Необходимость и сущность социальной политики государства в рыночной экономике. Неравенство доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Лекция по экономике «Социальная политика государства Государственная политика в рыночной экономике




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и понятие социальной политики

Важным элементом государственного регулирования на современном этапе развития является социальная политика. Механизм рынка не идеален и не может обеспечить решение социально-экономических вопросов.

Актуальность данной темы определяется необходимостью регулирования социально-экономических условий жизни общества, его стабильным развитием и движением к модели “социальной экономики”.

Цель темы – рассмотреть понятие, виды и функции социальной политики государства во взаимосвязи с поддержанием стимулов к эффективной экономической деятельности. Традиционные образовательные задачи дополняются воспитательными - формированием у студентов активной позиции по обеспечению субъекта различными видами доходов в процессе экономической деятельности.

Это достигается постановкой основной проблемы - как сочетать рыночные методы и социальные гарантии?

Понятие “социальный” (от лат. – общественный) характеризует все, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе, с их благосостоянием.

Либеральная рыночная экономика не обеспечивает гарантированного уровня благосостояния для всех членов общества, как говорят, не обладает “совестью”. Рынок - это социально нейтральный механизм распределения экономических ресурсов на основе законов спроса и предложения.

Проблема либеральной экономики – по мере роста богатства углубляется социальное неравенство , те существует дифференциация доходов различных групп населения.

В целях актуализации данного тезиса поставим вопрос о том, какие школы и направления в экономической науке акцентировали эту проблему.

Например, марксизм в XIX в., кейнсианское направление в 30-егг. XX века, как теоретическая основа осуществления экономической политики.

В статье 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948г., записано, что каждый человек имеет:

Право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его и его семьи;

Право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Под влиянием демократической общественности во второй половине ХХ века государства начали более активно осуществлять экономическое регулирование, в том числе социальную политику. Рыночная экономика получила социальную ориентацию, сформировалась новая модель – смешанная экономика, предполагающая гарантированность стандарта благосостояния.

Социальная политика – вид государственного регулирования, включающий меры по обеспечению условий для повышения благосостояния общества и стабильности отношений между социальными группами.

В узком смысле, социальная политика состоит в перераспределении доходов различных групп общества. В широком смысле - это меры по созданию равных стартовых возможностей для граждан страны.

Государство через социальную политику трансформировало рыночную систему в социальное рыночное хозяйство, в частности в развитых странах.

Виды и функции социальной политики

Реализация социальной политики осуществляется в каждой стране исходя из ее экономических возможностей. Различия по странам определяются в основном уровнем показателя ВВП на душу населения, размером государственного бюджета.

Разные виды экономической политики требуют различных финансовых вложений.

Выделим наиболее важные виды социальной политики :

Регулирование доходов, создание условий для трудовой активности и занятости (рассчитано на экономически активное население);

Развитие социальной инфраструктуры в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной, спорта и культуры (для всех граждан страны);

Социальное обеспечение и социальная защита (в первую очередь, нетрудоспособных и малообеспеченных граждан).

С точки зрения сохранения рыночных стимулов развития, именно первый вид социальной политики является наиболее важным. Он включает:

Законодательное определение, гарантии условий труда и механизмы развития рынка труда, в том числе социальное партнерство, поддержка малого бизнеса.

Социальное партнерство - система взаимоотношений между властью, профсоюзами, работодателями для согласования интересов, смягчения конфликтов.

Поддержание уровня и эффективной структуры занятости (организация переквалификации, льготы на создание рабочих мест), программы уменьшения безработицы;

Создание центров занятости, оказывающих бесплатные консультационные, профориентационные услуги и помощь безработным гражданам;

Установление и гарантирование минимального размера оплаты труда (МРОТ) , периодический пересмотр его размера;

Создание условий для роста доходов (инновации, качественные рабочие места) с целью уменьшения их дифференциации, то есть различий в уровне дохода на душу населения,

Создание среднего класса (60-80% населения)

Второй вид социальной политики направлен на создание и развитие социальной инфраструктуры.

Социальная инфраструктура представляет собой совокупность отраслей, обслуживающих человека, способствующих воспроизводству всех сторон его жизни.

Развитие социальной инфраструктуры в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной, спорта и культуры направлено в первую очередь на развитие человеческого капитала всех граждан страны.

Человеческий капитал представляет собой накопленные человеком в результате обучения и трудовой деятельности знания и навыки, влияющие на уровень его зарплаты, характер трудоустройства и возможность реализации творческих способностей. Необходимо обеспечить заинтересованность людей в развитии своего человеческого капитала, увеличивать долю граждан, активно нацеленных на повышение качества своей жизни и благосостояния, то есть выбирающих активный путь борьбы с бедностью.

Наиболее затратным видом социальной политики является третье направление - социальное обеспечение и социальная защита. Именно это направление ассоциируется с понятием социальной политики в узком смысле слова. Оно направлено, в первую очередь, на организацию прямой поддержки нетрудоспособных и малообеспеченных граждан за счет механизма перераспределения доходов, на борьбу с бедностью.

Официальный подход к определению бедности – сопоставление денежных доходов с региональным прожиточным минимумом.

