Организация самоуправления. Как организовать самоуправление в школе воспитание гражданина с высокой демократической культурой

При работе с детским органом самоуправления, педагог должен опираться на ряд нормативно-правовых документов, регулирующих его отношения, в первую очередь, с учащимися, а также с другими участниками образовательного процесса .

Статус общественного объединения в целом закреплен в Гражданском кодексе Российской Федерации Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. (ред. от 01.12.2007)]. - М: Эксмо, 2008. - с. 112 ст. 117. В этом документе подчеркивается принцип добровольности, на основании которого никто не может принудить вступить человека в состав объединения, а также выйти из него без его желания.

Основным гарантом прав учащихся выступает "Конвенция о правах ребенка". На основании этого документа, ребенок обладает правом формулировать и выражать свои взгляды и мнение, правом на свободу мысли, совести, религии и на свободу мирных собраний. Конвенция о правах ребенка. [Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/2540422/ (дата обращения 12.05.2014 г.) ч. 1 ст. 12-15 Данные права более полно отражаются в Конституции Российской Федерации в 28-31 статьях 2 главы.

"Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

  • 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  • 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  • 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  • 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  • 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 30

  • 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  • 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Российская Федерация, Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. Г. 2 с. 16-17 ст. 28-31

Направленность образовательного процесса, согласно Конвенции о правах ребенка, отражена в 29 статье. Наряду с обучением ребенка, предполагается всестороннее развитие его способностей, правовое и нравственное воспитание, а также его социализация. Конвенция о правах ребенка. [Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/2540422/ (дата обращения 12.05.2014 г.) ч. 1 ст. 29

Необходимость разработки и применения методик, согласно которым дети принимают участие в решении вопросов, затрагивающих их интересы, фиксируется Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/70183566/#block_1000 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. VII.

В ФЗ "Об Образовании" создание совета обучающихся Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 26 п. 6 с. 33-34 , а также управляющего совета в образовательном учреждении Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 26 п. 4 с. 33, в состав которого входят представители ученической общественности, являются обязательным требованием к управлению образовательной организацией. Обеспечение поддержки ученического самоуправления, как аспекта реализации образовательной программы и социализации школьников, отражено в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [принят Министерством образования и науки Российской Федерации 07.02.2011 г.] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. IV п. 25 с. 44. Образовательно учреждение не только должно содействовать деятельности общественных объединений учащихся Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 28 п. 3 пп. 3-19 с. 36-37, но и учитывать мнение советов "при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации" Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 30 п. 3 с. 41, "при выборе меры дисциплинарного взыскания с учащегося" Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 43 п. 7 с. 56-57. "Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения" Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 45 п. 6 с. 60 принимается также с учетом мнения учащихся. Право обучающихся участвовать в управлении образовательной организацией, состоять в общественных объединениях прописано в 34 статье ФЗ "Об Образовании".

Более подробная деятельность совета учащихся прописана в уставе образовательного учреждения и в положении об ученическом совете, где указываются цель, задачи и функции органа ученического самоуправления, права, порядок формирования совета и его структура.

Н.П. Капустин выделяет 8 принципов, на которых строится ученическое самоуправление в коллективе:

  • 1. "Принцип педагогического руководства" означает, что педагог, курирующий деятельность органа ученического самоуправления, помогает ему развиваться и направляет деятельность коллектива в нужном направлении.
  • 2. "Принцип предметной деятельности" означает построение работы органа ученического самоуправления на основе деятельности и вокруг нее. При этом любая деятельность должна быть направлена на моральное и нравственное развитие учащихся.
  • 3. "Принцип единого планирования" означает, что план работы органа самоуправления один и един. Реализация плана осуществляется непосредственно советом ученического самоуправления.
  • 4. "Принцип выборности и составленности органов самоуправления". В одни органы его члены будут избираться, в другие входить - согласно структуре и функций органов самоуправления" Шамова Т.И. Управление образовательными системами. / Шамова Т.И., Третьяков П.П., Капустин Н.П. - М., 2001. С 222-223..
  • 5. "Принцип сменяемости" означает, что занимать должность руководителя организации учащиеся могут на определенный срок, установленный уставом организации.
  • 6. "Принцип построения самоуправления снизу в вверх" означает, что орган детского самоуправления подчиняется всем высшим структурам.
  • 7. "Принцип участия" означает необходимость развития у всех детей опыта участия в деятельности органов самоуправления" Там же. .
  • 8. "Принцип согласия" означает, что решение каких-либо ситауций осуществляется сообща, а принятое решение обязательно для выполнения всех членов совета самоуправления.

