Срок исковой давности по авторским правам. Ситуация: Исковая давность (ст.208 ГК РФ). Исключительное право на произведение

28. В соответствии с пунктом 1 статьи 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

При анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу статей 1228 , 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.

Необходимо также иметь в виду, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

29. В силу пункта 7 статьи 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 этой статьи.

Поскольку согласно пункту 3 названной статьи охране подлежат произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, то под персонажем следует понимать часть произведения, содержащую описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.

Охрана авторским правом персонажа произведения предполагает, в частности, что только автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом, в том числе путем переработки (подпункт 9 пункта 2 статьи 1270 Кодекса).

30. В соответствии с пунктом 5 статьи 1262 ГК РФ договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных (пункт 1 этой статьи) и переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора подлежат государственной регистрации в Роспатенте.

Как следует из положений статьи 5 Вводного закона, указанное правило об обязательной государственной регистрации применяется в отношении программ для ЭВМ и баз данных, зарегистрированных как после 31.12.2007 (в период действия части четвертой ГК РФ), так и до 01.01.2008 (в период действия Закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", также предусматривавшего возможность регистрации программ для ЭВМ и баз данных), в случае, если договор заключается, а переход исключительного права на них осуществляется после 31.12.2007.

31. Кодексом предусмотрено наряду с личным неимущественным правом на неприкосновенность произведения (статья 1266 Кодекса) право на переработку произведения, являющуюся одним из способов использования произведения, одним из правомочий, входящих в исключительное право (подпункт 9 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ).

Право на неприкосновенность произведения (абзац первый пункта 1 статьи 1266 ГК РФ) касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося. Соответствующие изменения допускаются с согласия автора (или иного лица в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 1266 Кодекса), которое должно быть определенно выражено. При отсутствии доказательств того, что согласие было определенно выражено, оно не считается полученным.

Переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего. При этом право на переработку произведения как один из способов использования результата интеллектуальной деятельности может быть передано в числе иных правомочий в рамках передачи исключительного права по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (статья 1234 ГК РФ) либо предоставлено по лицензионному договору (статья 1235 ГК РФ), а также может перейти по установленным в законе основаниям без заключения договора с правообладателем (статья 1241 ГК РФ).

Частным случаем переработки произведения является модификация программы для ЭВМ или базы данных, то есть любые их изменения, в том числе их перевод с одного языка программирования на другой, за исключением адаптации, представляющей собой внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

32. В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ использованием произведения считается в числе прочего его публичное исполнение, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (который определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела), независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

Лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия.

Именно это лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение.

33. При применении статьи 1272 ГК РФ судам следует исходить из того, что установленный этой статьей принцип исчерпания прав применяется только к оригиналу или экземплярам произведения, правомерно введенным в гражданский оборот на территории Российской Федерации. Распространение контрафактных экземпляров произведений статьей 1272 Кодекса не охватывается и в любом случае образует нарушение исключительного права на произведение, независимо от того, создан этот контрафактный экземпляр самим нарушителем или приобретен у третьих лиц.

Исходя из статьи 1272 , а также подпункта 4 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ, согласно которому самостоятельным способом использования произведения, составляющим самостоятельное правомочие правообладателя, является импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения, в их взаимосвязи принцип исчерпания прав не охватывает случаи распространения в Российской Федерации оригиналов или экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот на территории иностранного государства, но не вводившихся в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

При этом судам надлежит иметь в виду, что ни подпункт 4 пункта 2 статьи 1270 , ни статья 1272 ГК РФ не препятствуют импорту оригинала или экземпляров произведения не для целей распространения.

34. При применении статьи 1273 ГК РФ судам следует учитывать: воспроизведение, то есть изготовление одного экземпляра произведения или более либо его части в любой материальной форме, не является нарушением исключительных прав на произведение только в том случае, если в момент изготовления такого экземпляра само произведение используется правомерно.

Так, нарушением исключительного права на произведение является изготовление одного экземпляра произведения или более, осуществленное с контрафактного экземпляра либо при неправомерном доведении до всеобщего сведения (в том числе при неправомерном размещении в сети Интернет).

Допускается без согласия автора или иного правообладателя воспроизведение, осуществляемое только гражданином и только в личных целях, под которыми по смыслу статьи 1273 Кодекса понимается последующее некоммерческое использование соответствующего экземпляра для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи этого гражданина (который определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела).

35. В силу пункта 3 статьи 1274 ГК РФ допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры. В связи с этим автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений части четвертой ГК РФ. В случае, если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе защищать их в порядке, установленном статьей 152 Кодекса.

36. Судам следует учитывать, что право совершения в отношении программы для ЭВМ или базы данных действий, предусмотренных статьей 1280 ГК РФ, принадлежит только лицу, правомерно владеющему экземпляром такой программы для ЭВМ или базы данных (пользователю).

При этом лицо, записавшее программу для ЭВМ или базу данных в память ЭВМ (подпункт 1 пункта 1 статьи 1280 ГК РФ), когда оно правомерно владело экземпляром такой программы или базы данных, должно удалить соответствующую программу или базу из памяти принадлежащей ему ЭВМ в случае продажи или иного отчуждения экземпляра программы или базы.

Копия программы для ЭВМ или копия базы данных, предназначенная для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования, должна быть уничтожена, если владение экземпляром этой программы или базы данных перестало быть правомерным (подпункт 2 пункта 1 статьи 1280 Кодекса).

37. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 1284 , абзаца второго пункта 1 статьи 1319 ГК РФ на исключительное право, принадлежащее не самому автору (исполнителю), а другому лицу, и на право использования произведения (исполнения), принадлежащее лицензиату, может быть обращено взыскание.

При рассмотрении споров о правомерности обращения взыскания на право использования произведения (исполнения), принадлежащее лицензиату, надлежит учитывать, что при таком обращении взыскания согласие лицензиара не требуется.

Автор произведения (исполнитель) имеет лишь преимущественное право приобретения принадлежащего лицензиату права использования произведения (исполнения) в случае его продажи с публичных торгов в целях обращения взыскания (пункт 2 статьи 1284 , пункт 2 статьи 1319 Кодекса).

38. При применении статьи 1286 ГК РФ необходимо исходить из следующего.

