Принципы организации и деятельности органов государственной власти, Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных органов и должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы человек

Принципы приоритета права и свобод человека. Принципы демократического, правового, федеративного государства и республиканской формы правления, суверенитета народа, так или иначе, отражают взаимосвязь государственной власти с народом, т. е. обществом в целом, производность власти от общества, подчинение его потребностям.

Признание прав и свобод высшей ценностью непосредственно вытекает из зафиксированного в ст. 1 Конституции положения о Российской Федерации как о демократическом правовом государстве. Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация на эти права и свободы в государственной деятельности - один из важнейших принципов такого государства.

Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством. По отношению к государству человек выступает в разных ролях: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, как личность по отношению к обществу. Вся система связей, которые человек поддерживает, его индивидуальное положение - личность человека.

По словам Сукало А. Е.: “Само общество формируется с помощью личности. Чем более развито общество, тем более развита личность, и наоборот”. Для нормального развития общества нужно, чтобы свободно развивалась личность. К признанию этого человечество шло очень долго. Если не защищена личность, то и государство может погибнуть, т. к. личность с помощью силовых мер будет освобождаться от угнетения. Признание этого нашло свое отражение в ряде международных конвенций, которые регулируют отношения человека, общества и государства.

В них подчеркнуто, что личность имеет такой суверенитет независимо от того, в каком государстве он находится и от статуса этой территории. Главная задача Конституции - признать правосубъектность и правоспособность каждого человека, установить систему взаимоотношений. Следует обратить внимание на проводимое в Конституции разграничение на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Такой подход не традиционен для нашего конституционного законодательства, которое прежде исходило из представления о гражданстве как о лице, получающем свои права в качестве “дара” государства и всецело подчиненном ему. Проводя различия между человеком и гражданином, Конституция восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые впервые в истории человечества были закреплены в законодательных актах - в Декларации независимости (1776 г США), в Билле о правах (1789 г США), в Декларации прав человека и гражданина (1789 г Франция). В соответствии с Конституцией Россия - социальное государство.

Из ч. 1 ст. 7 Конституции РФ следует, что “Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Таким образом, закрепляя принцип социального государства, Конституция РФ определяет его обязанность поддерживать малообеспеченные и в ином плане социально незащищенные слои населения.

Такая деятельность государства, направленная на создание условий достойного существования каждого человека, осуществляется путем определения социальных государственных стандартов в сфере охраны труда, здоровья населения, гарантированного минимального размера оплаты труда, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, безработных за счет систем социальных служб, государственных пенсий, пособий и др. Конституция рассматривает принцип социального государства как одну из основ конституционного строя и в этом качестве гарантирует ему особую защиту: он может быть пересмотрен только новой Конституцией, принимаемый особым органом - Конституционным Собранием (ст. 135). Понятие “социальное государство” ново для российского законодательства: оно впервые употреблено у нас именно в Конституции и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека.

Принцип социального государства тесно связан с другими основами конституционного строя России, в особенности с тем, что она является демократическим правовым государством, а также с равенством прав граждан (ст. 1 и 19 Конституции). В социальном государстве демократические формы власти должны строиться с учетом ее социального предназначения.

Высокоразвитая правовая система как важнейший признак правового государства должна непременно включать в себя гарантии социальных прав. Связанность всех государственных органов, общественных объединений и лиц нормами права предполагает закрепление в них социальных гарантий.

Часть первая статьи 7 определяет принцип социального государства и как политический, предусматривая, что Российская Федерация - это государство, политика которого направлена на создание определенных условий существования его граждан.

Пункт “е.” статьи 71 Конституции относит к ведению Федерации установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития. 2.2. ПРИНЦИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО И ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Целая группа принципов конституционного строя отражает влияние государства на различные области общественной жизни.

В экономической сфере жизни общества государство признает все формы собственности, в том числе и частную собственность, устанавливая принцип экономического плюрализма. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в нашем государстве “гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности”. Государство отказалось от единого и единственного “командного пункта” в экономике, как это устанавливали советские конституции 1936, 1977 г. Через монополию государственной собственности и единый государственный план экономического развития страны государство полностью подчиняло своим велениям деятельность экономических субъектов.

