Сказка по биологии. Дидактические сказки по биологии. Какие условия необходимы для прорастания семян

Дидактические сказки по биологии

, учитель биологии МБОУ Северная СОШ №13, Зимовниковский район

Дидактические сказки учат детей понимать и беречь природу. В них вымышлены события и разговоры между живыми существами. Основные биологические факты в сказках даются с научной достоверностью. Сказки можно использовать как в начальных, так и в средних классах. Перед чтением сказки необходимо сказать несколько слов о теме, затрагиваемой в ней. В ходе обсуждения школьники охотно ответят на вопросы и сами расскажут о своих наблюдениях в жизни природы. Такая форма общения позволяет легко и непринужденно закрепить новые знания.

Творчески работающий учитель находит программный материал, который можно подать в форме сказочного повествования. Курс биологии для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения» под редакцией позволяет использовать в обучении дидактические сказки.

«Сказка о невидимых драконах»

Ключевые слова: бактерии, кокки, вибрионы, спириллы, бациллы, гигиена.

Давным-давно, еще со дня сотворения мира, жили на Земле маленькие, бесцветные, невидимые существа – драконы. Состояли они из одной клеточки, которая могла делиться через каждые 20 минут. Вскоре вся планета была заселена этими существами. Они поселялись на растениях и животных и даже внутри них. Наиболее смелые бросались в море-океан, которые стали их второй родиной. Другие, при помощи ветра, освоили воздушную среду. Народец этот стал считать себя главнейшим на Земле.

Появление первых людей, Адама и Евы, вызвало среди драконов жуткий переполох. Главный повелитель, Чумная Палочка, протрубил большой сбор старейшин родов. Всего родов было четыре: шаровидные Кокки, палочковидные Бациллы, запятовидные Вибрионы и извитые Спириллы. Холерный Вибрион предложил на сборе объявить людям-пришельцам войну, изгнать их с планеты Земля.

Начались боевые действия. Одни диверсанты стали незаметно поселяться на продуктах питания и портить их. Другие вредители разрушали стога сена, рыболовные снасти, рукописи и книги в книгохранилищах. Третья группа существ, руководимая Холерным Вибрионом, стала проникать внутрь тела людей и травить их. Людское племя несло огромные потери. На военном совете люди решили перейти к тактическим действиям, направленным против драконов.

Для соперников-сладкоежек были выставлены чаны с молоком. Накинувшись на сахар, содержавшийся в молоке, драконы превратили молоко в простоквашу, а сливки – в сметану. Они добровольно согласились работать в пищевой промышленности , квасили овощи, силосовали корма.

Другие существа подружились с бобовыми растениями (горохом, фасолью, соей, викой, чиной и др.) и стали жить в клубеньках на корнях этих растений. Они усваивали азот воздуха и обогащали почву веществами, содержащими азот.

Третьим существам пришлась по душе работа санитаров. Денно и нощно трудились они на «фабрике» переработки отходов - отмерших организмов растений и животных. В ходе утилизации отходов образовывался перегной. Продукция по «конвейеру» шла в «цех», где почвенные бактерии превращали перегной в минеральные вещества, используемые корнями растений

И только группа Холерного Вибриона не сдавалась. При помощи Чумной Палочки, Тифа и других приспешников они продолжали выкашивать людей. Пришлось людям просить совета и помощи у царицы Гигиены. Жила она на океанском острове. Его покрывали леса из мыльного, уксусного, земляничного, тюльпанного и других диковинных деревьев. В долинах били фонтаны гейзеров с целебной водой. Выслушав просьбу людей, царица Гигиена дала им несколько советов. Выполняя их, люди научились побеждать невидимых драконов.

Какие советы получили люди от царицы Гигиены?

Ребята рассказывают о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены. В школах медработники делают им предохранительные прививки. Установлен строгий врачебный контроль над источниками воды и пищевыми продуктами. Школьники знают об очистке питьевой воды , ее хлорировании. Люди научились делать дезинфекции и лекарства, которые убивают болезнетворных бактерий. Для сохранения пищевых продуктов используется консервирование и пастеризация.

Сказка «Путешествие Капельки»

Ключевые слова: круговорот воды в природе, испарение воды, строение листа

Капелька только что появилась на свет. Она качалась на мягкой вате пушистых облаков. Вдруг налетел ветер, облака потемнели, нахмурились – хлынул дождь. Упав с огромной высоты, Капелька полежала немножко, поднялась и, провалилась в подземелье. Там было темно и сыро. Чьи-то мохнатые руки схватили ее и втолкнули в трубопровод. «Это конец» - подумала Капелька. Ее тащило под сильным напором воды, трубы разветвляясь, становились все уже и уже.

Наконец, течение уменьшилось, стало гораздо светлее, и Капелька смогла осмотреться. Она оказалась в зеленой комнате без окон, но с большим количеством дверей. Достаточно поплутав по комнатам, Капелька устало оперлась о косяк двери, но испуганно отстранилась – тянуло холодком. Идя навстречу потока свежего воздуха, Капелька попала в зеленую комнату с большим количеством окон, в которых виднелась ее родина – небо. С грустными мыслями о том, что ей никогда не выбраться из этого подземелья, Капелька пригрелась на солнышке и уснула. И снится ей сон, что становится она, Капелька, легкой, как пушинка. Теплые потоки воздуха поднимают ее к окну и, о, чудо! Капелька полетела вверх, все выше и выше! А вот и мама – мягкая теплая Туча. Капелька уткнулась ей в бок и открыла глаза. Мама действительно была рядом. Капелька облегченно вздохнула: «Значит, я путешествовала во сне!».

А вы как думаете, ребята?

Школьники из курса природоведения знают о круговороте веществ в природе, испарении воды. Знания о строении корня, стебля, листа и их функциях подводят учащихся к ответу на вопрос Капельки.

Сказка «Путешествие братьев-близнецов»

Ключевые слова: спермий, яйцеклетка, семя, эндосперм, двойное оплодотворение цветковых растений

При посещении цветка Тюльпана пчелой братья-близнецы выпрыгнули из пыльника ей на спину. Пчела перенесла их далеко от родного дома в другой цветок. Братья при помощи шипиков, бородавочек, выростов зацепились на влажном рыльце изумрудного замка. Назывался этот замок Пестик. Звали братьев Спермий I (Марс) и Спермий II. Через крышу рыльца, коридоры столбика они попали в нижний этаж замка – завязь. В этой горнице-завязи находились две красивые девушки. После знакомства Марс предложил руку и сердце Венере (Яйцеклетке). А Спермию II приглянулась Центра (Крупная Клетка). Братья-близнецы сыграли свадьбу и зажили счастливо. Плодом любви Марса и Венеры стало Семя. У другой пары родился сын Эндосперм. Жили семьи долго, в мире и согласии. А когда состарились и увяли, цветоножка Тюльпана наклонилась к Земле. Семя с Эндоспермом вошли в нее и стали ждать благоприятных условий.

Какие условия необходимы для прорастания семян?

В этой сказке речь идет о довольно сложной для объяснения и понимания теме «Оплодотворение цветковых растений». Обилие новых терминов вызывает у школьников неуверенность в своих силах. Форма сказочного повествования позволяет включить фантазию и воображение детей. В сказке говорится о двойном оплодотворении, характерном для цветковых растений. Дети довольно легко называют необходимые условия для прорастания семян: тепло, воздух, воду.