38.1. Согласно пункту 2 статьи 1235 ГК РФ лицензионный договор подлежит государственной регистрации в случаях, определенных пунктом 2 статьи 1232 Кодекса. К таким случаям относится в том числе предоставление права использования подлежащего государственной регистрации результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом в силу пункта 7 статьи 1232 ГК РФ это правило применяется и к зарегистрированному по желанию результату интеллектуальной деятельности (в частности, к программам для ЭВМ и базам данных), если Кодексом не установлено иное.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных иное установлено пунктом 5 статьи 1262 ГК РФ, в соответствии с которым государственной регистрации подлежат только: 1) договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных; 2) переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора. Другие договоры, в том числе лицензионные договоры о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных, государственной регистрации не подлежат.

38.2. Предусмотренный пунктом 3 статьи 1286 ГК РФ договор заключается между правообладателем, то есть обладателем исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных, и пользователем, то есть лицом, правомерно владеющим экземпляром такой программы или базы и начинающим пользование соответствующей программой или базой. Лицо, приобретшее экземпляр программы для ЭВМ или базы данных не для самостоятельного пользования, а для перепродажи его третьему лицу, не является субъектом отношений, определенных названной нормой.

Такой лицензионный договор предполагает предоставление пользователю программы для ЭВМ или базы данных права на совершение действий, предусмотренных статьей 1280 ГК РФ, а также на совершение иных обусловленных договором действий, связанных с эксплуатацией программы или базы, и действует до продажи или иного отчуждения экземпляра программы или базы. На этот договор в отличие от иных лицензионных договоров не распространяются правила, установленные пунктами 2 - 6 статьи 1235 Кодекса.

39. При применении положений ГК РФ о служебном произведении судам надлежит учитывать, в частности, следующее.

39.1. Вопрос о том, является ли конкретное произведение служебным, решается исходя из положений законодательства, действовавшего на момент создания такого произведения.

В отличие от статьи 14 Закона об авторском праве, действовавшего до 01.01.2008, относившей к служебным произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, в статье 1295 ГК РФ под служебным произведением понимается произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Для определения того, является ли созданное работником после 31.12.2007 по конкретному заданию работодателя произведение служебным, необходимо исследовать вопрос о том, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное - исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения.

39.2. В отличие от действовавшего до 01.01.2008 законодательства пункт 2 статьи 1295 ГК РФ предусматривает, что от работодателя, которому принадлежит исключительное право на служебное произведение, это исключительное право переходит к работнику (автору), если в течение трех лет со дня, когда это произведение было предоставлено работником в распоряжение работодателя, последний не начнет использование произведения (например, воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир или по кабелю, осуществляемые как самим работодателем, так и на основании лицензионного договора третьим лицом), не передаст исключительное право на произведение другому лицу (на основании договора об отчуждении исключительного права) или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне (например, в случае создания научной разработки, содержание которой предполагает ее охрану в качестве секрета производства).

В отношении служебных произведений, созданных до 01.01.2008, по которым работодатель не совершил до этой даты ни одно из названных действий, трехлетний срок начинает течь с 01.01.2008.

Если в установленный трехлетний срок работодатель совершит одно из названных действий, работник (автор) имеет право на получение вознаграждения, размеры, условия и порядок выплаты которого определяются договором между работодателем и работником, а в случае спора - судом. При этом судам необходимо иметь в виду: условия, относящиеся к такому вознаграждению, могут быть предусмотрены как в трудовом договоре, так и в иных дополнительных соглашениях, заключаемых между работником и работодателем. Во всех случаях вознаграждение выплачивается работодателем, даже если использование произведения осуществляется третьим лицом по лицензионному договору или исключительное право на произведение перешло к новому правообладателю.

39.3. Если исключительное право на служебное произведение принадлежит работнику (автору) изначально по договору с работодателем или на основании абзаца второго пункта 2 статьи 1295 ГК РФ, работодатель имеет право использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в пределах, вытекающих из задания, а также обнародовать такое произведение, если иное не определено договором между ним и работником. Работник при этом вправе по своему усмотрению использовать служебное произведение способами, не обусловленными целью служебного задания, а также способами, хотя и обусловленными целью задания, но за пределами этого задания.

40. При решении вопроса о принадлежности исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных, созданную по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, судам следует руководствоваться положениями статьи 1298 , а не статьи 1296 ГК РФ.

В то же время данный запрет не охватывает случаи, когда технологии, технические устройства или их компоненты изначально разрабатывались, изготовлялись и распространялись в целях, не связанных с осуществлением или обеспечением обхода технических средств защиты (при этом суду необходимо установить, возможно ли коммерческое использование таких технологий, технических устройств или их компонентов в каких-либо иных целях, отличных от обхода технических средств защиты).

42. При рассмотрении судом дела о защите авторских прав надлежит исходить из того, что пока не доказано иное, автором произведения (обладателем исключительного права на произведение) считается лицо, указанное в качестве такового на экземпляре произведения. Необходимость исследования иных доказательств может возникнуть в случае, если авторство лица на произведение оспаривается.

43. Применяя положения статей 1299 - 1301 , 1309 - 1311 , 1515 и 1537 ГК РФ о взыскании компенсации, суды должны учитывать следующее.

43.1. Требование о взыскании компенсации носит имущественный характер. Несмотря на то что размер подлежащей взысканию компенсации определяется по усмотрению суда (абзац второй статьи 1301 , абзац второй статьи 1311 , подпункт 1 пункта 4 статьи 1515 , подпункт 1 пункта 2 статьи 1537 ГК РФ), в исковом заявлении должна быть указана цена иска в твердой сумме. Исходя из размера заявленного требования определяется подлежащая уплате государственная пошлина.

Если истцом не указана цена иска (размер требуемой компенсации), суд выносит определение об оставлении соответствующего искового заявления без движения (статья 136 ГПК РФ, статья 128 АПК РФ).

43.2. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта нарушения, при этом правообладатель не обязан доказывать размер понесенных убытков.

43.3. Рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела, установленного абзацем вторым статьи 1301 , абзацем вторым статьи 1311 , подпунктом 1 пункта 4 статьи 1515 или подпунктом 1 пункта 2 статьи 1537 ГК РФ.

Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.

43.4. Если правообладателем заявлено требование о выплате компенсации в двукратном размере стоимости права использования произведения, объекта смежных прав или товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное их использование, то при определении размера компенсации за основу следует принимать вознаграждение, обусловленное лицензионным договором, предусматривающим простую (неисключительную) лицензию, на момент совершения нарушения.

43.5. Если на основании статьи 1514 ГК РФ правовая охрана товарного знака уже прекращена, требование о возмещении убытков или выплате компенсации может быть заявлено лицом, являвшимся правообладателем на момент совершения правонарушения.