Переход к рыночной экономике требует принципиального изменения роли государства в экономической жизни общества. “Важную роль в обеспечении единства экономического пространства играет единство правового пространства, которое обеспечивается установлением правовых основ единого рынка” , а также закрепление в Конституции принципа верховенства федерального закона.

Факторами обеспечения единства экономического пространства являются также установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического развития Российской Федерации, единых стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета, запрещение введения и эмиссии других денег, кроме рубля, который является денежной единицей Российской Федерации.

Успешное функционирование рыночной экономики неразрывно связано с обеспечением свободы экономической деятельности, которая означает право граждан и их объединений на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Свобода экономической деятельности - необходимое условие формирования и функционирования рыночной экономики. Однако, поощряя свободу экономической деятельности, Конституция запрещает такую экономическую деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственно.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конституционный строй

Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначения, функции.. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во.. В то же время основы конституционного строя как бы моделируют новое российское государство и гражданское..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем.

Все граждане независимо от национальности, социальной, религиозной и иной принадлежности, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям имеют равные права и обязанности в сфере управления, установленные нормами административного права и в одинаковой степени отвечают перед законом.

(Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.)

Права гражданина являются высшей ценностью, и все государственные органы, в том числе и органы исполнительной власти, несут ответственность перед гражданами.

Ст. 2 КРФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание. Соблюдение и защита прав м свобод человека и гражданина обязанность государства.

1. Право на свободу и личную неприкосновенность - ст. 22 КРФ - арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только на основании решения суда, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержания на срок более 48 часов.

2. Право частной собственности - ст. 35 КРФ - никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

3. Право на неприкосновенность жилища - ст. 25 КРФ - никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающего там гражданина иначе как в случаях, установленных законом, или по решению суда.

4. Право на неприкосновенность частной жизни - ст. 23 КРФ - ограничение прав на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений допускается только на основе судебного решения.

5. Право на свободу передвижения - ст. 27 КРФ - каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы страны. Причем граждане РФ могут беспрепятственно возвращаться в Россию.

6. Право участвовать в управлении государством - ст. 32 КРФ - в том числе избирать и быть избранными в органы государственной власти, местного самоуправления. Занимать должности государственной (и муниципальной) службы.

7. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления - ст. 33 КРФ.



8. Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов - ст.30 КРФ.

9. Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования - ст.32 КРФ.

Какие органы призваны обеспечить права и свободы граждан?

Судебные и внесудебные

Суды рассматривают действия и решения органов, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.

Внесудебные гарантии обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан шире и многообразнее, чем судебные.

4. Принцип федерализма - согласно этому правовому принципу федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий. Важным вопросом является практика установления административно-правовых норм на уровне субъектов Российской Федерации в соответствии с нормами федерального законодательства.

5. Принцип гласности означает, что применяемые в процессе административно-правового регулирования нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения.

6. Принцип ответственности означает реальное наступление не только административной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, но и дисциплинарной ответственности должностных лиц за неправомерное применение норм административного права, так и за недобросовестное исполнение своих функций.

7. Принцип гуманизма - его суть состоит в закреплении административно-правовыми нормами отношений между обществом, государством и личностью, между людьми на основе уважения достоинства личности, создания условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей.

8. Принцип разделение властей – означает что административно-правовое регулирование осуществляется с учетом разделения властей, который заключается в обеспечении делового взаимодействия между всеми ветвями государственной власти, что предпологает недопущение подмены одной ветви власти другой, вторжение законодательной власти в чферу исполнительной власти и наоборот. Нормами административного права определяется деятельность исполнительной власти, ее независимость и взаимодействие с другими властями.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Каждый в отдельности принцип административного права отражает не все объективные закономерности организации и осуществления административной деятельности субъектов права, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны; соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении прочих принципов.

Создание системы принципов административного права обусловлено существованием интересов самого административного права и имеет целью упорядочение и обеспечение взаимодействия многочисленных правовых норм, действие которых направлено, в сущности, на достижение целей и решение задач административного права.

Принципы административного права оказывают, таким образом, существенное значение на содержание административно-правовых норм, процедуру управления, административное нормотворчество-, правоприменительную административную и охранительную деятельность, правовые акты управления, административный процесс, а в целом и на правосознание субъектов управления (управленческой деятельности).