Сказка «Друзья Тюльпана»

Ключевые слова: пестик, тычинка, насекомоопыляемые растения

В ковыльной степи жил-был красавец Тюльпан. Каждую весну в подземном царстве из луковицы появляется мощный росток. Ни зимний холод, ни недостаток влаги, ни твердая почва не смогли остановить его. Упорный росток всегда пробирался на поверхность надземного царства. Он раскрывался 3-4 листьями, в которые заворачивался бутон . Держась на прочной цветоножке, склоняясь перед сухими степными ветрами, этот бутон с каждым днем становился все краше. Он умывался по утрам росой, закалялся ночным холодом, нежно окрашивался румянцем под ласковым солнцем.

Настал день и бутон раскрылся. В его центре красовалась статная королева Пестик. Вокруг нее находились стражники – Тычинки. Вдруг послышался гул, похожий на жужжание. Красавец Тюльпан встрепенулся, кумачом заполоскал на ветру его венчик. Тычинки и Пестик радостно закричали: «Гости, гости летят!»

Кого ждали в гости жители цветка Тюльпана?

Ребята знают признаки насекомоопыляемых растений – крупные одиночные цветки, собранные в соцветия мелкие цветки, яркая окраска лепестков или листочков простого околоцветника, нектар и аромат. Пыльца и сладкий нектар – пища многих насекомых. Они переносят пыльцу с цветка одного растения на цветок другого. Данная сказка позволяет повторить строение цветка, рассказать о перекрестном опылении насекомыми.

Необходимо вовлекать в создание сказок самих учащихся. Можно сначала прочитать сказку не до конца и предложить ребятам завершить ее. В повествовании каждого ученика нужно находить только позитивное. Сначала тексты ребят будут короткими и корявыми. Учитель вместе с детьми выбирает лучшие варианты фрагментов сказок, написанных ими. Такая работа учит спокойствию, терпению, совместному творчеству. Освоив этап дописывания сказок, можно перейти к их сочинению по заданным сюжетам. Сказки с удовольствием иллюстрируются школьниками. Ученические постановки являются логическим завершением работы над сказкой. Главное в сказке – мораль. Она должна учить доброте, учить жить в согласии и взаимопонимании с окружающим миром.

Литература

1. На помощь приходит фантазия.

М: Издательство «Школа-Пресс» //Биология в школе №1, 2000.

2 Пасечник. 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. М: «Дрофа». 2007.

3.Шиков сказки. М: Издательство «Школа-Пресс» //Биология в школе №3, 2000.

(продолжение)

– Потому что микроб, как только попадает в тебя, где тепло, сыро и пищи много, сразу начинает делиться. Сначала – пополам. Потом эти два микроба тоже делятся. И вот их уже четверо. А когда они разделятся еще раз – сколько получится?
Тимоша долго думал, потом сказал со вздохом:
– Уже восемь.
– Представляешь, ты ложишься спать с одним маленьким микробом внутри, а просыпаешься – их в тебе видимо-невидимо. Ты чихаешь, кашляешь и удивляешься: «Как я мог заболеть, пока спал?»
– Это из-за ядра они так делятся? – обиженно спросил Тимоша. Ему не понравилась эта история про болезни и микробов.
– Конечно, ядро всегда следит, чтобы клетка делилась правильно! Чтобы дети получались такие же, как мама. Это и есть главная работа ядра. И не только микробы делятся, а и все-все клеточки. Когда клетка стареет, ее заменяет новая, молодая.

– А мы увидим главную работу ядра? – заволновался Тимоша.
– Попробуем, если у нас хватит терпения. Сейчас ядро отдыхает. Для того чтобы организовать порядок в клетке, надо и за собой следить.
Пока Женя объяснял, из ядра выплыла иРНК и, гордо помахивая хвостом, поплыла в сторону рибосом.
– Ну что ж, будем ждать, – с готовностью согласился Тимоша. – Давай посидим где-нибудь на митохондрии или рибосоме, заодно и отдохнем, а то я уже устал путешествовать.
– И подумаем, как нам домой вернуться, – добавил Женя. – Нельзя же нам всегда в этой амебе жить.
– Нельзя, – согласился Тимоша. – Давай думать.

Ядро: 1 – эндоплазматический ретикулум; 2 – промежуточные филаменты; 3 – ядерная пора; 4 – внутренняя ядерная мембрана; 5 – наружная ядерная мембрана; 6 – ядерная ламина; 7 – микротрубочки; 8 – центросома; 9 – ядрышко; 10 – ДНК и связанные с ней белтки (хроматин)

Тринадцатая сказка

Четырнадцатая сказка

Мальчики поспешили прочь от ядра. Маленькие, напуганные, усталые. Рядом оказалась митохондрия. Она показалась детям такой знакомой, милой, безопасной, что они с радостью залезли на нее и обессиленно прижались друг к другу. Они были в чужом незнакомом мире, где оказалось много неожиданностей, опасностей и приключений. И не было никого, кто бы мог им помочь. Только они сами были опорой друг для друга. Страшные силы делящегося ядра чуть было не разлучили двух маленьких братьев. Только благодаря находчивости Жени они не расстались навсегда.
Измученные последними приключениями братья молча сидели на митохондрии. Хотя опасность миновала, у них не было сил даже для разговоров.
Вокруг происходили грандиозные события. Закончилось строительство мембраны, которая пересекла старую амебу пополам. Получились две новые клетки. Ядра молодых амеб отплыли к их серединам. Не было видно не только нитей веретена, но и самих хромосом. Ядра вновь погружались в дремоту до нового деления. Та амеба, из которой только что выскочил Женя, кивнула своей сестре и уплыла вдаль. Да, еще немного – и мальчики вряд ли смогли бы найти друг друга.
– Женечка, – слабым голосом произнес Тимоша, – пошли отсюда! Пошли прочь из этой амебы. Давай попробуем вернуться домой. Ты такой находчивый. Ты обязательно придумаешь, что делать.
Женя нисколько не возражал. Он тоже устал от приключений. Ему тоже ужасно хотелось домой к папе и маме. Конечно, он понимал, что они путешествуют по собственной комнате, но лучше было бы увеличиться до таких размеров, чтобы не бояться ферментов и мембран, чтобы обыкновенный коробок спичек не казался горой до самого неба и чтобы все вокруг было понятным и привычным.
– Что же нам делать? – задумчиво пробормотал он. – В лизосому залезть, что ли?
– Нет уж, Женечка, – возразил Тимоша, – давай не будем больше никуда залезать. Нам, по-моему, наоборот, вылезать нужно.
– С лизосомой мы как раз бы и выбрались, – продолжил рассуждать Женя. – Через лизосомы клетка выбрасывает наружу все, что ей не нужно. Но там такие ферменты... Просто ужасно злые ферменты.
– Как в пищеварительной вакуоли?
– Нет, намного злее. Если, например, лизосому разрушить и выпустить ее ферменты внутрь микроба, то они и самого хозяина на кусочки разнесут. Чрезвычайно разрушительные ферменты.
Тимоша очень удивился.
– И ты хочешь, что мы сами, по собственному желанию, залезли в пасть к этим крокодилам?
– Нет, – ответил Женя задумчиво, – пожалуй, не хочу.
– Женя, а где же твоя волшебная палочка? Может быть, она нас спасет? Она же помогла нам войти в амебу, пусть и выйти поможет.
– Точно! Гениально! – закричал Женя. – Тимоша, ты умница! Побежали!
Они спрыгнули с митохондрии и помчались к наружной мембране, которая, как известно, окружает амебу со всех сторон. Женя с размаху ткнул мембрану палкой, словно шпагой. Мембрана прогнулась, но не порвалась. Женя ударил еще раз, потом еще и еще – все напрасно. Внешняя мембрана была намного толще и прочнее, чем оболочка ядра или пищеварительной вакуоли.
Женя озирался по сторонам в поисках того, что помогло бы им выбраться на свободу. В это время к мальчикам подплыл маленький пузырек.
– Осторожно, – предупредил Женя, – давай отойдем в сторону.
Мальчики посторонились. Пузырек, наполненный чем-то мутным, подплыл к наружной мембране, прижался к ней и выдавил наружу все, что в нем было.
– Скорее давай в эту дырочку проскочим, – закричал Женя, хватая брата за руку.
Они рванулись к пузырьку, но отверстие уже исчезло. Сморщенный пустой пузырек уплыл в глубь клетки.
– Опоздали, – разочарованно протянул Женя. – Это была лизосома. Ты видел: ей дырку в мембране проделать – пара пустяков. А нам – никак, хоть зубами грызи. У меня есть одна идея. Правда это опасно, но мне кажется, что другого выхода нет. Давай поищем еще одну лизосому.
Они пошли вдоль наружной мембраны и скоро заметили ее. Она неспеша подплыла к внешней мембране. Женя вскочил на находившуюся рядом рибосому, помог залезть брату и строгим взволнованным голосом приказал:
– Теперь главное – внимание и никакой паники. Слушайся меня, иначе – мы пропали.
– Ладно, – также серьезно ответил Тимоша.
Он понимал, что сейчас произойдет что-то очень важное, и приготовился выполнять все команды старшего брата.
Лизосома подплыла к мембране совсем рядом с рибосомой, на которой сидели дети. Женя свесился вниз и ударил по ней палкой. Оболочка лизосомы порвалась, и мутная жидкость растеклась по наружной мембране амебы, задев рибосому. В этой жидкости была масса злых ферментов, которые тут же начали разъедать все вокруг. В мембране образовалась дыра. Попавшая в мутную лужу рибосома опасно накренилась, видимо, ферменты уже начали разрушать ее основание. Амеба беспокойно зашевелилась, и от этого внутри у нее все задрожало. Рибосома, на которой сидели мальчики, заходила ходуном так, что они в любой момент могли упасть в самый центр лужи с ферментами. Амеба начала сжиматься с того бока, где произошла авария, стараясь закрыть дыру. Женя крепко сжал Тимошину руку и закричал:
– Прыгай!
– Я боюсь! – пискнул Тимоша. Но Женя уже прыгнул вниз, в отверстие, которое быстро зарастало, и потянул за собой брата.
Их обдало противным запахом, обожгло лица, руки и голую Тимошину пятку, но они вывалились из амебы наружу, причем Тимоша, прыгавший вторым, едва успел вытащить ноги, так быстро смыкалась за ними дыра в амебе, проеденная ядовитыми ферментами из лизосомы.
Когда мальчики, отдышавшись, встали на ноги, никакого отверстия в амебе уже не было. Только маленький шрам на ее внешней мембране напоминал о происходивших событиях.

Пятнадцатая сказка

Итак, мальчики были на свободе. Но на этом их приключения не кончились. Им нужно было увеличиться, чтобы снова стать обыкновенными детьми.
– Знаешь, Женя, – предложил Тимоша, – давай мы пойдем в кладовку и найдем фотоувеличитель. Раз его не оказалось там, где мы играли, значит, его мама убрала. А мама вещи всегда на место ставит.
– Все ты правильно говоришь, – отвечал Женя уныло. – Только мы такие маленькие, что нам через комнату до кладовки придется неделю добираться.
– Ничего, – отважно произнес Тимоша, – будем неделю добираться. Мы ведь даже с амебой справились. Теперь нам ничего не страшно!
– За неделю мы умрем с голоду, – безрадостно отозвался Женя. – У нас не осталось ни крошки хлеба.
Мальчики пригорюнились. Положение было отчаянное...
А в это время папа и мама скучали без своих любимых детей.
– Детям, наверное, дома неинтересно, – сказала мама, – вот они все время куда-нибудь и исчезают. Мы слишком мало ими занимаемся. Вот ты, например, сколько раз обещал им заняться фотографиями, да так и не собрался.
И на этот раз папа не ответил, что у него и так дел невпроворот. – Действительно, ты права, – сказал он. – Не даром они сегодня фотоувеличитель вытаскивали. Пожалуй, мы этим и займемся, когда они вернутся. Кстати, ты уже убрала его на место?
– Конечно, – ответила мама.
– Достану его и подготовлю к работе, – решил папа.
...Что-то огромное, черное опустилось рядом с мальчиками. Они едва успели увернуться.
– Что это? – испуганно спросил Тимоша.
– Родители что-нибудь переставляют, – мрачно ответил Женя.
– Давай посмотрим!
Женя нехотя встал.
Он все больше сомневался, что им удастся выбраться из микромира. Ни ум, ни его знания тут помочь не могли. Да и голодный желудок не улучшал настроения. Тимоша был помладше и верил в своего умного брата, поэтому не унывал.
Рассмотреть то, что их чуть не раздавило, было не так-то просто. Мальчики и головы задирали, и отходили на несколько шагов, но рассмотреть этот предмет никак не удавалось. Наконец Женя предложил:
– Давай облетим эту штуку на пылинке.
Хотя мама недавно делала уборку, некоторые пылинки, как огромные валуны, лежали в укромных углах. По виду они были очень большие, но по весу – легкие. Мальчики без труда вытащили пылинку из ямки, в которой она лежала, залезли на нее и сильно оттолкнулись. Пылинка с ребятами взлетела.
Пылинкой можно было управлять, немного отклоняясь в стороны и подгребая ногами и руками. Мальчики поднимались вверх, и постепенно стали проявляться очертания громадной загадочной вещи.
– Тимоша, – прошептал Женя, и голос у него сорвался. – Это... это же...
– Фотоувеличитель! – догадался Тимоша.
Пылинка летела к цели. Уже показалась огромная, как футбольное поле, рамка для фотопленки. Оставалось только пройти по ней, и вот они – линзы увеличителя.
– Прыгаем, – скомандовал Женя.
Мальчики зажмурились и шагнули в пропасть объектива. Падение было недолгим, и открыв глаза, ребята обнаружили, что лежат в комнате под столом, а рядом валяется опрокинутый увеличитель.
– Ура! Мы вернулись!
Тут отворилась дверь и вошла мама.
– Ну вот, – строго сказала она. – Не успели вернуться, как уже балуетесь. Зачем вы под стол залезли, фотоувеличитель опрокинули? И скажите, пожалуйста, где вы пропадали все утро?
Тимоша не ответил ни на один мамин вопрос. Он бросился к ней, обнял и прошептал:
– Мамочка, я тебя так люблю!
Женя тоже вылез из-под стола, подошел к маме и прижался к ней.
– И я тебя тоже – так люблю!
Потом все сели обедать. Братья съели по две тарелки супа, по четыре котлеты и выпили целую кастрюлю киселя – так они проголодались за время своего путешествия по амебе.
После обеда, сытые и довольные, они забрались на диван, уютно поджали под себя ноги и стали рассматривать книгу под названием «Цитология». Цитология – это наука о клетках – объяснил Женя Тимоше. В книге было много рисунков и фотографий. Братья с интересом рассматривали их. Им нравилось узнавать очертания митохондрий, рибосом, ядер.
– Мы же все это видели на самом деле! – то и дело повторял Тимоша. – Помнишь, Женя?
– Конечно, помню, – отвечал Женя как можно равнодушнее, но внутри у него что-то подпрыгивало каждый раз, когда он видел на странице знакомое изображение.
Когда они дошли до главы под названием «Ядро», Тимоша даже отодвинулся от книги.
– Ух ты, ну и страшно же там было!
– Тебе, наверное, и вспоминать не хочется, – сказал Женя. – Давай пропустим эту главу.
– Нет-нет, – ответил Тимоша. – Теперь-то нам бояться нечего. Сидим себе дома на диване. На кухне мама посуду моет. Давай смотреть. Кстати, Женя, помнишь, ты мне рассказывал про каких-то Ген, которые живут в хромосомах. Ты хотел объяснить, что это такое, но потом поднялась такая суматоха, что у нас все из голов повылетело.
Женя придвинулся к столу, взял бумагу, карандаш и сказал голосом учителя:
– Тимоша, пожалуйста, не путай. Никаких мальчиков Ген в хромосоме нет и не было. А были там гены, маленькие кусочки хромосом. Точнее сказать, кусочки дезоксирибонуклеиновой кислоты.
– Какой-какой кислоты? – переспросил Тимоша.
– Дезокси-рибо-нуклеиновой, – важно произнес Женя. Ему очень нравилось, что он без запинки может произнести такое трудное слово.
Но для Тимоши путешествие в микромир не прошло даром. Он тут же спросил:
– А как эта кислота сокращенно называется?
– ДНК, – улыбаясь, ответил Женя. Он радовался, что его младший брат оказался таким смышленым. – Запомни, Тимоша, ДНК – самая главная молекула в любой клетке и в любом организме. ДНК – молекула жизни.
– Как понять: ДНК – молекула жизни?