В качестве отчетной документации органа ученического самоуправления ведутся протоколы заседаний или сборов. Каждый сбор содержит в себе информацию о каком-либо предмете, оценку той или иной проблемы и способ ее решения, которые фиксируются в протоколе.

Организуя работу органа ученического самоуправления, необходимо составить план деятельности на учебный год. План работы должен быть утвержден администрацией школы и включен в общий план работы образовательного учреждения. В начале планирования необходимо поставить цели и задачи, реализуемые ученическим советом. В соответствии с поставленными задачами по каждому направлению работы ученического самоуправления планируется комплекс мероприятий, способствующий реализации задач.

Помимо плана работы органа ученического самоуправления необходима программа деятельности организации и пояснительная записка к ней. В пояснительной записке необходимо указать цели и задачи программы, основные методы и формы работы, а также знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе реализации программы. В содержании самой программы указывается тематика направлений, их сущность, а также примерные виды деятельности по направлениям. Кроме того необходимо указать особенности работы по направлениям и перечень вспомогательной литературы.

По всем проведенным школьным советом мероприятиям, необходимо заполнять аналитическую справку. Такие справки позволяют систематизировать информацию, и удобны в использовании при написании годовых или полугодовых отчетов. Аналитическая справка содержит в себе информацию о дате и месте проведения мероприятия, также фиксируется название проводимого мероприятия, его формат, точное время начала мероприятия. Указывается наличие соорганизаторов (если таковые имеются), общее количество участников, в том числе в процентном соотношении указывается количество новых участников и результаты мероприятия.

Согласно решению администрации школы, педагог пишет анализ деятельности органа ученического самоуправления за год или за полугодие. В анализе работы необходимо указать цель и задачи, определенные на учебный год, содержание деятельности ученического совета, в том числе участие детского коллектива в районных, окружных, городских и областных мероприятиях, а также соответствие результатов деятельности заявленным целям. Кроме того, указываются трудности, возникшие при работе, и планы на следующий учебный год. Также необходимо дать качественную характеристику коллектива, оценивая духовно-ценностный уровень, важно исследовать такие факторы, как уровень взаимоотношений в коллективе организации, психологический климат и комфортность, а также привлекательность ученического совета для его членов и других участников образовательного процесса.

Таким образом, орган ученического самоуправления является наиболее эффективным способом реализации прав детей на объединение и выражение собственных убеждений, которые зафиксированы в Конвенции о правах ребенка. В этом же документе говорится о необходимости всестороннего развития ребенка и его социализации в процессе образования. В нашей стране реализация данных прав регулируется Конституцией Российской Федерации, национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и федеральным законом "Об Образовании", которые находят свое отражение в уставах образовательных учреждений и детских организаций. Гражданский кодекс Российской Федерации фиксирует статус общественного объединения.

При работе с органом ученического самоуправления педагогу нужно вести необходимую документацию: план работы органа ученического самоуправления на год, программу деятельности и пояснительную записку к ней, а также вести протоколы всех заседаний и писать аналитические справки проводимых мероприятий. В конце учебного года при анализе деятельности совета, составляется отчет о работе органа ученического самоуправления за текущий учебный год.

Федеральный закон об образовании

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

Статья 26. Управление образовательной организацией

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования – ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее – советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее – представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

1. Обучающимся предоставляются академические права на:

1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;

2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);

5) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);

6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;

10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;

18) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;

19) обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;

21) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;

22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

23) участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;

26) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Программа «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 гг. «Столичное образование»

7.2. Подпрограмма «Общее образование»

19. Внедрение моделей взаимодействия государственных общеобразовательных учреждений и общественности, обеспечивающих информационную прозрачность и обратную связь, вовлечение родителей в образовательный процесс и управление государственными общеобразовательными учреждениями.

Реализация данного мероприятия включает в том числе:

Создание и сопровождение деятельности управляющих советов государственных общеобразовательных учреждений.

