О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности. О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности. Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности как условие осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйств

Одним из направлений публично-правового регулирования хозяйственной деятельности является лицензирование ее отдельных видов. Лицензированию подлежит не любая экономическая или хозяйственная деятельность, а только отдельные ее виды. Это обусловлено повышенной общественной значимостью соответствующих видов деятельности, а также технологической сложностью некоторых из них. В связи с этим, хозяйствующий субъект должен подтвердить соответствие своей организационной структуры, кадрового состава, технической и иной материальной оснащенности требованиям законодательства, установленным в качестве условий осуществления определенной деятельности. Лицензия – (от лат. liсentia – право, разрешение) представляет собой документ, выданный уполномоченным государственным органом, подтверждающий полное соответствие хозяйствующего субъекта требованиям законодательства для осуществления определенных видов деятельности и содержащий разрешение на их осуществление. Таким образом, государство в строго определенных законом случаях выдает хозяйствующему субъекту лицензию на право осуществления определенной деятельности. Если в федеральном законе какая-либо деятельность не указана в качестве лицензируемой, это означает, что эта деятельность может осуществляться без получения лицензии. В этом случае хозяйствующий субъект должен обладать лишь правоспособностью – то есть быть зарегистрирован в форме, установленной гражданским законодательством (в качестве юридического лица (организации) либо в качестве индивидуального предпринимателя).

Лицензирование, являясь публично-правовым вмешательством в экономический оборот, детально регламентируется законодательством, поскольку представляет собой изъятие из общегражданского режима свободы хозяйственной деятельности. Виды экономической деятельности, осуществляемые в Российской Федерации, устанавливаются в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) , Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии. ОКВЭД входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

Лицензирование является исключением из общего правила о свободе хозяйствующих субъектов осуществлять те виды экономической деятельности, которые представляются им наиболее целесообразными и приносящими прибыль. Конституция РФ в ч. 1 ст. 34 устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Государство, устанавливая подробные требования к лицензируемой деятельности и ее субъектам, а также отказывая определенным из них в выдаче лицензии, ограничивает доступ к этим видам деятельности. В связи с этим, для обеспечения прав и свобод хозяйствующих субъектов требуется детальное правовое регулирование условий и порядка выдачи лицензий, оснований отказа в выдаче лицензий, а также установление четких и однозначных требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, претендующим на получение лицензии на право осуществления соответствующей деятельности.



Основные положения о лицензировании установлены федеральным законом. Прежде всего, следует руководствоваться Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». В самом названии данного федерального закона указано, что лицензированию подлежат лишь отдельные виды деятельности . В ст. 3 названного закона установлены основные понятия, необходимые для осуществления лицензирования. В частности, лицензированием признается деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий. Как видно из определения, лицензирование – это деятельность уполномоченных государственных органов. Она состоит в применении административных процедур. Во избежание необоснованного нарушения сроков выдачи лицензий и подобных злоупотреблений отношения между хозяйствующим субъектом, заинтересованным в получении лицензии, и уполномоченным государственным органом детально регламентируются административным регламентом.

В ст. 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержится официальное определение термина «лицензия» это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. Лицензирующие органы – это уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности утверждается Правительством РФ. В отдельных случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, полномочия по лицензированию могут передаваться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Соискатель лицензии – это юридическое лицо (организация) или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии. Лицензиат – это юридическое лицо (организация) или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию. Лицензия на право осуществления определенной деятельности подтверждает соответствие хозяйствующего субъекта лицензионным требованиям. В ст. 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензионные требования – это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» указывается, что в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг,) могут быть включены следующие:

наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;

наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;

соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;

иные требования, установленные федеральными законами.

При этом важно учитывать установленные в ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» цели и задачи лицензирования . В частности, предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Таким образом, основной причиной введения института лицензирования является необходимость охраны и защиты наиболее значимых публичных интересов.

В ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» указаны и задачи лицензирования – предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены законодательством. Важно, что соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Таким образом, соискатель лицензии должен соответствовать предъявляемым требованиям как в момент получения лицензии, так и на всем протяжении осуществления соответствующей деятельности. В противном случае последует аннулирование выданной лицензии.

Реализация указанных выше целей и задач лицензирования возможна лишь при общей направленности государственного аппарата на обеспечение их выполнения. Такое направляющее значение имеют основные принципы лицензирования – основополагающие начала, раскрывающие правовую сущность и содержание института лицензирования. Основные принципы лицензирования установлены в ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Таким образом, соискатель лицензии при необходимости защиты своих прав и законных интересов может ссылаться на данные принципы непосредственно как на обоснование своего требования. Основнымипринципами осуществления лицензирования являются:

обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом ;

установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;

установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

открытость и доступность информации о лицензировании , за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования , за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

лицензируемым видам деятельности относятся те из них, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного ущерба публичным интересам и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Таким образом, законодательно признается исключительность института лицензирования – его применение осуществляется в качестве изъятия из общего конституционного правила о свободе экономической деятельности в тех случаях, когда определенные публичные интересы требуют повышенной охраны и защиты. Случаи применения лицензирования прямо установлены федеральным законом. Таким образом, произвольное применение лицензирования (то есть требование от хозяйствующего субъекта получить лицензию на право осуществления деятельности, не названной в законе в качестве лицензируемой) не допускается и может быть во всех случаях обжаловано в административном порядке, а также в суде.

В ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, для осуществления которых хозяйствующий субъект обязан получить лицензию.