– Ты помнишь, как рибосома строила белок, а план для этого ей давала иРНК? Помнишь, как хромосомы удвоились, то есть их стало в два раза больше? Помнишь, как из одной амебы получились две одинаковые?
– Ну конечно, помню – это же все мы сегодня утром видели! Я вообще этого никогда в жизни не забуду!
– Так вот, всеми этими событиями командовала дезоксирибонуклеиновая кислота. Помнишь, ты спрашивал, кто в клетке главный командир.
– Да все я помню. Ты мне тогда сказал кто: ядро. Вот мы и пошли в это ядро на свою голову.
– А в ядре самая главная – ДНК. Она-то всем и командует.
– В амебе?
– И в амебе, и в микробах, и в наших клетках, у многоклеточных. Везде, в каждой клетке командир – ДНК.
– И как же она командует? – недоверчиво спросил Тимоша.
– Давай вспомним, как ДНК командует рибосомам, какой белок строить...
– Я вспомнил, – подхватил Тимоша, – ядро посылает иРНК на рибосому. А иРНК приходит и командует: сначала эту аминокислоту, потом ту, после нее третью – и так всю длинную очередь расставляет. Получается такой белок. который нужен.
– Совершенно правильно. Но раз ты такой умный, ответь мне: кто записывает приказ на иРНК?
– ДНК, наверное, – догадался Тимоша.
– Молодец, сообразил! А как?
– Ну, Женя, ты мне такие вопросы задаешь, как будто я не Тимоша, а самый умный ученый. Откуда же я знаю!
– Смотри, – и Женя опять начал рисовать, – существуют такие молекулы. – Сокращенно мы их называем так: аденин – А, гуанин – Г, цитозин – Ц, тимин – Т, урацил – У. Запомнил?
– Не очень хорошо, – признался Тимоша.
– Ну ничего, это только в одиннадцатом классе учат, еще успеешь запомнить, – подбодрил братишку Женя, втайне гордясь, что он здорово разбирается в программе самого старшего класса школы. – Из этих молекул состоят нуклеиновые кислоты ДНК и РНК.
– А почему их так назвали – «нуклеиновые»?
– Потому что «нуклеус» в переводе с латинского означает «ядро». «Нуклеиновые кислоты» – значит «ядерные кислоты».
– Ну что же, правильное название, – рассудил Тимоша. – Раз они в ядре живут, из ядра выходят...
– Из ядра выходит только РНК, а ДНК всегда живет в ядре, – предупредил Женя.
– Пусть так, – согласился Тимоша, – рассказывай дальше, пожалуйста.
– Молекула ДНК очень-очень длинная.
– Как лента?
– Нет, она не плоская. Она свита в спираль.
– Мы же это видели у белков! – вспомнил Тимоша.
– Ты снова прав, – похвалил малыша Женя. – Только белки состоят из аминокислот, а ДНК из оснований: аденина, гуанина, тимина и цитозина.
– Такая длинная-длинная кислота и состоит только из четырех сортов молекул: А, Г, Т и Ц? В белке и то двадцать аминокислот.
– ДНК прекрасно записывает самые разные слова четырьмя буквами. Каждое слово обозначает одну аминокислоту и состоит из трех букв. Три буквы – одна аминокислота, следующие три буквы – другая. В каждом предложении содержится много-много слов и зашифрован один белок.
– Зашифрован, – ахнул Тимоша. – Это чтобы шпионы не догадались?
– Нет, это просто ученые так говорят: «зашифрован». Потому что на ДНК не написано человеческими буквами: сделать белок такой-то или такой-то, а написано вот этими основаниями. Ученым трудно такую запись отгадать, вот они и ломают головы над ними, как над шифровками.
– Ох, и трудная у них работа! – пожалел ученых Тимоша.
– Трудная, но интересная. Ученые расшифровали, что на длинной-длинной цепи ДНК написаны предложения – гены. Значит, в каждом гене зашифрован один белок. В ДНК генами все о каждом организме записано.
– И обо мне тоже? – спросил Тимоша. Он очень удивился, что какие-то неизвестные гены знают о нем все.
– У каждого человека, травинки и букашки своя ДНК и свои гены. В твоей ДНК написано про тебя, в моей – про меня. Какого цвета должны быть глаза и волосы, какой характер, даже какими болезнями ты будешь болеть.
– Значит, так, – начал рассуждать Тимоша, подражая своему старшему брату. – Гены находятся в ДНК, ДНК – в хромосомах. Хромосомы – в ядре. Из ядра ДНК посылает змею иРНК на рибосому. Рибосома строчит, как швейная машинка, – шьет белок из аминокислот. А иРНК следит, чтобы рибосома ничего не перепутала. Не знаю только, как ДНК объясняет иРНК, какой белок нужен.
– Давай сначала я тебе объясню генетическую азбуку. Как тремя буквами записать 20 слов. Или, говоря по-генетически, зашифровать основаниями 20 аминокислот, из которых сделаны наши белки. Бери карандаш, давай пробовать.
Они взяли карандаш, и вот что у них получилось:

ААА, ААЦ, ААГ, АЦЦ, АГГ, АГЦ, АЦГ, ЦЦЦ, ЦЦА, ЦЦГ, ЦГГ, ЦАА, ЦГА, ЦАГ, ГГГ, ГГЦ, ГГА, ГЦА, ГАЦ, ГЦЦ, ГАА.

Тимоша старательно пересчитывал все эти слова и обрадовался чрезвычайно.
– Ну и ну! Как раз двадцать и одна запасная. Вот так азбука!

Женя радостно засмеялся, он был рад, что Тимоше нравится его любимая наука биология.
– Теперь смотри, – продолжал он с воодушевлением. – Все замечательно просто. Все дело в том, что ДНК строит иРНК точно такую же, как она сама. Когда идет строительство, напротив А в ДНК всегда вырастает Г, в РНК напротив Г – обязательно А. А вот напротив Ц в ДНК становится У, урацил, в РНК. Вот и несет иРНК на себе точную копию куска ДНК, где записана структура белка. Запись про один белок намного короче всей ДНК, поэтому команды отдаются быстро. Вот так ДНК и командует жизнью всей клетки, не выходя из ядра.
– Вот в чем дело! Эта иРНК только записочки носит от ядра к рибосоме. А уж важничает, как будто сама приказы пишет. Хвостом так и виляет. – Тимоша даже прошелся по комнате, передразнивая иРНК. – Вот ДНК – это молодец. Как начальник в кабинете, сидит за своим столом и целым заводом командует. Но вот что непонятно, Женя. Помнишь, мы видели, что хромосомы вдруг стали двойными? Как же это понимать?

