Новый закон о донорстве органов. Закон «О трансплантации органов и тканей человека. Есть же современные технологии, говорят, что ученые научились выращивать любой орган. Зачем же использовать человеческие

План

    Введение. Актуальность проблемы.

    Общие этико-правовые проблемы трансплантологии.

    Принципы, условия, порядок осуществления трансплнтации органов и тканей человека в России:

    1. Юридические аспекты прижизненного донорства;

      Юридические аспекты посмертного донорства. Проблема презумпции согласия на посмертное изъятие органов и (или) тканей для трансплантации.

    Виды юридической ответственности за нарушение норм российского законодательства о трансплантации органов и (или) тканей человека.

    Заключение.

Введение

Трансплантация (от лат. transplantare – «пересаживать») - замещение поврежденных или отсутствующих тканей или органов собственными тканями либо тканями и органами, взятыми из другого организма. Возможность подобного рода операций волновала умы человечества на протяжении многих столетий. Первые исследования и научные публикации по вопросам трансплантации были произведены еще в середине 19 века. А в 20 веке уже появились первые операции по трансплантации, достигнуты первые успехи. Современная трансплантология, в условиях всестороннего развития медицины, получила широкое распространение, однако многие вопросы в этой области и по сей день не нашли своего разрешения. Выполненная в 1933 г. русским хирургом Ю.Ю. Вороным пересадка почки человеку и экспериментальные работы русского физиолога В.П. Демихова, проведенные в 50-е годы, явились основой зарождения новой медицинской дисциплины – трансплантологии. Кристиан Бернард, выполнивший в 1967 г. в Кейптауне первую в мире операцию по пересадке сердца от человека человеку, проводил ее по схемам, разработанным В.П. Демиховым, которого считал своим учителем.

Трансплантация органов и тканей, объединяя многие направления медицинской науки, является самостоятельной отраслью здравоохранения. На основании показателей оказания трансплантологической помощи населению определяют уровень развития здравоохранения страны в целом. За последние годы концепция трансплантации претерпела некоторые изменения. Если раньше она рассматривалась как последний шанс для больного остаться в живых и операция делалась в случае, когда его органы были изношены, то сейчас пересадку проводят именно тогда, когда больной еще крепок и у него больше шансов успешно перенести послеоперационный период.

Однако, если технические аспекты пересадки уже не вызывают больших трудностей, юридическая и морально-психологическая сторона до настоящего дня остаются проблематичными. Основная проблема любой трансплантологии упирается в донорство. Впрочем, против пересадки органов как таковой никто не возражает. Больше всего вопросов вокруг изъятия органов. Решение вопроса установления самого факта смерти, позволяющего произвести изъятие органов, вышло за рамки медицинской проблемы и вызвало самые противоречивые взгляды в обществе.

Развитие биоэтики в России идет по разным направлениям. Среди них основным является законодательное регулирование биомедицинских исследований, определение момента смерти, пределы жизнеподдерживающего лечения безнадежно больных и т. д. В конце 80−х годов в условиях бурного развития медико-биологических наук и опасности негативных последствий их практического применения Совет Европы принял решение о создании соответствующего общеевропейского документа. В 1993 г. Генеральная ассамблея Совета Европы приняла Конвенцию по защите прав и достоинства человека в связи с применением биологии и медицины. В настоящее время к этой конвенции присоединилось большинство европейских стран.

В отличии от большинства стран мира у нас действует презумпция согласия на изъятие органов и тканей, т.е. закон предполагает, что Вы уже дали согласие на изъятие ваших органов в случае преждевременной смерти. Принцип презумпции согласия, положенный в основу закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» - это очередная попытка обесценить идею «блага», подчинив ее господству «частного интереса». Результатом подобной трансформации является возведение юридического принципа презумпции согласия в новую нравственную норму. Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту. Другими словами, данный принцип допускает взятие тканей и органов у трупа, если умерший человек, или его родственники, не выразили на это своего несогласия. За изощренной законодательной формулировкой стоит на самом деле весьма простая вещь: согласия нет, но забор все равно будет производиться, тогда как оно подразумевается. Но в данной ситуации принципиально предположить и несогласие. А то или иное действие над человеком вопреки его воли называется насилием. Очевидно, что изъятие по принципу презумпции согласия осуществляется вопреки воле умершего. В силу этого, весьма проблематично выглядит суждение о том, что данный принцип является единственно верным для развитого общества. Существующим законодательством четко обозначены органы человека – объекты трансплантации. Однако, у трупов зачастую берут все: роговицу глаз, железы внутренней секреции, кожу, костные ткани и многое другое. Практически данные действия могут рассматриваться как неправомерные. По российскому законодательству в качестве живого донора может выступать только родственник реципиента, и купля-продажа органов запрещена.

