Конституционное право на жилище характеристика. Конституция РФ о праве граждан на жилище; юридические гарантии осуществления права на жилище. б) нарушение прав и интересов соседей

Жилищный кодекс РФ, как следует из его ст. 4, регулирует жилищные отношения с участием многих субъектов. Однако ясно, что центральное место в нем занимает гражданин (человек). Только гражданину нужно для проживания жилище, и указанное право закреплено в ст. 40 Конституции РФ. Это право согласно ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, как и другие права и свободы, неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения, т.е. его нельзя передать другому лицу или отказаться от него. Такие права называют естественными, в частности, в некоторых источниках право на жилище относят к социально-экономическим правам.

Данный вопрос нашел отражение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации": "Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года."

Нужно отметить, что в юридической литературе по вопросу, что означает право на жилище, нет единого мнения. В этой связи существует проблема не только доктринального, но и законодательного определения "права граждан на жилище"". Это необходимо, в частности, для того, чтобы внести ясность: что такое жилище и в чем заключается обязанность государства относительно реализации права граждан на жилище; и для обеспечения его неприкосновенности.

В одном из комментариев по жилищному законодательству разъясняется следующее: "Право на жилище... нельзя понимать только в качестве обязанности государства предоставлять каждому, находящемуся на территории России, жилое помещение. Суть конституционной нормы видится в другом: никто в Российской Федерации не может быть вынуждаем к бродяжничеству, к жизни "на улице". Это связано с тем, что конституционное понятие жилища гораздо шире понятия жилого помещения. Важно отметить, что жилище в этом аспекте - место на территории России, где каждому гражданину постоянно или временно обеспечивается некий "домашний очаг" защищающий его от неблагоприятных воздействий внешней окружающей среды. С этой точки зрения в качестве жилища могут быть ночлежные дома и другие помещения, приспособленные для проживания граждан. Поэтому право на жилище может быть рассмотрено в качестве требования, сформулированного как нравственный принцип социального общества: каждый вправе иметь крышу над головой. Во-вторых, здесь закрепляется правовой принцип, обращенный ко всем ветвям власти и определяющий требования к должностным лицам и содержанию нормативных актов. В-третьих, конституционная норма включает в себя и субъективное право требования каждого обеспечить его жилищем способами, имеющимися как у государства, так и у юридических лиц (организаций). В России жилищем до сих пор является помещение, которое в некоторых развитых странах не признается таковым. Бараки, времянки, вагончики - повседневное явление нашего быта. Исходя из этого нельзя отождествлять жилище в России только с благоустроенным жилым помещением, а право на него - с правом проживания именно в таком помещении...".

Удивляет, что этот "нравственный принцип социального общества - каждый вправе иметь крышу над головой" - в какой-то мере нашел отражение в ст. 2 Жилищного кодекса РФ, где формулировки об обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в части реализации права граждан на жилище страдают неопределенностью ("обеспечивают создание условий для осуществления права на жилище, содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, стимулируют жилищное строительство..."). Можно сказать, что редакция ст. 40 Конституции РФ не отличается конкретностью. Это так. Однако надо полагать, для того и принимался новый Жилищный кодекс, чтобы "снять" все вопросы. А из ст. 2 Жилищного кодекса РФ неясно, каким образом каждому гражданину должно быть обеспечено право на жилище (а не крыша над головой).

На наш взгляд из Конституции РФ следует: государство в лице соответствующих органов (должностных лиц) должно позаботиться о каждом в зависимости от его имущественного, социального положения и иных обстоятельств. Иначе говоря, кто-то должен получить бесплатное (социальное) жилье, кто-то с частичной оплатой его стоимости, а кто-то (более состоятельный) должен решить задачу обеспечения жильем в основном самостоятельно, но с помощью каких-либо льгот, например налоговых. Перекладывать эту важную (для многих "неподъемную") задачу полностью на самих граждан нельзя.

По вопросу реализации права граждан на жилище важной является правовая позиция Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ в своем Определении от 05.03.2009 № 376-О-П "По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" установил следующее:

"...Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социально- правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-0). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая прежде всего ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимися в жилище...".

В связи с этим считаем, что следует уточнить редакцию некоторых статей ЖК РФ, в том числе ст. 2 и 49, где говорится о праве граждан на жилище и порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма. Прежде всего, необходимо повысить ответственность и заинтересованность органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении жилищных вопросов граждан. В частности, нормы названных статей Кодекса создают почву для отказа многим гражданам в обеспечении их жильем по договору социального найма. Кроме того, полагаем, что отождествление понятия "право на жилище" только с правом граждан быть обеспеченными жилым помещение является неполным и не соответствует его содержанию, определенному Конституцией РФ, хотя ранее традиционно под таким правом в основном понималось решение жилищного вопроса граждан с помощью государства. Это находило закрепление в предыдущих конституциях и жилищных законах, в том числе ст. 1 Жилищного кодекса РСФСР и ст. 2 Закона "Об основах федеральной жилищной политики".

