По каким критериям классифицируются чс в рф. Предупреждение чрезвычайных ситуаций. Внезапное обрушение зданий, сооружений

Подборка наиболее важных документов по запросу Классификация ЧС (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы : Классификация ЧС


Для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 утверждена классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с ней чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на чрезвычайную ситуацию:

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Безусловно, при ликвидации последствий серьезной аварии, какого-либо природного явления чрезвычайного характера, необходимости ликвидации опасности для жизни и здоровья людей, принятии мер по обеспечению их медицинской помощью требуется оперативность и нет времени для проведения конкурсных процедур. Действия и заказчиков, и поставщиков продиктованы крайней необходимостью, и это оправданно. Однако именно это положение Закона в совокупности с нормами Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон о ЧС) позволило в Ставропольском крае недобросовестным чиновникам заключать контракты на строительство и ремонт дорог в обход конкурсных процедур с нужными им предпринимателями. В ст. 1 Закона о ЧС указано, что "чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей". В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" все чрезвычайные ситуации классифицированы по двум основным признакам: число погибших либо пострадавших людей и размер причиненного материального ущерба. Так, чрезвычайной ситуацией муниципального характера является та, в результате которой число пострадавших не превышает 50 человек, а ущерб не превышает 5 млн руб.

Нормативные акты : Классификация ЧС

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Утвержден и введен в действие

Лекция № 2

Классификация чрезвычайных ситуаций

В Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определяется как "обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей".

Это определение служит базовым при решении вопросов классификации ЧС природного и техногенного характера, являющейся важной составной частью научно-методических основ обеспечения противодействия чрезвычайным ситуациям.

В каждом конкретном случае ЧС обусловливается оперативной обстановкой. Оперативная обстановка в районе чрезвычайной ситуации - это характеристика зоны ЧС, полученная на определенный момент времени и содержащая сведения о ее состоянии, поступивших для нее требуемых ресурсах, проведенных работах, а также о различного рода внешних факторах, относящихся к данному событию. Целесообразно также оценивать обстановку на той или иной территории, где существует угроза возникновения ЧС.

В понятийном аппарате чрезвычайных ситуаций важное место занимают термины "авария", "катастрофа", "бедствие".

Авария - чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений

Производственная или транспортная катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия

Опасное природное явление - стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) - чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями природной среды.

Если брать всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций, то их целесообразно первоначально разделить на конфликтные и бесконфликтные. К конфликтным прежде всего могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, противостояние разведок, терроризм, разгул уголовной преступности, широкомасштабная коррупция и др. Мы же рассмотрим бесконфликтные ЧС - техногенного, экологического и природного характера. Они могут быть классифицированы (систематизированы) по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств.

В частности, можно построить классификационные структуры по типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе ЧС, масштабу их распространения, сложности обстановки и тяжести последствий, масштабу и уровням привлекаемых для их ликвидации органов управления, сил и средств.

Чрезвычайные события, лежащие в основе ЧС, в свою очередь можно классифицировать (систематизировать) по сущности и характеру базовых явлений и процессов, важнейшим признакам проявления (типам и видам); характеру поражающих факторов или источников опасности (тепловые, химические, радиационные, биологические и т.д.); месту возникновения или принадлежности; основным причинам возникновения (конструктивные, производственные, эксплуатационные, погодные, геофизические и др.); интенсивности протекания; масштабам воздействия (поражения); характеру воздействия на основные объекты поражения (разрушение, заражение, затопление и др.); содержанию и характеру последствий; долговременности и обратимости последствий и т.д.

Для практических нужд общую классификацию ЧС лучше всего построить по типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий. Она будет наиболее обобщающей, так как раскрывает сущность явлений, происходящих при чрезвычайных событиях и в значительной мере определяющих складывающиеся ЧС.

Важной является также классификация, построенная по масштабу распространения чрезвычайных событий. При этом следует иметь в виду, что учитываются не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и возможные ее косвенные последствия. Это, скажем, тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других существенных связей, действующих на значительных расстояниях. Кроме того, принимается во внимание тяжесть последствий, которая и при небольшой. площади ЧС порой может быть огромной и трагичной.

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих Факторов чрезвычайных, ситуаций.

Так вот, по масштабу распространения и тяжести последствий ЧС подразделяются на локальные, объектовые, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

К локальной (частной) относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия. жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб. составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы, квартиры. Объектовые ограничиваются пределами производственного или иного объекта и могут быть ликвидированы его силами и ресурсами (в том числе силами специализированных формирований).

К местной - относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района, области, края, республики и устраняются их силами, средствами и другими ресурсами.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., по не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуаций и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0.5 млн.. но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ЧС распространяется на несколько областей (краев, республик) или экономических районов. Для ликвидации их последствий нужны объединенные усилия этих территорий, а также участие федеральных сил, средств и ресурсов.

К федеральной (национальной) относится чрезвычайная ситуация в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает обширную территорию страны, но не выходит за ее границы. Здесь задействуются силы, средства и ресурсы всего государства. Часто прибегают и к иностранной помощи.

К трансграничной (глобальной) относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации. Их последствия устраняются силами и средствами как пострадавших государств, так и международного сообщества.

Каждому виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности, являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного события и характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов. С этой точки зрения такие события можно подразделить на внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т.д.), с быстро (пожары, выброс газообразных СДЯВ гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, сель и др.), умеренно (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах, извержения вулканов, половодья и пр.) и медленно распространяющейся опасностью (аварии на очистных сооружениях, засухи, эпидемии, экологические отклонения и т.п.).

