Финансовые правоотношения, их виды и особенности. Основания возникновения, изменения и прекращения финансово-правовых отношений. Генезис финансовых правоотношений Субъективное право в финансовых правоотношениях

Финансовые правоотношения - это урегулированные норма­ми финансового права общественные отношения, участники ко­торых выступают как носители юридических прав и обязаннос­тей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, фи­нансовые правоотношения имеют и особенности. Основная осо­бенность, которая определяет и другие отличительные черты фи­нансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использова­ния государственных (а также муниципальных денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особен­ность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее - финансо­вых ресурсов государства и муниципальных образований, исполь­зуемых на общезначимые потребности. Такой объект правоотно­шений налицо, например, при возникновении их между государ­ством и предприятиями в случаях внесения обязательных плате­жей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований;

при оказании финансовой помощи органом государственного уп­равления подведомственным организациям, между Центральным банком РФ и Правительством РФ при использовании банковского кредита для покрытия бюджетного дефицита; между государством или и органами местного самоуправления и гражданами в связи с уплатой налогов и т.д.

Урегулированные нормами финансового права отношения про­цедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности, также обеспечивают движение фи­нансовых ресурсов.

Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответст­вующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует по­ступление денежных средств в различные государственные (муни­ципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необ­ходимые потребности. При этом государственные органы наделе­ны властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений - предприятиями, организациями, учрежде­ниями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресо­ваны также другим государственным органам согласно подчинен­ности и подконтрольности. Однако государственные органы, вы­ступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотно­шений. Аналогично взаимодействуют с участниками финансовых правоотношений и органы местного самоуправления. Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обя­занностей, обеспечивается его принудительной силой.



В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных ма­териальных финансовых прав и обязанностей заключается в воз­можности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализа­ции данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно обра­зуются и используются государственные и муниципальные денеж­ные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государст­вом или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэто­му процессуальные субъективные права и обязанности (полномо­чия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Прави­тельства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осу­ществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправле­ния, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых право­отношений происходит при наличии четко определенных в право­вых нормах условий, или юридических фактов. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия

(бездействие) или события.

Действия - это юридические факты, которые являются ре­зультатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными - не соот­ветствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее ха­рактеры такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После вы­полнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоот­ношения прекращаются, но нередко возникают вновь между

этими же участниками на основе новых планов.

На основании правовых норм и финансовых планов общего зна­чения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекраще­нию финансовых правоотношений. Это, например, извещение на­логоплательщика налоговым органом о необходимости уплаты оп­ределенной суммы налога, распоряжение министерства о передви­жении средств по статьям смет подведомственных учреждений в рамках сводной сметы этого министерства, о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с при­менением мер ответственности (начисление пеней на невнесенную сумму налогового платежа в государственный или местный бюд­жет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или пре­кращение финансовых правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают право­отношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Вопрос №13. Субъекты, объекты и содержание финансовых правоотношений.

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету об­щественные отношения, определяет круг участников или субъек­тов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обя­занностями, которые обеспечивают планомерное образование, рас­пределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финан­сового права.

Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником фи­нансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимы­ми правами и обязанностями.

А субъект финансового правоотно­шения - это реальный участник конкретных правоотношений.* Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельнос­ти принадлежат субъектам финансового права в силу действия фи­нансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных пра­воотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотно­шения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства - он становится субъектом (участником) правоот­ношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обла­дал до вступления в них, т.е. остается субъектом финансового права.

Субъекты российского права подразделяются на:

а) государство и его территориаль­ные подразделения;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуаль­ные субъекты.

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:

Российская Федерация; субъекты Российской Федерации - республики, края, облас­ти, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа; муниципальные образования - городские, сельские поселения и иные территории; административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования; административно-территориальные образования особого ре­жима.*

Такой круг субъектов свойствен, в частности, бюджетным пра­воотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами или органами местного самоуправле­ния, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Кон­ституции РФ

Коллективными субъектами финансового права являются го­сударственные и общественные организации, к числу которых от­носятся: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учрежде­ния, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях.

В их круг входят: органы представительной власти и исполни­тельной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В числе органов исполнительной власти - как органы общей ком­петенции, так и различные органы специальной (отраслевой) ком­петенции - министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов.

Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ).

Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных орга­низационно-правовых форм и форм собственности. В качестве ос­новной цели своей деятельности они преследуют извлечение при­были и действуют на праве хозяйственного ведения. Такие органи­зации вступают в финансовые правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т.д. (ст. 50 ГК РФ). Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансо­вый план. Однако законодательством предусматривается возмож­ность стать субъектом финансовых правоотношений и филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий (например, по поводу уплаты налога на прибыль, налога на добавленную сто­имость).

Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой казенные предприятия как форма государствен­ных предприятий, основанных на праве оперативного управле­ния.* Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая об­ласть финансов. Поэтому содержание финансовых правоотноше­ний, в которые вступают эти предприятия, отличаются специфи­кой, обусловленной наличием у государственных органов полно­мочий по управлению их финансовой деятельностью, определен­ным ограничением их самостоятельности.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физичес­кие лица, - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Законодатель­ство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышаю­щего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транс­портные средства, земельный участок и др.). Граждане могут всту­пать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях.Среди физических лиц - субъектов финансового права выде­ляются граждане, занимающиеся предпринимательской деятель­ностью, в том числе без образования юридического лица, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ).

Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ - они имеют право на участие в финансовой деятельности го­сударственных органов. Оно основано на положениях Конститу­ции России (ч. 1 ст. 32).

Объекты правоотношения – это материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения.

Виды объектов:

предметы материального мира (вещи, деньги, ценные бумаги, земля);

личные нематериальные блага (жизнь, здоровье, деловая репутация);

продукты духовного творчества людей (проза, музыка и другие произведения);

поведение субъекта и его результат.

Субъективное право – это мера возможного поведения, которому лицо следует в своих интересах.

Субъективное право включает в себя 3 полномочия:

полномочия на свои собственные действия;

полномочия требовать от обязанных лиц исполнение их обязанностей;

полномочия обратиться за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность – это мера должного поведения, которому обязанное лицо следует в интересах уполномоченного.

Юридическая обязанность включает в себя следующие обязательства:

обязательства на совершение действий (активная обязанность);

обязательство воздержаться от совершения каких-либо действий (пассивная обязанность);

обязательства нести юридическую ответственность за невыполнение своих обязанностей (негативная обязанность).

3.3. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и их классификация. Основания возникновения, изменения и прекращения финансово-правовых отношений

Реализация финансово-правовых норм происходит посредством вступления различных участников финансовой деятельности государства в конкретные финансовые правоотношения, в рамках которых они осуществляют принадлежащие им финансовые права и исполняют возложенные на них финансовым законодательством обязанности.

Финансово-правовые отношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, возникающие между субъектами финансового права по поводу образования, распределения и использования денежных фондов государства.

Финансовые правоотношения, как и любые другие правоотношения, обладают определенными признаками. Финансовые правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основании правовых норм; участники каждого конкретного правоотношения индивидуально определены; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; охраняются государством.

Финансовые правоотношения в то же время имеют свои особенности.

1. Финансовые правоотношения возникают в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства , т. е. деятельность, регламентируемую нормами финансового права и направленную на образование, распределение и использование определенных фондов денежных средств. Указанный признак является определяющим для характеристики финансовых правоотношений и используется в качестве основного при разграничении финансового правоотношения от смежных правовых отношений.

2. Они являются разновидностью имущественных правоотношений , имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, т.е. финансовых ресурсов государства, используемых для удовлетворения общественных потребностей.

3. Одной из сторон данных правоотношений всегда выступает государство (его уполномоченный орган) или органы местного самоуправления. При этом отсутствует равенство сторон, т. к. государственные органы наделены властными полномочиями; только они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений – предприятиями, учреждениями и гражданами.

Финансовое правоотношение, как и любое другое правоотношение, возникает, изменяется и прекращается при наступлении определенных оснований, которые в правовой науке получили название "юридические факты". Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, при которых на основе правовой нормы между субъектами финансового права складываются правоотношения.

По волевому признаку юридические факты классифицируются на: юридические действия и юридические события. Юридические действия – это поведение физических и юридических лиц, иных субъектов согласно их воле и желаниям. Юридические действия в зависимости от того, как они согласуются с нормами права, подразделяются на правомерные и неправомерные (финансовые правонарушения). Правомерные действия в свою очередь делятся на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица).

Юридические события – обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей (например, рождение ребенка дает право на льготу по подоходному налогу).

Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, многообразны и неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права. Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также приме классифицируются нения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, которые выделяются в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов финансового права на предмет получения, распределения и использования определенных финансовых ресурсов. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные денежные фонды. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма и порядок получения государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий. Между материальными и процессуальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в финансовой сфере.

Финансовые правовые отношения в науке финансового права принято классифицировать в зависимости от подотрасли, института финансового права на следующие виды : бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; финансовые правоотношения в области государственного кредита; финансовые правоотношения в области страхования; финансовые правоотношения в области банковской деятельности; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.

Всем перечисленным финансовым правоотношениям присущи особенности, характеризующие их субъектный состав; объекты, по поводу которых они возникают; права и обязанности их участников. Поэтому указанные виды финансовых правоотношений урегулированы нормами отдельных подотраслей и институтов финансового права.

Финансовое правоотношение, как и любое иное, имеет свою строго определенную структуру (состав- совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов) : субъект , объект , содержание (права и обязанности сторон). При отсутствии хотя бы одного их названных элементов становится невозможным наличие самого финансового правоотношения. Все составные части финансового правоотношения направлены на достижение целей финансовой деятельности государства и обусловлены спецификой этой деятельности.