Сложность вопроса заключается в тесном сочетании 2-х критериев – медицинского и юридического. То есть, помимо непосредственно медицинских «технических» вопросов, таких, как устранение биологической несовместимости тканей, разработка и реализация способа выполнения пересадки, установление момента изъятия органов и тканей с точки зрения биологической целесообразности и некоторых других, существует масса юридических аспектов.

Актуальность проблемы пересадки органов в клинической практике обусловлена и тем, что в каждом случае она связана с решением судеб двух людей – донора – человека, который может отдать свои органы или ткани для пересадки – и реципиента – лица, нуждающегося в такой пересадке.

Согласно общепризнанной в медицине классификации, различают: 1. аутотрансплантат – при использовании для пересадки собственных органов или тканей организма; 2. изотрансплантат (аутологичный трансплантат) – при пересадке органов или тканей, взятых из организма, генетически полностью или в большей степени идентичных. 3. аллотрансплантат (гомологичный трансплантат) – при пересадке органов или тканей от организма того же вида; 4. ксенотрансплантат (гетерологичный трансплантат) – при пересадке органов или тканей от организма другого вида.

Необходимо также отметить, что пересаживаться могут органы и ткани:

1) от доноров, то есть живых людей, по их добровольному согласию (донорский трансплантат);

2) от трупа – как в условиях сохраненной жизнеспособности тканей (трупный трансплантат), так и неживых тканей, подвергнутых особой консервации (аллоплант).

Рассмотрим теперь каждый из предложенных видов классификации подробнее. Так, когда встает вопрос об аутотрансплантации, то здесь, как правило, никаких юридических сложностей не возникает, так как речь идет о спасении жизни пациента путем пересадки ему собственных органов или тканей взятых заблаговременно, до развития опасного патологического процесса (например, ткани костного мозга), или перемещении, пересадке по ходу одной и той же операции (например, селезенки, части поджелудочной железы, кожи, мышц и т.д.) для обеспечения их адекватного функционирования или устранения каких-либо дефектов. При возникновении подобных ситуаций, в большинстве случаев, у медицинского персонала имеется возможность спросить мнение самого пациента и оформить соответствующие юридические документы.

Значительно сложнее вопрос обстоит с изотрансплантацией и аллотрансплантацией, поскольку при пересадке органов от человека к человеку всегда возникает реальная опасность причинения смерти или тяжких повреждений, как донору, так и реципиенту. Пределы допустимости любого лечебного метода, в том числе и трансплантации, следует определять, руководствуясь принципами пропорциональности целей и минимального риска, которые можно выразить общим правилом, сформулированным еще Гиппократом "случайная неудача лечения не должна угрожать пациенту более чем его болезнь". При изотрансплантации, то есть при пересадке органов и тканей от близких родственников также тщательно следует разобраться в полноте свободного принятия решения о донорстве, что необходимо для признания его правомочным. Дело в том, что нередко возможны ситуации, когда подобные решения принимаются под моральным давлением остальных членов семьи, а у донора остаются определенные сомнения. Поэтому для врача важным моментом является выяснение морально-этической стороны донорства. Таким образом, донорство должно быть безвозмездным, а принятие решения добровольным и осознанным. Однако в настоящее время все больше и больше отходят от получения органов и тканей от живых лиц. Вызвано это следующими основными причинами. Во-первых, стала технически возможна пересадка непарных, жизненно-важных органов: сердца, печени, поджелудочной железы, а также комплексов органов (например, сердце - легкие), которые не могут быть объектом донорства. Во-вторых, улучшилась результативность взятия органов от мертвых путем эффективного поддержания их в жизнеспособном состоянии до момента трансплантации. Таким образом, на современном этапе развития трансплантологии, осознанное донорство как бы отходит на второй план, уступая место аллотрансплантации трупного материала. На первый взгляд, аллотрансплантация трупных тканей избавляет врачей от некоторых сложных юридических и морально-этических проблем, например серьезного вопроса - соглашаться ли с донорством жизненно-важного органа, который предлагает живой человек. Однако в действительности она ставит перед нами еще более серьезную проблему. Очень перспективной отраслью также является ксенотрансплантация – то есть вопрос пересадки органов от животных человеку. Его решение позволит поднять трансплантологию на качественно более высокий уровень, превратить операции по пересадке органов в плановые, а не экстренные вмешательства, ликвидировать постоянный дефицит донорских органов, который существует сейчас во всем мире. Кроме того, это позволит уйти от волнующих общество морально-этических проблем связанных с пересадкой органов, хотя на пути этого метода есть еще ряд нерешенных биологических вопросов. Наиболее перспективным животным для пересадки органов человеку, в плане биологической совместимости тканей, является свинья. При желании можно вырастить практически стерильных животных, что предотвратит опасность заноса в организм реципиента инфекций от донора.

