Дополнительный отпуск за стаж муниципальной службы. Как рассчитать дополнительный отпуск муниципальному служащему Отпуск муниципального служащего новые ограничения

Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Законодатель:

  • установил одинаковую продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска для всех категорий муниципальных служащих;
  • сократил продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет;
  • определил точную продолжительность отпуска муниципальных служащих, для которых установлен ненормированный служебный день;
  • закрепил право муниципальных служащих получить неиспользованные на день вступления в силу Закона № 90-ФЗ (12 мая 2017 г.) основные и дополнительные оплачиваемые отпуска или денежную компенсацию за них по старым правилам.

Требования к отпускам муниципальных служащих стали более жесткими

2. Максимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет сокращена с 15 до 10 календарных дней.

3. Определена точная продолжительность отпуска муниципальных служащих за ненормированный служебный день – три календарных дня. Ранее он составлял не менее трех календарных дней (ст. 119 Трудового кодекса РФ). Муниципальными правовыми актами можно было установить продолжительность такого отпуска и более трех дней. Законодатель исключил эту норму.

Таким образом, нормы законодательства о муниципальной службе приведены в соответствие с законодательством о государственной гражданской службе.

Социальные гарантии муниципальных служащих в части предоставления им отпусков уменьшены, также как и у государственных гражданских служащих. Применение новых норм несколько ухудшит положение муниципальных служащих.

Неиспользованные отпуска можно получить по старым правилам.

Муниципальные служащие, у которых на момент вступления в силу Закона № 90-ФЗ (12 мая 2017 г.) оставались неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков, могут получить их либо денежную компенсацию за них по старым правилам:

  • ежегодный основной оплачиваемый отпуск более 30 дней, если региональным законом была установлена большая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска;
  • ежегодный дополнительный отпуск – 15 календарных дней;
  • отпуск за ненормированный служебный день более трех календарных дней, если это было предусмотрено муниципальным правовым актом.

Продолжительность основных и дополнительных оплачиваемых отпусков муниципального служащего нужно будет считать по новым правилам начиная с его нового служебного года. Год службы муниципального служащего исчисляется с момента поступления на нее.

ПРИМЕР. Муниципальный служащий приступил к работе в ноябре 2016 года. Новый служебный год для него начнется в ноябре 2017 года. До этой даты для муниципального служащего будет действовать прежняя редакция Закона № 25-ФЗ в части предоставления ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Как применять новации при замене части отпуска денежной компенсацией

Часто возникают ситуации, когда руководители органов местного самоуправления не хотят отправлять в продолжительный отпуск муниципальных служащих, так как их некем заменить. И нередко служащие требуют замены неиспользованного основного ежегодного оплачиваемого отпуска или его части денежной компенсацией. В таком случае муниципальному служащему надо учитывать, что правило о запрете замены неиспользованного отпуска денежной компенсацией действует в отношении части отпуска продолжительностью 28 календарных дней. Оставшиеся два дня из 30 можно заменить денежной компенсацией по письменному заявлению служащего. Потребовать выплату денежной компенсации и получить ее муниципальные служащие могут и за неиспользованные дополнительные отпуска: за выслугу лет, ненормированный рабочий день и др. Если у служащего накопились ежегодные оплачиваемые отпуска за два или более лет, действуют аналогичные правила. Денежной компенсацией можно заменить часть каждого такого отпуска, превышающую 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части (ст. 126 Трудового кодекса РФ). Исключение: выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении с муниципальной службы. В этом случае муниципальному служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Всем работникам без исключения предоставляются ежегодные отпуска. Муниципальные служащие в этом плане ничем не отличаются от работников коммерческой сферы. Однако служащие имеют ряд преимуществ по продолжительности отпусков и их количеству. Какие виды отпусков предусмотрены для муниципальных работников и как их рассчитать, рассмотрим в статье.

Кто такие муниципальные служащие

Кроме обычных наемных работников, существуют еще несколько категорий работников. Одна из них – муниципальные служащие. Это такие же наемные работники, которые:

  1. Трудятся в органах местного самоуправления, то есть находятся на муниципальной службе. Служащими могут быть только те граждане, которым исполнилось 18 лет
  2. Вознаграждение за свой труд на должности такие работники получают из местного бюджета
  3. Служащие выполняют свои функции в интересах работы местного самоуправления

Понятие муниципального служащего дает статья 10 закона №25-ФЗ от 02.03.2007 года (редакция от 27.12.2020 года). В статье 8 закона поименованы группы должностей муниципальных служащих.

Разновидности отпусков муниципальных служащих. Расчет суммы отпускных

Статья 21 закона 25-ФЗ посвящена муниципальных служащих. Всего выделяют следующие виды отпусков:

  • Ежегодный: основной и дополнительный
  • Дополнительные: за ненормируемую работу, наличие вредных факторов, работу на Крайнем Севере и подобных территориях
  • Без сохранения оплаты

Каждый из таких отпусков предоставляется в календарных днях. Рассмотрим кратко каждый из видов в таблице.

Вид отпуска Пояснение
Ежегодный Основной Отпуск предоставляется всем муниципальным служащим, его продолжительность составляет 30 дней
Дополнительный за выслугу лет Отпуск за выслугу лет предоставляется максимум на 10 дней и регулируется, в том числе, законом №79-ФЗ от 27.07.2014 года. Период работы служащего на муниципальной должности определяется по его трудовой книжке. Такой вид отпуска будет рассмотрен ниже
Дополнительные отпуска Согласно пункту 5.1 статьи 21 закона №25-ФЗ, для тех, кто трудится на условиях ненормируемого рабочего дня, необходимо предоставить дополнительно 3 дня к отпуску

Тем, кто сталкивается с опасными или вредными условиями отпуск продлевается минимум на 7 дней

На Крайнем Севере к отпуску нужно прибавить 24 дополнительных дня

В приравненных к Крайнему Северу районах отпуск увеличивается на 16 дней

Без сохранения зарплаты Каждый служащий при необходимости может подать заявление руководству с просьбой уйти в отпуск за свой счет. Срок такого отпуска не может превышать 12 месяцев. При этом сотрудник находится в таком отпуске за свой счет

Здесь следует также отметить, что все выплаты, которые будут признаны доходом, отражаются в Постановлении №562 от 06.09.2007 года.

