Персональные данные: что это такое и где их хранение защищено на законодательном уровне? Хранение персональных данных на территории рф Хранение персональных данных на российских серверах

Гражданство

Как следует из положений частей 2 и 3 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации, договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной; билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. Таким образом, авиаперевозчикам в целях реализации вышеуказанных положений закона, требуется осуществление деятельности по обработке персональных данных пассажира в целях оформления документов, удостоверяющих заключение договора воздушной перевозки.

В соответствии со ст. 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности и законодательством Российской Федерации в области персональных данных, при международных воздушных перевозках также в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. При этом следует иметь ввиду, что Российская Федерация является стороной ряда международных конвенций в области авиаперевозок, в частности, Чикагской конвенции («Конвенция о международной гражданской авиации» заключена в Чикаго 7 декабря 1944 года, вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 года - «Собрание законодательства РФ», 30.10.2006, №44) , Варшавской конвенции («Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» заключена в Варшаве 12 октября 1929 года, вступила в силу для СССР 13 февраля 1933 года, Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. VIII, - М., 1935, с. 326 - 339. ) и Гваладахарской конвенции («Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору» заключена в Гвадалахаре 18 сентября 1961 года, вступила в силу для СССР 21 декабря 1983 года, «Ведомости ВС СССР», 15.02.1984, №7 ), которые также составляют неотъемлемую часть правового регулирования деятельности авиаперевозчиков и связанных с нею информационных процессов.

Исходя из вышеизложенного, требования ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» не распространяются на деятельность российских, а также иностранных авиаперевозчиков в части сбора и обработки персональных данных граждан-пассажиров для целей бронирования, оформления и выдачи им авиабилетов (проездных билетов), багажных квитанций и иных перевозочных документов, так как они подпадают под исключение, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных».

Требования ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» также не распространяются на деятельность лиц, действующих от имени авиаперевозчика (уполномоченный агент), деятельность которых предусмотрена пунктом 6 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса России №82 от 28 июня 2007 года «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», а также иных лиц, в части обработки персональных данных граждан-пассажиров исключительно для целей бронирования, оформления и выдачи последним авиабилетов (проездных билетов), багажных квитанций и иных перевозочных документов, в том числе в электронном виде при внутрироссийских и международных перелетах, в случае, если вышеуказанная деятельность данных лиц предусмотрена законодательством Российской Федерации или соответствующим международным договором, в том числе для целей обеспечения авиационной безопасности.

В случае, если обработка персональных данных подпадает под исключения, предусмотренные пунктами 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», положения части 5 статьи 18 152-ФЗ не применяются. Соответствующая квалификация осуществляемых действий по обработке персональных данных и обеспечение ее соответствия требованиям законодательства осуществляются оператором персональных данных при обеспечении (организации обеспечения) такой обработки. Корректность упомянутой квалификации и обеспечения обработки в конкретной ситуации проверяется уполномоченным федеральным органом при проведении контрольных мероприятий.

Товары и услуги

Из совокупности положений части 5 статьи 18 Федерального закона «О персональных данных» («при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона) и пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» («обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей») следует, что обработка персональных данных в целях и в соответствии с требованиями, установленными ратифицированной Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера не противоречит законодательству Российской Федерации, регулирующему отношения в области защиты персональных данных. Кроме того, часть 5 статьи 18 152-ФЗ не ограничивают трансграничную передачу персональных данных граждан Российской Федерации.

Закон не предусматривает понятия «первичный сбор», а устанавливает требования к обработке персональных данных при любом сборе информации, при этом выделяя такие операции с ПД, как уточнение (обновление, изменение) информации, содержащей персональные данные. В целях закона в процесс сбора информации включены также процедуры хранения и накопления информации, что само по себе не позволяет использовать такое понятие, как «первичный сбор». Таким образом, закон налагает на оператора обязанность при осуществлении обработки собранных персональных данных путем систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения, использовать базы данных, находящиеся на территории Российской Федерации. Таким образом, если для составления отчетности, либо анализа информации, содержащей персональные данные, оператору требуется осуществить упомянутые формы обработки персональных данных, то такие действия должны осуществляться с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

Трактовка в части первичного сбора является неверной по следующим основаниям. Закон не предусматривает понятия «первичный сбор», а устанавливает требования к обработке персональных данных при любом сборе информации, при этом выделяя такие операции с ПД, как уточнение (обновление, изменение) информации, содержащей персональные данные. В целях закона в процесс сбора информации включены также процедуры хранения и накопления информации, что само по себе не позволяет использовать такое понятие, как «первичный сбор». Таким образом, закон налагает на оператора обязанность при осуществлении обработки собранных персональных данных путем систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения, использовать базы данных, находящиеся на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 7 части 4 статьи 16 Федерального закона №149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.