Принципы организации и деятельности органов государственной власти

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных органов и должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина

Человек, его права и свободы по Конституции - высшая ценность, поэтому Конституция ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать и защищать эти права, допуская их ограничение только временно и в особо предусмотренных Конституцией исключительных случаях.

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституция также устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Деятельность органов государственной власти, должностных лиц, органов местного самоуправления должна быть подчинена обеспечению прав и свобод человека и гражданина. При несоблюдении этого принципа вступает в действие механизм судебного конституционного контроля и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле.

Развивается также практика прямого применения Конституции, прежде всего в сфере защиты прав и свобод граждан и в деятельности других звеньев судебной власти - судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающие на права и свободы граждан Ст. 46 Конституции РФ.

Принцип народовластия

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации выступает ее многонациональный народ. Это означает, что все конституционные правомочия органов государственной власти и органов местного самоуправления исходят от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно в форме всеобщего голосования (референдума), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Этот принцип предполагает соответствующие обязанности государственных органов, их служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан. В современном демократическом государстве человек, с его правами и свободами, является высшей ценностью государства, и поэтому оно ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.

№37. Правовое государство в истории политико-правовой мысли.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.



Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно- государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности.

Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной,диаметрально противоположной классовой концепции государства.

На качественно новую ступень обоснование идеала правового государства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии Иммануила Канта (1724-1804 гг. ). Согласно знаменитому определению государства, сформулированному Кантом в "Метафизике нравов", оно представляет собой "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Хотя Кант не употреблял еще термина "правовое государство", он использовал такие близкие по смыслу понятия, как "правовое гражданское общество", "прочное в правовом отношении государственное устройство", "гражданско-правовое состояние". Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было названо верховенство правового закона.

Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось представительное направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разработке теории правового государства. К числу наиболее видных представителей этого направления принадлежали Роберт фон Моль (1799-1875 гг. ), Карл Теодор Велькер (1790-1869 гг. ), Отто Бэр (1817-1895 гг. ), Фридрих ЮлиусШталь (1802-1861 гг. ), Рудольф фон Гнейст (1816-1895 гг. ).

№38. Принципы правового государства.

Правовое государство - это продукт нового времени, а точ­нее - XX в. Раньше человечество его не знало, хотя, конечно же, существовавшие государства использовали право как сред­ство управления. Правовое государство - это государство, при­обретшее новые качества и занижающее более высокую ступень в развитии государственности.

Правовое государство - это государство, где право переста­ло быть средством воплощения воли правящей элиты, а стало мерилом жизни не только для граждан, но и для нее самой.

Теория правового государства была создана на 150 лет рань­ше появления первых государств такого рода. Ее основателями считают французского просветителя Ш.Л. Монтескье, немецкого философа И. Канта и других ученых XVIII в. Практическое вопло­щение теория правового государства нашла в середине XX в. в таких странах, как США, Англия. Франция, Германия, и других развитых странах.

Правовому государству, в отличие от государства, которое таковым не считается, присущи следующие признаки.

1. Господство (верховенство) права. Это понятие означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон. Но не всякий закон может считаться основой правового государ­ства, а лишь тот, который отвечает сложившимся реалиям, жизненным потребностям людей, который воплощает принципы спра­ведливости. Законы должны приниматься с соблюдением опреде­ленной процедуры, что позволяет их оценить с разных сторон и избежать ошибок. Принятые законы не должны противоречить конституции и международно-правовым нормам. Но не только в создании качественных законов выражается господство права. Са­мое главное состоит вдругом: законам должна подчиняться и сама государственная власть, которая создает законы. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов в той же мере, как и для граждан.

2. Разделение властей. Человеческий опыт показывает, что концентрация власти в одних руках очень часто приводит к зло­употреблению властью. Вот почему очень важно и то, как государ­ственная власть организована, в каких формах и какими органами она осуществляется.

Сначала о терминах. Строго говоря, термин "разделение вла­стей"" является не совсем точным, В самом деле, что такое власть? Власть - это способность подчинять поведение других людей сво­ей воле, навязывать свою волю. Как можно разделить такую спо­собность? Наоборот, органы государственной власти должны дей­ствовать в одном направлении, иначе это будет уже не власть, а сюжет из басни Крылова про лебедя, рака и щуку.