Конституционное право на жилище, по нашему мнению, должно непосредственно увязываться с указанными ниже правами граждан, без которых оно не может быть на практике реализовано.

Конституционные и законодательные гарантии жилищных прав граждан

Право граждан на жилище провозглашено в ст. 40 Кон­ституции наряду с другими основными правами человека и гражданина. Оно имеет важное политико-правовое и соци­альное значение. Закрепленные в Конституции принципы и гарантии получили развитие в ЖК РФ, в частности в ст. 1 «Основные начала жилищного законодательства», ст. 2 «Обеспечение условий для осуществления права на жи­лище» и ст. 3 «Неприкосновенность жилища и недопусти­мость его произвольного лишения». Однако следует отме­тить, что данное право и раньше имело конституционное и законодательное закрепление. Право граждан на жилище в нашей стране было установлено в Конституции СССР (1977) и Конституции РСФСР (1978), затем в кодифика­ционных жилищных законах: Основах жилищного законо­дательства Союза ССР и союзных республик (1981) и ЖК РСФСР (1983). В частности, ст. 1 ЖК РСФСР дословно воспроизводила положения ст. 58 Конституции РСФСР, предусматривая следующее: «...это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги». Впоследствии текст Конституции по данному вопросу изменялся, и это было отражено в Основах. Было предусмотрено следующее:

«Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых поме­щений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобре­тения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает по­мощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья».

В действующей Конституции, как уже отмечалось, име­ется несколько статей, которые посвящены праву граждан на жилище и другим конституционным правам, непосред­ственно связанным с реализацией данного права:

Ст. 25 - 0 неприкосновенности жилища;

Ст. 27 - 0 свободе передвижения по территории РФ, избрании места пребывания и жительства;

Ст. 40 - о праве граждан на жилище и недопущении его произвольного лишения.


Безусловно, основополагающие нормы содержатся в ст. 40:

«1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть про­извольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного са­моуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуж­дающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законо­дательством нормами.»

Право граждан на жилище согласно ч. 2 ст. 17 Кон­ституции, как и другие права и свободы, неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения, т.е. его нельзя изъять (отменить), передать другому лицу или отказаться от него. Важно отметить, что права и свободы человека и гражда­нина являются непосредственно действующими. Иначе говоря, право на жилище должно быть реально обеспечено со стороны государства. В противном случае оно будет иметь декларативный характер. По мнению Л. М. Пчелинцевой: «...право граждан РФ не может считаться «мнимым», по­скольку закреплено на высшем законодательном уровне и подкрепляется обязанностью государства по созданию бла­гоприятных условий гражданам для его реализации».

Право на жилище, провозглашенное в Конституции на­шего государства, базируется на важнейших международно-правовых документах по правам человека. В ст. 25 Всеоб­щей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое соци­альное обслуживание, который необходим для поддержа­ния здоровья и благосостояния его самого и его семьи». В ст. 11 Международного пакта об экономических, соци­альных и культурных правах также подчеркивается:

«Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осу­ществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии».

Из указанных документов следует, что в понятие «до­стойный жизненный уровень человека» входит в качестве обязательной составляющей право на жилище, т.е. оно отно­сится к числу общепризнанных прав и свобод человека. Как известно, общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры РФ являются состав­ной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции).

Данный вопрос нашел отражение в постановлении Пле­нума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некото­рых вопросах, возникших в судебной практике при приме­нении Жилищного кодекса Российской Федерации»:

«Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международ­ном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора чело­веком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основ­ным правам человека и заключается в обеспечении государ­ством стабильного, постоянного пользования жилым поме­щением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании со­действия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25,40 Конституции Российской Федерации).

Основные принципы, формы и порядок реализации права граж­дан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года».

Вместе с тем в юридической литературе высказываются различные точки зрения относительно понятия и содержа­ния этого конституционного права.

По мнению П. И. Седугина: «...Закрепление в Конституции РФ права на жилище имеет большое значение, так как оно означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспечен­ным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или что кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция РФ создала конституционные основы стабиль­ного пользования имеющимся жилищем и одновременно воз­можность получения в порядке улучшения жилищных условий другого жилища... По своей юридической природе конститу­ционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 и др.) являются юридической базой для раз­вития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений; пользования жилыми поме­щениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п.». Он также подчеркивал: «...главная цель законодательного регулирования жилищной сферы - это всемерно содействовать развитию инициативы в этой области как граждан, так и организаций в направлении улучшения жилищных условий граждан».

« - возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора найма, участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, путем индивидуального жилищного строительства, приобретения жилых помещений (домов) по договорам купли-продажи, да­рения, мены, а также наследования и по другим основаниям, предусмотренным законодательством;

Возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, - путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законодательством нормами; другими лицами - путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных субсидий государства и кредитов банка;

Возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина - собственника этого помещения и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (коммерческого найма и др.);

Обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека;

Обеспечение недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище. Это, в частности, призвано сдерживать многочисленные случаи сноса жилых домов, принадлежащих гражданам на праве собственности, под предлогом (нередко недостаточно обоснованным) необходимости использования земельного участка, на котором находится дом, для государственных и общественных нужд».

В принципе аналогичны высказывания и других ученых-правоведов по данной тематике. По мнению В.П. Грибанова:

«Право на жилище означает гарантированную законодатель­ством возможность удовлетворения потребности в жилье нуждающихся граждан различными способами; является сред­ством, обеспечивающим удовлетворение данной потребности».

С.М. Корнеев отмечал:

«Право на жилище имеет две составные части. Во-первых, пра­во на жилище означает, что государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жилищем, которое у него имеется на данный момент по тем или иным правовым основаниям; в данном случае речь идет об охране государством имеющегося у гражданина субъективного гражданского права на конкретное жилище, об обеспечении его неприкосновен­ности, недопущении произвольного лишения жилища. Вторая составная часть права на жилище заключается в том, что госу­дарство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем».

В. П. Скрипко считает:

«Конституционное право на жилище означает для гражданина РФ возможность быть обеспеченным постоянным жилищем, а также возможность стабильного пользования имеющимися у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также юри­дическую возможность улучшения жилищных условий путем приобретения другого жилья».

Однако имеются и иные точки зрения, которые либо по сути исключают право на жилище из числа основных прав человека и гражданина, либо принижают его роль и значение.

Так, В. И. Иванов полагает:

«...Право на жилище... нельзя понимать только в качестве обя­занности государства предоставлять каждому находящемуся на территории России жилое помещение. Суть конституционной нормы видится в другом: никто в РФ не может быть вынуждаем к бродяжничеству, к жизни «на улице». Важно отметить, что жили­ще в этом аспекте - место на территории России, где каждому гражданину постоянно или временно обеспечивается некий «домашний очаг», защищающий его от неблагоприятных воз­действий внешней окружающей среды. С этой точки зрения в качестве жилища могут быть ночлежные дома и другие помеще­ния, приспособленные для проживания граждан. Поэтому право на жилище может быть рассмотрено в качестве требования, сформулированного как нравственный принцип социального общества: каждый вправе иметь крышу над головой. Во-вторых, здесь закрепляется правовой принцип, обращенный ко всем ветвям власти и определяющий требования к должностным ли­цам и содержанию нормативных актов. В-третьих, конституци­онная норма включает в себя и субъективное право требования каждого обеспечить его жилищем способами, имеющимися как у государства, так и у юридических лиц (организаций). В России жилищем до сих пор является помещение, которое в некоторых развитых странах не признается таковым. Бараки, времянки, вагончики - повседневное явление нашего быта. Исходя из этого нельзя отождествлять жилище в России только с благоустроенным жилым помещением, а право на него - с правом проживания именно в таком помещении...».

Однако указанное мнение не является преобладающим в научной литературе, и, на наш взгляд, такой подход не осно­ван на Конституции, которая содержит соответствующие нормы прямого действия. Ими следует руководствовать­ся непосредственно, в том числе при разрешении спорных вопросов в судебном порядке. Принципиальное значение по данному вопросу имеет постановление Пленума № 8, в котором указано, что суд непосредственно применяет Конституцию, в частности, когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия феде­рального закона, регулирующего права, свободы, обязанно­сти человека и гражданина и другие положения.

Безусловно, Конституция закрепляет основные поло­жения и не содержит конкретного правового механизма реализации жилищных прав граждан, в том числе права на жилище. Эти положения конкретизируются и развиваются в соответствующих федеральных законах, в частности в нор­мах главного жилищного законодательного акта - ЖК РФ.

Право граждан на жилище, конечно, предполагает обе­спечение человека жилым помещением. Статьей 40 Кон­ституции, жилищным и гражданским законодательством предусмотрены возможные способы (формы) решения жи­лищного вопроса, в том числе:

Приобретение жилых помещений на основании договоров купли-продажи, мены и других сделок;

Приобретение или строительство жилого дома (квартиры) с помощью субсидий или жилищных кредитов;

Предоставление жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма;

Предоставление жилого помещения в домах ЖК или ЖСК.

Таким образом, из Конституции следует, что государство в лице соответствующих органов (должностных лиц) долж­но позаботиться о каждом гражданине в зависимости от его имущественного, социального положения и иного статуса.

