Формирование окружения как фактор становления личности. Среда как фактор развития Воздействие социальной среды и личности

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что социальная среда оказывает сильнейшее влияние на человека и является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Объектом данной работы является социальная среда, а предметом – изучение влияния социальной среды на личность.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Под влиянием бихевиористической парадигмы родился такой подход: любой данный индивид развивается в некой среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как элементы среды. Связь "индивид-общество", по существу, ничем не отличается от связи "организм-среда". Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптации, уравновешивания, подкрепления и т.д. Правда, воздействия социальной среды более сложны (чем физической), также как и более сложны ответы индивида.

Цель данной работы - рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся социальной среды и личности.

Цель работы определяет постановку следующих задач: рассмотрение формирования конвенционных значений, социальных ролей, социальной активности, деятельности, социальных установок и ориентаций личности.

1. Личность, как социо-культурное образование

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

В качестве отправных идей для понимания природы личности можно принять высказывание А. Н. Леонтьева. Характеризуя предмет психологии личности, он писал: «Личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами».

Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.

По широко распространенному в психологии определению, роль - это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный, несвободный способ его участия в жизни общества. Статус определяет поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия.

Понятия статуса и роли имеют отношение к определению личности. Не случайно в обыденном сознании личность человека отождествляют с его социальным положением, общественным статусом, о личности судят по его социальным действиям, по его социальной роли.

Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция - это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социо-культурное образование. Можно встретить и такое определение: личность - это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.

2. Социальная среда и личность

Социальная среда - это прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения. Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения.

Комплекс научных знаний, богатый жизненный опыт, мотивы своих поступков личность черпает из непосредственного источника, которым выступает социальная среда. На первый план выдвигаются те объективно существующие в обществе возможности, которые позволяют проявить себя индивидууму как личности. Содержание этого воздействия заключается в том, что реализация прав, свобод и обязанностей личности должна происходить на основе сочетания интересов всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Это возможно только в том обществе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Кроме государственно-общественной среды, социальной в широком смысле слова, следует выделить и микросреду, куда входят отношения, возникающие в малой социальной группе, в трудовом коллективе, членом которого является личность, совокупность межличностных отношений.

Нельзя считать, что под воздействием социальной среды в широком смысле слова происходит унификация представителей, что все они становятся совершенно одинаковыми. Каждая личность имеет свои специфические черты, отличающие её.


2.1. Формирование конвенционных значений

Система взглядов каждого человека, относящаяся к его окружению, состоит из знаний. Формирование общих знаний оказывается возможным отчасти потому, что все человеческие существа обладают сходными биологическими качествами. Физический мир знаком нам преимущественно благодаря воздействию на него, и согласие относительно свойств физических объектов достигается потому, что, манипулируя ими, все люди приобретают сходный опыт.

Общие представления о реальности основываются отчасти на правильном функционировании сенсорных органов. Любые нарушения в протекании сенсорных процессов делают восприятия каждого человека более идиосинкратическими, и возможности достижения согласия ослабляются.

Сходство биологических характеристик, однако, врядли достаточно для объяснения согласия в тех случаях, когда речь идет о значениях чего-то такого, что не может быть непосредственно воспринято или чем нельзя манипулировать. Большинство конвенционных знаний человек усваивает благодаря тому, что другие люди реагируют на его поведение стандартным образом. Значение большинства категорий ясно устанавливается благодаря тому, что реакции других людей институционализируются. Каждое приспособление человека, участвующего в организованных группах, фиксируется в привычку и подкрепляется посредством социальных санкций.

Приобретение конвенционных значений представляет собой научение соответствующим способам опознавания и классификации объектов и развития по отношению к ним принятых способов действия. Чаще всего те или иные ценности усваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям других людей.

Когда новый человек включается в группу, его поведение постепенно приближается к принятым стандартам – начиная с грубого подражания и мало-помалу развиваясь в конвенциальные процедуры.

Именно систематические и однообразные реакции других людей формирует и фиксирует шаблоны поведения индивида. Значения развиваются в процессе естественного отбора. Формы поведения, которые дают человеку возможность успешно приспосабливаться к существующим условиям жизни, сохраняются, чтобы стать частью его ориентации по отношению к миру.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Социализация личности есть объективное явление, она многоаспектна, и поэтому изучается во многих науках. В педагогике как науке об образовании учитываются и используются все аспекты социализации для познания и оптимальной организации передачи социального опыта и духовных ценностей от поколения к поколению.

В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования – высшие психические функции, в составе которых знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность.

В социализации различают культурную и социальную подсистемы. Информация о них расположена в зонах потенциального и ближайшего развития, поэтому успешность социализации существенно зависит от социального окружения школьника от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя (домашняя) и дальняя (социальная) среда.

Характеристики социальной среды: общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.

Ближняя (домашняя) среда – семья, родственники, друзья. Эта среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Как правило, именно в семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья во многом определяет круг интересов ребенка и его потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. В семье закладываются нравственные и социальные качества.

Кризис семьи на современном этапе, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних.

В семье и школе в условиях, ограниченных бытовыми отношениями и познавательной деятельностью, осуществляется частичная социализация. Основные социальные новообразования появляются в трудовой и общественной деятельности.

Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. Социальное взаимодействие с ним ведет к интернационализации (присвоению) социального опыта путем актуализации (воспроизведения) культурных потребностей, желаний, сопровождаемых соображениями престижа, выгоды, необходимости повиновения.

Влияние социальной среды на развитие и обучение ребенка.

Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его как биологического индивида в социальное существо - личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему. В понятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда - это семья, родственники, друзья.

Каково же влияние среды на формирование человека? Единства в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок - обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Школа, класс, друзья - следующий концентр близкого окружения подрастающего человека. Их влияние на становление и развитие личности весьма значительно. От силы, уровня и качества воздействия зависит, каким человек вырастет, носителем каких ценностей он станет.

Зависимость учебной деятельности от темперамента.

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т. е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей.

Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

Именно поэтому при разработке индивидуальной работы с учащимися необходимо учитывать и особенности темперамента.

Причины изучения данной темы.

Причиной подробного изучения данной темы стала проблема, с которой я столкнулась при подготовке учащихся к ГИА. А именно то, что не все учащиеся в полной мере могут выполнить данные им задания. От чего это зависит? Этот вопрос долго стоял передо мной. Но став изучать связь социальной среды, в которой находится ребенок, а также зависимость учебной деятельности от темперамента, я нашла ответы на свои вопросы.

При подготовке к урокам мы не учитываем тот факт, что некоторое дети очень подвижны и активны, им тяжело выполнять монотонную работу, требующую усидчивости, другие же, наоборот, спокойны, их тяжело настроить на активную деятельность, для таких детей тяжела быстрая, активная работа, обычно они ее избегают, молча отсиживая на уроках.

Также меня беспокоил тот факт, что некоторые дети активно работают в школе, а дома практически ничего не делают, другие - наоборот, хорошо работают дома. Причина оказалась проста. В большинстве случаев подготовка к урокам дома зависит от социальных условий семьи. Проведя анализ, было выявлено, что у многих учащихся есть младшие братья и сестры, а также домашнее хозяйство. Поэтому дома им просто не до выполнения школьных заданий. Таким учащимся необходимо больше работать в школе, в отличие от тех, кто дома в спокойной обстановке выполняет все необходимые задания.

Естественно, данный факт негативно отражается на успеваемости учащихся. Проведя анализ основных письменных работ, в том числе КДР за предыдущие года обучения, были выявлены низкие результаты у большинства учащихся.

Так как главной задачей для школы является успешная сдача экзаменов выпускниками, базой для формирования представляемого педагогического опыта стал выпускной 9 класс.

Для выявления необходимых данных об учащихся выпускного класса, был проведен анализ от родового анамнеза до социального развития среды, в которой пребывает ребенок, а также проведено тестирование по выявлению темпераментов.

Взяв во внимание данные тестирования, а также анализ взаимоотношения в семье и школе, учебной деятельности была разработана индивидуальная работа по подготовке учащихся к КДР и ГИА по русскому языку.

Психолого-педагогический портрет класса.

В 9-м классе в данный момент обучаются 10 человек, в том числе 5 девушек и 5 юношей.

Класс довольно дружный, ребята доброжелательно относятся друг к другу и в целом дорожат учебой именно в этом классе, не смотря на то, что несколько ребят пришли из других школ в 5-8 классах. Вместе с тем интеллектуальный уровень класса не слишком высо¬кий, что является причиной того, что большинству учеников гораздо интереснее участвовать в различных поездках, походах, дискотеках, спортивных соревнованиях и т.д., нежели в интеллектуальных мероприятиях (олимпиадах, интеллектуальных конкурсах).

Ярким лидером в классе является Дылевая Юлия, которая изначально проявляла себя как хороший организатор, хотя в обучении и не имеет заметных успехов. В данный момент она является организатором всех классных дел. Также в классе есть еще одна ученица, хоть она и является полной противоположностью Юли (лучшая ученица в классе, имеет мягкий характер),но все же активно участвует во всех делах класса и помогает Юле. Это наиболее ответственные люди, они не подведут.

Остальные равнодушны к делам класса и школы, но при этом выполняют отдельные пору-чения.

Уровень воспитанности в классе довольно высокий. В лексиконе ребят практически отсутст-вуют грубые слова. Крайне редко можно услышать непозволительные интонации в разговорах друг с другом, учителями и родителями.

Состояние учебной деятельности в целом оставляет желать много лучшего. Даже на уроках гуманитарного цикла «расшевелить», разговорить класс, побудить к активной деятельности бывает нелегко, на уроках естественнонаучного и физико-математического цикла вообще активно ра¬ботают 3-4 человека, остальные пассивно следят за ходом урока.

Стараются добиться результатов, хотя и не всегда успешно примерно 4-5 учащихся, остальные равнодушно относятся к своей успеваемости. Юноши более пассивны, чем девушки, и на уроках, и во внеурочной жизни. Но все они очень разные.