Принимая во внимание также положения части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных» (вступающей в силу с 1 сентября 2015 года), устанавливающих, что при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, считаем, что обработка ПД граждан Российской Федерации на территории другого государства может осуществляться исключительно в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», для которых имеется изъятие в части 5 статьи 18 152-ФЗ. Следует также учитывать, что законодательно не имеется разделений на «основную» базу персональных данных и ее «копию». В обоих случаях речь идет о базе данных, с помощью которой обрабатываются персональные данные. Вместе с тем, Федеральный закон не содержит указаний на общий запрет обработки персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, не находящихся на территории Российской Федерации.

В этой связи считаем, что обработка персональных данных граждан Российской Федерации посредством сбора, записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения может осуществляться с использованием баз данных, не находящихся на территории Российской Федерации в следующих случаях:

  • если такая деятельность подпадает под случаи, предусмотренные пунктами 2-4, 8 части 1 статьи 6 152-ФЗ;
  • если такая деятельность не подпадает под случаи, предусмотренные пунктами 2-4, 8 части 1 статьи 6 152-ФЗ, и на территории Российской Федерации находятся используемые для такой обработки персональных данных базы данных, в которых содержится больший объем персональных данных или равный находящемуся за пределами территории Российской Федерации (в этом случае недопустимо нахождение за пределами территории Российской Федерации персональных данных, которые одновременно не находятся в пределах территории Российской Федерации).

Трансграничная передача персональных данных не запрещена при условии соблюдения требований, установленных в статье 12 Федерального закона №152-ФЗ. При этом трансграничная передача данных должна иметь заранее определенную цель обработки, при достижении которой субъекту персональных данных должно быть гарантировано уничтожение переданных данных на территории иностранного государства. При соблюдении указанных требований ответственность, предусмотренная российским законодательством, применима к оператору в случае нарушения порядка и условий, установленных для договора-поручения.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных», оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Таким образом, положения Федерального закона №242-ФЗ распространяются на всех вышеуказанных субъектов. Принятый федеральный закон не привязывает распространение части 5 статьи 18 152-ФЗ только к операторам, где обработка персональных данных является их основным видом деятельности, либо к операторам, обрабатывающим персональные данные только с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных», оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Таким образом, положения Федерального закона №242-ФЗ распространяются на всех вышеуказанных субъектов. Принятый федеральный закон не привязывает распространение части 5 статьи 18 152-ФЗ только к операторам, где обработка персональных данных является их основным видом деятельности, либо к операторам, обрабатывающим персональные данные только с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. В существующих планах законопроектной деятельности не предусмотрена разработка проекта федерального закона, корректирующего это положение.

Вышеуказанные требования закона распространяются, в том числе, и на обработку оператором полученных в результате сбора персональных данных, а именно запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение.

Понимание правильное. 152-ФЗ термин «использование персональных данных» не раскрывает. В целях толкования под «использованием персональных данных» можно понимать действия с персональными данными, не относящиеся к иным формам обработки персональных данных, в том числе принятие решений на основе персональных данных, для осуществления которых был осуществлен сбор персональных данных (цель сбора персональных данных должна соответствовать цели использования персональных данных).

Понятие «оператор» содержится в статье 3 закона №152-ФЗ, под которым понимается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Принимая во внимание, что статья 3 Закона №152-ФЗ не содержит исключений в части осуществления лицом отдельных операций по обработке персональных данных, а равно иных определений, отличных от оператора, лицо, определяющее цель обработки персональных данных, либо осуществляющее отдельные действия по обработке персональных данных в контексте положений закона №152-ФЗ является оператором, осуществляющим обработку персональных данных.

— Действительно ли не требуется повторное или дополнительное уведомление об обработке персональных данных после 1 сентября 2015 года. Нужно ли дополнительно сообщать, где находятся базы данных?

Понятия «повторного» или «дополнительного» уведомления не существует. Статьей 22 Федерального закона «О персональных данных» установлена обязанность оператора до начала обработки персональных данных направить уведомление. В части 2 указанной статьи приведен ряд исключений, когда такого уведомления не требуется. В Федеральный закон №242-ФЗ вносятся изменения в часть 3, которая определяет требования к содержанию уведомления. Если организация ранее направила в Роскомнадзор уведомление об обработке персональных данных, то после вступления в силу закона операторы, руководствуясь частью 7 данной статьи, должны сообщить сведения о месте нахождения базы данных в течение десяти рабочих дней.

— Подпадает ли первоначальный сбор персональных данных на бумажных носителях с последующим их внесением в электронную базу данных под требования части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ?