Субъект финансового правоотношения – лицо, участвующее в конкретном правоотношении и являющееся носителем финансовых прав и обязанностей. В большинстве случаев субъект финансового правоотношения совпадает с субъектом финансового права. В то же время следует разграничивать данные понятия "субъект финансового права" и "субъект финансового правоотношения". Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Таким образом, субъект финансового права – понятие более широкое. Субъекты финансовых правоотношений подразделяются на:

1. Государство и его территориальные образования . К данной группе относятся: Республика Беларусь и административно-территориальные единицы – области, города, районы, поселки, населенные пункты. Такой круг субъектов свойственен бюджетным отношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами.

2. Коллективные субъекты , к которым относятся органы государственной власти и управления, а также предприятия, организации и учреждения, основанные на разных формах собственности. Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной и исполнительной власти, а также органы местного управления и самоуправления. Предприятия, организации и учреждения в финансовых правоотношения, как правило, имеют статус юридического лица.

3. Индивидуальные субъекты , которые представлены гражданами. Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в распоряжение государства.

Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения. Все объекты финансового правоотношения делятся на отделимые , которые в той или иной степени зафиксированы и существуют как явления окружающего мира (например, налоги и сборы) и неотделимые , которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования (например, финансовый контроль).

Читайте также:
  1. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма.
  2. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма. (лекция)
  3. Агентский договор может быть прекращен как по общим, так и по специальным основаниям, предусмотренным ст. 1010 ГК.
  4. Акционерные общества и их виды. Правовое регулирование статуса, образования, функционирования и прекращения деятельности
  5. Анализ деловых и финансовых рисков предприятия во взаимосвязи с уровнем рентабельности
  6. Анализ и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости организации.
  7. Анализ платежеспособности организации: понятие, цели, информационная база, методика расчета показателей, оценка их изменения. По данным бухгалтерской отчетности проведите анализ.
  8. Анализ состава и динамики прибыли. Анализ финансовых результатов.

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3) использование выданных бюджетных ассигнований;

4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5) прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определённых условий (юридических фактов). Именно они законодательно определяются как основания правоотношений. Участники финансовых правоотношений самостоятельно договариваться о них не вправе. Юридические факты многочисленны и разнообразны, поэтому могут классифицироваться по различным основаниям.

По волевому признаку юридические факты в финансовом праве подразделяются на действия (бездействие) и события.

Действия – это такие факты, которые зависят от воли людей. Они проявляются в поведении физических и юридических лиц, иных субъектов согласно их воле и желаниям. Юридические действия в зависимости от того, как они согласуются с нормами права, подразделяются на правомерные (регистрация в налоговом органе, использование выделенных бюджетных средств по целевому назначению в соответствии со сметой, уплата налога в установленный срок) и неправомерные (уклонение от постановки на учет в налоговом органе, нецелевое использование бюджетных средств, ненадлежащее исполнение налогового обязательства).

К числу правомерных действий, вызывающих финансовые правоотношения, относятся финансово-плановые акты (Закон о бюджете Республики Беларусь на соответствующий год, Решение местного Совета депутатов об утверждении соответствующего местного бюджета и др.).

События – обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, не зависящие от воли людей и сознания людей (стихийные бедствия, рождение человека). Сами по себе эти факты никаких прав и обязанностей не порождают, но служат этому причиной. Так, уничтожение в результате наводнения имущества, являвшегося объектом налогообложения, после надлежащего документального оформления влечет за собой прекращение налоговых правоотношений по налогу на недвижимость. Появление в семье иждивенца после представления копии о рождении ребенка дает право на льготу по подоходному налогу каждому из родителей.


11.Субъекты финансовых правоотношений, порядок защиты их прав

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников (субъектов), наделяя их юридическими правами и обязанностями. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права.

Различают понятия «субъект финансового права» и «субъект финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Су бъект финансового права – лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений в силу закрепленных за ними субъективных прав и возложенных на них обязанностей.

Субъект финансового правоотношения – лицо, реализующее свои субъективные права и обязанности в конкретных финансовых правоотношениях.

Юридические права и обязанности субъектов финансового права принадлежат им в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. В то же время императивный характер финансово-правовых норм предполагает реализацию своих субъективных прав и обязанностей и приобретение ими нового качества – субъекта правоотношения.

Субъекты финансовых правоотношенийподразделяются на три основные группы:

1. Государство и его территориальные образования. К этой группе относятся Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Этот круг субъектов финансового права характерен для бюджетных правоотношений. Законодательство закрепляет право на государственный и местные бюджеты именно за этими субъектами.

Государство выступает субъектом права и в других финансовых правоотношениях – по государственному кредиту, привлечение денежных средств граждан через проведение государственных денежно-вещевых лотерей, осуществление государственного социального страхования. Как субъект финансового права государство выражает волю и интересы народа.