Конечно, нельзя не отметить фактор, который во многом мешает обучению детей. Это социальные сети, зависимостью от которых охвачены все учащиеся данного класса. Все свободное время учащиеся проводят именно там, а все это по одной простой причине, что в силу особенностей подросткового возраста, у учащихся проявляются множество комплексов(у нескольких подростков дефект речи, у некоторых комплекс по поводу своей внешности),которые исчезают именно в социальных сетях, там подростки легко и раскрепощенно общаются и чувствуют себя комфортно. На уроках же мы видим совершенно обратное: они стеснительны, молчаливы, ответа добиться от большинства практически невозможно.

Таким образом, мы видим, что перед нами стоит большая проблема в обучении детей и подготовке к итоговой аттестации, которой никому не избежать. В связи с этим необходимо разработать индивидуальную работу с учащимися, которая будет включать в себя не только умственные особенности подростка, но и психологические, ведь чаще всего причиной снижения интереса к учебе заключаются именно в психологическом состоянии учащегося. Для того, чтобы выявить эти причины, необходимо знать особенности подросткового возраста, взаимоотношения в семье и со сверстниками.

На основании этих исследований, а также взяв во внимание анализ уровня знаний учащегося, можно составить индивидуальный план работы, который будет учитывать все особенности конкретного ребенка(некоторым учащимся проще работать дома, т.к. в школе он не может собраться, другим-наоборот проще выполнять работу в школе, т.к. дома они загружены домашними делами или сидят с младшими сестрами и братьями). Все это необходимо учитывать для того, чтобы индивидуальная работа дала положительный результат.

Педагогический опыт.

В составлении данного педагогического опыта использовались различные методы:

Анкетирование (учащихся 9 класса);

Тестирование (тест на темперамент);

Анализ(социальной среды, в которой находится учащийся).

Актуальность педагогического опыта.

Проблема наиболее результативной подготовки учащихся к экзаменам всегда стояла перед учителями. Каждый учитель старается подобрать и составить задания так, чтобы они были доступны и понятны каждому. Но всегда ли этого достаточно? Оказывается, нет. Не всегда лишь удачный подбор заданий влияет на успеваемость и уровень подготовки. Именно поэтому данную тему педагогического опыта я считаю актуальной.

Прошли те времена, когда учитель шел в класс и знал, что все дети будут максимально сосредоточены и внимательны, когда большинство детей усваивали информацию сразу и всегда выполняли домашнее задание, не зависимо от того, какие проблемы и обстоятельства дома. Современные подростки стали другими, у них появилось много отвлекающих факторов, таких как интернет, а именно, социальные сети, им доступны многие развлечения. Это, естественно, мешает обучению, подростков тяжело организовать и заинтересовать работой. Современный мир диктует другие правила. Поэтому перед учителями стоит очень важная и тяжелая работа – дать учащимся ту базу знаний, которая им необходима для дальнейшего обучения и развития. В этой работе учителям большими помощниками могут оказаться родители. Но практика показала, что лишь единицы родителей регулярно следят за успеваемостью детей и выполнением задания, большинство же заняты работой и более младшими детьми.

Научность представляемого педагогического опыта.

В современной педагогике ведется постоянный поиск новых идей и методов преподавания. Это происходит потому, что большинство методов устарели, ведь меняется мир, меняется общество, соответственно должна меняться и методика преподавания. В современном обществе уже другие ценности и принципы, их нельзя не учитывать при обучении детей.

Так как подростки требуют, в большинстве случаев, именно индивидуальный подход, который бы учитывал все его особенности и интересы, данная тема педагогического опыта соответствует современным требованиям к обучению. Данная методика учитывает все необходимые факторы, влияющие на качество обучения ребенка.

Результативность педагогического опыта .

В течение 2012 -2013 учебного года данная методика применялась на базе 9 класса. Для каждого учащегося разрабатывались задания с учетом особенностей темперамента, а также большинство заданий проводились в удобной для ученика форме: некоторым детям большинство заданий давались на дом, а некоторым приходилось работать в школе, чтобы дома их не отвлекали различные факторы. Данные виды заданий использовались при подготовке учащихся к КДР и ГИА.

По истечению учебного года, был проведен анализ КДР за 2012 -2013 год, который показал 100% обученности учащихся, чего в предыдущие года не наблюдалось. Качество обучения также стало выше, но не намного. Это объясняется тем, что данный метод индивидуального подхода используется в данном классе год, что недостаточно для достижения высоких результатов. Если данный метод использовать с 5 класса обучения, он даст более высокие результаты.

Новизна представляемого педагогического опыта.

Данная методика подготовки учащихся к экзаменам является новой, так как не использовалась ранее. Конечно, нельзя не брать во внимание тот факт, что по отдельности эти методы периодически используются в обучении. Но именно комбинация их в единое целое дает положительные результаты. Эти результаты видны уже по истечению года обучения по данной методике.

Технологичность представляемого педагогического опыта.

На базе 9 класса школы № 24 данная методика применяется первый год, но уже зарекомендовала себя, как эффективный способ подготовки учащихся к экзаменам (возможно применение данной методики для более качественной подготовке к урокам).

Данная методика легка в применении, поэтому ее может использовать каждый желающий педагог любого образовательного учреждения.

Выводы.