Согласно требованиям части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. Основополагающим принципом законодательства в области персональных данных является принцип, согласно которому обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. В связи с этим внесение персональных данных в информационную систему персональных данных, используемую в целях, аналогичных сбору данных на бумажных носителях, следует рассматривать как единый процесс, реализация которого должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ. Разделение указанного единого процесса на отдельные действия законодательством Российской Федерации в области персональных данных не предусмотрено. Таким образом, отдельные виды обработки персональных данных, предусмотренные частью 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ, в том числе сбор персональных данных на бумажных носителях с последующим их внесением в электронную базу данных, должны осуществляться как единый процесс в правовом поле законодательной нормы, обязывающей хранить персональные данные на территории Российской Федерации.

Гражданство

Как следует из положений частей 2 и 3 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации, договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной; билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. Таким образом, авиаперевозчикам в целях реализации вышеуказанных положений закона, требуется осуществление деятельности по обработке персональных данных пассажира в целях оформления документов, удостоверяющих заключение договора воздушной перевозки.

В соответствии со ст. 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности и законодательством Российской Федерации в области персональных данных, при международных воздушных перевозках также в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. При этом следует иметь ввиду, что Российская Федерация является стороной ряда международных конвенций в области авиаперевозок, в частности, Чикагской конвенции («Конвенция о международной гражданской авиации» заключена в Чикаго 7 декабря 1944 года, вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 года - «Собрание законодательства РФ», 30.10.2006, №44) , Варшавской конвенции («Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» заключена в Варшаве 12 октября 1929 года, вступила в силу для СССР 13 февраля 1933 года, Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. VIII, - М., 1935, с. 326 - 339. ) и Гваладахарской конвенции («Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору» заключена в Гвадалахаре 18 сентября 1961 года, вступила в силу для СССР 21 декабря 1983 года, «Ведомости ВС СССР», 15.02.1984, №7 ), которые также составляют неотъемлемую часть правового регулирования деятельности авиаперевозчиков и связанных с нею информационных процессов.

Исходя из вышеизложенного, требования ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» не распространяются на деятельность российских, а также иностранных авиаперевозчиков в части сбора и обработки персональных данных граждан-пассажиров для целей бронирования, оформления и выдачи им авиабилетов (проездных билетов), багажных квитанций и иных перевозочных документов, так как они подпадают под исключение, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных».

Требования ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» также не распространяются на деятельность лиц, действующих от имени авиаперевозчика (уполномоченный агент), деятельность которых предусмотрена пунктом 6 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса России №82 от 28 июня 2007 года «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», а также иных лиц, в части обработки персональных данных граждан-пассажиров исключительно для целей бронирования, оформления и выдачи последним авиабилетов (проездных билетов), багажных квитанций и иных перевозочных документов, в том числе в электронном виде при внутрироссийских и международных перелетах, в случае, если вышеуказанная деятельность данных лиц предусмотрена законодательством Российской Федерации или соответствующим международным договором, в том числе для целей обеспечения авиационной безопасности.

В случае, если обработка персональных данных подпадает под исключения, предусмотренные пунктами 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», положения части 5 статьи 18 152-ФЗ не применяются. Соответствующая квалификация осуществляемых действий по обработке персональных данных и обеспечение ее соответствия требованиям законодательства осуществляются оператором персональных данных при обеспечении (организации обеспечения) такой обработки. Корректность упомянутой квалификации и обеспечения обработки в конкретной ситуации проверяется уполномоченным федеральным органом при проведении контрольных мероприятий.

Товары и услуги

Из совокупности положений части 5 статьи 18 Федерального закона «О персональных данных» («при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона) и пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» («обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей») следует, что обработка персональных данных в целях и в соответствии с требованиями, установленными ратифицированной Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера не противоречит законодательству Российской Федерации, регулирующему отношения в области защиты персональных данных. Кроме того, часть 5 статьи 18 152-ФЗ не ограничивают трансграничную передачу персональных данных граждан Российской Федерации.

Закон не предусматривает понятия «первичный сбор», а устанавливает требования к обработке персональных данных при любом сборе информации, при этом выделяя такие операции с ПД, как уточнение (обновление, изменение) информации, содержащей персональные данные. В целях закона в процесс сбора информации включены также процедуры хранения и накопления информации, что само по себе не позволяет использовать такое понятие, как «первичный сбор». Таким образом, закон налагает на оператора обязанность при осуществлении обработки собранных персональных данных путем систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения, использовать базы данных, находящиеся на территории Российской Федерации. Таким образом, если для составления отчетности, либо анализа информации, содержащей персональные данные, оператору требуется осуществить упомянутые формы обработки персональных данных, то такие действия должны осуществляться с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

Трактовка в части первичного сбора является неверной по следующим основаниям. Закон не предусматривает понятия «первичный сбор», а устанавливает требования к обработке персональных данных при любом сборе информации, при этом выделяя такие операции с ПД, как уточнение (обновление, изменение) информации, содержащей персональные данные. В целях закона в процесс сбора информации включены также процедуры хранения и накопления информации, что само по себе не позволяет использовать такое понятие, как «первичный сбор». Таким образом, закон налагает на оператора обязанность при осуществлении обработки собранных персональных данных путем систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения, использовать базы данных, находящиеся на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 7 части 4 статьи 16 Федерального закона №149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.

