Закон о телемедицине вступает в силу. ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья" — Российская газета. Что не так с законом

- «Госдума приняла закон о телемедицине»,

К большому сожалению, комментарии и пояснения, которые пишут журналисты в новостях об этой теме, создают достаточно превратное впечатление. Даже у людей, имеющих прямое отношение к информатизации здравоохранения, но не имеющих времени внимательно вычитать и проанализировать текст законодательных изменений, может создаться ощущение, что принят какой-то отдельный федеральный закон, разрешающий применений телемедицинских технологий или выписки рецептов.

Но на самом деле, тут все глубже и сложнее. Попробуем в этом разобраться детальнее.

Во-первых, никакого «закона о телемедицине» Госдума не принимала. Правильнее будет говорить о том, что Госдума рассмотрела и приняла в 3м чтении Законопроект № 174692-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» - http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=174692-7&02 . Назовем его для краткости ФЗ «О применении информационных технологий в сфере охраны здоровья». Это не самостоятельный ФЗ, а документ, которым вносятся изменения в уже существующие федеральные законы, для того, чтобы информационные системы в здравоохранении получили легальный статус.

Во-вторых, принятый документ регулирует не только телемедицину, но и Единую государственную информационную систему здравоохранения (ЕГИСЗ), которая до этого времени с юридической точки зрения была обозначена только Приказом Минздрава 364 от 28.04.2011 и по сути не была оформлена в правовом поле.

В-третьих, принятие законопроекта Госдумой 21.07.2017 еще не означает, что правовые вопросы, которые были в нем рассмотрены - теперь решены. Вовсе нет. 24.07.2017 Совет Федерации единогласно одобрил принятый Закон, http://www.council.gov.ru/activity/meetings/81831/results/ . Теперь нужно дождаться, чтобы его подписал Президент. Да, на этом этапе как правило никаких существенных изменений уже не происходит и случаи отклонения Президентом принятых законопроектов крайне редки. Но все же - пока с юридической точки зрения ничего не изменилось, нужно ждать окончание всей процедуры и вступление ФЗ в силу.

В четвертых, положения Федеральных законов и изменений в них носят общий, рамочный характер. Даже когда все утвержденные Госдумой и одобренные Советом Федерации изменения будут подписаны Президентом - каких-то разительных изменений это не создаст. После подписания ФЗ должно последовать издание подзаконных актов, которые уточнят и создадут необходимые правовые условия для развития тех или иных процессов, связанных с информатизацией медицины. Согласно сопроводительного документа к направленному в Госдуму законопроекта, Минздрав должен подготовить такие нормативно-правовые акты к ноябрю 2017 г., поэтому лишь к этому времени мы сможем проанализировать и понять более детально, как именно будут с юридической точки зрения отрегулированы отдельные вопросы информатизации. Перечень таких документов:

1. Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения". Определяет: цели, задачи ЕГИСЗ; ее структуру и основные функции; порядок и сроки предоставления информации в систему и доступа к ней; источники и состав сведений, формирование, обработка, ведение и доступ к которым осуществляется с использованием ЕГИСЗ

2. Проект приказа Минздрава России "Об утверждении Порядка организации и проведения консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий, включая правила идентификации участников дистанционного взаимодействия". Определяет порядок организации и проведения консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий, включая правила идентификации участников дистанционного взаимодействия

3. Проект приказа Минздрава России "Об утверждении правил информационного взаимодействия его участников в целях выдачи рецептов на медицинские изделия и лекарственные препараты в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью врача (фельдшера, акушера)". Определяет правила информационного взаимодействия его участников в целях выдачи рецептов на медицинские изделия и лекарственные препараты в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью врача (фельдшера, акушера)

4. Проект приказа Минздрава России "Об утверждении форм и форматов сведений, доступ к которым осуществляется с использованием ЕГИСЗ". Определяет формы и форматы сведений, доступ к которым осуществляется с использованием единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.