Проблемы трансплантации, подобно вопросам борьбы с организованной преступностью, наркоманией, терроризмом выходят за пределы одного государства. Трансплантология становится сферой межнационального сотрудничества и вызывает интерес со стороны международных организаций. Еще в 1987 году на ХХХIХ сессии Всемирной Медицинской Ассамблеи была одобрена Декларация по трансплантации человеческих органов. В данном документе было подвергнуто резкому осуждению коммерческое донорство. Принимая во внимание многообразие систем здравоохранения и права, а также после обширных консультаций со специалистами Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала Свод основополагающих принципов по вопросам трансплантологии. В 1991 году 44 сессия ВОЗ одобрила эти принципы и рекомендовала государствам пользоваться ими при выработке политики в данной области. Основные положения данных принципов сводятся к следующему:

1. Человеческий орган может изыматься из тела умершего, если получено разрешение, предусмотренное законом, и нет оснований полагать, что при жизни человек не был согласен стать донором.

2. Человеческий орган должен изыматься, в основном, у трупа (живыми донорами могут быть исключительно родственники)

3. Нельзя изымать органы у детей за исключением регенерирующих тканей.

4. Тело человека и его части не могут быть объектом купли продажи.

Закон рф от 22 декабря 1992 г. N 4180-I "о трансплантации органов и (или) тканей человека"

С изменениями и дополнениями от:

Настоящий Закон определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.

Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки.

Раздел I

Общие положения

Статья 1. Условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека

Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья.

Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей-специалистов не будет причинен значительный вред.

Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента.

Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и (или) тканей человека влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам производятся на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций.

Статья 2. Перечень органов и (или) тканей человека - объектов трансплантации

Объектами трансплантации могут быть сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, совместно с Российской академией медицинских наук.

Действие настоящего Закона не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички или эмбрионы), а также на кровь и ее компоненты.

Статья 3. Ограничение круга живых доноров

Изъятие органов и (или) тканей для трансплантации не допускается у живого донора, не достигшего 18 лет (за исключением случаев пересадки костного мозга) либо признанного в установленном порядке недееспособным.

Изъятие органов и (или) тканей не допускается, если установлено, что они принадлежат лицу, страдающему болезнью, представляющей опасность для жизни и здоровья реципиента. Изъятие органов и (или) тканей для трансплантации у лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от реципиента, не допускается.

Согласно Федеральному закону РФ от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию.

Принуждение любым лицом живого донора к согласию на изъятие у него органов и (или) тканей влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Учреждения здравоохранения, осуществляющие забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека

Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека, перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, а также правила осуществления деятельности указанных учреждений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, совместно с Российской академией медицинских наук.

Статья 5. Медицинское заключение о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека

Медицинское заключение о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека дается консилиумом врачей соответствующего учреждения здравоохранения в составе лечащего врача, хирурга, анестезиолога, а при необходимости врачей других специальностей на основании инструкции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

Статья 6. Согласие реципиента на трансплантацию органов и (или) тканей человека

Трансплантация органов и (или) тканей человека осуществляется с письменного согласия реципиента. При этом реципиент должен быть предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством. Если реципиент не достиг 18 лет либо признан в установленном порядке недееспособным, то такая пересадка осуществляется с письменного согласия его родителей или законного представителя.

Пересадка органов и (или) тканей реципиенту без его согласия либо без согласия его родителей или законного представителя производится в исключительных случаях, когда промедление в проведении соответствующей операции угрожает жизни реципиента, а получить такое согласие невозможно.

Статья 7. Действие международных договоров

Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые указаны в настоящем Законе, то действуют правила международного договора.

Первый российский закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 года № 4180-1 является рамочным документом (действующий в настоящее время), но он позволил развить трансплантацию как вид высокотехнологичной медицинской помощи. Вопросы донорства органов регулируются и другим законом - 323 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан", статья 47, в соответствии с положениями которой и осуществляется донорство органов. Трансплантация органов и тканей в России включена в Программу государственных гарантий оказания медицинской помощи и оплачивается за счет бюджетных средств.

Изъятие органов и тканей возможно, если нет оснований полагать, что умерший человек возражал против этого - принцип так называемой презумпции согласия, действующий в нашей стране. Однако до настоящего момента не было регламентированного законом института прижизненного документального волеизъявления.

