Фз об обеспечении доступа к информации судов. Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в российской федерации. Правовой режим государственной тайны

Государственной Думой

Советом Федерации

Судебная практика и законодательство - 262-ФЗ Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации

1. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляется также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении органов местного самоуправления - муниципальными правовыми актами.


1. Тексты судебных актов, за исключением приговоров и судебных актов арбитражных судов, размещаются в сети "Интернет" в разумный срок, но не позднее одного месяца после дня их принятия в окончательной форме. Тексты приговоров размещаются не позднее одного месяца после дня их вступления в законную силу. Тексты судебных актов арбитражных судов размещаются в сети "Интернет" не позднее следующего дня после дня их принятия.

2. Тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, а также тексты иных судебных актов, вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации по делам, рассматриваемым в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, арбитражными судами, за исключением текстов судебных актов, указанных в части 6 настоящей статьи, размещаются в сети "Интернет" в полном объеме.

3. При размещении в сети "Интернет" текстов судебных актов, принятых судами общей юрисдикции, Верховным Судом Российской Федерации, за исключением текстов судебных актов, принятых Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса и защиты государственной и иной охраняемой законом тайны из этих актов исключаются персональные данные, указанные в части 4 настоящей статьи. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы и другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса. Не подлежат исключению идентификационный номер налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, фамилии, имена и отчества истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, фамилии, имена и отчества осужденного, оправданного, секретаря судебного заседания, судьи (судей), рассматривавшего дело, а также прокурора, адвоката и представителя. При размещении в сети "Интернет" текстов судебных актов, принятых Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, из них исключаются персональные данные, указанные в части 4 настоящей статьи, кроме фамилий, имен и отчеств заявителей, представителей сторон, приглашенных в заседание представителей государственных органов, экспертов и специалистов. В исключительных случаях в целях обеспечения безопасности заявителя и (или) его представителя Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации по ходатайству заявителя или его представителя либо по собственной инициативе может быть принято решение об исключении их персональных данных и использовании вместо исключенных персональных данных инициалов, псевдонимов или других обозначений, не позволяющих идентифицировать заявителя и (или) его представителя.

4. Персональными данными применительно к судебным актам являются:

1) фамилии, имена и отчества участников судебного процесса, дата и место рождения, место жительства или пребывания, номера телефонов, реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) сведения о месте нахождения земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, квартиры, транспортного средства, иные сведения об имуществе и о находящихся в банках или иных кредитных организациях денежных средствах участников судебного процесса, если эти сведения относятся к существу дела.

5. Не подлежат размещению в сети "Интернет" тексты судебных актов, вынесенных по делам:

1) затрагивающим безопасность государства;

2) возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;

3) о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

4) об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;

5) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

6) о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния;

7) об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции;

8) разрешаемым в порядке статьи 126 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 123.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

6. При размещении в сети "Интернет" текстов судебных актов, предусматривающих положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, эти положения исключаются из текстов судебных актов.

7. Порядок размещения судебных актов в сети "Интернет", а также сроки хранения судебных актов в информационной системе суда устанавливают в пределах своих полномочий Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Судебный департамент.


Судебная практика по статье 15 ФЗ от 22.12.2008 № 262-ФЗ

    Решение от 2 октября 2019 г. по делу № А72-6497/2019

    Арбитражный суд Ульяновской области (АС Ульяновской области)

    Уведомила арбитражный суд. Суд установил, что судебная корреспонденция, направленная ответчику, возвращена с отметкой органа связи «Истек срок хранения» (почтовое уведомление №43206838037576). В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», частью 1 статьи 121 АПК РФ информация о...

    Апелляционное определение от 24 сентября 2019 г. по делу № 1-16/2019

    Верховный Суд Российской Федерации - Уголовное

    Подать апелляционные жалобу, могут ходатайствовать перед судом, постановившим приговор, о восстановлении пропущенного срока. Текст приговора обоснованно не был опубликован в сети «Интернет», поскольку положениями ст. 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» регламентирован прямой запрет на публикацию текстов судебных...

    Решение от 28 августа 2019 г. по делу № А07-36831/2018

    Несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу его регистрации, даже если оно фактически не находится по указанному адресу. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» тексты судебных актов по делу в установленный срок...

    Решение от 28 августа 2019 г. по делу № А07-1132/2019

    Арбитражный суд Республики Башкортостан (АС Республики Башкортостан)

    Несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу его регистрации, даже если оно фактически не находится по указанному адресу. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" тексты судебных актов по делу в установленный срок...

    Решение от 21 августа 2019 г. по делу № А47-3233/2019

    Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»). В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» тексты судебных актов размещаются на официальном сайте Высшего...

    Решение от 20 августа 2019 г. по делу № А47-4552/2019

    Арбитражный суд Оренбургской области (АС Оренбургской области)

    Арбитражный суд Оренбургской области к Осипову Алексею Николаевичу и обществу с ограниченной ответственностью «Стройхолдинг» (далее - ответчики) с иском о ликвидации юридического лица. Определением суда от 15 . 04.2019 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена...

<*> Статья рекомендована кафедрой международного и конституционного права (заведующий кафедрой - доктор юридических наук, профессор С.Н. Чернов).

Козырева Т.В., аспирант кафедры административно-правовых дисциплин юридического факультета Петрозаводского государственного университета.

Статья посвящена рассмотрению существующих способов обеспечения доступа к информации о деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации, закрепленных Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Также в статье определен круг пользователей информацией, формы предоставления информации в зависимости от вида и обозначены цели обеспечения доступа к информации о деятельности судов.

Ключевые слова: суды общей юрисдикции, информация о деятельности суда, запрос, судебное заседание, сеть Интернет, пользователь информацией.