5. Проект приказа Минздрава России «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации». Вносит изменения в следующие приказы Минздрава России:

a. от 20 декабря 2012 г. № 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения",

b. от 1 августа 2012 г. № 54н "Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления",

c. от 20 декабря 2012 г. № 1181н "Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядке оформления указанных бланков, их учета и хранения". Уточняет порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядке оформления этих бланков, их учета и хранения, в том числе в электронном виде

6. Проект приказа Минздрава России "О внесении изменений в приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства". Уточняет порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в форме электронного документа

Но вернемся к принятому ФЗ «О применении информационных технологий в сфере охраны здоровья» и попробуем проанализировать, какие именно изменения в нем предусмотрены? По сути, там перечислены поправки в 3 уже существующих Федеральных закона:

1. ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (основная часть изменений будет в этом документе)

По направлению телемедицины хорошо все прокомментировано Антоном Владзимирским тут: http://rusplt.ru/society/lechitsya-budem-ponovomu-30266.html , поэтому что-то дополнять или дублировать уже сказанное нет смысла.

Рассмотрим более близкую к нам тему - это ЕГИСЗ и электронные медицинские документы.

По ней вводятся следующие законодательные изменения:

1. В ФЗ-323 вводится понятие «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения» (ЕГИСЗ), которая создается, развивается и эксплуатируется «…в целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения». Интересно, что в Концепции создания ЕГИСЗ, утвержденной Приказом 364, указана совершенно другая цель: «Основной целью создания [ЕГИСЗ] является обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи». Очевидно, что после официального вступления изменений ФЗ в силу - потребуется обновление «Концепции создания ЕГИСЗ» или отмена этого приказа. Еще один тонкий момент состоит в том, что в утвержденном ФЗ есть п.12, который утверждает новую редакцию статьи 91, имеющей название «Информационное обеспечение в сфере здравоохранения» и одновременно с этим п. 13, в котором говорится о том, что статью 91 нужно дополнить - но при этом указывается другое ее название - «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения». Так какое именно название статьи 91 будет в новой редакции ФЗ-323? - старое или новое - так и осталось непонятным. Дождемся официальной публикации окончательной редакции этого закона и тогда видимо получим ответ на этот вопрос.

2. Положение о ЕГИСЗ, включая порядок доступа и предоставления информации, порядок обмена данными должно быть утверждено Правительством РФ. Таким образом, ждем разработку и утверждение Постановления Правительства «Об утверждении Положения о ЕГИСЗ», где будут расписаны подробно компоненты системы, операторы, обязанности и другие уточняющие положения. То, что эти детали не нашли отражение в ФЗ - правильно.

3. ЕГИСЗ включает в себя:

a. Сведения федеральных компонентов

b. Сведения о медицинских организациях

c. Сведения о медицинских работниках

d. Сведения о лицах, которым была оказана медицинская помощь, проведена медицинская экспертиза, медицинские осмотры или медицинские освидетельствования

e. Сведения статистического наблюдения в сфере здравоохранения

f. Сведения об организации ВМП

g. Сведения для мониторинга в сфере закупок лекарственных препаратов

h. Сведения об обеспечении граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания

4. ЕГИСЗ обеспечивает ведение федеральных регистров. По этому вопросу тоже видимо стоит ждать уточнение - о каких именно федеральных регистрах идет речь? Раз вопрос рассматривается с юридической точки зрения - то очевидно, что должен быть конкретный перечень этих регистров с утверждением состава собираемой информации, перечнем операторов и их обязанностей, сроками предоставления информации и другими уточняющими вопросами. Пока стоит предположить, что речь скорее всего идет о «Федеральном регистре медицинских организаций» (ФРМО) и «Федеральном регистре медицинских работников» (ФРМР)

5. ЕГИСЗ предоставляет гражданам услуги в сфере здравоохранения в электронном виде через ЕПГУ. Фактически, прописанный в явной форме текст означает, что основным ресурсом, через который будут предоставляться различные электронные сервисы для граждан, является ЕПГУ и личный кабинет пациента «Мое здоровье». Раньше это было понятно из действий и комментарием регулятора, теперь - закреплено законодательно.

6. Поставщиками информации в ЕГИСЗ являются:

a. Уполномоченные ФОИВ (читай - Минздрав)

b. ФОМС и ТФОМСы

e. Уполномоченные РОИВ (региональные Минздравы)

f. Медицинские и фармацевтические организации

g.Организации-операторы иных информационных систем

7. Устанавливается, что при осуществлении медицинской деятельности ведется персонифицированный учет (ПУ) оказанной медицинской помощи. С этим пунктом еще предстоит детально поразбираться с привлечением юристов. Термина «Электронная медицинская карта» (ЭМК) в ФЗ не появилось, хотя, пожалуй, именно он был бы более понятен и удобен в обращении. Следует ли термин «Персонифицированный учет», введенный в ФЗ-326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и используемый теперь в новой редакции ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» воспринимать как полноправный аналог термина ЭМК? Как правильно с юридической точки зрения называть ту информацию, которую медицинские работники собирают в МИС - «Электронная медицинская карта» (понятный врачам) или «Персонифицированный учет» (правильный для юристов)?

