Сам себе причинил телесные повреждения при дтп. Легкие телесные повреждения при дтп. Как определить размер исковых требований за моральный ущерб

Дорожно-транспортные происшествия, к большому сожалению, стали неотъемлемой чертой городов. Они создают настоящую угрозу для жизни и здоровья как водителей, так и пешеходов.

Автомобиль определяют, как источник повышенной опасности , поэтому ответственность за возникновение аварий несет водитель. Прежде чем сесть за руль, ему стоит проверить исправность всех систем.

Ведь за причинение вреда здоровью при ДТП законодательство предусматривает ответственность вплоть до уголовной.

Как определяют степень тяжести

Причинение вреда здоровью, произошедшего в результате ДТП , влечет неприятности для пострадавших лиц и водителя, который находился за рулем машины.

На дороге могут возникнуть различные ситуации и не всегда только от водителя зависит возможность избежать аварии. Существует много факторов, которые приводят к аварии :

  • опьянение;
  • отсутствие прав;
  • неисправность авто;
  • состояние здоровья водителя;
  • нарушение правил дорожного движения;
  • невнимательность и прочее.

Каждый раз водитель, находясь за рулем, рискует неумышленно причинить вред здоровью другого человека. Он в любом случае будет виноват в возникновении ДТП.

Однако строгость наказания будет минимальной, если он никак не мог избежать аварии . Обо всем по порядку.

Всего 3 вида травм могут получить участники происшествия на дороге:

  1. Легкие.
  2. Средней тяжести.
  3. Тяжкие.

Отдельно стоят случаи, когда есть летальный исход. Тяжесть причиненных травм определяет судебно-медицинская экспертиза.

Судмедэксперт осматривает пострадавшего, фиксирует анатомические и физические повреждения, дает оценку психическому состоянию.

Есть определенные критерии, которые помогают установить характер травм :

  • влияние увечий на дальнейшую жизнь;
  • длительность плохого состояния здоровья;
  • воздействие повреждений на трудоспособность;
  • потеря какого-либо органа, прекращение функционирования органов слуха, зрения, речи;
  • невозможность продолжать профессиональную деятельность.

Каждый из этих критериев образует определенную степень тяжести вреда, причиненного здоровью. Полный перечень содержится в приказе Минздрава РФ от 24. 10. 2008 №194 .

Виды степеней

Определение тяжести вреда помогает наказать виновника и помочь пострадавшему. Виновный может привлекаться как к административной, так и уголовной ответственности.

Причинение легкого вреда здоровью при ДТП регулируется ст. 12.24 КоАП РФ . Согласно данной статье под легким вредом понимается недолгое нарушение здоровья и кратковременная потеря трудоспособности.

К признакам легкого вреда относятся :

  • небольшое сотрясение мозга;
  • потеря трудоспособности от 1 до 20 суток;
  • нарушение работы систем организма и органов продолжительностью до 3 недель.

Причинение вреда здоровью средней тяжести при ДТП регулируется той же статьей КоАП. Признаками этого вида повреждений являются:

  • продолжительное, но не опасное нарушение здоровья (более 21 дня);
  • устойчивая потеря трудоспособности на одну треть;
  • среднее сотрясение головного мозга.

Намного серьезнее обстоят дела с причинением тяжкого вреда или летальным исходом одного и более лиц. Происходит возбуждение производства и начинается расследование.

Если судмедэксперт установит, что тяжелые повреждения были причинены по неосторожности, то к обвиняемому применят статью 264 УК РФ .

В случае доказательства умысла приговор выносится по ст. 111 УК РФ .

Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП характеризуется следующими травмами:

Виды ответственности за причиненный вред здоровью при ДТП

Важно отметить, что в этом вопросе существует возможность не применять наказание к водителю . Необходимо различать такие понятия, как «водитель» и «владелец авто».

К примеру, за рулем была супруга автовладельца, управлявший машиной по доверенности, она становится виновником ДТП. В этом случае ущерб возмещает не она, а ее супруг как законный владелец машины.

Владелец полностью освобождается от ответственности, если дорожное происшествие было совершено в результате угона автомобиля, действия непреодолимой силы природного и другого происхождения, предварительного умысла пострадавшего.

Например, был совершен наезд на пешехода по его же вине. Если ДТП возникло из-за неисправности авто, ответственность за это несет организация, производившая технической осмотр.

За причинение какого-либо вреда здоровью в ДТП предусмотрены административная и уголовная ответственности.

Легкий вред здоровью по КоАП наказывается :

  1. Штрафом от 2500 до 5000 рублей.
  2. Лишением прав от 1-го до 1,6 лет.

Средний вред предусматривает ответственность в виде :

  1. Штрафа от 10 000 до 25 000 рублей.
  2. Лишения прав от 1,6 до 2-х лет.
  1. В нетрезвом состоянии, по неосторожности — лишение свободы до 4 лет, принудительные работы до 3 лет без права заниматься профессиональной деятельностью.
  2. ДТП, повлекшее смерть людей – лишение свободы до 9 лет без возможности занимать определенные должности или заниматься профессиональной деятельностью в течение 3-х лет.
  3. Если был умысел, то максимальное наказание составит 15 лет лишения свободы.

Компенсация потерпевшей стороне

Для подтверждения причинения вреда здоровью пострадавшие должны собрать документы, в том числе и справку о ДТП .

Если был нанесен вред имуществу , то потребуются документы, доказывающие право собственности на него, размере причиненного вреда и расходах на его устранение.

При причинении вреда здоровью рассматриваются следующие факторы, которые предусматривают компенсацию:

  • полное возмещение потерянного дохода, учитывая все виды прибыли пострадавшего (включая предпринимательскую деятельность, работу по гражданским и трудовым договорам и др.);
  • возмещение реальных расходов на лечение и дополнительных затрат (уход, лекарства, санаторное восстановление и др.).

Потерпевшие для получения компенсации должны предоставить :

  1. Документы о размере потерянного заработка из-за причиненного вреда. Выдаются с работы или соответствующего учреждения.
  2. Документы, которые подтверждают затраты на услуги врачей и лекарства (квитанции, чеки, документы на оплату медицинских услуг, выписка из истории болезни).
  3. Заключения экспертов и медучреждений о степени утраты трудоспособности.
  4. Документы, указывающие на связанные с погребением расходы, если был летальный исход.

Кроме того, должен возмещаться и моральный ущерб за причинение вреда здоровью. Моральный вред — это нравственные и физические страдания потерпевшего, усугубляющие его состояние.

Факт морального ущерба учитывают параллельно. Компенсация за него зависит от уровня причиненного вреда и последствий для пострадавшего.

Моральный ущерб так же необходимо доказать с помощью свидетельских показаний, заключений докторов.

Процедура возмещения ущерба

Действия пострадавшего зависят от того, есть ли у владельца авто полис ОСАГО или нет .