Access to information on activities of the courts

The article is devoted to consideration of the existing means of ensuring access to information on activities of the courts of general jurisdiction in the Russian federation consolidated by Federal Law of December 22 2008 N 262-FL "On ensuring of access to information on activities of the courts in the Russian Federation". The article also determines the range of users of information, forms of provision of information depending on the type and stresses the purposes of ensuring of access to information on activities of the courts.

Key words: courts of general jurisdiction, information on activities of the court, request, judicial session, Internet, user of information.

К способам обеспечения доступа к информации о деятельности судов Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" относит (ст. 6): присутствие граждан (физических лиц), в т.ч. представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании при разбирательстве дела; обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации; размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; размещение информации о деятельности судов в помещениях, занимаемых судами, в т.ч. мировыми судьями, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества; ознакомление пользователей с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах; предоставление пользователям информации по запросу <1>.

<1> Федеральный закон от 22 дек. 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (ред. от 18.07.2011) // СПС "КонсультантПлюс".

Перечень способов обеспечения доступа к информации о деятельности судов является исчерпывающим <2>, в отличие от перечня способов предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, установленного Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", где закреплено (ст. 7), что доступ к информации может обеспечиваться перечисленными в законе способами и другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами <3>.

<2> Доступ к информации в Российской Федерации: Метод. пособ. / И.Ю. Павлов. и др. 2-е изд. СПб., 2011. С. 190.
<3> Федеральный закон от 9 февр. 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // СПС "КонсультантПлюс".

Если рассматривать способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов, их можно разделить на два вида: традиционные и новые. К традиционным относятся те способы, которые использовались до принятия настоящего Федерального закона; к самым распространенным можно отнести: предоставление информации сотрудниками суда по устному запросу граждан, представителей, их присутствие в судебном заседании; в свою очередь, к новым относятся только те способы, которые стали обязательными в использовании всеми судами и судебными участками на территории Российской Федерации с введением Закона. Однако это не говорит о том, что они не использовались ранее, - просто теперь закреплена обязательность их использования.

Способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов
Традиционные Новые
Размещение информации о структуре
суда, расписании, справочной
информации в здании (помещениях)
суда
Размещение информации о
деятельности и структуре суда в
сети Интернет
Обнародование информации о
деятельности судов в средствах
массовой информации
Размещение информации в сети
Интернет о кадровом обеспечении, о
порядке и расписании приема
граждан в суде
Возможность личного участия либо
присутствия в открытом судебном
заседании, возможность фиксации
хода судебного заседания
Публикация текстов судебных актов
в сети Интернет, размещение
статистических данных о работе
суда
Предоставление информации по
письменному либо устному запросу

юридического лица,
государственного органа либо
Предоставление информации по
запросу в электронном виде
физического лица, представителя
юридического лица,
государственного органа либо
органа местного самоуправления

Итак, к традиционным способам можно отнести следующие формы предоставления доступа к информации: обеспечение граждан информацией в помещениях суда о его организационной структуре, о регламенте работы, о требованиях к поведению в судебном заседании, о требованиях к написанию и оформлению исковых заявлений, о размерах уплачиваемой государственной пошлины при обращении в суд, обеспечение информации о рассматриваемых делах, само по себе присутствие в открытых судебных заседаниях, право присутствующего в судебном заседании на фиксацию хода судебного разбирательства в порядке и формах, установленных действующим законодательством. Закрепление перечисленных прав в законе не является новеллой российского законодательства, поскольку ч. 7 ст. 10 ГПК РФ, ч. 3 ст. 24.3 КоАП РФ, ч. 5 ст. 241 УПК РФ уже с их принятием закрепили право желающих присутствовать в открытом судебном заседании и право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. При этом законом не устанавливается обязанность уведомления председательствующего судьи об осуществлении записи либо получения разрешение на ее ведение, и настоящий Федеральный закон также не закрепляет таких обязанностей.

Обращение с запросом о предоставлении информации в письменной форме относится к традиционным способам обеспечения доступа к информации о деятельности суда; данный способ получил наибольшее распространение во взаимоотношениях суда с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также не новы и обращения граждан и юридических представителей с целью получения копий текстов судебных актов из архивов судов. Однако обращение с запросом, поступившим в суд с использованием сети Интернет, можно отнести к новелле, поскольку законодателем закреплены в ст. 18 требования к запросу информации о деятельности судов в письменной форме и электронном виде, а также к ответам на них. В настоящее время каждое заинтересованное лицо может либо познакомиться с архивным фондом суда на сайте, либо обратиться в суд письменно или устно и получить сведения из архива. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" позволяет физическим лицам, даже не имеющим доступа в Интернет, обратиться в суд для ознакомления с документами, которые разрешены законом для ознакомления.

Законодательной новеллой, а в настоящее время, с учетом уровня использования современных информационных технологий, уже и необходимостью, стала и получила закрепление обязанность судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет. Таким образом, к новым способам обеспечения доступа к информации о деятельности судов мы отнесли все то, что связано с размещением информации о самом суде; информации, связанной с рассмотрением дел в суде; текстов проектов нормативных правовых актов, внесенных судами в законодательные органы государственной власти; данных судебной статистики; информации о кадровом обеспечении; о порядке и расписании приема граждан; текстов судебных актов, размещаемых в сети Интернет.

С принятием Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" в Российской Федерации получило закрепление право физических лиц, юридических лиц, представителей государственных органов и органов местного самоуправления на доступ к информации о деятельности органов судебной системы с использованием сети Интернет, а реализация Закона законодателем возложена на суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества, которые должны обеспечить доступ к информации о деятельности судов установленными Федеральным законом способами.