Проведя работу по определению влияния социальной среды, а также зависимости учебной деятельности от темперамента, можно сделать вывод о том, что каждый ребенок индивидуален и требует особого подхода. Именно эти факты дают возможность улучшить качество подготовки учащихся к урокам и экзаменам, проявить интерес к учебе.

Практика показала эффективность данной методики, уровень обученности улучшился. Нельзя не отметить и тот факт, что дети ценят индивидуальный подход и с большим интересом берутся за работу.

Данная методика еще положительна и тем, что подбирая задания индивидуально для каждого учащегося, им не у кого списать, таким образом сам собой отбрасывается данный вариант выполнения задания, учащемуся ничего не остается, как выполнять задание самому, и со временем это дает положительные результаты.

Простота применения данной методики на практике дает возможность каждому педагогу, использующему ее в своей практике, корректировать и вносить изменения в данный метод подготовки. Таким образом, данная методика в скором времени станет распространенной т более усовершенствованной.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Социальная среда и личность

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что социальная среда оказывает сильнейшее влияние на человека и является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Объектом данной работы является социальная среда, а предметом - изучение влияния социальной среды на личность.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Под влиянием парадигмы родился такой подход: любой данный индивид развивается в некой среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как элементы среды. Связь "индивид-общество", по существу, ничем не отличается от связи "организм-среда". Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптации, уравновешивания, подкрепления и т.д. Правда, воздействия социальной среды более сложны (чем физической), также как и более сложны ответы индивида.

Цель данной работы - рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся социальной среды и личности.

Цель работы определяет постановку следующих задач: рассмотрение формирования конвенционных значений, социальных ролей, социальной активности, деятельности, социальных установок и ориентаций личности.

Социальная среда и личность

Личность формируется в социальной среде. Что же представляет собой эта среда и из каких «компонентов» слагается? Методологический принцип, сформулированный Марксом, подчеркивает, что среда человека -- это особый социальный мир, «вторая природа», являющаяся «продуктом промышленности и общественного состояния», результатом деятельности целого ряда поколений людей (1). Человек не пассивный «объект» в руках мистических обстоятельств, он сам активный субъект изменения условий своей жизни; связь человека со средой осуществляется посредством деятельности. Маркс и Энгельс подчеркивали, что обстоятельства, в которых действуют люди, сотворены самими людьми и, в свою очередь, выступают по отношению к ним как объективные условия их существования и развития.

Раскрывая общественную среду как определяющий фактор развития личности, важно анализировать прежде всего общественное бытие, структуру общественно-экономической формации, систему разделения труда и социальных отношений, не упуская при этом и те компоненты социальной действительности, с которыми человек непосредственно взаимодействует и которые составляют его ближайшую «микросреду». При этом «микросреда» есть звено общих социальных условий, преломляющее их воздействие на личность. Неправильно было бы рассматривать ее в отрыве от общих законов функционирования общества или представлять отношения в микроокружении человека моделью всех общественных отношений. В буржуазной эмпирической социологии подобный подход является своеобразным средством отказа от анализа объективных общественных отношений -- экономических, социально-политических, правовых и других -- при рассмотрении условий формирования личности и сведения всех социальных связей к «психологическим контактам», типичным для малых групп человеческого общения. Этим самым устраняются исторически конкретные социальные формы бытия, определяющие социально-классовую типологию личностей, и все сводится к абстрактной «всеобщей природе человека», не зависящей фактически от реальной истории.

Среда личности представляет собой сложное единство общего, особенного и единичного. Не только черты общества в целом, его социально-классовой структуры, но и особенности групп, коллективов, к которым принадлежит человек, семья, группы общения и т. д., -- все это оказывает влияние на развитие личности, формирует индивидуальное своеобразие ее духовного мира. Особенности этих групп, разный уровень их социального развития и зрелости предполагают разнообразие в обычаях, традициях, нормах, которыми регулируется поведение человека. Эта разница «микроусловий» преломляет усвоение личностью общественной информации. Существенным компонентом социального окружения человека является «идейная среда», «нравственно-психологическая атмосфера», которые складываются из взаимодействия разных моментов, характеризующих общественную идеологию и психологию, средства и методы воспитания, объем, содержание и методы распространения той информации, которую общество предоставляет личности, настроения, мнения, а также особенности психологии разных групп и духовный облик окружающих личностей. социальный маркс общественный

Немаловажны здесь и условия места (территориальное окружение человека) -- город, рабочий поселок, деревня, национально-этническое окружение, формы и размер дохода семьи, объем свободного времени, формы проведения досуга, обычаи и традиции ближайшего окружения. Все это формирует определенный уклад жизни, сказывается на обычных, привычных формах отношений человека с миром, его окружающим.

Изучение социальной среды, окружающей личность, должно охватывать все компоненты, которые неравноценны в общем значении, но в индивидуальном воздействии каждый из них может стать фактором, стимулирующим развитие личности в том или ином направлении. Немаловажное значение имеет «вещное окружение» человека. Вещи также обладают социальным значением и играют разную роль в жизни человека. С вещами связан уклад жизни, с ними передаются из поколения в поколение разные системы действий (особенно в производстве). Вещи, окружающие человека, являются посредником в передаче определенных нравов, эстетических вкусов. Они несут в себе и разное социальное содержание. Например, при капитализме стремление к личному обладанию вещным богатством -- движущий стимул буржуазной личности. Значительность личности определяется ее собственностью, а сама вещь становится не просто предметом потребления, а символом престижа. При капитализме возникает и так называемая престижная культура, когда обладание какой-либо вещью становится ценным не само по себе, а из-за престижных соображений, как свидетельство определенного социального положения личности. Культ вещей, погоня за предметами моды формируют человека-потребителя.