Важную роль в реализации конституционного права на жи­лище призваны выполнять органы государственной власти и органы местного самоуправления. В Конституции (ч. 2 ст. 40) содержится указание на их обязанность поощрять жилищ­ное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище. При этом они должны руководствоваться положениями ч. 2 ст. 40 Конституции, предусматривающи­ми льготное обеспечение жилищем двух категорий граж­дан: «малоимущих» и «иных, указанных в законе граждан». Эти граждане, нуждающиеся в жилище, вправе получить его бесплатно или за доступную плату. Иначе говоря, кто-то должен получить бесплатное (социальное) жилье, кто-то с частичной оплатой его стоимости, а кто-то (более состоя­тельный) вправе решить задачу обеспечения жильем с по­мощью различных льгот, например налоговых.

В российском законодательстве понятие « жилище» раскрывается не полно, что вызывает на практике различные споры. Термин « жилище» означает обычно особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей: жилой дом, квартира, комната вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т.п.), а также различного рода другими объектами жилого дома (лифт, иное инженерное оборудование)Грудцына Л. Ю. Жилищное право России/ Под ред. Н. М. Коршунова.- М.: Эксмо, 2012.- С. 67. Жилое помещение должно отвечать определенным требованиям, чтобы выступать в качестве такового. Однако критерии, предъявляемые к жилому помещению, не всегда были четко обозначены в законодательстве, что на практике являлось причиной многочисленных злоупотреблений.

Право на жилище означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом.

Нельзя не констатировать, что нормативно - правовыми актами предъявлялись разные требования к жилому помещению. Понятие жилища, согласно ст.673 «Объект договора найма жилого помещения» ГК РФ, определяется как изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома). Пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством. Еремичев И.А. и Страунинг Э.Л. В своем издании дают краткое определение жилому помещению, говоря, что оно представляет собой помещение, предназначенное для проживания граждан и отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям. В свою очередь, продолжают они, жилые помещения образуют жилищный фонд. Под жилищным фондом в свою очередь понимается совокупность всех жилых помещений, независимо от формы собственности, включая жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные помещения в других строениях, которые пригодны для проживанияЕремичев И. А., Страунинг Э. Л. Жилищное право: Схемы и комментарии.- М.:Юриспруденция, 2011.-с. 12. Сфера жилищного законодательства, включающая регулирование обширного круга отношений, основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами жилищных прав, безопасность жилища, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений, связанных с обеспечением граждан (физических лиц) жилыми помещениями, распределением, учетом жилья и лиц, нуждающихся в его получении, непосредственной реализацией права пользования жилым помещением, обслуживанием и ремонтом жилья, обеспечение его сохранностиГринев В. П. Жилищное и градостроительное законодательство: сло.- справ.- М.: ГроссМедиа, 2006.- С. 39;..

Обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, приняло на себя государство. Государство обязано выполнять целый комплекс мероприятий для удовлетворения потребностей граждан: осуществлять программу строительства благоустроенного жилья; обеспечивать справедливое распределение жилой площади, охрану жилищного фонда и т.п.

Выделяются некоторые обязанности государственных органов: порядок учета жилищного фонда, распределение и предоставление гражданам жилых помещений; доступность для населения условий найма жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья; содержание и развитие объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу; правовое регулирование деятельности субъектов жилищной сферы (нанимателей, арендаторов и собственников недвижимости в жилищной сфере и т.д.); сохранение права пользования жилищем, неприкосновенность жилища в порядке и на условиях, установленных законодательством; контроль за исполнением законодательства в жилищной сфере и др.

Право граждан РФ на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площадиАйман Т. О. Жилищное право РФ.: Учеб.пособие.- М.: ИНФРА- М, 2002.- С. 19. Из права на жилище вытекает возможность для человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто - то сможет лишить его этого помещения по каким - либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Теоретическое осмысление проблем правовой природы права на жилище продолжается. Этот процесс важен не только для юридической науки, но и для разработки правовых основ современной государственной жилищной политики в условиях развивающихся рыночных отношений, одной из основных целей которой является решение жилищной проблемы, создание механизмов (в том числе правовых) для реального осуществления гражданами права на жилище. Проблема доктринального определения права граждан на жилище существует. Это вызывает необходимость дальнейшего

Осуществлениянаучногоисследования различных аспектов конституционного права граждан РФ на жилище, включая формы и гарантии его реализации. Несомненно, практическая реализация нормы о праве каждого на жилище тесно связана с экономическими возможностями государства, политической и правовой ситуацией в стране. Тем не менее, это право является подлинным, а не правовым стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике. Речь может лишь идти о достижении разумного баланса между экономическими возможностями государства и объемом, формами реализации социальных прав граждан, в том числе и конституционного права граждан на жилище. Богданов Е.В. в своих работах справедливо обращает внимание на то, что государство приняло на себя обязанности по созданию условий для осуществления гражданами права на жилище, поскольку не может быть права без соответствующей обязанности и, наоборот, обязанности без корреспондирующего ей права. Богданов Е.В. приходит к выводу о том, что граждане и государство находятся в правовой связи, то есть в правоотношениях. Как мы уже говорили, право граждан на жилище закреплено в основополагающем Законе - Конституции РФ. Далее в нашей работе мы рассмотрим непосредственное « конституционное право граждан на жилище». Определим исторический путь нынешнего права, основные возможности, вытекающие из данного права.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Право граждан на жилище

План

1. Содержание конституционного права граждан на жилище. Лишение прав на жилое помещение

Конституция РФ в ст.40 провозгласила право граждан на жилище.