Специфика расчета в том, что премии за особые поручения и материальная помощь учитываются в размере 1/12 от их общей суммы. В целом же схема расчета совпадает с тем, как рассчитываются отпускные для работников коммерческой организации .

Приведем практический пример расчета отпускных выплат служащему.

Муниципальный служащий Петров уходит в отпуск с 1 июня 2020 года на 15 дней. Его оклад за месяц составляет 20000 рублей, ежемесячная выплата 5000 рублей. За прошедший год работник получил в виде премии 10000 рублей и материальную помощь в размере 3000 рублей.

Для начала находим средний заработок, причем премию и материальную помощь за прошлый год берем из расчета 1/12:

20000 + 5000 + (10000 + 3000) / 12 = 26083,33 рубля

Сумма отпускных составит: (26083,33 / 29,3) * 15 = 13353,24 рубля

Ниже подробнее рассмотрим отпуск за выслугу лет.

Дополнительный отпуск за выслугу лет

Отпуска служащих за выслугу лет в настоящее время отражаются в пункте 4 статьи 21 закона №25-ФЗ от 02.03.2007 года. Последняя редакция закона – от 27.12.2020 года.

Согласно пункту 4, дополнительный отпуск предоставляется сотруднику каждый год и не может превышать 10 календарных дней . При этом существует зависимость стажа работы и количества дней дополнительного отпуска.

Как видим, для того, чтобы получить 10 дополнительных дней отдыха, необходимо отработать не менее 15 лет.

Еще один нюанс – общая продолжительность основного и отпуска за выслугу лет не должна превышать 45 дней.

Алгоритм назначения отпуска муниципальным служащим

Порядок назначения и выплаты отпуска муниципальным служащим практически не отличается от процесса ухода в отпуск обычных работников в коммерции. Уход в отпуск сопровождается следующими процедурами:

  • В организации должен существовать утвержденный график отпусков, согласно которому работники уходят на отдых. График по форме Т-7 утверждается за 2 недели до начала года
  • Служащий должен написать заявление на все отпуска, в которые он желает пойти
  • После того, как заявление подпишет руководитель организации, за две недели до начала отпуска создается приказ по форме Т-6. Приказов создается столько, сколько работников уходят в отпуск, то есть на каждого из них
  • В отличие от сферы коммерции, муниципальный служащий получает свои отпускные выплаты за 10 дней до начала отпуска

Если в течение года возникает необходимость в корректировке периодов отпусков, то издаются отдельные приказы.

Единовременная выплата к отпуску

Такая выплата является стимулирующей. Её можно получить в соответствии с условиями коллективного договора и местного законодательства. Такая выплата доступна не для каждого служащего, а только тем, кто подходит под определенные критерии:

  1. Время работы в конкретной организации должно быть не менее 12 месяцев. Обычно устанавливаются рамки 1-5 лет
  2. За время работы служащий не должен подвергаться дисциплинарным взысканиям
  3. Иногда законодательством устанавливаются ограничения на выплату пособий. У тех, кто хочет получить единовременную выплату таких ограничений быть не должно

Следует помнить, что выплата производится за 3 дня до начала отпуска.

Если служащий не стал использовать право на единовременную выплату перед отпуском, то получить ее необходимо до начала нового года. Это связано с тем, что выплата не переносится на другой год .

Величина выплаты определяется непосредственно в организации и может вычисляться как процент от оклада, либо (что бывает реже) как коэффициент, в зависимости от того, сколько времени служащий работает в организации.

Выплата социального пособия перед отпуском

Кроме ежегодных и дополнительных отпусков бывают отпуска по случаю наступления неприятных событий. Например, при болезни или смерти родственника. Такой отпуск обычно требуется неожиданно и в этом случае сотрудник имеет право получить социальное пособие.

Фактически такая выплата тоже является стимулирующей. Её кардинальное отличие от единовременной выплаты в том, что предоставление такой поддержки не зависит от стажа работы и может быть выплачена даже если служащий понес дисциплинарную ответственность.

Для выплаты пособия нужно предоставить работодателю документы, которые подтвердили бы наступление события, а значит, и то, что причина, по которой выплачивается пособие – уважительная.

Ошибки и вопросы по теме

Вопрос 1

Можно ли присвоить классный чин муниципальному служащему, если он находится в декретном отпуске?

Если во время нахождения служащего в декрете подходит время для присвоения классного чина, то можно это делать на законных основаниях. Исключение составляют лишь случаи наличия неснятого взыскания по дисциплине или если служащий несет уголовную ответственность.

Вопрос 2

Может ли руководство перенести отпуск служащего по своей инициативе?

Перенос отпуска по инициативе руководителя организации допускается в крайних случаях:

  • При возникновении форс – мажорных ситуаций в стране или городе
  • Специальное распоряжение на государственном уровне

При этом руководство должно иметь на руках документы, подтверждающие наличие вышеуказанных обстоятельств, уведомить служащего в письменном виде под роспись.

Ошибка

Служащий написал заявление на отпуск, а в последний перед отпуском день – заявление на увольнение. Бухгалтер рассчитал отпускные, но не перечислил единовременное пособие к отпуску. Поскольку такая выплата является гарантированной, то отменить её невозможно. В связи с этим бухгалтер должен провести доначисления такого пособия и выплатить его сотруднику.

Муниципальные служащие – отдельная категория работников. У них более длительный период нахождения в отпуске по сравнению с работниками коммерческой сферы. Кроме того таким сотрудникам полагается большее количество выплат как к отпуску, так и помимо него. В общем случае расчет отпускных производится по общей схеме с учетом некоторых нюансов.