8. Разрешается выписка рецептов, в том числе содержащих назначение наркотических или психотропных веществ, в электронном виде с согласия пациента или его законного представителя. Выписка рецептов осуществляется с использованием усиленной квалифицированной подписи лечащего врача или фельдшера. Интересно, что формулировка п. 53 ст.4 содержит явное указание, что рецепт - это «…медицинский документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения» и видимо только такой документ можно выписать в электронном виде. Хотя в ст.78 уже говорится не только о лекарственных препаратах, но и о рецептах на медицинские изделия - но их в определении «рецепта» нет. Таким образом, есть нестыковка по рецептам на изделия медицинского назначения и очки в электронном виде: непонятно, так будут суды воспринимать тексты ФЗ как разрешающие такие рецепты или нет? Хотелось бы конечно, чтобы ст.4 содержала более полное и развернутое определение. Решение об использовании электронных рецептов должен будет принять субъект РФ, таким образом - просто утверждение этих изменений на федеральном уровне будет недостаточно, чтобы легализовать электронные рецепты. Для этого нужно будет принять дополнительный подзаконный акт в каждом субъекте РФ, очевидно - по мере готовности этого субъекта к внедрению электронных рецептов. С одной стороны - такая оговорка вполне разумна: уровень развития медицинских ИТ в разных субъектах РФ различный и поэтому окончательное решение на запуск электронных рецептов отдано им на откуп. С другой стороны, это создает лазейку для торможения на местах и риски, что отдельные регионы будут до последнего тянуть с вводом электронных рецептов в эксплуатацию и регулятору придется мониторировать это состояние и прикладывать усилия для исключения неравенства. Обратим внимание, что предусмотрено издание приказа Минздрава России «Об утверждении правил информационного взаимодействия его участников в целях выдачи рецептов на медицинские изделия и лекарственные препараты в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью врача (фельдшера, акушера)». Он должен быть подготовлен к ноябрю 2017 г. Видимо, в этом документе будут предусмотрены все необходимые детали по данной теме.

9. Разрешается оформление «Информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство» или «Отказа от медицинского вмешательства» в электронном виде. При этом документ должен быть подписан «…гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения» ЕСИА. Вот это интересно конечно - пока сложно представить, как именно с технической точки зрения гражданин или его представитель сможет подписать документ в медицинской информационной системе (МИС) свой электронной подписью, пусть даже и простой. Получается - чтобы согласится на вмешательство или отказаться от него в электронном виде гражданин должен будет «залогиниться» в МИС через ЕСИА и затем дать команду подписи созданного медицинским работников документа. По этой теме ждем приказ Минздрава России «О внесении изменений в приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1177н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства», который должен быть готов к ноябрю 2017 г.

10. Граждане получают право по запросу, направленному в электронной форме, получать копии медицинских документов, отражающих состояние здоровья. Порядок и сроки предоставления должны быть установлены Минздравом в виде отдельного подзаконного акта (приказа). Этот пункт, очевидно, как минимум создает правовую основу для доступа к Интегрированной электронной медицинской карте (ИЭМК) через сервис «Мое здоровье» ЕПГУ.

11. Организация оказания ВМП осуществляется с применением ЕГИСЗ. Детали также должны быть разъяснены в отдельном приказе Минздрава.

На территории Российской Федерации начиная с 1 января 2018 года действуют изменения, предусматривающие внедрение телемедицины в сфере охраны здоровья. Они не отменяют право и необходимость граждан на очные консультации, но позволяют повысить доступность и оперативность медпомощи и разгрузить поликлиники от очередей за счет применения телемедицинских технологий.

Понятие «телемедицина» подразумевает комплекс любых услуг в сфере здравоохранения, основанных на использовании цифровых и коммуникационных технологий для дистанционных консультаций либо оказания медпомощи.

В России давно существует возможность электронной записи к врачу, а также действуют онлайн-сервисы с врачебными консультациями специалистов, но до 2018 года их деятельность считалась «информационной», и они не имели законодательного права выбирать тактику лечения, выписывать рецепты и т. д. Но в июле 2017 года были утверждены изменения к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан», которые вводят понятие телемедицинских технологий и их использование в стране на законных основаниях.