Если страховка присутствует, потерпевший может обратиться в страховую компанию или к лицу, который ответственен за вред, за выплатами.

Виновный водитель обязан сообщить потерпевшему данные договора страхования . Далее последний должен предоставить страховщикам документы о ДТП, размере вреда здоровью и страховой выплате.

Страховая компания должна рассмотреть заявление в течение 30 суток , и принять решение о выплате или отказе. За просрочку предусматривается пеня.

Выплаты по ОСАГО за причинение вреда здоровью зависят от вида ущерба. Кстати, если полис ОСАГО куплен после октября 2014 и по 2020 год, то самый большой размер выплаты составит не более 500 000 рублей.

Если же ответственность владельца машины перед третьими лицами не застрахована или он сам неизвестен, то потерпевшие могут обратиться в Российский союз автостраховщиков, чтобы получить компенсацию.

Также пострадавший имеет право обратиться в суд с иском о возмещении вреда , который был причинен здоровью.

Как составить иск о возмещении вреда

Если виновник отказывается выплатить компенсацию за причиненный вред здоровью при ДТП, то можно подать в суд. Исковое заявление пишется в произвольной форме .

К нему надо приложить следующий пакет документов :

Аварии случаются каждый день. Поэтому водитель всегда должен быть внимателен на дорогах.

За причинение легкого, среднего и тяжкого ущерба здоровью закон предусматривает ответственность вплоть до лишения свободы.

Кроме того, необходимо компенсировать пострадавшему все его расходы на лечение, утраченные доходы и моральный вред. Будьте аккуратны за рулем!

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про административные и уголовные наказания, которые может получить виновник ДТП в случае причинения вреда здоровью другим участникам происшествия.

Сразу же хочу отметить, что наказания значительно разнятся и зависят от того, насколько серьезные травмы получил пострадавший. Минимальное наказание - штраф 2 500 рублей, максимальное - 15 лет лишения свободы.

Каким участникам дорожного движения может быть причинен вред?

В первую очередь хочу обратить внимание на участников дорожного движения, здоровью которых может быть нанесен вред по вине водителя. К ним относятся:

  • водители других транспортных средств,
  • пассажиры,
  • пешеходы.

Примечание. Многие водители не осознают, что пассажиры собственного транспортного средства также попадают в этот список.

Водитель автомобиля А перевозит пассажира, не пристегнутого ремнем безопасности. Происходит ДТП по вине водителя автомобиля Б, при этом пассажир автомобиля А получает вред здоровью средней тяжести из-за удара головой о лобовое стекло.

В данном случае наказание за причинение вреда здоровью пассажиру может получить водитель автомобиля А, который перевозил непристегнутого пассажира, и именно это и стало причиной травмы.

В каком случае на водителя может быть наложено наказание?

Еще один важный момент, на который многие водители не обращают внимание. Наказание за причинение вреда здоровью при ДТП может быть наложено в случае любого нарушения правил дорожного движения . Речь идет в том числе и о нарушениях, за которые не предусмотрен штраф.

Водитель автомобиля С совершил наезд на пешехода . Очевидно, что в данном случае имеет место нарушение правил со стороны пешехода.

Однако если окажется, что скорость автомобиля перед столкновением в населенном пункте составляла 61 км/ч или более, то водитель может получить наказание за причинение вреда здоровью при ДТП.

Еще раз. Штраф накладывается только за на 20 и более км/ч. Однако вина в ДТП появляется за превышение на 1 и более км/ч.

Степени тяжести вреда здоровью

Наказания предусмотрены за причинение следующего вреда здоровью потерпевшего:

1. Легкий вред здоровью потерпевшего - кратковременное расстройство здоровья или незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

2. Вред здоровью потерпевшего средней тяжести - неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

3. Тяжкий вред здоровью потерпевшего :

  • вред, опасный для жизни человека;
  • потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
  • прерывание беременности;
  • психическое расстройство;
  • заболевание наркоманией либо токсикоманией;
  • неизгладимое обезображивание лица;
  • значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
  • полная утрата профессиональной трудоспособности.

4. Смерть потерпевшего .

Наказания при причинении вреда здоровью при ДТП

Тип Степень вреда Опьянение
или сокрытие
с места ДТП
Наказание
А * Легкий Не важно Штраф 2 000 - 2 500 рублей или
лишение прав на 12 - 18 месяцев.
А Средний Не важно Штраф 10 000 - 25 000 рублей или
лишение прав на 18 - 24 месяцев.
У * Тяжкий Нет
принудительные работы до 2-х лет
(с лишением прав до 3-х лет или без него) или
арест до 6 месяцев или
лишение свободы до 2-х лет
(с лишением прав до 3-х лет или без него)
У Тяжкий Есть

лишение свободы от 3-х до 7 лет
(с лишением прав до 3-х лет)
У Смерть человека Нет Принудительные работы до 4-х лет
(с лишением прав до 3-х лет) или
лишение свободы до 5 лет
(с лишением прав до 3-х лет)
У Смерть человека Есть Лишение свободы от 5 до 12 лет
(с лишением прав до 3-х лет)
У Смерть 2-х
или более лиц
Нет Принудительные работы до 5 лет
(с лишением прав до 3-х лет) или
лишение свободы до 7 лет
(с лишением прав до 3-х лет)
У Смерть 2-х
или более лиц
Есть Лишение свободы от 8 до 15 лет
(с лишением прав до 3-х лет)

А * - административное наказание, предусмотренное КоАП РФ.
У * - уголовное наказание, предусмотренное УК РФ.

Обратите внимание, если уголовный кодекс предусматривает дополнительное наказание в виде лишения прав, то срок лишения начинается только после того, как закончился срок основного наказания.

Например, если водитель получил лишение свободы на 4 года и лишение прав на 3 года, то права будут возвращены только через 3 года после выхода из исправительно учреждения (тюрьмы).

Кроме того, уголовный кодекс предусматривает возможность освобождения от ответственности в связи с примирением сторон:

Еще одно замечание. Выше перечислены наказания, которые будут наложены на виновника ДТП со стороны государства. Однако они не освобождают водителя от возмещения ущерба пострадавшему в ДТП (статья 1079 ГК РФ). Т.е. виновник ДТП в любом случае должен оплатить пострадавшему его лечение и прочие расходы, возникшие в результате ДТП.

В завершение хочу отметить, что водитель, который внимательно относится к соблюдению правил дорожного движения и грамотно оценивает дорожную ситуацию, не допустит возникновения ДТП, тем более с причинением вреда здоровью. Рекомендую Вам к этому стремиться.

Удачи на дорогах!

Произошло ДТП, занесло, не справился с управлением врезался в столб. Пассажирка на заднем сидении была не пристегнута, сломала руку. Из ГАИ недавно позвонили и сказали приченен тяжкий вред здоровью. И мне грозит уголовная ответственность. Пассажира подруга ко мне претензий не имеет. Что мне грозит? Что будет?