Очевидно, что законодательство постоянно требует совершенства. Меняются подходы к технологиям, вырабатываются профессиональные рекомендации, принимаются новые международные акты, которые и стали основанием для разработки нового законопроекта «О донорстве органов человека и их трансплантации». «В документе разделены понятия «донорство» и «трансплантация», рекомендуется создание системы донорства и трансплантации органов, прослеживаемость передвижения донорских органов через регистр, наблюдение прижизненных доноров и реципиентов, используется понятие «потенциальный донор», и многое другое», - рассказывает помощник министра здравоохранения РФ, доктор медицинских наук Ляля Габбасова. Одна из важнейших задач, стоящая перед разработчиками законопроекта, - сделать его максимально прогрессивным и в то же время корректным с точки зрения соблюдения прав человека. «Цель документа не только развитие органного донорства в стране, но и достижение баланса прав и интересов доноров и реципиентов, а также информирование населения о важности этого направления медицины. Мы хотим сделать развитие донорства органов, особенно почек (в них - самая высокая потребность), одним из приоритетных областей медицины. Экономически целесообразнее проводить пациентам пересадку почки в сравнении с диализом. У нас в стране есть опыт наблюдения за такими пациентами, которые после трансплантации донорского органа создают семьи и рожают детей», - продолжает Ляля Габбасова.

Эксперты называют новый законопроект самым прогрессивным, способным вывести нашу трансплантологию на принципиально новый виток. Пока, увы, несмотря на высокий уровень развития медицины и наличие специалистов мирового уровня, мы не можем похвастаться количественными показателями в этой области. В России сегодня делают лишь 10% трансплантаций донорских органов от необходимого количества этих операций. Одна из причин - в настороженном отношении общества к этой теме.

К сожалению, и по сей день многие верят в существование «черных трансплантологов», хотя врачи уже столько раз развенчивали этот нелепый миф. В результате общество настороженно относится к самому понятию «донорство органов», а десятки тысяч пациентов ожидают почки или печени годами, а многие из них так и не дожидаются...

Для большей прозрачности процесса донорства органов в новом законопроекте предусмотрена организация Центра координации деятельности, связанной с донорством органов человека и их трансплантации, и введение в медицинском учреждении должности врача по координации донорства (либо такие обязанности будут возлагаться на одного из специалистов учреждения, прошедшего специальное обучение).

Одним из самых значимых нововведений эксперты называют утверждение порядка выражения волеизъявления совершеннолетнего гражданина о несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации и ведение Федерального регистра доноров органов, реципиентов и донорских органов, с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Новым проектом закона также определяются процедуры посмертного донорства и трансплантации органов у детей, в отношении которых необходимо испрошенное информированное согласие родителей с последующим оформлением в письменном виде. Важно отметить, что у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изъятие органов запрещено.

Прижизненное донорство закон допускает лишь у биологически связанных родственников, и лишь у тех, кто достиг 18-летнего возраста. Прижизненный донор при этом может отказаться от акта своей доброй воли в любой момент, а если все же совершит этот благородный поступок - потом будет иметь преимущественное право на получение донорских органов, если они ему потребуются, а также на медицинское наблюдение и реабилитацию. А вот к так называемому эмоциональному донорству (когда не кровный родственник готов пожертвовать свой орган), считает Ляля Габбасова, россияне пока еще готовы: «На этой почве возможны злоупотребления и принуждения, это следующий шаг в развитии прижизненного донорства. Для начала мы должны урегулировать все вопросы, связанные с посмертным донорством».

Важно отметить - донорство органов в нашей стране осуществлялось и будет осуществляться исключительно на безвозмездной основе.

Алексей Пинчук, руководитель отделения трансплантации почки НИИ скорой помощи им. Склифосовского: "Черной трансплантологии в России не может быть по определению".

Если новый законопроект о донорстве органов человека и их трансплантации примут, то у любого живущего взрослого и дееспособного гражданина России появится возможность выразить свое отношение к посмертному использованию его органов. Он сможет сказать либо четкое "да", либо четкое "нет", и именно оно будет определяющим, а не мнение врачей-трансплантологов или мнение его родственников. В нынешней ситуации высказаться на этот счет пациенту не всегда удобно, нередко он поступает в больницу в таком состоянии, когда это просто невозможно. Согласно существующему законодательству, врачи не должны спрашивать, родственники могут самостоятельно озвучить волеизъявление своего родственника. Либо пациент, находясь в состоянии ясной памяти, может это сделать, но сами врачи не имеют права спрашивать об этом. Если родственники пациента или сам пациент высказали несогласие в случае летального исхода на использование его органов после операции, то он прекращает рассматриваться как потенциальный донор.