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Подход к пониманию содержания права граждан на жилище не является однозначным в юридической литературе. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой в содержание конституционного права можно включить несколько юридических возможностей (Седугин):

а) стабильного пользования занимаемым жилым помещением

б) улучшение своих жилищных условий разными способами

в) использование жилого помещения в интересах других граждан

г) обеспечение для жильцов здоровой среды обитания

д) недопущение произвольного лишения права граждан на жилище

е) неприкосновенность жилища

Исследуя непосредственно норму ст.40 Конституции РФ можно рассмотреть право граждан на жилище в трех аспектах.

Первый - каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Действующее законодательство предусматривает различные основания для лишения прав на жилое помещение:

1. если гражданин проживает в жилом помещении по договору социального найма жилого помещения, то выселение лиц может производится на основании ст.83-91 ЖК РФ. Выселение может быть как результатов виновных действий лица (неоплата в течение 6 месяцев коммунальных платежей, разрушение и порча жилого помещения, нарушение общественного порядка), так и не являться мерой ответственности (снос жилого помещения, перевод жилого помещения в нежилое и т.д.). Выселение может осуществляться как с предоставлением другого благоустроенного помещения, так и без предоставления другого жилого помещения. Действующий ЖК РФ, предусматривает выселение только в судебном порядке.

2. Если гражданин проживает в жилом помещении на праве собственности, то прекращение права собственности на жилое помещение может произойти по двум блокам оснований:

ст.235 ГК РФ - основание прекращения права собственности - касается любых объектов права собственности, в том числе и жилых помещений.

Статья 235 . Основания прекращения права собственности

1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

2. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239);

4) реквизиция (статья 242);

5) конфискация (статья 243);

Реквизиция - В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

2. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.

3. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества. "

Конфискация - В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация). "

Так, взыскание имущества по обязательствам, изъятие земельного участка для государственных нужд, реквизиция - все эти основания могут стать причиной для лишения жилья собственника. Произойти это может как на возмездной, так и безвозмездной основе.

ст.293 ГК РФ можно отнести к специальным нормам, касающимся оснований лишения права собственности на жилище в случае вины самого собственника.

Статья 293 . Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение

Если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.

Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Таким образом, основанием для лишения собственника жилого помещения является:

а) использование жилого помещения не по назначению

б) нарушение прав и интересов соседей

в) разрушение и порча жилого помещения.

Еще раз говорю, что указанное поведение собственника может послужить причиной для вынесения органами местного самоуправления предупреждения о необходимости устранения нарушений. В случае если предупреждение оказались безрезультатными, то орган местного самоуправления вправе обратится в суд, который вправе принять решение о продаже жилого помещения с публичных торгов с возвратом собственнику полученных от продажи средств за вычетом судебных расходов.

Необходимо обратить внимание, во-первых, только в трех случаях виновное поведение собственника можно ставить вопрос об его выселении и расширенному толкованию этот перечень не подлежит. таким образом, нельзя ставить вопрос о выселении собственника из жилого помещения за неоплату коммунальных платежей). Во-вторых, несмотря на достаточно широкие полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению объектом своего права (в том числе и возможность его уничтожения) указанные правомочия собственника жилья существенно сужены. Уничтожение жилого помещения, как объекта, предоставляющего большую ценность (не только экономическую, но и социальную) не допустимо. В-третьих, обратится в суд с иском о прекращении права собственности на жилое помещение, могут только органы местного самоуправления.

3. Если гражданин проживает в жилом помещении на основании договора коммерческого найма жилого помещения, то выселение происходит, во-первых, по прекращению срока действия договора краткосрочного найма (до года) в случае не желания наймодателя продлять договор; во-вторых, в случае отказа наймодателя от продления договора долгосрочного найма (от года до пяти лет) по причине принятия решения не сдавать помещение в найм на срок не менее года; в-третьих, в случае расторжения договора по инициативе любой из сторон.

4. Если гражданин проживает в специализированном жилом помещении, то он выселяется в случае прекращения оснований, послуживших основанием для вселения в жилое помещение. К таким относится прекращение трудовых отношений с организацией или прекращение учебы. Из этого общего правила, существуют исключения.

5. Если гражданин проживает в жилом помещении на основании членства в ЖК и ЖСК, то прекращение права собственности происходит в случае прекращения членства в кооперативе.

Указанные основания лишения прав на жилое помещение является исчерпывающим для соответствующих оснований проживания в жилом помещении, иные основания выселения могут быть предусмотрены только федеральным законом.