На заметку! По данным исследования Аналитического центра НАФИ к пользованию телемедициной готовы 61% жителей России. При этом среди самых востребованных услуг отмечаются оформление справок (44%), возможность экстренных консультаций (39%), выдача рецептов (38%) и проведение плановых консультаций (22%).

  • Регулирование телекоммуникационных контактов между пациентами, врачами и учреждениями сферы здравоохранения с выполнением требований конфиденциальности личной информации и врачебной тайны.
  • Формирование коммуникационной сети посредством внедрения Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Над разработкой последней в Минздраве работают уже более 5 лет, чтобы в результате она связала в единую сеть все региональные подразделения поликлиник и больниц с федеральными профильными центрами для возможности получения консультаций 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.
  • Переход на электронную форму медицинского документооборота, в т. ч. выдачу рецептов в электронной форме, и развитие телемедицинских сервисов для взаимодействия врачей, которые будут вводиться с 2019 года.

Но в данный момент отсутствуют подзаконные акты, которые должны регулировать исполнение закона о телемедицине. Пока Министерством Здравоохранения разработан и выдвинут на общественное обсуждение Проект приказа «О порядке оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий», в котором отражены правила заполнения электронной документации, идентификации и аутентификации пациентов и медработников и т. д.

Новые возможности для врачей и пациентов

Согласно ст. 36.2 врачи могут проводить удаленные консультации для пациентов/их законных представителей, чтобы:

  • рекомендовать профилактические меры;
  • собирать и анализировать жалобы пациентов;
  • вести наблюдения за состоянием здоровья;
  • оценивать эффективность или корректировать назначенное лечение;
  • определять необходимость очной консультации.

Важно! Устанавливать диагноз и назначать первичные рекомендации по лечению допускается исключительно на очной консультации.

Таким образом, пациенты после первичного очного приема могут не приходить на повторные приемы, а врачи будут с помощью удаленных консультаций контролировать эффективность лечения и корректировать назначения, что прежде всего актуально для граждан с хроническими заболеваниями.

Для возможности дистанционной работы необходимо будет пройти специальную регистрацию:

  • медучреждениям – в Федеральном реестре медицинских организаций ЕГИСЗ;
  • врачам – в Федеральном регистре медицинских работников ЕГИСЗ.

Принятые изменения по использованию телемедицинских технологий открывают для пациентов и врачей еще ряд возможностей:

  • Врачи могут получать, а пациенты/их законные представители давать информированное добровольное согласие/отказ на проведение оперативного вмешательства (ст. 20 ч.7).
  • Пациенты либо их законные представители могут отправлять в медучреждения запросы для получения в электронном виде медицинских документов или их копий (справок, результатов обследований, выписок из истории болезни и др.) (ст. 22 ч.5).
  • Врачи получают возможность выдавать, а пациенты – получать рецепты на лекарственные препараты в электронной форме (ст. 78).

Важно! Новый порядок оформления электронных рецептов касается также препаратов с наркотическим и сильнодействующим психотропным действием, но он будет работать только с 1 января 2019 г.

  • Врачи могут удаленно организовать консилиумы с коллегами, используя для этого результаты исследований и другие документы, полученные по электронной почте (ст. 2 п. 22).

Несмотря на то, что закон о телемедицине вступил в законную силу с 1 января 2018 года, еще рано говорить о полноценном функционировании всех нововведений. Для столь серьезного реформирования отрасли здравоохранения необходимо время, прежде всего на налаживание связей между больницами, отдельными специалистами и пациентами. В связи с этим в течение 2018 года Министерству Здравоохранения еще предстоит проделать немалый объем работы, чтобы отрегулировать работу телемедицинских систем и сделать их услуги доступными и круглосуточными для каждого жителя России.

Видео о проекте телемедицина для россиян:

Правовая инструкция сайт расскажет об изменениях в законодательстве, благодаря которым ряд медицинских услуг будет предоставляться с использованием сети «Интернет».

Что такое телемедицина?