Принимая во внимание также положения части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных» (вступающей в силу с 1 сентября 2015 года), устанавливающих, что при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, считаем, что обработка ПД граждан Российской Федерации на территории другого государства может осуществляться исключительно в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», для которых имеется изъятие в части 5 статьи 18 152-ФЗ. Следует также учитывать, что законодательно не имеется разделений на «основную» базу персональных данных и ее «копию». В обоих случаях речь идет о базе данных, с помощью которой обрабатываются персональные данные. Вместе с тем, Федеральный закон не содержит указаний на общий запрет обработки персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, не находящихся на территории Российской Федерации.

В этой связи считаем, что обработка персональных данных граждан Российской Федерации посредством сбора, записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения может осуществляться с использованием баз данных, не находящихся на территории Российской Федерации в следующих случаях:

  • если такая деятельность подпадает под случаи, предусмотренные пунктами 2-4, 8 части 1 статьи 6 152-ФЗ;
  • если такая деятельность не подпадает под случаи, предусмотренные пунктами 2-4, 8 части 1 статьи 6 152-ФЗ, и на территории Российской Федерации находятся используемые для такой обработки персональных данных базы данных, в которых содержится больший объем персональных данных или равный находящемуся за пределами территории Российской Федерации (в этом случае недопустимо нахождение за пределами территории Российской Федерации персональных данных, которые одновременно не находятся в пределах территории Российской Федерации).

Трансграничная передача персональных данных не запрещена при условии соблюдения требований, установленных в статье 12 Федерального закона №152-ФЗ. При этом трансграничная передача данных должна иметь заранее определенную цель обработки, при достижении которой субъекту персональных данных должно быть гарантировано уничтожение переданных данных на территории иностранного государства. При соблюдении указанных требований ответственность, предусмотренная российским законодательством, применима к оператору в случае нарушения порядка и условий, установленных для договора-поручения.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных», оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Таким образом, положения Федерального закона №242-ФЗ распространяются на всех вышеуказанных субъектов. Принятый федеральный закон не привязывает распространение части 5 статьи 18 152-ФЗ только к операторам, где обработка персональных данных является их основным видом деятельности, либо к операторам, обрабатывающим персональные данные только с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных», оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Таким образом, положения Федерального закона №242-ФЗ распространяются на всех вышеуказанных субъектов. Принятый федеральный закон не привязывает распространение части 5 статьи 18 152-ФЗ только к операторам, где обработка персональных данных является их основным видом деятельности, либо к операторам, обрабатывающим персональные данные только с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. В существующих планах законопроектной деятельности не предусмотрена разработка проекта федерального закона, корректирующего это положение.

Вышеуказанные требования закона распространяются, в том числе, и на обработку оператором полученных в результате сбора персональных данных, а именно запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение.

Понимание правильное. 152-ФЗ термин «использование персональных данных» не раскрывает. В целях толкования под «использованием персональных данных» можно понимать действия с персональными данными, не относящиеся к иным формам обработки персональных данных, в том числе принятие решений на основе персональных данных, для осуществления которых был осуществлен сбор персональных данных (цель сбора персональных данных должна соответствовать цели использования персональных данных).

Понятие «оператор» содержится в статье 3 закона №152-ФЗ, под которым понимается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Принимая во внимание, что статья 3 Закона №152-ФЗ не содержит исключений в части осуществления лицом отдельных операций по обработке персональных данных, а равно иных определений, отличных от оператора, лицо, определяющее цель обработки персональных данных, либо осуществляющее отдельные действия по обработке персональных данных в контексте положений закона №152-ФЗ является оператором, осуществляющим обработку персональных данных.

— Действительно ли не требуется повторное или дополнительное уведомление об обработке персональных данных после 1 сентября 2015 года. Нужно ли дополнительно сообщать, где находятся базы данных?