Второй аспект конституционного права граждан на жилище заключается в следующем: малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за дополнительную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов. Указанный аспект, в первую очередь, реализуется путем заключения с указанными лицами договора социального найма жилого помещения.

Третий - органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права граждан на жилище.

Выделяют и другие возможности. вытекающие из статьи 40 конституции РФ:

1. возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условии договора найма, участие в ЖК и ЖСК, путем индивидуального жилищного строительства, приобретение жилых помещений (домов) по договорам купли-продажи, дарения, наследования и по другим основаниям, предусмотренных законодательством.

2. возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище - путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными нормами.

3. возможность улучшения своих жилищных условиями другими лицами - путем строительства или приобретения жилых помещения за счет собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка.

4. возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина - собственника этого помещения и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (например, коммерческого найма).

5. обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды.

жилище право гражданин конституционное

6. обеспечение недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище.

В качестве самостоятельных прав гражданина, непосредственно связанных с правом гражданина на жилище, можно выделить:

· неприкосновенность жилища

· неприкосновенность частной жизни

· право на судебную защиту.

ст.25 Конституции РФ устанавливает исключения из этого принципа, данные исключения должны быть предусмотрены федеральными законами. А именно, ст.25 гласит, что Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. (Закон о полиции, ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", ФЗ "О государственной охране".)

Необходимо отметить отсутствия норм, которые регулировали бы доступ работников жилищно-эксплуатационных служб, в случае причинения аварии имуществу третьих лиц. Что на практике опять же вызывает множество проблем.

2. Гражданско-правовые способы реализации права граждан на жилище

К гражданско-правовым способам реализации права граждан на жилое помещение можно отнести:

1. Выдачу жилых кредитов.

2. Ипотечное кредитование.

3. Выпуск жилищных сертификатов

Каждый из указанных способов обладает определенной спецификой.

Выдача жилищных кредитов впервые предусмотрена Указом Президента РФ от 19 июня 1994 г. Было предусмотрено три вида кредитов:

земельный - приобретение земли;

строительный - финансирует строительные работы

кредит на приобретение жилья.

Выдача жилищных кредитов может сопровождаться использованием кредитной организацией различных способов обеспечения исполнения обязательств. Ипотека (залог недвижимости) является основным.

Ипотека в настоящее время регулируется нормами ГК РФ, ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и иными нормативно-правовыми актами.

Долгосрочный ипотечный жилищный кредит (далее именуется - ипотечный кредит) - это кредит или заем, предоставленные на срок 3 года и более соответственно банком (кредитной организацией) или юридическим лицом (некредитной организацией) физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства. "

Извлечение из документа:

Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 N 28 (ред. от 08.05.2002)"О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации" (вместе с "Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации", "Планом подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации")

Ипотека возможна в силу закона и в силу договора. ФЗ "Об ипотеки" предусматривает только один случай возникновения залога в силу закона: в случае, если жилой дом или квартира приобретаются за счет кредита банка или иной кредитной организации в собственность заемщика, то приобретаемая недвижимость считается находящейся в залоге с момента государственной регистрации договора купли-продажи). ГК РФ дополняет данные нормы следующими положениями:

п.5 ст.488 ГК РФ "если иное не предусмотрено договором купли-продажи, с момента продажи товара покупателю и до его оплаты товар, проданный в кредит, признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнением покупателем его обязанностей по оплате товара;

Ст.587 ГК РФ " при передачи товара под выплату ренты земельного участка или другого недвижимого имущества получатель ренты в обеспечении обязательства плательщика ренты приобретает право залога на это имущества.

Ст.13 ФЗ от 30.12.2004 г. №214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" закрепляет, что в обеспечение исполнения обязательств застройщика (залогодателя) по договору с момента государственной регистрации договора у участников долевого строительства (залогодержателей) считаются находящихся в залоге предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находится объекты долевого строительства, земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности или право аренды на указанный земельный участок и строящиеся (создаваемые) на этом земельном участке многоквартирный дом и (или) иного объекта недвижимости.

Третий способ реализации права граждан на жилище - это выпуск государственных жилищных сертификатов.

Жилищные сертификаты - особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющих право их собственника на:

приобретение собственником квартиры (квартир) при условии приобретения пакета жилищных сертификатов в порядке и на условиях, установленных законодательством;

получение от эмитента по первому требованию индексированной номинальной стоимости жилищного сертификата. Схема индексации номинальной стоимости жилищного сертификата устанавливается при его выпуске и остается неизменной в течение установленного срока действия жилищного сертификата.

Выпуск и обращение жилищных сертификатов осуществляется в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации правилами выпуска и обращения ценных бумаг с учетом требований законодательства."