Информационные технологии сегодня уже проникли практически во сферы повседневной жизни и этот процесс продолжает развиваться семимильными шагами. В частности, в сфере медицинских услуг во многих регионах страны уже довольно давно существует возможность записаться к врачу через Интернет. А совсем недавно были внесены изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», в соответствии с которыми в этот закон было включено понятие «телемедицинские технологии». Это понятие охватывает такие информационные технологии, с помощью которых врачи не только могут дистанционно общаться между собой и с пациентами, но также и фиксировать консультации для пациентов, осуществлять медицинское наблюдение за ними и проводить врачебные совещания (консилиумы) (п. 22 ст. 2 Закона в новой редакции, принятой Госдумой в третьем чтении 25.07.2017).

Кроме того, в Закон была введена новая статья 36.2 об особенностях оказания медпомощи с помощью информационных технологий. Порядок организации и проведения консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий будет разработан Минздравом на основе Порядков оказания медпомощи и стандартов медпомощи. Он будет содержать нормы, в соответствии с которыми должна вестись электронная документация об оказании помощи, проводиться идентификация и аутентификация врачей и пациентов, раскрывать ряд других организационных вопросов. Изменения в законе в целом вступают в силу с 1 января 2018 года, а отдельные положения - с 1 января 2019 года.

Какая медпомощь может быть оказана по интернету?

Телемедицина не отменяет необходимость очных встреч врачей с пациентами, но должна помочь разгрузить больницы от очередей. Некоторые действия в отношении пациентов врачи по-прежнему смогут выполнять только во время стандартного приема в больнице. В соответствии с принятыми изменениями в Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», удаленная консультация пациента может проводиться в следующих целях:

  • профилактика, сбор, анализ жалоб пациента и данных анамнеза;
  • оценка эффективности назначенного лечения и медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;
  • принятие решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации).

При этом скорректировать ранее назначенное лечение врач сможет, только поставив диагноз и назначив лечение на очном приеме (осмотре, консультации). Дистанционное наблюдение за состоянием здоровья устанавливается также только после личной встречи пациента с врачом. Кроме того, чтобы наблюдаться и консультироваться посредством телемедицинских технологий, граждане смогут делать следующее:

  • оформлять согласие на медицинское вмешательство или отказ от него в форме электронного документа (ч 7. ст. 20 Закона в новой редакции);
  • направлять электронные запросы и получать электронные документы о состоянии здоровья и выписки из них (ч.5 ст. 22 Закона);
  • получать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарства и медицинские изделия в электронной форме (ст. 78 Закона).

Телемедицина – защита прав пациентов

Особенностей защиты прав пациентов и оснований для привлечения к ответственности врачей в связи с изменениями в Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» не возникает. Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17, при предоставлении гражданам медицинских услуг в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, защита их прав осуществляется согласно законодательству о защите прав потребителей. Поэтому если при оказании услуг с использованием телемедицинских технологий причинен вред жизни и здоровью вследствие рецептурных или иных недостатков товара (услуги), гражданин сможет возместить вред в полном объеме, как и в случае приема у врача в обычном порядке (ст. 14 Закона о защите прав потребителей), а также возместить моральный вред и т.д. (см. Письмо Роспотребнадзора от 23.07.2012 N 01/8179-12-32).

Телемедицинские технологии можно будет применять как при оказании первичной медико-санитарной помощи, так и скорой, специализированной, высокотехнологичной, паллиативной.

С помощью телемедицины можно будет проводить консилиумы врачей, консультации, дистанционно наблюдать за здоровьем пациента. "Заочный формат" будет допустим как для общения врачей между собой, например, если лечащий врач нуждается в совете более опытного специалиста, скажем, работающего в одном из ведущих научных медицинских исследовательских центров, так и для работы непосредственно с пациентами. Помогать людям с помощью электронных средств связи можно будет в экстренных и плановых случаях. Также можно оказывать помощь и людям, находящимся в стационаре, и тем, кто лечится амбулаторно или вне медорганизации.

Правда, лечить людей заочно разрешат не всем медучреждениям и врачам, а тем, которые получат специальные разрешения. Больницам надо будет зарегистрироваться в Федеральном реестре медицинских организаций Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а врачам - в Федеральном регистре медицинских работников Единой системы.

Программное обеспечение для диагностики и лечения людей тоже нужно будет регистрировать.

Телемедицинскую помощь можно оказывать бесплатно для пациентов - в рамках программы госгарантий и за счет Федерального фонда обязательного медстрахования, и платно - в рамках системы дополнительного медстрахования за счет организаций и средств россиян.