– Чтобы получились две новые амебы, старая амеба должна разделиться пополам. Но ведь каждой амебе нужно одинаковое количество ДНК! Да еще и состав ДНК должен быть тот же самый, а то родятся у амебы не два амебенка, а клоп и подсолнух, например. Но такого же никогда не бывает! Вот ДНК и стоит себе сестричку, точно такую же, как она сама, свою точную копию.

– Вот в чем дело! – воскликнул Тимоша. – Теперь я все понял. Хромосомы построили себе сестричек. А потом сестрички разошлись в разные стороны – в разные ядра и в разные клетки, а хромосомы-то в разных клетках у них одинаковые! Значит, и амебы получатся одинаковые. А я-то всегда думал, почему мама не может мне родить собачку. У нее, оказывается, собачьих генов нет. Хорошо, что ты мне это объяснил. Теперь я у нее сестренку или братика просить буду.

Шестнадцатая сказка

Настал вечер, и мама уложила детей спать.
– Кстати, Тимоша, – спросила она, – где твой тапок? Опять потерял?
– Я не терял, – возмутился Тимоша, – его амеба съела.
– Не говори глупостей! – рассердилась мама. – Кто мог съесть домашний тапок? Что-то я никаких тапкоедов в нашей квартире не встречала.
Женя тихонько толкнул Тимошу и сказал:
– Мамочка, мы его нечаянно потеряли. Не ругай, пожалуйста, Тимошу.
– Чтобы завтра же нашли, – распорядилась мама. – А сейчас – спать.
– Да как же его найдешь? – опять вступил в разговор Тимоша. – Его же амеба на кусочки переварила. Мы сами видели, как из тапка углеводы получились. Мало, конечно, получилось. Меньше, чем из хлеба, например. Но ты сама понимаешь, что тапок не очень-то съедобный.
– Значит, говоришь, тапок сварили и съели? Ты, Тимоша, большой выдумщик. Скажи лучше честно, что закинул тапок, а куда – и сам не знаешь.
Видя, что младший сын сердито хмурится, мама добавила:
– Ладно, Бог с ним, с этим тапком. Завтра разберемся. А сейчас – марш по кроватям!
Она погасила свет и вышла. Женя уютно завернулся в одеяло и зажмурился. Перед глазами стояли крупные буквы А, Г, Ц и Т.
Вдруг он почувствовал, что кто-то потихоньку дергает его одеяло. Потом его схватили за ногу. Женя свернулся клубком и плотнее закутался в одеяло. Сердце у него забилось часто-часто. Кто-то трогал его через одеяло.
Женя хотел закричать, но от страха у него пропал голос, и он только прохрипел:
– Ой!
В ответ послышался Тимошин шепот:
– Женя, ну где же ты? Я тебя по всей кровати ищу, никак не могу найти.
«Как хорошо, что я не закричал», – подумал Женя, а вслух грозно спросил:
– Что тебе не спится?
– Я вот думал, – виновато произнес Тимоша. – А правда, что мы – многоклеточные?
– Правда. Ты об этом часто по ночам думаешь?
– Не часто, – признался Тимоша. – Но сегодня я подумал, клетки в нас навалом набросаны или по порядку на полочках лежат?
От такого странного вопроса Женя слегка опешил.
– Не понял, – только и сумел сказать он.
– Ну вот мы состоим из организма, – стал объяснять Тимоша, – а организм – из клеток. Так?
– В общем, так, – согласился Женя.
– Вот я и хочу узнать, есть ли порядок в организме с этими клетками? Или там, как в моем ящике с игрушками: клетки в беспорядке валяются, и каждая митохондриями в разные стороны дымит?
– Во-первых, – поправил Женя, – ты прекрасно знаешь, что митохондрии не дымят. Во-вторых, в организме порядка даже больше, чем у мамы.
– Ну уж! Больше, чем у мамы, – это вряд ли. Мама целыми днями убирается. Еще и нас заставляет.
– Дело в том, что если мама чего-нибудь не уберет, большой беды не будет... А если в организме будет беспорядок, то начнется болезнь. Можно даже умереть!
От страшного слова, сказанного ночью в темной комнате, Тимоша крепче прижался к брату, закопался в одеяло и спросил:
– Какой же там порядок и кто за ним следит?
– Во-первых, ты должен знать, что клетки бывают разных сортов. Только называют их не сортами, а тканями.
– Ткани я знаю, – отозвался Тимоша сонно. – Из них одежду шьют.
– Тимоша, не говори ерунду, а то не буду рассказывать. Это же совсем другие ткани, как ты не понимаешь. Бывает, например, соединительная ткань, эпителиальная, нервная... – Женя повернулся к брату, но увидел, что тот крепко спит у него на подушке. Женя вздохнул и тоже попытался заснуть. Но как ни вертелся, стараясь устроиться поудобнее, ему это не удавалось – всюду были Тимошины руки и ноги. Ничего другого не оставалось, как пойти спать на Тимошину кровать.
Утром мама пришла будить Женю в школу. Смотрит, а он спит, закутавшись в одеяло с головой. Она потрясла его за плечи и сказала:
– Вставай! В школу пора!
Из-под одеяла показалась Тимошина голова:
– В какую школу? Я же еще туда не хожу!
Мама очень удивилась:
– Как ты здесь очутился?
Тимоша тоже удивился и признался:
– Не знаю. Наверное, я тут заснул.
За завтраком Тимоша сказал:
– Знаете, какой я сегодня сон видел? Мне приснилось, что мама купила разных тканей и сшила из них ребеночка. На рибосоме.
– На чем, на чем? – не поняла мама.
– На рибосоме. Это такая швейная машинка, – объяснил Тимоша.
– Ни на чем я вам ребеночка не сошью, – отрезала мама. – Хватит мне вас двоих. И так голова идет кругом.
Женя заступился за брата:
– Ему потому такой сон приснился, что вчера вечером мы про ткани говорили.
– Мальчишки, а какие-то девчоночьи разговоры о тряпках ведете, – недовольно заметила мама. – Ума не приложу, чем у вас мозги заняты!
Вопрос о тканях чрезвычайно взволновал Тимошу. Дожидаясь брата из школы, он вытащил все лоскутки, которые нашел у мамы и в игрушках. Разложил их на полу и ползал вокруг, прикидывая, какие ткани могут быть в нем самом, какие – в Жене, а какие – в маме с папой. Для себя он выбрал самые красивые, яркие кусочки тканей.
Едва Женя вошел в дом, Тимоша кинулся к нему с криком:
– Я уже все приготовил. Иди скорее, рассказывай!
Женя посмотрел на красоту, разложенную на полу, и засмеялся:
– Вот видишь, проспал ты мои объяснения. А я говорил, что в организме совсем другие ткани.
– Жаль, – упавшим голосом произнес Тимоша. – А я так хотел, чтобы во мне оказалось хоть немножечко вот этой ткани, – и он поднял с пола самую красивую, золотистую с переливами, тряпочку.
Вид у него был такой расстроенный, что Женя пожалел малыша:
– Не огорчайся. Я что-нибудь такое придумаю и покажу тебе ткани, которые находятся внутри нас.
Тимоша внимательно посмотрел на брата и сказал:
– Сегодня, пожалуй, не надо. Может быть, завтра...

Продолжение следует


Алгоритм дидактической сказки

  • Описание сказочной страны, её героев.
  • Важное событие в жизни героев, которое изменяет их жизнь или заставляет о чём-то задуматься.
  • Финал сказки.
  • Задания для учащихся.

6 класс. Тема:

Строение и функции тканей животных

  • Цель: Создать условия для формирования понятий ткани животных, виды тканей и функции.

  • Изучить виды тканей, их строение и функции, используя, форму обучения сказкой;
  • Способствовать развитию универсальных учебных действий через изучения понятий организм, клетки, ткани.

Оборудование

  • Мультимедийное оборудование;
  • Диск Биология Живой организм 5-9 классы. Часть 2. «Дрофа»;
  • Карточки с ролями жителей,
  • Кластер;

Описание формы работы:

  • Перед началом работы всем участникам раздаются карточки с названием жителей.
  • Учитель зачитывает сказку.
  • Участники мастер-класса формируют группы, согласно ролям в сказке.
  • Послушав материал диска о строении и функциях тканей животных, участники должны определить свою роль, выяснить названия тканей, их строение и функции.
  • Используя полученные знания, заполнить кластер.
  • Снять проклятие бабы Яги: для этого необходимо сделать задания на диске.

Сказка «Проклятие бабы Яги»

В некотором царстве, некотором государстве, дружно жили-были маленькие существа, скажем, жители. И каждый знал свое место, ряд к ряду. И все у них было ладно. Каждый занимался своим ремеслом, а вместе приумножали и укрепляли своё царство-государство.

И вдруг случилась беда, прогневали они бабу Ягу злую. Наслала она тогда на них проклятие. Забыли они друг друга, не узнают больше, не помнят, какого-роду племени, чем занимались. Тоскуют бедные, плачут.

А искать они должны друг друга по сходству. Послушав сказочника (диск), вспомнить, что делали они в царстве-государстве.


Роли – карточки

  • Жители с длинными хвостами;
  • Жители очень высокие и худые;
  • Жители, все в жиже;
  • Жители, плечо к плечу;


Раздражимость

Движение

Развито межклеточное вещество

Клетки плотно прилегают друг к другу

Клетки с отростками

Многоядерные волокна

Мышечная

Эпителиальная

Соединительная

Опора

Транспорт

Защита



Расшифровка жителей:

  • Жители с длинными хвостами – это нервные клетки;
  • Жители очень высокие и худые – мышечные волокна;
  • Жители, все в жиже – клетки крови, одного из видов соединительной ткани;
  • Жители, плечо к плечу – клетки эпителиальной ткани.

  • 6 класс. Тема: Изучение строения молодого корня. Зоны корня.
  • Цель: Создать условия для формирований понятия о строении корня, о зонах молодого корня.

  • Изучить зоны молодого корня и их функции, используя форму обучения сказкой;
  • Содействовать формированию навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности;
  • Способствовать развитию универсальных учебных действий через изучения понятий о строении и функциях зон корня.
  • Оборудование: мультимедийное оборудование, диск Биология Живой организм 5-9 классы. Часть 2. «Дрофа», карточки изображением части неопознанного объекта.

Описание формы работы:

  • Перед началом работы всем участникам раздаются карточки с деталями неопознанного объекта.
  • Учитель зачитывает сказку;
  • Участники мастер-класса формируют группы с разными деталями для конструирования модели неопознанного объекта; Участники делают предположения о том, что это такое;
  • Послушав материал диска (или прочитав текст учебника о зонах корня и их функциях) производится работа по соотношению модели, которая была собрана, с рисунком молодого корня, где обозначены зоны корня.
  • Используя полученные знания, учащиеся делают рисунок молодого корня, подписывают зоны корня, определяют функции каждой зоны.
  • Рефлексия. Определить, что за объект, назвать зоны и функции молодого корня. Составить свой вариант сказки, используя изученный материал. Рассказать дальнейшую судьбу объекта, и какое отношение к корням имеет сказочная репка.

Сказка о том, как Петя играл в пирата

  • Как-то раз бабка с дедом вырастили репку. Тянут потянут, вытянут не могут. Позвали в гости к себе в деревню своего внучка Петю. Пусть бы помог. Но не тут-то было. Петя решил поиграть в пирата и поискать сокровища Флинта. Взял он лопатку и тихонько пошел в огород. Раз копнул, другой копнул, и вдруг, вылетело из земли что-то, разлетелось на куски, ударило Петю прямо в лоб! Что за неопознанный объект? И так, и эдак вертел детали малыш, ничего у него не получалось.
  • Помогите разобраться, что это вылетело из земли. Соберите модель неопознанного объекта. Изучите, какая часть к чему и зачем. Какое отношение репка имеет к этому объекту?


  • 6 класс. Тема: Организм – единое целое
  • Цель: Создать условия для формирований понятия об организме как целостной саморегулирующейся системе, состоящей из взаимосвязанных органов.

  • Сформировать понятие о целостности организма, состоящего из отдельных органов, взаимосвязанных между собой, через сравнение со сказочными персонажами;
  • Содействовать формированию навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности;
  • Способствовать развитию универсальных учебных действий через изучения понятий организм, системы органов, органы, ткани, клетки.
  • Оборудование: мультимедийное оборудование, диск Биология Живой организм 5-9 классы. Часть 2. «Дрофа», карточки с ролями жителей, кластер. Учебник Н.И.Сонин Биология Живой организм 6 класс. М.: Дрофа, 2008 год.

Развитие творческих способностей у школьников с ОВЗ средствами устного народного творчества на уроках биологии

Описание работы: Этот материал будет полезен учителю биологии коррекционных школ 8 вида. Материал направлен на развитие творческих способностей, путем применения на уроках биологии устного народного творчества.

Устное народное творчество называется фольклором и включает в себя: пословицы, былины, загадки, легенды, сказки, мифы и т. д. Большая часть произведений возникли еще в глубокой древности.

С появлением компьютера появились компьютерныеигры, которые сразу нашли массу поклонников среди детей. Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Увлечение боевиками, бессодержательными мультфильмами, все это отрицательно сказывается на психике ребенка,порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, научить говорить, сочинять, писать.

Является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребенка. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребенка. Корректировать и улучшать его поведение.

Сказки знают и любят все. Поэтому сказки можно и нужно использовать на уроках в курсе биологии. Язык сказки простой, понятный, образный, т. е. помогающий зрительно представить тот или иной предмет или человека. В фантастических сказках много чудесного, необыкновенного. В них действуют добрые и злые волшебники. В волшебных сказках люди могут превращаться в животных, а животные и птицы говорить человеческим языком.

Использование сказок позволяет сделать урок интересным. Учащиеся с большим удовольствием слушают их, легче запоминают изучаемый материал.

У нашего народа было немало талантливых сказочников и сказительниц, которые покоряли слушателей своими сказками, воспитывали любовь к красоте, добру, благородным поступкам. Современные дети тоже могут сочинять удивительные сказки. Толчком к творчеству служат примеры, которые учитель зачитывает на уроках. По желанию дети сочиняют сказки дома.

В то же время, всем очевидно, что только тот урок будет интересен, на котором царит атмосфера активной мыслительной деятельности, творчества. Одним из способов решения проблемы может оказаться поиск разнообразных, иногда необычных педагогических приёмов. Использование на уроках биологии особенно в 6-7 классах при изучении отдельных тем нестандартных приёмов вызывает удивление, интерес, положительные эмоции, психологическую разгрузку учащихся. К таким приёмам относятся короткие дидактические сказки, где в доступной форме заключена часть информации, биологические понятия и термины. Дети очень отзывчивы и любознательны, поэтому сказка позволяет активизировать познавательные процессы, развивает воображение, творческие способности. Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевлённые герои, решить задачи, за которых могут только учащиеся.

На уроках можно использовать разные виды сказок: сказки – повествования, которые применяются при изучении нового материала, сказки - загадки, сказки –игры– при закреплении и повторении, сказка – ложный рассказ – при проверке и закреплении знаний.

Кроме этого, при составлении сказок учитывается тема урока,так как не на каждом уроке сказка будет уместна. Если это возможно можно использоватьодин из видов сказки, которые были придуманы самим учителем илиучениками. Кроме этого используются сказки взятые из других источников.

При составлении дидактической сказки необходимо учитывать некоторые требования.

1. Указать сказочную страну, либо конкретное место в которой живут сказочные герои,рассказать о нравах жизни в этой стране, местности. Многие сказки начинаются словами: «В тридесятом царстве…», «В некотором царстве…» или «Жили-были…».

2. Разрушение благополучия злыми персонажами либо стихийными бедствиями. Обращение к учащимся с просьбой восстановить справедливость, а для этого необходимо выполнить определенное задание.

3. Задание.

Сказки могут дополнятсяразличной наглядностью

Ниже приводятся дидактические сказки, которые были составлены и опробованы при изучении биологии в 7-8классах.К каждой сказке обязательно составляются задания для самостоятельной работы.

Сказка – повествование. Эти сказки лучше вводить при объяснении нового материала. Здесь необходимо выбрать подходящих героев, повествование о которых включает новые понятия, термины.

На дне небольшого пруда жила была зеленая лягушка Квака. Была она незаметной на фоне растений и этоспасало ее от врагов - аистов и цапель. Если грозила опасность, то приходили на помощь сильные мускулистые задние ноги. В один миг она оказывалась пруда. Затаится и ждет когда минует опасность. А аисты были внедоумении.Какможетлягушка так долго сидеть на дне водоема без воздуха.Но невдомек было аистам, что лягушка могла дышать не только при помощи легких, но и при помощи кожи, аличинки лягушкидышали при помощи жабер.

Тело у Кваки былокороткое и широкое, а голова большая немного заостреннаяспередии две пары ног. Не было у Квакишеи, голова неподвижно соединялась с туловищем, но это ей не мешало уничтожать огромное количество комаров и мошек. В этом ей помогалязык. Язык уКваки был длинный,липкийи шиворот на выворот. С наступлением холодов лягушка становилась малоподвижной, пряталасьпод камнями, корягами, зарываласьв ил, в таком состоянии проводила долгую зиму.

1. Из каких отделов состоит тело лягушки?

2. Как передвигаются лягушки?

3. Чем и как питаются лягушки и жабы?

4. Как дышат взрослые земноводные и их личинки?

Сказка – ложный рассказ может быть использована при опросе, проведении проверочных работ. Для исправления неточностей в таком повествовании учащиеся должны владеть фактическим материалом по изучаемой теме.

Жила была в лесу очень красивая бабочка – тутовый шелкопряд. Ее крылья на солнце переливались всеми цветами радуги. Это была очень прожорливая бабочка. Перелетая с цветка на цветок она при помощи своего хоботка выпивала столько нектара, что другим бабочкам хватило бы на несколько лет.

Из отложенных яиц тутового шелкопрядавыходили молодые гусеницы, они наоборот ели совсем немного. Ослабленные они с трудом перебирались на сухие ветки, опутывали себя шелковой нитью и превращались в кокон.

Задание: Найди ошибку.

Сказки-игры, сказки загадки применяются для закрепления материала или при повторении домашнего задания.

1. В некотором царстве жила была очень дружная семья Розоцветных, они были очень хорошо воспитаны и сказочно красивы. Об этом узнала злая колдунья. Она была очень злая, завистливая и страшно некрасивая. Решила она внести смуту и разладв их семью. Украла самое драгоценное – семейную формулу.

Задание:Составить формулу цветка.

2. В одном прекрасном волшебном саду росло много разных ярких цветов - белых, желтых, красных. Это были ромашки, георгины, хризантемы, астры, календула и еще много других красивых цветов. Были среди них низкие и высокие. Самым высоким был Подсолнечник. Смотрел он сверху на другие цветы и видел в них что-то родное и близкое. Подсолнечник был не только самым высоким, но и самым мудрым. И вот однажды он обратился к цветам. «Посмотрите друг на друга как вы похожи. Может быть вы ?» Цветы были в недоумении, они не знали как это можно определить.

1. Найти общие признаки строения как доказательство родства.

2. Какиерастения являются родственниками? Рассмотреть гербарии.

3. Чем прославились эти растения?

При изучении нового материала можно использовать
Сказку-игру. Сказка – игра«Корень», на котором изучается новая тема, строение корневой системы. Действуя в необычной ситуации, ученик как бы перешагивает рубеж своих способностей: становиться более раскрепощенным и двигается к поставленной цели без особых усилий. Занимательная форма урока повышает интерес и вызывает желание справиться с заданиями.

Сюжетная игра – сказка по теме «Корень»

В ходе урока учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая учащихся в работу.

В некотором царствегосударстве жил был король Корень I, жил не тужил вместе со своими придворными - корешками, царство было замечательным и казна полна, потому что все решали сообща, трудно было выделить главного из них.

В соседнемцарстве государстве жил король Корень II со своими придворными - корешками. Царство тоже было замечательным, но король Корень IIотличался от своих придворных силой богатырской и умом светлым.

Узнала об этом злая колдунья, решила разрушить мир и согласие в этих государствах. Наслала в эти государства ураганстрашной силы, который все перемешал и отнял память, забыли корешкисвое государство. Ребята, чтобы справиться с проклятием, вернуть каждого в свое государство нам нужно справиться с заданием.

Задание 1.

Назовите эти семьи и нарисуйте их портрет. Какие растения имеют такой вид корневой системы?

Задание 2.

Помогите каждому корешку в корневой системе вспомнить свое имя. Укажите виды корней на схеме.

Задание 3.

В конвертах лежат разрезанныеизображения корня, чтобы корешкам вернутьпамятьнужно собрать картину.

На уроках биологии можно широко использовать загадки, пословицы, поговорки, легенды.Произведения устного народного творчестваделают урок более интересным, познавательным, насыщенным.Рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки позволяют ученикам глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней.

Если домашнее задание на тему: » Развитие творческих способностей у школьников средствами устного народного творчества на уроках биологии оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

      Жукова Валентина Андреевна Учитель биологии ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида № 10 Урок биологии по теме «Тип Моллюски» для 7 класса Цель: - «Биологический экспресс» Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе. Цель: Формировать познавательный интерес к изучению биологии; развивать у учащихся умение самостоятельно добывать Сказки знают все. Еще в детстве мы слышали про Колобка, Репку, Курочку Рябу, Ивана-царевича. Сказка - это народно-поэтическое произведение о вымышленных

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Сказка по биологии

"Приключения хлорофилла"

Учитель биологии и химии Лямова Н.Г .

Автор . Однажды, лет двести тому назад, на небольшой, но солнечной поляне произошли странные события. Они могли привести к гибели всего живого на Земле. Но, к счастью, этого не произошло. В те времена тоже жили добрые и умные люди, которые думали о будущем.

Появляется Хлорофилл.

Хлорофилл .Здравствуйте. ЯХлорофилл. Почему у меня такое странное имя? Да потому, что я зеленый.

Я,Хлорофилл, всегда зеленый

Пускайпрохлада или зной

Но я тружусь, как заведенный,

И каждый раз иду как в бой.

Лишьтолькосолнышко проглянет,(2 раза)

Я первый луч его ловлю.

И сразу воздух чистым станет

Хлорофилл .О, это очень сложный и таинственныйпроцесс.

Появляются Судья, Прокурор и Адвокат.

Судья. Кто здесь произнес слово процесс? Какой процесс может происходить без нас?

Прокурор (разгневанно). Какой-то фотосинтез. Слово непонятное, да и процесс вредный.

Судья. Кто его главный виновник?

Прок урор . Его главный виновник он, Хлорофилл.

Судья . Странное имя.

Адвокат . Его имя в переводе означает « зеленый».
Судья . А отчество у него есть?

Прокурор . Да, его отчество еще более странное - Хлоропластович.

Судья .Хлорофилл Хлоропластович? интересно. А место жительства?

Адвокат . В хлоропластах листьев, зеленых стеблей и зеленых плодов.

Судья . Родзанятий?

Прокурор .Род занятий странный. Ничего у него нет, а питательные вещества рекой текут. Колдун, наверное. Может его на костре сжечь?

Судья .Нет,надо расследовать дело. Из чего ты готовишь пищу?

Хлорофилл .О, господин Судья!Мне для работы всего-то и нужно, что углекислый газ и.

Судья . Откуда ты его берешь?

Хлорофилл .Из воздуха, господин Судья.

Прокурор . А по какому праву ты расхищаешь природное добро?

Адвокат .Но, господин судья, углекислый газ вреден для живых существ. Я могу это доказать.

Судья .Какимобразом?

Адвокат . А вот каким. Я накрою вас и прокурора стеклянными колпаками. Только рядом с вами поставлю зеленое растение, и вы сможете нормально дышать. А Прокурор останется под колпаком один.

Накрывает судью и прокурора колпаками.

Сидят под колпаками

Судья и прокурор,

Амы, ребята, с вами

Продолжим этот спор.

Прокурор .А-а-а-а,не хочу я быть под колпаком.Это Штирлиц был под колпаком. А я не Штирлиц,я прокурор. Мне дышать нужно.

Судья . Всем дышать нужно.

Хлорофилл .Господин судья, теперь вы поняли, для чего мне нужен углекислый газ. Химики о нем говорят проще - СО 2

Судья . Конечно, ведь ясмог дышать даже под колпаком. Значит, растение помогло мне выжить. суд принимаетваши доводы относительно углекислого газа. А что еще вам нужно для работы?

Хлорофилл . Еще мне нужна вода. чистая.

Прокурор . Вот, вот я же говорил! Ворует нашу воду! Разбазаривает наше богатство, в тюрьму его!

Ворует нашу воду

Иуглекислый газ

Ну как же быть народу

Хочу спросить у вас.

Нет я не понимаю

И я толк я невозьму.

Сейчас тебя поймаю

И посажу в тюрьму.

Хлорофилл . Но я беру совсем немного воды.

Адвокат . Но зато, используя воду, углекислый газ и энергию Солнца, он дарит всему живому пищу и кислород, а значит. жизнь.

Прокурор . Как это, как это, не понимаю!

Хлорофилл . Но это же так просто.

Вода, по стеблям поднимаясь,

Идет к зеленому листу

И с СО 2 соединяясь

Дает нам сахар на свету.

Вот так творение природы -

Волшебный, добрый хлорофилл

Способен прокормить народы

Хотя уж к вечеру без сил.

Судья . Как это? Ты, такой маленький, из углекислого газа и воды, на солнышке?Ты что - Маг?

Хлорофилл . Маг не Маг, но могу.

Адвокат . Это еще не все. Он и кислород из воды добывает. Вот почему вы под колпаком остались живы, а Прокурор орал, как резаный.

Судья . Ну и как же все это называется?

Адвокат . Да фотосинтезом это называется, фотосинтезом. Ведь что происходит-то? Новые вещества образуются: сахар, крахмал, кислород. Образуются, значит синтезируются.

Все. Фотосинтез идетна свету круглый год

Из простых минеральных веществ.

Солнце свет свой прольет, луч на лист упадет,

Чтобы всем подарить кислород.

И никак не поймет наш упрямый народ,

Что он дышит, ест и живет,

Потому что с утра, лишь приходит пора,

Сладкий сок производит листва.

Прокурор . Наконец-то я понял. Ты хороший. Я не буду тебя обвинять.

Хлорофилл . Многоуважаемый суд! То, что я создаю, разрушает другой процесс.

Судья . Какой еще процесс? Какое право он имеет что-то разрушать? Почему я в нем не участвую?

Ад вокат. Участвуете, еще как участвуете. Все мы соучастники.

Хлорофилл . Этот процесс - дыхание. Вы все дышите, а значит, разрушаете органические вещества, которые я создаю.

Судья . Что-то я снова ничего не понимаю. Без фотосинтеза жить нельзя, это ясно. Он созидатель. Но ведь не дышать тоже нельзя. Так и помереть можно. Почему же дыхание - разрушитель?

Хлорофилл . Вам двигаться нужно?

Судья . Необходимо.

Хлорофилл . Разговаривать вы должны?

Судья . Конечно, я разговорами на хлеб зарабатываю.

Хлорофилл . А энергию на движение, размышления и разговоры где берете?

Судья . Не знаю. Сама как - то берется.

Хлорофилл . Сама, сама. Ничего не сама. Кислород, которымвы дышите, разрушает вещества, которые я создаю. А при этом выделяется энергия. Вот откуда вы ее берете. Из пищи. Только вы за пищей и энергией в магазин ходите, я ее из Солнца беру.

Все . И в зной и в непогоду, и вечером и днем

Нельзя без кислорода - иначе мы помрем.

Мы дышим, дышим, дышим и он, и ты, и я

Энергию из пищи берем себе, друзья.

Чтоб бегать, прыгать, плавать, смеяться и гулять,

И очень важно, право, учитьсяразмышлять.

Адвокат . Господа, я надеюсь, теперь вы поняли, что кислород, которым вы дышите, поступает в ваши клетки. Там он разрушает органические вещества пищи до углекислого газа и воды. При этом выделяется энергия. Энергия нужна вам для нормальной жизни. А лишняя вода и углекислый газ удаляются в окружающую среду.

Судья . Следовательно, при дыхании выделяются углекислый газ и вода, а это то, что нужно для фотосинтеза.

Прокурор . Правильно, господин судья. Фотосинтез и дыхание - противоположные процессы. Колесо жизни. Замкнутый круг. А запускает его Солнце.

Хлорофилл . Я без дыхания никак не могу, да и оно без меня не обойдется. Мы вместе делаем одно общее дело.

Судья . Значит, так. Фотосинтез происходит на свету, в листьях и других зеленых частях растений. Дышим мы каждой клеточкой нашего организма. Фотосинтез обеспечивает нас и все живое пищей, а дыхание - энергией. И все это благодаря Солнцу и тебе, Хлорофилл. Прекрасно. Ты оправдан, и это решение окончательное и обжалованию не подлежит.

Все . Фотосинтез - дружочек, вот твой домик - листочек

Там творишь ты свои чудеса. Очень нужен ты людям, мы тебя не забудем,

И запомним тебя навсегда.

Пусть нам солнышко светит,

Чтобы взрослым и детям

Было радостно, ясно, светло,

Чтобы каждый цветочек, даже малыйлисточек

Нам давал и еду и тепло.

К сожаленью, мы играем только раз в году.

Мыиграли понарошку, у народа на виду

Ксожаленью, мы играем только раз в году.