Законодатель признает лицензируемыми следующие виды деятельности:

1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

2) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

3) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;

5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

6) производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;

7) разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;

8) разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;

9) разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;

10) разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;

11) деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;

12) эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;

13) эксплуатация химически опасных производственных объектов;

14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны);

(см. текст в предыдущей редакции)

15) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

16) производство лекарственных средств;

17) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;

18) оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;

19) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;

20) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;

21) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;

22) деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

23) деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

25) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;

26) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;

27) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

28) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;

29) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

30) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I – V классов опасности;

(см. текст в предыдущей редакции)

31) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

32) частная охранная деятельность;

33) частная детективная (сыскная) деятельность;

34) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;

35) оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

36) оказание услуг связи;

37) телевизионное вещание и радиовещание;

38) деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);

39) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);

40) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»);

41) космическая деятельность;

42) геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства);

43) производство маркшейдерских работ;

44) работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;

45) деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);

46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);

47) фармацевтическая деятельность;

48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;

50) деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Иные виды деятельности, не указанные в приведенном перечне, не подлежат лицензированию. В этом проявляется действие принципа установления лицензируемых видов деятельности только федеральным законом. Как видно из приведенного перечня, лицензируемыми являются наиболее значимые для общества виды деятельности. Кроме того, осуществление большинства из них несет угрозу нанесения ущерба публичным интересам. Например, произвольная (то есть без получения лицензии) фармацевтическая деятельность может нанести вред здоровью граждан, а деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, осуществляемая без лицензии, несет в себе риск несоблюдения перевозчиком обязательных требований безопасности и, как следствие этого, опасность аварий и техногенных катастроф.

Лицензия выдается хозяйствующему субъекту бессрочно или на определенный срок. При этом ограничение срока действия лицензии может быть предусмотрено только федеральным законом для отдельных видов деятельности. В последнем случае необходимо переоформление лицензии по окончании ее действия. Порядок выдачи и переоформления лицензии предусмотрен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Однако действие лицензии (как бессрочной, так и срочной) может прекратиться в любой момент. Для этого необходимо наступление определенных в федеральном законе обстоятельств. Во-первых, если хозяйствующий субъект, получивший лицензию (лицензиат), осуществляет деятельность с нарушениями законодательства либо имеются сведения о его несоответствии лицензионным требованиям, лицензирующий орган обращается в суд с требованием об аннулировании лицензии. Лицензия аннулируется на основании решения суда. Во-вторых, действие лицензии прекращается в связи с отказом лица, получившего лицензию (лицензиата) заниматься соответствующей деятельностью. В ч. 13 ст. 20 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрены основания прекращения лицензии. К ним относятся:

– представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;

– прекращение физическим лицом (гражданином) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

прекращение деятельности юридического лица (организации) в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

– наличие решения суда об аннулировании лицензии.

Иные обстоятельства, не названные в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» не могут являться основаниями для прекращения выданной лицензии.

Следует отметить иные федеральные законы, развивающие положения Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части применения института лицензирования:

– Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (акт законодательства устанавливает особенности выдачи лицензии на право нотариальной деятельности);

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» (предусматривает, что лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется уполномоченным федеральным органом без ограничения срока ее действия);

– Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (устанавливает порядок лицензирования банковских операций);

– Федеральный закон «О связи» (устанавливает порядок лицензирования деятельности в области оказания услуг связи);

– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (предусматривает особенности лицензирования образовательной деятельности);

– Закон РФ «О средствах массовой информации» (предусматривает особенности лицензирования телерадиовещательной деятельности);

– Закон РФ «О недрах» (предусматривает особенности лицензирования недропользования, устанавливает государственную систему лицензирования недропользования);

– Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (регламентирует предоставление лицензии частным детективам);

– Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (предусматривает правовые основы организационного обеспечения системы лицензирования);

– Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (устанавливает особый порядок лицензирования деятельности страховщиков);

– Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (устанавливает особенности лицензирования в сфере внешней торговли товарами);

– Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (устанавливает особенности лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг);

– Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» (предусматривает особенности лицензирования производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности);

– Федеральный закон «О государственном регулировании развития авиации» (предусматривает особенности лицензирования в области развития авиации);

– Федеральный закон «Об экспортном контроле» (предусматривает особенности лицензирования внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями);

– Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (предусматривает особенности лицензирования отдельных видов научной и (или) научно-технической деятельности);

– Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» (предусматривает особенности выдачи лицензии на право ведения работ в области использования атомной энергии).

Применение института лицензирования является обязательным только в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет соответствующие виды деятельности. Право на свободу экономической деятельности предусматривает, что каждый самостоятельно определяет виды и направления хозяйственной деятельности. В связи с этим, никто не может быть понужден к получению лицензии, если он не осуществляет ни один из видов лицензируемой деятельности.

Национальный Технический Университет

«Харьковский Политехнический Институт»

«Лицензирование предпринимательской деятельности»

Выполнила

студентка гр. КИТ – 42а

Слесаренко Владислава

Хорьков 2005

Лицензирование определенных видов предпринимательской

деятельности 3

Аннулирование лицензии 4

Надзор, контроль и ответственность в сфере лицензирования 6

Патентование 7

Лицензирование определенных видов предпринимательской деятельности

В нескольких случаях, предусмотренных законом, сам по себе факт

государственной регистрации недостаточен для занятия отдельными видами

деятельности, требуется также получение лицензии.

Перечень около 60 видов деятельности, которые не могут осуществляться

без лицензии, определяются в Законе «О лицензировании определенных

видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г., который является

основным нормативноправовым актом, регулирующим лицензирование.

В этой сфере основными являются понятия «лицензия» и

«лицензирование», которые определены в законе.

Лицензия – документ государственного образца, удостоверяющий

право лицензиата на проведение указанного в нем вида хозяйственной

деятельности в течении определенного срока при условии выполнения

лицензионных условий.

Лицензирование – выдача, переоформление и аннулирование

лицензии, выдача дубликатов лицензии, ведение лицензионных дел и

лицензионных реестров, контроль над соблюдением лицензиатами

лицензионных условий, выдача распоряжений об устранении нарушений

лицензионных условий, а также распоряжений об устранении нарушений

Субъектами отношений, возник ающих в связи с лицензированием,

является, с одной стороны, субъект хозяйствования, а с другой –

орган лицензирования.

Субъект хозяйствования, имеющий намерение осуществлять определенный

вид лицензируемой хозяйственной деятельности, лично или через

уполномоченный им орган или лицо обращается в соответствующий орган

лицензирования с заявлением установленного образца о выдачи лицензии.

Орган лицензирования принимает решение о выдаче лицензии или об

отказе ее выдачи в срок не позднее чем десять рабочих дней с даты

поступления заявления о выдачи лицензии и документов, прилагаемых к

заявлению, если специальным законом, регулирующим отношения в

определенных сферах хозяйственной деятельности, не предусмотрен иной

срок выдачи лицензии на отдельные виды деятельности.

Основаниями о принятии решения об отказе в выдаче лицензии являются:

Недостоверность данных в документах, поданных заявителем, для

получения лицензии;

Несоответствие заявителя согласно поданным документам лицензионным

условиям, установленным для вида хозяйственной деятельности,

указанного в заявлении о выдачи лицензии.

Срок действия лицензии на осуществление определенного вида

хозяйственной деятельности устанавливается Кабинетом Министров Украины

по представлению специально уполномоченного органа по вопросам

лицензирования, но не может быть менее трех лет.

Страница: 1 из 7

Для каждого филиала, каждого обособленного подразделения лицензиата,

которые будут проводить хозяйственную деятельность на основании

полученной им лицензии, орган лицензирования выдает лицензиату

заверенные им копии лицензии, которые регистрируются в журнале учета

заявлений и выданных лицензий. Заверенная органом лицензирования копия

лицензии является документом, подтверждающим право филиала или другого

структурного подразделения лицензиата на осуществление определенного

вида хозяйственной деятельности.

За выдачу лицензии взимается плата, размер и порядок зачисления

которой в Государственный бюджет Украины устанавливаются Кабинетом

Министров Украины. Плата за лицензию – это разовый платеж,

вносимый субъектом хозяйствования за получение лицензии.

Плата за выдачу лицензии вносится после принятия решения о выдачи

лицензии.

Одним из видов лицензирования является переоформление лицензии.

Основаниями для переоформления лицензии являются:

Изменение наименования юридического лица(если изменение наименования

не связанно с реорганизацией юридического лица) или фамилии, имени,

отчества физического лица – субъекта предпринимательской

деятельности;

Изменение местонахождения юридического лица или места жительства

физического лица – субъекта предпринимательской деятельности;

Изменения, связанные с осуществлением лицензиата определенного вида

хозяйственной деятельности, указанного в ст.9 Закона.

В случаи возникновения оснований для переоформления лицензии

лицензиат обязан в течении десяти рабочих дней подать в орган

лицензирования заявление о переоформлении лицензии вместе с лицензией,

подлежащей переоформлению, и соответствующими документами или их

нотариально заверенными копиями, подтверждающие указанные изменения.

Не переоформленная в срок лицензия является недействительной.

Лицензиат обязан уведомлять орган лицензирования о всех изменениях

данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдачи

лицензии. В случаи возникновения таких изменений лицензиат обязан в

течении десяти рабочих дней подать в орган лицензирования

соответствующее уведомление в письменной форме с документами или их

нотариально заверенными копиями, подтверждающими указанные изменения.

Основанием для выдачи дубликата лицензии является потеря и

повреждение лицензии.

Наряду с общими правилами лицензирования, предусмотренными в Законе,

в отношении некоторых видов деятельности установлены специальные

правила, которые предусматривают определенные особенности. Так,

постановлением Кабинета Министров Украины от 29.04.99 г. №753

утверждено Положение о порядке выдачи лицензии Национальной комиссией

регулирования электроэнергетики на осуществление отдельных видов

предпринимательской деятельности.

Таким образом, лицензирование – необходимое условие

осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности,

предусмотренных Законом Украины «О лицензировании определенных видов

хозяйственной деятельности», означающее необходимость получение

Страница: 2 из 7

лицензии в установлено законодательном порядке.

С момента получения лицензии возникает право предпринимателя

осуществлять соответствующий вид деятельности, которое он может

реализовать в течении сока действия лицензии, по истечению которого

право прекращается(в нескольких случаях, определенных

законодательством, возможно прекращение такого права раньше истечения

срока действия лицензии, например при аннулировании лицензии).

Аннулирование лицензии

Оно определено в законе как лишение лицензиата органом лицензирования

права на осуществление предпринимательской деятельности.

Аннулирование лицензии является одной из распространенных санкций,

применяемых Лицензионной палатой Украины. Применение этой санкции

последнее время было распространено в отношении доверительных обществ,

инвестиционных фондов и компаний.

Аннулирование лицензии по решению органа лицензирования

предусмотренное в ст.21 Закона «О лицензировании определенных видов

хозяйственной деятельности», являет ся одной из наиболее серьезных

оперативных средств охранной направленности. В отличие от ст.4 Закона

«О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»,

которая определяет три основания аннулирования лицензии, ст. 21 Закона

«О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»

называет 10 оснований ее аннулирования. Это:

· Заявление лицензиата об аннулировании лицензии;

·Акт о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий(повторное

нарушение – совершение лицензиатом в течении срока действия

лицензии повторного нарушения определенных лицензионных условий после

применения санкций за аналогичное нарушение);

·Решение об отмене государственной регистрации субъекта

хозяйствования;

·Нотариально заверенная копия свидетельства о смерти физического лица

– субъекта предпринимательской деятельности;

·Акт о выявлении недостоверных сведений в документах, представленных

субъектом хозяйствования для получения лицензии;

·Акт о передачи лицензии или ее копии другому физическому или

юридическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности;

·Акт об установлении факта непредставления в установленный срок

уведомления об изменении данных, указанных в документах, прилагаемых к

заявлению о выдаче лицензии;

·Акт об невыполнении распоряжения об устранении нарушении

лицензионных условий – решения органа лицензирования или

специального органа по вопросам лицензирования о необходимости

устранения лицензиатом в установленные сроки нарушений лицензионных

·Неспособность лицензиата обеспечить выполнение лицензированных

условий, установленных для определенного вида хозяйственной

деятельности;

·Акт об отказе лицензиата в проведении проверки органом

лицензирования или специально уполномоченным органом по вопросам

лицензирования.

Орган лицензирования принимает решения об аннулировании лицензии в

течении десяти рабочих дней с даты установления основания для

аннулирования лицензии, которое вручается(направляется) лицензиату с

указанием

Страница: 3 из 7

оснований аннулирования не позднее трех с даты его принятия.

Рассмотрение вопросов об рассмотрении аннулирования лицензии на

основании факта об установлении факта непредставления в установленный

срок уведомления об изменении данных, указанных в документах,

прилагаемых к заявлению о выдачи лицензии; акта о выявлении

недостоверных сведений в документах, прилагаемых к заявлению о выдачи

лицензии; акта об установлении факта передачи лицензии другому

юридическому или физическому лицу для проведения хозяйственной

деятельности; акта о невыполнении распоряжений об устранении нарушений

лицензированных условий осуществляется органом лицензирования с

обязательным приглашением лицензиата или его представителей.

Решение о аннулировании лицензии вступает в силу через десять дней со

дня его принятия.

В случаи аннулирования лицензии на основании акта о повторном

нарушении лицензиатом лицензионных условий, акта об установлении факте

непредставления в установленный срок уведомления об изменении данных,

указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдачи лицензии,

акта об установлении недостоверных сведений в документах,

представленных субъектом хозяйствования для получения лицензии, акта

об установлении факта передачи лицензии другому юридическому или

физическому лицу для проведения хозяйственной деятельности, акта о

невыполнении распоряжений об устранении нарушений лицензированных

условий может получить новую лицензию на право проведение этого вида

хозяйственной деятельности не ранее чем через год от даты принятия

решения органом лицензирования об аннулировании предыдущей лицензии.

В практике возможны случаи неправомерного применения органами

лицензирования санкции, как аннулирование лицензии. Для защиты прав

предпринимателей, которые ущемляются в таких случаях, необходима

возможность судебного обжалования подобных действий компетентных

органов. В ст.21 Закона «О лицензировании определенных видов

хозяйственной деятельности» указано, что решение об аннулировании

лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.

Таким образом, аннулирование лицензии – прекращение действия

лицензии субъекта предпринимательства по основаниям, предусмотренным

законодательством.

Надзор, контроль и ответственность в сфере лицензирования

Государственный надзор за соблюдением органами лицензирования

требований законодательства в сфере лицензирования осуществляет

специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования путем

Он осуществляет внеплановые проверки соблюдения органами

лицензирования требований законодательства в сфере лицензирования

только на основании поступления к нему в письменной форме заявления

(сообщения) о нарушении требований законодательства в сфере

лицензирования, или в целях проверки выполнения распоряжений об

устранении нарушений органом лицензирования требований

законодательства в сфере лицензирования.

Орган лицензирования при проверке предоставляет специально

уполномоченному органу по

Страница: 4 из 7

вопросам лицензирования решения и другие документы по вопросам

лицензирования и обеспечивает условия для проведения проверки.

По результатам проверки специально уполномоченный орган по вопросам

лицензирования составляет акт. В случае выявления нарушений органом

лицензирования законодательства в сфере лицензирования специально

уполномоченный орган по вопросам лицензирования не позднее, чем за

десять рабочих дней с даты составления акта проверки издает

распоряжение об устранении органом лицензирования нарушений

законодательства в сфере лицензирования.

Орган лицензирования, который получил распоряжение об устранении

нарушений законодательства в сфере лицензирования, обязан в

установленный в распоряжении срок предоставить специально

уполномоченному органу по вопросам лицензирования информацию об

устранении выявленных нарушений.

Контроль над соблюдением лицензиатами лицензионных условий

осуществляют органы лицензирования и специально уполномоченный орган

по вопросам лицензирования в пределах своих полномочий путем

проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных условий

проводятся не чаще одного раза в год.

Внеплановые проверки осуществляют органы лицензирования и специально

уполномоченный орган по вопросам лицензирования только на основании

поступления к ним в письменной форме заявления о нарушении лицензиатом

лицензионных условий или в целях проверки выполнения распоряжений об

устранении нарушений лицензионных условий.

Лицензиат при проведении проверки соблюдения им лицензионных условий

предоставляет все необходимые для проверки документы и обеспечивает

условия для ее проведения.

Орган, осуществляющий проверку, по результатам проверки составляет

акт. Орган лицензирования или специально уполномоченный орган по

вопросам лицензирования не позднее чем за десять рабочих дней с даты

составления акта проверки нарушений лицензионных условий издает

распоряжение об устранении нарушений лицензионных условий или орган

лицензирования принимает решение о аннуляции лицензии.

Лицензиат, который получил распоряжение об устранении нарушений

лицензионных условий, обязан в установленный в распоряжении срок

предоставить органу, который издал это распоряжение, информацию об

устранении нарушений.

Должностные лица органов лицензирования и специально уполномоченного

органа по вопросам лицензирования в случаи не соблюдения

законодательства в сфере лицензирования несут ответственность согласно

К субъектам хозяйствования за проведения хозяйственной деятельности

без лицензии применяются финансовые санкции в виде штрафов в размерах,

установленных законом.

Указанные штрафы направляются в Государственный бюджет Украины.

Решения о взыскании штрафов принимаются органом, на который согласно

действующему законодательству возложены функции контроля за наличием

лицензии.

Ущерб, нанесенный нарушением законодательства в сфере лицензирования,

подлежит возмещению по искам заинтересованных лиц в порядке,

определенном

Страница: 5 из 7

Указом президента «О лицензированной палате при Министерстве

экономики Украины» от28.03.95 г. Была создана лицензированной палате

при Министерстве экономики Украины, которая в январе 1996 г. Была

преобразована в центральный орган исполняемой власти –

Лицензионную палату Украины, подчиняющуюся Государственному комитету

Украины по вопросам развития предпринимательства. Сейчас это

Департамент лицензирования и регистрации Государственного комитета

Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. На

него возложено выполнение следующих задач:

· Обобщение практики применения законодательства по вопросам

лицензирования предпринимательской деятельности и государственной

регуляции субъектов предпринимательства, разработка предложений по его

совершенствованию;

·Методическое руководство работой, связанной с лицензированием

предпринимательской деятельности и государственной регистрации

субъектов предпринимательства;

·Координация работы органов, которые осуществляют лицензирование

предпринимательской деятельности и регистрацию субъектов

предпринимательства;

·Ведение Единого лицензионного реестра в Реестре субъектов

предпринимательской деятельности;

·Контроль за соблюдением порядка выдачи субъектам предпринимательской

деятельности лицензий и государственной регистрации субъектов

предпринимательства о рганами, которые исполняют эти функции.

Патентование

Некоторые виды предпринимательской деятельности требуют получения

торгового патента.

Патентование – условие осуществления некоторых видов

предпринимательской деятельности, указанных в Законе «О патентовании

некоторых видов предпринимательской деятельности», означающее

необходимость получения торгового патента в установленном

законодательством порядке.

Торговый патент – государственное свидетельство, удостоверяющее

право субъекта предпринимательской деятельности или его

структурного(обособленного) подразделения заниматься определенными

видами деятельности.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О патентовании некоторых

видов предпринимательской деятельности» торговая деятельность за

наличные средства, а также с использованием других форм расчетов и

кредитных карточек на территории Украины, деятельность по обмену

наличных валютных ценностей(включая операции с наличными платежными

средствами, выраженными в иностранной валюте и с кредитными

карточками), а также деятельность по оказанию услуг в сфере игорного

бизнеса и бытовых услуг, требует получения торгового патента.

Перечень видов деятельности, подлежащих патентованию, имеет

исчерпывающий характер. Поэтому не допускается определение видов

предпринимательской деятельности, подлежащих патентованию, порядка и

субъектов патентования в других нормативноправовых актах, а также

решениями органов государственной власти и органов местного

самоуправления. Следовательно, ни один нормативноправовой акт или

решения органа государственной власти или местного самоуправления не

могут определять другие виды

Страница: 6 из 7

деятельности, подлежащие патентованию, или устанавливать иных

субъектов правоотношений по патентованию, либо устанавливать

дополнительные льготы по патентованию, нежели предусмотренные

непосредственно в Законе.

Субъектами правоотношений, подлежащих регулированию согласно Закону

Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской

деятельности», являются юридические лица и субъекты

предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица

– резиденты и нерезиденты, а также их обособленные

подразделения(филиалы, отделения, представительства и др.), которые

занимаются вышеуказанной предпринимательской деятельностью.

Действие Закона «О патентовании некоторых видов предпринимательской

деятельности» не распространяется на торговую деятельность и

деятельность по оказанию бытовых услуг:

1. предприятий и организаций Укоопсоюза, военной торговли, аптек,

находящихся в государственной собственности, и торговопроизводственных

государственных предприятий рабочего снабжения в селах, поселках и

городах районного подчинения;

2.субъектов предпринимательской деятельности – физических лиц,

осуществляют торговую деятельность с лотков, прилавков и уплачивают

рыночный сбор(плату) за место для торговли продукцией в пределах рынка

всех форм собственности; осуществляют продажу выращенных в личном

подсобном хозяйстве, на приусадебном, дачном, садовом и огородном

участках продукции растениеводства, скота, кроликов, нутрий, птицы(кА

в живом виде так и продукции их забоя в сыром виде и в виде первичной

переработки), продукции собственного пчеловодства; уплачивают

государственную пошлину за нотариальное удостоверение договоров об

отчуждении собственного имущества, если товары каждой отдельной

фиксированный налог в соответствии с законодательством о

налогообложении доходов физических лиц;

3. субъектов предпринимательской деятельности, образованных

общественными организациями инвалидов, имеющими налоговые льготы

согласно действующему законодательству и осуществляющими торговлю

исключительно продовольственными товарами отечественного производства

и продукции, изготовленной на предприятиях Украинского общества

Без приобретения торгового патента субъекты предпринимательской

деятельности или их структурные (обособленные) подразделения

осуществляют торговую деятельность исключительно с использованием

определенных видов товаров отечественного производства: хлеб и

хлебобулочные изделия; мука пшеничная и ржаная; соль, сахар, масло

подсолнечное и кукурузное; молоко и молочные продукты и др.

Основанием для приобретения торгового патента является заявка,

оформленная в соответствии с Законом Украины. Установление какихлибо

других условий для приобретения патента не разрешается.

Торговый патент выдается за плату субъектам предпринимательской

деятельности государственными налоговыми органами по местонахождению

этих субъектов или местонахождению их

Страница: 7 из 7

структурных(обособленных) подразделений, субъектам предпринимательской

деятельности, которые осуществляют торговую деятельность либо

оказывают бытовые услуги(кроме передвижной торговой сети), по

местонахождению пункта продажи товаров или пункта по оказанию бытовых

услуг, а субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющих

торговлю через передвижную торговую сеть, по месту регистрации этих

субъектов.

Торговый патент содержит следующие реквизиты:

· номер торгового патента;

·наименование владельца торгового патента;

·вид предпринимательской деятельности;

·название вида бытовых услуг или услуг в сфере игрового бизнеса;

·место регистрации гражданина как субъекта предпринимательской

деятельности или местоположение субъекта предпринимательской

деятельности – юридического лица

·для транспортных средств – обозначение «выездная торговля»;

·срок действия торгового патента;

·местонахождение государственного налогового органа, выдавшего

торговый патент;

·отметка государственного налогового органа о поступлении платы за

выданный им торговый патент

Реферат

«Лицензирование»

Выполнила:

Студентка 1TUR2rus

Ибришим Кристина Проверил:

Михалаки Ю.

Введение. 3

Лицензирование определенных видов предпринимательской деятельности 4

Аннулирование лицензии. 6

Надзор, контроль и ответственность в сфере лицензирования. 7

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА о лицензировании отдельных видов деятельности 9

Заключение. 23


Введение

Темой данного реферата является лицензирование отдельных видов деятельности. Мне кажется, что данная тема очень важна для изучения прежде всего в настоящее время. Как известно, основные экономические институты в нашей стране все еще находятся на стадии становления, поэтому важно именно сейчас разобраться в тонкостях функционирования отдельных их составляющих. Тема лицензирования особенно выделяется в ряду вопросов такого рода. Обратимся к Гражданскому Кодексу. Вот как там введено определение лицензии и лицензирования:

Статья 49. Правоспособность юридического лица

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Как видно из данного определения, лицензия необходима для получения разрешения на занятие определенным видом деятельности. Первый напрашивающийся самый простой вывод - этот вид деятельности является необычным и особенно важным, если было решено выделить его из ряда других сфер бизнеса, специальное разрешение на работу в которых не требуется. Принимая этот вывод за основу, я попытался пойти несколько дальше и выделить среди видов деятельности, подлежащих лицензированию, самые важные в макроэкономическом смысле. То есть я попытался выбрать “лучших из лучших”. Таких видов деятельности я насчитал три:

· ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

· ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРИ ЭКСПОРТЕ И ИМПОРТЕ ТОВАРОВ;

· ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ.


Первые две отрасли касаются внешнеэкономических связей. Баланс экспорта и импорта, качественное наполнение этих двух видов деятельности, как правило, дают достаточно полную информацию о состоянии дел в экономике любой страны. Анализ ввозимых товаров (т.е. импорта) и вывозимой продукции (т.е. экспорта) позволяют судить об уровне развития промышленной базы страны и развитости ее экономики. Для пресечения подрыва национальной экономики, экологии, здоровья нации любое государство строго регламентирует порядок экспортно-импортных операций, устанавливая на этом рынке свои жесткие “правила игры”. С этих позиций рассмотрение лицензирования данных отраслей представляется мне крайне важным.



Лицензирование на рынке ценных бумаг представляет интерес опять же с точки зрения важности функционирования всего рынка ценных бумаг. Такой рынок появился в России совсем недавно и также переживает фазу становления. Однако при рыночном укладе экономики, рынок ценных бумаг оказывает влияние практически на все остальные ее сферы, следовательно, от его состояния во многом зависит состояние экономики в целом. Конкретно в российских условиях, когда не закончена приватизация, для подъема промышленного производства требуются банковские кредиты, состояние рынка ценных бумаг определяет очень и очень многое.

Лицензирование определенных видов предпринимательской деятельности

В нескольких случаях, предусмотренных законом, сам по себе факт государственной регистрации недостаточен для занятия отдельными видами деятельности, требуется также получение лицензии.

Перечень около 60 видов деятельности, которые не могут осуществляться без лицензии, определяются в Законе «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г., который является основным нормативно-правовым актом, регулирующим лицензирование.

В этой сфере основными являются понятия «лицензия» и «лицензирование», которые определены в законе.

Лицензия – документ государственного образца, удостоверяющий право лицензиата на проведение указанного в нем вида хозяйственной деятельности в течении определенного срока при условии выполнения лицензионных условий.

Лицензирование – выдача, переоформление и аннулирование лицензии, выдача дубликатов лицензии, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль над соблюдением лицензиатами лицензионных условий, выдача распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, а также распоряжений об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования.

Субъектами отношений, возникающих в связи с лицензированием, является, с одной стороны, субъект хозяйствования, а с другой – орган лицензирования.

Субъект хозяйствования, имеющий намерение осуществлять определенный вид лицензируемой хозяйственной деятельности, лично или через уполномоченный им орган или лицо обращается в соответствующий орган лицензирования с заявлением установленного образца о выдачи лицензии.

Орган лицензирования принимает решение о выдаче лицензии или об отказе ее выдачи в срок не позднее чем десять рабочих дней с даты поступления заявления о выдачи лицензии и документов, прилагаемых к заявлению, если специальным законом, регулирующим отношения в определенных сферах хозяйственной деятельности, не предусмотрен иной срок выдачи лицензии на отдельные виды деятельности.

Основаниями о принятии решения об отказе в выдаче лицензии являются:

Недостоверность данных в документах, поданных заявителем, для получения лицензии;

Несоответствие заявителя согласно поданным документам лицензионным условиям, установленным для вида хозяйственной деятельности, указанного в заявлении о выдачи лицензии.

Срок действия лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности устанавливается Кабинетом Министров Украины по представлению специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, но не может быть менее трех лет.

Для каждого филиала, каждого обособленного подразделения лицензиата, которые будут проводить хозяйственную деятельность на основании полученной им лицензии, орган лицензирования выдает лицензиату заверенные им копии лицензии, которые регистрируются в журнале учета заявлений и выданных лицензий. Заверенная органом лицензирования копия лицензии является документом, подтверждающим право филиала или другого структурного подразделения лицензиата на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности.

За выдачу лицензии взимается плата, размер и порядок зачисления которой в Государственный бюджет Украины устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Плата за лицензию – это разовый платеж, вносимый субъектом хозяйствования за получение лицензии.