Социалистическому обществу чужд культ вещей, но опасность формирования потребительского отношения к жизни, к сожалению, полностью не изжита. Поэтому воспитание разумного отношения к материальным и духовным потребностям есть одна из важнейших задач формирования гармонической личности, у которой функция потребления не должна разрастаться до размеров, грозящих поглотить саму личность. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что школа почти не уделяет внимания развитию материальных потребностей; установки молодежи в сфере потребления складываются в основном стихийно и поэтому далеко не всегда правильно.

В сфере социальных отношений и общения личности огромную роль играют традиции и обычаи. В воспитании человека как гражданина велика роль революционных традиций. Их поддержанию и развитию способствуют и специальные средства, с помощью которых традиции оживляются и приобретают эмоциональную окраску. Организация праздников, походов, военно-спортивных игр дает молодежи возможность ощутить дух революционной героики, прочувствовать все величие подвига, совершенного во время революции и в Великую Отечественную войну. Это тем более необходимо, что многие исследователи отмечают нередко отставание социального опыта современной молодежи от уровня ее знаний.

Традиции и обычаи, привычные формы отношений могут обладать разным социальным содержанием. Они могут быть сознательно организованными формами жизни и отношений людей. В пользу этого говорит педагогический опыт А. С. Макаренко и других педагогов, с определенной педагогической целью создававших соответствующий комплекс деятельности и отношений, побуждавших личность к восприятию социалистических норм поведения. К сожалению, традиции и обычаи той микросреды, в которой воспитывается личность, могут нести в себе и некоторый запас старых, досоциалистических форм, относящихся к области пережитков. Например, ребенок, воспитывающийся в семье, где еще сохраняется индивидуалистический уклад жизни, где бытуют пьянство и грубость, приходя в школу, приносит с собой и определенные навыки поведения, которые могут восприниматься и другими детьми. Для устранения подобных антисоциальных привычек недостаточно одних бесед о морали, важно так перестроить систему отношений ребенка с окружающими, чтобы он смог приобрести новые привычки, нравственно-позитивный опыт.

Социальные функции личности реализуются внутри тех коллективов, где протекает ее жизнедеятельность. Это прежде всего семья, в которой начинается вхождение человека в общественный мир, школа и другие воспитательные учреждения, общественные организации, трудовые коллективы и разнообразные группы общения на работе, в быту и т. д. Все эти коллективы разнообразны по своему содержанию, по значению, по уровню социальной зрелости (если иметь в виду развитие в них социалистических принципов и отношений). Личность в своем формировании осознает и соотносит общественные, коллективные интересы и требования с личными, может переживать и конфликтные ситуации, когда эти нормы, интересы и требования по тем или иным причинам расходятся.

Индивидуальный облик личности создается тем, что человек в процессе своего формирования и развития последовательно и одновременно живет и действует в разнообразных связях и отношениях: их «пересечение» не только обогащает личность, но и при определенных условиях может иметь отрицательные последствия -- «раздвоение личности», разрыв между знаниями, убеждением и поведением и т. п. Человек является той точкой, где скрещиваются и отбираются различные социальные влияния. Это разнообразие ставит его перед ситуацией выбора решения, требующего активной позиции. Воздействие среды, поскольку оно разнообразно, не предполагает однозначного решения; выбор линии поведения осуществляется самим человеком.

Из всех элементов микросреды коллектив оказывает наибольшее влияние на формирование личности как во взрослом, так и в детском возрасте. Структура коллективных отношений сложна, она включает деловые (функциональные), управленческие и нравственно-психологические отношения. Каждый коллектив -- это такой социальный организм, в котором личности объединены не только системой объективных взаимоотношений, но и возникающими на их основе «психологическими» связями. В коллективе есть своя «психологическая» структура, проявляющаяся в особенности коллективного мнения, в общности оценок, норм отношений и поведения, в характере требований коллектива к своим членам, в целях, планах и т. д.

Межличностные связи, возникающие в общении членов коллектива, оказывают значительное влияние на формирование индивида. Они обладают известной самостоятельностью по отношению к функционально-деловой или управленческой структуре, поскольку складываются в общении разнообразных индивидуальностей. В этих отношениях существует не только «деловая заинтересованность» личностей, но и чувства их по отношению друг к другу, взаимные симпатии или антипатии, которые создают определенную эмоциональную атмосферу коллектива, влияющую на поведение личности. Существование этой атмосферы может сделать совместную работу или учебу приятной или тягостной для личности, сказываясь и на ее самочувствии, и на общем стиле и тоне отношений в коллективе. Эта эмоциональная атмосфера связывает личность с коллективом или отталкивает от него и делает коллективы значимыми или безразличными для личности. В первом случае они выступают как сильнодействующий инструмент воспитания; мнения и оценки коллектива оказываются чрезвычайно важными для личности.

Весьма важным является и место, которое занимает личность в коллективе, в деловых и в личных отношениях. Это место не всегда одинаково, о чем говорят многочисленные социометрические исследования. Человек дорожит не только своей деловой репутацией, но и личной, он может испытывать страдания, идти на самопожертвование, чтобы не потерять личного достоинства, не пасть в мнении своих товарищей. Это очень важный социально-психологический «механизм», который необходимо учитывать в воспитательной работе. К сожалению, он не всегда несет в себе позитивное содержание; все зависит от социальной характеристики того коллектива, который оказывается максимально значимым в глазах личности. Если личность ориентируется на мнимый коллектив с антисоциальными ценностями, то этот механизм работает против личности, но во всех случаях необходимо учитывать его действие. Через перестройку отношений в коллективе или отношений личности с коллективом можно достигать значительного воспитательного эффекта.

Необходимо учитывать также и социально-психологический механизм авторитета коллектива, который играет большую роль в процессе управления как коллективом, так и его членами. Влияние коллектива на личность и восприятие ею коллективных задач и целей существенным образом зависят от его авторитета, который является как бы «социальным ферментом», усиливающим процесс взаимодействия коллектива и личности. Авторитет личности складывается в разных видах деятельности и отношений. Деловой авторитет, наибольшая компетентность в решении различных вопросов приобретаются через образование, овладение наукой; нравственный авторитет создается и поддерживается в общении с людьми, в принципиальном поведении, в умении применять одни и те же принципы и требования по отношению к себе и к другим людям.

Личность стремится к самоутверждению в коллективе посредством приобретения авторитета в каком-либо виде деятельности, чаще всего в наиболее значимом для коллектива, или в нравственных отношениях. Если ей это удается, она занимает прочные позиции и ее поведение регулируется коллективными нормами. Если же это ей не удается, то стремление приобрести авторитет любой ценой может вылиться в уродливые и смешные формы, и во всех случаях это отрицательно сказывается на позиции личности и на направлении ее развития. В социально-психологических исследованиях отмечаются разновидности мнимого авторитета, с помощью которых личность стремится поразить воображение сверстников, -- нарушение дисциплины, небрежное отношение к общепринятым нормам поведения и т. п.

Среда не действует фатально, с роковой предопределенностью, она не обусловливает с железной необходимостью судьбу и внутренний мир человека, его характер, мотивы, установки. Думать так было бы большим заблуждением. Человек активен, он сам создает среду своего существования, сам же ее изменяет, если она не отвечает его потребностям. Конечно, он делает это не в одиночку. Человек отнюдь не бессилен перед лицом обстоятельств, он может быть рабом их, но может быть и хозяином, -- это зависит не только от социальных условий, но и от его собственной позиции. Абсолютизация роли среды и недооценка активности личности приводят нередко к большим издержкам в воспитании, к безответственности человека, к его пассивности. Между тем если не вся среда, в которой человек живет, то «микроокружение» является предметом его выбора. Личность может влиять на свое непосредственное окружение, она вовсе не должна приспосабливаться к нему, во многих ситуациях нужно бороться с дурным окружением, преобразовывать характер отношений, форм общения и норм жизнедеятельности в коллективе. Среда может стимулировать активность человека и может, напротив, подавлять ее или одновременно стимулировать в одном направлении и тормозить в другом. Человека не только «воспитывают обстоятельства», но и в определенной мере он сам себя воспитывает в этих обстоятельствах, избирательно относится к окружающим влияниям. Процесс самовоспитания может быть более или менее стихийным, цель педагогического управления этим процессом заключается в том, чтобы стимулировать, пробудить потребность в самовоспитании, в самоусовершенствовании личности. Не следует забывать, как выразился один из литературных героев, что «жизнь не имеет второго варианта... Тот единственный, какой есть, создаем мы сами».

Разработка научно обоснованной системы воспитания личности в нашей стране требует ясного понимания путей, методов и средств ее формирования. Необходимо учитывать, что формирование духовного мира личности осуществляется в различных видах ее активной деятельности. Поэтому преобразование содержания и структуры различных форм социальной деятельности, осуществляющееся в ходе коммунистического строительства, есть необходимое условие преобразования социальной структуры личности. Но условие это создается самими людьми в общественной практике; усвоение социального опыта личностью осуществляется через ее участие в его создании. Поэтому процесс формирования личности не следует отрывать от общих социальных, изменений, происходящих в процессе коммунистического строительства.

Великая Октябрьская социалистическая революция, построение социализма коренным образом изменили место и роль рядового трудящегося человека в обществе, ликвидировали эксплуатацию, социальное неравенство и классовые антагонизмы. С построением социализма существенно преобразовались и наполнились новым содержанием социальные функции, постепенно превращаясь в формы собственной жизнедеятельности и развития личности. Социализм вызвал к жизни новую систему ценностей, существенно преобразовал структуру мотивов трудовой и других видов деятельности у широчайших слоев населения. Стирание социальных и классовых различий в социалистическом обществе привело к выравниванию социальных условий. Уже при социализме индивидуальное развитие личности, характер ее мировоззрения, взглядов, настроений не предопределяются классовой принадлежностью.

Своеобразным продуктом новой социальной структуры социалистического общества является новый советский человек-гуманист, коллективист, интернационалист, труженик и хозяин, организатор и исполнитель, творец и строитель нового общества. Человек-труженик впервые в истории стал главной ценностью социалистического общества.

Заключение

Социальная среда -- конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек.

Социальное в человеке не оторвано от биологического, а индивидуальное начало включено в личность и проявляется в личности. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.

Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его «статусный набор». Роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и в известном смысле не зависит от его индивидуально-психологических свойств.

Именно систематические и однообразные реакции других людей формирует и фиксирует шаблоны поведения индивида. Значения развиваются в процессе естественного отбора. Формы поведения, которые дают человеку возможность успешно приспосабливаться к существующим условиям жизни, сохраняются, чтобы стать частью его ориентации по отношению к миру.

Нельзя считать, что под воздействием социальной среды в широком смысле слова происходит унификация представителей, что все они становятся совершенно одинаковыми. Каждая личность имеет свои специфические черты, отличающие её.

Изначально-рождающийся индивид, имеющий лишь натуральные психические функции, постепенно, посредством вхождения в общество (начиная с родных, близких) социализируется, т.е. становится личностью. При этом социо-культурная среда является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д. И, наконец, личность, которая сама начинает воздействовать на общество является индивидуальностью.

Вхождение индивида в общество и становление его там как личности, можно назвать "выживанием" или адаптацией. В зависимости от того насколько легко индивиду удается преодолеть трудности адаптационного периода, мы получаем личность уверенную в себе, либо конформную.

На этом этапе происходит выбор личностью мотивации и ответственности. Если в этот период индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не находит взаимопонимания, это может способствовать формированию агрессивности, подозрительности.

Человек либо становится интерналом ("кузнецом своего счастья"), либо экстерналом ("все в руках Господних").

Список использованной литературы

1. Леонтьев А.А. Психология. - 3-е изд. - М.: Смысл,1999.

2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М., Педагогика, 1983, т.1.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1985.

4. Психология: Учебник /В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; Отв. ред. А.А.Крылов. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

5. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

6. Социальная психология личности /Под ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова - М.: Изд-во «Наука»,1979.

7. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б.Ольшанского. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. чешского исследования.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика понятия личности - целостности социальных свойств человека, продукта общественного развития и включения индивида в систему социальных отношении посредством активной деятельности и общения. Особенности социальных статусов и ролей личности.

    реферат , добавлен 22.09.2010

    Анализ сущности личности и социальных ролей, которые она выполняет. Обобщение видов и характеристик социальных ролей: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация, мотивация. Социальные роли, как инструмент взаимодействия личности и общества.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2010

    Иерархическая структура личности согласно модели психического аппарата в работе З. Фрейда "Я и Оно". Социальная среда как источник возникновения всех специфических человеческих свойств личности. Роль государства в становлении и развитии личности.

    доклад , добавлен 25.05.2014

    Источники, принципы формирования социальных установок. Действие оперантного подкрепления в конкретных социальных ситуациях. Содержание бихевиористски ориентированной социальной психологии. Анализ влияния самоидентификации молодежи на социальные установки.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2015

    Основные подходы к изучению проблемы профессионально-личностного развития социальных работников. Психологические предпосылки формирования профессионально-значимых качеств. Исследование формирования альтруистических установок у социальных работников.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2011

    Характеристика особенностей процесса социальной активности личности и активности молодежи в социальных сетях. Социологическое исследование мнений молодежи о том, каким образом активность молодежи в социальных сетях может способствовать их самореализации.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2013

    Теоретические основы диагностики социальной среды. Понятие социальной среды и система социальной защиты детей в России. Методы диагностики социальной среды. Исследование социальной среды Православного детского приюта "Рождественский" в Калужской области.

    дипломная работа , добавлен 14.02.2010

    Личность. Развитие личности ребенка под влиянием факторов окружающей среды. В сложном процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и социальные факторы.

    реферат , добавлен 11.06.2006

    Понятие cоциальной роли и социального положения. Явление социальной роли в группе. Виды социальных ролей. Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации. Выработка системы организации и построения социальных ролей.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2009

    Анализ роли социальных практик в процессе формирования самосознания личности. Роль общественных традиций в процессах социализации. Личностная идентичность личности в современных социальных и культурных условиях. Основные факторы адаптационного процесса.

Биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно. Наследственные и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Его ход во многом зависит от того, в какую среду, в какую систему условий жизни и взаимоотношений будет включена биологическая особь.

В понятие среда включается вся совокупность условий, в которых осуществляется развитие организма.
Среда включает в себя три составляющие: природную, материальную (или предметную) и социальную.
Природную среду составляют климат, растительность, географические условия. Природная среда оказывает косвенное влияние через образ жизни, труд взрослых. Известно, что игры детей, проживающих на разных континентах, отличаются.