Действительно, государственная власть должна быть еди­ной. Однако сам процесс осуществления власти неоднороден. Он включает выработку общих правил существования государства (т.е. законотворчество), практическое осуществление этих за­конов, а также контроль за их выполнением. Для выполнения каж­дой функции создается особая ветвь власти:законодательная, ис­полнительная, судебная. Следовательно, речь идет о распределе­нии функций в государственном управлении, о рассредоточении, о распределении государственных дел. Разделение властей поэтому означает, чти каждая ветвь власти независима, не подчиняется другим ветвям, не обязана следовать их указаниям.

Однако этим теория разделения властей не исчерпывается. Для того чтобы предотвратить злоупотребление властью,предус­матривается система сдержек и противовесов или инструментов контроля ветвей друг за другом. Так, парламент при определенных условиях может быть досрочно распущен королем или президен­том. Президент может наложить вето на законопроект, принятый парламентом. Правительство может быть досрочно отправлено в отставку по требованию парламента. Глава правительства, мини­стры во многих странах назначаются с согласия парламента. Пре­зидент за совершение преступлений может быть отстранен парла­ментам от должности в порядке импичмента. Судьи назначаются на должность или парламентом, или президентом. Конституцион­ный суд может признать акты других ветвей власти противореча­щими конституции.

Воплощение принципа разделения властей позволяет:

1) предотвратить злоупотребление властью;

2) повысить профессионализм в государственном управлении;

3) осуществлять контроль за действиями государственных ор­ганов;

4) возлагать на виновных лиц ответственность за ошибки в государственном управлении.

Эти достоинства несомненны, что свидетельствует о том, что разделение властей - это большое достижение человечества в деле социальной организации.

Человечество уже много отдало за воплощение в жизнь прин­ципа разделения властей, и борьба во многих странах за него продолжается.

3. Широкие и реальные права и свободы личности. Право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность личности и жили­ща, право на образование, социальное обеспечение, судебную за­щиту и др. закрепляются в конституции. Но этого мало. В правовом государстве существуют реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации.

Конкретное право - это кусочек свободы. О том, что лич­ность свободна, мы можем говорить только тогда, когда круг этих прав достаточно широк. Но он не может быть беспредельным. Со­гласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

4. Взаимная ответственность государства и личности. Отно­шения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником её формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Опре­деляя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и действи­ях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государ­ственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения, или невыполнение этих обязан­ностей . Обязательность закона для государственной власти обес­печивается системой гарантий, которые исключают произвол с ее стороны. К ним относятся: ответственность депутатов перед изби­рателями; ответственность правительства перед представительными органами; импичмент президента; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц госу­дарства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными людьми; в некоторых случаях государство возмеща­ет имущественный вред гражданам, причиненный незаконными дей­ствиями должностных лиц.

На тех же правовых началах строится ответственность лично­сти перед государством. Применение государственного принужде­ния должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонару­шения.

№39. Принцип верховенства закона в правовом государстве.

Верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения должны ему соответствовать. Отсюда следует, что никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент и (при демократии) народ как целое, не могут совершать действия за пределами рамок, установленных законом . Правовые нормы могут издаваться и меняться только согласно действующим узаконенным или заранее оговоренным процедурам. Должны быть легальные и эффективные способы заставить правительство и любых должностных лиц подчиняться правовым нормам.

Правление по закону также является антитезой отсутствию правопорядка и самосуду . Одна из главных задач государства состоит в обеспечении безопасности, в частности, государство должно быть единственным источником легитимного применения силы . Правовые процессы должны быть достаточно прочными и доступными, а деятельность правоохранительных ор Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание "правовое государство", то можно понять, что на первом месте в таком государстве - право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах.

Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства.поэтому правовое государство это и конституционное государство.

Верховенство права(закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.

Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами.

Далее, верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц.