К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ. Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Ниже приводится базовая классификация ЧС, практически используемая в Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, построенная по типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих ЧС. Для удобства пользования ею все ЧС имеют определенную нумерацию: однопозиционными номерами обозначены их группы, двухпозиционными - типы, а нижний уровень - виды.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1.1. Транспортные аварии (катастрофы):

аварии товарных поездов;

аварии пассажирских поездов, поездов метрополитенов;

аварии речных и морских грузовых судов;

аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов:

авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах;

авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов;

аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные автомобильные катастрофы);

аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах и в тоннелях;

аварии на магистральных трубопроводах.

Пожары, взрывы, угроза взрывов:

пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;

пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;

пожары (взрывы) на транспорте;

пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;

пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного назначения;

пожары (взрывы) на химически опасных объектах;

пожары (взрывы) на радиационно-опасных объектах;

обнаружение неразорвавшихся боеприпасов;

утрата взрывчатых веществ (боеприпасов).

1.3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ:

аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении);

аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) ХОВ;

образование и распространение ХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;

аварии с химическими боеприпасами; утрата источников ХОВ.

1.4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ:

аварии на АС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ;

аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла;

аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом РВ на борту;

аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ;

аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;

утрата радиоактивных источников

1.5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ:

аварии с выбросом (угрозой выброса) БОВ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях);

аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;

утрата БОВ.

Внезапное обрушение зданий, сооружений:

обрушение элементов транспортных коммуникаций;

обрушение производственных зданий и сооружений;

обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения.

1.7. Аварии на электроэнергетических системах:

аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;

аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий;

выход из строя транспортных электроконтактных сетей.

1.8. Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения:

аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;

аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года;

аварии в системах снабжения населения питьевой водой;

аварии на коммунальных газопроводах.

Аварии на очистных сооружениях:

аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;

аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

Гидродинамические аварии:

прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений:

прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием прорывного паводка;

прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях.

Чрезвычайные ситуации природного характера

Геофизические опасные явления:

землетрясения;

извержение вулканов.

Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления):

обвалы, осыпи;

склоновый смыв;

просадка лессовых пород;

просадка (провал) земной поверхности в результате карста;

абразия, эрозия;

пыльные бури.

Метеорологические и агрометеорологические опасные явления:

бури (9-11 баллов):

ураганы (12-15 баллов):

смерчи, торнадо;

вертикальные вихри;

крупный град;

сильный дождь (ливень);

сильный снегопад;

сильный гололед;

сильный мороз;

сильная метель;

сильная жара;

сильный туман;

заморозки.

Морские гидрологические опасные явления:

тропические циклоны (тайфуны);

сильное волнение (5 баллов и более);

сильное колебание уровня моря;

сильный тягун в портах;

ранний ледяной покров и припай;

напор льдов, интенсивный дрейф льдов;

непроходимый (труднопроходимый) лед;

обледенение судов и портовых сооружений;

отрыв прибрежных льдов.

Гидрологические опасные явления:

высокие уровни воды (наводнения);

половодье;

дождевые паводки;

заторы и зажоры;

ветровые нагоны;

низкие уровни воды;

ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах и реках.

Гидрогеологические опасные явления:

низкие уровни грунтовых вод;

высокие уровни грунтовых вод.

Природные пожары:

лесные пожары;

пожары степных и хлебных массивов;

торфяные пожары;

подземные пожары горючих ископаемых.

Инфекционная заболеваемость людей:

групповые случаи опасных инфекционных заболеваний;

эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний:

эпидемия;

пандемия;

инфекционные заболевания людей не выявленной этиологии.

2.9. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных:

единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;

энзоотии;

эпизоотии;

панзоотии;

инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных не выявленной этиологии.

Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями:

прогрессирующая эпифитотия;

панфитотия;

болезни сельскохозяйственных растений не выявленной этиологии;

массовое распространение вредителей растений.

Чрезвычайные ситуации экологического характера

3.1. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния суши (почвы, недр, ландшафта):

катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;

наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;

интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и др.;

кризисные ситуации, связанные с истощением не возобновляемых природных ископаемых;

критические ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды.

3.2. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушной среды):

резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;

превышение предельно допустимых концентраций вредных примесей в атмосфере;

температурные инверсии над городами;

"кислородный" голод в городах;

значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;

образование обширной зоны кислотных осадков;

разрушение озонного слоя атмосферы;

значительное изменение прозрачности атмосферы

3.3. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы (водной среды):

резкая нехватка питьевой воды вследствие истощения водных источников или их загрязнения;

истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;

нарушение хозяйственной (вакационной) деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения зон внутренних морей и мирового океана.

3.4. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния биосферы:

исчезновение видов животных, растений, чувствительных к изменению условий среды обитания;

гибель растительности на обширной территории;

резкое изменение способности биосферы к воспроизводству возобновляемых ресурсов;

массовая гибель животных.

Данная классификация не является совершенной. Так в ней установлено 3 параллельных слабо связанных критерия: по ущербу, по количеству пострадавших, по территории, охваченной ЧС Приоритетного критерия не указано. Так, пожар на электрической подстанции в Козульке 21 октября 1996 года по территории является местной, по количеству людей с нарушенными условиями жизнедеятельности - федеральной, по ущербу - территориальной чрезвычайной ситуацией.