В экономической науке разработана модель Кривая Лоренца, которая позволяет оценить уровень дифференциации доходов 20-процентных групп населения и более эффективно разрабатывать меры, регулирующие распределение доходов (график представлен на слайде презентации). При сопоставлении фактической кривой с линией полного равенства можно определить отклонение от состояния равновесия. Чем ближе индекс Джини к 1, тем меньшей долей дохода располагают беднейшие слои. Предполагается, что по мере повышения среднемирового благосостояния, коэффициент Джини в мире приблизится к среднему уровню развитых стран и составит 0,40.

Государство, реализуя функцию социальной защиты, создает систему социального обеспечения на основе принципов обязательного государственного страхования.

Социальное обеспечение - комплекс социально-экономических мер, включая, пенсионную систему; систему пособий и компенсаций лицам с низкими доходами, выплачиваемых взамен утраченного заработка; систему социального обслуживания определенных групп граждан.

Основные элементы финансовых источников социального обеспечения должны формироваться на основе взаимодействия:

Страхования (обязательное социальное; корпоративное). Принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным подходам, личному вкладу и ответственности субъектов.

Социальной помощи (комбинация бюджетных трансфертов и социальных услуг)

Попечительства.

Конкретная политика доходов, которая разрабатывается в разных странах на основе анализа модели, различна и зависит от многих факторов, в том числе от уровня социально-экономического развития, темпов производительности труда, социальной напряженности в обществе.

В статье 7, п.1 Конституции РФ записано: Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В РФ с 90-х гг. началась разработка модели социальной политики.

В 90-гг. реализация этой модели ограничивалась скромными размерами общественного “пирога”, дефицитом государственного бюджета, олигархической структурой экономики. Так, в конце 90-х гг. в РФ минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составлял 10-20% прожиточного минимума (МРОТ в 2000г. 132 руб., прожиточный минимум – 1210руб.). В результате проводимой политики обеспечения социального качества экономического роста к 2006г. МРОТ в РФ достиг 1100 рублей (33% прожиточного минимума, 3382 руб.), к 2009г. - 4330 руб. (более 50%). На 01.01. 2015гг. МРОТ составляет 5965 рублей. Последовательное ежегодное повышение размера МРОТ обеспечивает реализацию статьи 133 Трудового кодекса РФ о соответствии МРОТ и прожиточного минимума.

Справедливость и развитие

Понятие “социальная справедливость” имеет много аспектов, в первую очередь, морально-этический, и носит конкретно-исторический характер.

В исследовании ООН “Справедливость и развитие” справедливость оценивается с точки зрения равных возможностей. Необходимо выравнивать обстоятельства, над которыми субъекты не властны, их стартовые возможности, уменьшать негативные факторы, влияющие на достижение результата.

Необходимо компенсировать “пробелы” рыночной справедливости мерами государственной социальной политики.

Механизм социальных гарантий должен:

Обеспечить блага и услуги (бесплатно или со скидкой) на минимально достаточном уровне в целях выравнивания личных доходов и поддержания социального статуса;

Быть основан на сложившемся в обществе представлении о справедливости (уравнительность или индивидуальная дифференциация);

Минимизировать формирование пассивных, иждивенческих отношений, когда выгоднее не работать (антистимулы).

Примером активного подхода к борьбе с бедностью является деятельность лауреата Нобелевской 2006 года премии Мухаммада Юнуса, банкира из Бангладеш, которого называют “банкир для бедных”. В 1983 году он создал Грамин Банк (с бенгальского - сельский банк) с целью давать микро-кредиты (до 100 долларов) беднейшим семьям и продолжает делать это более тридцати лет. Его модель работает более чем в ста странах мира, помогая людям выбраться из бедности. У Грамин банка более 7 млн. заемщиков, что, по мнению Юнуса, поможет преобразовать экономику. 2005 год был назван ООН международным годом микрокредитования как составной части усилий по достижению целей развития.

Важным результатом социальной политики и проявлением выравнивания уровней жизни является формирование среднего класса, что способствует однородности общества, росту доли граждан, активно использующих “социальные лифты” и нацеленных на повышение качества своей жизни.

“Социальный лифт” - способы, позволяющие человеку подниматься по социальной лестнице, чтобы достичь высокого положения в обществе и благосостояния.

Существует несколько видов социальных лифтов: получение хорошего образования, карьера в государственном аппарате, успех в бизнесе, политическая карьера, участие в деятельности политических партий, научная деятельность, творческая литературно-художественная деятельность, спортивные достижения, привлечение к себе внимания средств массовой информации.

Важная задача современной политики РФ - создание условий для запуска новых социальных лифтов, для повышения равных возможностей по их использованию.

Эффективная социальная политика гарантирует стандарт благосостояния. Она исходит из принципа: “Все не могут быть богатыми, но никто не должен быть бедным”. В целях сохранения рыночных принципов и трудовой мотивации субъектов следует сочетать бюджетные трансферты и возможности социального партнерства.

В заключении приведу цитату лауреата премии А. Нобеля по экономике 1970 года Пола Самуэльсона: “Сплоченные общества, в которых различные группы избирателей обеспечивают население всеобъемлющей системой социального страхования на случай, если кто-либо может оказаться безработным, бедным, потерять здоровье, стать нетрудоспособным в старости, эти общества в конечном итоге одержат победу над обществом, состоящим из эгоистических одиночек, бросающих песок в сахар, если только они могут обманным путем всучить его на конкурентном рынке, над теми, кто озабочен в деловой жизни лишь своими собственными интересами.”