УК РФ, Статья 76. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим

Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.

УПК РФ, Статья 25. Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон

Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Для этого потерпевшая (пассажирка) должна подать заявление о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон. В этом случае уголовное наказание Вам не грозит.

Если же примирения не будет, то возможно одно из следующих наказаний:

Ограничение свободы до 3-х лет или

принудительные работы до 2-х лет (с лишение прав до 3-х лет или без него) или

арест до 6 месяцев или

лишение свободы до 2-х лет (с лишение прав до 3-х лет или без него)

Удачи на дорогах!

Светлана-87

При прогулки с детьми, меня сбила машина, сестра успела толкнуть каляску с ребёнком в канаву и сама туда выпрыгнула, я успела только подальше оттолкнуть каляску с ребёнком и меня сбили. На мне не значительные повреждения синяки и ссадины, очень испугались. Водитель был пьян и спал за рулём, ехал не по своей стороне (живём в селе). Ему светит штраф 30 тысяч и лишение прав на 1,5 года, но он и так их получил бы управляя транспортным средством в алкогольном опьянении. Получается, что напугав детей(11месяцев) и сбив меня, он не виноват,? хотя он ехал сзади нас, мы его видеть не могли. Не пришёл, не извинился. Это что за законы такие?

Светлана , если у Вас есть желание, то Вы можете взыскать с водителя компенсацию причиненного морального вреда через суд.

P.S. Хорошо, что водитель не причинил вреда Вашей жизни и здоровью. В противном случае его скорее всего посадили бы, только Вам это не сильно бы помогло.

Удачи на дорогах!

Евгений-193

Добрый день, я водитель, жена пассажирка, на дороге занесло и мы ушли в кювейт, несколько раз перевернулись. В БСМП обратились сами, зафиксировали лёгкие травмы, сейчас Дознователь вызывает к себе, как бы прав не лишили, как бы что посоветуете? Других участников дтп не было, жена конечно же претензий не имеет. Спасибо.

Здравствуйте! Я водитель, в машине были пассажиры. Не нарушая скоростной режим на скользкой трассе меня занесло и автомобиль вылетел на встречную полосу. Попали под газель. У пассажирки перелом пальца на руке, а у мужа перелом лодыжки. Что грозит по суду?

Ольга , здравствуйте.

1. В данном случае Вы нарушили пункт 10.1 Правил:

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

С юридической точки зрения, под понятием «вред здоровью» подразумевается нарушение анатомической целостности структуры тканей человеческого организма и функционирования органов. Он может быть лёгким (с царапинами и гематомами), средним (характеризующимся сильными ушибами и переломами), а бывает, что речь идет о тяжком вреде здоровью при ДТП, который является самым опасным среди всех возможных последствий.

Что понимается под «тяжким» вредом?

Тяжким признается тот ущерб здоровью, который представляет угрозу жизни и привел к стойкой и длительной общей потере трудоспособности (более чем на 1/3) или же его результатом стала полной утрата профессиональной трудоспособности. Для того чтобы определить степень тяжести вреда, проводится судебно-медицинская экспертиза . Медицинские критерии четко установлены Приказом № 194н, а правила определения – Постановлением Правительства РФ № 522.

Итак, тяжелым вред здоровью при ДТП согласно данным законодательным актам будет считаться, если его результатом стали:

  • угроза жизни;
  • потеря органа/конечности или утрата ним функций;
  • выкидыш;
  • психическое расстройство;
  • утрата слуха, зрения;
  • увечья;
  • обезображивание лица.

Виды ответственности и особенности гражданско-правовой

Согласно законодательству, ответственность за тяжкий вред здоровью при ДТП предусмотрена по двум правовым актам: по Уголовному кодексу и Гражданскому. Следует понимать, что наказание по УК РФ не снимает с виновного гражданско-правовую ответственность. Поэтому, в ГК РФ для этого предусмотрена статья 1085, которая сообщает, что за причинение гражданину увечья, виновный в этом обязан возместить ему все расходы, связанные:

  • с лечением (медикаменты, процедуры, диагностика);
  • с дополнительным питанием;
  • с посторонним уходом;
  • с приобретением дополнительных средств (протезы, костыли, инвалидная коляска);
  • с прохождением санаторно-курортного лечения;
  • с подготовкой к получению другой профессии (если полученные увечья не позволяют пострадавшему заниматься привычной деятельностью).

Важно! Если пострадавший от полученных травм скончался, то виновный в этом обязан оплатить погребение.

Все затраты должны быть обоснованными и подтвержденными. Чтобы их доказать, потерпевшей стороне необходимо предоставить:

  • заключения судмедэкспертизы о том, что нанесенный вред является тяжким;
  • документы, подтверждающие затраты на лечение и медикаменты (чеки, квитанции об оплате медицинских услуг);
  • справки о размере утраченного дохода (с места работы и прочих организаций).

Назначение наказания по Уголовному кодексу

Уголовным кодексом за причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП предусмотрена статья 264 УК РФ. В ней предусмотрены разные санкции, назначение которых зависит от сопутствующих обстоятельств.

  1. В первой части статьи речь идет о случаях причинения тяжкого ущерба здоровью по неосторожности, и при отсутствии отягчающих обстоятельств. По ней возможно:
  • ограничение свободы (максимум до 3-х лет);
  • прохождение принудительных работ (их продолжительность может составлять до 2-х лет);
  • полугодовой арест;
  • лишение свободы (сроком до 2-х лет).
  1. Во второй части статьи за нанесение тяжкого вреда здоровью при ДТП непредумышленно, но если при этом водитель находился в состоянии опьянения, предусмотрены два варианта наказаний:
  • прохождение принудительных работ (до 3-х лет);
  • лишение свободы (до 4-х лет).
  1. В третьей части прописана ответственность, которая предусмотрена для случаев, если в результате ДТП погиб человек. По ней назначается:
  • прохождение принудительных работ (до 4-х лет);
  • лишение свободы (сроком до пяти лет).
  1. Четвертая часть ст. 264 УК РФ за тяжкий вред здоровью при ДТП, приведший к летальному исходу человека, предусматривает наказание для того водителя, который находился в состоянии опьянения. В этом случае виновному грозит лишение свободы до семи лет.
  2. В пятой части речь идет о наказании тому, кто стал виновником ДТП, повлекшим смерть двух и более человек. В этом случае обвиняемому грозит лишение свободы до семи лет или прохождение принудительных работ сроком до пяти лет.
  3. Шестая часть устанавливает наказание лицу, которое находясь в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического) оказалось виновным в смерти 2-х и более людей. Лишение свободы может быть определено сроком до 9 лет.

Важно! Дополнительно за причинение тяжкого вреда при ДТП предусматривается лишение права вождения и ведение определенного рода деятельности.