Федеральный государственный образовательный стандарт

25. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать:

формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;

поддержку детских объединений, ученического самоуправления ;

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы

VII. Дети – участники реализации Национальной стратегии

2. Основные задачи

v Привлечение детей к участию в общественной жизни.

v Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.

v Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы .

v Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности ); открытость, честность взрослых в общении с детьми …

Организация самоуправления

1. Структура самоуправления

Самоуправление - это участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. «Педагогическая энциклопедия»

В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в:

Планировании деятельности своих коллективов;

Организации этой деятельности;

Анализе своей работы;

Подведении итогов сделанного и принятии решений.

Цели и задачи самоуправления:

Воспитать гражданина с высокой демократической культурой, способного к творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества;

Дать возможность учащимся участия в планировании, организации и анализе воспитательного процесса;

Развивать способности и интересы членов коллектива;

Воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;

Формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу.

Структура самоуправления:

Структура школьного самоуправления включает: законодательные органы, исполнительные органы, институт уполномоченных и систему поручений.

Высшим органом школьного коллектива является собрание (его можно, назвать по-разному в зависимости от обшей школьной структуры, содержания деятельности, традиций коллектива, типа школ и т.д. (сбор, вече, дума, конференция, большой совет, форум, слет и т.д.).

Через собрание каждому ученику обеспечивается право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.

Собрание проводится не реже 1 раза в год.

Функции собрания:

Разрабатывать и утверждать документы, определяющие деятельность ученического коллектива;

Определять взаимоотношения учеников в коллективе, заслушивать информации о решениях органов самоуправления;

Избирать исполнительные органы самоуправления;

Определить обязанность выборного актива:

Подводить итоги работы коллектива,

Давать оценку деятельности коллектива;

Награждать классы, отряды, отдельных учащихся и др.

Законодательный орган - собрание. Предполагается наличие исполнительных органов.

Это может быть совет, ученический комитет, совет министров, магистрат.

Названия исполнительных органов могут быть разными, но главные их функции одинаковые:

Организовать деятельность коллектива,

Обеспечить его членам необходимые условия для выполнения соответствующих видов деятельности.

Законодательное собрание избирает главу исполнительных органов: председателя, президента, главнокомандующего, премьер-министра и т.д.

При исполнительных органах формируются постоянные подразделения по видам деятельности, например: «Досуг», «Забота», «Олимп», «Пресс-центр», «Общение» и т.д.

Они могут иметь следующие названия: сектора, штабы, центры, министерства, комиссии и т.д.

Для них совет школы определяет функции, т.е. то, чем данные подразделения будут заниматься.

Это могут быть памятки, инструкции, положения и т.д. Например, центр «Досуг».

Центр «Досуг» собирает своих представителей каждый вторник в 14 часов в кабинете №3.

Руководит проведением массовых мероприятий среди учащихся: общешкольных вечеров, праздников, классных вечеров отдыха;

Распределяет между классами поручения по подготовке этих мероприятий;

Организует оформление школы к вечерам и праздникам;

Несет ответственность за проверку программы художественной части и программы развлечений;

Выявляет пожелания учащихся по организации художественных кружков, записывает в них;

- организует работу библиотечного актива;

Организует ежегодный смотр художественной самодеятельности;

Отбирает участников на городские и районные конкурсы, организует игры на перемене (теннис, кроссворды, шашки и т.д.);

При постоянных подразделениях создаются клубы, студии, группы, общества, школы и т.п.

Например, при центре «Забота» могут работать: штаб «Поиск», телефон «Доверие». «Бюро добрых услуг», клуб «Ветеран», клуб «Малышок» и т.п.

За всеми этими подразделениями закрепляются педагоги-наставники.

Наряду с основными структурными подразделениями для подготовки текущих дел, организации различных акций могут создаваться временные, подвижные группы и микроколлективы, например: совет дела, инициативная группа и т.д.

Совет школы продумывает для них правила работы. Класс является основой школьного самоуправления. Исходя из общей школьной структуры самоуправления, классы могут превращаться в государства, города, отряды и т.п.

Внутри классов функционируют микроколлективы. Каждый микроколлектив объединяет 5-7 учащихся.

Микроколлективы - это главные рабочие коллективы класса. Как назвать эти микроколлективы?

Наши предложения: звенья, содружества, товарищества, общины, экипажи, бригады и т.п.