При предоставлении третьему лицу права использования произведения (товарного знака) по лицензионному договору или при передаче третьему лицу исключительного права по договору об отчуждении этого права право требования возмещения убытков, причиненных допущенным до заключения указанного договора нарушением, или выплаты компенсации за такое нарушение не переходит к новому правообладателю. Соответствующее требование может быть заявлено лицом, которое являлось правообладателем на момент совершения нарушения.

Вместе с тем право требования возмещения убытков или выплаты компенсации может быть передано по соглашению об уступке права (требования).

44. В статье 1302 ГК РФ предусмотрены обеспечительные меры, которые могут быть приняты при рассмотрении дел о нарушении авторских прав. Судам следует учитывать, что содержащийся в этой статье перечень не является исчерпывающим. Например, возможно применение обеспечительных мер в виде запрета лицу на опубликование произведения или на его распространение до разрешения спора об авторстве этого произведения.

Порядок принятия обеспечительных мер определяется соответствующим процессуальным законодательством.

Права авторов можно разделить на личные неимущественные, то есть не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности автора, и правомочия имущественного характера, которые включают правомочия по использованию произведения. Например, право на имя, право на неприкосновенность произведения имеют неимущественный характер. Такие неимущественные права автора, как право на имя, право авторства, принадлежат гражданину от рождения или в силу закона и являются неотчуждаемыми и непередаваемыми (ст. 150 ГК). Важнейшим из имущественных прав является право на вознаграждение.

Данные права в действующем авторском законодательстве и в доктрине авторского права традиционно именуются исключительными. Закон указывает, что только сам обладатель авторского права может решать все вопросы, связанные с осуществлением авторских правомочий, и прежде всего с использованием произведения. Действующее авторское законодательство хотя и содержит весьма полный перечень конкретных авторских прав, но не описывает эти права исчерпывающим образом.

Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Обычно оно характеризуется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая далее возможность требовать признания данного факта от других лиц. Выд еление права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и общественного признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов. Право авторства характеризуется следующими чертами:

  • o оно неотделимо от личности автора: принадлежит только создателю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться;
  • o оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия;
  • o оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите;
  • o наконец, следует указать на то, что право авторства имеет определяющее значение для других прав автора, так как остальные права производны от него.

В соответствии со ст. 479 ГК РСФСР 1964 г., Законом «Об авторском праве и смежных правах», Законом «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» автору принадлежит право на:

опубликование -- т.е. выпуск в свет произведения (фонограммы, если речь идет о смежных правах) с согласия автора (производи теля фонограммы) в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения (фонограммы);

воспроизведение, т.е. изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в т.ч. в форме звуко- и видеозаписи; изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях -- одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ;

выпуск в свет (опубликование) программы для ЭВМ или базы данных - это предоставление их экземпляра с согласия автора неопределенному кругу лиц (в т.ч. путем записи в память ЭВМ и выпуска печатного текста) при условии. Что количество таких экземпляров должно удовлетворять потребности этого круга лиц, принимая во внимание характер указанных произведений;

распространение. Речь идет о случаях, когда опубликованное или воспроизведенное произведение реализуется путем передачи другим лицам права собственности на его материальные носители (например, на книгу, на альбом нот). Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором оно выражено (книга, пленка и др.). Передача права собственности на материальный объект (например, по договору купли-продажи, мены) или права владения (например, при передаче во временное безвозмездное пользование нескольких экземпляров опубликованного произведения) не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте (за исключением реализации произведений изобразительного искусства).

Распространение программы для ЭВМ или базы данных - это предоставление доступа к воспроизведенной в любой материальной форме программе (базе данных), сетевыми и иными способами, а также путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы, включая импорт для таких целей. Авторское право на программу для ЭВМ и базу данных также не связано с правом собственности на их материальный носитель.

Указанные выше права могут осуществляться только дозволенными законом способами. Действующее законодательство Российской Федерации запрещает, например, незаконное распространение порнографических материалов или предметов (в т.ч. печатных изданий, видеофильмов и др., ст. 242 УК), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК).

В соответствии с правом на имя автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Выбирая один из этих особое обозначения своего авторства, автор реализует право на имя. Оно включает собственно имя, фамилию автора, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая того или иного народа, населяющего нашу страну (если автор - представитель этого народа, этой народности, п. 1 ст. 19 ГК) .Он имеет право требовать указания своего имени каждый раз при издании, публичном исполнении, передаче произведения в эфир, цитировании и ином использовании произведения. Наконец, право на имя включает возможность требовать, чтобы имя автора (псевдоним) не искажалось при его упоминании лицами, использующими произведение.

Публикация произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать его права, обеспечивать их осуществление. Данное правило действует до тех пор, пока автор не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

  • o произведение воспроизводится в личных целях, цитируется (в оригинале и переводе) в научных, исследовательских, полемических, информационных, критических целях из правомерно опубликованного;
  • o в газетах (передачах в эфир, сообщениях по кабелю) воспроизводятся публично произнесенные политические речи, доказательства и т.п.;
  • o произведение используется путем репродуцирования;
  • o используются произведения, постоянно расположенные в местах, открытых для всеобщего посещения.

Нужно также иметь в виду, что если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи (но не других сделок), то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Право распространять экземпляры произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

Из всего комплекса прав автора одним из важнейших является право на неприкосновенность произведения. Запрещено, без согласия автора, вносить какие бы то ни было изменения в само произведение и в его название, в обозначение на произведении имени автора. Воспрещается вносить изменения при издании (обнародовании) произведения, при публичном исполнении, при ином использовании произведения.

К «иному использованию» можно отнести:

o импорт экземпляров произведения в целях распространения. Наряду с правом на распространение закон особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).

В данном случае за автором закрепляется возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей. Основанием для выделения права на импорт является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться, в том числе воспроизводиться. Однако, если экземпляры произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой произведение охраняется, это будет нарушением авторских прав.

Право на импорт неразрывно связано с правом на распространение и в известной мере является его детализацией. Право контроля за импортом экземпляров произведения предоставляется автору для того, чтобы он мог более эффективно осуществлять принадлежащее ему право на распространение. Обладая правом на импорт, автор может пресечь нарушение своего права на распространение уже на стадии подготовки его нарушения. Если же ввоз экземпляров произведения не имеет цели их последующего распространения на территории, на которой произведение пользуется правовой охраной, то автор не может запретить их импорт (ввоз в личных целях, для участия в выставке и т. п.);

o публичный показ. Следующими имущественными правами автора являются право на публичный показ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение -- в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений.

Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или с помощью технических средств, например диапозитива. Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана.

Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения.

o перевод произведения . К имущественным правам авторов относятся также право на перевод и право на переработку произведения. В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. На практике авторы довольно редко переводят произведение сами, поскольку эта работа требует особых знаний и навыков. Поэтому фактически право на перевод сводится к праву давать согласие на использование произведения в переводе. Запретить перевод произведения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически.

Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с той организацией, которая намерена использовать его произведение в переводе. Данная организация принимает на себя обязанность обеспечить качественный перевод произведения, а также по просьбе автора представить ему перевод для ознакомления (или одобрения).

Право на перевод, по действующему российскому законодательству, признается за автором или его правопреемниками в течение всего срока охраны произведения. Оно не предусматривает возможности выдачи так называемой принудительной лицензии на перевод, которую можно вводить во внутреннее законодательство в соответствии со ст. V Всемирной конвенции об авторском праве.

  • o право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления им права на воспроизведение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может делать копии со своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произведению. При реализации данного права автор не должен создавать собственнику излишних неудобств, в частности он не может требовать доставки ему произведения.
  • o право авторов на практическую реализацию соответствующих проектов. Его сущность заключается в том, что всякое практическое воплощение в жизнь произведений архитектурной графики и пластики (эскизов, чертежей, планов, рисунков, макетов и т. п.) может осуществляться только с согласия их авторов. В принципе рассматриваемое право является разновидностью права на воспроизведение, поскольку полностью подпадает под его признаки. В результате практической реализации проекта меняется лишь тот материальный носитель, в котором воплощено произведение архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства или дизайна.
  • o возможность участия в реализации своего проекта при разработке документации на строительство. Возникающие при этом отношения регулируются Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17 ноября 1995 г. В указанном Законе подчеркивается, что заказчик и подрядчик, реализующие архитектурный проект, должны привлекать архитектора -- автора проекта к участию в разработке проектной документации на строительство, а также к авторскому надзору за строительством. Последний осуществляется на основании особого гражданско-правового договора, который заключается между заказчиком и разработчиком проекта.
  • o правом следования . Сущность данного права состоит в том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение 5% перепродажной цены (п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве).

Основной целью этого права является защита имущественных интересов художников и авторов других произведений изобразительного искусства, которые зачастую, особенно в начале творческого пути, продают свои произведения различного рода перекупщикам значительно дешевле их реальной стоимости. Право на получение части прибыли, выручаемой от перепродажи произведения при переходе его от одного владельца к другому, в известной мере компенсирует ту несправедливость, которая была допущена по отношению к автору вначале.

  • o иллюстрировать (рисунками, фотографиями, схемами, картами и т.п.);
  • o дополнять предисловиями и послесловиями. Однако, содержащиеся в издании сведения об авторе (в виде краткой информации о творчестве автора, справочных данных о самом авторе и т.п.) не являются предисловием (послесловием);
  • o комментировать. Имеется в виду разъяснение смысла тех или иных частей, а также произведения в целом (его сюжета, замысла, цели и т.д.);
  • o л юбым иным образом пояснять (историческими или географическими справками, статистическими данными, смысловыми пояснениями и т.п.). Нельзя снабжать произведение и аннотацией, рекламными материалами и т.п.

Выше приведенное не относится к самому материальному носителю (материальному объекту), в котором выражено произведение.

Под защитой следует понимать ряд мер, направленных на признание или восстановление авторских прав и смежных прав и защиту интересов их обладателей. В законе «Об авторском праве и смежных правах» нарушение авторского права или смежных прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Субъектами, обладающими правомочиями на защиту, являются авторы, их наследники, иные правопреемники, работодатели авторов в случае создания ими служебного произведения.

Защита предусмотрена в двух формах: в судебном (путем подачи иска в суд общей юрисдикции, арбитражный суд) и в административном порядке, через обращение в вышестоящие организации по отношению к организации-нарушителю. Возможны самозащита авторских и смежных прав, а также такая превентивная мера, как использование технических устройств или их компонентов, контролирующих доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающих либо ограничивающих осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав в отношении произведений или объектов смежных прав. Например, Microsoft пытается усложнить жизнь пиратам. Помимо использования для защиты своих программ от несанкционированного использования правовых инструментов, компания регулярно пытается бороться с пиратством программными методами. Операционная система Windows XP, для своей работы требующая авторизации через Интернет, получила в плане защиты вполне логичное продолжение. Так, из фазы тестирования недавно вышла программа Office Genuine Advantage (OGA). Она в режиме умолчания проверяет на подлинность версии программы Office 2007. Если пользователь захочет скачать из какого-либо офисного приложения новый шаблон или какое-либо другое обновление, то обладателю пиратского продукта система в этом автоматически откажет. Полысалова Ф. Юридические закавыки в цифрах и фактах // Парламентская газете. - 2006. - № 209(2059)

К мерам превентивного характера можно отнести запрет удалять или изменять без разрешения правообладателя информацию об авторском праве, в отношении которых без разрешения правообладателя была удалена информация об авторском праве. К способам защиты относят все способы, предусмотренные ГК РФ (ст.12 ГК): признание права, восстановление положения существовавшего до нарушения права, и прочее.

Специальный способ защиты - выплата компенсации вместо возмещения убытков (ст.49 Закона «Об авторском праве и смежных правах»):

в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведения или объектов смежных прав либо за правонарушение в целом.

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.

Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда. Гришаев С.П. Гражданское право. Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006(с109-110).

В нашей стране спрос на пиратскую продукцию вызван низкой покупательской способностью большей части населения и явно завышенными ценами на некоторые виды лицензионной продукции.

Контрафакт - один из быстроразвивающихся видов экономических преступлений, угрожающий бизнесу, подрывающий торговые отношения, угрожающий здоровью общества и его безопасности.

Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции занимают значительную часть российского "теневого рынка", который, по разным оценкам, достигает 30-40% от объема ВВП и представляет сегодня серьезную угрозу экономической безопасности России. Особую озабоченность вызывает растущее количество поддельных лекарственных средств, что зачастую наносит непоправимый ущерб здоровью граждан. Основными каналами распространения поддельных товаров являются рынки, мелкие торговые точки, торговля вразнос и в электропоездах, а также иные места сбыта, где контроль со стороны компетентных органов государства осуществляется слабо либо ввиду его нерегулярности, невозможности охвата проверками всех распространителей либо из-за коррумпированности контрольных и надзорных работников.