Моральная компенсация

Потерпевший, которому был нанесен тяжкий вред здоровью при ДТП, или его родственники, если повреждения привели к летальному исходу, вправе подать в суд иск на взыскание с виновного моральной компенсации. Точных критериев для определения суммы, на которую можно претендовать, законодательством не установлено, это зависит от многих факторов и лучше предварительно обсудить такие вопросы с юристом.

Как защитить свои интересы

Как видим, за причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП есть разные виды ответственности. Между тем следует понимать, что законодательство предусматривает множество нюансов, которые должны быть учтены. Конечно, управление средством повышенной опасности, к которому относится автомобиль, возлагает на водителя ответственность за нанесение вреда человеку, но в то же время нельзя забывать о том, что причиной события могла стать непреодолимая сила или прочие обстоятельства.

Поэтому очень важно для любой из сторон происшествия прибегнуть к помощи юриста. Только адвокат разберется во всех деталях дела, разъяснит порядок дальнейших действий и сможет надёжно защитить ваши интересы. Не разбираясь в законе, самостоятельно решить проблему невозможно, даже не пытайтесь. Нужна квалифицированная юридическая помощь.

Страшно представить, как могла бы измениться наша жизнь, если бы автомобили и другой транспорт вдруг исчезли!

Единственное, что можно безболезненно представить в этой ситуации — это то, что тогда бы полностью пропало такое явление как ДТП. Нет дорожных столкновений, а значит, нет пострадавших и раненых. Конечно, вряд ли возможно повсеместное исчезновение автомашин с планеты Земля, поэтому тема уменьшения аварийности на дорогах стоит во главе угла у каждого правительства каждой страны. И российское правительство не исключение. Отечественная статистика говорит о том, что происходит небольшое снижение уровня аварийности, но при этом происходит рост количества потерпевших граждан в дорожных авариях. Причинами такого соотношения называются неудовлетворительное состояние дорожного покрытия российских дорог, пренебрежение правилами эксплуатации своего транспорта водителями и общее нервозное состояние населения.

Если в ДТП есть пострадавшие и раненые люди, необходимо сразу сделать звонок в Единую Службу Спасения по номеру 112 (этот номер набирается и с мобильных устройств и со стационарных телефонов совершенно бесплатно, даже если на счету ноль или минус). Нужно сообщить о географическом месте аварии, о количестве раненых лиц, по возможности описать характер ран. Оказывать первую медицинскую помощь рекомендуется лишь тогда, когда вы полностью уверены в том, что обладаете нужными знаниями в этом вопросе и не причините пострадавшему вреда своими действиями. Например, если вы видите, что у раненого рваная рана на ноге, то нужно быстро определить, какого рода происходит кровотечение. Если задета артерия — вы увидите алую, ярко-красную кровь, бьющую фонтаном. Это значит, что нужно воспользоваться жгутом и передавить повреждённый крупный кровеносный сосуд выше места ранения. А если кровь по виду тёмная, а значит — венозная, то нужно наложить давящую повязку. Перепутать методы первой помощи ни в коем случае нельзя, ошибка может стоить пострадавшему жизни. Поэтому если вы не уверены в своих медицинских познаниях, лучше не применять их на раненом человеке. Если медики задерживаются, а медлить нельзя, пострадавшего можно отправить на попутной машине в больницу.

Если в результате дорожного происшествия есть раненые или погибшие лица, категорически запрещается оформлять ДТП по Европротоколу! Необходимо вызвать полицию и произвести оформление ДТП с их непосредственным участием.

Что касаемо ранений, то мы все понимаем, что только синяки и ссадины лечатся сами по себе. Все остальные повреждения человеческого тела в результате ДТП требуют вмешательства специалистов, качественного лечения и, кроме того, обязательного реабилитационного периода. А все эти мероприятия стоят немалых денег несмотря на то, что в основном законе нашего государства закреплено право каждого гражданина на бесплатную медицину.

Если человек попал в аварию и физически пострадал, то причинение лёгкого вреда здоровью можно назвать «наименьшим из зол». Телесные повреждения, которые относятся к лёгким, не требуют длительного времени лечения, и при этом происходит кратковременная потеря трудоспособности пострадавшего человека. Чего нельзя сказать о травмах средней и тяжелой степени. Такие последствия ДТП оказывают серьёзное физическое и моральное действие на организм пострадавших людей в целом.

Что такое «легкий вред» здоровью?

Для определения степени полученного вреда здоровью нужно специальное заключение медицинского учреждения. Специалисты будут разбираться в причинно-следственных связях между произошедшим событием (ДТП) и состоянием здоровья пострадавшего лица, которое ухудшилось после него. Во внимание будут браться следующие факторы:

  • общее влияние понесённых травм и увечий организма на дальнейшую полноценную жизнь;
  • временные периоды болезни, лечения и реабилитации;
  • утрату каких-либо органов человеческого тела или утрату каких-либо функций органов (слуха, зрения, речи и др.);
  • влияние полученных телесных повреждений на трудоспособность человека и возможность заниматься профессиональной деятельностью в дальнейшем;
  • травмы, которые приводят к уродствам, не поддающимся коррекции;
  • психическое состояние пострадавшего.

Очень важным показателем будет определение срока нетрудоспособности гражданина: временного или постоянного. Именно в зависимости от временных рамок утраты нетрудоспособности будет устанавливаться степень причинённого вреда здоровью: лёгкая, средняя или тяжёлая. Если у пострадавшего лица зафиксированы незначительные повреждения, которые лечатся в течение трёх недель, а прогноз полного выздоровления составляет более 95 процентов, то речь идёт о лёгкой степени вреда здоровью.

На самом деле для обычного человека, который крайне редко сталкивается с телесными травмами, те самые повреждения, которые квалифицируются как «лёгкие», будут совсем не лёгкими.

Например, мало кто из пострадавших назовет лёгкой травмой разрыв связок, повреждение менисков, ранение мягких тканей с разрывом мышц и сухожилий, сотрясение мозга, переломы носа, ушей. Вряд ли человек, потерявший менее ¼ языка согласится с тем, что это повреждение лёгкой степени тяжести. Люди, получившие ожоги кожи, век или глаз 1-2 степени, травмы наружных половых органов, а также потерявшие два и более зуба, явно будут в недоумении, когда им сообщат, что это лёгкие травмы. А что будет думать человек, у которого сломан крестец или копчик, 1-2 ребра или лопатка, когда врач ему объяснит, что это лёгкие увечья? Переломанные пальцы рук и ног, сломанные лодыжки и кости таза, которые представляют собой закрытые переломы без смещений и осколков также будут квалифицированы как лёгкие.