Отступление от конституции, пренебрежение к закону создают удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений, произвола и преступлений. Растет организованная преступность. Целые районы выходят из-под контроля законов. Правоохранительные органы не могут противостоять этим явлениям, и сами оказываются пораженными деформационными процессами. Вот почему формирование правового государства связано, прежде всего, с верховенством закона и режимом законности, а для этого необходимо, чтобы закон, в первую очередь конституция, имел значение непосредственно действующего права. Но при всей важности закона и законности для правового государства, оно не может быть сведено, как говорилось выше к институционно-правовому уровню. В форму закона может быть, фактически, облечен государственный произвол и тогда, как результат, правонарушающее законодательство.

Вообще, для правового государства необходимо, чтобы в самом законе были закреплены и конкретизированы юридические принципы и основные права человека и гражданина. Здесь особая роль принадлежит конституции. В основном законе как раз и должны быть зафиксированы принципы господства права и механизма его осуществления для того, чтобы избежать произвола и сохранить правопорядок.

Господство права должно быть не только в правотворчестве, но и в реализации права, т.е. в правоприменительной деятельности.

Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.

Верховенство закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

№40. Принцип разделения властей в правовом государстве. Процесс разделения властей на современном этапе Российской государственности.

Классический вариант теории разделения властей, созданный в XVIII в., не в полной мере отражает современное состояние госу­дарственного механизма: некоторые государственные органы по своей компетенции не могут быть однозначно отнесены к той или иной ветви власти. Прежде всего это относится к президентской власти в республиках смешанного и парламентарного типа, где президент не является главой исполнительной власти, а выполня­ет функции главы государства.

В качестве самостоятельной группы органов государства могут быть названы и органы прокуратуры. Они не входят в систему ис­полнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти. Основное назначение прокуратуры состо­ит в том.чтобы осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением и применением законов на территории государства. Кроме того, органы прокуратуры обычно осуществляют следствие по некоторым, наиболее важным, преступлениям, а также поддер­живают государственное обвинение в суде. Органы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления своей дея­тельности и подчиняются только Генеральному прокурору.

Общественное мнение часто выделяет и четвертую ветвь вла­сти - средства массовой информации. Этим подчеркивается их особое влияние на принятие политических решений в демокра­тическом обществе. С помощью средств массовой информации отдельные люди, группы, политические партии могут обнародо­вать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикуется информация о деятельности парла­мента, в том числе результаты поименного голосования по тому или иному вопросу, что является важным элементом контроля за деятельностью депутатов.

Сегодня степень реализации теории разделения властей, рав­но как и особенности этого процесса, во многом зависит от формы правления, существующей в том или ином государстве. Республики в большей степени тяготеют к воплощению данного принципа, нежели парламентарные монархии. Оказывает влия­ние на реализацию концепции разделения властей и форма госу­дарственного устройства: если в унитарном государстве разде­ление властей существует лишь «по горизонтали» (т. е. между центральными органами государства), то в федерации власть разделяется еще и «по вертикали» (т. е- между федеральными ор­ганами и органами субъектов федерации). Важную роль играет и такой фактор, как политико-правовой режим. Современные де­мократические режимы, как правило, закрепляют принцип раз­деления властей законодательно и строят в соответствии с ним свою систему государственных органов. В то же время режимы антидемократические хотя на словах декларируют свою при­верженность теории разделения властей, но в реальной действи­тельности ее не реализуют.

№41. Принцип взаимной ответственности государства и личности.

Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строится на началах равенства и справедливости. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями, ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государства за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:
1) ответственность правительства перед представительными органами власти;
2) дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;
3) процедура импичмента и др.
Формами контроля за выполнением обязательств государственных структур являются референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.
На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

№42.Механизм сдержек и противовесов в условиях президентской и парламентской форм правления.

Принцип разделения властей дополняетсясистемой «сдержек и противовесов», которая служит условием его реализации. Уже в подходе Монтескье к этому принципу, как уже упоминалось выше, содержались начала сдерживания «ветвей» власти друг другом, что позднее в США при создании Конституции 1787 года было названо системой «сдержек и противовесов».

Механизм «сдержек и противовесов» - предполагает собой конкуренцию различных органов власти, наличие средств для их взаимного сдерживания и поддержания относительного равновесия сил.

«Сдержки» и «противовесы», с одной стороны, поощряют сотрудничество и взаимное приспособление органов власти, а с другой - создают потенциал для конфликтов, которые чаще всего разрешаются путем переговоров, соглашений и компромиссов.