Еще хотелось бы остановиться на классификации космических катастроф, которая в нормативных документах (как в отечественных, так и в зарубежных), регламентирующих вопросы безопасности в чрезвычайных ситуациях, в случае воздействия на Землю космических объектов не отражена.

Классификация космических катастроф и их возможные последствия

Различают два типа космических катастроф: ударно-столкновительная (УСК) , когда не разрушенные в атмосфере части КО сталкиваются с поверхностью Земли, образуя на ней кратеры, и воздушно-взрывная (ВВК) , при которой объект полностью разрушается в атмосфере. Возможны и комбинированные катастрофы. Примером УСК может служить Аризонский метеоритный кратер диаметром 1,2 км, образовавшийся около 50 тыс. лет назад вследствие падения железного метеорита массой 10 тыс. т, а ВВК - тунгусская катастрофа (метеорит диаметром 50 м полностью распылился в атмосфере), Последствия катастроф, возникающих при воздействии на Землю космических объектов, могут быть следующие:

природно-климатические - возникновение эффекта ядерной зимы, нарушение климатического и экологического баланса, эрозия почвы, необратимые и обратимые воздействия на флору и фауну, загазованность атмосферы окислами азота, обильные кислотные дожди, разрушение озонного слоя атмосферы, массовые пожары; гибель и поражение людей;

экономические - разрушение объектов экономики, инженерных сооружений и коммуникаций, в том числе разрушение и повреждение транспортных магистралей;

культурно-исторические - разрушение культурно-исторических ценностей;

политические - возможное осложнение международной обстановки, связанной с миграцией населения из мест катастрофы, и ослабление отдельных государств.

Поражающие факторы в результате воздействия КО

Поражающие факторы и их энергетика в каждом конкретном случае зависят от вида катастрофы, а также от места падения космического объекта, Они в значительной степени схожи с поражающими факторами, характерными для ядерного оружия (за исключением радиологических). Назовем их.

Ударная волна:

воздушная - вызывает разрушения зданий и сооружений, коммуникаций, линий связи, повреждения транспортных магистралей, поражения людей, флоры и фауны;

в воде - разрушения и повреждения гидросооружений, надводных и подводных судов, частичные поражения морской флоры и фауны (в месте катастрофы), а также стихийные природные явления (цунами), приводящие к разрушениям в прибрежных районах;

в грунте - явления, аналогичные землетрясениям (разрушения зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, линий связи, транспортных магистралей, гибель и поражения людей, флоры и фауны).

Световое излучение приводит к уничтожению материальных ценностей, возникновению различных атмосферно-климатических эффектов, гибели и поражению людей, флоры и фауны.

Электромагнитный импульс оказывает воздействие на электрическую и электронную аппаратуру, повреждает системы связи, теле- и радиовещания и др.

Атмосферное электричество - последствия поражающего фактора аналогичны воздействию молний.

Отравляющие вещества - это возникновение загазованности атмосферы в районе катастрофы в основном окислами азота и его ядовитыми соединениями.

Аэрозольное загрязнение атмосферы - эффект этого подобен пыльным бурям, а при больших масштабах катастрофы может привести к изменению климатических условий на Земле.

Вторичные поражающие факторы появляются в результате разрушения атомных электростанций, плотин, химических заводов, складов различного назначения, хранилищ радиоактивных отходов и т.п.

Литература

Положение “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” // Гражданская защита. 1996. № 12. С. 62 - 63.

Алимов Р., Дмитриев Е., Яковлев В. Космические катастрофы; надеяться на лучшее, готовиться к худшему // Гражданская защита. 1996. № 1. С. 90 - 92.

Макеев В., Михайлов А., Стражиц Д. Классификация чрезвычайных ситуаций // Гражданская защита. 1996. № 1. С. 86 - 89.

Постановление Правительства РФ от 13.09.96 № 1094О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” // Российская газета. № 182. 24.09.96.

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

от 28 февраля 2003 г. № 105

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 марта 2003 г. № 4291

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПОТЕНЦИАЛЬНО

ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ И ОБЪЕКТАХ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648), Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. № 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 38, ст. 3585) приказываю:

Утвердить согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (прилагаются).

С.К.ШОЙГУ

Приложение

к Приказу МЧС России

от 28.02.2003 № 105

ТРЕБОВАНИЯ

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ И ОБЪЕКТАХ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (далее - Требования) предусматривают осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества (далее - потенциально опасные объекты), и объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения). Указанные Требования соблюдаются при:

определении опасности чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий, организации работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, их моделированию, районированию территорий Российской Федерации по наличию опасных производств и объектов;

организации работы по определению показателей степени риска на объектах экономики и территориях;

классификации потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в зависимости от опасности возникновения на них чрезвычайных ситуаций;

проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, опасных для населения и территорий;

управлении мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий от их опасных воздействий;

подготовке объектов и территорий к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

оценке готовности потенциально опасных объектов к предупреждению чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий.

Кроме того, настоящие Требования должны соблюдаться при учете и установлении причин чрезвычайных ситуаций, проведении государственной экспертизы, государственного надзора и контроля, осуществлении разрешительной деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий.

2. Требования разработаны в соответствии с:

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"*;

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"*;

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 46, ст. 4459.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 675 "О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации"*;

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 28, ст. 2692.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"*;

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 39, ст. 4563.