Понятия «повторного» или «дополнительного» уведомления не существует. Статьей 22 Федерального закона «О персональных данных» установлена обязанность оператора до начала обработки персональных данных направить уведомление. В части 2 указанной статьи приведен ряд исключений, когда такого уведомления не требуется. В Федеральный закон №242-ФЗ вносятся изменения в часть 3, которая определяет требования к содержанию уведомления. Если организация ранее направила в Роскомнадзор уведомление об обработке персональных данных, то после вступления в силу закона операторы, руководствуясь частью 7 данной статьи, должны сообщить сведения о месте нахождения базы данных в течение десяти рабочих дней.

— Подпадает ли первоначальный сбор персональных данных на бумажных носителях с последующим их внесением в электронную базу данных под требования части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ?

Согласно требованиям части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. Основополагающим принципом законодательства в области персональных данных является принцип, согласно которому обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. В связи с этим внесение персональных данных в информационную систему персональных данных, используемую в целях, аналогичных сбору данных на бумажных носителях, следует рассматривать как единый процесс, реализация которого должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ. Разделение указанного единого процесса на отдельные действия законодательством Российской Федерации в области персональных данных не предусмотрено. Таким образом, отдельные виды обработки персональных данных, предусмотренные частью 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ, в том числе сбор персональных данных на бумажных носителях с последующим их внесением в электронную базу данных, должны осуществляться как единый процесс в правовом поле законодательной нормы, обязывающей хранить персональные данные на территории Российской Федерации.

Установлен порядок ограничения доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства РФ в области персональных данных. Сегодня вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 242-ФЗ " ".

Напомним, документом установлена обязанность хранения на территории России персональных данных россиян, используемых интернет-серверами. Так, операторы должны при сборе персональных данных, в том числе посредством Интернета, обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории нашей страны. Кроме того, россиянам предоставлено право в судебном порядке требовать удаления своих персональных данных, если они размещены в Интернете с нарушением законодательства.

Также предусмотрено создание Реестра нарушителей прав субъектов персональных данных, в котором будут отражены сведения об интернет-сайтах, содержащих информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства РФ в области персональных данных. Сегодня вступает в силу и постановление Правительства РФ от 19 августа 2015 г. № 857 " ".

Отметим, в начале августа Минкомсвязи России на своем официальном сайте разъяснило порядок применения новых правил. В частности, был разрешен спорный вопрос о допустимости трансграничной передачи данных – ведомство отметило, что подобные действия закон не нарушают. Кроме того, Минкомсвязи России посчитало, что под действие поправок не попадают российские и иностранные авиакомпании, и подчеркнуло, что правила нового закона распространяются исключительно на российских резидентов.

Портал ГАРАНТ.РУ узнал, как отразятся новые требования на работе крупных компаний. Так, в пресс-службе "Вконтакте" отметили, что личные данные пользователей этой социальной сети всегда хранились на территории России, поэтому никаких затруднений новые требования не вызовут. В свою очередь, по сообщению пресс-службы Mail.Ru Group, компания также готова к соблюдению вступающего в силу закона. "Для наших пользователей при этом ничего не изменится", – подчеркнули представители компании. Готова к вступлению в силу указанного закона и компания Enter – ее серверы находятся на территории РФ.

С другими документами, вступившими в силу сегодня, можно ознакомиться в нашем .

Принятый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях)» затрагивает не только о местах хранения баз данных с персональными данными россиян, но и другие аспекты, относящиеся к законодательству о персональных данных.

В 152-ФЗ изменения коснулись ст. 18 «Обязанности оператора при сборе персональных данных» (оператор при сборе персональных данных россиян, в том числе через интернет, должен хранить их в базах данных, расположенных на территории РФ), а также ст. 22 «Уведомление об обработке персональных данных» (о том, что нужно уведомлять контролирующий орган Роскомнадзор о месте хранения баз данных).

Также в принятом законе Роскомнадзор наделяется полномочиями вести реестр нарушителей прав субъектов персональных данных, ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства о персональных данных, возможностью блокировать ресурсы. И, нужно сказать, что формально контролирующий орган уже наделен таким правом по 139-ФЗ. Например, 8 июля Роскомнадзором был заблокирован сайт telkniga.com с номерами сотовых телефонов россиян.

На кого повлияет закон о хранении персональных данных на территории РФ?

Прежде всего, закон должен коснуться крупных российских компаний, хранящих персональные данные за границей. Им необходимо будет переносить свои дата-центры на территорию России, что потребует больших финансовых затрат. Ведь хостинг на зарубежных ресурсах значительно дешевле. Поэтому можно предположить, что некоторые компании захотят сэкономить и попытаться обойти закон. Например, создавать копии лишь части базы данных и продолжать хранить основную базу за границей. Технически очень сложно определить, что данные хранятся не на территории России. Отсюда возникает вопрос, каким образом контролирующий орган будет отслеживать выполнение закона, это кажется нетривиальной задачей. Но многие российские компании, для которых важен имидж, которые стремятся соблюсти все требования законодательства, будут размещать базы данных на территории нашей страны.