РЕСПУБЛИКА
Парламентская Главагосударства (президент) не может влиять на состав и политику правительства. Правительство формируется парламентом, подотчетно и подконтрольно ему (действует принцип политической ответственности правительства перед парламентом); остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Президент - глава государства, но не глава правительства. Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции. Верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением страны. Президент избирается парламентом или более широкой коллегией с участием парламента (Италия, Греция, Индии, ФРГ, Чехия, Венгрия)
Президентская Глава государства (президент) лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента формирует состав правительства, которым руководит сам. Правительство, как правило, несет ответственность перед президентом, а не парламентом (возможен парламентский контроль). Полномочия президента позволяют ему контролировать деятельность парламента (право его роспуска, право вето и др.) Президент избирается внепарламентским путем - прямыми или непрямыми выборами населения (США, Мексика, Бразилия, Иран, Ирак и т.д.)
Смешанная Глава государства (президент) предлагает состав правительства (прежде всего кандидатуру премьер-министра), который подлежит обязательному утверждению парламентом. Парламент и президент осуществляют контроль над правительством (двойной контроль). Исполнительная власть принадлежит не только президенту, но и премьер-министру, возглавляющему правительство. Президент вправе председательствовать на заседателях правительства. Президент избирается внепарламентским путем (Украина, Финляндия, Франция, Португалия, Ирландия, Исландия, Словения, Румыния, Хорватия) Скакун О.Ф. Теория государства и права (энциклопедический курс), стр.121

Таким образом, можно сказать, что система «сдержек и противовесов» в той или иной мере приводится в жизнь во всех демократических странах, то есть во всех республиках, но способы его реализации на практике отличаются друг от друга. Его плодотворность определяется многими факторами. Для современных государств механизм «сдержек и противовесов» выступает в качестве определяющего в организации механизма государства. Стало тривиальным положение о существовании в механизме государства таких ветвей власти, как законодательная, исполнительная и судебная. На деле же проблема состоит не столько в том, чтобы конституционно закрепить такого рода разделение властей в механизме государства, столько фактически обеспечить самостоятельность каждой власти, ответственность каждой власти за принимаемые решения, а также добиться согласования деятельности властей в государственном механизме Васильев А.С., Стрельцов Е.Л. Судебные и правоохранительные органы Украины..

Вместе с тем рассматриваемая система «сдержек и противовесов» открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия.

№43.Гражданское общество: понятие, структура и роль в формировании правового государства.

Гражданское общество можно определить как совокупность семейных, нравственных, национальных, религиозных, социальных, экономических отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы личностей и их групп.

Иначе можно сказать, что гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.

Структура гражданского общества охватывает: 1) семью; 2) сферу воспитания и негосударственного образования; 3) собственность и предпринимательство; 4) общественные объединения и организации; 5) политические партии и движения; 6) негосударственные средства массовой информации; 7) церковь. Этот список не исчерпывающий, его можно продолжить.

В соотношении с гражданским обществом роль государства состоит в том, что оно призвано согласовывать и примирять интересы членов общества.

Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и «разгосударствления» ряда общественных отношений. Современное государство и право складываются в процессе развития гражданского общества.

Категория «гражданское общество» изучалась еще в 18-19 вв., подробно была исследована в работе Гегеля «Философия права». По Гегелю, гражданское общество – это связь (общение) лиц через систему потребностей и разделения труда, правосудия (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полиция и корпорация). Правовой основой гражданского общества у Гегеля является равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, свобода договора, охрана права от нарушений, упорядоченное законодательство и авторитетный суд.

Гражданское общество – не только сумма индивидов, но и система связей между ними.

Отметим ряд существенных признаков, которые присущи гражданскому обществу. Во-первых , это общество социального рыночного хозяйства, в котором обеспечены свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита, общественная польза и добросовестная конкуренция. Во-вторых , это общество, которое обеспечивает социальную защищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека. В-третьих , это общество подлинной свободы и демократии, в котором признается приоритет прав человека. В-четвертых , это общество, построенное на основе принципов самоуправления и саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов. В-пятых , «открытость» гражданского общества.