Я считаю, нам нужна какая-то серьезная национальная программа как, например, в Испании, которая в свое время стала лидером в области донорства и трансплантации. То же самое сейчас, кстати, происходит и в соседней Белоруссии, там существует большая национальная программа, которой оказывается господдержка, создается масса разъясняющих научно-популярных передач, которые позволят людям понять, что черная трансплантология - это миф. На самом деле, это понятие зародилось от возможности прижизненного изъятия органов от доноров за деньги. Подобное явление существует в ряде стран, законодательство которых относится к нему более-менее либерально, равно как и общественное мнение. К ним относятся Пакистан, Колумбия…

В нашей стране такое невозможно по определению. Даже существующих сейчас законодательных актов, ограничивающих возможность совершения подобного преступления, вполне достаточно.

Даже с принятием закона в этом процессе будут участвовать не более 3-5% населения. Основная масса - 90% граждан не против зафиксировать собственное мнение по этому поводу, но им либо в силу различных суеверий боязно это сделать, либо не хочется делать. Кто считает, что ни мама, ни папа, ни жена, ни дети не могут в этом вопросе выбирать за них, оформят согласие на посмертное изъятие органов. Остальные, я думаю, отдадут себя на волю случая, на волю Всевышнего и ввергнут себя в существующие правовые рамки - то что происходит сейчас с презумпцией согласия.

Сегодня мы говорим о громадных листах ожидания, о большом количестве пациентов, которые ждут доноров и многие из них, к сожалению, не доживают до трансплантации. Реальная потребность, разумеется, больше и выше нежели, то, что мы имеем даже с учётом некоторых успехов в этом направлении. Самое главное, что у нас присутствует неучастие в трансплантационном процессе, в координации органодонорства. Осознанное неучастие врачей, реаниматологов, администрации больницы не приравнено к неоказанию медпомощи. Подобную практику ввели в повседневный оборот наши соседи - белорусы, и у них фактически исчезли очереди на трансплантацию. Мы должны понимать, что если нет принципиального несогласия на использование органов от самого умершего, либо же от его ближайших родственников и его органы могут после смерти быть изъяты и использованы для спасения других пациентов, то так и должно быть.

Александр Эдигер, врач, патологоанатом: "Новый законопроект может стать пагубным для врачей"

Трансплантология в России находится в катастрофическом состоянии. Представьте себе ситуацию: реанимация, твой близкий человек находится между жизнью и смертью, к вам подходят и говорят: «Да, ситуация фифти-фифти, мы вынуждены сообщить, что рассматриваем его как потенциальный источник - донора для трансплантации»... В этой ситуации родственники уже не адекватны, они очень сильно не адекватны, и готовы обвинить кого угодно, в первую очередь врачей-реаниматоров. Какой реакции мы ждем в этой ситуации? Отказ бесспорный! А далее жалобы куда попало, в том числе и в прокуратуру, с определенным шансом возникновения уголовного дела - таких случаев более чем достаточно.

Я мог бы не задавать аналогичного вопроса испанцам. Я много раз был в Испании и ни один испанец никогда в жизни не скажет «оставьте моего человека, моего родного нетронутым», потому что там понимают очень простую вещь, - несмотря на то, что это страна католическая, - «не нужно пытаться утащить в царствие небесное свой труп».

У нас ситуация пострашнее с точки зрения этической, сейчас поясню в чем дело. Будучи патологоанатомом, я вынужден во время вскрытия извлекать органы полностью. Часть органов, большие фрагменты органов или небольшие, я использую для исследования. Вы знаете, с чем приходится сталкиваться? Когда высоко подготовленные приходом юристов родственники говорят «моего близкого разобрали для исследовательских или учебных материалов»? Эти дела есть, они были, они длятся годами. Не просто пещера или невежество, хуже - это подготовка к созданию юридической ситуации страшно пагубной для врачей!

Простите, я вскрываю труп, мне никакого специального разрешения не нужно, никакого согласия мне не надо, у меня есть приказ моего главного врача. Я буду это делать в любом случае! Потому что я это обязан делать, мне не нужно ничьего согласия.

В прошлом году был громкий скандал: оказалось, что вскрытие трупов делать не надо! Достаточно провести компьютерную томограмму трупа, а потом эндоскопами влезть, если где-то что-то не нравится. Коллеги, знаете, есть бред, а есть бред с большой буквы! Мы вдруг начинаем заниматься проблемами достоинства чести уже неодушевленного биологического объекта и делаем из этого разветвленную тему для дискуссий.