Рассмотрим, на кого еще может распространяться принятый закон. Согласно 152-ФЗ, законодательство о персональных данных распространяется на российских операторов и, в соответствии с , на представительства иностранных юридических лиц, ведущих свою деятельность на территории РФ. То есть на иностранные компании, осуществляющие сбор персональных данных россиян, в том числе с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», действие 152-ФЗ не распространяется.

Если же взять какой-нибудь отель в Турции, на сайте которого происходит сбор персональных данных россиян, то доступ к нему будет ограничен из-за несоблюдения требований нашего законодательства. Но одно дело, когда это касается сайта какого-то небольшого отеля, а другое — когда речь идет о сайте крупной компании. Отелю для выполнения российского законодательства не имеет смысла переносить базу данных на территорию РФ с рациональной точки зрения, так как для него это будут слишком большие финансовые затраты. Но такие корпорации, как Microsoft, IBM, EMC и многие другие, захотят продолжить работать на российском рынке и постараются сохранить клиентов, создавая дата-центры или арендуя уже существующие. И в этом можно увидеть положительный момент: создание дата-центров на территории России повлечет развитие отечественной IT-индустрии.

Как изменится контроль над обработкой персональных данных?

Подписанный закон также вносит изменения в , выводя из-под действия этого закона контроль и надзор за обработкой персональных данных, за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Это значит, что если сейчас Роскомнадзор может прийти в компанию с проверкой только один раз в три года (это регулируется 294-ФЗ), то c вступлением закона в силу с 1 сентября 2016 года он может делать это в любой момент. При этом станет необязательной публикация Роскомнадзором плана проверок на следующий год, и, следовательно, компании даже не будут знать, когда к ним придут с проверкой. Для обычных компаний малого и среднего бизнеса это изменение более существенно по сравнению с изменениями, касающимися хранения персональных данных на территории России.

В последнее время российское законодательство активно меняется, особенно в области персональных данных. И есть вероятность того, что закон, который вступит в силу 1 сентября 2016 года, все же претерпит некоторые изменения. Тем более что сейчас в нем действительно много неясных моментов, помимо перечисленных.

Елена Республиканская , эксперт продукта

Облачная инфраструктура – решение от ГК «Интегрус», предоставляющее современному бизнесу готовую ИТ-инфраструктуру без привлечения значительных материальных и человеческих ресурсов.

Компания “Интегрус” предлагает услуги защиты и хранения персональных данных для корпоративных клиентов в России. Обратившись к нам, вы можете быть полностью уверены, что получаете в свое распоряжение надежную защищенную систему и полностью соблюдаете требования законодательства.

Кому подходят наши услуги

Цены на хранение персональных данных на защищенном сервере в СПб

Тарифный план Цена аренды сервера ИСПДн с аттестатом, руб./мес **
Цена аренды сервера ИСПДн без аттестата, руб./мес
ИСПДн-1 5Gb 4 990 2 490
ИСПДн-2 50Gb 9 990 4 990
ИСПДн-3 100Gb 19 990 9 990
ИСПДн-4 200Gb 29 990 14 990
ИСПДн-5 400Gb 39 990 19 990
Установочный платеж * 10 000

* – Помимо самой стоимости защищенного виртуального сервера в рамках тарифного плана, при заказе первого сервера в ИСПДн имеется установочная плата в

размере 10 000 рублей.

** – Стоимость защищенного сервера ИСПДн с пакетом документов и процедурой аттестации рабочего места.

Продажа защищенной инфраструктуры для хранения и обработки персональных данных по представленным тарифным планам осуществляется с минимальным сроком - 1 год.

Примеры работ

Нашими силами был успешно сделан проект по переносу персональных данных учащихся московского института в облако. Были выпущены аттестаты рабочего места, канала связи а также облачного сервера. Была создана не типовая база данных занимающая 5гб на защищенном сервере.

Наши сертификаты

  • Что входит в наши услуги хранения персональных данных

    • Мы организовываем обработку и хранение информации во внешнем центре обработки данных (ЦОД), предоставляем в ваше распоряжение виртуальную машину, защищенную согласно требованиям Федерального закона о защите персональных данных №152-ФЗ.
    • Реализуем правовые, организационные и технические нормы закона.
    • Оформляем и предоставляем вашей организации полный комплект требуемых документов (учитывая особенности вашего рода деятельности), в их числе аттестат соответствия требованиям безопасности
    • Вам не понадобится заключать договор с субъектами о том, что их персональные сведения будут передаваться на обработку во внешний дата-центр.