Микроколлективы формируются на принципах:

Дружбы (кто с кем дружит);

Места жительства (одна улица, один дом);

Интересов (кто чем увлекается);

Характера деятельности (кто выполняет одинаковое поручение).

В системе ученического самоуправления большое место занимает институт уполномоченных.

В него входят все, кто избирается в те или иные исполнительные органы. Среди них распределяются поручения, разрабатываются их функциональные обязанности.

Например, у нас работает комиссия «Дисциплина и порядок». Одно из поручений в этой комиссии: ответственный за дежурство классов по школе.

Тебе поручили важное и ответственное дело. Комиссия «Дисциплина и порядок» собирается 1 раз в 2 недели, по вторникам в 13-30.

Ты должен обязательно в ней участвовать. В твои обязанности входит:

Организовать работу ответственных за дежурство в классах;

Совместно с завучем (Ф.И.О.) составить график дежурства классов с распределением мест дежурств;

Организовать контроль за проведением дежурств;

Подводить итоги дежурств классом.

Завершающим систему самоуправления и важным ее компонентом является поручение.

Поручение включает учащихся в жизнедеятельность коллектива и в социально-значимую деятельность.

Принципы, лежащие в основе системы поручений:

Преемственность (учет опыта ребенка);

Последовательность (от простого к сложному);

Массовость.

Структура самоуправления оформляется документально в форме положения, устава и т. п.

Возможно создание законов, правил жизнедеятельности, декларации сотрудничества, кодексов чести, символов и атрибутов коллектива.

Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельной игре.

Коллективное планирование;

Собрание, особенно подготовка к нему;

Модель ученического самоуправления определяется содержанием деятельности учащихся, сложившимися традициями в их коллективах, типом школы и т.д., а не готовыми системами и структурами, позаимствованными у других школ

Этапы создания модели школьного самоуправления

1. Формирование представлений о самоуправлении в школе (педсовет, МО классных руководителей, родительские собрания, ученические собрания, работа пресс-центра по пропаганде опыта).

2. Изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления (анкетирование, дискуссии, деловые игры и т.п.).

3. Разработка модели самоуправления на основе предложений (работает творческая группа).

4. Экспертная оценка собранных предложений. Утверждение.

5. Подготовка актива к реализации и совершенствованию ученического самоуправления.

Школьное ученическое самоуправление

Школа - это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необхо­димо сделать их инициативными уже в школе. Если мы хотим, чтобы ребята научились быть самостоятельными, то уже в школе они должны стать самостоятельными. И эта задача выполнима только в школьной жизни. В законе «Об образовании» слово «воспитание» стоит на первом месте в образовательном процессе, а, следовательно, является одной из главных задач, поставленных обществом перед детьми. Школа должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, при­нимать решения, защищать свои права. Кроме получения знаний, учащийся в процессе обучения должен подготовиться к жизни. Ученическое самоуправление - это одна из первых общественных организаций в стенах школы, которая поможет ребятам стать активными гражданами общества и добиться успеха в жизни. Закон «Об образовании» даёт учащимся, педа­гогам и родителям право участвовать в управлении образовательным учреждением, а документом, регулирующим отношения школьной администрации и ученического самоуправления, является Устав или Положение о школьном ученическом самоуправлении.

2. Права ученического совета

 знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить в них свои поправки;

 направлять в администрацию школы письменные запросы и получать на них официальные ответы;

 представлять интересы учащихся на педагогических советах, собраниях, посвящённых решению вопросов жизни школы; направлять своих представителей для работы в коллегиальных органах управления школой;

 проводить регулярные встречи с директором и представителями администрации школы;

 проводить на территории школы собрания и иные мероприятия;

 создавать и использовать в работе школьных советов СМИ; размещать на территории школы информацию в отведённых для этого местах и в школьных источниках информации.

 организовывать работу общественной приёмной, ставить вопрос о решении школьных проблем перед администрацией, другими органами и организациями;

 принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать администрацию школы и другие органы о принятом решении;

 пользоваться поддержкой школьной администрации и лиц, отвечающих за воспитательную работу в школе при подготовке и проведении мероприятий школьного совета;

 вносить в школьную администрацию предложения по улучшению воспитательного процесса;

 вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании;

 опротестовывать решения администрации школы, если они противоречат Уставу школы и приняты без согласия совета;

 принимать участие в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя, в качестве школьного совета;

 развивать связи и сотрудничества между школьными советами;

 участвовать в разрешении конфликтов между учениками, учителями и родителями;

 представлять интересы учащегося в органах и организациях вне школы;

 участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня и выше;

 осуществлять другие полномочия в соответствии с Уставом школы и законодательством РФ.