2. Коллективные субъекты, к которым относятся органы государственной власти и управления, хозяйствующие субъекты, основанные на разных формах собственности.

3. Индивидуальные субъекты финансового права – граждане. Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в распоряжение государства. Действующее законодательство устанавливает в качестве основного условия привлечения гражданина к уплате налогов, наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определённого имущества (собственности) подлежащего налогообложению (недвижимость, транспортные средства, земельные участки).

Выполнение предписаний финансово-правовых норм обеспечивает соблюдение прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. Требования норм большинством субъектов выполняются добровольно, чему способствует не только разъяснительная работа, повышение уровня правосознания, но и угроза применения санкций за их нарушение

Меры государственного принуждения являются составной частью механизма правового регулирования финансовых отношений и используются исключительно для защиты прав и законных интересов их субъектов. Эти меры обеспечивают исполнение всеми субъектами финансовых правоотношений и, в необходимых случаях, восстановление нарушенных прав.

По общему правилу защита прав и законных интересов субъектов финансово-правовых отношений производится в административном и судебном порядке.

Административный порядок действует как в отношении защиты прав государства, так и юридических и физических лиц. Он реализуется в процессе выполнения государственными органами своих функций, что выражается в отмене решений нарушающих права субъектов финансовых правоотношений вышестоящим по подчиненности органом. Такая же процедура предусмотрена и при обжаловании действий должностных лиц и решений государственных органов.

Административный порядок защиты прав в различных финансовых отношениях имеет свои особенности, но всегда проявляется в форме властных велений, содержащихся в решениях соответствующих уполномоченных органов. Например, при защите права государства на получение налоговых платежей установлен бесспорный порядок их взыскания на основании решения налогового или таможенного органа в случае ненадлежащего исполнения плательщиком-организацией налогового обязательства. Такой же порядок предусмотрен и при взыскании незаконно полученных или не по целевому назначению использованных бюджетных средств на основании решения финансового органа.

В свою очередь субъекты к которым применены меры вытекающие из административного порядка в целях защиты своих прав и законных интересов вправе обжаловать решения соответствующих государственных органов в том же порядке по подчиненности (ст., ст. 85-88 НК РБ) или использовать свое конституционное право на судебную защиту (ст. 60 Конституции Республики Беларусь; ст. 86 НК РБ).При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд(ст.86 НК РБ).

Судебный порядок защиты прав и законных имущественных интересов государства применяется при взыскании сумм обязательных платежей за счет имущества плательщиков (ст. 59 НК РБ). Субъекты хозяйствования обращаются с жалобами в хозяйственные суды, граждане – в общие суды.


12. Понятие, цель и задачи финансового контроля

Финансовый контроль – это проверка законности и целесообразности деятельности всех субъектов финансовых отношений по обеспечению эффективной реализации государством своих задач.

Цель финансового контроля – повышение эффективности в финансово-хозяйственной деятельности проверяемых субъектов в интересах всего общества.

Финансовый контроль распространяется на все субъекты финансово-правовых отношений и выполняет следующие задачи:

q проверка выполнения финансовых обязательств перед государством, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами;

q контроль за исполнением бюджета;

q Проверка соблюдения установленных правил совершения финансовых операций (расчётов), хранения наличных денежных средств, товарно-материальных ценностей, а также использования предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их распоряжении финансовых ресурсов (собственных, бюджетных, заёмных);

q выявление и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. Принятие соответствующих мер воздействия к юридическим лицам, должностным лицам и гражданам;

q определение путей повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности проверяемых субъектов.

Реализация задач финансового контроля способствует укреплению финансовой дисциплины (финансовая дисциплина – неукоснительное соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства субъектов хозяйствования). Требования финансовой дисциплины касаются не только предприятий, учреждений, организаций, граждан, но и органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.


13. Виды финансового контроля

В зависимости от органов (лиц) осуществляющих финансовый контроль и объёма их полномочий выделяются следующие его виды:

1) государственный вневедомственный финансовый контроль;

2) ведомственный финансовый контроль;

3) внутрихозяйственный финансовый контроль;

4) независимый финансовый контроль (аудит);

5) общественный контроль.

1) Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется специально уполномоченными органами от имени государства в субъектах, не находящихся в отношениях подчинения, зависимости с этими органами. Этот вид контроля является наиболее всеобъемлющим и распространяется на все государственные органы, органы местного самоуправления, их должностных лиц, предприятия, учреждения, организации, физических лиц на всей территории Республики Беларусь.

2) Ведомственный финансовый контроль осуществляется специально созданными для этого самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (КРУ, КРО) министерств, государственных комитетов, государственных концернов, а также органов управления хозяйствующих субъектов негосударственной формы собственности в субъектах, находящихся в подчинении (входящих в систему) этих органов управления. Эти контрольно-ревизионные подразделения подчиняются непосредственно руководителям соответствующих органов управления.

3) Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется функциональными структурными подразделениями отдельных предприятий, учреждений, организаций (бухгалтерией, финансовым отделом, планово-экономическим отделом и др.) в отношении финансово-хозяйственной деятельности этих субъектов. В данном случае контроль охватывает все стороны деятельности хозяйствующего субъекта, носит постоянный характер и является необходимым условием его функционирования.

4) Независимый финансовый контроль (аудит) – осуществляется юридическими и физическими лицами, в виде предпринимательской деятельности, в отношении субъектов независимо от форм собственности и ведомственной подчинённости. В соответствии с законом Республики Беларусь от 08.11.1994 г. «Об аудиторской деятельности» (в ред. З-на от 18.12.2002 г.) аудиторская деятельность – это проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности, других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия проведенных финансово-хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь.

5)Общественный финансовый контроль осуществляется гражданами, реализующими своё конституционное право на участие в управлении делами государства на добровольной и безвозмездной основе. В соответствии со статьёй 34 Основного закона «гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, об экономической жизни». Данный вид контроля реализуется через общественные объединения граждан (профсоюзные и др.).

  1. Формы и методы финансового контроля

В зависимости от времени осуществления контрольных действий выделяют три формы финансового контроля:

  • предварительный;
  • текущий (оперативный);
  • последующий;

1. Предварительный финансовый контроль проводится на стадии подготовки проектов финансово-плановых актов до совершения финансово хозяйственных операций. В этом случае проверяются подлежащие утверждению документы с целью предупредить возможные нарушения финансовой дисциплины.

2. Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в процессе привлечения и расходования денежных средств, материальных ценностей. Эта форма присуща, прежде всего, внутрихозяйственному финансовому контролю. При этом проверяются первичные документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность в целях выявления резервов повышения рентабельности, снижения издержек, полноты и своевременности расчетов с бюджетом.

3. Последующий финансовый контроль проводится после совершения финансово-хозяйственных операций и направлен на выявление и устранение тех нарушений, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. В ходе последующего финансового контроля проверяется своевременность и полнота поступления предусмотренных бюджетом средств, законность и целесообразность произведённых расходов, правильность уплаты налогов и сборов, соблюдение правил ведения кассовых операций и другие вопросы.

Под методом контроля понимают приёмы, способы и средства действия для достижения определённых целей.

В сфере финансового контроля используются различные методы в соответствии с его формами, которые в обобщённом виде сводятся к проверке и ревизии. Определения понятий этих методов содержатся в Указе Президента Республики Беларусь №673 от 15.11.1999 г. «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядке применения ими экономических санкций» (в ред. Указа от 6.12.2001 г. №722).

Проверка – изучение отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности тех или иных субъектов на основе документов первичного учёта проведённых операций и визуального обследования помещений с целью установления их законности.

Ревизия – всесторонний анализ финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта с привлечением специалистов на предмет её законности, целесообразности и эффективности.

Как один, так и другой методы имеют свои разновидности, определяемые целями и задачами, основанием контрольных действий, компетенцией контролирующих органов и другими факторами.

Так, проверки могут быть формальными, фактическими, корреспондирующими, встречными.

Цель формальной проверки – выяснить, нет ли нарушений в оформлении документов отражающих проведённые финансово-хозяйственные операции.

При проведении фактической проверки устанавливается соответствие действительного содержания данным документов их отражающих.

Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление данных отражающих одну и ту же операцию в различных документах.

Встречная проверка проводится в случаях, когда возникают сомнения в подлинности документов, отражающих финансово-хозяйственные операции, а, следовательно, и в реальности этих операций. При этом подвергаются проверке аналогичные документы партнёров по операциям подконтрольного субъекта.

Ревизия, в отличие от проверки, предусматривает наиболее полное и глубокое изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта. В зависимости от полноты охвата финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого субъекта, ревизии подразделяются на комплексные и тематические.

Комплексная ревизия охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности контролируемого субъекта, проводится с предварительной инвентаризацией товарно-материальных ценностей и денежных средств, как правило, ревизионной группой с привлечением специалистов по тем или иным вопросам.

Тематическая ревизия затрагивает определённые стороны финансово-хозяйственной деятельности контролируемого субъекта. Она может проводиться по ряду однотипных субъектов, что позволяет сопоставить эффективность их деятельности, а также вскрыть типичные нарушения и принять необходимые меры по их устранению.

Как ревизии, так и проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки (ревизии) заранее планируются контролирующими органами, которые извещают подконтрольные субъекты.

Внеплановые проверки (ревизии) проводятся по поручению Президента Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, Правительства, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, правоохранительных, судебных и иных уполномоченных на то государственных органов, а в исключительных случаях – по поручению уполномоченных должностных лиц контролирующих органов.

  1. Порядок организации и проведения проверок (ревизий)

Действующим законодательством («Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности» утв. Указом Президента Республики Беларусь №673 от 15.11.1999 г. «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядке применения ими экономических санкций» (в ред. Указа от 6.12.2001 г. №722); «Положение о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью организаций» (утв. пост. СМ РБ №22 от 09.01.2002 г. «О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля») установлен определённый порядок организации и проведения проверок (ревизий).

Проверка проводится на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя контролирующего органа или постановления управомоченного должностного лица правоохранительного органа, судьи. На проведение каждой проверки (ревизии) выдаётся предписание, в котором указывается: наименование контролирующего органа, проводящего проверку (ревизию) и подконтрольного объекта; фамилия, имя, отчество проверяющего, его должность (состав ревизионной группы); цель и срок проведения проверки (ревизии).

Общий срок проведения проверки (ревизии) не должен превышать 30 календарных дней. Он может быть продлён руководителем контролирующего органа. Срок определяется в приказе (распоряжении) о проведении проверки (ревизии), исходя из объёма предстоящей работы, с учётом особенностей проверяемого объекта.

Перед проведением проверки (ревизии) определяется перечень вопросов, а при необходимости разрабатывается программа, утверждаемая лицом её назначившим. В случае проведения проверки (ревизии) по постановлению органа предварительного следствия или определению суда (постановлению судьи) перечень вопросов подлежащих выяснению согласовывается с ними.

Началу контрольных действий предшествует подтверждение проверяющими своих полномочий. Работник, уполномоченный провести проверку (ревизию), либо руководитель ревизионной группы обязан предъявить руководителю проверяемого субъекта служебное удостоверение и предписание на проведение проверки (ревизии), представить членов ревизионной группы, а при необходимости уточнить её цель и задачи. Предписание не предъявляется в случаях, предусмотренных законодательством. После этого руководитель ревизуемого субъекта представляет должностных лиц, которые будут взаимодействовать с проверяющими в ходе проверки (ревизии).

Должностные лица (другие работники) проверяемого объекта обязаны выполнять все законные требования проверяющих: предъявлять на проверку финансовые документы; представлять письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки (ревизии) и т.д.

При проведении ревизий в республиканских органах государственного управления, объединениях (учреждениях) подчинённых Правительству РБ, облисполкомах (Мингорисполкоме), исполнительных и распорядительных органах районов, городов подлежат выяснению вопросы целевого использования денежных средств, выделенных из централизованных фондов государства, соблюдения государственной финансовой дисциплины, соблюдения действующего законодательства при отчуждении, реализации и сдаче в аренду государственного имущества, состояния ведомственного контроля и др.

В случае выявления фактов нарушения законодательства при расходовании государственных финансовых и материальных ресурсов, невыполнения обязательств по платежам в централизованные денежные фонды, других нарушений финансовой дисциплины проверяющими должны быть установлены размер причинённого ущерба, причины нарушений и должностные лица, виновные в противоправных деяниях. При выявлении фактов совершения подлога документов работники ревизионной группы обязаны изъять эти документы, взамен которых в делах оставляются копии или описи изъятых документов, заверенных подписями проверяющего и главного бухгалтера или другого ответственного лица ревизуемого объекта.

В случаях возникновения опасности сокрытия выявленных нарушений или злоупотреблений, либо когда по выявленным фактам необходимо принять срочные меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц до окончания ревизии составляется промежуточный акт, к которому прилагаются оригиналы документов, подтверждающие достоверность изложенных в нём фактов и письменные объяснения причастных к ним лиц.

Промежуточный акт подписывается лицом, производящим ревизию и должностными лицами (руководитель, главный бухгалтер) ревизуемого объекта, а также лицами, причастными к выявленным нарушениям. Один экземпляр акта передаётся руководителю ревизуемого объекта. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в общий акт проверки (ревизии).

Если факты, изложенные в промежуточном акте, влекут уголовную ответственность, об этом незамедлительно ставится в известность должностное лицо, назначившее проверку (ревизию), а все материалы в оригиналах в десятидневный срок передаются правоохранительным (судебным) органам.

  1. Контрольно-ревизионная документация и ее правовое значение

По результатам проверки (ревизии), в ходе которой выявлены нарушения актов финансового законодательства, составляется акт. Результаты проверки (ревизии) в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства оформляются справкой.

В акте проверки указываются:

1. основание назначение проверки; дата и номер предписания на ее проведение; должности и ФИО лиц, проводивших проверку;

2. даты начала и завершения проверки, место составления акта проверки;

3. должности и ФИО работников проверяемого субъекта, обязанных подписать акт проверки;

4. наименование, местонахождение и подчиненность проверяемого юридического лица;

5. наличие книги учета проверок;

6. кем и когда были проведены предыдущие проверки;

7. место, время и характер совершенного правонарушения;

8. факты несоблюдения установленного порядка составления и исполнения смет и финансовых планов;

9. факты сокрытия и несвоевременного перечисления в бюджет обязательных платежей и других сумм;

10. размер причиненного ущерба;

11. иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.

Акт и справка проверки подписываются:

§ работником контролирующего органа;

§ руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем);

§ главным бухгалтером или лицом, выполняющим его функции;

§ при необходимости – другими участниками проверки.

В случае отказа уполномоченного представителя проверяемого субъекта подписать акт проверки в нем делается соответствующая запись. При этом акт не теряет юридической силы, а отказ от подписания акта оформляется протоколом об административном правонарушении. Поэтому акт следует подписать, сделав перед подписью оговорку об имеющихся возражениях по его содержанию. Возражения в письменном виде представляются в орган, назначивший проверку в течение пяти рабочих дней. Акт и прилагаемы к нему документы (протокол об административном правонарушении, объяснительные должностных лиц и работников ревизуемого субъекта и др.) являются юридическим основанием виновных лиц к экономической и административной ответственности.

  1. Система органов, осуществляющих финансовый контроль

Всеобъемлющий характер финансового контроля предопределяет большое количество структур, в той или иной мере осуществляющих функции в этой области. Система органов, осуществляющих финансо­вый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными, и органы, специально созданные для осуществления финансового контро­ля. К первой группе относятся органы государственной власти и госу­дарственного управления общей компетенции, для которых контроль за выполнением национальных и региональных программ по экономичес­кому и социальному развитию является одним из направлений их управ­ленческой деятельности.

Ко второй группе относятся Комитет государственного контроля Республики Беларусь (КГК), Минфин (МФ), Министерство по налогам и сборам (МНС), одной из основных функций которых является контрольная – осуществление финансового контроля.

В целях осуществления координации деятельности государственных органов и иных организаций, уполномоченных в соот­ветствии с законодательством проводить проверки (ревизии) финансо­во-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей создан Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.

В состав Совета входят представители руководства Правительства, Администрации Президента, прокуратуры, КГК, НБ, КГБ, МВД, МФ, МНС, МЭ, ГТК. В него могут быть включены представители других государственных органов.

Для координации деятельности контролирующих органов на территории соответствующих административно-территориальных единиц Совет создает советы по координации контрольной деятельности в областях.

Координация деятельности контролирующих органов осуществ­ляется Советом по следующим направлениям:

q обеспечение исполнения законодательных актов при осуществле­нии контрольной деятельности;

q планирование работы контролирующих органов, в том числе путем разработки координационного плана контрольной деятельности;

q организация проведения совместных (с участием нескольких контролирующих органов) проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

q согласование действий контролирующих органов по сбору и анали­зу информации в сфере контроля, обмену соответствующими дан­ными, создание единого банка таких данных;

q обеспечение эффективности реализации решений, принятых по ре­зультатам проверок (ревизий);

q анализ итогов контрольной деятельности, разработка на их основе предложений для государственных органов и иных организаций, в том числе по совершенствованию законодательства в сфере эконо­мических отношений;

q организация обмена опытом контрольной работы;

q обеспечение эффективности подготовки и повышения квалифика­ции работников контролирующих органов.

В соответствии с направлениями своей деятельности Совет вправе:

1. давать поручения контролирующим органам;

2. рассматривать жалобы субъектов хозяйствования на необоснованное назначение проверок (ревизий) и по результатам рассмотрения их выносить решения о приостановлении или отмене проверок (ревизий);

3. запрашивать и получать от государственных органов и иных организаций субъектов хозяйствования необходимую информацию;

4. заслушивать сообщения и отчеты должностных лиц контролирующих органов, хозяйствующих субъектов, советов по координации контрольной деятельности по областям;

5. вносить предложения о привлечении к ответственности должностных лиц контролирующих органов, не обеспечивших надлежащую организацию контрольной деятельности.

  1. Полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь (КГК) в сфере финансового контроля

Высшим специализированным органом финансового контроля явля­ется Комитет государственного контроля. Конституция Республики Бе­ларусь (ст. 129) указывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирую­щих отношения государственной собственности, хозяйственные, финан­совые и налоговые отношения.

Полномочия КГК закреплены законами: «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» от 09.02.2000г.; «Об органах финансовых расследований Республики Беларусь» от 04.06.2001 г.

Комитет государственного контроля включает в себя центральный аппарат с входящими в него Департаментом финансовых расследований и Департаментом финансового мониторинга, а также территориальные органы в областях и районах.

Комитет государственного контроля наделен широкими контрольными полномочиями в финансовой сфере, в частности, осуществляет контроль за:

1) исполнением республиканского бюджета, соблюдением зако­нодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюд­жетных фондов;

2) расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использова­нием государственного имущества;

3) законностью использования юридическими лицами, индивиду­альными предпринимателями государственных ресурсов;

4) соблюдением государственными органами, банками законода­тельства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;

5) соблюдением государственными органами и банками законодательства регулирующего использование кредитных и валютных средств;

6) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждений РБ действующих за рубежом и финансируемых за счёт бюджета;

7) соблюдением законодательства в области получения, расходования, хранения и учёта драгоценных металлов и драгоценных камней;

8) соблюдением участниками рынка ценных бумаг, Национальным банком и иными лицами осуществляющими деятельность по регулированию рынка, правил выпуска, размещения и обращения ценных бумаг.

Для выполнения возложенных на Комитет государственного контроля и его территориальные органы задач, должностные лица Комитета государственного контроля, правомочны:

Получать от государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей необходимую для проведения проверок (ревизий) информацию;

Получать от НБ и иных банков необходимую информацию для проведения проверок отчетную, бухгалтерскую и статистическую информацию, сведения об операциях, состоянии счетов, а также справки и копии документов по операциям и расчетам проверяемых объектов;

Безвозмездно пользоваться информационными банками данных государственных органов, иных юридических лиц государственной формы собственности;

КГК и его территориальные органы правомочны:

Проводить проверки (ревизии) деятельности государственных органов, иных юриди­ческих лиц, а также индивидуальных предпринимателей;

Запрашивать от должностных лиц государственных органов, иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей объяснения причин нарушений, выявленных провер­ками (ревизиями);

Привлекать в установленном законодательством порядке к участию в проверках (ре­визиях) представителей правоохранительных, контролирующих органов, а также специа­листов других государственных органов, иных юридических лиц Республики Беларусь не­зависимо от их подчиненности и форм собственности;

Выносить в пределах своей компетенции обязательные для исполнения должностны­ми лицами государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальными предпринимателями решения;

Направлять материалы проверок (ревизий) в государственные органы для рассмотрения и принятия по ним необходимых мер;

При установлении оснований обращаться в компетентные органы с представлением о возбуждении дела о ликвидации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей либо аннулировании соответствующих разрешений (лицензий).

19. Полномочия Министерства финансов Республики Беларусь в сфере финансового контроля

Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Полномочия Минфина закреплены в Положении о МФ РБ (утв. пост. СМ РБ № 1585 от 31.10.2001 г.) и иных нормативно-правовых актах.

Основными задачами Министерства финансов являются:

q разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;

q эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;

q государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;

q организует работу по составлению проекта республиканского бюджета;

q разрабатывает проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и представляет их в Совет Министров Республики Беларусь;

q разрабатывает и определяет порядок и сроки составления и исполнения республиканского бюджета;

q обеспечивает исполнение республиканского бюджета, составляет роспись доходов и расходов и устанавливает с участием соответствующих республиканских органов государственного управления поквартальное распределение доходов и расходов республиканского бюджета, в установленном порядке осуществляет взаимные расчеты республиканского бюджета с бюджетами областей и г. Минска;

q осуществляет систематический контроль за исполнением республиканского бюджета, за соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета, решает по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь вопросы, касающиеся исполнения бюджета;

q управляет средствами, находящимися на счетах казначейства;

q составляет отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляет его в Совет Министров Республики Беларусь в установленные сроки, обеспечивает составление сводной периодической и годовой отчетности об исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов областей и г. Минска;

q осуществляет контроль за своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и организациями;

q рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам, относящимся к компетенции Минфина, принимает меры по совершенствованию этой работы;

q осуществляет надзор за соблюдением страховыми организациями, страховыми посредниками и объединениями страховщиков требований законодательства о страховании;

В структуру Министерства финансов входят департаменты, Главное государственное казначейство, Главное контрольно-ревизионное управление, отделы, а также его территориальные органы.

В системе Министерства финансов исключительно контрольными функциями занимается Главное контрольно-ревизионное управление и его органы на местах. Основными задачами ГКРУ являются:

· осуществ­ление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, организациями, учреж­дениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюд­жетного законодательства;

· осуществ­ление контроля за целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций;

· проверка работы финансовых органов республики по организации со­ставления и исполнения бюджета;

· проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных учреждений;

· анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государствен­ных материальных и денежных ресурсов.


| | | | 5 | | | |

Возникновения, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1. погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2. выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3. использование выданных бюджетных ассигнований;

4. осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5. прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.

6.4. Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям.

В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

В финансовых правоотношениях государства с участием граждан действует административный и судебный порядок защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу.


Судебный порядок защиты. В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, то есть использовать административный порядок защиты.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.

По Конституции России (ст. 125) и новому Закону РФ “О Конституционном Суде РФ” 1994 г. в его полномочия входит разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о компетенции между государственными органами; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность законов, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится к сфере финансовых отношений.

Методы защиты финансовых правоотношений. Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.). Важно, чтобы в соотношении этих методов первоочередность принадлежала методу убеждения; такая последовательность свойственна высокому правосознанию, к которому область финансов в условиях перехода к рыночным отношениям предъявляет повышенные требования.