Обратимся к законам и . Они определяют не только правила предоставления еще одного отдыха, но и устанавливают количество его дней. Согласно законодательству:

  • дополнительные дни входят в основной отдых и поэтому оцениваются и учитываются точно также, как и стандартные отпуска любых других сотрудников;
  • работник может разделить свой отдых на несколько частей. Одна из частей должна быть не менее 14 дней;
  • количество предоставляемых дней также зависит от других обстоятельств (например, от размера стажа).

Отпускные дни предоставляются за выслугу лет и за ненормированный рабочий день.

Количество положенных дней ежегодного отдыха

Отпуск гражданского служащего состоит из двух частей:

  • основного
  • дополнительного

И тот, и другой - оплачиваемые. Согласно ст. 21 ТК РФ , основной отдых муниципальных служащих составляет 30 дней. Но при определенных условиях это время может быть увеличено.

О дополнительных отпусках муниципальных служащих расскажем подробнее.

В каком случае может быть предоставлен?

Правило следующее:

  • дополнительный отпуск муниципальным служащим за выслугу лет ранее предоставлялся в количестве 1 дня за каждый отработанный год. С 2016 г. введены новые правила: за стаж до 5 лет положен 1 день, от 5 до 10 - 5 дней, от 10 до15 - 7 дней. Если человек отработал свыше 15 лет - 10 дней;
  • за ненормированную работу работнику добавляют 3 выходных дня;
  • за труд во вредных условиях - как минимум 7 дней;
  • за работу на Крайнем Севере - 24 дня;
  • за работу в приравненных к Крайнему Северу регионах положено 16 отпускных дней.

Из этих составляющих формируется окончательная длительность ежегодного оплачиваемого времени отдыха. Пересчет таких дней нужно делать ежегодно, так как их количество может меняться. К примеру, увеличиться может дополнительный отпуск за стаж муниципальной службы.

Но при этом стоит учесть, что для государственных работников при суммировании основного отдыха и отпуска за выслугу лет количество выходных дней не должно быть более 45.

Процедура предоставления

Процедура является стандартной. Сотрудник должен написать заявление за две недели до даты, указанной в . В заявлении указывается временной период, в который трудящийся планирует отдохнуть, а также основание, которое ему дает право на дополнительные выходные.

Накапливать отпускные дни за несколько лет сейчас не допускается, поэтому работнику следует использовать их полностью. Либо, при желании сотрудника, они могут быть заменены материальной компенсацией. Для этого трудящийся должен обратиться к работодателю, оформив свое требование в виде соответствующего заявления. Эта возможность предоставляется по общим правилам.

Государственные чиновники хоть и подчиняются статьям Трудового кодекса, но основная их деятельность регламентируется Федеральными законами.

Отпуск госслужащих – это отдельная статья, он ограничивается в продолжительности, которая за последние годы немного сократилась, и не может быть увеличен нанимателем самостоятельно, ввиду государственного формирования бюджета госпредприятий. Но, есть и определенные положительные моменты – чиновники получают обязательную материальную помощь к оплачиваемым отпускам.

Отпуска муниципальным и госслужащим

Все работающие граждане могут рассчитывать на предоставление отпускных периодов. Отпуска – это социальная гарантия для всех наемных лиц, ее предоставление – ответственность нанимателя.

В соответствии с Трудовым кодексом все работники имеют право на ежегодное получение:

  1. Оплачиваемого отдыха.
  2. Отпускных периодов за свой счет.

Гражданская служба подразумевает наличие обоих видов. Но неоплачиваемые не являются обязательными к предоставлению и выдаются только по требованию сотрудника, поэтому имеют большую вариативность оформления. Оплачиваемые периоды тоже делятся на несколько:

  1. Основной ежегодный отдых.
  2. Дополнительный.

Дополнительный отпуск муниципальным служащим предоставляется по двум категориям:

  1. За выслугу лет.
  2. За ненормированный рабочий день.

Отпуск государственного служащего формируется сразу из нескольких основных показателей и носит крайне индивидуальный характер. На его продолжительность влияет:

  1. Отработанное количество лет в данной организации.
  2. График труда чиновника.

Работая в сходных условиях, каждый сотрудник имеет свои показатели длительности ежегодного отдыха.

Законодательная база

При определении длительности отпусков для госслужащих следует ориентироваться на положения Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» №79-ФЗ от 27.07.2004 года. Последние изменения были внесены в него 28 декабря 2017 года. Новые правки скорректировали предоставляемый отдых и уменьшили его по нескольким показателям.

Ужесточение законодательных норм произошло по причине необходимости экономии бюджетных средств. Начиная с 2018 года, должность чиновников перестала быть определяющим звеном для длительности отдыха, теперь все госслужащие уравнены в своих изначальных правах.

Хотя основным документом, регламентирующим оплачиваемые отпускные периоды, является ФЗ 79, нормы ТК РФ не отменяются. В некоторых случаях, не предусмотренных законом, следует регулировать именно Трудовым кодексом.

Основной ежегодный

С 28 декабря 2017 года регламенты по трудовым отпускам государственных служащих значительно урезались. Вступили в силу новые поправки, которые упразднили формирование основного отпускного периода ввиду занимаемой должности. Существующий ныне порядок устанавливает единую продолжительность основного отдыха для всех чиновников. Начиная с 2018 года, основной ежегодный отдых установлен в размере 30 календарных дней. Именно столько должно быть предоставлено любому работнику, даже если он не трудится сверх нормы и не имеет накопленной выслуги лет.

30 суток дается из расчета за один отработанный год. В первый год службы реализовать свое право на получение дней отдыха можно не раньше, чем будет отработано полгода. А вот в последующие годы данное ограничение снимается, и планировать свой отпуск можно в любое удобное для чиновника и его коллег время.

Муниципальные и государственные служащие имеют право делить полагающиеся дни на части. В соответствии с Трудовым кодексом один из отрезков не должен быть меньше 14 дней, а вот продолжительность иных не нормируется.

Дополнительный за выслугу лет

Выслуга лет – это обязательный показатель в государственных организациях. Под ней подразумевают количество накопленного трудового стажа в данной государственной структуре. Прерывание трудовой деятельности автоматически обнуляет выслугу лет, если только это не был перевод из одной гос организации в другую.