И это действительно так — эти и другие травмы относятся к незначительному ущербу жизни и здоровью, причинённому в результате ДТП, пострадавшим лицам. Многих людей, наверняка, покоробит такое отношение к потерпевшим, но так сухим медицинским языком называются травмы, которые вылечатся на все сто процентов или более чем на девяносто пять, а человек, получивший их, в дальнейшей своей жизни не будет испытывать влияния этих травм и ранений. Его возможность работать вернётся через короткий промежуток времени, и он сможет вернуться к своей обычной жизни примерно через месяц после дорожного происшествия.

Критерии разграничения

Определением степени тяжести вреда здоровью при ДТП занимается судебно-медицинская экспертиза. Чтобы определить какой вред здоровью получил тот или иной пострадавший в ДТП, она должна взять во внимание временной промежуток течения болезни и, как следствие, нетрудоспособности, а также установить влияние травм на общее состояние организма.

Если из-за характера ранений пациент, который стал жертвой ДТП, способен выздороветь в течение 21 дня, а общее расстройство его здоровья можно квалифицировать как недлительное и неустойчивое, то считается, что у потерпевшего наблюдается лёгкая степень тяжести вреда здоровью. Обычная трудоспособность человека с лёгкими телесными повреждениями утрачивается менее чем на десять процентов.

Поэтому такой пациент может рассчитывать на то, что его раны благополучно заживут и не будут сказываться на качестве его дальнейшей жизни. Однако на практике оказывается, что человеку нужно гораздо больше времени, чтобы полностью восстановить своё подорванное здоровье и вернуться в обычное течение своей жизни. И чем старше человек, тем больше ему нужно потратить сил и денег на восстановление. Но это уже, как говорится, совсем другая история. Если пострадавшему в дорожном происшествии гражданину закрыли больничный лист, который длился менее двадцати двух дней, то это будет основным доказательством того, что у него лёгкие травмы. А всё, что человек потратит на своё «долечивание» и реабилитацию, после того как закончатся все мероприятия по установлению выплат на возмещение ущерба, никак не войдет в страховую смету затрат.

Причинение вреда здоровью средней тяжести характеризуется более длительным лечением тех физических травм, которые получил человек, пострадавший в ДТП. И если говорить об одних и тех же телесных повреждениях, что и при лёгкой степени, то грань между лёгкой и средней степенями тяжести причинённого вреда устанавливается именно согласно срокам лечения. Например, когда при ушибе головы или сотрясении мозга пациенту понадобилось до 21 дня на лечение, то это лёгкая травма, а если понадобилось более 21 дня – это уже травма средней степени.

Тяжесть вреда здоровью будет считаться средней тогда, когда общее расстройство здоровья будет временным, средней длительности, а стойкая утрата трудоспособности будет зафиксирована в пределах десяти – тридцати процентов. В этом случае, как правило, человеку понадобится посторонний уход, серьёзные медицинские вмешательства, возможно операции, большое количество лекарственных препаратов и долгий реабилитационный период.

Тяжкий вред здоровью при ДТП диагностируется у пострадавшего тогда, когда существует серьёзная угроза для всего организма. Его состояние может ухудшаться вплоть до критических показателей, которые приведут к необратимым последствиям. Тяжкий вред для жизни и здоровья человека характеризуется стойким, ярко выраженным нарушением общего состояния человеческого организма и потерей трудоспособности более чем на тридцать три процента. А если говорить о профессиональных навыках (особые навыки и биологические способности), то, если они полностью утрачены вследствие ранений после ДТП — это тоже один из признаков тяжкого вреда. Речь идёт о профессиональных музыкантах, спортсменах, танцорах и других профессионалах своего дела.

Чтобы судебно-медицинская экспертиза установила такую степень тяжести нанесённого вреда здоровью человека как тяжкую, у пациента должны диагностировать следующие нарушения здоровья:

  • ожоги тела 2-3 степени;
  • потерю жизненно важных органов или потерю слуха, зрения, речи;
  • кому;
  • серьёзные нарушения системы кровообращение: сепсис, большая потеря крови, инфаркты, гангрены, тромбоэмболии (как следствие травм);
  • ранения (проникающие) живота, грудной клетки, позвоночника, черепа;
  • стойкие проблемы с психикой;
  • травмы, приведшие к уродствам, не поддающимся коррекции;
  • выкидыш, преждевременные роды, потерю детородных органов, вынужденное прерывание беременности (для пострадавших женщин в положении).

Ответственность виновной стороны за причиненный вред здоровью

Таким образом, можно подытожить, что травмы, ранения и увечья, полученные в ДТП, отличаются друг от друга именно их влиянием на всю оставшуюся жизнь человека. И если оно незначительное и полностью проходящее, значит, у потерпевшего были лёгкие травмы.

Виновником дорожно-транспортного происшествия обычно становятся по двум причинам: из-за нарушения или пренебрежения правилами дорожного движения; и-за нарушения правил эксплуатации транспорта. И ту и другую причину нельзя назвать умышленным преступлением, а скорее легкомыслием, безрассудством и лихачеством. Нанесённый лёгкий вред здоровью другого человека в результате управления транспортным средством попадает под административную ответственность. Причём не имеет значение, произошло ли столкновение с другими ТС, где пострадали люди или был совершен , наказание регламентируется частью 1 статьи 12.24 КоАП. Водитель будет лишён водительского удостоверения (ВУ) на срок 1,5 года и (или) заплатит штраф за нарушение ПДД от 2500 до 5000 рублей. Если будет официально установлено, что виновник ДТП на момент его совершения находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или он отказался от медицинского освидетельствования, или принял алкогольные напитки, психотропные препараты сразу после ДТП в качестве успокоительных средств, то он будет ещё оштрафован на 30000 рублей. Эта мера наказания описана в части 1 статьи 12.8 КоАП РФ.

После того как пройдёт срок лишения ВУ, для восстановления прав нужно будет сдать теоретический экзамен по ПДД и оплатить все штрафы, которые имеются. Для лишенцев по «пьянке» нужно будет представить справку с медучреждения о том, что нет противопоказаний к управлению ТС.

Понятие «компенсация» в общем смысле – это возмещение убытков или расходов, понесённых по вине другого человека (людей) или обстоятельств. Компенсация за полученный вред своему здоровью после ДТП не по своей вине подразумевает полный возврат средств, потраченных на восстановление своего здоровья путём покупки лекарств, оплаты дополнительного медицинского лечения и ухода, протезирования, реабилитационного периода. При этом чтобы пострадавшему воспользоваться юридическими возможностями и получить потраченные деньги на своё лечение после получения лёгких травм, нужно в обязательном порядке сохранять документы: чеки и квитанции об оплате лекарств, рецепты врачей, выписки из медицинских учреждений.

