Предвыборная агитация запрещена. Предвыборная агитация: суть, формы, условия. Предвыборная агитация как правовой институт

Граждане и общественные объединения вправе проводить агитацию за или против любого кандидата.

Государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам запрещается проводить предвыборную агитацию.

Предвыборная агитация может проводиться:

1)через средства массовой информации;

2)путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий);

3)путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных предвыборных материалов.

Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе:

1) передавать избирателям денежные средства, вручать подарки и иные материальные ценности, за исключением вознаграждения за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное;

2) при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ;

3) cо дня регистрации до подведения общих итогов голосования проведение кандидатами, избирательными объединениями благотворительной деятельности, а также лотерей на территории соответствующего избирательного округа.

4) принимать участие в программах государственных и муниципальных телевизионных и радиовещательных компаний в ином порядке, чем определенном настоящим Положением.

Избирательные комиссии, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны:

1) оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями..

Предвыборные митинги организуются и проводятся в установленном порядке.

Агитация в помещениях избирательных комиссий запрещается.

Государственные органы, органы местного самоуправления, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять находящиеся в их собственности или распоряжении необходимые помещения для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. См. статьи (26-29)

62.Права и обязанности кандидатов и избирательных объединений.

Все кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их представители обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных законом. Во-первых, они не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации по трудовому или гражданско-правовому договору (т.е. в частных фирмах), на время участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей. Соответствующая избирательная комиссия выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Каждый кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение (блок) должны идти на выборы с программой своей будущей деятельности.

Программа кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока) не должна провозглашать идеи расовой, национальной, религиозной, социальной, в том числе классовой исключительности либо вражды, содержать призывы к насильственному изменению существующего конституционного строя, нарушению территориальной целостности республики, прав и свобод человека, совершению иных действий, противоречащих Конституции и законам Российской Федерации.

При нарушении указанных требований соответствующая избирательная комиссия вправе отказать кандидату в регистрации, а в случае выдвижения такой программы после регистрации - отменить ее.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей в поддержку кандидата (кандидатов).

Избирательные объединения (блоки), выдвинувшие списки кандидатов, обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей (в том числе по финансовым вопросам) соответствующими избирательными комиссиями.

Каждый кандидат, зарегистрированный кандидат обязан не позднее чем через 30 дней после окончания выборов представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах, источниках и о расходовании своего избирательного фонда.

Кандидатам, зарегистрированным кандидатам предоставляется равное право проводить встречи со своими избирателями на предвыборных собраниях и в другой удобной для избирателей форме.

Собрания и встречи кандидатов с избирателями проводятся в нерабочее время.

Государственные органы и органы местного самоуправления должны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов, дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. Однако предоставление для этих целей зданий и сооружений, включенных в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России, запрещается.

Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Они имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций.

Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки) вправе выпускать агитационные печатные материалы. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата (список кандидатов).

Распространение анонимных печатных материалов запрещается.

Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки), выдвинувшие списки кандидатов, вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.

Зарегистрированный кандидат должен вести предвыборную агитацию, соблюдая правила, установленные федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации о выборах.

Предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них).

Законодательство разделяет понятия «информирование избирателей» и «предвыборная агитация».

Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления и избирательные комиссии. Они предоставляют полную информацию о предстоящих выборах – о процедуре, всех кандидатах и т.д.

Если кратко, то цель агитации – склонить избирателя в определенную сторону, а информирования – предоставить избирателю объективную информацию.

В случае выборов в коллегиальный орган власти форма, методы и сроки предвыборной агитации регулируется законами:

В случае выборов президента РФ форма, методы и сроки предвыборной агитации регулируется законом № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Каждый кандидат, участвующий в выборах, имеет право на предвыборную агитацию. Кандидат или избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы предвыборной агитации.

Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательных фондов. Запрещена предвыборная агитация за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов.

Агитационный период для кандидата или избирательного объединения начинается со дня выдвижения кандидата или списка кандидатов.

Формы и методы предвыборной агитации

Проведение предвыборной агитации в РФ должно проходить в допускаемых законом формах и законными методами.

  • на каналах организаций телерадиовещания и в СМИ
  • посредством проведения массовых мероприятий: митингов, демонстраций, шествий, собраний, публичных дебатов и дискуссий
  • посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов
  • иными не запрещенными законом методами предвыборной агитации
  • призывать голосовать за или против кандидата или списка кандидатов;
  • выражать предпочтение кандидату или списку кандидатов любым законным способом;
  • рассказывать о возможных последствиях в случае, если кандидат будет или не будет избран, если список кандидатов будет допущен или не допущен к распределению мандатов;
  • распространять информацию о каком-либо кандидате в сочетании с позитивными или негативными комментариями;
  • распространять информацию о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных обязанностей;
  • любая законная деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения к кандидату.