В то же время гражданское общество не является необитаемым островом, где личность изолирована от всех. В гражданском обществе люди подчиняются законам государства. Но это та часть общества, где и государство учитывает индивидуальные интересы личности. В государстве недостаточно только материальных предпосылок для зарождения гражданского общества. Итак, если государство является сферой общего интереса, то гражданское общество – сферой частного интереса, в которой человек реализует себя как неповторимую индивидуальность.

Государство – это руководимая центром вертикальная иерархия государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и дисциплины.

Гражданское общество – это горизонтальная система многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Основой этих связей является равенство и личная инициатива.

Основная характеристика гражданского общества наличие прав граждан, гарантированных государством. Права граждан – это гарантируемые возможности пользоваться каким-то благом, которые лица реализуют или не реализуют по своему усмотрению и желанию.Формируется только в буржуазном обществе.

№44.Теория и практика формирования современного правового государства.

Принципы демократического, правового, федеративного государства и республиканской формы правления, суверенитета народа, так или иначе, отражают взаимосвязь государственной власти с народом, т. е. обществом в целом, производность власти от общества, подчинение его потребностям.

Признание прав и свобод высшей ценностью непосредственно вытекает из зафиксированного в ст. 1 Конституции положения о Российской Федерации как о демократическом правовом государстве. Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация на эти права и свободы в государственной деятельности - один из важнейших принципов такого государства. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством.

По отношению к государству человек выступает в разных ролях: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, как личность по отношению к обществу. Вся система связей, которые человек поддерживает, его индивидуальное положение - личность человека. По словам Сукало А. Е.: “Само общество формируется с помощью личности. Чем более развито общество, тем более развита личность, и наоборот”. Для нормального развития общества нужно, чтобы свободно развивалась личность. К признанию этого человечество шло очень долго. Если не защищена личность, то и государство может погибнуть, т. к. личность с помощью силовых мер будет освобождаться от угнетения. Признание этого нашло свое отражение в ряде международных конвенций, которые регулируют отношения человека, общества и государства. В них подчеркнуто, что личность имеет такой суверенитет независимо от того, в каком государстве он находится и от статуса этой территории.

Главная задача Конституции - признать правосубъектность и правоспособность каждого человека, установить систему взаимоотношений.

Следует обратить внимание на проводимое в Конституции разграничение на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Такой подход не традиционен для нашего конституционного законодательства, которое прежде исходило из представления о гражданстве как о лице, получающем свои права в качестве “дара” государства и всецело подчиненном ему. Проводя различия между человеком и гражданином, Конституция восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые впервые в истории человечества были закреплены в законодательных актах - в Декларации независимости (1776 г., США), в Билле о правах (1789 г., США), в Декларации прав человека и гражданина (1789 г., Франция).

В соответствии с Конституцией Россия - социальное государство. Из ч. 1 ст. 7 Конституции РФ следует, что “Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Таким образом, закрепляя принцип социального государства, Конституция РФ определяет его обязанность поддерживать малообеспеченные и в ином плане социально незащищенные слои населения. Такая деятельность государства, направленная на создание условий достойного существования каждого человека, осуществляется путем определения социальных государственных стандартов в сфере охраны труда, здоровья населения, гарантированного минимального размера оплаты труда, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, безработных за счет систем социальных служб, государственных пенсий, пособий и др.

Конституция рассматривает принцип социального государства как одну из основ конституционного строя и в этом качестве гарантирует ему особую защиту: он может быть пересмотрен только новой Конституцией, принимаемый особым органом - Конституционным Собранием (ст. 135).

Понятие “социальное государство” ново для российского законодательства: оно впервые употреблено у нас именно в Конституции и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека.

Принцип социального государства тесно связан с другими основами конституционного строя России, в особенности с тем, что она является демократическим правовым государством, а также с равенством прав граждан (ст. 1 и 19 Конституции).

В социальном государстве демократические формы власти должны строиться с учетом ее социального предназначения. Высокоразвитая правовая система как важнейший признак правового государства должна непременно включать в себя гарантии социальных прав. Связанность всех государственных органов, общественных объединений и лиц нормами права предполагает закрепление в них социальных гарантий.

Часть первая статьи 7 определяет принцип социального государства и как политический, предусматривая, что Российская Федерация - это государство, политика которого направлена на создание определенных условий существования его граждан. Пункт “е.” статьи 71 Конституции относит к ведению Федерации установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития.