исключить вандалистические действия хулиганов, добросовестные граждане, следуют установленным правилам безоговорочно. Но в жилых массивах, где имеются дворовые участки общего пользования, могут возникать разногласия, перерастающие в конфликт.

Зачастую граждане запутываются в своих правах и неправомерно начинают претендовать на общественную территорию. Для них определены условия пользования, которые заключаются в следующем:

  1. На территории частной долевой собственности владельцы имеют право на часть земли, пропорционально доле собственности в жилом доме (п.2 ст.247 ГК РФ). Но в пределах разрешённого использования.
  2. Если доля не определена, порядок пользования разделяется в равных долях (п.1 ст.245, п.2 ст.247 ГК РФ). Но также, исключительно в пределах разрешённого использования.

Это регламентирует для всех собственников определение порядка в пределах допустимых регламентом разрешённого использования, форм деятельности.

Например, в многоэтажных домах дворы общего пользования недопустимо использовать для содержания домашних животных или под огород. Не разрешено разбивать клумбы в ущерб другим жильцам, чьи малолетние дети могут стать причиной конфликта в случае повреждения насаждений.

Как правило, после вселения в новостройку, жильцы, большинством голосов, определяют порядок пользования и на его реализацию. В этом и в аналогичных случаях места общего пользования обеспечиваются дополнительным видом разрешения, который приобщается к основному виду в качестве варианта установленного порядка.

Не только земли общего (совместного) пользования обусловлены установлением и соблюдением порядка. Каждый ЗУ, находящийся в пользовании и даже в собственности, может эксплуатироваться исключительно в соответствии с правилами, установленными для всех без исключения правообладателей.

Право пользования участком возникает при переходе права собственности непосредственно на ЗУ или опосредованно – при приобретении права на капитальное строение, расположенное на ограниченном участке (ст. 35 ЗК РФ).

Независимо от целевого назначения земель, ответственные лица обязаны осуществлять пользование без ущерба в сторону:

  • плодородия почв;
  • других собственников;
  • окружающего ландшафта;
  • экологии всей территории.

При несоблюдении обозначенных правил, лица, пользующиеся участками могут:

  • подвергаться штрафам;
  • предупреждениям;
  • изъятию участков.

Перечисленные санкции вменяются местной администрацией, в ведении которой находится территориальная зона. Изъятие осуществляется только по разрешению суда.

Таким образом осуществляется надзор и контроль за эксплуатацией участков. При их или не в соответствии с представленным разрешённым использованием, также может быть поставлен вопрос об изъятии.

Ниже вы видите закон об использовании земельных участков:

Кодекс РФ об административных правонарушениях, Глава 8, Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

При постановке вопроса об использовании (не использовании) участка по целевому назначению и в соответствии с разрешённым использованием, определяют по срокам, в течение которых осуществляется неиспользование ЗУ, что возводит его в разряд бесхозного имущества или неэффективно используемого.

Это касается не только земель сельхозназначения и участков под ИЖС. Аренда городских территориальных зон под застройку существует по тем же правилам. Если арендатор в течение 3 лет со дня подписания договора аренды, так и не начал использовать ЗУ – это является серьёзным основанием расторжения договора в одностороннем порядке.

То же самое касается арендаторов земель сельскохозяйственного назначения – индивидуальных предпринимателей, которые не обрабатывают земли, а также частных лиц. Через 3 года с момента подписания договора, он может быть аннулирован (п.2 ст.46 ЗК РФ).

Если речь идёт о ЗУ, который находится в собственности , даже после оставления его бесхозным после смерти собственника в случае отсутствия наследников, хозяйствующий субъект имеет законное право обратиться в суд с целью его изъятия только после 10 лет не использования по назначению.

В других случаях, если собственники известны, в их адрес отправляются предупреждения с установленными административной комиссией сроками, которые требуется соблюдать для исправления беспорядка на участке, во избежание его отнятия.

Определение сроков играет существенную роль также при оформлении (переоформлении) договоров аренды или пользования ЗУ. Ст. 7.34 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафов за просрочку оформления договоров.

Период в течение которого земельный участок может использоваться в соответствии с приносимой им пользой, что определяет его кадастровую стоимость. В определении сроков полезного использования существенную роль играет разрешённое использование, так как различные виды эксплуатации земель требуют применения различных технологий.

Например, участки плодородных почв периодически должны оставляться «под пар», когда уровень их полезного использования принципиально снижается, но формально они используются собственником или арендатором. При возведении здания, полезное использование земель не может превышать эксплуатационного срока использования сооружения.

Понятие срока полезного использования ЗУ введено для определения его стоимости. Особенно важно его определение для начисления арендной платы или определения стоимости сервитута.

Он необходим и профессиональным оценщикам для выдачи заключительных актов независимой экспертизы. Несмотря на то, что земли теоретически определяются в качестве «вечных ценностей», при расчёте стоимости используется срок в 49 лет.

Постановление Правительства от 24.02.09, постулировало за № 160 правила для особых условий землепользования, за подписью Президента РФ В.В. Путина.

Они разработаны в отношении линий электропередач, которыми обеспечиваются территории всех населённых пунктов. Разработанные правила предусматривают соответствующие нормативы и регламент пользования землями:

  1. Собственниками участков , которым приходится обрабатывать земли или эксплуатировать их в непосредственной близости от линий электропередач.
  2. Специалистами электросетевых хозяйств , которые обязаны обеспечить безопасность землепользователей.

Правовые формы использования земельных участков – это признанные Российским законодательством формы правообладания, к которым относятся, в том числе, земли. Существует 2 вида прав:

  • вещные (в т.ч. ограниченные);
  • обязательственные.

Вещное право на землю предоставляется при условии разрешения её использования в соответствующем качестве при выделе:

  • в постоянное (бессрочное) пользование;
  • пожизненно наследуемое владение.

Оно же регламентировано в случае аренды земель.

Характеристики данного вида права предполагают для землевладельца пользование участком в качестве объекта. Если, при этом, устанавливается срок пользования, можно говорить об ограниченном вещном праве.

В случае приобретения вещного права землепользователем, предусматривается сохранение обязательственного права за хозяйствующим субъектом или иным лицом, владельцем ЗУ. Поэтому правообладатель ограничен в правах исключительно разрешением пользования. А при пожизненно наследуемом владении приобретает дополнительно право передавать ЗУ по наследству.

В случае:

  • приватизации;
  • переоформления в собственность;
  • выкупа у администрации,

правообладатель приобретает обязательственное право. Хозяйствующий субъект делегирует право распоряжения участком собственнику, с вытекающими из этого правовыми последствиями.

Правообладатели этого типа приобретают имущественное право , которое расширяется до пределов самостоятельного распоряжения не только участком в качестве вещи, но и ответственностью за правообладание. То есть собственник может отчуждать своё право другому лицу или разделить его по своему усмотрению.

Правовой режим использования ЗУ предполагает наличие объекта и субъекта правопорядка в пользовании землёй. Под субъектом понимается как лицо, так и вид права, которым он обладает. Объект права трёхсоставен:

  1. Общий объект – это часть земли, расположенная на поверхности земного шара в качестве целостного земельного массива, или земля как форма существования определённого вида почв, со своеобразным ландшафтом, растительностью и т.п.
  2. Родовой объект определяется спецификой земельного массива, который наделён соответствующими харатеристиками такими как категории земель, их целевое назначение.
  3. Конкретный объект имеет кадастровые адреса, разрешённое использование и правовую принадлежность к хозяйствующему субъекту, осуществляющему функции инспектирования и контроля.

Объединение земельных участков с разным разрешенным использованием

Если участки имеют различное целевое использование, их объединение путём перераспределения частным лицом допустимо только при условии изменения разрешённого использования одного из них по выбору собственника или администрации.

Если перераспределение производится администрацией – она вправе решать вопрос о назначении ЗУ по собственному усмотрению. А если участком пользуется застройщик, у него в зоне территории застройки могут оказаться здания разного предназначения, этажности и т.п. однако ему это не доставит проблемы, так как он осуществляет деятельность на основании градостроительного проекта и других документов, регламентирующих деятельность (ст. 37,38 ГрК РФ).

Поправка на разрешённое использование

В некоторых случаях, когда разрешённое использование при перераспределении участков имеет несущественные различия в их основном разрешении, координацию их использования можно осуществить основного вида использования на условноразрешённый.

Но и это может не потребоваться, если вопрос можно решить путём внесения поправки в имеющееся разрешённое использование ЗУ. Поправка осуществляется путём внесения в документы заявленных изменений, при сохранении кода классификации участка. Поправка вносится путём дополнительного административного разрешения на конкретные виды деятельности, если они:

  • целесообразны для собственника;
  • не противоречат градостроительному регламенту;
  • органичны с контекстом.

Заключение

Для правомерного использования ЗУ потребуется соблюдать определённый регламент, который допускает набор действий в применении к участку. А также запрещает несанкционированные действия в отношении к нему. При необходимости таких действий, участок необходимо перевести в другую целевую категорию или изменить его разрешённое использование.

Определение вида разрешенного использования земельного участка — важный юридический момент, который позволяет определить, здания какого типа можно строить на той или иной территории.

Этот вопрос регулируется:

  • Министерством экономического развития,
  • Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ).

На приобретенном участке невозможно строить все, что заблагорассудится , поскольку, например, на земле, предназначенной для строительства торговых объектов, невозможно заниматься сельским хозяйством.

Это противоречит юридическим регламентам и за такую самодеятельность можно получить штраф по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Согласно этой статье, в случае, если уже была определена кадастровая стоимость земельного участка, гражданские лица обязаны выплатить до 1% от общей суммы, но при этом она не должна быть менее 10000 рублей.

Для юридических лиц штраф больше , он составляет от 0,5 до 2%.

Если же кадастровая стоимость земли еще не была определена, то первая категория лиц должна выплатить штраф в размере от 10000 до 20000 рублей , а вторая — уже от 100000 до 200000 рублей .

Вопрос очень серьезен, поэтому игнорировать его нельзя .

Способы определения

Определение ВРИ производится теми же способами, что и земли.

Итак, как определить вид разрешенного использования земельного участка? Куда можно обратиться?

По выписке из ЕГРН

До 1 января 2017 года на территории России действовали кадастровые паспорта, в которые вносилась вся информация о квартире или земельном участке.

Затем паспорта упразднили и собрали ЕГРН — Единый Государственный Реестр Недвижимости, объединив в нем сведения о правах на владение и о технической информации, касаемо земельного участка.

Получение выписки из Реестра — наиболее простой способ определить, какой вид разрешенного использования земельного участка ему сейчас назначен.

Сделать это можно двумя способами :

На выписке будут указаны: кадастровый номер и номер кадастрового квартала, а ниже находятся строки:

  • «вид разрешенного использования».

Если на таком участке планируется построить многоквартирный дом, то такая деятельность без смены ВРИ будет незаконной. По поводу смены вида разрешенного использования также нужно обращаться в кадастровую палату.

Выписка не имеет срока действия , но обязательно нужно получить новую, если произошли какие-либо изменения в информации по поводу участка, например, сменился собственник, поменялось ВРИ и т.д.

В кадастровой палате

Информацию об участке земли может при желании получить любой интересующийся, оплатив необходимую госпошлину.

Такого рода сведения может получить любой человек, даже не являющийся собственником участка.

Но получить документы, устанавливающие право на владение участком, либо их копии может только собственник земельного надела.

Для получения выписки нужно иметь с собой:

  • паспорт;
  • доверенность, полученную у нотариуса;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины.

Для юридических лиц потребуется также свидетельство о директорских полномочиях.

Готовую выписку можно будет забрать примерно через 5 дней , в случае обращения в МФЦ этот срок увеличится на 2-4 дня. Можно забрать документ как в бумажном виде, так и в электронном.

Физическому лицу придется отдать:

Для юридических лиц стоимость составит 300 р. за электронную и 1200 р. за бумажную кадастровую выписку.

Кроме личного обращения, есть еще вариант послать письмо , желательно заказное и отслеживаемое.

В конверте должно быть заявление, составленное в соответствии с приложениями к приказу Минэкономразвития (схему составления можно посмотреть ), а также квитанцию об уплате госпошлины.

Отправлять письмо необходимо на адрес кадастровой палаты, которая располагается в том же городе или поселке, где находится и земельный участок.

На сайте Росреестра

В век развитых технологий необходимость ходить по инстанциям постепенно отпадает, это касается и вопросов получения выписки.

Получить ее очень просто, для этого нужно :

  • зайти на сайт Росреестра,
  • выбрать вкладку «Физическим лицам»,
  • найти справа зеленую таблицу с названием «Электронные сервисы»,
  • кликнуть на строку «Получение сведений ЕГРН».
  • После этого можно начинать заполнение формы запроса.

Если получать выписку на сайте Росреестра, то за бумажный вариант физическим лицам придется заплатить 250 рублей , электронная выписка стоит столько же.

Юридические лица отдадут 1100 и 700 рублей за бумажный и электронный вариант соответственно.

Если подробная кадастровая выписка не требуется, а нужна общая информация об участке, то можно перейти по ссылке и заполнить форму.

Для более успешного результата желательно знать кадастровый номер земельного участка, можно также ввести условный или ранее присвоенный номер, но обычно это не требуется.

Ниже находятся строки для ввода адреса, а также несколько строк по поводу прав и ограничений.

Для определения ВРИ нужно обратить внимание на строку «Разрешенное использование».

Получение информации по кадастровой карте

Кадастровая карта — самый наглядный вариант определения вида разрешенного использования земельных участков, где посмотреть информацию можно, даже не зная точного номера участка. Для осуществления этого способа нужно перейти по ссылке , нажать на значок лупы и ввести кадастровый номер участка.

Помимо ВРИ, кадастровый номер помогает также , к которой относится участок. После этого появится таблица со всей необходимой информацией по участку . Способ удобен еще и тем, что можно на карте сразу найти свой участок, он будет выделен желтым цветом.

