Взаимность и реторсии. Принцип взаимности в международном частном праве. Реторсии Применение норм иностранного права взаимность и реторсии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Международное частное право».

на тему: «Принцип взаимности в международном частном праве».

Введение

1. Взаимность, понятие и виды

2. Реторсия, понятие и особенности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Принцип взаимности является одним из основных в регулировании межгосударственных экономических отношений. Его квалификация как специального принципа международного экономического права не мешает рассматривать его и как исходное положение в международном частном праве. Тесная взаимосвязь международного и внутригосударственного права обеспечивает и взаимодействие рассматриваемых начал между собой.

Актуальность тематики данной работы обусловлена, по моему мнению, тесная взаимосвязь международного и внутригосударственного права обеспечивает и взаимодействие рассматриваемых начал между собой.

Целью данной работы является изучение принципа взаимности и реторсии в международном частном праве. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи.

1. Рассмотрение сущности и предмета регулирования принципа взаимности как такового. взаимность право реторсия международный

2. Обзор и квалификация принципа взаимности как специального принципа международного экономического права

Объектом исследования в данной работе является международное частное право.

1. Взаимность, понятие и виды

Сущность взаимности состоит в предоставлении юридическим и физическим лицам иностранного государства определенного количества прав или правового режима при условии, что физические и юридические лица страны, их предоставляющей, будут пользоваться аналогичными правами или правовым режимом в данном иностранном государстве.

Как видно из приведенного определения, в доктрине и практике международного частного права можно выделить два вида взаимности: материальную и формальную.

Проблема взаимности непосредственно связана с такой объективностью современного мира, как взаимозависимость государств. Наше государство неизменно выступает за укрепление экономических, научно-технических, культурных и иных связей с другими странами, если и они стоят за укрепление деловых связей с Россией. Обе стороны должны стремиться к развитию таких связей на началах равноправия. Равноправие находит свое выражение и во взаимном признании государствами действия их законов. Без этого сотрудничество между странами невозможно.

Принцип взаимности в международном частном праве понимается в широком и узком смыслах. Например, российский гражданин поехал отдыхать со своей семьей в Карловы Вары (Чехия) на купленном им в России автомобиле. Право собственности возникло в России, но оно полностью признается и в других государствах, если, конечно, машина не была ранее украдена и незаконно ввезена в Россию. Чешский турист приехал в Санкт-Петербург на своей машине. И в том и другом случае в одном государстве взаимно признается действие правовой системы другого государства и тех субъективных прав, которые возникли у лица на основе применения законодательства другого государства. Во всех подобных случаях следует говорить о взаимности в широком смысле. В широком смысле под взаимностью понимается взаимное признание государствами действия их законов и тех прав, которые возникают на основании их законов в иностранном государстве. В более узком смысле под взаимностью понимается предоставление определенного режима (национального или режима наибольшего благоприятствования).

Сущность взаимности состоит в предоставлении физическим и юридическим лицам иностранного государства определенных прав при условии, что физические и юридические лица предоставляющего эти права государства будут пользоваться аналогичными правами в данном иностранном государстве. Вводя оговорку о взаимности в международный договор, государство преследует цель обеспечить своим организациям и гражданам за границей пользование определенными правами. Поскольку в законодательствах государств имеются значительные различия, в отношении взаимности возникают определенные сложности.

Обычно под взаимностью понимается взаимное предоставление государствами отдельных конкретных прав и правомочий и взаимное предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования.

В области внешнеторговой деятельности под взаимностью в российском законодательстве понимается предоставление одним государством (или группой государств) определенного режима международной торговли взамен предоставления вторым государством первому государству такого же режима. Принцип взаимности является одним из основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Под материальной взаимностью понимается предоставление иностранным физическим и юридическим лицам тех же конкретных прав, которыми пользуются в данном иностранном государстве отечественные граждане и юридические лица. Приведем пример из области международной охраны авторских прав.

Материальная взаимность может применяться и в некоторых других случаях (в области налогообложения, льгот для иностранных инвесторов).

При формальной взаимности иностранным физическим и юридическим лицам предоставляются те права, которыми пользуются отечественные граждане. С одной стороны, в силу принципа формальной взаимности иностранным гражданам в другой стране могут предоставляться те права, которыми обладают отечественные граждане, в том числе и те права, которыми иностранные граждане не пользуются в своем государстве. С другой стороны, иностранцы не могут требовать предоставления им тех прав, которыми они обладают в своем государстве, если предоставление таких прав не предусмотрено законодательством этого иностранного государства. Например, если в одной стране на всей ее территории иностранцам не предоставляется право частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения или лесные угодья, то это не означает, что гражданин такого государства не будет пользоваться этими же правами в другом государстве, где подобные ограничения для иностранцев не установлены.

По действующему в России законодательству предоставление национального режима иностранным гражданам не обусловлено наличием взаимности. Из этого следует, что суд или иной орган не может требовать наличия взаимности для российских граждан, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено в федеральном законе или международном договоре.

В некоторых российских законодательных актах прямо предусмотрена необходимость соблюдения принципа взаимности в отдельных областях (в законах о патентах, товарных знаках, селекционных достижениях, об охране топологий интегральных микросхем, о племенном животноводстве). Можно привести и другой пример. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся на территории РФ, имеют право на получение компенсационных выплат согласно Закону об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств 2002 г. Однако временно находящиеся на территории РФ граждане иностранного государства имеют такое право лишь в случае, если в соответствии с законодательством этого иностранного государства аналогичное право предоставлено гражданам РФ.

Принцип взаимности используется в различных двусторонних международных договорах, заключенных Россией с другими государствами (например, в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности 1993 г., в Соглашении о торговых и коммерческих отношениях между Россией и Канадой 1992 г. и др.).

2. Реторсия, понятие и особенности

Непосредственно с принципом взаимности связана возможность применения ответных ограничительных мер, именуемых реторсией. Под реторсией в международном частном праве понимаются правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физические или юридические лица первого государства.

Целью применения реторсии является восстановление принципа взаимности по отношению к соответствующему государству. Поэтому меры, используемые в качестве реторсии, должны быть пропорциональны вызвавшему их акту и прекращаться с момента восстановления прежнего положения. В соответствии с нормами международного права применение реторсии в отношении определенного иностранного государства не может рассматриваться как нарушение принципа не дискриминации.

В случаях, когда в каком-либо государстве необоснованно, дискриминационным порядком, устанавливаются ограничения, наносящие урон интересам другого государства или правоспособности его граждан и юридических лиц, последнее имеет право на применение ответных мер, которые именуются в международном частном праве и практике международных отношений реторсиями. Реторсии, как следует из вышеупомянутого, представляют собой ограничения в правах физических и юридических лиц другого государства или иные мероприятия (например, введение визового контроля въезда для граждан соответствующего государства в противодействие отмене последним безвизового передвижения по его территории для граждан первой страны и т.п.), возникшие в качестве ответа на действия первого государства. Не случайно поэтому, что реторсию именуют иногда также обратной взаимностью.

Право каждого государства на реторсию вытекает из принципов суверенного равенства, уважения суверенитета, равноправия и недискриминации. В международном публичном и международном частном праве принято различать реторсию и репрессалию. Необходимо обратить внимание, что реторсия является результатом нарушения не права, а именно нанесения ущерба интересам государств или их граждан и организаций. В случае же нарушения права следует говорить о репрессалиях.

Возможность обращения к реторсии большей частью устанавливается законодательными средствами.

Федеральном законе РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 16 октября 1995 г.: «В случае принятия иностранным государством мер, нарушающих экономические интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы Российской Федерации, а также в случае невыполнения этим государством принятых им по международным договорам обязательств перед Российской Федерацией Правительство Российской Федерации вправе вводить ответные меры в области внешнеторговой деятельности в соответствии с общепризнанными нормами международного права и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и российских лиц» (ст. 34).

Кроме того, предусматривается, что органы исполнительной власти ведут специальный реестр случаев дискриминации и нарушений двусторонних и многосторонних обязательств, допущенных в отношении российских лиц на рынках отдельных государств, и перечень принятых или намечаемых мер по защите законных торгово-экономических интересов Российской Федерации (ст.24).

Сходным образом решается рассматриваемый вопрос и в законодательных актах других стран.

При рассмотрении вопроса о реторсии важно подчеркнуть, что в целом право на установление реторсии в конкретных ситуациях принадлежит органам исполнительной государственной власти. По общему правилу суд, разбирающий дело, сталкиваясь с необоснованными ограничениями указанного рода, большей частью не обладает полномочием, установив факт ограничений необоснованного характера, прибегнуть к реторсии. Однако есть примеры и другого рода. В частности, китайское законодательство, решая вопросы «обратной взаимности», заявляет следующее: «..если суды иностранного государства налагают ограничения на процессуальные права граждан, предприятий и юридических лиц Китайской Народной Республики, народные суды будут соблюдать принцип взаимности в отношении ограничения прав граждан, предприятий и организаций такой страны» (ст. 187 ГПК КНР).

В истории МЧП не слишком много примеров обращения к реторсиям. Тем не менее таковые имели место, в том числе и в отечественной практике. Историческими примерами среди наиболее упоминаемых называется Декрет Конвента 1873 г. о конфискации во Франции имущества испанских подданных в ответ на аналогичную меру испанской короны, Закон Соединенных Штатов Северной Америки 1887 г. о рыбной ловле, вызванный действиями канадских властей, таможенные войны -- русско-германская 1887-- 1894 гг., французско-швейцарская 1892--1899 гг. и т.д.

В практике международного частного права встречаются ситуации, которые не всегда характеризуются «клинической чистотой» В частности, в ряде случаев распознать то или иное начало с первого подхода оказывается затруднительным Например, в постановлении Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. № 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации» устанавливается «при введении иностранным государством порядка, в соответствии с которым обязательным условием въезда на его территорию граждан Российской Федерации является осуществление на время их пребывания медицинского страхования, Министерству иностранных дел Российской Федерации в установленном порядке рассматривать вопрос о необходимости введения аналогичного условия при въезде граждан этого государства в Российскую Федерацию». В данном случае, как представляется, имеет место принцип материальной взаимности -- требование о медицинском страховании как для граждан России, так и для граждан соответствующего иностранного государства на время их нахождения на территориях конкретных государств. Вместе с тем нельзя не увидеть, что подобное условие возникает, как ответ на определенные действия иностранного государства, что не может не заставить проводить аналогию с реторсией. Оценивая же рассматриваемую ситуацию в целом, представляется правильным говорить о введении материальной взаимности. Если же в конкретных обстоятельствах окажется, что, скажем, первичная мера направлена исключительно на применение в отношении российских граждан, т.е. является дискриминационной, то вышеприведенное требование со стороны Российской Федерации закономерно надлежит квалифицировать как реторсию.

Следует также иметь в виду, что реторсионные действия направлены на то, чтобы побудить установившее дискриминационные меры государство отказаться от них. При этом, хотя суть «обратной взаимности» и состоит в том, что данное государство обычно отвечает на несправедливость аналогичной мерой, на нем не лежит обязанность по соблюдению паритетности мер -- точности повторения того, что дало повод к реторсии.

Заключение

В настоящее время очень сильно возросло значение таких понятий, как «взаимность» и «реторсия». Их наличие заключается одновременно в предоставлении юридическим и физическим лицам иностранного государства определенных прав при условии, что физические и юридические лица страны, их предоставляющей, будут пользоваться аналогичными правами в данном иностранном государстве, а также в принудительных действиях государства в ответ на недружественный акт иностранного государства, поставившего в дискриминационные условия физические и юридические лица российского государства. Порой, проанализировав российское законодательство, делаешь вывод, что иностранные граждане обладают огромным спектром прав, почти таким же, как и граждане нашей страны. А в ответ, россияне в других странах, таких, как например Китай, имеет совсем немного прав, что порой выражается в спорах, негодованиях и т.д. Я считаю, что вопрос прав иностранных граждан в РФ, и наоборот, открыт, и требует вмешательства, и более тщательного внимания к себе со стороны Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ.

Список использованной л итерат уры

1. Конституция Российской Федерации. 1993г.

2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994г. (с изм. от 27.12.2009г.)

3. Гражданско-процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. (с изм. от 09.11.2009г.)

4. Гаврилов В. В. Международное частное право.- М.: НОРМА- ИНФРА- М, 2000.

5. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

6. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Международные отношения, 2003. - 354 с.

7. Вологдин А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие для ВУЗов, 2009. - 425 с.

8. Дозорцев В.А. Наследственное право зарубежных стран. - М.: Норма, 2009.-241с.

9. Дорофеева Ю.А. Ограничения прав иностранных граждан и апатридов в Российской Федерации // Научно-теоретический журнал. 2008. № 3. - С. 17 - 24.

10. Дмитриева Г.К., Ануфрева Л.П. Международное частное право. 3-е изд., перераб. и доп. 2008. - с.656

11. Звеков В.П. Международное частное право: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2007.-568с.

12. Кудашкин В.В. Международное частное право в системе социально-экономических отношений общества // Государство и право. -- 2004. -- № 7.

13. Лебедев С.Н. О природе международного частного права//Сов. ежегодник международного права. 1999.- М., 2004.- С. 61-80

14. Маковский А.Л. Проблема природы международного частного права в советской науке//Труды ВНИИСЗ.- 29.- М., 1984.- С. 206-224

15. Перетерский И.С., Крылов С.Б. Международное частное право. -М.: ЛОГОС,2008.-736.

16. Сытник А.М. - Международное частное право - высшая математика юриспруденции. - 240 с.

17. Шевчук Д.А. Международное частное право. Учебное пособие.- М.: НОВА,2009.-1265с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Коллизионный и материально-правовой способы регулирования в международном частном праве. Понятия "статут", "сверхимперативные" нормы, "конфликт квалификаций". Отличие "формальной" взаимности от "материальной". Применения коллизионного принципа в РФ.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2016

    Определение содержания термина "коллизия" и особенности его проявления в сфере международного частного права. Идея взаимности и основанный на ней юридический принцип как институт международного частного права, его применение согласно российскому праву.

    контрольная работа , добавлен 20.04.2015

    Понятие признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей). Роль международного договора, принципа взаимности. Возбуждение и подготовка к судебному разбирательству данных дел, их рассмотрение.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2015

    Источники и принципы права прав человека. Отсутствие принципа взаимности при нарушении международных договоров о правах человека. Принцип недопустимости дискриминации. Классификация прав и свобод человека. Функции международной защиты прав человека.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2011

    Анализ существующей международной нормативной правовой базы в сфере международного таможенного и транспортного права в Республике Беларусь. Формирование и обоснование существования отраслевого принципа международного права, как принципа свободы транзита.

    реферат , добавлен 19.11.2009

    курсовая работа , добавлен 21.01.2011

    История развития принципа свободы договора в римском частном и российском гражданском праве. Ограничения принципа свободы договора в договорах с потребителями в современном договорном праве России (на примере договора имущественного страхования).

    дипломная работа , добавлен 01.10.2017

    Принцип национального режима. Правоспособность иностранных физических лиц. Юридические лица в международном частном праве, понятие статута. Правовые основания допуска юридических лиц на территорию иностранного государства. Применение принципа контроля.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2013

    Рассмотрение сущности и правовой природы законности, анализ его принципа. Конституционно-правовое исследование проблем и законодательных основ реализации, концептуальные подходы к содержанию. Реализация принципа законности на государственной службе.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Неприкосновенность права собственности как фундаментальный принцип гражданского права и законодательства. Формирование системы права под влиянием факторов (исторических, экономических социальных). Соотношение принципа права и начала законодательства.

Реторсии!

По общему правилу применение иностранного права в России носит безусловный характер (т.е. не ставится в зависимость от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве российское право). Однако существуют исключения из данного правила (в основном они относятся к области интеллектуальной собственности).

Например: согласно ст.36 патентного закона РФ иностранные лица пользуются правами, предусмотренными данным законом наравне с гражданами и юридическими лицами России только в том случае, если это предусмотрено международным договором или на основе принципа взаимности.

В случае, если иностранное государство вводит какие-либо ограничения в отношении имущественных и неимущественных прав российских граждан и юридических лиц, Правительство России может вводить ответные ограничения в отношении граждан и юридических лиц соответствующего иностранного государства (данные ответные ограничения именуются реторсиями).

Реторсии - это ответные ограничения прав иностранных граждан и юридических лиц в ответ на действия соответствующего иностранного государства.

Положение о реторсиях содержится в ст. 1194 ГК РФ.

Возможность введения ответных ограничений процессуальных прав иностранных граждан предусмотрена процессуальным законодательством (ст.398 ГПК РФ, ст.254 АПК РФ).

В науке есть и более широкое понимание реторсий. Реторсии - это ответные ограничения, которые могут касаться всего комплекса торгово-экономических отношений с соответствующим иностранным государством.

Согласно ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. Правительство России может вводить меры ограничения внешней торговли против иностранного государства, если это иностранное государство не выполняет принятые на себя международные обязательства в отношении России или если иностранное государство предпринимает меры, нарушающие экономические интересы России и российских лиц.

Взаимность (по учебнику М.М. Богуславского)

В широком смысле слова - в России признаются те права, которые возникают на основе иностранного Законодательства

В узком смысле слова - это взаимное предоставление определённого режима (национального, наибольшего благоприятствования) или каких-либо прав иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам

Сущность взаимности состоит в предоставлении физическим и юридическим лицам иностранного государства определённых прав при условии, что физические и юридические лица предоставляющего эти права государства будут пользоваться аналогичными правами в данном иностранном государстве.

В МЧП обычно различают два вида взаимности: материальную и формальную.

Материальная взаимность - это предоставление физическим и юридическим лицам иностранного государства той же суммы конкретных прав или полномочий, которыми пользуются отечественные граждане в данном иностранном государстве -

Формальная взаимность - это предоставление физическим и юридическим лицам правомочий, которые вытекают из местного закона; они могут быть поставлены в одинаковое положение с местными гражданами и юридическими лицами.

С одной стороны, в силу принципа «формальной» взаимности иностранным гражданам в РФ предоставляются права, которыми обладают российские граждане (в том числе - и те права, которыми они не пользуются в своём государстве); с другой стороны, иностранцы не могут требовать предоставления им тех прав, которыми они обладают в своем государстве, если предоставление таких прав не предусмотрено российским законодательством.

Взаимность в российской практике в области МЧП понимается главным образом как формальная.

Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц в МЧП. Личный закон физического лица. Лишение и ограничение дееспособности физических лиц. Признание физических лиц умершими и безвестно отсутствующими.

Для участия в частноправовых отношениях на территории иностранного государства необходимо, чтобы ФЛ обладало соответствующей право- и дееспособностью. В МЧП дифференцированный подход к ФЛ, который находится в пределах юрисдикции конкретного государства. 3 категории :

1. отечественные граждане

2. иностранные граждане

3. лица без гражданства

На гражданина, находящегося вне юрисдикции отечественного государства, распространяется по крайней мере 2 правопорядка: национального государства и иностранного государства места пребывания.

По общему правилу гражданская правоспособность лица - это его способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникающая с момента рождения и устанавливаемая законом.

Для определение правосубъектности ФЛ – правила определения право- и дееспособности ФЛ. Правоспособность определяется либо исходя из личного закона ФЛ, либо исходя из национального правового режима. В РФ ст. 1196 ГК РФ: объем правоспособности ФЛ определяется с учетом их личного закона.

А) Правоспособность иностранных ФЛ может ограничиваться посредством установления перечня видов деятельности, в которых не м.б. занят иностранец (гос. служба, работа на предприятиях, связанных с гос. тайной, архитектурная деятельность; разработка недр, добыча полезных ископаемых, рыболовства, землепользование).

Б) Дееспособность подчиняется личному закону. Достижение совершеннолетия, лишение, ограничение дееспособности определяется законом, которому подчиняются вопросы личного статуса ФЛ в целом.

Определенные трудности при решении вопроса о применимом праве к вопросам дееспособности составляют ситуации, когда лицо имеет несколько гражданств или не имеет их в принципе. В данном случае повсеместно закрепляется правило,что дееспособность определяется исходя из постоянного места жительства ФЛ.

Предмет особого регулирования – в области предпринимательской и торговой деятельности. Ст. 1201 право ФЛ заниматься предпринимательской деятельностью без образования ЮЛ определяется по праву страны, где такое ФЛ зарегистрировано в качестве ИП. Если данное правило не м.б. применено в силу отсутствия обязательной регистрации, то применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности (ПД). Правовой статус ФЛ, в том числе вопросы право- и дееспособности, являются предметом регулирования двусторонних договоров о правовой помощи.

Спец. правила установлены в отношении ограничения и лишения дееспособности . В материальном праве государств существуют различные основания для ограничения и лишения дееспособности:

в целях достижения единообразия в данных вопросах – Гаагская конвенция об ограничении дееспособности совершеннолетних от 17 июля 1905 г. В соответствии с этой конвенции лишение и поражение в правах иностранца должно подчиняться его личному закону => основание данных действий и материальные условия также должны решаться на основе личного закона. В данном вопросе большое значение имеет вопрос о том, какое государство уполномочено применять лишение или ограничение дееспособности. В данном отношении наиболее распространенной нормой является положение о том, что компетентными учреждениями в данном случае является учреждение страны основного места жительства. В РФ установлены иные коллизионные правила: п.3 ст. 1197 ГК РФ подчиняет вопросы лишения и ограничения дееспособности российскому праву.

Также дополнительные правила установлены в некоторых двусторонних договорах РФ: Россйиско-Египетский договор от 23 сент. 1997 г. «О правовой помощи»: при ограничении дееспособности компетентным судом является суд той страны, гражданином которой является данное лицо. Т.е. в отношении рос-го гражданина египетский суд решение вынести не может.

Специальное коллизионное правило установлено в отношении института объявления безвестно отсутствующим и признания лица умершим. В данном случае: подобные материальные нормы существуют не во всех странах. Коллизионные аспекты безвестного отсутствия и объявления умершим решаются на основе привязки отношения к личному закону. Однако, в силу специфических обстоятельств данных дел, в национальных законодательствах закрепляется привязка к закону страны суда (ст. 1200 ГК РФ). Спец. правила могут также содержаться в отдельных двусторонних договорах. В частности, в соответствии с положениями российско-кубинского договора 1984 г. объявить лицо безвестно отсутствующим или умершим вправе только судебное учреждение страны, гражданином которой являлось это лицо в то время, когда по последним данным оно было живым. Подобные предписания зафиксированы и в др. договорах (Монголия, Чехия, КНДР) многосторонней конвенции о правовой помощи 1993 г., заключенной в рамках СНГ.

- личный закон ФЛ: означает применения права того государства, которому принадлежит участник правоотношений. Применяется для определения право и дееспособности ФЛ, для регулирования брачно-семейных и наследственных отношений, а также для характеристики и защиты личных неимущественных прав (право на имя). Может определяться либо с точки зрения гражданства, либо с точки зрения постоянного места жительства. В РФ системное образование КН, при этом общим правилом является закон гражданства, а специальные правила устанавливают применения закона постоянного места жительства (ст. 1095 ГК РФ).

Подробнее

Возможность применения реторсии установлена рядом законодательных актов. Так, в соответствии с ГПК РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций (п. 4 ст. 398 ГПК РФ).

Аналогичное правило установлено п. 4 ст. 254 АПК РФ.

Возможность применения ответных ограничений приобретает особое значение в связи с тем, в каком сложном положении оказались после распада СССР в некоторых странах наши соотечественники. Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, предусматривают в необходимых случаях соответствующие меры, допускаемые современным международным правом и используемые в мировой практике, по отношению к тем государствам, в которых грубо нарушаются права соотечественников. К числу таких мер относится сокращение торгово-экономических связей, изменение таможенного режима, отмена льгот физическим и юридическим лицам соответствующих государств, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации.

В области внешнеторговой деятельности применение ответных мер предусмотрено Законом об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2003г., в котором предусматривается, что Правительство РФ может вводить ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Такие ограничения вводятся, если иностранное государство не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации, предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, муниципальных образований или российских лиц, не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов, не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических и юридических лиц этого государства на территории РФ (ч. 1 ст. 40). Ограничительные меры вводятся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ч. 2 ст. 40).

Решение о введении ответных мер принимается Правительством РФ. До введения ответных мер Правительство РФ может принять решение о проведении переговоров с соответствующим иностранным государством.

Помимо перечисленных выше проблем, при применении коллизионных норм в МЧП возникает еще одна - проблема взаимности . Предоставляет ли государство в ответ на предоставление прав его гражданам и юридическим лицам аналогичные права гражданам и юридическим лицам государства, применяющего его право? В случае положительного ответа на этот вопрос, можно говорить о наличии взаимности, необходимость существования которой объективно предопределяется взаимозависимостью и взаимосвязанностью государств в современном мире, принципом их суверенного равенства.

Сущность взаимности состоит в предоставлении юридическим и физическим лицам иностранного государства определенного количества прав или правового режима при условии, что физические и юридические лица страны, их предоставляющей, будут пользоваться аналогичными правами или правовым режимом в данном иностранном государстве .

Как видно из приведенного определения, в доктрине и практике МЧП можно выделить два вида взаимности: материальную и формальную.

Материальная взаимность заключается в предоставлении иностранным физическим и юридическим лицам такого же набора прав, которым пользуются в данном иностранном государстве отечественные граждане и предприятия. В качестве примера проявления такого вида взаимности можно привести, в частности, зафиксированное в некоторых международных договорах право инвестора на выплату иностранным государством компенсации в случае принудительного изъятия его капиталовложения или право иностранца на необложение налогом его доходов от авторских прав и лицензий в государстве их возникновения.

Вместе с тем количество случаев закрепления в национальном законодательстве или в международно-правовых документах норм о материальной взаимности сравнительно невелико. Это объясняется существующими различиями в правовых системах современных государств, наличие которых исключает возможность предоставления физическим и юридическим лицам одинакового набора прав в разных странах.

Например, россиянин, как и любой другой иностранный гражданин, имеет в США право на защиту своих гражданских прав в суде присяжных. В то же время американец не может воспользоваться аналогичным правом в России, так как в нашей стране подобный судебный орган осуществляет правосудие лишь в отношении некоторых категорий уголовных дел. Даже в случае предоставления аналогичных прав для иностранцев во внутреннем законодательстве другого государства, их фактический объем может не совпадать в силу исторических и национальных особенностей правового регулирования соответствующих отношений в такой стране (например, право иностранца на частную собственность на землю).



Поэтому сегодня гораздо более распространенной является практика закрепления в национальном законодательстве и международных договорах положений о формальной взаимности . В данном случае речь идет не об уравнении набора прав частных субъектов, а о тождественности предоставляемых им правовых режимов. Конкретный перечень правомочий иностранных физических и юридических лиц в рамках таких режимов определяется внутренним правом соответствующего государства.

Так, например, ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 декабря 1992 г. устанавливает: «Граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане этой Договаривающейся Стороны. Это относится также и к юридическим лицам, которые созданы в соответствии с законодательством одной из Договаривающихся Сторон».

В свою очередь, п. 2 ст. 398 ГПК РФ от 14 ноября 2002 г. определяет, что «иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями». Соответствующие положения нашли закрепление и в ст. 254 АПК РФ. В указанных случаях речь идет о предоставлении иностранным субъектам национального режима на территории другого государства в процессуальной сфере.

Еще одним проявлением формальной взаимности является практика закрепления в международных соглашениях режима наибольшего благоприятствования для частных субъектов различных государств в определенных областях международного сотрудничества. Здесь в качестве примера можно привести, в частности, положения п. 2 ст. III Соглашения между Правительством Канады и Правительством СССР о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 20 ноября 1989 г.: «Каждая из Договаривающихся Сторон предоставляет капиталовложениям или доходам инвесторов другой Договаривающейся Стороны на своей территории режим не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет капиталовложениям или доходам инвесторов любого третьего государства».



Характерной особенностью формальной взаимности является то, что иностранным гражданам в другом государстве предоставляются права, которыми обладают отечественные граждане, в том числе и те права, которыми они не пользуются в своей стране. В то же время иностранцы не могут требовать предоставления им тех прав, которыми они обладают в своей стране, если предоставление таких прав не предусмотрено законодательством такого другого государства.

В соответствии с доминирующей в доктрине МЧП точкой зрения взаимность не является необходимой предпосылкой для применения иностранного права. Другими словами, ее отсутствие не препятствует, как правило, использованию коллизионных норм, отсылающих к законодательству другого государства. В нашей стране данный принцип получил нормативное закрепление в ст. 1189 ГК РФ, которая устанавливает, что «иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом. В случае, если применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное».

Вместе с тем необходимо учитывать, что в целом ряде отечественных и зарубежных нормативных правовых актов до сих пор можно встретить прямое указание на необходимость соблюдения принципа взаимности не только как на условие применения иностранного права, но и как на неотъемлемую составляющую процесса предоставления определенных прав. Так, например, в ч. 6 ст. 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ прямо указывается, что «при отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом». Таким образом, действие начала взаимности на сегодняшний день еще нельзя считать полностью исключенным из сферы коллизионного права.

В тех случаях, когда государство совершает действия, направленные на необоснованное дискриминационное ограничение прав и законных интересов граждан и юридических лиц другой страны, последняя может принять ответные ограничительные меры, которые в международном праве принято именовать реторсией . Под ней следует понимать правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физические или юридические лица первого государства.

Целью применения реторсии является восстановление принципа взаимности в отношениях соответствующих государств. Поэтому меры, используемые в качестве реторсии, должны быть пропорциональны вызвавшему их акту и прекращаться с момента восстановления прежнего положения. В соответствии с нормами международного права применение реторсии в отношении определенного иностранного государства не может рассматриваться как нарушение принципа недискриминации (см., например, ст. 47 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).

В законодательстве РФ возможность применения реторсии зафиксирована в ст. 1194 ГК РФ: «Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц». Подобные положения также предусмотрены ч. 4 ст. 398 ГПК РФ, ч. 4 ст. 254 АПК РФ и некоторыми другими нормативными правовыми актами.


Глава 4

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА
В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

  • Предмет и природа международного частного права. Методы регулирования
    • Предмет и природа международного частного права
    • Унифицированные нормы
    • Состав норм международного частного права
    • Соотношение международного частного и международного публичного права
    • Коллизионный метод регулирования
    • Материально-правовой метод регулирования
  • ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
  • История возникновения и развития международного частного права в России
    • Зарождение коллизионных проблем в России в X-XIII вв.
    • Становление науки международного частного права. Первые труды по международному частному праву - Д.И. Мейер, Н.П. Иванов
    • Основные концепции международного частного права в конце XIX в. - М.Н. Капустин, А.Н. Стоянов, К.И. Малышев
    • Идея «международного общения» Ф.Ф. Мартенса
    • Развитие международного частного права в начале XX в. - П.Е. Казанский, А.А. Пиленко, Б.Э. Нольде, М.И. Брун
    • Послереволюционный период развития международного частного права - А.Н. Макаров, И.С. Перетерский, А.Г. Гойхбарг, В.М. Корецкий, Л.А. Лунц
  • История возникновения и развития международного частного права в зарубежных странах
    • Истоки международного частного права в Древнем мире
    • Международное частное право в период Средневековья
    • Теория статутов в Италии и Франции
    • Голландская школа коллизионного права
    • Немецкая школа международного частного права
    • Итальянская школа международного частного права (теория Паскуале Манчини)
    • Французская школа международного частного права
    • Английская школа международного частного права
    • Коллизионное право США
  • ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
  • Национальное законодательство
    • Российское законодательство по международному частному праву
    • Законодательство зарубежных стран по международному частному праву
  • Международные договоры и иные международные документы
    • Международные договоры, унифицирующие коллизионные и материально-правовые нормы
    • Унификация права в странах СНГ
    • Принципы УНИДРУА. Lex mercatoria
    • Принципы европейского договорного права и Принципы европейского права
  • Международные обычаи
  • Судебная практика и судебный прецедент как источники международного частного права в России и в зарубежных странах
  • Общие понятия международного частного права
    • Коллизионная норма - цель, структура, виды
    • Коллизионные принципы в международном частном праве. Критерий наиболее тесной связи
    • «Прямой путь» определения применимого права
    • Проблема квалификации в международном частном праве
    • Обратная отсылка и дальнейшая отсылка (отсылка к праву третьего государства)
    • Установление содержания норм иностранного права
    • Оговорка о публичном порядке
    • Императивные нормы в международном частном праве
    • «Расщепление» привязки коллизионной нормы
    • Взаимность в международном частном праве. Реторсии

Взаимность в международном частном праве. Реторсии

Хорошо известный постулат о том, что поступать по отношению к другим надо так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, является «золотым правилом этики». А, как известно, право не только тесно связано с этикой, но и во многом базируется на общих с ней началах. Ввиду этого неудивительно, что данное «золотое правило» часто используется в том или ином виде в правовом регулировании вообще и в МЧП в частности. Один из ярких примеров его воплощения - решение вопроса взаимности в МЧП. При изучении этого вопроса важно иметь в виду, что следует отличать общую идею взаимности от юридического принципа взаимности.

Прежде всего необходимо отметить, что принцип взаимности не следует считать, как это иногда ошибочно утверждается, общепризнанным юридически-обязательным принципом или нормой международного публичного права.

В этом праве нет совершенно ничего, что подтверждало бы следующее мнение: коль скоро одним государством совершаются (не совершаются) по отношению к другому государству определенные действия, то другое государство обязано действовать (не действовать) в отношении первого таким же образом в силу имеющего юридическую силу принципа взаимности. На самом деле такое другое государство вправе так действовать (не действовать), однако не обязано . Другое дело, что государства предпочитают совершать по отношению к другим государствам аналогичные действия по причине целесообразности, выгоды или ради каких-то иных собственных целей, что к юридической обязательности отношения не имеет.

Соответственно, «принцип взаимности как таковой не входит в состав когентных принципов международного права... Утверждение такого когентного принципа в международном праве в качестве обычно правового вряд ли оправданно. Слишком много на практике наблюдается международных отношений, которые не отвечают взаимности. Достаточно назвать преференции для развивающихся стран. Никому вообще не возбраняется предоставлять другому льготы и т.п. в одностороннем порядке ! (здесь и далее в цитатах выделено нами)» 1 Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. М., 2004. С. 110. «Когентный» - от ins cogetis. .

В связи с этим принцип взаимности необходимо считать принципом международных отношений 2 Дипломатический словарь. В 3 т. 4-е изд., перераб. и доп. Т. I: «А - И». М., 1984. С. 198. , международного сотрудничества, международной жизни в широком смысле этого понятия, который, однако, не имеет юридического наполнения и не может считаться частью ins cogens. Этот принцип проявляется в политике взаимодействия и сотрудничества государств, когда каждое в одностороннем порядке вправе (но не обязано) оказывать другому какое-либо содействие. Такую форму взаимности можно именовать взаимностью в широком смысле 3 Богуславский М.М. Международное частное право. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 97. или же говорить об общей идее взаимности.

Однако такая идея взаимности может быть наполнена конкретным юридическим содержанием и превратиться в отношениях между государствами или в рамках отдельных национальных правовых систем в юридический принцип взаимности 4 Вместо понятия «принцип взаимности» можно было бы использовать понятие «оговорка о взаимности». Однако последнее не охватывает случай, когда государства в отношениях друг с другом фактически используют принцип взаимности, но какое-либо письменное указание на него в их праве или в их международном договоре отсутствует. . В этом случае такой принцип будет являться обязательным для государств, использующих его в отношениях друг с другом, в том числе применительно к частноправовым вопросам (например, принцип взаимности в ходе переговоров в рамках ВТО). Кроме того, государство вправе прибегнуть к нему в своей правовой системе в одностороннем порядке и тогда он станет обязательным как для этого государства, так и для частных субъектов на его территории (но не для других государств).

Общая идея взаимности и основанный на ней юридический принцип взаимности - одни из тех немногочисленных начал, из которых может черпаться содержание для конкретных норм в самых разных правовых отраслях (частноправовых и публично-правовых), причем как на национальном, так и на международном уровне 5 Так, юридический принцип взаимности, как показывает практика, используется, например, в таможенном праве, валютном регулировании, международном налоговом праве, международном уголовном праве (например, применительно к экстрадиции), наследственном праве, авторском праве и регулировании иных интеллектуальных прав, регулировании статуса и деятельности иностранных лиц, применительно к выдаче виз и т.д. .

Отчасти этот принцип, как и многое другое в праве, - наследие римского права: do ut des. С другой стороны, общая идея взаимности и юридический принцип взаимности являются настолько очевидными в цивилизованном обществе, основанном на взаимодействии различных субъектов, каждый из которых преследует свои цели и выгоду, что их можно считать вытекающими из естественного порядка вещей безотносительно к римскому наследию. При этом МЧП - одна из юридических областей, которая наиболее плодотворна для изучения и общей идеи взаимности, и юридического принципа взаимности: она имеет дело не только с различными частными субъектами, ищущими в отношениях друг с другом взаимное расположение, но и с различными правовыми системами, которые также взаимодействуют друг с другом, руководствуясь (зачастую торжественно-церемонно) именно взаимностью.

Принцип взаимности используется во всех трех составных частях МЧП:

  1. в коллизионном регулировании;
  2. в материально-правовой регламентации частных отношений с иностранным элементом;
  3. в международном гражданском процессе.

В каждой из них он имеет свои особенности, которые должны рассматриваться отдельно, и играет неравноценную роль. Так, его значимость гораздо больше в материально-правовой регламентации отношений с иностранным элементом, и в международном гражданском процессе, нежели в коллизионном регулировании. Ошибочно считать, что в российском МЧП использование принципа взаимности ограничивается только коллизионным регулированием (ст. 1189 «Взаимность» разд. VI «Международное частное право» части третьей ГК РФ).

Кроме того, следует особо подчеркнуть, что принцип взаимности является одним из важнейших и в международном экономическом праве, включая право ВТО. Поскольку Россия намерена стать членом ВТО, данному принципу в российском праве следует уделять особое внимание, гораздо большее, нежели сейчас.

При этом в МЧП существует несколько способов использования юридического принципа взаимности: закрепление его в международных договорах; закрепление его во внутренних нормативных актах; фактическое его использование органами различных государств на практике в отсутствие упоминаний о нем в писаном праве.

Иногда встречается переплетение второго и третьего вариантов (так, ст. 4 Закона Южной Кореи 1991 г. о международном судебном содействии по гражданским делам № 4342 предусматривает: «Если государство, к которому принадлежит иностранный суд, обращающийся с поручением о судебном содействии, гарантирует, что оно выполнит любое поручение о судебном содействии, с которым обращается суд Республики Корея в отношении тех же самых или подобных вопросов, настоящий Закон применяется, даже если международный договор, относящийся к судебному содействию (между Республикой Корея и этим государством), не заключен»).