Как отмечается в документах Минздрава, ответственность за медзаключение по результатам консультации по телефону или интернету несет тот, кто ее дал - удаленный врач или консилиум. А вот ответственность за принятие решений по результатам лежит на лечащем враче.

Все материалы, полученные в результате телемедицинских манипуляций, должны храниться в течение года.

Телемедицина поможет не только жителям отдаленных территорий, где может просто не быть в наличии хорошего специалиста, например, узкого, но и горожанам, которые могут жить далеко от врача или не иметь свободного времени на его посещение, поскольку лечащий врач после очного приема может установить дистанционное наблюдение за здоровьем пациента. Тот сможет направлять врачу информацию о своем состоянии, получать рекомендации, не посещая поликлинику. Но тогда он сам или его законный представитель несет ответственность за собственноручный ввод достоверных данных о здоровье в специальную информационную систему.

По словам президента Лиги защиты пациентов Александра Саверского, в США телемедицину начали внедрять десять лет назад - в 2008 году. Но уже через восемь лет, к 2016 году, в стране уменьшилась обращаемость пациентов за медпомощью амбулаторно на 70 процентов, число койко-мест - на 19 процентов, стационарных больниц -, на 26 процентов. "Таким образом, телемедицина высвобождает огромные ресурсы", - говорит Саверский.

Последние годы мировой рынок телемедицины (telehealth) демонстрирует уверенную динамику роста. Согласно данным Zion Market Research , глобальный объем рынка телемедицинских услуг к 2022 году составит $12,1 млрд, сохраняя с 2017 по 2022 год 30%-ные темпы прироста ежегодно. Российский рынок не в пример скромнее и, по мнению Дениса Юдчица, генерального директора компании «Мобильные медицинские технологии» (ММТ), его потенциальный объем может составлять 18 млрд рублей в год. Более того, при всех разговорах о ней телемедицина - явление все еще экзотическое и не до конца понятное большинству потенциальных клиентов.

При этом отличительная особенность телемедицины - это широкий набор всевозможных инструментов для установления связи с пациентом. Медицинские специалисты могут оказывать консультации на расстоянии при помощи средств видео- и аудиосвязи, компьютерных технологий (включая общение в чатах). Даже когда у человека повышается пульс и на это указывает вибрация Apple Watch, это тоже является телемедициной, если данные параллельно передаются врачу.

Будущее телемедицины в России призван определить Закон № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», вступивший в силу с 1 января 2018 года. Основная цель - систематизация и установление правил, которые необходимо соблюдать на рынке телемедицины. Однако от закона уже сейчас прослеживается двойственный эффект: с одной стороны, он наверняка добавит доверия и интереса к отрасли со стороны широкой публики, а с другой - неизбежно вызовет массу сложностей у частного сегмента рынка и укрепит роль государства.

Зачем понадобился закон

Следует отметить, что закон вовсе не создал телемедицину в России, он всего лишь сделал попытку урегулировать уже существующий рынок. Феномен телемедицины известен в России еще с конца XIX века, когда изобретение телеграфа и телефона позволило врачам консультировать пациентов на расстоянии. Телеграфная станция стояла дома у одного из основателей современной медицины, Николая Васильевича Склифосовского, который активно ей пользовался, поддерживая связь с пациентами. На протяжении более 100 лет теле- и радиотехнологии служили интересам медицины, например, в 1957 году в СCСР для серийного производства была разработана цветная телевизионная хирургическая установка. В 1970–1980-х годах активно внедрялась теле-ЭКГ.

С переходом к рыночной экономике телемедицина в России из вспомогательной отрасли начала превращаться в самостоятельный рынок системы частного здравоохранения. Сегодня рынок телемедицины включает сервисы, позволяющие не только записаться на прием к врачу, но и получить полноценную консультацию дистанционно. Появляются различные мобильные устройства для дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента, например, электронный браслет Embrace для эпилептиков, электрокардиограф «Кардиометр-МТ», неинвазивный глюкометр и прочее.

Телемедицинские услуги мало чем отличаются от обычных, за исключением того, что консультирование оказывается на расстоянии. Подобное позволяет не только сократить сроки реагирование после получения обращения больного, но и существенно расшить общий охват пациентов, а также начать работать с теми, кто по тем или иным причинам не может позволить общение с врачом. К примеру, коммуникации в тех же чатах особенно актуальны в условиях российской социальной стигматизации, когда многим людям необходимо сохранить полную анонимность при обращении за помощью к урологу или гинекологу. Кроме того, согласно данным российского телемедицинского сервиса «Педиатр 24/7», до 80% обращений к врачу может быть решено без визита в клинику.