Постановлением Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. № 66 "Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней"*;

* Зарегистрировано Минюстом России 07.10.1999, регистрационный № 1926.

Постановлением Госгортехнадзора России от 27 октября 2000 г. № 61 "Об утверждении изменения № 1 к Положению о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней"*;

* Зарегистрировано Минюстом России 30.11.2000, регистрационный № 2477.

Постановлением Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. № 65 "Об утверждении Правил экспертизы декларации промышленной безопасности"*;

* Зарегистрировано Минюстом России 01.10.1999, регистрационный № 1920.

Постановлением Госгортехнадзора России от 27 октября 2000 г. № 62 "Об утверждении изменения № 1 к Правилам экспертизы декларации промышленной безопасности"*;

* Зарегистрировано Минюстом России 30.11.2000, регистрационный № 2476.

другими законодательными и иными нормативными правовыми актами по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий.

3. Требования предназначаются для применения:

федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими деятельность в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в соответствии с положениями о функциональных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС);

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями о территориальных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее - органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), всех уровней РСЧС;

организациями, эксплуатирующими и проектирующими потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения.

4. Настоящие Требования не распространяются на вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций на радиационно опасных объектах.

II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПАСНОСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

5. Опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий может возникнуть в случае аварий:

на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества;

на установках, складах, хранилищах, инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод).

6. При прогнозировании чрезвычайных ситуаций определяются:

показатели степени риска для населения в связи с возможными авариями на потенциально опасных объектах (потенциальный риск, коллективный риск, индивидуальный риск, риск нанесения материального ущерба);

опасность, которую представляет чрезвычайная ситуация техногенного характера в общем (интегральном) риске чрезвычайных ситуаций.

7. Для установления степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера определяются:

расчетные сценарии возможных крупных аварий, приводящих к чрезвычайным ситуациям (условия возникновения, поражающие факторы, продолжительность их воздействия и масштабы);

частоты или вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций по каждому из выбранных расчетных сценариев;

границы зон, в пределах которых может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации;

распределение людей (производственного персонала и населения) на территории, в пределах которой может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации.

8. Определение степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера производится на основе нормативно-методической документации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их воздействия.

9. При отсутствии достаточных исходных данных для определения степени риска чрезвычайных ситуаций на конкретных потенциально опасных объектах допускается использование информации об оценках риска для объектов-аналогов, а также статистические данные о частотах аварий для отдельных видов технологического оборудования и коммуникаций.

10. В основу организации взаимодействия субъектов Российской Федерации при прогнозировании чрезвычайных ситуаций должны быть положены:

существующая структура построения функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

документы, определяющие порядок сбора и обмена информацией в сфере прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

11. По результатам прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов:

1 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения федеральных и/или трансграничных чрезвычайных ситуаций;

2 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций;

3 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения территориальных чрезвычайных ситуаций;

4 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения местных чрезвычайных ситуаций;

5 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций.

12. Отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности осуществляется комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и специально уполномоченных органов в области промышленной, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, специализированных организаций.

13. Сведения о классификации представляются комиссиями в МЧС России и в иные федеральные органы исполнительной власти с учетом их компетенции. МЧС России, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляют учет потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в установленном порядке.

14. Организация прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе представляемой информации о всех имеющихся в регионе потенциально опасных объектах.

15. Результаты прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера учитываются при решении вопросов проектирования, строительства, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, выдаче разрешений и лицензий на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью.

16. Организация прогнозирования чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне осуществляется МЧС России и координируется Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и ведомственными комиссиями по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти, на региональном уровне (охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации) - региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на уровне субъекта Российской Федерации - комиссиями по чрезвычайным ситуациям объектов Российской Федерации, на объектовом уровне - органами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и комиссиями по чрезвычайным ситуациям объектов.

17. Система прогнозирования чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне предусматривает:

организацию взаимодействия между различными функциональными подсистемами РСЧС (представление в МЧС России сведений о состоянии обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, принятых мерах по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению риска их возникновения, мерах по повышению готовности сил и средств, предназначенных для локализации и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и планах их действий);

организацию обмена оперативными сводками между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и регламентацию форм отчетности об авариях и чрезвычайных ситуациях в пределах всех регионов Российской Федерации (ежесуточных, ежемесячных, ежеквартальных и др.);

создание в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, МЧС России и других федеральных органах исполнительной власти необходимых банков данных по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

создание пакетов необходимой научно-технической и методической документации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

анализ принятых технических решений по предупреждению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций на объектовом, местном, территориальном, региональном и федеральном уровнях;

разработку методологий и методик вариантных прогнозов возникновения, развития и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

III. ТРЕБОВАНИЯ К ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫМ ОБЪЕКТАМ И ОБЪЕКТАМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

Требования на стадии разработки ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обоснования инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений

18. В соответствии с принятыми в установленном порядке нормативными правовыми актами и нормативными документами системы нормативных документов в строительстве вероятность, масштаб, продолжительность возможных чрезвычайных ситуаций и затраты на предупреждение чрезвычайных ситуаций учитываются в ходатайстве (декларации) о намерениях инвестирования в строительство (далее - ходатайство о намерениях) и в обоснованиях инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (далее - обоснования инвестиций) при определении номенклатуры продукции, мощности и выборе места (района) размещения потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения.

19. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в пределах своей компетенции предоставляют заказчикам (инвесторам) по их запросам исходные данные, необходимые для разработки ходатайства о намерениях и обоснований инвестиций. В состав исходных данных включаются сведения о наличии источников чрезвычайных ситуаций и уровнях риска чрезвычайных ситуаций на территории (в районе), где предполагается разместить площадку (трассу) строительства потенциально опасного объекта или объекта жизнеобеспечения.

20. Решения по предупреждению чрезвычайных ситуаций в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций представляются в виде текстовых и графических материалов, содержащих сведения в соответствии с установленным порядком.

21. Разработка решений по предупреждению чрезвычайных ситуаций в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций осуществляется при наличии у разработчика соответствующей лицензии, выдаваемой в установленном порядке.

22. Правильность определения вероятности, масштабов и продолжительности ЧС в составе ходатайства о намерениях рассматривается органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при подготовке решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о предварительном согласовании (выделении) земельного участка. После получения положительного заключения органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляется разработка обоснования инвестиций.

23. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям согласовывают задание на разработку обоснований инвестиций в строительство потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, включают в него требования о необходимости учета мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Указанные органы вправе включать в задание требования по проведению специальных инженерных изысканий, необходимых для получения или уточнения данных о степени опасности района строительства.

24. Обоснования инвестиций на строительство потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в городах и других поселениях разрабатываются с учетом мероприятий по предупреждению ЧС, предусмотренных утвержденной градостроительной документацией, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации для городских и сельских поселений, других муниципальных образований.

25. При наличии положительного заключения государственной экспертизы осуществляется выбор земельного участка (площадки, трассы) для строительства, согласования намечаемых проектных решений, технических условий на присоединение к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям объекта.

Требования на стадии разработки проекта строительства

26. Разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в проектах строительства осуществляется на основе соответствующих решений и информации, полученных на предыдущих этапах процесса проектной подготовки строительства (при разработке градостроительной документации, ходатайства о намерениях, обоснований инвестиций).

27. В соответствии с принятыми в установленном порядке нормативными документами системы нормативных документов в строительстве мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций разрабатываются в проекте строительства в составе специального раздела.

28. По запросу заказчика органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в пределах своей компетенции сообщают исходные данные и требования для разработки мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

29. В установленном порядке орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям согласовывает задание на разработку проектной документации.

30. Разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в проектах строительства осуществляется с учетом анализа степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, во взаимосвязи с материалами декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений.

31. В проекте строительства предусматриваются мероприятия:

по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате возможных аварий на объекте строительства, и снижению их тяжести;

по защите от поражающего воздействия источника чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате аварий на рядом расположенных потенциально опасных объектах, включая аварии на транспорте;

по защите от поражающего воздействия источника чрезвычайных ситуаций в результате опасных природных процессов.

32. При разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций предусматриваются:

установление перечня опасных производств с определением опасных веществ и их количества для каждого производства;

определение зон поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации с указанием применяемых для этого методик расчетов;

определение численности и размещения производственного персонала проектируемого объекта, объектов и/или организаций, которые могут оказаться в зоне поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации;

определение численности и размещения населения на прилегающей территории к зоне поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации;

решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению выбросов опасных веществ в количествах, создающих угрозу населению и территории;

устройство систем контроля радиационной, химической обстановки, обнаружения взрывоопасных концентраций;

решения, направленные на предупреждение развития и локализацию чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросами (сбросами) опасных веществ;

решения по обеспечению безопасности населения при возможных взрывах и пожарах;

устройство систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций, а также безаварийной остановки производств, представляющих реальную угрозу населению и территории в случае аварии;

решения по обеспечению противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом при аварии;

резервирование источников электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, а также систем связи;

создание резервов материальных средств для ликвидации последствий аварий на проектируемом объекте;

решения по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта (по системам физической защиты и охраны объекта);

системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с территории объекта;

решения по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на проектируемом объекте сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.

33. При разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате аварий на рядом расположенных потенциально опасных объектах, в том числе аварий на транспорте, предусматриваются:

определение потенциально опасных объектов и транспортных коммуникаций, аварии на которых могут стать причиной возникновения чрезвычайных ситуаций на объекте строительства;

определение зон поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации на рядом расположенных потенциально опасных объектах, а также объектах транспорта с указанием источника информации или применяемых методик расчетов;

определение численности и размещения людей на проектируемом объекте, которые могут оказаться в зоне чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на рядом расположенных объектах;

решения, реализуемые при строительстве проектируемого объекта, по защите людей, технологического оборудования, зданий и сооружений от воздействия поражающих факторов.

34. При разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, источниками которых являются опасные природные процессы, предусматриваются:

определение природно-климатических условий в районе расположения объекта строительства;

проведение необходимых инженерных изысканий с целью оценки частоты и интенсивности проявлений опасных природных процессов, а также установления категории их опасности;

мероприятия по инженерной защите территории объекта, зданий, сооружений и оборудования (в случае необходимости) от опасных геологических процессов, затоплений и подтоплений, экстремальных ветровых и снеговых нагрузок, наледей, природных пожаров и т.д.;

мероприятия по молниезащите;

системы мониторинга опасных природных процессов и оповещения о чрезвычайных ситуациях природного характера.

35. В состав проектной документации включаются:

ситуационный план (планы) с обозначением проектируемого объекта, рядом расположенных объектов, населенных пунктов, транспортных коммуникаций (попадающих в зону действия поражающих факторов при чрезвычайной ситуации на проектируемом объекте), а также границ зон возможной опасности и зон вероятных чрезвычайных ситуаций с указанием численности людей в этих зонах;

генеральный план объекта строительства с экспликацией зданий и сооружений, указанием этажности, количества работающих и указанием путей эвакуации людей с территории объекта.

36. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций в составе проекта строительства подлежат государственной экспертизе в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации"*.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 1 (часть II), ст. 135.

37. Разработка указанных в п. п. 34 - 35 мероприятий производится с целью обеспечения их своевременного учета при проектировании генерального плана, архитектурно-планировочных, объемно-планировочных, технологических и инженерных решений объекта строительства, определении технико-экономических показателей проекта.

Требования на стадии строительства и ввода в эксплуатацию

38. При строительстве потенциально опасных объектов предусматривается защита работников строительных организаций, строительных производственных баз, складов, временных поселков и других объектов, обеспечивающих строительство от опасных воздействий чрезвычайных ситуаций, источники которых находились в зоне до начала строительства.

39. До реализации в полном объеме всех запроектированных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций не допускаются завоз и размещение на площадке строительства опасных веществ и материалов, предусмотренных технологическими процессами, в том числе для производства испытаний и пробных пусков оборудования.

40. Программа пусконаладочных работ и испытаний на потенциально опасном объекте должна предусматривать мероприятия по локализации и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, защите работников объекта, населения и территорий.

41. Уполномоченный представитель органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям включается в состав комиссии по проведению пусконаладочных работ, испытаний и приемке потенциально опасного объекта в эксплуатацию. При этом осуществляется контроль за:

соответствием проектной и эксплуатационной документации действующим нормам и правилам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

готовностью персонала, сил и средств к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

соответствием производимых испытаний и проверок утвержденной программе работ.

42. Проведение пусконаладочных работ и испытаний, в ходе которых возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, не допускается без наличия составленного и утвержденного в соответствии с установленным порядком Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перед проведением пусконаладочных работ и испытаний осуществляется проверка соответствия квалификационным требованиям и допусков к работе персонала, участвующего в локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

43. При необходимости по предложению органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям могут проводиться тренировки и учения по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в результате аварий на этапе ввода потенциально опасного объекта в эксплуатацию с задействованием объектовых и территориальных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведением мероприятий по защите персонала, населения и территорий.

44. Ввод потенциально опасного объекта в эксплуатацию производится при наличии следующих утвержденных документов:

заключения о соответствии реализованных при строительстве мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера проектной документации;

заключения о готовности объектовых сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утверждается органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте (утверждается руководителем потенциально опасного объекта).

Требования на стадии эксплуатации

45. К основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относятся:

разработка распорядительных и организационных документов по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций;

разработка и реализация объектовых планов мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, определение и периодическое уточнение показателей риска чрезвычайных ситуаций для производственного персонала и населения на прилегающей территории;

обеспечение готовности объектовых органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

подготовка персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях;

сбор, обработка и выдача информации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий;

декларирование безопасности, лицензирование и страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения;

создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

46. На потенциально опасном объекте разрабатывается план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и документация, регламентирующая деятельность объекта, которая включает:

порядок учета отклонений технологических параметров до опасных значений;

систему анализа причин отклонений от требований безопасности и учета всех неполадок, временных остановок технологического процесса, оборудования с разработкой мер по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций.

47. Для обеспечения готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций система оповещения объекта должна соответствовать Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов"*.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 22, ст. 2758.

48. Управление мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте осуществляется под руководством лица, возглавляющего эксплуатирующую организацию. В составе органов управления организацией формируются: координирующий орган в области предупреждения чрезвычайных ситуаций (объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям), постоянно действующий орган управления (отдел, сектор), специально уполномоченный на решение задач в указанной области (орган по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), и орган повседневного управления мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций (дежурно-диспетчерская служба организации).

49. Орган по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям объекта координирует деятельность подразделений, объектовых служб производственного контроля, промышленной безопасности, природоохранных и других в соответствии с их функциями и задачами в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечивает взаимодействие в области предупреждения чрезвычайных ситуаций с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и местного самоуправления.

50. Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера уточняются организациями, эксплуатирующими потенциально опасные объекты, с периодичностью не реже одного раза в пять лет или чаще в случаях проведения реконструкций, изменений технологий, увеличении численности производственного персонала, ужесточения требований по безопасности, смены эксплуатирующей организации или передачи объекта в аренду.

51. В случае обнаружения при эксплуатации объекта превышения показателей риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера над проектными эксплуатирующая организация принимает компенсирующие указанное превышение меры.

52. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и местного самоуправления осуществляют контроль за правильностью определения показателей риска чрезвычайных ситуаций и мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте в течение всего периода его эксплуатации.

53. Организации создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

54. На опасных производственных объектах систематически проводятся учебно-тренировочные занятия с персоналами смен по графикам, утвержденным руководителями предприятия.

55. Для предоставления информации о потенциально опасном объекте по запросам граждан и общественных организаций используется "Информационный лист" организации установленной формы, включаемый в состав декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.

Требования на стадии вывода из эксплуатации

56. Работы по выводу потенциально опасного объекта из эксплуатации (ликвидации, перепрофилировании производства, консервации) производятся по специальному проекту, в составе которого предусматриваются мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и техногенно-природного характера.

57. Организация, эксплуатирующая потенциально опасный объект, извещает органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и местного самоуправления о начале работ по выводу объекта из эксплуатации. Указанные органы назначают уполномоченных представителей по осуществлению контроля за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при производстве работ.

58. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или по их поручению органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления по запросу заказчика сообщают исходные данные (в пределах их компетенции), а также требования для разработки мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при выводе объекта из эксплуатации. Эти требования включаются в задание на проектирование вывода объекта из эксплуатации.

59. В составе задания на проектирование вывода из эксплуатации потенциально опасного объекта отражаются:

класс опасности выводимого из эксплуатации объекта и перечень возможных источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера на нем;

перечень возможных источников чрезвычайных ситуаций природного характера в районе объекта;

дополнительные требования, которые должны быть учтены при проектировании.

60. Разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций выполняется с учетом результатов анализа риска чрезвычайных ситуаций, во взаимосвязи с материалами декларации безопасности выводимого из эксплуатации потенциально опасного объекта.

IV. ТРЕБОВАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

61. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководителей и специалистов потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения независимо от их организационно-правовой формы, специалистов в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций"*.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 31, ст. 3128.

62. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется путем проведения сборов, учений, тренировок в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах, центрах подготовки федеральных органов исполнительной власти.

63. МЧС России осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за подготовкой в области защиты от чрезвычайных ситуаций в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций", определяет объем программ, периодичность обучения руководителей и специалистов в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

V. ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ К ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ДОСТАТОЧНОСТИ МЕР ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

64. Организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, подлежат обязательной оценке готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в дальнейшем - оценке готовности объектов).

65. Оценка готовности объектов осуществляется комиссиями МЧС России, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с учетом класса опасности объекта, определенных в п. 11 настоящих Требований:

потенциально опасных объектов 1 класса - МЧС России;

потенциально опасных объектов 2 класса - региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

потенциально опасных объектов 3, 4 и 5 классов - органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации.

66. Проведение оценки готовности объекта предусматривается с периодичностью не реже одного раза в пять лет в виде самостоятельного мероприятия или с включением в планы регулярных и внеочередных проверок организаций по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций. Для проведения оценки допускается привлечение специализированных научно-исследовательских, проектных и других организаций, имеющих соответствующие лицензии.

67. Показатели, периодичность и порядок оценки готовности потенциально опасных объектов определяются в установленном порядке. Обязательными показателями готовности потенциально опасного объекта являются оснащенность объекта средствами предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций и способность объектовыми силами ликвидировать локальную чрезвычайную ситуацию, защищенность объекта от опасных природных процессов, наличие системы оповещения от чрезвычайных ситуаций, резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения.

68. Для оценки готовности объекта эксплуатирующая организация в соответствующую комиссию представляет следующие материалы:

необходимую проектную документацию на строительство;

план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

декларацию безопасности объекта;

план подготовки руководящего состава и специалистов по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

69. При необходимости комиссии предоставляются и другие документы, связанные с вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте.

VI. УЧЕТ И УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИН ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

70. В целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций все чрезвычайные ситуации техногенного характера подлежат учету и устанавливаются причины их возникновения, а также оценивается ущерб. Порядок учета и установления причин чрезвычайных ситуаций определяется в установленном порядке.

71. Должностные лица организации, производственная деятельность которой привела к возникновению чрезвычайной ситуации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обеспечивают сохранность проектной и технической документации, а также по возможности сохранение в неизменном виде технические средства, для установления причин инцидента (аварии), приведшего к чрезвычайной ситуации, если указанные действия не препятствуют ее ликвидации.

72. В зависимости от класса чрезвычайной ситуации формируются соответствующие комиссии по установлению ее причин.

Состав комиссии по установлению причин чрезвычайных ситуаций определяется:

при локальной чрезвычайной ситуации - органом исполнительной власти местного самоуправления по месту расположения потенциально опасного объекта или объекта жизнеобеспечения в случае, если в результате чрезвычайной ситуации имеются пострадавшие среди населения или нарушены условия жизнедеятельности людей. В остальных случаях причины локальных чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми документами, утверждаемыми по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

местной и территориальной - решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

региональной - решением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

73. Комиссия приступает к установлению причин незамедлительно после возникновения чрезвычайной ситуации. Установление причин чрезвычайной ситуации, обусловленной аварией, проводится с учетом материалов технического расследования причин аварии, проведенного в соответствии с нормативными документами, утвержденными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. К установлению причин чрезвычайных ситуаций могут привлекаться по согласованию представители иных федеральных органов исполнительной власти, специализированных научных, проектных, конструкторских организаций, эксперты и представители общественных организаций.

74. При установлении причин чрезвычайной ситуации:

производится осмотр места возникновения чрезвычайной ситуации, организуется фотографирование, в необходимых случаях видеосъемки, составление схем и эскизов зон чрезвычайной ситуации; результаты осмотра зоны чрезвычайной ситуации оформляются соответствующим протоколом;

проводится изучение проектной, конструкторской и технологической документации, выясняются обстоятельства, приведшие к развитию аварии и возникновению чрезвычайной ситуации;

оцениваются действия руководителей потенциально опасных объектов или объектов жизнеобеспечения, должностных лиц органов исполнительной власти по обеспечению безопасной эксплуатации объекта, предупреждению возникновения и развития аварии и связанной с ней чрезвычайной ситуации;

осуществляется опрос очевидцев чрезвычайной ситуации;

выявляются нарушения требований норм и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

оцениваются действия персонала потенциально опасного объекта или объекта жизнеобеспечения по предупреждению чрезвычайной ситуации и недопущению ее развития, а также действия аварийно-спасательных формирований и служб;

определяется количество людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, травмированных и нуждающихся в госпитализации, погибших и пропавших без вести, размер причиненного ущерба, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей среде. Для оценки последствий чрезвычайных ситуаций в необходимых случаях привлекаются специализированные организации.

75. Для оценки последствий чрезвычайных ситуаций применяются утвержденные Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или другими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий методики определения размера ущерба, который причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате чрезвычайной ситуации.

76. Установление причин возникновения чрезвычайной ситуации проводится не позднее 10 дней со дня ее возникновения. В исключительных случаях, требующих проведения специальных исследований, установление причин чрезвычайных ситуаций проводится в течение 30 дней.

Материалы по установлению причин чрезвычайной ситуации техногенного характера включают:

решение Правительства Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления о формировании комиссии по установлению причин возникновения чрезвычайной ситуации;

акт по установлению причин чрезвычайной ситуации, к которому прилагаются:

протокол осмотра места чрезвычайной ситуации с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами;

распоряжение председателя комиссии о назначении экспертной комиссии (если в этом есть необходимость) и другие распоряжения, издаваемые председателем комиссии по установлению причин чрезвычайной ситуации;

заключение экспертной комиссии об обстоятельствах и причинах чрезвычайной ситуации, с необходимыми расчетами, графическим материалом и т.п.;

докладные записки должностных лиц, руководителей аварийно-спасательных подразделений и служб (формирований) организации о ходе ликвидации чрезвычайной ситуации;

результаты опроса очевидцев, а также докладные записки должностных лиц федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления;

расчет размера причиненного ущерба, подписываемый председателем комиссии;

другие материалы, характеризующие чрезвычайную ситуацию.

77. Комиссия, проводившая установление причин чрезвычайной ситуации, не позднее трех дней после окончания расследования организует в соответствии с установленным порядком рассылку материалов по установлению причин чрезвычайной ситуации.

VII. ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

78. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предполагаемые к реализации проекты и решения по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источником чрезвычайной ситуации или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, подлежат государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - экспертиза) в целях проверки выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам.

79. Объектами экспертизы являются инженерно-технические и организационные мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусмотренные в: градостроительной документации, предпроектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов, планах гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ликвидации возможных аварий (в том числе ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов) федерального, регионального, территориального, местного и объектового уровней, а также результаты оценки материального ущерба от чрезвычайных ситуаций.

80. Экспертиза осуществляется экспертными органами:

экспертной организацией Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

экспертными комиссиями и экспертными организациями органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

81. Экспертные органы:

обеспечивают соответствие порядка проведения экспертизы требованиям законодательства Российской Федерации, а также требованиям нормативных и методических документов;

предоставляют для ознакомления заказчику, подавшему заявление о проведении экспертизы, нормативные и инструктивно-методические документы, регламентирующие организацию и порядок проведения этой экспертизы;

предоставляют для ознакомления общественным организациям (объединениям), осуществляющим общественную экспертизу, нормативные и инструктивно-методические документы, которые устанавливают требования к проведению экспертизы, осуществляемой экспертными органами;

направляют органам местного самоуправления, общественным организациям (объединениям) и гражданам, представившим аргументированные предложения по объекту экспертизы, материалы о рассмотрении этих предложений при проведении экспертизы, содержащие информацию о заключении экспертизы;

предоставляют средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения экспертизы;

информируют органы государственной власти Российской Федерации, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации по их запросам о результатах проведения экспертизы по конкретным ее объектам;

готовят и передают соответствующие материалы правоохранительным органам для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушениях законодательства Российской Федерации об экспертизе.

Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст 4563).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 376 настоящее постановление дополнено пунктом 2.1

2.1. Установить, что классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренная пунктом 1 настоящего постановления, не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров.

Председатель Правительства
Российской Федерации

М. Фрадков

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

Б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

В) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

Г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

Д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

Е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст. 4563).

2.1. Установить, что классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренная пунктом 1 настоящего Постановления, не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.ФРАДКОВ

Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 (ред. от 17.05.2011) "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

Происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (связанные с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны, нанесших ущерб жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, окружающей природной среде), приведшие к чрезвычайным ситуациям межрегионального и федерального характера, определяемым в соответствии с постановлением


Классификации чрезвычайной ситуации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2640; 2011, N 21, ст. 2971);


Объекты водоснабжения и водоотведения, оказывающие услуги водоснабжения и (или) водоотведения объектам, включенным в соответствии с законодательством Российской Федерации в перечни критически важных или потенциально опасных объектов Российской Федерации, в случае если прекращение оказания указанным объектам услуг водоснабжения и (или) водоотведения повлечет возникновение чрезвычайной ситуации регионального (межрегионального) или федерального характера в соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций, определенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";


Согласно классификации, содержащейся в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в зависимости от количества людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, границ ее распространения и размера материального ущерба выделяются чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.


7. В качестве значений показателей критериев категорирования объектов (территорий) используются значения, определенные в постановлении


В качестве значений показателей критериев категорирования объектов используются значения, определенные в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".


Происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (связанные с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны, нанесшего ущерб жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, окружающей природной среде, приведшие к чрезвычайным ситуациям межрегионального и федерального характера, определяемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2640; 2011, N 21, ст. 2971).