    Стоит упомянуть два нюанса:

    • Минимальный период для сервера равен 6 месяцам. Если вы уложитесь в 5гб тогда цена составит 4990р.в месяц. Если все-же потребуется больше тогда нужен следующий тариф: 50гб и 9990руб. в месяц.
    • Стоимость установочного платежа в размере 10 000 руб. справедлив для типового комплекта документов, в вашем случае это «Платформа дистанционного обучения», она у нас не типовая и может потребоваться индивидуальная разработка пакета документации. Стоимость разработки нетиповой конфигурации составляет +15 000 рублей. Делается это единоразово.

    Для понимания нужна ли будет индивидуальная разработка, нам нужно краткое описание сервиса (какая база данных и где хранится (MySQL;SQL и т.д.)) который будет размещаться на сервере ИСПДн. Т.е. алгоритм работы сервиса, кто является субъектом ПДн в сервисе, кто и как получает доступ к сервису.

    Как это работает

    Любое предприятие сейчас использует в своей работе информационные системы, обрабатывающие персональные данные (ПДн). К примеру, это бухгалтерские ИС, финансовые, кадровые и другие. Под обработкой, согласно закону, подразумевается сбор, запись, систематизация, хранение, уточнение, использование, передача, удаление и другие операции с этой информацией.

    Соответственно, рано или поздно встает вопрос о том, чтобы привести свою работу в соответствие с Федеральным законом “О персональных данных” и получить документальное подтверждение этого соответствия.

    Самостоятельно и без необходимого опыта выполнить все требования к хранению персональных данных довольно затруднительно, это может привести к излишним тратам времени и ресурсов. Поэтому мы предлагаем услуги своих специалистов. Они уже не раз решали задачи организации хранения и передачи персональных данных и хорошо знают о “подводных камнях”.

    Хранение персональных данных на сервере дата-центра: преимущества подхода

    Чтобы построить полноценную систему защиты информационных систем персональных данных (ИСПДН) на предприятии, необходимо выполнить предпроектное обследование ИСПДН, разработать модель угроз безопасности, создать концепцию и затем проект системы защиты ИСПДН, поставить, внедрить, разработать методы аттестации, провести проверку и оформить аттестат соответствия.

    Если же организовать хранение персональных данных клиентов в аттестованной виртуальной инфраструктуре, расположенной во внешнем дата-центре, то выполнение всех этих работ упрощается и сводится к утверждению предварительно разработанных типовых документов, а соответствующие затраты значительно сокращаются. Кроме того, хранение данных в надежном и современном дата-центре гарантирует, что ваша информация будет всегда доступна для вас, целостна и защищена от потерь.

    Однако, если переносить ПДн во внешний дата-центр, то, как правило, возникает ряд сложностей. Так, например, согласно Федеральному закону №152-ФЗ “О персональных данных” (ст.7 и ч.ч.3-5 ст.6), определяющему порядок хранения персональных данных в России, оператору для поручения обработки ПДн стороннему дата-центру, необходимо получить согласие каждого субъекта на сбор и хранение персональных данных, где указан перечень данных и допустимых действий с ними, цели, сроки и есть собственноручная подпись каждого субъекта (фактически, заключить с клиентом договор на хранение персональной информации).

    Рис.1. Классическая схема: организация-оператор отдает ПДн на обработку во внешний дата-центр, перекладывая все заботы по обеспечению безопасности этих данных на оператора дата-центра.

    Организация-оператор ПДн при такой классической схеме работы с дата-центром сталкивается со значительными неудобствами и ограничениями в своей работе:

    • Остаются актуальными все организационно-правовые вопросы обработки данных: нужно издавать положение о персональных данных, прорабатывать правовые основания для обработки персональных данных и для передачи персональных данных третьим лицам (включая дата-центр).
    • В силу ст.7 и ч.ч.3-5 ст.6 федерального закона №152-ФЗ “О персональных данных” возникает обязанность получить согласие на передачу персональных данных на обработку в дата-центр с каждого субъекта персональных данных. Причём, такое согласие должно быть оформлено согласно требований ст.9 указанного федерального закона, т.е. содержать, в том числе, цели обработки, полный перечень персональных данных, полный перечень действий с персональными данными, на которые даётся согласие, срок действия согласия и собственноручную подпись субъекта персональных данных либо её электронный аналог.И обычно получение такого согласия вызывает затруднение у организации-оператора.