Естественно, телемедицинская помощь не может заменить обычную медицинскую помощь и очный прием в полной мере. Она не сократит количество пациентов хосписов, лиц, больных диабетом или ВИЧ, но во многих аспектах может улучшить качество их лечения, позволяя сократить подчас ненужное посещение медицинской организации. Если врач может дистанционно расшифровать анализы пациента, зачем последнему приезжать в медицинскую организацию? Если врач может наблюдать за состоянием здоровья пациента дистанционно, зачем пациенту дневной стационар?

Телемедицина также особенно популярна на фоне недостаточного финансирования медицинских услуг. К примеру, с ее помощью медицинская помощь врачей-специалистов станет доступной в том числе в сельской местности и отдаленных районах, где единственный врач - фельдшер. В условиях хронического дефицита в регионах качественной медицинской помощи до 40% пациентов не имеют физического доступа к нужным специалистам. К примеру, в США, где телемедицина начала развиваться раньше, чем в России, ей изначально отводилась именно роль в помощи пациентам в удаленных районах и сельской местности. Занимательно выглядит и статистика по росту компаний из сектора телемедицины. К примеру, американская компания Teladoc насчитывает порядка 21 млн подписчиков, более 3100 сертифицированных специалистов, и ее выручка и EBITDA по итогам 2017 года составили $231 млн и $70 млн соответственно.

Поскольку перспективы у рынка есть, появилась и потребность в его регулировании, чтобы сделать правила игры одинаковыми для всех участников, а также добавить доверия к отрасли. Ответом на эту потребность и стал закон 242-ФЗ. Еще до того, как он вступил в силу, о выходе на рынок телемедицинских услуг заявили «Яндекс.Здоровье», «Мегафон», онлайн-площадка «Врачи онлайн».

Что не так с законом

Пожалуй, главная проблема нового закона заключается в том, что он устанавливает запрет на постановку диагноза дистанционно. Тем самым рынок рискует сузиться до набора незначительных сервисных услуг. При этом основное требование пациентов к телемедицине - возможность дистанционно получить диагноз и курс лечения. С другой стороны, в мировой практике до сих пор не существует согласия относительно возможности ставить диагноз при помощи телемедицины. Самым ярким примером может быть США. Пока в одних штатах разрешается ставить диагноз, в других эта идея вызывает бурные дискуссии.

По данным фонда «Общественное мнение» , более 63% россиян предпочитают лечиться самостоятельно. Эти люди, многие из которых не хотят или не могут себе позволить услуги обычных врачей, - потенциальные клиенты телемедицины. Но есть большая вероятность, что дистанционное заключение врача они будут воспринимать как диагноз и прямое руководство к действию. Стало быть, впереди шквал обращений и жалоб по вопросам, касающимся качества проведенной консультации.

Помимо защиты от потребительского экстремизма, у клиник будет еще одна головная боль - необходимость разъяснить регламенты и как-то структурировать отношения с телемедицинскими платформами.

Здесь тоже есть барьеры, выстроенные законодателем. Например, закон требует от врача по итогам телемедицинской консультации «скреплять» заключения с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи. Она требует ежегодного обновления, но ее финансирование из федерального или регионального бюджетов не предполагается. Стало быть многим госклиникам придется изыскивать средства на приобретение таких подписей, что в условиях хронического недофинансирования медицины крайне сложно.

Частные клиники готовы к этому не лучше. Среди них гуляют порой панические настроения и непонимание того, как теперь выстраивать работу. Если телемедицина заработает на полную мощность, рынок платной медицины ожидает снижение цен за прием у врача. Пациенты станут обращаться к телемедицинским платформам, предлагающими более выгодные цены. В свою очередь, несетевые клиники будут вынуждены привлекать клиентов через телемедицинские платформы и нести финансовые потери, предлагая свои услуги по более низким ценам. В выигрыше окажутся сетевые клиники, бюджет которых позволяет создавать собственные онлайн-платформы.

Если телемедицина не сможет преодолеть эти барьеры, она, конечно, сохранится, но в формате консультаций «врач-врач», а единственным игроком, кто сможет нести все издержки, связанные с оказанием таких услуг населению, останется государство.