3. Организация работы школы актива

Важное место в работе вожатого, как организатора, занимает школа актива. Школа актива, как правило, функционирует при общешкольных органах самоуправления или в общественных детско-подростковых объединениях, организациях. Она состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров гагаринских отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.). Эти подразделения носят названия секции, но также имеют место названия, определяющие профиль обучения активистов:

 пресс-центр - собираются редакторы стенгазет;

 игротека - собираются массовики-затейники;

 штаб «Милосердия» - собираются организаторы шефской работы;

 клуб «Вожатый» - организаторы работы с младшими школьниками и т.д.

Сам вожатый организует работу всей школы актива: выявляет активистов по коллективам, определяет направления их деятельности и создает соответствующие секции, подбирает из числа педагогов, родителей, представителей общественности наставников по секциям, помогает им спланировать содержание работы в секции, составляет расписание занятий (в среднем - 2 занятия в месяц для каждой секции), выступает сам организатором какой-нибудь секции и ее наставником. Вместе с активистами и другими помощниками разрабатывает и внедряет в практику символику школы актива, церемониал начала ее занятий и т.п. Разрабатывает критерии оценки активности ребят на занятиях школы актива, критерии оценки результативности занятий школы актива, формы стимулирования общественной активности ребят и т.п. Многолетняя практика деятельности школы актива показала, что занятия этой школы лучше проводить в твердо установленные дни месяца (например, 1 и 3-я среда месяца). Начинать с общего церемониала (линейка, перекличка и т.п.), затем работа по секциям и окончание - линейка подведения итогов занятий. Школа актива может иметь свои традиции, в ее рамках могут проводиться познавательно-развлекательные мероприятия только для ее обучающихся, специальные коммунарские сборы, коллективные творческие дела.

Правовые основы организации школьного самоуправления

В число нормативных документов, регулирующих вопросы школьного самоуправления, входят:

1. Всеобщая декларация прав человека.

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Конституция Российской Федерации.

4. Закон РФ «Об образовании».

5. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

6. Типовое положение об общеобразовательном учреждении и другие локальные акты.

Теперь подробно остановимся на каждом из них, специально выделив вопросы школьного самоуправления.

1 . Всеобщая декларация прав человека , которая принята и провозглашена резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года. Этот документ предписывает всем государствам - членам ООН привести в соответствие с ним свои национальные законы. Поэтому мы и приводим отдельные статьи, которые имеют непосредственное отношение к нашей проблеме.

Статья 21 Всеобщей декларации прав человека гласит: «1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

2 . Конвенция ООН о правах ребенка , которая принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. Данная Конвенция в большей мере ориентирована именно на соблюдение прав ребенка, что принципиально важно для организации системы образования в государствах, которые принимают этот документ для его практической реализации.

Статья 15 Конвенции о правах ребенка гласит : «1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».

В статье 29 данной Конвенции говорится: «1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

в) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

е) воспитание уважения к окружающей природе.

Никакая часть настоящей статьи... не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством».

3 . Конституция Российской Федерации, которая была принята на референдуме (то есть общенародным голосованием) 12 декабря 1993 г. В статье 17 Конституции говорится: «1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

А статья 32 Конституции прямо указывает на то, что «1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

4. Федеральный закон «Об образовании» является основным нормативным актом, который прямо указывает на необходимость управления общеобразовательным учреждением на принципах самоуправления.

В преамбуле данного закона говорится: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права».

Статья 2 данного закона гласит: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений».

В статье 4 Закона «Об образовании» раскрываются задачи законодательства Российской Федерации в области образования:

«1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области».

Статья 13 Закона «Об образовании» регламентирует структуру Устава образовательного учреждения. Перечислим основные требования, имеющие отношение к системе управления школой. Итак, «1. В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

8) права и обязанности участников образовательного процесса».

В статье 14 данного закона содержатся общие требования к содержанию образования:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Итак, статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»:

9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;

21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;

22) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной Уставом образовательного учреждения.