Чем больше лет работает служащий, тем больше он получает дополнительных льгот, основными из которых являются:

  1. Прибавка к окладу в виде определенного установленного процента.
  2. Дополнительные отпуска.

В пункте 5 статьи 46 приводится таблица соответствия отработанных лет к дополнительному отдыху:

  1. После того как отработан первый год и до пяти лет службы можно рассчитывать на одни дополнительные сутки.
  2. Если беспрерывный стаж в организации составляет от пяти до десяти лет, то прибавится пять суток.
  3. Проработавшим более десяти, но менее 15 лет, положено семь календарных дней.
  4. Тем, кто отработал больше пятнадцати лет, добавится 10 суток.

Все дополнительные сутки исчисляются, как и основной период календарно, и оплачиваются по среднему доходу чиновника.

За ненормированный день

Еще одним показателем, который влияет на длительность отпускных периодов, является ненормированность рабочего дня. Трудовое законодательство жестко ограничивает количество часов, которые должны быть потрачены гражданином на работу. В РФ этот показатель установлен на уровне 40 часов в неделю или 8 часов в день. Трудиться больше, в общем-то, не запрещается, но работа, выполненная сверх нормы, должна быть оплачена дополнительно. Чиновники обычно трудятся по графику пять дней в неделю по восемь часов, однако многие должности подразумевают возможность ненормированного труда.

Ненормированной считается работа, при которой служащий может привлекаться к труду в нерабочее время, после окончания трудового дня или в выходные и праздники. Существует государственный перечень ненормированных профессий, но в каждой организации в коллективном договоре должны быть прописаны собственные списки таких должностей.

Трудовой кодекс устанавливает минимальную границу для дополнительного отпуска, который назначается в связи с ненормированностью графика. Узаконенный минимум составляет три дня, при этом в статье ТК дается ссылка на то, что максимального предела не существует и только сам наниматель вправе определить, сколько дней полагается отдельному служащему. Ввиду того что бюджетные организации стали злоупотреблять данным показателем и увеличивать за счет него отпуска, в 2017 году было наложено ограничение на этот вид дополнительного отдыха. Начиная с 2018 года, отпуск за ненормированный рабочий день у чиновников не может превышать трех дней.

Без сохранения денежного содержания

Эти периоды выдаются исключительно по заявлению самого чиновника и могут оформляться по личным причинам. Федеральный закон № 79-ФЗ в статье 46 пункт 15 предусматривает возможность оформления отпуска за свой счет на срок не более одного года. Предоставление такого отдыха подразумевает ответственность с двух сторон:

  1. Наниматель обязан обеспечить сохранение рабочего места чиновника.
  2. Служащий должен обосновать возникшую необходимость.

Более подробного разъяснения отпусков за свой счет ФЗ №79 не дает, поэтому наниматель должен в первую очередь ориентироваться на статью 128 ТК РФ, которая подробно разъясняет, кому и когда могут быть выданы такие виды отдыха. Существуют особые категории, которые имеют право на определенное количество неоплачиваемых календарных суток в год. При подаче заявления такими госслужащими представитель нанимателя не может отказать в удовлетворении просьбы. К тому же есть особые причины, при наличии которых выдается до пяти дней отдыха. К ним относят:

  1. Рождение детей.
  2. Свадебные торжества.
  3. Смерть близких родственников.

В остальных случаях, которые не нормируются ТК РФ, следует урегулировать вопрос обоюдным соглашением. Если просьба работника будет расходиться с целями нанимателя, то руководитель имеет право отказать в удовлетворении заявления или попросить перенести его даты на иное время.

Порядок предоставления

Все оплачиваемые отпускные периоды предоставляются нанимателем по стандартной схеме:

  1. В конце каждого года составляется график очередности. В нем отражаются основные и дополнительные отрезки. Их можно объединять вместе или делить на части.
  2. В установленные даты служащий идет отдыхать.

Отлаженная схема не используется в двух случаях, когда:

  1. Чиновник работает первый год.
  2. Сам госслужащий просит перенести его отдых на иное время.

Для тех, кто только начал свою трудовую деятельность на государственной или муниципальной службе действует общее правило выдачи отпусков в первый рабочий год, который описан в статье 122 ТК РФ. В первый год работы взять отпуск можно не ранее, чем будет отработано шесть месяцев, кроме того, само время отдыха придется предварительно согласовать с руководством, чтобы органично вклиниться в уже существующий график.

Возможность перенести ранее запланированный отдых есть у всех работающих граждан. Для этого необходимо написать заявление, в котором выражается просьба на перенос и дается обоснование такому действию.

Единовременная выплата

Единовременная выплата к отпуску – это одно из самых распространенных поощрений государственных и муниципальных служащих. Необходимость таких выплат регламентируется следующим образом:

  1. Региональным государственным служащим размер выплат определяется законодательными актами региона.
  2. Федеральным чиновникам величина единовременной помощи устанавливается законом.

Даже при отсутствии принятой законодательной нормы руководитель организации имеет право предусмотреть эту выплату как обязательную для своих сотрудников.

Оплачивать единовременные выплаты следует единоразово, а именно один раз в год в установленном размере. Общепринято, что этот вид материальной помощи выдается:

  1. К первой части отдыха, при условии, что он поделен на равные отрезки.
  2. К наибольшей части запланированного периода.

Размер выплат чаще всего определяется в долях от оклада или в процентах от него. Денежная помощь обычно начисляется одновременно с отпускной компенсацией. По закону она должна выплачиваться в десятидневный срок.

Прошлый год стал годом серьёзных изменений в жизни страны. Экономическая политика государства претерпела некий ряд преобразований и затронула многие сферы жизни граждан Российской Федерации. Отпуск муниципального служащего в 2019 году, также рассматривался правительством. Были ли введены какие-либо нововведения в этой сфере вопроса, попробуем разобраться по порядку.

Понятие «муниципальный служащий»

На уровне законодательной базы определение «муниципальный служащий» не имеет точных расшифровок. Под данным понятием подразумевается выполнение стратегических задач государства. Работу государственного (муниципального) служащего регулируют различные нормы, законы и конституционного права.

