Виды долговых обязательств российской федерации. Понятие и формы долговых обязательств рф. Понятие и формы долговых обязательств РФ

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

1. кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

2. государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;

3. договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4. переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;

5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам Российской Федерации и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования - 10 лет.

В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно.

Кредитные соглашения и договоры в системе государственного кредита заключаются прежде всего с кредитными организациями различного рода, как правило коммерческими банками. К их услугам чаще всего прибегают субъекты Федерации и муниципальные образования. Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись Центральным банком, который в качестве кредитных ресурсов использовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, определяемых ежегодными соглашениями. Однако с принятием новой редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», Центральный банк не вправе предоставлять кредиты на финансирование государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Т. е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Эмиссия государственных ценных бумаг в неоплаченных внутренних задолженностях колеблется в разных странах от 20 до 90%: в Германии они достигают 40%, в США - 70, в Великобритании - 90%. В России долговые обязательства в виде ценных бумаг составляли в 2000 г. 93% всего внутреннего долга.

Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и т.п. Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг - облигации.

Облигация (от лат. obligatio - обязательство) - это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу.

Государственные облигации выпускаются, как правило, на достаточно длительный срок, и их можно расценивать как особую форму инвестиций. Они признаются наиболее надежными и ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства. Этому не мешает даже то, что уровень процентной ставки по государственным бумагам обычно ниже, чем по бумагам других эмитентов. По степени надежности облигации правительства и облигации, гарантированные им, стоят на, первом месте, и лишь затем следуют муниципальные облигации, облигации акционерных обществ.

Облигационные займы классифицируются по различным признакам:

1) по виду эмиссии - на предъявителя и именные (облигации государственных и муниципальных займов выпускаются, как правило, на предъявителя, что упрощает их обращение);

2) по виду выплат дохода - на процентные и беспроцентные облигации. При этом доход может либо выплачиваться в виде выигрышей, либо не выплачиваться совсем, но гарантирует получение определенного товара или услуги (например, по целевым займам – телефонным, жилищным и т.п.);

3) по характеру обращения - на облигации, свободно обращающиеся на рынке (рыночные) и с ограниченным кругом обращения (нерыночные). Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам, нерыночные ценные бумаги не могут свободно переходить от одного владельца к другому (например, сберегательные облигации, индивидуальные пенсионные облигации распространяются только среди населения и перепродаже не подлежат);

4) по характеру держателей ценных бумаг - на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц; существуют облигации «специальных займов», предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях, они не имеют свободного обращения и могут быть представлены к оплате через определенное время (обычно через год) со дня их выпуска;

5) по срокам погашения - на краткосрочные (срок погашения до одного года); среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет); существуют и бессрочные, или рентные, облигации, в отношении которых срок погашения не определен, а их владелец получает проценты до тех пор, пока держит их;

6) по методам размещения - на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются на фондовом рынке. Принудительные займы размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки;

7) по материальному носителю могут быть в документарной и в бездокументарной форме (в виде записей на счетах);

8) в зависимости, от эмитента – облигации, выпускаемые, центральным правительством, субъектами Федерации и местными органами власти.

Муниципальные ценные бумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются к государственным ценным бумагам наряду с субфедеральными обязательствами. Муниципальные облигации бывают двух типов: общего долга и доходные. По облигациям общего долга выплата процентов и погашение обеспечивается сбором местных налогов. Их назначение - финансирование строительства муниципальных больниц, школ. Доходные облигации покрываются доходами от тех объектов, для строительства которых они эмитировались,- эстакад, мостов, жилых домов и т.п. Для инвесторов это более привлекательный финансовый инструмент.

Казначейский вексель - основной вид краткосрочных государственных обязательств, выпускаются, обычно на срок 3, 6, и 12 месяцев (в США, например, они эмитируются на срок от нескольких недель до года). Эмиссия и погашение осуществляются центральным банком по поручению казначейства или министерства финансов. Реализуются, как правило, с дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом.

Казначейские ноты - среднесрочные рыночные ценные бумаги. Выпускаются министерством финансов или специальными государственными финансовыми органами.

Особое место в системе государственных займов занимают ценные бумаги, гарантированные федеральным правительством . Эмитентом в этом случае выступают структуры, пользующиеся поддержкой правительства. Примером таких ценных бумаг могут быть облигации системы фермерского кредита и облигации федеральных банков жилищного кредита в США, облигации федеральной почты и облигации федеральной железной дороги в Германии, облигации Российского акционерного общества «Высокоскоростные магистрали» (РАО «ВСМ») и т.п.

Государственные ценные бумаги занимают определенное место на рынке финансовых активов и выполняют особую роль в общественном производстве. Прежде всего они выполняют фискальную и экономическую функции. Фискальная функция заключается в мобилизации временно свободных денежных средств юридических и физических лиц (коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных институтов, предприятий, населения и т.п.) и сосредоточении, их в руках государства. Фискальная функция обусловливает экономическую - привлеченные государством ресурсы позволяют ему решать текущие и перспективные задачи (задачи социального и экономического развития страны, снижения дефицита бюджета и т.п.).

Государственные ценные бумаги - важнейший финансовый инструмент рыночной экономики. Роль их принципиально менялась в ходе развития общества. Первоначально государственные ценные бумаги использовались главным образом для покрытия бюджетного дефицита, вызванного чрезвычайными расходами, связанными с войнами, стихийными бедствиями и другими аналогичными событиями. Постепенно их выпуск приобретает экономическую направленность и они начинают играть существенную роль в государственном регулировании национальной экономики и денежного обращения. Так, Россия выпустила свои первые государственные ценные бумаги в 1769 г. для покрытия расходов в войне с Турцией. Затем все чаще государственные ценные бумаги (государственные займы) выпускались на инвестиционные нужды - развитие производства, инфраструктуры (например, строительство железных дорог), решение задач городского хозяйства.

В условиях рыночной экономики государственные ценные бумаги становятся важнейшим финансовым инструментом: они выступают наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга; посредством государственных ценных бумаг проводится денежно-кредитная политика, осуществляется воздействие на макроэкономические процессы. Так, с помощью операций на открытом рынке, т.е. купли-продажи государственных ценных бумаг, Центральный банк страны регулирует денежную массу в обращении. Чтобы увеличить объем денежной массы, финансовые возможности коммерческих банков, Центральный банк выкупает у них государственные ценные бумаги; наоборот - при излишках денежной массы, возрастании остатков на счетах коммерческих банков Центральный банк «выбрасывает» на рынок государственные ценные бумаги, с тем чтобы «связать» излишнюю денежную массу. Операции с государственными ценными бумагами обеспечивают также ликвидность активов коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов.

Государственные ценные бумаги выступают объектом залоговых отношений, т.е. используются в качестве залога по кредиту, предоставляемому Центральным банком правительству, по ссудам Центрального банка коммерческим банкам и по кредитам, предоставляемым предприятиям коммерческими банками.

Это уникальный инструмент организации государственных займов, когда сам заемщик определяет условия и технологии займа. С помощью государственных ценных бумаг осуществляется и погашение задолженности по государственным займам - так называемая реструктуризация долга. Но это таит в себе возможность финансовой пирамиды, «долговой ямы». Наиболее предпочтительны и перспективны в этой связи, в том числе и с точки зрения инвестора, инвестиционные займы.

Государственные ценные бумаги во многом определяют состояние фондового рынка, курсы ценных бумаг других эмитентов, поэтому нередко их рассматривают в качестве барометра изменений в экономической и политической жизни страны.

В то же время государственные ценные бумаги, по мнению ряда специалистов, обладают рядом недостатков: «оттягивают» средства с кредитного рынка; содержат возможность принудительного размещения займов (например, российские займы военных времен); в случае нерегулируемого рынка могут провоцировать создание финансовых пирамид.

В Российской Федерации порядок выпуска государственных и муниципальных займов регламентируется Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» и Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных», а также соответствующими законодательными актами субъекта Федерации или муниципального образования.

Государственными признаются ценные бумаги, которые эмитируются или гарантируются государством. Этим обусловливается не только их место и роль в общественном производстве, но и особенности эмиссии, обращения и регулирования.

От имени государства эмитентом, т.е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг, обычно выступает уполномоченный орган, к функциям которого отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета; в России - это Министерство финансов. Эмитентами ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных образований являются соответствующие органы субъекта РФ и местного самоуправления.

В качестве агента Министерства финансов часто выступает Центральный банк, который, в свою очередь, может уполномочить определенные инвестиционные институты или банки выступить официальными дилерами или маркетмейкерами конкретного выпуска государственных бумаг. Он же либо по его усмотрению иная уполномоченная организация выполняют функции депозитария, включая функцию по хранению глобального сертификата выпуска облигаций федеральных займов, осуществляют учет прав различных организаций на эти облигации. Функции субдепозитария по этим облигациям могут выполнять уполномоченные организации. Они осуществляют учет прав на облигации федеральных займов по счетам «депо» депонентов (инвесторов).

Распространяются облигации внутренних государственных займов, как правило, через учреждения Сберегательного банка РФ, а местных займов - также и через фондовые биржи.

Функции по проведению государственной политики РФ в области рынка ценных бума, контролю за деятельностью профессиональных его участников через определение порядка их деятельности, а также по определению стандартов эмиссии ценных бумаг осуществляет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Можно выделить следующие виды основных федеральных долговых обязательств :

1. облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ - ПД) имеют срок обращения 3 года и нулевой купон; могут быть в установленном порядке использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998 г., а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций;

2. облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ - ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет выпускаются двенадцатью равными траншами с начислением процентного дохода начиная с 19 августа 1998 г.

3. Государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации не имеют купонов. Размещаются на аукционах с дисконтом от номинала;

4. облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) сроком обращения 1 год;

5. облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ); выпускаются в бездокументарной форме; доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год;

6. государственные жилищные сертификаты (ГЖС); являются документарными именными необращаемыми ценными бумагами и эмитируются по решению Правительства РФ для граждан РФ, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Номинированы в квадратных метрах жилой площади. Срок предоставления к погашению - 1 год с момента выдачи;

7. государственные долгосрочные облигации (ГДО). Выпущены 1 июля 1991 г. со сроком обращения 30 лет, т. е. до 1 июля 2021 г. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов; купонный доход -15% от наминала облигации, выплачивается один раз в год - 1 июля;

8. облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Выпущены в 1993 г. в счет погашения задолженности Банка внешнеэкономической деятельности СССР перед юридическими лицами. Валюта займа – доллары США.

В дальнейшем рынок федеральных займов будет развиваться в направлении совершенствования и расширения инструментов заимствования в сторону удлинения сроков и удешевления займов, вовлечения новых категорий инвесторов. В июне 2001 г. Министерство финансов РФ выпустило государственные ценные бумаги со сроком погашения в 2004 г. Эти бумаги будут иметь четыре купона в год, и процентная ставка по ним будет более высокой, чем по ГКО, находящимся сейчас в обращении.

Таким образом, облигационные заимствования можно расценивать как реальный инструмент финансирования федерального, регионального и муниципального развития, особенно при усилении их инвестиционной ориентации. В то же время нельзя не учитывать и существование такого конкурентного финансового инструмента, как прямые, реальные инвестиции. Необходимо найти оптимальные пропорции в использовании всех этих инструментов привлечения денежных средств.

Государственные гарантии и поручительства выступают особой формой заимствований по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами. Под государственной или муниципальной гарантией в Бюджетном кодексе РФ признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование, выступая гарантом, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом - получателем гарантии - своих обязательств перед третьими лицами полностью или частично. Получателями государственных (муниципальных) гарантий являются субъекты РФ, муниципальные образования, юридические лица. Назначение гарантии - обеспечение исполнения обязательств получателей гарантии перед третьими лицами.

Гарант в этом случае несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству, а обязательство его перед третьим лицом ограничивается лишь суммой, на которую выдана гарантия.

Общая, сумма предоставленных гарантий включается в состав государственного (муниципального) долга соответствующего уровня как вид долгового обязательства. В зависимости от валюты, в которой предоставляются государственные гарантии, они включаются в состав государственного внутреннего или внешнего долга. При исполнении получателем гарантии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается долг гаранта, что отражается в отчете об исполнении бюджета.

Государственные (муниципальные) гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе, после проверки финансового состояния, получателя гарантии. В договоре о предоставлении гарантии указывается обязательство, которое ею обеспечивается. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.

В законе (решении) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год устанавливается верхний предел общей суммы, государственных (муниципальных) гарантий, а также перечень гарантий, размер которых превышает: один миллион МРОТ по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте РФ; 10 млн. долл. США по государственным гарантиям РФ в порядке обеспечения обязательств в иностранной валюте; 0,01 % расходов бюджета субъекта РФ или муниципального образования.

Специфика этой формы финансовых отношений заключается в том, что предоставленные гарантии ведут к росту потенциального или скрытого долга. Задолженность возникает в этом случае не в момент предоставления гарантий, а лишь в случае возникновения неплатежа. Давая гарантии, государство берет на себя риск непогашения или несвоевременного погашения всей (или части) суммы и процентов по нему. При благополучно складывающейся конъюнктуре реальная сумма долга может и не возрасти.

В мировой практике государство гарантирует займы местных органов управления, национализированных предприятий и корпораций, специализированных кредитных учреждений, а также кредиты банков, предназначенные для муниципального жилищного строительства, экспортные кредиты и операции. В последнем случае государство на себя риски не только экономического характера (задержка платежа, неплатежеспособность должника), но и политического (неплатежи в результате революции, национализации и т.п.). Гарантии – это форма государственного регулирования в условиях неустойчивости экономической конъюнктуры, обострения конкурентной борьбы, поэтому операции такого рода постоянно расширяются.

Деятельность Российской Федерации как гаранта сводится к следующим направлениям. Прежде всего государство традиционно выступает гарантом по вкладам населения в Сберегательном банке. При этом государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных сбережений граждан, помещенных на вклады в Сберегательном банке РФ и в организации государственного страхования Российской Федерации по договорным (накопительным) вкладам личного страхования в период до 1 января 1992 г. Такого рода сбережения признаются государственным внутренним долгом РФ. Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений производится путем, перевода их в целевые долговые обязательства РФ, являющиеся государственными ценными бумагами.

Переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации - еще одна форма долговых обязательств государства, закрепленная в Бюджетном кодексе РФ.

Взаимоотношения между физическими лицами и организациями могут привести к ситуации, когда одна сторона берет у другой денежные суммы или материальные ценности с условием их возврата в будущем. Долговое обязательство – это гарантия того, что заем будет возвращен. Чтобы иметь юридическую силу, он всегда должен быть оформлен письменно с соблюдением правовых норм.

Общая характеристика

Предоставление денежных средств или материальных ценностей в качестве займа, которое сопровождается подписанием договора, приводит к образованию долговых обязательств.

ГК РФ характеризует любое обязательство, как правоотношение между физическими или юридическими лицами, когда одному следует совершить (либо наоборот не совершать) в пользу другого ряд действий. К таковым может относиться передача денег либо имущества, выполнение определенных работ и пр.

Можно выделить несколько причин, вследствие которых возникает обязательство:

  • Односторонняя личная инициатива, направленная на улучшение благосостояния иного лица.
  • Изменения законодательных и подзаконных актов.
  • Нанесение ущерба.

Т. е. можно сказать, что часть обязательств – это следствие волеизъявления сторон, а часть – результат действий третьих лиц, не участвующих в них.

Какие существуют классификации

Рассмотрим существующие виды долговых обязательств РФ. В публично-правовой системе можно выделить несколько вариантов систематизации, отталкиваясь от различных признаков.

Долговые обязательства формируются при появлении задолженности одной из сторон

По наличию субъективного признака

Обязательства делятся, исходя из объекта, которому организация задолжала денежную сумму:

  • Лицам, которые осуществляли денежные и материальные вложения в уставной капитал.
  • Персоналу предприятия (например, в виде долгов по заработной плате).
  • Третьим лицам (государственным структурам, внебюджетным фондам, контрагентам и пр.).

По принадлежности

Обязательства можно классифицировать, отталкиваясь от вида собственника, которому они принадлежат:

  • Уставной капитал, т. е. заемные средства, которые не нужно погашать в процессе деятельности предприятия.
  • Кредиты и займы, которые в процессе функционирования организации необходимо будет погасить.

По степени срочности

  • Краткосрочные. Максимальный период их исполнения составляет один год.
  • Долгосрочные. Рассчитаны на срок более 12 месяцев.
  • Среднесрочные. Их необходимо погасить в течение 3-6 месяцев.

По возможности определить размер обязательства

  • Обязательства с заранее оговоренным размером будущего погашения (например, кредитные платежи, оплата по договорам купли-продажи и пр.).
  • Обязательства, у которых заранее определить размер будущих платежей затруднительно, т. к. он зависит от действий иных лиц (например, от судебного решения и пр.).

Необходимость правильно классифицировать возникшее обязательство вызвано потребностью определения дальнейшей тактики для его прекращения.

Обязательства классифицируются по различным признакам

Формы обязательств

Анализируя современное законодательство Российской Федерации, можно определить несколько форм долговых обязательств, которые существуют на данный момент:

  • Кредитные соглашения и договоры, которые заключаются Федеральным Правительством от имени государства в качестве заемщика со всевозможными зарубежными коммерческими структурами и государственными образованиями.
  • Внутренние государственные займы, которые осуществляются, если от имени РФ выпускают ценные бумаги.
  • Договоры и соглашения, которые подразумевают получение от местных (например, муниципальных) субъектов РФ ссуд и кредитов в федеральный бюджет.
  • Договоры, которые подразумевают предоставление государственных гарантий от имени РФ.
  • Соглашения и договоры, которые подписываются от имени РФ о проведении реструктуризации или продлении долговых обязательств России, которые возникли в прошлом.

Особенности фиксирования

Когда возникает необходимость зафиксировать обязательства в отчетах, то для этого нужно вносить в документы именно те суммы, которые вытекают из отчетов фирмы и имеют признание в качестве верных. Но в этом правиле есть и исключение. При расчетах с бюджетными организациями и банками следует первоначально согласовать суммы с указанными структурами.

Долговые обязательства должны быть внесены в сумму основного долга. Для этого правила также действуют исключения. Если необходимо отобразить займы и кредиты, то делать это следует вместе с суммой процентов по имеющимся долгам.

Если заем оформлялся в иностранной валюте, то при составлении отчетности его следует перевести в российские рубли и вносить в документацию именно в рублях.

При расчете налога на прибыль необходимо отталкиваться от доходности обязательств. Все проценты, начисленные по кредитам, следует отнести к внереализационным доходам и учесть при налогообложении.

Договор является одной из форм обязательств

Как отражаются в бухгалтерском учете

Долговое обязательство обязательно должно быть отражено в бухучете. Чтобы осуществить это правильно, следует обратиться к ПБУ 15/2008.

Чтобы точнее определить способ отражения в балансе, необходимо обратиться к гражданскому российскому законодательству с целью выяснения видов привлечения заемных средств. Всего ГК РФ выделяет их несколько видов:

  • Договор займа. В данном случае заимодавец передает заемщику материальные ценности или денежную сумму и обратно должен получить их в том же самом объеме. При этом составляется письменное долговое обязательство, выдаваемое заемщиком кредитору.
  • Кредитный договор. Финансовое учреждение (например, банк) передает клиенту определенную сумму денег в долг согласно договору. По истечении определенного срока заемщик обязан ее вернуть, выплатив при этом начисленные проценты. Используется безусловное долговое обязательство.
  • Товарный кредит. Одно лицо предоставляет другому материальные предметы, которые имеют между собой общие признаки. Возврат осуществляется в пределах заключенного соглашения, который действует в рамках кредитного договора.
  • Коммерческий кредит. Одна сторона передает другой в собственность денежную сумму или материальные предметы, которые объединены общими признаками. Он может предусматривать выдачу кредита (в том числе и в виде аванса, отсрочки по оплате и пр.).

Основную сумму задолженности следует отразить в бухучете в качестве кредиторской:

  • На балансе счета 66 по краткосрочным кредитам.
  • На балансе счета 67 по долгосрочным кредитам.

Обязательства должны быть зафиксированы при ведении бухучета

Но кроме основной суммы следует указать и выплачиваемые по займу проценты и прочие дополнительные расходы. Для осуществления этих целей следует руководствоваться следующими правилами:

  • Проценты следует отразить на последнюю дату месяца.
  • Если процентные выплаты согласно условиям договора должны осуществляться равномерно (а не в последний день месяца), тогда в отчете их следует обозначать именно на эти даты согласно условиям договора.
  • Дополнительные расходы в бухучете разрешено зафиксировать одномоментно или равномерно распределить на весь срок действия договора займа. Отражаются по Дебету субсчета 91 – 2 (прочие расходы).
  • При наличии инвестиционных активов их надлежит включить в Дебет счета 08. Когда работы с активами завершаются, то с 1 числа того месяца, который идет следом за окончанием работ, их переносят в Дебет субсчета 91 – 2.
  • Если предприятие работает с векселем, то проценты по нему должны быть начислены отдельно от основной суммы и распределяться равномерно в течение всего срока, пока ценная бумага находится в обращении.
  • При работе с облигациями проценты по ним надлежит начислять отдельно от основной стоимости бумаги и отражать равномерно в течение всего времени, пока облигация имеет хождение.

При составлении отчета о прибылях и убытках проценты, которые должны быть начислены по займам, следует отразить по строке 2330 «проценты к уплате».

Сроки погашения государственных обязательств

Выплата займа сопровождается подписанием договора, в котором оговариваются временные рамки, в течение которых долг необходимо вернуть. То же самое касается кредитов, предоставляемых правительствами государств.

Существуют три стандартные разновидности государственных долговых обязательств, исходя из сроков их возврата:

  • Долгосрочные. Рассчитаны на срок, превышающий пять лет.
  • Среднесрочные. Расчет по ним следует произвести в период от одного года до пяти лет.
  • Краткосрочные. Срок возврата по ним не может превышать один год (календарный либо финансовый).

Обязательство должно быть исполненного в оговоренные сроки

Согласно международным стандартам срок возврата государственных обязательств не может превышать 30 лет. Исключение составляют случаи проведения его реструктуризации.

Долговые обязательства РФ могут возникать в отношении физических или юридических лиц, международных организаций и пр. Полученные кредиты должны быть использованы в качестве внутренних и внешних активов. Госдолг РФ обеспечивается всем имуществом, которое входит в государственную казну. Сроки возврата по нему подчиняются международным нормам.

Наличие долговых обязательств, особенно государственных, может привести к серьезным последствиям. Так, любой аналитик скажет, что возникновение серьезных вооруженных конфликтов последних десятилетий – это следствие растущего американского госдолга. Поэтому понимание основ данного вопроса столь важно для любого современного человека.

Речь в видео пойдет о долговых обязательствах:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих пяти формах.

Государственный заем (заимствование) – это передача в собственность России денежных средств, которые они обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Государственные заимствования РФ – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками. Законодатель определяет государственные внешние заимствования РФ и государственные внутренние заимствования РФ.

Выпуск государственных займов осуществляется посредством эмиссии ценных бумаг соответствующего уровня. Государственные долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены и оплачиваться в валюте РФ. В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие, относящиеся к эмиссионным ценным бумагам.

Наиболее распространенным видом ценных бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа. Облигации внутренних займов выпускаются, как правило, на предъявителя.

Внутренние государственные займы оформляются также посредством выпуска государственных казначейских обязательств. Казначейские обязательства – это вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

Основными покупателями долговых ценных бумаг являются институциональные инвесторы, такие как страховые компании и пенсионные фонды размещающие средства своих клиентов, преимущественно в консервативные активы.

Но и частные инвесторы особенно на развитых рынках, не обходят стороной этот вид ценных бумаг. Можно даже отметить следующую тенденцию: Чем более развитой является страна, тем большее число инвесторов предпочитает акциям именно облигации.

Это связанно с тремя факторами:

    Размером капитал - крупным частным инвестором есть что терять.

    Желание получать стабильный доход на свой крупный капитал

    Культурой инвестирования

Третьей формой государственного долга являются договоры и соглашения о получении соответствующим заемщиком бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 % предоставляемого кредита.

Самостоятельной формой государственного долга являются также договоры о предоставлении РФ муниципальных гарантий. Государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, как гарант, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

Пятой формой государственных федеральных долговых обязательств являются соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. Реструктуризация долга – это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Долговые обязательства государства могут различаться не только по форме, но и по продолжительности. Различают: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего государственного займа. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных – 10 лет.

В результате финансово-правовых отношений в области государственного кредита формируется государственный и муниципальный долг. Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по предоставленным государственным гарантиям и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств по установленным законодательством видам. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

государственным гарантиям Российской Федерации;

иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с российским законодательством на государственный долг Российской Федерации.

Государственный долг субъекта Российской Федерации включает в себя долговые обязательства субъекта Российской Федерации, которые осуществляются в виде обязательств по:

государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации;

бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации;

кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;

государственным гарантиям субъекта российской Федерации.

Совокупность долговых обязательств муниципального образования, виды которых предусмотрены бюджетным законодательством, образует муниципальный долг. Долговые обязательства муниципального образования выступают в виде обязательств по:

ценным бумагам муниципального образования (муниципальные ценные бумаги);

бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;

гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Рассмотрим подробнее основные виды долговых обязательств Российской Федерации. Договоры кредитов, привлеченных от имени Российской Федерации, выступающей в качестве заемщика, заключаются с целью привлечения денежных средств для преодоления дефицита бюджета. Кредиторами в этом случае выступают коммерческие банки Российской Федерации и иностранных государств, а также сами иностранные государства. Среди основных кредиторов Российской Федерации следует назвать крупнейшие иностранные банки, такие, как «Вапк оГАтепса», «Оеи1$сН Вапк», «СЬазе МапЬаиап Вапк», а также экономически развитые иностранные государства - Великобритания, Германия, США, Япония и др. Особое место в этих отношениях занимают кредитные соглашения с международными финансовыми организациями - Международным валютным фондом (МВФ), Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

В частности, преодолению в России финансового кризиса 1998 г. способствовали кредиты, предоставленные МВФ на общую сумму 4,5 млрд долларов США". При этом предоставление кредитов международными финансовыми организациями сопровождается рекомендациями по их использованию, которые государство-заемщик обязано выполнять.

Одним из основных видов государственных долговых обязательств являются обязательства по государственным ценным бумагам. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством Российской Феде-рации с учетом предельного объема их выпуска. Предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг по номинальной стоимости устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с верхним пределом государственного долга Российской Федерации, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также муниципальных ценных бумаг регулируется Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136-Ф3 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» . Условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации.

Предоставление бюджетных кредитов из других бюджетов бюд-жетной системы Российской Федерации осуществляется на основании договора в соответствии с гражданским законодательством, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом

Российской Федерации. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности. Российскую Федерацию в этих отношениях представляют органы государственной власти, уполномоченные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации. При этом условие договора о бюджетном кредите по обязательному обеспечению исполнения заемщиком своего обязательства по возврату указанного кредита не распространяется на случаи, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации.

Государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в которых гарантом выступает Российская Федерация. Государственная гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые могут возникнуть в будущем. Письменная форма договора о предоставлении государственной гарантии является обязательной. Решение о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации принимается в форме акта Правительства Российской Федерации в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, установленной в Федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В соответствии с этим актом Министерство финансов Российской Федерации заключает договоры о предоставлении государственных гарантий и выдает их. За выдачу государственной га-рантии принципал может уплачивать гаранту вознаграждение. В то же время в целях предоставления государственной гарантии устанавливается требование о проведении анализа финансового состояния принципала, которое осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

Общая сумма обязательств по государственным гарантиям Рос-сийской Федерации в валюте Российской Федерации включается как вид долгового обязательства в состав государственного внутреннего долга, а общая сумма обязательств по государственным гарантиям в иностранной валюте - в состав государственного внешнего долга. Учет выданных государственных гарантий и платежей по ним ведет Министерство финансов Российской Федерации. Государственные гарантии Российской Федерации не могут предоставляться для обеспечения исполнения обязательств государственных или муниципальных унитарных предприятий, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий.

К иным долговым обязательствам относятся соглашения, в том числе международные, заключенные от имени Российской Федерации о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, которые в основном касаются вопросов, связанных с погашением государственного долга бывшего СССР. К началу 1992 г. общая задолженность СССР составляла 70 млрд долларов

США, из которых 40 млрд долларов - долг перед иностранными правительствами (Парижский клуб кредиторов), 22 млрд долларов - долг коммерческим кредиторам (Лондонский клуб кредиторов) и 8 млрд долларов составляла задолженность по торговым кредитам.

По соглашению с Парижским клубом советский внешний долг России был реструктуризирован на следующих условиях: сумма реструктуризируемого долга - 38 млрд долларов США, срок погашения - 25 лет (до 2020 г.), шестилетний льготный период, в течение которого погашаются только проценты по долгу. Российский долг советского периода перед Лондонским клубом в результате заключенного соглашения был реструктуризирован осенью 1997 г. с условием выплаты долга, составляющего 32 млрд долларов США, в рассрочку в течение 25 лет с льготным семилетним периодом, в течение которого погашению подлежат только проценты по долгу.

В 2000 году между Российской Федерацией и Лондонским клубом было подписано новое соглашение о реструктуризации долгов, в результате которого было списано 36,5 процентов основной суммы долга, а оставшаяся сумма переоформлялась в новый выпуск облигаций с датой погашения 31.03.2030 г. По долгам перед Парижским клубом удалось добиться установления льготного периода выплат до 2020 г., в течение которого будет выплачиваться только часть основной суммы долга и проценты.

По срокам государственный долг делится на краткосрочный - до 1 года, среднесрочный - от 1 года до 5 лет и долгосрочный - от 5 до 30 лет (включительно).

Долговые обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Долговые обязательства муниципальных образований погашаются в сроки, определенные условиями займа, и также делятся на краткосрочные (менее 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 10 лет включительно).

Обеспечение долговых обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования осуществляется полностью и без условий всем находящимся в собственности имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. При этом Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

В зависимости от субъектов-кредиторов государственный долг делится на внутренний и внешний.

Облигации

Облигация имеет юридическое и экономическое определение. Юридическое определение: облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Экономическое определение облигации – ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем и лицом, выпустившим ее.

Облигация имеет целый ряд особенностей по сравнению с другими ценными бумагами, а именно:

  • – удостоверяет отношения займа;
  • – имеет конечный срок погашения;
  • – не дает права на управление предприятием-эмитентом;
  • – при выплате доходов владельцам ценных бумаг в первую очередь выплачиваются проценты по облигациям, затем – дивиденды по привилегированным акциям, потом – дивиденды по обыкновенным акциям.

Обязательные реквизиты облигации:

  • – наименование и адрес эмитента;
  • – наименование ценной бумаги;
  • – порядковый номер;
  • – дата выпуска;
  • – вид облигации;
  • – общая сумма выпуска;
  • – процентная ставка;
  • – условия и порядок погашения;
  • – номинальная стоимость;
  • – имя держателя (если облигация именная).

Различают следующие виды облигаций:

  • – по форме существования – наличные и безналичные;
  • – по способу передачи при осуществлении сделок – именные и предъявительские;
  • – по форме выплаты дохода – купонные или бескупонные. Купон – это промежуточный процент по облигациям. Задается в процентах от ее номинальной стоимости. Бескупонные облигации размещаются с дисконтом. Промежуточных выплат по ним нет, погашение производится по номинальной стоимости;
  • – по видам эмитентов – государственные, муниципальные, корпоративные;
  • – по срокам погашения – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);
  • – по видам погашения – облигации с погашением в денежной форме, товарами, ценными бумагами;
  • – по характеру обращения – рыночные и нерыночные; свободно обращающиеся и с ограниченным кругом обращения;
  • – по режиму обращения – конвертируемые и неконвертируемые;
  • – по степени риска – рисковые и безрисковые.

Облигация имеет номинальную и рыночную стоимость. Номинальная стоимость облигации обозначена на самой облигации. Облигации могут погашаться только по номинальной стоимости.

Рыночная стоимость облигации равна

где Н – номинальная стоимость облигации; К0 – курс облигации в процентах.

Курс облигации рассчитывается по формуле

Владельцы облигаций получают следующие виды дохода:

  • – купонный доход (периодически выплачиваемые проценты);
  • – дисконтный доход – разница между номинальной стоимостью облигации и ценой ее покупки;
  • – доход от реинвестиции полученных процентов.

За годы рыночных преобразований компании практически не выпускали облигаций, так как по законодательству купонный доход они должны были выплачивать за счет чистой прибыли. С середины 1999 г. было разрешено включать выплаты по купонам в состав внереализационных расходов, что привело к массовому выпуску корпоративных облигаций. Для компаний выпуск облигаций выгоднее банковских кредитов, так как позволяет привлекать финансовые средства на длительный срок по вполне приемлемой цене, не требует обеспечения, залога и гарантий.

Государственные долговые обязательства

Государственные ценные бумаги – это форма существования государственного внутреннего и внешнего долга. Эмитентами выступают федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления; инвесторами – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. Целью выпуска государственных ценных бумаг является покрытие дефицита государственного бюджета, регулирование денежного обращения страны, финансирование государственных целевых программ (примером может служить ОФЗ с постоянным купоном, которые были выпущены с целью покрытия расходов по компенсации сбережений граждан в Сбербанке России), реструктуризация внутреннего и внешнего долга РФ. Эмиссия государственных ценных бумаг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136-Φ3 "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".

Каждому выпуску государственных ценных бумаг присваивается регистрационный код. В соответствии с приказом Минфина России от 15 ноября 2004 г. № 104н "О присвоении государственных регистрационных номеров государственным долговым обязательствам Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации" код состоит из 9 разрядов:

х1х2х3х4х5х6х7х8х9,

где х1х2 – тип ценной бумаги; хЗх4х5 – порядковый номер выпуска данного типа цепных бумаг; х6х7х8 – RMF – эмитент; х9 – 5 – государственные долговые обязательства РФ.

Коды типов ценной бумаги:

  • 01 – вексель Минфина России;
  • 06 – государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 г.;
  • 07 – государственный внутренний выигрышный заем 1992 г.;
  • 12 – государственные жилищные сертификаты;
  • 13 – внутренний государственный валютный облигационный заем – ОВГВЗ;
  • 21 – 3-месячные ГКО;
  • 22 – 6-месячные ГКО;
  • 23 – 12-месячные ГКО;
  • 24 – ОФЗ с переменным купоном – ОФЗ-ПК;
  • 25 – ОФЗ с постоянным купоном – ОФЗ-ПД;
  • 30 – облигации государственного сберегательного займа – ОГСЗ;
  • 35 – облигации золотого федерального займа – ОФЗ- 9999;
  • 40 – облигации государственного нерыночного займа – ОГНЗ.

Государственные ценные бумаги различают:

  • – по характеру обращения – рыночные и нерыночные, примером последних могут служить ОГНЗ;
  • – по срокам погашения – краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
  • – по видам эмитентов – ценные бумаги Правительства РФ, государственных учреждений; ценные бумаги, которым придан статус государственных (например, облигации РАО ВСМ);
  • – по видам доходов – процентные, дисконтные, индексируемые (номинальная стоимость возрастает соответственно темпам инфляции), выигрышные, комбинированные;
  • – по формам существования – бумажные и безбумажные (преобладают безбумажные);
  • – по видам инвесторов – государственные ценные бумаги для российских инвесторов, еврооблигации.

Рассмотрим основные виды государственных ценных бумаг.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) выпускались согласно постановлению Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций". Номинальная стоимость – 1000 руб., срок обращения – 3, 6 и 12 мес. Облигации считались именными. Учет – по счетам ДЕПО. Форма выпуска – безбумажная.

Основные участники рынка ГКО – эмитент, инвестор, дилер.

Эмитент – Минфин России. Инвесторы – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты, купившие ГКО на нравах собственности. Официальный дилер – инвестиционный институт, заключивший с Банком России договор на обслуживание ГКО. Он может выступать от своего имени и за свой счет или за счет клиента, т.е. выполнять функции финансового брокера. Рынок ГКО обслуживали более 200 официальных дилеров. В 1996 г. из общего числа дилеров выделены первичные дилеры. Первичные дилеры имели право выставления котировок в торговой системе, возможность использования лимита открытой валютной позиции, возможность заключать сделки РЕПО. Сделка РЕПО – это единый договор купли-продажи, состоящий из двух частей: кассовой сделки на продажу и срочной – на покупку ценных бумаг.

Инфраструктура рынка ГКО включала в себя:

  • – депозитарий ГКО. Каждый из официальных дилеров открывал в депозитарии два счета ДЕПО: счет "А" – для облигаций, принадлежащих самому дилеру; счет "Б" – для облигаций клиентов;
  • – компьютерную торговую систему, которая осуществляла техническое обеспечение и регистрацию купли- продажи ГКО;
  • – расчетную систему – она осуществляла расчетные операции но купле-продаже ГКО.

Различают два вида рынков ГКО – первичный и вторичный.

Первичный рынок аукцион. В день проведения аукциона в 10 часов утра в систему вводились данные. Если деньги под заявку были на счете расчетной системы, то заявка допускалась к торгам. Дилеры подавали заявки двух видов – конкурентные (по цене покупателя) и неконкурентные (по средневзвешенной цене аукциона). Заявки сводились в один реестр по мере уменьшения цен, на основе реестра и объемов выпуска ГКО определялась цена отсечения. Конкурентные заявки с ценами выше цены отсечения удовлетворялись по указанным в них ценам. Неконкурентные заявки удовлетворялись по средневзвешенной цене аукциона. Очередной выпуск считался размещенным, если на торгах было продано не менее 20% общего номинального объема данного выпуска.

Вторичный рынок фондовая биржа. Во время торгов дилер вводил свою заявку в свой компьютер на покупку или продажу ГКО. В случае покупки торговая система проверяла, есть ли неудовлетворенные заявки в очереди на продажу с ценой, равной или меньшей, чем у поступившей заявки. Если таковые находились, то фиксировались сделки по цене заявок из очереди на продажу до тех пор, пока есть такие заявки или пока поступившая заявка не удовлетворена полностью. Неудовлетворенные заявки ставились в очередь на покупку, т.е. каждый акт купли- продажи имел свою цену. Поэтому в официальных сообщениях об итогах торгов сообщались минимальная и максимальная цена, цена последней сделки.

Покупка и продажа происходили по ценам с дисконтом от номинальной стоимости. Цепа облигации выражалась процентах – два знака до запятой и два после (88,88%). Комиссионные за проведение операций с ГКО составляли 0,2% при продаже и 0,1% – при покупке. После окончания торгов производились взаиморасчеты.

В июле 1998 г. в связи с тем, что расходы по обслуживанию рынка ГКО превзошли доходы от их эмиссии, выпуск ГКО, ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД был прекращен. Выпуск ГКО возобновлен в декабре 1999 г. для нерезидентов, в феврале 2000 г. – для резидентов.

В связи с финансовым кризисом изменен порядок погашения ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. Погашение этих ценных бумаг осуществлялось в установленные сроки путем зачисления денежных средств на специальные транзитные счета владельцев ценных бумаг. Денежные средства с этих счетов могли быть реинвестированы по усмотрению владельца на приобретение в равных долях новых выпусков государственных ценных бумаг в валюте РФ:

  • – со сроком погашения 3 года и купонным доходом 30% годовых;
  • – со сроком погашения 4 года и купонным доходом в первый, второй и третий год – 30%, четвертый – 25% годовых;
  • – со сроком погашения 5 лет и купонным доходом в первый, второй и третий год – 30%, четвертый – 25% и пятый – 20% годовых;
  • депозитных сертификатов Сбербанка России.

В случае согласия владельцев ценных бумаг на такое реинвестирование они могли получить в момент погашения денежные средства в размере 5% номинальной стоимости погашаемых ценных бумаг. При досрочном погашении облигаций на 20% от их номинальной стоимости владелец вправе был приобрести облигации РФ в долл. США с купоном 5% годовых и сроком погашения в 2006 г.

Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 790 утверждены новые "Генеральные условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций". По этим условиям ГКО стали выпускаться в документарной форме с обязательным централизованным хранением в депозитариях (причем владельцы ГКО не имеют права требовать их выдачи на руки). Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО является Банк России. Через этот банк осуществляются расчеты по сделкам с ГКО.

Облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ). Эти бумаги выпускаются в соответствии с указами Президента РФ от 7 декабря 1992 г. № 1565 и от 31 января 1996 г. № 126, постановлениями Совета Министров РФ от 15 марта 1993 г. № 222 и Правительства РФ от 4 марта 1996 г. № 229.

Эмитент – Минфин России. Инвесторы – юридические лица, резиденты и нерезиденты. Номинал облигаций – 1000, 10 000 и 100 000 долл. Облигации предъявительские. Форма выпуска бумажная. Доход – купонный, выплачивается один раз в год в размере 3% годовых. Облигации относятся к валютным ценностям РФ. Погашаются сериями в следующие сроки: I серия – 14 мая 1994 г.; II серия – 14 мая 1996 г.; III серия – 14 мая 1999 г.; IV серия – 14 мая 2003 г.; V серия – 14 мая 2006 г.; VI серия – 14 мая 2008 г.; VII серия – 14 мая 2011 г.

Имеются биржевой и внебиржевой рынки этих облигаций. Биржевой рынок – ММВБ.

Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК). Эти бумаги выпускались по постановлению Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 "О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов". Цель их выпуска – изменение структуры государственного внутреннего долга за счет перехода от краткосрочных к среднесрочным облигациям.

Эмитент – Минфин России. Инвесторы – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. Облигации выпускались на два года, погашались по номинальной стоимости – 1000 руб. Облигации именные.

Купонный доход выплачивался один раз в полгода в процентах к номинальной стоимости. Размер процента определялся по доходности ГКО. Генеральный агент по обслуживанию выпусков ОФЗ – Банк России. Выпуск облигаций прекращен в июле 1998 г., возобновлен в 1999 г.

Облигации федеральною займа с постоянным купоном (ОФЗ-ПД). Выпускались в соответствии с приказом Минфина России от 28 июня 1996 г. № 331 и постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458. Эмитент – Минфин России. Срок – 3 года. Номинал – 1000 руб. Облигации именные. Купонный доход – 20% в год. Генеральный агент – Банк России.

Цель выпуска облигаций – покрытие расходов по компенсации сбережений граждан в Сбербанке России. Это нерыночные ценные бумаги, они обращались только на первичном рынке.

Облигации государственного сберегательного займа РФ (ОГСЗ). Эти бумаги выпускаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. № 812 "О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ". Облигации выпускаются сериями. Эмитент – Минфин России. Форма выпуска документарная. Облигации предъявительские. Срок погашения – от 1 года до 5 лет. Погашение производится по номинальной стоимости. Инвесторы – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. Купонный доход исчисляется в процентах к номинальной стоимости и по размеру равен доходности ГКО и ОФЗ. Номинал облигаций – 500 руб. Особенностью ОГСЗ является индексация по темпу инфляции.

Облигации государственного республиканского Внутреннею займа РСФСР 1991 г. Выпускаются по постановлению Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1991 г. № 1697-1. Срок – 30 лет (до 2021 г.). Номинал – 100 руб. Эмитент – Минфин России. Инвесторы – российские юридические лица. Доход выплачивается по плавающей процентной ставке один раз в год в безналичном порядке. Погашение началось с 2006 г. ежегодными тиражами погашения. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются по 31 декабря 2021 г. При погашении выплачивается номинальная стоимость плюс доход того периода, в котором облигация подлежит выкупу. Под залог облигаций этого займа даются ссуды.

Облигации российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. Это 15-процентный заем. Номинал облигаций – 500 и 1000 руб. Срок – 10 лет. Облигации предъявительские. Намечено провести 10 тиражей выигрышей, за 10 лет должны выиграть 32% облигаций. Облигации обмениваются на деноминированные облигации образца 1998 г. Что же касается облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г., то в соответствии с Федеральным законом от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" они переводятся в целевые долговые обязательства Российской Федерации, единицей номинала которых является долговой рубль (дор). Перевод осуществляется путем нанесения непосредственно на восстанавливаемые ценные бумаги специальных отметок, удостоверяющих факт их перевода. Датой перевода считается 1 января 1996 г. независимо от фактической даты перевода. Величина номинала целевой облигации считается равной произведению коэффициента 1,4 на величину номинала переводимой в нес облигации 1982 г. С 1 января 1996 г. на целевые облигации Российской Федерации начисляются доходы в долговых рублях, которые не могут быть меньше 9% в год от номиналов целевых облигаций. Целевые долговые обязательства являются ценными бумагами на предъявителя.

Облигации золотого федерального займа ОФЗ-9999. Первый выпуск этих бумаг состоялся в 1993 г. и был погашен, второй выпуск – в соответствии с Указом Президента РФ от 5 сентября 1995 г. № 899 и постановлениями Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и от 5 ноября 1995 г. № 1091. Эмитент – Минфин России. Инвесторы – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. Срок обращения – 3 года. Номинал – 100 г золота. Доход, равный ставке ЛИБОР плюс 1%, выплачивался один раз в год (около 7% в год). Погашение производилось в безналичной форме в рублях или золотом 99,99% чистоты. Для физических лиц погашение производилось только в рублях.

По постановлению Правительства РФ от 27 июля 1998 г. № 861 должны были выпускаться золотые сертификаты номиналом 1 кг химически чистого золота. Это именные беспроцентные облигации, погашаемые золотом, эмиссия которых осуществляется отдельными выпусками. На каждый выпуск Минфин России оформляет глобальный сертификат. Золотые сертификаты выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Владельцами могут быть юридические и физические лица, резиденты.

Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ). Выпускаются по постановлениям Правительства РФ от 21 марта 1996 г. № 316 и от 29 октября 1996 г. № 506. Эмитент – Минфин России. Инвесторы – юридические лица, резиденты и нерезиденты, пенсионные и страховые компании, Сбербанк России, фонды занятости и другие внебюджетные фонды. Номинал – 1 млн руб. Форма выпуска бездокументарная. Доход – 10% годовых. Погашение производится в денежной форме по номиналу или имущественным эквивалентом номинала. Доход выплачивается одновременно с погашением ОГНЗ. Облигации обращаются только на первичном рынке. Выпускаются на срок от одного до десяти лег. 21 сентября 2004 г. приказом Минфина России № 86п утверждены новые "Условия эмиссии и обращения государственных нерыночных облигаций". По этим условиям облигации являются именными ценными бумагами, дают право владельцам при погашении на получение номинальной стоимости облигаций и процентного дохода. Облигации выпускаются в документарной форме и могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Владельцами могут быть юридические лица, резиденты и нерезиденты. Размещаются облигации по закрытой подписке путем заключения договора купли- продажи между эмитентом и инвестором, без участия организатора торговли. Доход выплачивается не реже одного раза в год. Процентная ставка купонного дохода может быть фиксированной, переменной или постоянной. Переменная процентная ставка определяется, исходя из темпов инфляции. Облигации могут быть выкуплены эмитентом до окончания срока погашения. Погашение, выкуп и выплата процентного дохода осуществляется за счет средств федерального бюджета. Залог облигаций не допускается. Облигации не обращаются на вторичном рынке.

Государственные жилищные сертификаты. Выпускаются в соответствии с Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1182 с целью привлечения инвестиций на жилищное строительство. Жилищный сертификат – это особый вид облигации с индексированной номинальной стоимостью. Его владелец имеет право на получение квартиры или индексированной номинальной стоимости. Эмитенты – юридические лица, резиденты (застройщики и муниципалитеты). Номинал – не менее 0,1 м2 жилплощади в денежном эквиваленте. Это именные ценные бумаги. Обязательные реквизиты: наименование "жилищный сертификат"; дата и государственный номер регистрации; срок действия, дата приобретения первым собственником; размер площади, соответствующий одному сертификату; объем эмиссии; цена приобретения сертификата первым владельцем; схема индексации номинальной стоимости, предварительные условия договора купли-продажи квартиры; порядок окончательного согласования договора купли-продажи квартиры; полное наименование эмитента; подпись и печать; полное наименование собственника жилищного сертификата; полное наименование банка, контролирующего целевое использование привлеченных средств; условия, дающие право заключать договор купли-продажи квартиры.

Векселя Минфина России. Эти бумаги были выпущены для оформления долгов Минфина России ряду региональных банков. Для примера рассмотрим векселя, выпущенные 17 августа 1995 г. Коммерческие банки в 1992–1994 гг. осуществляли кредитование агропромышленного комплекса (АПК), потребкооперации и организаций по завозу товаров в районы Крайнего Севера. Министерство финансов выпустило векселя и передало их коммерческим банкам. Объем выпуска векселей – разница между задолженностью и процентами по ней на 1 апреля 1995 г. АПК, потребкооперации и размером этой задолженности коммерческих банков Банку России. Срок обращения – 10 лет, начиная с 1 сентября 1995 г. Погашение – с 31 августа 1998 г. по 31 августа 2005 г. Доход – 10% годовых. Номинал – 10 млн руб. задолженности на 1 апреля 1995 г. плюс сумма процентов.

Минфин России выдавал коммерческим банкам векселя со сроком погашения 31 августа каждого года в течение 8 лет, начиная с 1998 г. равными долями с уплатой 10% годовых. При наступлении срока погашения – 31 августа соответствующего года – Министерство финансов перечисляет на счет предъявителей векселей средства в размере номинала векселя. Векселя выдаются в документарной форме на бланке простого векселя.

Облигации РАО "Высокоскоростные магистрали" имеют статус государственных ценных бумаг. Первый выпуск состоялся 29 апреля 1996 г. Срок обращения – 365 дней. Номинал – 100 000 руб. Доход – купонный, выплачивался один раз в квартал, рассчитывался аналогично доходу по ОФЗ-ПК. Первичный рынок – аукцион. Цена устанавливалась в процентах к номиналу. С ноября 2001 г. началось погашение этих облигаций.

Еврооблигации . Это новая форма государственных займов. Это облигации, выпускаемые вне страны происхождения валюты для размещения среди зарубежных инвесторов и не подпадающие под юрисдикцию ни одной из стран. С 27 ноября 1996 г. на еврорынках 15 стран началось размещение еврооблигаций займа Правительства РФ. В синдикат по первичному размещению еврооблигаций вошли Альфа-банк, Уникомбанк, ряд иностранных банков. Основные параметры первых выпусков российских еврооблигаций приведены в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Параметры выпусков российских еврооблигаций

За первое полугодие 1998 г. РФ разместила еврооблигаций на сумму 4,85 млрд долл: в апреле были размещены 5-летние облигации в итальянских лирах на 420 млн долл., в июне – 5-летние облигации на 1,25 млрд долларов, 30-летние облигации на 2,5 млрд долл. В 1998 г. намечалось довести внешние заимствования через облигации до 14 млрд долл., однако осуществлению этих планов помешал финансовый кризис.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 января 1997 г. № 71 "О привлечении финансовых ресурсов с международных рынков капитала в 1997 году" и Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. "О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти г. Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области" еврооблигации начали выпускаться субъектами РФ. Выпуск осуществлялся с разрешения Банка России и ГТК (Государственного таможенного комитета) РФ по решению законодательного органа субъекта РФ, регистрировался в Минфине России, обеспечивался залогом или банковской гарантией. Эмитент должен был получить международный кредитный рейтинг не менее чем от двух ведущих международных рейтинговых агентств. Общий объем всех заимствований не должен превышать 30% собственных доходов бюджета этого субъекта, а расходы на погашение и обслуживание долга – 15% этих доходов. Москва получила разрешение на размещение еврооблигаций на сумму 400 млн, Санкт-Петербург – на 300 млн, Нижний Новгород – на 100 млн долл.

Положение рынка валютных государственных ценных бумаг в 1999–2000 гг. было тяжелым вследствие падения кредитного рейтинга России. Котировки находились на низком уровне. В 2001 г. кредитный рейтинг России повысился. В том же году цены еврооблигаций достигли максимального уровня, доходность составляла от 6 до 13% годовых.

В апреле 2010 г. впервые за последние 12 лет (с 1998 г.) Россия выпустила еврооблигации для размещения на мировых финансовых рынках на общую сумму 5,5 млрд долл. двумя траншами: 2 млрд долл. – на 5 лет и 3,5 млрд долл. – на 10 лет. Доходность 5-летних бумаг зафиксирована на уровне 3,8% годовых, а 10-летних – 5,1% годовых. Спрос на эти облигации западных инвесторов превысил их предложение в 5 раз.

Облигации внешних облигационных займов (ОВОЗ) начали выпускаться по постановлению Правительства РФ от 23 июня 2000 г. № 478 и приказу Минфина России от 18 июля 2000 г. № 71н. Целью их выпуска является реструктуризация задолженности перед Лондонским клубом кредиторов. Это государственные именные ценные бумаги, составленные в документарной форме. Их владельцы имеют право на получение номинальной стоимости этой облигации (1 долл.) и купонного дохода в виде процента на остающуюся непогашенной стоимость облигации. Объем эмиссии – 30 млрд долл. Эмиссия состоит из двух выпусков облигаций:

  • – с датой погашения 31 марта 2010 г.;
  • – с датой погашения 31 марта 2030 г.

По облигациям с датой погашения в 2010 г. на дату выпуска выплачивалось 9,5% номинальной стоимости основного долга. Оставшаяся сумма долга погашалась равными полугодовыми платежами, начиная с 31 марта 2005 г. Купонный доход выплачивался два раза в год. По облигациям с датой погашения в 2030 г. погашение основной суммы долга осуществляется 47 полугодовыми платежами, начиная с марта 2007 г. Купонный доход выплачивается два раза в год.