Извлечение из документа :

Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1182 (ред. от 24.08.2004)"О выпуске и обращении жилищных сертификатов"

Субсидия предоставляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, воинскими частями и формированиями. Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996г. "О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" определен перечень граждан, которым за счет средств федерального бюджета предоставляется субсидия:

1. военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы в запас или отставку;

2. лицам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностям, имеющим стаж работы или время проживания в данных районах не менее 15 лет и не имеющих жилья в других регионах РФ;

3. лицам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами;

4. лицам, пострадавшим от чернобыльской и других аварий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

5. лицам рядового и начальствующего состава налоговой полиции;

6. сотрудниками центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ и министерств внутренних дел субъектов РФ, а также сотрудниками Государственной противопожарной службы.

7. спасателями профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти

8. членам казачьих обществ, взявших на себя в установленном порядке обязательств по несению государственной и иной службы, переселившимся в пограничные районы РФ

9. молодым малообеспеченным семьям (одному из супругов в возрасте не старше 30 лет)

10. лицам, имеющим в соответствии с законодательством РФ право на льготное финансирование строительства или приобретения жилья, но не использовавшим это право ранее.

В настоящее время, указанное постановление утратило юридическую силу в связи с принятием федеральной целевой программы "Жилище". Однако обозначенные категории граждан не утратили право на получение помощи в приобретение жилья, теперь такая помощь выдается в виде жилищных сертификатов. Под государственным жилищным сертификатом понимается именное свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения. Это не полный перечень, категорий граждан, имеющих право на субсидии, данный перечень уточнен и в иных ФЗ РФ.

Право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии, удостоверяемое сертификатом, предоставляется только 1 раз. Размер субсидии рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ. Размер субсидии рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменной на весь срок действия сертификата.

Необходимо отличать понятие государственный жилищный сертификат и жилищный сертификат. Под жилищным сертификатом понимается ценная бумага, номинированная в единицах общей площади жилья и имеющая также индексируемую денежную стоимость, размещенная среди граждан и юридических лиц, дающая права владельцу требовать его погашения путем предоставления в собственность жилого помещения, строительство или реконструкция которого осуществлялась за счет средств, полученных от размещения данной ценной бумаги.

3. Права граждан на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания в пределах РФ. Регистрационный учет граждан

В 1993 году институт прописки был признан неконституционным, как ограничивающий права граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства и заменен на институт регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания.

Гражданин, изменивший место жительства, обязан в течение 7 дней со дня прибытия на новое место жительства, обратится в ОВД с заявлением о регистрации его по новому месту жительства. При этом предоставляется:

паспорт или иной документ удостоверяющий личность

военный билет

документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение или его заверенная копия.

Орган регистрационного учета обязан произвести регистрацию в течение 3-х дней с момента предъявления всех необходимых документов.

Основаниями снятия с регистрационного учета являются:

изменение места жительства

призыв на военную службу

осуждение к лишению свободы

смерть или объявление лица умершим

выселение из жилого помещения или признания лица утратившим право пользования

обнаружение несоответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации.

Других оснований снятия с регистрационного учета не существует.

Регистрация по месту пребывания ограничивалась изначально только 6-ти месячным сроком. На сегодняшний момент временное ограничение регистрации по месту пребывания отменено. Таким образом, регистрация по месту пребывания осуществляется без снятия с регистрационного учета по месту жительства и должна быть проведена гражданами в случае их прибытия для временного проживания на срок свыше 10-ти дней.

Отказ в регистрации по месту жительства и по месту пребывания на сегодняшний день невозможен. Постановлением конституционного суда РФ все основания отказа в регистрации были признаны неконституционными, это связанно с тем, что регистрация носит не разрешительный, а уведомительный характер.

Отдельно необходимо отметить порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства и по месту пребывания.

Регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (далее - регистрация по месту жительства) - фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства;

Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 19.05.2010)"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.06.2006)

Заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.

При подаче иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о регистрации по месту жительства должностному лицу органа миграционного учета предъявляются:

1) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином:

а) документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

б) вид на жительство или разрешение на временное проживание;

в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением;

2) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации лицом без гражданства:

а) вид на жительство или разрешение на временное проживание;

б) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.

Орган миграционного учета, осуществляющий регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, при предъявлении данным иностранным гражданином заявления о регистрации по месту жительства и документов, указанных выше, в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и не позднее следующего рабочего дня фиксирует сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета.

Орган миграционного учета, осуществивший регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, в месячный срок с даты указанной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, выполняет иные необходимые действия, связанные с регистрацией.

Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в случае:

1) регистрации иностранного гражданина по иному месту жительства;

2) прекращения у иностранного гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

3) прекращения у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание в Российской Федерации;

4) вступления в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной;

5) смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства включает в себя внесение соответствующих сведений в вид на жительство или в разрешение на временное проживание данного иностранного гражданина, а также в учетные документы органа миграционного учета и в государственную информационную систему миграционного учета.