Наибольшее количество контрафакта выявлено среди одежды и обуви. На втором месте - кондитерские изделия и продукты питания. Третье занимают парфюмерия и косметика, алкогольная и табачная продукция. На четвертом месте CD- и DVD-диски, кожгалантерея, часы, аксессуары, бытовая техника. Пятое место принадлежит фармацевтической продукции. Фальсификат идет на реализацию без сертификатов соответствия, с поддельными этикетками торговых марок известных фирм-производителей, а в некоторых случаях вообще представляет опасность для жизни и здоровья граждан. Новичихин В. Контрафакт еще жив // Парламентская газета. - 2007. №101 (2167-2169).

Когда преступник одновременно посягает на имя автора, то есть присваивает себе авторство на произведение, например литературный роман, и незаконно использует это произведение (например, издает книгу с данным произведением), налицо факт совокупности преступлений. Такие действия следует квалифицировать по ч. 1 и ч. 2 ст. 146 УК РФ, потому что данная статья содержит в себе два самостоятельных по своей природе состава преступления, посягающего в ч. 1 на личные неимущественные права, которые по времени действуют дольше, чем такие же права, но имущественного характера (ч. 2 и ее квалифицированный состав, ч. 3). Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (а в ряде случаев, предусмотренных ст. 27 Закона «Об авторском праве и смежных правах», и более продолжительно).

Бессрочно охраняются право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. Право авторства на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования.

Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за тем, в котором имел место юридический факт, представляющийся основанием для начала течения срока.

Поскольку (как уже говорилось) по наследству не переходят право авторства, право на имя каждого из соавторов, право защиты их репутации, следует обратить внимание на то, что:

  • а) наследники вправе охранять эти авторские права без ограничения срока;
  • б) при отсутствии наследников их защиту осуществляет специально уполномоченный государственный орган федерального уровня.

Исключительные права на использование топологии действуют в течение 10 лет.

Начало срока определяется по наиболее ранней из следующих дат:

  • - по дате первого использования топологии (т.е. наиболее ранней документально зафиксированной дате введения в хозяйственный оборот где-либо в мире этой топологии или ИМС с этой топологией);
  • - по дате регистрации топологии в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий ИМС (ст. 9 Закона «О правовой охране топологий интегральных микросхем»).

При появлении идентичной оригинальной топологии, независимо созданной другим автором, общий срок действия исключительного права на ее использование не должен превышать 10 лет.

Срок действия смежных прав определяется ст. 43 Закона «Об авторском праве и смежных правах». Установлено, что права:

  • o исполнителя действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту от всякого искажения охраняются бессрочно;
  • o производителя фонограммы - в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока;
  • o организации эфирного (кабельного) вещания действуют в течение 50 лет после ее первой передачи в эфир (по кабелю).

Эти сроки исчисляются по тем же правилам, что предусмотрены в ст. 27 действующего Закона (включая продление срока в случае участия в Великой Отечественной войне).

К наследникам (правопреемникам) субъектов смежных прав переходят право разрешать использовать исполнение, постановку, фонограмму, передачу в эфир или по кабелю и право на вознаграждение в пределах оставшейся части сроков, указанных выше.

По общему правилу авторское право организации действует бессрочно, если речь идет о «первоначальном» праве (ст. 498 ГК РСФСР 1964). Если же авторское право перешло к юридическому лицу по договору, в порядке правопреемства и т.д., срок его действия следует определять по общим правилам. Гуев А.Н.Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 3. -- М.: ИНФРА-М, 2003. (с.202-204).

По общему правилу, авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Указанный 50-летний срок исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора, и соответственно истекает в конце последнего, пятидесятого года срока.

Из этого общего правила устанавливается ряд исключений. Первое из них касается произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом. По понятным причинам срок их охраны не может быть основан на дате смерти их авторов. Поэтому авторское право на такие произведения действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом их правомерного обнародования. Если, однако, автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность в течение указанного срока или его личность не будет далее оставлять сомнений, то срок действия авторского права на это произведение будет исчисляться по общим правилам.

Второе исключение связано с произведениями, созданными в соавторстве. Авторское право на такое произведение действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти автора, пережившего других авторов. В данном случае имеются в виду, конечно, авторские права на коллективное произведение в целом. Сроки охраны частей коллективного произведения, которые имеют самостоятельное значение и используются обособленно от других частей произведения, зависят от продолжительности жизни их авторов.

На практике нередко встречаются случаи, когда произведения умерших авторов обнародуются и начинают использоваться за пределами указанных выше сроков или в самом их конце. На этом основании наследники часто обращались в государственные органы с просьбами о продлении срока действия авторского права, однако ранее действовавшее законодательство такой возможности не предусматривало. Данный вопрос обычно решался путем заключения наследниками и заинтересованными организациями договоров купли-продажи о приобретении неопубликованных рукописей и иных материальных носителей как вещественных объектов. Это, конечно, не было оптимальным выходом из ситуации, так как наследники лишались возможности получать вознаграждение за повторное использование произведений, их использование иными организациями и т.д. Учитывая это, новый авторский Закон установил еще одно исключение из общих правил исчисления сроков охраны авторских произведений. В соответствии с п. 5 ст. 27 Закона авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска. К рассмотренному случаю близка ситуация, касающаяся сроков охраны произведений репрессированных авторов. Если автор был репрессировал и реабилитирован посмертно, то 50-летний срок охраны прав на произведение начинает действовать с 1 января года следующего за годом реабилитации.

Наконец, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает увеличение на 4 года срока охраны авторских прав на произведения тех авторов, которые участвовали в Великой Отечественной войне или работали в этот период. Порядок его исчисления в указанных в законе случаях, применяется тогда, когда 50-летний срок действия авторского права не истек к 1 января 1993 г. (п. З постановления Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»[ Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 №5352-1// Российская газета №147. 03.08.1993.] от 9 июля 1993 г.). Данное, весьма своеобразное, правило выпадает из ряда обычно принимаемых решений и порождает далеко идущие юридические последствия.

Так, до 1 июня 1973 г. общий срок действия авторских прав на произведение составлял у нас в стране период жизни автора и 15 лет после его смерти, а с 1 июня 1973 г. по З августа 1992г. -- период жизни и 25 лет. Основы гражданского законодательства 1991 г., вступившие в действие на территории России 3 августа 1993 г., впервые увеличили срок охраны авторских прав до 50 лет. Однако при этом было установлено, что новый 50-летний срок охраны применяется лишь к тем произведениям, срок действия авторских прав на которые не истек к моменту вступления Основ в силу. Иными словами, если произведение по причине истечения действовавшего ранее срока охраны уже перешло в разряд неохраняемых, то восстановление его охраны в связи с увеличением Основами срока охраны авторских прав не предусматривалось. Именно таким образом обычно решается данный вопрос при изменении законодательства. Данное решение было, в частности, реализовано при введении в действие Патентного закона РФ, который увеличил срок действия патентов на изобретения и промышленные образцы.[ Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. С.251.]