Ситуация с детским донорством ложна особенно. Несовершеннолетние реципиенты - это реципиенты номер один, которые иногда в «простых» типа трансплантации почки, операциях, а иногда в трансплантации целых комплексов органов. Следовательно, мы говорим об их интересах. Самая главная юридическая проблема - чрезвычайно деликатная проблема, это выражение интересов ребенка, волеизъявление от его имени - мы опять должны говорить о посмертном донорстве, а оно очень серьёзно упрощает всю эту ситуацию. Мы непременно к этому придем, потому треть всех жертв, не доживших до трансплантации, а может быть и половина - это детки до 7-9 лет.

У нас врачей часто обвиняют в отсутствии этического поведения или в неумении разговаривать. Это одно из колоссальных обвинений, либо они что-то сказали не так, либо не сказали. Но врач - не мастер разговорного жанра! Во всех странах, где трансплантология находится на серьезном уровне, есть понятие координаторов. В лечебно-профилактическом учреждении есть координатор этого процесса, у которого кроме всего прочего имеется еще и серьёзная психологическая подготовка. Он умеет разговаривать. Он умеет достаточно быстро в течение нескольких минут описать этим во всех смыслах несчастным родственникам сложившуюся ситуацию...

Не следует везти из Магадана в Москву почку или печень. Количество часов, которое она проведет в контейнере сделает ее нежизнеспособной: почка, пересаженная спустя 20 часов после изъятия - имеет шансов на ее восстановление меньше, то есть в данном случае идет обратный отсчет. Страшная вещь, которую наши законодатели знают. Совершенно согласен, что надо вводить в закон информационную составляющую. Мы тут не так давно попытались на региональном уровне, на уровне федерального округа сделать центральную базу по ряду патологий. И это колоссальная проблема, потому что такой реестр должен захватывать может быть 100% населения. А может быть 70%, тех, кто более-менее внятно является потенциальным донором. Представляете себе его обслуживание, его менеджмент? И, конечно, реестр должен идеально дробиться на региональные уровни с тем, чтобы человек в Йошкар-Оле, допустим, получил донорство в радиусе 50-и км. Это вопросы не технические, это вопросы принципиальные - только тогда у нас изменится ситуация, лист ожидания станет чем-то более-менее внятным, а не тем, что сейчас.

Лев Ляуш, старший преподаватель кафедры биоэтики РНИМУ им. Пирогова: "Донорство - это дар, а не обязанность, но в новом законе мнением пациентов по-прежнему не будут интересоваться".

Модель, предлагаемая сегодня в новом законе, не защищает неосведомлённую часть населения. Те, кто не хотят быть донорами, могут пострадать, если ничего не будут знать о принятом законе. А наше общество отличается плохим знанием законов. Новый законопроект не отказывается от принципа предполагаемого согласия, механизмы фиксации прижизненного отказа, которые добавляются к тем, что уже действуют на сегодня - письменное, устное, нотариальное, не дают гарантии, что желание каждого гражданина будет учтено. Человек думает, что его спросят о том, хочет ли он, чтобы его органы были трансплантированы. Но его не спросят, по действующему закону, воля его будет не соблюдена, и даже ряд этических авторов высказывается даже не у нас, а за рубежом, что данная модель может быть обусловлена нежеланием спрашивать.

Я все же хотел разделить: есть аутопсия - вскрытие. Во многих случаях ситуация отдается на откуп медицине, необходимость вскрытия никто не оспаривает. Но вот все-таки донорство не является обязанностью с точки зрения этики. Это свободное волеизъявление, дар человека и он не может быть обязанностью. Мы можем поощрять это, пропагандировать общественными, нематериальными способами, показывать спасенных людей. Надо подчеркнуть, что донорство по существу есть дело любви, акт самопожертвования, само слово donor переводится как дар, это всегда свободное желание помочь во имя спасения другого.

Но пока по действующему закону выходит, что это наша обязанность, опять-таки при незнании законов. Мы же не говорим, что помогать онкологическим больным плохо, совсем нет. Но давайте в таком декларативном порядке постановим, что годовая зарплата каждого ушла в фонд помощи онкологическим больным.... И если кто-то начнет возмущаться, скажем «оп, вы не любите больных!» В этом будет какая-то подмена, нужно поощрять именно добровольное донорство, во всем мире основой донорства является альтруизм - добровольное стремление помочь.

Сейчас, насколько я знаю, добиваются, чтобы выделялись средства в качестве трансплантологического пособия. Если человек умирает, у него констатируется смерть мозга, и чтобы какое-то время организм поддерживался для трансплантации, потому что иначе до этого приходилось врачам или урезать, или как-то забирать часть средств от живых людей в пользу тех, кого надо было поддерживать на аппаратах после смерти. То есть такое недофинансирование отрасли требует отдельной финансовой координации....