Итак, если произошло ДТП и есть пострадавшие с лёгкой степенью травм, то они могут требовать возмещения ущерба:

  1. Со страховой компании. Согласно федеральному закону «Об ОСАГО» каждый автовладелец должен иметь обязательную страховку автогражданской ответственности. В страховой полис должны быть вписаны те лица, которые допущены до управления данным автотранспортным средством. ОСАГО призвано возмещать ущерб пострадавшей стороне ДТП из средств страховой компании. Таким образом, виновник дорожного происшествия защищает свой карман от претензий пострадавших. Однако огромное количество водителей считают, что полис можно не покупать, так как они никогда не спровоцируют аварию. Это происходит из-за преувеличения своих водительских способностей и надежды на русское «авось, сам не пострадаю». А также из-за того, что многие из них никогда не читали закон и не знают обо всех видах страхового возмещения по «автогражданке». Они не знают о том, что пострадавший имеет право получить компенсацию не только по возмещению всех затрат на своё лечение и реабилитацию, а также может требовать возмещение ущерба по потере дохода в период нетрудоспособности. Если виновник ДТП был пьян во время аварии, и этот факт отражён в официальных бумагах, страховая компания выплатит ущерб потерпевшей стороне, а после выставит требование регресса к виновнику. Это означает, что он будет обязан вернуть все деньги, потраченные страховщиком.
  2. С РСА (союз автостраховщиков России). Если у водителя, который причинил лёгкий вред здоровью пострадавшей стороне, нет страхового полиса ОСАГО или страховая компания виновника ДТП прекратила свою деятельность, или, может быть, у неё отозвана лицензия, следует обращаться именно в РСА. В случае если лицо, которое нанесло вред здоровью другому физическому лицу не установлено, нужно просить помощи в РСА. Союз автостраховщиков обязан возместить весь ущерб потерпевшим за свой счёт. Порядок получения компенсации будет аналогичен порядку возмещения ущерба со страховой компании. Срок, официально выделяемый для того, чтобы рассмотреть материалы обращения стандартный — 30 дней. В течение этого времени, РСА должно ознакомиться с делом, принять решение удовлетворить или отказать в выплатах, и в случае положительного ответа – полностью выплатить денежные средства.
  3. С виновника аварии. В данном случае можно говорить только о возмещение той части ущерба, которую не возместила страховая компания или РСА. Урегулировать вопрос компенсации можно в судебном порядке, а также без обращения в суд. Досудебное соглашение должно быть составлено в простой письменной форме с изложением обстоятельств аварии, размера денежной суммы компенсации и порядка оплаты. И если у обеих сторон возникло взаимопонимание по всем пунктам, а виновник в добровольном порядке готов осуществлять выплаты, то о таком исходе дела можно только мечтать.

Независимо от того, к кому потерпевший обращается за возмещением ущерба, ему нужно собрать определённый пакет документов. Он будет включать в себя:

  • личный паспорт пострадавшего;
  • реквизиты банковского счета.

При желании можно получить деньги через почтовое отделение по месту регистрации. Об этом нужно написать в заявлении;

  • документы, подтверждающие процесс и оплату лечения: выписки, больничные листы, рецепты, назначения врачей в амбулаторной карте, чеки, квитанции.

Однако если пострадавший предоставляет чеки об оплате из платных медицинских учреждений, он должен доказать невозможность получения таких же услуг на бесплатной основе. Таким образом страховые компании защищают себя от фальсифицированных диагнозов и неоправданных расходов на лечение лже-последствий ДТП, которые наши соотечественники любят себе приписывать;

  • заключение врачей о степени полученного вреда;
  • справка о ДТП из ГИБДД с указанием виновника;
  • документы, подтверждающие потерю источника дохода в период болезни (если пострадавший претендует на данную компенсацию).

Здесь можно говорить обо всех видах дохода и прибыли, которые человек, получивший ранения в ДТП, потерял, находясь на лечении. Это могут быть заработная плата, гонорары, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от работы по договорам и другое. Но в случае получения лёгких телесных повреждений рассчитывать на возмещение потери дохода можно только в пределах одного месяца.

Многие автолюбители считают, что им придётся обращаться в суд в том случае, если у водителя, который спровоцировал столкновение или наезд на пешехода нет страхового полиса ОСАГО или КАСКО. Это в корне неправильное мышление. Во-первых, если у виноватого в аварии водителя нет полиса обязательного страхования «автогражданки» это означает, что в дело вступает Союз Автостраховщиков России (РСА). Именно эта организация будет возмещать ущерб пострадавшей стороне, в том числе и за причинение лёгкого вреда здоровью. Во-вторых, полис добровольного страхования КАСКО не имеет никакого отношения к возмещению вреда здоровью, который может быть получен в результате дорожной аварии пострадавшей стороной. Страхование КАСКО направлено на возмещение ущерба, причинённого самому застрахованному автомобил, в случае ДТП, от третьих лиц, от непредвиденных жизненных обстоятельств, а также от угона и полного уничтожения объекта страхования. Поэтому потерпевшие в дорожном происшествии граждане могут даже не беспокоиться о наличии КАСКО у того водителя, который причинил им ущерб.

В суд целесообразно обращаться только в двух случаях:

  1. Тогда когда выплаченная страховая сумма (независимо от того, кто выплатил деньги: страховая компания или РСА) на покрытие расходов, потраченных на лечение, не удовлетворяет потерпевшее лицо. Если есть разница между теми деньгами, которые были уплачены за лечение и той суммой, которая была реально потрачена на восстановление своего здоровья, можно начинать судебные тяжбы с виновником. Однако нужно быть готовым предъявить документальные доказательства.
  2. Тогда когда потерпевший претендует на возмещение морального ущерба от причинённого вреда. Такой иск можно подать только на виновника.

Также нужно отдавать себе отчёт, что без квалифицированной помощи юриста вы вряд ли сможете выиграть суд и добиться дополнительных выплат. Это не реклама автоюристов, а факт. Только специалист сможет правильно и аргументировано составить исковое заявление, а в ходе судебного заседания грамотно изложить суть требований и отстоять возражения.

Согласно статье 29 части 5 гражданского кодекса иск подаётся по месту жительства истца или по месту, где был причинён вред здоровью. В исковом заявлении указываются подробные обстоятельства дела, с указанием времени, места ДТП, марок машин, имен сотрудников ДПС, которые участвовали в процессе дел. Необходимо правильно изложить суть претензий, делая ссылки на действующее законодательство и подтвердить свои требования доказательствами: были произведены такие-то расходы, по назначению врачей, куплено столько-то лекарств, медицинских изделий и прочие расходы. Необходимо приложить к иску копии рецептов, чеков, квитанций, выписок, назначений докторов и другие документы, которые могут создать полную картину лечения. Если юрист решил выставить требования о моральном ущербе в этом же иске, то сумма желаемой моральной компенсации, как правило, не входит в стоимость иска, а исчисляется отдельно. Для доказательства глубокого морального переживания, полученного в связи с теми травмами, которые получил истец, нужно представить другие документы: заключения психологов, психиатров, невропатологов, неврологов, а также их назначения и чеки об оплате платных услуг и препаратов.