Нарушения в предвыборной агитации

Нарушениями предвыборной агитации являются:

  • привлечение к предвыборной агитации несовершеннолетних граждан;
  • использование изображения и/или высказывания несовершеннолетних граждан в агитационных материалах;
  • предвыборная агитация лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, за исключением, если они зарегистрированы в качестве кандидатов на проходящих выборах;
  • использование кандидатом преимуществ должностного или служебного положения.

Законом также запрещается проводить предвыборную агитацию:

  • федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
  • воинским частям, военным учреждениям и организациям;
  • благотворительным и религиозным организациям и учрежденным ими организациям;
  • членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
  • избирательным комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;
  • иностранным гражданам;
  • международным организациям и международным общественным движениям;
  • представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании установлен факт нарушения ограничений, связанных с запретом экстремистской деятельности.

Запрещено нарушать сроки предвыборной агитации и агитировать за день до голосования, в так называемый «день тишины» и в день голосования.

Предвыборная агитация в СМИ

Предвыборная агитация в СМИ имеет ряд дополнительных условий и ограничений.

Одно из главных ограничений – предвыборная агитация в СМИ может начаться за 28 дней до голосования.

Не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов СМИ обязаны опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади. Эти условия должны быть одинаковы для всех кандидатов. Данные сведения должны быть предоставлены в избирательную комиссию, организующую выборы.

Запрещено размещать агитационные материалы в СМИ, зарегистрированных менее чем за один год до начала избирательной кампании. За исключением СМИ, учрежденных кандидатами или избирательными объединениями.

Государственные и/или муниципальные СМИ обязаны предоставить кандидатам и избирательным объединениям бесплатное эфирное время или бесплатную печатную площадь, равное по времени и/или месту. Это не распространяется на специализированные государственные и/или муниципальные СМИ - культурно-просветительские, детские, технические, научные и др., а также на СМИ, выходящие реже одного раза в неделю.

Агитационные материалы не могут сопровождаться редакционными комментариями в любой форме – заголовок, иллюстрация и т.д. На телевидении запрещается перекрывать передачу агитационных материалов трансляцией иных программ или иных агитационных материалов.

Официальное толкование определения «Предвыборная агитация» содержится в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно данному закону: «Агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)». Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.2, п.4

Глава VII данного закона содержит гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах. Информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, партии. Указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какую партию будет голосовать избиратель;

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат или список кандидатов будет избран или не будет избран;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), партии в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату или партии, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Законодательно закреплены также способы проведения предвыборной агитации:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

При проведении предвыборной агитации очень часто выявляются нарушения. Федеральный закон, указанный ранее, содержит в себе запрещающие положения относительно предвыборной агитации.

В нем указано, что запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением несовершеннолетних детей кандидата.

Также, «Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

е) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

е.1) международным организациям и международным общественным движениям;

ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;

з) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных данным законом». Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.48, п.7

Ограничения, предусмотренные законом следующие: любая агитация кандидатов и партий, в том числе в Интернете, не должна содержать призывов к совершению преступлений и экстремистских действий. Запрещено использование агитации, унижающей или показывающей в невыгодном свете национальные, религиозные, профессиональные и иные группы людей, использование нацистской символики, а также символики, похожей на неё.

При распространении агитации запрещено использовать материалы, порочащие честь и достоинство других кандидатов и партий. В случае выступления по телевидению кандидат или представитель кандидата (партии) не вправе агитировать против какого-либо кандидата или партии, описывать негативные последствия избрания его конкурентов, создавать их негативный образ или распространять информацию, которая приведет к формированию такого образа.

Также существует запрет на подкуп избирателей. Кандидатам и партиям, их доверенным лицам и организациям, учреждённым ими, запрещается при агитации подкупать избирателей - давать им деньги, материальные ценности, предоставлять бесплатные услуги, распродажи товаров, обещать передачу всего вышеперечисленного после завершения выборов. Раздавать можно только печатные материалы и значки, специально изготовленные для избирательной кампании. Также запрещается включение коммерческой рекламы в агитационные материалы. Необходимо отметить, что в период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей и других, основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.

В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержатся главные положения о проведении законной предвыборной агитации.

В статье 49 ФЗ (Агитационный период) законом определены сроки, в которые кандидатам и партиям можно проводить законную агитацию. В соответствии с ней, агитация начинается со дня выдвижения кандидата или списка кандидатов от партии и прекращается в 0 часов 0 минут за одни сутки до голосования. День непосредственно перед днём голосования называется «днём тишины» - любая агитация в этот день, так же как в сам день голосования запрещена. В «день тишины», а также в день голосования сохраняются на своих местах листовки и плакаты кандидатов и партий, расположенные на расстоянии не менее 50 метров от входа в участки для голосования и избирательные комиссии. Агитация, расположенная ближе 50 метров, должна быть убрана.

В статье 46 ФЗ (Опросы общественного мнения) сказано, что в течение 5 дней до дня голосования и в сам день голосования запрещена публикация любых опросов, связанных с выборами, и предсказаний итогов выборов. При публикации же опросов в разрешенный для этого период вместе с опросом должны публиковаться информация об организации, проводившей опрос, время его проведения, число опрошенных, метод сбора информации, регион, в котором проводился опрос, точную формулировку вопросов и статистическую оценку вероятной погрешности. Также должна быть опубликована информация о заказчике проведения опроса.

В статье 51 (Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио) главным является условие равного предоставления бесплатного эфирного времени всем без исключения партиям и кандидатам. В случае отказа кандидата от использования данного эфирного времени оставшееся не распределяется между другими кандидатами. При этом время выхода в эфир для всех кандидатов должно быть тоже одинаковым - не допускается ситуация когда одного кандидата показывают в вечернее время, а другого - ранним утром. Общий объем эфирного времени, которое каждая общероссийская государственная организация телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, должен составлять на каждом из каналов не менее 60 минут по рабочим дням. Общий объем эфирного времени, которое каждая региональная государственная или муниципальная организация телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четверти общего времени вещания.

Они также обязаны зарезервировать эфирное время для кандидатов, которые пожелают проводить агитацию за плату. В этом случае периодичность выхода рекламных блоков, оплата и условия должны быть также одинаковыми для всех кандидатов.

Агитация в газетах и журналах описана в Статье 52 ФЗ (Условия проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях). Государственные и муниципальные печатные издания, выходящие не реже раза в неделю, также обязаны предоставить всем кандидатам и партиям равные условия для публикации. Условия включают в себя стоимость, объем публикации, тираж, периодичность, цвет текста, шрифт, размер и расположение заголовка. Редакция, не вправе давать какие либо комментарии к агитационным статьям кандидатов. Любая агитация, опубликованная в газете или журнале, обязательно должна иметь информацию - за счет избирательного фонда какого из кандидатов опубликован этот материал. В случае бесплатных публикаций, должна иметься информация о том, кто разместил этот материал.

Агитационные митинги и встречи с избирателями являются таким же способом агитации, как и выступления в средствах массовой информации, поэтому также описаны в законе. Статья 53 (Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий) гласит, что по заявке кандидата или партии им обязаны предоставить помещение, находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно. При этом избирательная комиссия обязана отслеживать равенство условий при проведении публичных мероприятий и для других кандидатов. Так, в случае предоставления помещения на безвозмездной основе для встречи с избирателями владелец или собственник помещения уже не может отказать в выделении этого помещения для других кандидатов на таких же условиях. Организация публичных встреч в воинских частях, военных организациях и учреждениях запрещена, за исключением случая, когда единственное помещение, пригодное для проведения собрания с избирателями находится в расположении воинской части.

Наиболее распространённый канал передачи информации от кандидатов и агитации - агитационные листовки и материалы. Статья 54 ФЗ (Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов) описывает права и обязанности кандидатов при распространении агитационных листовок.

Все агитационные материалы должны в обязательном порядке быть изготовлены на территории Российской Федерации. Организации, которые занимаются выпуском печатной продукции, должны предоставить всем зарегистрированным кандидатам и партиям равные условия оплаты изготовления материалов. Кандидаты и партии имеют право беспрепятственно распространять эти материалы в случае, если информация в них не нарушает закон. Для определения соответствия материалов законам РФ кандидаты и партии обязаны предоставить экземпляры своих листовок и прочую информацию в избирательную комиссию.

Все печатные материалы, используемые для агитации, обязательно должны иметь следующие данные: наименование, юридический адрес и ИНН организации, изготовившей данные материалы, наименование организации, фамилию, имя, отчество (лица) или наименование и юридический адрес организации-заказчика, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.

Материалы могут расклеиваться (размещаться) на стенах зданий только с разрешения и на условиях собственника здания. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. http://www.chest-vibor.ru. Честный выбор. Общественный совет.

Именно все вышеперечисленные запреты, чаще всего нарушаются в ходе предвыборной агитации на муниципальных выборах.

Анализ проведения предвыборной кампании свидетельствует о грубых нарушениях действующего законодательства. К сожалению, главными проводниками подобной политики являются представители власти. Именно они, как показывает практика, повсеместно организуют тотальное давление на избирателей, используя административный и информационный ресурсы, ставят в неравные условия участников избирательной кампании. Досрочная агитация, срывание встреч противоборствующих между собой кандидатов, под любыми предлогами, издание массовыми тиражами газет, в которых содержится нелицеприятная информация о тех или иных кандидатах и т.д.

Путей нейтрализации из сложившейся ситуации не так много. Самый главный выход - это ужесточить наказание, за нарушение законодательства о проведении предвыборной агитации. Данное ужесточение пресечет желание кандидатов перешагнуть через границы юридически и этически дозволенного.

Игнорирование установленного порядка проведения предвыборной агитации должно иметь для нарушителей самые серьезные последствия. Также необходимо, чтобы каждый кандидат очень хорошо знал правила проведения предвыборной агитации и был информированным о предоставленных ему правах и гарантиях. Владение правовой стороной предвыборной ситуации в определенных случаях позволит кандидатам защитить себя от неправомерных действий со стороны своих оппонентов в избирательной кампании. Глава 5 Кодекса об административных правонарушениях, содержит виды ответственности за нарушения предвыборной агитации, а именно:

1. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях;

2. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах;

3. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом

4. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах, и т.д. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001, с измен. и доп. на 01.08.2013, глава 5

Проанализировав данные статьи, можно сделать вывод о том, что максимальный штраф по этим нарушениям составляет 100 тысяч рублей, и такой большой штраф предусмотрен только для юридических лиц, в остальных случаев он гораздо ниже. Т.е. необходимость ужесточения штрафов на лицо. Это наиболее действенный способ предотвращения нарушений в ходе проведения предвыборной агитации.

Статья 49. Агитационный период

1. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

2. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

3. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

4. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.

5. В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования.

Статья 48. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

2. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

2.1. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

3. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

4. Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

5. Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.

6. Запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "д" пункта 9 настоящей статьи.

7. Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8.1 настоящей статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

е) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

е.1) международным организациям и международным общественным движениям;

ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;

з) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона.

8. Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.

8.1. Лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить агитацию по вопросам референдума, в том числе на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

9. Использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Данное ограничение не распространяется:

а) на использование избирательным объединением высказываний выдвинутых им кандидатов о данном избирательном объединении, а также о кандидатах, выдвинутых данным избирательным объединением на тех же выборах;

б) на использование обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы. Ссылка в агитационных материалах на такое высказывание физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если это высказывание было обнародовано до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. При этом в ссылке должны указываться дата (период времени) обнародования этого высказывания и наименование средства массовой информации, в котором оно было обнародовано;

в) на цитирование высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных иными избирательными объединениями, а также кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом;

г) утратил силу. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 64-ФЗ;

д) на использование кандидатом своих изображений, использование избирательным объединением изображений выдвинутых им кандидатов, в том числе со своими супругом, детьми (включая детей, не достигших возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц.

10. Политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.

Предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений и общественных объединений, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) либо против них.

Государство в соответствии с федеральными законами и законом субъектов РФ обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение агитации, поэтому они вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него).

Предвыборная агитация может осуществляться:

  • с помощью средств массовой информации;
  • путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий;
  • посредством выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

Кандидат или избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации, имея равные условия допуска к ним.

В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.

Кандидат или избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях. Они также имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям должны быть равными.

Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств. выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации .

Периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъекта Федерации, местного бюджета) или средств органов местного самоуправления и распространяются на территории, на которой проводятся выборы, за исключением изданий, учрежденных исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами, избирательными объединениями .

Общий минимальный размер таких площадей, соотношение в нем частей, предоставляемых периодическими печатными изданиями бесплатно за счет средств их текущего бюджетного финансирования и на возмездной основе, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны предоставить избирательным комиссиям в их пользование помещения , находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении этих встреч.

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду; призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства пропаганда войны; иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные законом. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с представлениями об отмене решения о регистрации кандидата (списка кандидатов).