Материальная среда представлена искусственным миром, создаваемым самим человеком - это бытовые предметы, образующие собой непосредственное окружение человека, строения, книги, произведения искусства и т. п. В ходе своего развития ребенок постепенно осваивает способы употребления этих вещей; предметы, находящиеся вокруг него, способствуют формированию представлений.

Но наибольшее значение для развития имеет социальная среда. Имеющиеся в науке факты доказывают, что вне человеческого общества младенец не может стать настоящим человеком, личностью.

В начале XX века индийский психолог Рид Сингх обнаружил в волчьей стае двух девочек: восьми и полутора лет. Младшая умерла через год, а старшая дожила до 17 лет. За 9 лет ее почти удалось отучить от волчьих повадок, но речью девочка по существу так и не овладела, с большим трудом она употребляла лишь около 40 слов.

История имеет примеры того, что при соответствующих условиях среды индивид может достичь высокого уровня развития.

Экспедиция французского ученого Ж. Веляра обнаружила в деревушке, затерянной в глубине лесов Центральной Америки, брошенную на произвол судьбы маленькую девочку, которую позже назвали Мари Ивон. Она принадлежала к племени гваякилов - самому отсталому на земном шаре. Девочку привезли в Париж и поместили в школу. В конечном итоге она превратилась в интеллигентную, высокообразованную, культурную женщину.

Социальная среда представляет собой взаимосвязь трех компонентов.

Макросреду составляет общество, определенные социально-экономические и социально-политические условия жизни. Ее воздействие осуществляется в основном через средства массовой информации, книги, установленные в обществе законы, правила, посредством требований и оценки морали и эстетики.

Мезосреда включает национально-культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребенок.

Микросреда - это социальная среда жизнедеятельности ребенка, с которой он непосредственно контактирует (семейное окружение, общество взрослых, группы сверстников в различных воспитательно-образовательных учреждениях и во дворе, где живет ребенок). Взаимодействие с этими элементами среды имеет исключительное значение для развития ребенка. От того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ребенком, каков характер взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут формироваться.

По мере взросления ребенок вступает в различные контактные группы.

Первая и очень значимая, особенно в первые годы жизни, микрогруппа, - это семья. Исследователями, в частности Е. В. Субботским1, замечено, что формирование личностных качеств ребенка в значительной степени определяется своеобразием семейного микроклимата: дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности, уважения к личности ребенка, имеют немало преимуществ перед детьми, живущими в более неблагоприятных условиях.

Современные исследования показывают, что, к сожалению, в семьях нарастают негативные тенденции. Например, американский психолог У. Бронфенбреннер (данные приведены из книги Л. Ф. Обуховой) указывает, что все чаще отмечается склонность к отчуждению в детско-родительских отношениях. В числе основных причин он выделяет следующие: занятость родителей, рост количества разводов, низкий уровень материального благосостояния и, напротив, достижения цивилизации (отдельные спальни, телевизоры в каждой комнате и т. п.). Аналогичные тенденции наметились и в нашем обществе. Это приводит к формализации контактов (сделал ли уроки, поел ли) и обеднению содержания общения между родителями и детьми.

Вместе с тем общение со взрослым имеет чрезвычайно важное значение для развития психики ребенка. Исследования Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной и многих других свидетельствуют, что недостаток общения с родителями, ограниченность микросреды - причины такого явления, как госпитализм.

Известно, что важным достижением младенчества считается появление потребности в общении с людьми, которая побуждает его искать контакты со взрослым. Но эта потребность не возникает или крайне запаздывает при госпитализме. Лишенные общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, находятся в полудремотном состоянии, пассивно реагируют на внешние сигналы.

С расширением круга взаимоотношений, с поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его микросреду включается еще один взрослый - воспитатель. Характер взаимоотношений с ним, его оценка в значительной мере сказываются на становлении личности ребенка.

Кроме того, ребенок вступает во взаимодействие с детьми, то есть в микросреде начинает выделяться и система «ребенок-ребенок». Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина и др. отмечают существенное влияние общения ребенка со сверстниками на развитие его личности. Через отношение к нему сверстников формируется понимание, оценка самого себя, умение соотносить свои желания с интересами других людей.

Итак, в начале жизненного пути ребенок включен в диаду «дитя-мать (значимые взрослые)». Затем подключается система «ребенок-ребенок», которая закономерно изменяется в процессе развития (группа детского сада, школьный класс, внешкольный учебный коллектив, производственный коллектив). На определенном этапе развития, с созданием семьи происходит возвращение в рамки семейной среды, но уже в новом качестве - в качестве родителя. Такова вертикальная ось жизни человека.

Но движение личности по группам происходит и по горизонтали. В каждый момент жизни человек оказывается вовлеченным в сложную систему различных неконтактных и контактных общностей. Складывается уникальная ситуация межличностного взаимодействия: роль, статус, характер взаимоотношений и т. д.

Итак, среда, особенно социальная, оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка. В разные годы жизни каждый из компонентов среды имеет неодинаковое значение. Однако влияние среды не абсолютно: ребенок не только испытывает воздействие, но и сам преобразует мир. Он взаимодействует со средой в процессе деятельности, как собственной, так и организуемой взрослым. Выражением взаимодействия является активность самого ребенка.