4. Учет иностранных граждан по месту пребывания

Иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с указанным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Постановке на учет по месту пребывания подлежат:

1) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:

а) не имеет места жительства;

б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания;

в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом;

г) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства;

д) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание;

2) временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:

а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания;

б) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства;

в) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание.

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином:

1) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации;

2) не позднее трех рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации;

4. Иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение более двадцати четырех часов на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города Российской Федерации ставятся на учет по месту пребывания органом миграционного учета на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии в указанном документе отметки органа пограничного контроля о въезде указанных иностранных граждан в Российскую Федерацию.

5. Учет по месту пребывания постоянно или временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, которые временно покинули место проживания в связи с возникновением в данном месте чрезвычайной ситуации, проведением на территории, на которой они проживают, контртеррористической операции либо введением на указанной территории чрезвычайного или военного положения и которые находятся в месте временного размещения, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Не подлежат учету по месту пребывания:

1) главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашению федерального органа государственной власти или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также следующие с указанными лицами члены их семей;

2) иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей военных кораблей, прибывших в Российскую Федерацию с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом, либо члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств (за исключением случаев вынужденной или иной остановки указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации на срок более трех дней вне основного состава своих экипажей);

3) иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение не более двадцати четырех часов на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города Российской Федерации либо в случае выезда указанных иностранных граждан на экскурсии в населенные пункты на срок не более двадцати четырех часов;

4) иностранные граждане - члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и экипажей или бригад иных транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации в аэропортах или на станциях, предусмотренных расписаниями (графиками) движения данных транспортных средств;

5) иные иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более трех дней, за исключением случаев нахождения указанных иностранных граждан в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания.

Основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.

2. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.

Статья 22. Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания

1. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания,

2. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:

1) иностранный гражданин:

а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту;

б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления,

2) принимающая сторона с соблюдением сроков

а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи

б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

3. При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином.

3.1 При наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета.

4. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением.

1. Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае:

1) убытия иностранного гражданина из места пребывания;

1.1) смены иностранным гражданином места пребывания в Российской Федерации;

2) выезда иностранного гражданина из Российской Федерации;

3) смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовые аспекты конституционного права граждан на жилище. Определение и сущность конституционного права граждан на жилище. Понятие жилого помещения. Конституционные гарантии граждан на жилье. Обеспечение и защита конституционного права граждан на жилище.

    реферат , добавлен 12.03.2009

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    Право человека на жилище как одно из важных социально-экономических прав граждан России. Основные формы и способы удовлетворения жилищных потребностей граждан. Основания и условия признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, принятие их на учет.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2010

    Структура правового статуса человека в социальной сфере. Право на жилище, его содержание и юридическая природа. Конституционные положения об обеспечении жилищного права граждан Российской Федерации и характеристика основных проблем их реализации.

    презентация , добавлен 11.05.2015

    Право на жилище в системе социально-экономических, культурных прав человека и гражданина. Проблемы взаимосвязанности права выбора места жительства с правом на жилище в РФ. Компетенция органов публичной власти в сфере реализации гражданами права на жилище.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Понятие, признаки и порядок реализации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Порядок въезда и выезда из России. Основания для снятия с регистрационного учета и ограничения права граждан России на свободу передвижения.

    реферат , добавлен 26.03.2011

    Понятие и особенности конституционного права на жилище. Соотношение понятий "жилище" и "жилые помещения" в конституционном и жилищном праве. Субсидирование граждан на приобретение и строительство жилья как способ реализации права на жилое помещение.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2012

    Понятие и принципы организации местного самоуправления; требования к деятельности в сфере обеспечения права на жилище. Ознакомление с публично-правовым механизмом обеспечения права граждан на жилище с учётом конституционных уровней государственной власти.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2016

    Понятие жилища, его назначение. Места жительства и пребывания. Объекты права собственности и других вещных прав на жилище. Правовой режим квартиры (отдельной, коммунальной), жилого помещения. Субъекты права собственности и других вещных прав на жилище.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2008

    Основные права и свободы граждан СССР. Характеристика личных и политических прав и свобод граждан России: право на жизнь, на жилище, достоинство личности и личную неприкосновенность, на частную жизнь, свободу совести и вероисповедания, мысли и слова.

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Жилищное право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

6. Конституционное право граждан на жилище

Конституция РФ содержит ряд положений, определяющих основы правового регулирования жилищных отношений (ст. 40):

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Право на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.

Предусмотренные Конституцией гарантии права на жилище, выступают в виде обязанностей, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить реализацию конституционного права граждан на получение жилого помещения различными способами: предоставлением жилых помещений из жилищного фонда социального использования, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и т. д. Ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления, ни должностные лица не вправе осуществлять какие-либо действия, связанные с неправомерным лишением граждан права на жилище. Реализация права на жилище обеспечивается возможностью граждан свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ).