Аварии на объектах жилищно коммунального хозяйства. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения: виды, причины и порядок действий. ошибки при проектировании и строительстве судов

Зан.3 Стр.36-42, .43-50

1.Аварии на объектах коммунального хозяйства. Аварии на транспорте. Аварии на гидротехнических соружениях.

Причины крупных аварий гидротехнических сооружений. Аварии

На пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО). Категории помещений по

взрывопожарной опасности.

Классификация строительных материалов по

возгораемости. Опасные факторы пожара (ОФП). Поражающие факторы

2. ЧС социального происхождения. Войны. Терроризм. Классификация

по способам и средствам используемым при терактах. Организованная пресс-

тупность. Шантаж. Разбой. Венерические болезни. Защита и жизнеобеспече-

ние населения в условиях ЧС Принципы защиты населения. Основные спосо

бы защиты от ЧС. Основные мероприятия защиты в условиях ЧС. Стр.43-50

Аварии на объектах коммунального хозяйства. Наиболее распространенными являются аварии в системах водоснабжения, канализации, газо-, энерго- и теплоснабжения. Сейчас отмечается низ-
кий уровень подготовки систем жизнеобеспечения и эксплуатации в холодный период гола (на уровне 70-80 %). Особую тревогу вызывает создание запасов топлива для котельных, дизельных
электростанций и других коммунальных объектов (в отдельных регионах от 1,5 до 20 % от необходимого минимального 100-дневного запаса). Такое положение дел негативно сказывается на безаварийном функционировании систем жизнеобеспечения. Отмечаемое в последние годы увеличение аварийности прежде всего связано со значительным физическим износом основных фондов коммунальной инженерной инфраструктуры городов. К нарушениям в работе жизненно важных инженерных систем и аварийным ситуациям нередко приводят и стихийные бедствия. Коммунальные службы не всегда готовы противостоять сильным морозам, в результате многие инженерные системы размораживаются. Большое количество жилых домов, школ, больниц, детских садов остаются без тепла и света. Во многих регионах не созданы достаточные запасы
материально-технических средств для оперативного устранения аварийных ситуаций на системах жизнеобеспечения (насосного оборудования, труб с утеплителем, установок для отогрева сооруже-
ний. замороженных коммуникаций и др.). Важной причиной недостаточной готовности, помимо устаревшей материально-технической базы, является нехватка финансовых средств.

Аварии на транспорте. Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень
безопасности жизнедеятельности человека. Транспортной аварией (ТА) называют аварию на транспорте, повлекшую за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта. Таковы железнодорожная авария, авиационная катастрофа, дорожно-транспортное происшествие
(ДТП), аварии на водном транспорте, авария на магистральном трубопроводе и др. Поражающие факторы, сопровождающие все ТА. зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортиру-
емого груза. Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает железнодорожный транспорт. Он обеспечивает до 47% пассажирских перевозок, а также до 50 % доставок грузов. Среди последних большое количество опасных. Поэтому железнодорожный транспорт считается отраслью народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.



Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:
неисправности пути; поломки подвижного состава;

выход из строя средств сигнализации и блокировки;
ошибки диспетчеров;



невнимательность и халатность машинистов;

сход подвижного состава с рельсов;
столкновения;

наезды на препятствия на переездах;
пожары н взрывы непосредственно в вагонах;
повреждение железнодорожных путей в результате размывов,
обвалов, оползней, наводнении;
изношенность технических средств.
Благодаря внедрению комплекса профилактических и организационно-технических мероприятий чисто происшествий на железных дорогах в последние годы существенно сократилось.

В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов. Среди причин авиакатастроф выделяются ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов, распад единой государственной системы Аэрофлота, рост числа мелких коммерческих организаций-перевозчиков, снижение дисциплины, надзора и контроля за безопасностью полетов в целом, ошибки пилотов, ошибки диспетчерских служб, неисправности

авиационной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды), погодные условия.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобшыюм транспорте. Крупными автомобильными катастрофами считаются такие,
в которых погибли четыре и более человек. Статистика показывает некоторое снижение их количества. Однако продолжает оставаться высокой тяжесть катастроф (численность потерь насе-
ления и ущерб, связанный с ними). По данным Минтранса России, в 2001 г. произошло около 160 тыс. ДТП. Более 180 тыс. чел. ежегодно получали травмы и увечья.Данное положение объясняется конкретными причинами. Среди них на первом месте много лет стоит неудовлетворительное

техническое состояние автомобильных дорог и подвижного состава. В частности, у нас сохраняется большое количество пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами. В последние годы многократно возросло количество автомобильного транспорта, находящегося в личном пользовании. Имеет место неконтролируемое нарастание объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с нагрузками на ось, превышающими допустимый уровень. Распространенными причинами являются

нарушения водителями правит дорожного движения, которые отчасти объясняются плохой подготовкой водителей, отчасти их недобросовестностью. Так. широко распространены превышение скорости на опасных участках дорог, выезды на полосу встречного движения, управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии.В последние годы участили» кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте. Основные причины этих
аварий связаны с нарушениями правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплуатации, ошибками капитанов, лоцманов и членов экипажа, а также с износом мате-
риальной части и оборудования судов, портов и других объектов морских и речных пароходств, низкой обновляемостью парка за счет судов нового поколения. Немаловажное значение имеют
погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т.д.). Большое влияние на аварийность оказывают ошибки при проектировании и строительстве судов, столкно-
вения и опрокидывания судов, посадка их на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное размещение и плохое закрепление грузов. Распространенным способом транспортирования ХОВ и нефтепродуктов является трубопроводный (нефтегазопроводов имеется более 200 тыс. км. промысловых трубопроводов - 350 тыс. км) Магистральный аммиакопровод Тольятти-Одесса имеет протяженность 2.1 тыс. км и пропускную способность 3 млн т в год. Основными причинами аварий на трубопроводах являются изношенность труб, отсутствие должного технического контроля за состоянием магистральных трубопроводов, интенсификация экспортных поставок и поставок внутри страны по трубопроводам, сроки эксплуатации которых достигли 35-40 лет.

Аварии на гидротехнических сооружениях. Гидротехнические сооружения - это объекты, создаваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в технологических процессах, мелиорации, зашиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, рыбозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы). Следует различать такие понятия, как запруда, плотина, гидроузел. Запруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока
или он весьма ограничен. Плотина - сооружение, тоже создающее напор воды, но почти с постоянным ее стоком. Гидроузел представляет собой систему сооружений и водохранилища, свя-
занные единым режимом водоперетока. Весьма опасно разрушение плотин. В таких случаях действуют два фактора: вот прорыва и зона зотопления, каждый из которых имеет свою характеристику и для людей представляет опасность. Прорыв может произойти из-за воздействия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, оползня), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплуатации. воздействия паводков, разрушения основания, недостаточности водосбросов, а в военное время - в результате воздействия средств поражения. При прорыве в плотине иди в другом сооружении образуется проран, от размеров которого зависят объем, скорость паления воды и параметры волны прорыва основного поражающего фактора этого вила аварий.

Разрушительное действие волны прорыва заключается главным образом в движении больших масс волы с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемешается вместе с водой
(камни, доски, бревна, различные конструкции). Высота и скорость волны прорыва зависят от гидрологических и топографических условий реки. Например, для равнинных районов скорость
волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, а для горных и предгорных мест имеет величину порядка 100 км/ч. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны. Прорыв плотин приводит к затоплению местности и всего, что на ней находится. Строить жилые и производственные здания здесь запрещено. Причины крупных аварий гидротехнических сооружений различны. но чаше всего они происходят из-за разрушения основании. Частота возникновений аварий по различным причинам ниже, %:

Разрушение основания 40

Недостаточность водосброса 23

Слабость конструкции „ 12

Неравномерная осадка - 10

Высокое дапленис на илотину 5

Военные действия 3

Оползание откосов 2

Дефекты материала 2

Неправильная эксплуатация..„ 2

Землетрясения - 1

Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО). Пожаро- и взрывоопасные объекты - это предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются всшссш и материалы,
способные или приобретающие при определенных условиях споспосооные или ЩШтряшиишс при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву. Это прежде всего производ-
ства. где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, как несущий основную нагрузку при доставке
жидких, газообразных пожаро- и взрывоопасных грузов. Характер пожаров на предприятиях зависит от того, какие горючие вещества и материалы перерабатываются, транспортиру-
ются или хранятся в отдельных зданиях и помещениях. Проектирование производственных зданий и помещений, выбор производственного оборудования, электрических установок, систем вентиляции и отопления, противопожарных взрывов, путей эвакуации работающих при пожаре и другие вопросы, связанные с обеспечением пожарной безопасности, решаются в за-
висимости от категории помещений по пожаро- и взрывоопасности. В соответствии с общероссийскими нормами технологического проектирования помещения по взрывопожарной и пожарной опасности разделяют на пять категорий в зависимости от хранимых материалов. Из них две взрывопожароопасные (А. Б) и три пожароопасные (В, Г, Д).

горючие газы;

легковоспламеняющиеся жидкости;

вещества и материалы, способные взрываться и горсть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом:

горючие пыли и волокна, легко воспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки более 28"С;

горючие жидкости;

паровоздушные смеси, при воспламенении которых развивается избыточное давление в помещении, превышающее 5 кПа.

горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и труд,
негорючие вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом или друг с другом гореть, не взрываясь;

негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистой теплоты, искр и пламени;

горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжигаются или утилизируются в качестве топлива:

негорючие вещества и материалы в холодном состоянии. Все строительные материалы и конструкции из них делятся на несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.

К несгораемым относятся такие материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются.

Трудносгораемыми считаются те материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры с трудом воспламеняются. тлеют или обугливаются и продолжают гореть лишь при
наличии источника огня.

Сгораемые - это такие материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и продолжают гореть и тлеть после удаления источника огня.

Пожары на крупных промышленных предприятиях и в населенных пунктах подразделяются на отдельные и массовые: отдельные обычно бывают пожары в здании или сооружении; массовые представляют собой совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25 % зданий. Сильные массовые пожары при определенных условиях могут перейти в огненный шторм.
Опасными факторами пожара (ОФП) являются:
открытый огонь и искры;

повышенная температура окружающей среды и предметов;

токсичные продукты горения, дым;
пониженная концентрация кислорода;
падаюшие части строительных конструкций, агрегатов, установок.

К поражающим факторам взрыва относятся ударная воздушная волна, тепловое излучение, а также осколочные поля, создаваемые летящими обломками взрывающихся объектов. Ударная воздушная вол на-это область резкого сжатия воздуха, которая в виде сферического слоя распространяется во все стороны от места взрыва с огромной скоростью. Основным» критериями, характеризующими ее разрушающее и поражающее действие. являются избыточное давление во фронте ударной волны, давление скоростного напора и продолжительность действия. При встрече с преградой ударная волна образует давление отражения. которое, взаимодействуя с избыточным давлением, может увеличил» его в два и более раз. Поэтому взрывы внутри помещений оказывают значительно большее разрушающее действие, чем на открытой местности. Помимо избыточного давления, преграды на пути движения ударной волны испытывают динамические нагрузки, создаваемые потоком движущегося воздуха - давлением скоростного напора. Продолжительность действия ударной ваты находится в прямой зависимости от силы взрыва, а производимые сю разрушения - от продолжительности действия избыточного давления.

Поражающее действие те п л о во го и зл уч е н и я в очаге поражения определяется величиной теплового потока. Возникающие в результате взрывов пожары приводят к ожогам, а горение пластмасс и некоторых синтетических материалов - к образованию к созданию различных концентраций ХОВ, цианистых соединений, фосгена, сероводорода и др. Поражающее действие осколочных полей определяется количеством летящих осколков от взрывающихся объектов, кине-
тической энергией и радиусом их разлета. При пожарах и взрывах люди получают термические повреждения (ожоги тела, верхних дыхательных путей, глаз) и механические повреждения (переломы, ушибы, черепно-мозговые травмы, осколочные ранения, комбинированные поражения). При пожарах чаще всего наблюдается поражение людей окисью углерода (при содержании в воздухе 1 % окиси углерода -почти мгновенная потеря сознания и смерть), реже - цианистыми соединениями, бензолом, окислами азота, углекислотой и другими токсичными продуктами. К поражающим факторам пожаров относят также задттие, затрудняющее ориентирование, и сильный моральный психологический эффект. Наиболее опасны пожары в административных зданиях, внутренние стены которых облицованы панелями из горючего мате-

риала, а потолки - сгораемыми древесными плитами. Во многих случаях возникновению возгорания способствует неудовлетворительная огнестойкость древесины и других строительных материалов. особенно пластиков.

Чрезвычайные ситуации социального происхождения

Особую группу негативных воздействий представляют социальные опасности, получившие широкое распространение в обществе и угрожающие жизни и здоровью людей. Существование этих опасностей связано с состоянием демографических процессов и поведенческими особенностями людей отдельных социальных групп. Социальные опасности весьма многочисленны. В их число входят войны и военные конфликты, терроризм, криминализа-
ция общества, болезни и др. Огромные, неисчислимые бедствия и страдания людей связаны с войнами и вооруженными конфликтами, которые нередко возникают в различных регионах Земли и характеризуются использованием самых современных, мощных и разрушительных
средств поражения. Наиболее катастрофические последствия для цивилизации в настоящее время представляют возможность применения при этом химического, биологического и других видов
оружия массового поражения. В XXI в. в одну из постоянных угроз безопасности жизнедея-
тельности человечества превратился терроризм.

Терроризм (от лат.terror - страх, ужас) - метод, посредством которого организованная группа или отдельное лицо стремится достичь своих целей преимущественно через насилие. Террор как специфическое яатение общественно-политической жизни имеет свою историю, без знания которой трудно понять истоки и практику терроризма, хотя у современного террора уже нет его прежней романтизированной им же самим идеологической направленности. Терроризм является постоянным спутником человечества. Еще в I в. н.э. в Иудее действовала секта сикариев (сика - кинжал или короткий меч), уничтожавшая представителей еврейской знати, сотрудничавшей с римлянами. Философ Фома Аквинский и отцы христианской церкви допускали идею убийства правителя, враждебного, по их мнению, народу. В средние века представители мусульманской секты ассошафинов убивали префектов и калифов. В эти же времена политический террор практиковали некоторые тайные общества в Индии и Китае. Со второй половины XIX в.терроризм становится постоянным фактором общественной жизни. Его представителями были русские народники, радикальные националисты в Ирландии, Македонии, Сербии, анархисты во Франции 1890-х гг., а также аналогичные движения в Италии, Испании. США. В XX п. спектр мотивов для использования методов террора существенно расширился.

Если русские народовольцы, первомартовиы и эсеры рассматривали террор как

самопожертвование на благо общества, то для «красных бригад» он служил способом и средством самоутверждения. «Красный террор» и «черный террор» фашистского, неонацистского толка стоят недалеко друг от друга и не имеют ничего общего с тем, что делали народовольцы. У современного терроризма одна цель: захват власти. И ни о каком «благе общества» речи нет. Наибольшее развитие терроризм получил с 60-х гг. XX в., когда целые регионы мира были покрыты зонами и очагами активности различных по своей ориентации террористических организации и групп. Сейчас в мире насчитывается более 500 нелегальных террористических организаций. В конце XX в. он стал ямснисм мирового масштаба. Это объясняется расширением и глобализацией международных связей и взаимодействия в различных областях. Возрастает многообразие террористической деятельности. которая все больше увязывается с национальными, религиозными, этническими конфликтами и сепаратистскими движениями. Современный международный терроризм политически мотивирован и носит трансграничный характер. Он яапяется одной изкрупнейших угроз международной и национальной безопасности
государств. Серьезным моментом в развитии в современных условиях является значительное увеличение его субъектов. Наряду с количественным ростом террористических организаций появляются качественно новые структуры, масштабы и деятельность которых за последние годы возросли. Среди современных особенностей терроризма большого внимания заслуживает качественное усиление его разрушительного потенциала. Выражается это не только в

значительном увеличении числа непосредственных жертв террористических акций, но и в масштабах материального ущерба, нарастании чувства страха и неуверенности у широких слоев населения, в резком возрастании уровня вооруженности терроризма, связанным с научно-тех

ническим прогрессом, достижениями в разработке средств уничтожения (ядерных, химических, биологических). Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием ярко выраженных границ. наличием связи и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями. Ему присуща жесткая организационная структура, включающая руководящее и оперативное звенья, подразделения разведки, контрразведки, материально-технического обеспечения, боевые группы и группы при-
крытия. Террористические организации отличаются продуманной конспирацией и тщательным отбором кадров, наличием агентуры в правоохранительных и государственных органах. Они технически оснащены не хуже, а подчас и лучше правоохранительных органов и

правительственных войск, имеют разветвленную есть конспиративных укрытий, учебных баз и полигонов. Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв и огромным материальным ущербом, наносимым террористами. Получая в свои руки современные средства ведения информационной войны, меж-
дународный терроризм навязывает народам свои идеи и свои оценки ситуации, широко и небезуспешно решает мобилизационные задачи по привлечению в свои ряды молодежи, не говоря уже о профессиональных наемниках. Сегодня терроризм - это не только и не столько диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и убийцы-камикадзе. В наше время это мощные структуры с соот-
ветствующим их масштабам оснащением. Террористические группировки активно используют в своих интересах современные достижсния науки и техники, имеют широки» доступ к ннформи
ции и современным технологиям. Иными словами, терроризм непосредственно связан с пробле
мои выживания человечества, обеспечения безопасности государств Как социально-правовое явление он может быть классифицирован по целому ряду оснований. В их числе объем (масштаб) действия, цели и направленность, мотивы, состоявшиеся или ожидаемые последствия (применительно к жертвам - массовые, групповые, одиночные), материальный ущерб (катастрофогеннын, особо крупный, крупный), материально-психологический вред (па-
ника,* запуганность населения, недоверие к власти), численность и организованность участников.

Возможна классификация по используемым орудиям и способам. Здесь имеют значение такие факторы, как применение оружия массового уничтожения (ОМУ), оружия группового по-

ражения, обычного автоматического стрелкового оружия, оружия ближнего боя. спецсредств и т.д. Характеристику способов осуществления терактов можно дополнить классификацией ис-
пользуемых средств: взрывчатка, огнестрельное или холодное оружие, новые вилы биологических вирусов, а также информация и носители информации (вирусы ПК, программные продукты, программы). За последние десять лет совершено более 6500 актов международного терроризма, в результате которых погибли свыше 5 тыс.чел. и пострадали более 11 тыс. чел. Для России наибольшую опасность представляет деятельность ряда исламистских организаций, которые не только оказывают чеченским сепаратистам финансовую помощь, но и непосредственно участвуют в вооруженном конфликте, осуществляют подготовку диверсантов и террористов в специальных лагерях.

Другую относительно новую групп)" субъектов терроризма составляют структуры организованной преступности, многие из которых также приобрели транснациональный характер.

Борьбз с терроризмом, как показывает международный и отечественный опыт, может быть эффективной. Для этого необходимо соблюдать ряд принципов. Важно упреждать террористические акты за счет правильно поставленной оперативной деятельности,планирования и подготовки к срыву намеченных террористических действий. Делая уступки, следует придерживаться принципа максимальной минимизации. Тем более это касается возможных
жертв и ущерба в ходе антитеррористической операции. В настоящее время борьбу против терроризма в зависимости от его конкретных форм и исторических особенностей важно вести
комплексно, по нескольким основным направлениям. Крайне необхолимо всячески совершенствовать деятельность специальных структур, на которые возложена прямая обязанность борьбы против терроризма в современных условиях. Нуждается в резком улучшении постановка разведывательных мероприятий, которые способны предвосхитить, т.е. предупредить, террористический акт. Немалое место по-прежнему принадлежит проведению войсковых операций. В случае необходимости следует использовать переговорный процесс, направленный на прекращение террористической деятельности, на постепенное решение острых социальных
проблем и установление прочного мира в стране или регионе. Большое значение имеет координация усилий стран мира для борьбы и противодействия этому злу. Снижение уровня жизни, безработица, нехватка доступного жилья, отсутствие жизненных перспектив, обострение социального неравенства, ослабление социальных связей, негативные последствия миграции способствуют криминализации общества. Можно выделить две группы обшеуголовных опасностей. Первая предполагает психическое воздействие на человека - шантаж, мо-
шенничество, воровство. Вторая связана с физическим насилием, т.е. разбоем, бандитизмом, изнасилованиями и т.д. Шантаж в юридической практике рассматривается как преступление. заключающееся в угрозе разоблачения, разглашения позорящих сведений с целью добиться каких-либо выгод. Шантаж оказывает резко отрицательное воздействие на нервную систему. Мошенничеством называют преступление, заключающееся в завладении государственным, общественным или личным имуществом путем обмана и злоупотребления доверием.

Разбой представляет собой преступление^ заключающееся в нападении с целью завладения государственным, общественным или личным имуществом. Обычно он соединен с насилием или угрозой насилия, опасным для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению. Бандитизм - это организация вооруженных банд с целью нападения на государственные и общественные учреждения либо на отдельных лиц, а также участие в таких бандах и совершенных ими нападениях. Изнасилование связано с применением физического насилия, угроз или использования беспомощного состояния, что наносит жертве большую психологическую и
физическую травму. Существенное влияние на численность человечества оказывали
инфекционные заболевания (чума, холера, оспа и т.д.). В современном мире общепланетарной проблемой является ликвидация онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, полиомиелита. Серьезной инфекцией по-прежнему остается грипп. В развивающемся мире весьма распространены малярия и шистозоматоз. До сих пор не побеждена «сонная болезнь»,

переносчиком которой служит муха цеце. Прочные позиции сохраняют корь, столбняк, диф-
терия, туберкулез и др. Серьезной проблемой для многих стран является гепатит, который часто

переходит в хроническую форму с осложнениями типа цирроза и первичного рака печени.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) вызывается проникновением в организм вирусов, способных не талько повреждать, но и полностью блокировать иммунную систему. Среди современных инфекционных заболеваний СПИЛ распространяется наиболее быстро. Ожидается, что вскоре на долю этой болезни будет приходиться самое большое количество смертей. Социальная опасность венерических болезней определяется их широким распространением, тяжелыми последствиями для здоровья заболевших и опасностью для общества. Следует отмстить, что в основе своей социальные опасности порождаются негативными социально-экономическими процессами, протекающими в обществе. В настоящее время государство и органы власти предпринимают самые разнообразные и.масш-
табные меры, направленные на последовательное и эффективное устранение причин, способствующих возникновению и распространению социальных опасностей. По мере становления правового государства, улучшения качества жизни и культуры населения количество социальных опасностей должно, несомненно, снижаться. что будет способствовать повышению безопасности каждого человека и всего общества в целом.

4.5. Защита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайной ситуации

В ЧС защита населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс мероприятий, имеющих целью не допустить поражение людей или максимально снизить степень воздействия поражающих факторов при возникновении ЧС.

Правовой основой зашиты населения и территорий от ЧС является Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характе-
ра» от 21.12.1994 № 68-ФЗ. Законом определены принципы, способы и основные мероприятия зашиты. Принципы защиты представляют собой основные положения, которыми необходимо ру-
ководствоваться при организации защиты населения и территорий от ЧС. Основными принципами защиты населения являются: принцип заблаговременности (прсвентивности) проведения ме-
роприятий защ1гты, поскольку своевременная готовность к спасению от бедствия - это половина успеха; принцип дифференцированного подхода в определении мероприятий защиты по регионам. Это позволяет рационально учесть экономические, природные и иные возможности, особенности

территорий, определить степень реальной опасности возникиовения ЧС в конкретной местности:

принцип необходимой достаточности мероприятии защиты. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территории должны определяться исходя из максимально возможного
использования имеющихся сил и средств; принцип самостоятельной ликвидации ЧС силами и средствами организаций, органов самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС. Общегосударственная помощь должна оказываться в случаях, когда регионы не в силах самостоятельно решить проблему; принцип комплексности проведения мероприятий защиты означает. что мероприятия должны выполняться с привлечением максимально возможного количества сил и средств.

Основными способами защиты от ЧC являются: укрытие людей в защитных сооружениях, эвакуация (рассредоточение) персонала объектов экономики и населения за пределы пострадавшей зоны, а также использование средств индивидуальной защити. Основные мероприятия защиты в условиях УС можно разделить на три группы.

Первую группу составляют предупредительные мероприятия. Сюда относятся проводимые заблаговременно мероприятия: по предупреждению ЧС;

планированию зашиты объектов экономики (ОЭ) и населения от ЧС;

созданию фондов средств защиты, разведки, профилактики и обеззараживания;
обучению (подготовке) населения мерам защиты от ЧС;
подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.
Вторую группу составляют защитные мероприятия. К ним относятся: выявление и оценка обстановки в ЧС;
оповещение персонала объектов и населения о возникновении (или угрозе ее возникновения);
укрытие персонала ОЭ и населения в защитных сооружениях;
эвакуация (рассредоточение) персонала ОЭ и населения;
использование средств индивидуальной защиты;
дозиметрический и химический контроль;
медико-профилактические и лечебно-эвакуационные меропри-
ятия;

определение и соблюдение режимов радиационной и химиче-
ской зашиты персоналом ОЭ и населением;
организация охраны общественного порядка в зоне ЧС.
К третьей группе аварийно-восстановительных работ(мероприятий) относится ряд первоочередных работ в зоне: по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной
опасности; устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и

производственных коммуникаций; созданию минимально необходимых условий для жизнеобес-
печения населения, организации работы по санитарной очистке по обеззараживанию территории.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» функционирует Единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствии и чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие. Основная цель создания РСЧС - объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений в деле прелтельной власти, а также организаций и учреждений в деле предупреждения и ликвидации ЧС.

Руководство всей системой РСЧС возложено на МЧС России. Важнейшей частью системы РСЧС являются am и средства наблюдения и контроля. В них входят органы, службы, учреждения,
осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг и контроль за состоянием природной среды, а также объектов, опасных для здоровья людей. Другую группу составляют силы и средства ликвидации последствий ЧС. Они состоят из военизированных и

невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций. Территория РФ разделена на девять регионов, в которых созданы региотъные центры (РЦ) РСЧС (Москва. Санкт-Петербург. Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск. Красноярск, Чита, Хабаровск).

Система РСЧС функционирует в трех режимах. Режим повседневной деятельности предполагает

функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной,
радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке. Режим повышенной готовности означает сохранение действия системы при ухудшении обста-
новки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС и угрозе войны. Чрезвычайный режим предполагает функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения. Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимает Правительство Российской Федерации. МЧС России или соответствующие комиссии.

К коммунальным системам жизнеобеспечения относятся: водопроводы, газовые и электрические сети, системы теплоснабжения, канализации.

Возможные ЧС на объектах жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ):

- Нарушения водоснабжения. Наиболее часты аварии на разводящих сетях, насосных станциях, водонапорных башнях. Реже повреждаются водоочистные сооружения. Подача воды может прекратиться и при отключении электроэнергии. Подземные коммуникации водоснабжения

могут разрушаться во время землетрясений, оползней, а также от коррозии. Пути повышения устойчивости работы системы водоснабжения: создание системы водоснабжения от двух и более внешних источников; создание внутренних резервных источников водоснабжения в виде артезианской скважины, бассейна, водонапорной башни, а также аварийных запасов воды.

- Нарушения газоснабжения. Наибольшую опасность представляютразрушения иразрывы на газопроводах, в разводящих сетях промышленных предприятий и жилых домов. Аварии на компрессорных и газораспределительных станциях происходят реже. Основные причины

разрывов газопроводов – деформация почвы различного происхождения,

а также их ветхость. Нередки взрывы в жилых домах по причине утечки газа и грубых нарушений при его использовании.

- Нарушения электроснабжения. При многих стихийных бедствиях: землетрясениях, наводнениях, оползнях, ураганах - происходит повреждение воздушных линий электропередач, реже трансформаторных и распределительных станций. Отсутствие электроснабжения влечёт за собой серьёзные последствия: нарушается работа предприятий, электротранспорта, прекращается подача воды и тепла, затрудняется деятельность лечебных учреждений, нарушается весь ритм жизни.

Способы повышения устойчивости электроснабжения : обеспечение электроснабжения от двух независимых источников; замена воздушных линий на подземные; создание резервных источников электроснабжения.

- Нарушения теплоснабжения . Основную проблему составляют аварии на теплотрассах, в котельных, на ТЭЦ. Система теплоснабжения не всегда способна противостоять сильным морозам, при этом может размораживаться.

В настоящее время большинство котельных работает на природном

газе – деятельность их страдает при нарушениях газоснабжения. Котельные необходимо оборудовать так, чтобы они могли работать на нескольких видах топлива: жидком, газообразном и твёрдом. Котельные надо ещё непрерывно снабжать электроэнергией - предусмотреть и резервный вариант.

- ЧС на системе канализации чаще всегопроисходят на коллекторах, канализационных сетях. При их разрушении фекальные воды могут попасть в водопровод. Если авария возникает на станции перекачки – происходит переполнение резервуара сточной жидкостью, подъём её уровня и излив в окружающую среду. Чтобы избежать затопления окружающей территории, необходимо предусмотреть устройство каналов для сброса стоков из сети в пониженные участки местности. На канализационных станциях перекачки очень важно иметь резервный источник электроэнергии.


Введение

Актуальность темы данного реферата заключается в том, что роль жилищно-коммунального хозяйства во все времена была высокой, и именно поэтому оно требует к себе пристального внимания. Ведь уровень качества работы всех элементов напрямую влияет на качество жизни каждого жителя нашей страны.
Человек, стремясь к улучшению условий своей жизнедеятельности посредством научно-технического прогресса, порой не достигает поставленной цели. Активная человеческая деятельность приводит к разного рода глобальным проблемам, которые пагубно влияют не только на окружающую природу, но и на самого человека. Одним из возможных видов чрезвычайных происшествий и аварий техногенного характера являются аварии в системе жилищно-коммунального хозяйства.
Чрезвычайные происшествия и аварии в жилищно-коммунальном хозяйстве – электроэнергетических, канализационных системах, водопроводных и тепловых сетях редко сопровождаются гибелью людей, однако они создают существенные трудности жизнедеятельности, особенно в холодное время.
Объектом исследования в данной работе является система жилищно-коммунального хозяйства.
Предмет исследования – аварии в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Цель работы – рассмотреть сущность понятия техногенные аварии, чрезвычайные происшествия и аварии в жилищно-коммунальном хозяйстве, а так же профилактика и ликвидация последствий этих аварий.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    рассмотреть сущность понятия техногенные аварии;
    чрезвычайные происшествия и аварии в жилищно-коммунальном хозяйстве.
1. Сущность техногенных аварий
Особенности техногенных аварий

В производстве с повышенными параметрами технологического процесса периодически создаются условия, приводящие к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов , коммуникаций сооружений или их систем. Такие явления принято называть авариями.
Катастрофа - если авария создает угрозу жизни или здоровья людей или вызывает человеческие жертвы.
Не всякая авария приводит к катастрофе, но причиной практически всех катастроф являются аварии.
Наиболее опасные последствия аварий - пожары, взрывы, обрушения и аварии на энергоносителях - энергоисточниках, на атомных электростанциях, на химических предприятиях, приводящих к разрушению средств производства. Большинство аварий происходит по вине человеческого фактора. Наиболее частыми последствиями аварий являются пожары и взрывы.
На предприятиях нефтяной, химической и газовой промышленности аварии вызывают загазованность, разлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей и сильнодействующих ядовитых веществ. Количество аварий на этих предприятиях ежегодно растет.
Любая авария или катастрофа не может произойти по какой-то одной причине. Все аварии - это результат действия нескольких причин и совокупности неблагоприятных факторов. Самый частый вариант, это когда ошибки, допущенные при проектировании, взаимодействуют с ошибками, допущенными при монтаже и усугубляются неправильной эксплуатацией.
Техногенная авария - опасное техногенное происшествие , создающее на объекте , определённой территории или акватории , угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий , сооружений, оборудования и транспортных средств , нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде . В частности, к авариям на опасном производственном объекте относятся разрушение сооружений, оборудования, технических устройств, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ, создающие угрозу жизни и здоровью людей.
Причиной техногенных аварий могут стать стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании, нарушение технического процесса.
Основными причинами всех техногенных катастроф являются:

    - человеческий фактор;
    - обученность человека;
    - отношение человека к работе;
    - трудовая дисциплина.
Авария часто наносит большой ущерб окружающей среде. Так, аварийное загрязнение водных объектов - загрязнение , возникающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты , который причиняет вред или создаёт угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию .
Вероятность возникновения аварии называется аварийностью. Когда в результате износа, отсутствия ремонта аварийность здания, сооружения, оборудования или транспортного средства превышает определённую норму, говорят, что объект находится на аварийной стадии. Для предотвращения аварии и вывода объекта из аварийной стадии производят профилактический ремонт.
Если авария произошла, состояние объекта называется аварийным состоянием. Ремонт объекта с целью выведения его из аварийного состояния называется аварийным ремонтом.
Для смягчения или ликвидации последствия аварии на объектах предусматривается аварийная защита. Она включает в себя комплекс средств и методов, благодаря которым объект либо быстро выводится из аварийного состояния, либо, по крайней мере, изолируется с целью недопущения нанесения ущерба людям или окружающей среде.
В отличие от аварийной защиты, задачей систем антиаварийной безопасности ставится недопущение аварии вообще.
Проектной аварией называется прогноз аварийного состояния, осуществлённый на стадии проектировки объекта, с подробным рассмотрением возможных последствий и заложением в конструкцию объекта соответствующих средств аварийной защиты и систем безопасности (Хван, 2004). Для оперативной ликвидации последствий аварии, обеспечения безопасности людей предусматриваются аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные средства. Аварийно-спасательное формирование - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей , оснащённые специальными техникой , оборудованием, снаряжением , инструментами и материалами . Аварийно-спасательные средства - техническая , научно-техническая и интеллектуальная продукция , в том числе специализированные средства связи и управления , техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические , видео- , кино- , фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ. На объектах, жизненный цикл которых во многом зависит от электроснабжения, (как правило, это разнообразные заводы) предусмотрен аварийный источник электроэнергии - источник электроэнергии , предназначенный для питания аварийного распределительного щита в случае прекращения питания от основного источника электроэнергии. Аварийный распределительный щит подаёт электроэнергию на необходимые для ликвидации аварийного состояния, смягчения последствий аварии или недопущение дальнейшего развития аварии устройства. Одним из наиболее частых применений аварийного источника электроэнергии является аварийное освещение - освещение для обеспечения продолжения работы персонала (освещение безопасности) или эвакуации людей из помещения (эвакуационное освещение). Аварии на гидротехнических сооружениях приводят к опасности возникновения затопления низинных районов при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды. Высота и скорость волны прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит до 100 км/час. Значительные участки местности через 15 - 30 минут обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.
По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы зоны затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий.
В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадет вода или не будет получено сообщение о том, что опасность миновала.
При возвращении на прежние места остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что нет опасности разрушения. Перед входом в здание обязательно проветрить его. Спичками не пользоваться т.к. существует возможность присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен. Убрать весь влажный мусор.
Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами.
При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.
Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах.
Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.
Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих.
Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо - перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель.
Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место - переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем.
Как правило, после удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГИБДД.
При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и старики, а затем - здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др.
Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи - более месяца.
Безопасность пассажиров самолета при авиационных техногенных авариях зависит не только от экипажа самолета, но и от пассажиров. Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло.
Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.
Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и как им пользоваться.
При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. Покинув самолет, следует быстро оказать помощь пострадавшим и не оставаться вблизи самолета.
Главные меры (усилия ) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таки мер лежит обеспечение надежности технологического процесса .
Основные меры обеспечения надежности функционирования объекта:
    выполнение требований государственных стандартов и строительных норм и правил, которые направлены на то, чтобы максимально исключить возможность аварии;
    жесткая производственная дисциплина. Точное выполнение технологических процессов. Использование оборудования в строгом соответствии с его техническим назначением;
    дублирование и увеличение запасов прочности важнейших элементов производства;
    чёткая организация службы инспекции контроля и безопасности;
    тщательный подбор кадров, повышение практических знаний в объёме выполняемой работы;
    оценка условий производства с точки зрения возможности возникновения аварии.
Таким образом, техногенные аварии представляют собой чрезвычайные происшествия, связанные с выходом из строя технологического оборудования, средств транспорта, зданий и сооружений, в результате чего возникает возможность загрязнения окружающей среды и гибель людей. Для борьбы с причинами возникновения техногенных аварий проводятся профилактические работы, направленные на ремонт оборудования, транспортных средств, зданий и сооружений, беседы с работниками производства и пассажирами. Для ликвидации последствий техногенных аварий проводятся спасательные мероприятия.

2. Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения
Подобные аварии происходят обычно в городах, где большое скопление людей, промышленных предприятий, установившийся ритм жизни. Поэтому любая подобная авария, даже устранимая и не всегда опасная, сама по себе может вызвать негативные последствия среди населения.
Существуют четыре группы аварий:
- на канализационных системах;
- на тепловых сетях;
- в системах водоснабжения;
- на коммунальных газопроводах.

2.1 Профилактика и ликвидация аварий на канализационных системах
Система канализации любого города является одной из наиболее важных инженерных коммуникаций. Любая аварийная ситуация, вызывающая нарушение рабочего режима канализационных трасс, может привести к возникновению существенных трудностей в жизнедеятельности населения, что грозит в свою очередь серьёзными финансовыми издержками.
Чаще всего аварии происходят на коллекторах, канализационных сетях. При их разрушении фекальные воды попадают в водопровод, что приводит к различным инфекционным и другим заболеваниям. В случае аварии на станции перекачки происходит переполнение резервуара сточной жидкостью, подъем ее уровня и излив наружу. Чтобы не затоплялась окружающая территория, нужно предусмотреть устройство каналов для сброса стоков из сети в пониженные участки местности. Они должны быть выбраны заранее и согласованы с органами санитарного надзора и рыбоохраны.
На канализационных станциях перекачки сточных вод очень важно иметь свой резервный электроагрегат или передвижную электростанцию, которые обеспечили бы минимальную потребность в электроэнергии. Токоприемное устройство надо подготовить так, чтобы можно было быстро переключиться на резервный источник тока.
Нередко поводом для таких аварий может послужить засор канализационных труб. Сточные воды до попадания в очистные сооружения содержат в себе большое количество разнообразных загрязнений, как органического, так и неорганического происхождения. Это жиры и масла, которые способны накапливаться на стенах труб, постепенно суживая их диаметр. Это ржавчина и накипь, песок и обрывки ветоши, случайно попавшие в канализацию тряпки и полиэтиленовые пакеты, которые оседают или застревают в местах поворотов канализационной трассы. Порой закупорка или засор канализации настолько серьёзная проблема, что устранить её собственными силами уже невозможно и тогда единственный путь – это звонок в аварийную службу. Но все мы прекрасно знаем, что многие проблемы можно предотвратить и профилактика всегда обходится дешевле, нежели ремонтно-восстановительные работы.
Совсем необязательно ждать того момента, когда закупорка или засор канализационного трубопровода перечеркнёт ваши планы и добавит новую статью расхода в вашем бюджете. Можно заключить договор на профилактическое обслуживание канализационных сетей, тем самым предупредить проблему и избежать авральных работ по ликвидации аварии.
В профилактическое обслуживание внутренней и наружной канализации входит обследование и видеодиагностика трубопроводов, что позволяет ещё на ранней стадии обнаружить и своевременно устранить накапливающиеся отложения в трубах, механические повреждения труб. Видеодиагностика канализационных труб проводится при помощи современного оборудования - проталкиваемой системы телеинспекции или робототехническими комплексами (в зависимости от диаметра трубы), которые позволяют получить качественные фото и видеоматериал, используемый в дальнейшем для составления технического заключения о состоянии канализационной трассы. В ходе сервисного обслуживания канализации, проводится гидродинамическая промывка труб: струями воды под высоким давлением успешно разрушаются отложения ила и песка, отмываются стены труб от жировых отложений, накипи и ржавчины. При необходимости применяется механическая прочистка канализации. Механическая прочистка трубопровода эффективна для ликвидации твёрдых отложений, её так же выгодно применять для трасс небольшой протяженности. Для механической прочистки используются прочистные машины ROTHENBERGEN, оснащенные спиралями и насадками различных диаметров. Конструкция спиралей и насадок при горизонтальном бурении позволяет проходить углы и изгибы трубопровода, при этом, не повреждая стенки труб и места их соединений. Так же, при сервисном профилактическом обслуживании канализационных трасс, производится замена или ремонт поврежденных или потенциально аварийных участков трубопровода. Периодичность обслуживания зависит от технического состояния трубопровода, объёма и характера стоков.
Комплексные профилактические работы по техническому обслуживанию системы канализации избавят население от аварий, очистит канализационные трубы до их исходного диаметра, предупредят возможные засоры и закупорки труб, значительно снизят рост и размножение болезнетворных бактерий в канализационных сетях. Это гарантия стабильности жизнедеятельности города и экономия средств, выделенных на ремонт инженерных коммуникаций.

2.2 Профилактика и ликвидация аварий на тепловых сетях
Как показывает опыт прошедших зим, аварии на теплотрассах, в котельных, на ТЭЦ и разводящих сетях стали настоящим бичом, головной болью многих руководителей. Прорыв любой теплотрассы – большая беда, а случается она, большей частью, в самые морозные дни, когда увеличиваются давление и температура воды.
Прокладка тепловых сетей на эстакадах, по стенам зданий экономически выгоднее и проще в обслуживании, но неприемлема в условиях города. Поэтому трубы приходится закапывать в землю или укладывать в специальные коллекторы.
В настоящее время большинство котельных работает на природном газе. Повреждение трубопроводов приводит к тому, что подача газа прекращается, работа останавливается. Чтобы этого не допустить, каждую котельную надо оборудовать так, чтобы она могла работать на нескольких видах топлива: жидком, газообразном и твердом. Переход с одного вида на другой должен проходить в минимальные сроки.
Прекращение подачи тепла приносит большой ущерб экономики, вследствие вынужденного простоя производственного оборудования и сокращения выпуска промышленной продукции. Аварийное отключение отопления ухудшает комфортные условия в жилых помещениях. Для ликвидации аварий непроизводительно отвлекается рабочая сила, затрачиваются дополнительные материалы, техника и капитальные средства. Новые и прошедшие капитальный ремонт сети после сдачи в промышленную эксплуатацию длительное время могут не обнаруживать скрытые дефекты, способные вызвать аварию. Во время эксплуатации происходит естественное старение оборудования, трубопроводов и контрольно-измерительной аппаратуры. Поэтому противоаварийная профилактика заключается в заблаговременном выявлении очагов разрушения.
Содержание сетей и тепловых пунктов в постоянной исправности возлагается на обходчиков тепловых сетей и абонентских вводов.
Обслуживание тепловых пунктов и местных систем осуществляется персоналом теплопотребляющих организаций, поэтому в обязанность обходчиков тепловых пунктов входит контроль за техническим состоянием оборудования и соблюдением режимов потребления тепла. Обнаруженные неисправности и нарушения норм потребления тепла обходчики отмечают в журнале теплового пункта, устанавливают сроки устранения неполадок и проверяют исполнение этих указаний.
Профилактический ремонт оборудования тепловых пунктов и местных систем теплоснабжения выполняет обслуживающий персонал пункта. Обслуживающий персонал должен хорошо понимать свои задачи и помнить, что от исправности различных устройств в насосных, в контрольно- распределительных и тепловых пунктах зависит надежность всей системы теплоснабжения. Например, некачественная теплоизоляция паропровода приводит к интенсивной конденсации пара, которая при неисправности дренажных устройств может вызвать гидравлические удары большой разрушительной силы. Поэтому дежурные обязаны тщательно следить за состоянием теплоизоляции; регулярно проверять свободное и плотное закрытие и открытие запорной и дренажной арматуры; своевременно смазывать графитовой смазкой движущиеся части механизмов, сальниковых уплотнений арматуры, компенсаторов и других элементов.
При плохом содержании подогревателей наблюдается постепенное уменьшение производительности и завышение температуры воды на выходе из теплообменника. Разладку работы подогревателей вызывают преимущественно отложения солей временной жесткости, содержащихся в водопроводной воде. Во время профилактических ремонтов необходимо своевременно удалять накипь из трубочек и принимать меры для уменьшения солеотложении, например регулярной настройкой регуляторов температуры на подогрев воды не свыше 50-55°С.
Статистика показывает, что основная масса аварий происходит из-за коррозии трубопроводов, разрыва сварных швов, просадки опор, разрушения компенсаторов, арматуры, фланцевых и сальниковых уплотнений. От плохого содержания сетей и нарушения режимов эксплуатации аварии возникают из-за замерзания воды в трубопроводах и дренажных устройствах. Частые аварии происходят в результате образования сквозных свищей, вызванных в 90% случаев разрыва труб наружной коррозией. В местах разрыва труб утонение толщины стенок доходит до 0,5-1 мм. Коррозия возникает в местах, где имеется доступ влаги к поверхности труб: при контакте с грунтом, со стенами камер и каналов, в опорных конструкциях. В каналах и камерах коррозию вызывает капель с перекрытий и холодных люков, затопление низа изоляции грунтовой водой. Коррозия - это скрытый процесс, поэтому ее профилактика заключается в регулярной проверке состояния изоляции, каналов и других элементов теплопроводов, от неисправности которых может возникнуть коррозия.
Антикоррозионная защита, применяемая в настоящее время, способна задержать коррозию трубопроводов на срок не более 1-2 года. При ненадежных антикоррозионных покрытиях необходимо уделять внимание быстрому высыханию теплоизоляции, что способствует отдалению сроков аварии от коррозии. Чаще всего сварные стыки разрываются на изгибах и в местах большого провисания труб. Перенапряжения сварных швов могут возникнуть от несоблюдения режимов прогрева трубопроводов, неправильного подбора компенсирующих устройств или от упирания в стенки каналов и ниш поворотов труб и плеч гибких компенсаторов. Большие продольные усилия, возникающие в защемленном трубопроводе, способны разрушить не только сварку стыков, но и закрепления неподвижных опор. Срывы неподвижных опор могут распространиться на большую длину сетей, вызывая поломку компенсаторов, ответвлений, арматуры.
Для предупреждения аварий необходимо периодически проверять расположение и закрепление опор, компенсаторов с замерами провисаний труб. При осмотре необходимо проверить достаточность зазоров между стенками каналов и поворотами труб для свободного температурного перемещения. Качество сварки исследуют лабораторным анализом, при необходимости швы усиливают или вырубают для переварки. Обновляемые сварные швы целесообразно размещать на расстоянии 0,2 м от опоры.

2.3 Профилактика и ликвидация аварий в системах водоснабжения
Наиболее часты аварии на разводящих сетях, насосных станциях, напорных башнях. Водозаборы, очистные сооружения, резервуары с чистой водой повреждаются реже.
Подача воды прекращается не только из-за аварии непосредственно на каком-либо трубо-проводе, но и при отключении электроэнергии, а резервный источник, как правило, отсутствует.
Подземные трубопроводы разрушаются во время землетрясений, оползней и, большей частью, от коррозии и ветхости. Наиболее уязвимы места соединений и вводов в здания.
Устойчивость работы системы водоснабжения заключается в том, чтобы в любых условиях обеспечить подачу необходимого количества воды. Для этого следует оборудовать определенное количество отключающих и переключающих устройств, обеспечивающих подачу воды в любой трубопровод, минуя поврежденный.
Одним из лучших способов повышения устойчивости водоснабжения предприятий является строительство на открытых источниках самостоятельных водозаборов. Отсюда вода может подаваться непосредственно в сеть объекта.
Водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.
В задачи технической эксплуатации сети входят:
а) надзор за состоянием и сохранностью сети, сооружений, устройств и оборудования на ней, техническое содержание сети;
б) разработка мероприятий по совершенствованию системы подачи и распределения воды, а также мероприятий по предотвращению перерывов в подаче воды в неблагоприятно расположенные районы и микрорайоны при аварийных ситуациях, выполнение переключений на сети для установления режима работы системы оптимального при фактическом водопотреблении и его прогнозируемых изменениях в предстоящем периоде времени, подготовка информации по техническому состоянию сети, требуемой для проведения на персональных ЭВМ гидравлических и оптимизационных расчетов взаимодействия сети, насосных станций и регулирующих емкостей при нормальных и аварийных режимах работы системы, проведение натурных измерений расходов воды и давлений, сопоставление данных измерений с результатами расчетов для проверки соответствия расчетной схемы фактическому техническому состоянию системы и фактическому водопотреблению в период проведения натурных измерений;
в) планово-предупредительный и капитальный ремонты на сети, ликвидация аварий;
г) ведение технической документации и отчетности;
и т.д.................

Коммунальные системы, обеспечивающие оптимальные условия проживания населения, включают в себя водо – и газоснабжение, канализацию, электроэнергетические и тепловые сети. Они так же, как и любой технический объект подвержены поломках, износу, что приводит к авариям. Подобные внештатные ситуации крайне редко приводят к человеческим жертвам, но они способны значительно затруднить жизнь граждан, особенно в зимний период.

Электроэнергетические аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, примером наиболее крупной является поломка резервного узла на станции «Чагино» в г. Москве 2005 г. способны приводить к длительным перерывам подачи электричества, сбою графиков движения наземного транспорта, отсутствию связи, остановке лифтов. Последствия могут затрагивать довольно обширные территории, включающие несколько тысяч людей, а ущерб обычно исчисляется миллионными убытками.

Из наиболее крупных внештатных ситуаций на коммунальных объектах можно выделить:

  1. В 1990 г. в Ростовской области произошел прорыв канализационной насосной станции «северная-1», последствия которой устранялись в течение 16 лет. Сточные воды попали в местную реку, что сильно усугубило ситуацию.
  2. На Чукотке в 1996 г. в сильный мороз одновременно вышли из строя все котельные поселка из-за поломки насоса. В результате несколько суток около 70 жилых домов оставались без отопления и электричества. Была объявлена чрезвычайная ситуация.
  3. В энергетической сфере крупнейшей аварией считается происшествие 2009 г. на Саяно-Шушенской ГЭС. Тогда из-за динамических нагрузок произошел срыв крышки гидроагрегата. Последствиями стало загрязнение экологии, гибель более 50 человек. Самой станции был нанесены серьезные повреждения, которые устранялись несколько лет.
  4. В 2017 г. из-за аварии на электростанции в Санкт-Петербурге жители 3 крупных районах остались без света. Для социальных объектов (больницы, детские учреждения) были использованы дизель – генераторные установки.

Из-за чего могут возникать аварии их виды и последствия

Все многочисленные аварии на коммунальных объектах разделяют на следующие основные группы:

  1. Неполадки в системах по водоснабжению

В таких аварийных ситуациях нарушения выявляются со стороны водонапорных башен, разводящих сетей и насосных станций. Реже ремонтная бригада сталкивается с повреждением сооружений по очистке воды. Прекращение подачи воды может быть результатом внештатных ситуаций на электростанциях.

Для более эффективной, бесперебойной работы по обеспечению населения водой создаются резервные источники водоснабжения (скважины) и аварийные запасы воды.

  1. Аварии на коммунальных газопроводах

Характеризуются разрушением или разрывом, как в самом сооружении, так и в разводящих сетях, относящимся к жилым домам или предприятиям. Гораздо реже могут возникать неполадки на распределительных станциях иили компрессорах.

Опасны аварии тем, что утечка газа способна приводить к взрыву и сокрушительным разрушениям.

  1. Электроснабжение населения

Повреждение линий электропередач, распределительных станций иили трансформаторных будок влечет уменьшение или прекращение подачи электричества в помещения.

Для предупреждения таких ситуаций осуществляется прокладка линий под землей, рекомендуется использование не менее 2 независимых друг от друга источников электроснабжения и создание резервных.

  1. Аварии на теплосетях в зимний период

Теплотрассы, котельные и ТЭЦ не всегда способны выдержать сильные морозы или резкие изменения температурного режима. Многие современные котельные осуществляют свою деятельность на природном газе, поэтому при авариях на газопроводах автоматически нарушается деятельность подачи тепла.

  1. Канализационная система

Аварийные ситуации в данных коммунальных сооружениях происходят зачастую с выбросом загрязняющих веществ в водоемы, водопровод. Последствиями таких неполадок являются экологические катастрофы, которые устраняются длительное время. Кроме того, если авария произошла на станции перекачки, то резервуар с фекальными отходами переполняется и происходит выброс их в окружающую среду. Во избежание таких случаев необходимо иметь запасной электрический генератор.

Внештатные ситуации чаще затрагивают канализационное оборудование и очистные сооружения. Это связано с их редкой или некачественной очисткой специальными службами, засором или попаданием в трубы крупных, плотных предметов (строительный мусор, тряпки, кошачий наполнитель, средства гигиены).

В среднем достаточно бывает нескольких часов для ликвидации возникшей аварийной ситуации.

Как действовать при авариях на коммунальных системах

Первое, что необходимо сделать – это позвонить в управляющую компанию и рассказать о возникшей проблеме. В некоторых УК существуют круглосуточные телефоны для подобных звонков. Если ситуация срочная, то можно набрать телефон непосредственно самой аварийной службы.

В ситуации повреждения электроэнергетических систем возникают скачки напряжения, которые способны привести к возгораниям, поломке оборудования. Обязательно из розеток выдерните все вилки у всех включенных в сеть приборов. При наличии в квартире электросчетчика можете просто с помощью рычагов обесточить помещение.

При отключении электричества следует иметь различные газовые или бензиновые горелки заводского изготовления. На них можно приготовить или разогреть пищу в случае сильной необходимости. Для освещения помещения используйте свечи. Однако помните про осторожность при обращении с открытым огнем.

Проверьте, чтобы в квартире не было сквозняков, не ставьте зажженные свечи рядом с легковоспламеняющимися предметами (например, со шторами).

Когда вы находитесь на улице к поврежденным электропроводам не приближайтесь ближе, чем на 5-8 м. Увидев оборванный провод, сообщите о нем в соответствующие органы. Если электропровод внезапно упал недалеко от вас, то угрозу для жизни в данной ситуации будет представлять шаговое напряжение. Для того чтобы избежать попадания под его влияние срочно покидайте опасную зону с помощью прыжков. При этом ступни ног прижмите друг к другу.

Поломки систем водоснабжения в некоторых случаях сопровождаются гулом иили шумом в трубах. Проверьте водопроводные краны в доме. Они должны быть закрыты. Воду для использования в пищу лучше покупать в магазинах. Для бытовых или канализационных нужд в теплое время года можно брать воду из ближайших водоемов. Зимой используйте талый снег.

Для доочистки воды прибегайте к бытовым фильтрам, а при их отсутствии – к кипячению. Одним из вариантов может стать отстаивание жидкости в течение нескольких суток. Тара обязательно должна быть открыта.

Для обеззараживания опустите в емкость любой серебряный предмет. Дома, многие с успехом используют такой способ, как вымораживание. Для этого заполненную водой емкость кладут в морозильную камеру. Первый верхний слой ледяной корки убирают, продолжают замораживать жидкость до половины тары. Не замерзшую воду слейте, а ту, что образуется после полного таяния льда, используйте для приготовления еды.

При крупных коммунальных происшествиях, требующих долгих ремонтных работ к жилым домам организуется доставка чистой питьевой воды по нескольку раз в день. Ответственным лицом за подвоз выступает управляющая компания.

В ситуации отключения отопления, обогреть помещения можно при помощи обогревателей. Они должны быть в рабочем состоянии и приобретены в крупной торговой сети. Не используйте обогревательные элементы кустарного производства.

Обогревать квартиру с помощью включения газовых конфорок или электрических кухонных панелей также не следует, так как подобные действия часто становятся причинами пожаров или отравлений.

Лучшим способом сохранить тепло будет утепление окон, балконов и входных дверей. Занавесьте их одеялом, пледом. Заткните ватой все щели. Выберите небольшую комнату и разместите там всех членов семьи. По возможности держите ее все время закрытой. Двери в другие комнаты также следует закрыть, чтобы ограничить распространение холодного воздуха. Оденьте теплые вещи, используя принцип многослойности. Согревайтесь теплым чаем или физическими упражнениями.

Подробнее в видео:


Наиболее распространенными являются аварии в системах водоснабжения, канализации, газо-, энерго- и теплоснабжения.
Ежегодно, как правило, отмечается низкий уровень подготовки систем жизнеобеспечения и эксплуатации в холодный период года (на уровне 70~80%).

Особую тревогу вызывает необеспеченность запасов топлива для котельных, дизельных электростанций и других коммунальных объектов (в отдельных регионах от 1,5 до 20% от необходимого минимального 100-дневного запаса).
Такое положение дел негативно сказывается на безаварийном функционировании систем жизнеобеспечения. Отмечаемое в последние годы увеличение аварийности прежде всего связано со значительным физическим износом основных фондов коммунальной инженерной инфраструктуры городов.
К нарушениям в работе жизненно важных инженерных систем и аварийным ситуациям нередко приводят стихийные бедствия. Коммунальные службы не всегда готовы противостоять сильным морозам, в результате многие инженерные системы размораживаются. Большое количество жилых домов, школ, больниц, детских садов остается без тепла и света.
Во многих регионах не созданы достаточные запасы материально-технических средств для оперативного устранения аварийных ситуаций на системах жизнеобеспечения (насос
ного оборудования, труб с утеплителем, установок для отогрева сооружений, замороженных коммуникаций и др.).
Главной причиной недостаточной готовности является устаревшая материально-техническая база, нехватка финансовых средств.
Вопросы для самоконтроля На какие группы подразделяются чрезвычайные ситуации техногенного происхождения? Охарактеризуйте аварии на химически опасных объектах. Охарактеризуйте аварии на радиационно-опасных объектах. Дайте характеристику аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах и особенностей их воздействия на население и окружающую среду. Назовите поражающие факторы пожаров. Назовите причины возникновения аварий на транспорте. Каковы причины аварий на гидротехнических сооружениях?

Еще по теме Аварии иа объектах коммунального хозяйства:

  1. Муниципальное управление общегородским коммунальным хозяйством
  2. 15.1. Особенности функционирования жилищно- коммунального хозяйства. Тарифная политика
  3. 15.4. Организация планирования и финансирования расходов бюджетов на жилищно-коммунальное хозяйство
  4. 4.4. Муниципальное управление инженерным обеспечением поселений и общегородским коммунальным хозяйством
  5. БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ /КППIIПІКУ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА в УСЛОВИЯХ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ
  6. 3.1. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства как объект наследования
  7. 2.2.2. Поздние этапы присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству. Возникновение престижной экономики