Избирательные комиссии осуществляют контроль за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации, которая начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Печатные агитационные материалы, ранее размешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться в день голосования на прежних местах. В течение трех дней до дня голосования, включая день голосования, опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Вопрос правового регулирования порядка проведения предвыборной агитации без преувеличения является одним из самых сложных, что связанно со спецификой правоотношений в данной области. Так, в 2002 г. законодатель в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав пошел на разделение понятий предвыборной агитации и информирования избирателей . Данный подход надо признать целесообразным и своевременным, так как в рамках предыдущих избирательных кампаний очень много проблем было связано с разграничением информационных и агитационных материалов: «Отсутствие четких правовых критериев, разделяющих информационные и агитационные материалы, позволяло вести агитацию под предлогом необходимости «объективного информирования граждан»».

Изготовление псевдоинформационных материалов зачастую оплачивалось по схемам, не контролируемым не только избирательными комиссиями, но и правоохранительными, а также налоговыми органами. Сохранению такой ситуации способствуют и отсутствие законодательства о политической рекламе, и недостаточная развитость партийно-политической системы в Российской Федерации. В связи с этим законодатель поставил задачу нормативно определить тот порог, «когда объективное информирование граждан об избирательном процессе превращается в целенаправленную предвыборную агитацию и. следовательно, должно подчиняться установленным законом правилам проведения предвыборной агитации».

В действующем избирательном законодательстве под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). В данное определение, закрепленное в п. 4 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, были внесены существенные изменения в результате принятия Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 93.

В частности, уточнено, что предвыборной агитацией признается деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию не только за или против отдельно взятого списка кандидатов, но и за или против нескольких списков кандидатов одновременно, в результате чего, бесспорно, был устранен пробел, содержащийся в первоначальной редакции Федерального закона. Кроме того, в связи с отменой графы «против всех» из определения предвыборной агитации были исключены призывы голосовать против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Рассматривая процесс становления определения предвыборной агитации, стоит отметить, что в Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. № 24 под предвыборной агитацией понималась деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.

Несовершенство определения предвыборной агитации, закрепленного в указанной редакции Федерального закона, заключалось в том, что, например, деятельность юридических лиц и иностранных граждан, способная побудить голосовать за тех или иных кандидатов (списки кандидатов), не признавалась бы в соответствии с этим определением предвыборной агитацией. При формальном подходе к этому определению не признавалась бы также предвыборной агитацией деятельность любых лиц, побуждающая голосовать за одного кандидата или один список кандидатов, так как в определении сказано «к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов)».

При этом в указанном Законе предвыборной агитацией признавалась деятельность, побуждающая избирателей к участию в выборах, что в настоящее время представляется спорным моментом. Во всех последующих определениях предвыборной агитации данные действия были исключены из определения предвыборной агитации, так как было введено понятие информирования граждан, включающее в себя и призывы принять участие в выборах.

Вместе с тем серьезной проблемой в действующем законодательстве остается вопрос классификации призывов бойкотировать участие в выборах . Данные действия невозможно отнести к предвыборной агитации или информированию избирателей, однако они, бесспорно, могут оказать влияние на итоги голосования и результаты выборов, отстраняя от участия в голосовании электорат определенных кандидатов и избирательных объединений, вплоть до срыва выборов вообще.

С другой стороны, призывы бойкотировать выборы могут быть использованы и как инструмент манипулирования в сугубо корыстных политических целях. Ярким примером было стремление бойкотировать выборы Президента РФ в 2004 г. рядом партий, которые обосновывали свой призыв не отсутствием достойных кандидатов, а отсутствием достойных соперников у действующего главы государства. Истинной целью данных деклараций было стремление не допустить преодоления необходимого 50%-ного порога явки избирателей для признания выборов несостоявшимися. В связи с отменой обязательного порога явки на выборах всех уровней острота этой проблемы значительно снижается, но остаются вопросы правового регулирования данных отношений с точки зрения обеспечения эффективности функционирования избирательной системы в целом.

Итак, можно сделать вывод, что определение предвыборной агитации. содержащееся в действующем Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав, является результатом его практического становления в ходе избирательных кампаний постсоветского периода и в настоящее время представляется оптимальным.

Порядок проведения предвыборной агитации - это один из наиболее детально регламентированных вопросов избирательного законодательства так как, помимо вышерассмотренных норм, включает законодательное регулирование сроков проведения предвыборной агитации, круга субъектов избирательных правоотношений, имеющих право проводить предвыборную агитацию, признаков предвыборной агитации, порядка обнародования опросов общественного мнения, связанных с выборами, и прогнозов результатов выборов, порядка проведения предвыборной агитации на каналах организаций теле- и радиовещания, в периодических печатных изданиях, посредством проведения агитационных публичных мероприятий, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, а также ограничений при проведении предвыборной агитации и других вопросов.

Сроки проведения предвыборной агитации . В настоящее время четкие сроки проведения предвыборной агитации устанавливаются только для организаций теле- и радиовещания и периодических печатных изданий.

Так, первоначально агитационный период в СМИ для кандидата или списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, начинался после их регистрации, что позволяло в ряде случаев получать некоторым из них значительные преимущества при проведении предвыборной агитации. Позже законодатель определил, что агитационный период в средствах массовой информации начинается за 30 дней до дня голосования, а впоследствии для удобства проведения жеребьевки эфирного времени и печатной площади по неделям данный период был сокращен до 23 дней. По этому поводу высказывались мнения различных экспертов о необоснованном снижении агитационного периода

Тем не менее, при объективном подходе представляется, что закрепленный в законодательстве почти месячный срок на проведение агитации в средствах массовой информации является оптимальным: во-первых, он позволяет кандидатам и избирательным объединениям изложить все тезисы своих предвыборных программ; во-вторых, является достаточным для формирования у избирателей представления о кандидатах и избирательных объединениях для осознанного выбора; в-третьих, ставит всех кандидатов и избирательные объединения в равные стартовые позиции по проведению агитации в средствах массовой информации, так как начало агитационного периода в указанных обстоятельствах не зависит от момента выдвижения или регистрации кандидата, списка кандидатов.

В свою очередь, распространение печатных, аудиовизуальных агитационных материалов, проведение публичных массовых мероприятий может начинаться непосредственно после выдвижения кандидата списка кандидатов, что также представляется абсолютно обоснованным, поскольку эти виды агитации имеют меньшую по сравнению со средствами массовой информации степень воздействия на избирателей, но при этом предоставляет к а» и платам и избирательным объединениям возможность агитировать за себя при сборе подписей избирателей или средств для внесения избирательного залога.

По общим правилам вся агитация прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования, что позволяет избирателям обдуманно сделать свой выбор, не подвергаясь непосредственному агитационному воздействию перед голосованием.

Субъекты избирательных правоотношений, имеющие право проводить предвыборную агитацию . В соответствии с Федеральным законом -Об основных гарантиях избирательных прав...» граждане и общественные объединения (общие субъекты агитационной деятельности) в ходе избирательной кампании вправе осуществлять предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами. При этом кандидаты, избирательные объединения (специальные субъекты агитационной деятельности) самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации.

Граждане в статусе избирателей могут разместить материалы агитационного характера в СМИ только с согласия кого-либо из кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений при условии оплаты использованных в этих целях эфирного времени или печатной площади из соответствующего избирательного фонда.

В соответствии с указанным выше Федеральным законом запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы :

  • федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
  • лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, валяющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случаев, предусмотренных законодательством о выборах, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;
  • воинским частям, военным учреждениям и организациям;
  • благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
  • избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
  • иностранным гражданам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о выборах при проведении выборов органов местного самоуправления, лицам без гражданства иностранным юридическим лицам;
  • международным организациям и международным общественным движениям;
  • представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании установлен факт нарушения определенных ограничений при проведении предвыборной агитации.

При этом лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, если они зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.

Данные ограничения, введенные законодателем, представляются обоснованными, так как позволяют создать кандидатам и избирательным объединениям равные условия при проведении предвыборной агитации.

Признаки предвыборной агитации . Не менее важными представляются определенные в законе признаки предвыборной агитации.

Так, предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав, признаются:

  • призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
  • выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии требованиями законодательства о выборах);
  • описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет или не будет избран, если тот или иной список кандидатов будет или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
  • распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) или избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
  • распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
  • деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Данные признаки предвыборной агитации были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. который в постановлении «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова» от 30 октября 2003 г. № 15-П признал их полностью соответствующими Конституции РФ. При этом Конституционный Суд сделал уточнение, что данные действия можно рассматривать в качестве агитационных, если они совершенны умышленно с целью побудить избирателей голосовать за или против того или иного кандидата, избирательного объединения.

Правовое регулирование обнародования опросов общественного мнения, связанных с выборами, и прогнозов результатов выборов ⇒

Условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях ⇒

Правовое регулирование условий выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов ⇒