Самое главное в иске – это чёткая нормативная аргументация требований! Только специалист может правильно и грамотно изложить суть претензий. Поскольку залогом правильного решения дела является именно правильность формулировки требований.

Причём юрист обязательно укажет краткое содержание предмета иска в его заглавии, так как это важный элемент структурирования гражданского иска. И, в то же самое время, не допустит излишне краткого или излишне длинного и витиеватого изложения обстоятельств дела, а также осуществит нормативное обоснования всего документа. В юридической среде считается, что иск, содержащий более трёх страниц, трудно воспринимаются адресатом, поэтому придерживаются именно такого объема.

Иски, которые подаются с целью взыскания денежных средств, должны содержать расчёт цены иска. Поэтому лист с расчётами нужно подготавливать письменно даже в тех случаях, когда итоговая сумма иска складывается из простого сложения двух — трёх чисел. Кстати, считается, что судьи крайне не любят читать тексты, нагроможденные выделениями, подчеркиваниями и другими инструментами текстовых редакторов. Такие элементы привлечения внимания к «нужным» местам, создают противоположный эффект. Они рассеивают внимание и отвлекают от сути.

Согласитесь, что создать полновесный, обоснованный и правильно построенный иск по возмещению убытков, понесённых вследствие причинения лёгких телесных повреждений в ДТП, не специалисту в юридических делах будет практически невозможно. А если учесть, что в данном случае будет идти речь о возмещении разницы между понесенными затратами на лечение и восстановление здоровья и фактически уже выплаченной суммой, то это ещё сложнее сделать. А доказать причинение морального ущерба вообще крайне сложная задача. Поэтому не скупитесь на хорошего адвоката! Тем более, что в результате положительного исхода судебного дела расходы на представителя вы всегда можете возложить на проигравшую сторону.

Каждый из нас может часами вести разговоры о , исходя из любой несправедливой жизненной ситуации. Но, к сожалению, до дела эти разговоры редко доходят. Отчасти это происходит от юридической безграмотности населения, отчасти от того, что слишком уж маленькие суммы морального ущерба назначаются судом. А когда дело доходит до исполнения решения суда, то здесь вообще все печально. Можно годами ждать выплат от виновника ДТП, даже если исполнительный лист находится в работе у судебных приставов. Однако право обратиться за компенсацией морального ущерба есть у каждого пострадавшего, даже если он получил лёгкие травмы. Самым первым постановлением Верховного Суда РФ в 2010 году стало именно то, в котором обозначены основные моменты возмещения морального вреда виновником ДТП пострадавшему лицу. Там написано, что если человек испытывал физические, нервные и моральные переживания, как следствие дорожного происшествия, где он был потерпевшей стороной, то виновник ДТП обязан возместить не только материальный ущерб, но и моральный. При этом в документе не обозначены суммы компенсаций (даже приблизительные), но написано, что они должны складываться исходя из «разумности, степени вины и характера, полученных моральных травм».

Ответственными за определение размера моральной компенсации назначены судебные органы. И хотя в России официально не признано прецедентное право, его принципы стабильно работают в каждом судебном заседании. Что касаемо определения сумм морального ущерба, то у судей уже сложились его определённые размеры. Они настолько мизерные и смешные, что, наверное, нет ни единого истца, который остался бы доволен их размером. Так, при получении тяжкого вреда здоровью, средняя сумма моральной компенсации составляет всего от 50 до 150 тысяч рублей, при средней тяжести — до 50 тысяч. Представляете, о каких деньгах можно говорить при травмах лёгкой тяжести?

А ведь по закону пострадавшая сторона может требовать любую сумму, которую считает целесообразной своей травме. Подать на возмещение морального ущерба имеют право как сами пострадавшие лица, так и их представители, и родители (опекуны) несовершеннолетних детей, которые являются непосредственными потерпевшими.

Так что же такое моральный вред? Как его определить? Если после ДТП человек, получивший незначительные, по мнению врачей, повреждения, испытывает мучительные боли, нервные расстройства, устойчивое стрессовое состояние — это повод для подачи иска о моральном ущербе. Временную невозможность вести обычную жизнедеятельность (например, из-за переломов костей, потерянных зубов, ожогов) и лишение трудоспособности можно считать основанием для получения моральной компенсации. Если пострадавший, который получил лёгких травмы, потерял или повредил своё транспортное средство, которое было единственным источником дохода для него и его семьи, то можно смело подавать в суд.

Как суд оценивает степень разумности требований по компенсации? Если бы суд действовал не по принципам созданного прецедента, то перед ним лежали бы непростые задачи. Нужно было бы определить факт образования и наличия страданий морального, психологического, физического характера истца; оценить степень их влияния на дальнейшую жизнь заявителя; определить способ нанесения моральных травм, а после этого определить денежную величину, подлежавшую выплате пострадавшему лицу.

Практика показывает, что моральный ущерб за причинение вреда здоровью лёгкой тяжести достаточно трудно доказать. Негласно считается, что если установлена лёгкая степень тяжести урона для здоровья пострадавшего человека, то он должен выздороветь в течение трёх недель, поэтому заработать сильный моральный ущерб он просто не успеет. Нетрудоспособным человек будет всего месяц, а прогноз полного выздоровления приближается к абсолютным ста процентам. О каком моральном ущербе вы говорите? У вас все хорошо! Только представьте, каких пострадавших причисляют к тяжелой степени, и им за все страдания выплачивают суммы максимум до 150 тысяч рублей.

Однако если придерживаться линии, что человек, пострадавший в дорожно-транспортной аварии, испытывал серьёзные моральные переживания, связанные с временной невозможностью трудиться и с потерей предполагаемого дохода за период лечения и реабилитации, и в следствие нравственных переживаний его здоровью был нанесён дополнительный ущерб, можно добиться более или менее крупной суммы компенсации. Нужно подключить к делу заключения специальных врачей, которые занимаются, моральными муками и представить документы в суд. Это могут быть заключения и назначения психологов, неврологов, невропатологов, психиатров, которые оказывали платные услуги. А самое главное, для достижения своей цели, нужно указать тот факт, что те самые, так называемые медицинским языком «лёгкие травмы», оказали куда более серьёзные последствия, которые растянулись во времени. А именно, что период выздоровления, определённый как трёхнедельный при лечении лёгких телесных повреждений, затянулся на другой (указывается конкретный) срок.

Как вы уже поняли, страховая компания, которая покрывает расходы на лечение пострадавшего в дорожном происшествии человека, не обязана возмещать моральную компенсацию. Такие требования можно выставлять только самому виновнику аварии. Иногда бывают ситуации, когда собственником автомобиля-виновника ДТП, в котором пострадали люди, является юридическое лицо. Тогда тот вред, который не покрыла страховая контора, нужно будет требовать не с организации, а с физического лица – водителя, который был за рулём.

Как обстоит дело на «бумаге» и в реальной жизни?

