Ведение земельного баланса, как одна из профессиональных компетенций (ПК1.1) при подготовке специалистов в сфере управления земельно-имущественным комплексом. Земельный баланс Алгоритм составления земельного баланса

ГЛАВА 3. ЗЕМЕЛЬНЫЙ БАЛАНС ТЕРРИТОРИИ

Пример составления земельного баланса территории

Понятие и назначение земельного баланса территории

Земельный баланс система земельно-отчетных документов, которая охватывает земельный фонд в пределах всех административно-территориальных единиц. Земельный баланс составляют сельские, поселковые и городские советы, они его рассматривают, утверждают на своих сессиях и представляют в установленные сроки для учета в земельном балансе района, области, страны. Его основная задача - анализ состояния и использования земельного фонда в поселениях, административных районах, субъектах Российской Федерации и в Российской Федерации в целом.

Земельный баланс содержит характеристику земельного фонда по категориям, землепользователями и собственниками, качественному состоянию и оценке земель . Земельный баланс отражает изменения в использовании земель за отчетный период. Особое внимание уделяется достоверности представленных сведений. При этом документально оформляют и обосновывают изменения в общих размерах землевладений и землепользований, а также в составе угодий и их качественном состоянии. В случае изменения площадей сельскохозяйственных угодий или их качества в земельном балансе отражают фактические площади и состояние угодий.

Формируют государственный земельный баланс в соответствии с принципами ведения земельного учета, инфицированности, непрерывности, совместимости, автоматизации, преобразования, комплексности, полноты охвата всего земельного фонда в границах российской Федерации.

Баланс земельных угодий - перечень данных, определяющих наличие и изменение земельных угодий по категориям земель и видам угодий.

Баланс городской территории - распределение территории в установленных границах города по форме освоения и использования; городская территория делится на освоенную территорию, городские угодья, земли спец. назначения; освоенная территория состоит из застроенной, предназначенной для застройки территории и земель общего пользования.



Порядок составления земельного баланса территории

Отчет о наличии и состоянии земель характеризует территории в их границах, и формируют его на основе информации, накопленной в Государственном земельном кадастре в результате внесения сведений о состоянии и использовании земельных участков, их площади, местоположении, экономических и качественных характеристиках на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований.

Отчет о наличии и распределении земель субъекта Российской Федерации представляет в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, его территориальный орган по субъекту Российской Федерации. Отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям составляют в соответствии с Федеральным законом «О Государственном земельном кадастре», положением о Федеральной службе земельного кадастра России, постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель», а также в соответствии с требованиями закона Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности». Отчет подписывает руководитель территориального органа. Вместе с отчетом предоставляют решение соответствующего органа управления региона о рассмотрении отчета.

Отчет о наличии и распределении земель составляют периодически (один раз в год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным) на основании изменений, имеющих юридическую силу. Периодичность составления отчета позволяет отследить количественные и качественные изменения, произошедшие с земельным фондом в течение года, определить эффективность принятых мер по устранению нарушений земельного законодательства при предоставлении земель и их использовании.

Главный принцип построения всех форм, входящих в отчет и документацию по ведению текущего учета земель, - это принцип баланса . В структуре баланса все элементы взаимозависимы и взаимоувязаны, изменение одного обязательно влечет изменение другого , и связь между показателями выражается в форме равенства итогов (в данном случае постоянной итоговой составляющей является площадь земельного фонда в границах территории ).

Земельный баланс может составляться в двух формах: полной (детальной) и сокращенной . Полная форма земельного баланса предусматривает отражение всех путей движения каждого вида земель. Такой баланс напоминает шахматную таблицу. Сокращенный вариант земельного баланса не предусматривает детализации изменений видов земель в составе земельного фонда.

В сокращенной форме земельный баланс составляют ежегодно по состоянию на 1 января следующего за отчетным года. Один раз в пять лет отчет составляют по полной форме. В этом случае основные документы дополняют данными качественной характеристики земельных угодий, загрязнении и рекультивации земель.

Основной принцип составления земельного баланса заключается в следующем: наличие площади каждого вида земель на начало периода плюс все виды поступления земель за весь период минус все виды выбытия земель за весь период равно наличию площади всех видов земель на конец периода.

Заполненные формы отчета о наличии и состоянии земельного фонда района (города) представляют собой земельный баланс района (города). Земельный баланс субъекта Российской Федерации получается путем свода земельных балансов районов (городов), входящих в границу субъекта Российской Федерации. Земельный баланс Российской Федерации получается путем свода земельных балансов субъектов Российской Федерации.

Земельный баланс включает следующие показатели:

Ø перечень (экспликацию) земель по видам;

Ø наличие площади каждого вида земель на начало периода;

Ø виды и площадь поступления земель за весь период;

Ø виды и площадь выбытия земель за период;

Ø наличие площади каждого вида земель на конец периода.

Перечень (название) земель, имеющихся в распоряжении юридического и физического лица, принято называть экспликацией .

При составлении земельного баланса используют информацию предприятий, организаций, учреждений, граждан о состоянии землевладений и землепользовании с учетом:

Ø изменений в составе земель,

Ø данных съемок и обновления картографических материалов,

Ø данных земельно-кадастровых документов и книг,

Ø земельного баланса предыдущего года,

Ø материалов почвенного, агрохимического, мелиоративного, геоботанического обследований,

Ø бонитировки почв и экономической оценки земель,

Ø данных государственного контроля за использованием земель,

Ø решений соответствующих органов об изъятии (выкупе) земельных участков,

Ø передачи их в собственность и предоставлении в пользование,

Ø данных инвентаризации земель,

Ø актов государственных комиссий по приемке в эксплуатацию новых мелиорированных земель,

Ø материалов графического учета текущих изменений и т.д.

Основные документы земельного баланса имеют единую форму для всех административно-территориальных единиц. При составлении этих документов информация предоставляется в целом в пределах населенных пунктов, а землепользователей и собственников земли в этих формах объединяют в группы:

Ø сельскохозяйственные предприятия,

Ø граждане, которым предоставлены земли в собственность и пользование,

Ø жилищно-эксплуатационные организации,

Ø учреждения культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, торговли, быта, общественные организации и др.,

Ø предприятия, организации, учреждения промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения,

Ø организации, учреждения природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения,

Ø лесохозяйственные предприятия,

Ø водохозяйственные предприятия,

Ø предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам,

Ø совместные предприятия, международные объединения и организации с участием украинских и иностранных юридических и физических лиц,

Ø земли государственной собственности, предоставленные в собственность или пользование (запас общего пользования, резервного фонда населенного пункта).

1. Информационно-правовой электронный справочник Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/

2. Информационно-правовой портал ГАРАНТ http://base.garant.ru

3. Закон Владимирской области от 11 марта 2010 года № 11-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области». http://docs.pravo.ru/document/view/15002963/55631125/

После завершения инвентаризации земель составляется земельный баланс поселения.

Для составления земельного баланса Логовского сельского поселения, осуществляется выборка площадей контуров земельных угодий из таблицы 3, с одновременным распределением площадей по категориям земель, видам угодий и формам собственности. Сумма площадей категорий земель в границах поселения, всегда должна равняться сумме площадей по видам угодий в границах поселения, таким образом, осуществляется контроль правильности составления земельного баланса.

Лабораторная работа 4. Установление черты населенного пункта.

Дать понятие земель населенных пунктов, описать порядок установления черты, состав земель населенных пунктов. Согласно варианту задания вычислить геодезические данные прохождения границы и общую площадь поселка Лог. Составить схему привязки к пунктам государственной геодезической сети, для перенесения черты населенного пункта на местность.

4.1. Понятие земель населенных пунктов и порядок установления их черты.

В Земельном кодексе Российской Федерации дано следующее понятие земель населенных пунктов.

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Границы городских и сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских и сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их пределы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Населенные пункты в Российской Федерации подразделяются на городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные населенные пункты).

В зависимости от численности населения, города и сельские населенные пункты подразделяются на:

сверхкрупные города (численность населения свыше 3 миллионов человек);

крупнейшие города (численность населения от 1 миллиона до 3 миллионов человек);

крупные города (численность населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек);

большие города (численность населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек);

средние города (численность населения от 50 тысяч до 100 тысяч человек);

малые города и поселки (численность населения до 50 тысяч человек);

крупные сельские населенные пункты (численность населения свыше 5 тысяч человек);

большие сельские населенные пункты (численность населения от 1 тысячи до 5 тысяч человек);

средние сельские населенные пункты (численность населения от 200 до 1 тысячи человек);

малые сельские населенные пункты (численность населения менее 200 человек).

Установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Установление черты населенного пункта может осуществляться в составе генерального плана поселения.

При установлении черты населенного пункта студент обязан знать, что в состав земель населенных пунктов входят земельные участки, отнесенные к следующим территориальным зонам:

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, индивидуальной, малоэтажной, среднеэтажной и многоэтажной застройки, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.

Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения.

Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими и иными производственными объектами.

Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры и т.д..

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами и правилами землепользования и застройки.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Перенесение черты населенного пункта в натуру осуществляется по геоданным таблицы 5.

Введение


Подготовка предложений по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества

Поскольку оценочная деятельность предполагает определение рыночной стоимости, то анализ наиболее эффективного использования выявляет наиболее прибыльный и конкурентоспособный вид использования конкретного объекта собственности.

Анализ наиболее эффективного использования проводится по нескольким альтернативным вариантам и включает следующие направления:

Рыночный анализ;

Анализ реализуемости варианта;

Анализ наиболее эффективного использования.

Перечисленные направления анализа предполагают комплексное изучение следующих вопросов.

Рыночный анализпредполагает определение спроса на варианты использования, альтернативные существующему, в целях изучения спроса и предложения, емкости рынка, динамики ставок арендной платы и т.д. по каждому варианту.

Анализ осуществимости предполагает расчет базовых составляющих стоимости: потока доходов и ставок капитализации для определения стоимости с учетом переменных параметров каждого юридически обоснованного и физически осуществимого варианта.



Анализ наиболее эффективного использованияпредполагает разработку детального плана реализации каждого варианта с рассмотрением конкретных участников рынка, сроков осуществления проекта, источников финансирования для выбора варианта, обеспечивающего максимальную продуктивность оцениваемого объекта.

Критерии анализа наиболее эффективного использования.Вариант наиболее эффективного использования оцениваемой недвижимости должен отвечать четырем критериям:

Юридической допустимости;

Физической осуществимости;

Финансовой обеспеченности;

Максимальной продуктивности.

Прием наиболее эффективного использования земельного участка как застроенного предполагает сохранение на анализируемом участке существующих строений. Вариант использования участка земли как застроенного имеет две основные разновидности:

1) сохранение существующего назначения оцениваемой недвижимости;

2) изменение существующего назначения оцениваемой недвижи­мости.

В обоих случаях рассматривается необходимость и возможность:

Сохранения существующего объема и качества предоставляемых недвижимостью услуг;

Проведения строительных работ по реконструкции зданий для повышения их класса и изменения ставок арендной платы;

Проведения строительных работ по расширению площадей за счет дополнительной пристройки или возведению дополнительных этажей;

Уменьшения существующих площадей за счет частичного сноса.

Сравнивая существующий вариант использования рас­положенных на земельном участке построек с оптимальным вариантом здания, отвечаем на следующие вопросы:

Целесообразно ли продолжать эксплуатировать здание В его нынешнем состоянии?

Какой вариант перестройки здания выбрать: реконструкцию, расширение, частичный снос?



Каким образом и в какие сроки окупятся расходы?

Наиболее оптимальный вариант использования строений обеспечит максимальную стоимость инвестиционно привлекательной недвижимости с учетом ставки доходности, определяемой в соответствии с риском выбранного варианта. Совершенно очевидно, что риски сохранения существующего способа использования недвижимости и различных вариантов перестройки будут неодинаковы.


Заключение

Я проходил производственную практику по ПМ.01. МБУ «Управления территориального планирования» г. Чебоксары с 16.03.2017 по 29.03.2017.

При прохождении производственной практики я изучил структуру предприятия, основные направления его деятельности, а также документацию, регламентирующую деятельность предприятия.

Также в ходе прохождении практики мною были выполнены следующие задачи:

1. Составление земельного баланса района (муниципального образования)

2. Осуществлять сбор информации, вводить ее в базу данных геоинформационных систем для последующего использования в профессиональной деятельности

3. Составление документации, необходимой для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий

4. Подготовка предложений по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества

5. Участие в проектировании и анализе социально-экономического развития территории

6. Осуществление мониторинга земель территории

В рамках выполнения индивидуального задания мною был изучен вопрос контроля над соблюдением законодательства в области охраны земель и экологической безопасности при реализации проектов по эксплуатации и развитию территорий Калининского района г. Чебоксары. Было установлено, что в целях осуществления такого контроля на основании указания ГУВО МВД России № 36/4009 по городу Чебоксары Чувашской Республики был предоставлен график проведения комиссионных обследований критически важных и потенциально опасных объектов, расположенных в Калининском районе города Чебоксары, на первый квартал 2017 года.

Приложение А


Приложение Б

Введение

Производственная практика является одной из неотъемлемых частей подготовки квалифицированных специалистов всех специальностей, в том числе и в области земельно-имущественных отношений. Во время прохождения практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по избранной специальности.

Основной целью производственной практики является практическое закрепление теоретических знаний, полученных в ходе обучения. Основным результатом данной работы является отчет о прохождении практики, в котором собраны все результаты деятельности за период прохождения практики.

При прохождении практики нам предстоит выполнить ряд задач:

1. Составление земельного баланса района (муниципального образования)

2. Осуществлять сбор информации, вводить ее в базу данных геоинформационных систем для последующего использования в профессиональной деятельности

3. Составление документации, необходимой для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий

4. Подготовка предложений по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества

5. Участие в проектировании и анализе социально-экономического развития территории

6. Осуществление мониторинга земель территории

Отчет содержит 1 рисунок, 3 диаграммы, 2 приложения, 33 листа.


Составление земельного баланса района

Земельный баланс ‑ система земельно-отчетных документов, которая охватывает земельный фонд в пределах всех административно-территориальных единиц. Земельный баланс составляют сельские, поселковые и городские советы, они его рассматривают, утверждают на своих сессиях и представляют в установленные сроки для учета в земельном балансе района, области, страны. Его основная задача - анализ состояния и использования земельного фонда в поселениях, административных районах, субъектах Российской Федерации и в Российской Федерации в целом.

Земельный баланс содержит характеристику земельного фонда по категориям, землепользователями и собственниками, качественному состоянию и оценке земель. Земельный баланс отражает изменения в использовании земель за отчетный период. Особое внимание уделяется достоверности представленных сведений. При этом документально оформляют и обосновывают изменения в общих размерах землевладений и землепользований, а также в составе угодий и их качественном состоянии. В случае изменения площадей сельскохозяйственных угодий или их качества в земельном балансе отражают фактические площади и состояние угодий.

Формируют государственный земельный баланс в соответствии со следующими принципами:

Ведения земельного учета;

Инфицированности, непрерывности;

Совместимости, автоматизации;

Преобразования;

Комплексности;

Полноты охвата всего земельного фонда в границах российской Федерации.

Отчет о наличии и состоянии земель характеризует территории в их границах, и формируют его на основе информации, накопленной в Государственном земельном кадастре в результате внесения сведений о состоянии и использовании земельных участков, их площади, местоположении, экономических и качественных характеристиках на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований.

В сокращенной форме земельный баланс составляют ежегодно по состоянию на 1 января следующего за отчетным годом. Один раз в пять лет отчет составляют по полной форме. В этом случае основные документы дополняют данными качественной характеристики земельных угодий, загрязнении и рекультивации земель.

Общая площадь земельного фонда Чувашской Республики за 2016 год составила 1834,5 тыс. га. Наибольшую площадь занимают земли сельскохозяйственного назначения, которые составляют 55%.

Распределение земельного фонда Чувашской Республики по категориям (в процентах) приведено в виде диаграммы на рисунке 1.

Диаграмма1 ‑ Распределение земельного фонда города Чебоксары

Из данных диаграммы следует, что наибольший удельный вес в структуре земельного баланса составляют земли с/х назначения ‑ 55%, значительный удельный вес составляют земли лесного фонда ‑ 32,49%. Наименьший удельный вес в структуре земельного баланса города Чебоксары Чувашской Республики занимают земли запаса ‑ 0,06%. Земли населенных пунктов занимают 7,6%.

Структура распределения земельного фонда по угодьям представлена в диаграмме 2.

Диаграмма 2 - Распределение земель на территории республики по видам угодий

Из данных диаграммы 2 следует, что наибольший удельный вес в структуре занимают земли застроек ‑ 75%. Лесные площади занимают 7% в структуре земельных угодий. Значительное место занимают земли под дорогами - 10%.

На диаграмме 3 представлены данные о распределении земель города Чебоксары по собственности.

По состоянию на 1 января 2016 года в структуре земельного фонда города Чебоксары на долю земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, приходится 65 % земельного фонда.

В собственности граждан находятся 34,1 % земельного фонда. Это, прежде всего, земельные доли граждан в сельскохозяйственных предприятиях и организациях, а также земли, используемые гражданами для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома.

В собственности юридических лиц находятся 0,9 % земельного фонда.

Диаграмма 3 - Распределение земель на территории республики по собственникам

Введение
1. Характеристика структуры и видов деятельности организации
2. Документы, используемые при формировании земельного баланса в пределах административно – территориальной единицы
3. Практические примеры перевода земель из одной категории в другую
4. Землеустроительные работы, их оформление
5. Благоустройство и озеленение на примере определенной территории
6. Документация в области охраны земель
7. Формирование санитарно – защитных и рекреационных зон на примере определенной территории
Заключение
Библиографический список
Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Руководителем практики от факультета СПО являлся старший преподаватель Минаев Вадим Борисович.

Руководителем практики от организации являлся начальник отдела кадров Кузнецова Марина Геннадьевна.

Практика имеет цель комплексного освоения обучающимся всех видов профессиональной деятельности по специальности среднего профессионального образования, формирования общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности, а также соблюдение устава организации.

Производственная практика включает в себя практику по профилю специальности. Она направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессионального модуля.

Целью производственной практики является закрепление и углубление знаний и умений, полученных в ходе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Задачи производственной практики:

1. Ознакомление со спецификой работы организации (предприятия), его структурой, основными функциями производственных и управленческих подразделений;

2. Изучение внешних и внутренних нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность организации (предприятия);



3. Ознакомление с организацией обработки информационных массивов и потоков с использованием современных компьютерных технологий и телекоммуникационных систем, изучение используемых на предприятии средств программного обеспечения;

4. Формирование у студентов навыков практической работы посредством участия в повседневной деятельности служб и подразделений организации (предприятия).

Полученные в результате прохождения практики знания и данные представлены в отчете.

ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Производственная практика проходила в государственном автономном учреждении Оренбургской области «Оренбургский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», которое находится по адресу Шарлыкское шоссе 1/2. Директором Оренбургского областного многофункционального центра является А. П. Шабельников.

«Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» создан 20 мая 2010 года в соответствии с постановлением правительства Оренбургской области №85 – п от 19 февраля 2010 года «О создании государственного автономного учреждения Оренбургской области «Оренбургский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в рамках проведения административной реформы в Российской Федерации».

Учредителем государственного автономного учреждения Оренбургской области «Оренбургский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» является Оренбургская область. Полномочия учредителя осуществляются министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.

Многофункциональный центр Оренбургской области располагается на базе торгово – развлекательного комплекса МОЛЛ «Армада», является одним из крупнейших в Российской Федерации.

ДОКУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО БАЛАНСА В ПРЕДЕЛАХ АДМИНИСТРАТИВНО – ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫ

Земельный баланс – система земельно – отчетных документов, которая охватывает земельный фонд в пределах всех административно – территориальных единиц. Земельный баланс составляют сельские, поселковые и городские советы, они его рассматривают, утверждают на своих сессиях и представляют в установленные сроки для учета в земельном балансе района, области, страны (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Земельный баланс составляют ежегодно по состоянию на 1 января следующего за отчетным года. Он содержит характеристику земельного фонда по категориям, землепользователями и собственниками, качественному состоянию и оценке земель. Земельный баланс отражает изменения в использовании земель за отчетный период. Особое внимание уделяется достоверности представленных сведений. При этом документально оформляют и обосновывают изменения в общих размерах землевладений и землепользований, а также в составе угодий и их качественном состоянии. В случае изменения площадей сельскохозяйственных угодий или их качества в земельном балансе отражают фактические площади и состояние угодий .

При составлении земельного баланса используют информацию предприятий, организаций, учреждений, граждан о состоянии землевладений и землепользовании с учетом:

1. Изменений в составе земель;

2. Данных съемок и обновления картографических материалов;

3. Данных земельно – кадастровых документов и книг;

4. Земельного баланса предыдущего года;

5. Материалов почвенного, агрохимического, мелиоративного, геоботанического обследований;

6. Бонитировки почв и экономической оценки земель;

7. Данных государственного контроля за использованием земель;

8. Решений соответствующих органов об изъятии (выкупе) земельных участков;

9. Передачи их в собственность и предоставлении в пользование;

10. Данных инвентаризации земель;

11. Актов государственных комиссий по приемке в эксплуатацию новых мелиорированных земель;

12. Материалов графического учета текущих изменений и так далее.

Основные документы земельного баланса: отчет о наличии земель и распределении их между землепользователями, собственниками земли и угодьями (форма 6 – зем). Аналогичные отчеты составляют для орошаемых (форма 6 – зем) и осушенных земель (форма 6б – зем). К отчетов форм 6 – зем, 6 – зем, 6б – зем подают приложения, среди которых справка об изменении площадей сельскохозяйственных угодий всех категорий земель (с землями в собственности и пользовании граждан включительно), отчет о земле, отведенной предприятиям, организациям и учреждениям для несельскохозяйственных нужд в постоянное и временное пользование, отчет о возвращении предприятиям, организациям и учреждениям земель, предоставленных для несельскохозяйственных нужд, пояснительная записка, решение соответствующего совета народных депутатов об утверждении отчета с предложениями по устранению недостатков в использовании земель и тому подобное. Основные документы земельного баланса имеют единую форму для всех административно – территориальных единиц.

Качественная характеристика земель в земельном балансе подается один раз в пять лет, а оценка – по результатам последних работ, которые должны проводиться также один раз в пять лет.

Земельный баланс включает следующие показатели:

1. Перечень (экспликацию) земель по видам;

2. Наличие площади каждого вида земель на начало периода;

3. Виды и площадь поступления земель за весь период;

4. Виды и площадь выбытия земель за период;

5. Наличие площади каждого вида земель на конец периода.

Перечень (название) земель, имеющихся в распоряжении юридического и физического лица, принято называть экспликацией.

Основной принцип составления земельного баланса заключается в следующем: наличие площади каждого вида земель на начало периода плюс все виды поступления земель за весь период минус все виды выбытия земель за весь период равно наличию площади всех видов земель на конец периода.

Земельный баланс является важнейшим земельно – учетным документом, способствующим соблюдению и поддержанию землеустроительного элементарного порядка в землепользовании любой организации агропромышленного комплекса. Объективно разработанный земельный баланс может быть использован в качестве источника информации для расчета и оценки показателей, характеризующих наличие, состав, движение (трансформацию) земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «НИНХ»

Бизнес-колледж

Курсовая работа

МДК.01.01. Управление территориями и недвижимым имуществом

ПМ.01 УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

Составление земельного баланса муниципального образования (определенного района)

выполнил студент: Вакулов Сергей Сергеевич

курс 2 группа225

специальность Земельно-имущественные отношения

дата регистрации деканатом___________

проверил: Манжалей Валентина Николаевна (Ф.И.О. преподавателя)

оценка_____________________________

Введение 3

1. Организация территории муниципального образования (района) 5

1.1. Относительная устойчивость территории 5

1.2. Методы управление земельными ресурсами 8

1.3. Административная ответственность за земельные правонарушения 11

2. Земельный баланс муниципального образования (района) 16

2.1. Нормативно-правовые акты, действующие на территории 19

2.2. Функциональное зонирование территории муниципального

образования (района)

2.3. Баланс территории муниципального образования 23

Заключение 26

Используемая литература 27

Введение

Цель работы: Обеспечение устойчивого развития муниципального образования (района).

Исходные данные: План муниципального образования (района) масштаба 1:500. В процессе длительной мировой истории городской цивилизации сложилась особая группа земель населенных пунктов – городские земли, формирующиеся под воздействием всего многообразия факторов городской среды. Как один из итогов тысячелетнего существования и развития городских поселений в России, здесь также, в русле общемировой тенденции, выделяется группа городских земель в составе категории земель населенных пунктов.

Определённое место в составе земель населённых пунктов занимают лесные земли и земли под дорогами (по 10%), наличие прочих угодий не столь значительно. К сожалению, система учёта земель, принятая в Роснедвижимости, не позволяет получать сведения о распределении земель по угодьям отдельно для земель городских и для земель сельских населённых пунктов, очевидно, весьма различающихся по составу.

В соответствии с действующим земельным законодательством, в правовом отношении под городскими землями (землями городов) следует понимать часть земель, отнесенных к категории земель населенных пунктов и находящихся в пределах границ городских округов. Таким образом, объектом оценки состояния, мониторинга и охраны городских земель являются все земли, расположенные в границах города и составляющие городской земельный фонд. Городские земли, как и земли в широком смысле понятия, следует рассматривать, в соответствии с современными представлениями, как основу жизни и деятельности населения города с трех позиций:

    как природный (природно-антропогенный) объект, важнейший компонент окружающей среды;

    как природный (природно-антропогенный) ресурс, используемый для размещения населения и осуществления его хозяйственной и иной деятельности;

    как объект земельно-имущественных отношений, компонент недвижимого имущества, являющийся объектом имущественного (вещного) права. Городские земли - важнейшая часть городской среды, верхняя часть земной коры, характеризующаяся пространством и рядом других важных компонентов (рельефом, климатом, почвами, растительностью, недрами, водами, строениями, сооружениями и коммуникациями), отграниченная от прочих земель и являющаяся базисом для проживания, труда и отдыха населения и для размещения и функционирования производственных и иных предприятий, организаций и учреждений.

В земле­устроительной науке и практике принято следующее определение:

«Земля – это поверхность суши, природный ресурс, характеризующийся пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, а также объект социально-экономических отношений, являющихся главным средством производства в сельском хозяйстве и пространственным базисом размещения и развития всех отраслей народного хозяйства».

Территория – это определенная часть пространства, с соответствующим социальным, природным, экономическим, инфраструктурным, культурно-историческим потенциалом страны, которая находится в юрисдикции государственных или местных органов власти.

Земельный баланс – система земельно-отчетных документов, которая охватывает земельный фонд в пределах всех административно-территориальных единиц. Земельный баланс составляют сельские, поселковые и городские советы, они его рассматривают, утверждают и представляют в установленные сроки для учета в земельном балансе района, области, страны.

Землеустройство – это соци­ально-экономический процесс целенаправленной организации территории и средств производства, неразрывно связанных с землей, происходящий под воздействием наличных производитель­ных сил и производственных отношений; в узком смысле - это действия (мероприятия), осуществляемые государством, земле­владельцами и землепользователями по наведению порядка в ис­пользовании и охране земель.

Муниципальное образование - территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно или через выборные, и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.