В настоящее время на сайтах судов можно найти любую информацию, касающуюся деятельности суда: порядок работы суда, судебного участка, сведения о рассмотрении дел (информация о них есть и на стендах в судах), регламент суда, информацию о порядке предоставления информации о деятельности суда, тексты судебных актов, статистические данные о рассмотренных делах за определенные периоды работы, информацию о существующих вакансиях, объявлениях и назначениях и огромное количество справочной информации, что, конечно, как облегчает доступ к правосудию и пониманию установленных законодательством процедур физических лиц, которые могут воспользоваться справочной информацией, не обращаясь в суд либо не прибегая к профессиональной юридической помощи, например, для составления искового заявления, так и облегчает работу представителей юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, способных мгновенно получить информацию о деле, находящимся в производстве суда, ознакомиться с результатом рассмотрения дела, даже с текстом судебного решения. Как отмечалось в интервью с заместителем председателя Московского городского суда А. Дмитриевым на радио "Эхо Москвы", "публикация текстов судебных решений, тем более в полном объеме, дает возможность людям, которые интересуются или профессионально занимаются юридической практикой, знать судебную практику и использовать ее в своей работе" <4>.

<4> Обеспечение прав граждан на доступ к информации о деятельности судов: Интервью с А. Дмитриевым, заместителем председателя Московского городского суда // На что жалуемся: программа радиостанции "Эхо Москвы". 2010. 19 июля. URL: http://www.echo.msk.ru/programs/court/695953-echo.

В дальнейшем развитии начавшегося с принятием Федерального закона процесса обеспечения доступа к информации о деятельности судов для граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления представляется необходимым введение регистрации пользователей информации на специализированных судебных сайтах и использование электронных ресурсов не только с целью информирования граждан о расписании работы судов, ознакомления с текстами судебных актов, образцами обращений, исковых заявлений, жалоб и ходатайств, а также с целью достижения совместных результатов - как общих, которые перед собой ставит любой государственный орган, любое государственное учреждение: облегчить доступ пользователей к государственным услугам, например, введением предварительной записи на прием, так и специальных, определяющих специфику государственной услуги, которые перед собой ставит судебная система: достижение справедливости, отправление правосудия с использованием сети Интернет для информирования граждан о судебном разбирательстве, получение подтверждений об извещении, уведомления о необходимости предоставления сведений либо каких-либо документов пользователей к судебному разбирательству либо с целью принятия иска, заявления, запроса, информирование об изготовлении копий судебных актов и возможности их получения не только на бумажном носителе, но в электронном виде при желании пользователя.

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) запрос - обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее - органы Судебного департамента), органы судейского сообщества о предоставлении информации о деятельности судов в Российской Федерации (далее - информация о деятельности судов);

2) информация о деятельности судов - информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо поступившая в суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов. Законодательство Российской Федерации, устанавливающее порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, также относятся к информации о деятельности судов;

3) пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие поиск информации о деятельности судов;

4) судебный акт - решение, вынесенное в установленной соответствующим законом форме по существу дела, рассмотренного в порядке осуществления конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражном суде. К судебным актам относятся также решения судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, вынесенные в установленной соответствующим законом форме по результатам рассмотрения апелляционных или кассационных жалоб (представлений) либо пересмотра решений суда в порядке надзора;

5) суды - федеральные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи субъектов Российской Федерации (далее - мировые судьи), составляющие судебную систему Российской Федерации.

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов.

2. Если законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, или законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим полномочия и порядок деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей, предусматриваются иные требования к предоставлению информации о деятельности судов, чем те, которые определены настоящим Федеральным законом, то положения настоящего Федерального закона применяются с учетом требований законодательства Российской Федерации, а в отношении информации о деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей - также законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с предоставлением информации о деятельности судов редакциям средств массовой информации, в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

1) порядок осуществления конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судопроизводства в арбитражном суде, порядок производства в квалификационных коллегиях судей;

2) порядок исполнения судебных актов;

3) отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества;

4) порядок информационного взаимодействия, осуществляемого судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов

1. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, устанавливающими порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей - также законодательством субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется также регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности судов являются:

1) открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;

4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;

5) невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.

Статья 5. Информация о деятельности судов, доступ к которой ограничен

1. Доступ к информации о деятельности судов ограничивается, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

2. Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливаются федеральным законом.

Статья 6. Способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов

Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается следующими способами:

1) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании;

3) размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет);

4) размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях;

5) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов.

Статья 7. Форма предоставления информации о деятельности судов

1. Информация о деятельности судов может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.

2. Форма предоставления информации о деятельности судов предусматривается законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей - также законодательством субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанной информации может предусматриваться регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества. В случае, если форма предоставления информации о деятельности судов не предусмотрена, она может определяться запросом пользователя информацией. При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в суде, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества.

3. Информация о деятельности судов в устной форме предоставляется гражданам (физическим лицам), в том числе представителям организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, во время приема. Указанная информация предоставляется также по телефонам соответствующих структурных подразделений аппаратов судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, аппаратов органов судейского сообщества (при наличии) либо по телефонам уполномоченных должностных лиц.

4. Информация о деятельности судов может быть передана по сетям связи общего пользования.

Статья 8. Права пользователей информацией

Пользователь информацией имеет право:

1) получать достоверную информацию о деятельности судов;

2) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности судов, доступ к которой не ограничен;

3) обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов и установленный порядок его реализации;

4) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности судов.