1. Конституция РФ, Статья 7

2. Всеобщая декларация прав человека.

3. Доклад ООН о мировом развитии 2006г. Справедливость и развитие. Пер. с англ. – М.: изд. “Весь мир”, 2006г. 685с.

4. Курс экономической теории: учебник. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– Киров: АСА, 2009г.-832с.

В последние годы даже в некоторых развитых странах происходит углубление неравенства в распределении дохода. О России и говорить не приходится.

С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности. Можно ли определить бедность? Очевидно. Возможно обозначить те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство населения. Этот уровень и должен выступать как мини ум материальной обеспеченности, или прожиточный минимум (так называемый порог или черта бедности). Более 30 % россиян находятся ниже черты бедности. Все группы населения, живущие ниже этой черты, являются бедняками.

Черту бедности в США определяет Министерство торговли, исходя з необходи ых объективных потребностей человека и стоимости жизни для определенного периода. Так, в 1990 г. черта бедности оценивалась для семьи из одного человека в 7740 долл. в год, из двух человек - 104 6 долл., из трех - 13078 долл., из четырех - 15730 долл.

по трудоустройству, обучению, переподготовке и условия труда;

по пользованию услугами учреждений связи и спортивно оздоровительных учреждений;

по получению услуг социального обслуживания, со иальной и юридической по ощи.

3) обеспечение безопасности окружающей среды и поддержание экологии на необходи ом уровне;

усилить адресность социальной поддержки нуждающихся гра дан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;

со дать полноценные условия жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшить условия жизнеобеспечения детей;

повысить роль социального страхования как важне шего еханизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков;

обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и социальных программ, гарантировать всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и отдыха.

Реформы в социальной сфере будут проводиться в тесной увязке с экономическими преобразованиями, намеченными в концепции среднесрочной программы Правительства Российской едерации на 1997 000 годы "Структурная перестройка и экономический рост". С учетом прогнозируемых показателей экономического развития в предстоящий период появятся реальные воз ожности для решения поставленных социальных задач.

Предус атривается ежегодное увеличение валового внутреннего про укта и инвестиций в основной капитал, рост объе а промышленного и сельскохозяйственного производства, дальнейшее снижение инфляции и дефицита бюджета, укрепление национальной валюты, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом валовом внутреннем продукте.

Намечен комплекс мер, направленных на осуществление институциональных преобразований, прогрессивных структурных сдвигов в производстве, реформирование налоговой системы, бюджетной и денежно кредитной политики. На этой основе будут формироваться благоприятные условия для развития современных конкурентоспособных производств и видов деятельности, в первую очередьвысокотехнологических и наукоемких отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства, изменения отраслевой структуры производства и его территориального раз ещения, повышения качества выпускаемой продукции и эффективности производства, роста прои водительности труда, сокращения издержек производства, создания новых рабочих мест.

В результате будет создана надежная экономическая основа для повышения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и увеличения объема средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной сферы.

Вместе с тем более активное использование социальных факторов и намечаемые меры по улучшению материального положения людей, увеличению денежных доходов населения, обеспечению рациональной структуры занятости, повышению качества и конкурентоспособности рабоче силы создадут благоприятные условия для устойчивого развития экономики, увеличения объема производства, роста платежеспособного спроса на товары и услуги.

Исходя из прогнозируемых показателей социально-экономического развития Российской едерации на период до 2000 г. намеченные цели социальной политики могут быть реализованы поэтапно.

На первом этапе (1996-1997 гг.) в условиях ограниченности ресурсных возможностей экономики, необходимо осуществить комплекс мер по стабилизации уровня жизни населения, постепенному сокращению масштабов бедности, уменьшению разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущению массовой безработицы, усилению защиты трудовых и социальных прав граждан.

Важнейшими среди этих мер являются:

ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий;

упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повышение обоснованности их предоставления;

формирование системы государственных минимальных социальных стандартов;

законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги;

предотвращение массового высвобождения работников с предприятий, находящихся в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

При проведении этих мер основной акцент будет сделан на повышение эффективности использования средств, выделяемых на социальные нужды, усиление адресности социальной поддержки, более широкое привлечение внебюджетных финансовых источников.

Предстоит определить порядок взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, федеральными министерствами и ведомствами, общественными и коммерческими организациями.

На втором этапе (1998-2000 гг.), когда начнется экономический рост и появятся материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды, будут созданы объективные предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости. На этом этапе намечается:

повысить минимальные государственные гарантии заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума, ввести новый социальный стандарт оплаты труда - часовую тарифную ставку;

внедрить механизмы тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики на основе социального партнерства, пересмотреть Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы, обеспечив при этом приближение размеров оплаты труда этих работников к уровню заработной платы в производственных отраслях;

пересмотреть систему налогообложения индивидуальных денежных доходов населения с целью более справедливого распределения доходов и уменьшения их дифференциации;

начать реализацию комплексной программы создания и сохранения рабочих мест;

создать полноценную систему защиты трудовых прав граждан на основе нового Трудового кодекса;

приступить к широкомасштабной пенсионной реформе;

начать реформирование системы социального страхования, ввести в действие новый механизм страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

усовершенствовать порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе введения государственных минимальных социальных стандартов.