К муниципальным служащим относятся:

  1. чины региональных субъектов;
  2. чины федеральной службы.

Нередко специалисты предлагают иначе классифицировать понятие муниципального служащего. Они выделяют служащих, работающих в судебных, исполнительных и муниципальных производств власти.

Количество дней отпуска по закону РФ

Ежегодный отдых государственного служащего состоит из двух частей:

  • главный;
  • добавочный, на особых условиях.

Количество дней главного оплачиваемого отдыха - 30. Но к этому времени может быть добавлено некоторое добавочное количество дней при определённых условиях, которые рассмотрим дальше.

В каких случаях следует рассчитывать на дополнительные дни отдыха

Добавочные дни отпуска могут предоставляться сотруднику по следующим причинам:

  1. за ненормированный рабочий день;
  2. при труде на Крайнем Севере и подобных ему местностях;
  3. служба в особых условиях;
  4. стаж работы на данной должности.

За работу без нормированного графика предоставляется не менее 3 суток дополнительного отдыха в год. Труд в особо опасных условиях даёт право на использование не меньше 7 суток дополнительно к главному отпуску.

Ранее за выслугу лет отдых предоставлялся из следующего расчёта - 1 сутки за каждый год службы. С 2019 года расчёт выглядит как представлено в таблице:

За труд на Крайнем Севере государственному работнику положено 24 дня отдыха, помимо главного отпуска и оплачиваемый проезд. А за труд в приравненный к подобному положено 16 дополнительных суток.

При расчёте дней отдыха для государственного, сумма дней главного отпуска и добавочного (за стаж) не может быть больше 45 суток.

Добавочные дни отпуска

Добавочные дни отпуска предоставляется сотрудникам, которые трудятся на государственном посту более 1 года. Максимальным сроком отдыха может быть 10 суток. Это ограничение регламентируется законом No79-ФЗ от 27 июля 2004 года.

При этом, определяя стаж государственного, в расчёт может входить лишь тот период, когда сотрудник трудился в гос. органах. Все расчёты ведутся на основании трудовой книжке сотрудника. Если он прерывался, то эти периоды не берутся в качестве основания предоставления дополнительных дней отдыха.

Особенности отпуска муниципальных служащих

  1. По истечению полугода госслужбы у работника возникает право для использования запланированного отдыха по закону. По договору между работодателем и сотрудником он может быть предоставлен и ранее этого срока.
  2. Предоставление отдыха осуществляется на основании специального плана. Он в обязательном порядке должен быть утверждён.
  3. Наниматель обязан уведомить сотрудника о начале отпуска не ранее, чем за 14 суток до его начала. Уведомление осуществляется в письменном виде и обязательно закрепляется подписью служащего.
  4. Отдых может быть перенесён на другой период времени по инициативе нанимателя, работника или при определённых ситуациях, независящих от сторон.
  5. Неиспользованные дни могут быть перенесены на срок, не установленный графиком.

Пример расчета

Чтобы понять, сколько дней включает в себя отпуск госслужащего, можно рассмотреть пример.

«Петров П. А. работал на должности госслужащего в течение 10 лет. Ему был введён ненормированный день работы. Петрову П. А. положен отдых по плану в 30 суток. Кроме этого, он может рассчитывать на надбавочные дни за особый график в количестве 3 суток. Также за стаж будет приплюсовано 5 суток. При подсчёте отпуск государственного без нормированного графика и с 10-летним стажем составит 38 суток.»

Расчет отпускного пособия: пример

Перед началом отпуска, всем работникам необходимо выдать отпускное пособие. Для простых сотрудников оплата должна производиться не позже 3 рабочих дней до начала отдуха. Для государственных служащих закон предусматривает иные требования:

выдача отпускных должна производиться за 10 дней до начала отпуска.

Кроме этого, имеет разницу и алгоритм расчёта отпускного пособия.
Помимо денежного вознаграждения за основной отпуск при расчёте учитывается материальная помощь и премии. Но данные надбавки учитываются не в полном размере, а всего в 1/12 части от суммы. Порядок расчёта выплат за основной отпуск производится на общих основаниях, то есть из расчёта средней годовой оплаты.

Например, Петров П. А. работает на госслужбе. Ему положен ежегодный отпуск, длительность которого составляет 14 дней. Данному сотруднику были начислены следующие суммы:

  • оклад 16 тысяч рублей;
  • надбавочная часть в 3 тысячи рублей;
  • поощряющая часть - 5 тысяч рублей;
  • премии - 20 тысяч рублей (за весь год);
  • материальная помощь - 4 тысячи рублей.

(20000+4000)/12+16000+5000+3000=26000 рублей.
26000/29,3Х14 дней= 12423,12 рублей.

Итак, за 14 отпускных дней Петров П. А. получит 12423,21 рублей.

Важные моменты

  1. Работники не имеют права накопления дней. Они должны потратить в текущем периоде не менее 4 недель отпуска.
  2. По инициативе начальства отдых переносится исключительно по серьёзным причинам. При этом определённая часть его должна быть использована не позже 1 года после периода его предоставления.
  3. Часть отпускного периода, превышающая 4-недельный срок может быть возмещением денежной суммой.

Руководство имеет право перенести запланированный отдых служащему только по особой необходимости. При этом должны быть предоставлены все доказательства, что перенос отпускных дней крайне необходим.

К особым обстоятельствам относятся:

  1. экстренные случаи в стране, городе, районе, области;
  2. особые распоряжения правительства.

При этом начальство обязано уведомить об экстренной ситуации и переносе отпуска в письменном виде и получить у госслужащего документ о согласии.

Отпуск муниципального работника представляет собой важный процесс, который регламентируется законом нашей страны. При этом обо всех изменениях должен знать каждый гражданин, кторой находится на службе государства!

Муниципальным и государсвенным служащим помимо основного ежегодного отпуска также положен и дополнительный отпуск. Предоставляться он может по разным основанием, одним из которых является размер стажа. В зависимости от количества лет выслуги определяется число дней дополнительного отдыха. В статье рассмотрим какова продолжительность допотпусков, а также как рассчитать отпуск муниципального служащего за выслугу лет.