Глава 2. Организация доступа к информации о деятельности судов и основные требования при обеспечении доступа к этой информации

Статья 9. Организация доступа к информации о деятельности судов

1. Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, доступ к информации о деятельности судов, имеющейся в органах судейского сообщества, обеспечивается Судебным департаментом и органами Судебного департамента.

2. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества в целях организации доступа к информации о деятельности судов определяют соответствующие структурные подразделения своих аппаратов или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются соответственно регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества.

3. Организация доступа к информации о деятельности судов осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, органами судейского сообщества, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - субъектами Российской Федерации.

Статья 10. Организация доступа к информации о деятельности судов, размещаемой в сети Интернет

1. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента для размещения информации о деятельности судов используют сеть Интернет, в которой создают свои официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос. В случае, если суд общей юрисдикции (районный суд, гарнизонный военный суд, мировой судья) не имеет официального сайта и возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте органа Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится этот суд общей юрисдикции.

2. Порядок создания официальных сайтов, размещения на них информации о деятельности судов, сроки обновления указанной информации с учетом требований настоящего Федерального закона устанавливаются в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - субъектами Российской Федерации.

3. В целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети Интернет.

4. В целях обеспечения права пользователей информацией на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента принимают меры по ее защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами устанавливаются в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом. Для конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей указанные требования устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации.

С татья 11. Основные требования при обеспечении доступа к информации о деятельности судов

Основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности судов являются:

1) достоверность предоставляемой информации о деятельности судов;

2) соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности судов;

3) изъятие из предоставляемой информации о деятельности судов сведений, доступ к которым ограничен;

4) создание организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности судов, а также создание государственных информационных систем;

5) учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, при планировании бюджетного финансирования судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента.

Глава 3. Предоставление информации о деятельности судов

Статья 12. Присутствие в судебных заседаниях

1. Граждане (физические лица), в том числе представители организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют право присутствовать в открытом судебном заседании, а также фиксировать ход судебного разбирательства в порядке и формах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

2. Порядок доступа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, в залы судебных заседаний, занимаемые судами помещения устанавливается регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов.

1. Обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Если законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - законодательством субъектов Российской Федерации предусматриваются требования к опубликованию судебных актов и иной информации о деятельности судов, то опубликование судебных актов и указанной информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Информация о деятельности судов, размещаемая в сети Интернет

1. В сети Интернет размещается:

1) общая информация о суде:

а) наименование суда, наименование судебного района, на территорию которого распространяется юрисдикция суда, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

б) организационная структура суда - пленум суда, президиум суда, палаты суда, судебные коллегии, постоянные судебные присутствия, консультативные и (или) совещательные органы (при наличии), а также структурные подразделения аппарата суда;

в) полномочия суда;

г) перечень законов, регламентирующих деятельность суда;

д) регламент суда, инструкция по делопроизводству в суде и иные акты, регулирующие вопросы внутренней деятельности суда;

е) фамилии, имена и отчества председателя суда, заместителей председателя суда, судей, руководителя аппарата суда, а при согласии указанных лиц - иные сведения о них; основания наделения полномочиями председателя суда, заместителей председателя суда, судей;

ж) перечни информационных систем и банков данных, находящихся в ведении суда (при наличии);

з) наименование учрежденного судом средства массовой информации (при наличии);

2) информация, связанная с рассмотрением дел в суде:

а) требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд, и (или) образцы этих документов, порядок представления указанных документов в суд;

б) сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины по категориям дел, подлежащих рассмотрению в суде;

в) сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учетом особенностей соответствующего судопроизводства);

г) тексты судебных актов, размещаемые с учетом требований, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, сведения об их обжаловании и о результатах такого обжалования, а при опубликовании судебных актов - сведения об источниках их опубликования;

д) порядок обжалования судебных актов;

е) разъяснения, обобщения и обзоры по вопросам судебной практики рассмотрения судами дел;

ж) порядок ознакомления с материалами дела лиц, участвующих в деле;

з) номера телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера, в том числе о прохождении находящихся в суде дел;

3) тексты проектов нормативных правовых актов, внесенных судами в законодательные (представительные) органы государственной власти (для судов, являющихся субъектами права законодательной инициативы);

4) данные судебной статистики, предоставляемые в объеме, установленном в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом;

5) информация о кадровом обеспечении суда:

а) порядок наделения судей полномочиями, требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора;

б) сведения о вакантной должности судьи, вакантных должностях государственной службы в аппарате суда;

в) порядок поступления граждан на государственную службу в аппарат суда, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы в аппарате суда;

г) условия проведения и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы в аппарате суда;

д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросам замещения вакантной должности судьи, вакантных должностей государственной службы в аппарате суда;

6) информация о порядке и времени приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядке рассмотрения их обращений по вопросам организации деятельности суда, жалоб на действия (бездействие) судей или работников аппарата суда, не связанные с рассмотрением конкретных дел, обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

7) сведения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд судов в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

2. Конституционный Суд Российской Федерации наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи, размещает на своем официальном сайте послание Конституционного Суда Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о состоянии конституционной законности в Российской Федерации.

3. Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи, размещают на своих официальных сайтах сведения о судебной системе Российской Федерации.

4. Судебный департамент размещает в сети Интернет:

1) общую информацию о Судебном департаменте:

а) полномочия и структура Судебного департамента, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

б) перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Судебного департамента;

в) перечень органов Судебного департамента, их полномочия, а также почтовые адреса, адреса электронной почты, номера телефонов справочных служб органов Судебного департамента;

г) фамилии, имена и отчества Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, заместителей Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и руководителей органов Судебного департамента, а при согласии указанных лиц - иные сведения о них;

д) федеральные целевые программы и иные программы по вопросам развития судебной системы Российской Федерации (при наличии);

е) перечни информационных систем и банков данных, находящихся в ведении Судебного департамента;

2) информацию об органах судейского сообщества:

а) перечень органов судейского сообщества, действующих на территории Российской Федерации, и их полномочия;

в) решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о приостановлении, возобновлении или прекращении полномочий судей соответствующих судов, квалификационной аттестации судей, а также сведения о наложении на них дисциплинарных взысканий.