3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения».

Статья 50 «Права и социальная защита обучающихся, воспитанников »: «1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются Уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим Уставом локальными актами.

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право... на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».

5. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 г.

Статья 1. Местное самоуправление «1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Статья 3. Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления «1. Граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

6. «Типовое положение об общеобразовательном учреждении », которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 года № 1008 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года № 1058 и от 15 января 1997 года № 38.

В статье 49 Типового положения говорится о том, что «права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) определяются Уставом учреждения и иными предусмотренными Уставом локальными актами».

А в статье 50 перечисляются права обучающихся: «Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право:

д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой Уставом учреждения;

е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений».

В статье 68 прямо указывается: «Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления».

В Типовом положении, в статье 69, определены некоторые конкретные формы самоуправления: «Формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы».


Главная > Документ

Система ученического самоуправления

Основная цель ученического самоуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократичным, открытым, гуманистическим.

Модель ученического самоуправления

Позиционный блок

Самоуправление должно базироваться на следующих жизненных позициях: 1.Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения. 2. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов. 3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся. 4. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов. 5. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся. 6. Гуманность – действия органов ученического самоуправления должны основываться на гуманных принципах. 7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся. 8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.

Организационный блок

Структура самоуправления – трёхуровневая.

Второй уровень

Общий сбор

Третий уровень

Орган третьего уровня – совет школы. Он состоит из членов совета учащихся школы, педагогов и родителей (председатель школьного родительского комитета). Совет школы – это пусковой механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.

(основные функции органов самоуправления)

Общее собрание:

    Рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления; Решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой; Формирует органы самоуправления в школе; Вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы; Рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе; Заслушивает отчёты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

Совет учащихся:

    Координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу; Организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе; Устанавливает шефство старшеклассников над малышами; Готовит и проводит собрания и конференции учеников; Организует выпуск стенгазет; Обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий; Заслушивает отчёты о работе своих рабочих органов; Решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями; Принимает решения об использовании учащимися заработанных ими денег; Организует соревнование между классами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги; Утверждает состав делегации учащихся школы на районные совещания и конференции.

Органы самоуправления:

Планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности. Министерство образования отвечает за:

Министерство культуры и досуга отвечает за подготовку и проведение:
    Вечеров отдыха, праздников, фестивалей; Интеллектуальных игр, выставок, конкурсов; Театральных постановок.
Министерство спорта и валеологии отвечает за:
    Подготовку и проведение спортивных соревнований; Участие в районных спортивных мероприятиях; Сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы.
Министерство шефства и заботы отвечает за:
    Оказание шефской помощи младшим; Заботу о ветеранах Организует помощь детскому саду; Выявляет адреса милосердия и организует помощь.
Министерство труда и экологии отвечает за:
    Уборку помещений в конце четверти; Распределение классов для дежурства по школе; Проведение субботников; Планирует и организует работу по сохранению и преобразованию школьной мебели, школы, школьной территории.
Министерство печати и информации отвечает за:
    Формирование имиджа школы; Выпуск школьной газеты; Обмен информацией с другими организациями;
Министерство внутренних дел отвечает за:
    Помощь администрации в обеспечении правопорядка в школе; Дежурство по школе; Охрану порядка на школьных вечерах Ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения; Осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка.

Классное собрание:

Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятия решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчётов о выполнении решений класса отдельными учениками. Для ведения собрания избирается председатель.

Нормативно-правовой блок

Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления:

    Устав школы.

    Конституция учащихся.

    Правила для учащихся.

    Положение о самоуправлении.

В основу этих документов положены нравственные ценности, определённые самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.

Управленческий блок

Основные функции самоуправления

контроль

коррекция

Регулирова

Анализ осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На первом уровне – в классных коллективах рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На втором уровне – проводится вертикальный уровень анализа, т. е. анализ по каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом и наоборот. Результат планирования – это ответ на вопрос: «Что делать?» (в классе, школе). Организация – ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу. Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ учащихся. Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, а педагоги-консультанты оказывают лишь поддержку начинаниям школьников.