Отпуск муниципальным служащим

Все работники имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск и муниципальные работники исключением не являются. Им также предоставляется такой вид отпуска, в период которого за ними сохраняются их рабочие места, а также начисляются отпускные. До недавнего времени продолжительность отпусков для муниципальных работников зависела от того, какую должность занимал служащий. Кроме того, дополнительные дни отдыха таким категориям работников предоставляли больше.

Важно! Регулирует трудовые отношения муниципальных служащих закон №25-ФЗ, согласно которого определяется длительность очередных отпусков, дополнительные дни отдыха, а также надбавка к отпускам за ненормированные дни.

Новой редакцией этого закона произведено сокращение допотпуска служащим за выслугу лет. Если ранее он составлял 15 дней, то с мая 2017 года только 10 дней. Планируются все отпуска заранее, для чего в конце года составляется график отпусков, определяющий продолжительность и очередность отдыха для служащих на следующий год. Разрабатывается такой график на основании требований ТК РФ. Как и для других категорий граждан, служащие муниципальные работники имеют право брать свой отпуск частями, одна из которых должна быть не менее 14 дней.

Основной отпуск муниципального служащего

В 2019 году основной отпуск муниципального служащего равен 30 дней. Этот отпуск является ежегодным и оплачиваемым. За весь период отдыха сотруднику начисляют и выплачивают отпускные, исходя из его средней зарплаты. Все время отсутствия за работником сохраняется рабочее место. До недавнего времени продолжительность такого отпуска зависела от должности служащего. На сегодняшний день 30-дневный отдых предоставляется абсолютно всем категориям таких сотрудников. Кроме того, такая продолжительность отдыха равна количеству дней отдыха госслужащих (Читайте также статью ⇒ Дополнительный отпуск ветеранам боевых действий в 2019. Кому и когда полагается?).

Дополнительный отпуск муниципального работника

Важно! Кроме основного, муниципальным работникам предоставляются и дополнительные отпуска.

К ним относят отпуск за ненормированный день, равный 3 дням, отпуск за вредные условия труда (применяется очень редко), за труд в условиях Крайнего Севера. Помимо этого муниципальные служащие могут брать дополнительный отдых за выслугу лет.

Отпуск муниципального служащего за выслугу лет

Такой вид допотпуска, как отдых за выслугу лет положен работникам, которые трудились на муниципальной службе свыше 1 года. Таким образом, продолжительность допотпуска будет больше, чем больше стаж работы. Максимальный срок на который служащий может уйти на дополнительный отдых составляет 10 дней. Прямой градации от количества лет к количеству дней отдыха в законе №25-ФЗ нет. Такое ограничение приводится в законе №79-ФЗ от 27.07.2004. Ранее расчет дополнительного отдыха для муниципальных служащих рассчитывали исходя из 1 дня за 1 год службы. В 2019 сколько дней отдыха положено служащим рассчитывают иначе. Рассмотрим подробнее:

Важно! Определяя стаж, в расчет берут только периоды службы в гос- или муниципальных органах. Если служащий какое-то время трудился в частных компаниях, в расчет оно не берется.

Под выслугой лет понимается период работы, который служащий трудился в муниципальной должности. Так, например, 10 лет выслуги дают право работнику на дополнительный отдых, равный 5 дням. 15 лет выслуги позволят увеличить отдых еще на 5 суток. При этом, максимальное количество дней допотдыха в этом случае не должно превышать 10 дней. Расчет всего времени службы кадровики производят по трудовой сотрудника. В том случае, если стаж прерывается, эти периоды в расчет не принимаются. Решать предоставить такой отпуск или нет работодатель не вправе. Решение принимает только работник, он вправе уйти в отпуск только в основной отпуск на 30 дней, а дополнительные дни использовать потом. Если служащий решает делить отпуск на части, то предварительно это он должен согласовать с руководством.

Пример расчета продолжительности отпуска

Определим, сколько в общей сложности дней отдыха положено одному из служащих. Например, Иванов И.И. проработал в должности служащего 10 лет, а также ему установлен ненормированный рабочий день. Рассчитаем общее число дней отпуска. Помимо 30 дней основного отпуска ему положены 3 дня за ненормированную работу, а также 5 дней за 10 лет выслуги. Общее число дней в данном случае составит 38 календарных дней (Читайте также статью ⇒ Дополнительный отпуск инвалидам 2 и 3 группы).

Порядок расчета отпускных

Всем работникам до непосредственного начала отпуска необходимо выплатить отпускные. Для обычных работников сделать это нужно не позднее трех дней до начала отпуска. Такие требования установлены ТК РФ. Для муниципальных служащих срок выплаты отпускных отличается. Согласно закона 79-ФЗ, денежные средства в виде отпускных работнику необходимо выплатить не позднее 10 дней до отдыха. Расчет отпускных для служащих также имеет отличия. Суммы, которые учитываются в качестве дохода для расчета среднего заработка представлены в Постановлении №562 от 06.09.2007.

Помимо денежного довольствия за год, учитываются также премии за поручения особой сложности и важности, а также матпомощь. Однако учитываются они не полностью, а только в 1/12 части от общей их суммы. Остальной порядок расчета совпадает с расчетом отпускных, производимых для обычных категорий работников.

Пример расчета отпускных

Иванов И.И. является муниципальным служащим. Ему предоставили ежегодный отпуск, продолжительностью 14 дней, с 1 марта 2019 г. Ежемесячно Иванову начисляются следующие суммы: оклад – 16 000 рублей, надбавка – 3 000 рублей, поощрение – 5 000 рублей. За предыдущий год до отпуска Иванову также были выплачены премии в размере 20 000 рублей и материальная помощь – 4 000 рублей.