5. Судебный департамент наряду с информацией, указанной в части 4 настоящей статьи, размещает в сети Интернет:

1) годовые отчеты Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о деятельности Судебного департамента, представляемые Председателю Верховного Суда Российской Федерации, Совету судей Российской Федерации и Всероссийскому съезду судей;

2) обзоры о деятельности судов общей юрисдикции, данные судебной статистики, публикуемые в средствах массовой информации в соответствии с актами, регулирующими деятельность Судебного департамента по ведению судебной статистики;

3) сведения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд судов общей юрисдикции в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

6. Орган Судебного департамента размещает в сети Интернет:

1) общую информацию об органе Судебного департамента:

а) наименование, полномочия и структура органа Судебного департамента, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона справочной службы органа Судебного департамента;

б) перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органа Судебного департамента;

в) фамилии, имена и отчества руководителя органа Судебного департамента, заместителей руководителя органа Судебного департамента, а при согласии указанных лиц - иные сведения о них;

2) информацию об органах судейского сообщества, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации:

а) перечень органов судейского сообщества и их полномочия;

б) перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов судейского сообщества;

в) решения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации о приостановлении, возобновлении или прекращении полномочий судей соответствующих судов, квалификационной аттестации судей, а также сведения о наложении на них дисциплинарных взысканий.

7. Размещение в сети Интернет информации, предусмотренной настоящей статьей, должно осуществляться в сроки, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов.

Статья 15. Особенности размещения в сети Интернет текстов судебных актов

1. Тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети Интернет после их принятия. Тексты приговоров размещаются после их вступления в силу.

2. Тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, а также тексты иных судебных актов, вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, арбитражными судами, за исключением текстов судебных актов, указанных в части 4 настоящей статьи, размещаются в сети Интернет в полном объеме.

3. При размещении в сети Интернет текстов судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции, за исключением текстов судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из указанных актов исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов судей (судьи), рассматривавших (рассматривавшего) дело, а также прокурора и адвоката, если они участвовали в судебном разбирательстве. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса.

4. При размещении в сети Интернет текстов судебных актов, предусматривающих положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, эти положения исключаются из текстов судебных актов.

5. Не подлежат размещению в сети Интернет тексты судебных актов, вынесенных по делам:

1) затрагивающим безопасность государства;

2) возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;

3) о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

4) об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;

5) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

6) о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния;

7) об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции.

Статья 16. Размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях

1. В занимаемых судами помещениях размещаются в доступных для посетителей местах информационные стенды и (или) технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей информацией с текущей информацией о деятельности соответствующего суда, которая должна содержать:

1) порядок работы суда, включая порядок приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, по вопросам, связанным с рассмотрением дел в суде, и иным вопросам, касающимся деятельности суда;

2) сведения о дате, времени, месте проведения и предмете судебного заседания по делам, назначенным к слушанию;

3) порядок присутствия в судебном заседании и меры, принимаемые к его нарушителям, порядок пропуска в залы судебного заседания и помещения, занимаемые судами;

4) условия и порядок получения информации о деятельности суда;

5) иные сведения, необходимые для оперативного информирования пользователей информацией.

2. В занимаемых Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях размещаются в доступных для посетителей местах информационные стенды и (или) технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей информацией со сведениями об условиях и о порядке получения информации о деятельности судов, а также иные сведения, необходимые для оперативного информирования пользователей информацией.

Статья 17. Ознакомление с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах

Ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивном деле и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а с информацией о деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей - также в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

1. Пользователь информацией имеет право обратиться в суд, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества с запросом, который может быть направлен им непосредственно или его представителем, чьи полномочия оформляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. В запросе указываются почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации (юридического лица), общественного объединения, органа государственной власти, органа местного самоуправления, запрашивающих информацию о деятельности судов. Анонимные запросы не рассматриваются. В запросе, составленном в письменной форме, указывается также наименование соответствующего суда, Судебный департамент, наименование соответствующего органа Судебного департамента или органа судейского сообщества, в которые направляется запрос, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица.

3. Запрос регистрируется в судах, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества в порядке и сроки, которые установлены актами, регулирующими вопросы делопроизводства соответственно в судах, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества.

4. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.

5. Если запрос не относится к деятельности суда, Судебного департамента, органа Судебного департамента или органа судейского сообщества, в который направляется запрос, то об этом в течение семи дней со дня регистрации запроса сообщается пользователю информацией, направившему запрос. Возможность переадресации запроса устанавливается актами, регулирующими вопросы делопроизводства соответственно в судах, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества.

6. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества имеют право уточнять содержание запроса в целях предоставления пользователю информацией необходимой информации о деятельности судов.

7. Требования настоящего Федерального закона к запросу в письменной форме и ответу на него применяются к запросу, поступившему в суд, Судебный департамент, орган Судебного департамента по сети Интернет, а также к ответу на такой запрос.

Статья 19. Порядок предоставления информации о деятельности судов по запросу

1. Ответ на запрос должен содержать запрашиваемую информацию либо мотивированный отказ в предоставлении такой информации. В ответе на запрос указываются наименование, почтовый адрес суда, Судебного департамента, органа Судебного департамента, органа судейского сообщества, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).