Понятие детского донорства у нас фактически формируется законом 2011-го года, "Об основах здравоохранения граждан", и там говорится именно о донорстве посмертном - то есть у нас донорство от живых детей запрещено, за исключением изъятия костного мозга, и ребенок у нас считается до 18 лет еще ребенком. В проекте нового закона, если мы его обсуждаем, предполагается спрашивать согласие. Единственное что можно выделить как проблему - предусмотрено согласие лишь одного родителя, это считается достаточным, но может стать критичным, если мать против, а отец - за. Есть вопросы, которые, в общем, не так просты. В отношении детей предполагается получать согласие принципиально. То есть для ребенка выбирают лучшую форму, но почему бы ее не сделать и для взрослого?

Антон Бурков, завкафедрой европейского права и сравнительного правоведения гуманитарного университета:"Людей не спрашивают и обманывают, начиная с 1992-го года"

Понятие черная трансплантология в принципе объективно, потому что оно появилось благодаря тому, что у нас абсолютно законодательство непрозрачно. Оно пустое! Есть у нас сегодня закон о трансплантации органов и тканей - он составляет всего три странички, регулирует отношение к пациенту-донору всех родственников, врачей, трансплантологов, прокуратуры. Там можно еще много пальцев загнуть, но на все про все, повторюсь, три страницы. И даже взять вот эту статью восьмую так называемой презумпции о согласии - на самом деле это вмененное согласие, нас никто не спрашивает и не собирается спрашивать, хотим мы или нет.

Сейчас задумали создать регистр. С 1992 года этого регистра нет, это значит, что у нас никто с 1992 года не спрашивает согласия. Врачи, как сказал другой эксперт, не обязаны подходить и спрашивать согласие у пациента. Ведь в этой статье закреплена ловушка для таких людей и их родственников, потому что закон говорит о том, что изъятие органов запрещено, если родственники подошли к врачам и выразили несогласие на изъятие. Теперь представьте себе ситуацию, как это будет выглядеть на практике? Какой человек в здравом уме подойдет к врачам и скажет «я не хочу, чтобы у моего родственника изымали органы»? Да, никто даже не догадывается, что кто-то планирует изъять органы!

И хоронят тела родственников без органов, даже не зная об этом. Есть исключения, когда возбуждается уголовное дело в отношении причинившего смерть, есть материалы, есть заключения эксперта, где написано что изъяты органы, и тогда родственники понимают, что без их ведома, без их согласия изъяты органы.

Кто в ответе за наши органы?

Сегодня у нас самое либеральное законодательство по изъятию органов, изымая органы не нужно никого спрашивать ни при жизни, ни после смерти. Тогда почему у нас дефицит органов? Ответа на это дали сами реаниматологи и трансплантологи в социологическом опросе, который провел Левада-центр в 2013 году. Дело в обеспеченности трансплантологов и реаниматологов. Реаниматологам платят деньги не за то, чтобы они сохраняли трупы для трансплантологов, их обеспечивают оборудованием, чтобы они сохраняли жизнь - поэтому трупы просто не доходят до трансплантологов. Проблема не в том, что у нас люди жадные - у людей не спрашивают сегодня ничего, вот в чем проблема!

То, что написано в законе - это не презумпция согласия, это вмененное согласие. Ловушка для и пациентов, потенциальных доноров и для их родственников, потому что их действительно ставят в ситуацию, когда их обманывают, не говорят и не сообщают важную информацию, которая помогает принять решение: давать согласие или не давать. Эта презумпция просто исключается, превращаясь во вмененное согласие.

С 1992 года, то есть на протяжении четверти века у нас изымали органы без согласия. И это сформировало отношение к врачам. Потребуется еще 10-15 лет, чтобы это отношение изменить.

Настоящий Закон определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.

Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки. (в ред. Федерального закона от 20.06.2000 N 91-ФЗ)

РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека

Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья.

Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей - специалистов не будет причинен значительный вред.

Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента.

Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли - продажи. Купля - продажа органов и (или) тканей человека влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ)

Операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам производятся на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций.

Статья 2. Перечень органов и (или) тканей человека - объектов трансплантации

Объектами трансплантации могут быть сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с Российской академией наук. (в ред. Федеральных законов от 29.11.2007 N 279-ФЗ , от 23.05.2016 N 149-ФЗ)

Статья 3. Ограничение круга живых доноров

Изъятие органов и (или) тканей для трансплантации не допускается у живого донора, не достигшего 18 лет (за исключением случаев пересадки костного мозга) либо признанного в установленном порядке недееспособным.

Изъятие органов и (или) тканей не допускается, если установлено, что они принадлежат лицу, страдающему болезнью, представляющей опасность для жизни и здоровья реципиента. Изъятие органов и (или) тканей для трансплантации у лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от реципиента, не допускается.

Принуждение любым лицом живого донора к согласию на изъятие у него органов и (или) тканей влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Учреждения здравоохранения, осуществляющие забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека

Забор и заготовка органов и (или) тканей человека, а также их трансплантация осуществляются в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. (в ред. Федерального закона от 09.02.2007 N 15-ФЗ)

Часть вторая - Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 09.02.2007 N 15-ФЗ)

Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека, перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, а также правила осуществления деятельности указанных учреждений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с Российской академией наук. (в ред. Федеральных законов от 09.02.2007 N 15-ФЗ , от 23.05.2016 N 149-ФЗ)

Статья 5. Медицинское заключение о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека

Медицинское заключение о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека дается консилиумом врачей соответствующего учреждения здравоохранения в составе лечащего врача, хирурга, анестезиолога, а при необходимости врачей других специальностей на основании инструкции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (в ред. Федеральных законов от 29.11.2007 N 279-ФЗ , от 23.05.2016 N 149-ФЗ)

Статья 6. Согласие реципиента на трансплантацию органов и (или) тканей человека

Трансплантация органов и (или) тканей человека осуществляется с письменного согласия реципиента. При этом реципиент должен быть предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством. Если реципиент не достиг 18 лет либо признан в установленном порядке недееспособным, то такая пересадка осуществляется с письменного согласия его родителей или законного представителя.

Пересадка органов и (или) тканей реципиенту без его согласия либо без согласия его родителей или законного представителя производится в исключительных случаях, когда промедление в проведении соответствующей операции угрожает жизни реципиента, а получить такое согласие невозможно.

Статья 7. Действие международных договоров

Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые указаны в настоящем Законе, то действуют правила международного договора.

РАЗДЕЛ II ИЗЪЯТИЕ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ У ТРУПА ДЛЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ

Статья 8. Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей

Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту.

Статья 9. Определение момента смерти

Органы и (или) ткани могут быть изъяты у трупа для трансплантации, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей - специалистов.

Заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга), установленной в соответствии с процедурой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (в ред. Федеральных законов от 29.11.2007 N 279-ФЗ , от 23.05.2016 N 149-ФЗ)

В диагностике смерти в случае предполагаемого использования в качестве донора умершего запрещается участие трансплантологов и членов бригад, обеспечивающих работу донорской службы и оплачиваемых ею.

Статья 10. Разрешение на изъятие органов и (или) тканей у трупа

Изъятие органов и (или) тканей у трупа производится с разрешения главного врача учреждения здравоохранения при условии соблюдения требований настоящего Закона.

В том случае, когда требуется проведение судебно-медицинской экспертизы, разрешение на изъятие органов и (или) тканей у трупа должно быть дано также судебно-медицинским экспертом с уведомлением об этом прокурора.

РАЗДЕЛ III ИЗЪЯТИЕ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ У ЖИВОГО ДОНОРА ДЛЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ

Статья 11. Условия изъятия органов и (или) тканей у живого донора

Изъятие органов и (или) тканей у живого донора для их трансплантации может осуществляться только в интересах здоровья реципиента и в случае отсутствия пригодных для трансплантации органов и (или) тканей трупа или альтернативного метода лечения, эффективность которого сопоставима с эффективностью трансплантации органов и (или) тканей. (в ред. Федерального закона от 20.06.2000 N 91-ФЗ)

Изъятие органов и (или) тканей у живого донора для трансплантации реципиенту допускается при соблюдении следующих условий:

Врачам и иным сотрудникам учреждения здравоохранения запрещается разглашать сведения о доноре и реципиенте.

Разглашение таких сведений влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Недопустимость продажи органов и (или) тканей человека

Учреждению здравоохранения, которому разрешено проводить операции по забору и заготовке органов и (или) тканей у трупа, запрещается осуществлять их продажу.

Действие настоящего Закона не распространяется на препараты и пересадочные материалы, для приготовления которых использованы тканевые компоненты.

Статья 16. Ответственность учреждения здравоохранения

Если здоровью донора или реципиента причинен вред, связанный с нарушением условий и порядка изъятия органов и (или) тканей либо условий и порядка трансплантации, предусмотренных настоящим Законом, учреждение здравоохранения несет материальную ответственность перед указанными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России.