Рассчитаем среднее денежное довольствие:

16 000 + 3 000 + 5 000 + (20 000 + 4 000)/12 = 26 000 рублей

Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Как и любые другие работники, муниципальные служащие имеют право на отдых. В Федеральном законе от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее — Закон N 25-ФЗ) отпуску муниципальных служащих посвящена всего одна статья. При этом на них распространяется действие Трудового кодекса. Рассмотрим правила и порядок предоставления отпуска муниципальным служащим с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 25-ФЗ.

Основной ежегодный оплачиваемый отпуск

Ежегодный оплачиваемый отпуск муниципального служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

По общему правилу, изложенному в ст. 115 ТК РФ, продолжительность основного ежегодного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней. Однако некоторым категориям работников Трудовой кодекс и иные федеральные законы могут устанавливать и большую продолжительность.

В частности, на основании ст. 21 Закона N 25-ФЗ муниципальному служащему предоставляется основной ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней. При этом в названном законе сказано, что для лиц, замещающих должности отдельных групп должностей муниципальной службы, ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности может устанавливаться законами субъектов РФ. Например, в Законе Нижегородской области от 30.08.2007 N 99-З "О муниципальной службе в Нижегородской области" указано, что муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 35 календарных дней. Аналогичное положение содержится в Законе Санкт-Петербурга от 15.02.2000 N 53-8 "О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге".

Дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск

В соответствии с п. 4 ст. 21 Закона N 25-ФЗ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются муниципальному служащему за выслугу лет (продолжительностью не более 15 календарных дней), а также в случаях, предусмотренных ТК РФ и законами субъекта РФ.

Так, муниципальным служащим в силу ст. 116 ТК РФ наравне с другими работниками полагается дополнительный отпуск:

— за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Минимальная продолжительность такого отпуска определена Постановлением Правительства РФ N 870 — она составляет 7 календарных дней;

— за особый характер работы. К сожалению, законодатель не раскрыл это понятие, но в ст. 118 ТК РФ указано, что перечень категорий работников, которым устанавливается данный вид дополнительного отпуска, а также его продолжительность определяются органами местного самоуправления. Например, Решением Воронежской городской думы от 10.06.2009 N 152-II предусмотрено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особые условия муниципальной службы предоставляется продолжительностью от 2 до 7 календарных дней, в зависимости от группы должностей муниципальной службы;

— за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Продолжительность этого отпуска определена ст. 321 ТК РФ и составляет 24 календарных дня за работу в районах Крайнего Севера и 16 — в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Отметим, в Законе РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" говорится, что дополнительные отпуска предусмотрены для работников не только Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, но и остальных северных районов, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. Этим работникам полагается 8 календарных дней дополнительного отпуска;

— за ненормированный рабочий день. Продолжительность такого отпуска определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может составлять менее 3 календарных дней. Порядок и условия предоставления дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, устанавливается органами власти субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления. Так, Положением об отпусках муниципальных служащих местной администрации муниципального образования Морские ворота служащим, замещающим должности, по которым правилами внутреннего трудового распорядка установлен ненормированный служебный день, и служащим, в трудовом договоре с которыми определен такой режим работы, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью от 4 до 8 календарных дней, в зависимости от группы должности (4 дня у младшей группы, 8 — у высшей). А согласно Постановлению главы муниципального образования "Городской округ город Назрань" от 30.03.2010 N 01-1 продолжительность такого отпуска не может быть меньше 3 и больше 5 календарных дней и определяется трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка. При этом право на отпуск муниципального служащего возникает независимо от продолжительности службы в условиях ненормированного дня.

Дополнительный отпуск за выслугу лет

Отдельно остановимся на дополнительном оплачиваемом отпуске за выслугу лет.

Порядок и условия предоставления муниципальному служащему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет определяются законом субъекта РФ. Так, в Законе Московской области от 24.07.2007 N 137/2007-ОЗ "О муниципальной службе в Московской области" указано, что право на отпуск за выслугу лет соответствующей продолжительности возникает у муниципального служащего со дня достижения стажа муниципальной службы, необходимого для предоставления такого отпуска. По общему правилу продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета 1 календарный день за 1 год муниципальной службы.

К сведению. При отсутствии у муниципального служащего права на ежегодный основной оплачиваемый отпуск в текущем календарном году отпуск за выслугу лет в этом году не предоставляется.

В случае пересчета неправомерно уменьшенного стажа муниципальной службы муниципальный служащий вправе использовать не предоставленные ранее дни отпуска за выслугу лет, но не более чем за 3 года неправильного исчисления стажа муниципальной службы. При этом данные дни могут быть использованы в течение календарного года, в котором принято решение о перерасчете неправомерно уменьшенного стажа муниципальной службы. При увольнении муниципальному служащему выплачивается денежная компенсация неиспользованного отпуска за выслугу лет пропорционально отработанному в текущем календарном году времени.

Для служащих муниципального образования Морские ворота ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет предоставляется из расчета 1 календарный день за 3 полных календарных года муниципальной службы.

Согласно ст. 10 Областного закона Ленинградской области от 11.03.2008 N 14-оз "О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области" отпуск за выслугу лет имеет следующую продолжительность:

— при стаже от 3 до 7 лет — 2 календарных дня;

— при стаже от 7 до 10 лет — 7 дней;

— при стаже свыше 10 лет — 10 дней.

Поскольку количество дней отпуска зависит от стажа муниципальной службы, встает вопрос, какие периоды следует засчитывать в службу. Ответ на этот вопрос дает ст. 25 Закона N 25-ФЗ, в соответствии с которой в стаж муниципальной службы включаются периоды работы:

— на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);

— на муниципальных должностях;

— на государственных должностях РФ и субъектов РФ;

— на должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);

— на иных должностях в соответствии с законом субъекта РФ.

Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности устанавливается законом субъекта РФ. Например, для служащих администрации муниципального образования Морские ворота в стаж службы, учитываемый при предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, засчитывается стаж государственной службы и стаж работы на выборных и муниципальных должностях (п. 2.2 Положения об отпусках муниципальных служащих местной администрации муниципального образования Морские ворота).

Порядок предоставления ежегодных отпусков

Оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему ежегодно (ст. 122 ТК РФ) в соответствии с графиком отпусков (ст. 123 ТК РФ).

