Дискреционная и недискреционная политика. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Бюджетные дефициты и излишки. Встроенные стабилизаторы экономики. Циклический и структурный дефициты госбюджета Цели и инструменты монетарной политики государст

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное, сознательное изменение государственных расходов и налогов со стороны государства в целях изменения национального объема производства, занятости, ускорения экономического роста.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – предполагает изменение государственных расходов и налогов в результате циклических колебаний совокупного спроса.

Встроенные стабилизаторы: прогрессивная система налогообложения и система государственных трансфертов. Они нивелируют циклические колебания совокупного спроса.

Фискальная политика будет экспансионистской , если приводит к росту совокупных расходов. Это происходит, когда государство:

1. увеличивает расходы,

2. сокращает чистые налоги.

Фискальная политика будет рестриктивной , если она ведет к снижению совокупных расходов. Это наблюдается, когда:

1. снижаются государственные расходы,

2. увеличиваются чистые налоги.

Бюджетный дефицит. Государственный долг.

Дефицит бюджета наблюдается тогда, когда расходы бюджета превосходят доходы. Существует три способа его финансирования:

1. монетизация (т.е. финансирование за счет включения печатного станка);

2. выпуск займов (эмиссия государственных ценных бумаг). В противном случае возникает так называемый эффект вытеснения ;

3. прирост налоговых поступлений в бюджет.

Государственный долг – это временная мобилизация государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска государственных ценных бумаг. Увеличение государственной задолженности является важным источником государственных расходов.


Тема 8. Деньги, денежное обращение. Кредитная система государства.

Введение

Основные вопросы:

1. Деньги и их функции. Структура денежной системы.

2. Кредитная система государства.

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика, М. «Дело и Сервис», 2005, глава 7, стр. 147–149, глава 8, стр. 168–169.

В данной теме студенту необходимо акцентировать свое внимание на следующих понятиях:



· функции денег;

· денежные системы;

· натуральные деньги;

· символические деньги;

· инструменты кредитного рынка;

· инструменты финансового рынка;

· основные и производные инструменты финансового рынка;

· денежное обращение.

Теоретический материал.

Чтобы идти дальше в построении полной модели равновесия, отражающей взаимодействие трех совокупных рынков – товарного, финансового и ресурсного, необходимо рассмотреть функционирование финансового рынка. Финансы в узком смысле это денежные средства общества, находящиеся в руках различных институциональных собственников . Не всякие деньги являются финансами, но всякие финансы выступают в форме денег. Деньги становятся финансами в результате общественных отношений по их сбору в особые фонды с каким-либо целевым назначением. Например, деньги, собираемые домохозяйством для покупки автомобиля, не являются финансами, а деньги, собираемые в госбюджет для нужд государства, выступают финансами.

Движение финансовых средств между различными субъектами образует финансовый рынок. Финансовый рынок – это механизм перераспределения денежного капитала между кредиторами и заемщиками, между собственниками денежных средств и предпринимателями, вкладывающими их в бизнес.Финансовый рынок олицетворяет совокупность рыночных институтов, направляющих потоки денежных средств от кредиторов к заемщикам.

Финансовый рынок может быть разделен на две относительно самостоятельные части – рынок денег как таковых, т.е. денежный рынок, и рынок капиталов. На денежном рынке осуществляется движение краткосрочных средств, а на рынке капиталов – долгосрочных.

Вопрос 1.

Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Деньги это такое финансовое средство, которое используется для покупки других товаров. Рынок невозможен без денежного обращения. Обращение денег – это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг на всех трех рынках.

Деньги выполняют три очень важные функции :

· функцию средства обращения – выступают посредниками при обмене товаров;

· функцию меры стоимости – позволяют выразить стоимость всех товаров в едином масштабе, в качестве которого выступает национальная денежная единица (франк, доллар, рубль);

· функцию сохранения стоимости (накопления) – деньги выступают здесь в роли отложенного на будущее платежеспособного спроса.

Деньги в качестве покупательного средства возникли в глубокой древности. Долгое время в качестве денег выступало золото и другие благородные металлы. Поскольку в функции средства обращения деньги выступают мимолетным посредником, но в процессе обращения значительно изнашиваются, возникла идея замены их в обращении денежными знаками из более дешевых материалов. К середине 18 столетия в Европе, Северной Америке, России (с 1769 г.) появилисьбумажные деньги. Они прошли несколько этапов в своем развитии.

Современные бумажные деньги – кредитные деньги, они представляют собой долговые обязательства государства и в отличие от золотых монет не имеют внутренней стоимости.

Покупательная способность современных денег, не имеющих внутренней стоимости, определяется соотношением стоимости товарной массы и массы покупательных средств. В качестве покупательных средств выступают не только наличные деньги, но и безналичные.

Безналичные деньги – это особые инструменты расчетов, производимых банками, когда покупатель с помощью чеков, кредитных (пластиковых) карточек и иных средств поручает банку перевести определенную сумму денег со своего счета на счет продавца или выдать ему наличные.

Совокупность наличных и безналичных платежных средств, которыми располагают частные лица, институциональные собственники и государство, образует денежную массу .

Кроме этого в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые непосредственно не используются как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на расчетных счетах, в сберегательных вкладах, депозитных сертификатах и т.п. Такие компоненты денежного обращения общепринято называть «квазиденьгами» (от латинского quasi – «как будто», «почти»). Экономисты называют их ликвидными активами.

Ликвидность какого-либо имущества или активов означает возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости. Самым ликвидным видом активов являются деньги, они обладают абсолютной ликвидностью. Квазиденьги относятся к ликвидному виду богатства, но разные их виды обладают разной степенью ликвидности.

С учетом выше изложенного в структуре денежной массы выделяют денежные агрегаты , различающиеся по степени ликвидности . В разных странах по-разному производится агрегирование: выделяют два, три и более агрегатов. В РФ принята следующая система денежных агрегатов:

М0 – наличные деньги;

Н – денежная база; она включает в себя М0 плюс обязательные резервы коммерческих банков, плюс средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в ЦБ;

М1 = Н плюс средства предприятий на текущих счетах в КБ, плюс депозиты населения до востребования, плюс средства страховых компаний;

М2 = М1 плюс срочные депозиты;

М3 = М2 плюс депозитные сертификаты, плюс некоторые виды государственных ценных бумаг.

Наиболее значимыми для анализа являются агрегаты Н и М2 .

Необходимо обратить внимание, что в состав денежной массы не включаются наличные деньги, находящиеся в сейфах банков.

Денежная масса возрастает за счет двух факторов:

а) выпуск в обращение Центральным банком дополнительного количества денег (денежной эмиссии),

б) расширение кредитов коммерческих банков.

Вопрос 2.

В рыночной экономике время от времени складывается ситуация, когда у одних субъектов возникают временно свободные денежные средства, в то время как у других возникает временная потребность в дополнительных средствах. Кредитная система позволяет взаимовыгодно разрешить данное противоречие.

Кредитная система государства это совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности.

Кредитная система складывается из банковской системы и совокупности небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. К небанковским кредитно-финансовым институтам относятся инвестиционные, финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, разного рода сберегательные кассы, кассы, ломбарды и пр.

Банковская система , как правило (в том числе и в России), имеет двухуровневое строение. Верхний уровень банковской системы образует государственный центральный банк (или совокупность банковских учреждений с полномочиями центрального банка). Нижний уровень при двухуровневой системе образует совокупность коммерческих банков, среди которых могут быть как частные, так и государственные.

Центральные банки (ЦБ) выполняют ряд очень важных для экономики функций, среди которых могут быть выделены следующие:

· эмиссия национальных денежных знаков;

· контроль и общий надзор за деятельностью кредитных учреждений;

· хранение государственных золотовалютных резервов и ведение счетов правительства;

· кредитование коммерческих банков и хранение их резервных фондов;

· денежно-кредитное регулирование экономики.

Центральный банк полностью свободен в своей деятельности и подотчетен только Парламенту.

Коммерческие банки (КБ) выполняют разнообразные операции, всю совокупность которых можно подразделить на пассивные (привлечение средств) иактивные (размещение средств). Кроме того, банки могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе) и доверительными операциями (управление имуществом, ценными бумагами клиента).

Цель коммерческого банка состоит в максимизации прибыли, нераспределяемая часть которой служит увеличению собственного капитала банка, что способствует обогащению его владельцев.

Для поддержания своей ликвидности, под которой понимается способность банка выполнить свои обязательства перед вкладчиками , он должен постоянно иметь определенный резерв денежных средств. Центральный банк государства устанавливает для коммерческих банков норму обязательных резервов, которая представляет собой отношение величины обязательных резервов к обязательствам банка по бессрочным (а иногда и по срочным) вкладам. Величина этого норматива зависит от конкретной экономической ситуации и стоящих перед ЦБ задач, но она одинакова для всех коммерческих банков страны.

Норму обязательных резервов следует отличать от их суммы , при уменьшении объема депозитов будет сокращаться и сумма обязательных резервов при той же норме.

Разница между суммой депозитов и суммой обязательных резервов образует избыточные резервы (свободные ресурсы) банка, которые банк может выдавать в кредит.

Политика КБ проявляется в управлении банковским портфелем , включающим активы и пассивы банка.

Активы банка в балансовом отчете всегда показываются с левой стороны (кредит) и включают в себя:

Ø кассовую наличность банка;

Ø выданные ссуды;

Ø ценные бумаги, недвижимость и др. объекты «реальной» собственности, которыми владеет банк.

Пассивы банка в балансовом отчете всегда показываются с правой стороны (дебет) и представляют собой все требования к банку (кроме требований самих владельцев), важнейшие среди них банковские депозиты (вклады).

Большая доля банковских операций в странах с развитой рыночной экономикой приходится на так называемые забалансовые операции. Такое название они получили потому, что не относятся ни к активным, ни к пассивным и не находят отражения в балансовых счетах. В некоторых странах доля прибыли банков от забалансовых операций достигает 30–40% от общего ее объема. Кроме ранее названных посреднических и доверительных операций к забалансовым операциям относится:

· лизинг (приобретение по заявкам клиентов с последующей сдачей им в аренду движимого и недвижимого имущества);

· факторинг (выкуп банком долговых обязательств);

· консалтинг (продажа консультационных услуг коммерческим предприятиям).

Кроме этого еще можно назвать такие виды забалансовых операций, как обмен иностранных валют, обслуживание операций по кредитным карточкам, предоставление банковских гарантий, брокерские операции. Но основным (родовым) видом деятельности банков все же остается кредитование.

Кредит представляет собой движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду на условиях возврата за плату в виде процента. Ставка процента (банковская процентная ставка) устанавливается на основе соотношения спроса и предложения и представляет собой выраженное в процентах отношение платы за кредит к сумме предоставленного банком кредита.

Кредит выполняет важные функции в рыночной экономике:

Во-первых , кредит позволяет существенно раздвинуть рамки общественного производства по сравнению с теми, которые бы определялись размерами собственного денежного капитала каждым предприятием (фирмой).

Во-вторых , кредит выполняет перераспределительную функцию, обеспечивая возможность направлять временно свободные денежные средства предприятий, государства и домохозяйств в наиболее прибыльные сферы экономики.

В-третьих , кредит содействует экономии издержек обращения.

В процессе исторического развития кредит приобрел многообразные формы, основными из которых являются коммерческий и банковский кредит.

Коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу.

Банковский кредит это кредит, предоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями любым хозяйственным субъектам в виде денежных ссуд. Банковский кредит подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Особый вид долгосрочного кредита – ипотечный кредит . Он предоставляется в виде долгосрочных ссуд (от 10 до 30 лет) под залог недвижимости.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.


В фазе циклического подъема Y 2 >Y 0 , и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается (см. рис. 3).

В фазе циклического спада Y 1

Величины циклических дефицитов и излишков определяются степенью "крутизны" графиков налоговой и бюджетной функций. Угол наклона налоговой функции Т определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол наклона функции государственных расходов G - величиной γ, которая характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода. Соответственно, чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства.

Даже в том случае, когда все государственные расходы G упрощенно представлены как неизменная величина, независящая от динамики текущего дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок t и чем, соответственно, круче линия Т. В положении Т" величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше, чем в положении Т, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильное воздействие на рост или снижение совокупного спроса.

В то же время увеличение степени встроенной стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики - укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, предпринимательскому риску и труду оказываются относительно сильнее при сравнительно более пологой кривой налоговой функции, что может быть достигнуто путем снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики. Выбор между краткосрочными и долгосрочными эффектами фискальной политики является сложной макроэкономической проблемой как для индустриальных, так и для переходных экономик.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

В таблице 1 приведены данные о динамике фактического и структурного дефицита государственного бюджета в среднем по двум группам стран - «ведущие индустриальные страны» и «остальные индустриальные страны».

Таблица 1. Индустриальные страны: доля бюджетного дефицита в ВВП (в %)

Рассмотрим дискреционную и недискреционную фискальную политику. Последнюю называют также автоматической политикой, или политикой встроенных стабилизаторов.

Дискреционная фискальная политика представляет собой маневрирование налогами и государственными расходами путем принятия специальных решений правительства в целях воздействия на реальный объем национального производства, уровень занятости и темп инфляции.

Если происходит увеличение государственных расходов без повышения налогов, то эффект данного увеличения аналогичен

эффекту от роста инвестиций, поскольку возникает мультипликативное воздействие на величину равновесного уровня национального производства. Дело в том, что государственные расходы так же, как и инвестиции, не зависят непосредственно от объема национального производства и не влияют на функцию потребления. Увеличение государственных расходов сопровождается бюджетным дефицитом. Государство вынуждено идти на дефицитное финансирование, как правило, в целях преодоления спада или депрессии.

Теперь рассмотрим последствия уменьшения налогов без сокращения государственных расходов. В этом случае также будет иметь место мультипликативное воздействие на размер национального производства, но в меньшей степени, чем при увеличении государственных расходов; возникает бюджетный дефицит, вызванный сокращением налогов.

Если сравнить оба случая с точки зрения эффективности воздействия на объем национального производства, то первый случай предпочтительнее. В период спада увеличение государственных расходов оказывает более ощутимое антикризисное воздействие на экономику, чем снижение налогов. «Новый курс» Рузвельта в США, основанный на кейнсианских рекомендациях, который предусматривал, в частности, организацию общественных работ на основе роста государственных расходов в целях борьбы с массовой безработицей, оказался гораздо эффективнее попыток сбалансировать бюджет в условиях кризиса. В Германии такая попытка в период Великой депрессии резко ухудшила экономическую ситуацию, что, в частности, способствовало приходу к власти фашизма.

Дискреционная фискальная политика является действенным инструментом антициклического регулирования. В период подъема проводится сдерживающая, или рестриктивная, политика, направленная на сдерживание экономической активности, а в период спада - стимулирующая, или экспансионистская, политика, способствующая повышению уровня экономической активности, сопровождающаяся ростом бюджетного дефицита.

Вместе с тем дискреционная фискальная политика имеет определенные ограничения. Финансирование государством строительства новых дорог, школ, больниц и т.д. ведет к созданию новых рабочих мест и сокращению безработицы. Но временной лаг от момента принятия решения о выделении средств на данные цели до момента полной реализации этих расходов, получения людьми работы может составить годы. Требуются разработка планов, получение разрешения на реализацию проектов у экологических служб, приобретение земельных участков, строительство новых зданий и т.д. Это значит, что крупномасштабные государственных программы, в частности, программы общественных работ, могут быть эффективны в условиях глубоких и затяжных кризисов и депрессий. Если спад окажется коротким, то реализация проекта общественных работ может начаться в период подъема экономики и усилить ее перегрев.

Подобные недостатки имеют место и при манипулировании налогами. Проекты о налогообложении достаточно долго обсуждаются и утверждаются. Предложения о повышении налогов воспринимаются экономическими субъектами чаще всего негативно, поэтому политики, выступающие с данными предложениями, рискуют проиграть на выборах. Если экономические субъекты предполагают, что снижение налогов носит временный характер, то их реакция на данное снижение может быть незначительной, а поэтому антициклический эффект от снижения налогов будет меньше ожидаемого.

Дискреционную форму фискальной политики дополняет ее недискреционная форма, основанная на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих автоматическое увеличение поступлений в государственный бюджет в период роста экономики и автоматическое сокращение данных поступлений в период спада. Основные встроенные стабилизаторы - это автоматические изменения налоговых поступлений и трансфертных платежей.

В отличие от дискреционной фискальной политики, которая предполагает целенаправленные действия правительства при изменении экономической ситуации с целью достижения стабилизационного эффекта, недискреционная фискальная политика способствует обеспечению данного эффекта автоматически.

Недискреционная фискальная политика предполагает гибкое изменение интенсивности налоговых поступлений и потоков трансфертных платежей в зависимости от постоянно меняющейся под влиянием циклических колебаний экономической ситуации. В фазе подъема, по мере увеличения объема национального производства, налоговые поступления возрастают, особенно если в экономике действует прогрессивная система налогообложения. Увеличиваются также акцизы и налоги на добавленную стоимость.

При спаде налоговые поступления в бюджет сокращаются, а интенсивность потоков трансфертных платежей увеличивается. Данная гибкая система регулирования налоговых поступлений и трансфертных платежей оказывает стабилизирующее воздействие на совокупный спрос.

Примером трансфертных платежей является пособие по безработице, которое человек начинает получать вскоре после увольнения. Когда он вновь находит работу, выплата пособия прекращается. Пособие по безработице способствует стабилизации доходов и поэтому является антициклическим регулятором.

Фискальная политика направлена на регулирование и предотвращение нежелательных изменений совокупного спроса посредством планируемых изменений государственных расходов и налогов. Эта политика подразделяется на дискреционную и недискреционную.

Дискреционная фискальная политика – сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Целью дискреционной фискальной политики является максимальное приближение равновесного объема производства к уровню объема производства при полной занятости.

Например, выделяют следующие действия правительства (меры дискреционной фискальной политики), когда экономика находится в стадии спада:

1) Снижение налогов при сохранении государственных расходов на прежнем уровне. Снижение налогов может привести к росту чистого дохода населения и предприятий, что вызовет рост совокупных расходов и подъем в экономике.

2) Увеличение государственных расходов при сохранении налогов на прежнем уровне. Рост расходов может привести к росту инвестиций, т.е. к росту национального производства.

Если экономика находится в стадии роста , то для предотвращения более быстрого роста цен, т.е. для замедления темпов экономического роста производства, могут использоваться следующие меры дискреционной фискальной политики:

1) Повышение налогов при сохранении государственных расходов на прежнем уровне, что приведет к снижению совокупного спроса на товары и услуги и к снижению уровня инфляции.

2) Сокращение государственных расходов при сохранении налогов на прежнем уровне. Это вызовет сокращение совокупного спроса на товары и услуги.

Влияние изменения государственных расходов и налогов на равновесный объем ЧНП происходит под действием эффекта мультипликатора.

Рисунок 1 – Влияние изменения совокупных расходов на равновесный ЧНП, кейнисианская модель «расходы-выпуск».

Каждая точка на биссектрисе означает равенство совокупных расходов и созданного ЧНП. Поэтому, пересечение биссектрисы с прямой ЧНП показывает равновесный объем ЧНП. Если совокупные расходы увеличатся за счет роста государственных, например, на 10 млрд. руб., то равновесный объем ЧНП увеличится на гораздо большую величину. Это называют действием эффекта мультипликатор а.

В общем виде мультипликатор определяется как отношение изменения прироста дохода к изменению совокупных расходов или к изменению одного из элементов совокупных расходов .

где ∆ЧНП - изменение реального ЧНП;

∆СР – изменение совокупных расходов.

Изменение совокупных расходов может происходить за счет:

1) ∆С – изменения потребительских расходов;

2) ∆G – изменения государственных расходов;

3) ∆I n – изменения инвестиций;

4) ∆X n - изменения чистого экспорта;

5) ∆Т – изменения налоговых поступлений.

Существует еще один способ определения мультипликатора:

где – предельная склонность к потреблению,

– предельная склонность к сбережению.

Предельная склонность к потреблению показывает, какая часть каждого вновь полученного домохозяйствами располагаемого дохода направляется на потребление . Предельная склонность к потреблению определяется следующим образом:

где ∆С – изменение в потреблении;

∆D – изменение располагаемого домохозяйствами дохода.

Предельная склонность к сбережению показывает, какая часть каждого вновь полученного домохозяйствами располагаемого дохода направляется на сбережение) .Предельная склонность к сбережению определяется следующим образом:

где ∆S – изменение в сбережении.

Поскольку домохозяйства часть своего дохода потребляют, а другую часть направляют на сбережение, то сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению будет равна единице.

Повышение налогов на (10 млрд. руб., например) приведет к сокращению чистого дохода потребителей и предприятий, соответственно к снижению совокупных расходов. В результате, равновесный объем ЧНП сокращается. Подобное изменение также происходит под действием эффекта мультипликатора. Мультипликатор налогов рассчитывается следующим образом:

Необходимые изменения государственных расходов и налогов могут происходить автоматически, что представляет собой недискреционную фискальную политику или встроенный стабилизатор .

Встроенный стабилизатор – это любая мера, которая имеет тенденцию уменьшить дефицит государственного бюджета в период спада или увеличить положительное сальдо (профицит) государственного бюджет в период инфляции без принятия специальных шагов со стороны политиков.

Встроенный стабилизатор возникает в результате того, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого дохода, который изменяется пропорционально величине ЧНП.

Рисунок 2 – Встроенная стабильность

Правительственные расходы считаются заданными (утверждаются парламентом на фиксированном уровне). Парламент утверждает не размер налоговых поступлений, а величину налоговых ставок. Налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и уровень ЧНП, которого достигает экономика (линия Т). По мере того кА экономика продвигается к более высокому уровню ЧНП (ЧНП 2) налоговые поступления возрастают автоматически и формируют тенденцию к ликвидации бюджетного дефицита и созданию бюджетного излишка Избыток налогов характеризует рецесиионый (дефляционный) разрыв .

И наоборот, когда ЧНП снижается (до уровня ЧНП 3), в период спад, налоговые поступления автоматически уменьшаются, что смягчает экономический спад. Дефицит налогов характеризует инфляционный разрыв (наличие инфляции спроса).

Основными факторами встроенного стабилизатора являются:

1) автоматическое изменение налоговых поступлений;

2) страхование по безработице и прочие трансферты. Потерявшие работу получают пособие, а с момента начала работы платежи прекращаются. Таким образом, система как бы перекачивает денежные средства в экономике.

3) программа помощи сельским производителям (в период падения цен на сельскохозяйственную продукцию правительство выкупает ее излишек, пополняя государственный резерв, которую вновь возвращает на рынок в период нехватки этой продукции);

4) сбережения предприятий и личные сбережения населения. Как правило, предприятия стремятся сохранить уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются. В результате сбережения корпораций (нераспределенная прибыль) действует как встроенный стабилизатор.

Для того, чтобы фискальная политика осуществлялась эффективно, необходимо учитывать фактор времени:

1) Необходимо время для осознания проблемы (о том, что происходит с ВНП в текущем периоде, узнаем лишь по окончании этого периода);

2) Имеют место административные задержки, связанные с обсуждением проблемы в парламенте;

3) Необходимо время для того, чтобы принятые парламентом фискальные меры стали приносить отдачу.

4) Кроме проблемы времени, существуют и политические проблемы. Как правило, правительство имеет пристрастие к стимулирующим мерам, т.е. сокращение налогов и повышение дотаций являются популярным политическим шагом, а снижение государственных расходов может оказаться политически рискованным шагом. Поэтому, даже если сокращение государственных расходов экономически обосновано, то члены парламента не примут такое решение накануне избирательной кампании, дабы не потерять голоса избирателей.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства: дискреционную и недискреционную.
Дискреционная (лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) - сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения объема национального пр-ва и занятости, инфляции.. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между финансовыми переменными величинами.
Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Важно учесть, что государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции.
Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.
Изменение налогообложения дает мультипликационный эффект. Между тем мультипликатор налогов меньше мультипликаторов инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что каждая единица прироста инвестиций (и государственных расходов) прямо воздействует на увеличение объема ВНП. При уменьшении же налогов растет располагаемый доход, однако часть его идет на потребление, а оставшаяся доля расходуется на сбережения.
У казанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.
Недискреционная - изменения в налогах и государственных расходах происходят автоматически.

Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. Она включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются:

а) затраты на расширенное воспроизводство;

6) непроизводительные расходы государства;

и) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.:

г) проведение структурной политики;

е) содержание военно-промышленного комплекса и т.п.
С помощьюкосвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.
К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.

Бюджетный дефицит. Государственный долг.

Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы.

Бюджетный дефицит - сумма превышения расходов правительства над его доходами в каждый бюджетный год. Различают структурный, фактический и циклический дефициты. Бюджетный дефицит - дополнительный внутренний спрос со стороны государства.

Структурный дефицит - расчетный дефицит, рассчитанный:
- для экономики, находящейся на естественном уровне национального продукта и естественном уровне безработицы; и
- при существующих законах о ставках налогов и размеров трансфертных платежей.

Фактический дефицит - установленная фактическая сумма превышения расходов правительства над его доходами в текущем бюджетном году.

Циклический дефицит - разница между структурным и фактическим дефицитами. Циклический дефицит отражает изменения в налогах и расходах, происходящие автоматически в результате колебаний экономического цикла.

Дефицит обычно бывает обусловлен либо общим спадом производства, либо завышенными расходами на социальные программы, либо возросшими расходами на оборону, либо выполнением государством других функций. Снижение бюджетного дефицита стало для правительства большинства стран необходимым инструментом регулирования экономики.
Размеры дефицитов колеблются в зависимости от конкретной экономической ситуации. В среднем в государственных бюджетах они составляют 10-20% от общего объема государственных бюджетов. При неблагоприятных экономических условиях дефициты возрастают. Так, например, в Японии в 1999/2000 финансовом году дефицит вырос до 43%.
Значительно реже бюджетные доходы превосходят расходы, то есть имеют место излишки денег в бюджете, и тогда он становится профицитным .

Бюджетный профицит представляет собой излишек бюджета, то есть превышение доходов над расходами.

При недостатке средств (от сбора налогов и эмиссии бумажных денег) для покрытия дефицита бюджета государство прибегает к заимствованию - внутреннему (то есть деньги одалживаются у граждан и организаций своей страны) или внешнему (то есть деньги берутся в долг у иностранных государств и финансовых организаций). Помимо основной суммы по долгам выплачиваются проценты. И крупные долги, и избыточная денежная эмиссия ведут к негативным последствиям: в результате дополнительного выпуска в оборот бумажных денег усиливается инфляция, а внутренние и внешние заимствования ведут к наращиванию государственного долга.

Государственный долг - общая сумма задолженности правительства населению, владельцам государственных ценных бумаг, равная сумме прошлых бюджетных дефицитов.

· В зависимости от сроков, на которые предоставляются денежные средства, долговые обязательства подразделяются на:

o краткосрочные (до одного года);

o среднесрочные (от одного года до пяти лет);

o долгосрочные (от пяти до тридцати лет).

В настоящее время в большинстве стран растут как внутренние, так и внешние долги. Такое положение при неэффективном использовании полученных средств на определенном этапе развития может вызвать тяжелые социально-экономические последствия. Современные эксперты признают опасным для стабильности национального хозяйства такое положение, при котором общая сумма государственного долга превышает объем ВВП в 1,5-2 раза. Поэтому правительства всех стран стараются не доводить государственный долг до этой черты. Они стремятся к сокращению расходов по обслуживанию долга путем снижения расходной части бюджета. Например, это может быть уменьшение расходов на военные нужды, конверсия в оборонной промышленности, сворачивание социальных программ, приватизация низкорентабельных предприятий госсектора.

Цели и инструменты монетарной политики государства.

Монетарная политика - инструмент, при помощи которого правительства стараются воздействовать на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу.

Монетарная политика - один из четырех основных макроэкономических инструментов, опирающийся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и, соответственно, на ставку процента, а через нее на инвестиции и реальный ВВП.

Различают три основных составляющих монетарной политики:
- эмиссия новых денег;
- прямой контроль над массой денег в денежном секторе;
- операции на открытом рынке.

Цели и инструменты кредитно-денежной (монетарной) политики

Денежно-кредитная политика государства традиционно рассматривается как

важнейшее направление государственного регулирования экономики.

Цели и средства, которыми государство осуществляет денежное

предложение и регулирование денежной массы, составляют содержание кредитно-

денежной политики.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь

экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося

полной занятостью, стабильностью цен и устойчивым платежным балансом.

Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к

циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им

выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии -

уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная

государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль

главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы

страны выполняет эмиссионный банк.

Основные задачи денежно-кредитной политики:

Обеспечение устойчивости национальной валюты в целях

эффективного осуществления платежей и расчетов;

Выработка правил денежного обращения, их регулирование и

контроль за их выполнением;

Воздействие на экономическую конъюнктуру путем изменения

находящихся в обращении денег.

Для реализации этих задач Центральный банк использует определенный

набор инструментов. Как уже говорилось, только Центральный банк может

осуществлять денежную эмиссию, имея исключительное право на печатание

Кроме того, в целях регулирования величины и структуры денежной массы

Центральный банк применяет специфические инструменты денежно-кредитной

политики, важнейшими из которых являются:

Учетная политика;

Политика открытого рынка;

Резервная политика;

При проведении своей политики Центральный банк исходит как из

стратегических задач развития экономики страны, так и преследует частные

тактические цели краткосрочного характера. Пи этом он может проводить как

самостоятельную политику, так и идти в “фарватере” политики правительства.

Политика Центрального банка в значительной степени определяется

характером его взаимоотношений с другими государственными органами,

вытекающим из специфики законодательства о Центральном банке и денежном

обращении в той или иной стране, а также сложившимися в стране традициями и

характером развития политических институтов.