При введении в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» законодатель отступал от этого правила, что создало довольно сложную юридическую ситуацию. Многие произведения, которые уже давно использовались свободно в связи с истечением сроков их охраны по ранее действовавшему законодательству, вновь стали пользоваться правовой охраной. В эту категорию попали произведения всех российских авторов, которые умерли после 1 января 1943 г., так как на 1 января 1993 г. еще не истек установленный законом 50-летний срок охраны их произведений. Как видно из стенограммы заседания Верховного Совета РФ, на котором обсуждались поправки к проекту Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» и проекту постановления Верховного Совета о порядке введения данного Закона в действие, этот результат был достигнут вполне осознанно. Поскольку, как отмечалось на заседании, вопрос на деле касался двух-трех десятков выдающихся авторов, депутаты, руководствуясь соображениями гуманности и справедливости, сознательно внесли соответствующее изменение в п. З указанного постановления, первоначальная редакция которого не предусматривала возможности восстановления охраны произведений, срок охраны которых уже истек.[ Стенографический отчёт совместного заседания Совета Республики и Совета Национальностей Верховного Совета РФ (Шестая сессия Верховного Совета РФ)// Бюллетень Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №28. - С.31.] Поэтому пользователи произведений обязаны впредь заключать договоры на использование таких произведений с наследниками авторов и выплачивать последним согласованное вознаграждение. Поскольку правила закона применяются лишь к отношениям по созданию и использованию произведений, возникающим после введения указанного Закона в действие (т.е. с 3 августа 1993 г.), за предшествующее этой дате использование произведений, которые согласно ранее действовавшему законодательству могли использоваться всеми заинтересованными лицами свободно, вознаграждение наследникам выплачиваться не должно.

Вопрос об обратной силе Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», который решен в постановлении Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 г. достаточно определенно, получил неожиданную интерпретацию в трудах Э.П. Гаврилова. По мнению ученого, рассматриваемый Закон не имеет обратной силы, так как в п. З постановления о введении его в действие говорится о применимости новых сроков охраны только к тем произведениям, которые охранялись на 1 января 1993 г. Иными словами, если произведение уже перешло в общественное достояние в связи с истечением срока его охраны по ранее действовавшему законодательству, то никакого восстановления его охраны не происходит.[ Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. - С.236.]

Такая трактовка постановления Верховного Совета от 9 июля 1993 г., расходящаяся с его буквальным текстом и истинным смыслом, не получила поддержки ни у специалистов, ни в судебной практике. Так, судами г. Москвы рассмотрено несколько дел по искам наследников А. Толстого к издательствам, выпустившим в первой половине 90-х годов без согласования данного вопроса с наследниками и без выплаты причитающегося им вознаграждения ряд произведений А. Толстого, в частности сборник русских народных сказок «Пойди туда - не знаю куда», в который вошло семь сказок в литературной обработке А. Толстого, пятитомное собрание его сочинений и др. Первоначально в иске наследников было отказано со ссылкой на переход произведений А. Толстого, умершего в 1945 г., в разряд общественного достояния, а также на постановление Совета Министров РСФСР от 28 ноября 1958 г. № 1308, которым произведения А. Толстого признаны достоянием государства. В дальнейшем, однако, суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку 50-летний срок охраны произведений А. Толстого на момент их издания ответчиками не истек, их требования подлежат удовлетворению.[ Толубьева И. Заметки на полях судебного дела // Интеллектуальная собственность. 1988. №3. - С.74.]

Как уже указывалось, Закон РФ «(Об авторском праве и смежных правах» отказался от конструкции авторства на произведение юридических лиц. В этой связи надлежало решить вопрос об авторских правах юридических лиц, которые возникли до введения в действие нового Закона. Согласно ранее действовавшему законодательству (ст. 498 ГК РСФСР 1964 г.) авторское право, принадлежавшее юридическому лицу, действовало бессрочно и не прекращалось даже в случае реорганизации или ликвидации юридического лица, так как переходило к правопреемнику или государству. В постановлении Верховного Совета РФ, посвященном введению в действие авторского Закона, отмечается, что авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 г., прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного обнародования произведения или создания произведения, если оно не было обнародовано. Что же касается радио- и телепередач (передачи в эфир), в отношении которых не истек 50-летний срок с момента их правомерного обнародования или создания, если они не были обнародованы, то с момента введения в действие Закона они охраняются в течение срока как объект смежных прав.

По истечения срока действия авторского права произведение считается перешедшим в общественное достояние. Такого рода произведения, равно как и произведения, которыми на территории России никогда не предоставлялась охрана, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом, однако, должны соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. В отличие от ранее действовавшего законодательства (ст.502 ГК РСФСР 1964 г.). Закон не предусматривает возможности объявления произведения, в отношении которого истек срок охраны, достоянием государства и определении особых условий его использования. Но Правительством РФ могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории России произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.

Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” предусматривает защиту авторских и смежных прав и при их нарушении обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя: признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; возмещения убытков, включая упущенную выгоду; взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 000 МРОТ, устанавливаемых законодательством РФ, определенной по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.[ Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Ст.49.]

Вопрос: К ст. 208 ГК РФ по сроку исковой давности (авторское право) нужны комментарии, Постановления Пленума ВС РФ (последние) и иные акты по этому вопросу.

Ответ: В соответствии со ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требование о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя. Указанные блага и права характеризуются тем, что они носят абсолютный и бессрочный характер, а их нарушение непрерывно. Однако защита некоторых из них возможна в пределах давностных сроков. Так, авторство на рационализаторские предложения может быть оспорено только в течение трех лет со дня выдачи удостоверения.

Поскольку право авторства относится к личным неимущественным правам и нет закона, предусматривающего исковую давность для случаев споров об авторстве, имеется возможность в любое время после выдачи патента оспорить и признать его недействительным полностью или частично ввиду неправильного указания автора (соавторов).

Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах", право авторства, право на имя, право на обнародование, право на отзыв, право на защиту репутации являются личными неимущественными правами. Поэтому в соответствии со статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации на требования о защите этих прав исковая давность не распространяется.