Убедитесь, что рядом со строкой поиска написано слово «Участки», иначе поиск будет некорректным.

Видео-инструкция

На видео продемонстрирован поиск участка по кадастровой карте:

По классификатору

Рассмотрим конкретную ситуацию: человек приобрел земельный участок и собирается использовать его по прямому назначению, например, для сельского хозяйства. Как узнать вид разрешенного использования земельного участка заранее?

Для того, чтобы узнать, что именно он имеет право строить на данном участке, в первую очередь необходимо определить, к какой зоне относится территория, поскольку для каждой зоны может быть прописан отдельный регламент.

Для того, чтобы человек мог заниматься сельским хозяйством на своем участке, земельный надел должен принадлежать к категории зон для сельскохозяйственного использования.

Территориальное зонирование можно наглядно увидеть на публичных кадастровых картах , которые составляются как для отдельных субъектов Российской Федерации, так и для всей страны.

После того, как определена зона, к которой принадлежит земельный участок, можно приступать к определению непосредственно ВРИ.

С 3 ноября 2015 года были внесены изменения в процесс определения вида разрешенного использования земельного участка.

На их основе был составлен новый Классификатор, позволяющий достоверно узнать, каким именно типом ВРИ обладает участок и что можно строить на его территории.

Посмотреть приказ Минэкономразвития можно на этом сайте .

Важно! Классификатор может быть использован только для основных видов разрешенного использования земельного участка, остальные регулируются местными градрегламентами.

Если внимательно рассмотреть документ, то можно увидеть, что каждой зоне соответствует свой раздел , которому присваивается цифра.

Например:

  • территории для сельскохозяйственного использования отмечены цифрой 1,
  • жилая застройка — 2,
  • территории для постройки общественных объектов — 3 и т.д.

Каждый раздел делится на подпункты , которым также присвоен номер, который пишется после основного номера территориальной зоны, отделяясь точкой.

Рассматривая ситуацию с участком для сельскохозяйственных нужд, нужно отметить, что человек должен определить, чем именно он будет заниматься на этой территории и затем проинформировать об этом Кадастровую Палату, чтобы данные были внесены в ЕГРН.

Если человек решил разводить свиней, то код его ВРИ будет 1.11, если на территории планируется выращивать зерновые культуры, то числовое обозначение будет 1.2 и т.д.

Для максимального охвата всей возможной деятельности, производимой на участке, авторы Классификатора сделали его раздробленным, разделив каждую территориальную категорию на множество подразделов.

Благодаря этому можно утвердить:

  • возможность продать, купить или подарить участок,
  • установить размер налога на землю и возможные льготы,
  • определить размеры используемой территории и т.д.

В каждом из подразделов классификатора подробно указано, что может быть построено на участке.

  • аквапарков,
  • дискотек,
  • клубов и других заведений,

могут быть построены:

  • отели,
  • кафе,
  • рестораны.

Согласно п. 4 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ владелец участка имеет право самостоятельно выбрать ВРИ , не обращаясь при этом за специальными разрешениями и другими документами. Но это правило не распространяется на органы власти и самоуправления, а также на государственные учреждения и предприятия.

Возможные проблемы

Классификатор, несмотря на свою подробность и проработанность, не может охватить все возможные способы использования земельных участков.

Но, поскольку Классификатор работает только для основных ВРИ, то есть смысл обратиться к Правилам землепользования и застройки, установленным в районе, где находится земельный надел.

Вполне возможен вариант, что строительство дома для жилья на территории для сельского хозяйства будет относиться к условно разрешенным ВРИ.

Для того, чтобы землю можно было в таком случае полноценно использовать, необходимо обратиться в комиссию по ПЗЗ и написать заявление о смене вида разрешенного использования. После проведенных слушаний собственник получит разрешение на строительство.

Если участок изначально имел условно разрешенный ВРИ, то владельцу придет постановление о том, что нужно подать заявление по поводу разрешения на использование. Это еще один способ определить, какой ВРИ имеет территория: основной или условно разрешенный.

Полезное видео

Подробнее о видах разрешенного использования земельных участков смотрите в данном видео:

Подводя итоги

Наиболее достоверный способ определить вид разрешенного использования участка — получить выписку в кадастровой палате или онлайн на сайте Росреестра.

В документе указана вся информация об участке, в том числе категория земель и ВРИ.

Для того, чтобы лучше понять, как именно можно использовать землю, необходимо обратиться к Классификатору, найдя свою категорию территориальных участков.

При возникновении несоответствий ВРИ и строительным задумкам владельца нужно написать заявление и сменить вид разрешенного использования на желаемый.

Вконтакте