Право на использование отпуска за первый год работы возникает у служащего по истечении 6 месяцев его непрерывной службы.

По соглашению сторон оплачиваемый отпуск может быть предоставлен и до истечения 6 месяцев. Отпуск должен быть предоставлен до истечения 6 месяцев некоторым категориям муниципальных служащих, если они письменно обратились к представителю нанимателя с такой просьбой:

— женщинам — перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

— работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до 3 месяцев;

— служащим, трудящимся по совместительству (им ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе).

Примечание. Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение 2 лет подряд.

Отпуск за второй и последующие годы муниципальной службы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у представителя нанимателя.

Продолжительность основного и дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимального предела не имеет (ст. 120 ТК РФ). При этом для расчета общей продолжительности ежегодного отпуска необходимо суммировать количество дней ежегодного основного отпуска с количеством дней ежегодного дополнительного отпуска.

К сведению. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней не включаются. Например, служащий уходит в отпуск 6 мая на 30 календарных дней. На работу он должен выйти 5 июня, но на период отпуска выпадает нерабочий праздничный день — 9 мая (День Победы), следовательно, на работу ему нужно выйти 6 июня.

По желанию муниципального служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней. Иногда причины разбиения ежегодного отпуска прямо установлены нормативным актом органа местного самоуправления или законом субъекта РФ. Так, Решением Воронежской городской думы от 10.06.2009 N 152-II определено, что если в результате суммирования основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков продолжительность отпуска составит более 45 календарных дней, то отпуск по согласованию с представителем нанимателя может предоставляться по частям в соответствии с утвержденным графиком отпусков (п. 2.9).

О времени начала отпуска муниципальный служащий должен быть извещен под роспись не позднее чем за 2 недели до его начала. Как это сделать, представитель нанимателя решает самостоятельно. Например, возможно составление индивидуального извещения для каждого работника, где указано, с какого числа и на какой срок в соответствии с графиком работник идет в отпуск. А можно издать приказ об отпуске по форме Т-6 не менее чем за 2 недели до его начала, с обязательным ознакомлением работника под роспись.

Нужно ли брать заявление служащего о предоставлении отпуска? Требования о написании заявления законодательством не установлено (заявление пишется в случае переноса отпуска на другой срок, уточнения даты начала отпуска, если в графике определен лишь месяц и если служащий не проработал полугода). Однако, например, в п. 3.13 Положения об отпусках муниципальных служащих местной администрации муниципального образования Морские ворота содержится требование о написании личного заявления муниципального служащего. Поэтому если заявление о предоставлении отпуска требуется в соответствии с актом органа местного самоуправления или закона субъекта РФ — написать его служащий обязан.

Продление или перенос ежегодного оплачиваемого отпуска

Представитель нанимателя должен продлить или перенести отпуск на другой срок, определяемый с учетом пожеланий муниципального служащего:

— в случае временной нетрудоспособности работника;

— в случае исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы;

— в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.

Также представитель нанимателя обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок при несвоевременной оплате отпуска либо при уведомлении муниципального служащего о времени начала отпуска позднее чем за 2 недели (ст. 124 ТК РФ). Такой перенос осуществляется только по заявлению работника, а период переноса подлежит согласованию сторонами служебных отношений.

Обратите внимание!

В исключительных ситуациях, когда предоставление отпуска муниципальному служащему в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы органа местного самоуправления или аппарате избирательной комиссии муниципального образования, с согласия муниципального служащего допускается перенести отпуск на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставлялся.

Для переноса отпуска необходимо издать приказ и скорректировать график отпусков. В Постановлении Госкомстата РФ N 1 приведены следующие рекомендации: при переносе срока отпуска на другое время с согласия работника и руководителя структурного подразделения в график отпусков вносятся соответствующие изменения с разрешения лица, утвердившего график, или лица, уполномоченного им на это. Перенос отпуска производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании документа, составленного в произвольной форме.

Отзыв из отпуска

Отзыв муниципального служащего из отпуска без его согласия не допускается (ст. 125 ТК РФ). Иногда к муниципальным служащим, отказавшимся выйти на работу, применяют меры дисциплинарной ответственности, однако служащий легко оспорит их в суде, так как отказ работника (неважно, по какой причине) от выполнения распоряжения работодателя о выходе на работу до окончания отпуска нельзя рассматривать как нарушение трудовой дисциплины (п. 37 Постановления Пленума ВС РФ N 2).

В случае отзыва служащего неиспользованная в связи с этим часть отпуска предоставляется по выбору муниципального служащего в удобное для него время в текущем рабочем году или может быть присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

Выплата отпускных, замена отпуска денежной компенсацией

Статья 126 ТК РФ позволяет заменить часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 30 календарных дней (35 — для лиц, замещающих высшие и главные должности муниципальной службы) , денежной компенсацией. Для этого муниципальный служащий должен написать соответствующее заявление.

При суммировании ежегодных отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией может быть заменена часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 30 календарных дней, или любое количество дней из этой части. Например, если муниципальному служащему полагается 30 дней основного отпуска и 4 дня дополнительного отпуска, то заменить денежной компенсацией он может только 4 дня дополнительного отпуска.

Денежную компенсацию за основной оплачиваемый отпуск в течение трудовой деятельности не выплачивают. Если у муниципального служащего накопилось некоторое количество дней такого отпуска, компенсацию за них он сможет получить лишь при увольнении. Количество дней, за которые полагается компенсация, определяется из расчета 2,33 дня за 1 месяц. При расчете следует помнить, что берется не календарный год, а рабочий.

А вообще сам отпуск должен быть оплачен не позднее чем за 3 дня до его начала. Если данный срок нарушить, возможно, как мы уже знаем, перенесение отпуска, а также применение мер административной ответственности. Кроме того, за нарушение сроков оплаты отпуска ст. 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность: представитель нанимателя обязан выплатить отпускные с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При этом следует учитывать, что обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины представителя нанимателя.

Примечание. Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска беременным женщинам.