2. При запросе информации о деятельности судов, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети Интернет, в ответе на запрос суд, Судебный департамент, орган Судебного департамента, орган судейского сообщества могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

3. В случае если запрашиваемая информация о деятельности судов относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, предоставляется запрашиваемая информация, за исключением информации ограниченного доступа.

4. Ответы на запросы подлежат обязательной регистрации в судах, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества.

5. Информация о деятельности судов предоставляется бесплатно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности судов

1. Информация о деятельности судов не предоставляется в случаях, если:

2) в запросе не указаны почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;

3) запрашиваемая информация не относится к деятельности суда, Судебного департамента, органа Судебного департамента, органа судейского сообщества, в которые поступил запрос;

6) предоставление запрашиваемой информации не позволяет обеспечивать безопасность участников судебного разбирательства;

8) в запросе ставится вопрос о толковании нормы права, разъяснении ее применения или правовой оценке судебных актов, выработке правовой позиции по запросу, проведении анализа судебной практики или выполнении по запросу иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

2. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества имеют право не предоставлять информацию о деятельности судов по запросу, если эта информация опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальных сайтах судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента.

Глава 4. Взаимодействие судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации

Статья 21. Цели и формы взаимодействия судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации

1. Взаимодействие судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации осуществляется в целях объективного, достоверного и оперативного информирования пользователей информацией о деятельности судов.

2. Взаимодействие судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации может предусматривать:

1) свободный доступ представителей редакций средств массовой информации в помещения судов, где размещена информация о деятельности судов, а также их присутствие в открытых судебных заседаниях;

2) присутствие представителей редакций средств массовой информации на заседаниях органов судейского сообщества в порядке, установленном актами, регламентирующими деятельность указанных органов;

3) предоставление информации о деятельности судов по запросам редакций средств массовой информации;

4) информационное освещение деятельности судов, в том числе вопросов совершенствования законодательства, регулирующего указанную деятельность;

5) участие представителей судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества в пресс-конференциях и иных совместных с представителями редакций средств массовой информации мероприятиях;

6) аккредитацию в судах, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества представителей редакций средств массовой информации;

7) иные формы взаимодействия, обеспечивающие информирование пользователей информацией о деятельности судов.

Статья 22. Официальные представители судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества

1. Официальным представителем суда, осуществляющим взаимодействие с редакциями средств массовой информации, является председатель суда или должностное лицо, уполномоченное председателем суда.

2. Официальными представителями Судебного департамента, органов Судебного департамента, осуществляющими взаимодействие с редакциями средств массовой информации, являются соответственно Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, руководители органов Судебного департамента или должностные лица, уполномоченные соответственно Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, руководителями органов Судебного департамента.

3. Суды (за исключением районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей), Судебный департамент, органы Судебного департамента в целях организации взаимодействия с редакциями средств массовой информации могут определить в своих аппаратах соответствующие структурные подразделения, права и обязанности которых по осуществлению указанного взаимодействия устанавливаются соответственно регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента.

4. Официальными представителями органов судейского сообщества, осуществляющими взаимодействие с редакциями средств массовой информации, являются члены соответствующих органов судейского сообщества, которые уполномочены на осуществление такого взаимодействия федеральными законами, регулирующими деятельность органов судейского сообщества, и (или) актами органов судейского сообщества.

Статья 23. Разрешение споров, связанных с освещением деятельности судов в средствах массовой информации

Споры, связанные с освещением деятельности судов в средствах массовой информации, разрешаются судом в установленном законом порядке. Споры, связанные с освещением деятельности судов в средствах массовой информации, могут также разрешаться во внесудебном порядке органами или организациями, к компетенции которых относится рассмотрение информационных споров.

Глава 5. Защита права на доступ к информации о деятельности судов, контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности судов

Статья 24. Защита права на доступ к информации о деятельности судов

Решения и действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности судов

1. Контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности судов осуществляют в пределах своих полномочий председатели судов, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, руководители органов Судебного департамента, уполномоченные на осуществление указанного контроля члены органов судейского сообщества.

2. Порядок осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности судов устанавливается регламентами и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Я.Б. Жолобов, заместитель Председателя Совета судей Санкт-Петербурга, Председатель Пушкинского районного суда.

Проблемы, возникающие при выполнении требований Федерального закона Российской Федерации от 22 декабря 2008 года № 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Федеральный закон Российской Федерации от 22 декабря 2008 года № 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» вступил в силу с 1 июля 2010 года.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов и с предоставлением этой информации редакциям средств массовой информации, в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Прежде всего, необходимо отметить, что данный закон является одним из элементов Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» , утверждённой Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 (в ред. Постановления Правительства РФ от10.09.2009 № 721). Цель данной программы заключается в формировании в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства, необходимой для:

Повышения качества взаимоотношений государства и общества путём расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения;

Повышения эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;

Повышения эффективности систем информационно-аналитического обеспечения государственного управления, обеспечения оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти.

При описании характеристики проблем, на решение которых направлена программа отмечается, что используемые государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной базы, регламентирующей эти процессы, и общей координации. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, её многократному сбору и дублированию в отдельных системах. В результате такие информационные системы содержат сведения разной степени актуальности и достоверности. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит также к несогласованности и противоречивости содержащихся в них данных. Различные форматы хранения данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах. Всё это снижает оперативность подготовки управленческих решений и качество государственных услуг, предоставляемых населению.

