При работе с детским органом самоуправления, педагог должен опираться на ряд нормативно-правовых документов, регулирующих его отношения, в первую очередь, с учащимися, а также с другими участниками образовательного процесса .
Статус общественного объединения в целом закреплен в Гражданском кодексе Российской Федерации Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. (ред. от 01.12.2007)]. - М: Эксмо, 2008. - с. 112 ст. 117. В этом документе подчеркивается принцип добровольности, на основании которого никто не может принудить вступить человека в состав объединения, а также выйти из него без его желания.
Основным гарантом прав учащихся выступает "Конвенция о правах ребенка". На основании этого документа, ребенок обладает правом формулировать и выражать свои взгляды и мнение, правом на свободу мысли, совести, религии и на свободу мирных собраний. Конвенция о правах ребенка. [Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/2540422/ (дата обращения 12.05.2014 г.) ч. 1 ст. 12-15 Данные права более полно отражаются в Конституции Российской Федерации в 28-31 статьях 2 главы.
"Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29
- 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
- 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
- 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
- 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
- 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 30
- 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
- 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Статья 31
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Российская Федерация, Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. Г. 2 с. 16-17 ст. 28-31
Направленность образовательного процесса, согласно Конвенции о правах ребенка, отражена в 29 статье. Наряду с обучением ребенка, предполагается всестороннее развитие его способностей, правовое и нравственное воспитание, а также его социализация. Конвенция о правах ребенка. [Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/2540422/ (дата обращения 12.05.2014 г.) ч. 1 ст. 29
Необходимость разработки и применения методик, согласно которым дети принимают участие в решении вопросов, затрагивающих их интересы, фиксируется Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/70183566/#block_1000 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. VII.
В ФЗ "Об Образовании" создание совета обучающихся Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 26 п. 6 с. 33-34 , а также управляющего совета в образовательном учреждении Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 26 п. 4 с. 33, в состав которого входят представители ученической общественности, являются обязательным требованием к управлению образовательной организацией. Обеспечение поддержки ученического самоуправления, как аспекта реализации образовательной программы и социализации школьников, отражено в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [принят Министерством образования и науки Российской Федерации 07.02.2011 г.] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. IV п. 25 с. 44. Образовательно учреждение не только должно содействовать деятельности общественных объединений учащихся Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 28 п. 3 пп. 3-19 с. 36-37, но и учитывать мнение советов "при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации" Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 30 п. 3 с. 41, "при выборе меры дисциплинарного взыскания с учащегося" Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 43 п. 7 с. 56-57. "Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения" Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 45 п. 6 с. 60 принимается также с учетом мнения учащихся. Право обучающихся участвовать в управлении образовательной организацией, состоять в общественных объединениях прописано в 34 статье ФЗ "Об Образовании".
Более подробная деятельность совета учащихся прописана в уставе образовательного учреждения и в положении об ученическом совете, где указываются цель, задачи и функции органа ученического самоуправления, права, порядок формирования совета и его структура.
Н.П. Капустин выделяет 8 принципов, на которых строится ученическое самоуправление в коллективе:
- 1. "Принцип педагогического руководства" означает, что педагог, курирующий деятельность органа ученического самоуправления, помогает ему развиваться и направляет деятельность коллектива в нужном направлении.
- 2. "Принцип предметной деятельности" означает построение работы органа ученического самоуправления на основе деятельности и вокруг нее. При этом любая деятельность должна быть направлена на моральное и нравственное развитие учащихся.
- 3. "Принцип единого планирования" означает, что план работы органа самоуправления один и един. Реализация плана осуществляется непосредственно советом ученического самоуправления.
- 4. "Принцип выборности и составленности органов самоуправления". В одни органы его члены будут избираться, в другие входить - согласно структуре и функций органов самоуправления" Шамова Т.И. Управление образовательными системами. / Шамова Т.И., Третьяков П.П., Капустин Н.П. - М., 2001. С 222-223..
- 5. "Принцип сменяемости" означает, что занимать должность руководителя организации учащиеся могут на определенный срок, установленный уставом организации.
- 6. "Принцип построения самоуправления снизу в вверх" означает, что орган детского самоуправления подчиняется всем высшим структурам.
- 7. "Принцип участия" означает необходимость развития у всех детей опыта участия в деятельности органов самоуправления" Там же. .
- 8. "Принцип согласия" означает, что решение каких-либо ситауций осуществляется сообща, а принятое решение обязательно для выполнения всех членов совета самоуправления.
В качестве отчетной документации органа ученического самоуправления ведутся протоколы заседаний или сборов. Каждый сбор содержит в себе информацию о каком-либо предмете, оценку той или иной проблемы и способ ее решения, которые фиксируются в протоколе.
Организуя работу органа ученического самоуправления, необходимо составить план деятельности на учебный год. План работы должен быть утвержден администрацией школы и включен в общий план работы образовательного учреждения. В начале планирования необходимо поставить цели и задачи, реализуемые ученическим советом. В соответствии с поставленными задачами по каждому направлению работы ученического самоуправления планируется комплекс мероприятий, способствующий реализации задач.
Помимо плана работы органа ученического самоуправления необходима программа деятельности организации и пояснительная записка к ней. В пояснительной записке необходимо указать цели и задачи программы, основные методы и формы работы, а также знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе реализации программы. В содержании самой программы указывается тематика направлений, их сущность, а также примерные виды деятельности по направлениям. Кроме того необходимо указать особенности работы по направлениям и перечень вспомогательной литературы.
По всем проведенным школьным советом мероприятиям, необходимо заполнять аналитическую справку. Такие справки позволяют систематизировать информацию, и удобны в использовании при написании годовых или полугодовых отчетов. Аналитическая справка содержит в себе информацию о дате и месте проведения мероприятия, также фиксируется название проводимого мероприятия, его формат, точное время начала мероприятия. Указывается наличие соорганизаторов (если таковые имеются), общее количество участников, в том числе в процентном соотношении указывается количество новых участников и результаты мероприятия.
Согласно решению администрации школы, педагог пишет анализ деятельности органа ученического самоуправления за год или за полугодие. В анализе работы необходимо указать цель и задачи, определенные на учебный год, содержание деятельности ученического совета, в том числе участие детского коллектива в районных, окружных, городских и областных мероприятиях, а также соответствие результатов деятельности заявленным целям. Кроме того, указываются трудности, возникшие при работе, и планы на следующий учебный год. Также необходимо дать качественную характеристику коллектива, оценивая духовно-ценностный уровень, важно исследовать такие факторы, как уровень взаимоотношений в коллективе организации, психологический климат и комфортность, а также привлекательность ученического совета для его членов и других участников образовательного процесса.
Таким образом, орган ученического самоуправления является наиболее эффективным способом реализации прав детей на объединение и выражение собственных убеждений, которые зафиксированы в Конвенции о правах ребенка. В этом же документе говорится о необходимости всестороннего развития ребенка и его социализации в процессе образования. В нашей стране реализация данных прав регулируется Конституцией Российской Федерации, национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и федеральным законом "Об Образовании", которые находят свое отражение в уставах образовательных учреждений и детских организаций. Гражданский кодекс Российской Федерации фиксирует статус общественного объединения.
При работе с органом ученического самоуправления педагогу нужно вести необходимую документацию: план работы органа ученического самоуправления на год, программу деятельности и пояснительную записку к ней, а также вести протоколы всех заседаний и писать аналитические справки проводимых мероприятий. В конце учебного года при анализе деятельности совета, составляется отчет о работе органа ученического самоуправления за текущий учебный год.
Федеральный закон об образовании
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
Статья 26. Управление образовательной организацией
4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования – ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:
1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее – советы обучающихся, советы родителей);
2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее – представительные органы обучающихся, представительные органы работников).
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
1. Обучающимся предоставляются академические права на:
1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);
5) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);
6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;
10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;
18) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;
19) обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;
21) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;
22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
23) участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;
26) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).
Программа «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 гг. «Столичное образование»
7.2. Подпрограмма «Общее образование»
19. Внедрение моделей взаимодействия государственных общеобразовательных учреждений и общественности, обеспечивающих информационную прозрачность и обратную связь, вовлечение родителей в образовательный процесс и управление государственными общеобразовательными учреждениями.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
Создание и сопровождение деятельности управляющих советов государственных общеобразовательных учреждений.
Федеральный государственный образовательный стандарт
25. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать:
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
поддержку детских объединений, ученического самоуправления ;
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы
VII. Дети – участники реализации Национальной стратегии
2. Основные задачи
v Привлечение детей к участию в общественной жизни.
v Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
v Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы .
v Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности ); открытость, честность взрослых в общении с детьми …
Организация самоуправления
1. Структура самоуправления
Самоуправление - это участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. «Педагогическая энциклопедия»
В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в:
Планировании деятельности своих коллективов;
Организации этой деятельности;
Анализе своей работы;
Подведении итогов сделанного и принятии решений.
Цели и задачи самоуправления:
Воспитать гражданина с высокой демократической культурой, способного к творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества;
Дать возможность учащимся участия в планировании, организации и анализе воспитательного процесса;
Развивать способности и интересы членов коллектива;
Воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
Формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу.
Структура самоуправления:
Структура школьного самоуправления включает: законодательные органы, исполнительные органы, институт уполномоченных и систему поручений.
Высшим органом школьного коллектива является собрание (его можно, назвать по-разному в зависимости от обшей школьной структуры, содержания деятельности, традиций коллектива, типа школ и т.д. (сбор, вече, дума, конференция, большой совет, форум, слет и т.д.).
Через собрание каждому ученику обеспечивается право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.
Собрание проводится не реже 1 раза в год.
Функции собрания:
Разрабатывать и утверждать документы, определяющие деятельность ученического коллектива;
Определять взаимоотношения учеников в коллективе, заслушивать информации о решениях органов самоуправления;
Избирать исполнительные органы самоуправления;
Определить обязанность выборного актива:
Подводить итоги работы коллектива,
Давать оценку деятельности коллектива;
Награждать классы, отряды, отдельных учащихся и др.
Законодательный орган - собрание. Предполагается наличие исполнительных органов.
Это может быть совет, ученический комитет, совет министров, магистрат.
Названия исполнительных органов могут быть разными, но главные их функции одинаковые:
Организовать деятельность коллектива,
Обеспечить его членам необходимые условия для выполнения соответствующих видов деятельности.
Законодательное собрание избирает главу исполнительных органов: председателя, президента, главнокомандующего, премьер-министра и т.д.
При исполнительных органах формируются постоянные подразделения по видам деятельности, например: «Досуг», «Забота», «Олимп», «Пресс-центр», «Общение» и т.д.
Они могут иметь следующие названия: сектора, штабы, центры, министерства, комиссии и т.д.
Для них совет школы определяет функции, т.е. то, чем данные подразделения будут заниматься.
Это могут быть памятки, инструкции, положения и т.д. Например, центр «Досуг».
Центр «Досуг» собирает своих представителей каждый вторник в 14 часов в кабинете №3.
Руководит проведением массовых мероприятий среди учащихся: общешкольных вечеров, праздников, классных вечеров отдыха;
Распределяет между классами поручения по подготовке этих мероприятий;
Организует оформление школы к вечерам и праздникам;
Несет ответственность за проверку программы художественной части и программы развлечений;
Выявляет пожелания учащихся по организации художественных кружков, записывает в них;
- организует работу библиотечного актива;
Организует ежегодный смотр художественной самодеятельности;
Отбирает участников на городские и районные конкурсы, организует игры на перемене (теннис, кроссворды, шашки и т.д.);
При постоянных подразделениях создаются клубы, студии, группы, общества, школы и т.п.
Например, при центре «Забота» могут работать: штаб «Поиск», телефон «Доверие». «Бюро добрых услуг», клуб «Ветеран», клуб «Малышок» и т.п.
За всеми этими подразделениями закрепляются педагоги-наставники.
Наряду с основными структурными подразделениями для подготовки текущих дел, организации различных акций могут создаваться временные, подвижные группы и микроколлективы, например: совет дела, инициативная группа и т.д.
Совет школы продумывает для них правила работы. Класс является основой школьного самоуправления. Исходя из общей школьной структуры самоуправления, классы могут превращаться в государства, города, отряды и т.п.
Внутри классов функционируют микроколлективы. Каждый микроколлектив объединяет 5-7 учащихся.
Микроколлективы - это главные рабочие коллективы класса. Как назвать эти микроколлективы?
Наши предложения: звенья, содружества, товарищества, общины, экипажи, бригады и т.п.
Микроколлективы формируются на принципах:
Дружбы (кто с кем дружит);
Места жительства (одна улица, один дом);
Интересов (кто чем увлекается);
Характера деятельности (кто выполняет одинаковое поручение).
В системе ученического самоуправления большое место занимает институт уполномоченных.
В него входят все, кто избирается в те или иные исполнительные органы. Среди них распределяются поручения, разрабатываются их функциональные обязанности.
Например, у нас работает комиссия «Дисциплина и порядок». Одно из поручений в этой комиссии: ответственный за дежурство классов по школе.
Тебе поручили важное и ответственное дело. Комиссия «Дисциплина и порядок» собирается 1 раз в 2 недели, по вторникам в 13-30.
Ты должен обязательно в ней участвовать. В твои обязанности входит:
Организовать работу ответственных за дежурство в классах;
Совместно с завучем (Ф.И.О.) составить график дежурства классов с распределением мест дежурств;
Организовать контроль за проведением дежурств;
Подводить итоги дежурств классом.
Завершающим систему самоуправления и важным ее компонентом является поручение.
Поручение включает учащихся в жизнедеятельность коллектива и в социально-значимую деятельность.
Принципы, лежащие в основе системы поручений:
Преемственность (учет опыта ребенка);
Последовательность (от простого к сложному);
Массовость.
Структура самоуправления оформляется документально в форме положения, устава и т. п.
Возможно создание законов, правил жизнедеятельности, декларации сотрудничества, кодексов чести, символов и атрибутов коллектива.
Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельной игре.
Коллективное планирование;
Собрание, особенно подготовка к нему;
Модель ученического самоуправления определяется содержанием деятельности учащихся, сложившимися традициями в их коллективах, типом школы и т.д., а не готовыми системами и структурами, позаимствованными у других школ
Этапы создания модели школьного самоуправления
1. Формирование представлений о самоуправлении в школе (педсовет, МО классных руководителей, родительские собрания, ученические собрания, работа пресс-центра по пропаганде опыта).
2. Изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления (анкетирование, дискуссии, деловые игры и т.п.).
3. Разработка модели самоуправления на основе предложений (работает творческая группа).
4. Экспертная оценка собранных предложений. Утверждение.
5. Подготовка актива к реализации и совершенствованию ученического самоуправления.
Школьное ученическое самоуправление
Школа - это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необходимо сделать их инициативными уже в школе. Если мы хотим, чтобы ребята научились быть самостоятельными, то уже в школе они должны стать самостоятельными. И эта задача выполнима только в школьной жизни. В законе «Об образовании» слово «воспитание» стоит на первом месте в образовательном процессе, а, следовательно, является одной из главных задач, поставленных обществом перед детьми. Школа должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Кроме получения знаний, учащийся в процессе обучения должен подготовиться к жизни. Ученическое самоуправление - это одна из первых общественных организаций в стенах школы, которая поможет ребятам стать активными гражданами общества и добиться успеха в жизни. Закон «Об образовании» даёт учащимся, педагогам и родителям право участвовать в управлении образовательным учреждением, а документом, регулирующим отношения школьной администрации и ученического самоуправления, является Устав или Положение о школьном ученическом самоуправлении.
2. Права ученического совета
знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить в них свои поправки;
направлять в администрацию школы письменные запросы и получать на них официальные ответы;
представлять интересы учащихся на педагогических советах, собраниях, посвящённых решению вопросов жизни школы; направлять своих представителей для работы в коллегиальных органах управления школой;
проводить регулярные встречи с директором и представителями администрации школы;
проводить на территории школы собрания и иные мероприятия;
создавать и использовать в работе школьных советов СМИ; размещать на территории школы информацию в отведённых для этого местах и в школьных источниках информации.
организовывать работу общественной приёмной, ставить вопрос о решении школьных проблем перед администрацией, другими органами и организациями;
принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать администрацию школы и другие органы о принятом решении;
пользоваться поддержкой школьной администрации и лиц, отвечающих за воспитательную работу в школе при подготовке и проведении мероприятий школьного совета;
вносить в школьную администрацию предложения по улучшению воспитательного процесса;
вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании;
опротестовывать решения администрации школы, если они противоречат Уставу школы и приняты без согласия совета;
принимать участие в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя, в качестве школьного совета;
развивать связи и сотрудничества между школьными советами;
участвовать в разрешении конфликтов между учениками, учителями и родителями;
представлять интересы учащегося в органах и организациях вне школы;
участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня и выше;
осуществлять другие полномочия в соответствии с Уставом школы и законодательством РФ.
3. Организация работы школы актива
Важное место в работе вожатого, как организатора, занимает школа актива. Школа актива, как правило, функционирует при общешкольных органах самоуправления или в общественных детско-подростковых объединениях, организациях. Она состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров гагаринских отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.). Эти подразделения носят названия секции, но также имеют место названия, определяющие профиль обучения активистов:
пресс-центр - собираются редакторы стенгазет;
игротека - собираются массовики-затейники;
штаб «Милосердия» - собираются организаторы шефской работы;
клуб «Вожатый» - организаторы работы с младшими школьниками и т.д.
Сам вожатый организует работу всей школы актива: выявляет активистов по коллективам, определяет направления их деятельности и создает соответствующие секции, подбирает из числа педагогов, родителей, представителей общественности наставников по секциям, помогает им спланировать содержание работы в секции, составляет расписание занятий (в среднем - 2 занятия в месяц для каждой секции), выступает сам организатором какой-нибудь секции и ее наставником. Вместе с активистами и другими помощниками разрабатывает и внедряет в практику символику школы актива, церемониал начала ее занятий и т.п. Разрабатывает критерии оценки активности ребят на занятиях школы актива, критерии оценки результативности занятий школы актива, формы стимулирования общественной активности ребят и т.п. Многолетняя практика деятельности школы актива показала, что занятия этой школы лучше проводить в твердо установленные дни месяца (например, 1 и 3-я среда месяца). Начинать с общего церемониала (линейка, перекличка и т.п.), затем работа по секциям и окончание - линейка подведения итогов занятий. Школа актива может иметь свои традиции, в ее рамках могут проводиться познавательно-развлекательные мероприятия только для ее обучающихся, специальные коммунарские сборы, коллективные творческие дела.
Правовые основы организации школьного самоуправления
В число нормативных документов, регулирующих вопросы школьного самоуправления, входят:
1. Всеобщая декларация прав человека.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Закон РФ «Об образовании».
5. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
6. Типовое положение об общеобразовательном учреждении и другие локальные акты.
Теперь подробно остановимся на каждом из них, специально выделив вопросы школьного самоуправления.
1 . Всеобщая декларация прав человека , которая принята и провозглашена резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года. Этот документ предписывает всем государствам - членам ООН привести в соответствие с ним свои национальные законы. Поэтому мы и приводим отдельные статьи, которые имеют непосредственное отношение к нашей проблеме.
Статья 21 Всеобщей декларации прав человека гласит: «1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
2 . Конвенция ООН о правах ребенка , которая принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. Данная Конвенция в большей мере ориентирована именно на соблюдение прав ребенка, что принципиально важно для организации системы образования в государствах, которые принимают этот документ для его практической реализации.
Статья 15 Конвенции о правах ребенка гласит : «1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».
В статье 29 данной Конвенции говорится: «1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
в) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
е) воспитание уважения к окружающей природе.
Никакая часть настоящей статьи... не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством».
3 . Конституция Российской Федерации, которая была принята на референдуме (то есть общенародным голосованием) 12 декабря 1993 г. В статье 17 Конституции говорится: «1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
А статья 32 Конституции прямо указывает на то, что «1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».
4. Федеральный закон «Об образовании» является основным нормативным актом, который прямо указывает на необходимость управления общеобразовательным учреждением на принципах самоуправления.
В преамбуле данного закона говорится: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права».
Статья 2 данного закона гласит: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений».
В статье 4 Закона «Об образовании» раскрываются задачи законодательства Российской Федерации в области образования:
«1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;
2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области».
Статья 13 Закона «Об образовании» регламентирует структуру Устава образовательного учреждения. Перечислим основные требования, имеющие отношение к системе управления школой. Итак, «1. В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:
7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
8) права и обязанности участников образовательного процесса».
В статье 14 данного закона содержатся общие требования к содержанию образования:
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
развитие общества;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Итак, статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»:
9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;
21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;
22) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной Уставом образовательного учреждения.
3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения».
Статья 50 «Права и социальная защита обучающихся, воспитанников »: «1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются Уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим Уставом локальными актами.
4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право... на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».
5. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 г.
Статья 1. Местное самоуправление «1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
Статья 3. Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления «1. Граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
6. «Типовое положение об общеобразовательном учреждении », которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 года № 1008 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года № 1058 и от 15 января 1997 года № 38.
В статье 49 Типового положения говорится о том, что «права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) определяются Уставом учреждения и иными предусмотренными Уставом локальными актами».
А в статье 50 перечисляются права обучающихся: «Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право:
д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой Уставом учреждения;
е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений».
В статье 68 прямо указывается: «Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления».
В Типовом положении, в статье 69, определены некоторые конкретные формы самоуправления: «Формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы».
Главная > Документ
Система ученического самоуправления
Основная цель ученического самоуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократичным, открытым, гуманистическим.
Модель ученического самоуправления
Позиционный блок
Самоуправление должно базироваться на следующих жизненных позициях: 1.Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения. 2. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов. 3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся. 4. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов. 5. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся. 6. Гуманность – действия органов ученического самоуправления должны основываться на гуманных принципах. 7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся. 8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.
Организационный блок
Структура самоуправления – трёхуровневая.Второй уровень
Общий сбор
Третий уровень
Орган третьего уровня – совет школы. Он состоит из членов совета учащихся школы, педагогов и родителей (председатель школьного родительского комитета). Совет школы – это пусковой механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.
(основные функции органов самоуправления)
- Рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления; Решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой; Формирует органы самоуправления в школе; Вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы; Рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе; Заслушивает отчёты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.
Совет учащихся:
- Координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу; Организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе; Устанавливает шефство старшеклассников над малышами; Готовит и проводит собрания и конференции учеников; Организует выпуск стенгазет; Обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий; Заслушивает отчёты о работе своих рабочих органов; Решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями; Принимает решения об использовании учащимися заработанных ими денег; Организует соревнование между классами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги; Утверждает состав делегации учащихся школы на районные совещания и конференции.
Органы самоуправления:
Планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности. Министерство образования отвечает за:
- Создание условий для учебной деятельности школьников; Сбор информации об учебном процессе; Проверку дневников, учебников; Проведение интеллектуального марафона.
- Вечеров отдыха, праздников, фестивалей; Интеллектуальных игр, выставок, конкурсов; Театральных постановок.
- Подготовку и проведение спортивных соревнований; Участие в районных спортивных мероприятиях; Сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы.
- Оказание шефской помощи младшим; Заботу о ветеранах Организует помощь детскому саду; Выявляет адреса милосердия и организует помощь.
- Уборку помещений в конце четверти; Распределение классов для дежурства по школе; Проведение субботников; Планирует и организует работу по сохранению и преобразованию школьной мебели, школы, школьной территории.
- Формирование имиджа школы; Выпуск школьной газеты; Обмен информацией с другими организациями;
- Помощь администрации в обеспечении правопорядка в школе; Дежурство по школе; Охрану порядка на школьных вечерах Ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения; Осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка.
Классное собрание:
Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятия решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчётов о выполнении решений класса отдельными учениками. Для ведения собрания избирается председатель.
Нормативно-правовой блок
Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления:
Устав школы.
Конституция учащихся.
Правила для учащихся.
Положение о самоуправлении.
Управленческий блок
Основные функции самоуправления
контроль
коррекция
Регулирова
Анализ осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На первом уровне – в классных коллективах рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На втором уровне – проводится вертикальный уровень анализа, т. е. анализ по каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом и наоборот. Результат планирования – это ответ на вопрос: «Что делать?» (в классе, школе). Организация – ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу. Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ учащихся. Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, а педагоги-консультанты оказывают лишь поддержку начинаниям школьников.Технологический блок
Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определённые нравственные качества и черты характера. В школе разработаны «Правила для учащихся». Все стараются последовательно и чётко добиваться их выполнения. Это организует и дисциплинирует учащихся. Правила стали теми нормами поведения, за за которые борется сам детский коллектив и каждый воспитанник. Развитие детской самостоятельности предполагает также широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое не только усиливает и поддерживает материально-хозяйственную базу коллектива и его жизнеспособность, но и решает ряд насущных задач воспитания. Привычки и навыки самостоятельного труда, бережное хозяйское отношение к общественной собственности рождаются как раз в совместных коллективных усилиях по самообслуживанию. Ребята сами планируют субботники, постоянно следят за сохранностью мебели и инвентаря, наблюдают как в классах проходит дежурство. Если в школе проводится вечер – специально организованные группы дежурных готовят, украшают, а затем убирают зал. Очень важную роль в самоуправлении играют информационные органы: стенная печать. С рубриками:
- «Вести из классов»; «Официальная хроника» (приказы, распоряжения, которые непосредственно касаются учащихся; «Наш календарь» (рассказы об исторических датах, днях рождения великих людей и т. д.); «Высокая поэзия» (стихи известных авторов); «Библиотека первого стихотворения»(для ребят и учителей, пишущих стихи); «Поздравляем!»(поздравления с днём рождения, информация о победах в различных соревнованиях, смотрах, о награждении учащихся и учителей и т. д.);
Ученического самоуправления имеет следующие уровни: классное самоуправление и ученическое самоуправление
ДокументВ классах под каждый вид деятельности избирается орган самоуправления с учетом того, чтобы каждый учащийся выходил в тот или иной орган. Каждый член имеет свои обязанности.
Организация ученического самоуправления
РефератВ сборнике представлены теоретико-методические основы организации и развития ученического самоуправления в учебных заведениях. Материалы сборника обобщают накопленный опыт работы, предлагая возможные варианты деятельности органов самоуправления
«Организация ученического самоуправления»
ДокладПрактика работы общеобразовательных учреждений свидетельствует, что самоуправление в коллективе возможно лишь при демократическом управлении, что управление, самоуправление и соуправление – звенья одной цепи.
Ученическое самоуправление в моу сош села Сосновый Солонец
ДокументБлок целеполагания предполагает принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановку цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения
Библиотека федеральной программы развития образования "Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении" Учебно-методическое пособие (1)
Учебно-методическое пособиеПрежде чем перейти к описанию теории и практики ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, авторы решили прояснить некоторые принципиальные позиции, без которых невозможно полноценное осуществление данной педагогической