К исковым требованиям имущественного характера, например к взысканию гонорара по договору автора с пользователем, применяется общий срок исковой давности в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Данное разъяснение довольно ясно: в отношении требований имущественного характера действует общий срок исковой давности, а на требования, связанные с защитой личных неимущественных прав, срок исковой давности не распространяется. Но есть еще право доступа к произведениям изобразительного искусства, которое по своему характеру также можно охарактеризовать как личное неимущественное право. Представляется, что на требования о защите данного права тоже не будет распространяться исковая давность.

Право авторства и право на имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, когда автор в порядке, предусмотренном ст. 1134 ГК РФ, указал лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

В случае нарушения личных неимущественных прав автор также может потребовать компенсации морального вреда. Ч. 4 ГК не содержит специальных норм, посвященных компенсации морального вреда за нарушение личных неимущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Поэтому необходимо руководствоваться положениями ст. 150 - 152 ГК и 1099 - 1101 ГК.

Личные неимущественные права авторов могут защищать не только сами авторы, но и другие лица. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

Представляет собой закрепленные законом совокупность имущественных и неимущественных прав принадлежащих человек в рамках того, что он создал. Регламентирующие и защищающие отношения по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.

Написать когда-нибудь интересную и незабываемую книгу мечтают многие. И более того, в мечтах изданный роман все они видят именно бестселлером, переведенным на множество языков мира и раскупаемым многомиллионными тиражами.

Но при этом, витая в мечтах, лишь считанные единицы задумываются о вещах более земных, таких, к примеру, как сотрудничество с издательством и возможности переиздания книги в будущем. Однако защита авторских и смежных прав, при этом далеко не самый последний вопрос, над которым будущему писателю стоит задуматься.

Защита необходима не только в книгоиздательском бизнесе. Эта отрасль права превосходно работает в рекламе и кинематографе, защищая креативные идеи и изображения от воспроизведения в тех или иных вариантах. Ваши права могут быть защищены программы, базы данных и новые разработки, аудио и видео произведения и даже фотографии. Несмотря на то, что большая часть вышеназванных объектов создается при содействии многих людей, авторами могут считаться не все.

К пример у, в соответствии с данным Законом, автором аудиовизуального произведения может быть режиссер-постановщик, композитор и сценарист.

Закон об данном праве и смежных прав в РФ

Правовой порядок определен в части 4 главы 70 Гражданского кодекса (ГК) РФ вступившей в силу 1 января 2008 года, ранее данные нормы регламентировались ФЗ №5351-1 «Об авторских и смежных правах» от 09.07.1993 года. Кроме того, нормы данного права содержатся в некоторых указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Также 20 июля 2004 г. в Закон об авторском праве и смежных правах внесены изменения, которые вступили в силу с 28 июля 2004 г. и затрагивают проблемы прав в Интернете. Эти изменения связаны с требованиями Соглашения по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС) и с присоединением России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (13 марта 1995 года).

В действующем законе появились также две новые статьи, расширяющие возможность защиты прав в Интернете. В ст. 48.1 «Технические средства защиты авторского права и смежных прав» установлен запрет на снятие ограничений использования произведений … установленных путем применения технических средств защиты авторского права, которые могут применяться правообладателями для охраны своих прав в цифровой среде.

Ст. 48.2 гласит: «Информацией об авторском праве и о смежных правах признается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация».

Статья №1255 ГК РФ определяет понятие права

1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

  1. исключительное право на произведение;
  2. право авторства;
  3. право на имя;
  4. право на неприкосновенность произведения;
  5. право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Объекты прав

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

  1. официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
  3. произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  4. сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Субъекты прав

Первоначальным субъектом авторского права является автор (соавторы) – физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение. Презумпция авторства гласит, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. Гражданского кодекса РФ). Когда произведение создается совместным творческим трудом двух или более лиц, возникает соавторство.

Сроки авторских прав

На основании ст. 1281 Гражданского кодекса РФ исключительное авторское право является бессрочным и действует на протяжение всей жизни автора и далее в течение 70 лет после его смерти, начиная с 1 января года, который следует за годом смерти.

Авторское право на результат интеллектуального труда, который создан в соавторстве, также является бессрочным и действует на протяжении всей жизни и далее в течение 70 лет после смерти последнего автора, начиная с 1 января года, который следует за годом его смерти.

В случаях опубликования произведения под псевдонимом, авторское право на него действует на протяжении 70 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом его правомерного обнародования. В течение этого срока автор имеет право раскрыть свою личность, и тогда срок действия авторского права будет исчисляться по общему правилу.

Авторы произведений — участники ВОВ приобретают авторские права с увеличенным сроком действия на 4 года. В случаях, когда произведение было опубликовано впервые после смерти автора, его авторское право действует на протяжении 70 лет с момента его выпуска, начиная с 1 января года, который следует за годом обнародования.

Исключительные авторские права

Понятие исключительных прав нашло свое отражены в ГК РФ Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Знак авторского права

Знак «защита авторских прав» выглядит следующим образом — ©. Это латинская буква С (от слова «copyright», означающего «авторское право»), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) — буква С в круглых скобках. Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство.

Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Важно, на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

Авторское право в интернете

Информационные ресурсы (сайты, форумы) в сети Интернет состоят из различной информации представленной в электронном виде, это и текстовые, аудио, видеоматериалы, программы, фотографии картинки и прочее.

Интернет сеть позволяет копировать данную информацию, и передавать, а также размещать на сторонних ресурсах.

Доказать, что было началом, яйцо или курица весьма сложно, но возможно.

Статья 144.1 Гражданского кодекса РФ закрепляет порядок защиты авторских прав в сети интернет.

Суд по письменному заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, заявителя в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», до предъявления иска.

Такое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и подписано квалифицированной электронной подписью в установленном федеральным законом порядке.

Заявление о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», подается в Московский городской суд.

При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», заявитель представляет в суд документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на данные объекты. Непредставление указанных документов в суд является основанием для вынесения определения об отказе в предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», в котором суд разъясняет право на повторную подачу указанного заявления с выполнением требований настоящей части, а также право на подачу иска в общем порядке. При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», в соответствии с настоящей статьей посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Московского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на указанные объекты, могут быть представлены в электронном виде.

Авторское право является

Авторское право распространяется на обнародованные и необнародованные произведения на территории РФ и за её пределами, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ и за её пределами, и признаётся за авторами независимо от их гражданства.

Источники авторского права

1) Законы:

  • Российские, а именно Конституция, Гражданский, Административный, Уголовный кодексы;
  • Международные.

2) Подзаконные акты:

  1. постановления Правительства РФ;
  2. положения, принятые Правительством РФ;
  3. нормативные акты министерств и ведомств.
  4. постановления Пленумов Верховного и Высшего арбит­ражного судов.

3) Локальные акты:

  1. акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления (организация выставок, вернисажей, реализация произведений искусства);
  2. уставы и положения издательств, редакций газет, журналов;

Авторское право организации

Организациям, выпускающим в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства научные сборники, энциклопедические словари, журналы или другие периодические издания, принадлежит авторское право на эти издания в целом.

Авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку. Авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм принадлежит его автору или соавторам. Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений вошедших составной частью в кинофильм или в телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение. Авторское право на радио- и телевизионные передачи принадлежат передающим их радио- и телевизионным организациям, а на произведения, включенные в эти передачи, — их авторам.

Авторские права на музыку

Организации сферы обслуживания и торговли, от небольших кафе до торговых центров, проигрывают для клиентов музыку. Однако не все знают, что за звучание песен в кафе, салоне красоты или магазине нужно платить вознаграждение правообладателям, в противном случае это приводит к нарушению авторских прав. Чтобы включать записи или просто радиостанцию, необходимо заключить лицензионный договор.

Платить за музыку надо независимо от того, платный вход в заведение для слушателей или бесплатный.

Исключительное право на текст песни и музыку действует в течение всей жизни автора и еще на протяжении 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Право на исполнение и фонограмму охраняется в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет. Отсчет начинают с 1 января года, следующего за тем, в котором исполнили песню либо сделали ее запись. По истечении этих сроков произведение, фонограмма переходят в общественное достояние.

В Минкультуры РФ в сфере авторских прав на публичное исполнение музыки аккредитованы две организации: Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Первая собирает вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм, вторая – в пользу авторов.

Права на видео

В соответствии со статьей 1257 ГК РФ Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Составителей сборников

Авторское право на сборники произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права, как-то: законов, судебных решений, иных официальных документов, произведений народного творчества, авторы которых неизвестны, древних актов и памятников, а также иных произведений, не охраняемых авторским правом, принадлежит составителям сборников, если они подвергли включенный в сборник материал самостоятельной обработке или систематизации.

Такое же право принадлежит гражданам, самостоятельно обработавшим отдельные произведения указанного рода. Это право не препятствует другим гражданам выпускать в свет те же произведения, если они их самостоятельно систематизировали или обработали. Составитель сборника, обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения, являющиеся предметом чьего-либо авторского права, пользуется авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов этих произведений.

Переводчика

Использования авторских прав и их управление

Использование произведения может осуществляться на основании лицензионного договора, согласно которому одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме. В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.

Лицензионный договор может предусматривать (ст. 1236 ГК РФ):

  1. предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);
  2. предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

Передача авторских прав

Согласно ст. 30 Закона РФ от 9 июля 1993 г. №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав, на основе авторского договора о передаче неисключительных прав или на основании авторского договора заказа, причем правовое регулирование последнего осуществляется ст. 33 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Автор может передать свои права на время или уступить их. Различие между передачей прав и уступкой состоит в том, что в первом случае автор предоставляет права на время меньшее срока охраны авторского права. Во втором же случае автор предоставляет права на все время действия своих исключительных имущественных прав. С определенной долей условности можно передачу прав сравнить с арендой (арендованное имущество рано или поздно вернется к арендодателю), а уступку — с продажей (при продаже имущество выбывает из собственности продавца навсегда).

Коллективное управление

Коллективное управление авторскими правами и смежными правами предназначено для более эффективного осуществления и защиты интеллектуальных прав. Это достигается за счет наделения специально созданных организаций полномочиями выдавать лицензии, собирать вознаграждение и предъявлять иски в интересах авторов, которые в свою очередь могут сосредоточиться на творчестве.

В соответствии с п.1 ст. 1242 ГК РФ, организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами могут быть только основанные на членстве (корпоративные) некоммерческие юридические лица. Как правило, такие организации создаются в правовой форме общественной организации, хотя не исключен и вариант с ассоциациями (союзами), включая некоммерческие партнерства. При этом активно обсуждаются изменения в законодательство, которые позволят создавать организации в форме коммерческих юридических лиц.

Наиболее известные российские организации коллективного управления авторскими правами : Профессиональный союз деятелей культуры «Российское Авторское Общество» (РАО), Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (ВОИС) и «Российский Союз Правообладателей» (РСП).

Нарушение авторских прав

  1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав
  2. Административная ответственность за нарушение авторских прав
  3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Выделяют чаще всего следующие незаконные действия в их отношении:

  1. копирование (тиражирование книг, пластинок и др.);
  2. распространение произведения (прокат, продажу и др.);
  3. публичную демонстрацию;
  4. публичное исполнение произведения в концертных залах, театрах и т. д.;
  5. трансляцию его по радио, телевидению и т. д.;
  6. перевод произведения на другие языки; переработку произведения (плагиат).

Авторские права в ютуб

Самое частое нарушение на Youtube считается «Совпадение со сторонним содержанием» - это значит, что в вашем ролике использовалась нелицензионная музыка или часть видео уже выложенного ранее в Ютубе, без добросовестного использования, выразившегося в указании, что данная информация заимствована из такого-то источника. Это категорически запрещается.

Защита авторских прав

В последнее время, когда интернет технологии стали так активно развиваться, особое значение уделяется такой категории правоотношений, как защита авторских прав. Это связано с тем, что массовая доступность к информации и трудам интеллектуальной собственности стали порождать у некоторых пользователей желание использовать ранее опубликованные материалы в собственных корыстных целях.

Как правило, охрана авторских прав осуществляется в соответствии с законом «об авторских правах и интеллектуальной собственности», поэтому особым спросом стали пользоваться услуги специалистов этой новой для России области правоотношений.

Касаясь конкретики можно заметить, что авторское право и его объекты разделяются по нескольким категориям: неимущественные и имущественные, неисключительные и исключительные. Стоит также отметить, что исключительные права на какой-либо объект интеллектуальной собственности подразумевают принадлежность лишь к единоличному правопользованию. Когда осуществляется защита авторских и смежных прав, особое значение имеют договора о передаче права на использование, так как в некоторых из них может быть юридическая подоплека, приводящая к нарушению прав, но на законных основаниях.

Если нарушены права юридического лица с экономической выгодой, то защита в арбитраже осуществляется в соответствии с законодательством о правах и арбитражным кодексом. Вообще арбитраж услуги адвоката в последнее время стали приобретать особенный спрос, так как люди стали больше обращать внимание на нарушение своих законных прав и стараться отстаивать интересы при помощи судебных инстанций.