Лёгкий вред здоровью при ДТП на бумаге и на самом деле в реальной жизни, как показала практика — это разные вещи. Тот самый незначительный ущерб здоровью, который медицинским языком называется «лёгким», на деле оказывает куда более разрушительное влияние на организм человека и его последующую жизнь в целом. В результате небольших травм, которые пострадавшие получают в дорожно-транспортном происшествии, обостряются хронические заболевания и провоцируются новые болезни. Но об этом больной узнает позже тех двадцати одного дня, которые отведены на лечение от лёгких повреждений. Главной проблемой в этом случае всегда будет способ доказывания связей между аварией, нанесёнными травмами и новыми или обострившимися заболеваниями человека. Нередко ущерб здоровью после ДТП носит психологический характер. У человека появляются фобии связанные с вождением автомобиля, с поездками в качестве пассажира, или просто боязнь самых машин как источника опасности. Думаю, многие согласятся, что у нас в стране не принято обращаться с такими проблемами к врачам в районной поликлинике.

Выйдешь от доктора с полным ощущением ничтожности своей «надуманной» проблемы и полной уверенностью, что зря оторвал очень занятого врача от важных дел. Только врачи, работающие на коммерческой основе готовы помогать пациентам с психологическими расстройствами. А стоимость таких услуг очень сильно превышает уровень возможностей среднестатистического гражданина РФ оплатить их. И даже если гражданин в целях выздоровления пройдет подобное лечение и после этого подаст в суд на возмещение морального и материального ущерба, полностью эти деньги он никогда не получит. Пагубная судебная практика показывает, что моральная компенсация за причинённый лёгкий вред здоровью оплачивается в минимальных размерах. Так, большинству потерпевших, которые подали иски о возврате денежных средств по причине тяжёлых моральных переживаний после лёгких телесных повреждений присуждают суммы от 2000 до 10000 рублей. Конечно, есть случаи и полноценной компенсации всех потраченных средств, но эти случаи скорее исключение из общей массы судебных дел.

Следующим звеном этой непростой цепи взаимосвязей между лёгкими травмами, их последствиями, денежными затратами, судами за моральную компенсацию, будет не что иное, как работа исполнительной системы государства. Речь идёт о федеральной службе судебных приставов. Крайне редко бывает так, чтобы виновник аварии после вынесения судебного решения о взыскании с него денежной суммы добровольно и своевременно оплатил её.

Как правило, исполнительный лист попадает к приставам, и истец начинает долгий путь по «выбиванию своих денег». Самым оптимальным для взыскателя будет вариант, если ответчик официально работает и исполнительный документ попадает к работодателю. Тогда согласно его заработкам, ежемесячно будет удерживаться определённая сумма в пользу долга. А если виновник ДТП официально не работает? Не проживает по месту прописки? Не отвечает на телефонные звонки пристава? Это приводит к тому, что через три года после подачи документ о принудительном взыскании возвращается к истцу с официальной отпиской: извините, нам неизвестно местонахождение должника, нет сведений о нём и его имуществе. Конечно, на следующий день можно опять подать иск и опять ждать три года своих денег. Вот такая не радужная перспектива может ожидать пострадавшего в ДТП человека, если виновник оказался непорядочным человеком.

Мы с вами рассмотрели вариант событий, когда у потерпевшего были действительно лёгкие травмы, но они имели своё продолжение в осложнениях. Теперь представьте себе другую жизненную ситуацию. Самой значительной проблемой в жизни любого пострадавшего в ДТП всегда было и будет определение степени тяжести урона жизни и здоровью. Считается, что грань между лёгкой и средней степенью одних и тех же увечий человеческого тела заключается именно в сроках, которые потребуются на полное выздоровление. Нередко на практике именно один день играет решающую роль. Как правило самый длинный больничный лист с лёгкими травмами закрывается на 21 день с момента обращения к врачу. А если врач ошибся, и человеку для полного выздоровления нужны еще несколько дней или недель? Значит — у него травмы более серьёзные и они уже средней тяжести. Но как мы все знаем, россиянин не имеет юридических и этических прав болеть дольше, чем это отведено по закону времени. И врачи борются за скорейшие сроки выздоровления из каких-то своих внутренне-медицинских установок сверху. Трудно представить, сколько людей по факту получили средней тяжести травмы в ДТП, а им диагностировали лёгкую степень. Соответственно, столько же людей не долечили, и они не дополучи свои страховые выплаты. А, как известно, страховые денежные средства выплачиваются в процентах от максимальной страховой суммы в зависимости от степени полученного вреда. Также можно говорить о недополученных компенсациях морального вреда в связи с установлением другой «весовой» категории вреда.

Заключение

Общая статистика аварийности на российских дорогах неутешительна. Последние несколько лет фиксируется некоторый перекос в данной ситуации: происходит ежегодное небольшое снижение количества аварийных случаев и одновременно с этим увеличивается количество пострадавших и умерших людей, в результате ДТП. Самое большое количество травм, которые получают пострадавшие, это травмы лёгкой степени вреда для жизни и здоровья. Прогноз выздоровления таких физических недугов составляет более 95 процентов, а период лечения определяется как трёхнедельный. При этом трудоспособность и возможность самообслуживания сокращается примерно на 10 процентов. Можно сказать, что человеку, попавшему в ДТП, крупно повезло отделаться такими незначительными травмами. А виновнику повезло, что наказание за причинение легкого вреда здоровью не наказывается нормами уголовного права. Для него наступает административная ответственность. Самый опасный исход дела для виновника – это лишение прав на полтора года, штраф и материальные издержки, на которые будет претендовать пострадавший участник ДТП.

Вряд ли для пострадавшего в дорожной аварии человека вся история закончится в момент закрытия больничного листа. У большинства людей, получивших так называемые лёгкие травмы, возникают осложнения, обостряются старые болезни, появляются устойчивые психологические расстройства и фобии. Кроме того его ожидает беготня по страховым компаниям, возможны судебные тяжбы, и еще масса процессов, связанных с получение своих денег. Отдельной строки заслуживает оценка стоимости моральной компенсации. В нашей стране существует порочная судебная практика, которая выражает собой крайне неуважительное отношение к такой категории ущерба, как моральная. Законотворческая трактовка оценки моральной компенсации основывается на неконкретном понятии «разумности», а также степени вины и характере травм. Если характер травм может быть оценен судебно-медицинской экспертизой, то степень вины и разумность – это субъективные категории, которые трудно определить. По этой причине или по ряду других обоснований лицам, получившим лёгкие травмы в ДТП, присуждают мизерные денежные суммы компенсаций. Они не могут возместить ущерб, не могут помочь человеку восстановить своё пошатнувшееся здоровье, не могут дать даже морального удовлетворения. Поэтому многие люди, раненые в ДТП, даже не начинают судебные тяжбы заранее зная, что российская судебная система не может по достоинству оценить их внутренние переживания.