В рамках реализации данной программы были разработаны и изданы ряд федеральных законов Российской Федерации:

- «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 года №1-ФЗ, целью которого является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признаётся равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе;

- «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149 -ФЗ, который регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечение защиты информации;

Положение об организации и порядке сервисного обслуживания государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», утверждённой приказом Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. № 25 ;

Регламент размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в сети «Интернет», утверждённый приказом Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации от 20.04.2009 г. № 71 .

Исходя из изложенного, возможно сделать вывод о том, что появление Федерального закона Российской Федерации от 22 декабря 2008 года № 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» было не только как следствие необходимым и востребованным, но и уже основательно проработанным на законодательном и самое главное апробировано и на практическом уровне.

Прежде всего, следует отметить, что действие указанного закона не распространяется на:

Порядок осуществления конституционного, гражданского, административного, и уголовного судопроизводства, судопроизводства в арбитражном суде, порядок производства в квалификационных коллегиях судей;

Порядок исполнения судебных актов;

Отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества.

В соответствии с требованиями ст. 6 указанного закона доступ к информации обеспечивается следующимспособами:

1) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании;

3)размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

4) размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях;

5)ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;

6)предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов.

В целом работа по указанному направлению в судах уже ведётся продолжительное время, о чём свидетельствует активное внедрение с 2006 года Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», представляющая собой территориально распределённую автоматизированную информационную систему, предназначенную для формирования единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента. Кроме того, в большинстве судов созданы и заработали Интернет-сайты, с размещением соответствующей информации в рамках указанного закона, в том числе и с размещением решений суда (пусть и не в полном объёме, но по актуальным направлениям). Во многих судах разработаны положения о приёмных и организован ежедневный приём граждан.

Вместе с тем, именно проведённые мероприятия обнажили проблемные вопросы, в том числе и старого характера, которые не позволяют в полном объёме и достаточной эффективностью выполнять указанный закон.

Первая проблема, связана с тем, что большинство зданий районных судов не соответствуют нормам Свода правил по проектированию и строительству зданий районных (городских) судов СП 31-104-2000 .

Во многих судах острый недостаток не только в кабинетах, но и в залах судебных заседаний, в связи с чем, судьи вынуждены либо по очереди, либо в своих кабинетах проводить судебные заседания. Кроме того, большинство залов судебного заседания также несоответствуют по площади указанным нормам. Соответственно осложняется вопрос с доступом на судебное заседание (кроме сторон) других желающих граждан и представителей СМИ, как и невозможна установка какого-либо компьютерного и аудио записывающего оборудования, а также систем видеоконференцсвязи.Эта же проблема недостатка требуемых суду помещений, не позволяет в большинстве судов установку необходимых серверов, для которых в целях соблюдения технических условий и безопасности требуются отдельные помещения с особыми условиями вентиляции. По этим же причинам возникают проблемы с выделением отдельного помещения для организации работы в судах приёмных. Так в основном в судах для приёма граждан используют по старинке помещения общих отделов (канцелярий), но как показал опыт при таких условиях и ежедневном приеме от граждан исков и заявлений парализуется работа общего отдела по другим направлениям данного подразделения (например: по подготовке дел к кассационному рассмотрению, по исполнению решений, по подготовке и сдаче дел в архив, по приёму иной корреспонденции и её обработке и т.д.)

Вторая проблема, связана с кадрами, которая имеет несколько составляющих.

Во-первых, при высоких квалификационных требованиях (наличие высшего юридического образования, высоких требований по состоянию здоровья и к морально-нравственным качествам и т.д.) к работникам аппарата судакак к государственным служащим, значительно низкий уровень заработной платы, по сравнению с государственными служащими в органах законодательной и исполнительной власти, и отсутствию какой-либо социальной защищенностью (например: возмещение расходов на проезд к месту работы и к месту отпуска и обратно и т.д.) Указанные обстоятельства приводят при высокой нагрузке к быстрой и значительной текучести кадров, от чего соответственно страдает качество работы на указанном направлении (не успевают обучить одних работников как приходят другие).

Во-вторых, количество поступающих и рассматриваемых дел увеличивается с каждым годом в геометрической прогрессии, что нельзя сказать о численном составе работников аппарата суда. Следует отметить, что размер их нагрузки исходя из действующих в настоящее время нормнагрузки (утверждённых Постановлением Минтруда РФ, Минюста РФ от 27 июня 1996 г. №41б/06-74-125) возрос за последнее десятилетие в несколько раз от реально возможной. Исходя из изложенного, без разрешения вопроса об увеличении штатной численности работников аппарата суда, для работы с Интернет-сайтами судов, обработки статистических данных, дополнительных штатных единиц для работы в приёмных, взаимодействия со СМИ, для подготовки и редакции судебных решений перед опубликованием их на Интернет-сайтах судов, а также без ведения должности в каждом суде системного администратора с техническим уровнемобразования, для технического сопровождения, поддержания комплекса средств автоматизации, оперативного устранения неполадок КСА и т.д., невозможно качественно и эффективно выполнять работу по указанным в законе направлениям.

Третья проблема, связана с недостаточным оснащением судов компьютерной и копировальной техники, сканеров, отдельно выделенных для приёмных телефонных линий, факсов и т.д. Например,в Санкт-Петербурге оснащение компьютерной техникой составляет менее 80% от норм установленных приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.07.2009 № 127 «Временная норма №2 обеспечения компьютерной техникой судов общей юрисдикции Российской Федерации». Соответственно ряд сотрудников аппарата суда,не имея собственного оборудованного автоматизированного рабочего места (АРМ) и вынужденыработать, так называемым вахтовым методом на одном АРМ несколько человек, что не способствует оперативной и качественной работе. Аналогичная проблемасуществует и с копировальной техникой, сканерами, факсами,отдельновыделенными для приёмных телефонными линиями. При этом данное техническое оборудование необходимо не только для внутренней работы суда, но и для работы с гражданами, на что и направлены основные требования указанного выше закона.

Кроме того, следует отметить, что у каждой техники имеется свой ресурс. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1 (ред. от 24.02.2009) «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» срок эффективной эксплуатации компьютерной техники составляет три года. Следует отметить, что и технические требования к указанной техники должны быть высокими (соответствующая операционная система и достаточный объём оперативной памяти). Такой вывод вытекает из требований к проектной документации ГАС «Правосудие» к рабочим станциям и серверам и т.д. Так, на портале технической поддержки Государственной автоматизированной системы «Правосудие» в разделе описание системы и документация - общее описание системы и комплекса средств автоматизации ГАС «Правосудие», перечень общего и специального программного обеспечения в качестве рекомендованной операционной системы указана Windows XP, а в судах до настоящего времени имеется АРМ с операционной системойWindows 2000, на которых соответственно, ГАС «Правосудие» не может корректно работать. Перестановка же операционной системы с Windows 2000 на Windows XP не представляется возможным на ряд компьютеров из-за недостаточного объёма оперативной памяти. Соответственно данная компьютерная техника не может корректно работатьс ГАС «Правосудие». Также, в судах общей юрисдикции выявлена недостаточность рекомендованного для ГАС «Правосудие» лицензионного антивирусного программного обеспеченияDr.Web Enterprise Suite.

Четвертая проблема, связанас информационной безопасностью судебных автоматизированных систем. Следует отметить, что в первую очередь, данная проблема вытекает опять же из-за не полного обеспечениясудов техническими средствами, например серверами. В соответствии с требованиями приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.07.2009 № 127 «Временная норма №2 обеспечения компьютерной техникой судов общей юрисдикции Российской Федерации» для корректной и безопасной работы локальной сети на каждые 15 АРМ должен быть 1 сервер. Соответственно, в каждом суде общей юрисдикции г.Санкт-Петербурга должно быть от 2 до 8 серверов в зависимости от количества АРМ. Наличие же одного сервера, в случае его неисправности, может привести к потере всей информационной базы. Во вторую очередь, защита информационной базы локальной сети в настоящее время осуществляется тем, что компьютер, имеющий доступ к Интернету не подключён к локальной сети. Но такая вынужденная защита ограничивает возможность выгрузки судебных решений и аншлагов в автоматическом режиме на Интернет - сайтах судов, что приходится делать в настоящее время фактически вручную, и не позволяет судьям непосредственно использовать в своей работе ресурсы Интернета. С учётом большого объёма накопленной информации в судах возникает необходимость сохранения указанной информации в автоматическом или ином режиме на резервных источниках не только в суде, но, например, и в управлениях судебного департамента, в том числе и в целях освобождения оперативной памяти локальной сети.

Пятая проблема, связана с обучением, как работников аппарата суда, так и судей. При этом обучение должно носить комплексный и многоуровневый характер, поскольку требуется обучение прежде всего простому программному обеспечению, а также и специальному программному обеспечению ГАС «Правосудие», работе с Интернетом, в том числе и сайтом суда и отдельно для системных администраторов по техническому поддержанию сети, работоспособности АРМ, установке программного обеспечения и т.д. С учётом высокой нагрузки, бесперебойной работы суда и отсутствием в штате соответствующих специалистов такое обучение организовать на базе самих судов не предоставляется возможным. К сожалению, невозможно организовать пока такую работу и на базе Северо-западного филиала Российской Академии Правосудия, поскольку, несмотря на оборудованный компьютерный класс, с возможностью выхода и работы в Интернете, до настоящего времени не установлено ни простого программного обеспечения, ни специального программного обеспечения ГАС «Правосудие».

Шестая проблема, связана с сверхзагруженностью судей и работников аппарата суда.

Размер их нагрузки определён в настоящее время «Нормами нагрузки судей судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов», утверждённых Постановлением Минтруда РФ, Минюста РФ от 27 июня 1996 г. №41б/06-74-125. Иного законодательно-нормативного акта определяющего нагрузку в настоящее время не принято, не смотря на имеющийся проект по данному вопросу ивсе усилия Верховного Суда РФ и Совета судей РФ. При этом, что исходя из действующих нормативов, что исходя из нормативов нового проекта, нагрузка у судей и работников аппарата суда выше реально возможной в десять раз, то есть является запредельной. Отсюда, в условиях «судебного конвейера», несомненно, возникают вопросы по снижению качества изложения текстов судебных решений и сбоев в организации и проведения судебных заседаний.

Исходя из изложенного, возникает вопрос о необходимости снижении судебной нагрузки, который может разрешаться комплексно и системно по следующим различным направлениям:

Увеличение штатной численности судей и работников аппарата судов;

Осуществление специализации судов, создание административных и ювенальных судов или соответствующих коллегий, рассмотрение вопроса об учреждении судов по трудовым и патентным спорам в качестве самостоятельных подсистем российской судебной системы;

Разработка и внедрение упрощенных процедур рассмотрения некоторых категорий судебных дел;

Расширение внесудебных процедур разрешения конфликтов и споров (для мелких налоговых взысканий, отдельных имущественных обязательств и др.).

Анализируя изложенные проблемы, приходит понимание, что их разрешение должно носит комплексный и системный характер. Следует отметить, что судебное сообщество, управления судебных департаментов в субъектах, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, несмотря на указанные проблемы, сделали максимальную работу в настоящее время по выполнению указанного федерального закона, но разрешения комплекса этих проблем зависит и от законодательной и исполнительной власти. Только совместная, системная и плановая работа может привести к успеху в реализации как Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)»,в целом, так и концепции развития судебной системы в данном направлении в частности.