    Чтобы избежать этих трудностей, мы предлагаем следующую технологию работы:

    • С помощью сертифицированных средств криптозащиты ПДн, передаваемые по каналам связи, защищаются от провайдера услуг связи.
    • Подобным образом мы предлагаем защитить ПДн и при обработке в дата-центре – использовать средства информационной защиты, исключающие абсолютно любую техническую возможность доступа со стороны сотрудников дата-центра. Для этого мы разворачиваем одну или несколько виртуальных машин, каждая из которых – всесторонне изолированный объект, любой доступ к которому со стороны хостинг провайдера блокируется. Это достигается как функциями гипервизора, так и средствами защиты от несанкционированного доступа. В дальнейшем работать с такой арендованной защищённой виртуальной машиной можно с рабочего места из офиса клиента с помощью удалённого терминала (“Удалённый рабочий стол”, VNC-терминал или SSH-терминал).

    Таким образом, ни провайдер, ни дата-центр никак не смогут установить субъекта персональных данных, определить объём информации в виртуальной машине клиента, наличие каких-либо конфиденциальных сведений. Следовательно, такую работу с ПДн в изолированной виртуальной машине нельзя считать передачей ПДн оператору дата-центра или поручением на обработку ПДн, что избавляет клиента от необходимости получать согласие субъектов.

    Пример организации передачи и обработки персональных данных по защищенным каналам связи

    Приведем небольшой кейс, иллюстрирующий данную технологию на примере организации-оператора персональных данных, территориально состоящей из центрального офиса и филиалов.

    Рис.2. Организация передает персональные данные по открытым каналам

    Интернет-провайдер осуществляет передачу IP-пакетов, содержащих персональные данные. Согласно п.3 ст.3 ФЗ-152 это уже частный случай обработки персональных данных. Т. О., согласно п.2 ст.3 ФЗ-152, интернет-провайдер уже превращается в оператора ПДн. И согласно требований ст.6 и ст.7 ФЗ-152, нашей воображаемой оргнанизации, передающей ПДн по открытым каналам в данном случае уже нужно получать согласие субъектов персональных данных на передачу их персональных данных в открытом виде по сетям провайдера. А интернет-провайдер, в свою очередь, должен принимать все необходимые организационно-технические меры для защиты этих данных.

    Однако, если принять меры по шифрованию данных (криптографической защите) перед отправкой по каналам связи интернет-провайдера, то с правовой точки зрения уже не возникнет факта передачи ПДн на обработку. Т.к. согласно п.1 ст.3 ФЗ-152 “персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).”

    На рисунке 3 проиллюстировано, что провайдеру услуг связи не передаётся информация, по которой можно было бы прямо или косвенно установить субъекта персональных данных.

    Рис.3. Организация передает персональные данные по защищенным каналам

    ИТОГ: Применение криптографических средств защиты ПДн перед отправкой их по каналам провайдера позволяет с правовой точки зрения избавится от факта передачи их на обработку этому провайдеру.

    Защита ПДн при обработке в виртуальной инфраструктуре

    Точно также компания “Интегрус” предлагает с помощью защищенных каналов передачи данных защитить ПДн при обработке их в дата-центрах, в облачных хранилищах и виртуальных хостингах с помощью специальных средств защиты информации.

    Защита будет установлена и настроена таким образом, чтобы полностью исключить техническую возможность доступа со стороны сотрудников дата-центра (администраторов, инженеров, операторов) к тем персональным данным, которые организация будет располагать в дата-центре. Такая защита проводится согласно проекта системы защиты ПДн с помощью сертифицированных по линии ФСТЭК России средств защиты информации (в том числе гипервизора виртуальных машин и средств защиты от несанкционированного доступа), а также с использованием сертифицированных по требованиям ФСБ России средств криптографической защиты информации (при передаче по каналам связи и при обработке в виртуальной инфраструктуре). Подробно такая схема проиллюстрирована на рисунке 4.

    Рис.4. Технология защиты ПДн в виртуальной инфраструктуре.

    Защита персональных данных – услуги “Интегрус” в организационно-правовой сфере

    Кроме организации системы защиты, мы выполняем все организационно-правовые работы:

    • Прорабатываем правовые основания для обработки ПДн, её задачи, способы и сроки.
    • Готовим и публикуем документ, который декларирует политику в области работы с персональными данными (положение о хранении, обработке персональных данных) и комплект организационно-распорядительных документов (актов классификации ИС, инструкций, регламентов и журналов).
    • Разрабатываем уведомления об обработке персональных данных для направления в Роскомнадзор (при необходимости).

    Если вы хотите получить готовую информационную систему, выполняющую требования Закона о хранении персональных данных и соответствующую всем стандартам, желаете без проблем работать с персональными данными, не опасаться претензий со стороны клиентов, сотрудников или контролирующих органов, обращайтесь к специалистам “Интегрус”. Оставьте заявку через форму обратной связи на сайте, позвоните или напишите нам и мы охотно проконсультируем вас по технической и правовой стороне вопроса.