В последующем, на основе стабильного экономического роста и усиления ориентации экономики на более эффективное удовлетворение потребностей человека, предстоит создать прочные предпосылки для устойчивого социального развития, формирования общества, открытого для широкой социальной интеграции, позволяющего людям в максимальной степени реализовать свой потенциал.

Содержание и цели социальной рыночной экономики

Социальная рыночная экономика - это такая экономика, которая сориентирована на человека и удовлетворение его потребностей, на необходимость приспособления экономической политики государства к человеку, а не, наоборот, человека - к экономической политике.

Такой путь ведет к свободному, экономически эффективному, стабильному порядку в обществе. Правовое социальное государство должно обеспечивать в условиях социальной рыночной экономики хозяйственную свободу и социальную справедливость. Поэтому понятие социальной рыночной экономики должно отражать сочетание целей - свобода и справедливость .

Экономическая хозяйственная свобода включает в себя:

1. Свободу потребителей покупать по своему усмотрению товары и услуги, которые являются частью социального продукта (свобода потребления).

2. Свободу владельца средств производства использовать рабочую силу и деньги, ресурсы и имущество, а также предпринимательские способности по собственному усмотрению (свобода промысла, свобода выбора профессии и рабочего места, свобода пользования собственностью).

3. Свободу предпринимателей производить и продавать товары по личному желанию (свобода производства и торговли).

4. Свободу каждого продавца и покупателя товаров или услуг добиваться своей цели (свобода конкуренции).

Рассмотрим на примере Германии, каким образом социальная справедливость реализуется через главные цели социальной рыночной экономики. К этим целям относятся:

1. Обеспечение максимально высокого уровня благосостояния.

Средства достижения: экономическая политика, сориентированная на экономический рост, на повышение уровня и качества жизни народа; установление экономически рационального порядка и конкуренции; полная занятость населения; экономическая свобода хозяйственных субъектов; свобода внешней торговли и т.д.

2. Обеспечение экономически эффективной и социально справедливой денежной системы и в особенности обеспечение стабильности общего уровня цен.

Средства достижения: существование независимого Центрального эмиссионного банка; "стабильность" государственного бюджета; выравнивание платежного баланса и равновесия во внешней торговле.

3. Социальная обеспеченность, справедливость и социальный прогресс (защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества).

Средства достижения: производство в максимальном объеме социального продукта; государственная корректировка первоначального распределения национального дохода; установление социальных стандартов; отлаженная система социальной помощи и т.д.

Одним словом, социальная рыночная экономика должна опираться на свободу конкуренции, частного предпринимательства и на государственное регулирование экономики.

Государственная политика обеспечения полной занятости

Лучшей гарантией от риска безработицы является государственная политика занятости населения. Успех политики полной занятости в народнохозяйственном аспекте означает производство общественного продукта в большем объеме, что значительно расширяет базу для достижения результативности социальной политики государства. С точки зрения работающих по найму эта политика оказывает положительное влияние на их текущие доходы. Такая гарантия доходов имеет многократный эффект:

она снимает необходимость предоставления пособий по безработице, социальной помощи и других видов вспомоществования;

постоянная забота о трудовом доходе вынуждает прежде всего лично заботиться о собственных жизненных благах, а также членов своей семьи;

уменьшается экономическая зависимость от государства.

Все это в совокупности порождает веру в жизнь и надежду на реализацию своих потребностей за счет участия в экономической сфере. Полная занятость оказывает к тому же длительное воздействие на рынок труда (рабочей силы) и на условия занятости:

для полной занятости, как правило, характерно состояние всеобщего быстрого роста трудовых доходов (на рынках труда сокращается предложение на большинство профессий и видов деятельности; создаются благоприятные условия для переговоров с работодателями при участии профсоюза и т.д.);

полная занятость повышает взаимозависимость рынка труда (исчерпание резервов рабочей силы на региональном и профессиональном рынке труда), воздействует на спрос рабочей силы на других рынках труда.

В целях привлечения рабочей силы с других рынков работодатели должны (вынуждены) улучшать условия труда. Местные работодатели из-за опасности оттока рабочей силы также вынуждены идти на дополнительное улучшение условий труда и повышение заработной платы.

Литература

2. Закон РФ "Об основах социального обслуживания населения в РФ".

3. Программа социальных реформ в РФ на период 1996-1997 годы.

4. Программа Правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годы".

5. Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики. - М., 1996.

6. Введение в рыночную экономику/ Под ред.А. Лившица и И. Никулиной. - М., 1994, гл.13.

7. Основы рыночной экономики. Под ред. В. Камаева и Б. Домненко. - М., 1991, гл. 19.

8. Рыночная экономика. Учебник. - М.: Соминтэк, 1992, т.1, гл.14.

9. Учебник по основам экономической теории. - М., 1994, гл.16.

10. Рыночная экономика. Учебник. - М., 1993, гл. 19.

Приоритетные направления социальной политики государства

Социальная защита, гарантия и поддержка населения

Главные цели и приоритеты социальных реформ в РФ

В последние годы даже в некоторых развитых странах происходит углубление неравенства в распределении дохода. О России и говорить не приходится.

С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности. Можно ли определить бедность? Очевидно. Возможно обозначить те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство населения. Этот уровень и должен выступать как мини ум материальной обеспеченности, или прожиточный минимум (так называемый порог или черта бедности). Более 30 % россиян находятся ниже черты бедности. Все группы населения, живущие ниже этой черты, являются бедняками.

Черту бедности в США определяет Министерство торговли, исходя з необходи ых объективных потребностей человека и стоимости жизни для определенного периода. Так, в 1990 г. черта бедности оценивалась для семьи из одного человека в 7740 долл. в год, из двух человек - 104 6 долл., из трех - 13078 долл., из четырех - 15730 долл.

по трудоустройству, обучению, переподготовке и условия труда;

по пользованию услугами учреждений связи и спортивно оздоровительных учреждений;

по получению услуг социального обслуживания, со иальной и юридической по ощи.

3) обеспечение безопасности окружающей среды и поддержание экологии на необходи ом уровне;

усилить адресность социальной поддержки нуждающихся гра дан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;

со дать полноценные условия жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшить условия жизнеобеспечения детей;

повысить роль социального страхования как важне шего еханизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков;

обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и социальных программ, гарантировать всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и отдыха.

Реформы в социальной сфере будут проводиться в тесной увязке с экономическими преобразованиями, намеченными в концепции среднесрочной программы Правительства Российской едерации на 1997 000 годы "Структурная перестройка и экономический рост". С учетом прогнозируемых показателей экономического развития в предстоящий период появятся реальные воз ожности для решения поставленных социальных задач.

Предус атривается ежегодное увеличение валового внутреннего про укта и инвестиций в основной капитал, рост объе а промышленного и сельскохозяйственного производства, дальнейшее снижение инфляции и дефицита бюджета, укрепление национальной валюты, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом валовом внутреннем продукте.

Намечен комплекс мер, направленных на осуществление институциональных преобразований, прогрессивных структурных сдвигов в производстве, реформирование налоговой системы, бюджетной и денежно кредитной политики. На этой основе будут формироваться благоприятные условия для развития современных конкурентоспособных производств и видов деятельности, в первую очередьвысокотехнологических и наукоемких отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства, изменения отраслевой структуры производства и его территориального раз ещения, повышения качества выпускаемой продукции и эффективности производства, роста прои водительности труда, сокращения издержек производства, создания новых рабочих мест.

В результате будет создана надежная экономическая основа для повышения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и увеличения объема средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной сферы.

Вместе с тем более активное использование социальных факторов и намечаемые меры по улучшению материального положения людей, увеличению денежных доходов населения, обеспечению рациональной структуры занятости, повышению качества и конкурентоспособности рабоче силы создадут благоприятные условия для устойчивого развития экономики, увеличения объема производства, роста платежеспособного спроса на товары и услуги.

Исходя из прогнозируемых показателей социально-экономического развития Российской едерации на период до 2000 г. намеченные цели социальной политики могут быть реализованы поэтапно.

На первом этапе (1996-1997 гг.) в условиях ограниченности ресурсных возможностей экономики, необходимо осуществить комплекс мер по стабилизации уровня жизни населения, постепенному сокращению масштабов бедности, уменьшению разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущению массовой безработицы, усилению защиты трудовых и социальных прав граждан.

Важнейшими среди этих мер являются:

ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий;

упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повышение обоснованности их предоставления;

формирование системы государственных минимальных социальных стандартов;

законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги;

предотвращение массового высвобождения работников с предприятий, находящихся в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

При проведении этих мер основной акцент будет сделан на повышение эффективности использования средств, выделяемых на социальные нужды, усиление адресности социальной поддержки, более широкое привлечение внебюджетных финансовых источников.

Предстоит определить порядок взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, федеральными министерствами и ведомствами, общественными и коммерческими организациями.

На втором этапе (1998-2000 гг.), когда начнется экономический рост и появятся материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды, будут созданы объективные предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости. На этом этапе намечается:

повысить минимальные государственные гарантии заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума, ввести новый социальный стандарт оплаты труда - часовую тарифную ставку;

внедрить механизмы тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики на основе социального партнерства, пересмотреть Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы, обеспечив при этом приближение размеров оплаты труда этих работников к уровню заработной платы в производственных отраслях;

пересмотреть систему налогообложения индивидуальных денежных доходов населения с целью более справедливого распределения доходов и уменьшения их дифференциации;

начать реализацию комплексной программы создания и сохранения рабочих мест;

создать полноценную систему защиты трудовых прав граждан на основе нового Трудового кодекса;

приступить к широкомасштабной пенсионной реформе;

начать реформирование системы социального страхования, ввести в действие новый механизм страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

усовершенствовать порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе введения государственных минимальных социальных стандартов.

В последующем, на основе стабильного экономического роста и усиления ориентации экономики на более эффективное удовлетворение потребностей человека, предстоит создать прочные предпосылки для устойчивого социального развития, формирования общества, открытого для широкой социальной интеграции, позволяющего людям в максимальной степени реализовать свой потенциал.

Содержание и цели социальной рыночной экономики

Социальная рыночная экономика - это такая экономика, которая сориентирована на человека и удовлетворение его потребностей, на необходимость приспособления экономической политики государства к человеку, а не, наоборот, человека - к экономической политике.

Такой путь ведет к свободному, экономически эффективному, стабильному порядку в обществе. Правовое социальное государство должно обеспечивать в условиях социальной рыночной экономики хозяйственную свободу и социальную справедливость. Поэтому понятие социальной рыночной экономики должно отражать сочетание целей - свобода и справедливость .

Социальная рыночная экономика строится на конкуренции, частной инициативе, личном интересе и социальном прогрессе. Каждый член общества обладает фундаментальными правами: на благосостояние и свободное всестороннее развитие личности, на человеческое достоинство.

Экономическая хозяйственная свобода включает в себя:

1. Свободу потребителей покупать по своему усмотрению товары и услуги, которые являются частью социального продукта (свобода потребления).

2. Свободу владельца средств производства использовать рабочую силу и деньги, ресурсы и имущество, а также предпринимательские способности по собственному усмотрению (свобода промысла, свобода выбора профессии и рабочего места, свобода пользования собственностью).

3. Свободу предпринимателей производить и продавать товары по личному желанию (свобода производства и торговли).

4. Свободу каждого продавца и покупателя товаров или услуг добиваться своей цели (свобода конкуренции).

Рассмотрим на примере Германии, каким образом социальная справедливость реализуется через главные цели социальной рыночной экономики. К этим целям относятся:

1. Обеспечение максимально высокого уровня благосостояния.

Средства достижения: экономическая политика, сориентированная на экономический рост, на повышение уровня и качества жизни народа; установление экономически рационального порядка и конкуренции; полная занятость населения; экономическая свобода хозяйственных субъектов; свобода внешней торговли и т.д.

2. Обеспечение экономически эффективной и социально справедливой денежной системы и в особенности обеспечение стабильности общего уровня цен.

Средства достижения: существование независимого Центрального эмиссионного банка; "стабильность" государственного бюджета; выравнивание платежного баланса и равновесия во внешней торговле.

3. Социальная обеспеченность, справедливость и социальный прогресс (защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества).

Средства достижения: производство в максимальном объеме социального продукта; государственная корректировка первоначального распределения национального дохода; установление социальных стандартов; отлаженная система социальной помощи и т.д.

Одним словом, социальная рыночная экономика должна опираться на свободу конкуренции, частного предпринимательства и на государственное регулирование экономики.

Государственная политика обеспечения полной занятости

Лучшей гарантией от риска безработицы является государственная политика занятости населения. Успех политики полной занятости в народнохозяйственном аспекте означает производство общественного продукта в большем объеме, что значительно расширяет базу для достижения результативности социальной политики государства. С точки зрения работающих по найму эта политика оказывает положительное влияние на их текущие доходы. Такая гарантия доходов имеет многократный эффект:

она снимает необходимость предоставления пособий по безработице, социальной помощи и других видов вспомоществования;

постоянная забота о трудовом доходе вынуждает прежде всего лично заботиться о собственных жизненных благах, а также членов своей семьи;

уменьшается экономическая зависимость от государства.

Все это в совокупности порождает веру в жизнь и надежду на реализацию своих потребностей за счет участия в экономической сфере. Полная занятость оказывает к тому же длительное воздействие на рынок труда (рабочей силы) и на условия занятости:

для полной занятости, как правило, характерно состояние всеобщего быстрого роста трудовых доходов (на рынках труда сокращается предложение на большинство профессий и видов деятельности; создаются благоприятные условия для переговоров с работодателями при участии профсоюза и т.д.);

полная занятость повышает взаимозависимость рынка труда (исчерпание резервов рабочей силы на региональном и профессиональном рынке труда), воздействует на спрос рабочей силы на других рынках труда.

В целях привлечения рабочей силы с других рынков работодатели должны (вынуждены) улучшать условия труда. Местные работодатели из-за опасности оттока рабочей силы также вынуждены идти на дополнительное улучшение условий труда и повышение заработной платы.

Литература

2. Закон РФ "Об основах социального обслуживания населения в РФ".

3. Программа социальных реформ в РФ на период 1996-1997 годы.

4. Программа Правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годы".

5. Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики. - М., 1996.

6. Введение в рыночную экономику/ Под ред.А. Лившица и И. Никулиной. - М., 1994, гл.13.

7. Основы рыночной экономики. Под ред. В. Камаева и Б. Домненко. - М., 1991, гл. 19.

8. Рыночная экономика. Учебник. - М.: Соминтэк, 1992, т.1, гл.14.

9. Учебник по основам экономической теории. - М., 1994, гл.16.

10. Рыночная экономика. Учебник. - М., 1993, гл. 19.

Политика государства охватывает не только наиболее принципиальные направления развити я общества, но и конкретные з адачи, стоящие перед отдельными сферам и общественной жизни. В соответствии с этим выделяют политику государства: внутреннюю и внешнюю, эконом ическую и социальную, политику по вопросам развития политической системы общества и государства, национальную и культурную политику, экологическую и оборонную. Часто прибегают и к более дробном у делению, рассматривая особо, например, аграрную, техническ ую, демографическую, кадровую политику и т.д. Поскольку все области и стороны общественной жизни взаимосвязаны, постольку соответственно тесно взаимодействуют и все эти направления политической деятельности государства. Из-за частого взаимопереплетения и "взаимопроникновения" разграничение их нередко довольно условно. Однако среди них есть направление, имеющее наиболее близкое отношение ко всему комплексу потребн остей и интересов человека. Это политика, обращенная к социальной сфере, - социальная политика.

Социальная политика - это деятельность государства, общественных организаций и благотворительных фондов, которая направлена на удовлетворение потребностей населения и реализуется через социальную сферу. Объектами социальной политики являются: положение классов и социальных групп, наций и народностей, отдельной семьи, положение человека в обществе и все аспекты народного благосостояния. Отсюда следует, что социальная политика - понятие емкое. В широком смысле она должна охватывать все аспекты жизни людей: улучшение условий труда и быта, осуществление принципа социальной справедливости, социальная защита и гарант ии населения, проблем ы занятости, удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, совершенствование национальных отношений и пр. Главная цель социальной политики - это повышение уровня и качества ж из ни граждан России на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставление каждом у трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи. При этом государство полностью сохраняет свои социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными гражданами. Проводимая до настоящего времени социальная политика в нашей стране не отвечает требованиям ее целевой установки: отсутствую т четкие критерии социальных ориентиров, не разработан механизм реализации социальной политики и как следствие этого крайне низкая эффективность ее проведения. Утверждение, что социальное развитие общества, повышение народного благосостояния - это главная цель общественного производства и основа государственной политики, многие годы было лишь теоретическим постулатом, в значительной степени оторванным от реальной жиз ни. Подтверждением тому может служить низкий жизненный уровень населения по сравнению даже с развивающимися странами. Социальная обстановка продолжает оставаться напряженной и все более усложняется. Возрастает безработица и развиваются ее скрытые формы (3-4-дневная занятость, полугодовые отпуска, снижение сменности и т.д.). По некоторым экспертным оценкам, реальная безработица составляет более 10-12 млн. человек. Причем речь идет о безработице среди наиболее высокопрофессиональной рабочей силы далеко не пожилого возраста. О тсюда - рез кое снижение материального благосостояния, апатия, неверие, стрессы, рост преступности. В сложнейшем положении - интеллектуальная часть общества, военнослужащие, женщины, дети и старые люди. Повышается заболеваемость и смертность, падает рождаем ость. Уровень реальных доходов населения в денежном выражении в настоящее время на 40 % ниже, чем в 1991 г. Возникла м ассовая бедность, число граждан, им еющих доходы ниже прожиточного м иним ума, составляет около 25 % численности населения России. Усилилась дифференциация доходов, резко обозначилась нелегальная и нетрудовая основа им ущественного и социального расслоения.

Выход состоит в оздоровлении экономики страны и оживлении условий социальной активности, которые позволяют решить эти и другие насущные проблемы жизни населения.

В последние годы даже в некоторых развитых странах происходит углубление неравенства в распределении дохода. О России и говорить не приходится.

С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности. Можно ли определить бедность? Очевидно. Возможно обозначить те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство населения. Этот уровень и должен выступать как миним ум материальной обеспеченности, или прожиточный минимум (так называемый порог или черта бедности). Более 30 % россиян находятся ниже черты бедности. Все группы населения, живущие ниже этой черты, являются бедняками.

Черту бедности в США определяет Министерство торговли, исходя и з необходим ых объективных потребностей человека и стоимости жизни для определенного периода. Так, в 1990 г. черта бедности оценивалась для семьи из одного человека в 7740 долл. в год, из двух человек - 1042 6 долл., из трех - 13078 долл., из четырех - 15730 долл.

по трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;

по пользованию услугами учреждений связи и спортивно- оздоровительных учреждений;

по получению услуг социального обслуживания, соц иальной и юридической пом ощи.

3) обеспечение безопасности окружающей среды и поддержание экологии на необходим ом уровне;

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Политика государства в рыночной экономике

Введение

Проблема государственного вмешательства в экономику (рыночную или распределительную) является основной для любого государства.

В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Здесь о регулировании говорить не приходится. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности одной единственной - государственной. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят задачи непосредственного производства и распределения ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. Государство должно постоянно балансировать, увеличивая или уменьшая степень вмешательства.

Рыночная система - это гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе , иначе превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

История эволюции представлений о роли государства в экономике

Меркантелисты

· создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

· широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение двух послевоенных десятилетий. Однако с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е гг. условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, который гласил, что безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования, сложилась неоконсервативная модель регулирования.


Неоклассическая теория

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли.

Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств (капитализации части прибыли) и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений , а инфляция удорожает кредит и затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок должно сократить доходы госбюджета и увеличить его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов , отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ.

Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования . Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

Функции государства в экономике

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму, с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей и эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.

Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это связано с большим риском, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.


Государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

· создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность , определяет права и обязанности граждан ;

· стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты ;

· социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор . Оно создает условия для развития сельского хозяйства , связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;

· помощь важным науко - и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве;

· проведение региональной политики строительства в экономически отсталых районах промышленных предприятий;

· создание рабочих мест;

· развитие фундаментальных научных исследований;

· производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Государственное предпринимательство должно развиваться только в тех сферах, где просто нет иного выхода. Дело в том, государственные предприятия зачастую являются менее эффективными, чем частные. Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т. д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т. д.).

Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий , качестве организации производства и т. д.

Конкуренцию в сфере коммерческой деятельности нельзя допустить еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек.

Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты.

Проблемы и ограничения государственного вмешательства

Очевидно, что современная рыночная система невозможна без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавлении ее от чрезмерной государственной активности . Существуют важные ограничения для регулирования. Недопустимы, например, любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль над ценами и др.).

Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступает в виде национальных целевых программ . Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, поэтому влиять на него следует только косвенными экономическими методами. Однако в некоторых случаях применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические или только административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое, так как он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые инвестиций и т. д.

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая о последствиях их применения, то механизм рынка начинает давать сбои. Ведь налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

Среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. Для борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита . А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.

Дерегулирование и приватизация

Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расходов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль над их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.

В силу определенных несовершенств государственное вмешательство иногда влечет за собой потери. В связи с этим в последние годы обострился вопрос о дерегулировании экономики и о приватизации. Дерегулирование предполагает снятие законодательных актов, которые сдерживают вхождение потенциальных конкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и услуги. Например, в США в 80-е годы дерегулирование затронуло грузовой автотранспорт, железнодорожный и воздушный виды транспорта. В результате чего снизились цены, и улучшилось обслуживание пассажиров. Американскому обществу дерегулирование грузовых перевозок, воздушного и железнодорожного транспорта принесло выгоду, оцениваемую соответственно в 39 – 63 млрд. дол., 15 млрд. дол. и 9 – 15 млрд. дол. в год.

Приватизация - продажа государственных предприятий частным лицам или организациям, направленная на повышение хозяйственной рациональности. Она вызвана тем, что государственные предприятия оказываются убыточными и неэффективными. Западные экономисты подчеркивают, что государственный сектор не дает такого мощного стимула к снижению издержек и получению мощной прибыли, как это делает частное предпринимательство.

Это еще раз доказывает, что государственное вмешательство нужно только там, где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок более эффективно решит поставленные экономические задачи .

Государственное регулирование в сельском хозяйстве

В современной западной экономике сельское хозяйство - одна из важнейших сфер активного вмешательства. В этой области производства главный принцип свободного рынка (игра спроса и предложения) оказывается бесполезным. Правда, и государственное вмешательство далеко не панацея.

В Западной Европе, например, правительства традиционно уделяют большое внимание проблемам аграрного рынка , но ни производители, ни потребители не удовлетворены положением дел в аграрном секторе.

Источник проблем в том, что в развитых странах благодаря высокой производительности труда производство аграрной продукции значительно превышает потребности населения.

Цели государственного регулирования в сфере сельского хозяйства включают:

· повышение производительности путем внедрения технического прогресса и рационализации производства;

· обеспечение занятости в аграрном секторе и создание соответствующего уровня жизни сельского населения;

· стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции;

· гарантированное снабжение внутреннего рынка;

· забота о поставках аграрной продукции потребителям по "разумным ценам".

Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты.

Тем самым производители защищаются от резкого падения цен. Внутренний рынок ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин . Поэтому в странах ЕС цены на продукты питания заметно выше цен мирового рынка. Затраты в связи с проведением аграрной политики несет государственный бюджет .

Функционирование этого механизма можно проиллюстрировать на примере рынка зерна. Исходным пунктом является ориентировочная цена, рекомендуемая государством. Она несколько превышает рыночную цену, чем гарантируются не только доходы сельских хозяев, но и создаются стимулы к расширению производства, в результате чего предложение превышает спрос. Когда рыночная цена снижается до определенного уровня, предлагаемое сельскими хозяевами зерно скупается государством по так называемой "интервенционной цене" в неограниченных количествах.

Таким образом, хотя каждый производитель должен сам нести риск сбыта, на деле это правило не действует в отношении производителей многих аграрных продуктов.

Существуют и механизмы защиты от дешевого импорта и поощрения экспорта. Это означает, что при ввозе устанавливается ввозная пошлина, приравнивающая цену продукта к внутренней цене. При вывозе же государство выплачивает экспортерам разницу между внутренней ценой и ценой мирового рынка.

Надо заметить, что данная политика спровоцировала много проблем. С одной стороны, накоплены огромные запасы продовольствия, с другой - недовольство крестьян, считающих, что не обеспечен их прожиточный минимум. В данной ситуации крупные агропромышленные предприятия получают приличные доходы, в то время как мелкие производители едва сводят концы с концами.

Таким образом, сельское хозяйство остается слабым местом государственного регулирования. Однако, по-видимому, положение дел в сельском хозяйстве останется неизменным.

Заключение

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений.

Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это вредно для экономики.

Трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х – начале 80-х годов. По причине слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов , темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.

Основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.

Библиографический список

1. Роль государства в современной экономической системе // Вопросы экономики. - 1993. - N 11.

2. Лившиц Государство в рыночной экономике // Российский экономический журнал. - 1992. - N 11 – 12; 1993. - N 1.

3. Планирование и смешанная экономика // Вопросы экономики. - 1993. - N 1.

4. Роль государства в рыночном хозяйстве // МЭиМО. - 1992. - N 10 – 11.

5. Заставенко, Райзберг Государственные программы и рынок // Экономист. - 1991. - N 3.

6. О становлении рыночной экономики // Финансы. - 1994. - N 1.

7. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах. - М., 1991.

8. Экономикс. - Таллинн, 1993.

9. Шишов А, Рыночная экономика: Учебник. - М., 1992.