Плата за выдачу лицензии вносится после принятия решения о выдачи лицензии.

Одним из видов лицензирования является переоформление лицензии. Основаниями для переоформления лицензии являются:

Изменение наименования юридического лица(если изменение наименования не связанно с реорганизацией юридического лица) или фамилии, имени, отчества физического лица – субъекта предпринимательской деятельности;

Изменение местонахождения юридического лица или места жительства физического лица – субъекта предпринимательской деятельности;

Изменения, связанные с осуществлением лицензиата определенного вида хозяйственной деятельности, указанного в ст.9 Закона.

В случаи возникновения оснований для переоформления лицензии лицензиат обязан в течении десяти рабочих дней подать в орган лицензирования заявление о переоформлении лицензии вместе с лицензией, подлежащей переоформлению, и соответствующими документами или их нотариально заверенными копиями, подтверждающие указанные изменения.

Не переоформленная в срок лицензия является недействительной.

Лицензиат обязан уведомлять орган лицензирования о всех изменениях данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдачи лицензии. В случаи возникновения таких изменений лицензиат обязан в течении десяти рабочих дней подать в орган лицензирования соответствующее уведомление в письменной форме с документами или их нотариально заверенными копиями, подтверждающими указанные изменения.

Основанием для выдачи дубликата лицензии является потеря и повреждение лицензии.

Наряду с общими правилами лицензирования, предусмотренными в Законе, в отношении некоторых видов деятельности установлены специальные правила, которые предусматривают определенные особенности. Так, постановлением Кабинета Министров Украины от 29.04.99 г. №753 утверждено Положение о порядке выдачи лицензии Национальной комиссией регулирования электроэнергетики на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

Таким образом, лицензирование – необходимое условие осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, предусмотренных Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», означающее необходимость получение лицензии в установлено законодательном порядке.

С момента получения лицензии возникает право предпринимателя осуществлять соответствующий вид деятельности, которое он может реализовать в течении сока действия лицензии, по истечению которого право прекращается(в нескольких случаях, определенных законодательством, возможно прекращение такого права раньше истечения срока действия лицензии, например при аннулировании лицензии).

Лицензией является разрешительный документ, подтверждающий наличие у субъекта хозяйственной деятельности возможностей и предпосылок для осуществления конкретного вида деятельности. Лицензирование позволяет государству осуществлять контрольные функции через косвенное влияние на СПД, основанное прежде всего, на установлении правовых основ лицензирования. Система лицензирования в Украине находится в процессе становления. Об этом свидетельствует большое количество проблем и противоречий, возникающих вокруг вопроса лицензирования некоторых видов хозяйственной деятельности, а также противоречивого и сложного процесса формирования системы органов лицензирования, который проходит с неоправданными расходами и сбоями, отражающий проблемы и трудности украинской экономики на сегодняшний день.

Основными нормативными документами , определяющими порядок получения лицензии в Украине являются:
1) от 01.06.2000 года № 1775-III;
2) от 04.07.2001 года №756.

Процедура поручения лицензии разделяется на следующие стадии :
1. Обращение субъекта хозяйствования с заявлением в соответствующий орган лицензирования;
2. Рассмотрение заявления и принятие решения;
3. Выдача лицензии в случае отсутствия оснований для отказа в ее выдаче.

Кроме того, в отдельных случаях может иметь место стадия проведения конкурса на получение лицензии, что связано с необходимостью обеспечения эффективного и рационального использования ограниченных ресурсов, применение новейших технологий и оборудования, создания выгодных для государства условиях эксплуатации таких ресурсов, лицензирования видов хозяйственной деятельности, осуществление которых связано с использованием ограниченных ресурсов, в случае поступления нескольких заявлений о выдаче лицензий.

Cрок выдачи лицензии составляет десять рабочих дней с даты поступления заявления о выдаче лицензии и документов, прилагаемых к заявлению, если специальным законом, регулирующим отношения в определенных сферах хозяйственной деятельности, не предусмотрен иной срок выдачи лицензии на отдельные виды деятельности.

Сталкиваясь с вопросом получения лицензии необходимо знать, что Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» определяет ответственность субъектов хозяйствования и органов лицензирования за нарушение законодательства в сфере лицензирования..

Так, вышеуказанным законом определены следующие виды ответственности органов лицензирования в Украине:
- согласно части 5 статьи 19 Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» орган лицензирования несет ответственность за сохранность лицензионного дела;
- частью 1 статьи 22 Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» должностные лица органов лицензирования и специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования в случае несоблюдения законодательства в сфере лицензирования несут ответственность согласно закона.

К сожалению, эти нормы не в полной мере отражают баланс интересов органов лицензирования и хозяйствующих субъектов, так как за нарушение порядка лицензирования и лицензионных условий относительно субъектов хозяйствования установлены четкие меры ответственности (штрафные, аннулирование лицензии и т.п.). В то же время, за задержку в выдаче лицензии, невыдачу лицензии, нарушение других требований законодательства орган лицензирования максимум может нести ответственность в форме восстановления нарушенного права субъекта хозяйствования.

Лицензиату необходимо обращать особое внимание на случаи, при которых лицензия может быть аннулирована. Аннулирование лицензии может происходить как вследствие правомерных действий или событий (заявление об аннулировании лицензии, смерть предпринимателя лицензиата), так и вследствие нарушения лицензиатом требований действующего законодательства Украины.

Так, частью 1 статьи 21 Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» приведены 9 оснований аннулирования лицензии . Но анализ этих положений позволяет сделать вывод о том, что приведенный перечень является исчерпывающим, т.е. не допускается лишение лицензии по основаниям, не указанным в статье 1 указанного закона.

Основания для аннулирования лицензии

з аявление лицензиата об аннулировании лицензии

акт о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий

наличие в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц - предпринимателей сведений о нахождении юридического лица в состоянии прекращения путем ликвидации (пребывания физического лица - предпринимателя в состоянии прекращения предпринимательской деятельности)или о государственной регистрации его прекращения (государственнойрегистрациипрекращения предпринимательской деятельности физического лица -предпринимателя)

нотариально заверенная копия свидетельства о смерти физического лица - предпринимателя

акт о выявлении недостоверных сведений в документах, представленных субъектом хозяйствования для получения лицензии

акт об установлении факта передачи лицензии или ее копии другому юридическому или физическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности

акт о невыполнении распоряжения об устранении нарушений
лицензионных условий

акт о невозможности лицензиата обеспечить выполнение лицензионных условий, установленных для определенного вида хозяйственной деятельности

акт об отказе лицензиата в проведении проверки органом лицензирования или специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования

Кроме того , с учетом подзаконных актов к доплнительным основаниям аннулирования лицензии можно также отнести:

наличие решения суда об ограничении физического лица - предпринимателя в дееспособности, признания его психически больным и т.д.

осуждение предпринимателя лицензиата к уголовному наказанию в виде запрета заниматься видом деятельности, на который выдана лицензия

нарушение лицензиатом налогового и другого законодательства

наличие лицензиата в "черных списках" органов по борьбе с отмыванием средств, полученных незаконным путем

несоответствие деятельности лицензиата требованиям международных обязательств Украины в сфере экологии (например, в области производства пестицидов и агрохимикатов, обращения с опасными отходами и т.д.)

другие причины

К сожалению, эти нормы не в полной мере отражают баланс интересов органов лицензирования и хозяйствующих субъектов, так как за нарушение порядка лицензирования и лицензионных условий относительно субъектов хозяйствования установлены четкие меры ответственности (штрафные, аннулирования лицензии и т.п.). В то же время, за задержку в выдаче лицензии, невыдачу лицензии, нарушение других требований законодательства орган лицензирования максимум может нести ответственность в форме восстановления нарушенного права субъекта хозяйствования.

Деятельности

4 мая 2011 г. был принят новый Федеральный закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данный закон продолжил тенденцию унификации законодательства о лицензировании и регулирования на уровне федерального законодательства видов деятельности, подлежащих лицензированию, а также необходимость четкого определения круга участников процесса лицензирования и детализации полномочий лицензирующих органов.

В соответствии со ст. 3 Закона под лицензированием понимается деятельность лицензирующих органов, связанная с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Действие нового Закона в первую очередь состоит в установлении единого исчерпывающего перечня видов деятельности, осуществление которых требует получения соответствующей лицензии, и определении порядка лицензирования.

Одновременно новым Законом определен закрытый перечень видов деятельности, лицензирование которых регламентируется нормами специальных законодательных актов (ст. 1 Закона). К ним, в частности, относятся следующие виды деятельности: кредитная, биржевая, страховая, профессиональных участников рынка ценных бумаг, образовательная, оборот этилового спирта и другие.

Рассмотрим наиболее значимые изменения сферы лицензирования и порядка осуществления лицензирования, введенные новым Законом.

В первую очередь следует отметить значительное сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию. Так, в настоящее время не подлежат лицензированию:

– риэлтерская, оценочная деятельности;

– деятельность ломбардов;

издательская деятельность;

– производство драгоценных металлов;

– организация и проведение лотерей и некоторые другие виды деятельности.

Регулирование лицензирования осуществляется только Правительством РФ в соответствии с определенными Президентом РФ основными направлениями внутренней политики и только по тем направлениям, которые установлены ст. 12 Закона.

Согласно ст. 3 Закона в качестве отдельного принципа осуществления лицензирования закреплено установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Характеристика состава работ и услуг относительно того или иного вида деятельности должна определяться на основании нового Закона и принятых Правительством РФ соответствующих положений о лицензировании отдельных видов деятельности.


Согласно ст. 9 Закона лицензии выдаются бессрочно.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

В настоящее время установлен единый в отношении всех видов деятельности (за исключением тех, которые регулируются отдельными законами) размер лицензионного сбора – 2 600 рублей.

Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии принимается лицензирующим органом в срок до 45 дней со дня поступления соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, тогда как ранее этот срок составлял 60 дней.

Введены также определенные изменения процедуры контроля со стороны государства за соблюдением лицензиатом законодательства о лицензировании. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции (см. подробнее Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям, запрашивать при этом у лицензиата необходимые объяснения и документы, составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений, выносить предприсания, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений, а также выносить предупреждения лицензиатам.

На каждый вид деятельности, в отношении которого установлено обязательное лицензирование, предоставляется отдельная лицензия. Указанная лицензия является сугубо индивидуальной и действует только в отношении получившего ее юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Лицензия предоставляется при обращении соискателя лицензии с заявлением в соответствующий лицензирующий орган. Перечень документов, представляемых вместе с заявлением для получения лицензии, в общем виде остался неизменным.

При отказе лицензирующего органа в предоставлении лицензии соискателю направляется уведомление об отказе в предоставлении лицензии с указанием причин отказа.

Основаниями отказа в предоставлении лицензии являются наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации либо несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям, либо ранее лицензия данного заявителя была анулирована.

Порядок осуществления лицензирующими органами процедур по приостановлению действия лицензий, возобновлению их действия и аннулированию лицензий регулируется ст. 20 Закона.

Так, в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий действие лицензии может быть приостановлено до устранения нарушения. В течение указанного срока лицензиат обязан устранить выявленные нарушения и уведомить лицензирующий орган в письменной форме об устранении нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

При устранении лицензиатом выявленных нарушений и подтверждении этого в результате проведенной лицензирующим органом проверки действие лицензии возобновляется. Возобновление действия лицензии осуществляется бесплатно.

В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Соответствующие решения о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводятся до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия. Указанные решения могут быть обжалованы лицензиатом в установленном порядке.