Технологический блок

Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определённые нравственные качества и черты характера. В школе разработаны «Правила для учащихся». Все стараются последовательно и чётко добиваться их выполнения. Это организует и дисциплинирует учащихся. Правила стали теми нормами поведения, за за которые борется сам детский коллектив и каждый воспитанник. Развитие детской самостоятельности предполагает также широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое не только усиливает и поддерживает материально-хозяйственную базу коллектива и его жизнеспособность, но и решает ряд насущных задач воспитания. Привычки и навыки самостоятельного труда, бережное хозяйское отношение к общественной собственности рождаются как раз в совместных коллективных усилиях по самообслуживанию. Ребята сами планируют субботники, постоянно следят за сохранностью мебели и инвентаря, наблюдают как в классах проходит дежурство. Если в школе проводится вечер – специально организованные группы дежурных готовят, украшают, а затем убирают зал. Очень важную роль в самоуправлении играют информационные органы: стенная печать. С рубриками:

    «Вести из классов»; «Официальная хроника» (приказы, распоряжения, которые непосредственно касаются учащихся; «Наш календарь» (рассказы об исторических датах, днях рождения великих людей и т. д.); «Высокая поэзия» (стихи известных авторов); «Библиотека первого стихотворения»(для ребят и учителей, пишущих стихи); «Поздравляем!»(поздравления с днём рождения, информация о победах в различных соревнованиях, смотрах, о награждении учащихся и учителей и т. д.);
Газеты выпускаются два раза в месяц, к первому и пятнадцатому числу. В школе имеется стенд совета учащихся. Он установлен в вестибюле школы, на нём помещён основной материал работы соответствующих отделов, в том числе и решения заседаний. Широкая гласность повышает значение принятых решений, формирует общественное мнение коллектива, позволяет решению, касающегося данного ученика или класса, определённым образом влиять на других. Еженедельно членами учебных секторов подводятся итоги учебной деятельности, и результаты подаются в отдел науки и образования. Там определяют, кто нуждается в помощи товарищей, назначает «репетиторов». Мы пришли к выводу, что учащийся, по каким то причинам отстающий или не усвоивший учебный материал, чувствует себя комфортней, когда ему помогает товарищ, а не учитель. Часто бывает так, что ребята, получившие помощь такого рода, сами хотят стать помощниками и стремятся к членству в учебной комиссии. Невозможно переоценить значение культурно-массовой работы в воспитании как отдельных личностей, так и коллектива в целом. Роль школьного самоуправления тут прослеживается особенно отчётливо. Ребята принимают участие в планировании мероприятий, высказывают свои предположения по поводу того, как их можно будет провести. За подготовку мероприятий отвечает министерство культуры. Разрабатывается сценарий, распределяются роли. Министерство культуры назначает время и место проведения репетиций, ответственных за музыкальное оформление, за оформление зала, за изготовление костюмов и т. д. В конце каждого полугодия совет учащихся подводит итоги соревнования между классами в соответствии с «Положением о школьном соревновании». Добиваясь победы своего коллектива в соревновании с другими коллективами, воспитанники на практике борются со всеми неудачами, активно поддерживают и поощряют все лучшие начинания своих товарищей.
  1. Ученического самоуправления имеет следующие уровни: классное самоуправление и ученическое самоуправление

    Документ

    В классах под каждый вид деятельности избирается орган самоуправления с учетом того, чтобы каждый учащийся выходил в тот или иной орган. Каждый член имеет свои обязанности.

  2. Организация ученического самоуправления

    Реферат

    В сборнике представлены теоретико-методические основы организации и развития ученического самоуправления в учебных заведениях. Материалы сборника обобщают накопленный опыт работы, предлагая возможные варианты деятельности органов самоуправления

  3. «Организация ученического самоуправления»

    Доклад

    Практика работы общеобразовательных учреждений свидетельствует, что самоуправление в коллективе возможно лишь при демократическом управлении, что управление, самоуправление и соуправление – звенья одной цепи.

  4. Ученическое самоуправление в моу сош села Сосновый Солонец

    Документ

    Блок целеполагания предполагает принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановку цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения

  5. Библиотека федеральной программы развития образования "Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении" Учебно-методическое пособие (1)

    Учебно-методическое пособие

    Прежде чем перейти к описанию теории и практики ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, авторы решили прояснить некоторые принципиальные позиции, без которых невозможно полноценное осуществление данной педагогической